Конспекты по окружающему миру. План – конспект урока по окружающему миру

Цель: Формирование экологической культуры учащихся.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепление понятий «природа», «живая природа», «неживая природа»;
  • знакомство с понятием «экология»;
  • углубление теоретических знаний в области экологии;
  • закрепление представления о человеке как части природы;
  • расширение знаний учащихся о редких видах растений и животных, занесённых в Красную книгу.

Развивающие:

  • формирование у детей элементарного умения предвидеть последствия своего поведения в окружающей среде и сравнивать свои действия с установленными нормами поведения;
  • развитие внимания, памяти, активизация мыслительных операций (логического мышления, умения анализировать, обобщать, делать выводы)

Воспитательные:

  • воспитание у детей любви к природе и бережного отношения к ней;
  • привлечение внимания к экологическим проблемам;
  • воспитание экологической ответственности;
  • привлечение учащихся к участию в школьном конкурсе проектов по защите окружающей среды;
  • воспитание умения видеть прекрасное в окружающей природе.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-презентация.

Оборудование.

  • Проектор, экран, магнитофон. Диск с песней «Не дразните собак», урок презентация
  • Картины: Продукты; Одежда; Жилища; Отдых семьи.
  • Схема «Почва».
  • Красная книга России.
  • Рассказ «Воскресенье в лесу» – 20 экземпляров.
  • Разрезные карточки «Мудрые мысли».
  • Природоохранные знаки.
  • Тестовые работы (3 варианта) по 20 экземпляров.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Вводная беседа.

– Что мы изучаем на уроке окружающего мира? (природу)

– На какие 2 части можно разделить природу? (живую, неживую)

– Чем отличается живая природа от неживой? (живая природа рождается, дышит, питается, растёт, размножается, умирает)

III. Игра «Живая, неживая природа».

(Учитель называет объекты живой или неживой природы. Если объект относится к живой природе, ребята хлопают в ладоши, не относится – не хлопают, если объект не является объектом природы, а создан человеком – поднимают руку)

– Сейчас я проверю не только ваши знания о природе, но и внимание.

Солнце, дом, человек, береза, воздух, тигр, вода, пальто, корова, роза, сова, рыба, гриб, песок, стол, камень, белка, книга.

IV. Актуализация знаний. Введение в тему.

– Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Человек – часть природы)

Да! Человек – часть природы. Но и растения, животные тоже части природы. Природа – наш общий дом. По-гречески «дом» – «экос», а наука «логос». Наука о природе, нашем общем доме называется «экология».

По радио, телевидению, со страниц газет можно «многократно» слышать слово «экология». И не случайно. Сегодня наш природный дом оказался в большой опасности. Ученые с тревогой говорят о надвигающейся экологической катастрофе на нашей планете.

Повсеместно слышатся призывы о необходимости заниматься экологией, чтобы сберечь нашу землю для будущих поколений. Сегодня каждый человек, и взрослый и маленький, должен стать немного экологом. В нашей школе сейчас проходит месячник «Охрана Земли». Все учащиеся на уроках говорят о необходимости охраны природы и проводят различные мероприятия. Поэтому и мы на сегодняшнем уроке будем говорить об экологии, об охране нашего общего дома, об охране природы. Ведь природу надо спасти!

V. Объявление темы.

Природу надо охранять.

Слайд «Почему надо охранять природу».

Богата и разнообразна природа нашей Родины. Много в ней дремучих лесов, широких степей и многоводных рек. Но не бережное, нерациональное использование природных богатств привело к тому, что беднеет природа, исчезают многие растения и животные, погибают птицы и насекомые. С каждым годом опаснее для здоровья становится сама окружающая среда. Люди не всегда заботятся о природе, не умеют, а порой не хотят её беречь и охранять.

VI. Итоги теста «Умеешь ли ты охранять природу».

Тест «Умеешь ли ты охранять природу?»

    Ты нашел на поляне очень красивый цветок. Как ты поступишь?
    а) полюбуюсь на него и пойду дальше – 1 балл;
    б) осторожно срежу и поставлю в красивую вазу – 5 баллов

    Ты нашел гнездо с птенцом. Что ты сделаешь?
    а) покормлю птенца – 3 балла;
    б) позову ребят, чтобы они тоже посмотрели – 5 баллов;
    в) буду наблюдать издали – 1 балл.

    Ребята собрались в рощу за березовым соком. Пойдешь ли ты с ними?
    а) пойду, но буду собирать очень осторожно – 5 баллов;
    б) расспрошу об этом учительницу – 2 балла;
    в) не пойду – 1 балл.

    После привала в походе у вас осталось много пустых банок, кульков. Как бы ты поступил с ними прежде, чем продолжил поход?
    а) взял бы с собой, чтобы выбросить в городе в мусорный ящик 1балл,
    б) отнес бы в кусты, чтобы никто не поранился – 5 баллов ;
    в) закопал бы в землю – 3 балла.

    Как ты сам оцениваешь свои знания по охране природы?
    А) почти все знаю, но хотел бы знать больше – 3 балла;
    Б) кое-что знаю, но хотел бы знать больше -1 балл;
    В) я люблю природу, но мы этого еще не проходили – 5 баллов.

На прошлом уроке я провела тест. Вы ответили на мои вопросы. Я хотела узнать, а умеете ли вы, ученики 2 А, охранять природу. Посмотрите, сколько каждый из вас набрал баллов.

  1. Кто набрал от 19 до 25 баллов (5 чел.), наверное, любят природу, это хорошо. Но они знают очень мало о природе и им необходимо изучать жизнь растений, повадки животных.
  2. Группа ребят, которая набрала от 11до 18 баллов (8 чел.), безусловно, знает много о природе, и хотели бы ей помочь, но знания неполные. Больше читайте, говорите со знающими людьми, и вы сможете принести пользу.
  3. Группа № 3 самая многочисленная (17 человек). Она набрала от 5 до 11 баллов. Если бы все были такими же как эти ребята, то не страдали бы наши леса и реки от неумелого вмешательства. Вы не только знаете много о природе, но и умеете её охранять. Но главное – не останавливайтесь. Стремитесь узнать побольше.

Хорошо, что в нашем классе не оказались такие ребята, которые сломали бы неизвестный цветок, разорили бы гнезда, засорили бы лесную поляну.

Мы сегодня продолжим изучение природы, и будем учиться её охранять.

VII. Что даёт природа человеку?

Разгадывание кроссворда

  1. Демонстрация картины с изображением продуктов (мясо, хлеб, сыр, рыба, молоко).
  2. Демонстрация картины с изображением разных видов жилищ (изба, хата, яранга, чум).
  3. Демонстрация картины, где семья отдыхает на природе (у моря, на берегу реки, на поляне в лесу).
  4. Демонстрация картины с изображением одежды (пальто, футболка, шуба)
  5. Загадка:
    Я и туча и туман,
    Я ручей и океан,
    Я летаю, я бегу,
    И стеклянной быть могу.
    Меня пьют, меня льют,
    Всем нужна я,
    Кто такая?
    (Вода)

Демонстрация слайда «Что дает природа человеку?»

Что такое воздух? (смесь газов)

Для чего нужен воздух? (для дыхания людей, растений, животных)

Обобщение учителя.

Ребята, видите, как важна природа для человека и очень важно сберечь её.

