Краткое содержание пересказ. Все произведения школьной программы в кратком изложении

Очень важно прививать правильные и полезные привычки ребёнку с самого детства. Одной из таких полезных и жизненно важных привычек является любовь к чтению. Трепетное отношение к книгам сохранится на всю жизнь, если ребёнок в детстве полюбил всею душою это занятие. Вы наверняка слышали или читали «Денискины рассказы» и знаете, кто написал эту книгу.

Произведения Виктора Драгунского, собранные в сборнике «Денискины рассказы» , рекомендованы к прочтению чуть ли не с самых пелёнок. Когда ребёнок достигнет двухлетнего возраста, ему очень интересно будет слушать юмористические рассказы детского писателя, которые будет читать ему мама. А научившись читать, малыш сам с удовольствием будет поглощать эти произведения. Ведь их очень легко читать, они легки для восприятия и очень затягивают.

Если вы хотите ознакомиться с книгой «Денискины рассказы», краткое содержание лучших произведений из этого сборника вы можете найти в этой статье.

  1. Аннотация книги.
  2. «Заколдованная буква».
  3. «Англичанин Павля».
  4. «Двадцать лет под кроватью».
  5. «Тайное становится явным».
  6. «Главные реки Америки».
  7. «Похититель собак».

Аннотация книги «Денискины рассказы»

Это цикл рассказов русского писателя Виктора Драгунского о мальчишке Дениске , который всё время попадает в неловкие комические ситуации. Прототипом образа Дениса Кораблёва стал сын писателя, у которого даже имя совпадает с главным героем произведений. Из краткого содержания «Денискиных рассказов» википедии мы узнаём, что действие происходит во времена СССР, а именно в 50–60-х годах в городе Москве.

Курьёзные ситуации то и дело преследуют Дениску. Он попадает в них везде: в школе («Главные реки»), дома, во дворе. Мальчишка обладает огромной фантазией и находчивостью. У него существует свой оригинальный подход к каждой проблеме, он проявляет смекалку и пытается найти верные решения.

  • Сборник рассказов состоит из 70 юмористических историй.
  • Повествование ведётся от имени главного героя, коим является Денис Кораблёв.
  • Написаны рассказы в юмористическом жанре, простым и понятным языком.

Каждый ребёнок будет представлять себя на месте главного героя и переживать с Дениской неприятные моменты. А также в книге Драгунского наглядно показано, что такое «хорошо», и что такое «плохо» , поэтому ваш малыш будет учиться совершать правильные и обдуманные поступки, чтобы не попасть в неприятные ситуации подобно Денису Кораблёву.

Отзыв о книге

Я мама 4-летнего сына и с удовольствием читаю ему книгу Виктора Драгунского. Ему очень нравится главный герой, и он смеётся с нелепых ситуаций, в которые часто попадает Дениска.

Наталья, 28 лет

Отзыв о произведении

Легко читается. Прочитал с большим интересом, не отрываясь. Очень смешные рассказы. Мне понравились. Поэтому всем советую эту книгу.

Иван, 11 лет

«Заколдованная буква»

Как-то раз под Новый год дети играли во дворе. И тут подъехала грузовая машина с ёлкой. Когда грузчики выносили рождественское дерево, детей переполнял восторг. Они глазели на ель и с восторгом делились впечатлениями друг с другом. Их было трое: Дениска, подруга Алёнка и Мишка. И тут девчонка радостно завизжала и воскликнула: «Смотрите, сыски!». Ребята начали с неё смеяться, но оказалось, что никто не может правильно произнести это простое слово.

Алёнке не удавалось это сделать из-за выпавшего зуба, а Мишка умирал со смеху, кривляясь и издеваясь над бедной девочкой. Но, как оказалось позднее, и сам не мог выговорить заколдованную букву. У него лишь получалось: «Хыхки». Дениска смеялся громче всех, но по пути домой произнёс «Фыфки». Ох уж эта заколдованная буква!

