Континенты и материки земли. Материки Земли и части света: названия и описание

Во время становления и распространения христианства появилось много значимых исторических фигур, которые сделали большой вклад в общее дело. Среди них можно выделить апостола Павла, к которому многие религиоведы относятся по-разному.

Кто такой апостол Павел, чем он знаменит?

Одним из самых выдающихся проповедников христианства была апостол Павел. Он принимал участие в написании Нового Завета. В течение многих лет имя апостола Павла было неким знаменем борьбы против язычества. Историки считают, что его влияние на христианскую теологию было самым эффективным. Святой апостол Павел достиг большого успеха в своей миссионерской деятельности. Его «Послания» стали основной для написания Нового Завета. Считается, что Павел написал примерно 14 книг.

Где родился апостол Павел?

Согласно существующим источникам родился святой в Малой Азии (современной Турции) в городе Тарсе в І веке н.э. в зажиточной семье. При рождении будущий апостол получил имя Савл. Апостол Павел, биография которого тщательно изучена исследователями, был фарисеем, и его воспитывали в строгих канонах иудейской веры. Родители считали, что из сына выйдет учитель-богослов, поэтому он был отправлен на обучение в Иерусалим.

Важно обратить внимание на то, что апостол Павел имел римское гражданство, которое давало ряд привилегий, например, человека нельзя было заковывать в кандалы, пока суд не признает виновность. Римский гражданин освобождался от разных физических наказаний, которые были позорными, и от смертной казни унижающей достоинство, например, распятия. Римское гражданство было учтено и при казни апостола Павла.

Апостол Павел – житие

Уже было сказано, что Савл родился в богатой семье, благодаря чему отец и мать смогли дать ему хорошее образование. Парень знал Тору и умел ее толковать. Согласно существующим данным он входил в состав местного синедриона – высшего религиозного учреждения, которое могло проводить суды над людьми. В этом месте Савл впервые столкнулся с христианами, которые были идеологическими врагами фарисеев. Будущий апостол признавался, что многие верующие по его приказу оказались в тюрьме и были убиты. Одной из самых известных казней с участием Савла было закидывание камнями святого Стефана.

Многих интересует, как Павел стал апостолом, и с этим перевоплощением связана одна история. Савл вместе с заключенными христианами шел в Дамаск, чтобы те получили наказание. На пути он услышал голос, который шел с небес, и обращался к нему по имени и спрашивал, почему он гонит его. Согласно преданию это к Савлу обращался Иисус Христос. После этого мужчина ослеп на три дня, а вернуть зрение ему помог дамасский христианин Ананий. Это заставило Савла поверить в Господа и стать проповедником.

Апостол Павел, как образец миссионера, известен своим спором с одним из главных помощников Христа – апостолом Петром, которого он обвинил в том, что тот проповедует неискренне, стараясь вызвать симпатию у язычников и не накликать на себя осуждение единоверцев. Многие религиоведы уверяют, что Павел считал себя более опытным благодаря тому, что он хорошо разбирался в Торе и его проповеди звучали убедительнее. За это его прозвали «апостолом язычников». Стоит заметить, что Петр не стал спорить с Павлом и признал его правоту, тем более ему было знакомо такое понятие, как лицемерие.

Как умер апостол Павел?

В те времена язычники преследовали христиан, а особенно проповедников веры и жестоко с ними расправлялись. Своей деятельностью апостол Павел нажил огромное количество врагов среди иудеев. Его сначала арестовали и отправили в Рим, но там его выпустили. История о том, как бал казнен апостол Павел, начинается с того, что он обратил в христианство двух наложниц императора Нерона, которые отказались заниматься с ним плотскими утехами. Властитель разозлился и приказал арестовать апостола. По приказу императора Павлу отрубили голову.

Где похоронен апостол Павел?

На месте, где был казнен и похоронен святой был построен храм, который назвали Сан-Паоло-фуори-ле-Мура. Его считают одним из самых величественных церковных базилик. В день памяти Павла в 2009 году папа римский рассказал о том, что было проведено научное исследование саркофага, который был расположен под алтарем храма. Эксперименты доказали, что в нем был похоронен библейский апостол Павел. Папа римский сказал о том, что когда все исследования будут закончены, саркофаг будет доступным для преклонения верующих людей.

Апостол Павел – молитва

За свои деяния святой еще при жизни получил от Господа дар, дающий ему возможность исцелять больных людей. После его смерти помогать стала его молитва, которая, согласно свидетельствам, исцелила уже огромное количество людей от разных заболеваний и даже смертельных. Упоминается апостол Павел в Библии и его огромная сила способна укрепить в человеке веру и направить его на праведный путь. Искренняя молитва поможет оградиться от бесовских искушений. Священнослужители считают, что любое прошение, которое идет от чистого сердца будет услышано святым.

Апостол Павел (лат. Paulus и Paullus ; предп. 5/10, Тарс - 64/67, Рим) - «апостол язычников» (Рим. 11:13), не входивший в число Двенадцати апостолов и участвовавший в юности в преследовании христиан.

