Крещенные татары история. Крещёные татары

Баркарь Е. В.

О кипчакско-несторианском происхождении кряшен. // Современное кряшеноведение: состояние, перспективы. Материалы научной конференции, состоявшейся 23 апреля 2005 года. - Казань, 2005. - С. 56-64.

Евгений Баркарь (Санкт-Петербург)

Общие сведения. Кряшены также известны как крещены, керэшеннэр или крещеные татары. Это особенная группа, проживающая по преимуществу в Республике Татарстан и в некоторых других регионах Поволжья. Кряшены традиционно исповедуют православное христианство. До революции 1917 г. и небольшое время после нее кряшены имели довольно широкую автономию. Они имели свои церкви, где службы проходили на кряшенском наречии, существовали кряшенские школы, был у кряшен и свой театр, широко развивалось и издательское дело. В качестве своего самоназвания кряшены использовали слово КЕРЭШЕН. Вообще, использование различных этнонимов у тюрков Поволжья достаточно частое явление, так среди общей группы именуемой татарским народом существовали и локальные этнонимы: казанлы, болгар, мишэр, типтэр, меселман и другие. Тем не менее, все эти группы были включены в состав единого татарского народа. Что касается кряшен, то в 1917 году в Татарстане возникли достаточно серьезные дискуссии, появился, так называемый «Кряшенский вопрос», заключавшийся в том следует ли оставлять существовавшую автономию кряшен или нужно стирать этническую границу путем полного включения кряшен в состав татарского народа. Тогда было принято решение о частичном сохранении автономии кряшен, с постепенным стиранием грани между кряшенами и татарами. С мая 1917 года выходила специально учрежденная газета «Кряшен», в которой был выдвинут лозунг «Кряшены - нация». В 1918 году еще действовал кряшенский передвижной театр, продолжало работу кряшенское издательство и кряшенская учительская семинария, преобразованная в дальнейшем в педагогический техникум. В 1926 году была проведена перепись населения, где более 100 000 кряшен заявили о себе как об отдельной этнической группе. Однако в дальнейшем, советское правительство пыталось вести политику укрупнения этносов. В результате, которой кряшены были объединены в единый этнос вместе с казанскими татарами, что влекло, для кряшен, к потере их относительной автономии, исчезали кряшенские учебные и культурные заведения, с введением атеизма многие кряшены начали терять возможность и исповедования православной веры. Эти факторы неизбежно приводили к постепенному усилению ассимилицонных процессов и потере самобытной культуры многих кряшен. Часть кряшен действительно включилась в ассимиляционный процесс, вместе с тем среди большого количества кряшен, в основном сельских жителей, продолжала свое существование и самобытная культура.

Совершенно по-новому встал кряшенский вопрос перед переписью 2002 года. К этому времени кряшены свободно могли исповедовать христианство и придерживаться своих традиций, вместе с тем продолжала, и продолжает оставаться ситуация с отсутствием кряшенских школ, не хватает и православно-кряшенских церквей. Для того чтобы возобновить свою автономию, у кряшен оставалась надежда, на перепись 2002 года. В результате, перед переписью в Казани была принята Декларация, одобренная Республиканской конференцией национально-культурных объединений кряшен РТ 13 октября 2001 года, об определении кряшен в качестве отдельного этноса. Общий смысл декларации сводился к тому, что кряшены в годы сталинской национальной политики по укрупнению этносов необоснованно лишились статуса отдельного этноса. В результате чего кряшены были лишены целого ряда своих прав и сегодня требуют восстановления самостоятельности кряшенского этноса.

Со стороны лидеров ряда кряшенских культурных организаций появлялись призывы записываться в качестве отдельного этноса, а со стороны политиков Татарстана, и официальных татарстанских изданий, призывы не делить единый татарский народ по конфессиональному признаку. Так или иначе, но прошедшая перепись 2002 года дала свои результаты, из-за политезированности которой итоги численности кряшен можно подвергать серьезным сомнениям. Попробуем же обратиться к истории кряшен, насколько правомочны их заявления о себе, как об отдельном этносе, с точки зрения истории и науки?

