Консультация по логопедии (старшая группа) на тему: Артикуляционная гимнастика. Комплекс упражнений для губ

ББК74.3 К 64

Коноваленко В . В ., Коноваленко СВ .

К 64 Артикуляционная , пальчиковая гимнастика и дыха­ тельно - голосовые упражнения . Приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольни­ков. 2-ое издание дополненное. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.-16 с.

ISВN 5-296-00213-Х

В пособии изложен комплекс упражнений артикуляцион­ной и пальчиковой гимнастики, который применялся много лет в работе опытных логопедов по устранению дефектов речи у детей и который является составной частью комплекта тет­радей для закрепления произношения звуков у дошкольников 4-5 лет, а также предлагается ряд наиболее распространен­ных и простых дыхательно-голосовых упражнений, органич­но сочетающихся с артикуляционными.

Пособие предназначено для работы логопедов и родите­лей с детьми.

©Коноваленко В. В., Коноваленко СВ., 1998,2001. ©Оформление. ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001.

1. Артикуляционная гимнастика

Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артику­ляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба).

Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика. Упражнения должны быть понятны ребенку, доступны, желательно заранее разучены перед зеркалом.

Проводить артикуляционную гимнастику с ребенком необхо­димо ежедневно по несколько минут.

Выполняются артикуляционные упражнения как сидя, так и стоя.

Темп выполнения и количество упражнений постепенно уве­личивается.

Наиболее эффективно выполнение артикуляционных упраж­нений под счет, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-головными упражнениями (упражнения выполняют­ ся от 5 до 10-15 раз ).

Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики

I. Упражнения для нижней челюсти:

    Широко раскрыть рот и подержать раскрытым несколько се­кунд.

    Жевательные движения с сом­кнутыми губами.

    Легкое постукивание зубами - губы разомкнуты.

    «ЗАБОРЧИК» - верхняя че­люсть стоит на нижней, губы

в улыбке. р ис

II. Упражнения для губ:

1. «УЛЫБКА» - растягивание разомкнутых губ (зубы сжать (Рис. 1),

2. «ТРУБОЧКА» («ХОБОТОК» ) -

вытягивание губ вперед, (рис . 2).

3. Чередование «УЛЫБКИ» и «ТРУ­ БОЧКИ» .

(Три предыдущих упражнения вы­ полняются также с сомкнутыми гу­ бами ).

    Втягивание губ внутрь рта с плотным прижиманием их к зубам.

    Вытягивание нижней губы под верхнюю.

III. Упражнения для языка:

(рот широко раскрыт , нижняя челюсть неподвижна ):

1. «БОЛТУШКА» - движения языком

вперед-назад.

2. «ЧАСИКИ» - вправо-влево, (рис .4).

Рис .4


    Круговые движения языком.

    «ЛОШАДКИ» - цоканье (щелка­нье) языком.

Рис .

а)

б )

Рис .2

    «ЛОПАТКА» - широкий, мягкий, расслабленный язык лежит на ниж­ней губе, (рис . 5).

    «ИГОЛОЧКА» - узкий, напряжен­ный язык высунут вперед, (рис . 6).

    «ЖЕЛОБОК» - высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.

    «ГРИБОК» - широкий плоский язык присасывается к твердому небу, боковые края языка прижаты к коренным зубам, (рис . 7).

10. «ЧАШЕЧКА» - широкий язык в форме чашечки поднят кверху, края прижаты к верхней губе, (рис . 8).

11. «КИСКА СЕРДИТСЯ» - выгибание вверх и продвижение вперед спин­ки языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам.

12. «НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК» - а) покусывание кончика широкого языка («ЛОПАТКА» ), губы при этом в улыбке; б) пошле­пывание широкого расслабленно­ го языка («ЛОПАТКА» ) расслаб­ ленными губами.

Рис . 8

Рис .5

Рис . 6

Рис .7

Речевые звуки получаются за счет целого комплекса кинем (движений артикуляционных органов). Правильное произношение всевозможных звуков во многом зависит от силы, подвижности, а также дифференцированной работы органов артикуляционного аппарата. То есть произношение речевых звуков - это достаточно непростой двигательный навык, который помогут развить артикуляционные упражнения.

Основные цели артикуляционной гимнастики

Вы можете наблюдать, как малыш делает разнообразные (мимические и артикуляционные) движения языком, челюстью и губами. При этом воспроизводятся характерные звуки - лепет и бормотание. Это первый этап в развитии речи каждого человека. Он имеет большое значение. У детей такие движения вырабатываются и развиваются постепенно. Им важна сила, точность и дифференцированность.

Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики поможет выработать и развить полноценные движения, что важно для правильного воспроизведения речевых звуков.

Состоит из огромного количества упражнений, направленных на тренировку подвижности органов, отработки разнообразных положений губ, мягкого неба и языка.