Пережитый Павлом опыт встречи с воскресшим Иисусом Христом привёл к обращению и стал основанием для апостольской миссии. Павлом были созданы многочисленные христианские общины на территории Малой Азии и Балканского полуострова. Послания Павла общинам и отдельным людям составляют значительную часть Нового Завета и являются одними из главных текстов христианского богословия.

Источники

Главными источниками сведений о жизни и проповеди Павла являются книги Нового Завета: Деяния святых Апостолов и Послания Павла. Аутентичные послания являются первичными источниками, содержащими свидетельство от первого лица и современными исследуемым событиям. Вопрос о том, какие именно из 14 новозаветных посланий, традиционно приписываемых апостолу Павлу, в действительности принадлежат ему, рассмотрен ниже и в статьях, посвящённых отдельным посланиям. Свидетельства Посланий требуют критического подхода. Павел небеспристрастен и непосредственно вовлечён в упоминаемые события, поэтому при чтении Посланий необходимо принимать во внимание его склонность к той или иной интерпретации фактов. Необходимо также, насколько это возможно, учитывать адресата послания и ситуацию, в которой оно было написано, поскольку это влияет на риторику письма и характер возвещения Евангелия (керигмы).

Деяния Апостолов, датируемые многими исследователями 70-ми - первой половиной 80-х годов, написаны уже после смерти Павла и являются источником, содержащим сведения из вторых рук. Возможное исключение - так называемые «мы-отрывки» (Деян. 16:10-17, 20:5-8, 27:1-16 - все три отрывка относятся к морским путешествиям Павла), в которых автор внезапно начинает повествование от первого лица. Не исключено, что этим он подчёркивает, что был свидетелем описываемых событий; существует даже предположение, что это отрывки из дневника, который Лука или кто-то другой вёл во время путешествия. Достоверность свидетельств книги Деяний существенно повышается, если они находят хотя бы косвенное подтверждение в Посланиях или других источниках (включая упоминание тех или иных реалий у античных авторов, археологические находки и др.). Подробнее о проблемах источников и историчности Деяний см. статью Деяния святых Апостолов.

Послания Павла - основной источник сведений о его вере, учении и мировоззрении. Приводимые в Деяниях речи Павла нельзя считать безусловно подлинными. Сопоставление книги Деяний, основным действующим лицом второй половины которой является Савл-Павел, с упоминаниями мест, лиц и путешествий в Посланиях позволяет в некоторой мере реконструировать жизнь Павла, прежде всего во время его миссионерских путешествий (прибл. 46-61 гг.). Существует ряд противоречий между Деяниями и Посланиями; в таких случаях, как правило, предпочтение отдаётся свидетельству Посланий.

О Павле несколько раз упоминается в писаниях мужей апостольских. Павел также является действующим лицом или ложным автором ряда новозаветных апокрифов, но ценность этих книг как источников информации об историческом Павле неизмеримо ниже. К числу таких апокрифов относятся Деяния Павла, Псевдо-Клементины, Деяния Петра и Павла, Апокалипсис Павла, апокрифические послания Павла и к Павлу (включая переписку с Сенекой) и др.

Жизнь

Происхождение

Павел - иудей средиземноморской диаспоры, родившийся в Тарсе, главном городе Киликии и одном из крупнейших центров эллинистической культуры. Еврейское имя Павла - Савл (др.-греч. ??????, эллинизированная форма имени Шауль, ивр. ?????). Павел происходил из колена Вениаминова, и, вероятно, был назван в честь принадлежавшего к тому же колену библейского царя Саула.

Семья и воспитание

Отец Павла был фарисеем (Деян. 23:6), и сам Павел был воспитан в традициях фарисейского благочестия. При этом Павлу перешло от отца римское гражданство, что говорит о высоком статусе семьи, поскольку в то время лишь немногие обитатели провинций Римской империи обладали статусом гражданина. С этим, вероятно, связано наличие у Павла римского имени лат. Paulus греческой транскрипции др.-греч. ??????), то есть «маленький». Впоследствии, называя себя «наименьшим из апостолов» (1Кор. 15:9), Павел возможно обыгрывал смысл своего имени.

Павел говорит о себе: «Я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе [то есть, в Иерусалиме] при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе» (Деян. 22:3). Если это свидетельство Деяний, не находящее, правда, подтверждения в Посланиях, верно, то Павел обучался Торе и искусству её раввинистической интерпретации у одного из самых знаменитых учителей того времени, раввина Гамалиила Старшего. Примеры раввинистического толкования можно найти в посланиях Павла, причём в качестве толкуемого текста выступает не Тора на древнееврейском, а её греческий перевод, Септуагинта. Во времена Павла этот перевод широко использовался среди евреев диаспоры, чьим родным языком как правило был греческий (позже, в ходе роста противостояния с христианством, иудеи практически отказались от использования Септуагинты).

