Краткое содержание левша 2 3 предложения. «Левша»

«Левша» краткое содержание, пересказ по главам.
Произведение Николая Семеновича Лескова «Левша» имеет и второе название, о котором все-таки следует знать, чтобы понимать, каково же содержание всего сказа. Итак, второе название произведения звучит так: «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». Теперь более подробно остановимся на каждой главе, пересказывая их. Глав всего в тексте 20, они не имеют названия.

Глава первая

Начинается с описания императора.
В те времена, которые описывает Николай Семенович Лесков, правил еще Александр Павлович. Из истории известно, что именно этот император участвовал в Венском конгрессе, представляя Россию. Его еще называли Александром Первым и именно он находился на престоле в то время, когда Россия одержала победу в войне с Наполеоном. Но вернемся к сюжету сказа.

Итак, император Александр Павлович окончил свое участие в Венском совете, и очень ему захотелось попутешествовать. Проехать по Европе, посмотреть какие все-таки чудеса бывают на свете, и в каких государствах они встречаются.

Отправился Александр I путешествовать, много объехал стран и государств и много в дороге он общался с людьми, так как был очень приветлив и разговорчив, да к тому же, еще обо всем и знать хотел, а это очень нравилось людям. Те же, кто пытался удивить государя, видя неподдельность его чувств, пытались его удивить еще больше, стараясь изо всех сил.

Но он ездил не один, а с верным слугой и помощником Матвеем Ивановичем Платовым. Это был донской казак, имел звание генерала и сам участвовал в боях с наполеоном, где проявил себя героически. Во время путешествия ничто не могло удивить графа Платова, и он пытался повлиять на императора. А вот все время тянуло Платова на родину, куда он и пытался сманить государя Александра I. И каждый раз, видя, как государь начинал удивляться и поражаться всем, что видел, Платов отвечал, что дома то и не хуже, чудеса есть, да и мастера более опытные да умелые. И опять про дом вспоминал.Узнали про это и англичане, и решили они столько изобрести диковинных вещей, чтобы совсем государь от своего государства отстранился, восхищаясь их, иностранными, делами и мастерами. Долго они готовились, чудеса придумали. И надо сказать, им много удалось и даже некоторые их хитрости имели успех. Император от восхищения не мог порою и слова молвить. Ничего Платов не мог сделать, ведь там, где было много народа, говорили в основном на чужом и незнакомом языке, французском, а Матвей Иванович не мог понять, что же они такого говорят. Да и не беспокоило его это, ведь он был женат, а подобные мероприятия, типа салонов и балов его как – то мало интересовало. Внимания на разговоры не обращал, особенно на те, которые велись на французском языке, да считал их ненужным и пустяковым делом.

Спокойным был донской казак Платов лишь только до того момента, когда вдруг стали императора звать посмотреть на чудесные сооружения, которые есть у англичан. Например, заводы, которые считались мыльно-пильными, необычные цейгаузы, или же показать они хотели ему свои удивительные оружейные заводы.

И вот тут Платов решил для себя, что хватит ему уже молчать, да соглашаться совсем, а стоит уже англичанами отпор дать, постоять за умелого русского мужика. Только казак подумал об этом, только принял это правильно решение, как император Александр Павлович обратился к нему и сказал о том, что на завтра намечена поездка в одну из оружейных палат. И не просто оружейную палату собираются англичане императору показывать, да удивлять, а приготовили для этого оружейную кунсткамеру.

Так же государь добавил, что сами англичане хвалились ему, что в этом музеи собраны не только самые редкие вещи, но самые лучшие экспонаты – совершенства, которые подарила им природа. И когда увидит все это государь, обещали англичане, то поймет, что русский народ совсем не ровня им и даже в подметки – то не годится.Не понравилось это Платову, но не стал он дерзить и что-то отвечать своему государю. А вместо этого так свою шапку натянул на лоб, что даже его нос с горбинкой просто утонул в ее лохмотьях. Так, с приспущенной буркой и отправился Платов, хмурый да угрюмый, домой.

Когда граф Платов озадаченный вернулся к себе на квартиру, где он проживал, то тут же ожил и даже потребовал, чтобы денщик принес ему немедленно из погреба настойки, да непростой, а водки–кислярки, которая делалась на Кавказе из винограда и имела свое название такое потому, что производилась из города Кизляра. Когда же Платову был подан этот напиток, то он тут же его выпил и уснул, укрываясь по привычке своей буркой.

Во второй главе

Отправился Платов вместе с императором смотреть эти оружейные чудеса. Кунсткамера эта находилась в большом помещении, где коридоры были длинные, а залы были большие и в одной из них даже стоял бюст Аболона Полведерского.

И если государь всему этому удивляется, то Платов на все это даже не смотрел, лишь только усы себе подкручивал. И каких только чудес не показывали англичане императору: буреметры для моря, смолевые непромокайки, мерблюзьи мантоны и многое другое. Государь попытался Платова расшевелить, а тот лишь говорит о том, что в России можно и другие, не меньшие по значимости чудеса увидеть. Когда же государю стали показывать пистолю, да тот восхищаться стал, принижая русского мастерства, то Платов не выдержал и из своих широчайших шаровар достал отвертку, специальную для оружия. Стал он разбирать пистолю, хотя англичане были против этого. А когда вынул он собачку из пистоли, то все увидели надпись на русском языке, что сделал ее Иван Москвин из русского города Тулы.

Так Платов и сконфузил англичан и духом сразу воспрянул. А англичане решили опять удивить государя и пока те плясали на балу, они новые чудеса придумали.

