Конспект занятия (НОД) по ознакомлению детей с художественной литературой. «Басни, любимые с детства

ДУХОВНЫЕ БОГАТСТВА РОССИИ

Познавательные викторины о культуре России

Жизнь коротка, искусство вечно.

(Гиппократ)

Какова душа такие и песни.
(Русская пословица.)
Если у искусства и нет родины, у художников она есть.
(К. Сен-Санс)

Отечественная литература

Пушкиниана

Гоголевская викторина

Лермонтовская викторина

Чеховская викторина

Русские пословицы и поговорки

Русские народные и авторские сказки

Русская музыка

Русский балет

Русский драматический театр

Российское кино

Русская живопись и графика

Русская скульптура

Русская архитектура

КРЫЛОВСКАЯ ВИКТОРИНА

Где маленький Иван Крылов обучался грамоте, арифметике и молитвам?
а) В лицее;
б) В пансионе;
в) В церковно-приходской школе;
г) Дома.

(Отец его был большой любитель чтения, после него к сыну перешёл целый сундук книг.)

В каком качестве Иван Андреевич Крылов начал свою литературную деятельность?
а) Критика;

б) Драматурга;
в) Переводчика;

г) Фантаста.
(Но прославился он своими баснями.)

Какой литературный псевдоним имел Иван Андреевич Крылов?
а) Человек без селезёнки;
б) Нави Волырк;
в) Брат моего брата;
г) Антоша Чехонте.
(Чтобы убедиться, прочтите этот псевдоним справа налево. А другие три псевдонима принадлежали А.П. Чехову. )

В работе над каким произведением А.С. Пушкину очень помогли детские воспоминания баснописца И.А. Крылова, сына боевого офицера?
а) «Кавказский пленник»;
б) «Полтава»;
в) «Капитанская дочка»;
г) «Медный всадник».
(Крылов был очевидцем осады Оренбурга отрядами Е. Пугачева.)

Кем НЕ являлся Иван Андреевич Крылов?
а) Драматургом;
б) Журналистом;
в) Баснописцем;
г) Художником.

Как называлось первое произведение Крылова, написанное им в 15 лет?
а) «Кофейница»;
б) «Сахарница»;
в) «Сухарница»;
г) «Молочница».
(Это была комическая опера.)

Сколько басен было написано И.А. Крыловым?
а) Около 50;
б) Около 100;
в) Около 150;
г) Около 200.

Как называлась последняя басня, написанная И.А. Крыловым?
а) «Вельможа»;
б) «Похороны»;
в) «Лев состарившийся»;
г) «Бедный богач».

За что в 1820 году И.А. Крылов получил орден св. Владимира 4-й степени?
а) За издание 6 томов басен;
б) За составление каталога русских книг;
в) Зв написание оперы «Илья-Богатырь»;
г) За журналистскую деятельность.
(Иван Андреевич Крылов работал в Императорской Публичной библиотеке с 1812 года сначала «библиотекарским помощником», а затем и библиотекарем Русского отдела. Он прослужил в Публичной библиотеке почти 30 лет.)

Кто автор памятника И.А.Крылову в Летнем саду Санкт-Петербурга?
а) Э.П. Фальконе;
б) П.К. Клодт;
в) И.П. Витали;
г) А.М. Опекушин.
(Клодт установил бронзовую статую баснописца на гранитном пьедестале, украшенном бронзовыми изображениями людей и животных - персонажей басен Крылова. Монумент является одним из первых памятников русским литераторам и первым, установленным в Петербурге. Памятник Крылову явился последней крупной работой прославленного скульптора-анималиста.)

Сколько басен Ивана Крылова показаны скульптором Клодтом на пьедестале памятника баснописцу в Летнем саду?
а) Пять;
б) Двенадцать;
в) Двадцать четыре;
г) Тридцать шесть.
(Бронзовые фигуры животных, изображенные горельефом, заполняют сплошь весь пьедестал, от них рябит в глазах, из-за этой тесноты порой нелегко разобраться в персонажах и сценах басен.)

На каком известном памятнике можно увидеть фигуру писателя И.А. Крылова?
а) «Тысячелетие России»;
б) «Родина-мать»;
в) «Александровская колонна»;
г) «Царь-колокол».
(Это монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь.)

Каким музыкальным инструментом виртуозно владел баснописец Крылов?
а) Скрипка;
б) Аккордеон ;
в) Труба;
г) Орган.
(Иван Андреевич Крылов писал свою басню про Мартышку, Осла, Козла и косолапого Мишку, которые «задумали сыграть квартет», с полным знанием исполнительского дела: он был виртуозным скрипачом-баснописцем. В составе ансамбля как вторая скрипка Крылов выступал довольно часто. Но он давал и сольные концерты, исполняя сложнейшие скрипичные произведения.)

В день пятидесятилетия творческой деятельности Ивана Андреевича Крылова Пётр Вяземский назвал его так, как до сих пор его называем все мы. Как?
а) Солнце русской поэзии;
б) Дядя Ваня;
в) Дедушка Крылов;
г) Эзопов сын.

