Коробка между корзинкой и маленькой собачонкой.

Рогачева Ирина Алексеевна,

воспитатель

МАДОУ "Умка"

муниципального образования

город Ноябрьск

Задачи:

  • упражнять детей подговаривать слова стихотворения во время чтения его педагогом, выполнять соответствующие тексту движения (собираться в кружок, "вертеться, как снежок");
  • развивать слуховое и зрительное внимание, слуховое восприятие, зрительную память;
  • упражнять использовать в речи предлоги в, под, на, за;
  • формировать умение играть рядом и вместе друг с другом;
  • воспитывать интерес к природе в зимнее время, доброжелательность.
  • формировать ориентировку в пространстве группы;
  • формировать интерес к занятию рисованием вместе с другими детьми.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке, игры со снегом, знакомство со всеми уголками групповой комнаты, рисование снежинок пальцем руки.

Материал: белые шапочки, ватные комочки, большая картонная коробка, зонтик, коробка-посылка, "волшебная" палочка, белая краска для рисования пальчиками, салфетки, цветные листы бумаги с силуэтами домов и деревьев, музыкальный центр, диск с записью Марша из сюиты на музыку балета «Щелкунчик» П.Чайковского.

Дети садятся полукругом на стульчики, воспитатель каждому на голову надевает белую шапочку.

Воспитатель: "Ребятки, хотите поиграть?"

Дети: "Да, хотим".

Воспитатель вынимает из корзинки и раздает детям "снежинки" (кусочки ваты).

"Ребятки, давайте вспомним, как мы на прогулке играли со снегом, сдували снежинки с рукавички (показывает детям, как правильно сдувать ватку с ладошки)".

Упражнение «Снежинки» повторяется 3 раза.

В группу входит помощник воспитателя и приносит посылку, передает ее воспитателю: Помощник воспитателя: "Почтальон принес для вас посылку".

Воспитатель : "Ребятки, посмотрите, какую посылку нам принес почтальон. Здесь написано, что ее нам прислала тетушка Метелица. Давайте откроем и посмотрим, что в ней?"

Дети: "Да, давайте посмотрим".

Воспитатель открывает коробку и вынимает "Волшебную палочку".

Воспитатель: "Ребятки, да ведь это "Волшебная палочка". Сейчас я взмахну "Волшебной палочкой" и все детки превратятся в белые снежинки".

Начинает звучать музыка.

Воспитатель делает взмахи со словами "Пусть дети станут белыми снежинками".

Воспитатель: "Ах, какие красивые белые снежинки! Снежинки, давайте играть? Повторяйте за мной".

Воспитатель читает стихотворение:

Снег, снег кружится, (произнося эти слова, воспитатель и дети делают круговые

белая вся улица! движения кистями рук)

Собрались мы в кружок,

Завертелись, как снежок. (Кружатся.)

Воспитатель повторяет стихотворение еще раз. Когда читаются последние строчки, дети начинают кружиться. Пока они кружатся, воспитатель прячет снежинку-ребенка. Спрашивает: "Посмотрите, куда залетела белая снежинка?"

Дети : "На диван" (хоровой и индивидуальные ответы).

Воспитатель вновь читает стихотворение (дети выполняют движения и подговаривают за воспитателем слова). Прячет "снежинку" за стул.

Воспитатель: " Ребятки, нет снежинки - Аленки, куда же она залетела?"

Дети : (ищут, находят) "За стулом!" (хоровой и индивидуальные ответы)"

Воспитатель вновь читает стихотворение. И опять прячет "снежинку" (в большую коробку).

Обращает внимание детей: "Ветерок опять унес снежинку и куда-то спрятал. Давайте поищем".

Дети ходят по группе и внимательно смотрят, заглядывают во все уголки. И вот подходят к коробке: "Вот она, здесь снежинка - Таня!"

Воспитатель: "Где здесь?"

Дети: "В коробке!" (хоровой и индивидуальные ответы).

В очередной раз читается стихотворение, дети выполняют движения и подговаривают за воспитателем слова. Аккуратно, незаметно от детей воспитатель прячет ребенка под зонтик.

Воспитатель : "Куда же залетела снежинка - Степа?"

Дети ищут и находят "снежинку" под зонтиком.

Дети: "Под зонтик залетела!" (хоровой и индивидуальные ответы).

Воспитатель: "Молодцы, какие внимательные снежинки!"