Павел был обучен ремеслу - шитью палаток (Деян. 18:3). Возможно, это является косвенным указанием на то, что Павел собирался стать раввином: за обучение Торе нельзя было брать деньги, поэтому все рабби зарабатывали себе на жизнь тем или иным ремеслом. В посланиях Павел не раз упоминает, что не был обузой для общины, поскольку кормил себя сам (см., например, 1Кор. 9:13 - 1Кор. 9:15).

Павел пишет: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я» (1Кор. 7:8). Был ли сам Павел безбрачным или вдовцом, в Новом Завете явно не сказано. Православные предания трактуют эти слова Павла в том смысле, что он был именно девственником.

Апостол Павел, лично для себя избравший девство и призывавший подражать ему в этом (1Кор. 7:8), тем не менее осуждает «лицемерие лжесловесников, сожжённых в совести своей, запрещающих вступать в брак» (1Тим. 4:2-1Тим. 4:3)

…Святые Апостолы Иоанн Богослов, Павел, Варнава и, без сомнения, многие другие были девственниками

Однако, согласно сообщению из книги Деяний апостолов: «…получив власть от первосвященников, я многих святых заключал в темницы, и, когда убивали их, я подавал на то голос» (Деян. 26:10), - можно заключить, что Павел был членом синедриона, поскольку имел право голоса казнить христиан. Члены этой организации были обязаны вступать в брак. Более того, Павел, будучи строгим фарисеем, вряд ли пожелал бы пренебречь тем, что Иудеи считали священным долгом, а именно браком. Его подробные наставления из седьмой главы первого послания к Коринфянам также позволяют предположить, что он был хорошо знаком с проблемами подобными тем, которые возникают в связи с браком, а значит, мог быть женат до написания этого отрывка.

Согласно преданию, святые мученицы Зинаида Тарсийская и Филонила являются родственницами (по некоторым данным - родными сёстрами) апостола Павла.

Связи с эллинизмом

Наряду со знанием Торы, из Нового Завета очевидно знакомство Павла с общими местами греко-римской культуры того времени: философии, литературы, религии и, прежде всего, риторики. По широко распространённой версии, послания Павла написаны на живом идиоматическом греческом языке. По другой, существует чёткое доказательство применения игры слов, стихосложения, проявляющихся только на арамейском языке. Родной город Павла Тарс был одним из центров эллинистической образованности, уступавшим в этом отношении лишь Александрии и Афинам. Правда, неизвестно, в каком возрасте Павел покинул Тарс и отправился на учёбу в Иерусалим, но известно (Деян. 9:30), что уже после обращения Павел был вынужден вернуться на длительное время на родину, чтобы избежать преследований со стороны бывших соратников.

Было убедительно показано, насколько широко в речах и посланиях Павла используются приёмы античной риторики. Можно также отметить, что многие из встречающихся в Новом Завете цитат или аллюзий на произведения секулярных античных авторов приводятся Павлом или, по крайней мере, вкладываются в его уста. Многие исследователи пытались также найти в богословии Павла следы влияния малоазийских мистериальных культов.

Участие в преследовании христиан

Судя по Деяниям святых Апостолов, Павел был моложе Иисуса. Весьма вероятно, что оба они находились в Иерусалиме в одни и те же пасхальные дни. Однако в Новом Завете нет никаких свидетельств о том, что Павел видел Иисуса до казни.

В 7-9 главах Деяний Апостолов несколько раз говорится об активном участии Павла (называемого вплоть до Деян 13:9 исключительно Савлом) в гонениях на раннюю христианскую церковь; сам Павел также упоминает в ряде посланий, что до обращения участвовал в преследовании христиан.

Убийство Стефана

Впервые Савл упоминается в 7-ой главе Деяний, в сцене избиения камнями первомученика Стефана. Проповедника Стефана привлекли к суду за богохульство представители синагог «эллинистов» (евреев, приехавших в Иерусалим из диаспоры и говоривших на греческом языке), в частности, выходцев из Киликии (Деян. 6:9), одним из которых мог быть Савл. В Деяниях описан суд над Стефаном, но непонятно, был ли ему вынесен смертный приговор, или его побила камнями разгневанная толпа, не ставшая дожидаться окончания суда.

Причины и характер преследований

Гонения, в которых принял участие Павел, были вызваны ранней христианской проповедью, становившейся неприемлемой для ортодоксального иудаизма из-за таких моментов как:

  • Проповедь распятого Мессии . «…мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн…» (1Кор. 1:23). Такая проповедь воспринималась как богохульство, поскольку распятие было особо позорной казнью, несовместимой с богоизбранностью Мессии, который должен прийти как царь и победитель. В Послании к Галатам (Гал. 3:13) Павел цитирует Второзаконие (Втор. 21:33): «… проклят всяк, висящий на древе». Для Павла-фарисея было немыслимо видеть в распятом и, следовательно, проклятом преступнике Мессию.
  • Критика храмового культа . Многие исследователи считают, что уже в это время в среде христиан из «эллинистов», таких, как Стефан, стало проявляться критическое отношение к еврейской сосредоточенности на Иерусалиме и Храме, плохо совместимой с вселенским характером христианского благовестия. В речи Стефана перед Синедрионом, в написании которой Лука мог опираться на источник, довольно точно передающий взгляды «эллинистов», содержатся открытые нападки на Храм. Возможно, именно критика храмового культа и стала основной причиной преследований.

