Конспект урока Н.Н. Носов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Стегаловка Долгоруковского муниципального района Липецкой области

Конспект открытого урока

по литературному чтению во 2 классе

по теме: "Н.Носов. Живая шляпа".

Подготовила и провела:

Фролова Любовь Васильевна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ с. Стегаловка

2017г.

Предмет : Литературное чтение

Класс: 2

УМК : «Школа России»

Тема : Н.Носов «Живая шляпа»

Цель : Формировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой, обладающего определённой начитанностью.

Задачи:

    Формировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего

интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного

возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской

книгой, обладающего определённой начитанностью.

    Подвести детей к осознанию того, что страх к неизведанному может обратиться

комической ситуацией.

    Формировать умение выдвигать предположения, сравнивать, аргументировать своё мнение.

4. Развивать критическое мышление, память, воображение, речь.

5. Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.

Тип урока : изучение нового материала.

Оборудование: медиапроектор, экран,презентация Microsoft PowerPoint, презентация SMART Board .

Педагогические технологии:

    Личностно-ориентированное обучение;

    словесной продуктивной и творческой деятельности;

    педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

    использование элементов ТКМ.

Метапредметные УУД: умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

Предметные УУД: высказывать своё мнение, составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе картинного плана.

Личностные УУД: умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

Планируемые результаты : учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; объяснять лексическое значение некоторых слов; высказывать своё мнение; рассказывать о героях, выражая своё отношение к ним.

Ход урока

1.Организационно- мотивационный момент. Психологический настрой учащихся. (Звучит тихая музыка)

2.Речевая разминка.

Вот у тёплой печки кот

Песенку свою поёт:

День сегодня за окошком

Хмур, хмур, хмур…

Подремлю в тепле немножко,

Мур, МУР, МУР…

Прочитайте стихотворение так как будто вы очень далеко от меня и я вижу как шевелятся ваши губы.

Прочитайте стихотворение так как будто вы подошли ближе и я слышу шепот.

Прочитайте стихотворение так как будто вы рядом со мной и я слышу вас четко и ясно.

3.Актуализация знаний. Прием «Корзина идей»

Отгадаете загадку (про кота)

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается. (Кошка)

Что вы знаете об этом животном?

Что вы о нем можете рассказать.?

Какие произведения он писал?

На книжной полке представлены другие книги автора которые вы найдете в библиотеке и в классной библиотечке.(Выставка книг)

4. Этап подготовки учащихся к сознательному усвоению нового материала. Прогнозирование содержания по заголовку. Прием «Дерево предсказаний»

Откройте учебник на стр. 54. Назовите тему урока. Прочитайте название и подумайте о чем будет произведение?

Рассмотрите иллюстрации. Какую информацию получили и что можно добавить?

К какому жанру относиться это произведение?

А может ли шляпа быть живой?

Какова цель нашего урока?

5. Этап изучения нового учебного материала

Первичное знакомство + прогнозирование развития сюжета . Прием «Чтение с остановками»

Но прежде, чем мы начнём читать произведение Н.Носова «Живая шляпа», давайте давайте уточним их значение.

Словарная работа

Что такое кочерга?

Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.

Кто объяснит значение слова КОМОД ?

Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.

Каким словом можно заменить слово ТРЕСНУТЬ?

Треснуть - ударить.

А слово ПЛЮХНУТЬ?

Плюхнуться – тяжело сесть, упасть.

Приятного погружения в произведение.(читать комбинированно: учитель- по «цепочке», по ролям, остановки и предположение развития сюжета)

6. Этап проверки восприятия и первичного закрепления изученного

Что вас развеселило?

Что взволновало?

- Почему шляпа оказалась «живой»?

- Ваши предположения оправдались?

7. Этап применения знаний и умений, обобщения и контроля усвоения. Анализ содержания. Прием «Ромашка Блума»

Одной из наших целей научиться анализировать произведение. Для этого мы будем работать в группах по 3 человека. Вспомним правила работы в группе. Выберите себе лепесток и придумайте интересный вопрос классу.

8 Выборочное чтение произведения.

- Я покажу вам картинку или отрывок из фильма, а вы найдите соответствующий отрывок в тексте, прочитайте. Будьте внимательны. Желаю удачи.

9. Физкультминутка

Предлагаю отдохнуть и вспомнить кошачьи повадки.

Осторожно, как котенок,

На носочках я пройдусь.

Спинку я прогну немножко

Распрямлюсь и потянусь.

И из блюдца молочко

Полакаю язычком.

Лапкой грудку и животик

Я помою, словно котик.

А потом свернусь колечком

И усну у теплой печки.

(дети идут на носочках,прогибают спинку,потягиваются выполняют движения головой

вверх-вниз,поглаживают ладошкой животик, приседают, опускают голову на колени)

10. Работа в группах.

Разноцветные котята на ваших столах приготовили для вас задания. Каждая группа собирается у своего цвета котенка. Прочитайте инструкцию и выполните задание. Оценка работы группы после каждого отчета.

1. Красные - работа у интерактивной доски:соотнеси фразеологизм и его значение.

2.Зеленые -у доски: восстановить части плана.