«Англичанин Павля»

Рассказ начинается с описания последнего летнего дня в семье Кораблёвых . Накануне первого сентября папа принёс домой большой арбуз, поэтому все члены семьи сидели за столом и поглощали это вкусное лакомство. Тут в гости к Дениске пришёл его приятель Павля, с которым он не виделся всё лето.

В процессе общения выяснилось, что Павел не терял времени зря летом, а учил английский язык. Дениске стало очень завидно, ведь он провёл время впустую за играми и развлечениями. Мама и папа Дениса начали активно интересоваться, что может произнести Павел на иностранном языке и почему не пользуется своими знаниями. Однако, как оказалось позднее, Павел осилил только одно слово, да и то это было имя Петя на английском - Пит. На этом его познания и закончились.

«Двадцать лет под кроватью»

Однажды холодным зимним вечером родители Дениски ушли в кино, а к нему зашёл Мишка и пригласил в гости. Мальчишка с радостью согласился и, быстро собравшись, отправился с другом. У Мишки в гостях было полно народу: Андрей, Алёнка, Костик и они с Дениской. Ребята решили играть в прятки, оставляя малышей в проигрыше. В комнате было неинтересно играть, поэтому дети вышли в коридор, прячась под шубы и шторы.

Однако, Дениска, в очередной раз пытаясь спрятаться, обнаружил, что его укромное местечко занято, и не найдя ничего подходящего, шмыгнул в соседнюю спальню Ефросиньи Петровны и затаился под кроватью. Мальчишка прокручивал в голове, как будет замечательно, когда Костик его обнаружит тут и удивится его находчивости. Но события начали происходить не по плану.

Вместо Костикав комнату вошла старушка и легла спать , выключив в комнате свет. Дениска запаниковал, в голове крутилось много мыслей, но ничего подходящего придумать не удавалось. Просидев под кроватью достаточно долго и совсем отчаявшись, Денис нечаянно стукнул по корыту, которое стояло под кроватью. Старушка проснулась и начала кричать. С трудом мальчишка выбрался из-под кровати, чихая от накопившейся пыли, и, перепутав шкаф с дверью комнаты, залез в него. Ну тут пришёл папа Дениса и вызволил сына из «20-летнего плена», так как мальчику показалось, что он просидел под кроватью целую вечность.

«Тайное становится явным»

Эта смешная история произошла с Дениской, когда он не хотел есть манную кашу . Мама настаивала, а мальчик не мог впихнуть в себя ненавистную манку. Тогда мама пообещала, что возьмёт сына в Кремль, если тот опустошит тарелку. Дениска очень хотел попасть туда, поэтому попытался проглотить кашу. Он всячески пытался улучшить её вкус, но манка становилась только противней.

Когда мама вышла из комнаты, мальчишка решил действовать немедленно: он взял тарелку и вылил в окно. Вернувшись на место, он представлял, каким чудесным будет день, и что он наконец-то попадёт в Кремль! Однако мечтания Дениса прервал стук в дверь. На пороге стоял рассерженный мужчина в костюме, а по его одежде тонкими струйками стекала манная каша. Тут уж наш герой понял, что Кремля ему не видать, как собственных ушей, и что всё тайное рано или поздно станет явным.

«Главные реки Америки»

Этот курьёзный случай произошёл с Дениской в школе . Мальчик не выучил уроки, потому что весь вечер был занят играми. Утром, опоздав в школу, он осознал, что нужно было выучить стих и подготовиться к географии, выучив реки Америки. Кораблёва вызвали к доске, и его учительница Раиса Ивановна хотела услышать стихотворение Некрасова. Но Денис начал читать Пушкина , прикидываясь дурачком. Его приятель Мишка подсказал, что нужно было выучить стихотворение Некрасова, однако Денис не смог расслышать название стиха и сказал: «Мужичонка с ноготком».

Раиса Ивановна не хотела ставить плохую оценку Дениске, поэтому хотела, чтобы он ответил хоть что-то. Она попросила назвать самую большую реку Америки. Мальчишка не знал, что ответить, но одноклассник Петя решил помочь, написав название реки на клочке бумаги. Денис с облегчением произнёс: «Миси-писи». Конечно же, это было неправильно, и весь класс, в том числе учительница, начал хохотать до слёз.

