Конспект логопедического занятия в старшей группе содержит развивающие игры и задания по теме «Звук [н]» и позволяет сформировать фонетико-фонемат ические представления детей с общим недоразвитием речи. Помимо классических средств предлагается использовать сюрпризный момент, введение героя, аудиозапись, что вызывает положительную мотивацию и интерес к занятию у детей. Данное занятие будет интересно учителям-логопед ам, дефектологам, воспитателям.
Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи.
Тема: «Звук [Н]. Путешествие к Царевне-Несмеяне»
Цель :
- Знакомство детей со звуком [н].
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей со звуком [н] и способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки;
- уточнить артикуляцию звука [н];
- продолжать формировать понятие «согласный звонкий звук»;
- учить четко интонировать звук [н];
- учить выделять звуки [н];
- обучать анализу и синтезу прямого и обратного слога.
Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительное и слуховое внимание;
- развивать фонематический слух;
- развивать координацию речи с движением.
Воспитательные:
- учить слушать других детей, не перебивать;
- воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
Оборудование:
- «Звуковичок» (символ согласных звуков (твердых, звонких)), профиль артикуляции звука [н], сюжетная картинка «Царевна Несмеяна», индивидуальные зеркала, звуковые пеналы (на каждого ребенка), «ковер-самолет», аудиозапись.
Ход занятия:
Логопед приглашает детей в кабинет, предлагает им поздороваться с гостями и пройти на ковер.
Логопед: Ребята, посмотрите, у нас в группе появился новый ковер. Но это не обычный ковер, а ковер-самолет. Хотите отправиться на нем в путешествие?
Тогда располагайтесь поудобнее, закрывайте глаза и мы начинаем наше путешествие.
Звучит музыка.
Ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу. Далеко внизу проплывают дома, поля, леса и реки… И мы с вами прилетели в страну сказок. Открывайте глаза и потихоньку вставайте. Посмотрите, кто нас встречает. Вы узнали героиню сказки?
Дети: Царевна-Несмеяна.
Логопед: Верно! Садитесь на свои стульчики.
2. Основная часть.
Логопед: Ребята, послушайте внимательно историю про царевну.
Жила — была царевна. Она была такая рева, такая крикунья. Ни разу в жизни не улыбнулась, никогда не смеялась. Так ее и прозвали Царевна-Несмеяна. Сидит Несмеяна на троне и ноет: [н]-[н]-[н]. Ребята, возьмите зеркала и покажите, как ныла Несмеяна.
Дети: Произносят звук [н], наблюдая за артикуляцией в зеркале.
Логопед: Ребята, вы уже догадались с каким звуком мы познакомимся?
Дети: Мы познакомимся со звуком [н].
Логопед: Верно! Давайте посмотрим, как мы произносим звук [н]. (Логопед помещает на доску схему артикуляции звука [н].) Губы разомкнуты. Зубы сближены. Кончик языка прижат к верхним зубам. Ребята, что встречает во рту выдыхаемый воздух?
Дети: Воздух встречает во рту преграду.
Логопед: Если воздух встретил во рту преграду, мы можем петь звук [н]?
Дети: Нет.
Логопед: Как мы называем звуки, которые нельзя петь?
Дети: Согласные.
Логопед: Верно! Звук [н] — это согласный звук. А теперь положите руку на горлышко и произнесите звук [н]. Горлышко «дрожит»?
Значит звук [н] какой?
Дети: Звук [н] — звонкий.
Логопед: Верно! Ребята, посмотрите, что происходит с губами, когда мы произносим звук [н]?
Дети: Губы не улыбаются.
Логопед: Значит звук [н] какой?
Дети: Звук [н] — твердый.
Логопед: Кружком какого цвета мы обозначаем согласный твердый звук? Что обозначает колокольчик?
Дети: Согласный твердый звук обозначаем синим кружком. Колокольчик обозначает, что звук звонкий.
Логопед: Молодцы! Давайте все повторим про звук [н]. Какой он? А поможет нам звуковичок.
Дети: Повторяют характеристику звука.
Логопед: Молодцы! Ребята, Несмеяна на нас даже не смотрит, а пуще прежнего ревет. Поиграем в игру «Как живешь?» и покажем Несмеяне, что нужно жить с радостью.