История христианизации тюрков Поволжья . Вскоре после взятия Казани Иваном Грозным в 1552 году было принято решение об учреждении Казанской Епархии и крещении нерусского населения казанского края. Епархия появилась в 1555 году определением московского митрополита Макария. В скором времени после ее учреждения начало происходить активное обращение в христианство различных народов. Однако наибольших успехов в христианизации удалось добиться лишь среди групп не являвшихся ранее мусульманами, а пребывавшими в языческом или полуязыческом состоянии. Такие группы, как правило, с охотой принимали православие, однако сохраняли определенное двоеверие, которое у некоторых православных тюркских и угро-финских народов наблюдается и до сегодняшнего дня. Среди мусульманского населения проповедь успеха практически не имела, большинство мусульман предпочитали оставаться в рамках своей религии.

Выше приведенный этап христианизации принято называть первым периодом христианизации и периодом появления, так называемых старокрещеных татар. Именно эти старокрещеные татары в своем большинстве и являются предками современных кряшен. Второй период массовой христианизации Поволжских народностей относится к XVIII веку. Тогда Петром Первым было издано ряд указов в 1713 и 1715 г. о крещении инославных народов, а в 1740 году уже в правление Анны Иоановны основывается, так называемая «Контора новокрещенских дел» - целью этой конторы была ненасильственная христианизация мусульманского и языческого населения. В ее главе находился архиепископ Казанский и Свияжский Лука (Конашевич), к сожалению, по отношению к мусульманам архиепископ Лука не собирался выполнять приказ императрицы, о ненасильственном крещении и многие мусульмане были крещены принудительно. Его деятельность окрашена не самой хорошей славой и в 1750 году Священный Синод принял решение отправить его в Белгородскую епархию, дабы своей жестокостью он не вызывал отвращения к православию. Вместе с тем архиепископу Луке формально удалось обратить в православие достаточно много татар и других народов, именно эти татары и получили наименование новокрещеные татары. В 1773 году Екатериной II принимается указ о веротерпимости, который полностью запрещал насильственное обращение в православие. После этого закона большая часть новокрещеных татар вновь обратилась в ислам. Что же касается старокрещеных, то они продолжали оставаться в рамках христианской религии. Поэтому, современные кряшены в своем большинстве и являются потомками именно старокрещенных татар, а не новокрещенных (насильно обращенных из ислама).

Но почему же старокрещенные татары не захотели вернуться в ислам? В 1929 году, когда появилась потребность подробно разобрать «кряшенскую проблему», этнограф Н. И. Воробьев в книге «Кряшены и татары» писал буквально следующее: «…Вопрос о том, были ли старокряшены крещены из ислама, еще достаточно спорный. Наблюдая быт и даже язык, можно со значительной долей вероятия сказать, что эти татары или совсем не были мусульманами, или находились в исламе так мало, что он не проник в их быт» . Воробьев полагал, что здесь и кроется ответ на, то почему старо-кряшены оставались христианами, а ново-кряшены возвращались в ислам. Он прост, у старокрещеных татар не было ностальгии по исламу, так как он абсолютно не проник в их быт, тогда как укрепленные в исламской религии, и затем крещеные татары не могли смириться с ломкой своих традиционных представлений и своего быта, поэтому, в дальнейшем, они поголовно вернулись в ислам. Итак, теперь можно определенно заявить о том, что старокряшены ислам не исповедовали, а прибывали в языческом или же полуязыческом состоянии. Об этом же свидетельствуют и различные исследования. В кряшенской культуре наблюдается достаточно большое количество следов шаманизма, и как не удивительно, но даже в начале ХXI века в ряде кряшенских селений жива память о шаманской старине, и в отдельных селах часть шаманских обрядов не забыта и до сих пор. Еще в XIX веке практически массово у кряшен был распространен языческий обычай жертвоприношения - киреметь . Интересно и то, что место для икон «красный угол» обозначается, у кряшен как «тэре почмак», что свидетельствует о переносе языческого термина обозначающего верховного Бога древних тюрков на христианскую святыню. Как видим, следов язычества и их остатков у современных кряшен можно найти достаточно, но при этом следы исламского влияния минимальны. Они присутствуют в той степени, в которой могут присутствовать у любого этноса, который бок о бок живет с другим народом, разумеется, испытывая значительное культурное влияние. Исходя из выше приведенного, можно сделать недвусмысленный вывод о том, что кряшены никогда не исповедовали ислам, а были крещены из языческого или полуязыческого состояния. Но как могло это произойти? Итак, лишний раз повторюсь, что под именем кряшены я понимаю тюрков, официально крестившихся не позднее XVI века, то есть группу именуемую старокрещенными татарами, так как большинство современных кряшен являются потомками именно этой группы. Исходя из бытующей версии, которой придерживаются отдельные ученые и сегодня, а также придерживался известный миссионер Николай Иванович Ильминский, ко времени взятия Казани, как такового развитого ислама не было, во многом он был поверхностен, а уже во время русского владычества, он начал распространятся массовыми темпами . Ислам был больше формальный, тогда как большинство жителей придерживалось шаманизма. Тогда спрашивается, почему именно во время русского владычества ислам стал распространяться, тогда, как по идее следовало бы ожидать его угасания? Само его распространение можно было бы связать напрямую с образовательным процессом. Все школы были исламскими (медресе), то есть грамотность напрямую была связана с принятием ислама. Образование и религия находились очень близко, тогда и можно понять стремление части старокрещеных татар перейти в ислам, так как до Н. И. Ильминского школ для крещеных татар на родном языке не было, зато были медресе. Стремление части крещеных татар к образованности и могло заключаться в желании перейти в ислам, так как в этом случае новоиспеченному мусульманину открывались двери к грамоте и знаниям - это естественно, вероятно, это ответ на то почему небольшая часть старокрещеных татар также уходила в ислам.