VIII. Как охранять воздух.

Давайте посмотрим, как охранять воздух.

Демонстрация слайда «Как охранять воздух?» с комментариями учителя.

– Почему надо сажать деревья (Улавливают газы, собирают пыль, выделяют кислород)

IX. Как охранять воду.

Демонстрация слайда «Как охранять воду?»

Что можем сделать мы, чтобы сберечь воду? (не бросать мусор, экономно расходовать)

Обобщение учителя.

Вода – источник жизни на Земле. Человек состоит на 70% из воды. В день человеку необходимо выпить 2-2,5 л. воды. Потеря 15% воды приводит к смерти человека, т.к. загустевает кровь сердце не справляется с перекачкой. Из всей воды, которая находится на планете только 0,6% пригодна для питья.

Самым главным источником пресной воды на Земле является озеро Байкал (20 % мировых запасов пресной воды и 90% российских запасов). Поэтому очень важно это озеро сберечь. Его воды хватит всем жителям мира на 40 лет. Будем беречь воду!

X. Загадка о почве.

Что ещё надо охранять, вы узнаете, отгадав мою загадку.

«Есть чудесная кладовая. Положите в неё мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 20 ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редиса, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы должно быть, догадались? Как она называлась?» (земля, почва)

Обобщение учителя с опорой на таблицу (срез почвы).

Почва – это «земля», которая снабжает растения питанием и водой. Почва – это верхний слой земли, в которой содержится перегной. Перегной образуется из остатков растений и животных. Почва образуется очень медленно: 1 см почвы образуется за 200-300 лет. Поэтому нельзя допускать разрушения почвы, уничтожение верхнего слоя земли.

Как охранять почву подскажет слайд «Как охранять почву?»

Зачем нужно охранять почву? (питает растения)

XI. Как охранять растения.

Ребята! Но и растения надо охранять! Как вы думаете, почему? (вырубают леса, рвут цветы, …)

Как охранять растения нам расскажет следующий слайд «Как охранять растения?»

В Красную книгу занесены:

  • подснежник Борткевича;
  • лапчатка волжская;
  • мак прицветниковый;
  • адонис весенний;
  • ландыш майский;
  • эдельвейс;
  • лотос орехоносный.

XII. Как охранять животных.

В Красную книгу занесены и животные. Как вы думаете, почему? (животные тоже исчезают)

Да! Раньше жили такие животные:

Навсегда исчезли странствующие голуби, морские коровы, большерогие олени, саблезубые тигры.

В Красную книгу занесены:

  • русская выхухоль;
  • даурский ёж;
  • снежный барс;
  • амурский тигр;
  • красный волк;
  • беломордый дельфин;
  • зебра Грэви;
  • панда

Посмотрим, как надо охранять животных.

Слайд «Как охранять животных?»

Животные очень важны для человека: и большие как слоны, жирафы, верблюды и маленькие, как пчелы, шмели, божьи коровки. Ведь пчелы делают мёд, шмели опыляют растения, а божьи коровки уничтожают тлю, опасного вредителя растений.

XIII. Физминутка.

Сейчас мы отдохнём и поиграем. (физминутку проводит подготовленный ученик, дежурный по классу)

Прилетела к нам вчера (частые взмахи)
Полосатая пчела,
А за нею шмель-шмелёк (взмахи более редкие)
И весёлый мотылёк. (взмахи руками от плеча)
Два жука и стрекоза, (Руки в одну сторону, затем – в другую)
Как фонарики глаза.
Пожужжали, полетали, (жужжат и делают взмахи)
От усталости упали (сели на корточки).

Посмотрим следующий слайд «Что ты можешь сделать для охраны природы?»

XIV. Игра с мячом: «Друг и недруг природы»

Учитель бросает мяч и называет действие человека по отношению к природе. Если действие полезное, ребята ловят мяч, если нет – не ловят.

  • Посадка деревьев.
  • Вырубка лесов.
  • Охота на редких животных.
  • Сбор первоцветов.
  • Строительство очистных сооружений на заводах.
  • Разведение костров в лесу.
  • Выброс дыма заводами.
  • Создание заповедников.
  • Выброс газов автомобилями.
  • Использование солнечной энергии.
  • Сбор макулатуры.

Молодцы, ребята, вы знаете, как правильно относиться к природе, чтобы не навредить ей.

XV. Самостоятельная работа. Работа в парах.

Рассказ с ошибками «Воскресенье в лесу».

Воскресенье в лесу
За неделю только и было разговоров в классе, о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и транзистор.
Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «микробы все равно их разрушат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержав теплые голубоватые яички, положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.
Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.
Оживленные, мы шли до станции, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. «Это гадюка!» – закричал Петя и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка, – тихо сказала Маша, – это уж». «Все равно – гадина!» – ответил Петя.
С охапками луговых и лесных цветов мы подошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраине города. Весело прошел день!

Какие поступки детей вредны и опасны для природы? Чего нельзя делать?

  • Не включать громкую музыку.
  • Не вырывать грибы.
  • Не ломать ветки.
  • Не разводить костры.
  • Не оставлять мусор. (полиэтилен разрушается через 220 лет, и железные банки 100 лет)
  • Не трогать яйца птиц.
  • Не брать диких животных домой.
  • Не разрушать муравейники.
  • Не уничтожать ужей.
  • Не рвать охапками цветов.

Заключение.

Молодцы, ребята. Нашли все поступки детей опасные для природы.

А как вы поступите, если найдёте гнёздышко с птенцами?

XVI. Игра «Мудрые мысли».

Из карточек составить известные выражения о важности природы и бережном к ней отношении.

  • ЛЕС – НАШЕ БОГАТСТВО!
  • ПТИЦЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ!
  • ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ!
  • ОХРАНА ПРИРОДЫ – ДЕЛО НАРОДА!
  • ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ – ЗНАЧИТ ОХРАНЯТЬ РОДИНУ!

Да, ребята, охрана природы – дело всего народа. Вы – маленькие граждане нашей страны, но можете внести свой большой вклад в дело природы. Ведь охранять природу – значит охранять Родину.

XVII. Итог урока.

– Чему мы сегодня научились? (охране природы, бережному отношению к природе)

– С каким словом познакомились? (экология)

– Почему надо охранять природу? (ей грозит опасность)

Каждый год, каждый день, каждый час на Земле исчезают животные, растения. 25 тысяч видов растений находятся в опасности. Загрязняются водоёмы, вырубаются леса, разрушаются почвы. Мы должны помочь природе. Ведь природа наш общий дом.

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Демонстрация слайда «Берегите природу», «Это счастье радоваться чудесам».

XVIII. Демонстрация природоохранных знаков .

Посмотрите, какие знаки – сигналы придумали ребята – защитники природы. К чему они призывают нас? (дети высказывают свои мысли)

Демонстрируются знаки с комментариями.

Прочитаем, к чему призывают эти знаки – сигналы

XIX. Домашнее задание.

  1. Придумать свои природоохранные знаки, которые могут помочь природе. Нарисовать их на альбомных листах. На следующем уроке мы оформим выставку «Будь природе другом!».
  2. Выполнить тестовую работу, используя дополнительную литературу. (Дифференцированное задание: гр. А, гр. В., гр. С)

Муниципальное общеобразовательное учреждение -

Основная общеобразовательная школа д. Новое Задубенье

План-конспект урока

по окружающему миру

ТЕМА: Экологическая безопасность.