Какой из предложенных фразеологизмов пришёл НЕ из басен И.А. Крылова?
а) А ларчик просто открывался;
б) Слона-то я и не приметил;
в) А Васька слушает, да ест;
г) Остаться у разбитого корыта.
(Из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.)

Какое из предложенных названий литературных произведений НЕ является названием басни Крылова?
а) «Слон и радио»;

б) «Слон и Моська»;
в) «Слон на воеводстве»;

г) «Слон в случае».
(Это рассказ Виктора Драгунского.)

Какое выражение из басни Крылова стало поговоркой о разобщённости и стоящем на месте деле?
а) А воз и ныне там;
б) Хоть видит око, да зуб неймёт;
в) А Васька слушает да ест;
г) Медвежья услуга.
(Из басни «Лебедь, Щука и Рак».)

Какая птица в басне Крылова «хвалилась, что хочет море сжечь»?
а) Ворона;

б) Синица;
в) Петух;

г) Лебедь.

Чем к старости стала слаба крыловская мартышка?
а) Ушами;

б) Зубами;
в) Ногами;

г) Глазами.

Кто из этих зверей НЕ входил в басенный квартет И.А. Крылова?
а) Лиса;

б) Козёл;
в) Медведь;

г) Осёл.

Какая птица рассудила героев басни Крылова «Квартет»?
а) Петух;
б) Ворона;
в) Соловей;
г) Синица.

В какой из этих басен И.А. Крылова лиса борется за кусок сыра?
а) «Волк и Лисица»;

б) «Ворона и Лисица»;
в) «Лисица и Орёл»;

г) «Лисица и Сурок».

На какое дерево уселась крыловская Ворона, собираясь позавтракать?
а) На дуб;

б) На берёзу;
в) На ель;

г) На бук.
(«Ворона и лисица».)

В какой басне Крылова утверждалось, что «лесть гнусна и вредна»?
а) «Кукушка и Петух»;
б) «Ворона и Лисица»;
в) «Слон и Моська»;
г) «Стрекоза и Муравей».

У кого посоветовал Соловью поучиться пению Осёл из басни И.А. Крылова?
а) У скворца;

б) У петуха;
в) У жаворонка;

г) У кукушки.

Чего в басне Ивана Крылова объелся Фока?
а) Блинов;
б) Пирогов;
в) Ухи;
г) Щей.
(«Демьянова уха».)

Какое насекомое Иван Крылов в своей басне назвал попрыгуньей?
а) Бабочку;

б) Стрекозу;
в) Блоху;

г) Саранчу.
(«Стрекоза и Муравей ».)

Где, согласно тексту басни И.А.Крылова, водили Слона?
а) По улицам;
б) По проспектам;
в) По бульварам;
г) По посудным лавкам.

Как называется одна из басен И.А. Крылова?

а) «Богатый бедняк»;
б) «Бедный богач»;
в) «Тонкий толстяк»;
г) «Злой добряк».

Из какой басни И.А. Крылова «выпорхнула» крылатая фраза «Глазами съесть»?
а) «Волк на псарне»;

б) «Кот и Повар»;
в) «Лисица и Виноград»;

г) «Ворона и Лисица».
(«Глазами, кажется, хотел бы всех их съесть».)

На кого лаяла собака Моська в басне Ивана Крылова?
а) На медведя;

б) На кошку;
в) На слона;

г) На луну.

Что, согласно басне И. Крылова, НЕ смогли сдвинуть с места Лебедь, Рак и Щука?
а) Камень;

б) Лошадь;
в) Воз;

г) Карету.

Под каким деревом рылась Свинья в басне И.А. Крылова?
а) Ель;

б) Дуб;
в) Липа;

г) Яблоня.

Какая басня Крылова поможет легко запомнить состав струнного квартета?
а) «Лебедь, Шука и Рак»;
б) «Вельможа и Поэт»;
в) «Квартет»;
г) «Павлин и Соловей».
(«Квартет». «Достали нот, баса, альта, две скрипки...». Басом тогда называли виолончель.)

Как называется картина П.А. Федотова, написанная на сюжет одноимённой басни И.А. Крылова?
а) «Разборчивая невеста»;
б) «Сватовство майора»;
в) «Свежий кавалер»;
г) «Бедной девушке краса – смертная коса».

Какое животное встречается в баснях И. Крылова всего один раз?
а) Медведь;

б) Заяц;
в) Лиса;

г) Волк.
(Басня «Заяц на ловле».)

В какой басне, связанной с Отечественной войной 1812 года, Иван Крылов утверждает, что борьба с Наполеоном должна вестись оружием, а не дипломатическими увещеваниями?
а) «Демьянова уха»;

б) «Кот и повар»;
в) «Лисица и виноград»;

г) «Ворона и Лисица».

В какой басне И.А. Крылов пишет о попытке Наполеона заключить мир?
а) «Волк на псарне»;

б) «Свинья под дубом»;
в) «Мартышка и Очки»;

Мы высоко ценим людей, добившихся выдающихся результатов в той или иной области. В деле написания басен непревзойдённый мастер – Иван Андреевич Крылов.

