Конструктивный синтаксис (структурный). Современные теории общего синтаксиса – школе

Литература

1. Грамматика современного русского литературного языка / отв. ред. Н.Ю. Шведова. – М., 1970. – С. 541-547.

2. Русская грамматика / гл. ред. Н.Ю. Шведова. – Т. 2: Синтаксис. – М., 1980.– С. 92-123, 136-180.

3. Современный русский язык / В.А. Белошапкова, Е.А. Брызгунова, Е.А. Земская и др.; под ред. В.А. Белошапковой. – 3-е изд., -- М., 2003. – С. 716-763.

В конце 60-х гг. ХХ в. в русской синтаксической науке появился тип описания формальной организации предложения, основанный на понятии структурной схемы.

Структурная схема – это отвлеченный образец, состоящий из минимума компонентов , необходимых для создания предложения.

Существует два понимания минимума предложения:

1. Формально-грамматический минимум (предикативный центр; Т.П. Ломтев, Н.Д. Арутюнова, П.А. Лекант и др.).

Данное понимание минимума было выдвинуто Н.Ю. Шведовой и представлено в «Русской грамматике» 1980 г. и «Грамматике современного русского литературного языка» 1970 г. В схему не включаются присловные распространители:

Мальчик бросил мяч. N 1 – V f

2. Смысловой (номинативный) минимум:

Мальчик бросил мяч. N 1 – V f – N 4obj

В этом случае в структурную схему включаются и некоторые присловные распространители , необходимые для смысловой достаточности синтаксической конструкции: распространитель переходного глагола, выраженный существительным в форме В.п.; субстантивно-субъектный расширитель (Пахнет черёмухой . Praed N 5 ); падежная или предложно-падежная форма с пространственным значением или наречие:

Мяч находится под столом (там) . N 1 V f N 5 loc / Adv loc

В зависимости от того, как организуется предикативные минимум (одной или двумя словоформами), различаются структурные схемы двухкомпонентные и однокомпонентные:

Невозможно весной усидеть взаперти. Praed Inf

До тебя мне дела больше нет. Нет N 2

Доказать – значит убедить. Inf cop Inf

Голодных сытым не понять. Inf

Радости-то! N 2

Структурная схема в понимании «Русской грамматики» 1980 г. – это синтаксический образец, который имеет не только формальную организацию, но и языковое значение.

Этим значением, общим для всех структурных схем, является предикативность. Объективно-модальные значения, формирующие предикативность, выражаются с помощью синтаксических времен и наклонений.

Н.Ю. Шведова уточняет перечень синтаксических наклонений, который включает: синтаксический индикатив (настоящее, прошедшее и будущее время), синтаксические ирреальные наклонения (сослагательное, условное, желательное, побудительное, долженствовательное). Все эти частные модально-временные значения выражаются определенными видоизменениями формальной организации предложения (то есть формами предложения ). Вся система форм предложения называется его парадигмой.



Полная парадигма предложения восьмичленна, исходной формой является форма настоящего времени синтаксического индикатива .

Понятие предложения. Структурный и функциональный синтаксис. Основные понятия генеративной грамматики.

Предложение

Момент сообщения, коммуникации возникает именно в синтаксисе. Именно поэтому, для синтаксиса зачастую релевантным признаком оказывается коммуникативная составляющая, а не формальное устройство.

Исходя из этого принципа Реформатский дает определение предложению:

Предложение - это высказывание, содержащее предикативную синтагму. Маленькая ретроспекция - синтагма в этом контексте - минимальная синтаксическая единица. Реформатский называет ее «зерном коммуникации».

Нормально в речи предложение произносится с замкнутой интонацией, но это не обязательный признак.

Дальше Реформатский пишет про члены предложения (главные и второстепенные) и про их типы (простое или составное) - думаю, что про это нет смысла распространятся, так как тут никаких хитростей нет, это мы вроде должны помнить.

