Краткая биография джеймса кука для детей самое главное. Английский мореплаватель и первооткрыватель Джеймс Кук

КУК (Cook ) Джеймс (27 ноября 1728, деревня Мартон, графство Йоркшир, Англия - 14 февраля 1779, остров Гавайи), английский мореплаватель, трижды обогнувший Землю, первый антарктический мореход, первооткрыватель восточного побережья Австралии, Новой Зеландии; капитан высшего ранга (соответствует российскому капитан-командору; 1775), член Королевского общества (1776).

Детство, юность и начало карьеры мореплавателя

Родившись в семье батрака-поденщика, с 7 лет стал работать вместе с отцом, в 13 начал посещать школу, где научился читать и писать, в 17 нанялся в ученики приказчика к торговцу в рыбацком поселке и впервые увидел море. В 1746 поступил юнгой на судно, перевозящее уголь, затем стал помощником капитана; ходил в Голландию, Норвегию и порты Балтики, выкраивая время на самообразование. В июне 1755 завербовался на британский военный флот матросом, через два года в должности штурмана был послан в Канаду. В 1762-67, уже командуя кораблем, выполнил съемку берегов острова Ньюфаундленд, исследовал его внутренние районы, составил лоции северной части залива Святого Лаврентия и Гондурасского залива. В 1768 произведен в лейтенанты.

Первое кругосветное плавание

В 1768-71 Кук возглавил английскую экспедицию на барке "Индевр", направленную в Тихий океан британским адмиралтейством для выявления Южного материка и присоединения новых земель к Британской империи. После открытия четырех островов из группы Общества прошел по "пустому" океану более 2,5 тыс. км и 8 октября 1769 достиг неизвестной земли, с высокими, покрытыми снегом горами. Это была Новая Зеландия. Более 3-х месяцев плавал Кук вдоль ее берегов и убедился, что это два крупных острова, разделенных проливом, позднее получившим его имя. Летом Кук впервые подошел к восточному побережью Австралии, которое объявил британским владением (Новый Южный Уэльс), первым исследовал и нанес на карту около 4 тыс. км ее восточного побережья и почти весь (2300 км) открытый им Большой Барьерный риф. Через пролив Торреса Кук прошел к острову Ява и, обогнув мыс Доброй Надежды, 13 июля 1771 вернулся домой, потеряв от тропической лихорадки 31 человека. Благодаря разработанной им диете никто из команды не болел цингой. Первое кругосветное плавание Кука длилось немногим более 3-х лет; ему было присвоено звание капитана I ранга.

Антарктическое кругосветное плавание

Вторая экспедиция в 1772-75 на двух судах - шлюпе "Резольюшен" и барке "Эдвенчер" - организована с целью поисков Южного материка и обследования островов Новой Зеландии и других. В январе 1773 впервые в истории мореплавания пересек Южный полярный круг (40° восточной долготы) и зашел за 66° южной широты. Летом 1773 еще дважды безуспешно Кук пытался искать Южный материк, дойдя до 71° 10"южной широты. Несмотря на убежденность в наличии близ полюса суши, отказался от последующих попыток, считая невозможным из-за скопления льдов дальнейшее плавание к югу. В Тихом океане обнаружил (1774) острова Новая Каледония, Норфолк и ряд атоллов, а в Южном Ледовитом - Южную Георгию и "Землю Сандвича" (Южные Сандвичевы острова). Во время плавания в антарктических водах похоронил легенду о гигантском населенном Южном материке (что было опровергнуто Беллинсгаузеном и Лазаревым). Кук первый встретил и описал плоские айсберги, нареченные им "ледяными островами".

Третье плавание и гибель Кука

Экспедиция 1776-80 на двух судах - "Резольюшен" и шлюп "Дискавери" - была направлена на поиски Северо-Западного прохода из Тихого океана в Атлантический вдоль берегов Северной Америки и захвата новых земель. Зимой 1777-78 Кук открыл 3 атолла из цепи Кука, 2 острова в архипелаге Лайн, 5 Гавайских островов. Он прошел вдоль северо-западного побережья Северной Америки от 44° 20" до 70° 44"северной широты и открыл заливы Принс-Уильям, Кука, Бристольский и Нортон, продолжил открытие гор Святого Ильи, полуостровов Кенай, Аляска и Съюард, Аляскинского и Алеутского хребтов, подтвердив наличие Берингова пролива между Азией и Америкой. Натолкнувшись на сплошные льды, вернулся на зимовку на Гавайские острова, где в очередной ожесточенной схватке с жителями был убит.

Кук как личность и профессионал

Кук обладал выдающимися способностями и сам "сделал себя" благодаря огромному трудолюбию, несгибаемой воле и целенаправленности. "Стремиться и достигать" - вот девиз его жизни; он шел к намеченной цели мужественно, не страшась трудностей и неудач, не теряя присутствия духа. Кук был женат и имел 6 детей, умерших в раннем детстве. Его именем названо более 20 географических объектов, включая три залива, две группы островов и два пролива.

С начала восемнадцатого века Британская империя старательно избавлялась от преступников, ссылая их в колонии Северной Америки. Однако после Войны за независимость она вынуждена была признать Соединенные Штаты как отдельное государство. Тогда в качестве импровизированной колонии решено было использовать Австралию и близлежащие острова.

Эти местности были плохо исследованы, потому решили отправить туда опытных мореплавателей и картографов. Так, талантливый военный английский капитан Джеймс Кук стал еще первооткрывателем и географом. О том, что в итоге он был подло убит жителями Гавайских островов, знают все. Но как именно это произошло – неизвестно, ведь мужчина славился крайне добродушным отношением к туземцам. Давайте вместе разберемся, что это был за человек, и как сложилась его непростая судьба.

Мистер Джеймс Кук: краткая биография талантливого самоучки

Британия, желая продолжать свою военно-морскую экспансию, потерю американских колоний переживала довольно остро. Преступники были не единственной причиной для волнений короны. В это время покоряли Канаду, а отважные первопроходцы пытались открыть северный путь вокруг Американского континента и Евразии, чтобы отыскать еще более простую дорогу в страну пряностей. Как раз в этот период при английском дворе все узнали, кто такой Джеймс Кук – мореход и подвижник, талантливый картограф и просто отважный человек. Его и решено было отправить к берегам далекой и неизведанной Австралии.

Существование суши на Южном полюсе заботило мореплавателей с того самого момента, как люди впервые узнали о подобной области, покрытой льдами. В середине восемнадцатого века была организована экспедиция в Австралию для выяснения точных картографических данных. В 1768 году Джеймс Кук открыл путь к «Южной земле», но никакой твердой почвы там не нашел. В итоге густые туманы и многометровые льды остановили его утлые деревянные суденышки, и мореходу пришлось вернуться. Он решил, что земли на этом полюсе нет. Только в начале следующего века русская экспедиция во главе с Фаддеем Беллинсгаузеном опровергнет это заблуждение.

Деятельность первооткрывателя

Чтобы разобраться, какой вклад в науку внес мореплаватель Джеймс Кук, мало просто поверхностно ознакомиться со схемой его путешествий. Он совершил огромное количество открытий в географической науке, при этом добившись всего на чистом энтузиазме. На его счету не только Австралия, но и Большой Барьерный риф, частично побережье Аляски, заливы Кука, Нортон, Принс-Вильям, Бристольский и печально известные Гавайские острова, где он нашел свой последний приют.

Мореход нанес на карты мира часть побережья Канады у реки Святого Лаврентия, отметил очертания Ньюфаундленда. С присущей ему скрупулезностью и ответственностью картограф исследовал Таити и острова Сообщества, восточное побережье Австралии и Новую Зеландию. Чуть позже он снова вернулся в южные воды Тихого океана, побывал в Новой Каледонии и на Гибридах, в Микронезии и Полинезии, на Сандвичевых и Маркизских островах. Капитан Джеймс Кук является первым человеком на планете, который в начале 1773 года пересек Южный полярный круг и открыл Антарктику.

Первые годы будущего мореплавателя

Простой батрак из деревеньки под названием Мартон (Шотландия), что в графстве Саут-Йоркшир, даже и представить себе не мог, что его отпрыск прославится на весь мир, и его будут помнить потомки даже через триста лет после смерти. В семействе уже было трое детей, когда 27 октября 1728 года супруга наемного работника произвела на свет младенца, который в будущем станет одним из величайших мореплавателей мира. Младенчество и ранние годы жизни Джеймса Кука проходили на ферме, он с детства помогал родителям с овцами.