Тем не менее, не смотря на верность большинства из изложенных фактов, все же вызывает сомнение один пункт, о том, что ислам был слабо развит до завоевания Казани. Как известно, официальной датой принятия ислама Волжской Булгарией является 922 год, то есть ислам был принят булгарами за 66 лет до крещения Руси. Даже при относительной формальности этого ислама к XVI веку он должен был распространиться достаточно сильно. Известно, что и те, кого принято называть татаро-монголы принимали ислам вполне осознано и смешиваясь с булгарами, представляли новый татарский этнос. Значит дело здесь не в формальном исповедовании ислама, а в возможном его не исповедовании вообще. Но могли ли люди говорящие практически на одном и том же языке, и живущие вместе, не исповедовать ислам? Кипчакский этнос влился в булгарский, путем принятия кипчаками ислама, но при этом, определенную часть времени, в булгарском государстве было двуязычие (булгарский и кипчакские языки). Но из-за численного преобладания кипчаков по отношению к булгарам, случилось, как бы невероятное, язык кипчаков вытеснил булгарский язык. Но это не было проблемой, так как объединение столь разных, хоть и тюркских племен, произошло благодаря исламу.

Итак, кипчаки предпочитали ассимилироваться благодаря принятию ими ислама. Но все ли кипчаки желали принимать ислам и ассимилироваться с булгарами? Допустим мысль о том, что часть кипчаков, пришедшая на булгарскую землю, не приняла ислам, но они естественно говорили, как и иные кипчаки на том же кипчакском, а не на булгарском языке, и что же мы получим? Мы получим изолированную группу тюрков-кипчаков не подвергшихся ассимиляции с булгарами и другими народами принявшими ислам. Исходя из этого, можно сделать предположение, что те крещеные татары XVI века - предки нынешних кряшен и есть не исламизированные кипчаки. Естественно, что кипчаков, не исповедовавших никогда ислам к нему тянуть и не могло. В подтверждении всей этой теории можно было бы назвать сохранение кряшенами ряда языческих рудиментов. У казанских татар, вероятно, в результате влияния ислама, языческие традиции сошли почти на нет, тогда как у башкир, менее просвещенных исламом, их гораздо больше, но у сельских же кряшен их максимальное количество. В культуре кряшен практически отсутствуют следы ислама, тогда как обычно даже в случае смены религии, в культуре народа, остается ряд следов, если хотите, хотя бы в исторической памяти, следы прошлого исповедования. Но у кряшен следов ислама нет ни в культуре, ни в языке (язык кряшен был минимально подвержен влиянию арабского языка) , да и историческая память кряшен не помнит ислама как прошлой религии. Зато повсеместно зафиксированы следы остатков язычества.