Логопед: Молодцы! Ребята, пришли к Несмеяне няньки и давай её веселить, звук [н] в словах ловить. Поиграем и мы в игру «Поймай звук [н]«. Я буду произносить слова, когда вы услышите звук [н] — хлопните в ладоши.
Царевна, ревет, улыбнуться, плачет, принц, трон, шум, Несмеяна, ноет, кричит.
Дети: Выполняют задание.
Логопед: Молодцы! Но Несмеяна все ревет, ругается, нянек за косы таскает. Убежали няньки. Осталась Несмеяна одна-одинешенька.
Ночь на дворе. Рассмотрите картинку «Царевна Несмеяна». Назовите слова со звуком [н]. Где спрятался звук [н], в начале, в середине или в конце?
Дети: Называют слова со звуком [н], определяют место звука в словах.
Логопед: Молодцы! Ребята, сидит Несмеяна одна-одинешенька, вся в слезах, капризничает. Приехали к ней принцы заморские. Ходят перед нею, шутят, а она им задания дает: «Что я скажу — покажите на схеме» (ан, ин, на). Не могут принцы выполнить ее задание. А вы сможете?
Дети: Составляют схемы слогов с помощью звуковых пеналов.
Логопед: Молодцы, ребята! Несмеяна обрадовалась, что вы справились с ее заданием и заулыбалась. Поняла Несмеяна, что лучше жить с радостью, чем печалиться и грустить. Подарим и мы улыбки друг другу. А теперь пришла пора возвращаться в группу.
Садитесь на наш волшебный ковер-самолет, закрывайте глазки.
Звучит музыка.
Ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу. Далеко внизу проплывают поля, леса и реки… Постепенно ковер-самолет начинает снижаться и приземляется в нашей группе. Открывайте глаза, потихоньку вставайте.
3. Итог занятия.
Логопед: Ребята, вам понравилось путешествие? С каким звуком мы познакомились в путешествии? Что вам понравилось больше всего? Что было труднее всего сделать?
Дети: Отвечают на вопросы.
Герасимова Татьяна Сергеевна,
учитель-логопед,
МДОУ «Детский сад № 67″,
город Ярославль
Ольга Ефремова
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква Н»
Звук и буква Н
Образовательные задачи. Буква Н и звук [н] . Формирование умения на-ходить новую букву среди других букв алфавита . Совершенствование навыка чтения слогов с пройденными буквами .
Развивающие задачи. Совершенствование фонематических представлений, развитие зрительного и слухового внимания, общей и тонкой моторики, координации речи с движением, творческого воображения.
Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, ответственности, самостоятельности.
Оборудование. палочки, кубики, «Мой букварь » и рабочие тетради по числу детей, простые и цветные карандаши, предметные картинки для организационного момента.
Ход занятия
1. Организационный момент. Развитие фонематических представлений.
Педагог приветствует детей.
Педагог : Сядет тот, кто назовет глазные звуки . Затем согласные.
Дети отвечают.
Педагог : Правильно! Садись. Каким звуком заканчиваются слова : слон, сон, клоун.
Варианты детей.
Педагог : Правильно. Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой Н .
2. Звук [н] . Артикуляция звука . Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса , тонкой моторики, фонематического слуха. Воспитание мягкой атаки голоса.
Педагог помещает на доску картинку с изображением плачущей девочки.
Педагог. Посмотрите на картинку. Девочка ноет н-н-н. Повтори, Миша, как ноет девочка.
Ребенок. Н-н-н!
Педагог. Давайте вместе произнесем звук «Н» , губы в нейтральном положении, кончик языка поднят и упирается в верхние резцы. При произнесении звука Н ощущается вибрация носовой полости. Это какой звук ?
Дети. Согласный
Педагог Как вы догадались, что это согласный звук ?
Дети : Потому что его можно тянуть, но нельзя петь.
Педагог : А кружочком какого цвета мы его будем обозначать?
Дети : Синим кружочком
3. Игра «Поймай звук » Развитие фонематического слуха. Выделение звука [Н] из ряда гласных звуков , слогов
Педагог : Вам нужно поймать звук [н] . Когда вы его услышите, хлопните в ладоши. Н, т, п, м, н, о, а, н. На, ма, ан, ун, па, ам, но.
4. Игра «Определи место звука в слове »
Педагог. Послушайте стихотворение и назовите слова, которые начинаются со звука [н] .