Учитель: Малышева Лариса Алексеевна

Тема: Экологическая безопасность.

Цели:

Познакомить детей с терминами «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Эколог»;

Доказать детям, что Земля - наш дом: бережём дом - бережём здоровье;

Учить детей выполнять правила личной экологической безопасности;

Развивать речь, мышление, обогатить словарный запас;

Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Планируемые результаты

1) личностных результатов обучения:

- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование) - познавательные УУД;

Формирование начальных форм личностной рефлексии - регулятивные УУД;

- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её,

- формирование умения взаимодействия в статичных парах и группах - коммуникативные УУД.

3) предметных результатов обучения:

- познакомить с основными загрязнителями воздуха, воды, продуктов питания,

Выполнять правила личной экологической безопасности,

Обогащать словарный запас, развивать речь и мышление,

Воспитывать экологическую культуру учащихся.

Оборудование: Карточки с правилами соблюдения экологической

безопасности. презентация

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

- Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова:

«Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. (Дети открывают глаза. Анимация земного шара.)

Это - Земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно». Слайд 1

Что подразумевается под всем живым?

(Это все животные и растения, т.е. то, что мы называем живая природа.)

На Земле живут разные существа. Это люди, животные, насекомые, птицы, рыбы, моллюски и другие. (Показ анимации) Всего несколько миллионов видов живых существ населяют нашу планету. А растений на Земле около 500 000 видов.

II. Актуализация знаний. Повторение пройденного

А сейчас мы проверим, как вы подготовились к уроку (ответы)

III. Самоопределение к деятельности

Давайте вспомним формулу безопасности (слайд 2)

Предвидеть опасность.

По возможности избегать её.

При необходимости действовать решительно и чётко.

Бороться до последнего, активно просить о помощи.

Мы немного отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели.

Чудеса у нас на свете -

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли,

И нисколько не устали!

IV. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. - Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно.

Люди, к сожалению, сами загрязняют окружающую среду: воздух, воду, почву, продукты питания. Как вы думаете о чём мы будем говорить?

Сегодня на уроке мы узнаем, что такое экологическая безопасность, познакомимся с правилами личной экологической безопасности.

Послушайте и скажите, О чём здесь говорят?

Вчера дома я услышала от родителей такой разговор.

Ох, какая сегодня плохая экология, от неё у меня разболелась голова!

Да уж, экология у нас совсем плохая, вон и в газетах про неё пишут, и в телевизоре показывают. Надо её исправлять.

Кто такая экология?

Что она сделала?

Тема нашего урока звучит так: «Экологическая безопасность

Запишите в свои рабочие тетради.

А кто знает что такое «экология»?

(Наука о нашем общем доме, об окружающей среде)

А что мы называем «окружающей средой»?

(То, что нас окружает: вода, почва, воздух)

Сегодня на уроке мы будем не простыми учениками, а учеными-экологами. В конце урока у вас появится документ, который сообщит, как вы работали на уроке.

Кто из вас знает, а чем занимается эколог?

Да, это очень важная современная профессия. Эколог пытается помочь людям разобраться в том, как понимать друг друга природе и людям, как научиться жить в сотрудничестве.

Мы узнаем, что такое «цепь загрязнения», «экологическая безопасность», «бытовой фильтр» и в каком будущем вы хотите жить.

Наша планета добра к нам. Она помогает нам жить. А как мы, люди, относимся к ней? Бережём ли мы её?

Физкультминутка слайд 3

Мы немного отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели.

Чудеса у нас на свете -

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли,

И нисколько не устали!

Человек взаимодействует со всем, что его окружает на Земле, и использует и воду, и воздух, и почву, и животных, и растения для своей пользы.

Человек должен знать, как, пользуясь всем, чем богата Земля, не навредить ей. Помочь человеку в этом должна наука экология .

«Экос» по-гречески значит «дом», «логос» «ученье, наука». Экология слайд 4- это наука о нашем общем доме. Для наведения и поддержания порядка в нём нужны хорошо подготовленные специалисты - экологи . Они пытаются определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними.

Природа переживает сегодня немалые потрясения. Чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа…

На экране появляется запись: SOS! SOS! SOS! Слайд 5 международный радиосигнал. Его подают с тонущих кораблей. Всякий, услышавший его, на каком бы языке не говорил сам, в какой бы стране ни жил, знает: где-то гибнут люди, они молят о спасении.

Теперь мольба о спасении раздается не только с тонущих кораблей. Все чаще звучит в природе SOS! SOS!

Вот какие сигналы SOS пришли сегодня в наш класс на урок. Определите, кто мог их послать.(слайд 6)

Мы - первая зелень, и за это нас все ломают. Мы даже боимся распускаться первыми в лесу. А чего хорошего. Все равно сломают. Помогите нам! Ваши зеленые друзья. (Ива, Черемуха, Лесная Сирень.)

Помогите! Люди нас рвут, совсем не жалея. Сорванные, мы быстро вянем, а, оставаясь в природе, мы могли бы долго радовать вас. (Цветы. Слайд7: люди с охапками цветов.)

Люди, остановитесь, одумайтесь! Вы вырубаете нас, оголяете землю, превращаете ее в пустыню, это лишает ее влаги. Земля иссыхает. (Деревья. Слайд8: вырубка леса.)

Люди, пощадите! Из-за вашего вмешательства с целью покорить природу, скоро я ничего не смогу родить: ни злака, ни цветка…, ведь кроме вас, меня подстерегают и другие опасности! (Земля. Слайд9: распашка новых земель.)

Мне тяжело дышать. Меня загрязняют мусором, который не разлагается. Это и целлофан, и пластиковые бутылки и разные ядохимикаты. Помогите! (Почва.Слайд10: мусорные свалки.)

В чём в лесу могут накопиться ядохимикаты?

(В ягодах, грибах, целебных травах)

Выросла я на лесной полянке стройная и кудрявая. В густых моих ветвях поселились птицы. Однажды пришли на поляну ребята, подошли ко мне, взмахнули топором, и заплакала я прозрачными капельками душистого сока. До осени далеко, но на мне уже появились желтые листья. Помогите! (Береза. Слайд11: берёза.)

(Слайд:12 пожар.) Помогите! Погибаем! Сильно тянет гарью. Поднялся ветер. Дым густеет. Его уже несет белой пеленой, он затягивает кусты. Огонь идет прямо на нас. Ветер переходит на ураган. Огонь гонит по земле с неслыханной скоростью. Уже слышен широкий гул и треск пламени. Воздух заполнился гарью. Жаркий ураган дует без передышки. Смола, стекавшая по нашим стволам, превратилась в янтарные капли слез! (Деревья-сосны.) (Слайд13: лес после пожара)

Учитель: - А как по вине человека может возникнуть пожар в лесу?

(Если он не затушит костёр.)

Физкультминутка.

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

Дружно, веселее.

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише.

Наши ручки поднимайтесь

Выше, выше, выше.

Послушайте стихотворение и подумайте, а не было ли такого с вами?

Мы приехали на речку Мы прошли, конечно, мимо…

Воскресенье провести, - Эй, ребята! - крикнул Дима -

А свободного местечка вот местечко хоть куда!

Возле речки не найти! Родниковая вода!

Чудный вид! Прекрасный пляж!

Тут сидят и там сидят! Распаковывай багаж!