Когда мальчишке стукнуло восемь, семейство перебралось в более крупное местечко Грейт Айтон. Смышленого сорванца отдали в школу, которая сохранилась доныне и теперь носит его имя. Пока Джейми учился, отец получил повышение и стал управляющим. После пяти лет учебы парень возвратился домой, чтобы помогать родителям, но радости ему такой труд не приносил. Уже тогда юноша понимал, что никакой перспективы на ферме ему не видать, как своих ушей.

Становление известного путешественника

Долго выдержать рутину он просто не мог, потому сразу же после совершеннолетия нанялся юнгой на предназначенный для перевозки угля бриг братьев Джона и Генри Хекер под названием «Геркулес». Угольщик курсировал между Лондоном и Ньюкаслом, а Джеймсу хотелось чего-то большего. Он старательно выполнял все свои обязанности. Спустя два года был переведен на иное судно, принадлежащее угольной компании Уокеров – «Три брата».

Кук уже тогда понимал: не имея знаний, он так навсегда и останется на постылом угольщике с вечно черными руками и лицом. Потому все свободное время он проводил за книгами. Он живо интересовался морскими путешествиями, опасными экспедициями, изучал математику, географию, навигационное дело, картографию и прочие полезные для моряка науки. После этого он отправился на Балтику, где провел долгие два года. По просьбе Уокеров он вернулся, но уже помощником капитана на корабль «Френдшип». Окружающие всегда верили ему и в него, характер Джеймса Кука нравился всем: общительный, коммуникабельный, отважный и всегда идеально выполняющий свою работу.

В пятьдесят пятом впечатленные талантами и достижениями молодого человека Уокеры даже прочили ему пост капитана, но он отказался. В середине лета он вступил в ряды Королевского военно-морского флота и получил разнарядку на корабль «Игл» с шестью десятками пушек на борту. Многие недоумевают, почему Джеймс не захотел становиться капитаном, а пошел обычным матросом в армию. Вероятно, он просто увидел перспективу и реальный рост, так как всю жизнь возить уголь вдоль побережья совершенно не желал. Через два или три месяца парень уже был боцманом.

В 56-м разразилась Семилетняя война и «Игл» вынужден был принимать участие в блокаде французских берегов. В следующем году вместе с командой своего корабля Кук попадает в довольно серьезное морское сражение, после чего судно пришлось даже отправлять на родину для ремонта. По морским законам того времени, по прошествии двух лет практики можно было ожидать повышения. Джеймс успешно сдал экзамен на мастера (Sailing Master). Вскоре он получил и новое назначение на судно под названием «Солебей».

Во время военных действий Джеймс Кук прославился своей выдержкой, отвагой, а также покладистым и добрым нравом человека, на которого можно положиться. Подчиненные его обожали, начальство относилось с уважением. В пятьдесят восьмом на судне «Пемброк», после операции в Бискайском заливе, его отправили к далеким и неизведанным берегам Северной Америки. Там он принял участие в битве при Квебеке, одном из решающих сражений франко-индейской войны. Его задача состояла не просто пройти до нужного пункта, но в первую очередь нанести на карту берег и отметить буйками судоходный фарватер (глубокие воды) реки Святого Лаврентия.

В бою Джеймс участия не принимал, но карты “щелкал”, словно семечки. Его перевели мастером на «Нортумберленд», в составе команды которого он продолжил исследовать берега речки и наносить их очертания на карту. Адмирал Колвилл был поражен точностью составленных Куком схем, потому по его просьбе и рекомендации их добавили в Североамериканскую лоцию того же года. После возвращения из похода он повстречал Элизабет Баттс и тут же женился. Супруга родила ему шестерых детишек, судьба которых остается непрояснённой.

Первая экспедиция для нахождения Терра Инкогнита

Великая история Джеймса Кука начинается в 1768 году, когда британское правительство по официальной версии отправило экспедицию для исследования удивительного природного явления – прохождения Венеры по диску Солнца. Но секретные директивы гласили следующее: сразу же после завершения наблюдения за темным пятнышком на солнечном диске, что продлиться всего несколько часов, судну следует развернуться и отправиться на поиски Terra Incognita – Южного материка, который по преданиям находится на полюсе.

Так как Джеймс был военным, научной экспедицией должен был руководить кто-то иной. Выбор Адмиралтейства пал на еще одного выдающегося специалиста, Александера Далримпла, географа и первого гидрографа. Он свято верил – южные земли действительно существую и являются густонаселенными. На судне «Индевор», по иронии судьбы – снова угольщике, экспедиция выдвинулась в путь, имея на борту, кроме матросов, астронома, ботаника, художника, врача и просто состоятельного человека, желающего отправиться в путешествие.

В августе семьдесят шестого года судно вышло из Плимута и уже в начале апреля достигло Таити. У первооткрывателя Джеймса Кука были четкие инструкции начальства – вступать только в дружеские отношения с туземцами, всячески им потакать и помогать, выполнять все требования и просьбы. Это было весьма странное указание, ведь Англия предпочитала решать любые вопросы пушками и мушкетами. Капитан установил на борту строжайшие правила, которые назначали даже за безобидные проступки очень строгое наказание. Это позволило быстро подружиться с аборигенами, завоевать их доверие. Потому наблюдать за Венерой они могли беспрепятственно, а припасы пополняли за безделушки и украшения.

Проведя все нужные наблюдения, корабль, взяв на борт несколько туземцев, знающих эти воды, отправился к берегам Новой Зеландии. Несмотря на вежливость европейцев, аборигены приняли их враждебно, в отличие от таитян. Остановившись в одной из бухт и поднявшись на высокие скалы, Джеймс обнаружил, что остров разделен пополам проливом, который позже назвали Куковым. В семидесятом «Индевор» подошел к Австралии, где из-за обилия разнообразной незнакомой растительности, капитан дал местности название Ботанической. В середине лета судно село на мель, а в его борту образовалась огромная пробоина. Чтобы ее заделать, пришлось искать подходящую бухту. Справившись с проблемой, люди собрались выйти снова в открытое море, но обнаружили, что отрезаны от океана Большим Барьерным рифом – полосой отмелей и скал.

Огибать риф пришлось долго, зато получилось отыскать вожделенный пролив между Австралией и Новой Гвинеей. Среди команды началась цинга, люди стали умирать. Они направились в Джакарту, где на несчастных моряков свалилась еще и малярия, к которой по пути домой добавилась дизентерия. Родные берега удалось увидеть только двенадцати путешественникам, в числе которых, к счастью, оказался и наш герой. После возвращения моряк получил звание капитана первого ранга, несмотря на то, что Южный материк открыть так и не удалось.

Поиски Большой Земли во время второй экспедиции

Охарактеризовать, каким был Джеймс Кук, помогает его собственный дневник, который сохранился до наших дней. В 1722 году было решено отправить новую экспедицию на поиски Южных земель. По этому поводу капитан писал, что его обязывают идти к новым территориям, держась при этом максимально высоких широт, и он собирается поступить именно так. На этот раз экспедиция шла не одним, а двумя судами - «Резолюшн» (капитан Кук) и «Эдвенчур» (Тобиас Фюрно). В состав исследовательской группы снова включили астронома, ботаника, художника и двух натуралистов – Иоганна Рейнхольда и Георга Форстера.

Из Плимута путешественники пошли на Юг, желая найти остров, якобы виденный ранее, но ничего так и не отыскали. В январе семьдесят третьего года впервые в мире корабли, созданные человеком, перевалили за полярный круг. Разразившийся шторм разбросал путешественников, которые так и не смогли обнаружить друг друга. Потому сам Кук пошел в сторону Новой Зеландии, где было назначено место экстренной встречи в заливе Шарлотты. Фюрно направился к Тасмании, но решив, что она только часть Австралии и обогнуть ее не получится, тоже повернул к назначенной бухте. В середине лета оба корабля покинули это удобное место, чтобы исследовать Тихий океан в области, что примыкала к Зеландии.

Интересно

В 1773 году на корабль «Эдвенчур» из-за неправильно организованного режима питания свалилась жуткая цинга. Делать было нечего: чтобы не потерять команду, проявив характер, Джеймс Кук направился на дружественное Таити. Там удалось пополнить запасы овощей и фруктов и вылечить практически всех цинготных. Так обычному моряку удалось выяснить, что витамины растительного происхождения благотворно влияют на организм и купируют все симптомы этой страшной болезни.