В третье главе

Государь и Платов решили опять кунсткамеры посетить. Платов, конечно же, хотел возразить против такой поездки, но император очень хотел еще чудеса посмотреть. Сначала они в залах рассматривали разные сорта сахара, Но тут Платов попросил к сахару еще и «молву» принести. Но не было этого у англичан, да и слово это они слышали первый раз.

Сконфузились англичане, и тут позвали императора с Платовым в последнюю палату. Там их встретили рабочие, в руках которых поднос. Как не смотрели на него государь и Платов, а поднос-то пуст был. Англичане показали им малюсенькую сориночку, только когда на пальчик взяли, то оказалось, что вовсе это ни сориночка, а нимфозория, которая сделана из стали и на вид похожа на блоху.

Но блоха эта необычная: в серединке ее есть заводик и пружинка. Стоит только маленький ключик повернуть, как она тут же начнет танцевать. В пузичке у блохи дырочка, туда и нужно вставить ключик, а затем семь раз повернуть.

Увидев танец блохи, государь потребовал, чтобы англичанам дали миллион серебром за такое изобретение. А потом решили подарить императору эту блоху, но вот только футляр не принесли. Объяснили они это, тем что футляр казенный, дорогой из необыкновенного бриллиантового ореха сделан.

Платов попытался было возразить, но государь остановил его. Орех они получили, заплатив еще пять тысяч. Положил император блоху в орешек, затем этот орешек поместил в свою табакерку из золота, а саму табакерку уложили затем в дорожную шкатулку. Похвалил государь англичан, а Платов все это время молчал, да мелкоскоп с собой прихватил.

Решил государь, что нет в мире равных англичанам искусству. И вернулись они домой с разными мыслями, а Платов еще и с обидой за русский народ.

Самое главное из 4 главы «Сказ Левша»

В четвертой главе

Рассказывается, как после смерти императора Александра Павловича блоха попала в руки императрицы Елисавете Алексеевне, но та, посмотрев ее танцы, совсем не обратила на нее никакого внимания. А потом и вовсе передала ее в наследство для нового императора.

Но новый императора – Николай Павлович тоже вначале никакого внимания на блоху не обратил. Однажды, перекладывая вещи, хотел он ее выбросить, но потом сначала решил посоветоваться с химиком. Узнав, что вещь – то непростая, да еще и выполнена не русскими людьми, решил он узнать о ней все. Никто не знал, что это и откуда взялась.

Вот тут – то про Платова и вспомнили. Рассказал донской казак всю историю и добавил, что не должно быть так, чтобы какие-то англичане над русскими мастерами превосходство имели.

Да и новый император никому русского мастера уступать не желал, поэтому послал он Платова к тульским мастерам показать эти диковинную вещь.

В пятой главе

Платов отправился в свое путешествие по России и вскоре он прибыл в Тулу, где проживали тульские оружейники. Попросили они блоху оставить, да дать им время подумать, как удивить государя.

Дал Платов им две недели, и уехал по своим делам дальше.

В шестой главе

Рассказывается о том, как уехал Платов из Тулы, а оружейники ушли из города. Среди них был и левша, который был косой, да на лице у него было родимое пятно, а волосы целыми прядями выдраны. Много предположений и слухов было о том, куда же отправились мастера. Так, одни думали, что мастера в Москву отправились, другие считали, что в Киев, а третьи решили, что просто с ценной вещью императора просто сбежали.

В седьмой главе

Рассказывается о том, как мастера ходили в Орловскую губернию, чтобы поклониться к иконе Святого Николая, а уже затем приступить к работе. Ночью, возвратившись домой, заперлись и принялись за работу. Несколько дней они не выходили из дома, поэтому привлекли внимание всех живущих в этой местности. И какие только причины не придумывали, чтобы их выманить, ничего не помогало.В восьмой главе Платов возвращается, чтобы увидеть работу мастеров. От нетерпения он даже зубами скрипит. А тульские мастера не спешат. И все посланные назад не возвращаются, а Платов от нетерпения уже простых людей из толпы посылает.

В девятой главе рассказывается о том, как тульские мастера свое дело заканчивали. Это происходило в тот самый момент, когда Платов к ним уже прискакал. Никто не мог достучаться к мастерам, дергали за ставни и двери так, что они трещали, да болты вылетали. А когда двери открылись, то такой духотой дунуло на всех, что многие просто не смогли выдержать и упали в обморок.

А мастера тульские тем временем не спеша надели кафтаны, а в зеленом чехле понесли они Платову шкатулку императора, где и была блоха аглицкая из стали выполненная.

В десятой главе мастера вынесли блоху, но о своей работе промолчали. Платов пытался что-либо разглядеть, но так и не смог. Поэтому обвинил мастеров в обмане. Те потребовали, чтобы их отвезли к императору, где они и покажут, чем были заняты эти две недели, и какую тонкую работу проделали. Но Платов уже осерчал, схватив крайнего мастера, левшу, за кафтан, забросил к себе в карету и помчался. Уже через день подъезжала карета ко двору императора в Петербурге, а в ней помимо Платова находился еще и левша, держа блоху.

В одиннадцатой главе рассказывается о том, как Платов, вернувшись во дворец императора, спрятал тихонечко шкатулку, левшу бросил в крепостной каземат, а сам явился на доклад к императору, надеясь, что тот не спросит про блоху.

Но император ничего не забывает и в конце разговора о том, как прошли междоусобные разговоры, спросил, что же его русские мастера с блохой сделали. Вынужден был признаться Плахов, что произошло, но император сказал, что не может его русский народ обманывать.