Во-первых, артикуляционную гимнастику следует выполнять каждый день. Это способствует качественному усвоению и закреплению вырабатываемых навыков у детей. Рекомендуется делать артикуляционные упражнения три или четыре раза в день, примерно по 5 минут. Не нужно нагружать ребенка большим количеством новых упражнений сразу. Вполне достаточно за один раз 2-3 упражнений.

Во-вторых, упражнение выполняется не один, а несколько раз (около пяти). следует делать по 10-15 секунд.

В-третьих, необходимо грамотно подходить к отбору упражнений и учитывать традиционную последовательность: от простого - к сложному. Проводить 3-4 лет лучше в игровой форме, весело и эмоционально.

В-четвертых, новые упражнения надо вводить постепенно, по одному. Нужно не забывать повторять и закреплять пройденный материал. Не следует приступать к новым упражнениям, если предыдущие задания выполняются не очень хорошо. Отрабатывать старый материал можно с новыми игровыми приемами.

И, в-пятых, артикуляционную гимнастику лучше выполнять сидя. В данном положении у детей не напрягается тело, руки и ноги. Детям будет легче выполнять новые задания, если они будут видеть себя и руководителя. Для этого потребуется настенное зеркало. Можно начинать гимнастику с упражнений для губ.

Организационный момент

При объяснении нового упражнения взрослый максимально должен применять игровые приемы. Затем происходит наглядная демонстрация. После чего под контролем взрослого его выполняет ребенок.

Когда дети выполняют артикуляционные упражнения, важно контролировать качество движений. Важно учитывать симметричность обеих сторон лица. Без этого артикуляционная гимнастика абсолютна бессмысленна.

К выполнению каждого упражнения нужно подходить творчески.

Сначала движения будут напряженными. Постепенно они станут более свободными, органичными и координированными.

В комплекс артикуляционных упражнений должны входить как статические, так и динамические задания.

Упражнения для губ

Их существует огромное количество. Это:

  • Улыбка - губы удерживаются в улыбке, зубы не должны быть видны.
  • Хоботок - губы вытягиваются вперед длинной трубочкой.
  • Заборчик - улыбка при сомкнутых зубах.
  • Бублик - округлить и вытянуть вперед губы. Зубы при этом должны быть сомкнуты.
  • Кролик - упражнение выполняется при сомкнутых зубах. Приподнять верхнюю губу, обнажив при этом соответствующие резцы.

Задания для развития подвижности губ

Артикуляционные упражнения для детей должны быть направлены и на развитие подвижности губ. Это:

  • Почесывание и покусывание зубами обеих губ.
  • Губы вытянуть вперед трубочкой. После чего растянуть их в улыбке.
  • Губы вытянуть трубочкой. Вращать их круговыми движениями, двигать влево и вправо.
  • Представить себя рыбкой, которая разговаривает. Хлопать губами друг о друга.
  • Взять носогубную складку верхней губы двумя пальцами одной руки, а нижнюю губу большим и указательным пальцами другой. Растягивать их вниз и вверх.
  • «Поцелуй». Щеки втягиваются внутрь, после чего резко открывается рот с характерным звуком.
  • «Уточка». Массировать вытянутые губы пальцами, пытаясь изобразить клюв. При этом большие пальцы обеих рук должны оказаться под нижней губой, а другие - на верхней.
  • «Недовольная лошадка». Пытаться изобразить звук, напоминающий фырканье лошади.

Статические и динамические упражнения для языка

Качественные артикуляционные невозможны без упорных занятий. Среди статических упражнений можно выделить следующие:

  • Птенчики. Открыть широко рот, при этом язык лежит неподвижно.
  • Лопаточка. Рот должен быть открыт, высунуть язык, расслабить его и в широком положении опустить на нижнюю губу.
  • Чашечка. Широко открыть рот. Высунуть язык, подняв при этом передний и боковой края. Язык не должен касаться зубов.
  • Жало. Выдвинуть вперед узкий напряженный язык.
  • Горка. Спинку языка поднять вверх, кончик при этом должен плотно упереться в нижние резцы.
  • Трубочка. Загнуть вверх боковые края языка.
  • Грибок. К нёбу присосать язык.

Комплекс артикуляционных упражнений должен включать динамические задания:

  • Маятник. Слегка приоткрыть рот и растянуть губы в улыбку. Кончиком языка поочередно дотрагиваться до уголков рта.
  • Футбол. Рот должен быть закрыт. Напряженным языком поочередно упираться то в одну, то в другую щеку.
  • Чистка зубов. Закрыть рот. Обводить движением языка по кругу и губами.
  • Лошадка. Язык присосать к небу, затем щелкнуть языком. Цокать сильно и медленно.
  • Вкусное варенье. Открыть рот и облизать языком верхнюю губу.

Артикуляционные упражнения для звука «р»

Первое упражнение называется «Чьи зубы чище». Для его выполнения следует открыть широко рот и с внутренней стороны верхних зубов совершать движения (влево-вправо) кончиком языка.

Второе - «Маляр». Открыть рот, губы растянуть в улыбке. Делать кончиком языка движения вперед-назад по нёбу.

