Краткое содержание рассказа рыцари. «Скупой рыцарь

Нелегко; поэтому, прежде чем носить его, надо пройти обучение. Носить это оружие есть честь; поэтому прежде, чем возложить его на себя, надо быть объявленным достойным этой чести. Никто не рождается рыцарем: человек становится рыцарем в силу торжественного акта; сам король должен быть произведен в рыцари. Обрисуем кратко обычаи рыцарского воспитания и посвящения.

Доспехи и вооружение средневековых рыцарей

Всякий молодой дворянин, которому предстоит стать рыцарем, начинает с того, что изучает ремесло военного человека: учится ездить верхом, владеть оружием, взбираться по лестнице. Но он может проходить выучку или в доме своего отца (особенно так делают сыновья знатных родителей), или у чужого человека (как, по-видимому, обычно и поступали). В большинстве случаев отец посылает своего сына к какому-нибудь сеньору богаче себя, который принимает молодого человека на свою службу и кормит его; отсюда слово nourri (питомец), часто встречающееся в средневековых балладах (сеньор говорит: mon nourri).

Рыцарское обучение сопровождается службой в качестве оруженосца, а с последней связана служба в качестве комнатного слуги, характерная для рыцарских нравов. Оруженосец помогает своему господину одеваться и раздеваться; он подает блюда и служит за столом; он делает постели. Эти услуги, которые древний человек считал унизительными и возлагал на своих рабов, становятся почетными в глазах средневекового дворянства (они были такими уже в глазах германцев ; об этом упоминает Тацит).

В течение этого периода, который продолжается от пяти до семи лет, молодой дворянин, называющийся оруженосцем, или damoiseau (маленький господин), не имеет права носить оружие.

Рыцари. Фрагмент Гентского алтаря, художник Ян ван Эйк

Когда он окончил свое учение – обычно между 18 и 20 годами, – если он достаточно богат, чтобы вести жизнь рыцаря, он вступает в рыцарское сословие посредством военного обряда, который описывают рыцарские поэмы.

Рыцари. Фильм 1. Закованные в железо

Молодой человек, выкупавшись в ванне, надевает кольчугу и шлем. Рыцарь, иногда отец посвящаемого, но чаще – кормивший его сеньор, привешивает к его поясу меч, который он с этой минуты будет носить постоянно. Эта главная часть церемонии называется adouber. Обычно рыцарь сильно ударяет молодого человека кулаком по затылку; это называется colèe. Затем новый рыцарь садится на коня, берет копье и на всем скаку поражает заранее приготовленное чучело; это называется quintaine. Такова процедура посвящения в рыцари в XII веке.

Иногда она ограничивается даже одним актом – ударом по затылку: это делают тогда, когда хотят избежать расходов. Историк Бомануар рассказывает об одном следствии, которое, чтобы считаться действительным, должно было быть произведено определенным числом рыцарей. Так как одного рыцаря не доставало, то некоего дворянина тут же посвятили в рыцари. Один из рыцарей ударил его и сказал: «Будь рыцарем».

Рыцари. Фильм 2. Во имя чести и славы

Молодой рыцарь Альбер собирается явиться на турнир и просит своего слугу Ивана показать шлем. Шлем пробит насквозь на прошлом поединке с рыцарем Делоржем. Надеть его невозможно. Слуга утешает Альбера тем, что тот отплатил Делоржу сполна, вышибив его из седла могучим ударом, от которого обидчик Альбера сутки лежал замертво и едва ли оправился до сих пор. Альбер говорит, что причиной его отваги и силы было бешенство по поводу поврежденного шлема. Вина геройства - скупость. Альбер сетует на бедность, на смущение, которое помешало ему снять шлем с поверженного противника, говорит о том, что ему нужно новое платье, что он один вынужден сидеть за герцогским столом в латах, тогда как другие рыцари щеголяют в атласе и бархате. Но денег на одежду и вооружение нет, а отец Альбера - старый барон - скряга. Нет денег и на покупку нового коня, а постоянный кредитор Альбера, еврей Соломон, по словам Ивана, отказывается впредь верить в долг без заклада. Но заложить рыцарю нечего. Ни на какие уговоры ростовщик не поддается, и даже довод о том, что отец Альбера стар, скоро умрет и оставит сыну все свое огромное состояние, не убеждает заимодавца.