Нос в веснушках у Наташки.
Наша Ната – первоклашка.
Д е т и. нос, Наташки, наша, Ната.
П е д а г о г Молодцы! Вы услышали все слова, которые начинаются с гласного звука [н] .
Педагог выставляет схемы, обозначающие место звука в слове .
Педагог Следующее задание. Вам нужно определить, где находится звук [н] в каждом из этих слов.
Рассматривание картинок, в названии которых есть звук [н] , и определение места звука в слове : нитки, лимон, стакан, барабан, носорог, ночь.
Педагог : молодцы, вы хорошо справились с заданием.
5. Знакомство с буквой Н . Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса .
Педагог помещает на магнитную доску объемную букву Н .
Педагог Ножка, ножка
Поперёк наложили поясок.
Письмо буквы “Н” пальчиком в воздухе.
Сколько палочек потребуется, чтобы построить букву Н ?
Дети : Три
Педагог Молодцы! Вы сложили букву Н , а теперь уберите палочки в контейнеры. Посмотрите, как из кубиков можно выложить букву Н . Попробуйте выполнить также.
Педагог убирает контейнеры.
П е д а г о г Посмотрите на буквы Н на доске . Одна большая, а другая маленькая.
6. Упражнение «Найди картинки» . Развитие зрительного восприятия, фонематических представлений.
Педагог вывешивает картинку.,
П е д а г о г А теперь давайте на этой найдем предметы, названия которых тоже начинаются с этого звука Н .
Д е т и. Носки, нитки, ножик, ножницы.
П е д а г о г Посмотрите на цветы. Это нарциссы. Повторите это слово.
Д е т и. Нарциссы.
П е д а г о г С какого звука начинается это слово?
Д е т и. Со звука [Н] .
7. Упражнение «Давайте почитаем» . Формирование навыка чтения.
П е д а г о г Теперь давайте почитаем слоги и слова.
Дети сначала хором, а потом по одному читают слоги, а затем слова.
8. Физкультурная пауза.
9. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков. Педагог приглашает детей за столики, раздает им открытые тетради и контейнеры с карандашами.
Педа г о г Какую букву вы видите на листочках?
Д е т и. Это буква Н .
П еда г о г Каким карандашом вы будете ее раскрашивать?
Д е т и. Синим.
Педагог Почему?
Д е т и. Это согласная буква .
П е д а г о г Раскрасьте большую букву синим карандашом , а маленькую букву сначала обведите , а потом раскрасьте.
Дети выполняют задание, педагог следит за тем, как они сидят, как лежат у них тетради, как они держат карандаши.
П е д а г о г Какие картинки вы видите на этой странице?
Д е т и. Мы видим нитки.
11 е д а г о г С какого звука начинаются их названия?
Д е т и. Со звука [н] .
11. Организация окончания занятия . Оценка работы детей.
Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии .
Пе д а г о г С какой буквой вы сегодня познакомились?
Дет и. С буквой Н .
Пе д а г о г Какая это буква ?
Дети Соласная.
Пе д а г о г Сколько палочек нужно взять, чтобы сложить букву Н ?
Д с т и. Три палочки.
Пе д а г о г Какие слова на звук [н] вы запомнили ?
Пе д а г о г Что мы делали на занятии ?
Публикации по теме:
Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте в соответствии с ФГОС «Звук [У] и буква У» Конспект подгруппового логопедического занятия. Вид занятия: тренировочное. Группа детей по структуре речевого нарушения: ФФНР Возраст:.
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [О] и буква О» Цели: Повторение изученных гласных, дифференциация их друг от друга. Актуализация знаний детей о букве О. Закрепление зрительного образа.
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [У] и буква У» Цель: Обобщение знаний о звуке и букве У. Развивать умение выделять гласный звук У из ряда других звуков, из слов. ; подбор слов на заданный.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [ц]. Буква Ц» Цели занятия: познакомить детей с буквой Ц, научить чи- тать слова с данной буквой; формировать на- выки орфоэпически правильного, вырази.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [ч]. Буква Ч. Сочетания ча, чу» Цели занятия: познакомить детей с буквой Ч, сочетаниями ЧА, ЧУ, научить правильно читать слова и сочетания; формировать навыки орфоэпи.