В главе двенадцатой достали из – за печи блоху императора и Платов стали ее рассматривать. Ничего не находя, позвал император свою дочь Александру Николаевну, надеясь что сможет отыскать что-то необычное, она еще посмотрела на блоху. Но Александра ничего не находит.

Решили блоху завести: музыка играет, а блоха ноги не может поднять. Рассердился Плахов и побежал к левше, достал его из темницы, стал бить за испорченную вещь. А когда он успокоился, то ему левша стал говорить о том, чтобы взяли они самый мелкий микроскоп, да посмотрели внимательно. Достали мелкоскоп, но ничего не видит Платов. А левша ему подсказывает на пяточку блохи посмотреть. И тут все заметили работу тульских мастеров.В главе четырнадцатой все стали блоху рассматривать и увидели, что она действительно подкована. А левша стал говорить, что они еще не все удивительное увидели. Вскоре выяснилось, что на каждой подкове еще и имя мастера выставлено. Но имени левши там не было, так как он еще мельче работу делал, выковывая гвоздики.

Решил государь эту блоху назад в Англию отправить и левша должен был сопровождать ее, следуя с курьером. Обмыли тульского мастера, одели, чаем напоили и в Лондон отправили.

В пятнадцатой главе левша добрался до Лондона, но сильно оголодал. А тут англичане не сразу его кормить стали, да и левша, когда его позвали в пищеприемную палату, не все кушанья стал есть, приговаривая, что они на русские кушанья совсем непохожи.

Увидев блоху подкованную, стали англичане левшу спаивать. Стали англичане предлагать левше остаться у них, обещая ему многое: образованным сделают и удивительным мастером он будет.Еле уговорили англичане левшу на время остаться, чтобы погостить и то с условием, что потом они его в сам Петербург доставят.

В главе шестнадцатой Левша посещает заводы и старается все замечать, чтобы потом в России увиденное воссоздать.

В главе семнадцатой Левша возвращается на родину, а по дороге очень сильно напивается.

В главе восемнадцатой англичанина, с которым левша пил, отвезли на лечиние. А вот левшу на родине доставили в участок, стали требовать документы. А потом стали искать больницу, которая его сможет без документов принять.

В главе девятнадцатой Левша умер в больнице, но попросил перед этим передать, чтобы ружья кирпичом не чистили. Только к его совету никто не прислушался.

В главе двадцатой рассказывается о том, что имя левши никто не помнит, но вот в Туле больше таких мастеров не осталось.

Тема раздела: «Левша» краткое содержание, пересказ по главам Николая Семеновича Лескова, читать самое главное.

Рассказ «Левша» Лескова увидел свет в 1881 году. Произведение посвящёно гениальному тульскому оружейнику, сумевшему превзойти в умении английских мастеров. Но его талант не был по достоинству оценен на родине, в итоге, всеми забытый, он умер в больнице. Заглавие рассказа «Левша» (Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе) определяет «сказовую» манеру повествования. Из 20 глав рассказа только заключительная представляет собой размышления самого автора. Во всех остальных повествуется от имени рассказчика, цехового мастера.

Главные герои

Левша – тульский оружейный мастер, вместе с товарищами подковавший английскую механическую блоху.

Другие персонажи

Платов – атаман донских казаков, служивший при Александре Павловиче, а затем и при Николае Павловиче.

Александр Павлович – русский император, которому во время путешествия по Англии подарили заводную блоху.

Николай Павлович – русский император, велевший тульским мастерам усовершенствовать английскую блоху.

Тульские мастера – оружейники, сумевшие набить подковы микроскопической заводной блохе, привезённой Александром Павловичем из Англии.

Английские мастера – оружейники и инженеры, признавшие искусство туляков. Уговаривали левшу не уезжать в Россию и знакомили его с разными техническими новинками.

Мартын-Сокольский – доктор, пытавшийся передать последнюю просьбу Левши.

Чернышев – министр иностранных дел.

Глава 1

Российский император Александр Павлович после Венского совета, на котором были подведены итоги войны 1812 года с Наполеоном, отправляется в путешествие по Европе. Везде ему показывали разные диковинки, которыми император восхищался. Но донской атаман Платов, находившийся при нём в поездке, не разделял мнения царя. Он считал, что русские мастера ничуть не хуже иностранных.

В конце турне царь приезжает в Англию.

Глава 2

Англичане стали показывать русскому царю свои технические достижения. Александр был в восторге от иностранной науки, и полностью убедился, что русским до иностранцев далеко. Платов же всячески старался английских мастеров принизить, доказывая, что русские их во всём обошли. Так, англичане показали царю «пистолю» тонкой работы «неизвестного, неподражаемого мастера» .

Государь опечалился, что русские такое чудо создать не способны. А Платов открыл у пистоли замок и показал, что сделал её «Иван Москвин во граде Туле». Такое открытие привело англичан в замешательство, и они решили создать такое чудо техники, против которого и Платову возразить было бы нечего.

Глава 3

Утром русский царь и Платов поехали смотреть сахарный завод, а затем их привели в «последнюю кунсткамеру, где у них со всего света собраны минеральные камни и нимфозории» . Здесь Александру показали созданную английскими мастерами в натуральную величину заводную механическую блоху. Она могла прыгать и танцевать. Восхищённый император вручил англичанам миллион, а они ему за это подарили это чудо техники. Уложил государь блоху в футляр, сделанный из бриллианта, опустил его в табакерку и отбыл на Родину.

Глава 4

До самой смерти Александра оставалась блоха в табакерке. Когда он умер, её передали его жене Елизавете Алексеевне, а от неё она досталась новому императору, Николаю Павловичу. Вначале царь блохой не заинтересовался, но затем стал думать, для чего она у брата Александра столько лет хранилась.