В это время появляется и сам Соломон. Альбер пытается выпросить у него денег взаймы, но Соломон хотя и мягко, но тем не менее решительно отказывается дать денег даже под честное рыцарское слово. Альбер, расстроенный, не верит, что отец может его пережить, Соломон же говорит, что в жизни случается все, что «дни наши сочтены не нами», а барон крепок и может прожить еще лет тридцать. В отчаянии Альбер говорит, что через тридцать лет ему будет уже пятьдесят, и тогда деньги ему едва ли понадобятся. Соломон возражает, что деньги нужны в любом возрасте, только «юноша в них ищет слуг проворных», «старик же видит в них друзей надежных». Альбер утверждает, что его отец сам служит деньгам, как алжирский раб, «как пес цепной». Он отказывает себе во всем и живет хуже нищего, а «золото спокойно в сундуках лежит себе». Альбер надеется все же, что когда-нибудь оно послужит ему, Альберу. Видя отчаяние Альбера и его готовность на все, Соломон намеками дает ему понять, что кончину отца можно приблизить с помощью яда. Сначала Альбер не понимает этих намеков. Но, уяснив дело, хочет немедленно повесить Соломона на воротах замка. Соломон, понимая, что рыцарь не шутит, хочет откупиться, но Альбер прогоняет его вон. Опомнившись, он намерен послать слугу за ростовщиком, чтобы принять предложенные деньги, но передумывает, потому что ему кажется, что они будут пахнуть ядом. Он требует подать вина, но оказывается, что вина в доме нет ни капли. Проклиная такую жизнь, Альбер решается искать управы на отца у герцога, который должен заставить старика содержать сына, как подобает рыцарю.

Барон спускается в свой подвал, где он хранит сундуки с золотом, чтобы в шестой сундук, еще не полный, всыпать горсть монет. Глядя на свои сокровища, он вспоминает легенду о царе, велевшем своим воинам положить по горсти земли, и как в результате вырос гигантский холм, с которого царь мог озирать огромные пространства. Свои сокровища, собранные по крохам, барон уподобляет этому холму, который делает его владыкой целого мира. Он вспоминает историю каждой монетки, за которой слезы и горе людей, нищета и гибель. Ему кажется, что если бы все слезы, кровь и пот, пролитые за эти деньги, выступили сейчас из земных недр, то произошел бы потоп. Он всыпает горсть денег в сундук, а потом отпирает все сундуки, ставит перед ними зажженные свечи и любуется блеском золота, ощущая себя владыкой могучей державы. Но мысль о том, что после его смерти сюда придет наследник и расточит его богатства, приводит барона в бешенство и негодование. Он считает, что у того нет прав на это, что если бы он сам тяжелейшими трудами по крохам скопил эти сокровища, то уж, верно, не стал бы швырять золото налево и направо.

Во дворце Альбер жалуется герцогу на отца, и герцог обещает рыцарю помочь, уговорить барона содержать сына, как подобает. Он надеется пробудить в бароне отцовские чувства, ведь барон был другом его деда и играл с герцогом, когда тот был еще ребенком.

Ко дворцу приближается барон, и герцог просит Альбера схорониться в соседней комнате, пока он будет беседовать с его отцом. Появляется барон, герцог приветствует его и пытается вызвать в нем воспоминания молодости. Он хочет, чтобы барон появлялся при дворе, но барон отговаривается старостью и немощью, но обещает, что в случае войны ему достанет сил обнажить меч за своего герцога. Герцог спрашивает, почему он не видит при дворе сына барона, на что барон отвечает, что тому помеха - сумрачный нрав сына. Герцог просит барона прислать сына во дворец и обещает приучить его к веселью. Он требует, чтобы барон назначил сыну приличествующее рыцарю содержание. Помрачнев, барон говорит, что его сын недостоин заботы и внимания герцога, что «он порочен», и отказывается выполнить просьбу герцога. Он говорит, что сердит на сына за то, что тот замышлял отцеубийство. Герцог грозится предать Альбера суду за это. Барон сообщает, что сын намеревается обокрасть его. Услышав эти наветы, в комнату врывается Альбер и обвиняет отца во лжи. Разгневанный барон бросает сыну перчатку. Со словами «Благодарю. Вот первый дар отца» Альбер принимает вызов барона. Это происшествие повергает герцога в изумление и гнев, он отымает у Альбера перчатку барона и гонит от себя отца и сына В это мгновение со словами о ключах на устах барон умирает, а герцог сетует на «ужасный век, ужасные сердца».