Загорают и едят,

Отдыхают, как хотят, Мы купались, загорали,

Сотни взрослых и ребят. Жгли костёр, в футбол играли -

Веселились, как могли!

Мы по берегу пошли Пили квас, консервы ели,

И поляночку нашли. Хоровые песни пели…

Отдохнули и ушли!

Но на солнечной полянке

Тут и там - пустые банки, И остались на полянке

И, как будто нам назло, У потухшего костра:

Даже битое стекло! Две разбитых наши склянки,

Две размокшие баранки -

Мы по бережку прошли, Словом, мусора гора!

Место новое нашли.

Мы приехали на речку

Но и здесь до нас сидели; Понедельник провести,

Жгли костры, бумагу жгли - Только чистого местечка

Тоже пили, тоже ели, Возле речки не найти!

Насорили и ушли!

(Слайд: загрязнённые берега реки)

Учитель: - Все перечисленные беды наносят глубокие «раны» природе. Как

они сказываются на нашей экологической

безопасности, т.е. на здоровье человека?

Поиск решения проблемы

Учитель: - Экологические опасности могут подстерегать человека не только

в лесу. Из леса возвратимся в город.

Рассмотрите и назовите причины загрязнения окружающей среды в городе и как загрязнённые вещества поступают в организм человека.

(Загрязнённая вода от промышленных предприятий стекает в реки или другие водоёмы, откуда человек берёт воду для своих нужд, рыбу для еды; воду могут загрязнять и нефтяные стоки, а также мытьё личного транспорта; гниющий по берегам водоёмов мусор выделяет ядовитые вещества, они также попадают в воду; фабрики и заводы выбрасывают в атмосферу десятки тысяч тонн вредных для всего живого веществ: газов и пыли, воздух загрязняется и от выхлопных газов автомобилей, которые мы вдыхаем в себя; на загрязнённых мусором улицах появляются тысячи мух, которые заражаясь сами, садятся на пищевые продукты и человек может заразиться и заболеть большим количеством болезней_ выхлопными газами могут быть заражены растения возле шоссейных дорог, которые человек тоже может применить в пищу).

Учитель: - Всё это верно, молодцы. А теперь с пыльных улиц города

вернёмся домой. Может быть, здесь мы находимся в

экологической безопасности.

Рассмотрите и скажите, всё ли в порядке или вам что-то не

нравится.

(Везде пыль, мусор, немытая посуда, мухи вьются над неубранными остатками пищи, ползают тараканы, закрытые форточки: свежий воздух не попадает в квартиру, из крана льётся грязная вода.)

Учитель: - Итак, мы рассмотрели различные пути попадания вредных

веществ в организм человека, экологически опасных для его здоровья.

Составьте любые цепи загрязнения.

(фабрика - воздух - дыхание, автомобиль - грибы- пища, пожар в лесу- гибель деревьев - недостаток кислорода и т.д.)

Выражение решения.

Работа в группах. Класс делится на 3 группы. Каждой группе выдаётся листок. Дети должны выбрать ответы на вопрос: «Как защититься от загрязнения воздуха, воды и почвы?

I группе: в природе;

II группе: в городе;

III группе: в собственной квартире.

Выбранные ответы обвести в кружочек.

Разводи комнатные растения, которые очищают воздух

Не купайся возле промышленных стоков, в загрязнённых водоёмах.

Пей только кипячёную воду.

Не собирай грибы, ягоды, овощи, фрукты, лечебные травы вблизи автомагистралей, свалок, заводов.

Для костра собирай сушняк, не ломай ветки деревьев и кустарников.

Попроси взрослых не курить в квартире.

Полиэтилен, банки очень долго разлагаются в природе, не выбрасывай их в лесу. Помни: природа перерабатывает пластиковый стакан - за 100 лет, телефонную карту - за 1000 лет, стеклянную бутылку - за 4000 лет!

Костёр после прогорания следует забросать землёй или залить водой.

Чаще проветривай комнату, открывая форточку или включая кондиционер.

Не занимайся физкультурой и спортом вблизи автомобилей, т.к. будешь вдыхать большое количество вредных газов.

Очищай воду в домашних условиях с помощью специальных бытовых фильтров. Если в доме их нет, отстаивай воду в открытой ёмкости в течение суток, полезно положить на дно серебряную ложку или монету.

Луговые и лесные цветы рвать не следует - жизнь оборванных цветов недолговечна. Не вытаптывай травы, корнями они скрепляют почву и не допускают её размыва.

Более надёжное средство обеззараживания воды - «вымораживание». Поставь кастрюльку с водой в морозильную камеру холодильника, через некоторое время, когда вода начнёт замерзать, сними верхнюю корочку льда. Когда же вода наполовину замёрзнет, слей оставшуюся жидкость. Лёд растает, и у тебя появится не только чистая, но и полезная вода.

Перед едой мой фрукты и овощи в тёплой кипячёной воде.

Не ешь продукты, у которых истёк срок годности.

Два раза в неделю проводи сухую (с помощью пылесоса) уборку квартиры, один раз - влажную уборку.

Посади деревья и кустарники по краям дорог, тротуаров, в скверах, разбей клумбы для цветов.

После пользования газом, не забывай закрыть основной вентиль доступа газа.

Используй в пищу экологически чистые продукты, на которых имеется сертификат качества.

Не забывай мыть за собой грязную посуду.

Вырывать грибы, сбивать даже несъедобные не следует, т.к. разрушается грибница, исчезает лекарство для зверей.

Проверка: дети зачитывают ответы и на слайдах появляется подтверждение.

V .Закрепление изученного.

Мы с вами попытаемся разработать правила экологической безопасности для того, чтобы выполняя их, мы смогли сберечь свое здоровье

Как происходит загрязнение воздуха?

Обобщаем ответы:

Ежегодно в атмосферу Земли выбрасываются сотни тонн вредных веществ, которые никуда не исчезают. Потому мы ими дышим. Наибольшее количество вредных веществ выбрасывается в воздух с выхлопными газами автомобилей. К тому же много курящих людей, которые отравляют свой организм и организм рядом живущих людей.

Что нужно делать человеку, чтобы уберечь своё здоровье?

Как же защититься от грязного воздуха?

1. Выбирайте дорогу, где больше зелени.

2. Не останавливайся около машины с работающим двигателем.

3. Не играй около места, где много машин.

4. Проси, чтобы взрослые не курили в квартире.

5. Разводи цветы, сажай деревья.

6. Не оставайся в гараже, где работает двигатель машины.

7. Если в твоём селе есть предприятие с вредным производством, необходимо о нём знать, чтобы предвидеть аварии.

Как же защититься от загрязненной воды?

1. Не купаться в загрязненных водоемах или около промышленных стоков.

2. Не пить в водоемах воду.

3. Не пить воду из-под крана.

4. Очищайте воду при помощи фильтра, если их нет, отстаивай воду в открытой ёмкости в течение суток.

5.Более надёжное средство- вымораживание. Поставь кастрюльку с водой в морозильную камеру, когда вода начнёт замерзать, сними верхнюю корочку, слей оставшуюся воду. Когда лёд растает, у тебя появится чистая и полезная вода.

Как же защититься от некачественных продуктов питания?

1. Не собирай грибы и ягоды около автомобильных дорог, свалок, заводов.

2. Всегда мой овощи и фрукты в кипячёной воде.