В ранних гонениях на христиан можно видеть попытку синагогальных общин, находившихся под всецелым влиянием фарисеев, навести порядок в своей среде путём «дисциплинарного» наказания неортодоксальных взглядов. Именно таким наказанием могли быть упоминаемые Павлом бичевание (5 раз по 40 ударов без одного) и тюремное заключение, которым он подвергся уже став христианином (2Кор. 11:23, 2Кор. 11:24). Не исключено, что преследования христиан велись в основном в эллинистских общинах, членом одной из которых мог быть Савл. Основную роль в преследованиях играли, по всей видимости, фарисеи, но в них могло принять участие и храмовое саддукейское священство. В Деяниях (Деян. 9:1 - Деян. 9:2) фарисей Савл получает от саддукейского первосвященника полномочия привести в Иерусалим христиан из Дамаска для наказания.

После обращения

Как повествует книга Деяний, на пути в Дамаск он неожиданным образом услышал неведомый голос «Савл! Савл! Что ты гонишь меня?» и на три дня ослеп (Деян. 9:8 - Деян. 9:9). Приведённый в Дамаск, он был исцелён христианином Ананией и крестился (Деян. 9:17 - Деян. 9:18). Пробыв несколько дней с учениками Дамаска, Ап. Павел проповедует Евангелие среди иудеев Аравии, что можно понять из «Послания к Галатам»(Гал. 1:17). Проведя на аравийском полуострове три года, по причине угрозы от агрессивной части иудейской общины он уходит в Иерусалим.(Гал. 1:18). Местные христиане долго не могли принять его, только заступничество Варнавы примирило Павла с апостолами (Деян. 9:26 - Деян. 9:27). Заручившись поддержкой апостола Петра, Павел останавливается в Антиохии, где его сподвижниками становятся Варнава и Марк (Деян. 12:24).

Затем Павел 14 лет занимается проповедническим служением в Сирии и Киликии, где он вызывает нарекания со стороны иудео-христиан (фарисейской ереси ) за отрицание необходимости обрезания. Споры между сторонниками Павла и его противниками требуют созыва Апостольского собора(Деян. 15:1 - Деян. 15:6).

Когда в Антиохию прибывает Пётр, то у него с Павлом начинаются прения (Гал. 2:11 - Гал. 2:14).

Впоследствии Павел распространяет свою проповедь на Европу, проповедуя на Балканах (Филиппы, Фессалоники, Афины, Коринф) и в Италии. Одним из самых значимых его посланий является Послание к Римлянам, написанное в 58 году в Коринфе и адресованное христианской общине Рима.

Апостол Павел стал ревностным проповедником Евангелия в Палестине, Греции, Малой Азии, Италии и других регионах античного мира. Согласно книге Деяний, во время празднования воскресного дня в Троаде апостол Павел воскресил юношу по имени Евтих, который сидел на окне и, заснув, упал вниз с третьего этажа.

За распространение веры Христовой апостол Павел перенёс много страданий и был как гражданин не распят, а обезглавлен в Риме при Нероне в 64 году (по другой версии - в 67-68 гг.). На месте его погребения ученики оставили памятный знак, который позволил императору Константину разыскать это место и построить там церковь Сан-Паоло-фуори-ле-Мура.

Православные и католики отмечают память Петра и Павла в один день - 29 июня; Православные церкви, использующие Юлианский календарь, отмечают его 12 июля (н. ст.). В православии и католичестве Пётр и Павел - два наиболее почитаемых апостола, называемых первоверховными святыми апостолами за особо ревностное служение Господу и распространение веры Христовой.

Обнаружение останков апостола Павла

В день памяти апостола Павла 29 июня 2009 года, папа римский Бенедикт XVI рассказал, что впервые в истории было проведено научное исследование саркофага, находящегося под алтарём римского храма Сан-Паоло-фуори-ле-Мура. По словам папы, в саркофаге были обнаружены «…мельчайшие фрагменты костей, которые были подвергнуты исследованию с использованием углерода-14 экспертами, не знавшими об их происхождении. Согласно результатам, они принадлежат человеку, жившему между I и II вв.». «Это, похоже, подтверждает единодушную и бесспорную традицию, согласно которой речь идёт об останках апостола Павла», - заявил понтифик на церемонии по случаю завершения торжеств, связанных с 2000-летием святого Павла. Вскрывать древнюю находку долго не решались. Саркофаг пытались просветить рентгеновскими лучами, но камень оказался слишком толстым. «В саркофаге, никогда ранее не открывавшемся на протяжении веков, было проделано очень маленькое отверстие для введения зонда, посредством которого были обнаружены следы драгоценной льняной ткани, окрашенной в пурпурный цвет, пластина из чистого золота и ткань голубого цвета с волокнами льна. Было обнаружено присутствие красного ладана, а также белковых и известковых соединений». Понтифик пообещал, что, когда учёные закончат исследования, саркофаг с мощами будет доступен для поклонения верующих.