Вы прочитали краткое содержание трагедии Скупой рыцарь. Предлагаем вам также посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с изложениями других популярных писателей.

Обращаем ваше внимание, что краткое содержание трагедии Скупой рыцарь не отражает полной картины событий и характеристику персонажей. Рекомендуем вам к прочтению полную версию трагедии.

Сочинение про рыцарей 6 класс может использовать при подготовке к уроку.

Кто такие рыцари? Кратко

Эпоха рыцарей приходится на 500 – 1500 годы, то есть на Средние века. Она ознаменовалась многочисленными войнами, болезнями и эпидемиями. Раньше в военных действиях брали участие солдаты-пехотинцы. Но с момента изобретения стремени и усовершенствовании седла, они стали воевать верхом на коне, используя в качестве оружия тяжелое копье. Тогда всадником или верховых воинов стали именовать рыцарями.

Рыцаря сложно представить без его верного коня. На нем он не только воевал, но и охотился, участвовал в турнирах. Такие кони стоили немалых денег: для военного дела отбирали животные только специальные породы с крепким сложением и выносливостью. Данные качества закреплялись постоянными тренировками.

Как правило, рыцари были состоятельными людьми и жили в замках со рвами и обнесенными толстыми стенами. Те, кто был беднее, обитали в каменных домах со рвами, заполненными водой.

Как можно было стать рыцарем?

Сословие рыцарей сформировалось из детей знати: в возрасте 7 лет сыновей готовили к службе пажа. Мальчиков обучали плаванию, верховой езде, кулачному бою и привычке носить тяжелые боевые доспехи. Когда им исполнялось 12-14 лет, то они становились оруженосцами и покидали семью, что служить и жить в замке рыцаря. Здесь он учился обращаться с мечом и копьем. В 21 год молодых людей торжественно принимали в рыцари.

Достоинства рыцаря

Ценность рыцаря – это его достоинство и честь. Поэтому он соблюдал определенные правила. Также рыцарь обязан быть щедрым. Они владели богатствами, которые получали с поборов крестьян, военных походов и грабежей соседних феодальных земель. Поэтому они раздавали свои богатства нуждающимся, «спонсировали» талантливых и изобретательных личностей. Расточительность для рыцаря того времени было привычным и престижным явлением. Считалось, что таким образом он искореняет в себе греховные пороки скупости, жадности, корысти и гордыни.

Также рыцари были проповедниками морали и христианской религии среди мусульман. Свою воинскую доблесть они демонстрировали не только во время походов, но и на рыцарских турнирах. На них он мог проявить еще одно свое достоинство – великодушие, пощадив побежденного соперника.

Как вооружались рыцари?

Вооружение рыцарей становили доспехи и различное оружие. Облачение весило до 25 кг, поэтому у господина всегда был свой оруженосец, который помогал одеваться, раздеваться и подавал оружие. Часто боевые кони также были облачены в тяжелые панцири.

Под доспехами рыцарь носил кольчугу, состоящую из 1000 колец. На нее крепились металлические штаны, перчатки, подбородник, нагрудник и детали, защищавшие лицо. Образ воина завершал шлем и обув со шпорами.

  • Рыцари были маленькими людьми – их рост не превышал 160 см.
  • Под шлемом рыцаря, в складках его одежды копошились блохи и вши. Они мылись не больше 3 раз в год.
  • Одевание и снятие доспехов занимало ни много, ни мало – 3 часа. Поэтому в военных походах они часто справляли нужду под себя.
  • Долгое время рыцари считались самыми сильными воинами на поле. Победит их не мог никто. Секрет крылся в эффективном метательном средстве, моментально поражавшее сердце врага – арбалете.
  • В 1560 году рыцарство перестало существовать как сословие населения.
  • В качестве оружия были копье и меч. Кроме того, рыцари владели луком.

Надеемся, что сообщение о рыцарях помогло Вам узнать много полезной информации. А дополнить рассказ о рыцарях Вы можете через форму комментариев ниже.

В башне рыцарь Альбер делится со своим слугой Иваном бедой: на рыцарском турнире граф Делорж пробил ему шлем, а денег на новый нет, потому что отец Альбера, барон, скуп. Альбер жалеет о том, что Делорж пробил ему шлем, а не голову. Рыцарь так рассердился за испорченные доспехи, что сбросил графа на двадцать шагов, вызвав восхищение дам. Альберу нужны деньги на платье и на нового коня, потому что конь Эмир после поединка хромает. Альбер хочет через слугу занять денег у жида Соломона, чтобы купить недорого Гнедого, но жид не даёт денег без заклада, «кряхтит да жмётся». Не за что даже купить вино, последнюю бутылку накануне слуга отнёс больному кузнецу.

