Краткое развитие индии до наших дней. Титулы правителей Индии

Древняя Индия одна из первых мировых цивилизаций, история которой началась с возникновения Цивилизации долины реки Инд.

Индская, или Хараппская, цивилизация является одной из трех наиболее древних цивилизаций человечества, наряду с древнеегипетской и шумерской. В VII тысячелетии до нашей эры в долине Инда и Сарасвати стало развиваться производящее хозяйство. В то время известной была Мергарская культура. Люди отыскали эффективный способ получения продуктов питания, стали заниматься земледелием, охотой и скотоводством. Благодаря всему этому постепенно формировался новый культурно-исторический комплекс.


Народы, которые населяли Южную Индию, назывались дравидами. У них активно развивалось монументальное строительство, металлургия бронзы и мелкая скульптура.

Интересно узнать: в Мохенджо-Даро археологи обнаружили едва ли не первые общественные туалеты, а также систему городской канализации.

Так как письменность долины Инда до сих пор ученые не могут расшифровать, невозможно судить о политическом развитии Хараппы и Мохенджо-Даро, а также неизвестными остаются и имена правителей. Известно, что внешняя торговля играла важную роль для жителей Древней Индии.

В XVIII-XVII веках до нашей эры дравидское население начинает переселяться на юго-восток, и утрачивает былой уровень развития. Предположительно, это было вызвано ухудшением природных условий. Последний удар по Хараппской цивилизации нанесло вторжение ариев, которое было описано в Ригведе ─ самом древнем источнике текстов. Культура кладбища Н является одним из потомков Индской цивилизации.


За Индской цивилизацией последовал ведический период. Большинство ученых считают, что Ведическая цивилизация существовала в период II-I тысячелетия до нашей эры, а индийские ученые считают, что Ведическая цивилизация начала свое существование в VII тысячелетии до нашей эры.

Где бы ни находилась прародина индоевропейцев - в Азии или в Восточной Европе, предполагают, что индоиранцы отделились от них раньше всех других отдельных народов. После этого они явно еще долго жили вместе с древними иранцами в Иране, где и была выработана общая индоиранская культура. Об этой связи говорит не только сходство языка, но и общность религиозных и культурных представлений.

Невозможно сказать, что же заставило индоариев отделиться от своих сородичей иранцев и уйти в Индию. Неизвестно и время, когда это произошло. В любом случае индоарии ушли из Ирана раньше, чем создали свой древнейший литературный памятник - Ригведу. Обычно его создание относят к 1500-2000 годам до нашей эры. В то время индоарии жили в северо-западной Индии и именно в Пенджабе, потому что в Ригведе в основном только встречаются названия рек Пенджаба. В эту эпоху индусы называли себя «ариями», что означало «благородный». История Индии почти до эпохи буддизма есть история постепенного завоевания полуострова Индостан пришельцами-ариями и вытеснения неарийских туземцев.


Уже тогда индусы были земледельческим народом, они обрабатывали землю плугом, который запрягался волами. Большую роль играло скотоводство, разводили коров, овец, коз, лошадей, ослов, собак.

Интересно узнать: у индусов корова была предметом культа, в гимнах постоянно звучали молитвы о даровании коровьих стад. Боги и герои сравнивались с быками, заря и дождевые облака - с коровами.

Из ремесел были известны плотничное, тележное, кузнечное, гончарное, дубильное, ткацкое, швейное, вязальное. Городов как таковых не было, жили в деревнях, которые иногда укреплялись. Весь народ делился на народцы, которые делились на племена, а последние - на деревни или общины. Во главе народца стоял царь или вождь, во главе племени - старшина, а во главе рода или общины - староста.

Ведийские индусы отличались своей воинственностью, причем они воевали не только с врагами, но иногда и друг с другом. Бой шел на колесницах, всадников не было. На колеснице находились сам боец и его возница. Использовали и пеший рукопашный бой. Вооружение состояло из панциря, который покрывал плечи и верхнюю часть туловища, шлема, лука, на руке стрелки носили особый ремень, который защищал их от удара спущенной тетивы. Острия стрел были отравлены.


