Крепость алькасар в сеговии. Испания замок алькасар в сеговии

Королевский Алькасар (исп. - Reales Alcázares ) расположен в самом центре города Севилья и представляет собой ряд дворцов, созданных в разное время и в разных стилях в окружение комплекса прекрасных садов. Несколько эпох и культур оставили свой след в архитектуре этого дворцового комплекса, но, несмотря на свою архитектурную сложность, он поражает своей гармоничностью и целостностью. Королевский Алькасар в Севилье считается одним из старейших дворцов мира и в 1987 г. был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Истоки основания Алькасара восходят к временам, когда арабы только начинали осваивать юг Иберийского полуострова. Альскасар (исп. Alcázar от араб. القصر ‎‎ — "крепость", "укреплённый замок") был построен как крепостное сооружение, однако со временем эта постройка разрасталась и переделывалась. Ранний исламский дворец Алькасара в Севилье является ровесником Альгамбры в Гранаде. Первыми хозяевами дворцового комплекса были представители Мохада -берберской династии - в то время дворец назвался Аль-Муваррак. Позднее Алькасар в Севилье предназначался для проживания представителей халифа Кордовы. Сейчас единственное, что осталось от тех времен - это остатки садов XI века.

Севильский Алькасар был отвоеван христианами во время Реконкисты королем Фернандо III в 1248 году, после чего стал резиденцией католических королей и в результате этого претерпел значительную реконструкцию. Альфонсо XI Мудрый в 1254 г. построил в главном дворце три больших зала в готическом стиле. Однако дворцовый комплекс был практически полностью реконструирован при Педро I Жестоком, который привез для этого в Севилью различные остатки мусульманских зданий из Кордовы, Севильи и Валенсии , а так же пленных ремесленников из Толедо и Гранады. Благодаря этому Алькасар стал одним из лучших образцов архитектуры в стиле мудехар, который характеризуется смешением черт исламской архитектуры и христианского зодчества.

В настоящее время Алькасар является одним из немногих дворцом, в котором сочетаются готические элементы с мудехарской архитектурой

Несколько позднее испанские монархи Изабелла I и Карл V дополнили дворец новыми строениями (готическая часовня, тематические сады и т.д). На протяжении многих лет другие испанские монархи продолжали расширять дворцовый комплекс, в результате чего он пополнился разнообразными зданиями, представляющими самые разнообразные архитектурные стили.
Крепостная стена Алькасара:

На протяжении своей истории Алькасар выступал ареной исторических событий, связанных с испанской короной. В 1477 г. в Севилью прибыл король Арагона Фердинанд II с супругой королевой Кастилии Изабеллой I, а год спустя, 14 июня 1478 г., здесь родился его второй сын, принц Хуан. В 1526 г. в Алькасаре прошла свадьба короля Испании Карла V и Изабеллы Португальской. Дворец Алькасара стал местом рождения инфанты Испании Марии Антуанетты (1729-1785 гг.), дочери короля Испании Филиппа V и королевы Элизабет Фарнезе. В 1823 г. во время военного восстания королевская семья с королем Фердинандом VII во главе, жила в Севилье в течение двух месяцев. Здесь же 17 апреля 1823 г. в городе родился младенец Генрих де Бурбон король двух Сицилий, сын Франсиско де Паула де Бурбона и Луизы Карлотты Бурбон-Обеих Сицилий. Через несколько дней после рождения король Фердинанд VII даровал младенцу титул герцога Севильи.

Указом от 22 апреля 1931 г. правительства Второй Испанской Республики Алькасар с его садами был национализирован. Но после окончания диктатуры Франко и восстановления монархии дворец был возвращен королевской семье. Верхние этажи Алькасара до сегодняшнего дня активно используются королевской семьей Испании.

Сам дворцовый комплекс Королевский Алькасар представляет из себя музейный комплекс, посетить который может каждый.

Войти в дворец можно через ворота Пуэрта-дель-Леон (Львиные вороты). Сегодня эти ворота реставрированы и оригинальным остался только фундамент. Львиные ворота в открывают вход в дворцовый комплекс и представляют собой большие зубчатые ворота, встроенные в оборонительную стену, выделяясь на фоне стен своим ярко-алым цветом. На них расположен герб с изображением геральдического льва, в честь которого они и получили название.