Тансулу Карагасекова
Конспект занятия «Согласные звуки [Н], [Н’], буквы Н, н»
Тема : Согласные звуки (н, н, буквы Н ,н.
Цель :
Познакомить со звуками (н,н) и буквами Н ,н; дать представление о том, что одна буква может обозначать два звука ;
Учить производить звуковой анализ слов с изучаемыми звуками , составлять звукобуквенные модели ;
Совершенствовать фонетический слух, развивать внимание, мышление, мелкую моторику руки.
Ребята, посмотрите, какой необычный волшебный цветок.
Вы заметили, что бутон у него закрыт. А как вы думаете почему? А что нужно сделать, чтобы он зацвел? Вы все правильно говорили.
А я думаю, что наш волшебный цветок зацветет в том случае, если вы активно будете работать на занятии и выполните все задания. Вы согласны ? Да!
С каждым выполненным заданиям, лепестки будут раскрываться.
И так первое задание :
Проведем словесную разминку :
1. Из чего состоят слова?
2. Какие слова состоят из звуков ?
3. Какие слова состоят из букв ?
4. На какие две группы делятся звуки ?
5. Что вы знаете о гласных звуках ? (ударные, сколько гласных, столько слогов)
6. Что вы знаете о согласных звуках ?
7. Чем отличается звуки и буквы ?
А давайте вспомним, как погоняют лошадь? НО?
А какой первый звук в этом слове ? (н) – какой? согласный .
А почему вы думаете, что это согласный звук ? Правильно, воздух встречает препятствие (язык, губы) .
Как называются звуки , при произношении которых, воздух встречает преграду, задерживается? (согласными ) .
Откройте тетради, где закладки и посмотрите на картинки, и произнесите НОТЫ и НИТКИ. Сколько звуков в слове ноты . Какой первый звук в слове ноты .
Н – согласный
какой второй звук в слове ноты ?
О - гласный, мы его обозначаем буквой О .
Какой третий звук в слове ноты ?
Т – согласный твердый обозначает синей фишкой
Какой четвертый звук в слове ноты ?
Ы – гласный
Сколько звуков в слове Ноты ? (4- четыре)
Сколько букв в слове Ноты ? (тоже четыре)
Поставили ударение в слове ноты.
Ударение падает на первый слог, на гласный звук О .
Сколько слогов в слове но- ты (два слога) .
А теперь звуковой анализ слова НИТКИ
Н – согласная , мягкая
И – гласная, ударная
Т – согласная , твердая
К – согласная , мягкая
И – гласная, безударная
Сколько звуков ? (5 - пять)
Поставили ударение в слове нитки?
Первый слог ударный НИ
Сколько слогов в слове нитки (два слога)
Сравните звуки в слове ноты , нитки, чем похожи и чем отличаются? (это согласные звуки )
звук Н – твердый
звук Н – мягкий
Согласные звуки которые произносятся с голосом называются звонкими согласными .
Какой буквой можно обозначить два звука Н и Н – обозначаются одной буквой Н заглавная и маленькая.
В какой домик вы поселите букву Н ?
А давайте подружим букву Н с гласными буквами и наоборот чтение НА, НУ, НИ, НО, НЫ, НЕ и АН, УН, ИН, ОН, ЫН, ЕН. (чтение текста)
Игра : придумай слово со звуком (н) в начале слова
Нос, нес, нора, нога, Нина, носки, носорог, насос.
У вас лежат конверты с заданиями внутри. Откройте, внимательно прочтите, посмотрите и начинайте выполнять.
I. Запиши предложение из трех слов и составь схему.
II. По картинке придумай предложение и составь его схему.
Итог : с какой буквой мы сегодня познакомились. Что вы можете о ней рассказать.
Занятие по обучению грамотеЦель: познакомить детей со звуками [Н] и [Н’], их особенностями и буквой Н
Задачи:
Уточнить артикуляцию звуков [Н] и [Н’]
Дифференциация звуков [Н] и [Н’] в словах
Развивать фонематическое восприятие
Развивать позиционный анализ
развитие памяти, внимания, воображения
Оборудование: компьютер, презентация, картинки, счётные палочки
Организационный момент.
«Ребята, давайте с вами встанем. Глубоко вдохнём и поднимем ручки вверх, выдохнем, опуская руки. А теперь хлопнем в ладоши, улыбнемся друг другу и сядем на свои места».
