Коучинг "Как улучшить работу одарённых и талантливых детей в школе". Коучинг "Как улучшить работу одарённых и талантливых детей в школе" Прием рефлексии “Светофор”

Название занятия: Дата: Общие цели: Результаты обучения: Ключевые идеи: Задания: Коуч­занятие с фокус­группой коллег «Креативные и инициативные» «Каким должен быть урок для одаренного ребенка в массовой школе?» Участники смогут обсудить проблемы организации обучения одаренных детей в классе; создадут проект образовательной среды урока для ОД; разработают мини­урок для одаренного ребенка. Участники знают: ­ понятие одаренности; ­ как проявляются возможности одаренных детей в совместной деятельности; ­ стратегии обучения одаренных детей. Умеют: ­ работать в группе; ­ использовать стратегии обучения в личных целях. Создают: ­ проект мини­ урока для одаренного ребенка. Модуль «Обучение талантливых и одаренных детей» входит в Программу уровневых курсов. В отношении обучения одаренных и талантливых детей существуют трудности; важно тщательно продумывать, обсуждать и планировать уроки с включением таких детей. 1. Мотивация «Перевоплощение». Сейчас вам предстоит побыть в роли одаренных детей. Надеваем «майку одаренного ребенка». 2. Задание: вы одаренный ребенок, сейчас вы должны записать проблемы, с которыми сталкиваетесь в массовой школе. 3. Просмотр видеоролика «Мир глазами одаренных детей». Как видите, проблем достаточно много. Нам нужно научиться с ними справляться. 4. Задание: Вернемся к своей роли, роли учителя. Какова ваша цель сегодня? 5. Обсуждение схемы урока Участники придумывают девиз, с которым может прийти на урок одаренный ученик. Сообщают свои девизы. Каждый участник должен выделить основные проблемы одаренного ученика. Сопоставляют со «своими» проблемами. Переворачивают «майку – эмблему», записывают свою цель на занятие (чего хотят от сессии) Участники обдумывают ответ в течение 30 секунд. Обсуждение, дискуссия.

­ Кто испытывает наибольшие проблемы в обучении? ­ Почему? ­ Почему можно сказать, что одаренные учащиеся находятся в ситуации социального “риска” в обычной учебной среде? ­ Какие эмоциональные характеристики можно дать одаренным детям? ­ Как влияют эмоциональные характеристики одаренных учащихся на учебную деятельность? ­ Вспомните одного из ваших учащихся, для которого данные характеристики являются препятствием или помощником. 6. Опросник «Качества учеников». Согласитесь, не очень комфортно чувствует себя учитель на уроке в классе, где есть одаренные дети. Почему так происходит? Музыкально­танцевальная пауза 7. Деление на группы «Одинаковые картинки». 8. Проектирование образовательной среды урока, способствующей обучению одаренных детей. 9. Сопоставление результатов работы с ресурсом №3. Оценивание собственной работы. 10. Работа в парах по предметным интересам. Ресурсы №4, 5. Проектирование мини­урока. Задача: создать условия для обучения одаренных детей (конкретных учащихся школы) Рефлексия «Прекрасный тюльпан» 11. Презентация мини­уроков. Используют ресурс №1 Называют учащихся, которые учатся у большинства, чтобы затем спроектировать мини­урок предметно. Участники отмечают + или – качества детей, которые им нравятся или не нравятся. Обсуждение. Участники получают картинку и объединяются в группы Заполняют пустографки в таблице. Ресурс №2 Участники изучают ресурсы №4, 5. Создают проект мини­урока, используя предложенные способы или свои наработки. Подведение итогов. Участники

­ А сейчас предлагаю вам закрепить на цветке, который символизирует одаренного ребенка, бабочек, на которых запишите, что сможете использовать из материалов занятия в своей работе. помещают стикеры в виде бабочек на цветок, расположенный на доске. Можно записать на стикере пожелание или вопрос.

Коучинг-сессия

« »

Цель:

Ожидаемые результаты:

Знать: Уметь:

Этапы

время

Деятельность коуча

Деятельность участников

Ресурсы

I .Вводная часть

1. Приветствие

2.Психологический настрой

Упражнение «Комплимент»

Сообщает цель коучинга.