Сердцем дворцово- паркового комплекса Королевский Алькасар является дворец короля Педро I, приказавшего построить свою королевскую резиденцию на месте древнего мавританского замка. Фасад дворца дона Педро Севильского считается шедевром архитектурного стиля мудехар. Считается, что для строительства этого фасада Мохаммед V, правитель Гранады, прислал в Севилью мавританских ремесленников в обмен на военную поддержку Педро I.


Внутренние покои дворца уводят в череду широких залов, плавно переходящих во внутренние дворики, которые, в свою очередь, также плавно переходят в прекрасные сады Алькасара.

Сады занимают в дворцовом комплексе Алькасара особое место. Они сочетают в себе утонченностью и интимность южных мавританских садов со строгостью и симметерией английский парковых комплексов, дополненных южным колоритом раскидистых фривольных пальм.

Английские сады на территории дворца высажены по образцу тех, которые были созданы на Британских островах ещё в XVIII в. Сам Парк Алькасара был выспостроен в 1909 г. под руководством главного королевского садовника Хуана Гра.

Особо хотелось бы обратить внимание на сложную, но гармоничную сочетаемость архитектурных и скульптурных форм Алькасара, которые, несмотря на свои отличия, вместе с тем, дополняют друг друга, создавая разностилевый, но логически завершенный архитектурно-парковый комплекс.

Внутренние виды Алькасара:



Архитектурно - парковый комплекс "Королевский Алькасар" открыт для посещения ежедневно за исключением 25 декабря, 1 января, а также субботытрастной недели:
с 1-го апреля по 30-е сентября с 9:30 до 19:00;
с 1 октября по 31 марта с 9:30 до 17:00.

Алькасар Сеговии - один из самых красивых из множества испанских алькасаров. Он даже соблазнил уолтдиснеевских продюсеров для снятия «Спящей красавицы». Вкратце - один из эталонных замков в Европе. Возможно критерии отбора замков не идеальны, и в каждой из стран есть еще претенденты. Но если и искать их в Испании - то все в той же Кастилии, не зря ж она так называется…


Внутренняя экспозиция однако не самая богатая, но многочисленные рыцари в доспехах, оружие, витражи и прекрасно декорированные в мудехарском (на этот раз без приставки псевдо) стиле потолки. Завоевать полмира испанской короне помогли не только толедские клинки, но и сеговийские пушки. В Алькасаре кажется до сих пор находится какое-то военно-артиллерийское учреждение, а существенная часть экспозиции посвящена именно артиллерии. Забавно, что именно с изобретением и усовершенствованием артиллерии значение замков подобных Алькасару, как оплота защиты какой-то территории существенно снизилось.

Алькасар, вид сбоку


вооруженная до зубов рыцарская лошадь

витражи Алькасара (современная реставрация)

потолок в тронном зале Алькасара

зал шишек назван так по своему потолку представляющему коллаж из золотых шишек
все конечно же в мудехарском стиле


несмотря на то, что артиллерию изоели люди, все невзгоды и тяжести легли на спины и бока лошадей


внутренний дворик Алькасара

солнечные часы Алькасара

Галерный зал Алькасара (назван так за форму потолка, напоминающего перевернутую галеру)

Как и в Толедо в некоторых местах старая часть Сеговии просто заканчивается и дальше нет ничего. Ни пригородов, ни транспортных развязок, ни инфрастуктуры. Просто бесконечные безлесые холмы Кастилии и придавленная жарой тишина. Можно просто спуститься вниз по тропинке и очутиться сразу за городом. И словно попасть на пару веков назад. Выжженная трава окружает церковь Веракрус. Отсюда прекрасный вид на возвышающийся Алькасар. Основанная орденом тамплиеров церковь сейчас оставляет ощущение заброшенности. Здесь когда то хранилась частичка привезенного рыцарями из Святой земли Истинного Креста, что и отображено в названии. Церковь открыта для посещения 2 часа и далеко не каждый день. Внутри все очень не похоже на помпезную роскошь католических соборов Кастилии. Крайняя аскетичность, минимум изображений, мальтийские кресты и круглый зал с гробом посередине. Такое ощущение, что здесь буквально вчера сидели по кругу рыцари и решали свои вопросы, пусть и не за круглым столом, а квадратным гробом.