Так как письменности еще не было, гимны передавались из поколения в поколение изустно. Большой любовью пользовалась музыка, которой сопровождались молитвы богам, самым высшим и чистейшим из которых является Варуна. Он царствует над всей жизнью и светом. Остальные боги подчинены Варуне, их можно разделить на три группы: боги видимых небесных световых явлений, боги воздушного пространства, ветры и т.д., боги, пребывающие на земле.

Примерно около 1200 года до нашей эры индусы начинают переселяться из Пенджаба дальше на восток и занимают верхнее течение Ганга и Ямуны и рек Сарасвати и Дршадвати. Появляются большие города и столицы знаменитых династий. Возникают касты, значение и власть жрецов усиливаются. Возникает учение о переселении душ. В эту эпоху Индия уже осуществляет торговлю с другими странами. Центром всей религиозной жизни становится жертвоприношение. Брахманы (жрецы) объявляют сами себя богами, образуя особый класс богов.

В Яджурведе образуются такие сословия:

  1. брахманы-жрецы;
  2. раджанья (царские) или кшатрия (господствующие, благородные);
  3. вайшья (крестьяне);
  4. шудра (не арийское или смешанное население).

Интересно узнать: выделяются четыре стадии личной жизни - ашрамы, из них брахман должен пройти все четыре, кшатрия - три, вайшья - две. Каждый мальчик в возрасте от 7 до 12 лет (брахман на 8-10-ом, кшатрия на 11-м, вайшья на 12-м) отдается учителю-брахману для обучения Ведам. Эта стадия называется брахмачанин (ученик). Следующие: грхастха (домохозяин), в которой изучивший Веды может жениться и обзавестись своим домом; ванапрастха, когда воспитавший своих детей уходит в лес и делается «лесным отшельником»; самньясин - «отрекшийся от мира».

С V века до нашей эры начинается буддийский период истории Древней Индии. Именно в это время жил Будда - существо, достигшее просветления. В культурном плане в это время основным событием становится распространение железных орудий труда. Интенсивно развивается торговля и рыночные отношения. Образуются многотысячные города, усиливается царская власть, увеличивается количество рабской силы. Магадха становится сильнейшим государством Северной Индии, а ее столица Паталипутра - крупнейшим и богатейшим городом. Особого могущества Магадха достигает в IV веке до нашей эры, когда у власти находилась династия Нандов. Именно эта династия объединила вод своей властью весь бассейн Ганга.

Вскоре Пенджаб и долина Инда объединились под властью Чандрагупты из рода Маурьев. В конце IV века до нашей эры он завоевал Камбоджу, Гандхару и смежные области Восточного Ирана. Его преемниками были Биндураса и Ашока. За всю историю Древней Индии Ашока был наиболее могущественным правителем. Он истребил всех своих братьев и развязал опустошительные войны на юге, присоединив почти весь Декан. Однако позже тиранизм Ашоки сменился политикой «распространения добра» внутри империи, где буддизм сыграл главную роль. Уже к концу III века до нашей эры держава Маурьев начала быстро распадаться. Окончательно эта династия была свергнута в Магадхе в 180 году до нашей эры.

Территория Индии обитаема уже почти 75 000 лет, еще со времен ранней Индской цивилизации. Примерно с 1500 г. до н.э. по 500 г. до н.э. на территории Северной Индии существовала Ведийская цивилизация, известная изобретением Веды, священных писаний Индуизма. В поздний период Ведийской цивилизации, примерно с 1000 г. до н.э. по 500 г. до н.э., возникли страны Махаджанапады, и было создано шестнадцать республик: Каши, Косала, Анга, Магадха, Вадджи (Вриджи), Малла, Чеди, Ватса (Вамса), Куру, Панчала, Маччха (Матсья), Шурасена, Ассака (Ашмака), Аванти, Гандхара, и Камбоджа.

В 520 г. до н.э. персидская Держава Ахеменидов, под предводительством Дария I, захватила северо-запад Индийского субконтинента. Империя просуществовала два века, пока Александр Великий не взял ее под свой контроль. После Державы Ахемендиов последовала могущественная Империя Маурьев, просуществовавшая с 322 г. до н.э. до 185 г. до н.э.