    Два мальчика рисуют за столом.

    Они видят, что шляпа двигается по полу, и пугаются.

    Мальчик хочет ударить шляпу клюшкой.

    4. Мальчики принимают решение бросать в шляпу картошкой.

    Из-под шляпы вылезает котенок.

2.Синие - у доски: «Собрать пословицу» и выбрать какая подойдет к нашему произведению. Выберите пословицу, которая подходит к рассказу:

    Волков бояться – в лес не ходить.

    Семь раз отмерь – один раз отрежь.

    У страха глаза велики.

4. Оранжевые - разыграть небольшую сценку, распределив роли.

Самостоятельная работа 4 мин. Отчет 7 мин.

Чью работу в группе вы хотели бы отметить?

11. Обобщение полученных знаний.

Зачем он придумал эту историю?

Какой урок мы возьмем из этого рассказа?

Как ребята вели себя в начале рассказа?

Как менялось их поведение?

Какое чувство ребята испытали в конце рассказа?

Как вам кажется, легко ли быть хорошим читателем?

Что для этого нужно? (хорошо читать, думать, выражать свои мысли вслух)

Тест (Работа в парах,проверка на экране, одна пара у доски)

Н.Н. Носов «Живая шляпа»

1. Как звали котёнка в рассказе?_______________

2. За кем охотился котёнок? _________________

3. Как звали мальчиков?___________________________

4. Чем занимались мальчики? _____________________

5. Чем вооружились ребята против шляпы? ___________________________

6. Чем стреляли в шляпу? _______________________

7. Что появилось из-под шляпы сначала?________________

8. Расположи иллюстрации к рассказу по порядку.




Для кого написал этот рассказ автор?

12. Рефлексивно-оценочный этап (подведение итогов урока)

Кто главный герой рассказа? Он поможет нам подвести итог урока.

К (качества) Какие качества воспитывает рассказ?

О (Оценка) Кого бы похвалили за активную работу в классе?

Чем тебе понравился и запомнился урок?

Т (ты) В чем ценность этого рассказа для тебя?

13. Инструктаж о выполнении домашнего задания .

Домашнее задание на выбор.

2. Придумать продолжение рассказа.

4. Нарисовать рисунок: каким вы представили себе котенка.

14. Самооценивание.

1 Урок полезен, все понятно.

2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3.Еще придется потрудиться

4.Да, трудно всетаки учиться!

15. Моя оценка урока .

Благодарю вас за прекрасные минуты общения. Я желаю вам дальнейших успехов и удачи!

МОУ «Ферзиковская средняя общеобразовательная школа»

учитель начальных классов Фроликова Анна Викторовна

Урок литературного чтения во 2 классе

Тема урока: Н. Н. Носов. «Живая шляпа» (2-ой урок)

Цель: глубокое проникновение в содержание произведения, раскрытие его идеи, составление плана рассказа для дальнейшего пересказа дома.

Задачи урока:

    продолжить знакомство с творчеством Н. Носова;

    ф ормирование умения работать с текстом, выстраивать логические цепочки;

    умение анализировать характер и поступки героев;

    составлять план рассказа;

    развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;

    развитие связной устной речи, навыка чтения, логического мышления;

    создание условий для формирования интереса к чтению, воспитание чувства дружбы, взаимопомощи .

Основные виды учебной деятельности:

определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана.

Планируемые результаты освоения материала:

высказывать своё мнение; рассказывать о героях, выражая своё отношение к ним; составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана, картинного плана.

Универсальные учебные действия:

обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений, делать анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Сравнивать произведения схожей тематики. Сравнивать персонажей, близких по тематике произведений.

Оборудование:

Учебник «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, 2 класс (2-я часть).

    Презентация к уроку

    Портрет Н. Носова

    Выставка книг

    Задания для интерактивной доски

Ход урока.

    Организационный момент .

Слайд 2

Психологический настрой.

Поздороваемся с солнцем (руки вверх), с ветром (руки в стороны), друг с другом (повороты головы). Я всем вам желаю хорошего настроения.

Слайд 3

Как вы думаете, почему Н. Носов назвал свой рассказ «Живая шляпа»? (Из-за того, что под ней был котенок, шляпа действительно казалась живой. Она двигалась как живая.)

2. Проверка домашнего задания.

Слайды 4 – 16

1)тест по рассказу Н. Носова «Живая шляпа»

1. Кота в рассказе зовут:

а) Борька;

б) Васька;

в) Тишка.

2. Кот попал под:

а) платок;

б) пальто;

в) шляпу.

3.Где лежала шляпа?

а) на столе;

б) на комоде;

в) на полке.

4.Шляпа упала, потому что:

а) уцепился кот;

б) дунул ветер;

в) задели ребята.

5.Куда ребята убежали из комнаты?

а) в коридор;

б ) на кухню;

в) на балкон.

6. Спасаясь, от шляпы мальчики взяли:

а) лыжную палку;

б) кочергу;

в) доску.

7. Чем стреляли мальчики в шляпу:

а) морковкой;

б) огурцами;

в) картошкой .

8.Какой был хвост у котёнка?

а) серый;

б) белый;

в) чёрный.