Помимо Веракрус в городе еще множество монастырей и церквей с доминирующим Кафедральным собором. Но мы идем к Аквекдуку. Сооруженное римлянами во 2 веке до нашей эры гидротехническое сооружение пусть уже и не функционирует, но вполне себе существует, являясь главной визитной карточкой города. Акведук просто взял и разрезал город пополам. Сеговийцы не замечая его шествуют мимо проходя в арки, однако на каждого вновь прибывшего он оставляет неизгладимое впечатление заставляя резко остановиться как вкопанным и смотреть-смотреть на бесчисленные арки. Сеговия - идеальный город для путешественника. Один день - и едем дальше.

Кафедральный собор Сеговии


церковь Сан-Мартин

одна из самых старых пушек

церковь тамплиеров Веракрус

Сеговия в чем-то схожий с Толедо город. Полчаса скоростной железной дороги из Мадрида и вы в Сеговии. Такой же комфортный и небольшой. Старая часть ограничена рекой и глубоким оврагом, а сам город - лабиринт разноуровневых каменных домов и мощеных улиц. Над всем хаосом крыш возвышается Кафедральный собор. Но есть и несколько чисто местных особенностей, которые мы и постарались уловить.

Кастильские жареные молочные поросята. В Европе переизбыток культуры, музеи, галереи, памятники и богатая история таким толстым слоем накапливаются поверх друг друга и обрушиваются на гостей, что на третий день становится нехорошо. Организм требует передышки и новых впечатлений из совсем других областей. Вот тут в самый раз и приходится упоминание о кастильских молочных поросятах, самые лучшие из которых готовятся в Сеговии. Это ее фирменный знак, а по мнению некоторых и главная достопримечательность. Находясь в достаточно экономичном режиме длительного путешествия, мы таки не поскупились, и едва прибыв в Сеговию, отправились в ресторацию.

Поросята действительно очень вкусные и нежные. Совсем не такие, как обычная свинина. Просто тают во рту. Румяная корочка так и хрустит на зубах. То что поросенок молочный удостоверяет бирка, обнаруженная на одном из копытцев. Данный поросенок родился 6 дней назад.

Три поросенка за поеданием четвертого...

Земли Иберийского полуострова, просторные, плодородные, желанные земли. Многие стремились завладеть ими, не один воин погиб в битвах за них. С древних времен народы приходили и сражались за эту территорию. Древние иберы, финикийцы и греки, вестготы и римляне, мавры и французы – кто только не желал обладать этой землей, кто только не мечтал стать ее правителем навсегда! Никто не уходил отсюда по доброй воле. Одни завоеватели сменяли других, то разрушая, то вновь выстраивая замки и крепости, дворцы, соборы и мечети. Но, кроме разрушений, завоеватели несли новую культуру, новые знания, новые стили. Ничто не пропало тут безвозвратно, никто не ушел бесследно, все сплеталось в единое и создавалось новое. Мы расскажем о наследии мавров, о наследии тех, кого звали в то время «мудехарами», про замечательные и восхитительные алькасары Испании.

В 1492 году закончилась освободительная война – реконкиста. Христиане отвоевали свои земли у мавров. Мусульманам (арабам и берберам) было позволено остаться на этих землях, и тех, кто остался, называли мудехарами. Они сохранили свою религию, обычаи, традиции, культуру и знания.

Мудехары обладали строительной культурой, и именно они строили замки испанских рыцарей, которые названы алькасарами. Мудехары возводили замки на возвышенности, окруженные неприступными стенами с зубцами, машикулями (бойницами), сторожевыми башнями со шпилями, подъемными мостами. Они заимствовали эти умения строительства крепостей и башен у древних персов и византийцев. В облике этих крепостей-дворцов соединялись элементы мусульманского, византийского и западноевропейского – романского и готического – искусства. В орнаментах росписи фаянсов, вышивки шелка, резьбы по камню, чеканки серебряных изделий узоры арабески и морески смешивались с мотивами западноевропейской геральдики и «звериного стиля». В них изображались фантастические звери, сцены борьбы испанских рыцарей с маврами.

