Конспект развитие речи осенние мотивы старшая группа. Конспект нод по развитию речи в подготовительной к школе группе «осенние мотивы

Цель. Учить детей рассматривать рисунки в книгах, объяснять, почему понравилась та или иная иллюстрация.

Предварительная работа. Накануне педагог обращает внимание детей на небольшую выставку книг на тему осени. Просит запомнить или отметить закладками понравившиеся рисунки.

Ход занятия

Воспитатель интересуется у детей, понравилось ли им рассматривать картинки в книгах.

«Я даже вижу в книгах закладки, – замечает педагог. – Я рада, что вы, будущие школьники, ответственно относитесь к выполнению моих просьб и заданий. А уметь рассматривать рисунки – дело очень нужное и совсем не простое. Итак, чьи закладки в этой книге?»

Воспитатель приглашает к своему столу ребенка, и тот объясняет свой выбор. Если на этой странице не одна закладка, к столу выходит второй ребенок и дополняет ответ товарища.

Педагог заслушивает всех желающих. Отмечает наблюдательность детей. По ходу рассказа ребенка воспитатель следит за его речью, подсказывает нужные слова, помогает правильно построить предложения.

Воспитатель говорит, что многие рисунки, которые понравились детям, ему тоже приглянулись, как, например, иллюстрация из книги «Осенние стихи».

«Я еще обратила внимание на цвета на этом рисунке, – говорит педагог, – розовый куст, ставший наполовину золотистым, сиреневая дымка (просинь) между деревьями, еле заметная желтоватая тропинка около убранного поля, на котором собирают опавшие зерна две осторожные вороны».

Загадки про осень

Солнца нет, на небе тучи,
Ветер вредный и колючий,
Дует так, спасенья нет!
Что такое? Дай ответ!
(Поздняя осень)

Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад -
Это просто…
(листопад)

Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла…
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно …
(Листопад)

Ветки в парке шелестят,
Сбрасывают свой наряд.
Он у дуба и березки
Разноцветный, яркий, броский.
(Листопад)

Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто …
(Листопад)

Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
(Осенний лист)

Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает?
(дождь)

Ветер тучу позовет,
Туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ
Моросит холодный…
(дождь)

Шел долговяз, в сырую землю увяз.
(дождь)

Крупно, дробно зачастило, И всю землю намочило.
(дождь)

Он идет, а мы бежим,
Он догонит все равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно,
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг!
(дождь)

Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется,
Во мгле,
Только ноги на земле.
(Дождь)

Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это - …
(Дождь)

В сером небе низко
Тучи ходят близко,
Закрывают горизонт.
Будет дождь.
Мы взяли… (зонт)

Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду… (лужи)

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»

Образовательные цели:

  • Систематизировать и закреплять знания детей об осени и осенних явлениях природы.
  • Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях.
  • Познакомить детей с периодами осени и осенними месяцами.

Развивающие цели:

Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством связной речи, логического мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений.

Воспитательные цели:

Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

Предварительная работа:

  • Чтение стихотворений об осени: Ф.И. Тютчева, П.М. Плещеева,

С. Есенина, А. Майкова.

  • Наблюдение за изменением окраски листьев деревьев на прогулке.
  • Повторение упражнений общей артикуляционной гимнастики.

Конспект занятия по теме: «Осень»

Ход занятия:

1. Организационный момент. (Объявление темы занятия. Создание эмоционального фона.)

Педагог читает стихотворение:

Осень

Что такое, что случилось?

Почему-то вся листва

Завертелось, закружилась

И на землю опустилась.

Солнце лучиком блеснуло

И за тучки улеглось.

Потому что белым днем,

Небо брызнуло дождем!

(Т.Павлова)

2. Беседа по вопросам: (Цель: закреплять знания детей о разных периодах осени и осенних месяцах)

О каком времени года говорится в стихотворении?

Назовите осенние месяцы. (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Сколько осенних месяцев вы назвали? (Мы назвали три осенних месяца)

- Какой месяц обозначает начало осени? (Начало осени обозначает сентябрь)

- Как можно назвать осень в сентябре? (Ранняя осень,)

Какой месяц обозначает середину осени? (Середина осени называется золотой)

Как можно назвать осень в ноябре? (Поздняя осень)

3. Игра «Подбери слова-действие». (учить подбирать слова-действия к названиям растений, птиц)

Лист (Что делает?) - желтеет, вянет, опадает, сохнет, шуршит, шелестит.