Предложения делятся на типы по наличию синтагм:

Только предикативная синтагма - простое нераспространенное предложение

Предикативная и релятивная - простое распространенное предложение

Предложения с наличием обособленных оборотов считает промежуточным типом между простым и сложным предложением (т.к. обороты - носители потенциальной предикативности)

В общем, про предложение можно рассказывать все, что вы знаете про предложения из синтаксиса.

Структурный синтаксис

Люсьен Теньер - основы структурного синтаксиса

Идея Теньера

Линейный синтаксис - структурный синтаксис

Схема передает иерархич структуру предложения, а синтаксис это и есть иерархия

Теньер вводит схему предложения - стемму - которая изображает структуру

По Т главное - глаго

Причем форма глагола диктует форму всего предложения

Теньер делил глаголы на следующие:

В европейском языке может появляться фиктивный октант \it rains

2) Однооктантный глагол (трад лингв - непереходный гл)\альфред падает, болеет

И немножко сухой теории:

1. Предметом структурного синтаксиса является изучение предложения. <…>

2. Предложение представляет собой организованное целое, элементами которого являются слова.

3. Каждое слова, входящее в состав предложения, утрачивает свою изолированность, всегда присущую ему в словаре. Можно заметить, что каждое слово предложения вступает с соседними словами в определенные связи <…>, совокупность которых составляет костяк, или структуру, предложения. <…>

5.<…> Предложение типа Alfred parle «Альфред говорит» состоит не из двух элементов: 1) Alfred и 2) parle , а из трех : 1) Alfred , 2) parle и 3) связь, которая их объединяет и без которой не было бы предложения. Говорить, что предложение типа Alfred parle содержит только два элемента, - значит анализировать его с чисто поверхностной, морфологической точки зрения и игнорировать самое существенное - синтаксическую связь. <…>

7. Синтаксическая связь необходима для выражения мысли. Без нее мы не могли бы передать никакого связного содержания. Наша речь была бы простой последовательностью изолированных образов и идей, ничем не связанных друг с другом.

8. Именно синтаксическая связь делает предложение живым организмом , и именно в ней заключена егожизненная сила .

9. Построить предложение - значит вдохнуть жизнь в аморфную массу слов, установив между ними совокупность синтаксических связей .

10. И обратно, понять предложение - значит уяснить себе совокупность связей , которые объединяют входящие в него слова.

11. Понятие синтаксической связи является, таким образом, основой всего структурного синтаксиса. <…>

12. Собственно говоря, именно то, что мы называем связью, и выражает само слово "синтаксис", означающее по-гречески "расположение", "установление порядка".<…>

13. Для наглядности мы будем изображать связи между словами графически, посредством линий, которые мы назовем линиями синтаксической связи . <…>

Функциональный синтаксис

Это синтаксис коммуникативный. В основе лежит учение Гумбольдта о том, что у всего есть семантика.

Объектом изучения функц синтаксиса является выяснение роли (функции) всех синтаксических средств (единиц, конструкций) в построении связной речи.

Это как раз тот синтаксис, который преподавали нам - особенно это касается групп Онипенко.

Если придерживаться направления Золотовой, то ключевыми моментами являются:

«Функционально-коммуникативного

1) признание минимальной синтаксической единицы (синтаксемы)

2) построение типологии синтаксических

связей от типологии синтаксем

3) признание приоритета семантики в триаде - форма, значение, функция

4) признак изосемичности как характеризующий

отношения между формой и значением

5) понятие модели предложения и

типология моделей предложения, основанная на русской системе частей речи

6) представление русской синтаксической системы как системы синтаксических

7) соотнесение парадигматических возможностей модели предложения с ее

фунционально-текстовыми возможностями

8) текстовая интерпретация

Генеративная грамматика

Генеративная грамматика связывается прежде всего с именем Хомского. Появляется в 50-е гг, в связи с те, что формальный подход, не учитывающий семантики языковых единиц, начал себя изживать. Можно сказать, что это был кризис дескриптивистов, тк, используя дистрибутивный метод, они успешно решили ряд задач в области фонетики и морфологии. Но с синтаксисом дистрибутивный анализ не особо работал.