Далее события развивались, словно в настоящем фильме ужасов. Ничто беды не предвещало: на островке Хуахине удалось приобрести триста или четыреста голов свиней. Ульетеа, Эуа и Тонгатабу показались капитану истинным раем, а жители — ангелами.

Возле Новой Зеландии шторм снова разбросал корабли. В заливе Шарлотты «Эдвенчура» не оказалось, и Кук стал ждать. Во время вынужденной трехнедельной стоянки моряки обнаружили, что местные жители вовсю практикуют каннибализм. Джеймс решает оставить записку и выдвигаться дальше. Только спустя семь дней второй корабль вернулся в бухту. Семнадцатого декабря восемь матросов и два боцмана высадились на берег за фруктами, но сами стали обедом для туземцев. Это произвело настолько сильное впечатление на капитана Фюрно, что он направил корабль на Кейптаун, а потом и домой, оставив руководителю экспедиции подробный отчет о случившемся.

Тем временем «Резолюшн» посещает остров Пасхи, Маркизские острова и снова Таити, мореплаватели заходят на Хуахин и Раиатеа, а на Фиджи даже попадают в переделку – аборигены тут настроены воинственно и недружелюбно. В сентябре Кук открывает новую Каледонию, а чуть позже и Новую Георгию. Но в заливе Шарлотты «Эдвенчура» так и не обнаруживает. Только в Кейптауне Джеймс получает записку от Фюрно и сразу же направляет корабль обратно в Англию.

Разыскание Северо-Западного прохода в третьей экспедиции

Третья по счету экспедиция Джеймса Кука была направлена на то, чтобы отыскать водный проход на севере, соединяющий Тихий и Атлантический океаны. Первым кораблем так и остался замечательный угольщик «Резолюшн». Вместо «Эдвенчура» решено было отправить другое судно – «Дискавери» с капитаном Чарльзом Клерком на борту. Оба отплыли из Плимута, держа курс на Кейптаун, в доках которого были капитально отремонтированы через пару недель. Через Кергелен и Тасманию они прибыли на Таити, а потом пересекли экватор и открыли остров Рождества. В январе 1778 года были обнаружены и нанесены на карту Гавайские острова, о которых ранее никто ничего не знал.

На побережье Канады корабли оказались в жутком шторме, но все равно продолжили движение. Они прошли по Берингову проливу, перешли Северный полярный круг и по Чукотскому морю собирались обойти материк. Однако уперлись в огромную белоснежную пустыню. Разбить многовековые льды даже мечтать было глупо, пришлось вернуться. На Алеутских островах морякам посчастливилось встретить русских охотников и трапперов, которые про Джеймса Кука уже слышали. Они дали ему карту знаменитого Беринга, на удивление точную и подробную.

В конце ноября семьдесят восьмого года корабли добрались до Гавайских островов, но нормальную стоянку отыскали только в январе следующего года. Туземцы проявили крайнюю дружелюбность, массово сосредоточились вокруг путешественников, всем интересовались и везде совали свой нос. Сперва Джеймс был принят за одно из их божеств, но вскоре отношения стали катастрофически портиться. Аборигены начали воровать и даже нападать на людей из экспедиции.

Кто же на самом деле съел исследователя

Вопреки известной песне Высоцкого, который точно знал, что сделал Джеймс Кук и чем закончился его роковой поход на Гавайи, никто точно не знает, что случилось с телом морехода на самом деле. Но давайте не будем забегать вперед и разберемся с деталями. Роковая стычка случилась, когда капитан с матросами хотел отобрать у аборигенов баркас, накануне стащенный с корабля. Он пригласил на борт вождя, тот согласился, но уже у самой кромки воды передумал. Путешественник попытался уговорить его, но собравшиеся на берегу люди вели себя угрожающе, они стали кидать копья и стрелять из луков по европейцам.

Четырнадцатого февраля 1779 года, в жуткой суматохе, среди диких воплей разъяренной многотысячной толпы, пятидесятилетний исследователь Джеймс Кук был убит, вероятно — копьем в область затылка. Увидев, что капитан упал бездыханным, матросы быстренько ретировались на корабль. Клерк в своем докладе о происшествии утверждал, что это была роковая случайность. Дикари не собирались заходить так далеко и даже стали формировать живой коридор, чтобы выпустить путешественников. Капитан «Дискавери» несколько дней безрезультатно добивался мирным путем выдачи тела погибшего, но никто не желал слушать тех, кто статус богов безнадежно утратил.

Расстроившись и рассердившись, Чарльз Клерк приказал безжалостно сжечь все прибрежные поселения. Перепуганные, загнанные вглубь острова аборигены согласились на его условия и 22 февраля доставили на корабль корзину с мясом. Там была и полуразложившаяся человеческая голова, в которой недоставало нижней челюсти. Эти останки были в тот же день преданы пучине, как и положено морякам. Никто по сегодняшний день точно не знает, принадлежали ли они капитану, и ели ли его мясо туземцы. Сам Клерк скончался вскоре от туберкулеза и до Англии не доплыл.

Наследие английского капитана для географии: в память о Куке

Благодаря этому удивительному человеку, его природным способностям и педантичному отношению к работе, были получены уникальные карты. Они оказались такими точными и достоверными, что использовать их было принято вплоть до окончания девятнадцатого века. Подобных картографических работ на то время не было больше ни у кого, разве что у Беринга, только исследовал он совсем иную местностью.

Характер Джеймса Кука всегда отличался терпимостью, но и это не помогло ему спастись от беды. Несмотря на это, память о нем живет в сердцах потомков. Кроме пролива, его именем назван крупный архипелаг в Тихом океане. В честь названия судна, на котором ходил капитан, назвали командный модуль корабля «Аполлон-15». Кроме того, существует даже кратер на светлой (видимой) стороне Луны, носящий имя Джеймса Кука.

Во все времена Англия считалась великой морской державой. Ещё совсем недавно она обладала огромными колониями во всех частях света. Корабли с гордо реющими британскими флагами можно было встретить и в Атлантике, и в Тихом океане, и в тёплых Индийских водах. По могуществу с этой страной одно время соперничала Испания, но английская корона сумела выстоять в конкурентной борьбе и не уступила лидирующих позиций.

Таких успехов Англия достигла благодаря тому, что воспитала и взлелеяла целую плеяду опытных и мужественных моряков. Эти люди, проявляя чудеса самоотверженности, отправлялись на утлых судах в бескрайнюю морскую даль и, рискуя жизнью, открывали новые земли. Именно они сделали Великобританию одной из самых богатых и могущественных держав мира.

Одно из первых мест среди английских моряков-первооткрывателей занимает капитан Джеймс Кук (1728-1779). Это уникальный человек, которого знает практически каждый житель планеты. Будучи самоучкой, он достиг высшего мастерства в картографии, стал членом Лондонского королевского общества по развитию знаний, совершил три кругосветных плавания. Его имя вписано золотыми буквами в историю человеческой цивилизации.

Родился Джеймс Кук 27 октября 1728 года в маленьком местечке под названием Мартон в графстве Йоркшир, что на севере Англии. Появился на свет он в бедной семье. Его отец не имел знатного происхождения, а по нашим меркам являлся обычным работягой.

В результате мальчик не получил соответствующего хорошего образования. Он научился читать, писать, знал географию, историю, но глубоких знаний в какой-либо научной области ему просто никто не мог дать.

Судьба определила Куку серую жизнь батрака: тяжёлый физический труд с утра до вечера, бутылка вина в конце дня и хмельное забытье до первых петухов.

Юноша со сложившимся положением вещей мириться не стал. Он много читал и узнал из книг, что мир огромен и полон неизведанного. Серая жизнь на севере Англии являлась лишь жалкой частичкой яркого и интересного бытия, существующего в каком-то другом измерении. Чтобы попасть в него нужно было кардинально поменять судьбу.

Джеймс Кук так и поступил. В 18 лет он устроился юнгой на торговое судно. Но молодой человек вовсе не начал плавать по морям и океанам. Бриг возил уголь с севера страны на юг, держась вблизи английских берегов. Это никак не обескуражило Кука. В свободное от вахты время он самостоятельно изучал математику, астрономию и навигацию. То есть осваивал именно те науки, которые просто необходимы будущему моряку.

Самодисциплина юноши, прилежание, тяга к знаниям были замечены, но не сразу. Только по прошествию 8 лет безупречной службы руководство компании предложило ему стать капитаном торгового брига. Другой бы на месте Джеймса Кука с радостью ухватился за такое предложение. Это был серьёзный карьерный рост, а соответственно и высокое денежное содержание.