Воспитатель: "Вам понравилось быть снежинками?"

Дети: "Да, понравилось".

Воспитатель: "Давайте для тетушки Метелицы нарисуем снежок, который

кружась, летит и падает на дома и деревья".

Дети: "Давайте, нарисуем".

Воспитатель подводит детей к столикам, на которых лежат заранее подготовленные листочки бумаги с нарисованными силуэтами домов и деревьев, краски и салфетки.

Воспитатель: "Ребятки, посмотрите, что нарисовано на бумаге?"

Дети: "Деревья, дома" (хоровые и индивидуальные ответы).

Воспитатель: "Обмакните пальчик в краску и нарисуйте снежинки, которые летят и падают на дома и деревья".

Дети рисуют.

Воспитатель: "Дима, что ты рисуешь?"

Ребенок : "Снег".

Воспитатель: "Валечка, а ты что рисуешь?"

Ребенок: "Снежинки, они падают".

Воспитатель : "На что падают снежинки?"

Ребенок : "На дом, и еще на дерево".

Воспитатель: "Молодцы, какие красивые рисунки получились. И деревья и дома принакрылись белым покрывалом".

Воспитатель: "Ребятки, для кого мы рисунки рисовали?"

Дети : "Для Метелицы".

Воспитатель: "Правильно. А что мы рисовали"

Дети : "Снег, снежок".

Воспитатель: "Конечно снег - снежок. Умнички. Не забудьте вытереть пальчики салфеткой".

Воспитатель: "А сейчас я взмахну "Волшебной палочкой" и все белые снежинки превратятся в детей".

Воспитатель делает взмахи со словами "Пусть белые снежинки станут детьми", перестает играть музыка.

Дети с воспитателем идут мыть руки.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.

Выдали даме на станции
Четыре зеленых квитанции
О том, что получен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.....

Самуи́л Я́ковлевич Марша́к (1887-1964) - русский советский поэт, драматург, переводчик, литературный критик. Лауреат Ленинской и четырёх Сталинских премий.
Рано начал писать стихи. В 1902 году на талантливого мальчика обратил внимание В. В. Стасов, познакомивший его с М. Горьким. В 1904-1906 годах Маршак жил в семье М. Горького в Ялте. Печататься начал в 1907 году. В 1912-1914 годах слушал лекции на факультете искусства Лондонского университета. В 1915-1917 годах в русских журналах были опубликованы первые переводы Маршака из английской поэзии. В 1920 году жил в Краснодаре (бывший Екатеринодар), организовал здесь один из первых в стране театров для детей, писал для него пьесы-сказки. В 1923 году вышли первые стихотворные книжки для самых маленьких: "Дом, который построил Джек", "Детки в клетке", "Сказка о глупом мышонке". В 1923-1925 годах возглавлял журнал "Новый Робинзон", который стал собирателем кадров молодой советской детской литературы. На протяжении ряда лет Маршак руководил Ленинградской редакцией Детгиза. Горький не раз привлекал Маршака в качестве ближайшего помощника к разработке планов "большой литературы для маленьких". Роль Маршака, поэта для детей, точно охарактеризовал А. А. Фадеев, подчеркнув, что Маршак сумел в своих стихах заговорить с ребёнком о самых сложных понятиях большого социального содержания, о трудовой доблести и о людях труда без всякой дидактики, в живой, весёлой, увлекательной и понятной детям форме, в форме детской игры. Это отличительные особенности произведений Маршака для детей, начиная от ранних его книжек "Пожар", "Почта", "Война с Днепром", позднее - сатирического памфлета "Мистер Твистер" (1933) и романтической поэмы "Рассказ о неизвестном герое" (1938) вплоть до произведений военных и послевоенных лет - "Почта военная" (1944), "Быль-небылица" (1947), "Круглый год" (1948) и многих других. Маршак оставил превосходные образцы детских сказок, песен, загадок, пьес для детских театров ("Двенадцать месяцев", "Горя бояться - счастья не видать", "Умные вещи" и др.).