Никто не мог разгадать эту загадку, пока не прибыл во дворец старый донской атаман Платов. Он отдал Николаю «мелкоскоп» , взятый когда-то у английских мастеров, и царь увидел, как прыгает стальная блоха. Но, в отличие от Александра, новый царь перед иностранцами не преклонялся. Поручил он Платову поехать к русским мастерам, чтобы они постарались создать что-нибудь более удивительное, чем английская блоха.

Глава 5

Исполняя волю государя, поскакал Платов в Тулу, которая славилась оружейными мастерами. Оружейники взялись исполнить приказание, но попросили донского атамана оставить им блоху на несколько дней. Сколько Платов не выпытывал, они не сказали ему, что придумали. Ничего не добившись, атаман отправился на Дон, оставив удивительную блоху тульским мастерам.

Глава 6

Когда Платов уехал, три самых искусных оружейника, среди которых был и «косой левша. На щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны» , отправились прочь из города. Люди стали гадать, куда они пошли. Многие подумали, что мастера ничего не придумали, и, чтобы избежать наказания, решили скрыться, прихватив с собой царскую табакерку.

Глава 7

Мастера отправились в город Мценск Орловской губернии, чтобы попросить совета у иконы Николая Чудотворца. Помолившись, вернулись они к себе в слободу и заперлись в доме Левши. Соседям было очень любопытно, что делают мастера. Под разными предлогами они пытались выманить троих оружейников из дома. Но, ни одна попытка не увенчалась успехом. Мастера никому не открывали и ни с кем не разговаривали, работая днём и ночью.

Глава 8

Закончив переговоры на Дону, Платов поспешил обратно в Тулу. Сам он к мастерам больше не пошёл, а послал за ними множество курьеров.

Глава 9

Мастера в это время заканчивали свою работу. Сколько курьеры к ним не стучали, они их в дом не пустили. Тогда, чтобы добраться до упрямых оружейников, курьеры сняли с дома крышу. После этого Левша с товарищами вышли из избы и сообщили, что работу свою закончили и могут идти к Платову.

Глава 10

Подали оружейники атаману стальную блоху в табакерке. Тот начал их расспрашивать, где же их работа. Но, они, обидевшись на оскорбления, сказали, что только государь её увидеть сможет. Разозлённый Платов, бросил Левшу в свою повозку и увёз его с собой в Петербург. По приезде сам он пошёл к Николаю Павловичу, а мастера оставил внизу со связанными руками.

Глава 11

Платов надеялся разговорами о казаках отвлечь царя от блохи. Но ему это не удалось. Николай вспомнил о поручении, и велел принести работу тульских мастеров. Платов рассказал, что туляки ничего нового не создали, а вернули обратно английскую блоху. Государь не мог поверить в обман и решил сам убедиться в словах атамана.

Глава 12

Когда принесли блоху и завели её ключом, оказалось, что «нимфозория» перестала прыгать. Платов был в бешенстве. Он решил, что оружейники сломали механизм. Пошёл атаман к лестнице, где Левшу оставил, и стал его бить, называя обманщиком. Левша же утверждал, что работа сделана, но увидеть её можно только в «мелкоскоп» .

Глава 13

Привели Левшу к царю, и показал он, в чём заключалась работа оружейников. Оказывается, они сумели английской блохе набить на ножки подковы. Государь удивился и обрадовался, что его русские мастера сумели англичан превзойти.

Глава 14

Решил Николай отправить мастера в Англию, чтобы он свою тонкую работу показал иностранным мастерам. Одели его получше и отправили за границу с особым курьером.

Глава 15

Оставил курьер Левшу в гостинице. А сам унёс блоху мастерам. Узнали мастера, кто сумел блоху подковать, и пришли к мастеру в гостиницу. Три дня они его поили и кормили, а потом стали расспрашивать об образовании. Оказалось, что мастер учился «по Псалтирю и Полусоннику» , а арифметики совсем не знает.

Глава 16

Отправили англичане курьера домой, а Левшу стали по заводам водить и уговаривать, чтобы он у них остался. Но, Левша тосковал по родной Туле и просил, чтобы его отпустили обратно. Посадили английские мастера оружейника на корабль и отправили в Россию, дав на дорогу денег и подарив на память золотые часы.

Глава 17

На корабле Левше показалось скучно, и он заключил пари с полшкипером, что перепьёт его. Пили они до самого конца плавания, отчего оба заболели, но никто в выигрыше не оказался.

Глава 18

В России полшкипера привезли в английское посольство, где организовали ему прекрасные условия. А Левшу, ослабевшего, не способного даже разговаривать, доставили в квартал. Там его обобрали и решили отправить в какую-нибудь больницу на лечение. Поскольку у оружейника не было с собой «тугамента» , ни в одной больнице его не приняли. К утру стало ясно, что Левша долго не проживёт, и его отвезли умирать в Обухвинскую больницу для простонародья.

Глава 19

Полшкипер очень беспокоился о своём друге. Чудом он отыскал Левшу в больнице и добился, чтобы к нему прислали доктора. Умирающий мастер просит Мартын-Сокольского сказать государю, что «у англичан ружья кирпичом не чистят» . Доктор пытается донести слова Левши до Чернышёва, но его никто не слушает, и чистка продолжается вплоть до начала войны.

Глава 20

Заключение

В рассказе «Левша» Николай Лесков, непревзойдённый мастер малых литературных форм, показывает, сколько в русском народе талантов, не развившихся в полную силу из-за условий жизни. Краткий пересказ произведения «Левша» по главам не может раскрыть всю силу художественного таланта писателя. Поэтому мы рекомендуем познакомиться с полной версией рассказа.

