Кремль в годы войны. П.К.Ионочкин

Одна из самых засекреченных страниц Великой Отечественной - защита центра Москвы от налётов фашистской авиации . В первые же дни войны комендант Московского Кремля генерал-майор Николай Спиридонов в секретной записке на имя Берии предложил безотлагательно приступить к маскировке Кремля и прилегающих к нему территорий. Выполняя «особое правительственное задание», группа архитекторов и инженеров под руководством академика Бориса Иофана разработала фантастический для того времени проект.

В этой скромной папке – документы, которые очень долго были закрытыми. 28 чертежей, рисунков, схем, личные пометки архитектора Бориса Иофана, исчерканные, разноцветные, словно из детской раскраски – здания главной резиденции страны. Московский Кремль так превращали в невидимку.

«Мы должны были этой работой немецкой авиации затруднить поиск Московского Кремля на фоне города Москвы», - объясняет сотрудник Центра по связям с прессой и общественностью ФСО России Валентин Жиляев.

Но как спрятать эту, совсем не иголку, территория – огромная, 28 гектаров, форма - известна и хороша видна сверху - треугольник. Что делать с зелеными крышами – для немецкой авиации – цвет все равно, что маяк – таких крыш и таких желтых зданий в Москве почти не было.

Перекрашивать, - это первый вариант маскировки - плоскостной, стали быстро – уже был взят Минск. Основная нагрузка - на комендатуре Кремля, свой объект – у каждого взвода полка специального назначения. И только на таких сложных, как колокольня Ивана Великого, одном из самых высоких тогда сооружений в Москве, работали альпинисты. Замаскировать все – к первой бомбардировке не успели, ровно через месяц после начала войны в ночь на 22 июля бомба в 250 килограммов попадает в Большой Кремлевский Дворец, между вторым и третьим окнами, но не взрывается.

«Это чудо, по всей видимости, попав в балку на чердаке Георгиевского зала, немного изменила траекторию, пробила крышу и ударилась об пол Георгиевского зала», - рассказывает Валентин Жиляев.

Звезды на Кремлевских башнях погасли почти сразу – их зачехлили, золотые главы Кремлевских соборов покрасили, зубцы стен накрыли фанерой, на самих стенах нарисовали окна и двери. Под номером шесть – эскиз маскировки Арсенала, зенитные пулеметы на его крыше появились уже через неделю после начала войны, но это здание пострадает больше всего – разрушен сталинский гараж, почти полностью - восточная часть Арсенала.

«Когда бомба попала во двор Арсенала, тонная бомба, в то время, когда подразделения выдвигались: кто в метро, кто в щель, бомбоубежищ не было, здесь и погибло сразу 46 человек», - отмечает Валентин Жиляев.

Ночные бомбардировки, на дневные - немцы не отважились, строились по классическому принципу. Одна или две осветительные бомбы, потом – остальные, но ни один снаряд не поразил ни первый корпус Кремля, где рабочий кабинет Сталина, ни Мавзолей Ленина, а это были главные цели противника. Обнаружить их – даже при хорошей погоде – фашистским летчикам было непросто, маскировка спутала карты, в Кремле появились здания-призраки.

«Это объемная маскировка – двухэтажное деревянное сооружение, эффект об объемной маскировки был очень сильный, потому что это настоящие здания, они давали тенеобразования», - объясняет Валентин Жиляев.

К мавзолею, откуда тело Ленина уже 3 июля было эвакуировано, достраивают еще два этажа. Всю деревянную конструкцию соединяют с первым корпусом. Таким, в упаковке, невидимым, он простоит долго, откроют его – перед главным советским праздником. Несмотря ни на что, торжество 7 ноября 41-го должно было состояться.

За сутки до парада, 6 ноября 41-го, маскировку сняли. Cердце советской страны – Мавзолей, на несколько часов приобрел свой настоящий облик. Риск, конечно, был, но, как сказал тогда Сталин: «Даже погода помогает большевикам». Целых три дня была нелетной.

