Краткий обзор истории и общая характеристика империи цин. Древний китай кратко и самое главное в фактах, династии китая и культура

И просуществовала около 260 лет.

Династия была основана в 1616 году на территории Маньчжурии (северо-восток современного Китая) и вскоре, воспользовавшись нестабильной ситуацией в Китае, где центральная власть была ослаблена многочисленными крестьянскими восстаниями, подчинила себе весь Китай, а затем часть Монголии и Средней Азии. Таким образом, нация численностью менее 1 млн человек покорила 150-милионный народ. На первом этапе династия Цин, чтобы укрепить свою власть и позиции в Пекине, издала указ, согласно которому под страхом смертной казни каждый мужчина в империи был обязан одеваться в маньчжурском стиле и брить макушку, как это было принято у маньчжуров.

Тем не менее, маньчжурское правительство довольно быстро окитаезировалось, и, начиная со второго цинского императора в Китае (Канси), правители стали говорить на китайском языке, а правительственные должности отдавались китайским ученым. Все это помогло преодолеть напряжение между китайской и маньчжурской аристократией, и в стране более чем на 1,5 столетия наступили мир и процветание, словно затишье перед последовавшей за этим бурей.

Первая половина цинского периода отмечена ростом населения и развитием экономики. Вплоть до конца XVIII века после отмены в 1684 году запрета на торговлю с другими странами Китай, торгуя шелком и чаем, получал огромное количество серебра, пока этот поток не был перекрыт поставками опиума. Однако в целом цинское правительство продолжало политику самоизоляции, которая, в конце концов, привела к насильному открытию страны европейскими державами.

Наука Китая, когда-то занимавшая лидирующее положение во всех областях, все больше отставала от европейской, углубляясь в философию. Знания, полученные от европейских миссионеров, китайцы воспринимали с недоверием и не использовали для развития собственной науки. В конечном итоге это постоянно растущее отставание стало самым большим недостатком китайском цивилизации.
Больших успехов Китай достиг в искусстве, которое переживало очередной подъем. Создавались фундаментальные энциклопедии, содержащие накопленные знания, развивалась живопись, драматургия и литература (появился первый роман, написанный разговорным языком - «История камня, или Сон в Красном тереме», рассказывающий о судьбе аристократической семьи).

Мирное правление династии Цин было нарушено в последние годы жизни императора Гао-цзуна (1736 - 1795 гг.). В это время среди низших слоев населения, а затем и среди недовольных образованных людей, не попавших на государственную службу, распространился культ «Общество Белого Лотоса». Неконтролируемый рост секты вызвал подозрение у правительства, приказавшего провести расследование, но последовавший за этим беспредел чиновников на местах привел к вооруженному восстанию. Члены «Общества Белого Лотоса», чьи ряды пополнили разбойники, стали нападать на правительственные конторы в деревнях. В это же время на юге взбунтовались племена мяо. На подавление восстаний у императорской армии ушло несколько лет, что показало Западу несостоятельность китайских вооруженных сил и сильно подорвало авторитет правящего дома. В дополнение к этому в конце XVIII века на Тайване стали формироваться тайные преступные группировки - «триады», которые в тот период выступали против маньчжурского императора и изнутри подтачивали фундамент династии Цин. Интересно, что эти криминальные сообщества существуют по сей день.
Отмена запрета на торговлю с другими странами совершила настоящий торговый бум: в конце XVIII - начале XIX вв. португальцы, голландцы, англичане и американцы закупали в Кантоне и Макао чай и шелк, оплачивая товар импортом текстиля и американским серебром. Экспорт Китая значительно превышал импорт, пока англичане, а вслед за ними и американцы, не стали ввозить в Китай опиум. Наркотик оказался насколько хорошо продаваемым товаром, что уже с 1828 по 1836 гг. импорт превысил экспорт на 36 млн. долларов.

К тому времени Англия стала самой мощной капиталистической страной, а торговля опиумом в Кантоне заняла важное место в британской экономике. Объемы наркотика, поставляемого в Поднебесную, росли в геометрической прогрессии. Многие аристократы и чиновники превратились в настоящих наркоманов, деградация охватила все слои населения. Китайское правительство наложило запрет на торговлю зельем, но это привело только к нелегальной торговле, контрабанде и коррупции. В попытке пресечь неиссякаемые потоки опиума в Китай в марте 1939 года специальный уполномоченный Линь Цзе-сюй потребовал у британских и английских торговцев прекращение ввоза наркотика и конфисковал у них наличных запасы опиума, уничтоженные в морской воде. Вслед за этим английское правительство объявило действия китайцев незаконными и потребовало компенсации убытков, а также дополнительных льгот для своих предпринимателей и предоставление в их распоряжение некоторых территорий. Не получив ответа от Китая, в апреле 1840 года Великобритания объявила войну. Вскоре к англичанам присоединились американцы. Китай потерпел в первой опиумной войне поражение и в 1842 году был вынужден подписать Нанкинский мирный договор, согласно которому помимо значительных сумм контрибуции Великобритания получала в бессрочное владение Гонконг, доступ для торговли в пяти портах: Гуанчжоу, Сямынь, Фучжоу, Шанхай и Нинбо - низкие пошлины на ввоз своего товара и другие привилегии.

Этот договор стал переломным моментом в китайской истории, после которого начался период новой истории Китая. Нанкинский договор и дополнительное к нему соглашение поставили Китай в неравноправное положение в его отношениях с Великобританией. За ними последовала серия подобных же неравноправных соглашений.

В 1844 году были подписаны договоры с США и Францией, распространявшие на эти страны права и привилегии, которые были предоставлены Великобритании. На 60 лет страна превратилась в полуколониальное и полуфеодальное государство.

Аппетит Запада, нашедшего в лице Китая гигантский рынок сбыта и постоянный источник дохода, постоянно возрастал. Спустя несколько лет после подписания мирного договора, англичане потребовали пересмотра условий и открытия городов, т.к. до этого все иностранцы жили в специальных концессиях. Одновременно с этим Китай стали разрывать бесконечные мятежи, пиратство, процветающая контрабанда, в том числе нелегальная торговля китайскими рабочими. Ненависть местного населения к «варварам» достигла своего апогея: на европейцев нападали на улицах, забрасывали камнями, но это не остановило англичан. В октябре 1856 году Англия и Франция развязала новую войну против Китая. В мае 1858 года объединенная армия захватила Тяньцзинь, расположенный всего в 150 км от Пекина: цинское правительство было вынуждено в спешном порядке заключить новый договор. Условия Тяньцзиньского договора стали еще более тяжелыми для Поднебесной: к огромной контрибуции прибавлялось создание в Пекине постоянных иностранных посольств, открытие дополнительных портов, разрешение иностранным миссионерам свободно проповедовать свою религию, открытие реки Янцзы вплоть до Ханькоу, низкие торговые пошлины и, наконец, легализация торговли опиумом (Источник: Р.Крюгер, «Китай: полная история Поднебесной»).