Тест по рассказу

Прочитали краткое содержание? Теперь попробуйте пройти тест!

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 7755.

В 1881 году Н.С. Лесков создает гениальный сказ «Левша». Сегодня Многомудрый Литрекон постарается кратко и понятно изложить основные события из данного произведения, дабы напомнить читателю сюжет книги. Важно понимать, что в данной статье он изложен детально и точно по произведению, чтобы ни одна живая душа не придралась к вашему знанию текста. Если же до урока осталось 5 минут, лучше перейдите на .

(1102 слова) Однажды император Александр Павлович вместе с казаком Платовым отправился в путешествие по Европе. Много чудесного повидали они во время поездки, а казак следил за тем, чтобы иностранцы не могли государя склонить на свою сторону. На пути у героев лежала Англия. Мастера–англичане хотели пленить царя различными хитростями, однако зоркий попутчик делал все возможное, чтобы этого не произошло.

Англичане водили русских гостей в оружейную кунсткамеру, показывали им различные диковинки, которые очень нравились Александру I, но никак не могли привлечь Платова, который твердо стоял на своем, утверждая, что и без усовершенствованной военной техники наши воины смогли сражаться и даже прогнать многочисленную армию Наполеона, включавшую в себя двенадцать народов. Европейцы не упустили возможность продемонстрировать царю и казаку Мортимерово ружье и пистолю. Выясняется, что все это существует в России (на пистоли даже стояло тульское клеймо). Хотя англичане и хвалятся своими достижениями, они не знают, что такое петербургский сахар молво.

Единственное, чем им удалось удивить как царя, так и Платова, это маленькая блоха из вороненой стали – такая маленькая, что ее можно было увидеть лишь в микроскоп. К ней прилагался ключик, повернув который можно было увидеть, как она танцует. Эту диковинку англичане преподнесли русскому царю «в дар», получив при этом приличную сумму денег. Александр Павлович остался доволен и назвал английских мастеров первыми на всем свете. Платов не смел ничего сказать против, только прихватил с собой микроскоп, чтобы блоху можно было рассматривать.

Настало время возвращаться домой. Платов остался при своем мнении – он считал, что у русских мастеров недостает ученья, но при этом и они все могут сделать, на что ни взглянут, а государь полагал, что англичанам нет равных в искусстве.

Царь вскоре после возвращения на родину скончался, а диковинную блоху велел отдать попу Федоту, которому исповедовался перед смертью, с тем, чтобы тот передал ее императрице Елизавете Алексеевне. Однако и она не захотела заниматься этой диковинкой и передала ее в наследство новому правителю.

Когда новый царь обнаружил блоху, он немало удивился ей. Стали искать, кто бы мог объяснить, что это такое, и в итоге обнаружили, что обо всем знает «мужественный старик» Платов. Правитель велел ему показать чудо русским мастерам, что казак и отправился выполнять.

Оказавшись в Туле, Платов встретил там трех оружейников и в их числе косого левшу, которые заверили героя, что к тому моменту, как казак вернется со славного тихого Дона, они что-нибудь хитрое придумают. Как только Платов уехал, мастера отправились в храм, чтобы помолиться иконе святого Николая, покровителя торгового и военного дела. А по возвращении они сразу принялись за дело, и без перерыва работали слаженно и упорно в ожидании Платова.

Спустя некоторое время казак Платов возвращается вместе с помощниками, и выясняет, что мастера сидят взаперти в домике и никого к себе не пускают. Сняв с избушки крышу, помощники добились того, чтобы мастера вышли наружу. Когда мастера вынесли готовый товар, Платов не смог заметить разницы между блохой до начала работы и после ее окончания. Разозлившись, он обозвал тульских мастеров подлецами и забрал с собой одного из мастеров – левшу, которого готовился бросить в тюрьму, если государь не вспомнит про данное поручение, связанное с блохой.

Однако государь не забыл о поручении, которое давал Платову, и потребовал от него рассказа о том, как себя проявили наши мастера против английских. Долго не могли понять, что изменилось в блохе, поскольку, когда стали ее заводить, она уже не танцевала. С досады Платов стал трепать левшу, но, как оказалось, напрасно. Выяснилось, что тульские мастера подковали ее! Работа была выполнена настолько искусно, что увидеть ее можно было только в самый сильный микроскоп. А сами маленькие гвоздики, которыми крепились подковы, были выполнены вручную левшой. Подкованную блоху отправили в Англию в качестве дара и с целью показать, что русские мастера тоже способны создавать удивительные вещи.

За верную службу Платов наградил левшу сотней рублей, а граф Кисельвроде велел, чтобы мастера вымыли, остригли, нарядили и отправили в Лондон.

Там англичане долго не могли выпытать у левши его секрет и были порядком удивлены, узнав, что у того нет высшего образования, что все, что он читал – это псалтырь и полусонник. Накормив и напоив его, иностранцы всеми силами пытались уговорить левшу остаться у них – предлагали женить его на англичанке, обратить в свою веру и т.п. Но мастер оставался непреклонен.

Левше показали, в каких условиях работают английские мастера – каждый был сыт и одет, хорошо обут, чтобы не поранить ноги, каждый хорошо обучен и у каждого есть стирабельная дощечка, чтобы производить вычисления. Многие диковинные вещи удалось повидать герою, но главное, что он понял – это то, что англичане не чистят ружья кирпичом, как делали у нас, и оттого европейцам гораздо проще стрелять. Вспомнил левша о своих генералах, и стало ему так тоскливо, что захотелось ему обратно на родину. На море надвигалась буря, о чем героя и предупредили хитрые англичане, но мастер был непреклонен – он был уверен, что судьба так или иначе все равно настигнет человека. Делать нечего – снарядили левшу в путь.