Птицы (Что делают?) - улетают, перелетают, курлыкают, поют.

Дождь (Что делает?) – моросит, льет, идет, капает.

Ветер (Что делает?) – тучи разгоняет,

4. Игра «Близкие слова». (Цель: закреплять умения детей подбирать синонимы к словам; развивать точность выражения мыслей при составлении предложений)

Осенью дни пасмурные, ….. (серые, унылые…)

Осенью часто погода бывает холодной,….. (ветреной, дождливой…)

Осенью настроение грустное,….. (печальное, тоскливое …)

Осенью дожди частые, ….. (холодные, проливные …)

Небо покрывают серые тучи, ….. (темные, дождливые… )

В начале осени бывают ясные дни, ….. (безоблачные, светлые…)

Поздней осенью на улице холодно, ….. (пасмурно, ветрено…)

5. Физкультминутка

6. Педагог выставляет на мольберт картину И.С. Остроухова «Золотая осень».

Беседа по картине.

Посмотрите на картину русского художника «Золотая осень». Написал ее И. Остроухов.

Какое время года видите? (На картине изображена осень )

Какие листья на деревьях? (На деревьях желтые, зеленые, красные листья )

Почему картина называется «Золотая Осень» (Потому, что желтые листья похожи на золотые монетки)

Что обозначает слово «листопад»? (Листопад – это когда падают с деревьев листочки)

Педагог. Молодцы.

7. Отгадайте загадки

Кто всю ночь по крыше бьет,

Да постукивает,

И бормочет, и поет,

Убаюкивает?

(Дождь )

Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает?

(Осенью)

Солнце светит иногда,

Тучи на небе всегда.

Дождь поливает.

Когда это бывает?

(Осенью )

Без рук, без ног,

А окна открывает

(Ветер )

Педагог. Молодцы! Все загадки отгадали.

8. Работа в тетради.

Педагог. Откройте тетради на странице 4 .Что вы видите в ее верхней части?

Дети. Букву Е, изображение ежей и енота.

Педагог. Верно. Раскрасьте большую и маленькую буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется?

Дети. Красный, потому что Е – гласная буква. (раскрашивают)

Педагог. Теперь подумайте, как правильно раскрасить картинки, и раскрасьте их. (дети выполняют задание).

Педагог. Положите цветные карандаши и возьмите ручки, давайте напишем букву Е. Посмотрите, как я сделаю это на доске. Сначала я напишу сверху вниз одну длинную палочку, потом на верху маленькую палочку, внизу маленькую палочку и по середине маленькую палочку. Напишите четыре больших буквы и четыре маленьких по точкам.

9. Итог занятия.

Педагог предлагает рассказать детям о том, что они сегодня делали, какие игры им понравились. Кто занимался лучше всех, а кому нужно быть активнее и внимательнее.


Татьяна Евстафьева
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Осенние мотивы»

Конспект

Конспект интегрированного занятия по развитию речи

в подготовительной к школе группе . тема : «ОСЕННИЕ МОТИВЫ »

Программное содержание : продолжать развивать обобщенные представления о последовательности (цикличности) изменений в природе осенью , признаках осени .

Вызвать восхищение осенней природой , поэзией; активизировать (обогащать) словарь детей, формировать осознанное отношение к красоте и звучности русского языка.

Воспитывать чувство красоты, гармонии и любви к окружающему миру средствами поэзии.

Коррекционный-образовательные цели.

Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе.

Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях.

Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными суффиксами (дубок, березка, сложными словами (листопад) .

Расширение представления о переносном значении слова золотая (золотая осень ) .

Развивать воображение , способность формировать иллюстративный образ строки прочитанного стихотворения и образное представление стихотворения в целом, в виде графической картинки.

Ход занятия .

Дети входят в группу . Звучит музыка Чайковского «Октябрь» .