Война, однако, на этом не закончилась. В 1859 году Англия и Франция потребовали снять оборону на реке Байхэ, но получила отказ. Вскоре за этим произошла случайная военная стычка в окрестностях Тяньцзиня, в котором китайцы одержали победу, убив около 400 солдат противника. В ответ на это в 1860 году объединенная армия захватила Тяньцзинь и подошла к Пекину. Император Сяньфэн бежал, укрывшись за Великой Китайской стеной. В октябре того же года англо-французская армия разграбила Летний дворец Юаньминъюань в окрестностях Пекина. Вскоре цинское правительство вновь было вынуждено подписать позорный и неравноправный мирный договор. Пекинский договор подтверждал все пункты Тяньцзиньского, кроме того, Англия получала полуостров Коулун, а Китай обязан был выплатить дополнительную контрибуцию.

Практически одновременно со второй опиумной войной в Китае разгорелось самое жестокое в истории Поднебесной крестьянское восстание, впоследствии получившее известность как Восстание тайпинов (1850 - 1864). Предводителем восстания стал китаец-христианин Хун Сюцюань, родом из крестьянской семьи, провозгласивший себя младшим братом Иисуса Христа. «Тайпин» (taiping, 太平) в переводе с китайского означает «Великое спокойствие».

Идеи Хуна вместе с ненавистью к маньчжурам и варварам с Запада очень быстро нашли отклик в широких народных массах: за несколько лет общество превратилось во влиятельную и агрессивную силу. Основную массу тайпинов составляли разорившиеся крестьяне, городские рабочие, частично - члены триад, желающие свергнуть правительство. Одним из признаков тайпинов были длинные волосы - протест против маньчжурской стрижки, которую обязаны были носить все мужчины в Империи Цин. В 1851 году около 20 тысяч тайпинов объявило о создании Небесного государства Великого равновесия. В марте 1953 года разросшаяся до двух миллионов человек армия тайпинов заняла Нанкин, который Хун Сюцюань переименовал в Тяньцзин и сделал своей столицей. Так, тайпины фактически строили свое государство внутри циньской империи. Они издавали новые законы, проводили земельную реформу и даже создали новый календарь. В Небесном государстве было запрещено вино, табак, опиум, азартные игры, внебрачные связи, а также наложницы и бинтование женских ног. Земля, принадлежавшая Богу, справедливо распределялась между всеми мужчинами и женщинами.

В 1856 году в руководстве государства между небесными князьями начались споры за власть, как обычно сопровождаемые убийствами. Воспользовавшись ослаблением власти в Тайпине, цинская армия начала наступление. Европейцы в этой войне предпочли поддержать маньчжуров, отказав на призыв китайских «братьев-христиан», считая, что общество тайпинов не только является аморальным, но и представляет собой угрозу для торговли. В 1864 году Тяньцзинь был захвачен, а «небесный князь» покончил жизнь самоубийством, приняв смертельную дозу яда. Так при поддержке Англии, Франции и США цинскому правительству удалось подавить крестьянское движение тайпинов, продержавшееся 14 лет.

Последующие 40 лет Китай продолжали делить мировые державы, находя для военной агрессии все новые поводы, а также устанавливая протекторат над странами-данниками Поднебесной, среди которых оказались Бирма, Корея и Вьетнам. К концу XIX века Тайвань и остров Рюкю стал принадлежать Японии, России на двадцать пять лет достался Порт-Артур, Англия господствовала в Гонконге, Кантоне, Шанхае и на северной оконечности полуострова Шаньдун, Германия взяла в аренду на 90 лет область Цзяочжоу на севере провинции Шаньдун, Франция арендовала на 99 лет залив Гуанчжоу.

В то же время, начиная с 60-х годов XIX века, цинское правительство, поняв свое кризисное положение, предприняло попытки к заимствованию у Запада передовой науки. Однако процесс индустриализации шел очень медленно, что было во многом связано с традиционным китайским менталитетом, рассматривающим любые другие народы как варваров, а подражание им - как унижение нации. К тому же правящая тогда в качестве регента при малолетнем сыне, а затем при малолетнем племяннике, вдовствующая императрица Цыси плохо представляла себе положение дел в стране, тратя миллионы на строительство роскошных дворцов, в то время как стана была вынуждена брать кредиты у России, Британии и других держав.

Реформаторы с новой силой дали о себе знать после коронации восемнадцатилетнего императора Гуансюя, племянника Цыси, в 1889 году, после которой императрица официально уступала трон новому правителю, но фактически ее влияние при дворе осталось прежним. Гуансюй был увлечен западными знаниями и с интересом отнесся к идеям Кан Ю-вэя, молодого ученого из Кантона, активно выступающего за реформирование страны. В результате личной встречи императора с ученым было объявлено о начале «100 дней реформ»: изменения должны были затронуть промышленность, образование и государственное устройство. Чиновничество забило тревогу, а вдовствующая императрица при поддержке своей партии в сентябре 1898 года осуществила государственный переворот, отстранив императора от власти и снова заняв трон. Все указы, принятые во время «100 дней» были отменены, но машина реформирования была уже запущена, и ничто не могло заглушить общественное мнение, все громче требующее перемен.

Народное недовольство выливалось в восстания, среди которых самым масштабным стало «боксерское» или ихэтуаньское движение (1899 - 1902 гг.). «Боксеры» выступали против вмешательства «варваров» в экономику, религию и политику Китая и жестоко расправлялись с христианами и «заморскими дьяволами», а также со всеми символами присутствия иностранцев - железными дорогами, телеграфными линиями и т.д. «Боксеры» смогли завоевать расположение Цыси, и императрица стала оказывать им поддержку, что взволновало иностранную общественность. В 1900 году мятежники ворвались в Пекин, сжигая христианские церкви, посольства и дома иностранцев. Западные державы отреагировали немедленно: через месяц была сформирована 20-тысячная объединенная армия из британцев, американцев, японцев, австрийцев, французов и итальянцев, которая довольно быстро смогла захватить столицу. Цыси бежала в Сиань, «боксеры» были жестоко убиты. Китай был вынужден подписать еще более унизительный «Заключительный протокол», после которого цинское правительство полностью стало орудием в руках держав, контролирующих Китай.

14 ноября 1908 года император Гуансюй умер после непродолжительной болезни, а на следующий день скончалась сама вдовствующая императрица Цыси. С ее смертью эпоха Цин фактически закончилась, хотя номинально династия продолжала существовать, новым наследником был назначен 3-летний племянник Цыси Пу-И. Окончательно Цинская империя перестала существовать после Синьхайской революции (1911 - 1913 гг.), в 1912 году был подписан акт об отречении императора от трона, а в 1924 году император был низложен окончательно, лишен титулов, объявлен обычным гражданином республики и изгнан из Пекина.