Появился будущий знаменитый баснописец на свет 2 февраля 1768 года. Детские годы маленького Вани были далеко не радужными. Его отец, Андрей Прохорович Крылов, был бедным армейским офицером, по долгу службы вынужденный часто менять место своего пребывания.

Вскоре после рождения сына, в самый разгар Пугачёвского бунта он получил распоряжение отправиться в город Оренбург. Вскоре туда прибыла и его супруга, Мария Алексеевна вместе с сыном Ваней.

При защите Яицкой крепости от Пугачева, отец Крылова проявил лучшие свои качества, а после окончания военных операций перешёл на гражданскую службу. Его новое рабочее место – председатель губернского магистрата. Заниматься сыном ему было некогда, и все заботы о маленьком Ване легли на мать, Марию Алексеевну. Желая дать сыну хорошее образование, она договорилась с богатым помещиком Львовым, и Ваня начал посещать уроки учителя-француза вместе с барскими детьми. Однако учеба с иностранным учителем шла туго.

Но даже её пришлось бросить на одиннадцатом году жизни мальчика. Мария Алексеевна овдовела, и семья осталась без средств к существованию. Мать Крылова вынуждена была устроить сына на работу, подканцеляристом в суд, а в 12 лет мальчик был переведён на должность канцеляриста в тверской магистрат.

Свободного времени у юного Крылова оставалось по-прежнему много, и он любил проводить его на улицах и площадях города, среди простого народа. Его чуткое ухо улавливало остроты и шутки, он проявлял интерес к простонародным рассказам, прислушивался к говору обычных людей. Именно эти впечатления детства, простые русские лукавинки, прибаутки, услышанные в народе, навсегда запали в душу будущего литератора.

Воспитанием и образованием сына продолжала заниматься мать. Дальнейшему развитию юного Крылова помогали и книги, оставшиеся после отца. С усердием и интересом мальчик прочитывал всё подряд, не выбирая особо тематику. Иван Андреевич и сам решил попробовать себя на литературном поприще; и на пятнадцатом году жизни из-под его пера выходит комическая опера «Кофейница», созданная по образу и подобию тогдашних модных вещиц.

А между тем средств к существованию в семье по-прежнему катастрофически не хватало, и Мария Алексеевна принимает решение ехать в Петербург, в надежде выхлопотать себе пенсию и удачно пристроить сына.

Двадцать пять рублей в месяц – новое жалованье будущего поэта, получаемое им в казённой палате в Петербурге, куда он прибыл вместе с Марией Алексеевной в 1783 году. Денег немного, и приходилось на всём экономить.

Но это было ничто по сравнению со смертью матери, которой Крылов лишился в 1788 году. Для него это был большой удар. О матери, с большой сердечностью Иван Андреевич вспоминал до конца своих дней.

Написанная Крыловым «Кофейница» «не давала ему покоя» и он решил обратиться к владельцу типографии Брейткопфу с просьбой купить его произведение. Брейткопф заинтересовался и предложил плату за труд – шестьдесят рублей ассигнациями. Но сочинитель денег не взял, на всю сумму он решил набрать книг. Он предпочёл выбрать Расина, Мольера и Буало. Мольер и Буало стали впоследствии его учителями в плане изучения сатирических начал, а благодаря Расину Крылов проявил интерес к героям Греции и Рима.

Находясь под влиянием книг, а также посещения театральных спектаклей, Иван Андреевич выдаёт новое произведение – трагедию «Клеопатра». Эта вещь – подобие французским трагедиям. Судьба у пьесы осталась незавидной, её в пух и прах раскритиковал знаменитый актёр Дмитревский, к которому обратился Крылов за отзывом. Но, выслушивая критику актёра, Крылов одновременно получил и первые уроки словесности, которые пригодились ему в дальнейшем.

Детские и юношеские годы Крылова были непростыми. Но так, как сложились обстоятельства его жизни, именно они способствовали появлению того оригинального отпечатка, который в дальнейшем и определил характерную особенность басен Крылова.

Но до написания первой басни было ещё далеко. Лишь в 1806 году, в Москве, Крылов случайно знакомится с Иваном Ивановичем Дмитриевым, которому показывает две свои басни «Дуб и трость» и «Разборчивую невесту» (перевод из Лафонтена). Дмитриев сразу разглядел оригинальность бесенных произведений Крылова, всячески нахвалил начинающего баснописца и уговорил его не покидать этот род литературы.

Крылов Иван Андреевич (1769-1844) – русский поэт, автор более 200 басен, публицист, занимался издательством сатирико-просветительских журналов.

Детство

Отец, Крылов Андрей Прохорович, был бедным армейским офицером. Когда усмиряли пугачёвский бунт в 1772 году, он состоял на службе в драгунском полку и проявил себя героем, но никаких чинов и медалей за это не получил. Наукам особо отец не обучался, но писать и читать умел. Выйдя в отставку, он был переведён на государственную службу в должность председателя магистрата Твери. Хорошего дохода такая служба не приносила, поэтому семья жила очень бедно.