Возможность несторианского прошлого кряшен . Следующий вопрос - это откуда, в исторической памяти ряда кряшен представление о том, что они исповедовали христианство до завоевательных походов Ивана Грозного, то есть до времени своей официальной христианизации? И в связи с ним не менее важный вопрос о языке (или диалекте) кряшен, в котором существует целый ряд слов, в том числе религиозной лексики, но которые полностью отсутствуют у других групп татарского народа? Эти слова имеют древнейшее происхождение, но откуда их истоки? Историческая память кряшен, говорит о возможности христианского прошлого, попробуем, хотя бы теоретически, задаться вопросом, откуда у этих тюрков могут быть христианские корни? Можно было бы вспомнить ряд известных примеров христиан среди булгар перешедших из ислама в христианство или переходы в христианство многих известных личностей во время Золотой Орды, но случаи эти были скорее единичными, чем массовым явлением. Попробуем проследить историю христианства среди кипчаков. Безусловно, кипчаки наравне с другими тюрками не принявших мировых религий придерживались шаманизма. Вместе с тем известно, что определенная часть кипчаков исповедовала христианство несторианского толка. С христианством отдельные тюрки познакомились уже в VI веке, но особенного расцвета христианская проповедь достигла к IX веку, когда на территории Юго-Восточной Азии несториане выступили со своими проповедями. Несториане вообще отличались даром проповеди, и ее успех во многом происходил за счет того, что несториане не требовали коренной ломки жизни обращаемых народов, можно было бы сказать, что не столько народ подстраивался под религию, а религия подстраивалось под жизнь обращаемых. Поэтому есть основания полагать, что христианство кипчаков могло сочетать большой пласт языческих традиций. Несторианство распространялось из Персии после, того как гонимая часть последователей Нестория, иммигрировала туда из Ефеса. Из Персии несториане распространили свое учение в Восточную Азию, а оттуда и в Китай. Известно и о миссионерском центре несториан в городе Мерве (территория нынешнего Туркменистана). Уже в 420 году в Мерве появляется свой митрополит, и этот город становится одним из крупных центров несторианского образования со своей школой и монастырем.

В Восточной Азии христианство принимали многочисленные тюркские племена. К XI веку несторианство настолько утвердилось среди ряда тюрков-кипчаков, что в Самарканде уже находилась несторианская митрополия.

Итак, часть кипчаков могла исповедовать несторианство. Как известно и некоторые монголы также исповедовали христианство несторианского толка, и в Золотой Орде существовал, даже, несторианский храм, известно и то, что сам Чингиз-Хан состоял в браке с женщиной несторианкой. Однако, со временем, массовость степного христианства, представленного несторианством, сошла на нет. Подданные Казанского Ханства по преимуществу принимали ислам, но это не исключает того, что отдельные кипчаки пытались сохранить свою верность христианской религии. Итак, возвращаясь к Золотой Орде, вспомним, что там, в целом, стали преобладать многочисленные кыпчакские племена. В XIV веке с приходом Хана Узбека (1312 - 1342 гг.) государственной религией Золотой Орды стал ислам. Формально так и было, но наравне с мусульманами продолжали мирно сосуществовать, как христиане, так и язычники.

Поскольку формально всё население Золотой Орды исповедовало ислам, это положительно сказывалось на межэтнических процессах. Но несмотря на это ряд народов предпочитал оставаться в рамках своей культуры и религии, автономно развиваясь между собой.

С образованием Казанского Ханства происходило окончательное сложение государство-образующего этноса казанских татар завершившееся к началу XVI века.

Кроме государство-образующего этноса в состав Казанского ханства входили территории заселенные угро-финнами предками современных удмуртов, марийцев и мордвы. Также в состав ханства входили тюрки - предки современных чувашей, башкир и ногаи. Итак, на территории Казанского Ханства проживали различные народы, и любой из них мог влиться в государствообразующий этнос путем принятия ислама, многие шли на этот шаг, но определенная часть продолжала оставаться в рамках своей традиционной религии.

Итак, уже было сказано о том, что к моменту прихода кипчаков на булгарскую землю они ещё не исповедовали ислам. Можно ли считать, что так легко все кипчаки изменили свою веру? Разумеется, нет. Тогда мы приходим к неизбежному выводу о том, что определенная часть кипчаков, несомненно, могла продолжать исповедовать свою веру. Ассимиляция их с булгарами или кипчаками-мусульманами неизбежно привела бы к утере их религиозных традиций. Поэтому наиболее верная часть кипчаков не принимала ислама и жила в определенной независимости от остальных групп. Вероятно, что именно эта часть и является далекими предками кряшен. Принимая эту гипотезу, мы можем ответить на целый ряд возникающих у нас вопросов.