9. Кто был под шляпой:

а) щенок;

б) котенок;

в) мышонок.

10.Кто первым раскрыл секрет «живой шляпы»?

а) Володя и Вадик;

б) Вадик ;

в) Володя .

Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.

Слайд 17

2)Слово в слове

КОМОД (ком)

ДИВАН (ива)
ПРИБЕЖАЛИ
(еж)

ХОДИЛА (ход, ил)
ПОСМОТРИ (смотр, три)

СЕЙЧАС (час)
НАКОНЕЦ (конец, кон)

ВОЛОДЯ ( вол)
ЖМУРИЛСЯ (ил)

ВОЗЛЕ (воз)

3) чтение по ролям

Что мы узнали из этой части? ( Котенок Васька ловил мух.)

Что мы узнали из этого отрывка произведения? ( Шляпа – живая?)

О чём рассказывается в данной части рассказа? (Ребята взяли кочергу и лыжную палку. Мальчики швыряют картошку в шляпу.)

Что мы узнали из последней части? ( Из-под шляпы высунулся серый хвост.)

Физкультминутка.

Вы, наверно, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки закрываем,

До 10 считаем.

Открываем. Поморгаем

И работать продолжаем.

    Закрепление изученного.

Слайд 18

Какими показали себя ребята в момент встречи с «живой» шляпой?

Это веселый, юмористический рассказ, мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.

Действие здесь развивается очень быстро, события следуют одно за другим. Мы говорили на предыдущих уроках, что очень трудно изобразить на картинке действие. Но посмотрите, как вышел из трудного положения художник. Для этого рассмотрите иллюстрации к рассказу.

Художник создал серию картинок, каждая из которых соответствует какому-то одному моменту действия, а все вместе они рассказывают о том, что случилось.

Слайды 19 - 20

1)Работа в группах (проверка по интерактивной доске)

Подумайте и расположите данные иллюстрации в соответствии с событиями происходящими в рассказе. Дети обсуждают задание в группах. Затем дети выходят и составляют картинный план рассказа, поясняют, какие эпизоды изображены на картинке.

Слайд 21

2)Работа в группах

Восстановите правильную последовательность плана.

Проверьте себя.

План

1.Котенок Васька ловил мух.

2.Шляпа – живая?

3.Ребята взяли кочергу и лыжную палку.

4.Мальчики швыряют картошку в шляпу.

5.Из-под шляпы высунулся серый хвост.

Слайд 22

3)Разгадайте анаграммы!

натамок (комната)

домок (комод)

зиркона (корзина)

торкашка (картошка)

черогак (кочерга)

нотёкок (котёнок)

Слайд 23 - 28

4)Ребусы

Шляпа, муха, Васька, комод, кочерга, картошка, Вадик, Володя, ребята, корзина, котёнок.

Слайд 29

5)Игра «Наборщик»

КОРЗИНКА (корзина, кино, кора, рок, кон, зона, низ)

Слайд 30

6)Слова на заданную тему

ШЛЯПА.

На каждую букву придумайте кличку котёнка.

Слайд 31

7)Посчитай, сколько разных героев и предметов мы встретили в рассказе Н. Носова «Живая шляпа» (у каждого ребёнка распечатка)

8)Игра «Пары» (интерактивная)

    Рефлексия.

Слайд 32

За что вы похвалили бы себя?

Что у вас особенно получилось?

5. Подведение итогов урока.

Чему учились на уроке?

Что вам показалось особенно интересным?

    Домашнее задание.

Подготовить пересказ текста, нарисовать рисунок.

Разработка урока по литературному чтению

Тип урока: урок открытия нового знания.

Форма:


«1.Разработка урока(тех.карта)»

Номинация

«Организация художественно - эстетической деятельности

младших школьников

на уроках и во внеурочной деятельности»

Школа «России»

Ковалева Марина Ивановна,

учитель начальных классов,

МКОУ «Покоснинская СОШ»

Тема: «Живая шляпа» Н.Н.Носов

Класс: 2

Предмет: литературное чтение

Тип урока: урок открытия нового знания.

Форма: урок в технологии РКМЧП (технология развития критического мышления через чтение).

Цели:

Задачи: образовательные: развивающие: воспитательные:

Технология:

Фронтальная, групповая.

Ресурсы: Ноутбук, мультимедиа, презентация к уроку, раздаточный материал, учебник «Литературное чтение» 2 класс, автор Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., толковый словарь, иллюстрации к произведению, портрет писателя, аудиозапись произведения.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент.

Психологический настрой.

2.Создание проблемной ситуации.

(мотивация)

3.Актуализация знаний.

4.Сообщение темы, постановка целей урока.

Выявление места и причины затруднения

5.Открытие новых знаний.

А) стадия осмысления.

Б) первичное закрепление.

6. Физ. минутка.

7.Включение в систему знаний и повторений.

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

8. Самостоятельное чтение рассказа детьми.

9.Подведение итогов урока.

10. Домашнее задание.

11. Оценки.

12.Рефлексия.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок.

Сядьте ровно,

Ножки вместе,

Ручки полочкой на стол.

Начинаем разговор!

- ?