Мама поэта, Крылова Мария Алексеевна, рано осталась вдовой. Муж умер на 42-ом году жизни, старшему сыну Ивану было только 9 лет. После смерти главы семейства жизнь Крыловых стала ещё беднее. Ранние детские годы Ивана прошли в разъездах, так как по долгу отцовской службы семья очень часто переезжала.

Образование

У Ивана Крылова не было возможности получать хорошее образование. Когда он был маленьким, отец научил его читать. Сам старший Крылов чтение очень любил и оставил в наследство сыну большой сундук, полный книжек.

Рядом проживали состоятельные соседи, разрешившие мальчику присутствовать на уроках французского языка, который преподавали их детям. Так Иван постепенно выучил иностранный язык. В общем, всё своё образование Крылов получил в основном только за счёт того, что очень много читал.

А вот, что его сильно привлекало в подростковом возрасте, – так это шумные ярмарки и кулачные бои, торговые площади и народные сборища, он любил потолкаться среди люда простого и послушать, о чём они речи ведут. Одно время он даже принимал участие в уличных боях, которые назывались «стенка на стенку», сам парень был очень крепким и рослым, поэтому зачастую выходил победителем.

Трудовая деятельность

Ввиду того, что семья испытывала нужду, Крылов очень рано начал работать. В 1777 году его взяли в магистрат Твери, где до смерти служил отец, на должность подканцеляриста. Платили там копейки, но так семья, по крайней мере, не умирала с голода.

В 1782 году мать с сыновьями переехала в Санкт-Петербург, чтобы хлопотать о пенсии. Здесь Иван устроился на работу в казённую палату с жалованием 80-90 рублей.

В 1788 году умерла мать, и на Крылова полностью легли обязанности по воспитанию младшего брата Льва. Иван Андреевич всю жизнь потом заботился о нём, как о родном сыне. Работа в казённой палате перестала устраивать Крылова и он перешёл трудиться в Кабинет Её Величества (это было учреждение типа личной канцелярии Императрицы).

Литературная деятельность

В 1784 году Крылов написал своё первое произведение – оперное либретто «Кофейница». В последующие два года он сочинил ещё две трагедии «Клеопатра» и «Филомела», затем последовали комедии «Бешеная семья» и «Сочинитель в прихожей». Так молодой драматург стал близко сотрудничать с театральным комитетом, получив при этом даровой билет.

Следующая комедия «Проказники» отличалась от двух предыдущих, она уже была по-новому смелой, живой и остроумной.

В 1788 году в журнале «Утренние часы» были напечатаны первые басни Крылова. Едкие и полные сарказма одобрения у читателей и критиков они не получили.

Крылов принял решение забросить государственную службу и заняться издательской деятельностью. В течение нескольких лет он занимался выпуском сатирических журналов:

  • «Почта духов»;
  • «Зритель»;
  • «Санкт-Петербургский Меркурий».

В этих журналах он печатал свои басни и некоторые прозаические произведения.

Власти не слишком жаловали такой сарказм Крылова, Императрица даже предложила ему уехать за границу на некоторое время. Но Иван Андреевич отказался и переехал в Зубриловку – имение князя Голицына. Там он работал в качестве секретаря, учил детей, а также писал пьесы для домашних спектаклей.

К активной литературной деятельности Крылов вернулся в 1806 году. Он приехал в Санкт-Петербург, где поставил одну за другой две комедии «Модная лавка» и «Урок дочкам», имевшие огромный успех.

А в 1809 году начался взлёт Крылова как баснописца. Первый сборник его басен включал в себя 23 произведения, среди них знаменитая «Слон и Моська». Книга оказалась весьма популярной, и читатели стали с нетерпением ждать новых басен Крылова.

Наряду с этим Иван Андреевич вернулся к государственной службе, почти 30 лет он проработал в Императорской публичной библиотеке.

Из-под пера Крылова вышло более 200 басен, в них он обличал и человеческие пороки, и русскую действительность. Каждому ребёнку известны такие его произведения:

  • «Волк и Ягнёнок»;
  • «Ворона и Лисица»;
  • «Стрекоза и Муравей»;
  • «Лебедь, Рак и Щука»;
  • «Мартышка и очки»;
  • «Квартет».

Многие выражения из его басен прочно вошли в разговорную русскую речь и стали крылатыми.

Последние годы жизни

В последние годы своей жизни Крылов был на хорошем счету у царской власти, получил должность статского советника и имел предостаточное пенсионное пособие. Он разленился, не стеснялся слыть неряхой и обжорой. Можно сказать, что весь его талант под конец жизни растворился в гурманстве и лени.

Официально Крылов не был никогда женат, но его современники утверждали, что он жил в гражданском браке со своей кухаркой Феней, и от него она родила дочь Сашу. Когда Феня умерла, Саша жила в доме Крылова, потом он выдал её замуж, нянчил детишек и после смерти всё своё состояние отписал Сашиному мужу.