По некоторым проведенным исследованиям выясняется, что антропологический тип кряшен более близок к европеоидному, чем казанских татар, это неудивительно, так как именно кипчаки отличались от булгар своими ярко выраженными европеоидными чертами. Разумеется, я не говорю о том, что булгарское влияние за столь длительное время не коснулось кряшен, оно вполне могло быть, но булгарское влияние менее ощутимо у кряшен, чем в среде казанских татар, о чем и свидетельствуют проведенные исследования. Не менее интересными для исследования оказываются так называемые татары-мишари. О них доподлинно известно, что ислам проник в их среду крайне поздно, в XVI-XVII веках среди них были еще неисламизированные татары . То есть эти татары исламизировались уже после взятия Казани - это тем более любопытно, так как Нижегородские татары говорят на особом диалекте татарского языка, который практически идентичен диалекту молькеевских кряшен. Также было замечено, что именно их язык гораздо ближе стоит к куманскому, то есть кыпчакскому языку и их антропологические особенности: большая европеоидность, подтверждает их кыпчакское прошлое - как известно кипчаки были европеоиды. Таким образом, у нас есть достоверные источники о татарах, которые были исламизированы крайне поздно, и о кряшенах, которые близки с ними по языку и антропологическим признакам. Более того, среди исторических памятников мишарей часто находят кресты, а многие их праздничные традиции явно имеют христианские корни. Получается, что нынешние татары-мишари, в основном исповедующие ислам, ранее были язычниками или несторианами, как и их предки кипчаки, а возможно, какое-то время они были и православными. В то время как молькеевские кряшены из того же состояния, но пришли не к исламу, а к православию. Однако молькеевские кряшены - это особая группа, но известно, что и язык других кряшен, не подвергшихся влиянию татарско-казанского языка, считается более архаичным, что естественно, в этом языке сохраняются древне кипчакские слова.

Самое же важное здесь то, что те слова, относящиеся к христианству и существующие у кряшен, но отсутствующие у казанских татар, могут быть теми же словами, что использовались их далекими предками христианами-несторианами! Взяв эту гипотезу, можно утверждать и то, что современные кряшены имеют древнею христианскую историю, относящуюся к кипчакам-несторианам.

Литература

1. Воробьев Н. И. Кряшены и татары - Казань: Тип. Совнаркома, 1929

2. Письма Николая Ивановича Ильминского. - Казань.: Типо-литография Императорского Университета, 1985.

3. Баязитова Ф. С. Этнолингвистические исследования по говорам крещенных татар. Языки народов Российской Федерации (татар. язык). - Казань: АН РТ ИЯЛИ., 1998. - 100 с.

4. Трофимова Т. А. Этногенез татар Поволжья в свете данных антропологии. / Труды Института этнографии. Новая серия, том. XII. - М.-Л.: Изд. АН СССР, 1949.

5. Орлов А. М. Нижегородские татары. Нижний Новгород: Изд. Нижегородского госуниверситета, 2001.

М ногие историки подчеркивали влияние на восточных славян суровой континентальной природы и бескрайней равнины, открытой для опустошительных вражеских набегов. Отсюда - стойкость и терпение, умение смиряться с потерями, склонность к знаменитому "авось", русская широта и размах вплоть до крайностей, - но и стремление к центральной власти, которую диктует инстинкт самосохранения. Такое сочетание вольницы и национального инстинкта создает феномен русского казачества, раздвинувшего границы Руси до Тихого океана.

Однако напрасно было бы искать смысл русской цивилизации в евразийских теориях, родившихся из завороженности российским пространством. Наоборот: огромное пространство России - следствие ее особого духовного призвания. И оно может быть осознано только в масштабе православной историософии. Поэтому мы не будем затрагивать малоизученное, полное тайн и смутных догадок, прошлое нашего народа в древнем русле арийской цивилизации. Ограничимся местом Руси в христианской эпохе, в которой только и раскрываются ответы на загадки истории, как осознаваемые нами, так и неведомые, но подспудно повлиявшие на наше всемирное призвание.

История крещения Руси, описанная в русских летописях, выглядит чудесным стечением целой цепи промыслительных событий: посещение апостолом Андреем в I в. славянских земель и его предсказание о величии будущего православного града Киева; чудесная защита Божией Матерью Константинополя от набега русских витязей Аскольда и Дира в 860 г. и их последующее крещение (первое крещение Руси) с отправкой из Царьграда на Русь первого епископа; обретение трудами свв. Кирилла и Мефодия Евангелия на родном славянском языке; крещение Великой Княгини Ольги в 946 г.; освобождение Руси в 960-е гг. от ига иудейской Хазарии...

Хазария была интереснейшим историософским явлением: искусственным бастионом «тайны беззакония», который покорил Русь в начале IX в. и натравливал ее на православную Византию, но в конечном счете это промыслительно послужило тому, что Русь видела в иудеях своего главного врага, что отражено в народных былинах, и не приняла их религию.