Здравствуйте, гости! Здравствуйте, дети! Каждый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим возьмемся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку приходит доброта (воспитатель берет в руки зажженную свечу) . Посмотрите, какая искорка зажглась от наших сердец. Посмотрите, как стало все вокруг ярко и красиво. У вас радостное настроение?

Вот и хорошо. Давайте мы нашу искорку поставим и она будет освещать нам все занятие .

(Дети рассаживаются на стульчики)

Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто.

(Листопад)

В какое время года мы наблюдаем это явление природы? (Осенью )

Сегодня мы с вами продолжим разговор об осени , о том какие у неё есть периоды, послушаем стихи, которые посвящали ей поэты. А кто такие поэты?

Ответы детей.

Каких поэтов вы знаете? (А. Барто, С. Михалков, С. Маршак, А. С. Пушкин, К. Бальмонт, А. Плещеев, Волошин.)

А теперь ответьте на вопрос :

Какой первый месяц осени ? А последний? Второй?

У осени три периода . Какие? (Ранняя, золотая, поздняя) .

Насладимся красотой осеннего леса , прослушав стихотворение поэта И. Бодраченко

Осенний лес .

В тёмный лес дремучий заглянула осень ,

Сколько свежих шишек у зелёных сосен .

Сколько алых ягод у лесной рябинки,

Выросли волнушки прямо на тропинке.

И среди брусники на зелёной кочке,

Вылез гриб-грибочек в красненьком платочке.

Разыгрался ветер на лесной поляне,

Закружил осинку в красном сарафане.

И листок с берёзы золотистой пчёлкой,

Вьётся и летает над колючей ёлкой.

(Авт. И. Бодраченко.)

О каких признаках осени пишет поэт в этом стихотворении? (Выросли волнушки, алые ягоды у лесной рябинки, созрела брусника)

Признаки какой осени вы перечислили ? (Ранней) .

-Отгадайте загадку :

Седой дедушка у ворот

Всем глаза заволок. (Туман)

Физминутка «Туман»

Загадка : Падают с ветки золотые монетки

Землю покрывают, когда это бывает?

О какой поре осени загадка ?

Послушаем стихотворение К. Бальмонта «Осень »

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.

А в этом стих-и какие признаки осени вам запомнились ? (Ответы детей) .

Какая пора осени ?

Ой, ребята, посмотрите, сколько здесь листочков. Каждый из вас возьмет 1 листок, вспомнит и назовет его, а затем ласково деревце, с которого он упал.

Молодцы, справились с заданием.

А теперь послушаем стихотворение А. С. Пушкина.

Уж небо осенью дышало ,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу : приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Вы внимательно слушали? Скажите,что же происходит в природе поздней осенью ? (Ответы детей) .

Поиграем в игру «Грибники» .

Дети : Мы идем, идем, идем. Мы грибы сейчас найдем.

Под листочком, под травинкой, на пенечке под осинкой.

Вот и гриб не зевай, а быстрей его хватай.

Ребята, а что это за коробочка? Посмотрим, для кого она и что в ней?

Группе «Почемучки» детского сада «Рябинушка» . Значит нам!

Здесь какие то картинки, иллюстрации и задание : «Посмотрите на картинки и определите на какой из них изображена ранняя, золотая и поздняя осень . Расставьте их именно в такой последовательности.

Что вам помогло правильно выполнить задание?-(Приметы ранней, золотой и поздней осени . Преобладание цвета : зеленого, желтого и белого или серебристого).

За то,что вы правильно справились с заданием вам в подарок новая книга поэта…

Я вам прочитаю одно стихотворение, которое называется «.»

Понравилось? А теперь попробуем изобразить наши впечатления от стихотворения.

Еще раз послушайте внимательно стих. Как вы себе представляете первую строчку? Рисуем.

А вторую?.

Молодцы! Кто из вас прочитает стихотворение по схеме-рисунку?

1 или 2 ребенка читают стих.

А сейчас поиграем с листочком в игру : «Если бы не было осени » .

Вос-ль. – По вашим ответам я поняла, что осень вам нравится и без осени никак не обойтись , потому что в природе все взаимосвязано.

А теперь я хочу предложить вам сплести красивую паутинку, пусть она вам будет напоминать о замечательной золотой поре осени .