Молодой человек категорически отказался от столь заманчивой для других перспективы и записался простым матросом в Королевский военно-морской флот. Получил он назначение на военный корабль «Игл». Это было первое настоящее морское судно, на палубу которого ступила нога будущего великого путешественника и первооткрывателя.

Полученные Куком знания во время работы на торговом судне сослужили ему отличную службу. Уже через пару недель командиры выделили грамотного парня из общей массы матросов, а через месяц присвоили ему воинское звание боцман. Именно в таком качестве Джеймс Кук и вступил в Семилетнюю войну (1756-1763).

Семилетняя война — это первая война в современной истории человечества за рынки сбыта. То есть мир уже практически весь был поделён на колонии. На земле не осталось свободных мест. Англия, Франция, Испания, Великобритания, Германия с таким положением вещей мириться не захотели. Владельцам огромных капиталов нужны были прибыли. Это вынудило правительства ведущих мировых держав начать военные действии друг с другом.

Именно в военные годы будущий первооткрыватель и сделал блестящую карьеру. Но проявил он себя не на «полях сражений». В боевых действиях Кук практически не принимал никакого участие. Только в самом начале войны он понюхал пороху. Затем, учитывая его знания по картографии, командование направило толкового моряка к Канадским берегам. Он составлял карты побережья. Особое же внимание уделялось фарватерам.

Работы Джеймса Кука были так успешны и грамотны, что в 1760 году он получил звание капитана и возглавил военный корабль «Ньюфаундленд». Карты же новоиспечённого капитана стали применять в лоциях.

В 1762 году Кук вернулся в Англию. Это уже был авторитетный человек с соответствующими связями и возможностями. Он обзавёлся семьёй и вплотную занялся картографией в Адмиралтействе.

Время, в которое жил капитан Джеймс Кук, характерно тем, что люди ещё не имели полного представления о внешнем строении земного шара. Бытовало устойчивое мнение, что где-то далеко на юге существует огромный материк, по размерам не уступающий Америке. С учётом колониальной политики такая земля представляла собой лакомый кусок.

Поисками загадочного континента занимались французы и испанцы. Англия, естественно, не могла оставаться в стороне. Её правительство решило организовать свою экспедицию и тщательнейшим образом разведать далёкие южные воды.

Кричать об этом на весь мир англичане не стали. Официально экспедиция организовывалась для исследования восточного побережья Австралии. Об этом было заявлено общественности. Истинные же цели доверили только руководителю этого мероприятия. Стал им после тщательнейшего отбора капитан Джеймс Кук.

Первая кругосветная экспедиция (1768-1771)

В распоряжении Кука оказался трёхмачтовый корабль под названием «Индевор» водоизмещением 368 тонн. Длина судна составляла 32 метра, ширина 9,3 метра, скорость 15 км/ч. Он вышел из Плимута 26 августа 1768 года. Судя по размерам, судно небольшое. Его команда состояла из 40 моряков. Кроме них на корабле также находилось 15 вооружённых солдат. Вместе с Куком в это путешествие отправился Джозеф Банке (1743-1820). Это был очень богатый человек всерьёз увлекающийся ботаникой.

Возглавляемое Куком судно пересекло Атлантику, обогнуло мыс Горн и 10 апреля 1769 года оказалось у берегов Таити. Здесь команда пробыла до середины июля. В задачу капитана входило установить дружеские отношения с местным населением. В целом это удалось. Жителей Таити англичане не грабили, а обменивали европейские товары на продукты питания.

Кук старался поддерживать с аборигенами цивилизованные отношения, но разность в менталитете всё равно создавала определённую напряжённость. Местные жители, увидев миролюбие англичан, быстро осмелели и стали обворовывать гостей самым наглым образом. Это привело к отдельным стычкам, но в целом ситуация не вышла из под контроля.

После Таити Джеймс Кук направил «Индевор» к берегам Новой Зеландии. Здесь, уже набравшись определённого опыта, капитан проявил больше жёсткости к аборигенам. Это привело к вооружённым столкновениям. К счастью, никто из англичан не пострадал, а у местных жителей потери были очень незначительными.

Именно в Новой Зеландии капитан сделал своё первое открытие. Он установил, что огромный остров не является единым целым, а разделён проливом. Этот пролив в наши дни носит название пролива Кука.

Только весной 1770 года «Индевор» добрался до восточного побережья Австралии, что, собственно, и являлось официальной целью путешествия. Двигаясь на северо-запад в этих водах, Кук открыл Большой Барьерный Риф, а также пролив между Новой Гвинеей и Австралией.

Дальше путь лежал в Индонезию, где отдельные члены команды заболела дизентерией. Это заболевание и в наши дни приносит людям много неприятностей, в XVIII же веке фатальный исход от этой заразы был закономерным явлением. Самому капитану повезло, но он потерял половину экипажа.

Со всей возможной скоростью «Индевор» пересёк Индийский океан, обогнул мыс Доброй Надежды и 12 июля 1771 года бросил якорь у берегов Туманного Альбиона.

Так закончилось первое кругосветное плавание. И хотя экспедиция никакого южного материка не нашла, она получила очень высокую оценку у английского парламента. Её научное значение было очевидным. Отпало множество вопросов и неясностей по Новой Зеландии, Новой Гвинее и восточной части Австралии. Сам капитан проявил себя наилучшим образом. Он оказался и прекрасным организатором, и высококлассным специалистом, и хорошим дипломатом в общении с местным населением.

Вторая кругосветная экспедиция (1772-1775)

Следующая экспедиция с теми же задачами опять была поручена Куку. В этот раз в распоряжении у капитана был два корабля. Трёхмачтовый шлюп (корабль, не имеющий ранга) «Резолюшин» водоизмещением 462 тонны и трёхмачтовый шлюп «Эдвенчер» водоизмещением 350 тонн. Первым командовал сам Джеймс Кук, вторым капитан Тобиас Фюрно (1735-1781). Вместе с экспедицией отправились учёные с мировыми именами. Это были: Иоганн Георг Форстер (1754-1794) — этнограф и путешественник, а также его отец Иоганн Рейнгольд Форстер (1729-1798) — ботаник и зоолог.

Из Плимута экспедиция вышла 13 июня 1772 года. В этот раз Кук направился не в сторону Южной Америки, а к мысу Доброй Надежды. В начале ноября экспедиция прибыла в Кейптаун, а затем направилась прямо на юг. Она двинулась в сторону Антарктиды, о существовании которой ни сам капитан, ни его коллеги не знали ничего.

В середине января 1773 года корабли пересекли 66 параллель и оказались в арктических водах. Их встретили холод, ветер и дрейфующие льды. Неизвестно сколь далеко на юг осмелились бы проплыть отважные путешественники, но на воду опустился туман и начался сильный шторм.

В результате корабли потеряли друг друга. Джеймс Кук в течении нескольких дней курсировал в одном и том же районе, надеясь встретиться с Тобиасом Фюрно. Но океанская гладь до горизонта была пустынна. Вдали маячили лишь громадные льдины, да иногда попадались стада синих китов. Потеряв всякую надежду на встречу, Кук отдал команду плыть на восток.

Те же самые действия проделал и капитан «Эдвенчера». Только он решил плыть к острову Тасмания, а флагманский корабль направился к берегам Новой Зеландии, так как именно в проливе Кука была назначена встреча на случай, если суда потеряют друг друга.

Как бы там ни было, но корабли встретились в обговоренном месте в июне 1773 года. После этого капитан Джеймс Кук решил обследовать острова, находящиеся к северу от Новой Зеландией. Быт и нравы туземцев, живших на них, потрясли первооткрывателя и его команду до глубины души. Самым страшным был каннибализм, который европейцы воочию увидели своими глазами.

Убивая врагов, аборигены поедали их тела. Подобное происходило не от голода, а считалось доблестью, которую жители цивилизованного мира понять никак не могли.

Страшный конец постиг и нескольких матросов из команды талантливого капитана. Они были отправлены на один из островов за провизией. Это были крепкие ребята — два боцмана и восемь матросов. Кук прождал их три дня, но те всё не возвращались и не возвращались. Почувствовав нехорошее, англичане высадили на остров вооружённый до зубов отряд. Тот подошёл к селению туземцев, но встретил вооружённое сопротивление.