Говорят друг другу комплименты

3.Деление на группы по порядковым номерам

Делит на группы

Рассаживаются по местам

4. Установление правил работы в группе

корректировка

Разработка правил

П. Основная часть. Стадия вызова

Показ презентации с комментариями

Слушают

Интерактивная доска, слайды

III стадия осмысления.

«Погружение в тему»

«Думай - В паре - Обсуди»

Предлагает познакомиться с раздаточным материалом

« Как распознать в ребенке талант и одаренность ? »

Чтение раздаточного материала

Раздаточный материал Формат А 4, фломастеры

Составление и защита постера

Оценивание

«Большой палец»

Предлагает составить постер по данной теме

Предлагает оценить презентации групп

Составляют и защищают постер

Оценивают

Формат А3, фломастеры

IV . Рефлексия

«Оценочная лесенка»

Отмечают- на какой лесенке находятся

Рисунок с лесенкой

Заключительное слово

Слова-напутствия

стикеры

Заметки

Рефлексивный отчет по коучинг-сессии

Тема: « Обучение талантливых и одаренных детей »

Цель: Раскрытие сущности модуля «Обучение талантливых и одарённых учеников»

Результаты обучения / Критерии успеха:

Знать : содержание модуля «Обучение талантливых и одарённых учеников»
Уметь: применять приёмы модулей в работе с одаренными и талантливыми учениками;
- посредством наблюдения над поведением учащихся в процессе их обучения уметь выявлять одарённых и талантливых учащихся по всем направлениям.

Ключевые идеи:

Одним из ключевых идей коучинга является то, что «коучинг - весьма эффективный способ оказания помощи учителям в их профессиональном развитии и совершенствовании»

Как распознать талант? и делать соответствующие выводы. составляет точку отсчета в развитии каждого. Еще одна точка отсчета - память , характеризующая специальный талант. Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания

Для установления доброжелательного настроя я начала свой коучинг-сессию с тренинга «Комплимент…». Цель этого упражнения: снятие излишнего эмоционального напряжения участников. Проведение тренинга позволило наладить эмоциональный настрой, затем я разделила коллег на 3 группы по порядковым номерам . Ознакомила с правилами работы в группе.

На этапе вызова я показала учителям, подготовленную мной презентацию с комментариями «Талантливые и одаренные» .

Затем я предложила познакомиться с раздаточным материалом

« » , я дала на ознакомление материала 7 минут, после этого я предложила учителям составить постер по данной теме. Тема для всех участников коучинга была очень интересна, каждая группа по-своему презентовала, приводила различные примеры и своих учеников и гениальных людей – И.Ньютон, Эйнштейн. Все группы активно работали, бурно обсуждали. После защиты спикеров я предложила оценить команды приемом «Большой палец».

Далее слово предоставили директору школы Рысбаевой А.А. Она рассказала об одаренных и талантливых учениках, что учителям нужно уделять больше внимания на таких детей, давать им опережающие и усложненные задания, Загружать как можно больше.

Также слово предоставили учителю самопознания, психологу Алие, она приводила примеры из своей жизни, сказала, что конечно же большую роль в жизни одаренных и талантливых детей играют не только учителя, но и родители, а также окружение, сверстники.

Далее подвели итоги коучинг-сессии, после чего я предложила на стадии рефлексии один из приёмов «Оценочная лесенка», где учителя должны были отметить на какой лесенке они находятся. Почти все учителя выбрали самые высокие лесенки.

Проведенное коучинг - занятие, прошло успешно, цель достигнута. Об этом свидетельствуют заполненные бланки и комментарии, данные учителями после коучинг-сессии.

Я считаю, что коучинг по данной теме прошел на должном уровне. Среди учителей были новенькие учителя, для которых коучинг-сессия было новым для них и они впервые присутствовали. Все участники коучинга были вдохновлены, они раскрылись, раскрепостились, они могли показать способности учителя, они активизировали свою мыслительную деятельность, они доставили радость сотрудничества поменяться опытом.

Как распознать в ребенке талант и одаренность?

Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и развития?

Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации.