Плыть было довольно долго, море бушевало, но, несмотря на это, левша продолжал сидеть под брезентом на палубе в ожидании, когда покажется Россия. Потом случилось так, что герою удалось познакомиться с подшкипером, который понимал по–русски, и стал с ним на спор выпивать – кто больше. Под конец подшкипер чуть не выкинул левшу за борт, но это вовремя заметили матросы и увели их обоих вниз. После прибытия в Петербург англичанин направился в дом на Аглицкую набережную, а левшу отправили в квартал. Участь иностранца оказалась куда более счастливая – ему тут же предоставили постель и лекарство, а бедного левшу долго возили извозчики из больницы в больницу, где не принимали без документов и наконец ссадили его в простонародной Обухвинской больнице, где всех принимали умирать. Там его и нашел его друг и собутыльник подшкипер, который после того немедленно отправился к графу Клейнмихелю, который, впрочем, прогнал англичанина, и тогда тот отправился к Платову. Старый казак уже ушел в отставку, а потому посоветовал обратиться к коменданту Скобелеву. Он сказал, что немцы не умеют лечить болезнь левши и направил англичанина к доктору Мартыну-Сольскому. Но когда последний прибыл туда, где находился левша, тот уже кончался. Мастер успел лишь сообщить, чтобы русские солдаты не чистили ружья кирпичом, после чего умер. Мартын-Сольский сообщил об этом графу Чернышеву, но тот даже не стал слушать. Может быть, именно поэтому русским было так трудно воевать во время Крымской войны. А послушай граф доктора и прими во внимание слова левши, война приняла бы совсем другой оборот.

Теперь уже в Туле не встретишь таких мастеров, как левша и его товарищи-оружейники. Машины сравняли неравенство талантов и дарований, однако тем самым погубили артистическую удаль, которая очень часто превосходила меру и вдохновляла народную фантазию для сочинения подобных легенд. Миф, связанный с левшой, интересен, а его похождения служат воспоминанием ушедшей эпохи, дух которой довольно метко и верно схвачен. Стоит не забывать об удали русских умельцев и о национальных героях, которые отражены в народном эпосе с «человечкиной душою».

После окончания венского совета император Александр Павлович решает «по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть». Состоящий при нем донской казак Платов «диковинам» не удивляется, потому что знает: в России «своё ничуть не хуже».

В самой последней кунсткамере, среди собранных со всего света «нимфозорий», государь покупает блоху, которая хотя и мала, но умеет «дансе» танцевать. Вскоре у Александра «от военных дел делается меланхолия», и он возвращается на родину, где умирает. Взошедший на престол Николай Павлович блоху ценит, но, так как не любит уступать иностранцам, отправляет Платова вместе с блохой к тульским мастерам. Платова «и с ним всю Россию» вызываются поддержать трое туляков. Они отправляются поклониться иконе святого Николая, а затем запираются в домике у косого Левши, но, даже закончив работу, отказываются выдать Платову «секрет», и ему приходится везти Левшу в Петербург.

Николай Павлович и его дочь Александра Тимофеевна обнаруживают, что «брюшная машинка» в блохе не действует. Разгневанный Платов казнит и треплет Левшу, а тот в порче не признается и советует поглядеть на блоху в самый сильный «мелкоскоп». Но попытка оказывается неудачной, и Левша велит «всего одну ножку в подробности под микроскоп подвести». Сделав это, государь видит, что блоха «на подковы подкованная». А Левша добавляет, что при лучшем «мелкоскопе» можно было бы увидеть, что на всякой подкове «мастерово имя» выставлено. А сам он выковывал гвоздики, которые никак разглядеть невозможно.

Платов просит у Левши прощения. Левшу обмывают в «Туляновских банях», остригают и «обформировывают», будто на нем есть какой-нибудь «жалованный чин», и отправляют отвезти блоху в подарок англичанам. В дороге Левша ничего не ест, «поддерживая» себя одним вином, и поёт на всю Европу русские песни. На расспросы англичан он признается: «Мы в науках не зашлись, и потому блоха больше не танцует, только своему отечеству верно преданные». Остаться в Англии Левша отказывается, ссылаясь на родителей и русскую веру, которая «самая правильная». Ничем его англичане не могут прельстить, далее предложением жениться, которое Левша отклоняет и неодобрительно отзывается об одежде и худобе англичанок. На английских заводах Левша замечает, что работники в сытости, но больше всего его занимает, в каком виде содержатся старые ружья.

Вскоре Левша начинает тосковать и, несмотря на приближающуюся бурю, садится на корабль и не отрываясь смотрит в сторону России. Корабль выходит в «Твердиземное море», и Левша заключает пари со шкипером, кто кого перепьёт. Пьют они до «рижского Динаминде», и, когда капитан запирает спорщиков, уже видят в море чертей. В Петербурге англичанина отправляют в посольский дом, а Левшу - в квартал, где у него требуют документ, отбирают подарки, а после отвозят в открытых санях в больницу, где «неведомого сословия всех умирать принимают». На другой день «аглицкий» полшкипер «куттаперчевую» пилюлю проглатывает и после недолгих поисков находит своего русского «камрада». Левша хочет сказать два слова государю, и англичанин отправляется к «графу Клейнмихелю», но полшпикеру не нравятся его слова о Левше: «хоть шуба овечкина, так душа человечкина». Англичанина направляют к казаку Платову, который «простые чувства имеет». Но Платов закончил службу, получил «полную пуплекцию» и отсылает его к «коменданту Скобелеву». Тот посылает к Левше доктора из духовного звания Мартын-Сольского, но Левша уже «кончается», просит передать государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят, а то они стрелять не годятся, и «с этой верностью» перекрещивается и умирает. Доктор докладывает о последних словах Левши графу Чернышеву, но тот не слушает Мартын-Сольского, потому что «в России на это генералы есть», и ружья продолжают чистить кирпичом. А если бы император услыхал слова Левши, то иначе закончилась бы Крымская война