3. Не ешь рыбу, выловленную из загрязнённой реки.

4. Ешь экологически чистые продукты.

5.Не ешь продукты, у которых истёк срок хранения.

Работа с учебником

VI. Итог урока

Учитель: - Что такое экологическая безопасность?

Экологическая безопасность - это защита от вредного воздействия загрязнённой окружающей среды. Каждому из нас нужно соблюдать правила личной экологической безопасности.

С каждым годом на Земле остаётся всё меньше нетронутых уголков природы, где можно увидеть первозданный облик лесов, степей и пустынь. Чтобы сохранить типичные или редкие участки природы со всеми видами растений и животных, государство объявляет их заповедниками. Территория заповедника навсегда останется в своём естественном виде, и наши потомки смогут увидеть здесь природу во всей красоте и богатстве.

За последние 10 лет во всём мире создана сеть заповедников нового типа - биосферных. Эти заповедники международного класса, в них ведутся наблюдения за состоянием окружающей среды во всех странах.

На одной планете

Дружно жили дети.

Не разоряли гнёзда птиц

Ради нескольких яиц,

Не ловили по дубравам

Рыжих белок для забавы.

Травку не топтали,

Рек не загрязняли!

Все старательно с умом

Берегли свой общий дом

Под названием Земля,

Где живём и ты, и я!

С.Крупина

Игра «Живи, Земля»

Я называю правило, а вы поднимаете руку. Подумайте к чему может привести моё утверждение, если вы согласны - поднимаете руку, если нет - опускаете кисть руки

Ломайте ветки деревьев.

Убирайте за собой мусор в лесу.

Берегите родную землю.

Собирайте букеты из полевых цветов.

Ловите птенчиков и детенышей зверей.

Подкармливайте птиц.

Не ловите лягушек, жаб, бабочек, стрекоз, не разрушайте муравейники.

Сажайте деревья, цветы, делайте кормушки, скворечники.

Эти знания важны лично для каждого из вас.

Как вы думаете почему?

(Все зависит от человека: и здоровье окружающей среды, и здоровье самого человека)

VI . Домашнее задание.

Пересказать

VII . Рефлексия урока

Мне интересно было с вами работать, наблюдать, как вы из простого ученика превратились в юных экологов, у которых есть знания и навыки по охране окружающей среды.

Я подтверждаю ваши знания, умения, навыки дипломом юного эколога. Мои пожелания вам: жить в прекрасной стране, беречь родную природу, а природа ответит вам своей заботой.

Самая прекрасная, родная,

Разноцветная, веселая, живая,

Ты для нас, как мать, одна на свете,

Мы твои заботливые дети.

Но порой, под нашими руками

Красота твоя бесследно исчезает.

Задыхаются от грязи океаны,

Звери, птицы, травы погибают.

Где бы мы не жили на планете,

За твою судьбу мы все в ответе.

Мы твои помощники, друзья,

Мы, Земля, с тобой одна семья.

Спасибо за работу. Всего доброго. Берегите свое здоровье.

Урок по окружающему миру. 3 класс.

УМК «Планета знаний» . 3 класс.

Тема урока: «Вода-растворитель»

Цель урока: овладение учащимися новыми знаниями о воде как природном растворителе.

Задачи:

Образовательные:формирование и систематизация знаний учащихся о свойствах воды как природном растворителе, ознакомить с растворимыми и нерастворимыми в воде веществами с простейшими способами определения растворимых и нерастворимых веществ; ; показать, как познания свойств обьектов природы позволяет человеку использовать их на практике.

Развивающие: развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения при выполнении опытов,развитие умения наблюдать, делать выводы, экспериментировать, фиксировать результаты наблюдений и опытов в результате совместной работы; развитие умения работы с текстом при составлении плана работы, планировать свою деятельность и работать по плану.

Воспитательные: формирование основ научного миропонимания через знакомство со свойствами воды как обьекта природы; создать условия для формирования активности и самостоятельности при изучении нового материала, культуры поведения при проведении опыта, толерантности, радости сопереживания успехам других.

Литература: учебник «Окружающий мир.3класс. часть1» Г.Г.Ивченкова, И.В. Потапов

Обучение в 3классе по учебнику «Окружающий мир»Г.Г. Ивченковой, И.в. Потапова, Е.В. Саплиной, А. И. Саплина, «Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой направленности» М.А.Кубышева.

Оборудование урока: стаканы с водой, поваренная соль, сода, марганцовокислый калий, галька, песок, фильтрованная бумага, стеклянные воронки, палочки для размешивания, карточки для детей.

Ход урока:

Речь и деятельность учителя.

Информация из разных источников.

Речь и деятельность учащихся.

1.Организационный момент.

Сегодня на уроке у нас гости. Давайте их попреветствуем.

Проверьте свою готовность к уроку.

Сегодня вы будете работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах.

Приветствуют.

Проверяют.

Первое правило: умей слушать и понимать других;
Второе правило: не перебивай;
Третье правило: дай возможность высказать свое мнение каждому;
Четвертое правило: умей договариваться и приходить к общему мнению

2. Проверка выполнения домашнего задания:проверка знаний учащихся по теме

Какая тема у нас была на прошлом уроке.

Перечислите свойства воды в жидком состоянии, о которых мы говорили на прошлом уроке.

Свойства воды в жидком состоянии.

Перечисляют.

3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.Актулизация знаний. Постановка проблемы.

Сегодня мы рассмотрим ещё одно свойство воды. А какое это свойство вы мне скажете сами.

Я предлагаю вам послушать притчу.

Кто знает, что такое притча?

- Притча - это малый поучительный рассказ.

Два ослика шли по дороге с кладью.Один был навьючен мешком с солью, а другой мешком с ватой. Первый ослик едва передвигал ноги, так тяжела была его ноша. Второй - шёл весело и легко. Вскоре животным пришлось переходить речку. Ослик, навьюченный солью, зашёл в воду и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда ослик вышел из воды, ноша его стала гораздо легче. Другой ослик, глядя на первого тоже стал купаться, но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась его ноша. Почему же ноша первого ослика после купания стала легче, а второго тяжелее?

Как вы думаете какая тема будет у нас сегодня?

Что значит «растворитель»?

А зачем нам это знать? Как мы можем использовать это свойство воды в жизни в быту?

Какие бывают вещества?

Как вы думаете любое ли вещество может растворить вода?

Какая цель нашего урока?

Вы будете сегодня исследователями и сами проведёте опыты.

Что вам потребуется для опытов?

Ещё что? Как проверить растворилось вещество или нет?

Зачем?

Что получится?

Проверьте, всё ли увас есть для работы?

Чтобы правильно провести опыт, нужно знать как это правильно сделать и в каком порядке. Значит сначала нам что надо сделать?

В этом нам поможет ослик из притчи. Прочитайте отрывок и подчеркните те слова, которые помогут нам составить план.

Составление знакового плана.

Что ослик делал сначала.

Что сделаем мы?

Что было у него в мешке?

Что сделаем мы?

Теперь нам надо узнать растворилось вещество или нет. Как мы будем это делать?

Сделать вывод и записать его в таблицу.Рассмотрим таблицу. Всё ли вам в ней понятно?

Отвечают.

Слушают.

Выдвигают гипотезы.

Вода-растворитель.

Может растворять различные вещества.

Отвечают.