Давайте полюбуемся на узоры ваших паутинок.

Я люблю тебя, осень , за красу небывалую,

За нарядные листья и тепло запоздалое,

За страду урожайную, паутину летящую,

За грибы и за дождик, за печаль настоящую,

За лазурную просинь, за седые туманы

И за плавно бегущие облаков караваны.

Я люблю тебя, осень , и как Пушкин мечтаю-

Красоту своей области я в стихах воспеваю.

ГБОУ Школа 1375 ДО №6 Москва.

«Осень»

Конспект занятия развитие речи в подготовительной группе… Цель: обогатить речь детей…

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»

Цели:

1.Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством связной речи, логического мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений.
2.Систематизировать и закреплять представления детей об осени и осенних явлениях природы.
3.Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, добрый день ребята. Подойдите, пожалуйста, ко мне.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы подумайте и скажите, о каком времени года говорится в стихотворении.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
(И.Бунин)

Дети:Это осень!
Звучит мелодия П. И. Чайковского «Осень»
Воспитатель: Послушайте, какая красивая, спокойная музыка звучит. Эту мелодию композитор Петр Ильич Чайковский так и назвал «Осень». Сегодня мы постараемся вспомнить об осени важное, красивое и интересное.
И сейчас я вас приглашаю на экскурсию в парк и посмотрим с вами что же происходит осенью в природе.
Дети садятся.

Беседа по слайдам (9 шт.).

– Какое время года нарисовано на картине? – Осень.
— Какие осенние месяцы вы знаете? – Сентябрь, октябрь, ноябрь.
– Какие листья на деревьях? – Желтые.
– Почему картина называется золотая осень? – Все желтое как золото.

Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк)

— Кто еще хочет что-нибудь добавить? (Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые)
— Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны)
— Что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края)
— А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными)
— А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше)
— Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком, и, чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки)
— Верно. Такие птицы называются зимующими. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А вы обязательно вместе с папами и мамами постройте им кормушки.
– Осенью холодно или тепло?

Воспитатель: Я хочу поиграть с вами. Я называю начало предложения, а вы по смыслу его заканчиваете. На смену лету пришла …(осень) Осенью опадают…(листья) Дует холодный…(ветер) Стелиться…(туман) В лесу растут…(грибы) Моросит мелкий…(дождик) Солнышко все реже и реже выглядывает из-за…(туч) Птицы собираются в стаи и …(улетают в теплые края) — Молодцы! Вы правильно закончили предложения!

Воспитатель: А сейчас мы отдохнем- физминутку проведем.
— Смотрите на меня и повторяйте движения за мной
— Повторим еще раз, теперь запоминайте движения.
Ветер подул (губы в трубочку - дуем)
Листья зашуршали (трут ладошки)
Ежик уснул (складывают руки под голову)
Дождь заморосил (стучат пальчиками по столу)
Птицы полетели……………………(машут ладошками)

— Запомнили? А теперь я говорю а вы показываете…
Ветер подул, ежик уснул и т.д.
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Подбери действие».
Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге, и он мне подарил волшебный мяч.
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.

— Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру.
Я кидаю кому-то из вас мяч и задаю вопрос, а вы ловите мяч и отвечаете.
Листья осенью (что делают?) - Листья осенью желтеют, опадают и т.д.
Дождь осенью - Дождь осенью моросит, идет и т.д.
Урожай осенью - Урожай осенью убирают.
Птицы осенью - Птицы осенью улетают.
Деревья осенью - Деревья осенью роняют листья.
Звери осенью - Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки

— За осенью идёт… (Зима)
— А после зимы… (Весна)
— После весны идёт… (Лето)
— А за летом наступает…(Осень)
— Потом всё повторяется в природе.
— Какие осенние месяцы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
— Назовите 2-ой осенний месяц (Октябрь)
— Назовите 3-ий осенний месяц (Ноябрь)
— Назовите первый осенний месяц (Сентябрь)
— Между сентябрем и ноябрем какой осенний месяц? (Октябрь)