Третье - «Кто дальше загонит мяч». Упражнение делается на улыбке. Сделать язык широким. Его край положить на нижнюю губу и стараться длительно произносить звук «ф». Затем положить ватку на стол и сдувать ее на противоположную сторону.

Это всего лишь некоторые артикуляционные упражнения для звука «р», которые помогут вырабатывать правильные движения языка, его подвижность, подъем и т.д.

Представленные в статье задания помогут укрепить и развить определенные навыки у детей. Артикуляционные упражнения требуют грамотного и творческого подхода взрослого. Обязательно выполняйте их в игровой форме, не забывайте говорить названия каждого из них, что будет вызывать прямые ассоциации. И тогда детям будет интересно выполнять разнообразные упражнения.

Наталья Арепьева

САМОМАССАЖ ГУБ И ЯЗЫКА

Самомассаж губ и языка - это артикуляционные движения , вызывающие эффект, сходный с массажным, то есть способствующие активизации кровообращения в области речевых органов, а значит, улучшению их работы.

Предлагаемые упражнения представляют собой нечто среднее между массажем и артикуляционной гимнастикой , потому что массажные движения выполняются самим ребенком, причем в игровой форме. Демонстрировать приемы следует, сидя перед зеркалом, так чтобы маленький ученик видел отражение и своего лица, и лица взрослого, а значит, мог сравнивать свои движения с движениями взрослого. Выполнять самомассаж могут дети , начиная с двухлетнего возраста.

Упражнения для губ

*Смешная песенка

Скажите ребенку : «Смешную песенку я знаю и на губах ее сыграю» . Теперь покажите, как можно указательным пальцем перебирать по губам, произнося при этом звук, похожий на «Б-Б-Б.» (Движения пальца - сверху вниз.) Ребенок тут же захочет сам исполнить эту смешную песенку

*Расческа

Скажите ребенку, что у вас во рту есть необыкновенная расческа и сейчас вы будете причесываться. Сначала слегка прикусите нижнюю губу и несколько раз поскоблите ее верхними зубами, как бы причесывая. Затем прикусите верхнюю губу и несколько раз поскоблите ее нижними зубами.

Предложите ребенку «причесать» свои губки.

*Спрячь, губки

Предложите ребенку «спрятать» губки. Покажите, как это можно сделать : подогнуть губы и втянуть внутрь. Покажите, как удерживать губы в таком положении, слегка прикусив их зубами.

Пусть малыш тоже «спрячет» свои губки

Упражнения для языка

*Любопытный язычок

Скажите малышу , что язычок очень любопытный - ему дома не сидится, он все время хочет выглянуть изо рта. Сами сложите губы в улыбку, а зубы неплотно сомкните и покажите ребенку, как язык протискивается наружу между зубами - верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка . Предложите малышу повторить это упражнение.

*Накажем : непослушный язычок

Скажите ребенку, что язычок провинился. Он вышел один, без разрешения, на улицу, и теперь придется его наказать. Продемонстрируйте упражнение, сначала высовывайте изо рта язык , слегка покусывая его по всей длине от кончика, а затем втягивайте язык в рот , также покусывая. При выполнении этих движений нужно произносить звуки : «Та, та, та.» Предложите малышу повторить упражнение.

*Пожалеем язычок

Жаль нам стало язычок. Не будем мы его больше наказывать, а, наоборот, пожалеем. Для этого повторите предыдущее упражнение, но не кусайте язык зубами , а похлопывайте его губами, произнося звуки : «Пя, пя, пя.» Предложите малышу повторить и это упражнение.

АКТИВНАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Активная артикуляционные гимнастика - это гимнастика для нижней челюсти , губ, щек и языка . Ее ребенок выполняет сам, повторяя движения, показанные взрослым. Артикуляционные упражнения бывают статическими (удержание органов артикуляции в определенной позе в течение 2-5 секунд) и динамическими (многократное повторение ребенком одного и того же движения) . Чтобы помочь ребенку при выполнении статических упражнений, взрослый вслух считает или дает ему следующие команды : «Раз, два, три - от-дох-ни!» или же «Раз, два, три, четыре, пять - теперь можно отдыхать!» Динамические упражнения необходимы для выработки умения переключаться с одной артикуляционной позы на другую , поэтому выполняются в более быстром темпе. Они выполняются тоже под счет («Раз-два, раз-два.» ) или же по команде взрослого. Например, при выполнении упражнения «Качели» , предусматривающего подъем и опускание языка , команды могут быть такими : «Вверх-вниз, вверх-вниз.»

Артикуляционные упражнения выполняются медленно и обязательно перед зеркалом, чтобы малыш мог видеть и ваше лицо, движения которого он копирует, и себя самого , а взрослый следил, все ли правильно он делает. Если ребенок не может повторить какое-либо действие, помогите ему, проведя соответвующее пассивное упражнение (используя пальцы рук или чайную ложечку) .