В 1526 году, Бабур основал Империю Великих Моголов, державу, которая впоследствии выросла и включила в себя территории современной Индии, Пакистана, Афганистана, и Бангладеш. Бабуру на смену пришел его сын, Хумаюн, и династия Моголов просуществовала до 1857 года, хотя еще задолго до этого она уменьшилась в размерах и ослабла. Империя Великих Моголов была одной из крупнейших и богатейших империй в индийской истории.

В период Империи Великих Моголов, европейские исследователи начали прибывать в Индию. Первыми прибыли португальцы в 1498 году, и вскоре после них последовали голландцы, британцы, и французы. Европейские торговцы начали создавать в Индии поселения и торговые посты, как было условлено с лидерами Моголов. Примерно в 1600 году в Индии приобрела влияние Британская Ост-Индская компания. В период дестабилизации в Индии во время карнатских войн, начавшихся в 1746 году, Британия начала приобретать индийские территории, и вскоре стала контролировать большую часть региона. В 1857 году Индия восстала против Британской Ост-Индской компании, но британское правительство взяло компанию под свое управление, и Индия стала коронным владением Британии.

Во время периода британского правления, известного как Британская Индия, страна прошла через серию конфликтов, а также несколько раз сталкивалась с массовым голодом, включая Великий голод 1876-1878 годов. Недовольство британским правлением сплотило Индию, и новым единым фронтом индийцы начали движение к независимости, во главе с индийскими лидерами, борцами за свободу. Когда Британия ослабла из-за участия в мировых войнах, движение за освобождение Индии привело к успеху.

Вместе с независимостью августа 1947 года пришло и разделение нации на Индию и Пакистан. Разделение привело к религиозному конфликту, и увеличенной миграции между Индией и Пакистаном, по религиозным причинам. Индия установила новую конституцию в 1950 году, по которой страна провозглашалась светской и демократической.

Индия – страна контрастов, как говорят про нее побывавшие там туристы (впрочем, не только они: в Индии расположены интеллектуальные центры крупнейших мировых компаний сферы высоких технологий, куда приглашают специалистов). Столицей ее является Нью-Дели. Название государства происходит от названия реки Инд, в старину его жителей так и называли – «люди Инда». Кстати, вторым официально признанным является название Бхарат (от имени древнего почитаемого правителя).

Площадь Индии занимает седьмое место в мировом рейтинге. Численность населения стоит на втором месте и составляет 364 человека на км 2 . Для сравнения, в России плотность всего 49 человек на км 2 . Почти 70 % населения живут в сельской местности, хотя процесс урбанизации ускоряется

Интересен тот факт, что хотя в Индии наиболее часто используются хинди и английский, официально признанным являются еще 21 язык. А вот с валютой проще: внутри страны ходит индийская рупия. Но несмотря на бурное развитие Индии в прошлом веке, для большой части ее населения все еще актуальны проблемы бедности и необразованности. Средний уровень грамотности населения Индии составляет 64,8 % (53,7 % занимают женщины и 75,3 % мужчины).

Зарождение Индии:

Свою историю Индия начала примерно 200 000-500 000 лет назад, именно к этому времени относятся найденные останки прямоходящих людей. Каменный век обязан своим расцветом долине Инд, которая стала колыбелью древнейших цивилизаций. Появление могущественной Индской цивилизации ознаменовало собой наступление Бронзового века на континенте (примерно 3300 г. до н.э.). Она достигла процветания благодаря постройке городов с довольно развитой системой канализации, причем при создании домов использовался кирпич. К сожалению, в то время существование людей было тесно связано с силами природы, поэтому в результате изменений климата, повлиявших на основной источник жизни – Инд, — произошел крах целой цивилизации.

Однако, именно в период ее существования (или позже – тут мнения ученых расходятся) было положено начало индийской ведической культуры. Большое значение имеет религия, которая сослужила свою роль в распространении кастовой теории. В это же время появились «Махабхарата» и «Рамаяна» — древнейшие и самые известные из индийских поэм. Примерно VII — V веком до н. э. ученые датируют создание Упанишад — трактатов, которые сыграли основополагающую роль в религии и философской мысли индийцев.