Загадка
«Дети, отгадайте загадку
Три хорошеньких зверюшки
И построили избушки,
И от волка убегали,
Отгадайте, как их звали?
(Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)»
Определи звуки
(Слайд1)«А сегодня к нам в гости пришли Наф-Наф и Ниф-Ниф. И им очень стало интересно, сможете ли вы определить, какой первый звук у каждого из Поросят в имени?
Какой первый звук у Наф-Нафа? [Н]
А какой первый звук у Ниф-Нифа? [Н’]»
Артикуляция
«Поросята рады, что вы смогли правильно определить первые звуки их имен. А теперь они просят рассказать им, как их правильно произносить.
Давайте посмотрим друг на друга и будем произносить звук [Н].
Губки у нас сомкнуты или разомкнуты? (разомкнуты)
А язычок у нас с вами где? За нижними или за верхними зубами? (за верхними)
А теперь произнесите звук [Н’].
Губы у нас тоже разомкнуты?
А язычок за нижними или за верхними зубами? (за нижними)
Давайте приложим ладошку к горлышку и будем произносить [Н] и [Н’]. Что у нас с голосовыми связками происходит? (Вибрируют).
А теперь поднесем ладошку ко рту? Чувствуете ли вы воздушную струю или её проходу мешает кончик языка? (Кончик языка мешает)».
Различие звуков [Н] и [Н’]
(Слайд2) «Наф-Наф и Ниф-Ниф благодарят вас за то, что вы рассказали им, как правильно произносить звуки [Н] и [Н’]. Но смотрите, они нашли схему и никак не могут в ней разобраться. Давайте поможем им?
Смотрите, звук [Н]. Поросята не понимают, почему мы обозначаем его синим кружочком? (Потому что он твёрдый)
И ещё почему рядом со звуком [Н] изображаем звоночек? (потому что он звонкий).
А рядом со звуком [Н’] почему нарисован зелёный кружок? (потому что он мягкий)
Почему рядом с [Н’] звоночек? (потому что он звонкий)»
Раздели вещи
«Поросята говорят вам большое спасибо за то, что вы им помогли разобраться в этой сложной схеме и они теперь знают, чем отличается звук [Н] от звука [Н’].
(Слайд3) И они предлагают сыграть с ними в игру. На этой картинке много вещей. И мы их с вами будем делить. Те вещи, в названиях которых мы услышим [Н], будет отдавать Наф-Нафу. А те, в которых услышим [Н ’] – Ниф-Нифу».
Найди звук
(Слайд4) «А теперь давайте с вами попробуем отыскать наши звуки [Н] и [Н’] в словах. Посмотрите, здесь изображены две схемы. Первая показывает, что звук находится в начале слова, а вторая, что звук в конце. Давайте называть предметы на картинках и определять, где же стоят звуки [Н] и [Н’]. В начале или в конце».
Физ.минутка
Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть. (на второй повтор)
Что пропало?
(Слайд5-10) «Я знаю, что на этой неделе вы очень много узнали нового про обувь. Давайте с вами посмотрим на картинки и вы мне назовете, что за обувь на них изображена.
Ниф-Ниф и Наф-Наф решили нас разыграть и проверить, внимательные ли мы с вами. Смотрите на картинки и запоминайте, какая обувь на них изображена.
Смотрите, поросята что-то стащили. Что пропало?»
Буква Н
(Слайд11) «Ребята, есть звуки [Н] и [Н’]. Мы их говорим. А есть буква Н, которую мы пишем и читаем.
Посмотрите на неё. Она состоит из трёх палочек: двух вертикальных и одной горизонтальной.
А на что похожа буква Н? (лесенка, гамак)
Давайте составим её из счётных палочек».
Дети, о каких звуках мы сегодня говорили?
А о какой букве?
Кто к нам в гости сегодня приходил?
А что вам сегодня больше всего понравилось на занятии?
Ребята, Наф-Наф и Ниф-Ниф благодарят вас за занятие и говорят, что вы большие молодцы!
Задачи:
Способствовать развитию звукобуквенного анализа.
Способствовать развитию фонематического слуха.
Познакомить со звуком «Н» как согласным звуком и его условным обозначением – синий квадрат.
Учить определять место звука в слове и обозначать его на схеме, используя условное обозначение.
Продолжать учить детей внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто по звучанию, но и подходящие по смыслу.