Комплекс упражнений для детей младшего дошкольного возраста

(до 4 лет)

С ребенком младшего и среднего возраста следует разучить комплекс общеукрепляющих артикуляционных упражнений , направленных на развитие речевого аппарата в целом. Эти упражнения можно считать прекрасной профилактикой от возникновения у детей дефектов речи.

Сначала предложите малышу рассмотреть перед зеркалом свои органы артикуляции и назвать их : «Губы, зубы, щеки, язык » . Обратите внимание ребенка, что у него есть верхняя и нижняя губы, верхние и нижние зубы, а язычок только один. Скажите, что язычок очень подвижный и ловкий. Он умеет выполнять самые разные движения.

В первую очередь предложите ребенку игры для губ, щек и нижней челюсти и лишь затем переходите к упражнениям для развития подвижности языка .

Артикуляционная гимнастика не должна превратиться в серию утомительных упражнений, поэтому проводится в форме забавной игры. Ребенок, увлекшись, не заметит, что его учат. А значит, процесс развития речевой моторики будет протекать быстрее и успешнее.

В течение одного занятия не стоит пытаться выполнить все упражнения, заниматься несколько раз в день, каждый раз выполняя по 2-3 упражнения.

Упражнения для нижней челюсти, губ и щек

(статическое артикуляционное упражнение ) Скажите малышу , что он птенчик, а себя назовите птичкой-мамой. Сообщите птенчику, что сейчас вы будете его кормить. Попросите ребенка широко открыть рот (покажите, как это делать) и остаться в таком положении несколько секунд (положение губ, как при произнесении звука А) .

Поднесите пальцы руки, сложенные щепотью, к открытому рту ребенка, словно вы что-то кладете или насыпаете. При этом расскажите стихотворение :

Ротик шире открывай -

Кушай, птенчик, не зевай!

(статическое артикуляционное упражнение ) Игра подготовит губы ребенка к произнесению звуков И, С, 3.

Широко улыбнитесь, обнажив сомкнутые зубы (положение губ, как при произнесении звука «И» ). Прикус естественный : нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед. Попросите ребенка улыбнуться в ответ и удержать губы в улыбке 2-5 секунд. Расскажите стихотворение :

Улыбнись мне поскорей.

Тяни губки до ушей!

(статическое артикуляционное упражнение ) Скажите малышу , что умеете делать колечко : вы открываете рот, округлив губы рупором, и вытягиваете их вперед (положение губ, как при произнесений звука О) . Удержите губы в таком положении 2-5 секунд и спросите, сумеет ли он сделать такое же ко-

Расскажите стихотворение :

Губки круглые сложи

и колечко покажи.

* Малыш плачет

(динамическое артикуляционное упражнение ) Скажите малышу , что, когда маленький ребенок плачет, он кричит : «УА-УА!» , а затем произнесите это звукоподражание, но беззвучно, только шевеля губами. Таким образом, вы показываете одно за другим артикуляционные упражнения «Трубочка» и «Птенчик» . Попросите ребенка повторить эти движения губами. Менять положение губ нужно 2-5 раз подряд.

*Веселый - грустный

(динамическое артикуляционное упражнение ) Эта игра также вырабатывает навык быстрого изменения положения губ. Расскажите ребенку, что, когда человеку весело, он всегда улыбается, а когда грустно, его губы собираются в трубочку. Покажите малышу сначала веселого человечка, а потом грустного. (Движение губ, как при последовательном произнесении звуков ИУ.) Сменить положение губ надо 2-5 раз.

(статическое и динамическое артикуляционное

упражнение)

Покажите, как можно надуть щеки и удерживать их в таком положении 3-5 секунд. Если ребенку не удается повторить, предложите ему просто дунуть, а сами сожмите в этот момент губы малыша своими пальцами . В результате щеки надуются. Удерживать щеки в таком положении надо в течение 2-5 секунд. Затем покажите, как поднести к щекам кулачки и слегка ударить ими по щекам. «Шарик» лопнет, а воздух, издав звук, выйдет наружу. Расскажите стихотворение :

Шарик надувай,

Воздух выпускай.

(статическое и динамическое артикуляционное упражнение )

Покажите малышу , как можно втянуть щеки внутрь рта, всосав в себя воздух. При этом нижняя челюсть слегка опущена, губы сомкнуты. Удерживайте такую позу в течение 2-5 секунд, а затем с усилием разомкните губы, слегка причмокнув. Если ребенку не удается втянуть щеки, предложите ему вытянуть губы немного вперед и причмокнуть. Повторите упражнение 2-5 раз.

Научите малыша посылать воздушный поцелуй. Следите за тем, чтобы ребенок чмокал губами именно в тот момент, когда подносит свою ладошку к губам, а не раньше и не позже. Расскажите стихотворение :

Губки в трубочку сложу я.

Потом маму поцелую.

(динамическое артикуляционное упражнение ) Эта игра также подготовит губы ребенка к произнесению звуков М, П, Б,

Скажите малышу , что рыбка разговаривать не умеет :

Ротик открывает,

Что сказать, не знает!