Фантастический проект по исчезновению с лица Москвы – Кремля – сработал. Пятнадцать разного калибра фугасных бомб, более 150 зажигалок – Московский Кремль бомбили восемь раз, сбрасывали даже бочку с нефтью, – но ни одного пожара, ни одного непоправимого разрушения. Правда, в конце победного 45-го комендатура Кремля столкнулась с другой проблемой - сделать Москву вновь златоглавой оказалось непросто – за четыре военных года краска въелась в купола.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГКО "О СОЗДАНИИ СЛУЖБЫ МАСКИРОВКИ ПРИ МОСКОВСКОМ СОВЕТЕ"

1. Разрешить Московскому совету создать из архитекторов и художников службу маскировки наиболее важных объектов г. Москвы. Оплату работы этой службы произвести за счет бюджета Московского совета.
2. Обязать службу маскировки Московского совета обеспечить маскировку таких объектов, как оборонные заводы, водопроводные станции, Кремль, Центральный телеграф, нефтехранилища и городские мосты.
3. Обязать соответствующие наркоматы провести все необходимые работы по маскировке своих объектов по указаниям службы маскировки при Московском совете. Разрешить наркоматам и ведомствам тратить средства за счет общих капиталовложений на маскировку своих объектов.
4. Обязать Наркомат химической промышленности - т. Денисова выделить по заявке Московского совета необходимое количество красок для маскировки военных объектов.
5. Обязать Наркомат обороны оказать полное содействие службе маскировки в проведении маскировочных работ на важнейших объектах г. Москвы.

Зам. Председателя
Государственного
Комитета Обороны

В. Молотов

Первую воздушную тревогу в Москве пришлось объявить уже на третий день войны. Но в начале немецкие асы летали только на разведку. Кстати, для ориентировки шофёров в тёмное время суток на стенах в арках Спасских, Боровицких и Арсенальных ворот краской были нарисованы белые полосы. Через неделю после начала войны перестали играть куранты на Спасской башне. К середине июля в кремлёвских зданиях закончили оклейку окон полосками материи крест-накрест.

Уже рассекречена переписка коменданта Кремля Спиридонова и Берии. В своем рапорте от 26 июня 1941 года комендант предложил два варианта маскировки Московского Кремля. Первый предусматривал снятие крестов, уничтожение блеска позолоченных глав кремлевских соборов. Крыши и открытые фасады всех кремлевских зданий планировалось перекрасить таким образом, чтобы они выглядели как обычные дома. Второй вариант отличается от него тем, что ложные городские кварталы должны были устраивать комбинацией различных макетов и через Москву-реку для дезориентирования наблюдателя противника устраивается ложный мост.

“Маскировка, - писал Спиридонов, - затруднит противнику при подлете отыскание Кремля на фоне Москвы и уменьшит возможность прицельного бомбометания с пикирования по отдельным зданиям Кремля”. 14 июля был готов проект, в котором использовали элементы обоих вариантов маскировок. И уже 29 июля с самолета “Дуглас” замаскированный Кремль осмотрели советские чекисты во главе с майором госбезопасности Шпиговым и вынесли свой вердикт: “Окраска кремлевских стен и фасадов кремлевских зданий под перспективу города дает положительные результаты. Немаскированные здания (корпус в„–1, Большой Кремлевский дворец, Иван Великий и пр.) резко выделяются и подлежат обязательной перекраске... Резко демаскирует Кремль Александровский сад, который необходимо застроить макетами, разрезать дорогами и тем самым уничтожить однотипный массив зелени...”

"...предлагал безотлагательно приступить к маскировке Московского Кремля и прилегающих к нему территорий. В документе предполагалось:
- затруднить противнику при подлёте отыскание Кремля на фоне города Москвы;
- уменьшить возможность прицельного бомбометания с пикированием по отдельным зданиям Кремля.