Получив двойку в дневник, Дениска дал себе обещание, что всегда будет учить уроки.

«Похититель собак»

Когда Дениска был на даче , с ним произошла презабавнейшая история. Однажды его сосед попросил постеречь собаку Чапку, а сам отправился на реку купаться. Мальчик игрался с собачонкой, но вскоре ему надоело это занятие. А тут ещё друг Ваня шёл мимо забора с удочкой и позвал Дениса на реку рыбу ловить. Мальчик сказал, что не может оставить собаку, но Ванька посоветовал спрятать Чапку в дом.

Отправив пса под домашний арест, Дениска решил догнать приятеля, вышел за угол, но увидел Чапку. Решив, что собака сбежала, он поволок собаку домой. Справившись, Денис опять пошёл на речку, но вскоре опять увидел Чапку. Она была зла на мальчика и не хотела идти домой. Поэтому Денис накрыл её бреднем и потащил домой. Закинув собаку в комнату, мальчик пустился бежать к Ваньке, но не тут-то было! Он опять встретил…Чапку, опять вернулся с собакой домой и, проверив все замки и двери, побежал уставший на реку.

Когда Дениска прибежал к реке, он увидел, что его приятель уже наловил рыбы и идёт домой. Тогда они решили вернуться на реку после обеда и пошли к дому соседа Бориса Климентьевича. Когда ребята приблизились к дому, увидели целую толпу возле калитки. Оказалось, что Дениска похитил чужих собак, приняв их за Чапку . История благополучно закончилась, хозяева нашли своих скотч-терьеров, а сосед прозвал Дениса «Похитителем собак».

  • краткие содержания книг;
  • цитаты.

Краткость – сестра таланта

Биографии

Мы не оставили без внимания и биографии писателей, дополнив этот раздел фотографиями и возможностью оценивать творчество знаменитой личности. Заметим, что все биографии написаны интересно, ведь, как правило, в других источниках их читать скучно. Мы подошли к этому вопросу иначе и сделали все, чтобы читатель остался доволен.

В разделе книги каждый сможет найти свою подборку лучших произведений на определенную тему. Также в «Книгах» вы сможете найти увлекательные и популярные новинки для чтения. Оставайтесь в курсе новых литературных событий вместе с нами!

Литературная тематика достаточно широка в своем пространстве. Поэтому мы открыли для читателей блог, в котором можно найти много интересной и полезной информации на тему литературы.

Особо полюбившимся литературным обозрением давно стали цитаты. В данном разделе размещены цитаты из известных книг, которые можно оценивать положительно или отрицательно. Ваше мнение важно!
По любым вопросам, касательно, нашей работы, вы можете обращаться по контактам указанным на сайте.

М.: 1999. - 616 с.

В этой книге вы найдете краткое содержание и подробный анализ всех произведений, входящих в школьную программу по литературе, биографические сведения об авторах, конспекты критических статей. Книга является незаменимым помощником для учащихся школ и абитуриентов во время занятий и при поступлении в вуз. Книга будет очень полезна при подготовке к ЕГЭ по литературе, написании сочинений, а также для общего развития. Особенно ценно в данной книге то, что в ней даны краткие биографические сведения об авторах (Родился., Учился., Что и когда написал., Где и когда умер.). Также в книге дана теория литературы (роды литературы, жанры, течения и др.).

