Краткое описание рассказа васюткино озеро. Онлайн чтение книги Васюткино озеро Виктор Астафьев




Цели и задачи исследования. Разобраться в причинах появления Разобраться в причинах появления устной и письменной формы речи. Вспомнить особенности устной и письменной формы речи. Вспомнить особенности устной и письменной формы речи. Узнать, как появление данных форм речи связано с развитием человеческого общества? Узнать, как появление данных форм речи связано с развитием человеческого общества?


Ход исследования. 1.Вспомнить особенности письменной и устной формы речи. 1.Вспомнить особенности письменной и устной формы речи. 2.Сопоставить тексты в устной 2.Сопоставить тексты в устной и письменной форме. и письменной форме. 3.Подумать,какая форма речи была 3.Подумать,какая форма речи была наиболее распространённой на ран- наиболее распространённой на ран- ней стадии развития человечества. ней стадии развития человечества.


Двое на одного. Двое на одного. Вышел я на поляну…и ахнул от удивления.На краю поляны два ежа Вышел я на поляну…и ахнул от удивления.На краю поляны два ежа боролись с огромным боровиком Хотели его повалить,но гриб не сдавался!Вот здорово!Молодец,боровик! боролись с огромным боровиком Хотели его повалить,но гриб не сдавался!Вот здорово!Молодец,боровик!



Светильники осени. Светильники осени. В этом сером осиннике весной,бывало, тянули вальдшнепы,а теперь жёлтые листья летят. В тёмных лесах загорелись светильники, иной лист на тёмном фоне так ярко горит, Что даже больно смотреть. Липа стоит уже вся чёрная,но один яркий лист её остался,висит,как фонарь,на невидимой нити и светит. (М.Пришвин.) (М.Пришвин.)


2.Письменная форма речи:2.Письменная форма речи: -строга, сложна по форме -строга, сложна по форме -менее выразительна -менее выразительна -соблюдение литературных норм -соблюдение литературных норм -строгий выбор слов -строгий выбор слов -соблюдение орфографических и пунктуационных норм. -соблюдение орфографических и пунктуационных норм.


На основе сопоставленных текстов можно сделать следующий вывод: устная форма речи была наиболее удобной на этапе зарождения общества. Это связано с условиями жизни людей того времени и с развитием их мышления. На основе сопоставленных текстов можно сделать следующий вывод: устная форма речи была наиболее удобной на этапе зарождения общества. Это связано с условиями жизни людей того времени и с развитием их мышления.




Использованная литература 1.Львова С.И.Русский язык.6 кл.:Пособие для учащихся.-М.:Дрофа, 1.Львова С.И.Русский язык.6 кл.:Пособие для учащихся.-М.:Дрофа, с. 2.Русский язык.6 класс:Конспекты уроков по развитию речи.Сост. И.В.Ка- 2.Русский язык.6 класс:Конспекты уроков по развитию речи.Сост. И.В.Ка- расева. расева. 3.Русский язык.Справочник школьника 3.Русский язык.Справочник школьника Сост.О.В.Галаева;под ред.Славкина.-М.:


Филолог, с. 4.Франклин Фолсом Книга о языке- 4.Франклин Фолсом Книга о языке- Издательство Прогресс. Издательство Прогресс.

Астафьев «Васюткино озеро» краткое содержание для читательского дневника можно составить используя этот вариант.

«Васюткино озеро» краткое содержание

Сибирь. Конец лета. 13-летний мальчик Васютка помогает родителям в тайге, чем может. Отец Васютки был бригадиром рыбаков. Но вот уже некоторое время, рыба не ловилась, и рыбаки остановились в одном месте и готовитлися к осеннему лову. Обязанность Васютки, которую он сам себе придумал, - снабжать рыбаков кед­ровыми орешками, которые те не прочь пощелкать в свободное время. Однажды, как обычно, он отправляется в тайгу набрать орехов, и вдруг у него появилась возможность застрелить глуха­ря. Но пытаясь словить птицу, он понимает, что заблудился.

Испугался Васютка – стал метаться из стороны в сторону. А потом стал вспоминать всё, что хоть когда-то слышал от рыбаков о том, какие приметы могут помочь ему выйти из глухой тайги, он проявил мудрость и мужество, он продержался в тайге долгих пять дней, добывая себе пищу, охотясь, не падал духом.