Теперь это уже «дела минувших дней», но предание нельзя забывать, несмотря на «эпический характер» героя и «баснословный склад» легенды. Имя Левши, как и многих других гениев, утрачено, но народный миф о нем точно передал дух эпохи. И хотя машины не потворствуют «аристократической удали, сами работники вспоминают о старине и своём эпосе с «человеческой душой», с гордостью и любовью.

  1. О произведение
  2. Главные герои
  3. Другие персонажи
  4. Краткое содержание
  5. Заключение

Рассказ Н. Лескова «Левша» посвящен скромному оружейнику. Он превзошел своим умением образованных мастеров из Англии, заставил удивиться тонкости его работы – гвозди для подковы на мельчайшей стальной блохе. Рассказчик передает историю о косом умельце, который умирает вдали от дома. Краткое содержание «Левша» по главам поможет понять переживания автора и оценить глубину его размышлений.

Глава 1

Русский император Александр решил прокатиться по Европейским странам, посмотреть чудеса техники и оружия. Вместе с ним путешествовал донской казак Платов. Император удивлялся заморским мастерам, а Платов ничем не восхищался. Он был уверен, что дома есть диковинки и не хуже заморских. Пригласили англичане государя в оружейную кунсткамеру. Они хотели показать, что русские

ничего не умеют и никуда не годятся. Расстроенный Платов выпил водки и лег спать, решив, что утро вечера мудренее.

Глава 2

В кунсткамере русскому императору стали показывать технические и оружейные достижения, бюсты и комнаты. Все нравилось государю, он восторгался и хвалил иностранных мастеров. Платов на это отвечал тем, что его молодцы без всяких достижений техники брали языков и воевали лучше англичан. Царя подвели к статуе Аболона и показали два орудия: Мортимерово ружье, пистоль. Государь разохался, Платов достал из кармана отвертку и раскрутил пистоль. Внутри он показал царю надпись. Это было имя русского оружейника Ивана Москвина из Тулы. Англичане были обескуражены. Царь расстроился. Вернувшись на ночлег казак, никак не мог понять, чем расстроил государя.

Глава 3

Не зная, чем еще поразить русского императора, англичане повезли его на сахарный завод. Но и здесь Платов внес свою ложку дегтя. Он пригласил их на родину отведать молво. Что это такое они не знали. Повезли царя в последнюю кунсткамеру. Подали пустой поднос. Удивился Александр. Попросили англичане присмотреться к подносу и указали на мельчайшую соринку. Увидел ее император. Это, оказывается, была заводная блоха, сделанная из прочной стали. Внутри была установлена пружина, которая заставляла блоху танцевать. Ключик от блохи можно было рассмотреть только под микроскопом. Пораженный царь купил блоху за миллион, уложил в драгоценный футляр. Мастеров английских назвал первыми. Поехали в Россию, но по дороге почти не разговаривали, каждый остался при своем мнении.

Глава 4

Блоха начала кочевать: от Александра к попу Федоту, государыне императрице Елизавете, императору Николаю. Чтобы разгадать тайну такого особого отношения к мелкой вещице, нашли Платова. Он и рассказал, что особенного в блохе. Донской казак добавил к истории о заморской штучке, что нечему в ней удивляться. Русские мастеровые могут сделать лучше. Николай Павлович дал поручение передать поделку тульским мастерам, зная что они докажут слова казака.

Глава 5

Атаман выполнил приказ. Он отвез блоху оружейникам. Те попросили оставить поделку на несколько дней. Решил казак выяснить, что хотят мастера сделать, но они ему ничего не сказали. Атаман уехал выполнять волю царя. Заморскую игрушку оставил в Туле на 2 недели.

Глава 6

Трое мастеровых, ничего не объяснив ни домашним, ни друзьям, ушли из города. Одни решили, что они испугались, решили сбежать, но это было не так. У одного из тульчан была интересная внешность:
  • косоглазый;
  • с родимым пятном на лице;
  • волосы на висках были выдраны.
Удивительную табакерку они забрали с собой.

Глава 7

Оружейники из Тулы были очень религиозными людьми. Они отправились в город Мценск. Там стояла древняя икона, высеченная из камня, Николая Чудотворца. Мастера обратились с мольбой к иконе, попросили у нее помощи. Вернувшись в Тулу, закрылись в доме косого Левши . Жители округи пытались разведать, чем занимаются оружейные искусники, но те не выходили на воздух, ни днем, ни ночью.

Глава 8

Атаман Платов очень спешил. Он не давал ямщикам отдыха. Они проскочили мимо на сто скачков. Сам атаман не пошел к мастеровым. Он отправил к ним свистовых (курьеров). Дверь не открывали. Простой люд стал посылать грозный казак. Результат тот же.

Глава 9

От страха простой люд разбежался. Свистовые стали вышибать двери, но они были закрыты на дубовый засов, так просто не поддались. Стали курьеры снимать бревна с крыши и сняли всю. У мастеров в доме был такой спертый воздух, что чуть всех с ног не свалил. Оружейники объяснили, что им осталось последний гвоздь вколотить. Свистовые побежали докладывать, что мастера дело завершили. Бежали с оглядкой, проверяли, не сбегают ли оружейники. В руках один из мастеров держал все ту же табакерку.