К записке прилагался проект плана маскировки Московского Кремля, подготовленный группой академика архитектуры Бориса Иофана4. Хотя представленный план был утверждён только 14 июля 1941 года, фактически к работам приступили ещё 28 июня, а закончили их к 1 августа. Маскировку Кремля проводило УКМ, прилегающих территорий и зданий (Красная площадь, ГУМ, Манеж) - Моссовет и соответствующие ведомства, занимавшие здания. План маскировки Московского Кремля предусматривал два варианта действий. Первый вариант - плоскостная имитация: в основном перекраска крыш и открытых фасадов всех кремлёвских зданий и стен для создания на них перспективного вида городских зданий, что стало немедленно реализовываться. Кремлёвские звёзды выключили (впоследствии их закрыли деревянными щитами), замаскировали позолоченные купола при помощи декоративных мероприятий, сняли кресты. Была проведена имитационная окраска и присыпка городских кварталов на Манежной и Красной площади, на Ивановской площади в Кремле. Перекрашены фасады дома в„– 2 Наркомата обороны и ГУМа. Второй вариант действий предусматривал проведение объёмной имитации. Чтобы дезориентировать противника, выстраивались ложные городские кварталы с комбинацией различных макетов по типу городских зданий: в Александровском саду (по наружному контуру), на территории Красной площади, Тайницкого сада и откоса, Большого сквера в Кремле. Над Мавзолеем возвели макет городского здания, примыкающего к кремлёвскому корпусу в„– 1. Часть Тайницкого сада и трибуны Мавзолея перекрыли подвешенными полотнищами, раскрашенными под крыши зданий. ..."

В ночь с 21 на 22 июля 1941 года в небе Москвы появились самолеты со свастикой. Это был самый первый налет вражеской авиации на столицу. И самой первой их целью был Кремль, они сразу направились к центру, прямо в сердце города.

Но представьте себе растерянность немецких летчиков, которые, прилетев к Кремлю… не нашли его. Ни Кремля, ни Мавзолея, ни Красной площади. Огромная территория почти в 28 гектаров с двадцатью башнями, с сияющими куполами храмов и сверкающими звездами исчезла. Испарилась! На ее месте был обычный город — крыши домов, дороги. Ничего примечательного.


Сбитый Юнкерс. Москва, площадь Свердлова (Театральная), июль 1941 года.

Не заметить Кремль было невозможно: с высоты он имеет вид треугольника, это великолепный (увы) ориентир для пилотов, так же, как и театр Советской Армии, представлявший ту же опасность в военные годы.

Здание театра, выстроенное в форме звезды, стало тогда любимым ориентиром для фашистских самолетов – каждый из ее пяти лучей был направлен на один из московских вокзалов, бомбить которые не составляло труда.

Уже в июне 1941-го встал вопрос спасения столицы: было ясно, что Москву в ближайшее время начнут бомбить. Город окружили ПВО, подготовили бомбоубежища для жителей, светомаскировку, а вот что делать с памятниками архитектуры и, главное, с Кремлем, никто не знал.


Борис Иофан, Вера Мухина, 1936 год.

Уникальный план, спасший Москву от разрушения, предложил Борис Иофан – знаменитый архитектор, один из создателей памятника «Рабочий и колхозница», автор проекта Дома на набережной и Дворца Советов на месте Храма Христа Спасителя. Его идея была проста и гениальна: Кремль и самые ценные объекты надо было замаскировать. Скрыть с глаз, изменить до неузнаваемости.

Несмотря на абсурдность плана, времени на размышления не было. Разрисовывали вручную, в кратчайшие сроки. Перекрасили в темный цвет золотые купола храмов, на рубиновые звезды надели чехлы, а кремлевские стены замаскировали под жилые здания.


Женщины наносят маскировку на Манежную площадь в Москве. 1941 год. Фото М. Бурк-Уайт.

Мавзолей стилизовали под милый старомосковский особняк – накрыли его крышей с мезонином и дорисовали колонны. Самого великого квартиранта отправили спецпоездом в Тюмень – домой Ильич вернулся лишь весной 1945 года – как положено, «вечно живым» и невредимым.

Кроме «расписной» маскировки была еще и маскировка ложная — когда при помощи ложных объектов менялась планировка улиц, а с помощью маскировочных сеток — силуэты зданий. Несуществующие дороги, фальшивые мосты, дома-призраки — всё это появилось в Москве за считанные дни.


Закамуфлированное здание Большого театра. 1941 год. Фото А. Красавина.