Послания апостола Павла

Русское Латинское Рус. Полн. Мин. Язык оригинала
1 Послание к Римлянам Epistula ad Romanos Рим Rom Ro Древнегреческий
2 1-е к Коринфянам Epistula I ad Corinthios 1Кор 1 Cor 1C Древнегреческий
3 2-е к Коринфянам Epistula II ad Corinthios 2Кор 2 Cor 2C Древнегреческий
4 Послание к Галатам Epistula ad Galatas Гал Gal G Древнегреческий
5 Послание к Ефесянам Epistula ad Ephesios Еф Eph E Древнегреческий
6 Послание к Филиппийцам Epistula ad Philippenses Фил Phil Phi Древнегреческий
7 Послание к Колоссянам Epistula ad Colossenses Кол Col C Древнегреческий
8 1-е к Фессалоникийцам Epistula I ad Thessalonicenses 1Фес 1 Thess 1Th Древнегреческий
9 2-е к Фессалоникийцам Epistula II ad Thessalonicenses 2Фес 2 Thess 2Th Древнегреческий
10 1-е к Тимофею Epistula I ad Timotheum 1Тим 1 Tim 1T Древнегреческий
11 2-е к Тимофею Epistula II ad Timotheum 2Тим 2 Tim 2T Древнегреческий
12 Послание к Титу Epistula ad Titum Тит Tit T Древнегреческий
13 Послание к Филимону Epistula ad Philemonem Флм Philem P Древнегреческий
14 Послание к Евреям Epistula ad Hebraeos Евр Heb H Древнегреческий

Павел Апостол - цитаты

Нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, не не-обрезания, варвара. Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.

Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.

И не Адам прельщен, но женщина, прельстившись, впала в преступление.

Где нет закона, нет и преступления.

Где Дух Господень, там свобода.

Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию;
но благодатию Божиею есмь то, что есмь,и благодать Его во мне не была тщетна 1 Кор. 15 , 9-10).

Продолжается Петров пост, установленный Церковью в память святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В прошлом номере мы писали о жизни и трудах святого апостола Петра, сегодня расскажем о святом апостоле Павле. Этот человек, призванный к евангельскому благовестию последним из апостолов, более всех новозаветных священных писателей потрудился в деле изъяснения христианского учения. Блестяще образованный фарисей, он был ревностным гонителем христианского учения, но, чудесным образом вразумленный Господом, стал «Апостолом языков», пламенным проповедником Евангелия, жизнь и силы свои положившим на несение в мир слова Истины.

Гонитель христиан

(Деян. 8 , 3).

Святой апостол Павел, или Савл (первое имя апостола еврейское, второе — латинское) родился и получил начальное образование в киликийском городе Тарсе, славившемся греческой академией и ученостью своих жителей. Тарс в то время по уровню образования приравнивался к Афинам или Александрии. Павел имел римское гражданство со всеми правами и привилегиями. Дальнейшее обучение он продолжил в Иерусалиме у знаменитого учителя Гамалиила, который, несмотря на свою принадлежность к партии фарисеев, был человеком, способным мыслить и высказываться смело и независимо. Об этом можно судить по его знаменитой речи в синедрионе. Когда решалась участь апостолов за проповедь Евангелия, Гамалиил сказал слово, ставшее решающим: говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками (Деян. 5 , 38-39). Щедро одаренный способностями, Савл преуспевал в Иудействе более многих сверстников… будучи неумеренным ревнителем отеческих… преданий (Гал. 1 , 14). Вполне вероятно, что он готовился к должности раввина и в исполнении фарисейского закона проявлял поистине чудовищную ревность.

После событий Святой Пятидесятницы, когда апостолы, исполнившись Духа Святого, проповедовали слово Божие, исцеляли больных и воскрешали мертвых, когда в Иерусалиме стремительно разрасталась христианская община, тогда на свое страшное служение выходит молодой фарисей Савл. С невероятной решимостью он принимается за истребление христиан. Первой жертвой пал диакон Стефан. Разъяренная толпа вывела его из Иерусалима и побила камнями. Савл же одобрял убиение его. В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам… (Деян. 8 , 1.) А Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу (Деян. 8 , 3).

Церковь несла потери, ужас и трепет заставлял христиан скрываться. Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику (Деян. 9 , 1), выпросил официальное разрешение преследовать христиан даже за пределами Палестины и отправился в Дамаск, узнав, что и там много приверженцев этого нового, ненавистного ему учения. Вооруженный отряд двинулся к Дамаску. Казалось, Савла ничто не могло остановить, никакая сила не была способна заставить его поверить, что учение Того, Кто умер на Кресте позорной смертью беглого раба, — учение Истины. Никто. Только Бог!