Новый, трансформационный метод анализа предложил Ноам Хомский. С его книги «Синтаксические структуры» (57г) начинается развитие генеративной грамматики.

При использовании трансформационного метода, основной единицей следует считать предложение. Предложения делятся на исходные (элементарные) и производные.

Синтаксическая система любого языка может быть представлена в виде элементарных предожений, которые называютя ядерными предложениями. Они наиболее устойчивы и первичны (те, например, появляются в речи ребенка раньше). Из простейших ядерных предожений можно построить путем транофрмаций разнообразные производные предложения.

Хомский описал 24 типа трансформаций, среди которых

Субституция - замена одного элемента другим

Пермутация - перестановка элементов

Адъюнкция - добавление элементов

Эллипсис - исключение элемента

Основная проблема - отделить грамматически правильные последовательности от грамматически неправильных.

Наибольший интерес для лингвиста по Хомскому должен представлять процесс порождения предложений. Под влиянием этого подхода Хомский даже отказался от восприятия лингвистических уровней как статичных и взаимонепроницаемых слоев - для Хомского это последовательные этапы порождения.

В концепции генеративной грамматике главной фигурой является говорящий человек, и именно с ним связаны важнейшие понятия генерат грамматики:

Компетенция - реальное знание своего языка;

Употребление - реальное использование языка в конкретных ситуациях.

Современные теории
общего синтаксиса – школе

Определение основных понятий синтаксической теории

1. Морфология и синтаксис.

Согласно древней лингвистической традиции грамматика подразделяется на две дисциплины: морфологию и синтаксис. Термин «морфология» значит «учение о форме» слова. Еще в XIX в. центральным разделом формальной грамматики была именно морфология, потому что наиболее очевидным являлось изменение форм слова в индоевропейских языках: склонение существительных и спряжение глаголов.

Термин «синтаксис» был заимствован из военной лексики и обозначал «сорасположение частей, построение» (слово тактика – «последовательность действий» – имеет тот же корень). Сам термин указывает на то, что этот раздел грамматики имеет дело с единицами, которые представляют собой сочетания слов. Таким образом, слово – центральная единица европейской грамматики («части речи», «члены предложения» и т.п.). Слово разграничивает две главные дисциплины – морфологию и синтаксис. Все, что меньше слова (внутри слова), – предмет морфологии, все, что больше слова (сочетания слов), – предмет синтаксиса. То есть именно понятие слова является ключевым для разграничения морфологии и синтаксиса. Но слово по-разному устроено в разных языках мира, поэтому разные языки будут отличаться устройством морфологии и синтаксиса. Синтетические языки (например, русский) – языки с богатой морфологией. Аналитические языки (например, английский) – языки с развитым синтаксисом. Русское слово, например доброму, будет, помимо лексического значения, содержать указания на род, число и падеж. А английское слово round может быть разной частью речи в зависимости от контекста (в пределах самого слова нет указаний на грамматический класс).

Итак, синтаксис – часть грамматики, которая имеет дело с единицами, более протяженными, чем слово. Традиционно единицами синтаксиса считаются словосочетание и предложение. Однако не любое сочетание слов является словосочетанием, а только тех слов, которые связаны друг с другом синтаксической связью. Предложение же может состоять даже из одного слова, если оно выполняет коммуникативную функцию и является предикативной единицей, то есть актуализировано посредством указания на время и наклонение. Именно этим отличается слово весна как номинативная единица от коммуникативной единицы – предложения Весна!. В предложении в настоящем времени опущен глагол-связка есть, который, указывая на настоящее время и изъявительное наклонение, вписывает высказывание в контекст речевой ситуации, актуализирует его. Некоторые лингвисты говорили о том, что слово – единица языковой системы, а предложение выходит за пределы языковой системы в речь, в область языкового творчества.