Формат: pdf

Размер: 9 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Роды литературы 3
Эпические жанры 3
Жанры лирики 4
Жанры драматургии 5
Литературные направления и течения 8
Классицизм 9
Романтизм 10
Сентиментализм 13
Натурализм 14
Реализм. . 15
Символизм 17
Литературные течения в России XIX-XX вв.
Натуральная школа 18
Акмеизм 19
Футуризм 19
Имажинизм 21
ОБЭРИУ (Объединение реального искусства) . 21
Структура художественного произведения
Идея художественого произведения 22
Сюжет художественного произведения 22
Композиция художественного произведения 22
Поэтика художественного произведения, фигуры речи 23
Особенности поэтической речи и стихосложения
Строфа 25
Рифмовка. 25
Стопа 25
Двусложные размеры 25
Трехсложные стихотворные размеры 26
«Слово о полку Игореве, Игоря Святославича, внука Олегова»
Краткое содержание. 28
«Слова...» . 29
М.В.ЛОМОНОСОВ
Краткие биографические сведения. 30
Ода «На день восшествия на престол Елисаветы Петровны»,
1747 года 31
«Вечернее размышление о божием величестве при случае
великого северного сияния» . 32
Г. Р. ДЕРЖАВИН
Краткие биографические сведения 33
Идейно-художественное содержание од Державина 33
«Властителям и судиям» .34
И.А.КРЫЛОВ
Краткие биографические сведения 35
«Квартет» 35
«Лебедь, Щука и Рак» .36
«Стрекоза и Муравей» 37
«Ворона и Лисица» 38
В. А. ЖУКОВСКИЙ
Краткие биографические сведения 38
«Лесной царь» 39
«Светлана» (отрывок) 40
А. С. ГРИБОЕДОВ
Краткие биографические сведения 42
«Горе от ума»
Краткое содержание 43
И. А. Гончаров. «Мильон терзаний» 55
А. С. ПУШКИН
Краткие биографические сведения. 56
Проза
«Повести Белкина»
Краткое содержание:
«Станционный смотритель» 58
«Барышня-крестьянка» .59
Идейно-художественное своеобразие «Повестей Белкина» 60
«Дубровский»
Краткое содержание.61