Вечером он развел костер, закопал в горячие угли глухаря, поужинал и стал готовиться к ночлегу. Также Васютка питался кедровыми орехами, которыми успел набить целые карманы. Краюху хлеба, которую положила ему мать, он берег, ел ее понемногу, понимая, что не сразу выберется из леса.

На следующий день пошел он по лесу, ища признаки близости воды – он понимал, что ему нужно к Енисею, чтобы найти рыбаков.

Наконец, увидел он среди таежного мха высокую траву – а это значило, что вода близко. Пошел он в ту сторону, где росла трава, и вышел на берег проточного озера. По озеру плавало множество уток, а в воде было много рыбы. Васютка подстрелил трех, но нашел только двух – одна куда-то уплыла. Снова он развел костер, поджарил уток, поужинал и лег спать. А наутро пошел вдоль озера, которое вывело его к еще одному озеру – большему по размерам. И в нем тоже было много белой рыбы, а еще нашел там Васютка свою утку, которую подстрелил накануне. Так по берегу озера и сумел Васютка выйти к Енисею.

Тут его и подобрали люди, которым он объяснил, что заблудился. Привезли они его к родителям.

Приехав домой, Васютка рассказывает отцу о прекрасном озере. А на следующий день повел он рыбаков на это озеро. И как только показалась вода, один из рыбаков крикнул: «Вот оно, Васюткино озеро». Так и стали это озеро называть, а потом название это появилось и на картах.

Как оказалось, всего Васютка прошел 60 км в тайге.

В основу рассказа лег случай, действительно произошедший с Астафьевым в детстве.

Виктор Петрович Астафьев

«Васюткино озеро»

Рыбакам из бригады Григория Афанасьевича Шадрина, Васюткиного отца, не везло. Вода в реке поднялась, и рыба ушла на глубину. Вскоре с юга подул тёплый ветер, но уловы оставались небольшими. Рыбаки отошли далеко в низовья Енисея и остановились в избушке, построенной когда-то учёной экспедицией. Там и остались ждать осеннюю путину.

Рыбаки отдыхали, чинили сети и снасть, ловили рыбу перемётами, а Васютка каждый день ходил за кедровыми орехами — очень уж любили рыбаки это лакомство. Иногда мальчик заглядывал в новые учебники, привезённые из города, готовился к школе. Вскоре шишек на ближайших кедрах не осталось, и Васютка решил отправиться в дальний поход за орешками. По старинному обычаю мать заставила мальчика взять с собой краюшку хлеба и спички, а без ружья Васютка никогда в тайгу не ходил.

Некоторое время Васютка шёл по зарубкам на деревьях, не дававшим ему заблудиться. Набрав полную торбу шишек, он уже хотел возвращаться, и вдруг увидел огромного глухаря. Подобравшись поближе, мальчик выстрелил и ранил птицу. Догнав раненного глухаря и свернув ему шею, Васютка огляделся, но зарубок не нашёл. Он попытался найти знакомые приметы, но вскоре заблудился окончательно. Мальчик вспомнил страшные рассказы о заблудившихся в тайге Заполярья, его охватила паника, и он бросился бежать, куда глаза глядят.

Остановился Васютка, только когда наступила ночь. Он разжёг костёр, и зажарил глухаря. Хлеб мальчик решил приберечь на самый крайний случай. Ночь прошла тревожно — Васютке всё время казалось, что к нему кто-то подкрадывается. Проснувшись, мальчик влез на самое высокое дерево, чтобы выяснить, в какой стороне находится Енисей, но жёлтой полосы лиственника, которая обычно окружала реку, не обнаружил. Тогда он набрал полные карманы кедровых орехов и тронулся в путь.