Обращение ко Христу

Отряд приближался к Дамаску. Нещадно палило солнце. Вдалеке показалась городская стена. Там, в этом городе, в синагогах, как смертоносная зараза, распространяется новое учение о воскресшем Иисусе из Галилеи. Совсем скоро, думал Савл, он поедет этой же дорогой назад, а впереди отряда на суд синедриона в Иерусалим пойдут закованные в узы христиане. Так, вероятно, размышлял он. …Внезапно осиял его свет с неба.Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать (Деян. 9 , 4-6).

От сияния этого Божественного света Савл ослеп. Сопровождающие привели его в Дамаск, где он от сильнейшего потрясения первые три дня ничего не ел и не пил. В Дамаске жил христианин именем Анания, которому Господь в видении повелел пойти к Савлу и возложить на него руки, чтобы он прозрел. Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме (Деян. 9 , 13), — возразил Анания. Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми (Деян. 9 , 15). Анания пошел и сделал, как повелел ему Господь. И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его (Савла), и вдруг он прозрел; и, встав, крестился (Деян. 9 , 18). Пламенный дух Савла не терпел бездействия, и он, уверовав во Христа, с той решимостью и напором, с которыми ранее преследовал христиан, стал проповедовать Евангелие в синагогах. Теперь на основании Ветхого Завета, в знании которого с ним мало кто мог сравниться, он учил, что Иисус Христос и есть ожидаемый иудеями Мессия. Сила его слова, основанная на блестящем образовании и просвященности Духом Святым, приводила иудеев в замешательство. Они возненавидели Савла как предателя и днем и ночью стерегли городские ворота, чтобы без свидетелей расправиться с ним, когда он выйдет из города. Но Савл, знавший о грозившей ему опасности, был спущен учениками в корзине с городской стены и таким образом избежал смерти.

Труды апостола Павла

…Но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною (1 Кор. 15 , 10).

Трудно себе представить, как святой апостол Павел (он же и Савл), имея слабое здоровье, мог понести такие труды. Вся жизнь апостола стала подтверждением слов: сила Божия в немощи совершается (см. 2 Кор. 12 , 9). Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти… три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл в глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников… в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе (2 Кор. 11 , 23, 25-27), — в назидание Коринфянам вспоминает апостол Павел. Такие труды и испытания невозможно перенести, опираясь только на человеческие силы. Все успехи своей проповеднической деятельности апостол Павел приписывает исключительно действию Божественной благодати и старается лишь о том, чтобы быть достойным Духа Святого.

Апостол Павел написал четырнадцать посланий, которые по важности своего содержания и высоте богословской мысли некоторыми именуются «вторым Евангелием». В его трудах раскрывается догматическое и нравственное учение Церкви. Богословская глубина его Посланий нередко приводила в замешательство таких толкователей Священного Писания, как Иоанн Златоуст и Блаженный Августин. Исключительно апостолу Павлу принадлежат выражения «совоскреснуть», «облечься во Христа», «совлечься ветхого человека».

Смерть Апостола

И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое (Деян. 9 , 16).

Апостол Павел

Апостол Павел

Савл - 13-й апостол Павел.

Савл родился 25 мая 7 года до н.э. в городе Тарсе в Малой Азии.
Впервые имя Савла - будущего апостола Павла упоминается в Библии в эпизоде, связанном с казнью святого Стефана. Как сообщается в «Деяниях апостолов», к ногам Савла палачи Стефана положили свои одежды и будущий апостол «одобрил убийство».
Савл действительно был иудейским священником и яростно боролся против первых христианских общин. Он преследовал всех сторонников Иисуса, выслеживал их по домам, арестовывал и даже принимал участие в некоторых казнях, когда осужденных забивали камнями насмерть.
Смерть первого христианского произошла в 31 году.

«Каменование Св. Стефана». Рембрандт, 1625 г. (Музей изящных искусств, Лион). На заднем плане, сидящим с одеждой свидетелей на коленях (Деян 7:58) изображён Савл.

Спустя трое суток после убийства Стефана Савл, возвращаясь домой по пустынной улочке, неожиданно услышал голос, звучащий откуда-то сверху: «Савл, за что преследуешь ты меня?»
Савл резко обернулся, но никого не увидел. Хотя было уже поздно и стояли сумерки, тем не менее местность вокруг просматривалась. Но сколько ни вглядывался Савл в темноту, никого перед собой не увидел.