«Дубровский» . 65
«Капитанская дочка»
Краткое содержание 66
Идейно-художественное своеобразие повести
«Капитанская дочка» 71
Драматургия
«Маленькие трагедии»
Краткое содержание:
«Скупой рыцарь» 72
«Моцарт и Сальери» . 75
«Каменный гость» 78
«Пир во время чумы» 83
Идейно-художественное своеобразие
«Маленьких трагедий» 85
Лирика
Жанры лирики Пушкина 87
Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина 88
Отражение идей «поэзии действительности»
в лирике Пушкина (по Белинскому) 93
Тема любви в лирике Пушкина 94
Философская лирика 96
«Евгений Онегин»
Краткое содержание 97
Идейно-художественное своеобразие романа в стихах
«Евгений Онегин» . 111
Белинский о романе Пушкина (статьи 8 и 9) 112
Авторские отступления и образ автора в романе
«Евгений Онегин» 116
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ
Краткие биографические сведения 126
«Герой нашего времени»
Краткое содержание 127
В. Г. Белинский о романе «Герой нашего времени» 137
Идейно-художественное своеобразие романа
«Герой нашего времени» 139
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова...»
Краткое содержание 140
Идейно-художественное своеобразие «Песни...» .141
Белинский о «Песне...» . 142
«Мцыри»
Краткое содержание 142
. 144
Белинский о поэме «Мцыри» 144
Основные мотивы в лирике Лермонтова 145
Н.В. ГОГОЛЬ
Краткие биографические сведения.155
«Ревизор»
Краткое содержание 156
Идейно-художественное своеобразие комедии «Ревизор» . . 163
«Шинель»
Краткое содержание 166
Идейно-художественное своеобразие повести «Шинель» . . 168
«Мертвые души»
Краткое содержание 168
Идейно-художественное своеобразие поэмы
«Мертвые души» 183
О втором томе «Мертвых душ» 185
И. С. ТУРГЕНЕВ
Краткие биографические сведения 186
«Отцы и дети»
Краткое содержание 186
Д. И. Писарев. «Базаров» 200
Идейно-художественное своеобразие романа
«Отцы и дети» 204
Н. А. НЕКРАСОВ
Краткие биографические сведения 206
«Кому на Руси жить хорошо»
Краткое содержание 207
Идейно-художественное своеобразие поэмы
«Кому на Руси жить хорошо» 236
Лирика
Периодизация творчества 237
«Вчерашний день часу в шестом...» 238
«Размышления у парадного подъезда» 238
«Памяти Добролюбова» . 241
«Элегия» 242
А.Н.ОСТРОВСКИЙ
Краткие биографические сведения 243
«Гроза»
Краткое содержание 243
Идейно-художественное своеобразие драмы «Гроза» 252
А. И. ГОНЧАРОВ
Краткие биографические сведения. 256
«Обломов»
Краткое содержание 257
Н. А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?» 274
Ф.И.ТЮТЧЕВ
Краткие биографические сведения 278
«Весенняя гроза» 279
«Весенние воды» 279
«Есть в осени первоначальной...» 280
«Умом Россию не понять...» 280
«Когда дряхлеющие силы...» 280
А.А.ФЕТ
Краткие биографические сведения 281
«Я пришел к тебе с приветом...» 282
«Шепот, робкое дыханье...» . . 282
А. К. ТОЛСТОЙ
Краткие биографические сведения 283
«Колокольчики мои...» . 284
«Средь шумного бала, случайно...» 284
Из сочинений Козьмы Пруткова. «Из Гейне» 285
М.Е.САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
Краткие биографические сведения 285
«Господа Гол овлевы»
Краткое содержание 286
Идейно-художественное своеобразие романа
«Господа Головлевы» 293
Сказки
Краткое содержание:
«Повесть о том, как один мужик двух генералов
прокормил» . 294
«Премудрый пискарь» 295
Идейно-художественное своеобразие
сказок Салтыкова-Щедрина 296
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ
Краткие биографические сведения 297
«Белые ночи»
Необходимые сведения 298
Краткое содержание 299
Идейно-художественное своеобразие повести 300
«Преступление и наказание»
Необходимые сведения 300
Краткое содержание 300
Идейно-художественное своеобразие романа 317
Л.Н.ТОЛСТОЙ
Краткие биографические сведения.....319
«Война и мир»
Краткое содержание 320
Идейно-художественное своеобразие романа-эпопеи
«Война и мир» 416
«Война и мир» как художественное целое 416
«Мысль народная» . . 416
«Мысль семейная» 420
Женские образы в романе 422
Духовные искания героев Толстого (Андрей Болконский
и Пьер Безухов) 424
«Война и мир» - роман-эпопея (жанровое своеобразие) 426
«Диалектика души» (особенности психологизма