Маршак-переводчик обогатил русскую советскую поэзию классическими переводами сонетов У. Шекспира, песен и баллад Р. Бёрнса, У. Блейка, У. Вордсворта, Дж. Китса, Р. Киплинга, Э. Лира, А. Милна, украинских, белорусских, литовских, армянских и других поэтов. Маршак-лирический поэт известен книгой лирики ("Избранная лирика", 1962; Ленинская премия, 1963) и сборником лирических эпиграмм. Маршак-прозаик, Маршак-критик - автор автобиографической повести "В начале жизни" (1960), статей и заметок о поэтическом мастерстве (книга "Воспитание словом", 1961). В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 развернулся талант Маршака-сатирика. Его сатирические стихи, регулярно появлявшиеся в "Правде", и боевые плакаты (в содружестве с Кукрыниксами) пользовались огромной популярностью на фронте и в тылу.
Б. Е. Галанов.

«Багаж» Самуил Маршак

Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.

Выдали даме на станции
Четыре зеленых квитанции
О том, что получен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.

Вещи везут на перрон.
Кидают в открытый вагон.
Готово. Уложен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.

Но только раздался звонок,
Удрал из вагона щенок.
Хватились на станции Дно:
Потеряно место одно.
В испуге считают багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка…
- Товарищи! Где собачонка?

Вдруг видят: стоит у колес
Огромный взъерошенный пес.
Поймали его - и в багаж,
Туда, где лежал саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка,
Где прежде была собачонка.

Приехали в город Житомир.
Носильщик пятнадцатый номер
Везет на тележке багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку,
А сзади ведут собачонку.

Собака-то как зарычит,
А барыня как закричит:
- Разбойники! Воры! Уроды!
Собака - не той породы!
Швырнула она чемодан,
Ногой отпихнула диван,
Картину,
Корзину,
Картонку…
- Отдайте мою собачонку!

Позвольте, мамаша! На станции,
Согласно багажной квитанции,
От вас получили багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Однако
За время пути
Собака
Могла подрасти!

Анализ стихотворения Маршака «Багаж»

Стихотворение «Багаж» — прекрасный образец искрометного маршаковского юмора и образности. Оно замечательно читается в любом возрасте и остается очень современным, несмотря на то, что создано почти сто лет назад.

Произведение было написано в 1926 году. Его сюжет Самуил Яковлевич менял по ходу сочинения, поскольку в первую очередь его интересовал ритм стихотворения. Например, героиня направлялась изначально в Тверь, но впоследствии решено было сделать конечным пунктом путешествия Житомир. Думается, эти моменты были не столь важны, ведь главное, что делает стихотворение уникальным – это игра слов и живые образы.

Строки стихотворения организованы следующим образом: первые две-четыре строки содержат от трех до пяти-шести слов. Это длинные строки, за которыми следует несколько строк по одному слову. Завершает строфу неизменная фраза о собачонке. Благодаря этим строкам, которые являются особым приемом – эпифорой, «Багаж» стал одним из самых известных и цитируемых детских стихотворений:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.

Это неудивительно, ведь автор намеренно старался подбирать слова и укладывать их в созвучные лесенки, чтобы детям было легче их воспринять и запомнить. Несомненно, это ему удалось, потому что стихотворение действительно быстро ушло в народ и повторялось детьми как считалка.

Своей популярностью среди читателей всех возрастов это стихотворение обязано еще и тому, что в нем очень красочно и живо изображены его персонажи, а действие динамичное, несмотря на лаконизм повествования. Например, с первых строк легко представить себе героиню. Автор называет ее «дамой», «барыней». Вкупе с огромным багажом, в который входит заграничный «саквояж», картонка, в каких обычно перевозят пышные шляпы, и собачка мелкой «благородной» породы, она производит впечатление кичливой женщины, претендующей на высокий статус. Однако окружающая ее ситуация делает образ весьма комичным. Также детям не составляет труда представить себе поведение дамы, собачонку и того зверя, что нашелся ей на замену, вообразить станции, вокзал и юрких носильщиков. Поэтому-то стихотворение легко читается и слушается даже самыми маленькими детьми.

Но и взрослые смогут найти в произведении нечто забавное. Например, разглядеть тонкую иронию на существовавшие порядки в стране на момент создания стихотворения. Автор высмеивает бюрократизм («Выдали даме на станции четыре зеленых квитанции»), небрежность работников («Вещи везут на перрон, кидают в открытый вагон»), претенциозное поведение пассажиров. Даже название станции Дно содержит намек. Известно, что за такое карикатурное изображение действительности Маршак подвергался критике советской власти. Однако произведение пережило испытание временем, и сегодня читатели могут получить заряд юмора, перечитывая «Багаж».

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!