Затем покажите, как рыбка открывает ротик. Для этого сначала широко откройте рот, потом резко закройте, плотно смыкая губы. Постепенно усиливайте темп.

Теперь предложите малышу самому изобразить рыбку , пускающую пузыри. Когда малыш научится выполнять упражнение, расскажите стихотворение :

Рыбка ротик открывает -

Пузыри она пускает.

(статическое и динамическое артикуляционное упражнение )

Игра, развивая подвижность губ, подготавливает их к произнесению звуков О, Н. ,

Предложите малышу изобразить тигра . Для этого продемонстрируйте «тигриный» оскал : отведите губы в стороны и обнажите зубы.

Теперь попросите ребенка не только оскалиться, но и выставить когти, для этого ему нужно поднять кисти рук к лицу, согнуть пальцы, напрячь их и удерживать в таком положении.

Расскажите стихотворение :

Злою тигра всякий знает

Тигр всех вокруг пугает.

Упражнения для языка

Все приведенные ниже упражнения приучают ребенка расслаблять язык , развивают его подвижность и подготавливают к произнесению согласных звуков.

(статическое артикуляционное упражнение ) Посмотрите на малыша , улыбнитесь, откройте рот и положите широкий, расслабленный язык на нижнюю губу . Скажите малышу , что язычок похож на лопатку, и предложите ребенку показать его «лопатку» . Пока ребенок удерживает язык в течение 3-5 секунд, расскажите стихотворение :

Вот она, лопатка, -

Широка да гладка.

(динамическое артикуляционное упражнение ) Расскажите малышу , что язык умеет играть в прятки, и покажите, как он это делает. Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий расслабленный язык на нижнюю , губу, как и в предыдущем упражнении, а затем отодвиньте язык за нижние зубы - «язычок спрятался» . Предложите малышу поиграть в прятки со своим язычком и совершить 3-5 таких движений. Можно заинтересовать ребенка иначе. Скажите, что будете ловить его язычок. Поднесите ладонь ко рту ребенка, произнесите : «Цап!» и сделайте хватательное движение, как будто хотите поймать высунутый язык . В этот момент ребенок прячет язык .

Во время занятия рассказывайте рифмовку :

Мы играем в прятки.

Где ж твоя лопатка?

(статическое артикуляционное упражнение ) Расскажите ребенку, что язычок умеет не только в прятки играть, но и с горки кататься. «Смотри, какая большая горка!» - произносите вы, улыбаетесь и открываете рот. Кончиком языка надо упереться в нижние зубы, как в упражнении «Прятки» , затем, не отрывая кончика, приподнять среднюю часть языка и выгнуть ее горкой . Теперь предложите ребенку самому показать горку . Пока ребенок выполняет упражнение, расскажите стихотворение :

Вот она какая,

Горочка крутая!

(динамическое артикуляционное упражнение )

Расскажите малышу , что кошка лакает молоко из блюдца язычком. Покажите, как она это делает : высуньте изо рта и втяните широкий, как лопатка, язык , совершая при этом соответствующие движения. Предложите малышу изобразить кошечку , которая лакает молоко из блюдца, и повторить движения языком 3-5 раз . Затем покажите, как сложить ладони словно это блюдечко, и «полакать» молочко :

Полакай, как кошка,

Молоко из плошки.

*Иголочка

(статическое артикуляционное упражнение ) Откройте рот и, улыбаясь, высуньте как можно дальше напряженный язык . Придайте ему форму длинного и тонкого жала и удержите в этой позе в течение 3-5 секунд. Теперь попросите малыша повторить упражнение и скажите, что его язык похож на длинную и острую иголку. Покажите, будто вы хотите прикоснуться ладонью к «иголочке» , но затем, не донеся руки до рта малыша , отдерните ее : «Ой, какая острая!» Расскажите стихотворение :

Вот она, иголка, -

И остра, и колка. ."."

(динамическое артикуляционное упражнение ) Высуньте изо рта длинный и тонкий как жало язык . Совершайте им движения из одного угла рта к другому и обратно. Скажите малышу , что так же качается маятник у часов. Затем попросите ребенка показать его «часики» . Пусть малыш совершит 48 движений языком из стороны в сторону.

Обязательно следите за тем, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась неподвижной и, если необходимо, фиксируйте челюсть рукой. При выполнении упражнения произносите : «Тик-так, так-так.» , задавая темп движений.

(динамическое артикуляционное упражнение ) Высуньте изо рта язык . Совершайте им движения вверх- вниз, стремясь дотянуться то до носа, то до подбородка. Скажите малышу , что так язычок качается на качелях. Теперь предложите ребенку покачать на качелях его язычок 4-8 раз.

Следите за тем, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась неподвижной, и, если необходимо, фиксируйте челюсть рукой. При выполнении ребенком упражнения произносите слова : «Вверх-вниз, вверх-вниз.» , задавая темп движений.

