Название занятия: Дата: Общие цели: Результаты обучения: Ключевые идеи: Задания: Коучзанятие с фокусгруппой коллег «Креативные и инициативные» «Каким должен быть урок для одаренного ребенка в массовой школе?» Участники смогут обсудить проблемы организации обучения одаренных детей в классе; создадут проект образовательной среды урока для ОД; разработают миниурок для одаренного ребенка. Участники знают: понятие одаренности; как проявляются возможности одаренных детей в совместной деятельности; стратегии обучения одаренных детей. Умеют: работать в группе; использовать стратегии обучения в личных целях. Создают: проект мини урока для одаренного ребенка. Модуль «Обучение талантливых и одаренных детей» входит в Программу уровневых курсов. В отношении обучения одаренных и талантливых детей существуют трудности; важно тщательно продумывать, обсуждать и планировать уроки с включением таких детей. 1. Мотивация «Перевоплощение». Сейчас вам предстоит побыть в роли одаренных детей. Надеваем «майку одаренного ребенка». 2. Задание: вы одаренный ребенок, сейчас вы должны записать проблемы, с которыми сталкиваетесь в массовой школе. 3. Просмотр видеоролика «Мир глазами одаренных детей». Как видите, проблем достаточно много. Нам нужно научиться с ними справляться. 4. Задание: Вернемся к своей роли, роли учителя. Какова ваша цель сегодня? 5. Обсуждение схемы урока Участники придумывают девиз, с которым может прийти на урок одаренный ученик. Сообщают свои девизы. Каждый участник должен выделить основные проблемы одаренного ученика. Сопоставляют со «своими» проблемами. Переворачивают «майку – эмблему», записывают свою цель на занятие (чего хотят от сессии) Участники обдумывают ответ в течение 30 секунд. Обсуждение, дискуссия.
Кто испытывает наибольшие проблемы в обучении? Почему? Почему можно сказать, что одаренные учащиеся находятся в ситуации социального “риска” в обычной учебной среде? Какие эмоциональные характеристики можно дать одаренным детям? Как влияют эмоциональные характеристики одаренных учащихся на учебную деятельность? Вспомните одного из ваших учащихся, для которого данные характеристики являются препятствием или помощником. 6. Опросник «Качества учеников». Согласитесь, не очень комфортно чувствует себя учитель на уроке в классе, где есть одаренные дети. Почему так происходит? Музыкальнотанцевальная пауза 7. Деление на группы «Одинаковые картинки». 8. Проектирование образовательной среды урока, способствующей обучению одаренных детей. 9. Сопоставление результатов работы с ресурсом №3. Оценивание собственной работы. 10. Работа в парах по предметным интересам. Ресурсы №4, 5. Проектирование миниурока. Задача: создать условия для обучения одаренных детей (конкретных учащихся школы) Рефлексия «Прекрасный тюльпан» 11. Презентация миниуроков. Используют ресурс №1 Называют учащихся, которые учатся у большинства, чтобы затем спроектировать миниурок предметно. Участники отмечают + или – качества детей, которые им нравятся или не нравятся. Обсуждение. Участники получают картинку и объединяются в группы Заполняют пустографки в таблице. Ресурс №2 Участники изучают ресурсы №4, 5. Создают проект миниурока, используя предложенные способы или свои наработки. Подведение итогов. Участники
А сейчас предлагаю вам закрепить на цветке, который символизирует одаренного ребенка, бабочек, на которых запишите, что сможете использовать из материалов занятия в своей работе. помещают стикеры в виде бабочек на цветок, расположенный на доске. Можно записать на стикере пожелание или вопрос.
Коучинг-сессия
« »Цель:
Ожидаемые результаты:
Знать: Уметь:
Этапы
время
Деятельность коуча
Деятельность участников
Ресурсы
I .Вводная часть
1. Приветствие
2.Психологический настрой
Упражнение «Комплимент»
Сообщает цель коучинга.
Говорят друг другу комплименты
3.Деление на группы по порядковым номерам
Делит на группы
Рассаживаются по местам
4. Установление правил работы в группе
корректировка
Разработка правил
П. Основная часть. Стадия вызова
Показ презентации с комментариями
Слушают
Интерактивная доска, слайды
III стадия осмысления.