Летопись описывает сознательный выбор веры княжескими послами, пораженными неземной красотой православного богослужения; излечение Великого Князя Владимира от слепоты при крещении в Крыму и его нравственное преображение, оказавшее огромное впечатление на народ; массовое добровольное крещение народа в 988 году... (В ту же эпоху в западной «Римской империи» чаще всего крестили «огнем и мечом».)

Видимо, Православие потому столь естественно и глубоко вошло в душу наших предков, что уже их язычество было более предрасположено к этому. В отличие от римлян и греков, чья развитая философия оказала сопротивление новой религии, Русь была в этом отношении по-детски чиста - и восприняла Православие как очевидную, гармоничную и всеохватывающую Истину о смысле бытия, с которой примитивные языческие верования не могли конкурировать.

На кряшенских иконах Богородица изображается в национальном платье. На руках у нее Алла Улы, что в переводе с татарского значит Сын Божий.
Кряшенская икона "Богоматерь с младенцем"

Они обращаются к Богу как мусульмане – «Алла» и отмечают татарский праздник Сабантуй. Они говорят и пишут по-татарски. Они веками живут среди татар-мусульман, но они православные.

Себя они именуют «керэшен» – кряшены, и большинство их живут в Татарстане. Как правило, кряшен называют «крещеными татарами» – «чукынган» или «тере», что на татарском имеет несколько пренебрежительный оттенок – вроде «выкресты». При этом многие считают их теми татарами, которых принудили перейти из ислама в христианство в XVI веке, после победы Ивана Грозного над Казанским ханством. На это кряшены очень обижаются и повторяют, что мусульманами никогда не были и добровольно приняли христианство еще во времена Волжской Булгарии, будучи тюркским языческим народом.

Так или иначе, в регионе сложилась во многом своеобразная ситуация – люди с общими корнями, одной письменностью и языком столетиями живут бок о бок, разнясь только своей верой. Однако это различие и становится главным.

В середине XIX века православный миссионер Николай Ильминский создал для кряшен алфавит на основе кириллицы, для того чтобы они не «отатарились» и могли учиться в своих, а не исламских школах и лучше понимали православное богослужение. С тех пор началось возрождение и фиксирование кряшенских традиций, а кряшенским алфавитом позже стали пользоваться все татары.

На заре советской власти, в переписях 20-х годов, кряшены считались отдельным народом. Они учились в своих школах, выпускали книги, участвовали в богослужениях. Отмечали православные праздники, но не забывали и про народные татарские. Однако позже, начав претендовать на национально-культурную автономию, они лишились и своего прежнего статуса: в результате сталинской политики кряшенам поменяли паспорта и записали татарами. Прибавим к этому закрытие церквей, притеснение малых народностей. В таких условиях кряшенам оказалось нелегко сохранить свою самобытность.

Изменения начались со времен перестройки: вот уже почти 20 лет в Татарстане снова совершаются богослужения на кряшенском языке, а в 1996 году священник Павел Павлов стал настоятелем казанского кряшенского прихода – Тихвинской церкви. Некогда одна из известнейших в Казани, церковь в советское время, как водится, была приспособлена под склад, общежитие и мастерскую. Перед отцом Павлом она предстала облезлыми стенами и ликами святых с выколотыми глазами на сводах┘ Много лет приходская община восстанавливала церковь, работы ведутся и сейчас.

На всю страну о кряшенах заговорили перед переписью 2002 года. Главным вопросом было: считать кряшен отдельным народом или нет? Незадолго до переписи они приняли декларацию о своем самоопределении. С татарской стороны, в свою очередь, зазвучали протесты, чтобы те не разделяли единый народ, а записывались татарами и не портили им статистику по республике. Окажись татары в меньшинстве в своем регионе, руководству намного сложнее было бы продолжать многолетнюю борьбу за автономию республики. Поэтому так много было агитации и споров. Позднее говорили о разных нарушениях во время переписи. Так или иначе, кряшены все-таки получили право заявить о себе, и их насчитали 24 с половиной тысячи. Сами они называют цифру в 300 тысяч.

Сейчас кряшены стремятся сохранить свое название, передать детям свои традиции и религию. Три года назад на кряшенский язык был впервые полностью переведен Новый Завет, а недавно издан Молитвослов. Возрождение дается непросто – кряшенские села без государственной поддержки постепенно приходят в упадок, а в городах кряшены по большей части ассимилируются.