Уже после первого налета было ясно — план работает. Гитлеровские летчики путались, «новая Москва» вводила их в ступор. Днем они прилетать не решались, ПВО работала блестяще, а вот ночами бомбили по нескольку часов, но бесцельно, наугад. Да и ночью было сложно — ослепляющие лучи прожекторов, непрекращающийся зенитный огонь, ложное освещение ложных объектов…

Достаточно сказать, что за четыре года войны Москву бомбили 141 раз, из них Кремль — всего восемь. Правда, в 1945-м возникла новая проблема — черная краска так вьелась в купола, что сделать ее снова златоглавой к Параду Победы не успели…

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Для пилотов Люфтваффе Москва с самого начала войны была целью номер один. Но, благодаря подвигу советских летчиков и воинов ПВО, столицу спасли от серьезных разрушений. И не все знают, что наряду с военными Москву защищал целый батальон художников. За считанные дни они нарисовали на месте Москвы совсем новый город. И Кремлевские башни превратились в густые облака. Как создать такую оптическую иллюзию, знал авангардист Яков Чернихов.

Первая воздушная тревога была объявлена в Москве уже на второй день войны.

"Большое время было потрачено на то, чтобы выключить свет, фонари, закрыть окна, затемнить Московский Кремль", - рассказывает научный сотрудник Федеральной службы охраны РФ Валентин Жиляев.

И хотя первая тревога была учебной, выяснили: к налётам вражеской авиации Москва не готова, и нужно срочно собрать все силы в кулак, лишь бы спасти город. Ведь ещё 22 июня, в самый день объявления войны, в небе над Москвой кружил немецкий самолёт-разведчик. Используя мощную оптику, он сделал сотни снимков столицы - самую точную карту, какую только можно придумать. Особое внимание, конечно же, Московскому Кремлю. Каждый лётчик Вермахта знал, как он выглядит с высоты. Инструкции чётко диктовали, что уничтожать и как найти цель.

"То, что вы увидите, может измениться через какой-то срок, и не будет соответствовать этим фотоснимкам. Предупреждали, что Манежная площадь и сам Манеж будет перестроен и перекрашен. Мы не узнаем Красной площади", - рассказывает научный сотрудник Федеральной службы охраны РФ Валентин Жиляев.

В Берлине ещё предполагали, а в Москве уже остановили строительство Дворца Советов и все силы во главе с архитектором Борисом Иофаном бросили на маскировку Кремля и его окрестностей. Эти документы хранились в сейфах под грифом "совершенно секретно" почти 70 лет. Эскизы, которые 14 июля 1941 года лёгли на стол главы госбезопасности Лаврентия Берии, вероятно, их изучил и сам Сталин - всё-таки дело особой важности. Архитекторы предложили раскрасить кремлёвские стены и здания по всему периметру так, чтобы внешне они стали похожи на обычные городские кварталы. А Красную площадь следовало застроить домами и засадить деревьями. В то же время над маскировкой столицы работали художники. Авангардист Яков Чернихов по заказу Наркомата обороны за короткое время придумал особые изображения, которые с расстояния производили магический эффект: пролетает немецкий ас над Кремлём, а там, внизу какие-то окраины, или лес с озером, или, вообще, густые облака.

"При наведении на цель у тебя есть секунды. И вот эти секунды художник рассчитывает так, чтобы в это кратчайшее мгновение и произошёл обман!" - объясняет архитектор Андрей Чернихов, внук художника Якова Чернихова.

Фотокорру американского журнала "Лайф" Маргарет Берк-Уайт, которая находилась в Москве с первого дня войны, удалось застать не только самое начало авианалётов на столицу (простым москвичам было запрещено фотографировать), но и сделать из своего номера в "Национале" уникальный снимок, как рисовали прямо на асфальте Манежной площади крыши окрестных зданий.

До самой Тайницкой башни маскировщики собирались перекинуть ещё один мост через реку, правда, фальшивый, из фанеры. Но идею отвергли: а вдруг получится очень уж не похоже или помешает судоходству? Зато, буквально за несколько дней красная кирпичная стена Кремля превратилась в пёструю улицу с окнами и дверьми. А над зубцами выросли будто бы крыши домов. Остро не хватало ни рукавиц, ни краски, ни гвоздей, но люди работали на износ.