Династия Ся Династия Шан Династия Чжоу Восточное Чжоу Период Весны и Осени Период Сражающихся царств Династия Цинь (Династия Чу) - смутное время Династия Хань Западная Хань Синь , Ван Ман Восточная Хань Эпоха Троецарствия Вэй Шу Западная Цзинь Шестнадцать варварских государств Восточная Цзинь Южные и Северные Династии Династия Суй Династия Тан

Северная Сун

Южная Сун

Династия Цин

Китайская Республика

Первоначально династия называлась «Поздняя Цзинь» (金 - золото), название было изменено на «Цин» (清 - «чистый») в 1636 году . Во время правления Цин территория Китая распространилась на Синьцзян и Тибет . В первой половине XVIII в. цинскому правительству удалось наладить достаточно эффективное управление страной, одним из результатов чего было то, что в этом веке наиболее быстрые темпы роста численности населения наблюдались именно в Китае. Цинский двор проводил политику самоизоляции, что в конце концов привело к тому, что в XIX в. Китай был насильно открыт западными державами и превратился в полуколониальную страну.

Последующее сотрудничество с Западными державами позволило династии избежать краха во время восстания Тайпинов , проводить сравнительно успешную модернизацию и т.о. просуществовать до начала 20 в., однако оно же послужило причиной растущих националистических (антиманчжурских) настроений.

История

Возникновение маньчжурского государства

В начале XVII в. вождь живших в Маньчжурии оседлых чжурчжэней Нурхаци (1559-1626) сумел не только сплотить под своим началом несколько десятков разрозненных племен, но и заложить основы политической организации. Претендуя на родство с чжурчжэньской династией Цзинь , Нурхаци объявил свой клан «Золотым родом» (Айсин Гёро). Роду Нурхаци принадлежало владение Маньчжоу.

Упадок Минской империи

Эпоха Канси-Цяньлун

Эпоха «закрытия» Китая

Опиумные войны и восстание тайпинов

Политика «самоусиления»

Японо-китайская война и движение ихэтуаней

«Новая политика»

Синьхайская революция и последние попытки реставрации монархии

После объединения Китая под властью гоминьдана в 1928 году Чан Кайши , боясь, что Пуи станет орудием Японии в борьбе против Китая, предложил экс-императору восстановить «Льготные условия» и денежные выплаты в случае его переезда в Шанхай. К этому времени Пуи уже целиком попал в японскую западню, и переходить из неё в неизмеримо более опасную гоминьдановскую не захотел. 18 сентября 1931 года, организовав «маньчжурский инцидент », японские войска оккупировали Маньчжурию. Получив заверения о том, что ему уготовлен императорский трон, Пуи добровольно перешёл на сторону японцев и стал сотрудничать с ними. В 1932 году правление династии Цин было восстановлено на территории марионеточного японского государства Маньчжоу-го , Пуи вступил на престол под девизом правления «Датун».

Управление

Вооружённые силы

Социально-экономическое развитие

Общество и культура

Императоры династии Цин

Династия Цинь (221 – 207 гг. до н.э.) династия, основанная первым китайским императором Цинь Ши Хуан-ди. Он восстановил единое централизованное государство в результате аннексии существующих шести государств: Хань, Вэй, Чжао, Янь и Ци.

Династия Цинь пришла к власти свергнув Династию Чжоу. В эпоху Цинь были заложены принципы управления Китаем на несколько столетий вперед.

Император имел титул – Первый величественный правитель Цинь . Согласно его политике было положено начало централизованного государства, в котором юристами были чиновники.

Страну разделили на округа и уезды . Реформа предусмотрела унификации измерения веса, пространства, монет, а также письма. Вследствие этого стало легче вести торговлю, не зависимо от региональных различий.

Создание империи было логическим завершением сложного и длительного процесса усиления интегрирующих центростремительных тенденций в ведущих чжоуских царствах. государств.

Первая императорская династия Китая – Цинь

Прошло более 2 тыс. лет от того, как в 221 г. до н.э. была создана первое в Китае централизованное государство – империя Цинь, которая имела важное значение для истории Китая.

Период с 255 по 222 г. до н.э. называется периодом Чжаньго – Период Борющихся Царств . К концу III в. до н.э. усилилось княжество Цинь (пров. Шаньси), которое вело успешные войны с другими княжествами, а затем уничтожило династию Чжоу и образовало первую централизованную деспотию. Ин Чжэн проводил уверенную политику объединения страны, что было необходимо в связи с развитием земледелия и торговли.

Многие китайцы воевали с гуннами – кочевниками, населявшими Монголию. У гуннов была мощная подвижная конница. Набеги кочевников опустошали северные провинции Китая , и борьба с ними была тяжелой для китайской армии, поскольку у китайцев было мало конницы.

Обычно гунны легко выходили из-под удара и отступали вглубь Монголии до тех пор, пока китайская армия не прекращала преследований за отсутствия продовольствия и не возвращалась обратно. Вслед за этим гунны совершали новые набеги с того места, откуда их меньше всего можно было ожидать.

В 221 г. до н.э. Чжэну удалось разгромить всех своих противников и завершить объединение страны. Князь циньского княжества Ин Чжэн стал первым правителем Китая, провозгласив себя первым императором, то есть «Цинь Шихуан-ди», что в переводе означает – первый священный император Цинь.

Объединение Китая имело большое значение для истории Китая. Император создал четкую систему централизованной администрации. Вся страна была разделена на 36 крупных областей, границы которых не совпадали с контурами прежних царств и княжеств. А во главе них стояли цзюньшоу – губернаторы.

Области делились на уезды – сянь, во главе с «сяньлинами», а уезды – сянь – на волости – сян, и более мелкие единицы – «тин». В каждом «тине» было по 10 общин – ли. Все крестьяне империи получили наделы земли.


В период правления Цинь Шихуан-ди в стране были развернуты большие строительные работы : строились почтовые тракты, создавались оросительные системы, возводились оборонительные сооружения.

Еще одним важным вкладом в культуру Китая после объединения – стало введение единой письменности. До династии Цинь в разных княжествах были свои письмена. Это создавало препятствия в культурном обмене. После объединения под властью Цинь, Сяочжуань – один из видов китайского древнего письма, стала общепринятой письменностью.

Употребление китайских иероглифов было узаконено, что сыграло важную роль в развитии культуры.

Кроме того, при династии Цинь была введена единая система мер и весов. Первый император Китая также ввел единый денежный оборот с целью создания благоприятных условий для экономического развития и укрепления центральной власти.

213 г. до н.э. по приказу Цинь Шихуана были сожжены все древние книги , а в 212 г. до н.э. казнили 460 наиболее активных идеологических противников императора из среды конфуцианцев.