«Погружение в тему»
«Думай - В паре - Обсуди»
Предлагает познакомиться с раздаточным материалом
« Как распознать в ребенке талант и одаренность ? »
Чтение раздаточного материала
Раздаточный материал Формат А 4, фломастеры
Составление и защита постера
Оценивание
«Большой палец»
Предлагает составить постер по данной теме
Предлагает оценить презентации групп
Составляют и защищают постер
Оценивают
Формат А3, фломастеры
IV . Рефлексия
«Оценочная лесенка»
Отмечают- на какой лесенке находятся
Рисунок с лесенкой
Заключительное слово
Слова-напутствия
стикеры
Заметки
Рефлексивный отчет по коучинг-сессии
Тема: « Обучение талантливых и одаренных детей »
Цель: Раскрытие сущности модуля «Обучение талантливых и одарённых учеников»
Результаты обучения / Критерии успеха:
Знать
:
содержание модуля «Обучение талантливых и одарённых учеников»
Уметь:
применять приёмы модулей в работе с одаренными и талантливыми учениками;
- посредством наблюдения над поведением учащихся в процессе их обучения уметь выявлять одарённых и талантливых учащихся по всем направлениям.
Ключевые идеи:
Одним из ключевых идей коучинга является то, что «коучинг - весьма эффективный способ оказания помощи учителям в их профессиональном развитии и совершенствовании»
Как распознать талант? и делать соответствующие выводы. составляет точку отсчета в развитии каждого. Еще одна точка отсчета - память , характеризующая специальный талант. Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания
Для установления доброжелательного настроя я начала свой коучинг-сессию с тренинга «Комплимент…». Цель этого упражнения: снятие излишнего эмоционального напряжения участников. Проведение тренинга позволило наладить эмоциональный настрой, затем я разделила коллег на 3 группы по порядковым номерам . Ознакомила с правилами работы в группе.
На этапе вызова я показала учителям, подготовленную мной презентацию с комментариями «Талантливые и одаренные» .
Затем я предложила познакомиться с раздаточным материалом
« » , я дала на ознакомление материала 7 минут, после этого я предложила учителям составить постер по данной теме. Тема для всех участников коучинга была очень интересна, каждая группа по-своему презентовала, приводила различные примеры и своих учеников и гениальных людей – И.Ньютон, Эйнштейн. Все группы активно работали, бурно обсуждали. После защиты спикеров я предложила оценить команды приемом «Большой палец».
Далее слово предоставили директору школы Рысбаевой А.А. Она рассказала об одаренных и талантливых учениках, что учителям нужно уделять больше внимания на таких детей, давать им опережающие и усложненные задания, Загружать как можно больше.
Также слово предоставили учителю самопознания, психологу Алие, она приводила примеры из своей жизни, сказала, что конечно же большую роль в жизни одаренных и талантливых детей играют не только учителя, но и родители, а также окружение, сверстники.
Далее подвели итоги коучинг-сессии, после чего я предложила на стадии рефлексии один из приёмов «Оценочная лесенка», где учителя должны были отметить на какой лесенке они находятся. Почти все учителя выбрали самые высокие лесенки.
Проведенное коучинг - занятие, прошло успешно, цель достигнута. Об этом свидетельствуют заполненные бланки и комментарии, данные учителями после коучинг-сессии.
Я считаю, что коучинг по данной теме прошел на должном уровне. Среди учителей были новенькие учителя, для которых коучинг-сессия было новым для них и они впервые присутствовали. Все участники коучинга были вдохновлены, они раскрылись, раскрепостились, они могли показать способности учителя, они активизировали свою мыслительную деятельность, они доставили радость сотрудничества поменяться опытом.
Как распознать в ребенке талант и одаренность?
Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и развития?
Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации.
Как распознать талант? Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Эта способность лежит в основе многих интуитивных скачков ("перескакивания через этапы").
Любознательность и особый интерес к чему-то составляет точку отсчета в развитии каждого. Выбор области исследований ребенка - важный момент, который нельзя пропустить. Диапазон точек творческого роста бесконечен. Такой личностный выбор может относиться равно к природе, искусствам, науке, технике, спорту, к миру профессий, к социальной жизни.