В 537 году до н. э. произошло событие, перевернувшее представления Индии с ног на голову — юный принц Сиддхарта Гаутама объявил, что стал посвященным, и был наречен Буддой - «пробудившимся».

Тогда же стало известно такое течение, как джайнизм. Подобно буддизму, оно подразумевало аскезу и отказ от убийства животных (в том числе, ради пищи). Понятие «ахимса» является основополагающим для обоих учений, и означает оно принцип ненасилия по отношению к окружающему миру. Носителями религиозных ритуалов были брахманы, и среди населения они пользовались большим авторитетом.

Развитие государственности продолжалось, и к V веку до н. э. были созданы Махаджанапады, то есть шестнадцать царств. Позже они слились, образовав всего четыре «республики» под названиями Ватса, Аванти, Кошала и Магадха.

Около 520 года до н.э. северо-западная часть Индии была завоевана персидским царем Дарием I, а через несколько веков оказалась под властью Александра Македонского. Естественно, что такое положение дел сказалось на сближении нескольких народов, вызвав культурные и религиозные изменения в индийских традициях. Тем временем из всех Махаджанапад возвысилась Магадха.

В I веке н.э. Индия становится важным участником торговли, особенно бурно развивалась торговля с Римской империей. Оно и не удивительно: римлян привлекали экзотические предметы роскоши, которые могла дать Индия – благовония, специи и даже сахар.

IV - V века считаются Золотым веком, когда появилось множество священных текстов, развивалась научная мысль и культура. Северная часть Индии стала империей и достигла расцвета под правлением династии Гуптов, но распалась после вторжения гуннов из Азии. В истории Индии снова начался период разрозненных царств.

С VII до IX века три династии сражались за контроль над этой территорией. Образованные ими княжества, или раджпуты, были одними из первых, которые продолжали существовать до 1947 года, когда Индия получила независимость от Англии.

Южно-индийские царства распространили своё влияние до территории Юго-Восточной Азии, они были вовлечены в активную торговлю с Европой и Азией. Внутри страны шло развитие литературы и архитектуры. Такое положение дел не менялось до XIV века, когда южноиндийские царства подверглись нападению Делийского султаната, который правил северной частью Индии. Он был образован в XII-XIII веках арабами, тюрками и афганцами. Возникшая в результате индо-мусульманская культура отразилась в архитектуре, музыке, религии и одежде, способствовала изменению местного языка. Дели был разрушен в 1398 году после нашествия под предводительством тюркско-монгольский полководца Тимура.

К началу XVII века Индия оказалась во власти династии Моголов. В это время коренным жителям пришлось нелегко, так как мусульманские правители далеко не всегда справедливо относились к подданным-индусам. Но многие из правителей, как Акбар Великий (он вошел в историю благодаря своей терпимости к подданным) поддерживали интеграцию с культурой индусов. В экономическом плане династия Моголов считается самой богатой из всех известных человечеству. Постепенно она все же начала слабеть, и окончательно развалилась после Индийского народного восстания 1857 года.

Когда империя Моголов прекратила свое существование, ее позиции на севере и в центральной Индии перешли к государству маратхов. После этого события в основном на арену выступили мелкие государства. В 1761 году маратхи были разбиты афганским наступлением. В этот период все больший вес набирает европейская экспансия. Что и неудивительно ввиду торгового пути между Индией и Европой, проложенного Васко де Гама. Соответственно, первыми, что создал торговые колонии, были португальцы. Следом проявили активность англичане, датчане, голландцы и французы. Нестабильная политическая обстановка была только на руку европейцам.

Со временем стало ясно, что лидерами в гонке держав стали англичане, получившие право на торговлю в 1617 году. Спустя столетие они обосновались настолько, что получили лицензию на свободную торговлю в Бенгалии. Индия воспротивилась столь большим привилегиям, и недовольство вылилось в битву при Плесси (1757 год). В битве победили англичане, спустя несколько сражений они получили еще большую сферу влияния, распространившуюся на всю Индию. Так и подошло к концу существование империи Моголов. В 1857 году разразилась Первая война за независимость, вызванная неприятием Британской Ост-Индской компании и ее управлением. После победы англичан Индия перешла к Британской Империи в качестве колонии.