Приходит жид собственной персоной и просит отдать хотя бы часть долга. Альбер даёт слово вернуть долг, ведь он наследник богатств барона. Жид возражает, что барон может прожить ещё тридцать лет. Соломон рассуждает о важности денег: любой юноша видит в деньгах проворных слуг, любой старик – надёжных друзей. Но Альбер знает, что его отец барон видит в деньгах господ и служит им, отказывая себе в тепле, еде, питье и покое.

Жид предлагает свести Альбера с аптекарем, который делает яд, чтобы подлить его барону-отцу. Альбер возмущён таким предложением и выгоняет Соломона. Он даже не хочет брать его червонцев, потому что они «пахнут ядом». Сын барона собирается искать управы на отца у герцога.

Сцена 2

В подвале со спрятанными сокровищами барон произносит свой знаменитый монолог. Он сравнивает предвкушение свидания с «верными сундуками» с ожиданием свидания молодого повесы с развратницей лукавой. Барон высыпает в шестой неполный сундук горсть золота, «привычну дань», приносимую ежедневно. Он сравнивает себя с неким царём, который велел своим воинам насыпать холм земли (каждый должен был принести всего лишь горсть) и с него осмотрел завоёванные земли. С высоты своего богатства барон может взирать на мир, ему подвластно всё, как демону: гений, добродетель, бессонный труд, окровавленное злодейство. Барону послушно всё, а сам он – ничему не послушен. Он выше всех желаний, с него довольно сознания своей мощи.

Барон рассматривает богатства и размышляет о том, как они ему достались. Он вспоминает вдову с тремя детьми, целый день простоявшую на коленях под дождём, но, в конце концов, отдавшую старинный дублон – мужнин долг, чтобы не быть завтра в тюрьме. Другая монета краденая, принесённая разбойником Тибо. Все слёзы, кровь и пот, пролитые за богатство барона, могли бы потопить его в «подвалах верных».

Барон охраняет свои богатства «честным булатом», то есть мечом. Когда он отпирает сундуки, то чувствует то же, что убийца, вонзая в жертву нож: «Приятно и страшно вместе». Деньги, которые барон усыпляет в сундуках «сном силы и покоя», для него как боги, спящие на небесах. Барон отпирает сундуки и царствует, но его гложет мысль, что после его смерти сын расточит богатства. Барон нажил всё это, терпя воздержания, обуздывая страсти, заботясь, не спя ночами. Он боится, что сын обвинит его в отсутствии совести и обросшем мхом сердце, но только тот, кто выстрадал богатство, не станет расточать его. Барон желал бы и после смерти охранять свой подвал от недостойных взоров и от живых.

Сцена 3

Во дворце Альбер жалуется герцогу на скупость отца, а герцог обещает усовестить его наедине, потому что барон был другом деду герцога, играл с герцогом, когда тот был ещё ребёнком. По приказанию вельможи приходит барон, и герцог просит Альбера уйти в соседнюю комнату. После возобновления знакомства и воспоминаний о дружбе барона с дедом герцога, вельможа спрашивает барона, почему при дворе не бывает его сын. Барон сначала говорит, что Альбер дичится, затем «сознаётся», что сын проводит молодость в буйстве и низких пороках, и, наконец, заявляет, что сердит на сына, ему стыдно, так как сын хотел его убить и обокрасть. Альбер не выдерживает, бросается в комнату и обвиняет отца во лжи. Барон вызывает сына на дуэль, бросая перчатку. Герцог отнимает перчатку у Альбера, принявшего вызов, и выгоняет обоих, назвав старика безумцем, а юношу тигрёнком. Альбер выходит, а барон внезапно умирает со словами «Где ключи?» Герцог негодует: «Ужасный век, ужасные сердца!»

  • «Скупой рыцарь», анализ пьесы Пушкина
  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина

«Скупой Рыцарь» создан в жанре небольшой трагедии, состоящей из трех сцен. В ней в диалогах раскрываются характеры главных героев пьесы – жида, сына Альбера и старого барона, собирателя и хранителя золота.