Шляпа - лучший друг на свете

Знают взрослые и дети.

При ярком солнце выручает

И быть модной помогает.

От дождя и снега спрячет,

Пожелает нам удачи!

Какие бывают шляпы?

Да, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ НОСОВ

Правда ли, что…

«Сказка о рыбаке и рыбке»


Почему «Сказка о рыбаке и рыбке» не соотнесли с автором?

Что же нам с ним делать?

Давайте. А как вы думаете, почему так назван рассказ?

А хотели бы вы об этом узнать?

Что такое КОЧЕРГА?

А слово ПЛЮХНУТЬ?

Запишите эти слова в тетради

аудиозапись.

Чтение 1 части – до слов «Что-то плюхнулось, упало»

Чтение 2 части - до слов «Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли»

Что же так испугало ребят?

Тогда что их так напугало?

Чтение 3 части - до слов «сейчас я её как тресну клюшкой»

Чей прогноз оправдался?

Чтение 4 части-до слов «шляпа как подскочит кверху»

К шляпе дружно подойдем,

Ее взглядом обведем!

С нами, шляпа, не шути,

Ты не прыгай, не скачи!

Поскорей открой секрет-

Ты живая или нет?

Чтение заключительной части.

Так в чем же заключается главная мысль рассказа?

Обобщает ответы детей.

*Верно..учись справляться со своим страхом, и тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации.

А теперь поработаем.

КОНВЕРТЫ НА СТОЛАХ.

Задание №1(работа в группах)

Задание №2 (работа в парах)

Продолжи.

У СТРАХА …..ГЛАЗА ВЕЛИКИ.

Задание №3 (работа в парах)

Кто написал?

Попробовать его пересказать

Написать отзыв к рассказу.

Продолжите предложение (на доске)

 Мне было интересно…

 Я узнал, что…

 Мне захотелось …

Дети отвечают на вопросы. Высказывают свою точку зрения (Когда интересный материал урока, когда над вопросами можно подумать и самим найти ответ и т.д)

Слушают стихотворение.

Высказывают своё мнение.

Один из обучающихся ищет в словаре толкование слова.

(большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные и т. д.)

Дети анализируют и доказывают, чей головной убор.

Анализ, синтез, поиск информации, доказательство, высказывание предположений

Отвечают на поставленные вопросы

Нет, недалеко от Киева в Украине

Нет, отец был артистом

Нет, для сына

Нет, дети, попавшие в смешные ситуации

Нет, еще в интернете

Смешные, весёлые, юмористические и т.п.

Отвечают на поставленный вопрос.

Потому, что эту сказку написал А.С.Пушкин

Мы не знаем это произведение.

Давайте познакомимся с произведением

Не знаем

Нет, потому что…

Формулируют задачи урока:

-Подумать и объяснить, почему так назван рассказ.

Дети записывают:

Классная работа

Н.Носов «Живая шляпа»

Отвечают на вопросы, объясняют значения слов.

Инструмент из железа или другого огнестойкого материала, используется для выгребания углей, перемещения дров в горящем камине или печи. Обычно это толстый железный прут, загнутый на конце под прямым углом (один из обучающихся ищет в словаре толкование слова).

Низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья и разных мелких домашних вещей.

Упасть, тяжело сесть

Дети записывают слова

Слушают, отвечают на вопросы, прогнозируют развитие событий.

Дети выполняют задания

Учись справляться со своим страхом

Учащиеся делятся на группы.

Приступают к выполнению заданий

Дети выходят к доске по очереди и вывешивают картинки по порядку.

У страха глаза велики -

в состоянии страха, человек склонен к преувеличению опасности или видит её там, где её нет.

Пословица говорится, когда на самом деле опасность не так велика.

Пословица учит, бороться со своими страхами и управлять своими мыслями.

Дети читают по очереди.

Дети сообщаются и вписывают слова.

Дети читают свои записи.

Отвечают на поставленные вопросы.

Дети делают выбор и записывают домашнее задание.

Оценивают результаты своей работы.

Высказывают свои варианты ответов.

Личностные:

формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви;

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

Регулятивные:

Уметь обобщать, делать выводы,

Коммуникативные:

Уметь ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции

Познавательные:

Ориентироваться в своей системе знаний

Познавательные:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

Познавательные:

Уметь находить ответы на вопросы в тексте;

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

Регулятивные:

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные:

умение применять правила охраны своего здоровья.

Познавательные:

Уметь представить подготовленную информацию в виде письменных или устных ответов.

Уметь находить дополнительные сведения по теме урока

Коммуникативные:

Развитие умений работать в группах, распределять роли. Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение.

Регулятивные:

, высказывать

Познавательные:

Уметь представить подготовленную информацию в виде письменных ответов.

Коммуникативные:

Развитие умений работать в парах. Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение.

Регулятивные:

Уметь обобщать и делать выводы, высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Познавательные:

Уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

Регулятивные:

Уметь сделать выбор.

Регулятивные:

Осуществлять контроль, оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку.

Личностные:

Оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач.

Коммуникативные:

Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме.