Еще в конце IV в. до н.э. для защиты от набегов гуннов княжества Инь, Чжоу и Цинь начали строить большую защитную стену. Остатки этой стены не сохранились.

В 214 г. до н.э. китайцы начали строительство стены Бянь-чен – пограничной стены. Великая китайская стена начинается у старой китайской крепости-таможни Шаньхайгуань и идет на запад горными хребтами, берегами рек и заканчивается у крепости Дзяюйгуань рядом с хребта рихгофен.

Сооружение Великой стены говорит о высоком уровне военно-инженерного дела в древнем Китае . При империи Цинь строились и стратегические пути, а также сооружали водную магистраль – Большой канал.

Цинь Шихуанди – первый император Китая

Цинь Шихуанди (259 – 210 гг до н. н.э.) – правитель царства Цинь (с 246 г. до н.е.), который начал завершение многовековой эпохи Борющихся Царств. Основанная им династия Цинь, планировавшая обладать Китаем на протяжении 10 тысяч поколений, была свергнута через несколько лет после его смерти.

Ин Чжэн родился в 259 году до н. е., в Ханьдань – княжество Чжао, где его отец, Чжуан Сянван, был заложником. После рождения он получил имя Чжэн. Его мать – наложница ранее находилась в интимных отношениях с влиятельным придворным Люй Буве.

В 13 лет Чжэн стал циньским правителем, но до 21 года считался несовершеннолетним, а всеми делами управлял Люй Буве как регент и первый министр.

Будущий китайский император вобрал популярную в то время тоталитарную идею легизма, ярким представителем которого был Хань Фей. Государственное устройство царства Цинь определяли мощная военная сила и многочисленная бюрократия.

Государство Цинь было самым могущественным в Поднебесной. Все направлялось к объединению Китая во главе с этой династией. Однако, хотя династия Цинь в Китае и значительно расширила свои владения за счет других царств, царства эти все еще оставались достаточно сильными.

В 241 г. до н. е. царства Вэй, Хань, Чжао и Чу заключили против Цинь новый военный союз , но и их объединенные войска также потерпели поражение. Цинцям также противостояли еще Янь и Ци – есть шесть царств, остальные погибли в ходе междоусобных войн.

В 238 г. до н. н.э., когда Ин Чжэн взошел на циньский престол, ему удалось разбить всех врагов поодиночке , захватывая одну территорию за другой в течение семнадцатилетних непрерывных войн. В 32 года он овладел тем княжеством, в котором родился, тогда же умерла его мать.

Каждую захваченную столицу он приказывал уничтожать. В 221 г. Цинь завоевало последнее самостоятельное царство на Шаньдунском полуострове, Ин Чжэн в 39 лет впервые в истории объединил весь Китай.

Беспрецедентная мощь правителя имперской эры требовала введения новой титулатуры. Цинь Шихуанди буквально означает – император-основоположник династии Цинь. Старое наименование “ван”, что переводится как “монарх, князь, царь”, было уже не приемлемым: с ослаблением Чжоу, титул вана потерял свою ценность и значимость . Сначала сроки Хуан (“властитель, государь”) и Ди (“император”) применялись отдельно.

Их объединение должно подчеркнуть единовластия правителя нового типа. Созданный таким образом императорский титул существовал до Синьхайской революции 1912 года , до завершения имперской эры.

Его применяли как те династии, власть которых распространялась на всю Поднебесную, так и те, кто только стремился к объединению ее частей под своим руководством.

Правление Династии Цинь

Колоссальная кампания по объединению Поднебесной была завершена в 221 г., после чего по указу императора у населения страны было изъято оружие , из которого было приказано отлить колокола и большие бронзовые статуи.

Новый император провел ряд реформ для закрепления завоеванного единства: под лозунгом “все колесницы с осью единой длины, все иероглифы – стандартного написания” было создано единую сеть путей, отменено разрозненные системы иероглифики покоренных царств, введена единая денежная система, а также систему мер и весов.

Столицей Китайской империи был избран Сяньян в вечных циньского владениях, недалеко от современного Сианя. Туда было переведено чиновников и вельмож всех захваченных государств (около 120 тыс. семей наследственной знати.

Огромная страна была вновь разграничена на 36 крупных областей, границы которых не совпадали с рамками прежних царств и княжеств. Во главе каждой области поставили губернатора. Области разделены на уезды, которые имели начальников, а уезды – на волости, каждая из которых включала несколько десятков сел.

Большое внимание было уделено организации центральной администрации. Во главе империи было двое министров, один из которых Ли Си играл главную роль. Этим министрам подчинялось несколько центральных ведомств, у которых были соответствующие подразделения в областях.

Так, главе военного ведомства подчинялись военачальники областей и большой штат чиновников центрального аппарата, принадлежавших к отделов и департаментов.

Примерно такой же была и структура других ведомств – финансового, царско-государственного хозяйственного, судебного, обрядового и некоторых других, включая верховную прокуратуру, которая осуществляла надзор за всеми ведомствами и личным составом администрации страны.

Все чиновники и лица, стоявшие ниже них, строго различались по своему месту в системе не только должностей, но и рангов. Их было 20, первые 8 рангов могли иметь простые люди , которые получали их в зависимости от возраста, социально-семейного положения и заслуг, а также путем покупки или в награду.

Остальные (вплоть до высших, 19-20-го, обладателями которых в империи были единицы) были чиновничьими рангами, которые предоставляли за выслугу и заслуги.

Все многочисленные чиновники, вплоть до высших, получали за свой труд твердо фиксированное жалованье из государственных хранилищ, чаще зерном, количество которого было четко установлено в зависимости от должности и ранга.

Лишь отдельные представители 19-20-го рангов имели право на взимание налогов с крестьян определенной подаренной им в условное владение территории, но при этом административной власти здесь не имели, их права ограничивались взиманием налогов.

Строго централизованной и хорошо организованной была и система разнообразных и весьма тяжелых государственных повинностей, то гигантские строительные работы, обязанность обеспечивать армию, поставки продовольствия и снаряжения, участие в общественных работах на местах и ​​т.д.

Принцип круговой поруки, основанный еще Шан Яном стал еще более распространенным, чем раньше : он касался теперь не только крестьян, но также и тех, кто рекомендовал кого-либо на должность чиновников, что ограничивало непотизм, т. е. стремление устроить на выгодное место бездарного и неспособного родственника или знакомого.

Были созданы монеты – единые для всего Китая , выплавка которых превратилась в государственную монополию, разрешен откуп от повинностей и наказаний, а также покупка рангов, чтобы лишние доходы поступали в казну.

Часть самых торговцев переселили из их родных мест, большие откупщики, занимавшиеся солеварением, железоплавильном делом и т.д., были под контролем властей.