Воспитатель: - А теперь давайте поиграем в игру «Осенние слова». Я буду называть ключевое слово, а должны придумать слова прилагательные или существительные близкие по смыслу.
Ключевые слова: Осень, Настроение, Листья, Небо.
Дети: - Осень (золотая, унылая, проказница, волшебница, художница, дождливая, холодная); Настроение (веселое, грустное, радостное, печальное праздничное),
Листья (пестрые, золотые, осенние, багряные, пунцовые, резные, пурпурные, бардовые), Небо (серое, хмурое, дождливое, облачное, ясное, чистое, голубое, прозрачное)
Воспитатель: А как осенние месяцы назывались в старину? Кто знает?
Никто? Тогда слушайте!

1.Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).
2.Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).
3.Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Подбери слова-действие». (учить подбирать слова-действия к названиям растений, птиц)

Лист (Что делает?) — желтеет, вянет, опадает, сохнет, шуршит, шелестит.
Птицы (Что делают?) — улетают, перелетают, курлыкают, поют.
Дождь (Что делает?) – моросит, льет, идет, капает.
Ветер (Что делает?) – тучи разгоняет,
Воспитатель: Игра «Близкие слова». (Цель: закреплять умения детей подбирать синонимы к словам; развивать точность выражения мыслей при составлении предложений)
Осенью дни пасмурные, ….. (серые, унылые…)
Осенью часто погода бывает холодной,….. (ветреной, дождливой…)
Осенью настроение грустное,….. (печальное, тоскливое…)
Осенью дожди частые, ….. (холодные, проливные…)
Небо покрывают серые тучи, ….. (темные, дождливые…)
В начале осени бывают ясные дни, ….. (безоблачные, светлые…)
Поздней осенью на улице холодно, ….. (пасмурно, ветрено…)
Воспитатель: Проведем физминутку
Воспитатель: Продолжаем нашу беседу про осень. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадайка». Ребята, внимательно слушаем и отгадываем загадки.

1.Лежала между ёлками подушечка с иголками.
Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (ёж)

2.Кто на ветке шишку грыз и бросал объедки вниз.
Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (белка)

3.Сидит бабушка на грядках,
Вся она в заплатках,
А заплатку оторвешь-
Заплачешь и уйдешь. (Лук)

4.Уродилась на славу,
Кругла, бела, кудрява.
Кто очень любит щи,
Меня в них отыщи. (Капуста)

5.Зелёный полосатый шар,
С начинкой алой словно жар,
Лежит на грядке, словно груз,
Скажите, что это. (Арбуз)

6.Все о ней боксеры знают
С ней удар свой развивают.
Хоть она и неуклюжа,
Но на фрукт похожа. (Груша)

7.Кто всю ночь по крыше бьет,
Да постукивает,
И бормочет, и поет,
Убаюкивает? (Дождь)

8.Без рук, без ног,
А окна открывает? (Ветер)
Воспитатель:. Молодцы! Все загадки отгадали.Сейчас мы поиграем с пальчиками.
Пальчиковая игра «Осенний букет»:
Ребята, давайте соберем осенний букет.
Раз, два, три, четыре, пять-
Будем листья собирать (дети сжимают и разжимают кулачки).
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба (загибают поочередно пальцы)
Мы соберем.
Маме осенний
Букет отнесем (сжимают и разжимают кулачки).

— Ребята мы с вами сегодня говорили про осень, вспомнили очень много. Перечислили много признаков осени. А вы, ребята, как трудились всю осень? (А мы убирали листву на участке, чтобы помочь дворнику, чтобы стало чисто)

А теперь обратите внимание на ваши столы.На них лежат листочки. Взяли правильно ручки, выпрямили спинки, рисуем красиво, неторопясь.
Обведем пунктирные линии-соберем листочки в кучу.
Воспитатель: Молодцы,ребята,так славно потрудились.

«Игра ДА или НЕТ»

— Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать — куртки, шапки надевать?

Воспитатель: Ребята, о чём мы сегодня говорили? Понравилось вам занятие?

Дата публикации: 19.11.17

Конспект НОД по развитию речи

в подготовительной к школе группе.