Выстрелами из ружей гости разогнали местных жителей и, войдя в поселение, нашли лишь обглоданные останки своих товарищей. Все десять человек были съедены.

Это происшествие положило конец исследованию островов Тонга и Кермаден. На землях Новой Зеландии ситуация была аналогичная. Оставаться в этих страшных местах дальше представлялось делом очень опасным.

Джеймс Кук приказал Тобиасу Фюрно плыть домой, сам же решил ещё раз обследовать южные воды. «Эдвенчер» пересёк Индийский океан и, держась вблизи западного берега Африки, вернулся в Англию. «Резолюшин» двинулся на юг. В конце декабря 1773 года он достиг 71° 10′ южной широты. Дальше плыть не представлялось никакой возможности, так как судно, можно сказать, в прямом смысле упёрлось носом в паковые льды.

Ледяное дыхание Антарктиды повеяло на англичан. Это и была далёкая и пока ещё неоткрытая южная земля, которую так настойчиво искал Кук. Капитан об этом смутно догадывался, но повернул корабль и чисто с экскурсионными целями посетил остров Пасхи , открытый в 1722 году. Налюбовавшись на древние каменные сооружения, англичане проведали Маркизские острова, а затем отправились на Таити.

Открывать что-то новое в этой акватории Тихого океана было уже нечего. Пронырливые голландцы всё это сделали ещё 60 лет тому назад. Но всё же Куку повезло. В сентябре 1774 года он обнаружил большой остров к востоку от Австралии и назвал его Новой Каледонией.

Удовлетворив таким образом своё самолюбие, капитан направил судно в Кейптаун. Здесь экипаж отдохнул, набрался сил и опять двинулся на юг. Но паковые льды вновь встали непреодолимой стеной перед дерзкими англичанами.

Джеймс Кук повернул на запад и достиг острова Южная Георгия, открытого ещё в 1675 году английским торговцем Антони де ла Роше. Целых сто лет остров стоял как неприкаянный и неизученный. Прибывшая в 1775 году экспедиция тщательно исследовала его и картографировала.

Покончив с любимым делом, Кук вернулся в Кейптаун, а затем отбыл а Англию. Прибыл он в неё в первых числах августа 1775 года. На этом второе кругосветное путешествие закончилось.

Третья кругосветная экспедиция (1776-1779)

Руководству Адмиралтейства понравились ответственность и добросовестность Кука. Поэтому ему поручили возглавить и третью экспедицию. Капитан в общей сложности долгих 7 лет пробыл в дальних морях, не виделся с семьёй, а ведь у него было шестеро детей, но долг офицера военного флота был превыше всего. Он с готовностью взялся за новое поручение. Современного же человека поражает бездушие лордов, сидящих в Адмиралтействе. Они не давали возможности отважному исследователю побыть со своими близкими даже полгода.

Задачу перед капитаном поставили очень серьёзную. Он должен был исследовать Северо-Западный проход. То есть проверить: возможно ли попасть из северной части Атлантики в Тихий океан через Северный Ледовитый океан, держась вблизи канадских берегов. Это был бы гораздо более короткий путь из Англии в ту же Австралию.

В этот раз капитан Джеймс Кук также командовал двумя кораблями. Флагманским был тот же «Резолюшин», зарекомендовавший себя с наилучшей стороны во втором кругосветном путешествии. Второй корабль назывался «Дискавери». Его водоизмещение составляло 350 тонн, что полностью соответствовало «Эдвенчеру», сопровождавшего флагмана в предыдущем плавании. Капитаном на нём Кук поставил Чарльза Клерка (1741-1779), своего верного боевого товарища, с которым совершил два первых кругосветных плавания.

Экспедиция отчалила от английских берегов в середине июля 1776 года. В середине октября корабли прибыли в Кейптаун, а уже в первой декаде декабря отчалили от африканских берегов и направились в сторону Австралии. По ходу экспедиция завернула на острова Кергелен, открытые всего за 4 года до этого французским мореплавателем Жозефом Кергеленом (1745-1797).

Капитан Джеймс Кук прибыл в уже знакомую ему акваторию в январе 1777 года. Он опять посетил злополучные острова, кишащие каннибалами. Исследователь дорабатывал карты, а также пытался установить добрые отношения с местными жителями, несмотря на их дикие обычаи. В какой-то степени это ему удалось. Но скорее всего здесь определяющую роль играли пушки на кораблях и ружья на плечах солдат, о мощи которых аборигены уже имели представление.

В начале декабря 1777 года экспедиция приступила к выполнению своего задания. Корабли поплыли на север. Сразу после пересечения экватора Кук открыл самый большой в мире атолловый остров. Так как случилось это 24 декабря, то земля получила название остров Рождества.

Ещё через три недели капитан открыл Гавайские острова. После этого маленькая эскадра поплыла на северо-восток, неуклонно приближаясь к землям Северной Америки. В первых числах апреля корабли достигли острова Ванкувера.

В летние месяца экспедиция прошла через Берингов пролив и попала в Чукотское море. Это уже были арктические воды. Они встретили первопроходцев дрейфующими льдами и холодными ветрами. Утлые суда с ненадёжной обшивкой естественно не могли передвигаться в такой среде. Мало-мальски крепкие льдины могли просто раздавить корабли, как скорлупу орехов. Джеймс Кук дал команду поворачивать обратно.

Капитан решил перезимовать на открытых им Гавайских островах. К ним маленькая эскадра прибыла в конце ноября 1778 года. Корабли бросили якоря возле неизведанных берегов. Дел у команд было очень много. Главная задача заключалась в ремонте судов. Те изрядно потрепались в северных водах. Остро также стоял вопрос с провизией. Её англичане решили купить у местного населения. То есть контакты с аборигенами были неизбежны.

Вначале Джеймсу Куку удалось наладить дружеские отношения с жителями Гавайев. Те приняли капитана и его людей за богов, решивших посетить их остров. Великий исследователь неосмотрительно опроверг столь лестное мнение о себе и своих подчинённых. Поняв, что перед ними простые смертные, гавайцы стали демонстрировать англичанам самые неприглядные черты своих характеров.

В первую очередь это конечно было воровство. В воде местные жители чувствовали себя, как рыбы. Они незаметно подплывали к мирно стоящему на якоре судну, забирались на борт и уносили с собой всё, что только можно.

Это вызвало законное возмущение у англичан, и отношения с аборигенами начали портиться. Кук попробовал обратиться к вождям, но понимания у тех не нашёл, так как лидеры племён были в доле, получая часть награбленного.

Капитан решил покинуть неприветливые берега и плыть на юг к уже знакомым островам, лежащим рядом с Новой Зеландией. Корабли подняли якоря 4 февраля 1779 года. Они расправили паруса и устремились в открытый океан. Но удача изменила великому мореплавателю. Начался шторм, серьёзно повредивший оснастку флагманского корабля.

С такими повреждениями тот не смог бы проплыть многие сотни километров в открытом океане. Джеймсу Куку ничего не оставалось делать, как возвращаться обратно. Английские суда вновь бросили якоря возле неприветливых берегов Новой Гвинеи 10 февраля 1779 года.

Уже через три дня произошёл неприятный инцидент. Злоумышленники ночью прокрались на флагманский корабль и похитили с него шлюпку. Утром 14 февраля пропажа была обнаружена.

Подобный проступок аборигенов привёл Кука в бешенство. Он взял с собой вооружённый отряд из десяти человек и высадился на берег. Англичане прямиком направились в селение к дому главного вождя. Тот встретил нежданных гостей приветливо, а на жёсткое требование капитана вернуть украденную шлюпку изобразил на лице искреннее удивление.

Лицемерие вождя ещё больше разозлило великого первооткрывателя. Он приказал солдатам арестовать местного лидера. Окружённый вооружёнными людьми тот направился в сторону побережья.

До ждущих у берега шлюпок оставалось метров двести, когда огромная толпа местных жителей окружила процессию. Аборигены потребовали освободить лидера. Если бы капитан отпустил арестованного, то никакого конфликта не было бы. Но Джеймс Кук был честным человеком и терпеть не мог вороватых личностей. Он не внял голосу рассудка и заявил, что отпустит вождя лишь в обмен на шлюпку.

Последняя же представляла собой очень ценную находку. Местные жители никак не хотели расставаться с ней. Сам же вождь упрямо твердил, что знать ничего не знает о пропаже.

Страсти постепенно стали накаляться. Туземцы потянулись за боевыми топорами и копьями. Английские солдаты взяли ружья на изготовку. Сам капитан обнажил шпагу, тем самым давая понять, что так просто не отступится.