Уже к концу июля Кремль было не узнать даже с земли, не то, что с воздуха. В первую очередь погасили все звёзды, надели на них чехлы, а сами башни перекрасили в разные цвета. Зелёные крыши сделали коричневыми, чтобы не отличались от обычных московских, а жёлтые фасады кое-где стали чёрными, и казалось, будто это уже не одно здание, а несколько разных. Все дорожки в Кремле засыпали песком. Под краской и брезентом спрятали золотые купола колокольни и соборов. А на Красной площади и Васильевском спуске выросли целые кварталы. Кроме того, в Тайницком саду натянули брезент, расписанный под крыши, и через стену перекинули полотно с нарисованной дорогой.

Всё это с самолёта осмотрела особая комиссия и настояла, чтобы перекрасили ещё Большой Кремлёвский дворец, Александровский сад застроили макетами домов, а все мосты через реку укрыли под слоем чёрной краски. Дольше всего архитекторы ломали голову, как спрятать излучину реки Москвы. Ведь место-то самое приметное.

"Там были поставлены баржи, и на этих баржах было построено что-то вроде домиков с разным освещением. И сверху было, действительно, впечатление, что там находится город малоэтажной застройки! Излучина была совсем не видна!" - рассказывает вдова комиссара маскировочного батальона МПВО Бориса Маркуса Светлана Маркус.

Конечно же, на то, что центр Москвы для пилотов Вермахта будто совсем куда-то исчез, никто и не рассчитывал. На разведсъёмке видно, что Красная и Манежная площади замаскированы, но легко разобраться что и где, правда, днём. Но ведь бомбили, в основном, ночью. И вот тут немецких асов удалось сбить с толку. И если из 8,5 тысяч бомбардировщиков к Москве сумел прорваться лишь каждый 37-й, а почти 1,5 тысячи были сбиты силами ПВО, то уже в городе каждая третья бомба угодила в ложную цель.

"Бомбардировка была очень неэффективная. Это было, по существу, сбрасывание бомб по площадям! Куда попадёт - и хорошо!" - говорит военный историк Борис Невзоров.

Возможно, это и случайность, но все здания с крайне редких снимков замаскированной Москвы, действительно, остались целы. Театр Вахтангова на Арбате был разрушен почти до основания. А вот в Большой прилетела всего одна бомба. Знаменитый фасад и колесницу Аполлона сотрудники укрыли прямо декорациями оперы "Князь Игорь". Что вместе с нарисованной на площади крышей, видимо, и спасло Большой от прямого попадания фугасной бомбы. Кремль немецкая авиация пыталась уничтожить 8 раз. Сбрасывали даже бочку с нефтью, которая взяла и не загорелась. Но, страшно рискуя, часть маскировки, в том числе и с Мавзолея, сняли к 7 ноября, чтобы защитники столицы уходили на смерть из того города, который любили.

"Отрадно было, что Москва жива, Москва борется и Москва побеждает. Представляете, такой был подъём! Мы топали так строевым шагом, будто фашистов вбивали в землю!" - вспоминает ветеран Великой Отечественной войны, участник военного парада на Красной площади 7 ноября 1941 года Леонид Шевелёв.

После парада Москву бомбили ещё 5 долгих месяцев, до марта 1942 года. Потом маскировку постепенно снимали, и довоенный вид города помогал людям верить в мирную жизнь. В последнюю очередь, лишь через год после Победы, очистили от краски, которая слишком въелась, купола кремлёвских соборов. И сегодня они какое-то особое напоминание о титанической работе солдат, офицеров, инженеров и художников, спасших это для всех нас.

Для того чтобы защитить Кремль от бомбежек во время Великой отечественной войны, была продумана целая система маскировки. О том, как удалось сделать "невидимым" такое большое пространство, – в нашем материале

Первый с момента начала Великой отечественной войны обстрел Кремля с воздуха произошел в ночь на 22 июля. Во время шестичасового налета гитлеровцы сбросили более 56 тысяч зажигательных авиабомб и полторы тысячи фугасных. Погибли 1327 человека, пострадали более шести тысяч. Одна из фугасных бомб даже попала в Большой Кремлёвский дворец, пробила крышу Георгиевского зала, но каким-то чудом не взорвалась.