Урок литературного чтения

«Путешествие в мир басен И.А.Крылова»

Форма проведения: урок-концерт.

Цель: показать учащимся правильность утверждения, что басни И.А.Крылова вполне подходят для детского чтения.

Задачи:

образовательные : систематизировать знания учащихся о творчестве И.А.Крылова, выделить особенности басенного жанра, расширить круг читаемых басен;

развивающие : развивать умение выразительно читать, пересказывать, инсценировать басни;

воспитывающие : воспитывать интерес к чтению басен и к литературе как части общей культуры.

Оборудование: сборники басен И.А.Крылова; выставка рисунков к басням, викторина “Басни И.А.Крылова”.

Предварительная подготовка : учащиеся иллюстрировали басни, отвечали на вопросы викторины “Басни Крылова”, готовились к инсценированию басен или выразительному чтению.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Основная часть урока.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с жизнью и творчеством великого русского баснописца И.А.Крылова. Еще раз обратимся к его произведениям, почитаем их и инсценируем.

(Портрет И.А.Крылова)

Ведущий . Трудно представить себе русского человека, который не знал бы имени Ивана Андреевича Крылова, русского писателя начала 19 века.

Рассказ ученика

Его перу принадлежат разнообразные произведения. Он писал стихи, водевили, издавал журнал. Но сильнее всего его талант проявился в баснях. Великого русского баснописца наш народ зовёт дедушкой Крыловым. Иван Андреевич Крылов – известный всему миру баснописец. Задача, которую он поставил перед собой, — казнить безжалостным смехом всякие недостатки людей – жадность, лень, лож, глупость, хвастовство, приписывая эти недостатки животным. Задача выполнена Крыловым с таким талантом, которого не достиг ни один другой баснописец.

Ведущий

Есть стихи, написанные и о самом Иване Андреевиче. Стихотворение П.Вяземского прочтёт.

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по — русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.

Ведущий . Что вам известно о детстве и первых шагах учёбы И.А. Крылова?

(Высказывания учеников).

Рассказ ученицы

И.А.Крылов родился 2-го февраля 1768 г. в Москве. Отец Крылова был армейский офицер, по обязанностям службы часто вынужден менять место своего жительства. Занятый службой, отец Крылова не имел времени заниматься воспитанием сына, и все заботы о воспитании и образовании маленького сына падали на долю его матери. Мать сама ежедневно занималась с ним, стараясь передать ему хоть те небольшие познания, которыми обладала сама. Мария Алексеевна, мать будущего баснописца, придумывала разные способы, чтобы заохотить ребёнка к учению. Так, например, когда он хорошо заучивал заданный ему урок, мать каждый раз в награду давала ему по несколько копеек.

После смерти отца Иван в 10 лет начал служить переписчиком, чтобы кормить мать и младшего брата.

Точно не знаем, кончал ли он какое-нибудь, хотя бы скромное учебное заведение, но знаем, что с детства и до конца жизни он непрестанно учился сам, жадно читая множество книг, и стал одним из образованнейших людей своего времени. Много помогли развитию мальчика книги, оставшиеся после отца. Книг этих был целый сундук, и молодой Крылов с усердием перечитывал их без разбора. Это усердное чтение пробудило в нем литературные наклонности, и на пятнадцатом году он сочинил первое своё произведение – комическую оперу “Кофейница”.

Рассказ второй ученицы.(Памятник Крылову в Летнем саду)

Ведущий

Неподалёку от входа в Летний сад в Петербурге на тенистой площадке стоит бронзовый памятник. Какой необычный памятник! В кресле грузный добродушный дедушка, а внизу, вокруг постамента, разные звери. На барельефах изображены эпизоды из лучших его басен.Памятник был сооружён на деньги, которые собирали по всей России.

С правой стороны – Мартышка, осёл, козёл. Постойте-ка, ну, конечно! Это герои басни “Квартет”. Ничего не понимает в музыке эта компания, но самоуверенно берётся сыграть квартет.

Про зверей ли написал басню Крылов? Нет, конечно. Он имел в виду невежественных, самоуверенных людей, берущихся за дела, в которых ничего не смыслят. Но сделал Крылов это в иносказательной форме. К таким иносказаниям прибегал ещё древнегреческий баснописец Эзоп.

(Портрет Эзопа)

Рассказ ученика

Этот талантливый и умный человек был рабом и не мог прямо поднять голос против своих хозяев. Осуждая пороки, он представлял это в виде забавных историй о животных. Отсюда пошло выражение “эзоповский язык”.

Многие басни Эзопа, жившего много веков до Крылова – стали известны русским читателям благодаря переводам Крылова. Например, “Ворона и Лисица”. Кроме того, переведенные им, они стали нам понятнее и ближе, потому что Иван Андреевич наделил персонажей Эзопа русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.

Ведущий

Сейчас ребята прочитают одну из самых известных классических басен Крылова, которую знает каждый русский человек, уважающий себя и любящий русскую литературу. В этой басне автор обличает лесть.