Твёрдые, жидкие, газообразные.

Нет.

Определить, является ли вода растворителем, все ли вещества может растворить вода.

Вода. Различные вещества.

Фильтр.

Если вещество раствориться, в фильтре ничего не останется.

Раствор.

Составить план.

Читают, подчёркивают.

Ослик, навьюченный солью, зашёл в воду и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда ослик вышел из воды, ноша его стала гораздо легче.

Зашёл в воду.

Нальём в стакан воды.

Соль.

Возьмём вещество.Насыпем в стакан.

Купался.Размешаем.

Выдвигают гипотезы.

Пропустим через фильтр.

Отвечают.

4. Усвоение новых знаний.

Прежде чем вы начнёте работать, давайте повторим правила безопасности при проведении опытов.

Как вы думаете а где в природе мы можем наблюдать это свойство воды? Сейчас вы закроете глазки и послушаете музыку, а потом скажете, что вы услышали?

Минутка отдыха.

Включает музыку.

Музыка закончилась. Что же вы услышали?

А ещё?

Почему дельфины живут в море, а не в реке например?

Почему?

Давайте ещё раз прочитаем цель нашего урока и повторим задание, которое вы будете выполнять.

Садитесь.Можно приступать к работе.

1группа-мука, сахар,глина.

2группа-соль,сода, песок.

3группа-зелёнка, крахмал, сода.

4группа-лимонная кислота, марганцовка,глина.

Учитель помогает.

Каждая группа расскажет, что получилось.Остальные слушают и записывают результаты опытов в таблицу.

Вещество

Растворяется в воде.

мука

Лимонная кислота

сода

соль

крахмал

песок

марганцовка

зелёнка

глина

Посмотрите в таблицу и скажите одним словом, какие вещества вы растворяли?

Все согласны?

Как вы думаете все ли жидкие вещества растворяются в воде?Давайте проверим.

Добавим в воду подсолнечное масло. Учитель добавляет.

Что наблюдаем?

Сделаем вывод.

Какие ещё вещества бывают?

Как вы думаете а газ растворяется в воде?

Посмотрите,что у меня в руках?

Как вы думаете в ней что-нибудь растворенно?

А теперь я её потрясу. Что вы видите?

Какой вывод можно сделать?

В воде растворён углекислый газ.

Дети читают правила на карточках.

Правила поведения при проведении опытов.

1. Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно пораниться.

2. Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.

3. Опыты проводятся поочерёдно каждым учеником.

4. Если опыт проводит один ученик, то второ молча наблюдает. Только после этого проводится обмен мнениями по результатам проведённого опыта.

5. Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным.

6. Подходить к столу и проводить замену лабораторного оборудования можно только с разрешения учителя.

7. После окончания работы необходимо тщательно вымыть руки с мылом.

Ответ

Закрывают глаза, слушают.

Музыка, плеск моря.

Отвечают.

В море солёная вода

Отвечают..

Работают в группах.

Выступления детей.

Твёрдые.

Нет.Зелёнка жидкость.

Отвечают.

Не растворилось.

Не все жидкие вещества растворяются в воде.

Газообразные.

Отвечают.

Бутылка с водой.

Нет.

Пузырики.

Отвечают.

5.Первичная проверка понимания учащимися нового материала и закрепление.

Приведите примеры веществ, которые хорошо растворяются в воде.

Не растворяются.

Как доказать, что одни вещества хорошо растворяются в воде, а другие не растворяются.

Можно ли при помощи фильтра очистить воду?

Растворяются: сахар, соль,марганцовка,лимонная кислота, зелёнка,газ.

Не растворяются: песок,глина, Подсолнечное масло, мука.

Пропустить через фильтр.

Если вещество нерастворимое, то можно.Растворимое-нельзя.Раствор легко проходит через фильтр.

6. Систематизация и обобщение знаний.

Сделаем общий вывод о свойствах воды, как

растворителя.

Проверим наш вывод по учебнику. Откройте учебник на странице 29 и прочитайте про себя выводы. Совпали ли наши выводы с выводами учебника?

Вернёмся к началу нашего урока.Какую цель мы ставили.

Как вы считаете достигли ли мы своей цели?

Вода растворяет многие вещества (твёрдые, жидкие, газообразные)

Есть вещества, которые не растворяются в воде.

Существенным признаком растворов является то, что они свободно проходят через фильтр.

Свойство воды как растворителя имеет большое значение для жизни.

Определить, является ли вода растворителем. И все ли вещества может растворить вода.

Да.

7. Подведение итогов.Рефлексия.

Лист самооценки
Сегодня на уроке
я научился:
было интересно:
было трудно:



мне показалось важным :

Отвечают.

8. Информация о домашнем задании.

Домашнее задание не задаётся, т.к. следующий урок в понедельник, но кто хочет может дома попробовать провести опыты по растворению различных веществ в воде и рассказать о результатах на следующем уроке.

9.Организационное завершение урока.

На этом наш урок заканчивается. Вы все хорошо поработали. Спасибо за урок.

Оформление доски.(учитель все записи на доске открывает постепенно, но мере получения ответов от детей)

Тема: Вода-растворитель

Цель: определить, является ли вода растворителем, все ли вещества может растворить вода.

План:

Оформление записей в тетраде.(дети работают на листочках, затем вклеивают их в тетрадь)


Правила поведения при проведении опытов.

1. Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно пораниться.

2. Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.

3. Опыты проводятся поочерёдно каждым учеником.

4. Если опыт проводит один ученик, то второ молча наблюдает. Только после этого проводится обмен мнениями по результатам проведённого опыта.

5. Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным.

6. Подходить к столу и проводить замену лабораторного оборудования можно только с разрешения учителя.

7. После окончания работы необходимо тщательно вымыть руки с мылом.

Вещество

Растворяется в воде.

мука

Лимонная кислота

Растительное масло

соль

крахмал

песок

марганцовка

зелёнка

глина


Лист самооценки
Сегодня на уроке
я научился:
было интересно:
было трудно:
могу похвалить себя за то, что :
могу похвалить одноклассников за то, что:
больше всего мне понравилось:
мне показалось важным :
для меня было открытием то, что:

Тема: «Какие бывают животные?»

Тип урока: Введение новых знаний

Планируемые результаты:

учащиеся осознают необходимость бережного отношения к животным; приводят примеры животных разных групп;

выделяют отличительные признаки животных разных групп;

находят в рассказах новую информацию;

выступают с сообщением;

Универсальные учебные действия

Регулятивные: самостоятельно выполняют действия на знакомом учебном материале; оценивают правильность выполнения действий; оценивают результат своей работы на уроке;

Коммуникативные : рассуждают и анализируют, работают в группе; оценивают работу своего товарища;

Познавательные : осуществляют поиск информации для выполнения учебных заданий; различают и классифицируют группы животных; выделяют существенные признаки животных каждой группы;

Оборудование: учебники, учебные тетради, картинки с изображением животных разных групп, атлас – определитель «От земли до неба», энциклопедия «Животные России», презентация «Какие бывают животные?», видеофрагмент «В мире животных».

Ход урока

1. Оргмомент

Прозвенел друзья звонок!

Начинается урок.

Мы сегодня будем рассуждать, выводы делать, наблюдать,

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся дружок!

Улыбнитесь друг другу. Хорошо, когда день начинается с улыбки. Сохраним хорошее настроение в течение всего урока.