Во время первого налёта Кремль почти не пострадал. Однако 12 августа немцы решили вновь атаковать историческое здание. Одна из бомб попала в здание Арсенала, полностью разрушив его восточную часть. Кроме того, пострадал кабинет Сталина – там после налета пришлось менять оконные переплеты.

26 июня 1941 года генерал-майор Николай Спиридонов представил наркому внутренних дел СССР Лаврентию Берии записку, в которой предлагал немедленно приступить к маскировке Кремля и прилегающих к нему территорий. К записке прилагался проект плана такой маскировки.

Он предусматривал перекраску крыш и фасадов всех кремлевских зданий и стен для создания на них перспективного вида городских зданий. Кремлевские звезды решили выключить, а потом закрыть специальными щитами. Таким же образом закрыли и соборные кресты. Купола башен и церквей окрасили в черный цвет.

Также предусматривалось проведение объемной имитации. Чтобы сбить с толку гитлеровцев, архитекторами выстраивались целые ложные городские кварталы. Над Мавзолеем возвели макет городского здания, примыкающего к кремлевскому корпусу №1.

Эффективность маскировки многократно проверялась воздушным наблюдением и аэросъемкой с боевых высот. Ниже приводим рассекреченный документ по осмотру маскировки Кремля с самолета:

Маскировка зданий вокруг Кремля.

Заключение по осмотру маскировки Московского Кремля с самолёта. Хотя на фото еще отсутствует маскировочная раскраска на Большом театре

Сов. секретно

Осмотр произведён 29 июля с. г. в период с 15.00 до 15.35 с самолёта «Дуглас». Высота наблюдения 1.000 метров. Наблюдение произведено плановое и перспективное со всех сторон под различными углами. Облачность несплошная; высота облаков более 1.500 м.

Наблюдатели: майор государственной безопасности тов. Шпигов, тов. Федоровский и майор тов. Баданин.

Окраска Кремлёвских стен и фасадов кремлёвских зданий под перспективу города даёт положительные результаты. Немаскированные здания (корпус № 1, Большой Кремлёвский дворец, Иван Великий и пр.) резко выделяются большими ярко окрашенными массивами и подлежат обязательной перекраске (по принятому проекту)

Окраска площадей, расположенных вокруг Кремля, под фон городских зданий даёт положительные результаты при плановом наблюдении и при перспективном свыше 45°. При наблюдении под меньшими углами поверхности площадей не видны (они закрыты рядом расположенных высоких зданий), но отсутствие объёмных форм на площадях отделяет кремлёвские стены от городских зданий, окаймляющих площади. Это явление возможно только на низких высотах; при наблюдении с боевых высот оно практического значения не имеет, т. к. угол наблюдения значительно увеличится.

Учитывая эффективность окраски площадей, следует расписать пл. Моссовета, Пушкинскую площадь и среднюю часть ул. Горького от Моссовета до Манежной пл. (с задачей показать окончание Горьковской магистрали у пл. Моссовета), т. к. они могут служить ориентирами на подходах к Кремлю.

Резко демаскирует Кремль при подходе с северо-запада Александровский сад, который необходимо застроить макетами, разрезать дорогами и тем самым уничтожить однотипный массив зелени.

Крупнейшим ориентиром Кремля является стрелка и обводный канал; их демаскирующее значение необходимо уничтожить. Необходимо также закрасить в чёрный цвет надводные части 3-х мостов, т. к. они выявляются крупными белыми прямоугольниками, облегчающими отыскание Кремля в ночное время. Статуя женщины, установленная над зданием по ул. Горького, заметна с воздуха, и т. к. других подобных статуй в городе нет, то по ней легко опознать ул. Горького, а по последней установить местоположение Кремля. Статую необходимо снять.

Кровли макетов, установленных по склону Тайницкого сада, с высоты 1.000 метров отличаются от кровель действительных зданий по качеству фактуры (иное отражение света); возможно, что с больших высот макеты будут более приближаться к действительности. Необходимо воздушным наблюдением проверить с высоты 2-3 тысячи метров как эти макеты, так и макеты, изготовленные из окрашенного полотна.