*Обезьянка

(статическое артикуляционное упражнение ) Изобразите обезьяну : приоткройте рот и поместите кончик языка между верхней губой и верхними зубами. Скажите, что вы - обезьянка-мама. Попросите малыша изобразить смешную обезьянку и удерживать такую позу в течение 3-5 секунд.

В следующий раз покажите обезьянку-папу : поместите кончик языка между нижней губой и нижними зубами. Предложите малышу изобразить обезьянку. Пока ребенок удерживает такую позу в течение 3-5 секунд, расскажите рифмовку :

Мы покажем обезьян :

За губой у них - карман,

А в кармашке - язычок.

Чики-чок, чики-чок!

*Обезьянка и банан

(статическое и динамическое артикуляционное упражнение ) .

Расскажите малышу , что обезьяна очень любит бананы. «Вот она откусила кусочек банана и спрятала его за щеку» , - кончиком языка оттопырьте , правую щеку и останьтесь в таком положении в течение 3-5 секунд. Теперь предложите малышу самому изобразить , как обезьяна прячет за щекой банан.

Затем покажите, как обезьянка спрятала кусочек банана задругой щекой, - оттопырьте языком левую щеку .

Теперь попросите ребенка спрятать «банан» , а вы постараетесь отгадать, за какой щекой он окажется. Дотроньтесь до оттопыренной щеки малыша пальцем : «Здесь банан!» Когда ребенок изменит положение языка , вновь покажите, за какой щекой «спрятан банан» . Расскажите рифмовку :

У нашей обезьяны

За щекой бананы.

(динамическое артикуляционное упражнение ) Покажите малышу , как можно изобразить скачущую лошадку : нужно приоткрыть рот, присосать широкий кончик языка к твердому нёбу за верхними зубами, а затем со щелчком оторвать его. Сначала цокайте медленно, а затем быстрее и быстрее.

Предложите малышу «поскакать на лошадке»

вместе с вами.

В. процессе выполнения артикуляционного упражнения «Лошадка» можете согнуть руки в локтях, сжать их в кулаки и слегка покачивать руками, изображая всадника, держащего в руках вожжи. Расскажите стихотворение :

Скачем на лошадке

По дорожке гладкой.

*Стой, лошадка!

(динамическое артикуляционное упражнение ) Скажите малышу , что пора лошадке остановиться. Покажите, как конюх останавливает лошадь : вы закрываете рот, смыкаете губы и выпускаете воздух так, чтобы воздушная струя заставила губы вибрировать - как можно дольше, чтобы получился звук, похожий на «тпру» .

Теперь предложите малышу остановить и свою лошадку.

Артикуляционные упражнения не обязательно превращать в специально организованные игровые занятия, их можно проводить в любое время, напри- мер, во время умывания и еды. Покажите малышу во  ; время утреннего туалета, как нужно полоскать рот водой, плотно смыкая губы; как, запрокинув голову, полоскать, горло; как языком проверять , хорошо ли вычищены зубы. Во время еды дайте ребенку задания облизать ложку, блюдце, предложите попить сок с помощью трубочки. Сначала трубочка должна быть достаточно большого диаметра, а затем, когда малыш научится ею пользоваться, предложите тоненькую трубочку - соломку.

Оказавшись рядом перед зеркалом, поиграйте в «клоунов» , то есть покорчите смешные и даже страшные рожицы.

В подвижные игры также старайтесь включать элементы знакомых малышу артикуляционных упражнений . Если вы играете в лошадок, озвучьте их движения : поцокайте языком , а в конце пути остановите лошадей, произнеся : «Тпру!»

Ольга Новиковская. 1000 игр, заданий и упражнений для развития речи

1. Покусывание, похлопывание и растирание щек. 2. Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. 3. Голодный хомячок. Втянуть щеки. 4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Статические упражнения для языка

1. Птенчики. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости. 2. Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. 3. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. 4. Иголочка (Стрелочка. Жало). Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед. 5. Горка (Киска сердится). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. 6. Трубочка. Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх. 7. Грибок. Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Динамические упражнения для языка.

1. Часики (Маятник). Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта. 2. Змейка. Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта. 3. Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. 4. Футбол (Спрячь конфетку). Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку. 5. Чистка зубов. Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами. 6. Катушка. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта. 7. Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. 8. Гармошка. Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. 9. Маляр. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба. 10. Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. 11. Оближем губки. Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

1. Трусливый птенчик. Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично. 2. Акулы. На счет "один" челюсть опускается, на "два" - челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет "три" - челюсть опущена на место, на "четыре" - челюсть даигается влево, на "пять" - челюсть опущена, на "шесть" - челюсть выдвигается вперед, на "семь" - подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений. 3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом. 4.Обезьяна. Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку. 5. Сердитый лев. Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее - с шепотным произнесением этих звуков. 6. Силач. Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться. 7. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться. 8. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка). 9. Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка. 10. Дразнилки. Широко, часто открывать рот и произносить: па-па-па. 11. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки: ааааааааааааа яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца); ооооооооооооо ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец); иииииииииииии (рот слегка открыт). 12. Произнесите гласные звуки с голосом: аaaaaaaaaaaaa яяяяяяяяяяяяяя ооооооооооооо ёёёёёёёёёёёёё иииииииииииии 13. Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе: аааааэээээ аааааеееее аааааиииии иииииааааа ооооояяяяя аааааииииииооооо иииииээээээааааа аааааиииииэээээоооооо и т.д. Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным. 14. Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта. Мал, да удал. Два сапога - пара. Нашла коса на камень. Знай край, да не падай. Каков рыбак, такова и рыбка. Под лежачий камень вода не течет. У ужа ужата, у ежа ежата. В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.