Кроме того, в государстве существовала сеть крупных казенных мастерских , на которых в порядке отбывания повинностей или по приговорам суда (государственное рабство преступников), а также по найму работали ремесленники, в том числе и владельцы частных мастерских.

Достаточно жесткой была система легистского законодательства вплоть до уничтожения всех родственников преступника по трем линиям родства – отца, матери и жены – за особые преступления. За менее тяжкие ожидало физическое наказание или государственное рабство.

Следует отметить, что вся описанная система реформ и нововведений в целом имела немалый эффект, причем довольно быстро. Строго организованная на принципах казарменной муштры китайское государство смогло за короткий срок осуществить ряд грандиозных проектов.

Для защиты от кочевников севера была возведена Великая Китайская стена. Грандиозным было строительство столицы с ее колоссальным дворцовым комплексом Ефангун , не говоря уже о сооружении императорской гробницы, о которой многие источники рассказывают чудесные истории и мифы.

Интересно! Древняя легенда рассказывает о душе спящего императора Цинь Шихуанди, которая поднялась на Луну и оттуда посмотрела на землю. С заоблачных высот Китайская империя показалась ей маленькой точкой, и сжималась тогда душа императора, увидев беззащитность Поднебесной. Именно тогда и родилась у него мысль возвести Великую Китайскую Стену, которая окружила всю страну и спрятала её от жестоких варваров.

Гробница Императора Цинь Шихуанди

Ничто не иллюстрирует мощь Цинь Шихуанди лучше, чем размеры погребального комплекса, который был возведен еще при жизни императора. Сооружение гробницы началось сразу после образования империи неподалеку от нынешнего г. Сианя.

По свидетельству Сыма Цяня до создания мавзолея было привлечено более 700 тыс. рабочих и ремесленников, и длилось оно 38 лет. Периметр внешней стены захоронения составляла 6 км.

Гробница с захоронением первого императора была найдена археологами лишь в 1974 году, тогда выяснилось, что гора Лишань – это рукотворный некрополь . Его изучение продолжается до сих пор, причем место захоронения императора еще ждет вскрытия.

Курган венчало некое пирамидальное помещение, где, по одной из версий, душа покойного должна подняться в небо.

И хотя вместо живых воинов вразрез привычной традиции вместе с императором в гробнице были похоронены их копии – терракотовая армия , что некоторыми специалистами расценивается как весьма прогрессивный шаг, не следует забывать, что кроме статуй терракотовых воинов вместе с Цинь Шихуанди было зарыто по разным оценкам до 70 тысяч рабочих вместе со своими семьями, а также около трех тысяч наложниц.

Интересно! Комплекс гробницы первого императора Династии Цинь – Шихуанди первым среди китайских объектов был внесен ЮНЕСКО в Реестр объектов мирового культурного наследия .

Конец жизни первого императора Китая – Цинь Шихуанди

За последние десять лет своей жизни император редко бывал в своей столице. Он постоянно объезжал различные уголки государства , принося жертвы в местных храмах, извещая местные божества о своих достижениях и возводя стелы с самовосхвалениями.

Объездами собственных владений император положил начало традиции монарших восхождений на гору Тайшань . Он первым из китайских правителей вышел на морской берег.

Как можно понять из “Ши цзи” ханьского историка Сыма Цяня, китайского императора беспокоили мысли о собственной смерти. Во время своих странствий он познакомился с многими волшебниками и ведунами, надеясь узнать от них тайну эликсира бессмертия.

В 219 г. он снарядил на поиски экспедицию к островам Восточного Моря (вероятно, в Японии). Конфуцианские ученые видели в этом пустые суеверия, за что жестоко поплатились: как гласит легенда, император приказал закопать 460 из них живьем в землю.

В 213 г. до н. э Ли Сы убедил императора сжечь все книги , за исключением тех, которые касались сельского хозяйства, медицины и гадания. Кроме того, не тронули книги из императорских собраний и хроники цинского правителей.

В последние годы жизни, отчаявшись и потеряв веру в обретение бессмертия когда-либо, Цинь Шихуанди все реже объезжал границы своего государства, отгородившись от мира в огромном дворцовом комплексе. Избегая общения со смертными, император надеялся, что люди будут видетьв нем божество.

Вместо этого, тоталитарное правление первого императора Китая вызывало рост недовольства среди населения. Раскрыв три заговора, император не мог доверять ни одному из своих приближенных.

Смерть Цинь Шихуана в 210 г. до н. е. наступила во время поездки по стране , в которой его сопровождали его младший сын Ху Хай, начальник канцелярии Чжао Гао и главный советник Ли Сы.

Боясь волнений, они скрыли смерть императора и, вступив в сговор, сфабриковали от его имени письмо, в котором престолонаследником объявлялся не старший сын Фу Су, а младший – Ху Хай . В этом же письме содержался приказ о даровании почетной смерти Фу Су и военачальнику Мэн Тяню.

Ху Хай в 21-летнем возрасте вступил на трон под именем Эр Шихуанди , однако фактически оставался марионеткой Чжао Гао и через три года был вынужден совершить самоубийство по его же приказу.

В империи начались восстания, возглавляемые Чэнь Шеном, в Гуаном и Лю Баном (кон. 209 – нач. 208 гг. Н.э.). В октябре 207 г. до н. е. столицу империи Сяньян был взят армией Лю Бана , провозглашенного императором. Он стал основателем династии Хань.

Во времена правления династии Цинь увеличилась территория государства. В ее состав теперь входила значительная часть Китая. Вся тяжесть ведения войн, строительства Великой стены, дворцов, дорог и др. ложилась на плечи крестьян, которые подвергались жестокой эксплуатации. Следствием этого были мощные крестьянские восстания, под ударами которых и пала династия Цинь .

Просмотры: 186

Династия Цин правила в Китае с 1644 по 1911 гг. Начиная с основателя династии императора Нурхаци вплоть до последнего императора Пу И всего за эти годы правило 12 императоров. Если считать с того времени, когда маньчжурская армия Цинов покорила заставу Шанхайгуань до революции 1911 года, династия Цин правила на протяжении 268 лет.

В период своего расцвета площадь цинской империи превышала 1 тыс. 200 кв. км. В 1616 году Нурхаци основал государство Поздняя Цзинь, а в 1632 году император Хуан Тайцзи переименовал свое государство в Цин. В 1644 году Ли Цзычэн во главе крестьянского восстания сверг династию Мин, а последний минский император Чун Чжэнь покончил с собой. Цинская армия, воспользовавшись сложившейся ситуацией, вторглась в приделы Китая и подавила крестьянскую войну. Столицей новой династии Цин стал Пекин. После этого Цины подавили локальные крестьянские восстания в различных уголках страны, они также расправились со всеми, кто все еще поддерживал Мин. Таким образом, Цин вела борьбу за объединение Китая.