Еще одна точка отсчета - память , характеризующая специальный талант, избирательна и эффективна. Отличная память базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Одаренных отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко использовать накопленные знания. Их склонность к классификации и категоризации иллюстрируется и любимым увлечением - коллекционированием. Большой словарный запас, умение ставить вопросы отличают маленьких "вундеркиндов". Они с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна.
В сфере психосоциального развития талантливым детям свойственны следующие черты:
1. Сильно развито чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Они устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
2. Яркое воображение маленьких талантов рождает несуществующих друзей и целую фантастическую жизнь, богатую и яркую. Спустя много лет часть из них как в работе, так и в жизни сохраняют элемент игры, изобретательность и творческий подход.
3. Для одаренных детей характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Они также чрезвычайно восприимчивы, эмоционально зависимы, несбалансированны, нетерпеливы.
4. В школьном возрасте есть такой индикатор творческих способностей - темы учебного курса, которые вызывают вопросы и желание докопаться до истины. То, к чему проявляется большой интерес, неукротимое стремление понять есть проявление специальных способностей.
5. Для одаренных детей характерно опережающее познавательное развитие. Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.
6. Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.
Проблемы одаренных детей
Нередко они вынуждены терпеть неприязнь со стороны одноклассников. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы. Нередко приходится наблюдать несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
И еще талантливые дети испытывают огромную потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.
Сохранение и развитие одаренности - это проблема прогресса общества, реализации его творческого потенциала и индивидуальных судеб.
Коучинг | ||
Обучение талантливых и одарённых детей | ||
-Умение организовать работу с одарёнными детьми для их успешного развития -уметь выявлять одарённость ученика и отличать одарённость от таланта; | ||
Сохранение высокой самооценки одаренного ребенка, непосредственно связанной с развитием любознательности и в целом с развитием личности; - уметь выделить по-настоящему природно-одаренных детей среди учащихся, которые показывают высокие достижения (иногда благодаря форсированному «натаскиванию» со стороны родителей, репетиторов, педагогов). |
||
- Дисциплинированный.
- Неровно успевающий.
- Организованный.
- Выбивающийся из общего темпа.
- Эрудированный.
- Странный в поведении, непонятный.
- Умеющий поддержать общее дело.
- Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
- Стабильно успевающий.
- Занятый исключительно своими делами.
- Быстро, “на лету” схватывающий.
- Не умеющий общаться, конфликтный.
- Общающийся легко, приятный в общении.
- Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
- Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
- Не всегда желающий подчиниться большинству или официальному руководителю.
(Кс) = (Б :У ) * 100%, где Б – балл, полученный по каждой шкале способностей отдельно;
Задание 4. «Имбирный пряник» обучаемости Портрет одарённого ребёнка и проблемы одаренного ребёнка . (г рупповая работа)
Задание 5. Подгруппам предлагается решить задачи по одарённости. 2. Могут ли быть одарёнными дети из неблагополучных семей, с девиантным поведением? (обосновать ответ) Задание 6 .Презентация. « Советы учителю по развитию творческих способностей у одаренных детей».
Задание 7. Рефлексия . Таблица Чиксентмихайи + калифорнийский сэндвич Выдающийся чешский педагог Я. Корчак определил 4 типа образовательных сред , исходя из 2 параметров: свободы и активности.
- Догматическая. Низкие показатели свободы и активности. В ней не приветствуются инициатива, все четко регламентировано, жесткая дисциплина, ориентирована на глобальные ценности.(школа)
- Безмятежная. Низкая активность, но много свободы. Предмет особой заботы- здоровье и самочувствие детей. Эта среда не ориентирована на какие- либо достижения.(детский сад)
- Карьерная. Поощряется активность, но в четких рамках. В этой среде идет конкуренция, чевствуются победители. Она социально ориентирована, в ней много напряжения и борьбы.(школа)
- Творческая. Много активности и свободы. Царит дух новаторства, поощряется все новое.Общество настороженно относится к таким проявлениям, но именно благодаря им оно и существует.(школа будущего)
2. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 1990. 4. Дьяченко О.М., Веракс Н.Е. Чего на свете не бывает? – М., 1997.