Конституциональные теории темперамента.

В США в 40 -х гг . XX в . большую популярность приобрела концепция темперамента У . Шелдона . В основе его концепции лежит предположение о том, что тело и темперамент - это два взаимосвязанных между собой параметра человека. Структура тела определяет темперамент, который является его функцией. Шелдон исходил из гипотезы о существовании основных типов телосложения, описывая которые он заимствовал термины из эмбриологии.

Типы телосложения (по У .Шелдону):

1. Эндоморфный - из эндодермы образуются внутренние органы. Людям с эндоморфным типом свойственно слабое телосложение с избытком жировой ткани.

2. Мезоморфный - из мезодермы образуется мышечная ткань. Людям с мезоморфным типом характерны стройное и крепкое тело, большая физическая сила.

3. Эктоморфный из эктодермы развивается кожа и нервная ткань. Людям с эктоморфным типом характерны хрупкое телосложение, плоская грудная клетка и длинные тонкие конечности со слабой мускулатурой.

Типы темперамента (по У .Шелдону) :

1. Висцеротония (от лат . - внутренности) . Висцеротоники.

2. Соматотония (от греч . -тело) . Соматотоники.

3. Церебротония (от лат . - мозг) . Церебротоники.

Таблица. Различия в типах темпераментах (по У . Шелдону) .

Типы темперамента
Висцеротония Соматотония Церебротония
Расслабленность в осанке и в движениях. Любовь к комфорту. Медленная реакция. Пристрастие к еде. Социализация пищевой потребности. Наслаждение от процесса пищеварения. Любовь к компаниям, дружеским излияниям. Социофилия. Приветливость со всеми. Жажда любви и одобрения окружающих. Ориентация на других. Эмоциональная ровность. Терпимость. Безмятежная удовлетворенность. Хороший сон. Отсутствие взрывных эмоций и поступков. Мягкость, легкость в обращении и внешнем выражении чувств. Общительность и расслабленность под воздействием алкоголя. Потребность в людях в тяжелую минуту. Ориентация на детей и семью. Уверенность в осанке и движениях. Склонность к физической деятельности. Энергичность. Потребность в движениях и удовольствие от них. Потребность в доминировании. Склонность к риску в игре. Решительные манеры. Храбрость. Сильная агрессивность. Психологическая нечувствительность. Клаустрофобия. Отсутствие сострадания. С трудом приглушаемый голос. Спартанская выносливость боли. Шумное поведение. Внешний вид соответствует пожилому возрасту. Объективное и широкое мышление, направленное вовне. Самоуверенность, агрессивность под воздействием алкоголя. Потребность в действиях в тяжелую минуту. Ориентация на занятия юношеского возраста. Заторможенность в движениях, скованность в осанке. Чрезмерная физиологическая реактивность. Повышенная скорость реакции. Склонность к уединению. Склонность к рассуждениям, исключительное внимание. Скрытность чувств, эмоциональная заторможенность. Самоконтроль мимики. Социофобия. Заторможенность в общении. Избегание стандартных действий. Агорафобия. Непредсказуемость установок (поведения). Тихий голос, избегание шума. Чрезмерная чувствительность к боли. Плохой сон, хроническая усталость. Юношеская живость и субъективное мышление. Концентрированное скрытое и субъективное мышление. Устойчивость к действию алкоголя. Потребность в уединении в тяжелую минуту. Ориентация на пожилой возраст.

Существуют концепции, основанные на рассмотрении особенностей функционирования нервной системы , выполняющей доминирующую и управляющую роль в организме. Теория связи некоторых общих свойств нервных процессов с типами темперамента была предложена И . П . Павловым и получила развитие и экспериментальное подтверждение в работах его последователей. Проведенные Павловым исследования расцениваются как значимые для понимания физиологических основ темперамента.


Несколько позже в США приобрела популярность концепция темперамента, выдвинутая У. Шелдоном (W.H. Shеldоn, S.S. Stеvеns, 1942), которая была сформулирована в 1940-е гг. В основе представлений Шелдона, чья типология близка к концепции Кречмера, лежит предположение о том, что структура тела определяет темперамент, выступающий его функцией. Но эта зависимость замаскирована благодаря сложности нашего организма и психики, и потому раскрыть связь между физическим и психическим возможно при выделении таких физических и психических свойств, которые в наибольшей степени демонстрируют подобную зависимость.

У. Шелдон исходил из гипотезы о существовании основных типов телосложения, которые он описал, пользуясь специально разработанной фотографической техникой и сложными антропометрическими измерениями. Оценивая каждое из 17 выделенных им измерений по 7-балльной шкале, автор пришел к понятию соматотипа (типа телосложения), который можно описать с помощью трех основных параметров. Заимствуя термины из эмбриологии, он назвал данные параметры следующим образом: эндоморфия, мезоморфия и эктоморфия. В зависимости от преобладания какого-либо из них (оценка в 1 балл соответствует минимальной интенсивности, 7 баллов – максимальной) У. Шелдон выделил следующие типы телосложения.

1. Эндоморфный (7–1–1). Название связано с тем, что из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы, а у людей такого типа как раз наблюдается их чрезмерное развитие. Телосложение относительно слабое, с избытком жировой ткани.

2. Мезоморфный (1–7–1). У представителей данного типа хорошо развита мускульная система, которая образуется из мезодермы. Стройное крепкое тело, противоположное мешковатому и дряблому телу эндоморфа. Мезоморфный тип обладает большой психической устойчивостью и силой.

3. Эктоморфный (1-1-7). Из эктодермы развивается кожа и нервная ткань. Организм хрупок и тонок, грудная клетка уплощена. Относительно слабое развитие внутренних органов и телосложения. Конечности длинные, тонкие, со слабой мускулатурой. Нервная система и чувства относительно плохо защищены.

Если отдельные параметры выражены одинаково, автор относил данного индивида к смешанному (среднему) типу, оценивая его как 1-4-4.

В результате многолетних исследований здоровых, нормально питающихся людей различного возраста У. Шелдон пришел к выводу, что этим типам телосложения соответствуют определенные типы темперамента.

Он изучил 60 психологических свойств, причем его основное внимание было обращено на такие свойства, которые связаны с характеристиками экстраверсии – интроверсии. Они оценивались, как и в случае соматотипа, по 7-балльной шкале. С помощью корреляции были выделены три группы свойств, названные по функциям определенных органов тела:

Висцеротония (лат. viscera – «внутренности»);

Соматотония (греч. soma – «тело»);

Церебротония (лат. сегеbгит – «мозг»).

В соответствии с этим он выделил три типа темперамента людей:

Висцеротоников (7-1-1);

Соматотоников (1-7-1);

Церебротоников (1-1-7).

По мнению У. Шелдона, у каждого человека имеются все три названные группы физических и психических свойств. Преобладанием же тех или иных из таковых и определяются различия между людьми. Как и Э. Кречмер, У. Шелдон утверждает, что между типом телосложения и темпераментом имеется большое соответствие. Так, у лиц с доминирующими качествами эндоморфного телосложения выражены свойства темперамента, относящиеся к висцеротонии. Мезоморфный тип коррелирует с соматотоническим типом, а эктоморфный – с церебротоническим.

Соотношение типов телосложения с характерными для них свойствами темперамента представлено на рис. 5.3.