Тема: «ОСЕННИЕ МОТИВЫ»

Цель: Помогать детям составлять описательные рассказы по иллюстрациям

- Учить отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений

- Обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках

- Развивать связную речь, активизировать словарь: листопад, осень хмурая, грустная, печальная, унылая, дождливая, лиловый, золотой, багряный;

- Развивать память, внимание, логическое мышление, наблюдательность.

- Расширение представления о переносном значении слова золотая (золотая осень).

- Обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные

- Воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы

- Воспитывать чувство любви к родной природе

Материал: письмо от Лесовичка, картина Левитан «Золотая осень», книги, закладки, музыка Чайковского «Октябрь».

Ход занятия.

Дети входят в группу под музыку Чайковского «Октябрь».

Воспитатель : Каждый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим возьмемся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и любви , что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку приходит доброта. У вас радостное настроение?

Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо от Лесовичка. Вы присядьте на стульчики, а я вам его прочитаю: «В лесу мокром, золотом Ходит осень под зонтом…«Добрался я до пруда. Сколько разноцветных корабликов сегодня на пруду: желтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, опустится на воду, и тотчас поплывет. Много их прилетит и завтра. И послезавтра. А потом кораблики не будут больше прилетать, пруд замерзнет».

Расскажите, что за кораблики плавают по пруду? Почему это произошло?

Воспитатель А еще Лесовичок прислал нам осенние загадки.

Утром мы во двор идем

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят. (Осень)

Меня часто зовут, дожидаются,

А приду – от меня укрываются! (Дождь)

Гонит осень в небе тучки,

Пляшут листья во дворе.

Гриб, надетый на колючки,

Я тащу к своей норе.

Кому нужны грибы, приходите ко мне! (Еж)

Воспитатель : Ребята, давайте закроем глаза и представим, чем пахнет осень? (грибами, ягодами, овощами, сыростью).

А осень веселое или грустное время года? Почему? (Природа как бы замирает, засыпает, прощается с яркими красками лета).

Воспитатель : А сейчас я приглашаю вас в небольшую осеннюю галерею. Посмотрите на картину знаменитого художника Левитана «Золотая осень» Дети рассматривают картину. Можно прочитать стих-е к картинке

Осень длинной, тонкой кистью

перекрашивает листья.

Красный, желтый, золотой –

Как хорош ты, лист цветной!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какой главный цвет осени? (желтый, золотой).

Как вы думаете, правильно ли об этой картине говорится, что здесь изображено «золотое чудо природы»? Найдите, что здесь золотое?

Воспитатель: Мы видим, как желтые и золотистые цвета создают радостную, светлую картину осени. Посмотрите, как золото берез красиво оттеняет синеву реки и голубизну неба. Лес сверкает как золотой остров. Земля покрыта мягким желто-зеленым ковром. А теперь подумайте и скажите, какой еще бывает осень? (хмурая, грустная, печальная, унылая, дождливая…) повторить с детьми эти слова и показать картинку «Дождливая осень»

«Унылая пора, очей очарованье», - так об этом сказал поэт А.С. Пушкин. А художники рассказали нам о красоте осени кистью и красками.

А сейчас я приглашаю вас в мини библиотеку. Вы дома рассматривали книги и сделали закладки в тех местах, где есть иллюстрации осени. Давайте рассмотрим эти книжки и понравившиеся вам картинки. По схеме: Сначала вы расскажите, как называется книга. Как называется рассказ или стихотворение, к которому нарисована иллюстрация. И почему вам понравилась эта картинка. Опишите эту картинку. Что хотел передать художник? Только не забывайте, что нужно в своем рассказе употреблять красочные выражения, сравнения (3-4 ребенка)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы все справились с заданием, составили интересные рассказы по своим картинкам. И в заключении занятия, я хочу прочитать вам еще одно стихотворение об осени замечательного поэта А. Лысикова:

Я люблю тебя, осень , за красу небывалую,

За нарядные листья и тепло запоздалое,

За страду урожайную, паутину летящую,

За грибы и за дождик, за печаль настоящую,

За лазурную просинь, за седые туманы

И за плавно бегущие облаков караваны.

Я люблю тебя, осень , и как Пушкин мечтаю-

Красоту своей области я в стихах воспеваю.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!