Слово и предложение имеют разные структуры. Слово представляет собой жесткий комплекс морфем: морфемы нельзя менять местами (нельзя поставить флексию перед корнем, а префикс после него), нельзя убирать и бесконечно добавлять в слово новые морфемы. А.А. Реформатский, например, пытался придумать слово, которое состояло бы из большого числа постфиксов, он придумал несколько искусственное слово злостностный – еще больше постфиксов добавить в это слово нельзя. Напротив, предложение – сравнительно свободный комплекс единиц. Слова в предложении можно менять местами (в языках со свободным порядком слов). Например, в латинском языке было принято располагать связанные синтаксической связью слова далеко друг от друга: «Первым считался он среди римлян поэтом ». Однако предложение имеет более сложную иерархическую структуру, кроме того, предложения способны к неограниченному усложнению – их можно распространять, добавляя придаточные, деепричастные и причастные обороты и пр.

Многие лингвисты XX в., например Л.Теньер, говорили о том, что вся современная грамматическая теория построена таким образом, что в центре находится морфология, а синтаксису отводится второстепенная роль. Однако современная лингвистика пытается переосмыслить общую теорию, представив синтаксис как «организационный центр грамматики».

2. Синтаксис и лексика.

Итак, слово – не только центральная единица, позволяющая разграничить две грамматические дисциплины: морфологию и синтаксис. Понятие слова объединяет грамматику и лексику. Как мы уже сказали, в русском языке слова часто содержат лексическое и грамматическое значения. Однако некоторые синтаксические теории предлагали рассматривать абстрактные синтаксические структуры, лишенные лексического наполнения, то есть вне связи с лексикой. Лингвисты говорили о том, что лексика имеет дело с конкретными значениями, а грамматика служит только для классификации, категоризации слов, указывает на отношения слов друг к другу, то есть не оперирует значениями. Было сформулировано понятие о «чистой грамматике». В этом контексте интересна фраза Л.В. Щербы Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка, которая лишена лексических значений, но грамматически правильно построена. Щерба предлагал студентам подумать над этой фразой и ответить на вопрос: правда ли, что мы ничего не понимаем из того, что сообщается этой фразой? Можно ли сказать, что здесь есть указание на связь слов друг с другом, на морфологические особенности слов, но значение, смысл вовсе отсутствуют. Студенты отвечали, что они понимают описанную ситуацию: некое существо совершило однократное действие в прошлом над, вероятно, взрослым животным и продолжает совершать действие в настоящем над детенышем этого животного. Об этом сообщила грамматика. Осталось только назвать действующих лиц и сообщить, что именно куздра делала с бокром и бокренком, то есть обратиться к лексике. Таким образом, грамматика также сообщает часть значений, она неразрывно связана с лексикой.

Позднее лингвисты обратили внимание на то, что лексическое наполнение синтаксических структур (то есть выбор слов для предложения) очень важно. Ноам Хомский, например, говорил, что искренность может испугать мальчика , но обратное неверно: мальчик не может испугать искренность. Это позволяет сделать вывод, что значение оказывает серьезное, можно сказать, решающее влияние на синтаксические структуры.

Синтаксическая структура предложения определяется грамматическими свойствами входящих в него слов. Интерес к категориальной семантике позволил построить новую синтаксическую теорию в свете тесного взаимодействия синтаксиса и лексики.

Описание некоторых синтаксических теорий

1. Формальный синтаксис.

Самая простая и очевидная теория синтаксиса представляет собой список всех правильных предложений какого-либо языка. Еще античная грамматическая традиция предлагала перечисление схем и образцов предложений как способ описания синтаксических структур. Каждое предложение может быть представлено в виде схемы – перечня членов предложения и их связей. Сами предложения классифицируются в зависимости от их формы: предложения односоставные и двусоставные, простые и сложные, сложносочиненные и сложноподчиненные и т.д. Сложноподчиненные предложения, например, группировались по характеру союзов и союзных слов без последовательного и строгого учета содержания. Формальный синтаксис в русской лингвистической традиции был представлен в трудах ученых фортунатовской школы: М.Н. Петерсона, А.М. Пешковского, А.А. Шахматова. В школьных учебниках вплоть до нашего времени представлена логико-грамматическая классификация предложений, которую обыкновенно связывают с именем Ф.И. Буслаева.