Глава 10

Платов взял табакерку, открыл ее. Ничего не изменилось: все тот же орех и та же блоха. Ключик Платов своими крепкими руками взять не смог. Секрет работы они выдавать не стали, и еще больше разозлили атамана. Он решил одного из мастеров забрать с собой. Оружейники попытались спросить, как же товарищ поедет без документов, но Платов ответил им кулаком. Приехав в столицу, нацепил награды и отправился на прием. Связанный оружейник остался у подъезда.

Глава 11

Сделал казачий атаман как положено доклад царю. А тот спрашивает его об английской игрушке. Пришлось атаману рассказать, что блоху вернули прежней. Но Николай не поверил. Он надеялся, что сделано у мастеров что-то сверх их понятия, решил проверить.

Глава 12

Стальную игрушку завели микроскопическим ключиком. Она не стала танцевать, как делала это прежде. Казачий атаман Платов разозлился. Он решил, что сложную технику просто повредили. Пошел к связанному косому, начал его таскать за волосы, бить, ругать за обман. Левша настаивал на своем: они все сделали, но работу можно увидеть через сильный микроскоп (мелкоскоп).

Глава 13

Государь приказал принести ему мелкоскоп. Стал царь крутить стальную игрушку, рассматривая и выискивая изменения, но ничего не заметил. Велел привести к нему Левшу. Спросил, почему не видно их работы. Тот пояснил, что нужно рассматривать каждую пяточку стального насекомого. Удивился царь, это было очень мелко, но мастер настаивал. Посмотрел император Руси в микроскоп и засиял. Взял неумытого избитого парня, расцеловал. А всем, кто был в зале, сказал, что заморскую блоху русские подковали.

Глава 14

Левша добавил, что на подковках выгравированы имена мастеровых. На вопрос, где его имя, парень объяснил, что он делал гвозди, которыми подковы прибиты, а они мелкие, там имя не поставить. Царь поинтересовался, где оружейники взяли такой мелкоскоп. Левша объяснил, что нет у них никакого оборудования, глаз прицелен так, что видит мелкие детали без микроскопа. Атаман извинился перед мастеровым, дал 100 рублей. Николай решил отправить блоху назад в Англию. Курьер был выбран из ученых, знавших языки. Левша должен был находиться вместе с ним, чтобы показать работу и мастерство русских. Тульского оружейника переодели, отправили за границу.

Глава 15

Курьер отнес подкованное насекомое англичанам, Левшу с собой не взял. Захотелось иностранцам посмотреть, кто такой искусный мастер. Они пришли в гостиницу, стали поить, кормить, расспрашивать. Цель была одна – понять, как он всему научился. Но мастер был безграмотным, об арифметике не слышал. Наука в России для Левши шла по двум учебникам: «Псалтырь» и «Полусонник». Что это за книги, англичане не знали. Предложили английские мастера Левше остаться, пообещали родителям денег посылать. Никакие уговоры на русского гостя не действовали.

Глава 16

Левшу возят по заводам, пытаясь уговорить остаться. Многому не удивлялся тульский паренек, говорил, что они тоже так могут. Старое оружие хвалил. Тульский житель просился домой. Посадили его на корабль, идущий в Россию, дали денег, золотые часы. На корабле оружейник поразил полшкипера тем, что выдерживал непогоды. Заключили они пари, пить одинаково.

Глава 17

Пили два новых друга так, что померещились им черт из пучины (русскому) и морской водоглаз (англичанину). Чуть не выкинул полшкипер русского мастерового за борт. Капитан приказал поместить их вниз, дать еды и питья, но не выпускать. Так они добрались до Петербурга. Но здесь пути пошли в разные стороны:
  • Левша – в бедняцкий квартал;
  • полшкипер – в посольский дом.

Глава 18

Англичанина стали лечить настоящие врачи, быстро поставили на ноги. Все посольство старалось помочь выздороветь. Левшу увезли в квартал, бросили на пол, стали требовать документы. Сняли с него его новые одежды, отобрали часы и деньги. Больного решили отправить в бесплатную больницу. Везли на санях, не закрыв ничем, холодного и раздетого. Нигде Левшу без документов не принимали. Оказался он в народной больнице для всех сословий. Там, куда приезжают умирать.
Полшкипер выздоровел и побежал искать русского друга.

Глава 19

Удивительно, но англичанин нашел русского друга, лежащего на полу. Левша хотел передать два слова (секрет заморской страны) государю. Поразился англичанин. Сказал о его человеческой душе, его и выгнали. Посоветовали к Платову обратиться, может он поможет оружейнику. Платов послал полшкипера к коменданту Скобелеву, тот направил к мастеру врача. Доктор ничего уже не смог сделать, Левша умирал. Он попросил передать царю, что в Англии оружие не чистят кирпичом. Доктор поехал к графу Чернышеву, но тот даже слушать не стал, не поняв в словах никого смысла. Велел доктору молчать. Совет мастера умер вместе с ним, а мог бы изменить ход сражений.

Глава 20

Здесь стиль текста меняется, потому что эта глава – размышления самого автора. Он жалеет, что не стало таких мастеров, появились машины, а народная фантазия иссякла. Автор рад тому, что помнят о старине.

Сказ о Левше – история судеб многих талантливых людей. Краткое содержание помогает увидеть сюжетную линию произведения, но проникнуться особенностями языка Николая Лескова, можно только во время чтения полного текста рассказа.

На этом и заканчивается краткий пересказ рассказа «Левша», включающей в себя только самые важные события из полной версии произведения!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!