В этом архитектурном стиле мастера в основном использовали элементы мавританской архитектуры, такие как арки в виде подковы, сводчатые перекрытия, стрельчатые завершения арок, перекрытия, которые образуют в плане восьмиконечную звезду. Для украшения они использовали гипсовые орнаменты и цветные изразцы на стенах. Композиция зданий в пространстве была живой и свободной за счет того, что все помещения располагались вокруг внутреннего двора.

В настоящий момент наиболее известными среди строений в этом стиле в Испании являются Алькасары Севильи, Сеговии и Кордовы. Так как они являлись королевскими резиденциями в разное время, у каждого из них есть своя история и с каждым из алькасаров связаны отдельные важные события из истории Испании.

Севильский Алькасар (Real Alcazar de Sevilla) – главная историческая достопримечательность города Севилья. Этот алькасар – одна из самых древних королевских резиденций в Европе. Изучая архитектуру этого здания, можно увидеть, что в ней отразились несколько эпох. Здесь происходили встречи великих людей и в комнатах и садах алькасара были произошло множество важных исторических событий. Первоначальная крепость Севильи были создана мусульманским племенем абадиес. Во второй половине XIII в., когда Севилья была отвоевана христианами, алькасар перешел во владение католическим королям и стал резиденцией. При Педро I Жестоком он стал одним из лучших образцов архитектуры в стиле мудехар, после того как была проведена значительная реконструкция.

Существует несколько легенд об исторических событиях, произошедших в замке. По одной из них, в Зале Правосудия были выставлены для устрашения и назидания головы четырех судей, казненных по приказу Педро Жестокого, после того как король застал их за дележом взятки от осужденного.

Алькасар Христианских Королей (Alcazar de los Reyes Cristianos) находится в Кордове и занимает второе место по популярности после севильского благодаря своей богатой истории, восхитительным садам и прекрасной архитектуре мудехар. По форме дворец представляет почти правильный квадрат. Архитектура алькасара сочетает в себе черты арабской архитектуры, европейской готики и стили более поздних эпох. По замыслу его создателей, он должен был стать символом победы христианства над мусульманством.

Во времена правления Изабеллы Кастильской и Фернандо Арагонского, поскольку монархи прожили здесь 10 лет до захвата Гранады в 1492 году, крепость получила свое нынешнее название – «Алькасар Христианских Королей». Здесь произошла встреча Изабеллы и Фердинанда с Христофором Колумбом, представившим свой проект морской экспедиции в Индию в 1492 году. По разрешению Изабеллы и Фернандо алькасаре начал работу трибунал Святейшей инквизиции, который оставался здесь вплоть до 1810 года.

В 1931 г. дворец признали историческим памятником и были проведены первые попытки реконструкции. В 1994 г. Алькасар Христианских Королей был включён в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. В 2005-м его использовали в качестве съёмочной площадки для фильма "Царство небесное", а в 2010-м здесь снимали картину "Рыцарь дня".

Алькасар Сеговии (Alcazar de Segovia) был основан маврами на месте укреплений, созданных древними римлянами в XI веке. В процессе реконкисты в начале XII века он перешел во владение испанских христианских королей. Чета испанских монархов, Альфонсо VIII и Элеонора Английская, сделали крепость своей официальной резиденцией, и алькасар оставался ею вплоть до момента, когда королевский двор был перенесен в Мадрид.

В течение двух веков Алькасар Сеговии был государственной тюрьмой. Лишь во второй половине XVIII века король Карл III основал в нем Королевскую Артиллерийскую школу, которая просуществовала до второй половины XIX века, когда случился страшный пожар. После этого замок восстанавливали в течение 20 лет. В начале середины XX в. алькасар стал музеем. Посетив Королевский зал вы сможете увидеть собрание портретов королей Кастилии.

