Короткое содержание ступеньки н носов. Урок литературного чтения на тему Н.Носов "Ступеньки"(1 класс)

Тема: Н. Носов «Ступеньки»

Цели:

1. Учить выразительному чтению через эмоциональную окраску;

2. Способствовать развитию у детей способности полноценного восприятия художественного произведения;

3. Обратить внимание на качество характера героя.

Содействовать развитию универсальных учебных действий:

· Воспринимать речь учителя (одноклассников),

· Анализировать текст; осознавать смысл прочитанного, определять главную мысль;

· Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; характеризовать качества героя;

· Наблюдать: подбирать пропущенные в предложении слова, ориентироваться на смысл предложения.

Оборудование урока: книга литературное чтение, листики для моделирования обложки, карточки с индивидуальными заданиями для индивидуальных заданий и заданий в парах, карточки с текстами «Мнимое слово».

Ход урока

1. Организация класса на работу. Психологический настрой.

А) приветствие учителя

Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем-всем, каждому из вас. Доброе утро, ребята, гости! И давайте поиграем в игру «Доброе утро».

Б) игра «Доброе утро».

Я скажу слова: «Доброе утро…»и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашет мне рукой, - значит, вы услышали и отвечаете на приветствие. Попробуем?

Доброе утро всем девочкам!

Доброе утро всем мальчикам!

Доброе утро всем, кто любит конфеты!

Доброе утро всем, кто приехал в школу на автобусе!

Доброе утро всем, кто хочет знать тему нашего урока!

2. Сообщение темы урока

А тема урока зашифрована. Посмотрите на доску, постарайтесь расшифровать.

С у т п е н ь и к.

Откройте учебники «Букварь» ч.2 стр.58. Назовите автора. (Н. Носов).

Как вы думаете, что мы будем делать на уроке литературного чтения?

3. Работа по теме урока.

А) чтение учителем рассказа Н. Носова «Ступеньки».

Б) выявление первичного восприятия.

Какое впечатление произвёл на вас рассказ?

Что радовало, огорчило, волновало, удивляло.

(слова вывешиваются на доске).

В) Выявление читательских умений. (Коллективно-индивидуальная работа) работа)

Что вы слушали? (рассказ)

Покажите это на модели обложки. (дети на листочках рисуют прямоугольник).

О ком этот рассказ? (о детях). Покажите это на модели. (дети раскрашивают прямоугольник жёлтым цветом).

Николай Николаевич Носов написал много интересных рассказов для детей о детях.

Как называется рассказ? Покажите заголовок на обложке.

Теперь давайте правильно назовем произведение, которое вы слушали.

(Н. Носов. Рассказ о детях. «Ступеньки».)

Ступеньки.

Вывешивается модель обложки, дети сверяют со своими листочками.

- Назовите главных героев рассказа?

4. Работа по содержанию произведения.

В это время 3 учащихся разбирают текст стр.59, для чтения по ролям.

ФИЗМИНУТКА.

Раз – согнутся, разогнутся.

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка.

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

Семь, восемь – лень отбросим.

Стр.58. А) чтение «цепочкой».

1. Откуда возвращался Петя?

2. Чему новому научился в этот день мальчик?

6. Какое число он забыл?

Б) чтение по ролям. Стр.59.

В) стр. 60. «Жужжащее чтение».

Пересказ прочитанного текста.

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.

Обобщающая беседа.

1. Как ты думаешь, нужно ли доводить любое начатое дело до конца, или лучше бросить, если не получается?

2. Как вы относитесь к поступку сестры?

Выявление основной мысли рассказа.

3. Чему же мы поучились у героев рассказа?

Г) работа в парах.

Выбери подходящие слова обозначающие качество характера детей.

Карточка 1.

находчивость Валя

ворчливость

неумение терпеть

хвастовство

настойчивость

упорство

находчивость

Карточка 2.

находчивость Петя

ворчливость

неумение терпеть

хвастовство

настойчивость

упорство

находчивость

4. В это время 2 учащихся выполняют задание «Мнимое слово». На карточке даётся отрывок из текста с пропущенными словами.