Рис. 5.3.Типы телосложения (по У. Шелдону)

Табл. 5.2. Типы темперамента и их характеристики (по У. Шелдону)

Висцеротония Соматотония Церебротония
Расслабленность в осанке и движениях Уверенность в осанке и движениях Заторможенность в движениях, скованность в осанке
Любовь к комфорту Склонность к физической деятельности Чрезмерная физиологическая реактивность
Медленная реакция Энергичность Повышенная скорость реакции
Пристрастие к еде Потребность в движениях и удовольствие от них Склонность к уединению
Социализация пищевой активности Потребность в доминировании Склонность к рассуждениям
Любовь к компаниям, дружеским излияниям Склонность к риску и игре случая Скрытность чувств, эмоциональная заторможенность
Склонность к общественной жизни Решительные манеры, храбрость Самоконтроль мимики
Приветливость во всем Заторможенность в общении
Жажда любви и одобрения Сильная агрессивность Избегание стандартных действий
Ориентация на других Психологическая нечувствительность Боязнь открытого пространства (агорафобия)
Эмоциональная ровность Непредсказуемость поведения
Терпимость Боязнь замкнутого пространства (клаустрофобия)
Безмятежная удовлетворенность Отсутствие сострадания Тихий голос, избегание шума
Отсутствие взрывных поступков и эмоций С трудом приглушаемый голос Чрезмерная чувствительность к боли
Мягкость, легкость в общении и внешнем выражении чувств Выносливость к боли Плохой сон, хроническая усталость
Хороший сон Шумное поведение Концентрированное, скрытое и субъективное мышление
Юношеская живость Объективное и широкое мышление, направленное вовне Внешний вид соответствует более пожилому возрасту
Общительность и расслабленность под воздействием алкоголя Самоуверенность, агрессивность под воздействием алкоголя Устойчивость к действию алкоголя
Потребность в людях в тяжелую минуту Потребность в действиях в тяжелую минуту Потребность в уединении в тяжелую минуту
Ориентация на детей и семью Ориентация на занятия юношеского возраста Ориентация на пожилой возраст

Кречмеровский подход к темпераменту нашел сторонников в среде психиатров, педагогов и психологов нашей страны. Один из них, К.Н. Корнилов (1929), связывал тип телосложения с быстротой и интенсивностью реакций человека. По этим признакам он выделял четыре типа людей:

Моторно-активный (быстро и сильно реагирующий);

Моторно-пассивный (реагирующий быстро, но слабо);

Сенсорно-активный (реагирующий медленно и сильно);

Сенсорно-пассивный (реагирующий медленно и слабо).

Вот, например, как он описывал сенсорно-пассивный тип. Данный тип обладает небольшой приземистой фигурой, мягким широким лицом, короткой шеей, склонностью к упитанности и полноте. В своих движениях медлителен и вял, пассивен до инертности, но, поднимаясь медленно, идет настойчиво и долго; добродушен до сентиментальности; принципиален до приторности; все взвешивает и обдумывает и поэтому всегда запаздывает в своих решениях; имеет ум последовательный, богатый знаниями, продуктивный в своем не всегда оригинальном творчестве; хорошие практики, кабинетные ученые, образцовые чиновники, тихие добряки, спокойные юмористы, изнеженные лентяи – вот представители этого типа людей (с. 195).

В то же время корреляционный анализ связей психомоторных, познавательных и личностных свойств с конституциональными особенностями, проведенный Т.П. Зинченко и Е.И. Кишко на выборке детей (1999), не позволил им однозначно признать или отвергнуть представления о психологических характеристиках соматотипов, к которым пришли Э. Кречмер, У. Шелдон и другие авторы. Наиболее тесно с морфологическим типом телосложения оказались связаны некоторые личностные свойства, исследованные по опроснику Кеттелла.

С одной стороны, во всех возрастных группах (их диапазон – от 6 до 17 лет) эндоморфы характеризуются низким самоконтролем и высокой эмоциональной неустойчивостью, а эктоморфы – обратными качествами, и это подтверждает данные Э. Кречмера, полученные на взрослых. С другой стороны, авторам не удалось выявить связей соматической конституции с познавательными и психомоторными качествами, за исключением когнитивного стиля – интерференции, характеризующегося низкой автоматизацией действий и высоким самоконтролем. Этот стиль больше выражен у эктоморфов. Следовательно, эктоморфы добросовестнее, старательнее и аккуратнее при выполнении заданий, а эндоморфы, наоборот, отличаются более низким самоконтролем, менее склонны к порядку, не способны к напряженной работе и подчиняют свою жизнь получению удовольствий. Это также соответствует характеристике данных конституциональных типов, данной Э. Кречмером.

Сопоставление типов конституции и телосложения по Сиго, Э.Кречмеру и У.Шелдону представлено в табл. 5.3.

Табл. 5.3.Сопоставление типов конституции и телосложения по К.Сиго, Кречмеру и Шелдону

Однако типологии Э. Кречмера и У. Шелдона были подвергнуты критике даже со стороны приверженцев конституциональных концепций темперамента. Критики указывали на их чрезмерную статичность и игнорирование изменений во взамосвязях между психикой и строением тела; подчеркивали непоследовательность в делении на типы и, наконец, обращали внимание на то, что указанные теории не давали удовлетворительного объяснения зависимости между телосложением и темпераментом.

Одной из причин кризиса теории конституции независимо от предлагаемых принципов классификации было абстрактное толкование целостного организма, при котором целое рассматривалось как совокупность соотнесенных морфофизиологических характеристик, совершенно автономных по отношению к каждой из этих характеристик.

Тема: Темперамент.

Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость обусловлена особенностями биологического и физиологического строения и развития организма и уникальной композицией социальных связей и контактов. К биологически обусловленным подструктурам личности относится прежде всего темперамент.

Когда говорят о темпераменте, имеют в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем разнообразии подходов к проблеме ученые и практики признают, что темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо . Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Специфическая особенность темперамента в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру.

Темперамент - индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов и остаются постоянными на протяжении всей жизни индивида.

Каждый тип темперамента имеет свои положительные стороны, и поэтому при самовоспитании главные усилия следует направлять не на его «исправление», а на разумное использование в конкретной деятельности его достоинств.

Человек издавна делал попытки выделить и осознать типичные особенности психического склада различных людей, пытаясь свести все их многообразие к малому числу обобщенных портретов. Такие обобщенные портреты с глубокой древности называли типами темпераментов . Эти типологии были практически полезными, так как с их помощью можно было предсказывать поведение людей с определенным темпераментом в конкретных жизненных ситуациях.



Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н.э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением 4 основных «соков организма» - крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи, - входящих в его состав. Исходя из его учения, самый знаменитый после Гиппократа врач античности Клавдий Гален (IIв. до н.э.) разработал первую типологию темпераментов, которую он изложил в известном трактате « De temperamentum» (лат. temperamentum - «соразмерность», «правильная мера»). Согласно его учению тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выделены темпераменты, которые и в наше время пользуются широкой известностью: сангвиника (от лат. sanguis - «кровь»), флегматика (от греч. phlegma - «флегма»), холерика (от греч. chloe - «желчь») и меланхолика (от греч. melas chloe - «черная желчь»). Эта фантастическая концепция имела влияние на ученых на протяжении многих столетий.

С древнейших времен исследователи, наблюдая значительное разнообразие поведения, совпадающее с различиями в телосложении и физиологических функциях, пытались их упорядочивать, группировать. Так возникали различные типологии темпераментов. Наибольший интерес представляют те из них, в которых свойства темперамента, понимаемые как наследственные или врожденные, связывались с индивидуальными различиями в особенностях телосложения. Эти типологии получили название конституционных . Наибольшее распространение получила типология, предложенная Э. Кречмером , который в 1921 г. опубликовал свою знаменитую работу «Строение тела и характер». Главная его идея заключается в том, что люди с определенным типом телосложения имеют определенные психические особенности. Им было проведено множество измерений частей тела, что позволило ему выделить 4 конституциональных типа:

1. Лептосоматик - характеризуется хрупким (астеническим) телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой. Плечи узкие, нижние конечности - длинные и худые.

2. Пикник - человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, характеризуется малым или средним ростом, расплывшимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее.

3. Атлетик - человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерен высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра.

4. Диспластик - люди с бесформенным, неправильным строением. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение).

С названными типами строения тела Кречмер соотносит 3 выделенных им типа темперамента, которые он называет: шизотимик, иксотимик и циклотимик. Шизотимик имеет астеническое телосложение, он замкнут, склонен к колебаниям эмоций, упрям, малоподатлив к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к окружению. Иксотимик обладает атлетическим телосложением. Это спокойный, маловпечатлительный человек со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления, часто мелочный. Пикническое телосложение имеет циклотимик , его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах.

Теория Э.Кречмера была очень распространена в Европе, а в США приобрела популярность концепция темперамента У.Шелдона , сформулированная в 40-х годах ХХ века. В основе взглядов Шелдона также лежит предположение о том, что тело и темперамент - это 2 параметра человека, связанных между собой. Структура тела определяет темперамент, который является его функцией. У.Шелдон исходил из гипотезы о существовании основных типов телосложения, описывая которые он заимствовал термины из эмбриологии. Им были выделены 3 типа:

1) эндоморфный (из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы);

2) мезоморфный (из мезодермы образуется мышечная ткань);

3) эктоморфный (из эктодермы развивается кожа и нервная ткань).

Людям с эндоморфным типом свойственно относительно слабое телосложение с избытком жировой ткани; мезоморфному типу свойственно иметь стройное и крепкое тело, большую физическую устойчивость и силу; а эктоморфному - хрупкий организм, плоскую грудную клетку, длинные тонкие конечности со слабой мускулатурой.