Учить интонационно выделять звук в слове.
Познакомить с печатным написанием буквы «Н».
Учить писать слова «ЛУНА», «МЫЛО» с помощью условных обозначений и букв.
Учить проводить фонематический разбор этих слов.
Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Оборудование:
Изображение Незнайки, рабочие тетради, карандаши цветные, ручки, предметные картинки, карточки-схемы места звука в слове; символы гласных и согласных звуков, кубики, зеркала, магнитные буквы.
Ход ННОД:
Введение в тему
Ребята, вы любите сказки? А какой ваш любимый сказочный герой? Сегодня к нам тоже придет сказочный герой. А кто это, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Шляпа голубая,
Жёлтые штанишки,
В городе Цветочном -
Главный хвастунишка.
Рифмовать пытался
Коротышка этот,
Только вот не стал он
Истинным поэтом.
Много приключений
С ним происходило,
Но признаться стоит,
Этот мальчик милый.
Кто же это? Отгадай-ка!
Малыша зовут...
(Незнайка)
Дети садятся за столы и открывают рабочие тетради.
Игра «Подскажи словечко»
Незнайка, хочет поиграть с вами в игру «Подскажи словечко». Слушайте внимательно, найдите подсказку в своих тетрадях и обведите картинку-подсказку.
А петух с колючим ежиком
Режут сало острым...
(Ножиком)
Кто один имеет рог?
Отгадайте!
(Носорог)
Какой первый звук в словах «НОЖИК» и «НОСОРОГ»? («Н»).
Работа с зеркалами. Характеристика звука «Н»
Произнесите звук «Н». В каком положении находятся губы, зубы, язык? Что мешает выйти звуку? Скажите Незнайке, какой это звук? Звук «Н» согласный, звонкий твердый или мягкий. Каким цветом обозначаем согласный твердый звук «Н»? (синим). А согласный мягкий звук «НЬ»? (зеленым)
Игра «Определи место звука в слове»
Назовите картинки, выделяя звук «Н». Незнайка не знает, где находится звук «Н» в слове «СЛОН». Давайте ему подскажем и нарисуем синий квадрат в соответствующем месте в схеме.
Один ребенок выполняет задание у доски, а остальные дети - в тетрадях.
Где нарисовали синий квадрат в прямоугольнике под изображением слона? (В конце, потому что звук «Н» слове слон слышится в конце).
Где нарисовали синий квадрат в прямоугольнике под изображением зонта? (В середине, потому что звук «Н» слове слон слышится в середине)
Где нарисовали синий квадрат в прямоугольнике под изображением насоса? (В начале, потому что звук «Н» слове «СЛОН» слышится в начале).
Что мы делаем со звуками? (Произносим и слышим). Как на письме мы обозначаем звук «Н»? (буквой).
Знакомство с буквой «Н»
На что похожа буква «Н»? Из каких элементов она состоит? (Из 3 палочек).
Раз, два, три, четыре, пять – выходи скорей играть. Раз, два, три – в букву превратимся мы.
Дети делятся на пары и «превращаются» в букву, строят букву с помощью рук, пальчиков, выкладывают из кубиков.
Прописывание буквы, чтение слогов
Незнайка увидел дом, в котором живут одни гласные буквы. Скучно им жить без соседей, и он предложил заселить пустые квартиры новыми жильцами – буквами «Н». Обведите букву «Н» по точкам, а затем пропишите перед гласными буквами.
Причитайте слоги. (Хором, девочки, мальчики, индивидуально). Весело стало буквам и с каждого этажа полетели в небо шары. Соедините шарики с соответствующим слогом в домике.
Фонетический разбор слов «ЛУНА», «МЫЛО»
Сколько слогов в слове ЛУНА? (Два слога).
Назовите первый слог («ЛУ»). Назовите первый звук в слоге «ЛУ» («Л»). Какой это звук? (согласный твердый, обозначаем синим квадратом). Какой второй звук? («У», гласный звук, рисуем красный квадрат) и т.д.
Сколько гласных звуков в слове «ЛУНА»? Сколько согласных? (Аналогичный разбор проводится со словом «МЫЛО»).
Подведение итога занятия
Чему сегодня научился Незнайка у нас?
Воспитатель анализирует что детям удалось лучше всего, что вызвало затруднения.