Просмотр содержимого документа
«1.Разработка урока»

Ковалева Марина Ивановна,

Тема: «Живая шляпа» Н.Н.Носов

Класс: 2

Предмет: литературное чтение

Тип урока: урок открытия нового знания.

Форма: урок в технологии РКМЧП (технология развития критического мышления через чтение).

Цели: создать условия для ознакомления с рассказом Н.Носова «Живая шляпа»; способствовать развитию навыков чтения, умения воспринимать информацию на слух.

Задачи: образовательные: способствовать формированию целостного представления об основной идее рассказа; содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать; создать условия для выразительного чтения; развивающие: формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения; развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения;воспитательные: воспитание нравственных чувств и этического сознания: способствовать сплочению детского коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, осознанию обучающимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки.

Технология: объяснительно – иллюстративного обучения; словесной продуктивной и творческой деятельности; педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия); информационно - коммуникативная технология.

Методы организации учебного пространства: словесный, наглядный, практический

Формы организации учебного пространства: фронтальная, групповая.

Ресурсы: Ноутбук, мультимедиа, раздаточный материал, учебник «Литературное чтение» 2 класс, автор Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., толковый словарь, иллюстрации к произведению, портрет писателя, аудиозапись произведения.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент. Психологический настрой.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок.

Сядьте ровно,

Ножки вместе,

Ручки полочкой на стол.

Начинаем разговор!

- Ребята, а когда уроки проходят интересно?

Дети отвечают на вопросы. Высказывают свою точку зрения (Когда интересный материал урока, когда над вопросами можно подумать и самим найти ответ и т.д)

Вот и я сегодня хочу пожелать, чтобы вам на уроке было комфортно, уютно, чтобы вы с удовольствием работали, помогали своим товарищам, получили много полезной и нужной информации.

2.Создание проблемной ситуации (мотивация).

Организует диалог с обучающимися.

Читает стихотворение, держа в руках шляпу.

(Дети слушают стихотворение)

Шляпа - лучший друг на свете

Знают взрослые и дети.

При ярком солнце выручает

И быть модной помогает.

От дождя и снега спрячет,

Пожелает нам удачи!

А кто из вас знает, что такое шляпа?

(Высказывают своё мнение).

А сейчас послушайте, как значение слова «шляпа» трактуется в толковом словаре.

(Один из обучающихся ищет в словаре толкование слова).

(ШЛЯПА- ГОЛОВНОЙ УБОР С ВЫСОКИМИ ПОЛЯМИ. По Ожегову)

Какие бывают шляпы?

(большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные и т. д.)

Давайте поиграем в игру «Чья шляпа?»

Я буду показывать вам шляпы, а вы будете отгадывать кому она принадлежит.

(показывает картинки шляп, после отгадки детьми, показывает хозяина головного убора).

(Дети анализируют и доказывают, чей головной убор).

3.Актуализация знаний.

Организует диалог с учащимися, подводит их к формулированию цели урока

Произведение, с которым мы сегодня познакомимся на уроке, написал один замечательный писатель. Имя его вам известно. Мы с ним знакомились на предыдущих уроках.

(Анализ, синтез, поиск информации, доказательство, высказывание предположений НОСОВ)

Да, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ НОСОВ

(вывешивается портрет писателя)

Но прежде вспомним основные моменты из биографии Н.Носова.

(Отвечают на поставленные вопросы).

Правда ли, что…

Николай Носов родился в Одессе?

(Нет, недалеко от Киева в Украине).

Отец писателя тоже был писателем?

(Нет, отец был артистом).

Первый рассказ Николая Носова был написан для дочери?

(Нет, для сына)

Герои произведений Н.Носова были взрослые?

(Нет, дети, попавшие в смешные ситуации).

Писатель был участником Великой Отечественной войны?

Информацию о любом писателе можно найти только в библиотеке?

(Нет, еще в интернете).

Как вы думаете, ребята, а какие у этого писателя произведения?

(Смешные, весёлые, юмористические и т.п.)

Давайте поработаем над кластером. Вам необходимо соотнести названия к автору.

(Отвечают на поставленный вопрос. Дети читают название и соотносят к автору).

«Сказка о рыбаке и рыбке»


Почему «Сказка о рыбаке и рыбке» не соотнесли с автором?

(Потому, что эту сказку написал А.С.Пушкин).

4.Сообщение темы, постановка целей урока. Выявление места и причины затруднения.

Осталось ещё одно название «Живая шляпа».

(Мы не знаем это произведение).

Что же нам с ним делать?

(Давайте познакомимся с произведением).

Давайте. А как вы думаете, почему так назван рассказ? А хотели бы вы об этом узнать?

(Не знаем).

Вы верите в то, что шляпы бывают живые? Аргументируйте свои высказывания.

(Нет, потому что…)

Ребята, по вашему мнению, можно ли по названию данного произведения определить, о чём же пойдет речь?

Какую же задачу мы перед собой поставим?

(Формулируют задачи урока: подумать и объяснить, почему так назван рассказ).

Откройте тетради и запишите число, классную работу и тему урока.

(Дети записывают):

Число

Классная работа

Н.Носов «Живая шляпа»

5.Открытие новых знаний.

А) стадия осмысления.