Толстого) 427
«После бала»
Краткое содержание. 428
Идейно-художественное своеобразие рассказа 429
А. П. ЧЕХОВ
Краткие биографические сведения 430
«Палата номер 6»
Краткое содержание 430
Идейно-художественное своеобразие рассказа 435
«Ионыч»
Краткое содержание 436
Идейно-художественное своеобразие рассказа 438
«Вишневый сад»
Краткое содержание. 438
Идейно-художественное своеобразие пьесы 443
А.М.ГОРЬКИЙ
Краткие биографические сведения 445
«Старуха Изергиль»
Краткое содержание 447
Идейно-художественное своеобразие 450
«Чел каш»
Краткое содержание 450
Идейно-художественное своеобразие" 453
«Песня о Буревестнике» 453
«Песня о Соколе» 454
Идейно-художественное своеобразие «Песни
о Буреевестнике» и «Песни о Соколе» 456
«На дне»
Краткое содержание 457
Идейно-художественное своеобразие пьсы «На дне» 464
А.И.КУПРИН
Краткие биографические сведения 465
«Поединок»
Краткое содержание 465
Идейно-художественное своеобразие повести 473
И. А. БУНИН
Краткие биографические сведения 474
Рассказы
Краткое содержание:
«Антоновские яблоки» 476
«Лирник Родион» 477
«Сны Чанга» . 478
«Суходол» 479
Своеобразие реализма И. А. Бунина, И. А. Бунин
и А. П. Чехов. 481
Жанры и стили произведений И. А. Бунина; 482
«Вечные темы» в творчестве И. А. Бунина 482
Произведения И. А. Бунина о деревне. Проблема
национального характера, 483
«Окаянные дни»
Идейно-художественное своеобразие 484
Л.Н.АНДРЕЕВ
Краткие биографические сведения 484
Рассказы Краткое содержание:
«Баргамот и Гараська» . . 485
«Петька на даче» 486
«Большой шлем» 486
«Рассказ о Сергее Петровиче» 487
Тема одиночества в рассказах Л. Андреева 488
«Иуда Искариот»
Краткое содержание 489
Идейно-художест,венное своеобразие рассказа
«Иуда Искариот» 491
С. А. ЕСЕНИН
Краткие биографические сведения 492
«Анна Снегина»
Краткое содержание 492
Идейно-художественное своеобразие поэмы. . 49 7
Лирика
«Письмо матери» 498
«Неуютная жидкая лунность... » 499
«Спит ковыль. Равнина дорогая...» 501
А. А. БЛОК
Краткие биографические сведения.....; 502
Лирика
«Фабрика» 502
«Незнакомка» 503
«Россия» 505
«На железной дороге» * . . . . 506
«Двенадцать»
Краткое содержание 508
Идейно-художественное своеобразие поэмы 512
В. В. МАЯКОВСКИЙ
Краткие биографические сведения 514
Лирика
Сатира в лирике В. В. Маяковского 515
Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского 516
«Во весь голос» 518
«Хорошо!»
Краткое содержание 524
Идейно-художественное своеобразие поэмы 533
«Серебряный век» русской поэзии
Символисты
К. Д. БАЛЬМОНТ
Краткие биографические сведения 534
«Фантазия» 535
«Я мечтою ловил уходящие тени...» 536
«Камыши» . 536
В.Я.БРЮСОВ
Краткие биографические сведения 537
«Юному поэту» 538
«Творчество» " 538
«Тени» 539
АНДРЕЙ БЕЛЫЙ
Краткие биографические сведения 539
«На горах» . 540
Футуристы
В. В. МАЯКОВСКИЙ
«А вы могли бы?» 541
«Скрипка и немножко нервно» 542
В. В. ХЛЕБНИКОВ
Краткие биографические сведения 543
«Свобода приходит нагая...» 544
«Не шалить!» . 544
ИГОРЬ СЕВЕРЯНИН
Краткие биографические сведения....". 545
«Это было у моря» 546
«Увертюра» . 546
«Игорь Северянин» . . 546
«Классические розы» . . . 547
Акмеисты
Н. С. ГУМИЛЕВ
Краткие биографические сведения. 547
«Жираф» 548
«Рабочий» 549
О. Э. МАНДЕЛЬШТАМ
Краткие биографические сведения 550
«Дано мне тело - что мне делать с ним...» 551
«Воздух пасмурный влажен и гулок...» 551
«Отравлен хлеб и воздух выпит...» , 552
«Ленинград» . 553
«Мы с тобой на кухне посидим...» 553
«Я скажу тебе с последней...» 553
«За гремучую доблесть грядущих веков...» 554
«Вооруженный зреньем узких ос...» 554
«Мы живем, под собою не чуя страны...» 555
А. А. АХМАТОВА
Краткие биографические сведения 555
«Я научилась просто, мудро жить...» . . . 556
«Мне голос был. Он звал утешно...» .556
«Двадцать первое. Ночь. Понедельник...» 557
Из «Реквиема» * 557
Б.Л.ПАСТЕРНАК
Краткие биографические сведения. . 561
«Февраль. Достать чернил и плакать...» . 562
«Зимняя ночь» 562
«Во всем мне хочется дойти...» 563
М. А. ШОЛОХОВ
Краткие биографические сведения 564
«Поднятая целина»
Краткое содержание. 565
Идейно-художественное своеобразие романа 597