Облик этого восхитительного древнего замка-крепости привлек внимание Диснейленда. Именно образ этого испанского алькасара был использован при создании двоца для Спящей Красавицы. В 1985 г. Алькасар Сеговии был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Алькасар - один из самых узнаваемых дворцов испанских королей. Этот поистине величавый замок расположен на скале над слиянием рек Эресма и Кламорес. Замок виден из любой точки города и буквально поражает воображение. То он похож на сказочную обитель фей (именно с этого архитектурного памятника Уолт Дисней рисовал один из своих сказочных и прекрасных замков - замок Спящей Красавицы), то на корабль, несущийся на всех парусах, а то выглядит неприступной твердыней, ощетинившейся башнями и зубцами стен. Замок соединён с рекой и некоторыми городскими дворцами множеством подземных переходов.


Алькасар строился как крепость, но успел побывать королевским дворцом, государственной тюрьмой, королевской артиллерийской академией. Однако, обо всём по порядку.

На месте замка ещё в древнеримские времена существовало деревянное военное укрепление. Крепость на месте этого укрепления была построена арабами ещё в VIII веке. После взятия города христианами король Альфонсо VIII и его жена Элеонора Английская сделали Сеговию столицей Кастилии, а Альказар - королевской резиденцией. После этого на месте деревянной крепости началось строительство каменного замка. Впервые в документах постройка упоминается в 1120 г., но, вероятно, была возведена несколько ранее. Первоначальное название замка неизвестно, в 1122 г. в одном из документов он упоминается просто как "крепость на холме у Эресмы". Но уже в 1155 г. о крепости упоминают, называя её "Алькасар". От этого периода сохранилась галерея на северной стороне и Большой зал, к которому с двух сторон примыкают королевские покои, оформленные в испано-мавританском духе.

Алькасар в Средние века служил одной из любимых резиденций королей Кастилии и ключевой оборонительной крепостью королевства. В 1474 году Алькасар в Сеговии сыграл важную роль в воцарении Изабеллы I Католической и дальнейшей истории Испании. 12 декабря новость о смерти короля Энрике IV достигла Сеговии и Изабелла немедленно укрылась за стенами крепости. Получив поддержку от городского правительства она короновалась в Алькасаре королевой Кастилии и Леона. Алькасар стал также местом, где она вышла замуж за Фердинанда, короля Арагона.

Король Филипп II, сын императора Римской империи Карла V перестроил Алькасар после своего брака с Анной Австрийской. Он изменил форму крыш, сделал их коническими, подобно его родным, фламандским крышам. Самый большой вклад в строительство внес король Хуан II, который построил самую высокую башню дворца (80 м), названную его именем. В 1862 Алькасар был опустошен пожаром. В 1882 был восстановлен с использованием старых рисунков интерьера и представляет сейчас более романтический средневековый вид, чем тот, которым он обладал изначально.

После провозглашения столицей Мадрида все вельможи и двор перебрались туда, и в замке почти 200 лет была тюрьма. В 1764 г. король Карл II основывает здесь первую в Испании Королевскую Школу Артиллерии, затем переехавшую в бывший монастырь Сан-Франсиско. После пожара 1862 года Альказар неоднократно рестраврировали, в 1953 г. тут открыли музей, рассказывающий об истории замка и судьбах его обитателей. Сегодня, благодаря своим древним реликвиям и архитектурной красоте, сказочный замок Алькасар в Сеговии очень популярен среди туристов. Путешествие по замку открывает не только захватывающие виды на окружающие пейзажи, но и позволяет заглянуть в самую глубину истории и культуры Испании. Давайте немного прогуляемся по замку.

Пройдя через ворота мы попадаем во внутренний двор, называемый Двор Оружия.


Дальше идем в Зал Старого Дворца. В нём сохраняются двойные оконные проёмы, через которые проникал свет в помещение, т.к. стена, в которой они находятся, была стеной старого дворца. Цоколи мавританского стиля, находящиеся между окон, происходят от одного из домов XIII века ближайшего района Лас Канонигас. Оформление зала дополняет коллекция доспехов немецкого стиля XV века.