Карточка 1.

Карточка 1.

Валя пошла _____________ и говорит маме:

Мама, там Петя на лестнице ____________________считает: одна, две, ______, четыре, пять, а дальше не помнит.

Валя побежала обратно по лестнице, а Петя всё ступеньки считает.

Д) Подбор пословицы к данному рассказу.

Терпение и труд всё перетрут.

Ученье свет, а неученее тьма.

5. Домашнее задание.

Нарисовать рисунок к любому эпизоду

Пересказать рассказ

6. Рефлексия.

Наш урок подошел к концу. Встаньте и подойдите ко мне. Давайте возьмемся за руки. Вы сегодня молодцы. Хорошо работали на уроке. У нас все с вами получилось. Давайте поблагодарим друг друга за проведенный урок.

Однажды Петя возвращался из детского сада. В этот день он научился считать до десяти. Дошёл он до своего дома, а его младшая сестра Валя уже дожидается у ворот.

Стали они подниматься по лестнице, а Петя громко ступеньки считает:

– Ну, чего ж ты остановился? – спрашивает Валя.

– Ну вспоминай, – говорит Валя. Стояли они на лестнице, стояли. Петя говорит:

– Нет, я так не могу вспомнить. Ну ка, лучше начнём сначала.

Сошли они с лестницы вниз. Стали снова вверх подниматься.

– Одна, – говорит Петя, – две, три, четыре, пять…

И снова остановился.

– Опять забыл? – спрашивает Валя.

– Забыл! Как же это! Только что помнил и вдруг забыл! Ну ка, ещё попробуем.

Снова спустились с лестницы, и Петя начал сначала:

– Одна, две, три, четыре, пять…

– Может быть, двадцать пять? – спрашивает Валя.

– Да нет! Только думать мешаешь! Вот видишь, из за тебя забыл! Придётся опять сначала.

– Не хочу я сначала! – говорит Валя. – Что это такое? То вверх, то вниз, то вверх, то вниз! У меня уже ноги болят.

– Не хочешь – не надо, – ответил Петя. – А я не пойду дальше, пока не вспомню.

Валя пошла домой и говорит маме:

– Мама, там Петя на лестнице ступеньки считает: одна, две, три, четыре, пять, а дальше не помнит.

Валя побежала обратно к лестнице, а Петя всё ступеньки считает:

– Одна, две, три, четыре, пять…

– Шесть! – шепчет Валя. – Шесть! Шесть!

Хорошо, что лестница кончилась, а то бы он так и не дошёл до дому, потому что научился только до десяти считать.

ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ

Главный герой рассказа Николая Николаевича Носова "Ступеньки" - это мальчик Петя, который ходит в детский сад и только-только научился считать от одного до десяти и решивший сосчитать ступеньки, ведущие к его квартире.

Второстепенные герои - сестра Валя, наблюдавшая за Петей и мама, выручившая мальчика советом.

ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ РАССКАЗА "СТУПЕНЬКИ"

Главный смысл рассказа "Ступеньки" в том, что не следует торопиться применять на практике не до конца усвоенные знания. Торопливость может привести к тупиковой ситуации, как это случилось с Петей, который раз за разом поднимался на пять ступенек и снова спускался к началу лестницы, не сумев вспомнить число "шесть". Лишь твердо усвоенные знания могут способствовать успешному выполнению какого-либо дела. Из рассказа следует вывод, что овладевать знаниями следует очень прилежно и запоминать их накрепко, чтобы впоследствии не возникали такие досадные заминки, как у мальчика Пети.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ (очень кратко) РАССКАЗА "СТУПЕНЬКИ"

В рассказе обрисован небольшой эпизод: Петя, научившийся считать до десяти, вдруг запнулся на пятой ступеньке и никак не хотел подниматься выше, пока не вспомнит, как считается следующая ступенька. Но у него не получалось до тех пор, пока мама не напомнила ему.