(К басне «Ворона и Лисица»)

(Инсценирование басни “Ворона и Лисица”.) (Портрет Лафонтена)

И.А.;Крылов переводил также и басни Жана де Лафонтена.Это французский поэт 17 века

Он писал и стихи, и сказки, и баллады, и поэмы. Но прославился своими баснями. Басню “Волк и ягнёнок” Лафонтена мы знаем благодаря переводу И.А.Крылова.

Ведущий

В какой басне Крылова героиня хотела попасть в большие забияки, чтобы о ней все говорили лучше, чем она того заслуживала? (“Слон и Моська”).

(Выразительное чтение басни “Слон и Моська”)

Из какой басни эти крылатые выражения

«А воз и ныне там…»

Иллюстрация «Лебедь, Щука и Рак»

(Выразительное чтение басни “Лебедь, Щука и Рак”).

Ведущий . Крылов умел писать интересно и смешно. Многие персонажи вызывают у нас улыбку. Я думаю вам будет интересно послушать басню «Зеркало и Обезьяна»

Иллюстрация «Зеркало и Обезьяна»

Ведущий . С какой целью вводит Крылов в действие басен комические эпизоды?

Ответ учеников (С помощью смеха писателю легче довести до детского ума мысль о вреде дурных привычек и свойств человеческого характера).

Ведущий. Послушайте басню “Мартышка и очки»)”.

Иллюстрация «Мартышка и очки»

Ведущий. Дедушка Крылов – великий русский поэт баснописец. Почему великий? Его басни знают не только русские. Они переведены на разные европейские языки. Почему мы говорим русский? Крылов любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Обогатил русский язык, русскую речь крылатыми, остроумными выражениями, сравнениями.

Ты всё пела, это дело!Так поди же попляши!

Иллюстрация «Стрекоза и Муравей»

Инсценирование басни «Стрекоза и Муравей»

Ведущий . Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта.Их заучивали наизусть и пересказывали друг другу и боевые генералы, и солдаты,ими зачитывались императоры Александр 1 и Николай 2 .Все, читающие басни Крылова,получали уроки жизни и видели себя в них, ка в зеркале. Прошло более полутора веков, как басни Крылова полюбились русскому сердцу, и, надо прямо сказать, пока он никем не превзойден. Дедушка Крылов по-прежнему царствует над басенным миром. Недаром еще А.С.Пушкин сказал: “…Крылов превзошел всех нам известных баснописцев”.

Викторина по командам

1.Кто лето красное пропела? (Cтрекоза)

2.Герой какой басни хотел попасть в большие забияки? («Слон и Моська»)

3 Какую ягоду не смогла достать лиса в саду? (Виноград)

4.Кривляки в баснях Крылова (Обезьяны)

5.Что не могли сдвинуть с места Лебедь, Щука и Рак? (Воз)

6.Сколько очков купила Мартышка? (с полдюжины,т.е 6)

7.От кого Ворона получила сыр? (от Бога)

8.Кто был соседкой Моськи? (Шавка)

9.У кого к зиме «был готов и стол, и дом»?(У Муравья)

10.Назовите предмет, с помощью которого можно было увидеть « что там за рожа»? (Зеркало)

Доска объявлений

Прочитайте объявления и скажите кому из героев басен они могли принадлежать?

1.Ищу пособие по правильному использованию очков.Пишите крупнее-плохо вижу.

2.Срочно сниму тёплую квартиру до весны.

3.Потеряла сыр, пока каркала. Нашедшего просьба –вернуть на ель.

4. Похвалю любого. Кто похвалит меня.

Учитель. Да, Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаруживать недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Крылов учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с басней Крылова — значит, стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.

Посмотрите, какая цепочка получается.

(портреты Эзопа, Лафонтена и Крылова)

Три великих баснописца греческий, французский и русский. Конечно, баснописцев было больше, но эти вошли в мировую литературу как баснописцы – классики.

В 19 веке писал басни в прозе Лев Николаевич Толстой.

В наше время интересные басни писал Сергей Владимирович Михалков.

III. Итог урока.

Какие виды работ сегодня на уроке вам больше всего понравились?

Заключительное слово учителя.

И мне хочется пожелать вам, ребята, идти рядом с баснями Крылова, перечитывать их, задумываться о себе, поступках других и тогда, я думаю, ваша жизнь будет лучше, богаче, интереснее.

Спасибо за урок!

КРЫЛОВ, ИВАН АНДРЕЕВИЧ (1769–1844) – русский баснописец, писатель, драматург

Родился в 1769 в Москве. Учился молодой Крылов мало и бессистемно. Ему шел десятый год, когда умер отец, Андрей Прохорович, бывший в тот момент мелким чиновником в Твери. Андрей Крылов «наукам не учился», но очень любил читать и привил свою любовь сыну. Он сам выучил мальчика чтению и письму и оставил ему в наследство сундук книг. Дальнейшее образование Крылов получил благодаря покровительству писателя Николая Александровича Львова, прочитавшего стихи юного поэта. В юности много жил в доме у Львова, учился вместе с его детьми, и просто слушал разговоры литераторов и художников, приходивших в гости. Недостатки отрывочного образования сказывались впоследствии – так, Крылов всегда был слаб в орфографии, но известно, что с годами приобрел достаточно прочные знания и широкий кругозор, научился играть на скрипке и говорить по-итальянски.