Каминный Зал. Относится к перестройкам Алькасара во времена Филиппа II. Мебель - 16 века. Восьмигранный потолок зала повторяет сгоревший в пожаре оригинал 1456 года. Под ним находится широкий фриз из резного тука, который сохранился несмотря на пожар. На стенах можно увидеть портреты королей. Над камином - шпалера 16 века, изображающая помолвку Девы Марии. Оформление зала дополняют зеркала 17 века.

Пройдя через Каминный зал, вы попадете в самое популярное помещение Алькасара - Тронный зал, где сохранилось оригинальное оформление в мавританском стиле. По центру багрово-красной комнаты находится трон с надписью «танто монта» - девиз королей Испании, чьими портретами украшены стены. Оконный витраж представляет Энрике IV и сделан современным мастером Сеговии Карлосом Муньосом де Паблос, который также является автором витражей, находящихся в остальных залах.

Зал получил такое название из-за своего старинного потолка. Потолок имеет форму перевернутого корпуса корабля. Зал был построен в 1412 году по указанию регентши Каталины Ланкастерской в годы несовершеннолетия её сына — короля Хуана II. Фриз — резьба по дереву мавританского стиля мудехар, по нему идут два ряда надписей: верхняя — это молитва, нижняя — данные о строительстве этого зала. В окнах находятся два витража, один из которых изображает Энрике II со сценами смертиПедро I и Хуана I, другой — Энрике III и его семью. На одной из стен висит картина с изображением сцены коронации королевы Изабеллы Католической, как королевы Кастилии и Леона, на площади Майор в Сеговии.

Зал Шишек. Зал получил своё название из-за своего потолка, украшенного шишками. Оригинален фриз с элементами готики и мудехара, создан в 1452 году. Стены обтянуты камкой и украшены двумя шпалерами фламандской работы XV и XVI веков. Среди мебели выделяется бюро XVII века. Витраж представляет Альфонсо VIII и его дочь Беренгелу.

Королевская Палата. Стены деворированы веревочными коврами, расписанными сценвми из дворцовой жизни. Ложе из орехового дерева в готическом стиле с балдахином из полупарчи, шитой золотой нитью.

Королевский зал - главный зал замка, здесь проходили все самые важные мероприятия. Это помещение украшено изображениями 52 королей Испании от легендарного Пелайо до Филиппа II, при котором резиденция королей переехала в Мадрид. Картины, которые украшают стены зала, это «Завоевание Кадиса» художника Е. Вехарано и портреты Филлипа II, копия с оригинала Тициана, и королев Анны Австрийской (супруги Филлипа II) и Изабеллы Бурбон (супруги Филлипа IV). На настиле - ковер из Алькасара 16 века. Из окон открывается великолепный пейзаж, где можно увидеть церковь Де ла Крус, монастырь Дель Парраль, святилище покровительницы города Девы Фуенсисла.

Зал Шнура назван из-за оформления интерьера Францисканским шнуром. По легенде, шнур приказал изобразить Альфонсо Мудрый в знак покаяния за свою чрезмерную гордыню. Стены зала украшает шпалера, где представлена битва при Арсиле, доска с «Благовещением» XVI века и другие доски с изображениями святых.

Часовня. В этой часовне венчался Филипп II с Анной Австрийской в 1570г. Потолок сделан в мавританском стиле. В Главном алтаре изображены сцены Благовещения, Рождества Христова, поклонения волхвов и Представления Христа во Храме.Завершает алтарь Распятие. Перед алтарем - готическая скульптура Св.Варвары, покровительницы артиллеристов. Боковой алтарь тоже кастильской школы 15 века - содержит 5 досок, центральная изображает Сантьяго Апостола (апостола Св. Иакова), остальные - разных святых.


Двор колодца. Отсюда открываются виды на каменоломни, из которых брали камень для строительства замка и дворцов Сеговии.За зубчатыми стенами внизу виден внутренний садик с фонтаном.