Многим людям, даже не связанным с публичными выступлениями как таковыми, нередко всё же приходится брать на себя функцию оратора, ведущего или конферансье. Это может быть презентация проекта или доклад, проведение какого-либо мероприятия или просто рассказ интересной истории в кругу друзей. Что уж говорить о тех, для кого выступления – это профессия? Но абсолютно неважно, выступает человек профессионально, только обучается этому мастерству или же вообще толком не имеет к этому отношения, в любом случае правильная артикуляция всегда будет играть ему только на руку, т.к. благодаря ей все произносимые слова будут звучать внятно, ясно и чётко, а речь будет красивой и запоминающейся. В особенности же это, конечно, касается тех людей, которые имеют к выступлениям непосредственное отношение. В этой статье мы представляем вашему вниманию 10 действенных упражнений по улучшению артикуляции.

Каждое из упражнений направлено на тренировку мышц речевого аппарата и улучшение их подвижности. При выполнении важно уделить особенное внимание тому, что нагрузка должна направляться на конкретные группы мышц. Важно также, чтобы мышцы шейно-плечевого отдела могли работать свободно, а темп упражнений должен быть замедленным – это способствует получению от упражнений наибольшего эффекта. Перед выполнением упражнений обязательно нужно выполнить разогревающую гимнастику речевого аппарата. Уделить ей можно всего 5-7 минут, но качество практики улучшится существенно.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика различается по видам:

Гимнастика для щёк

  1. Втягивание и раздувание щёк поочерёдно
  2. Перегонка воздуха из одной щеки сначала в другую щёку, затем под нижнюю губу, затем под верхнюю губу
  3. Напряжение щёк и губ с попыткой выталкивания из ротовой полости воздуха
  4. Втягивание щёк и одновременное смыкание и размыкание губ

Гимнастика нижней челюсти

  • Упор кулаками в нижнюю челюсть и давление челюстью на кулаки
  • Различные движения нижней челюстью: вверх-вниз, назад-вперёд, круговые

Гимнастика мягкого нёба

  1. Зевание с открытым ртом
  2. Движения языком, собранным в «лопатку» до мягкого нёба и возвращение к альвеолам – основанию верхних нижних зубов
  3. Произношение гласных звуков с позёвываниями
  4. Имитация полоскания горла

Гимнастика губ

  • Напряжённая улыбка с сомкнутыми зубами и вытягивание губ трубочкой
  • Различные движения губ с сомкнутыми зубами: вверх-вниз, влево-вправо, круговые
  • Пожёвывание губ
  • Натягивание губ на зубы и последующая улыбка со скольжением губ по зубам
  • Подтягивание верхней губы с обнажением верхних зубов, затем нижней губы с обнажением нижних зубов
  • Фырканье

Гимнастика языка

  1. Вращение языком по кругу в пространстве между губами и зубами и задержка языка под правой и под левой щёками поочерёдно
  2. Пожёвывание языка
  3. Похлопывание языка губами
  4. Вытягивание языка вперёд «иголочкой»
  5. Попытки достать языком до подбородка и до носа
  6. Складывание языка «трубочкой», движение «трубочкой» вперёд-назад и выдувание в неё воздуха
  7. Переворачивание языка на разные бока
  8. Удерживание языка у верхнего нёба

После того как артикуляционная гимнастика окончена и вы убедились, что все части речевого аппарата разработаны, можно переходить к основным упражнениям на улучшение артикуляции.

Упражнения на улучшение артикуляции

Упражнение 1

Упражнение на чувствование кончика языка – его твёрдости и активности в произношении. Для этого используйте своё воображение: представьте, что ваш язык — это маленький молоточек. Затем побейте его кончиком по зубам, проговаривая: да-да-да-да-да. После этого потренируйтесь в произношении букв «Т-Д».

Упражнение 2

Упражнение для освобождения гортани и языка. Суть его заключается в том, что нужно быстро сделать короткий вдох носом и полностью выдохнуть через рот. Выдох также должен быть резким и должен сопровождаться звуком «Фу». Это же упражнение можно дополнить упражнением на укрепление мышц гортани: несколько раз произносите буквы «К-Г».

Упражнение 3

Упражнение на быструю активацию губных мышц. Нужно надуть щёки и сбросить набранный воздух резким хлопком через сжатые губы, одновременно энергично произнося буквы «П-Б».