Был записан на службу в нижний земский суд, хотя, очевидно, это была простая формальность – в присутствие Крылов не ходил или почти не ходил и денег не получал. В четырнадцатилетнем возрасте попал в Петербург, куда мать отправилась хлопотать о пенсии. Затем перевелся на службу в Петербургскую казенную палату. Однако дела служебные его не слишком интересовали. На первом месте среди увлечений Крылова были литературные занятия и посещение театра. Эти пристрастия не изменились и после того, как в семнадцать лет он лишился матери, и на его плечи легли заботы о младшем брате. В 80-е годы много писал для театра. Из-под его пера вышли либретто комических опер Кофейница и Бешеная семья , трагедии Клеопатра и Филомела , комедия Сочинитель в прихожей . Эти произведения не принесли молодому автору ни денег, ни известности, но помогли попасть в круг петербургских литераторов. Ему покровительствовал известный драматург Я.Б.Княжнин, однако самолюбивый молодой человек, решив, что в доме «мэтра» над ним насмехаются, порвал со своим старшим другом. Крылов написал комедию Проказники , в главных героях которой, Рифмокраде и Тараторе, современники без труда узнали Княжнина и его жену. Проказники –более зрелое произведение, чем предыдущие пьесы, но постановка комедии была запрещена, и у Крылова испортились отношения не только с семейством Княжниных, но и с театральной дирекцией, от которой зависела судьба любого драматического сочинения.

С конца 80-х основная деятельность разворачивалась в сфере журналистики. В 1789 в течение восьми месяцев издавал журнал «Почта духов». Сатирическая направленность, проявившаяся уже в ранних пьесах, сохранилась и здесь, но в несколько преображенном виде. Крылов создал карикатурную картину современного ему общества, облекая свой рассказ в фантастическую форму переписки гномов с волшебников Маликульмульком. Издание было прекращено, так как у журнала оказалось всего восемьдесят подписчиков. Судя по тому, что «Почта духов» была переиздана в 1802, ее появление все же не осталось незамеченным читающей публикой.

В 1790 вышел в отставку, решив полностью посвятить себя литературной деятельности. Он стал владельцем типографии и в январе 1792 вместе со своим другом литератором Клушиным начал издавать журнал «Зритель», пользовавшийся уже большей популярностью.

Наибольший успех «Зрителю» принесли произведения самого Крылова Каиб, восточная повесть , сказка Ночи , Похвальная речь в память моему дедушке , Речь, говоренная повесою в собрании дураков , Мысли философа о моде . Число подписчиков росло. В 1793 журнал был переименован в «Санкт-Петербургский Меркурий». К этому времени его издатели сосредоточились прежде всего на постоянных иронических нападках на Карамзина и его последователей. Издателю «Меркурия» было чуждо реформаторское творчество Карамзина, которое казалось ему искусственным и излишне подверженным западным влияниям. Преклонение перед Западом, французским языком, французскими модами было одной из любимых тем творчества молодого Крылова и объектом высмеивания во многих его комедиях. Кроме того, карамзинисты отталкивали его своим пренебрежением к строгим классицистским правилам стихосложения, возмущал его и излишне простой, по его мнению, «простонародный» слог Карамзина. Своих литературных противников, как всегда, изображал с ядовитой язвительностью. Так, в Похвальной речи Ермолафиду, говоренной в собрании молодых писателей Карамзин был издевательски изображен как человек, несущий чепуху, или «ермолафию». Возможно, именно резкая полемика с карамзинистами оттолкнула читателей от «Санкт-Петербургского Меркурия».

В конце 1793 издание «Санкт-Петербургского Меркурия» прекратилось, и Крылов на несколько лет уехал из Петербурга. По словам одного из биографов писателя, «С 1795 по 1801 год Крылов как бы исчезает от нас». Некоторые отрывочные сведения позволяют предположить, что он некоторое время жил в Москве, где много и азартно играл в карты. Очевидно, он странствовал по провинции, жил в поместьях своих друзей. В 1797 Крылов уехал в поместье князя С.Ф.Голицына, где, очевидно был его секретарем и учителем его детей.

Именно для домашнего спектакля у Голицыных в 1799-1800 была написана пьеса Трумф или Подщипа . В злой карикатуре на тупого, заносчивого и злого вояку Трумфа легко угадывался Павел I, не нравившийся автору прежде всего своим преклонением перед прусской армией и королем Фридрихом II. Ирония была настолько язвительна, что в России пьесу впервые опубликовали только в 1871. Значение Трумфа не только в его политическом подтексте. Куда важнее, что сама форма «шутотрагедии» пародировала классическую трагедию с ее высоким стилем и во многом означала отказ автора от тех эстетических представлений, которым он был верен в течение предыдущих десятилетий.