Зал оружия - изюминка замка Алькасар. находится под сторожевой башней и хранит коллекцию оружия разных эпох, среди которой выделяется охотничий арбалет с инкрустациями, очень похожий на тот, который держит Карл V на картине Лукаса Кранаха. За маленькой дверью — замечательным образцом искусства ковки Сеговии, находится небольшое помещение со старым прессом для чеканки монеты первых Бурбонов, и два любопытных сундука для хранения ценностей.

Двор часов.

Башня Хуана II. Главная башня, замечательный экземпляр гражданской готической архитектуры, начала строится во времена правления короля Хуана II как расширение другой, более старинной, и была закончена во времена правления его сына Энрике IV. На ее главном фасаде недавно было восстановлено красивое окно в стиле альмохадов 13-го века, принадлежавшее первичной башне. 12 верхних башенок были созданы архитектором Хуаном Гуасом. Верхняя часть башни представляет собой впечатляющую дозорную вышку, откуда можно увидеть неповторимый пейзаж города Сеговия и его окрестностей.




Дворец-крепость Алькасар (Alcázar) в - старейший из королевских дворцов в Европе, который все еще используется по назначению. В 1987 году его внесли в список (вместе с и Генеральным Архивом Индии).

В Алькасаре был заключен Севильский мирный договор (1729), положивший конец англо-испанской войне (1727 - 1729).

Стиль мудехар

Алькасар в Севилье - один из лучших образчиков (мавританский стиль). Первыми на этом месте построили свой дворец Альмохады, назвав его Al-Muwarak. Строительство нынешнего здания на месте первой арабской крепости 12-го века началось в 1364 году по заказу короля Педро I. С момента постройки он последовательно переделывался и расширялся, приобретая новые стилевые черты. Верхние покои Алькасара - официальная резиденция испанских королей на то время, когда они живут в Севилье. В остальное время эти покои открыты для публики.

Алькасар в Севилье - это витиеватая арабская архитектура, с богато украшенными полами, потолками и стенам. Самым красивым местом дворца считается Salon de Embajadores - комната Карла V в Посольском зале. В Patio de las Doncellas («Девичье патио») стоит полюбоваться изящной лепниной, изразцами и фризами. Дополняют изысканное здание прекрасные зеленые сады, утопающие в ароматах роз и апельсиновых деревьев.

Ряд сцен в знаменитом сериале «Игры престолов» снимались в Алькасаре Севильи:

Посещение дворца Алькасара в Севилье

Время работы:

  • октябрь - март: еж. 9:30 - 17:00
  • апрель - сентябрь: еж. 9:30 - 19:00
  • Закрыто: 1 и 6 января, в страстную пятницу и 25 декабря.

Вход:

  • взрослые - 9.50 €
  • пенсионеры и студенты 17 - 25 лет - 2 €
  • дети до 16 лет и резиденты - бесплатно.
  • Королевские покои - 14
  • - от 33 € (все музеи Севильи, приоритетный вход, туристические автобусы или круиз или «Золотая башня», скидки в магазинах, ресторанах и шоу фламенко).

План дворца Алькасара в Севилье

1 - Puerta del León
2 - Sala de la Justicia y patio del Yeso (голубой)
3 - Patio de la Montería (розовый)
4 - Cuarto del Almirante y Casa de Contratación (бежевый)
5 - Palacio mudéjar o de Pedro I (красный)
6 - Palacio gótico (синий)
7 - Estanque de Mercurio (голубой)
8 - Сады (зеленый)
9 - Apeadero (желтый)
10 - Patio de Banderas

Алькасар в Севилье:

1. Puerta del León

Нынешним входом во дворец Алькасар в Севилье служат так называемые Львиные ворота. Раньше они назывались Охотничьими воротами (puerta de la montería). Ворота выполнены в стиле Альмохадов и покрыты плиткой с керамического завода Mensaque, 1894 г.

Пересекая арабскую стены двенадцатого века, вы входите во двор дель Леон. Слева расположен Зал Юстиции (Sala de la Justicia) и серия из трех арок, открывающихся в стене, - остатки древней крепости Альмохадов, которая была частью оборонительной системы Алькасара. Эти отверстия были сделаны после строительства дворца короля Педро. Две боковые арки в форме подковы являются копией друг друга. Центральная арка, которая выше боковых, образует полукруг из камня. Проход ведет к Patio de la Montería.