Как распознать талант? Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Эта способность лежит в основе многих интуитивных скачков ("перескакивания через этапы").

Любознательность и особый интерес к чему-то составляет точку отсчета в развитии каждого. Выбор области исследований ребенка - важный момент, который нельзя пропустить. Диапазон точек творческого роста бесконечен. Такой личностный выбор может относиться равно к природе, искусствам, науке, технике, спорту, к миру профессий, к социальной жизни.

Еще одна точка отсчета - память , характеризующая специальный талант, избирательна и эффективна. Отличная память базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Одаренных отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко использовать накопленные знания. Их склонность к классификации и категоризации иллюстрируется и любимым увлечением - коллекционированием. Большой словарный запас, умение ставить вопросы отличают маленьких "вундеркиндов". Они с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна.

В сфере психосоциального развития талантливым детям свойственны следующие черты:

1. Сильно развито чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Они устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

2. Яркое воображение маленьких талантов рождает несуществующих друзей и целую фантастическую жизнь, богатую и яркую. Спустя много лет часть из них как в работе, так и в жизни сохраняют элемент игры, изобретательность и творческий подход.

3. Для одаренных детей характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Они также чрезвычайно восприимчивы, эмоционально зависимы, несбалансированны, нетерпеливы.

4. В школьном возрасте есть такой индикатор творческих способностей - темы учебного курса, которые вызывают вопросы и желание докопаться до истины. То, к чему проявляется большой интерес, неукротимое стремление понять есть проявление специальных способностей.

5. Для одаренных детей характерно опережающее познавательное развитие. Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.

6. Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.

Проблемы одаренных детей

Нередко они вынуждены терпеть неприязнь со стороны одноклассников. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы. Нередко приходится наблюдать несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

И еще талантливые дети испытывают огромную потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Сохранение и развитие одаренности - это проблема прогресса общества, реализации его творческого потенциала и индивидуальных судеб.

Коучинг
Обучение талантливых и одарённых детей
-Умение организовать работу с одарёнными детьми для их успешного развития -уметь выявлять одарённость ученика и отличать одарённость от таланта;

Сохранение высокой самооценки одаренного ребенка, непосредственно связанной с развитием любознательности и в целом с развитием личности; - уметь выделить по-настоящему природно-одаренных детей среди учащихся, которые показывают высокие достижения (иногда благодаря форсированному «натаскиванию» со стороны родителей, репетиторов, педагогов).