После смерти Павла I князь Голицын был назначен рижским генерал-губернатором, и Крылов два года служил его секретарем. В 1803 снова вышел в отставку и, очевидно, опять провел два следующих года в беспрерывных путешествиях по России и карточной игре. Именно в эти годы, о которых мало известно, драматург и журналист начал писать басни.

Известно, что в 1805 Крылов в Москве показал известному поэту и баснописцу И.И.Дмитриеву свой перевод двух басен Лафонтена : Дуб и трость и Разборчивая невеста . Дмитриев высоко оценил перевод и первым отметил, что автор нашел свое истинное призвание. Сам поэт не сразу это понял. В 1806 он напечатал только три басни, после чего вновь вернулся к драматургии.

В 1807 выпустил сразу три пьесы, завоевавшие большую популярность и с успехом шедшие на сцене. Это – Модная лавка , Урок дочкам и Илья Богатырь . Особенно большим успехом пользовались две первые пьесы, каждая из которых по своему высмеивала пристрастие дворян к французскому языку, модам, нравам и т.д. и фактически ставила знак равенства между галломанией и глупостью, распутством и мотовством. Пьесы неоднократно ставились на сцене, причем Модную лавку играли даже при дворе.

Несмотря на долгожданный театральный успех, Крылов решился пойти по другому пути. Перестал писать для театра и с каждым годом все больше внимания уделял работе над баснями.

В 1808 им было издано уже 17 басен, среди которых и знаменитая Слон и моська .

В 1809 был опубликован первый сборник, сразу же сделавший его автора по-настоящему знаменитым. Всего до конца жизни он написал более 200 басен, которые были объединены в девять книг. Работал он до последних дней – последнее прижизненное издание басен друзья и знакомые писателя получили в 1844 вместе с извещением о смерти их автора.

Сначала в творчестве Крылова преобладали переводы или переложения знаменитых французских басен Лафонтена, (Стрекоза и муравей , Волк и ягненок ), то постепенно он начал находить все больше самостоятельных сюжетов, многие из которых были связанны со злободневными событиями российской жизни. Так, реакцией на различные политические события стали басни Квартет , Лебедь , Щука и Рак , Волк на псарне . Более отвлеченные сюжеты легли в основу Любопытного , Пустынника и медведя и других. Однако басни, написанные «на злобу дня», очень скоро также стали восприниматься как более обобщенные произведения. События, послужившие поводом для их написания, быстро забывались, а сами басни превращались в любимое чтение во всех образованных семьях.

Работа в новом жанре резко изменила литературную репутацию Крылова. Если первая половина его жизни прошла практически в безвестности, полна материальными проблемами и лишениями, то в зрелости он был окружен почестями и всеобщим уважением. Издания его книг расходились огромными для того времени тиражами. Писатель, в свое время смеявшийся над Карамзиным за его пристрастие к излишне простонародным выражениям, теперь сам создавал произведения, понятные всем, и стал истинно народным писателем.

Крылов стал классиком при жизни. Уже в 1835 В.Г.Белинский в своей статье Литературные мечтания нашел в русской литературе всего лишь четырех классиков и поставил Крылова в один ряд с Державиным , Пушкиным и Грибоедовым .

На национальный характер его языка, использование им персонажей русского фольклора обратили внимание все критики. Писатель оставался враждебен западничеству в течение всей своей жизни. Не случайно он примкнул к литературному обществу «Беседа любителей русской словесности», отстаивавшему старинный русский слог и не признававшему карамзинской реформы языка. Это не помешало Крылову быть любимым как сторонниками, так и противниками нового легкого слога. Так, Пушкин, которому намного ближе было карамзинское направление в литературе, сравнивая Лафонтена и Крылова, писал: «Оба они вечно останутся любимцами своих единоземцев. Некто справедливо сказал, что простодушие есть врожденное свойство французского народа; напротив того, отличительная черта в наших нравах есть какое-то веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться »

Параллельно с народным признанием шло и признание официальное. С 1810 Крылов был сначала помощником библиотекаря, а затем библиотекарем в Императорской публичной библиотеке в Санкт-Петербурге. Одновременно с этим получал неоднократно увеличивавшуюся пенсию «во уважение отличных дарований в российской словесности». Был избран членом Российской Академии, награжден золотой медалью за литературные заслуги и получил много других наград и почестей.

Одна из характерных черт популярности Крылова – многочисленные полулегендарные рассказы о его лени, неряшливости, обжорстве, остроумии.

Уже празднование пятидесятилетнего юбилея творческой деятельности баснописца в 1838 превратилось в поистине всенародное торжество. За прошедшие с тех пор почти два столетия не было ни одного поколения в России, которое не воспитывалось бы на баснях Крылова.

Умер Крылов в 1844 в Санкт-Петербурге.

Тамара Эйдельман



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!