ШПИГОВ, ФЕДОРОВСКИЙ, БАДАНИН

Полностью сделать Кремль "невидимым" сделать было, конечно, невозможно, однако эти меры способствовали сохранению архитектурного ансамбля Кремля с находящимися на территории зданиями, музеями, историческими и культурными ценностями, а также помогли уменьшить возможные масштабы людских потерь.

Многие события военной истории хорошо известны, однако открываются и новые факты. Как удалось замаскировать и сохранить уникальные архитектурные и стратегические объекты Москвы и Ленинграда во время Великой Отечественной войны?

Прорисовка Кремлевской стены. Она должна была сливаться с пейзажем, имитировать жилую застройку - так легендарный архитектор Борис Иофан летом 1941 года придумал спрятать самый узнаваемый московский вид - главную цель фашистских бомбардировок. Каково было удивление летчиков Люфтваффе, когда они не обнаружили ни Кремля, ни Мавзолея, ни Красной площади! А ведь это гигантская территория - двадцать семь с половиной гектаров. Исчезли крепостные стены, Мавзолей, колокольня Ивана Великого высотой 81 метр - все словно растворилось в городской застройке.

На месте Мавзолея возвели муляж трехэтажного здания. Трибуны перекрыли подвешенными полотнищами, раскрашенными под крыши домов. На кремлевских стенах нарисовали окна и двери. Зубцы покрыли фанерой, сымитировав крыши. Все старинные здания внутри Кремля стилизовали под обычные дома и густой краской закрасили древнюю позолоту куполов и крестов.

"Была задача - максимально сделать неузнаваемым Кремль, поэтому были закрыты чехлами красные звезды. Были прорисованы темной краской купола колокольни Ивана Великого, звонницы кремлевских соборов", - рассказал официальный представитель Федеральной службы охраны России, доктор исторических наук Сергей Девятов.

Впрочем, маскировали не только Кремль. Ложные объекты строили по всей столице. На улицах появились здания-призраки. Силуэты многих сооружений изменили маскировочными сетками. Построенный перед самой войной в виде гигантской звезды театр Советской Армии - идеальную авиацель - камуфляжная раскраска словно стерла из городского пейзажа. Повсюду протянулись несуществующие дороги, а настоящие разрисовали под крыши домов.

Стратегические Волоколамское и Ленинградское шоссе при взгляде с высоты словно бы перестали существовать. "Ленинградское шоссе первое время часто загораживали макетами домов, кусками фанеры, имитирующими крыши", - вспоминает житель поселка Сокол Сергей Церевитинов.

Не менее тщательно маскировали промышленные объекты. Чтобы спрятать знаменитое предприятие "ЗИС" и шарикоподшипниковый завод, прибегли к грандиозным бутафорским постройкам. "Кроме камуфляжной маскировки придумали на пустырях сделать фальшивый завод", - рассказал сын командира маскировочного батальона Бориса Маркуса Константин Маркус. Именно этот завод фашистская авиация уничтожит, приняв за настоящий.

Грандиозные работы параллельно шли и в Ленинграде. Бойцы созданного из промышленных альпинистов аварийного батальона маскировали шпили, купола и десятки других высотных ориентиров при помощи одних лишь стремянок, веревок и альпинистского оборудования, без установки лесов и под постоянным обстрелом. Михаил Бобров был в числе тех, кто спас большинство знаменитых памятников Петербурга. "Красили мы только два собора - Исаакиевский собор и шпиль Петропавловского собора. Десять дней - и купол растворился в осеннем мглистом небе. Еще четыре звонницы. Пятнадцать дней - и нет", - вспоминает Бобров.

Сложно представить современный облик Петербурга и Москвы, если бы не мужество таких людей, как Михаил Бобров. За 900 дней блокады Ленинграда удалось сохранить большинство исторических зданий.

Москва пережила 95 ночных и 30 дневных налетов, в которых участвовало 7200 самолетов, но только считанные бомбы упали на территорию Кремля и других стратегических объектов столицы.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!