Но прежде, чем мы начнём, знакомится с произведением Н.Носова «Живая шляпа», давайте вспомним значения некоторых слов.

(Отвечают на вопросы, объясняют значения слов).

Что такое КОЧЕРГА?

(Инструмент из железа или другого огнестойкого материала, используется для выгребания углей, перемещения дров в горящем камине или печи. Обычно это толстый железный прут, загнутый на конце под прямым углом (один из обучающихся ищет в словаре толкование слова).

Кто объяснит значение слова КОМОД?

(Низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья и разных мелких домашних вещей).

Каким словом можно заменить слово ТРЕСНУТЬ?

(Ударить).

А слово ПЛЮХНУТЬ?

(Упасть, тяжело сесть).

Запишите эти слова в тетради.

(Дети записывают слова).

Учитель заранее делит текст на смысловые части.

(Слушают, отвечают на вопросы, прогнозируют развитие событий).

Ребята. Сейчас мы будем слушать аудиозапись.

Чтение 1 части – до слов «Что-то плюхнулось, упало»

-Как вы думаете, что плюхнулось на пол?

-А кто попробует предположить, что произойдет дальше?

Чтение 2 части - до слов «Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли»

Что же так испугало ребят?

Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми. Докажите словами из текста.

Тогда что их так напугало?

Предположите, смогут ли ребята побороть свой страх?

Чтение 3 части - до слов «сейчас я её как тресну клюшкой»

Чей прогноз оправдался?

А кто из мальчиков оказался посмелей: Володя или Вадик? Обоснуйте ответ.

Чтение 4 части -до слов «шляпа как подскочит кверху».

6. Физ. минутка.

(Дети выполняют задания).

К шляпе дружно подойдем,

Ее взглядом обведем!

С нами, шляпа, не шути,

Ты не прыгай, не скачи!

Поскорей открой секрет-

Ты живая или нет?

Предположите, чем закончится произведение.

Чтение заключительной части.

Какие чувства испытали мальчики, когда узнали секрет шляпы?

(Страх).

Б) первичное закрепление.

Так в чем же заключается главная мысль рассказа?

(Надо справляться со своим страхом).

Верно..учись справляться со своим страхом, и тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации.

7.Включение в систему знаний и повторений.

Ребята, а сейчас мы проверим, насколько внимательны вы были при работе с произведением Н.Носова «Живая шляпа»

А теперь поработаем.

(Учащиеся делятся на группы).

Каждая группа сейчас получит задание.

Будьте внимательны при выполнении работ.

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

КОНВЕРТЫ НА СТОЛАХ.

Задание №1(работа в группах)

(Приступают к выполнению заданий).

Расположите данные картинки в соответствии с развитием сюжета рассказа Н.Носова «Живая шляпа»

Закончили работу. А сейчас проверим правильность выполнения своих заданий.

(Дети выходят к доске по очереди и вывешивают картинки по порядку).

Задание №2 (работа в парах)

Продолжи.

ВОЛКОВ БОЯТЬСЯ – ……В ЛЕС НЕ ХОДИТЬ.

СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ – ….ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ.

У СТРАХА …..ГЛАЗА ВЕЛИКИ.

Какая из пословиц подойдёт к произведению. Объясните ответ.

(У страха глаза велики - в состоянии страха, человек склонен к преувеличению опасности или видит её там, где её нет.

Пословица говорится, когда на самом деле опасность не так велика. Пословица учит, бороться со своими страхами и управлять своими мыслями).

8. Самостоятельное чтение рассказа детьми.

Давайте почитаем текст по цепочке.

(Дети читают по очереди).

Теперь можем выполнить ещё одно задание.

Задание №3 (работа в парах)

(Дети сообщаются и вписывают слова).

Давайте посмотрим, что у вас получилось.

(Дети читают свои записи).

9.Подведение итогов урока.

(Дети отвечают на поставленные вопросы).

Как называется рассказ, который мы читали?

Кто написал?

Вернемся к вашим высказываниям и посмотрим, есть ли совпадения в ваших ответах с замыслом автора.

10. Домашнее задание.

Предлагаю вам дома:

(Дети делают выбор и записывают домашнее задание).

Попробовать его пересказать

Написать отзыв к рассказу.

11. Оценки.

На оценочных листах поставьте себе оценку.

(Оценивают результаты своей работы).

12.Рефлексия.

Продолжите предложение (на доске).

(Высказывают свои варианты ответов).

 Мне было интересно…

 Я узнал, что…

 Мне захотелось …

Просмотр содержимого документа
«Приложение №2»

Задание №3(работа в парах)

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК:

ЧУВСТВА МАЛЬЧИКОВ

Ай! - и прыг на диван.

Пойду к себе домой.

Задание №3(работа в парах)

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: УВЛЕЧЕНИЕ, СТРАХ, РАДОСТЬ, ИСПУГ

ЧУВСТВА МАЛЬЧИКОВ

А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашивали картинки.

Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Вадик как закричит:

Ай! - и прыг на диван.

Я у-у-хо-хожу!- говорит Володя.

Пойду к себе домой.

Шляпы бо-боюсь. Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.

Вадик схватил Ваську и давай его обнимать:

Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?