Началась потасовка. Результатом же её стало то, что трое английских солдат были убиты. Кук получил смертельный удар копьём в шею. Остальных солдат оттеснили к шлюпкам. Тем ничего не оставалось, как прыгнуть в них и отчалить от берега. Труп капитана остался у туземцев. Этот печальный инцидент произошёл после обеда 14 февраля 1779 года.

Командование экспедицией взял на себя капитан «Дискавери» Чарльз Клерк. Первоочередной задачей считалось вернуть на корабль труп великого путешественника. Но местные жители наотрез отказались его выдавать. Тогда новый командир приказал открыть огонь из пушек по селению. Тяжёлые ядра со свистом полетели в сторону жилищ аборигенов. Буквально через час посёлок перестал существовать. Его жители с криками ужаса разбежались и попрятались в горах.

Сила и мощь оружия оказались более весомым аргументом, нежели уговоры. Через два дня появились посланцы с большой корзиной. В ней находилось несколько килограммов человеческого мяса и обглоданный череп. Это были останки великого путешественника, которые аборигены не успели съесть.

«Резолюшин» снялся с якоря и отплыл в открытый океан. Под пушечный и ружейный салют капитан Джеймс Кук был похоронен в могучих бескрайних солёных водах. Случилось это 22 февраля 1779 года. Так закончилась жизнь одного из самых величайших путешественников и мореплавателей человеческой цивилизации.

Александр Арсентьев

Кук был известен своим терпимым и дружеским отношением к коренным жителям посещаемых им территорий. Совершил своеобразную революцию в мореплавании, научившись успешно бороться с такой опасной и широко распространённой в то время болезнью, как цинга. Смертность от неё во время его плаваний практически была сведена к нулю. В его плаваниях принимала участие целая плеяда знаменитых мореплавателей и исследователей, таких как Джозеф Банкс, Уильям Блай, Джордж Ванкувер, Джордж Диксон, Иоганн Рейнгольд и Георг Форстер.

Детство и юность

Джеймс Кук родился 27 октября 1728 года в деревне Мартон (Южный Йоркшир). У его отца, бедного шотландского батрака, помимо Джеймса было четыре ребенка. В 1736 году семья переезжает в деревню Грейт Айтон, здесь Кука отдают в местную школу (превращённую ныне в музей). После пяти лет учебы Джеймс Кук начинает работать на ферме под началом своего отца, получившего к тому времени должность управляющего. В возрасте восемнадцати лет он нанимается юнгой на угольщик «Геркулес» Уокеров. Так начинается морская жизнь Джеймса Кука.

Начало карьеры

Кук начал карьеру моряка простым юнгой на торговом бриге-угольщике «Фрилав», принадлежащем судовладельцам Джону и Генри Уокерам, на маршруте Лондон - Ньюкасл. Через два года был переведён на другой корабль Уокеров - «Три брата».

Известно свидетельство друзей Уокеров о том, как много времени Кук проводил за книгами. Свободное от работы время он посвящал изучению географии, навигации, математики, астрономии, также его интересовали описания морских экспедиций. Известно, что Кук оставил Уокеров на два года, которые провел на Балтике и у восточного побережья Англии, однако вернулся по просьбе братьев помощником капитана на «Френдшип».

Через три года, в 1755 году, Уокеры предложили ему принять командование над «Френдшип», однако Кук отказался. Вместо этого 17 июня 1755 года он записался матросом в Королевский военно-морской флот и спустя 8 дней получил назначение на 60-пушечный корабль «Игл». Этот факт в его биографии приводит в недоумение некоторых исследователей - неизвестны причины, по которым Кук предпочел тяжёлый матросский труд капитанской должности в торговом флоте. Но уже через месяц после поступления Кук становится боцманом.

Вскоре началась Семилетняя война (1756 год) «Игл» участвовал в блокаде побережья Франции. Известно также, что в мае 1757 года у острова Уэссан «Игл» вступил в бой с французским кораблем «Герцог Аквитанский» (водоизмещение 1500 тонн, 50 пушек). В ходе преследования и боя, «Герцог Аквитанский» был захвачен. «Игл» в том бою получил повреждения и был вынужден уйти на ремонт в Англию.

По достижении двухлетнего стажа, в 1757 году, Джеймс Кук успешно выдерживает экзамен на мастера (англ. Sailing Master), а 27 октября получает назначение на корабль «Солебей» под командованием капитана Крейга. Куку было в это время двадцать девять лет. С началом Семилетней войны он назначается на 60-пушечный корабль «Пемброк». «Пемброк» участвовал в блокаде Бискайского залива, затем в феврале 1758 года был отправлен к североамериканскому побережью (Канада).

Перед Куком была поставлена важнейшая задача, имевшая ключевое значение для взятия Квебека, - обставить фарватер участка реки Святого Лаврентия, чтобы британские корабли могли пройти до Квебека. Данная задача включала в себя не только нанесение фарватера на карту, но и обозначение судоходных участков реки буями. С одной стороны, в силу чрезвычайной сложности фарватера, объем работы был очень велик, с другой - работать приходилось по ночам, под обстрелом французской артиллерии, отбивая ночные контратаки, восстанавливая буи, которые французы успевали уничтожить. Успешно выполненная работа обогатила Кука картографическим опытом, а также явилась одной из основных причин, по которым Адмиралтейство в конечном итоге остановило свой исторический выбор именно на нем. Квебек был осаждён, затем взят. Кук непосредственно в боевых действиях участия не принимал. После взятия Квебека Кук был переведён мастером на флагманский корабль «Нортумберленд», что можно расценить как профессиональное поощрение. По приказу адмирала Колвилла, Кук продолжал картографирование реки Святого Лаврентия до 1762 года. Карты Кука были рекомендованы адмиралом Колвиллом к публикации и были опубликованы в Североамериканской лоции 1765 года. В Англию Кук вернулся в ноябре 1762 года.

Вскоре после возвращения из Канады, 21 декабря 1762 года, Кук женился на Элизабет Баттс. У них было шестеро детей: Джеймс (1763-1794 гг), Натаниэль (1764-1781 гг), Элизабет (1767-1771 гг), Джозеф (1768-1768 гг), Джордж (1772-1772) и Хью (1776-1793). Семья проживала в лондонском Ист-Энде. О жизни Элизабет после смерти Кука известно мало. Она прожила после его смерти ещё 56 лет и умерла в декабре 1835 года в возрасте 93 лет.

Три экспедиции Джеймса Кука

Под началом Джеймса Кука были совершены три экспедиции, значительно расширившие представления людей о нашем мире.

Первое кругосветное плавание (1768-1771 годы)

Цели экспедиции

Официальной целью экспедиции было исследование прохождения Венеры через диск Солнца. Однако в секретных приказах, полученных Куком, ему предписывалось незамедлительно после завершения астрономических наблюдений отправляться в южные широты на поиски так называемого Южного материка (также известен как Terra Incognita). Если учесть, что между мировыми державами шла ожесточённая борьба за новые колонии, очень вероятным является следующее предположение: астрономические наблюдения служили Адмиралтейству ширмой, прикрывающей поиск новых колоний. Также целью экспедиции было установить берега Австралии, особенно её восточное побережье, которое совершенно не было исследовано.

Состав экспедиции

Можно выделить следующие причины, которые повлияли на выбор Адмиралтейства в пользу Кука:

  1. Кук был моряком, и следовательно подчинялся Адмиралтейству, которому в качестве начальника экспедиции нужен был «свой» человек. Именно по этой причине Александр Далримпл, также претендующий на это звание, был невыгоден Адмиралтейству.
  2. Кук был не просто моряком, а моряком опытным.
  3. Даже среди опытных моряков Кук выделялся обширным опытом в картографии и навигации, о чем свидетельствовала успешно проведённая работа по измерению фарватера реки Св. Лаврентия. Опыт этот был подтверждён непосредственно действующим адмиралом (Колвиллом), который, рекомендуя работы Кука к публикации, охарактеризовал Кука следующим образом: «Зная по опыту одарённость мистера Кука и его способности, я считаю его достаточно квалифицированным для работы, которую он выполнил, и для крупнейших предприятий того же рода».

Экспедиции был выделен «Индевор» - небольшое судно, принадлежащее к классу так называемых «угольщиков» (названных так из-за того, что корабли данного класса в основном использовались для перевозки угля), с характерно малой осадкой, переоборудованное специально для экспедиции.