По У.Шелдону, этим типам телосложений соответствуют определенные типы темпераментов, названные им в зависимости от функций определенных органов тела:

- висцеротония (лат.viscera - «внутренности»),

- соматотония (греч. soma - «тело»),

- церебротония (лат. cerebrum - «мозг»).

Лиц с преобладанием висцеротонии У.Шелдон называет висцеротониками, и далее, соответственно, соматотониками и церебротониками и считает, что каждый человек обладает всеми названными группами свойств. Различия между людьми определяются преобладанием тех или иных свойств. Для примера приводим известную таблицу типов темперамента, разработанную У.Шелдоном.

Типы темперамента (по У. Шелдону)

Висцеротония Соматотония Церебротония
Расслабленность в осанке и движениях Уверенность в осанке и движениях Заторможенность в движениях, скованность в осанке
Любовь к комфорту Склонность к физической деятельности Чрезмерная физиологическая реактивность
Медленная реакция Энергичность Повышенная скорость реакций
Пристрастие к еде Потребность в движениях и удовольствие от них Склонность к уединению
Социализация пищевой потребности Потребность в доминировании Склонность к рассуждениям, исключительное внимание
Наслаждение от процесса пищеварения Склонность к риску в игре случая Скрытность чувства, эмоциональная заторможенность
Любовь к компаниям, дружеским излияниям Решительные манеры Самоконтроль мимики
Социофилия (любовь к общественной жизни) Храбрость Социофобия (страх перед общественными контактами)
Приветливость со всеми Сильная агрессивность Заторможенность в общении
Жажда любви и одобрения окружающих Психологическая нечувствительность Избегание стандартных действий
Ориентация на других Клаустрофобия (боязнь замкнутого пространства) Агорафобия (боязнь открытого пространства)
Эмоциональная ровность Отсутствие сострадания Непредсказуемость поведения
Терпимость С трудом приглушаемый голос Тихий голос, избегание шума
Безмятежная удовлетворенность Спартанская выносливость боли Чрезмерная чувствительность к боли
Хороший сон Шумное поведение Плохой сон, хроническая усталость
Отсутствие взрывных эмоций и поступков Внешний вид соответствует более пожилому возрасту Юношеская живость
Мягкость, легкость в обращении и внешнем выражении чувств Объективное и широкое мышление, направленное вовне Концентрированное скрытое и субъективное мышление
Общительность и расслабленность под воздействием алкоголя Самоуверенность, агрессивность под воздействием алкоголя Устойчивость к действию алкоголя
Потребность в людях в тяжелую минуту Потребность в действиях в тяжелую минуту Потребность в уединении в тяжелую минуту
Ориентация на детей и семью Ориентация на занятия юношеского возраста Ориентация на пожилой возраст

Основной недостаток подобных конституционных теорий состоит в том, что в них недооценивается, а иногда игнорируется роль среды и социальных условий в формировании психических свойств индивида.

Давно известна зависимость протекания психических процессов и поведения человека от функционирования нервной системы, выполняющей доминирующую и управляющую роль в организме. Теория связи некоторых общих свойств нервных процессов с типами темперамента была предложена И.П.Павловым и получила развитие и экспериментальное подтверждение в работах его последователей.

И. П. Павлов, изучая особенности выработки условных рефлексов у собак, обратил внимание на индивидуальные различия в их поведении и в протекании условнорефлекторной деятельности . Эти различия проявлялись прежде всего в таких аспектах поведения, как скорость и точность образования условных рефлексов и в особенностях их затухания. Это обстоятельство дало возможность И. П. Павлову выдвинуть гипотезу о том, что они не могут быть объяснены только разнообразием экспериментальных ситуаций и что в их основе лежат некоторые фундаментальные свойства нервных процессов - возбуждения и торможения . К этим свойствам относятся сила возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность.

И. П. Павлов различал силу возбуждения и силу торможения , считая их независимыми свойствами нервной системы. Сила возбуждения отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется в функциональной выносливости - в способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения. Сила торможения понимается как функциональная работоспособность нервной системы при реализации торможения и проявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций , таких, как угасание и дифференцировка.

Говоря об уравновешенности нервных процессов, И. П. Павлов имел в виду равновесие процессов возбуждения и торможения. Отношение силы обоих процессов решает, является ли данный индивид уравновешенным или неуравновешенным, когда сила одного процесса превосходит силу другого.

Подвижность нервных процессов - проявляется в быстроте перехода одного нервного процесса в другой. Подвижность нервных процессов проявляется в способности к изменению поведения в соответствии с изменяющимися условиями жизни. Мерой этого свойства нервной системы является быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному, и наоборот. Противоположностью подвижности является инертность нервных процессов. Нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому.

Выделенные И. П. Павловым свойства нервных процессов образуют определенные системы, комбинации, которые, по его мнению, образуют так называемый тип нервной системы , или тип высшей нервной деятельности . Он складывается из характерной для отдельных индивидов совокупности основных свойств нервной системы - силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения. И. П. Павлов выделил 4 основных типа нервной системы, близких к традиционной типологии Гиппократа, основываясь на силе нервных процессов, различая сильные и слабые типы. Сильные типы делятся на уравновешенные и неуравновешенные . Неуравновешенный тип характеризуется преобладанием возбуждения над торможением . И, наконец, сильные уравновешенные типы делятся на подвижные и инертные , когда основанием деления является подвижность нервных процессов.

Выделенные И.П.Павловым типы нервной системы не только по количеству, но и по основным характеристикам соответствуют 4 классическим типам темперамента:

Сильный, уравновешенный, подвижный - сангвиник ;

Сильный, уравновешенный, инертный - флегматик ;

Сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения - холерик ;

Слабый тип - меланхолик .

Итак, И. П. Павлов понимал тип нервной системы как врожденный, относительно слабо подверженный изменениям под воздействием окружения и воспитания. Свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента, который является психическим проявлением общего типа нервной системы. Типы нервной системы, установленные в исследованиях на животных, Павлов предложил распространить и на людей.

Однако нашему наблюдению доступны не физиологические процессы, поддающиеся исследованию только в лаборатории, а поведение, конкретная деятельность. По Павлову, именно те аспекты поведения , в которых проявляются свойства нервных клеток, составляют темперамент . Тип нервной системы - это понятие, которым оперирует физиолог, психолог же пользуется термином темперамент. В сущности, однако, это аспекты одного и того же явления, рассматриваемого, с одной стороны, с точки зрения физиологии, а с другой - с точки зрения поведения.

Многие физиологи и психологи, продолжая работу И. П. Павлова, проводили дальнейшие исследования на животных, распространяя их на другие виды: мышей, крыс. В 50-е годы были предприняты лабораторные исследования поведения взрослых людей. В результате этих исследований типология была дополнена новыми элементами, были разработаны многочисленные приемы исследования свойств нервной системы у человека, экспериментально выделены и описаны еще 2 свойства нервных процессов: лабильность и динамичность. Лабильность нервной системы проявляется в скорости возникновения и прекращения нервных процессов. Динамичность нервных процессов - легкость и быстрота образования положительных (динамичность возбуждения) и тормозных (динамичность торможения) условных рефлексов.

В настоящее время в науке накоплено множество фактов о свойствах нервной системы и по мере их накопления исследователи придают все меньшее значение типам нервной системы, тем более их магическому числу (4), фигурирующему почти во всех работах И. П. Павлова о темпераменте. Прежде всего подчеркивается значение исследований отдельных фундаментальных свойств нервной системы, в то время как проблема разделения на типы отступает на второй план. Поскольку типы образуются из комбинаций указанных свойств, лишь более глубокое познание последних может обеспечить понимание и осуществление правильной типологии. Однако несомненно, что каждый человек имеет вполне определенный тип нервной системы, проявления которого, т.е. особенности темперамента, составляют важную сторону индивидуально психологических различий.

Конкретные проявления типа темперамента многообразны. Они не только заметны во внешней манере поведения, но пронизывают все стороны психики, проявляясь в познавательной деятельности, сфере чувств, побуждениях и действиях человека, а также в характере умственной работы, особенностях речи.

В настоящее время для составления психологических характеристик традиционных 4 типов обычно выделяются следующие основные свойства темперамента:

Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции.

Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон - даже звук).

Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания).

Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений.

Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение.

Темп реакций характеризует скорость протекания различных психических реакций и процессов, темп речи, динамика жестов, быстрота ума.