Задание №2(работа в парах)

Продолжи пословицу.

У страха …..

Волков бояться …..

Семь раз отмерь…

Задание №2(работа в парах)

Продолжи пословицу.

У страха …..

Волков бояться …..

Семь раз отмерь…

Задание №2(работа в парах)

Продолжи пословицу.

У страха …..

Волков бояться …..

Семь раз отмерь…

Хабалова Наталья Григорьевна
Учебное заведение: МКОУ "Перевозовская СОШ"
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2017-10-23 Конспект урока по литературному чтению на тему «Н. Носов. Живая шляпа» Хабалова Наталья Григорьевна Урок литературного чтения в 3 классе по теме: Н. Н. Носов «Живая Шляпа», соответствует требованиям ФГОС. В данном уроке представлены проблемные и информационно - коммуникационные методы обучения, с помощью которых учащиеся должны видеть проблему. В уроке использованы современные образовательные технологии в практике обучения, которые являются одним из главных условий интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.

Просмотреть свитедельство о публикации

Конспект урока по литературному чтению на тему «Н. Носов. Живая шляпа»

Открытый урок литературного чтения в 3 классе

Тема урока: Н.Н. Носов «Живая шляпа»

Цель : познакомить учащихся с содержанием произведения Н. Н. Носова “Живая шляпа”.

Задачи:

  • формировать умение выдвигать гипотезы, предположения, аргументировать свою позицию
  • развивать умение составлять кластер
  • формировать умение прогнозировать развитие сюжета произведения
  • формировать умение определять эмоциональную окрашенность произведения, давать характеристику поступков героев
  • развивать умение определять последовательность происходящих действий в рассказе
  • формировать умение подбирать заголовки к заданным иллюстрациям (частям текста)
  • развивать умение выбирать нужное слово из предложенных для оценки героев;
  • развивать умение соотносить смысл пословицы с содержанием произведения
  • подвести детей к осознанию того, что страх к неизведанному может обратиться комической ситуацией
  • формировать умение оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей

Тип урока : изучение нового материала.

Личностные: проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома; проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных; допускать существование других точек зрения.

Регулятивные: формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; оценивать результаты своих действий и результаты работы сверстников, планировать собственную деятельность и контролировать свои действия

Познавательные: пользоваться приёмами анализа при изучении небольших литературных текстов с опорой на вопросы учителя, осознавать сущность и значение произведения, понимать читаемое, фиксировать прочитанную информацию в виде иллюстраций, уметь раскодировать слова, пользоваться условными знаками для передачи информации.

Коммуникативные: строить диалог в паре; аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства; строить связное высказывание; принимать и сохранять цель деятельности пары, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях; находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, через сеть Интернет.

Оборудование:

— медиапроектор;

— экран;

— презентация.

Педагогические технологии:

· объяснительно – иллюстративного обучения;

· словесной продуктивной и творческой деятельности;

· педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

· информационно — коммуникативная технология.

Ожидаемые результаты:

· повышение активности на уроках;

· улучшение результатов обучения;

· развитие творчества у учащихся.

Ход урока:

1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

— Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

2. Целеполагание .

Рассмотрите внимательно фото, и попробуйте понять каким был человек, изображённый на слайде. Обратите внимание на глаза, улыбку. Какие они?

Есть ли у вас дома книги Николая Николаевича Носова?

Есть писатели, произведения которых намного переживают самих авторов. Книги эти хочется читать и перечитывать. К числу таких авторов и относится Николай Николаевич Носов.

Родился Николай Николаевич Носов в 1908 году на Украине в семье актёра. По окончании школы работал рабочим на заводе. Писателем Николай Николаевич Носов стал как бы случайно: когда у него родился сын, приходилось рассказывать ему много сказок. Сын подрастал и требовал новых и новых сказок. В центре произведений Н. Носова – ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, ваши сверстники, которым часто достаётся за их затеи. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории.

Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех – дело серьёзное. Совсем не смешно, если ребёнок смеётся над попавшим в беду товарищем, над упавшей старушкой. Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самому о каком- либо забавном случае. Этому мы будем учиться на уроке, на примере рассказов Николая Носова.

По его произведениям созданы мультипликационные фильмы.

Прочитайте предложение. Какое сочетание слов вызывает интерес, кажется необычным? Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы?

А вот автор считает, что может. Николай Носов написал очень много детских забавных историй, которые могли приключиться с каждым из вас. Сегодня мы познакомимся с одной из них. Она произошла с такими же ребятами, как вы, когда они сидели дома.

С чего начнем работу?

Что для этого нужно сделать?

Чему я учусь сегодня на уроке?

3. Прогнозирование содержания по заголовку.

Можете ли вы по названию рассказа определить, о чем пойдет речь? (запись предложенных ответов на доске)

Шляпа – лучший друг на свете

Знают взрослые и дети.

При ярком солнце выручает

И быть модной помогает.

От дождя и снега спрячет,

Пожелает нам удачи!

— Что такое шляпа?

— Какие бывают шляпы?

Словарная работа

В тексте встретятся слова, давайте уточним их значение:

Комод — низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.

Кочерга — железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.