2. Актуализация знаний

На прошлом уроке мы с вами познакомились с разными группами растений.

Какие группы растений вы узнали?

Перед вами лежит тест «Какие бывают растения?» (10заданий)

Обязательно нужно выполнить 6 заданий теста.

Оценивать будем 6 заданий.

Тест «Какие бывают растения?»

1)Эти растения имеют мягкий сочный стебель.

а) травы

б) деревья

в) кустарники

2) Эти растения имеют несколько довольно тонких одревесневших стволиков

а) кустарники

б) травянистые растения

в) хвойные деревья

3) У этих растений один толстый стебель – ствол.

а) деревья

б) травянистые растения

в) кустарники

4) Какое растение является хвойным?

а) калина

б) сосна

в) рябина

5) Какое растение является лиственным?

А) ель

Б) берёза

В) сосна

6) Найди группу, в которой перечислены только травянистые растения?

а) крапива, одуванчик, ромашка

б) крапива, одуванчик, клён

в) одуванчик, осина, шиповник

7) У этих растений листья в виде иголок (хвоинок)

а) хвойные

б) лиственные

8) У этих растений листья в виде пластинок

а) лиственные

б) хвойные

9)Найди группу, в которой перечислены только деревья

а) шиповник, малина, смородина

б) липа, дуб, подорожник

в) липа, дуб, клён

10) найди группу, в которой перечислены только кустарники

а) сосна, шиповник, мята

б) сосна, шиповник, малина

в) орешник, шиповник, малина

3. Проверяем тест. Оценка своих достижений. (Слайды 2 -8)

5-6 правильных ответов –

3-4 правильных ответов

Менее 3 –

Какую пользу приносят растения человеку?

Какой вывод из этого сделаем?

4. Самоопределение к деятельности

Постановка проблемного вопроса

Расшифруйте слова и вы узнаете тему урока

РАМУВЕЙ – муравей

Акущ – щука

РОКАСО – сорока

БАНАК – кабан

КАУЛШЯГ – лягушка

КОДИЛКРО – крокодил

Как можно назвать одним словом?

Предположите, о чём будем говорить на уроке?

Прочитайте тему нашего урока в учебнике на стр.60. (Слайд 9)

Какие учебные задачи поставим перед собой?

Прочитайте, какие учебные задачи ставит перед нами Муравьишка?

(Слайд 10)

5. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Прочитайте задание на стр.60. Рассмотрите животных, изображённых на рисунке. Выполните задание в парах. Воспользуйтесь текстом, приведённом ниже.

Какие группы животных вы знаете? (Слайд 11)

Что показано на больших рисунках?

Что показано на маленьких рисунках?

Под какими номерами на больших рисунках показаны насекомые?

Каких насекомых вы видите? (Слайд 12)

Что отличает насекомых от других животных?

Под каким номером на большом рисунке показаны рыбы?

Каких рыб вы знаете? (Слайд 13)

Что отличает рыб от других животных?

Под каким номером на большом рисунке показаны птицы?

Каких птиц знаете? (Слайд 14)

Что отличает птиц от других животных?

Под каким номером показаны звери?

Каких зверей видите? (Слайд 15)

Что отличает зверей от других животных?

6. Выполнение заданий в рабочей тетради

Откройте тетради на стр.42, прочитайте задание 1.

Возьмите карандаши разного цвета и в рамке нарисуйте кружок, каким цветом будете подчёркивать насекомых, рыб, птиц, зверей.

Выполните работу.

Проверка самостоятельной работы.

7. Физминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим,

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немножко отдохнём

И домой пешком пойдём.

8. Продолжение. Работа по теме урока.

Сегодня познакомимся ещё с двумя видами животных?

Прочитайте текст вверху стр.61.

О чём вы узнали?

Рассказ учителя

Земноводные (Слайд 16)

Это удивительные существа! Они могут жить в воде и на суше, могут спать полгода и при этом ничего не есть и не пить. Произошли земноводные от рыб. Когда-то, очень давно, их предки выползли на берег. Из плавников у них развились ноги с перепонками между пальцами, а из воздушного пузыря - легкие. Но совсем воду они не покинули. В раннем возрасте большинство земноводных живут в воде и дышат жабрами, как рыбы. Вырастая, животное теряет жабры и начинает дышать легкими, как все наземные животные. Земноводные ловко плавают, ныряют, мечут икру в воде. Но так же уверенно они прыгают, ползают по земле, охотясь за червяками, мухами и личинками.

- Кожа у них тонкая и влажная. Периодически ее надо смачивать водой. Если лягушку долго держать в сухом месте, то она может погибнуть. Мы часто видим лягушек и жаб. А это довольно загадочные животные. Зимой они спят голыми подо льдом и снегом. Могут дышать кожей. Даже пить, если надо, они могут кожей, не раскрывая рта! Их выпученные глаза видят все, что находится впереди и сзади, одновременно. Но видят они только то, что шевелится. Язык у них прикреплен к челюсти не задним концом, а передним, поэтому лягушка может выбрасывать его далеко вперед.

Почему их так назвали?

Чем покрыто тело у земноводных?

Пресмыкающиеся (Слайд 17)

Все они пресмыкаются, то есть ползают. За это и получили свое название. Пресмыкающиеся могут жить на земле, под землей, в воде. Рептилии несут яйца, как птицы, но не высиживают и не выкармливают своих детенышей. Кожа у пресмыкающихся покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь.

Почему их так назвали?

Чем покрыта кожа у пресмыкающихся?

Назовите все группы животных? (слайд 18)

9. Игра «Фантазёры» (Слайды 19 -20)

Что за чудо - зверь смотрит на нас с картинки учебника стр. 61.

Как бы вы его назвали?

Как он умеет передвигаться?

Части тела каких животных объединены на этом рисунке?

9. Работа в группе

1 группа читает текст о насекомых

2 группа читает текст о рыбах

3 группа читает текст о птицах

4 группа читает текст о зверях

Выберите в группе представителя, который будет выступать с сообщением перед классом.

Учитель даёт план выступления каждой группе.

В это время 4 человека работают по карточкам

Карточка

Приведите примеры животных каждой группы (не менее трёх). Работа с атласом – определителем.

а) Насекомые:__________________________________________________

б) Рыбы:_______________________________________________________

в) Птицы:_________________________________________________________

г) Звери:________________________________________________________

Что нового о каждой группе животных вам удалось узнать из рассказов?

(Ребята выступают с сообщением)

Проверяем работу по карточкам. Оцениваем товарищей.

Подумайте, какую пользу человеку приносят животные? (слайд 21)

10. Рефлексия

Учащиеся отвечают на вопросы учебника (стр.63, в рамке)

11. Подведение итогов урока

О чём мы говорили сегодня на уроке?

Какая информация была для вас новой?

Что особенно вам понравилось на уроке?

Что было трудно?

Оцениваю работу детей на уроке(за выступление с сообщением, за работу по карточке)

12. Домашнее задание (Слайд 22)

1. Рабочая тетрадь: № 3, №5 стр.43.

2. Приготовить сообщение о любом животном.