АНАЛИЗ РАССКАЗА "СТУПЕНЬКИ" Н.НОСОВА

Мальчик Петя, который ходит в детский сад. Он только-только научился считать от одного до десяти. Петя настолько рад приобретенным знаниям, что незамедлительно хочет применить их на практике. Он старательно начинает считать ступеньки в своем доме, когда вместе с сестрой Валей возвращается из садика. Но вот незадача – отсчитав пять ступенек, Петя никак не может вспомнить, какое число следует за числом пять.

Чтобы вспомнить число, мальчик решает начать все с начала и спускается к первой ступеньке. Но, поднявшись на пять ступенек, он снова останавливается, потому что следующее число никак не вспоминается. Упорный Петя снова спускается вниз и начинает все сначала.

Валя - младшая сестра Пети, не растерялась, когда Петя попал в тупик с подсчетом ступенек, а быстро сбегала за помощью к маме. Тем самым Валя фактически "спасла" Петю от бесконечного хождения по лестнице. Будучи совсем маленькой, Валя уже смекает, как важно помогать людям в трудных ситуациях.

Мама называет Вале следующее число и та возвращается к Пете, который в очередной раз замер на пятой ступеньке. Шепотом Валя подсказывает Пете число и он, обрадованный, называет забытое число вслух, после чего подъем по лестнице успешно завершается и ребята приходят домой.

Если у тебя что-то не получается, никогда не стоит стесняться попросить помощи. Вместе любая задача решается легче и гораздо быстрее.

ПОСЛОВИЦЫ К РАССКАЗУ "СТУПЕНЬКИ"Н.НОСОВА

"Поспешишь – людей насмешишь";
"Гордись не знанием верхушек, а знанием корней";
"Всякая помощь хороша вовремя".

Главным героем является мальчик Петя, который ходит в детский сад. Он только-только научился считать от одного до десяти. Петя настолько рад приобретенным знаниям, что незамедлительно хочет применить их на практике. Он старательно начинает считать ступеньки в своем доме, когда вместе с сестрой Валей возвращается из садика.

Но вот незадача – отсчитав пять ступенек, Петя никак не может вспомнить, какое число следует за числом пять. Сестренка Валя младше Пети и она еще не умеет считать. Чтобы вспомнить число, мальчик решает начать все с начала и спускается к первой ступеньке. Но, поднявшись на пять ступенек, он снова останавливается, потому что следующее число никак не вспоминается. Упорный Петя снова спускается вниз и начинает все сначала.

Тут Валя, хоть она и младшая сестра, начинает понимать, что так они не скоро попадут домой. И она бежит за помощью к маме. Мама называет Вале следующее число и та возвращается к Пете, который в очередной раз замер на пятой ступеньке. Шепотом Валя подсказывает Пете число и он, обрадованный, называет забытое число вслух, после чего подъем по лестнице успешно завершается и ребята приходят домой.

Таково краткое содержание рассказа.

Главный смысл рассказа «Ступеньки» в том, что не следует торопиться применять на практике не до конца усвоенные знания. Торопливость может привести к тупиковой ситуации, как это случилось с Петей, который раз за разом поднимался на пять ступенек и снова спускался к началу лестницы, не сумев вспомнить число «шесть». Лишь твердо усвоенные знания могут способствовать успешному выполнению какого-либо дела. Из рассказа следует вывод, что овладевать знаниями следует очень прилежно и запоминать их накрепко, чтобы впоследствии не возникали такие досадные заминки, как у мальчика Пети.

В рассказе мне понравилась Валя, младшая сестра Пети. Она не растерялась, когда Петя попал в тупик с подсчетом ступенек, а быстро сбегала за помощью к маме. Тем самым Валя фактически «спасла» Петю от бесконечного хождения по лестнице. Будучи совсем маленькой, Валя уже смекает, как важно помогать людям в трудных ситуациях.

Какие пословицы подходят к рассказу «Ступеньки»?

Поспешишь – людей насмешишь.
Гордись не знанием верхушек, а знанием корней.
Всякая помощь хороша вовремя.