Экстраверсия, интроверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).

Эмоциональная возбудимость характеризуется тем, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает.

Учитывая все перечисленные свойства, можно дать следующие психологические характеристики основных типов темперамента:

Сангвиник. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он громко хохочет, а несущественный факт может сильно его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Он способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Как правило, он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем. Сангвиник - экстраверт.

Холерик . Как и сангвиник отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда - большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он скорее экстраверт.

Флегматик обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить - когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедленны, так же, как речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт.

Меланхолик. Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. У него легко отвлекаемое и неустойчивое внимание и замедленный темп всех психических процессов. Большинство меланхоликов - интроверты.

Тип темперамента у человека - врожденное качество, а от чего именно он зависит, еще до конца не выяснено.

Динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения, в движениях, - они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности. Естественно, особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в трудовой деятельности. Но различия по темпераментам - это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию ее проявлений.

Установлено отсутствие зависимости между уровнем достижений, т.е. конечным результатом действий, и особенностями темперамента, если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные. Таким образом, независимо от степени подвижности или реактивности индивида в нормальной, нестрессовой ситуации результаты деятельности в принципе будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет зависеть главным образом от других факторов, в особенности от уровня мотивации и способностей. Вместе с тем исследования, устанавливающие эту закономерность, показывают, что в зависимости от особенностей темперамента изменяется способ осуществления самой деятельности.

В зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов. Проводились исследования с целью установить зависимость между способом выполнения действий и особенностями темперамента. В этих исследованиях рассматривался индивидуальный стиль деятельности как путь к достижению результатов или способ решения определенной задачи, обусловленный главным образом типом нервной системы. Результаты исследований подавляющего большинства авторов, независимо от особенностей исследуемых групп и экспериментальных ситуаций, в которых изучался типичный для данных индивидов способ выполнения действий, показывают, что именно тип нервной деятельности, и прежде всего сила и подвижность нервных процессов, оказывает существенное влияние на формирование определенного стиля деятельности.

Врожденные особенности темперамента проявляются у человека в таких психических процессах, которые зависят от воспитания, социальной среды и способности управлять своими реакциями. Поэтому конкретная реакция на ситуацию может определяться как влиянием характерных отличий нервной системы, так и являться следствием обучения и профессионального опыта. Например, высокая скорость реакции у опытного водителя, летчика, боксера - необязательно природное свойство их нервной системы, она может быть достигнута и в результате тренировки и обучения. Однако пределы возможного развития скорости реакции определены врожденными свойствами нервной системы.

Профессиональный отбор помогает выделить претендентов с наиболее подходящими для данной специальности психофизиологическими качествами, поскольку часть требуемых некоторыми профессиями качеств плохо поддается тренировке, они ограничены свойствами темперамента. Например, известно, что слаборазвитое чувство времени или малая скорость двигательной реакции могут быть развиты путем индивидуальной тренировки лишь в определенных пределах. В целях профессионального отбора разработаны тесты, позволяющие оценить характеристики внимания, точность оценки времени, скорость двигательной реакции и т.п. применительно к различным специальностям. Важен не только профессиональный отбор, но и профориентация, т.е. выбор каждым человеком такой трудовой деятельности, которая соответствовала бы не только его интересам, но и его индивидуальным особенностям и возможностям.

Исследования показывают, что лица, прошедшие профессиональную специализацию с учетом их психофизиологических характеристик, испытывают большее удовлетворение от своего труда, что благоприятным образом сказывается на их производительности.

Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность (реактивность) сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует смены объектов общения, рода занятий, частого перехода от одного ритма жизни к другому. Люди инертные (флегматики) особенно легко осуществляют медленные и плавные движения, у них обнаруживается предпочтение стереотипных способов действия, пунктуально соблюдая однажды принятый порядок. Люди, отличающиеся слабой нервной системой - меланхолики, сильнее мотивированы на выполнение более простых действий, чем остальные, они меньше устают и раздражаются от их повторения. Экспериментально показано, что сангвиники и холерики проявляют меньшую сопротивляемость и пониженную продуктивность в ситуациях, когда условия и способы деятельности строго регламентированы и не допускают включения индивидуальных приемов.

С целью оптимизации обучения и воспитания педагогу важно в своей деятельности учитывать возможный тип темперамента своих воспитанников.

Деятельность холерика полезно контролировать как можно чаще, в работе с ним недопустима резкость, несдержанность, так как они могут вызвать отрицательную ответную реакцию. В то же время любой поступок его должен быть требовательно и справедливо оценен. При этом отрицательные оценки необходимы лишь в очень энергичной форме и настолько часто, насколько это требуется для улучшения результатов его работы или учебы.

Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения. Необходимо постоянно включать его в активную деятельность и систематически поощрять его усилия.

Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя быстро переключать с одной задачи на другую.

В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. О проступке, совершенном меланхоликом, лучше поговорить с ним наедине. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Меланхолик - самый чувствительный и ранимый тип. С ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.

Таким образом, от темперамента зависит, каким способом человек реализует свои действия, но при этом не зависит их содержательная сторона. Темперамент проявляется в особенностях протекания психических процессов, влияя на скорость воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания.

Типы темперамента по Шелдону

Телосложение

Темперамент

Эндоморфия

Преобладание шарообразных форм

Вялые руки и ноги

Большое количество жира

на плечах и бедрах

Тонкие запястья и лодыжки

Висцеротония (viscera – внутренности )

Расслабленность в осанке и движениях

Преобладание дружелюбия

Приветливость со всеми

Легкость в выражении чувств

Жажда похвалы

Любовь к комфорту

Тяга к людям в тяжелую минуту

Мягкость при опьянении

Мезоморфия

Хорошо развита мускульная система

Широкие плечи и грудная клетка

Кубическая, массивная голова

Соматотония (soma – тело)

Уверенность в осанке и движениях

Любовь к приключениям

Скрытность в чувствах и эмоциях

Тяга к действиям в тяжелую минуту

Агрессивность и настойчивость при опьянении

Эктоморфия

Слабое развитие

внутренних органов и телосложения

Высокий рост

Худое вытянутое лицо

Узкая грудная клетка и живот

Тонкие длинные руки и ноги

Церебротония (cerebrum - мозг)

Скованность в осанке

Необщительность

Социальная заторможенность

Скрытность

Устойчивость к действию алкоголя

Тяга к одиночеству в тяжелую минуту

Исследование У. Шелдона строилось следующим образом.

1. Проанализировав 400 фотографий студентов колледжа, Шелдон выделил 3 крайних варианта (компонента) телосложения, которым были даны соответствующие описания.

2. С помощью методов наблюдения и экспертной оценки каждому компоненту телосложения был поставлен в соответствие набор из 20-ти поведенческих признаков.

3. Каждый признак оценивался по 7-бальной шкале, а средний балл по 20 признакам служил для определения одного из трех компонентов соматотипа. Таким образом, соматотип описывался с помощью трех показателей.

4. Дальнейшее сопоставление каждого набора поведенческих признаков и типа телосложения показало, что существует значимая статистическая связь между этими характеристиками (коэффициент корреляции равен 0,80).

Поскольку поведенческие признаки, выделенные в исследовании, изначально были отнесены к темпераменту, можно утверждать, что У. Шелдон доказал, что люди выбирают разные способы поведения в зависимости от соматотипа.

Кроме того, У. Шелдон предложил модель исследования, с помощью которой можно определить не только тип темперамента по ведущей черте, но и степень выраженности этой черты, что позволяет рассматривать более широкий спектр различий между людьми.

Стоит также обратить внимание на то, что основным критерием выделения групп людей у Шелдона являются конституциональные различия, а психологические особенности (поведение) служат дополнительным критерием и используются для описания типа темперамента. Психологические модели темперамента «в чистом виде» представлены в работах других исследователей .

4.2.2 Факторные (психологические) теории

Психологические теории темперамента называют факторными по очень простой причине – в этих теориях для выявления черт используется метод факторного анализа, который дает возможность описать структуру изучаемого явления.

Первые попытки проанализировать структуру черт темперамента предпринимались еще в самом начале XX века. В 1906 году голландские исследователи Г. Хейманс и Е. Вирсме провели исследования, абстрагирующиеся от строения и функций организма. Они разработали специальный вопросник, с помощью которого обследовали 2.500 человек (взрослых и детей) и выделили 3 основные, биполярные характеристики темперамента:

    эмоциональность – отсутствие эмоциональности (частота и сила возникновения эмоциональных реакций на ситуацию);

    активность – пассивность в разных социальных ситуациях;

    преобладание первичных – преобладание вторичных функции (преобладание первичных функций свидетельствует о сильной реакции на возникающие во внешней среде стимулы; преобладание вторичных функций – о слабой непосредственной реакции, сочетающейся с длительным ее сохранением).