Треснуть — ударить.

Плюхнуться – тяжело сесть, упасть.

Проблемный вопрос:

— Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы?

— Найдем ответ на вопрос в рассказе Н.Н.Носова.

Как вы думаете в каком?

Целеполагание

Следовательно, тема урока какая?

— Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос: бывают ли живые шляпы?

— Я хочу, чтобы вы поработали сегодня в парах.

4.Чтение учителем + прогнозирование развития сюжета.

(Читают учитель и хорошо читающие дети, остальные учащиеся следят по тексту. В ходе чтения учитель делает остановки, дети в парах думают над тем, как дальше будут развиваться события.)

Чтение 1-ой части (до слов “увидели возле комода шляпу”)

Чтение 2-ой части (до слов “Вовка за ним”)

Что шляпа будет делать в дальнейшем?

-Смогут ли ребята преодолеть свой страх?

Чтение 3-ей части (до слов “ну, пойди, посмотри”)

Есть ли разница в значении слов: напугаться, трястись от страха. Какое выражение использует писатель?

-Возвратятся ли ребята в комнату?

-Как будут защищаться, если шляпа набросится на них?

Чтение 4-ой части (до слов “шляпа как подскочит кверху”)

— Чем закончится произведение? В чем секрет живой шляпы?

5-я часть (рассказывает учитель)

5. Физминутка

К шляпе дружно подойдем,

Ее взглядом обведем!

С нами, шляпа, не шути,

Ты не прыгай, не скачи!

Поскорей открой секрет-

Ты живая или нет?

6. Анализ произведения, выборочное чтение.

Понравился ли вам рассказ? Чем? Как менялось настроение мальчиков?

— Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой? Докажите словами из текста.

— А читатели?

— Какое впечатление сложилось у вас о героях рассказа?

— Какие они были по характеру?

Чтобы понять характер героев, отношение к ним автора, давайте проследим, как изображает Носов поступки мальчиков, что и как о них рассказывает.

— Что же испугало мальчиков?

— Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми? Найдите в тексте слова, которые говорят об этом.

— Приходилось ли вам испытывать страх? Когда? Случались ли с вами такие необычные истории, кода было страшно, а затем смешно?

Как можно побороть свой страх?

— Какая пословица наиболее удачно подходит к содержанию рассказа?

>>Литература 2 класс >> Литература: Н. Носов. «Живая шляпа»

Н. Н. НОСОВ «ЖИВАЯ ШЛЯПА»

Цели : познакомить учащихся с творчеством Н. Н. Носова; учить доброму отношению друг к другу.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы, целей.

2. Работа над рассказом «Живая шляпа».

1) Чтение рассказа учителем и хорошо читающими детьми.

Словарная работа
- Ребята, а что такое комод? Кочерга? (Ответы детей)

Комод – предмет мебели, состоящий из нескольких расположенных друг над другом выдвижных ящиков (для белья и различных мелких вещей).

Кочерга – приспособление для перемешивания топлива в печи – толстый железный прут с прямо загнутым концом.

В рассказе нам встретятся длинные слова. Чтобы нам было легче их прочитать, прочитаем их вместе, (хоровое чтение)

Плюх-ну-лось
со - скольз - ну – ла
по-смот-ри
под-прыг-нет
рас-кра-ши-ва-ли
при-от-кры-ли

2) Высказывания детей.

1. Чтение первого абзаца про себя.

Как звали кота?
- Где сидел Васька?
- Кого увидел Васька на шляпе?
- Что он делал в начале рассказа?

2. Второй абзац вы прочитаете по карточкам вслух, начиная читать с конца текста.

Карточка

Лоп ан олапу-ьсолунхюлп от-отч идазоп как, илашылсу окьлот ино. Упялш доп лапоп акьсаВ как иледив ен и икнитрак илавишарксар ино. КидаВ и ядолоВ иледис етанмок в а.

Как звали мальчиков героев этого рассказа?

3. Чтение III части (с.54-55).

Я читаю, а вы следите за мной, стараясь успеть за моим темпом чтения, читаете только глазками.

Как я передала при чтении состояние мальчиков? (Дрожащий голос, шепот, крик, ужас в голосе).


3) Ответы на вопросы.

На самом ли деле шляпа из рассказа Носова была живая?
- Почему писатель именно так озаглавил рассказ?
- Тема или основная мысль отражена в названии рассказа?
- Кто проживал в квартире: Володя или Вадик?
- Кто первый раскрыл секрет «живой» шляпы?
- Вадик попал картошкой в шляпу или в Володю?

4) Отработка чтения по ролям.

IV. Итог урока.

Почему шляпа оказалась живой?
- Попадали ли вы в такую ситуацию, которая описана в рассказе?
- А как бы вы поступили на месте мальчиков?
- Так смешной или страшный этот рассказ?
- С какой целью его написал Носов?
- Как называется рассказ который мы читали?

Домашнее задание : выполнить рисунок к понравившемуся эпизоду, подписать его словами рассказа.

Литературное чтение. 1-2 классы: поурочные планы по программе "Школа России". Издательство "Учитель", 2011. Содержание - Н.В. Лободина, С.В. Савинова и др.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!