Испугавшись, Савл спросил:
- Кто ты, откуда? Неведомый голос ответил:
- Это я говорю с тобой, Всевышний. За что преследуешь ты Меня и Сына Моего?
Савл просто оторопел:
- Кто твой сын?
- Сын, посланный мною, Иисус. За что ты его преследуешь? пришел в этот мир от Меня, и его учение верное, потому что оно справедливое. Все, кто выступает против Иисуса, нарушают Божьи законы. Если ты, Савл, не одумаешься, то ты ослепнешь.
С одной стороны, Савл был сильно напуган этими словами, но с другой - он стал себя убеждать, что все это ему пригрезилось, почудилось. И, не поверив в то, что с ним говорил сам Бог, Савл не сделал никаких выводов.
Проснувшись утром, Савл обнаружил перед глазами темноту, как будто ночь еще не закончилась. И лишь спустя некоторое время священник понял, что произошло самое ужасное - он ослеп. Сбылось вчерашнее предупреждение.
Савл начал неустанно молиться и просить Господа простить его. И еще раз услышал он глас Божий: «Проси Сына Моего, он милостив!»
Тогда старший сын Савла отвел его на Голгофу и по просьбе отца оставил там одного. Три дня и три ночи молился неустанно Савл, потеряв счет времени, пока наутро не услышал голос:
- Это я Иисус, что просишь ты!
- Прости меня, Сын Божий, я заблуждался. Иисус ответил ему:
- Тебе все прощается, ибо ты раскаялся. Прощается не мной, а отцом нашим Господом Богом. Ты осознал свою ошибку, и тебе воздастся сполна.
Тут Савл почувствовал на глазах своих прикосновение рук человеческих.
- Я нарекаю тебя Павлом. Придет время, и ты будешь стоять у ворот Рая с ключами.
Какое-то мгновение Савл стоял неподвижно, когда открыл глаза, никого рядом с ним не было, и первое, что он увидел, - восходящее солнце. Это было начало нового дня, но для Савла это было начало новой жизни.
После того как Павел прозрел, он почувствовал в себе огромную силу, и с этого времени в нем проснулся его дар к исцелению и предсказаниям. Еще не раз Иисус во сне приходил к Павлу в трудные минуты, подсказывая и оберегая.
Если человек сильно грешил, если даже убивал, но потом искренне раскаялся в содеянном, то ему будут прощены все его грехи, если пойдет он путем очищения. История с апостолом Павлом живой пример этому.
За все грехи рано или поздно придется расплачиваться. Человек будет или сам страдать в этой жизни, или мучения придут к нему через его собственных детей, внуков или родителей.
Все зло, которое вы сделали кому-нибудь в жизни, обязательно вернется к вам обратно. Не важно каким путем, не важно откуда, но оно вас все равно настигнет. А вот когда вы отстрадаете свое сполна, отмучаетесь за все свои грехи, тогда вам все простится и вы снова можете рассчитывать на счастливую жизнь.
Главная заповедь в учении Иисуса - возлюби своего ближнего, как самого себя, и никогда не делай никому того, чего сам себе не желаешь.
Поэтому все люди, которые живут в любви, в согласии с собой, способные сострадать ближнему, уже в этой жизни получают все мыслимые и немыслимые награды. Павел, преследовавший христиан, был наказан потерей зрения - не надо объяснять насколько тяжела эта утрата для любого человека на Земле. Он мог после этого озлобиться на весь мир, возненавидеть всех людей.
Савл страшно мучился и переживал, но в конце концов нашел в себе силы осознать свои ошибки и, подойдя к Иисусу, смиренно преклонить перед ним колени. Он искренне раскаялся, и поэтому ему все простилось.
Свидетельством искреннего раскаяния Павла служит вся его дальнейшая жизнь.

Андрей Рублёв, Святой Апостол Павел, около 1410 г.

После принятия крещения апостол Павел стал одним из самых неустанных и значительных проповедников христианства. Он совершил множество путешествий по городам и странам средиземноморья, апостол повсюду организовывал христианские общины. Павел отбросил в сторону все сомнения и наставлял, поучал прихожан, рассказывая им об учении Иисуса.
В 60 году Павел прибыл в Рим. Пришел он в те времена, когда и на христиан, и на иудеев были сильные гонения. В 61 году он встретил здесь Петра, который был со своей женой. Апостолы стали вместе читать проповеди.
При императоре Нероне в 64 году в Риме апостола Павла схватили, хотя он и был заранее предупрежден об опасности Петром. Не найдя апостола Петра, вместо него схватили жену и посадили в тюрьму вместе с Павлом. Когда вернулся Петр, всем троим устроили суд. Своей вины никто не признал, и суд принял решение всех казнить.
Павла казнили первым, ему отрубили голову, и безголовое тело было вывешено на кресте на въезде в город, а голова апостола стояла рядом на блюде на небольшом помосте.
Похоронен Павел недалеко от места своей казни в Риме.