К вечеру Васютка начал замечать под ногами трявяные кочки, какие встречаются возле водоёмов. Однако вышел он не к Енисею, а к большому озеру, полному рыбы и непуганой дичи. Там он подстрелил несколько уток и устроился на ночлег. Васютке было очень грустно и страшно. Он вспомнил свою школу, и пожалел, что хулиганил, не слушал на уроках, курил и давал табак первоклашкам из ненецких и эвенкских семей. Они курили с самого детства, но учительница запрещала, и теперь Васютка был готов совсем бросить курить, только бы снова увидеть родную школу. Утром мальчик пригляделся к рыбе, косяки которой стояли у берега, и понял, что она не озёрных, а речных видов. Это значило, что из озера должна вытекать речка, которая и приведёт его к Енисею.

В середине дня пошёл холодный осенний дождь. Васютка залез под развесистую пихту, съел драгоценную краюху хлеба, свернулся в клубок и задремал, а когда проснулся, уже смеркалось. Дождь ещё шёл. Мальчик развёл костёр, и тут услыхал далёкий гудок парохода — Енисей был где-то рядом. К реке он выбрался на следующий день. Пока он раздумывал, куда идти, вверх или вниз по течению, мимо него проплыл двухпалубный пассажирский теплоход. Напрасно Васютка махал руками и кричал — капитан принял его за местного жителя и не остановился.

На ночь Васютка устроился здесь же. Под утро он услышал звук, который могла издавать только выхлопная труба рыбосборочного катера-бота. Мальчик бросил в костёр все припасённые дрова, начал кричать, стрелять из ружья, и его заметили. Капитаном бота оказался знакомым дядькой Колядой. Он и доставил Васютку к родным, которые уже пятый день искали его в тайге.

Через два дня мальчик отвёл всю рыболовную бригаду во главе с отцом к заповедному озеру, которое рыбаки стали называть Васюткиным. Рыбы в нём оказалось столько, что бригада переключилась на озёрный лов. Вскоре на районной карте появилось голубое пятнышко с надписью «Васюткино оз.». На краевую карту оно перекочевало уже без надписи, а на карте страны его мог найти только сам Васютка.

Васютка, сын Григория Щедрина, бригадира рыбаков, был парнем смышленым и трудолюбивым. Каждый день он отправлялся в лес за кедровыми орешками для рыбаков. Мать ругала его за это - слишком уж дальними были походы - но не запрещала и всегда давала с собой хлеба. Таков был таежный обычай - в тайгу без ружья, хлеба и спичек нельзя.

Вот и в этот раз Васютка отправился за орешками. Отнекивался от мамкиного хлеба, но не смел перечить. Шел себе по тайге, смотрел по сторонам, зарубки делал на деревьях, чтоб не заблудиться, орехи собирал. В какой-то момент его внимание отвлек глухарь. Васютке уж очень хотелось похвастать перед рыбаками и он устроил настоящую охоту с погоней за птицей. Несмотря на то, что глухарь был ранен, улетел он от места выстрела довольно далеко. А с ним и наш Васютка. И заметил он свою оплошность только, когда прошел азарт. Птицу-то он поймал, но в итоге заблудился. Ночь в тайге наступила быстро. Делать было нечего, нужно было готовиться к ночлегу. Пригодились дедушкины рассказы да мамины спички. Наломал Васютка дров, зажарил подстреленного глухаря и переночевал кое-как. Грустные мысли его одолевали. На следующий день он пытался найти дорогу домой, но впереди было озеро вместо Енисея. Зато рыбы в нем было видимо-невидимо. Тут Васютка вспомнил, как не везло на улов его отцу с бригадой. Им бы такое озеро пригодилось. На берегу паренек снова соорудил костер и стал прислушиваться к шуму воды. Что-то ему подсказывало, что Енисей близко. И правда, вскоре проплыл пароход, но капитан не понял в какую беду попал наш Васютка и проплыл пароход мимо. Ко всем бедам еще и дождь пошел. Осталось две спички и совсем не осталось хлеба. Разбудили мальчишку звуки выхлопной трубы бота (рыбосборочного катера), который плыл неподалеку. В этот раз нельзя было оплошать и Васютка начал кричать и стрелять из ружья. Чудом его пальбу услышали на боте и забрали в шлюпку. Дома Васютку ждали убитые горем отец, мать и дед. Они и не ожидали увидеть сына живым и здоровым. К тому же, озеро, найденное Васюткой, еще долго кормило бригаду его отца.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!