В конце 40-х годов начинают проводиться факторно-аналитические исследования, выполненные по той же логике: достаточно произвольно отбираются разные поведенческие характеристики, составляется вопросник для их диагностики, результаты опроса больших групп испытуемых подвергаются факторному анализу.

Характеристики темперамента, выделенные таким образом, в значительной степени различаются у разных авторов, – как по количеству, и по содержанию. Так, например, С. Берт (1937) наиболее существенными для темперамента считал три фактора эмоциональности:

    общая эмоциональность (эмоциональная неустойчивость);

    стенические – астенические (экспрессивные – заторможенные) эмоции;

    положительные – отрицательные эмоции.

Дж. Гилфорд создал 13-факторную структуру свойств темперамента, которые впоследствии были обобщены в четыре независимых суперфактора:

    вспыльчивость – сдержанность,

  • высокая – низкая эмоциональность,

    высокая – низкая способность к социальной адаптации.

4.2.3 Поиск критериев выделения черт темперамента

Если ранние исследования темперамента основываются скорее на индуктивном принципе (отобрать чисто эмпирически разные характеристики и затем с помощью математических методов свести их к небольшому количеству переменных), то, начиная с конца 50-х годов XX века, выбор характеристик, которые могут относиться к сфере темперамента, осуществляется на основе четко сформулированных теоретических положений.

Теоретические положения или критерии выбора свойств темперамента различаются у разных авторов. Иногда эти различия оказываются довольно существенными, но, как правило, они касаются не столько содержания критериев, сколько их количества. Иначе говоря, в современной психологии существует достаточно широкая зона согласия относительно того, что такое темперамент. В результате этого, список черт темперамента, называемых в настоящее время разными авторами, содержит близкие по смыслу характеристики. Что представляют собой эти критерии, и к выделению каких характеристик они приводят, будет показано на примере наиболее распространенных в отечественной и зарубежной психологии концепций темперамента.

К известным концепциям американских ученых можно отнести исследования А.Томаса и С. Чесс, а также А. Басса и Р. Пломина.

А. Томас и С. Чесс , руководители Нью-Йоркского лонгитюдного исследования, которое по общему признанию, считается одним из крупнейших вкладов в возрастное исследование темперамента, подразумевают под темпераментом стиль поведения (1977). По мнению этих авторов, изучая темперамент, можно ответить на вопрос, КАК человек действует в различных ситуациях. Поведенческий стиль (или темперамент) не позволяет оценить, почему человек поступил тем или иным образом, что ему нравится или каких успехов он может достичь в разных видах деятельности. Иначе говоря, особенности темперамента не относятся ни к содержанию, ни к мотивации, ни к успешности деятельности.

Как выяснили Томас и Чесс, психологические характеристики, которые удовлетворяют этим критериям, несколько варьируют в разном возрасте. Для детей первых лет жизни они сводятся к девяти переменным, взаимная независимость которых подтвердилась при факторном анализе:

    уровень активности (моторные характеристики, соотношение пассивного и активного поведения в течение дня и т.д.);

    ритмичность (степень предсказуемости времени появления поведенческих реакций, например, проявлений голода, и продолжительность функций во времени, например, длительность сна);

    приближение или удаление (особенности эмоциональных и моторных реакций на новые стимулы);

    адаптивность реакции на новую или меняющуюся ситуацию;

    интенсивность (энергетический уровень) реакции независимо от ее качества и направленности;

    порог реактивности (уровень стимуляции, необходимый для появления реакции независимо от ее качества и сенсорной модальности);

    настроение (соотношение состояний неудовлетворенности и радости, а также реакции, квалифицируемые как расположение к окружающим);

    отвлекаемость (эффективность действия новых стимулов для изменения поведения);

    длительность внимания и настойчивость (продолжительность некоторой деятельности в сочетании со способностью продолжать эту деятельность, несмотря на трудности в ее осуществлении).

Таким образом, критерии выделения свойств темперамента, предложенные А. Томасом и С. Чесс, сводятся к минимуму ограничений: темперамент – это стилевые характеристики, не связанные с мотивацией деятельности и с успешностью ее выполнения.

Басс и Р. Пломин , разработавшие наиболее популярную в современной американской психологии концепцию темперамента (1976), также считают, что в характеристиках темперамента должны отражаться стилевые особенности поведения, его экспрессивные, а не содержательные аспекты. Однако отнесенность поведенческой черты к числу стилевых особенностей не является, по их мнению, достаточным условием, чтобы говорить об этой черте как о проявлении темперамента.

    наследственная обусловленность (основной критерий);

    относительная стабильность в разных ситуациях;

    сохранность на протяжении всей жизни;

    адаптивное значение в эволюционном смысле (черта темперамента должна способствовать биологическому приспособлению);

    наличие аналогичной черты у животных.

В соответствии с этими критериями, Басс и Пломин выделяют три черты темперамента – 1) эмоциональность, 2) активность и 3) социабельность. Самостоятельность и взаимная независимость соответствующих параметров подтвердилась при факторизации опросников, составленных авторами, а также при факторизации данных наблюдений, в которых оценивались различные стилевые особенности поведения людей разного возраста.

Эмоциональность выражается в легкости возникновения аффективной реакции и оценивается по ее интенсивности. Для определения этой черты у детей их родителям предлагаются утверждения типа: «Ребенок легко расстраивается», «Ребенок легко пугается» и т.д.

Активность является проявлением общего энергетического уровня. Активный ребенок всегда занят, часто торопится, любит двигаться, у него энергичные движения и быстрая речь. Активность оценивается по утверждениям типа: «Ребенок не может спокойно сидеть на месте».

Социабельность подразумевает, в первую очередь, потребность в аффилиации (желании быть с другими) и оценивается по таким утверждениям, как: «Любит быть с другими», «Легко находит друзей».

Польский психолог Я. Стреляу предлагает несколько иную концепцию темперамента. Он согласен с тем, что критериями для выделения свойств темперамента должны быть, во-первых, формальный характер этих свойств (не связанность темперамента с содержанием деятельности) и, во-вторых, их устойчивость, сохранность на протяжении длительных периодов времени. Кроме этого, в качестве самостоятельных критериев Я. Стреляу выделяет связь свойств темперамента с энергетикой организма и с временными параметрами деятельности.

Соответственно этим критериям Я. Стреляу называет:

1) две характеристики темперамента, связанные с энергетическим уровнем обеспечения жизнедеятельности:

    активность,

    реактивность;

2) пять характеристик, связанных с протеканием реакций во времени:

    скорость реакции (время от момента появления стимула до начала ответной реакции и скорость выполнения сложных последовательностей действий),

    подвижность (способность переключаться с одного вида деятельности на другой),

    последействие реакции (время продолжения реакции после того, как действие стимула прекратилось),

    темп реакций (количество реакций в единицу времени),

    ритмичность (регулярность) реакций.

На первый взгляд, этот список характеристик кажется совершенно не похожим на те, которые были представлены ранее. Однако эти различия не следует преувеличивать. Например, выделенная Я. Стреляу реактивность может проявляться в разных сферах, в частности, в силе и интенсивности эмоциональных реакций. Активность, связанная с поддержанием определенного уровня возбуждения, может проявляться в сфере межличностных отношений.

Таким образом, в модели Я. Стреляю так же, как и в модели Басса–Пломина, потенциально заложены свойства, характеризующие эмоциональность и социабельность. Отсутствие в модели соответствующих терминов связано с тем, что при выделении свойств темперамента больше внимания уделяется особенностям функционирования этого механизма, чем тем сферам, в которых это функционирование проявляется. Конкретные исследования автора посвящены изучению свойств темперамента и в эмоциональности, и в общении, и в особенностях интеллектуальной деятельности, что крайне редко встречается в работах американских и западноевропейских психологов.

В отечественных исследованиях темперамента основным критерием для отнесения той или иной поведенческой особенности к свойствам темперамента служит ее формально-динамический характер. Свойства темперамента «формальны», поскольку они не связаны ни с содержанием деятельности, ни с целями, ни с мотивами человека, осуществляющего эту деятельность. Свойства темперамента являются «динамическими», поскольку они определяют динамику деятельности – интенсивность, темп, ритмичность тех психологических особенностей, которые включены в осуществление этой деятельности.