Творчество известного донского писателя Михаила Шолохова началось с написания им небольших рассказов, которые отражали все то, что писатель увидел или пережил сам. Его первыми сборниками стали «Лазоревая степь» и «Донские рассказы». В этих рассказах Шолохов рисует все то, что было в его эпоху, когда происходили трагические и страшные события послереволюционного периода: человек не мог найти себя, было много смертей и насилия.

История создания сборника

«Донские рассказы» Шолохов (краткое содержание по главам будет изложено в этой статье) начал писать в 1923 году. Тогда он был еще молодым и неопытным писателем. Известно, что первоначально все рассказы выходили по отдельности, и лишь только в 1926 году они вышли отдельной книгой.

Шолохов переиздал свой сборник в 1931 году. За это время изменилось в нём количество рассказов: первоначально их было девятнадцать, а во втором издании уже насчитывалось двадцать семь. После этого в течение двадцати пяти лет книгу больше не печатали.

Структура сборника

Сборник «Донские рассказы» Шолохова (краткое содержание будет представлено далее) состоит из девятнадцати произведений. Начинается этот сборник рассказом «Родинка», который является эпиграфом ко всему произведению. Вторым по счёту автор поместил свое произведение «Пастух», где показывает, как может быть беспомощен человек. Мир коров, пораженный чумой. Пастух и те, кто приезжает, чтобы помочь, остановить эпидемию не в силах.

Третий рассказ - «Продкомиссар», который обычно читатели чаще всего выбирают для прочтения. Последующие произведения обычно известны читателям: «Шибалково семя», «Алешкино сердце», «Бахчевник», «Путь - дороженька», «Нахаленок» и другие. В рассказе «Коловерть» автор показывает, как сложно и трудно складывается судьба крестьянская.

В сборник «Донские рассказы» Шолохова (краткое содержание по главам и частям будет представлено далее), вошли и такие произведения: «Семейный человек», «Председатель Реввоенсовета республики», «Кривая стежка», «Обида», «Смертный враг», «Жеребенок», «Галоши», «Червоточина» и «Лазоревая степь». Последним в этом шолоховском цикле стал рассказ «Батраки». В нем рассказывается о судьбе Федора, который сначала был в батраках, а затем решил уйти от хозяина.

Тема и идея сборника

Основной и, наверное, единственной темой всего сборника «Донские рассказы» Шолохова, краткое содержание которого будет представлено в данной статье, является описание жизни донских казаков. До Михаила Александровича в классической литературе уже были писатели, которые старались представить жизнь и быт донских казаков. Но у Шолохова это получилось правдиво и честно, потому что он сам вырос и жил среди них. Поэтому ему не надо было изучать их быт, он знал его прекрасно.

В каждом своем сюжете сборника автор пытается показать основную идею: нет ничего важнее, чем воспитание молодого поколения на традициях старшего. Стоит только разрушить старый мир кровью и смертью, потом будет трудно подняться и отмыться от этого.

Характеристики героев «Донских рассказов»

Герои сборника «Донских рассказов» Шолохова, краткое содержание которого будет интересно и школьникам, и взрослым, - чаще всего люди, которые действительно существовали. Эти реальные персонажи, о которых писал Михаил Александрович, жили в хуторе Каргине недалеко от станицы Вешенской Ростовской области. Но, несомненно, автор использует и художественный вымысел, и средства выразительности, чтобы создать более полное ощущение у читателя от той истории, которую он рассказывает.

Шолоховским героям приходится пройти испытания смертью, кровью и голодом, поэтому чаще всего это сильные личности. В рассказах Шолохова всех казаков можно разделить на два типа. Первый - это старшее поколение, которое полностью погружено в традиции. Они думают о семейном благополучии. Таких казаков в рассказах Шолохова большинство. Второй, показанный Михаил Шолоховым в «Донских рассказах», краткое содержание которых есть в этой статье, представлен молодыми и активными казаками. Они стараются разрушить тот уклад, который складывался годами.

М.А. Шолохов «Донские рассказы»: краткое содержание главы «Алешкино сердце»

Главный герой рассказа - небольшой мальчик, которому едва исполнилось четырнадцать лет. Но по своему физическому развитию он слаб и совсем не выглядит на свой возраст. И все это потому, что его семья уже давно голодает. От недоедания у него умерли близкие родственники: мать и сестра. Алексей старается бороться за жизнь, но дается ему это сложно, так как его сестру просто убили из-за похлебки. Алексей видел, как люди перестают быть человечными и гуманными, и это его страшит.