Урок литературного чтения в 1 классе

(УМК «Начальная школа 21 века»)

Н. НОСОВ «СТУПЕНЬКИ»

Цели:

    ознакомить с содержанием произведения Н. Н. Носова «Ступеньки»;

    создать условия для развития умения давать оценку поступкам героев, навыков правильного чтения;

    упражнять в выборочном чтении;

    способствовать воспитанию интереса к детской литературе.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умеют отвечать на вопросы по содержанию текста; пересказывать небольшие по объёму тексты; оценивать литературного героя произведения по его поступкам; называть авторов и заглавия произведений, прочитанных в классе; выражать эмоции и настроение в процессе чтения.

Метапредметные:

Познавательные: общеучебные – овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – выделение существенной информации из текста; построение рассуждений.

Регулятивные: анализировать собственную работу: соотносить план и совершённые операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.

Коммуникативные: уметь описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.

Личностные: проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.; применяют правила делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением другого человека.

Оборудование: портрет Н. Н. Носова, выставка его книг; презентация.

Ход урока.

I . Организационный момент.

Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем-всем, каждому из вас. Доброе утро, ребята! И давайте поиграем в игру «Доброе утро».

Игра «Доброе утро».

Я скажу слова: «Доброе утро…»и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашет мне рукой, - значит, вы услышали и отвечаете на приветствие. Попробуем?

Доброе утро всем девочкам!

Доброе утро всем мальчикам!

Доброе утро всем, кто любит конфеты!

Доброе утро всем, кто приехал в школу на автобусе!

Доброе утро всем, кто хочет знать тему нашего урока!

II . Определение темы и цели урока.

Посмотрите на выставку книг. Книги какого писателя перед вами? (Н.НОСОВА)

Как вы думаете, о чём он пишет? (О детях, их поступках)

Назовите жанр этих произведений. (рассказ)

Перед вами зашифрованное словом, разгадайте его. Какое слово получилось?

(пенькисту)

Как вы думаете, с каким рассказом Н.Носова мы сегодня познакомимся? («Ступеньки»)

Так называется рассказ Николая Николаевича Носова «Ступеньки», с которым мы сегодня с вами познакомимся.

А что вы знаете об том писателе?

Николай Николаевич Носов родился в 1908 г. в городе Киеве в семье актёра.

В школьные годы мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку.

Увлекался многим, но в итоге окончил институт кинематографии.
Почти 20 лет Николай Николаевич был связан с кино. Он работал режиссёром. Поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов.

В годы Великой отечественной войны Николай Носов поставил несколько учебных фильмов для Советской Армии. Был награжден орденом Красной звезды (1943 г.)

Как же он стал писателем? А случилось это неожиданно: подрастал сын, постоянно требовал всё новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы.

В 1938 году был напечатан первый рассказ «Затейники». Затем появились другие рассказы.
Вскоре рассказы Носова стали печататься в одном из самых известных в то время журналов для детей – «Мурзилке».
III . Открытие нового знания.
1. Первичное чтение рассказа Н. Носова «Ступеньки» учителем
.

Понравился вам рассказ? Какой он весёлый или грустный?
- О ком этот рассказ?
2. Повторное самостоятельное чтение текста.
- А теперь давайте прочитаем рассказ по цепочке и ответим на вопросы.

3. Беседа по вопросам.

Чем похвастался Петя? Какое слово близкое по значению, вы можете назвать или заменить?(хвалиться)
- До какого числа Петя научился хорошо считать?

Что произошло на лестнице?

На какой ступеньке застрял Петя?

А какое число он забыл? (6)
- Кто нашёл выход из трудной ситуации?

Кто был старше Петя или Валя?
- Как вы думаете, нужно ли доводить начатое дело до конца, или лучше бросить, если не получается?

С кем бы из двух героев рассказа вы хотели бы дружить? Почему?
- Сколько всего было ступенек?

IV . Чтение рассказа по ролям.

V . Работа с деформированным планом текста.
- Восстановите правильную последовательность событий в тексте.

Ну, чего ты остановился? (2)
А я уже считать умею! (1)
Ну-ка, лучше снова начнём сначала. (3)
Может быть двадцать пять? (4)
Хорошо, что лестница кончилась… (6)
А дальше шесть, - сказала мама. (5)

VI . Рефлексия деятельности.