Ботаниками были Карл Соландер и Джозеф Банкс, член Королевского общества и будущий его президент, который был к тому же очень состоятельным человеком. Художники - Александр Бьюкен и Сидни Паркинсон. Астроном Грин должен был вместе с Куком проводить наблюдения. Судовым врачом был доктор Монкгауз.

Первым помощником на «Усердии» был Захари Хикс, вторым помощником - Джон Гор. Команда состояла из сорока матросов и двенадцати морских пехотинцев.

Ход экспедиции

26 августа 1768 года «Индевор» вышел из Плимута и 10 апреля 1769 года достиг берегов Таити. Выполняя приказы Адмиралтейства, предписывающие «всеми средствами поддерживать дружбу с туземцами», Кук установил строгую дисциплину в общении членов экспедиции и команды корабля с аборигенами. Категорически запрещалось вступать в конфликты с местными жителями, применять насилие. Имевшиеся случаи нарушения этого приказа строго карались. Свежие продукты для экспедиции добывались путём обмена на европейские товары. Подобное поведение англичан, пусть и продиктованное сугубо прагматическими соображениями (возбуждать излишнюю ненависть к себе было просто невыгодно), являлось по тем временам нонсенсом - европейцы, как правило, достигали своих целей с применением насилия, грабя и убивая аборигенов (были также случаи беспричинных убийств). Например, Уоллис, соотечественник Кука, побывавший на Таити незадолго до него, в ответ на отказ бесплатно снабжать его корабль продуктами обстрелял таитянские деревни из корабельной артиллерии. Но миролюбивая политика дала плоды - с островитянами удалось установить хорошие отношения, без чего наблюдение за Венерой серьёзно затруднилось бы.

С целью обеспечения контроля над побережьем, где должны были проводиться наблюдения, был сооружён форт, окружённый с трёх сторон валом, местами - частоколом и рвом, защищённый двумя пушками и шестью фальконетами, с гарнизоном из 45 человек. Утром 2 мая обнаружилось, что единственный квадрант, без которого проведение эксперимента было невозможно, был украден. К вечеру того же дня квадрант удалось найти.

С 7 по 9 июня команда была занята кренгованием корабля. 9 июля, незадолго до отплытия, дезертировали солдаты морской пехоты Клемент Уэбб и Сэмюэл Гибсон. Натолкнувшись на нежелание островитян поспособствовать поимке дезертиров, Кук захватил в заложники всех наиболее значимых вождей округи и выдвинул в качестве условия их освобождения возвращение беглецов. Вожди были отпущены, когда при помощи местных жителей солдат удалось вернуть на корабль.

После проведения астрономических наблюдений, Кук направился к берегам Новой Зеландии, взяв с собой местного вождя по имени Тупия, который хорошо знал близлежащие острова и, кроме того, мог служить переводчиком, и его слугу Тиату. С аборигенами Новой Зеландии, несмотря на подчеркнутое миролюбие англичан, не удалось установить хороших отношений. Экспедиции пришлось участвовать в нескольких стычках, в ходе которых новозеландцы понесли некоторые потери.

Продолжая двигаться вдоль западного берега, Кук нашел бухту, очень удобную для якорной стоянки. В этой бухте, названной им заливом Королевы Шарлотты, «Индевор» встал на ремонт: корабль вытащили на берег и заново проконопатили. Здесь же, на берегу залива Королевы Шарлотты, было сделано открытие - поднявшись на возвышенность, Кук разглядел пролив, разделяющий Новую Зеландию на два острова. Этот пролив был назван его именем (пролив Кука или Куков пролив).

В апреле 1770 года Кук подошёл к восточному берегу Австралии. На берегу залива, в водах которого остановился «Индевор», экспедиции удалось найти много неизвестных ранее видов растений, поэтому Кук назвал этот залив Ботаническим. Из Ботанического залива Кук направился на северо-запад вдоль восточного побережья Австралии.

11 июня корабль сел на мель, серьезно повредив обшивку. Благодаря приливу и принятым мерам по облегчению корабля (были выброшены за борт запасные части такелажа, балласт и пушки) «Индевор» удалось снять с мели. Однако через поврежденную бортовую обшивку корабль стало быстро заливать водой. С целью блокирования потока воды под пробоину была подведена парусина, таким образом поступление забортной воды удалось снизить до приемлемого уровня. Тем не менее «Индевор» нуждался в серьезном ремонте, поскольку в нынешнем положении для удержания корабля в плавучем состоянии требовалась бесперебойная работа помповых установок, не говоря уже о том, что продолжать плавание с огромной дырой в борту, едва прикрытой парусом, было просто опасно. И Кук приступает к поиску места, где можно было бы безопасно встать на ремонт. Через 6 дней такое место было найдено. «Индевор» был вытащен на берег, пробоины заделаны. Вскоре выяснилось, что корабль отрезан от моря Большим барьерным рифом, таким образом экспедиция оказалась заперта в узкой полосе воды между австралийским берегом и Рифом, усеянной мелями и подводными скалами.

Огибая Риф, пришлось пройти на север 360 миль. Двигаться приходилось медленно, постоянно бросая лот, из трюма приходилось без остановки откачивать поступающую воду. К тому же на корабле началась цинга. Но Кук продолжал следовать этим путем, игнорируя бреши, время от времени возникающие в сплошной стене Рифа. Дело в том, что побережье, постепенно отдалявшееся от Большого Барьерного Рифа, однажды могло оказаться недоступным для наблюдения из открытого моря, что совершенно не устраивало Кука, желавшего держать австралийский берег перед глазами. Эта настойчивость принесла плоды - продолжая следовать между Рифом и берегом, Кук наткнулся на пролив между Новой Гвинеей и Австралией (в то время не знали, является ли Новая Гвинея островом или частью австралийского материка).

Кук направил корабль через этот пролив в Батавию (старое название Джакарты). В Индонезии на корабль проникла малярия. В Батавии, куда «Индевор» пришел в начале января, болезнь приняла характер эпидемии. Жертвами малярии стали также Тупиа и Тиату. Корабль был немедленно поставлен на ремонт, сразу же по окончании которого Кук покинул Батавию с ее нездоровым климатом. Однако люди продолжали умирать.

На острове Панаитан к малярии добавилась дизентерия, ставшая с этого момента основной причиной смертельных исходов. Когда 14 марта «Индевор» входил в порт Кейптауна, на корабле оставалось 12 человек, способных работать. Потери в личном составе были чрезвычайно велики, только на пути из Батавии до Кейптауна погибло 22 члена команды (главным образом от дизентерии), а также несколько штатских, в числе которых был и астроном Грин. Чтобы сделать возможным дальнейшее плавание, команда была доукомплектована. 12 июля 1771 года экспедиция вернулась в Англию.

Результаты первой экспедиции

Основная заявленная цель - наблюдение прохождения Венеры через диск Солнца - была выполнена, но результаты эксперимента не принесли пользы из-за неточности измерений, вызванной несовершенством оборудования того времени.

Вторая задача - открытие Южного материка - не была выполнена, и, как теперь известно, не могла быть выполненной Куком во время первого плавания. (Южный материк был открыт русскими моряками Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым в 1820 году).

Экспедиция также доказала, что Новая Зеландия - это два самостоятельных острова, разделенные узким проливом (проливом Кука), а не часть неизвестного материка, как было принято считать ранее. Удалось занести на карту несколько сотен миль восточного побережья Австралии, до того времени совершенно не исследованного. Был открыт пролив между Австралией и Новой Гвинеей. Ботаники собрали большую коллекцию биологических образцов.

Второе кругосветное плавание (1772-1775 годы)

В 1772 году Адмиралтейство приступило к подготовке ко второй экспедиции в Тихий океан.

Цели экспедиции

Конкретные цели, которые поставило Адмиралтейство перед второй экспедицией Кука, неизвестны. Известно лишь, что в задачи экспедиции входило продолжение исследования южных морей. Совершенно определенно, настойчивые попытки Кука проникнуть как можно дальше на юг имели целью найти Южный материк. Вряд ли Кук действовал подобным образом исходя лишь из личной инициативы, поэтому представляется очень вероятным, что открытие Южного материка было одной из целей экспедиции, хотя о подобных планах Адмиралтейства ничего и не известно.