Сцена первая

Альберу предстоит турнир, и он переживает по поводу того, что ему не на что купить себе доспехи и платье. Альбер ругает некоего графа Делоржа, который продырявил его шлем. Можно понять и почувствовать, насколько тяжелое материальное положение Альбера, если он говорит, что лучше бы граф пробил ему голову, а не шлем.

Он пытается отправить своего слугу Ивана к ростовщику, еврею, чтобы взять немного денег в долг. Но Иван говорит, что старый еврей Соломон уже отказал ему в долге. Тут выяснилось, что надо купить не только шлем и платье, но и коня, пока раненный конь рыцаря Альбера не встанет на ноги.

В этот момент в дверь постучали, и пришедшим человеком оказался жид. Альбер не церемонится с Соломоном, называя его почти в глаза проклятым жидом. Между Соломоном и Альбером произошел прелюбопытный диалог. Соломон стал жаловаться, что у него нет лишних денег, что он добрая душа, помогает рыцарям, а те не торопятся возвращать ему долги.

Альбер просит деньги с расчетом под будущее наследство, на что еврей весьма резонно заметил, что не уверен в том, что Альбер доживет до получения наследства. Он в любой момент может пасть в бою.

Еврей дает Альберу коварный совет – отравить своего отца. Этот совет приводит рыцаря в ярость. Он выгоняет еврея. Убегая от разъяренного Альбера, Соломон признается, что принес ему деньги. Молодой рыцарь посылает Ивана вслед за Соломоном, а сам решается обратиться к герцогу, чтобы тот образумил его отца, и потребовал от отца выделить сыну содержание.

Сцена вторая

Во второй сцене показан подвал старого барона, где «царь Кащей над златом чахнет». Почему-то после прочтения этой сцены вспоминается эта строчка из вступления к «Руслану и Людмиле». Старый рыцарь один в своем подвале. Это святая святых старика, сюда он никого и никогда не пускает. Даже собственного сына.

В подвале 6 сундуков с золотом. Они заменяют старику все человеческие привязанности. То, как говорит барон о деньгах, как привязан к ним, напрашивается вывод, что он стал рабом денег. Старик понимает, что с такими деньгами он мог исполнить любое свое желание, добиться любой власти, любого почтения, заставить служить себе всякого. И его тщеславие удовлетворено осознанием собственной силы и власти. Но он не готов воспользоваться своими деньгами. Он получает удовольствие и удовлетворение от блеска золота.

Будь его воля, он унес бы все шесть сундуков с золотом в могилу. Его огорчает мысль о том, что его сын растратит все накопленное золото на забавы, удовольствия, на женщин.

О, если б мог от взоров недостойных
Я скрыть подвал! о, если б из могилы
Прийти я мог, сторожевою тенью
Сидеть на сундуке и от живых
Сокровища мои хранить, как ныне!..

Сцена третья

Эта сцена происходит в замке герцога, которому служит Альбер, и к которому он обратился, чтобы тот усовестил его родного отца. В тот момент, когда Альбер разговаривал с герцогом, к нему пришел и старый рыцарь. Герцог предложил Альберу спрятаться в соседней комнате, а сам со всем радушием принял старого рыцаря, служившего еще его деду.

Герцог проявил дипломатичность и такт в разговоре со старым воином. Он попытался выяснить, почему его сын не бывает при дворе. Но барон начал изворачиваться. Сначала он сказал, что сын его «дикого и сумрачного нрава». Герцог снова повторил свою просьбу прислать сына к нему, герцогу на службу и назначить соответствующее его званию жалованье. Назначить сыну жалование, означало – открыть свои сундуки. Барон никак не мог принять это. Страсть к деньгам, служение «золотому тельцу» было выше его любви к сыну. И тогда он решился оговорить Альбера. Барон сказал герцогу, что Альбер мечтает обокрасть и убить старика. Такой клеветы Альбер уже не мог вынести, он выскочил из комнаты и обвинил отца в черной лжи и клевете. В ответ отец бросил перчатку как знак вызова на дуэль. Альбер поднял перчатку со словами: «Благодарю. Вот первый дар отца».

Герцог отнял перчатку у Альбера и заставил его покинуть дворец, пока сам не вызовет. Его высочество понял истинную причину оговора и бросил упрек барону: «Вы, старик несчастный, Не стыдно ль вам…»

Но старик почувствовал недомогание и умер, вспоминая не о сыне, а о ключах от заветных сундуков. В заключение Герцог произносит фразу, ставшую крылатой: «Ужасный век, ужасные сердца.»



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!