Но Индия боролась за свою независимость, и ее лидером стал Ганди. Он встал во главе национально-освободительного движения, и революционные действия привели в 1947 году к свободе от англичан. Этому способствовала и мусульманская часть населения, которая с недоверием относилась к индусам, но еще больше отрицала правление Британии. Ганди занимает особую роль не только в истории Индии, но и всего мира: он показал личным примером, что можно добиться многого, не прибегая к насилию. Таков был его принцип, столь близкий древним буддистским монахам. После освобождения Индии ее территория разделилась на Индийский Союз и Пакистанский доминион.
Впоследствии, в течение XX века, еще не раз всплывала проблема раздела территорий с Китаем и Пакистаном. И даже в нашем веке равновесие не было достигнуто: в Дели и Мумбаи — самых крупных городах – происходят террористические акты.

В начале 90-х Индия встала на путь реформирования, открыв свой рынок, и в результате ее экономика признана одной из самых быстро развивающихся. Она экспортирует текстильные и ювелирные изделия, занимается разработкой инженерных проектов, создает программное обеспечение. У этой страны, несомненно, большое и светлое будущее.

Страна Индия занимает весомое положение и на географической, и на исторической карте мира. Огромная держава сплотила на своей территории множество народов разного происхождения и мировоззрения. История Индии насчитывает несколько тысячелетий, это одна из самых древних стран мира, которая сохранила свою уникальность и свою собственную культуру.

Возникновение цивилизации

Иногда под угрозой уничтожения, иногда с помощью подкупов индийцы принимали новую религию и образовали несколько государств. Наиболее известным были Делийский султанат со столицей в г. Дели.

В 18 веке Империя Моголов теряет свое влияние, и богатые индийские земли привлекают к себе влияние предприимчивых европейцев. Франция, Великобритания, Португалия и Голландия образовывали свои колонии. В этом процессе больше всего преуспели англичане, и к началу 19 века большую часть индийских территорий контролировала крупнейшая коммерческая структура того времени - Ост-Индская компания.

Британское владычество

Завоевание Индии изменило не только политические условия страны. Изменился не только язык Индии, но и ее социально- экономические основы. В отличие от всех прежних завоевателей, которые рассматривали захваченные территории как свою собственность, британские чиновники рассматривали Индию всего лишь как средство выкачки средств и быстрого обогащения.

Огромные богатства вывозились кораблями. Даже простые солдаты возвращались домой, набив карманы драгоценными камнями. Жесткое отношение и стандартизированная система налогообложения обескровили индийское крестьянство. В богатейшей стране поднимались голодные бунты. Один из них, происшедший в Бангладеше в 1770 году, унес 10 млн. жизней.

Неудивительно, что история Индии рассматривала британское владычество как тяжкий, непосильный гнет и неоднократно пыталась избавиться от этой зависимости. Начало 20 века ознаменовалось длительными мятежами и восстаниями, которые в конце концов принесли свои плоды. В 1947 году Индия обрела независимость и стала самостоятельным государством.

Еще в раннюю эпоху в Индии появились высокоразвитые культуры. Наследие тех древних царств и по сей день присутствует в жизни субконтинента.

Первые люди, первая высокоразвитая культура

Примерно 30 тысяч лет назад на Индийский субконтинент пришли первые люди. Вероятно, они были родом из Африки, откуда отправились в более доступный северо-западный регион Индии, где распространились малыми группами охотников и собирателей. Считается, что земледельческие работы и строительство маленьких поселений началось примерно в 6000 г. до н. э., то есть несколько позже, чем в других местах. Однако первая из высокоразвитых индийских культур возникает всего несколько столетий спустя после великих царств Месопотамии и Египта и таким образом принадлежит к древнейшим в мире. Она просуществовала всего 750 лет, с 2500 по 1750 гг. до н. э., и о тех людях и их культуре известно очень мало.