"Однако уже в середине I века намечается и другая линия в деятельности Гагтунгра. Пользуясь тем, что миссия Христа в Энрофе осталась недовершенной и поэтому основанная Им церковь, вместо всемирного апофеоза, едва теплится в виде нескольких маленьких общин под грузными пластами государственных институтов, созданных уицраорами, и под косными толщами инвольтированных ими психологий, – силы Гагтунгра начинают вмешиваться в жизнь самой церкви. Выдвигается высокоодаренная и глубоко искренняя в своем порывании к Христу волевая личность, в которой еврейская навязчивость и агрессивная еврейская суровость сочетаются с рассудочно-правовым сознанием римского гражданина. Этот человек был носителем некоей миссии, безусловно светлой, но указанные личные и наследственные черты его извратили понимание этой миссии им самим. Вместо продолжения Христова дела, вместо укрепления и высветления церкви духом любви, и только этим духом, тринадцатый апостол развертывает громадную, широчайшую организационную деятельность, цементируя разрозненные общины строгими уставами, неукоснительным единоначалием и даже страхом, так как опасность быть выброшенным, в случае ослушания, из лона церкви порождала именно духовный страх. То обстоятельство, что апостол Павел никогда не встречал Иисуса Христа при Его жизни и был, следовательно, лишен всего того благодатною, что исходило непосредственно от Иисуса, – это обстоятельство не менее многозначительно, чем и другое: то, что Павел не испытал, как остальные апостолы, схождения Святого Духа. И однако остальные апостолы как бы отодвигаются на второй план, каждый из них сужает свою деятельность до локальных задач, до создавания христианских общин в той или другой стране, а лишенный благодати Павел постепенно оказывается центральной фигурой, возвышающейся надо всеми общинами, все их объединяющей и всем им диктующей то, что ему кажется продолжением Христова дела".
Даниил Андреев - "Роза Мира"

СВЯЗИ с ЭЛЛИНИЗМОМ

Наряду со знанием Торы, из Нового Завета очевидно знакомство Павла с общими местами греко-римской культуры того времени: философии, литературы, религии и, прежде всего, риторики. По широко распространённой версии, послания Павла написаны на живом идиоматическом греческом языке. По другой, существует чёткое доказательство применения игры слов, стихосложения проявляющихся только на арамейском языке. Родной город Павла Тарс был одним из центров эллинистической образованности, уступавшим в этом отношении лишь Александрии и Афинам. Правда, неизвестно, в каком возрасте Павел покинул Тарс и отправился на учёбу в Иерусалим, но известно (Деян 9:30), что уже после обращения Павел был вынужден вернуться на длительное время на родину, чтобы избежать преследований со стороны бывших соратников.
Было убедительно показано, насколько широко в речах и посланиях Павла используются приёмы античной риторики. Можно также отметить, что многие из встречающихся в Новом Завете цитат или аллюзий на произведения секулярных античных авторов приводятся Павлом или, по крайней мере, вкладываются в его уста. Многие исследователи пытались также найти в богословии Павла следы влияния малоазийских мистериальных культов.

Празднование

Установлен праздник святых апостолов Петра и Павла , как двух наиболее почитаемых апостолов, называемых первоверховными святыми апостолами за особо ревностное служение Господу и распространение веры Христовой. У православных праздник отмечаетс 29 июня/12 июля , у католиков - 29 июня.

В день памяти апостола Павла 29 июня 2009 года, папа римский Бенедикт XVI рассказал, что впервые в истории было проведено научное исследование саркофага, находящегося под алтарём римского храма Сан-Паоло-фуори-ле-Мура. По словам папы, в саркофаге были обнаружены «…мельчайшие фрагменты костей, которые были подвергнуты исследованию с использованием углерода-14 экспертами, не знавшими об их происхождении. Согласно результатам, они принадлежат человеку, жившему между I и II веком». «Это, похоже, подтверждает единодушную и бесспорную традицию, согласно которой речь идёт об останках апостола Павла», - заявил понтификна церемонии по случаю завершения торжеств, связанных с 2000-летием святого Павла. Вскрывать древнюю находку долго не решались. Саркофаг пытались просветить рентгеновскими лучами, но камень оказался слишком толстым. «В саркофаге, никогда ранее не открывавшемся на протяжении веков, было проделано очень маленькое отверстие для введения зонда, посредством которого были обнаружены следы драгоценной льняной ткани, окрашенной в пурпурный цвет, пластина из чистого золота и ткань голубого цвета с волокнами льна. Было обнаружено присутствие красного ладана, а также белковых и известковых соединений». Понтификпообещал, что, когда учёные закончат исследования, саркофаг с мощами будет доступен для поклонения верующих.

В 2009-м году во многих германских газетах был напечатан в цвете «фантом-портрет» св. апостола Павла. Он был воссоздан специалистами криминальной полиции Дюссельдорфа - административного центра земли Северный Рейн-Вестфалия. Об этом сообщило немецкое информационное агенство «ДРА».
Опытному специалисту криминальной полиции, выполнившему этот необычный портрет, своими советами помогал дюссельдорфский историк Михаел Хеземан, вот уже несколько лет работающий над научной книгой об апостоле Павле.

Источники:
1. Даниил Андреев. "Роза Мира"
2. Любовь Панова. "Откровения Ангелов-Хранителей. Крест Иисуса".






Copyright © 2015 Любовь безусловная



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!