Перечни других признаков или критериев, позволяющих выделить свойства темперамента среди других психологических особенностей, в значительной степени совпадают у разных авторов. Так, И.М. Палей и В.К. Гербачевский (1972) считают, что свойства темперамента:

    зависят от генетически обусловленных свойств организма;

    проявляются в раннем детстве («онтогенетическая первичность»);

    сохраняются на протяжении длительных периодов времени;

    проявляются в широком классе ситуаций;

    наиболее отчетливо проявляются в максимально трудных для человека условиях, например, в стрессовой ситуации;

    не влияют на продуктивность деятельности.

Критерии, которые предлагает В.М. Русалов (1986), предполагают, что свойства темперамента:

    имеют связь с энергетическим потенциалом человека;

    проявляются во всех сферах жизнедеятельности;

    обнаруживаются в раннем детстве;

    отличаются устойчивостью на протяжении длительного периода времени;

    связаны с биологическими подструктурами, в частности, со свойствами нервной системы;

    являются наследственно обусловленными.

Соответственно этим критериям выделяются различные свойства темперамента. Так,Владимир Дмитриевич Небылицын (1976), один из создателей дифференциальной психофизиологии, выделил в структуре темперамента два основных компонента: 1) активность, которая проявляется в и моторике, и в познавательной сфере, и в сфере межличностных отношений; 2) эмоциональность.

Под активностью автор понимает проявление энергетического потенциала человека, который определяет динамику его деятельности в самых разных ситуациях. В исследованиях, проведенных для выяснения структуры свойств активности, было выявлены три элемента этой структуры (1970): 1) индивидуальный темп деятельности (скорость двигательной реакции); 2) степень разнообразия реакций; 3) наличие склонности к действиям в ситуации, когда по условиям эксперимента действие не является обязательным (сверхнормативная активность).

Эмоциональность связана с динамикой эмоциональной жизни человека и включает особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. Однако у одного и того же человека эта динамика может быть различной для разных эмоциональных состояний, поэтому невозможно понять индивидуальное своеобразие эмоциональности, если не учитывать, качественных различий в эмоциях. В связи с этим, исследователи сочли необходимым анализировать не только динамику, но вид (модальность) эмоциональных переживаний. Было обнаружено, что наиболее важными видами эмоций являются три – удовольствие (радость), гнев и страх. Эти эмоции непосредственно связаны с физиологическими характеристиками, а их соотношение друг с другом образует, по выражению А.Е. Ольшанниковой, значительную часть палитры эмоциональных переживаний человека (1977, 1978).

В другом отечественном направлении исследования темперамента, возглавлявшимся Вольфом Соломоновичем Мерлиным , на основании тех же критериев рассматривались более частные, по сравнению с активностью и эмоциональностью, свойства темперамента. В их число входит как минимум восемь характеристик (1971, 1976):

    сенситивность (чувствительность), которая определяется по силе внешнего раздражителя, вызывающего реакцию, а также по продолжительности этой реакции;

    реактивность (величина непроизвольной реакции на раздражитель);

    активность (энергия, которая проявляется при решении проблем);

    соотношение реактивности и активности;

    темп реакций;

    пластичность-ригидность (способность приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям);

    экстраверсия-интроверсия;

    эмоциональная возбудимость.

Кроме этих основных особенностей темперамента, В.С. Мерлин выделял и некоторые другие, например:

    сила эмоций (обеспечивает энергетический уровень деятельности в зависимости от степени мотивации),

    активность волевой целенаправленной деятельности (способность повысить активность для того, чтобы сделать поставленную цель достижимой),

    резистентность (сопротивление стимулам, которые мешают начатой деятельности) и т.д.

Приведенный перечень свойств темперамента В.С. Мерлин рассматривал, исходя из позиций системного подхода. Согласно его точке зрения, темперамент, как характеристика индивидуальности, которая обеспечивает общую динамику психической деятельности и приспособление к требованиям окружающей действительности, определяется не каждым свойством в отдельности, а сочетанием соответствующих свойств. Более того, именно такое сочетание, а не отдельно взятые свойства, оказывает существенное влияние проявления на индивидуальные и типологические различия в темпераменте.

4.2.4 Психологическая природа темперамента: общие позиции

Сопоставляя критерии выделения свойств темперамента и содержание характеристик, которые рассматриваются как особенности темперамента в отечественных и зарубежных исследованиях, можно заметить несколько принципиальных совпадений.

1. Все без исключения исследователи, изучающие темперамент, признают формально-динамический или, в другой терминологии, стилевой характер его свойств. Свойства темперамента считаются устойчивыми, обнаруживаются с самого раннего детства, не зависят от мотивации и особенностей деятельности и представляют собой типичные для человека стилевые особенности поведения.

2. Большинство авторов считает свойства темперамента биологически обусловленными (связанными со свойствами нервной системы, с генетически обусловленными свойствами или со свойствами, обусловленными наследственностью в ее современном понимании).

3. Наборы свойств, которые анализируются разными авторами, до некоторой степени различаются, но, в целом, они свидетельствуют о том, что свойства темперамента обнаруживают себя в скорости и интенсивности реакций, проявляющихся в самых разных сферах – психомоторике, динамике эмоциональных реакций, а также в общении и в познавательной деятельности .

4.2.5 Статус темперамента в структуре индивидуальных свойств

При рассмотрении статуса темперамента, исследователи в первую очередь, обращают внимание на его связи с особенностями характера.

Под характером в современной психологии понимается совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения. Среди множества черт характера одни выступают как ведущие, другие – как второстепенные, при этом они могут, либо гармонировать (и тогда говорят о цельности характера), либо контрастировать с ведущими чертами (и тогда говорят о противоречивом характере).

Вопрос о соотношении темперамента и характера ставился многими психологами, которые придерживались следующих позиций: 1) отождествление темперамента и характера; 2) противопоставление темперамента и характера; 3) темперамент рассматривается как врожденная основа характера.

В ряде зарубежных исследований темперамент отождествляют не только с характером, но и с личностью и стилем. В связи с данной тенденцией А.В. Либин выделяет недифференцированный подход к определению статуса темперамента в структуре индивидуальных свойств, а также подчеркивает наличие предпосылок для реализации системного подхода в этой области исследований.

Рассмотрим примеры каждого из перечисленных подходов.

Отождествление темперамента и характера. А.Ф.Лазурский (1874–1917) – российский психолог, профессор Психоневрологического института в С.-Петербурге, сотрудник В.М. Бехтерева, создал науку о характерах, которую называл областью психологии, изучающей индивидуальные различия.

По замыслу автора, характерология (которую он называл также индивидуальной психологией) должна была выделить основные свойства человека («наклонности»), выяснить соотношения между ними и создать классификацию характеров. На основании «естественного эксперимента» А.Ф. Лазурский собрал большой материал о самых разных психологических проявлениях и предложил программу исследования, которую не успел полностью выполнить сам, и которая так и не была реализована другими.

А.Ф. Лазурский практически отождествлял темперамент и характер и относил их к эндопсихике. Согласно его концепции эндопсихика определяет «врожденный запас физических и духовных сил» и характеризует «внутренние» субъективные соотношения между психофизиологическими элементами личности, которые всегда связаны с индивидуальными особенностями нервной системы.

При изучении индивидуальных различий, Лазурский как особо важные выделил четыре психологические сферы: внимание, моторику (и психомоторику), эмоции и волю (включавшую в себя также мотивационные особенности). Список конкретных свойств, определяющих эти психологические сферы, составил около ста характеристик.

Противопоставление темперамента и характера. Сторонники этой точки зрения отмечают, что темперамент представляет собой врожденную первичную реакцию личности, а характер – это проявление вторичной, приобретенной в опыте реакции (П. Викторов , 1887). Между первичной реакцией, образующей «первичную индивидуальность», и вторичной реакцией, или «вторичной индивидуальностью», возникает антагонизм: вторая тормозит первую.

Этой же точки зрения придерживается Н.Д. Левитов (1969), который считает, что темперамент не входит в характер, при этом развитие личности совершается по пути преодоления темперамента характером, преобразования темперамента под влиянием характера. Личность раздваивается, отдельные ее свойства противопоставляются друг другу. При этом характер может входить в конфликт с темпераментом.