2. Структурный синтаксис.

В первой половине XIX в. в лингвистике восторжествовал структурный подход к изучению языка. Стремление приблизить лингвистику к точным наукам способствовало появлению теорий, которые могли бы объективно описать сложное, многоуровневое устройство языка, объяснить взаимосвязь языковых единиц. Торжеством структурного подхода явилось создание особой науки – фонологии, которая объясняла устройство и функционирование фонетической системы языка. Морфология и лексика в большей или меньшей степени также использовали структурный метод. С синтаксисом дело обстояло сложнее. Во-первых, синтаксические единицы представляли собой открытый список, то есть все возможные предложения невозможно пересчитать и описать. Во-вторых, многие лингвисты не рассматривали синтаксис в рамках структурного описания языковой системы, так как синтаксис представлял уже языковое творчество, использование готовых единиц языка в речи. Эмиль Бенвенист, например, исключая синтаксический уровень из языковой системы, обращал внимание на главное свойство предложения – способность выполнять коммуникативную функцию, на актуализацию синтаксической структуры в контексте речевой ситуации.

Структуралисты принципиально разграничивали «внутреннюю» и «внешнюю» лингвистику. Первая представляет собой устройство языковой системы, а внешняя – влияния на язык различных внешних факторов. Предметом пристального изучения структуралистов была именно «внутренняя» лингвистика. Но синтаксис очень тесно связан с процессом мышления и речеобразования, с психологией и логикой. Итак, структуралисты не уделяли должного внимания синтаксису, да и сам метод, используемый ими, не мог дать адекватной синтаксической теории.

Однако следует обратить внимание на одну интересную попытку описания синтаксиса в рамках структурного направления, представленную в работе французского ученого Люсьена Теньера. В отличие от других структуралистов, он говорил о важности, первичности синтаксиса в языке. Основа структурного синтаксиса – синтаксическая связь элементов. Построить предложение – значит вдохнуть жизнь в аморфную массу слов, установив совокупность, иерархию синтаксических связей. Теньер был преподавателем иностранных языков и писал методические пособия для своих слушателей. Он говорил о том, что наряду с линейным синтаксисом, то есть порядком следования единиц в предложении, есть структурный синтаксис, то есть иерархия единиц. Структурный порядок многомерный, т.к. каждый управляющий элемент может иметь несколько подчиненных. Центр любого предложения – глагол. Глагол описывает действие, то есть выражает маленькую драму. При глаголе могут быть действующие лица (актанты) и обстоятельства – места, времени, способа и пр., в которых развертывается процесс (сирконстанты). Глаголы обладают разным числом актантов. При глаголе может не быть действующих лиц, это безактантный (безличный глагол – вечереет ) глагол. При глаголе может быть только одно действующее лицо, это одноактантный глагол (непереходный – Альфред падает ). При глаголе может быть два действующих лица, это двухактантный глагол (переходный – Альфред бьет Шарля ). При глаголе может быть три действующих лица, это трехактантный глагол (Альфред дает Шарлю книгу ). Способность присоединять актанты называется валентностью глагола.

3. Коммуникативный синтаксис.

Основная функция языка – коммуникативная – реализуется через синтаксис. Это та ступень грамматического строя языка, на которой формируется связная речь. Коммуникативный синтаксис предлагает описывать синтаксические структуры исходя из их значения, а не формального строения.

Синтаксис связан с мышлением, процессом коммуникации и обозначаемой окружающей действительностью. Коммуникативные функции синтаксических структур одинаковы в языках мира, что делает синтаксис наиболее универсальной частью структуры языка. Вместе с тем способы выражения синтаксических отношений в каждом языке представляют языковую специфику. Функциональный синтаксис позволяет описать структуры, которые используются в языке для выражения просьбы, приказа, восхищения и др.