Разминка. Упражнение «Бабочки» Инструкция: участники разбиваются на пары, первый из пары становится взрослым, второй – ребенком. Б) Предлагаем личностные и деловые качества, которые педагог встречает у своих учеников. Отметьте “+” те качества, которые вам нравятся в учениках, а знаком “- ” то, что не нравится.
  • Дисциплинированный.
  • Неровно успевающий.
  • Организованный.
  • Выбивающийся из общего темпа.
  • Эрудированный.
  • Странный в поведении, непонятный.
  • Умеющий поддержать общее дело.
  • Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
  • Стабильно успевающий.
  • Занятый исключительно своими делами.
  • Быстро, “на лету” схватывающий.
  • Не умеющий общаться, конфликтный.
  • Общающийся легко, приятный в общении.
  • Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
  • Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
  • Не всегда желающий подчиниться большинству или официальному руководителю.
Задание 2. Видеоролик «Учитель» (притча) Одаренные дети Спросил художников Токмаков : Шестые классы. Токмаков В десятом классе Токмаков А ведь ребята в самом деле, В.Берестов Задание 3. Анкета «Как распознать одарённость». Заполнить анкету на одного из учеников. Одаренные дети - дети, признанные образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Способности таких детей относятся ко всем сферам интеллектуальной деятельности. Одарённость – уровень развития способностей, определяющий диапазон деятельностей ,в которых человек может достичь больших успехов. Одарённые дети – дети, обнаруживающие общую или специальную одарённость – к музыке, рисованию, технике и пр., которая диагностируется по темпу опережения сверстников при прочих равных условиях. Дарование – то же, что талант : 1) выдающиеся врождённые качества, особые природные данные; 2) высокий уровень развития способностей, прежде всего способностей специальных. О таланте следует судить по результатам деятельности, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Креативность (от лат . – с озидание) - способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Анкета "Как распознать одаренность" Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч Цель анкеты "Как распознать одаренность": выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей. не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками; лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно; не робеет высказывая собственное мнение даже о классических произведениях не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны. с большим желанием выступает пере аудиторией; пластичен и открыт всему; Если ребенок… хорошо рассуждает, ясно мыслит и понимает недосказанное , улавливает причины поступков людей; гораздо лучше и шире информирован , чем сверстников;
(Кс) = (Б :У ) * 100%, где Б – балл, полученный по каждой шкале способностей отдельно;
Задание 4. «Имбирный пряник» обучаемости Портрет одарённого ребёнка и проблемы одаренного ребёнка . (г рупповая работа)
Задание 5. Подгруппам предлагается решить задачи по одарённости. 2. Могут ли быть одарёнными дети из неблагополучных семей, с девиантным поведением? (обосновать ответ) Задание 6 .Презентация. « Советы учителю по развитию творческих способностей у одаренных детей».
Задание 7. Рефлексия . Таблица Чиксентмихайи + калифорнийский сэндвич Выдающийся чешский педагог Я. Корчак определил 4 типа образовательных сред , исходя из 2 параметров: свободы и активности.
  • Догматическая. Низкие показатели свободы и активности. В ней не приветствуются инициатива, все четко регламентировано, жесткая дисциплина, ориентирована на глобальные ценности.(школа)
  • Безмятежная. Низкая активность, но много свободы. Предмет особой заботы- здоровье и самочувствие детей. Эта среда не ориентирована на какие- либо достижения.(детский сад)
  • Карьерная. Поощряется активность, но в четких рамках. В этой среде идет конкуренция, чевствуются победители. Она социально ориентирована, в ней много напряжения и борьбы.(школа)
  • Творческая. Много активности и свободы. Царит дух новаторства, поощряется все новое.Общество настороженно относится к таким проявлениям, но именно благодаря им оно и существует.(школа будущего)
Итак, если посмотреть на проблему одаренных детей в контексте образовательных сред, то понятно, что в догматической среде они просто не смогут развиваться, она для них смерть. В безмятежно й- одаренность не получит развития. В карьерной егко только честолюбивым детям. Таким образом , лишь творческая среда отвечает требованиям развития одаренности. Для педагогов, работающими с одаренными детьми, учитывать, что фактором, зависящим от педагога, является обеспечение дальнейшего развития, создание благоприятных условий для развития одаренности. Основная образовательная цель, провозглашенная в новых образовательных стандартах-это создание условий для реализации человека. Можно высказать много критики по поводу того, как идут реформы, но стратегическая линия не вызывает сомнений в ее верности и соответствии духу времени. Поэтому вопрос взаимодействия педагога и одаренного ребенка нужно рассматривать в широком контексте. Характеристика одарённых детей (предложил К.Тэкэкс ). - о ни обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать выводы; им нравится создавать альтернативные системы в своём воображении. - некоторые одарённые дети обладают повышенными математическими способностями в плане вычислений и логики, сто может повлиять на их прогре сс в чт ении. - нередко у одарённых детей развивается негативноесамовосприятие , возникают трудности общения со сверстниками. - зрение одарённых детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске). Чаще всего к одарённым детям относят умных, понятливых, сообразительных детей. И если Вы среди различных признаков одарённости выделяете хорошо развитое мышление как наиболее существенный признак, Ваше мнение совпадает с точкой зрения ряда учёных (А.