1. Блицопрос.

Как звали сестрёнку Пети?

На какой ступеньке застрял Петя?

Кто был старше: Петя или Валя?

Сколько всего было ступенек?

Что вам понравилось в характере Пети?

Можно ли научиться новому делу без настойчивости?

2. Выбор заглавия рассказа.

Выберите пословицу, которую можно сделать названием рассказа Н. Носова «Ступеньки»:

«Терпенье и труд всё перетрут»;

«Глаза страшатся, а руки делают»;

«Умел начать, умей и окончить».

В рассказе показана простая история о маленьком Пете и его сестре Вале. Здесь показано возвращение Пети домой из детского сада. Сестренка ждала его у ворот и очень обрадовалась. Дорога до самого дома оказалась долгой, точнее, подъем по лестнице. Дело в том, что в тот день Петя научился считать. Понятно, что это очень важное для любого ребенка событие. И вот он решил немного похвастаться перед своей младшей сестрой Валей.

Собственно, он и похвалился, что теперь умеет считать до десяти. Но просто сказать это ему показалось мало. Нужно было, конечно, продемонстрировать. И он стал считать ступени, по которым шел домой. До шестой всё было нормально: он называл номер и делал шаг… Но вот цифру «шесть» Петя вдруг позабыл! И не хочет никуда идти. Точней, он снова спустился по лестнице и начал свой счёт, но на «шесть» опять сбился. У Вали уже ноги заболели ходить вверх-вниз. Но Петя упрямится - вспомнит, тогда пойдёт, а так не может свернуть со своего пути. Вот Петя мучительно вспоминает, а Валя ничем не может ему помочь, ведь она-то считать ещё совсем не умеет.

Тогда Валя догадалась сбегать к маме. Девочка объяснила ей ситуацию, а мама не стала ругать Петю, не забрала его с лестницы, а просто подсказала Вале, мол, шесть. И Валечка довольная побежала снова на лестницу, прошептала брату подсказку.

Впрочем, кажется, он и не заметил этого, а «вдруг» так вспомнил, что это самое несчастное число, которое его не пускало домой, просто шесть. Валя не стала заострять на этом внимания, а порадовалась с братом.

И только тогда мальчик досчитал ступени и дошел до дома, где их уже ждала мама. Автор справедливо замечает, дескать, хорошо, что ступеней к их квартире оказалось как раз десять. Было бы их больше, так, наверное, Петя, вообще, не дошел бы домой – из принципа.

Рассказ учит не «застревать», ведь, с одной стороны, упорство хорошее качество, а с другой – иногда очень мешает нормальной жизни, поэтому нужно выбирать золотую середину.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Носов Николай. Все произведения

  • Автомобиль
  • Ступеньки
  • Федина задача

Ступеньки. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Гиляровский Москва и москвичи

    В данном произведении говорится о том, как автор долгое время изучал Москву, быт людей, живущих в ней, обычаи и особенности. Он делал это пятьдесят лет. Начиналось все при Александре втором

  • Краткое содержание Слуга двух господ Гольдони

    Во время помолвки юных возлюбленных Клариче деи Бизоньози и Сильвио Ламбарди в дом заявляется беспардонный слуга синьора Федериго Распони по имени Труфальдино и сообщает, что его хозяин ожидает приглашения внизу

  • Краткое содержание Носов Клякса

    Федя - главный герой произведения «Клякса», написанного советским писателем Николаем Николаевичем Носовым. Мальчик очень любил смешить одноклассников. На одной из перемен Федя стал отбирать флакончик с тушью

  • Краткое содержание оперы Принцесса Турандот Пуччини

    Дворец императора окружен народом, который взволнован тем, что уже какой-раз Мандарин объявляет указ правителя Альтоума, прозванного Сыном неба.

  • Краткое содержание Пикуль Каторга

    Русский писатель Валентин Саввич Пикуль написал ряд книг о жителях Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии. В 1987 году вышел его исторический роман «Каторга».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!