Вторая экспедиция Д. Кука (1772-1775 гг.) была связана с географическими и политическими проблемами, поставленными в повестку дня на начальном этапе европейской экспансии в моря южного полушария. Организация второй экспедиции Кука, произведенного после возвращения на родину в капитаны, была связана с большой активностью, которую французы в это время проявили в южных морях. По крайней мере четыре французские экспедиции были посланы в конце шестидесятых годов на поиски Южного материка. Они связаны с именами Бугенвиля, Сюрвиля, Мариона дю Френа, Кергелена. У французов поиски Южного материка также не были вызваны научными интересами. Инициатива исходила от купеческой французской Ост-Индской компании, заботившейся, конечно, только о своём обогащении; именно она снарядила экспедицию Сюрвиля так же, как в первой половине XVIII века - экспедицию Буве, о которой упоминает Кук. О результатах этих французских экспедиций (кроме экспедиции Бугенвиля) в Лондоне еще не знали и тем более поэтому тревожились. Решено было послать два корабля (французы посылали по 2-3 корабля вместе) и поставить во главе новой экспедиции капитана Кука, успехи которого произвели огромное впечатление в Англии. Адмиралтейство так спешило с этим делом, что Куку дали после составления им подробного отчета о первом путешествии только три недели отдыха (в декабре 1771 года) - после трехлетнего плавания.

Безусловно, Королевское общество приложило к этому свою руку - оно считалось полуправительственной организацией и представляло собой мощную силу в обществе. Несомненно, позиция самого Кука была далека от пассивной в этом вопросе: подобно всем великим первопроходцам, стоило ему вкусить радости и удовлетворения от проникновения в неведомое, и он бы никогда не успокоился, пока снова не вступил бы на этот путь. Несомненно, что ведущие географы того времени, в особенности Александр Далримпл, который продолжал верить в свою идею Южного материка, стали бы торопить организацию второй экспедиции. Но всем понятно, что реально принимали решения только лорды Адмиралтейства. Они думали о возможности того, что Кук и в самом деле натолкнется на мифический Южный материк, или на какую-нибудь другую страну или остров, не открытые до сих пор, и присоединит их с его обычной оперативностью к Британской короне; интригующе приятная и вовсе не невозможная мысль, поскольку Южные моря оставались в своем большинстве неизведанными. Более вероятно, что они сказали Куку, что он должен отправиться в другое героическое путешествие для открытий - и не важно, в каком направлении он отправится, - которые принесут новое доверие, честь и славу ему и его стране, а заодно и им, лордам Адмиралтейства. В подтверждение подобной точки зрения следует заметить, что при втором путешествии, самом страшном, какие когда-либо предпринимались, Кук не получил специальных инструкций. Можно мимоходом отметить, что никто никогда бы не предпринял такое путешествие еще раз, потому что, когда Кук закончил его, в высоких широтах южного океана мало что осталось открывать. Нет сомнения в том, что Кук получил карт-бланш относительно того, куда он должен был плыть и что он должен был делать.

Современному человеку достаточно заказать билет в кассе аэропорта, чтобы переместиться на другой конец света. А ведь так было не всегда. Всего шесть столетий назад на картах отсутствовали континенты Западного полушария и многие острова южных морей. Золотой период в истории географических открытий пришёлся на XV-XIX века.

Благодаря бесстрашию генуэзца Христофора Колумба, российских офицеров Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева были открыты новые материки — Америка и Антарктида, а в 1788 году окончательно доказано существование ещё одного континента — Австралии. С именем этой страны связана судьба английского военного моряка, который долгое время разыскивал таинственную «Южную землю». Итак, герой нашего повествования - Джеймс Кук. Краткая биография мореплавателя весьма насыщенна, богата событиями, увлекательна. Многие еще со школьной скамьи помнят о его открытиях. Тем же, кто позабыл, или школьникам, которые только начинают познавать увлекательный мир географии, будет полезно хотя бы вкратце ознакомиться с информацией об основных вехах жизненного пути этого отважного человека. Итак, что же уготовила ему судьба?

Джеймс Кук: краткая биография и что открыл

7 января 1728 года в селении Мартон-Кливленд, Йоркшир, Англия, у шотландца-батрака родился сын — Джеймс Кук. С ранних лет мальчик показывал свою смышлёность и любознательность. Но благосостояние семьи не позволяло получить хорошее образование. С отрочества он начал помогать отцу, работая на ферме. Единственным шансом повидать мир стало устройство юнгой на торговый бриг-угольщик «Геркулес». Так, в возрасте 18 лет начал морскую карьеру юноша по имени Джеймс Кук, биография которого для многих мореплавателей служит примером для подражания.

Благодаря усердию и дисциплине через два года он был переведён на корабль «Три брата». Свободное от вахты время матрос посвящал изучению навигации, астрономии и географии. Особенно его заинтересовали описания плаваний знаменитых исследователей. Работа на торговом судне, связанная с перевозкой угля, не была интересной, его манили незнакомые страны.

Карьера военного моряка

17 июня 1755 года Джеймс Кук, биография и открытия которого были связаны со службой в Королевском военно-морском флоте, сделал первый шаг на пути к своей мечте. Он отказался от перспективы стать капитаном торгового судна «Френдшип» и ушёл простым матросом на боевой корабль «Игл». Опыт, полученный за время работы у судовладельцев Уокеров, помог ему в кратчайшие сроки (всего за месяц!) стать боцманом, а ещё через два года Кук назначается мастером. В 1758 году Джеймс Кук, биография которого отныне будет напоминать карту морских экспедиций, отправляется в первое большое плавание к побережью Северной Америки.

Но это была не обычная прогулка, а рейд боевого судна в период Семилетней войны между Англией и Францией. Главной целью этой борьбы был перехват заокеанских владений. В то время колонии извечной соперницы Британии превышали размер заморских территорий Англии и Испании. Благодаря знанию навигации и картографическим способностям Джеймса Кука был проложен фарватер реки Святого Лаврентия, который помог англичанам одержать победу в борьбе за Канадские земли.

Первое кругосветное путешествие

Для таких морских держав, как Англия, Испания, Франция, Португалия и Голландия, открытие новых земель не было следствием любви к неизведанному. Эти страны в первую очередь преследовали свои меркантильные интересы, главной из которых было пополнение казны государства за счёт разработки месторождений золота и других полезных ископаемых. Британское адмиралтейство по приказу монархии отправляло военно-морские суда на поиски неизвестных земель.

26 августа 1768 года английский парусник «Индевор» покинул Плимут и пересёк Атлантику. Обогнув побережья Южной Америки, он вышел через пролив Дрейка в воды Тихого океана. За 3 года первого кругосветного путешествия Джеймс Кук обнаружил, что Новая Зеландия состоит из двух островов, а пролив между ними до сих пор носит имя первооткрывателя. Он также изучил и составил карту восточного побережья Австралии.

Второе кругосветное путешествие

Не прошло и месяца после возвращения на родину, как Джеймс Кук, биография которого отныне будет связана с интересами Британского адмиралтейства, снова отправился в морскую экспедицию на очередные три года. На этот раз его домом стал корабль «Резолюшн», вместе с которым последовало ещё одно судно — «Эдвенчер». Цель была та же, что и в первом путешествии: открытие новых земель.

Маршрут экспедиции пролегал мимо берегов Африки к южным широтам, но до Антарктиды корабли не дошли из-за шторма. За время странствий по водам Тихого океана было открыты множество архипелагов, а численность экипажа «Эдвенчура» уменьшилась на 8 человек в результате нападения аборигенов-каннибалов на одном из островов.

В последний путь

Третья и последняя кругосветная экспедиция неутомимого британца стартовала летом 1776 года. Перед ним была поставлена задача обнаружить морской путь, по которому можно выйти к Северной Америке через Атлантику и Тихий океан. На этот раз в распоряжении Джеймса Кука был флагман «Резолюшн» и судно «Дискавери». За полгода они достигли берегов Тасмании. Пройдя вдоль побережья Таити, корабли отправились на север.

18 января 1778 года были открыты острова, ныне известные как Гавайские. Но Джеймс Кук дал им изначально другое имя — Сэндвичевы. Оттуда корабли дошли до цели своего путешествия. Из Америки экспедиция направилась в Арктику, пересекла Северный полярный круг. Парусники не смогли пройти через льды Чукотского моря, и поэтому было решено вернуться проверенным путём.

26 ноября 1778 года путешественники причалили у Сэндвичевых островов, а спустя почти три месяца Джеймс Кук и несколько членов экипажа были вероломно убиты туземцами. 22 февраля 1779 года останки капитана Джеймса Кука были преданы морской стихии.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!