В период ранней Цин с целью смягчить классовые противоречия были приняты меры, которые касались поощрения освоения целинных земель и снижения налогов. Это оказало определенный импульс на экономическое развитие внутренних и приграничных районов. В середине 18 в. в Китае наблюдался экономический подъем, этот расцвет экономики в научной литературе приобрел название периода «Кан-Юн-Цянь» (Кан, Юн и Цянь- это первые иероглифы в именах трех цинских императора, которые правили в то время, т.е. Канси, Юнчжэн и Цяньлун). Цинская администрация в то время всеми силами укрепляла режим централизованной власти. В конце 18 века население династии Цин составляло около 300 млн. человек.

В 1661 году знаменитый цинский военачальник Чжэн Чэнгун во главе военно-морской аркады пересек Тайваньский пролив , одержал полную победу над голландцами, которые колонизировали Тайвань в течение 38 лет. В начале 1662 года голландские колонизаторы сдались в плен, Тайвань вернулся в лоно Родины.

В конце 16 века Российская империя расширяла границы своих владений на Восток. Когда Цинская армия прибыла в район восточной пограничной заставы Царская Россия, пользуясь случаем, оккупировала города Кяхта и Нерчинск. Цины настоятельно потребовали от России вывести войска с китайских территорий. В 1685 и 1686 гг. император Канси издал два указа об осаде российских войск в районе Кяхты. Российская сторона была вынуждена согласиться на переговоры относительно восточного участка границы между Китаем и Россией. В 1689 году представители обеих сторон провели переговоры в Нерчинске, и заключили первый официальный договор о границе – «Нерчинский договор».

В период правления императора Цяньлуна было подавлено сепаратистское восстание в Кашгарии. Цяньлун принял ряд мер, которые касались развития экономики, культуры и инфраструктуры в приграничных районах.

При династии Цин, особенно в период до императора Даогуана были достигнуты огромные успехи в культурной жизни. В то время появился ряд замечательных мыслителей, включая Ван Фучжи, Хуан Цзунси и Дай Чжаэня, появилась целая плеяда известных писателей и деятелей искусства таких, как Цао Сюецинь, У Цзинцы, Кун Шанжэнь и Ши Тао и др. Наряду с этим, были достигнуты успехи в развитии исторической науки. Многие известные историки того времени трудились над созданием энциклопедических историографических трудов. В их числе «Сы Ку Цюань Шу» (Собрание книг Поднебесной по четырем разделам) и «Собрание сочинений с древности и до настоящего времени». Блестящее развитие получила также и научно-техническая область, особенно стоит отметить достижения в архитектуре.

Цинское правительство развивало экономику аграрного типа, культура и идеология отличались насаждением феодальных норм морали и ритуала. Цины боролись со всяческим инакомыслием со стороны интеллектуальной элиты общества того времени, а в сфере внешних сношений Цины стремились слепо отгородиться от внешнего мира.

В период поздней Цин непрерывно обострялись социальные противоречия, этот период характеризуется подъемом антицинских восстаний. Период процветания империи завершился с началом восстания секты Белого Лотоса.

После Опиумной войны 1840 года, вследствие вторжения империалистов в Китай, Цинское правительство заключило ряд неравноправных договоров с агрессорами. Согласно этим договорам Цин уступила обширные территории, платила контрибуции, открыла торговые порты для иностранцев. Китай постепенно стал полуфеодальной полуколониальной страной. Вследствие политического разложения, идеологической близорукости, мягкотелой и забитой политики династия Цин вступила в период своего упадка. В стране вспыхнул ряд народных восстаний, включая восстание Тайпинов и Нянцзюней (факельщиков). С целью сохранения независимости цинские власти предприняли реформы, которые, однако, завершились провалом. В то время появилось немало патриотов и героев, которые до последней капли крови боролись за выход страны из системного кризиса. В 1911 году произошла Синьхайская революция, которая покончила с цинской властью. Китай, освободившись от двухтысячелетнего феодального ига, вступил в новый этап своего развития.

Это статья о Цин (1644-1912), последней из императорских династий, правивших Китаем. О первой императорской династии Цинь (221 до н. э. - 206 до н. э.) см. статью Цинь (династия).

Дина́стия Цин , или империя Цин (дайцин гурунь , кит. упр. 清朝, пиньинь: Qīng Cháo , палл.: Цин чао ) - многонациональная империя, созданная и управлявшаяся маньчжурами, в которую позже был включен Китай. Согласно традиционной китайской историографии - последняя династия монархического Китая. Была основана в 1616 г. маньчжурским кланом Айсин Гёро на территории Маньчжурии, в настоящее время называющейся северо-восточным Китаем. Менее чем через 30 лет под её властью оказался весь Китай, часть Монголии и часть Средней Азии.

Первоначально династия была названа «Цзинь» (金 - золото), в традиционной китайской историографии «Хоу Цзинь» (後金 - Поздняя Цзинь), по империи Цзинь - бывшему государству чжурчжэней, от которых выводили себя маньчжуры. В 1636 годуназвание было изменено на «Цин» (清 - «чистый»). В первой половине XVIII в. цинскому правительству удалось наладить эффективное управление страной, одним из результатов чего было то, что в этом веке наиболее быстрые темпы роста численности населения наблюдались именно в Китае. Цинский двор проводил политику самоизоляции, что в конце концов привело к тому, что в XIX в. входивший в состав империи Цин Китай был насильно открыт западными державами и превратился в полуколониальную страну.

Последующее сотрудничество с западными державами позволило династии избежать краха во время восстания Тайпинов, проводить сравнительно успешную модернизацию и т.о. просуществовать до начала 20 в., однако оно же послужило причиной растущих националистических (антиманчжурских) настроений.

В результате Синьхайской революции, начавшейся в 1911 г., империя Цин была уничтожена, была провозглашена Китайская Республика - национальное государство ханьцев. Вдовствующая императрица Лунъюй отреклась от трона от имени тогда малолетнего последнего императора, Пу И, 12 февраля 1912 года.

[править]История

[править]Возникновение маньчжурского государства

В начале XVII в. вождь живших в Маньчжурии оседлых чжурчжэней Нурхаци (1559-1626) сумел не только сплотить под своим началом несколько десятков разрозненных племен, но и заложить основы политической организации. Претендуя на родство с чжурчжэньской династией Цзинь, Нурхаци объявил свой клан «Золотым родом» (Айсин Гёро). Роду Нурхаци принадлежало владение Маньчжоу, находившееся за северной границей Китая.

В 1585-1589 годах Нурхаци, подчинив племена минского вэя Цзяньчжоу (своих непосредственных соседей), объединил их с населением Маньчжоу. Затем он приступил соседних племён. За два десятилетия маньчжуры совершили около 20 военных экспедиций против соседей. Для укрепления своего положения Нурхаци предпринял поездку в Пекин, где был представлен на аудиенции императору Ваньли.