13.Видеофрагмент «В мире животных» (Слайд 23)

Тема урока «Твой родной край»
Цель урока
формирование представления о родном крае;
Задачи урока
● Образовательные
­ обобщение и расширение ранее усвоенных знаний посредством решения практических задач с привлечением краеведческого материала
­ знакомство учащихся с политико­административной картой России и местоположением на ней родного края
● Развивающие
­ повышение мотивации к обучению, интерес к окружающему миру, к родному краю
­ применение полученных ранее знаний в новых условиях
­ совершенствование умения ориентироваться в информационном материале
­ развитие творческих способностей учащихся, умение передавать полученные знания
● Воспитательные
­ формирование нравственно­этической ориентации
­ формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир
­ привитие навыков делового сотрудничества
Дополнительная информация
Тип урока: комбинированный
Формы работы:
● Индивидуальные:
● Групповые
Универсальные учебные действия:
● личностные
­ смыслообразование (мотивация; границы собственного знания и “незнания”)
­ самоопределение (внутренняя позиция школьника; самооценка)
­ морально­этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм работы в группе)
● метапредметные
­ регулятивные (управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность)
­ коммуникатвные (речевая деятельность; навыки сотрудничества)
­ познавательные (работа с информацией; анализ; обобщение; подведение под понятие)
1

№п/
п
● предметные
­ основы системы научных знаний
­ опыт “предметной” деятельности по получению, преобразованию и применению знаний
­ предметные и метапредметные действия с учебным материалом
Необходимое оборудование и материалы:
● учебник
● карта природных зон
● политико­административная карта России
● аудиозапись песни “Край родной”
● толковый словарь
● мультимедийная система, презентация
Ход урока
Этап
Деятельность обучающего
Деятельность обучаемых
Планируемые результаты
Организаци
онный
момент
Проверка
знаний и
умений
учащихся
для
подготовки
к новой
теме
Приветствует учеников
­Начнём урок. Работаем дружно, быстро,
чётко, по­деловому.
­Мы с вами совершили заочное путешествие
с севера на юг по нашей прекрасной Родине.
Вы уже можете рассказать о природе
каждой зоны, сравнить их между собой.
Предлагает обратиться к учебнику.
­Перечислите природные зоны, где мы
побывали.
­В какую природную зону хотелось бы вам
отправиться? Почему?
Останавливает внимание на лесной зоне, в
которой находится наш край.
Предлагает на ближайших уроках как
Приветствие
Выполняют задание на с. 124
учебника. Один из учеников, по
мере перечисления зон детьми,
показывает их на карте
природных зон.
Высказывают свои мнения,
обосновывают их.
Личностные
Метапредметн
ые
Предметные
Основы системы
знаний
Установление
понимания
границ «Что я
знаю»;
самоопределени
е; внутренняя
позиция
школьника
Регулятивные;
построение
речевых
высказываний;
умение работать
с картой
2

Высказывают
предположения

свои
Мотивация на
учебную
деятельность
Работа

источником
информации
с
Метапредметны
е действия с
учебным
материалом
Постановка
цели
занятия
перед
учащимися
что является
можно больше узнать о родном крае.
­Много красивых и интересных мест на
земле… (звучит песня «Край родной»)
Предлагает догадаться,
целью/содержанием урока.
При изучении раздела « Родной край –
часть великой России» мы будем говорить о
том, какой наш край, как живут и чем
занимаются люди, что нас окружает, чем
богат наш край.
О чудесном нашем крае
Будет разговор,
О прекрасном милом крае,
Где мы все живем!
Работают с толковым словарём
Записывает слово «край» на доске,
сообщает, что слово это многозначное.
Школьникам предлагается узнать все
значения этого слова в Толковом словаре,
который находится в учебнике русского
языка.
­Как вы понимаете значение слова край?
Где мы можем узнать точное значение
слова?
­Какое из значений подходит на уроке?
­Познакомимся с новой для нас картой –
административной картой России.
Организаци
я
восприятия
новой
информации
с
условными
Знакомятся
границ

обозначениями
республик,
краев,
областей
Российской Федерации, находят
на карте свой край и его главный
город.
Учебно­
познавательный
интерес
Использование
знаково­
символических
средств
Опыт
“предметной”
деятельности по
получению,
преобразованию
и применению
знаний
3

В каком направлении от Москвы
­
находится наш край.
­ У каждой страны есть своя символика.
Что относится к государственным
символам?
Герб, флаг, гимн
Физминутка «Вместе весело шагать по просторам …»
Первичная
проверка
понимания
Организаци
я усвоения
способов
деятельност
и путем
упражнений
в их
применении
.
Организаци
я
­Всё ли мы знаем о своём родном крае?
О чём хочется узнать больше?
Высказывают свои пожелания
Выслушивает высказывания и предлагает
разделиться на группы по интересам:
географы, ботаники, зоологи. Организует
работу групп по теме: обеспечивает
инструкциями
распределению
обязанностей в группе, подсказывает где
найти нужную информацию, в каком виде её
представить. (Приложение 1, 2, 3)
по

Распределяют обязанности в
команде.
Выполняют
порученные
обязанности (поиск информации,
отбор информации, изготовление
презентации,
представление
презентации)

­ Как называют людей, проживающих в
нашем крае? (саратовчане, волжаны)
Учитель обеспечивает передачу данных на
компьютер с проектором.

Представляют свои сообщения.
Отвечают
вопросы
на

и
Границы
собственного
знания

“незнания”
Самоиндефикац
ия; мотивация
на учебную и
социальную
деятельность
Мотивация на
достижение
Речевая
деятельность;
анализ
Умение
сотрудничать с
товарищами при
выполнении
заданий в
группе; умение
работать с
информацией
участвовать в
коллективном
обсуждении
учебной
проблемы;
выполнение
логических
операций:
сравнение,
анализ,
обобщение.
Управление
своей
Умение работать
с программой
PowerPoint;
предметные и
метапредметные
действия с
учебным
материалом
Умение
ориентироваться
4

воспроизвед
ения
информации
Учитель организует выступление каждой
группы и обсуждение выступлений.
­Оцените сообщения своих товарищей.
Дополните.
одноклассников.
По необходимости дополняют
выступления товарищей.
Мы гордимся своим краем, его природой.
Но надо еще помнить, что природу надо
охранять. Об этом замечательно сказал
М.Пришвин.
­Перед тем, как приступить к изучению
родного края, вы высказывали волнующие
вас вопросы. Смогли мы найти ответы на
какие­либо из них? Остались ли ещё
вопросы?
Высказывают своё мнение
Результаты
урока
деятельностью;
речевая
деятельность;
в программе
PowerPoint
результата;
ориентация на
выполнение
моральных норм
при оценке
товарищей
Границы
собственного
знания и
“незнания”
Контроль и
коррекция;
речевая
дятельность
“У каждого есть Родина своя,
Родина для каждого святая”.
­ Как ты понимаешь эти слова?
­ Ребята, скажите, можно ли назвать
Кабардино­Балкарию своей Малой
Родиной?
­ Объясните почему?
Ответы детей.
Домашнее
задание
­Найти материал об историческом наследии
нашего края.
Записывают домашнее задание
10.
Итоги урокаПодводит итоги урока. Предлагает тест на
рефлексию в системе голосования.
Внутренняя
позиция
школьника;
мотивация на
учебную
деятельность
Работа с
информацией;
управление
своей
деятельностью
Мотивация на
достижение
Умение
оценивать
Опыт
«предметной»
деятельности по
получению,
преобразованию
и применению
знаний



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!