Упражнение 4

Упражнение на отработку навыка набора воздуха перед каждой новой фразой. Возьмите любое стихотворение или отрывок произведения и осознанно перед каждой новой фразой набирайте воздух. Старайтесь не забывать об этом, чтобы выработалась привычка. И ещё нужно учесть три момента: дыхание должно быть бесшумным, в начале каждой фразы следует держать губы немного разомкнутыми, а после окончания каждого звука нужно сразу же закрывать рот, чтобы окончание не «зажёвывалось».

Упражнение 5

Упражнение на правильное распределение воздуха. Как правило, больше дыхания человеку требуется при громком произношении, но тихое произношение зачастую предполагает большего контроля выдоха. Потренируйтесь в произношении фраз тихим и громким голосом и определите, какое количество воздуха вам требуется для каждого из них. Совмещайте данный приём с предыдущим.

Упражнение 6

Упражнение на ровное произношение гласных единым потоком и чёткое произношение согласных внутри этого потока. Выберите любое стихотворение (или несколько строк из него) и делайте следующим образом: сначала исключите из строк все согласные и ровно произносите только гласные, немного их протягивая. После этого в поток гласных начинайте вставлять чёткие и быстрые согласные, стремясь к тому, чтобы поток гласных сохранился таким же звучным.

Упражнение 7

Упражнение на дикцию. Оно представляет собой простое чтение скороговорок. Выберите для себя несколько скороговорок с различными буквосочетаниями и начинайте оттачивать произношение. Сначала не спеша, размеренно. Затем увеличивайте темп. Следите за ритмичностью, контролируйте дикцию, внятность и выразительность.

Упражнение 8

Ещё одно упражнение на улучшение дикции. Заключается оно в том, что в конце каждого слова нужно уделять особое внимание резкому подчёркиванию его окончания. Это сделает произношение слова чётче и выразительнее.

Упражнение 9

Упражнение на улучшение произношения звуков. Оно применяется для тех звуков, произносить которые вам наиболее сложно. Возьмите словарь, откройте букву, которая вызывает у вас затруднения, и читайте подряд все слова, в которых есть сложный для вас звук, тщательно в него вслушиваясь. Посредством многократных повторений произношение улучшится. В дополнение к этому упражнению можно использовать для отслеживания прогресса диктофон: записывайте все произносимые слова, затем прослушивайте записи и работайте над ошибками.

Упражнение 10

Упражнение на развитие тембральных и акустических свойств голоса. В него входит развитие мышц глотки и языка. Нужно по 10 раз беззвучно произносить буквы «А-Э-О», стараясь при этом раскрывать не рот, а полость зёва.

И в качестве небольшого бонуса ещё один классный и эффективный приём на улучшение общего качества не только артикуляции, но и вступлений вообще — это работа с зеркалом . Выберите отрывок из прозы или стихотворение, которое вы помните, и прочите его, наблюдая за своим отражением в зеркале. Отслеживайте свою мимику, движение губ, глаз, бровей, скул. Прислушивайтесь к своему голосу. Главными критериями оценки должны выступать эстетичность, естественность, гармоничность, а также психологический и физический комфорт. Вы должны добиться того чтобы нравиться себе, чтобы звук вашего голоса был для вас самих приятен, а мимика и жестикуляция вызывали исключительно положительные эмоции.

Естественно, эти упражнения не являются исчерпывающими и единственными в своём роде. И они должны служить вам лишь указателями в работе над своей артикуляцией. При желании вы можете найти огромное количество подобных упражнений в Интернете или специализированной литературе. Но подводя итог, можно составить краткое резюме и выделить несколько главных принципов:

  • Особой важностью в тренировке артикуляции обладают систематичность занятий и их сознательный контроль
  • Очень важно регулярно работать перед зеркалом
  • В процессе занятий вы должны требовательно относиться к себе, уметь смотреть (слушать) себя со стороны
  • Нужно обязательно делать многочисленные повторения неудобопроизносимых звуков до ощущения состояния полного комфорта при их произношении
  • Особое внимание следует уделять работе с мышечными и эмоциональными зажимами
  • Прогресс значительно ускоряет прослушивание аудио- и просмотр видеоматериалов с записями людей, обладающих превосходной артикуляцией

Руководствуйтесь в своей практике этими принципами, и нужный результат очень скоро даст о себе знать. А первый ощутимый эффект проявится уже на начальном этапе. Запомните, что развивать артикуляцию рекомендуется не только певцам, профессиональным ведущим, лекторам, ораторам или актёрам, но и любому человеку вообще хотя бы по той простой причине, что все мы живём в социуме, и нам постоянно приходится взаимодействовать с другими людьми.

Мы желаем вам удачи в работе над артикуляцией. Говорите красиво!

Для тренировки артикуляции и поднятия настроения мы предлагаем вам пройти небольшой тест:

  1. Попробуйте, не используя рук и с закрытым ртом, вывернуть наизнанку нижнюю губу
  2. Попробуйте сделать то же самое, но уже с открытым ртом
  3. Повторите пункт №2 у зеркала


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!