В 1589 году Нурхаци объявил себя ваном (великим князем), а в 1596 году - ваном государства Цзяньчжоу . Его союзники - восточномонгольские князья - поднесли ему в 1606 титул Кундулэн-хана . В 1616 году Нурхаци провозгласил воссоздание чжурчжэньского государства Цзинь (в истории стало известно как «Поздняя Цзинь»), а себя объявил его ханом. Столицей этого государства стал город Синцзин. Благодаря дипломатической и военной активности Нурхаци, к 1619 году в рамках нового государства было объединено большинство чжурчжэньских племён.

В 1621 году маньчжуры вторглись в Ляодун и разбили китайские войска. Нурхаци осадил и взял штурмом город Шэньян(получивший маньчжурское название «Мукден»), и город Ляоян. Весь этот край оказался в руках хана Нурхаци. Решив прочно закрепиться на захваченной территории, он не стал угонять покорённое население в Маньчжоу, оставив его и своё войско в Ляодуне, а столицу из Синцзина перенёс в 1625 г. в Мукден.

После смерти Нурхаци в 1626 году ему наследовал сын Абахай (известный также как Хунтайджи или Хуантайцзи). Продолжая дело отца, Абахай подчинил ещё остававшихся независимыми чжурчжэньских вождей. С 1629 года по начало 40-х годов XVII века Абахай совершил около десяти походов на соседние племена. При этом он продолжал строить государство: в 1629 году была введена китайская экзаменационная система для будущих чиновников и военачальников, организован Секретариат, ведущий государственное делопроизводство, а в 1631 году - система «шести ведомств», аналогичная существующей в то время в Китае. На ряд должностей были назначены китайские чиновники-перебежчики.

Поход на Китай в 1627 году под руководством самого Абахая не дал ощутимых результатов. Поскольку Корея, как вассал Китая, всячески поддерживала династию Мин, маньчжуры вторглись в эту страну, начались массовые убийства и грабежи. Корейский ван был вынужден уступить силе, заключить мир с Маньчжоу, уплатить ему дань и наладить торговлю с победителями

В связи с укреплением китайской обороны, для завоевания северного Китая нужно было обойти регион Ляоси (часть Ляонина к западу от реки Ляо), а это было возможно только через Южную Монголию. Абахай привлёк на свою сторону многих монгольских правителей и поддержал их в борьбе против Лигдан-хана - правителя Чахара, пытавшегося восстановить империю Чингис-хана. В обмен на это Абахай обязал монгольских правителей участвовать в войне против Китая. Уже в 1629 году конница Абахая обошла крепости Ляоси с запада, прорвалась через Великую стену и оказалась у стен Пекина, где началась паника. С богатой добычей войска Абахая ушли восвояси. Кроме того, после разгрома Чахара, Абахай заявил, что он завладел императорской печатью монгольской династии Юань, которая именовалась «Печать Чингис-хана».

В 1636 году Абахай дал династии новое имя - «Цин», а подданных повелел именовать не «чжурчжэнями», а «маньчжурами». Новое государство маньчжуров отныне стало называться Цин (Великое Чистое Государство - Да Цин-го) - по наименованию династии. К титулу «император» Абахай присоединил его монгольский аналог «богдохан», ибо в состав Маньчжурской империи вошла часть Южной Монголии. Годам своего правления он дал девиз «Чундэ». В 1637 году маньчжурская армия разгромила Корею, которая была вынуждена покориться, стать «данником» Цинской империи и разорвать отношения с Китаем.

С этого времени маньчжурская конница стала совершать регулярные набеги на Китай, грабя и увозя в плен, превращая в рабов сотни тысяч китайцев. Всё это вынудило минских императоров не просто стянуть войска к Шаньхайгуаню, но и сконцентрировать здесь едва ли не лучшую, крупнейшую и наиболее боеспособную из всех своих армий во главе с У Саньгуем.

[править]Упадок империи Мин

Упадок Мин стал очевиден в связи с засухами, неурожаями, экономическим кризисом, коррупцией и произволом чиновников и войной с маньчжурами (1618-1644).Эти катастрофические события вынудили крестьян взяться за оружие. В 1628 году в провинции Шэньси разрозненные полуразбойные ватаги стали создавать повстанческие отряды и избирать вождей. С этого момента в северо-восточном Китае началась крестьянская война, которая продолжалась 19 лет (1628-1647).

В 1640-х годах крестьян больше не пугала ослабевшая армия, терпевшая поражение за поражением. Регулярные войска попали в клещи между маньчжурскими войсками на севере и восставшими провинциями, в них усилилось брожение и дезертирство. Армия, лишённая денег и продовольствия, потерпела поражение от Ли Цзычэна. Столица была оставлена практически без борьбы (осада длилась всего два дня). Предатели открыли ворота перед войсками Ли, и те беспрепятственно смогли войти внутрь. В апреле 1644 года Пекин покорился восставшим; последний минский император Чунчжэнь покончил жизнь самоубийством, повесившись на дереве в императорском саду.

Этим воспользовались маньчжуры. Маньчжурская армия под руководством князя Доргоня, соединившись с войсками У Саньгуя, разбила восставших у Шаньхайгуани и вслед за тем подошла к столице. 4 июня 1644 года Ли Цзычэн, оставив столицу, в замешательстве отступил. Через 2 дня маньчжуры вместе с генералом У заняли город и провозгласили императором юного Айсиньгёро Фулиня. Войско повстанцев потерпело ещё одно поражение от маньчжурской армии у Сиани и вынуждено было отступить по течению реки Хань вплоть до Ухани, потом вдоль северной границы провинции Цзянси. Здесь Ли Цзычэн умер.

[править]Маньчжурское завоевание Китая

Основная статья: Маньчжурское завоевание Китая

См. также: Династия Южная Мин

Очаги сопротивления маньчжурам, где ещё правили потомки минских императоров, в частности, царство Чжэн Чэнгуна на Формозе существовали ещё долгое время. Несмотря на потерю столицы и смерть императора, минский Китай все ещё не был побежден. Нанкин, Фуцзянь, Гуандун, Шаньси и Юньнань все ещё оставались верны свергнутой династии. Однако на освободившийся трон претендовало сразу несколько князей и их силы оказались раздроблены. Один за другим эти последние очаги сопротивления подчинялись власти Цин, и в 1662 г. вместе с гибелью Чжу Юлана, исчезла последняя надежда на реставрацию Мин (хотя на Тайване вплоть до 1682 года существовало государство, воевавшее с маньчжурами под флагом империи Мин).


2. ПРАВО
2.1. Источники права.

В Китае важными источниками права были закон, императорский указ, но основной самого указа являлось конфуцианская традиция, отобранная конфуцианскими идеологами и возведенные в императив, в долгу образцы поведения, нормы конфуцианской морали.