Индская культура

Во всем мире ранние высокоразвитые культуры формировались в плодородных, подверженных наводнениям местностях у больших рек, в Индии - на берегах Инда. Административными центрами служили по меньшей мере два крупных города: Хараппа на севере и Мохенджо-Даро на юге. Вокруг этих городов и на 600-километровом отрезке между ними располагались мелкие деревни и поселения. Эта эпоха получила название Индской культуры, или Хараппского периода.

Мы не знаем, как те люди называли сами себя, свои города и свою культуру. Однако графические значки на печатях и глиняных черепках свидетельствуют о существовании письменной культуры. Их язык по сей день не расшифрован, и многое, что было записано на расходных материалах, например, на пальмовых листьях, утрачено безвозвратно. То малое, что можно воспринимать как надежные свидетельства, было обнаружено среди раскопанных руин больших городов.

Население Хараппы активно занималось сельским хозяйством: в качестве продуктов питания люди возделывали ячмень и пшеницу, а также хлопок для производства текстиля, держали крупный рогатый скот, овец, коз, свиней, птицу, одомашненных собак, верблюдов и слонов. Будучи высоко организованным и технизированным обществом, они изготавливали посуду, скульптуры и тонкой работы украшения из драгоценных и полудрагоценных камней, вели торговлю с шумерами, месопотамцами и прочими культурами.

Религия и культура Хараппы

О религиозном укладе хараппов ничего не известно, поскольку в их городах, судя по всему, не было храмов и каких-либо иных священных сооружений. Поэтому существует теория, согласно которой жители отправляли религиозный культ у себя дома. Возможно, сохранившаяся архитектура и найденные предметы обихода наведут нас на ответ.

Большие бани и имеющиеся повсюду общественные санитарные учреждения, найденные в Хараппе, Мохенджо-Даро и других городах, указывают на практику ритуальных омовений, которая позднее вновь обнаруживается в индуизме. Артефакты, по-видимому, изображают предшественников индуистских божеств - например, если на печатке различима рогатая фигура в позе йоги; другие печатки с изображениями животных, мифических существ и беременных женщин также могли иметь религиозное назначение.

Упадок Хараппской культуры

Индская культура, судя по всему, исчезла внезапно и бесследно примерно в 1750 г. до н. э. Этому было найдены различные объяснения, например, климатические изменения, опустошительные наводнения - регулярное явление для той местности - и чрезмерная эксплуатация земли, которая только увеличивала проблемы, вызванные наводнением. Согласно самой популярной теории, хараппы были завоеваны арабами, то есть кочевыми воинами, вторгшимися в Индию из Центральной Азии в 1750 г. до н.э. Следы конфликта и в самом деле имеются, особенно в Мохенджо-Даро. Однако нашествие индоевропейцев, пожалуй, не было единственной причиной упадка раннеиндийской культуры. По всей видимости, разложение протекало гораздо медленнее, чем предполагалось раньше, а именно было следствием смешения хараппов с другими культурами.

Распространение ариев

Арийские захватчики были воинами, чья культура была далеко не такой развитой, как культура народов, на которые они нападали. Основным пунктом их культуры было завоевание; в их религии доминировал бог Индра - всепобеждающий бог бури. В бой их вели военачальники на запряженных конями боевых колесницах. Они захватили персидские земли - название «Иран» происходит от слова «арийцы» - после чего отправились в Индию, где в долине Инда построили опорные пункты, а затем через север Индии двинулись к восточным территориям на берегах Ганга. Здесь их племенная культура, которую прежде большей частью составляли завоевательные походы, претерпела изменения, и арийцы занялись разведением скота и стали оседлыми земледельцами.