А.Люблинская , А.И.Макарова и др.). В последние годы наука значительно продвинулась в изучении детской одарённости. Исследователи всё больше убеждаются, что отождествление одарённости с высоким уровнем развития мышления неправомерно. Интеллект не существует сам по себе. А успешность, достижения часто зависят от эмоционального настроя, чувств, интересов, потребностей, воли, упорства и много другого, что относится к личностным особенностям человека. Многие исследователи считают, что одарённость – это особый склад личности. 1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляются оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одарённого ребёнка. Нарушения в поведении одарённых детей могут появится потому, что учебный план не соответствует их способностям. 2. Игровые интересы. Одарённым детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этого одарённый ребёнок оказывается в изоляции, уходит в себя. 3. Конформность . Одарённые дети, отвергая стандартные требования, не склонны, таким образом, к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами или кажутся бессмысленными. 4. Погружение в философские проблемы. Для одарённых детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы, в гораздо большей степени, чем для среднего ребёнка. 5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одарённые дети часто предпочитаю общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за того им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии. 6. Стремление к совершенству (перфекционизм ). Для одарённых детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано. 7. Ощущение неудовлетворённости. Такое отношение к самим себе связано с характерным для одарённых детей достичь совершенства во всём, чем они занимаются. Они критически относятся к собственным достижениям, часто неудовлетворенны , отсюда ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка. 8. Нереалистические цели. Одарённые дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям. 9. Сверхчувствительность. Поскольку одарённые дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Одарённый ребёнок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявления неприятия себя окружающими. 10. Потребность во внимании взрослых. В силу природной любознательности и стремления к познанию одарённые дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания. 11. Нетерпимость. Одарённые дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение. Музыкальное дарование. С раннего возраста у музыкально одарённого ребёнка отмечается повышенное любопытство в отношении любых звучащих объектов. К двум-трём годам такие дети различают все мелодии, которые слышат и точно их интонируют. Некоторые начинают петь раньше, чем говорить. В три-пять лет резко возрастает стремление к самостоятельным действиям по “извлечению” звуков. Первоначально – это подражание игре на музыкальных инструментах. В дальнейшем это приведёт к первым попыткам придумать что-то своё. Появление первых произведений знаменует переход на более высокий уровень развития одарённости. Художественная одарённость. Высокая избирательность в отношении зрительных образов и представлений появляется в раннем детстве в острой наблюдательности, сильной впечатлительности, способности всё вокруг видеть в красках, в цветовых контрастах, замечать необычное, красивое и запоминать надолго. Большую роль играет собственная активность ребёнка, его стремление к творческому поиску. Талант без творческого поиска немыслим. Математическая и шахматная одарённость. Появляется рано. В три-четыре года некоторые дети увлечённо играют с числами: отыскивают их на вывесках домов, страницах книг и журналов, позже пробуют составлять разные новые комбинации. Освоение простых арифметических действий происходит радостно и быстро. В четыре-пять лет одарённые дети с лёгкостью демонстрируют способность складывать и вычитать в уме двухзначные и трёхзначные числа, а в пять-шесть лет начинают проявлять большой интерес к учебникам математики, и не только для начальной школы. Для других одарённых детей не составляет большого труда просчитывание в уме сложных шахматных композиций. Научившись в четыре-пять лет играть в шахматы, они потом большую часть времени проводят за шахматной доской, добиваясь поразительных результатов. Шахматная игра – постоянное экспериментирование, требующее внимательности, сосредоточенности, умения быстро и логично мыслить. Именно познавательная активность ребёнка обусловливает раскрытие его одарённости в этой области. Литературное дарование. Раскрывается позднее. Зависит от опыта и знаний ребёнка. Но в некоторых случаях признаки литературных способностей выявляются и на этапе дошкольного детства. Ребёнок настроен на музыку слов, его завораживает звучание рифм, он радуется возникновению новых слов и сочетаний. По сравнению с работами ровесников сочинения одарённых детей более оригинальны и выразительны. Социальная одарённость . Не заметить лидера в группе детей невозможно. Быстро обратит на себя внимание уверенный, инициативный ребёнок. У него хорошо развита речь, он не боится и не стесняется обратиться к другому ребёнку, к взрослому. У такого ребёнка обнаруживается свой деловой подход ко всему происходящему. Его отличительная особенность – такому ребёнку до всего есть дело. Любой ребёнок обязательно имеет одарённость в одной из областей человеческой деятельности. Оценить правильность предположения о врождённых способностях ребёнка или помочь в этом важнейшем деле поможет тест-анкета, разработанная специалистами в области детской психологии
2. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 1990. 4. Дьяченко О.М., Веракс Н.Е. Чего на свете не бывает? – М., 1997.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!