В рамках коммуникативного подхода к синтаксическим единицам была сформулирована теория актуального членения предложения. В зависимости от актуальности, важности того или иного содержания, значения для коммуникации, предложение можно разделить на две части. Одна часть – самая главная, обязательная для существования предложения, – называется рема. Без нее предложение утрачивает смысл. Рема – компонент коммуникативной структуры, который конструирует речевой акт. Другая часть предложения – необязательная, представляющая как бы фон ремы, – это тема.

Впервые эта теория была сформулирована в работах чешского ученого В. Матезиуса – лидера пражского лингвистического кружка.Актуальное членение предложения противопоставлено его формальному членению. Предложение Карл едет завтра в Берлин формально делится на главные и второстепенные члены, такое членение не предполагает вариантов. Однако с точки зрения важности, актуальности сообщения в данной коммуникативной ситуации главным членом предложения (ремой) может стать любое слово, например, завтра или в Берлин .

Очевидно, что в разговорной речи, в диалоге часто используются синтаксические структуры, состоящие только из ремы – главной части предложения. В связи с этим стала разрабатываться проблема эллипсиса, то есть стала обсуждаться возможность убрать из предложения части, неактуальные для данной коммуникативной ситуации. Таким образом, теория актуального членения позволила разрабатывать вопросы синтаксиса разговорной речи, особенности синтаксических структур диалога, проблемы эллипсиса и др.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 2001.

2. Бенвенист Э. Уровни лингвистического анализа // Бенвенист Э. Общая лингвистика. БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ. 1998. С.129–140.

3. Теньер Л. Основы структурного синтаксиса. М.: Прогресс, 1988.

4. Матезиус В. О так называемом актуальном членении предложения. // Пражский лингвистический кружок. М.: Прогресс, 1967.

О.А. ВОЛОШИНА,
канд. фил. наук,
МГУ,
г. Москва

Лекция 16.09.15

Конструктивный синтаксис (структурный)

Данный раздел синтаксиса изучает предложения с точки зрения его общей структуры. В этом плане прежде всего различаются предложения простые и сложные:

Простые предложения - В данных предложениях выделяется только одна основа (предикативная линия), состоящая в свою очередь из главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. В зависимости от реализации членов основы простые предложения разделяются на односоставные и двухсоставные. В двухсоставных предложениях реализуются оба члена предложения. Эти предложения в свою очередь могут быть распространёнными и нераспространенными. В нераспространенных предложениях присутствуют только те члены предложения, которые являются необходимыми для реализации структуры данного предложения, т.е без этих членов предложение было бы семантически и синтаксически не полноценным. Например , студент взял книгу (предложение нераспространенное, поскольку слово "книгу" является прямым дополнением, которое обязательно должно употребляться с переходным глаголом "взял"); Хороший студент вчера взял в библиотеке интересную книгу (слова "хороший", "вчера", "в библиотеке", "интересную" являются факультативными членами предложения делающие его распространённым). Односоставные предложения подразумевают наличие только одного главного члена. Односоставные предложения на базе

    подлежащего подразделяются на экзистенциальные (например, Осень.), назывные (например , "Ревизор"), восклицательные (например , ПОЖАР!), указательный (например , Вот дом.). Следует отметить, что все вышеуказанные подтипы представляют собой варианты одного базового по своей структуре

    сказуемого, также подразделяются на безличные (например , Светает. Морозило.), неопределённо - личные (например , Поспешишь людей насмешишь.), обобщённо - личные (например , Цыплят по осени считают.), императивные (например , Пошёл вон!)

Каждый из вышеобозначенных подтипов характеризуется специфической формой и таким образом односоставные предложения на базе сказуемого дифференцируются четче, чем на базе подлежащего.