Ведическая культура

Первое время присутствия ариев в Индии, примерно с 1750 по 1000 гг. до н.э., называют ригведичес-ким периодом, по названию свода религиозных гимнов Ригведы, который на протяжении тысячелетий передавался из уст в уста до тех пор, пока не был записан в XIV веке н.э. Это наследие до сих пор пропитывает собой индийскую культуру. Вторгающиеся арии считали себя более благородными и ставили себя выше местного населения, что привело к формированию кастовой системы. Поначалу они ограничивались только северной частью Инда и Ямуны и сохраняли систему племенного совета, по которой каждым племенем (джаной) правил раджа. По-видимому, в каждом племени был свой верховный священнослужитель, и существовало деление на два слоя: арийские князья и простой народ. Позднее к ним прибавился еще и третий класс: захваченные в плен, называемые даса, что значит «темные». Под конец ригведического периода существовало четыре касты (варны), чатурварны («четыре цвета»). Во главе общества стояли священнослужители (брахманы), ниже следовали воины (кшатрии), затем простое население - крестьяне, ремесленники, торговцы (вайшьи) и, наконец, шудры - слуги. Эта фиксированная кастовая система все глубже укоренялась в обществе и в таком виде застыла.

Поздневедический период с 1000 по 500 гг. до н. э. прошел всецело под знаком жрецов, поэтому назван брахманским периодом. В это время получили развитие первые формы индуизма, арийцы расселились по поросшим густыми лесами равнинам Доаба между реками Ямуной и Гангом до самого Ганга. Вместо того чтобы завоевывать оседлое население, арии слились с ним. Возникло несколько царств, которые существовали за счет сельского хозяйства, торговли и богатых полезных ископаемых, в частности железа. При династии Маурьев в 300 г. до н.э., когда над обширной Северной Индией властвовал Чандрагупта Маурья, сформировалось брахманское письмо, с помощью которого были зафиксированы арийские писания и тексты на местных диалектах.


Рельеф в пещерах Аджанты, штат Махараштра (Центральная Индия), изображает Будду. Появился в период с 200 по 650 гг. н. э.

Два гранитных льва, в течение долгих веков пролежавших под песком; в 2004 г. были открыты в результате цунами близ Махабалипурама, южнее Мадраса.

Царство Маурьев

В 326 г. до н. э. в долину Инда со своей военной экспедицией вторгся Александр Македонский. Испытанное потрясение стало поводом для объединения страны и учреждения центрального правительства. Чандрагупта Маурья пришел к власти в царстве Магадха (со столицей в Паталипутре), захватил Северную Индию и основал династию Маурьев, которая просуществовала до 185 г.н.э., когда последний ее правитель предположительно был убит своим военачальником. Внук Чандрагупты Маурьи Ашока еще больше расширил территории государства. На самом пике своего развития оно охватывало всю Индию, за исключением крайнего юга.

Преисполнившись отвращения к кровопролитным захватническим походам, Ашока принял буддизм, который сформировался в V столетии. Буддизм стал доминирующей религией в Северной Индии и распространился на обширных территориях Центральной Азии. В 232 г., после смерти Ашоки государство Маурьев начало распадаться. В процессе распада страну осаждали всевозможные захватчики, которые не оставляли ее в покое на протяжении нескольких столетий.

Гуптское царство

Великое царство Маурьев распалось на маленькие царства, однако из них снова возникло всеохватное государство, объединенное под началом Гуптов, которые снова укрепили позиции индуизма и открыли Золотой век индийской культуры. Однако примерно до 300 г.н.э. доминировали кушаны или юэчжи (тохары), потомки кочевых монгольских племен, придерживающиеся открытой космополитичной культуры. Они вели торговлю с Центральной Азией, Китаем, Персией, Грецией, Римом и интенсивно обогащали индийскую культуру.

Когда правлению кушанов пришел конец, господство практически на всем субконтиненте установили Гупты. Примером для них служило царство Маурьев - с централизованным правлением и обновленной политической опорой в Паталипутре, откуда они контролировали торговлю и ремесла и пропагандировали единую систему ценностей. Они также в определенной степени допускали самоуправление и более чем на сто лет установили в Индии мир и стабильность. В это время индийцы имели контакты со всем миром. Торговля процветала, в особенности с Римом и Центральной и Южной Азией; в страну приходили не только новые товары, но и новые идеи. Эпоха династии Гуптов считается одной из самых продуктивных и творческих эпох в истории Индии. Калидаса, величайший индийский поэт, писал эпосы и драмы - появлялись шедевры на санскрите. В области математики, астрономии, медицины и химии были сделаны колоссальные достижения. А в 480 г. н. э. и Гуптам пришел конец - причиной тому были многократные набеги гуннов.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!