Впрочем, стоит отметить, что все больше молодых людей не скрывают того, что они кряшены. Заполняя анкеты на своих страницах в интернете, они пишут «кряшен» чаще всего в графе «религия». Почему? Ведь, казалось бы, они православные? Скорее всего в этом – их стремление обозначить именно свое религиозное своеобразие, осознать свое место в таком пестром окружении, где часто говорят, что они «ни рыба ни мясо» или «ушли от мусульман, но не пришли к христианам».

Естественно, таких разногласий избежать не удается. Большинство татар идентифицирует себя как мусульмане. Поэтому в попытках Татарстана обособиться, получить самостоятельность православные кряшены часто оказываются не у дел. За 20 лет им удалось добиться создания только одного крупного культурного центра, а приходов по республике не больше десяти.

Если кряшены Татарстана прежде всего заняты процессом своего самоопределения, то столичных волнуют и вопросы другого рода. Московская община православных татар немногочисленна. Она действует при храме Святого апостола Фомы, неподалеку от станции метро «Кантемировская». Настоятель храма священник Даниил Сысоев известен своей активной миссионерской деятельностью. Сейчас при храме создается миссионерский центр для всех диаспор, прежде всего азиатских. Цель вполне благородная – показать, что в православии нет национальных и этнических границ. Однако некоторые методы отца Даниила, например резкие высказывания в адрес мусульман, даже у православного духовенства вызывают подчас неоднозначную реакцию.

В московской общине есть и кряшены, и представители других татарских этнических общностей, в том числе бывшие мусульмане. И в отличие от казанских кряшенских служб, здесь многие разуваются и совершают омовение, а участвовать в богослужении можно сидя на ковре.

Фактический глава и чтец общины Евгений Бухаров не видит в этом никакого отхода от православия. Это «национальные элементы». Хотя в них скорее видится влияние совсем другой – исламской – религиозной традиции...

По словам Бухарова, кряшены могут служить своего рода связующим звеном между православными и татарами-мусульманами, поэтому кряшен можно успешно привлекать к миссионерству в мусульманской среде. В свою очередь, со стороны Духовного управления мусульман Татарстана раздаются призывы к возвращению «насильно крещенных» татар в ислам.

Согласно традиционной точке зрения на проблему возникновения кряшен, формирование этой этноконфессиональной группы как самостоятельной общности происходило длительное время при участии финно-угорских и тюркских компонентов . В тоже время, несмотря на то, что в период Волжской Булгарии и Золотой Орды известны тюркские феодалы и их окружение христианского вероисповедания , и то, что в более поздний период некоторые татарские аристократы переходили в православие , отдельного «кряшенского» этнического образования не было . Решающее же влияние на формирование кряшенов, как отдельной общности оказал процесс христианизации части татар Поволжья во второй половине XVI -XVII веках (сформировавшаяся в это время группа носит название "старокрещённых татар) и процесс христианизации нерусских народов Поволжья в первой половине XVIII века (новая группа татар, сформировавшаяся в это время в это время, носит название «новокрещённых») . В результате сформировались пять этнографических групп кряшенов, имеющих свои специфические отличия: казанско-татарская, елабужская, нагайбакская, молькеевская, чистопольская .

Одну из таких версий в православных средствах массовой информации выдвигает историк и богослов А. В. Журавский. Согласно его версии крещенные татары не являются крещенными в 16 веке татарами, а являются потомками тюркских племен, крещённых не позднее 12 века, проживавших в Волго-Камском регионе и ко времени падения Казанского ханства пребывавших в полуязыческом-полухристианском состоянии . Обоснования этой гипотезы А. В. Журавский видит в существовании некоторых фактов связанных с историей христианства в Волжской Булгарии. Так, например, в статье в газете «Татьянин день» Журавский, аргументируя эту точку зрения, отмечает: «Известен, например, христианский мученик XIII века Авраамий Болгарский (купец из Волжской Булгарии), умученный единоплеменниками-мусульманами в 1229 г. за отказ отречься от православия. Известно, что в Булгарах имелась древняя армянская (монофизитская) церковь, руины которой были уничтожены уже в советское время» . В тоже время, исследователь отмечает, что эти вопросы не представляются актуальными для официальной науки, и потому их обязано изучать церковное краеведение .