2. Sala de la Justicia

Зал Юстиции. Также его нызывают Комната Совета (sala de los Consejos). Он был частью раннего мусульманского дворца, где собирался совет из визирей. Это квадратная комната, пол которой отделан в стиле , сделанной в 14 веке во время правления Альфонсо XI.

Рядом с залом находится дворик - Patio del Yeso - один из немногих, сохранившихся от периода Альмохадов. Он почти квадратной формы с бассейном в центре. Одна из сторон украшена аркадой.

3. Patio de la Montería

Название патио происходит от охотников, которые сопровождали короля в его охотничьих забавах. Дворик имеет трапецевидную форму. На правой стороне идет коридор, разделенный арками и мраморными колоннами тонсканского ордена и, в верхней и нижней части, ионического ордена. С правой стороны он ведет к Cuarto del Almirante. Лестница ведет к Palacio Alto, где находится картина с изображением Девы Марии художника Juan de Roelas. На левой стороне двора расположена часовня, Зал Карлоса V (Salón de Carlos V) и Patio del Crucero и Готический дворец (palacio gótico), частично перестроенный в 18 веке, сделанный на основе прошлого готического дворца, от которого сохранились только Baños de María de Padilla.

4. Cuarto del Almirante

Сuarto del Almirante расположен в цокольном этаже patio de la montería.

После открытия Америки, королева Изабелла в 1503 году решила создать Торговую палату Индии (Casa de Contratación de Indias) - институциональный орган, ответственный за регулирование отношений с Северной и Южной Америкой, занимающейся в том числе судебными исками между торговцами. Для размещения этого института была выбрана , а точнее зал в дворце Алькасар - Sala del Almirante del Alcázar. То, что теперь сохранилось от бывшей Торговой палаты - это только часть того, что составляло ансамбль зданий, отданных или построенных для нее. Туда входили также Patio de la Montería, чей главный фасад выходит на Plaza de la Contratación.

В 1717 году Торговая палата переехала в город Кадис. С 1793 года то, что осталось от Casa de Contratación, было включено в ансамбль дворца Алькасар в Севилье.

5. Palacio mudéjar или de Pedro I

Los Baños de Doña María de Padilla

«Бани Леди Марии де Падилья» - это цистерны для сбора дождевой воды под Patio del Crucero. Они названы в честь Марии де Падилья, возлюбленно Педро Жестокого.

7. Estanque de Mercurio

Фонтан Меркурия в Алькасаре.

8. Сады Алькасара

Знаменитые сады Алькасара в Севилье были запечатлены во многих сценах сериала «Игры престолов».

9. Apeadero

Apeadero - это широкий коридор, который проходит через Алькасар в Севилье. Фасад представляет собой Patio de Banderas работы архитектора Вермондо Реста, выполненный резчиком по камню Диего Карбалло. В конце находится щит Фелиппе V.

10. Patio de Banderas

Patio de Banderas - это большая площадь, где вывешивают флаги, означающие присутствие во дворце королевской семьи.

Patio de las Doncellas

Название Патио означает «дворик девственниц»: по легенде мавры потребовали 100 девственниц каждый год в качестве дани от христианских королевств в Иберии.

Нижний уровень патио был построен королем Педро I Кастильского (1334 - 1369) и включает подпись Педро как «султана». Со стороны патио расположен целый ряд пышных комнат. В центре расположен большой бассейн с плавающим садом по обе строны. На протяжении многих лет патио было полностью вымощено мрамором с фонтаном в центре. Однако, как показали исторические исследования, сады и бассейн были первоначального дизайна, так что его и восстановили. Правда, вскоре после реставрации дворик опять временно вымостили мрамором по требованию режиссера Ридли Скотта. Скотт использовал вымощенный дворик для сьемок двора Короля Иерусалима для его фильма «Королевство Небес».

Верхний уровень патио был добавлен во времена правления Карла V из династии Габсбургов (1500 - 1558). Эта часть была спроектирована Луи де Вега в стиле итальянского ренессанса, хотя она включает в отделке элементы как стиля возрождения, так и



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!