Темперамент рассматривается как врожденная основа характера. Ученые, придерживающиеся данной позиции, рассматривают темперамент как ядро характера, как его неизменную и врожденную основу, в отличие от самого характера, меняющегося в течение жизни. Например, Л. С. Выготский (1926) считал темперамент наличной предпосылкой, а характер – конечным результатом воспитательного процесса. Аналогичный взгляд высказывал еще С. Фуллье (1896), который определял темперамент как «характерное различие в прирожденной телесной конституции людей, выражающееся в различной степени их восприимчивости, быстроты мыслительного процесса и силы активности. На основе темперамента вырабатывается характер, причем темперамент придает характеру определенную окраску, подобно тому, как тембр придает окраску голосу».

Как пишет Е.П. Ильин, сложность окончательного решения вопроса о соотношении темперамента и характера состоит в отсутствии понимания того, что представляют собой темперамент и характер, какие свойства относятся к тому, а какие – к другому. Например, В.В. Белоус (1981) с помощью специальной математической модели выделил только два типа темперамента – А и Б. При этом оказалось, что характеристиками темперамента являются как свойства нервной системы, так и свойства, которые традиционно относят к характеру (например, беззаботность).

Согласно В.М. Русалову , развитие темперамента происходит по двум основаниям: 1) вслед за биологическим возрастным развитием; 2) как результат сменяющих друг друга социально организованных типов деятельности (игра, учеба, труд и т.д.), т.е. в процессе воспитания и тренировки. Однако четкого различения темперамента и характера нет и у этого ученого.

Попытку развести темперамент и характер предпринял Карл Леонгард . Согласно его точке зрения, темперамент влияет на темп и глубину эмоциональных реакций, а характер – на форму этих реакций и направленность интересов человека. Исходя из этого разделения, в модели К. Леонгарда выделены как черты темперамента, так и черты характера, которые автор включил в общую структуру личности. При этом, однако, есть черты, не попавшие ни в одну из этих категорий (такие, например, как экстраверсия и тревожность). Вклад темперамента и характера в формирование этих черт не поддается однозначному определению .

Согласно Е.П. Ильину , характер – это фенотипическая характеристика, в которой сплавлены как врожденные, так и приобретенные особенности. Какие из них проявляются у данного человека в большей степени, сказать трудно. Например, вспыльчивым можно быть и от холерического темперамента, и от невоспитанности; спокойным, сдержанным – и от флегматического темперамента, и от сформированной в процессе воспитания выдержки. Конечно, существуют черты характера, которые можно обнаружить при любом типе темперамента. Например, честность, доброта, вежливость, или, наоборот – лживость, жадность, грубость. Однако, в зависимости от типологических особенностей, эти черты будут проявляться по-разному .

Отождествление темперамента и личности. Примером может служить модель английского исследователя Ганса Айзенка (1982), в которой типы личности и типы темперамента совпадают. Причиной отождествления в данном случае является представление автора о природной обусловленности двух основных черт личности, которое он подтвердил в исследованиях по изучению связей между этими чертами и рядом свойств нервной системы. Исследования показали, что такая черта как интроверсия–экстра­версия имеет тесные связи с уровнем корковой активации, а стабильность–нейротизм отражает силу реакции автономной нервной системы на внешние и внутренние стимулы.

Обнаруженные связи Г. Айзенк интерпретировал следующим образом. Благодаря высокому уровню активации интроверты чрезвычайно возбудимы и, следо­вательно, в высшей степени чувствительны к поступающей стимуляции – по этой причине они избегают ситуаций, чрезмерно сильно действующих на них. И наобо­рот, экстраверты недостаточно возбудимы и поэтому нечувствительны к поступаю­щей стимуляции; соответственно, они постоянно выискивают ситуации, которые могут их возбудить. Сильная реакция автономной нервной системы, характерная для людей с высоким уровнем нейротизма приводит к тому, что они реагируют на болезненные, непривычные и вызывающие беспо­койство стимулы быстрее, чем более стабильные личности. У них обнаруживаются также более длительные реакции (продолжающиеся даже после исчезновения стимулов), чем у лиц с высоким уровнем стабильности .

Отождествление темперамента и стиля . Эта позиция представлена в модели А. Томаса и С. Чесс, которая уже была рассмотрена выше (см. стр.48–49 данного пособия). Ограничение модели состоит в том, что вся стилевая сфера индивидуальности может сузиться до отдельных проявлений темперамента, таких, например, тревожности или психотизма.

Системный подход. По мнению А.В. Либина, все перечисленные подходы к определению статуса темперамента в структуре индивидуальности имеют существенное ограничение, которое состоит в следующем. В большинстве работ сопоставление темперамента с другими индивидуальными свойствами проводится так, что ближайшим его «партнером» становится либо характер, либо стиль, либо личность, но почти никогда не встречается сочетание «темперамент – стиль – характер – личность». Несмотря на это в дифференциальной психологии уже сделаны первые шаги в сторону системного подхода к изучению этих феноменов.

Так, И.П. Павлов (1951), определял характер как сплав нервной системы и жизненных влияний (обучения и воспитания), закрепившихся в структуре индивидуальности в виде тех или иных способов реагирования. К.К. Платонов (1984) понимал темперамент как «качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетически обусловленного типа нервной системы, и в значительной мере определяющее стиль его деятельности». Подход с позиции этих исследователей можно охарактеризовать как системный, поскольку в нем учтена не только иерархическая структура индивидуальности, но также элементы этой структуры и связи между ними.

Недифференцированный подход. В рамках этого подхода исследователи предпочитают говорить о мета-параметрах личности, подразумевая под ними глобальные измерения, недифференцированные качества, объединяющие особенности и темперамента, и характера, и личности. Примером мета-параметра является глобальная личностная установка «интроверсия-экстраверсия», выделенная К.Г. Юнгом .

СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ

Активность –группа качеств, обусловливающих внутрен­нюю потребность, тенденцию индивида к эффектив­ному освоению внешней действительности. Реализует­ся либо в умственном, либо в двигательном (в том чис­ле речедвигательном) плане, а также в общении .

Вариативность – базовая черта поведения, определяющая многообразие его форм .

Валидность – (от англ. «valid » – действительный, пригодный, имеющий силу) – комплексная характеристика методики (теста). Включает сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним .

Генотип – паттерн характеристик, задающих пос­ледовательность развития индивидуального признака и зафиксированных в генах конкретного уникального субъекта .

Диапазон реакции, широта – степень вариативности в про­явлении данного индивидуального признака, ограни­ченная в силу действия устойчивых внутренних факторов (наследственность, жестко зафиксирован­ные структуры приобретенного жизненного опыта и т.п.) .

Дифференциальная психология – область человекознания, предметом которой является анализ структуры индивидуальности на основе изучения индивидуальных, типологических и групповых различий между людьми методом сравнительного анализа .

Дифференциальная психофизиология – область человекознания, которая изучает физиологические механизмы индивидуальных различий в психологических особенностях человека .

Идеографический подход – метод изучения индивидуальности, акцентирую­щий внимание на анализе ее внутренней структуры с целью подчеркнуть неповторимость и уникальность субъектной организации .

Иерархическая теория индивидуальности – система тео­ретических представлений, а также экспериментальных и жизненных фактов, согласно которым организация и функционирование мира психической (субъектив­ной) реальности человека описывается с помощью четырех измерений – телесного или организмического, индивидного или общепсихического, личност­ного и интегрального. Описание взаимодействия всех четырех со­ставляющих человеческой индивидуальности осуще­ствляется с учетом принципов системного подхода .

Когнитивный стиль способы приема и переработки информации .

Коэффициент корреляции – статистическое измерение степени соответствия между двумя переменными; обо­значается как «r» .

Мета-параметр – глобальное измерение, недифференцированное качество, объединяющие особенности разных уровней индивидуальности .

Надежность – характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов .

Наследственность – характеристика степени выраженно­сти генетической детерминации в отношении опреде­ленных свойств .

Номотетический подход – выявление в индивидуальности универсальных черт и паттернов, присущих всем людям .

Онтогенез – трансформация в процессе жизненного пути индивидных, природно обусловленных свойств отдельного человека в личностные структуры, проявляющиеся в интегральных характеристиках взаимодействия индивидуальности с миром .

Параметр – любая характеристика индивидуальности, которую можно измерить с помощью конкретной методики или прибора .

Переменная – процесс, условие или событие, которое изменяется (переменяется) или варьирует .

Психогенетика – область человекознания, объединяю­щая генетические и психологические методы опреде­ления влияния генотипа на формирование поведен­ческих черт и функционирование индивидуальных образований, таких как темперамент, интеллект и т.п. .