Чудовищна история гибели сестры Алеши. Полька была настолько голодна, что решилась залезть в чужой дом, чтобы найти хоть какую-то пищу. Макарчиха, хозяйка хаты, не стала терпеть воришку и, размахнувшись, ударила утюгом по голове. Из-за этого Полька умерла. А ведь эта женщина когда-то купила дом у этих детей всего лишь за кружку молока и несколько пригоршней муки.

После смерти сестры Лешка голодал уже пять месяцев. Но он все-таки еще пытался выдержать испытание и выжить. Ему некуда было идти: дом был продан, и мальчик страдал от холода. Тогда он пошел в наемные работники, но ничего и тут не получал, кроме побоев. Умер Лешка, спасая ребенка, которым хотели прикрыться бандиты.

Главным героем данного сюжета в сборнике Шолохова «Донские рассказы» (содержание по главам представлено в статье) является Минька, которому уже исполнилось восемь лет. Он живет со своей мамой и дедом. Все вокруг за его непоседливый и неугомонный характер зовут его не по имени, а Нахаленком. Есть еще один смысл в прозвище: все жители хутора знают, что родился он без отца, и что его мать никогда не была в браке.

Вскоре приходит с войны и отец мальчика. Фома до войны был местным пастухом. Очень быстро отец и сын сближаются. Вскоре Фома становится колхозным председателем. В их селе появляются люди из продотряда, которые требуют отдать пшеницу. Минькин дед добровольно отдал зерно, а вот поп-сосед не желал этого делать. Но Нахалёнок показал, где находится тайник. После этого случая поп затаил на него обиду, а все деревенские ребятишки перестали с ним общаться.

Шолохов «Донские рассказы»: краткое содержание главы «Семейный человек»

Главный герой рассказа - Микишара. Он рано женился, и жена подарила ему девятерых сыновей, но сама вскоре, заболев горячкой, умерла. Когда установилась советская власть, то два старших сына ушли воевать. А когда и Микишару заставили отправиться на фронт, то он среди пленных нашел сына Данилу. И первый ударил его. А от второго тумака вахмистра тот умер. За смерть сына Микишару повысили в звании.

Весной привезли и пленного Ивана. Казаки его долго избивали, а потом отцу приказали доставить сына в штаб. По дороге сын просил о побеге. Сначала Микишара его отпустил, но когда молодой человек побежал, отец выстрелил ему в спину и убил.

Основное содержание рассказа «Чужая кровь»

Пожилая пара однажды подобрала солдата, который был тяжело ранен. У них в семье перед этим случилась трагедия - погиб сын. Поэтому, выхаживая раненого, они привязались к нему, словно это был их сын. Но когда солдат выздоровел и немного окреп, несмотря на привязанность, он все равно вернулся в город. Дед Гавриил долго переживал, но все-таки Петр оказался чужим.

Затем товарищ присылает молодому человеку письмо с Урала, где некогда жил и сам Петр. Он предлагает тому приехать, чтобы вместе восстанавливать предприятие, где когда-то раньше они вместе работали. Финальная сцена расставания трагична. Старик просит молодого человека сказать старухе, что он вернется. Но после отъезда Петра дорога, по которой тот уехал, просто обвалилась. И это символично. Автор пытался показать читателю, что больше никогда раненый солдат не вернется в их хутор.

Анализ рассказов

«Донские рассказы» Шолохова, краткое содержание которых можно найти в этой статье, вполне реалистичны. В них автор старается рассказать о войне, но делает это правдиво. Нет никакой романтики в том, что происходит на Гражданской, и Шолохов об этом открыто заявляет. Но зато донской писатель видит красоту в другом, показывая, как красив казачий народ, его речь, жизнь и быт.

Михаил Александрович создавал свои рассказы для того, чтобы читатель смог задуматься о смысле жизни, о том, что несет война и о том, что каждый человек делает для того, чтобы она не повторилась. Поэтому эти шолоховские произведения актуальны и для современного общества.

Стоит прочитать их, так как Шолохов в «Донских рассказах», краткое содержание которых представлено в данной статье, демонстрирует главный и важный урок о том, что нельзя забывать историю, которая создавалась смертью и кровью. Автор постоянно напоминает читателю, что в любых ситуациях необходимо оставаться человеком.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!