Все средневековые правовые системы стран Востока утверждали неравенство сословное, кастное, в семье, по признакам пола, мелочно регламентируя поведения людей во всех сферах общественной жизни.
2.2. Имущественные отношения.

Обезземеленным крестьянам выдавались наделы из фонда государственных земель, причем на выгодных условиях. Те, кто обрабатывал пустоши, в течение определенного времени освобождались от налогов.

Ныне в течение нескольких поколений в Поднебесной царит мир, богатые и сильные из числа чиновников и простолюдинов обладают имуществом в несколько сот миллионов монет, а бедные и слабые испытывают все большие тяготы... Поэтому следует несколько ограничить количество земель, находящихся в частном владении.

Из постановлений эпохи династии Ханъ, конец I в. до н. э.

Таким образом, вновь восстанавливалась система «равных полей», которая всегда считалась в Китае идеалом. Конечно, несмотря на эти меры, невозможно было совсем остановить рост частного землевладения, но государственная власть была достаточно сильна, чтобы на определенном этапе резко сокращать его. Поэтому в Китае, как и в других восточных цивилизациях, сформировался государственный феодализм.

Правительство сделало ставку на мелкое крестьянское хозяйство, которому отводились наделы при условии выплаты налогов. Чиновники получали землю в зависимости от ранга - доходы с нее, точнее, то, что от них оставалось после уплаты налогов государству, шли в счет жалованья. Такие владения нельзя назвать феодом: понижение в должности означало и утрату земли; чиновник в качестве землевладельца был полностью зависим от государства.

Примерно такая же политика осуществлялась и по отношению к ремесленникам и купечеству. С древнейших времен власть стремилась утвердить свою монополию на разработку недр и использование водоемов; постепенно в руках государства оказалось производство и продажа важнейших предметов потребления: соли, чая, меди, железа и других металлов. В XIV - XVII вв. государственное производство охватывало изготовление фарфора, судостроение, добычу угля, литейный промысел и др. Центральная власть регулировала рыночные цены, а иногда даже ссудный процент, борясь с ростовщичеством. Государственная торговля не всегда выдерживала конкуренцию с частной, но правительство компенсировало это тем, что облагало купцов большими налогами, закупало у них товары по твердым ценам, установленным казной.

В настоящее время следует регулировать движение товаров: при повышении цен надо продать, при понижении - закупить; если сделать большие запасы продовольствия и уравнять цены, то люди будут своевременно заниматься земледелием и ростовщические дома не смогут воспользоваться их затруднениями. Все вышесказанное делается для народа, а не с целью получения доходов для казны.

Из законов реформатора Ван Анъ-Ши, XI в.

Кроме того, правительство разрешало заниматься торговлей чиновникам, освобождая их от налогов и превращая таким образом в силу, противостоящую частной торговле.

Только в XVI-XVII вв. в Китае произошел некоторый сдвиг: расширилось крупное землевладение, стали создаваться мануфактуры с использованием наемного труда (в том числе и рассеянные). Хотя государство по-прежнему имело монополию на добычу и обработку полезных ископаемых, в отдаленных горных районах тайно возникали частные предприятия по добыче угля и серебра. Цинское правительство закрывало глаза на рост частного землевладения. Возможно, потому, что интенсификация сельского хозяйства давала возможность даже в этих условиях получать большую сумму налогов.

Буржуазные отношения отстаивали свое право на существование, но, как правило, проигрывали в неравной борьбе с государственной властью, а потому остались неоформленными.
2.3. Семейное право.

Для Древнего Китая характерна большая патриархальная семья с абсолютной властью отца, с многоженством, культом предков. Женщина полностью зависела от власти мужа, личного имущества она не имела, права в наследовании женщин были ограничены. Брак заключали родители.
2.4. Уголовное право и процесс.

Если верить преданиям, уже в X в. до н.э. чжоуским Му-ваном было разработано Уложение о наказаниях. Эта кодификация насчитывала якобы 3000 статей и предусматривала довольно разработанную систему наказаний. В Уложении говорилось о смягчающих и отягчающих обстоятельствах, различая неосторожные и умышленные деяния. По всей вероятности Уложение представляло собой запись отдельных судебных решений и закрепляло прежде всего нормы обычного права.

Виды наказаний в различные периоды незначительно отличались друг от друга. В Иньском государстве применялось битье палками, отрезание носа, поджаривание на огне, разрубание на мелкие части, обезглавливание, закапывание живым в землю, отрубание руки, ноги, выкалывание глаз. Во времена Цинь устрашение окончательно становится основной целью наказания. Широко применяется смертная казнь в самых разнообразных видах.

Суд не был отделен от администрации, судебные функции выполняли многочисленные представители государственного аппарата. Верховным судьей являлся император. На местах судили представители местной администрации. Имелись чиновники, обязанные разыскивать преступников, вести борьбу с ворами и разбойниками, начальники тюрем, лица, приводившие в исполнение судебные решения.

В период Инь и Западного Чжоу процесс носил обвинительно- состязательный характер. В случаях совершения преступлений рабами в процессе имели место элементы розыскного процесса. Позднее этот вид процесса применяется все шире, вытесняя состязательный. /2, с.32-34/

Община отвечала за правонарушения своих членов, действовало правило круговой поруки. Мелкие проступки, споры об имуществе рассматривали органы общины.

Новые взгляды на роль права распространяли Конфуций (V в. до н.э.) и его единомышленники. По их мнению, деление людей на правителей и управляемых заложено в самой природе человека, оно извечно и неизменно. Лучше всего управлять народом не через посредство закона, а через систему исторически сложившихся норм поведения людей. Конфуцианство проповедовал сохранение древних традиций: подчинение подданных властям, младших - старшим, осуждало чрезмерное обогащение, требовало от властей заботиться о бедных.

Конфуцианству с его рациональной моралью удалось занять особое место среди других религий, несмотря на все сложности борьбы с легизмом, в силу особой практической ценности этого учения, призванного, по утверждении знаменитого конфуцианства VI в. Вэй Чжэне «выправлять отношение между государством и подданными», «отверзать глаза и уши простого народа».

Религиозный плюрализм, отношения к религии как к простому учению, отсутствия прямой связи между государственной властью и ортодоксальной системой определяли и другие специфические черты средневекового общества и государства Китая. Здесь, например, отсутствовал такой институт, как вероисповедания, что, в сою очередь, делало невозможным существование судов инквизиций. Не было сложившегося сословия духовенства и засилья, как на Западе, духовенства в государственном аппарате в качестве единственного грамотного слоя лиц.

Полное, неограниченное господство государства с его сакральным авторитетом над религиозными организациями в политическом, административном, правовом, идеологическом отношениях было окончательно закреплено в Китае в империи Тан, в которой ни один из религиозных институтов не имел хотя бы номинальной автономии.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!