Симптомокомплекс, индивидуальных свойств – устой­чивый набор взаимосвязанных характеристик, отно­сящихся к одной или разным подструктурам индиви­дуальности .

Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенное единство .

Среда, окружающая – совокупность стимулов, на которые реагирует организм: от внутриклеточной и межклеточной среды внутри самого организма до масштабных внешних влияний, с которыми он сталкивается от своего зачатия до самой смерти .

Статистические методы приемы прикладной математики, которые используются для повышения объективности и достоверности получаемых данных, для обработки экспериментальных результатов .

Стиль – комплекс устойчивых способов активности, характеризующих не то, что и в какой последовательности делает человек, а то, КАК он это делает .

Стиль, индивидуальный – система психологических средств, к которой сознательно или стихийно прибегает человек, чтобы реализовать свою целостную индивидуальность в соответствии с требованиями выполняемой деятельности, культуры и эпохи .

Стратегия – направление активности, последовательность совершаемых действий .

Темперамент – обобщенная индивидуально-устойчивая система инвариантных психобиологических (формаль­ных) свойств индивидуального поведения человека .

Тест – (от англ. « test » – проба, испытание, проверка) – в психологической диагностике – стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий .

Тип – группа, разряд, категория предметов, явлений, имеющих общие существенные признаки, а также каждый отдельный предмет (объект), входящий в состав данной группы и пр. А также: модель, образец чего-либо; высшая систематическая категория (в биологии); образ, отражающий социально существенные черты целой группы людей, класса, общества (в искусстве и литературе) .

Типизация – группировка объектов по определенным характерным признакам (в технике для усиления взаимозаменяемости деталей) .

Тип, психологический – группа людей, которые объединяются по психологическому (в ряде случаев – психофизиологическому) признаку или признакам. При этом признаки должны соответствовать ряду следующих критериев: своеобразие (уникальность для данной группы), «заостренность» (яркость, существенное отклонение от нормы), устойчивость (во времени и в разных ситуациях), конкретность, измеряемость (возможность определить степень выраженности), необходимость и достаточность .

Фенотип – проявление в конкретных средовых условиях трансформированных в процес­се жизненного опыта наборов генетической ин­формации. Рассмат­ривается как результат совместного влияния генети­ческих и средовых факторов .

Филогенез – движение психики как саморазвивающегося феномена от эволюционно-генетических (биологических) законов к социо-культурным (общественным) закономерностям .

Формальный подход , в изучении индивидуальности (от лат. «forma » – структура чего-л., а также «formans » – обра­зующий) – совокупность методов анализа структуры устойчивых, универсальных свойств человека .

Функциональная асимметрия мозга - отнесение связан­ных с деятельностью мозга поведенческих функций к двум симметрично расположенным половинам цереб­рального кортекса (большим полушариям головного мозга) .

Характер (от греч. «character » – черта, признак, печать, чеканка) – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения .

Черта устойчивая психологическая характеристика, имеющая широкие индивидуальные различия . Черты объединяют группы тесно связанных признаков (а не конкретных людей) и выступают как некоторые интегральные характеристики, обобщающие информацию, содержащуюся в данной группе признаков .

Черта, личности – склонность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций .

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 752с.

2. Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В. Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности/ Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 168с.

3. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика СПб: Изд-во «Речь», 2000. – 440с.

4. Выбойщик И.В. Оценочный стиль и его психологическое содержание: Дисс… канд. психол. наук, – Екатеринбург, 2004.

5. Гусев А.Н., Измайлов Ч.А. Измерение в психологии: общий психологический практикум. – М.: Смысл, 1997. – 287с.

6. Дифференциальная психология: Учебное пособие/ С.К. Нартова-Бочавер. – М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт, 2003. – 280с.

7. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. – М.: Планета детей, 1997. – 328с.

8. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология.– СПб: Питер, 2001.– 464с.

9. Купер К. Индивидуальные различия. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 527с.

10. Либин А. В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций. – М.: Смысл; Per Se, 2000. – 549с.

11. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М.: Просвещение, 1985. – 319с.

12. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции произвольной активности человека: Дисс…докт. психол. наук. – М., 1995.

13. Певзнер А.Е. Психологические факторы эффективности стереотипной и вариативной стратегий поведения: Дисс…канд. психол. наук. – СПб., 1996.

14. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1997. – 640с.

15. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – СПб: Питер, 2001. – 224с.

16. Словарь практического психолога/ С. Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1997. – 800с.

17. Словарь-справочник по психологической диагностике/Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. – Киев: Наук. Думка, 1989. – 200с.

18. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. – М.: Педагогика, 1985.

19. Холодная М. А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума. Учебное пособие. – М.: ПЕР СЭ, 2002а. – 304 с.

20. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности – СПб: Питер Пресс, 1997. – 806 с.

В начале 20 века исследователи старались найти связь между темпераментом и строением тела. Одним из исследователей был У. Шелдон, американский ученый. Другим кто разрабатывал теорию личностных отличий, был Э. Кречмер, немецкий врач. Кречмер опубликовал книгу "Характер и строение тела", в которой провел мысль о том, что люди в зависимости от типа строения тела приобретают или от рождения имеют определенные склонности и психические особенности, а также и психические болезни. В своем труде он обозначил 4 конституциональных типа:

1. Лептосоматик (сома – «тело», лептос – «тонкий, хрупкий»).

2. Пикник («толстый»).

3. Атлетик («борьба»).

4. Диспластик (дис – «плохо», пластик – «сформированный»).

Также Кречмер в дополнение выделил еще тип строения тела обозначив его "неопределенным". Подвергать рассмотрению ненормальности в сторону патологических отклонений психики, Кречмер выдвинул предположение, что установил зависимость проявлений темперамента в зависимости от строения тела. Так, лептосоматик, по его мнению, склонен к шизотимическому типу темперамента. Пикник расположен к циклотимическому темпераменту. Его поведение сходно с таковым у больных маниакально-депрессивным психозом (циклотимия). Атлетики показывают тягу к эпилепсии (иксотимики).

Иной подход показал в своих изысканиях ученый из Америки У. Шелдон.

У. Шелдон обратил внимание на три главные у человека системы: центральную нервную систему, мышечную систему и внутренности. Соотнося степень развитости системы со строением тела, он выделил три строения тела:

1. Висцеротоник (7-1-1),

2. Соматотоник (1-7-1),

3. Церебротоник (1-1 -7).

В скобках указана степень развитости системы в баллах (от 1 до 7).

Среди психологов, психиатров и врачей теория Шелдона и Кречмера по началу завоевала популярность, но позже была критически пересмотрена. Было подчеркнуто, что при выставлении соответствия конституционального типа тела с типом поведения брались совсем не свойства темперамента, а свойства характера.

В характере же человека обнаруживаются такие свойства личности, которые формируются под влиянием воспитания родителей и общества. Э. Кречмер признавался, что 3 его основные типа, это лишь искусственно выделенные точки в разнообразии организации человеческого тела.

Связь конституционального типа с психическими заболеваниями у здоровых людей считается недоказанной. Между свойствами темперамента и конституциональным типом также нет зависимости.

Как соотносится теория Шелдона и теория Кречмера с современными типами темперамента ?

При норме развития психики, по Э. Кречмеру, лептосоматик (церебротоник по Шелдону) по проявлению свойств темперамента схож с типом меланхолик. Пикник (висцеротоник по Шелдону) по проявлению качеств темперамента сходен с сангвиником, а атлетик (соматотоник по Шелдону) по темпераменту смахивает на холерика.

Меланхолики имеют астеническое хрупкое телосложение, холерики флегматики - от атлетического к пикническому (спокойные «увальни», крупные), - от атлетического к астеническому, сангвиники - пикнические.

Нервная система и соматика - это 2 контура регулирования темперамента. Они могут расходиться или совпадать в конкретном случае, поэтому и имеется 2 подхода к рассмотрению темперамента.

Первый подход гласит, что темперамент связан с конституцией телосложения (Кречмер и Шелдон) и свойств его биохимических процессов (соотношения гормонов и «жидкостей» - желчи, крови и т. п., по Гиппократу);

тип телосложения и связанные с ним особенности энергетики являются одним из «контуров» контроля за поведением человека.

Согласно второму подходу, темперамент связан с высшей нервной деятельностью, типом нервной системы человека.

Организм (и его система обмена веществ) плюс нервная система (центральная и вегетативная) участвуют в регулировании темперамента и энергетических возможностей человека.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!