Сложносочинённые предложения (ССП). В данных предложениях наблюдаются как минимум две предикативные линии (или основы), которые являются центрами для образования простых предложенийв составе сложного которые называются "клаузами". ССП подразумевают наличие сочинительной связи между клаузами, т.е наблюдается синтаксическое равноправие между всеми клаузами (иными словами не различаются главная и придаточные клаузы). Сочинительная часть может быть союзной и бессоюзной. При наличии союзной связи в зависимости от задействованного союза можно различить несколько видов этой связи: соединительные (например, и, and), противительные (например, а, но, but), разделительные союзы (например, или или, либо либо). Сложносочинённые конструкции могут быть открытого и закрытого типов. Открытые конструкции предполагают потенциальную возможность развития описываемой данным предложением ситуации засчёт присоединения дополнительных клауз (например, They were sitting by the river, the wayves were rolling at the distance, the seagulls were flying above). Закрытые конструкции исключают возможность потенциального развития засчёт присоединения дополнительных клауз (например, He made faces, he ran about, but the child didn"t smile).

Сложноподчинённые предложения (СПП). В этих предложениях клаузы выявляют неравноправную синтаксическую связь. В связи с этим клаузы СПП разделяются на два вида: главная клауза и придаточная (-ые) клауза (-ы). Придаточные клаузы тем или иным образом распространяют либо отдельные части главной клаузы, либо главную клаузу в целом. Соответственно можно выделить два типа подчинения: частное и общее. При частном подчинении придаточная клауза распространяет, какой-то один член главной клаузы. Следовательно придаточные клаузы могут соотноситься с разными синтаксическими функциями главной (например, Мальчик, который продавал яблоки, ушёл. (соотносится с подлежащим). Я видел, что мальчик продавал яблоки. (соотносится со сказуемым). Я видел мальчика, который продавал яблоки. (соотносится с дополнением)). Общее подчинение подразумевает соотнесённость с главной клаузой в целом, т. е придаточная клауза распространяет ситуацию целиком (например, Он опоздал на встречу, что случалось с ним крайне редко.). В некоторых случаях разница между ССП и СПП может быть реализована только при помощи интонации, а на письме при помощи знаков препинания (например, Лес рубят - щепки летят (повышение интонации на слове "рубят", это СПП с причинно - следственными отношениями). Лес рубят, щепки летят (интонация перечисления, ССП)). Если в сложно подчинённой конструкции присутствуют несколько придаточных клауз, то можно выделить ещё два вида подчинения: последовательное и параллельное. При последовательном подчинении каждая последующая клауза распространяет предыдущую, при этом в зависимости от степени удалённости придаточных клауз от главной клаузы осуществляется иерархия придаточных клауз (например, Вчера Джон пришёл к нам, чтобы рассказать, как он добрался до родного дома в котором он не был много лет). В данном случае можно установить глубину подчинения, которая равна трём, сами же придаточные клаузы выделяют соответственно три иерархические ступени по степени удалённости от главной.

При параллельном подчинении все придаточные клаузы соотносятся с главной клаузой. Могут наблюдаться два основных варианта параллельного подчинения:

    Все придаточные клаузы соотносятся с разными членами предложения главной клаузы (например, Пока жена Джона разбирала вещи в гостинице, сам он пошёл осматривать город, который произвёл на него приятное впечатление. Первая придаточная клауза распространяет сказуемое главной клаузе, вторая соотносится с дополнением главной клаузы.).

    Придаточные клаузы могут соотноситься с одним и тем же членом предложения главной клаузы, при этом параллельное подчинение может быть однородным (например, Он вспомнил, что сильно замёрз, что даже чай не согрел его. Обе придаточные клаузы являются однородными (придаточно-дополнительными) и соотносятся с одним членом) и разнородным (например, Когда рассвело, Джон скорее поехал, чтобы поезд не ушёл без него. Придаточные клаузы соотносятся со словом "поехал", но первая придаточная клауза времени, а вторая - цели).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!