Ещё одну версию развивал казанский историк Максим Глухов . Он считал, что этноним «кряшены» восходит к историческому племени керчин - татарскому племени, известному как кераиты и исповедовавшему христианство несторианского толка с Х века . В конце XII века кераиты были покорены Чингисханом , но не утратили своей идентичности. Участие в завоевательных походах привело к появлению кераитов в Средней Азии и Восточной Европе. Позднее, при образовании самостоятельных Крымского и Казанского ханств большое число кераитов оказались в Крыму и на Средней Волге . Их потомки поныне живут в восточных районах Татарстана, сохраняя этноним в несколько деформированной виде, как реликт исторической памяти .

Численность и размещение

Антропологические типы кряшен

Наиболее значительными в области антропологии кряшен являются исследования Т. А. Трофимовой, проведенные в 1929-1932 годах. В частности, в 1932 году совместно с Г. Ф. Дебецом она проводит широкие исследования в Татарии. В Елабужском районе обследованы 103 кряшен, в Чистопольском районе - 121 кряшен. Антропологические исследования выявлили у кряшен наличие четырех основных антропологических типов: понтийского, светлого европеоидного, сублапоноидного, монголоидного .

Таблица 1. Антропологические признаки у различных групп кряшен.
Признаки Кряшены Елабужского района Кряшены Чистопольского района
Число случаев 103 121
Рост 166,7 165,0
Продольный диаметр головы 189,8 189,7
Поперечный диаметр головы 155,5 152,9
Высотный диаметр 127,3 126,9
Головной указатель 81,9 80,7
Высотно-продольный указатель 67,3 67,2
Морфологическая высота лица 124,9 127,6
Скуловой диаметр 141,7 141,4
Морфологический лицевой указатель 88,0 90,3
Носовой указатель 66,2 65,0
Цвет волос (% черных-27, 4-5) 45,4 62,0
Цвет глаз (% темных и смеш. 1-8 по Бунаку) 70,9 76,0
Горизонтальный профиль % плоских 1,0 2,5
Средний балл (1-3) 2,32 2,22
Эпикантус(% наличия) 1,0 0
Складка века 61,0 51,8
Борода (по Бунаку) % очень слабого и слабого роста (1-2) 54,9 43,0
Средний балл (1-5) 2,25 2,57
Высота переносья Средний балл(1-3) 2,24 2,34
Общий профиль спинки носа % вогнутых 15,5 8,3
% выпуклых 13,6 24,8
Положение кончика носа % приподнятых 18,4 30,5
% опущенных 18,4 26,5
Таблица 2. Антропологические типы кряшен, по Т. А. Трофимовой
Группы населения Светлые европеоидные Понтийские Сублапоноидные Монголоидные
N % N % N % N %
Кряшены Елабужского района Татарии 24 52,2 % 1 2,2 % 17 37,0 % 4 8,7 %
Кряшены Чистопольского района Татарии 15 34,9 % 12 27,9 % 13 30,2 % 3 7,0 %
Все 39 43,8 % 13 14,6 % 30 33,7 % 7 7,9 %

Указанные типы имеют следующие характеристики:

Понтийский тип - характеризуется мезокефалией, темной или смешанной пигментацией волос и глаз, высоким переносьем, выпуклой спинкой носа, с опущенным кончиком и основанием, значительным ростом бороды. Рост средний с тенденцией к повышению.
Светлый европеоидный тип - характеризуется суббрахикефалией, светлой пигментацией волос и глаз, средним или высоким переносьем с прямой спинкой носа, среднеразвитой бородой, средним ростом. Целый ряд морфологических особенностей - строение носа, размеры лица, пигментация и ряд других - сближает этот тип с понтийским.
Сублапоноидный тип (волго-камский) - характеризуется мезо-суббрахикефалией, смешанной пигментацией волос и глаз, широким и низким переносьем, слабым ростом бороды и невысоким, среднешироким лицом с тенденцией к уплощенности. Довольно часто встречается складка века при слабом развитии эпикантуса.
Монголоидный тип (южно-сибирский) - характеризуется брахикефалией, темными оттенками волос и глаз, широким и уплощенным лицом и низким переносьем, часто встречающимся эпикантусом и слабым развитием бороды. Рост, в европеоидном масштабе, средний.

Язык и алфавит

В языке кряшен выделяется четыре говора:

  1. говор кряшен Нижнего Прикамья;
  2. говор заказанских кряшен;
  3. говор чистопольских кряшен;
  4. говор молькеевских кряшен.

Кряшены в основном говорят на среднем диалекте татарского языка . Говор молькеевских кряшен, является исключением, он ближе к западному диалекту татарского языка. Главные отличия языка кряшен - малое количество арабизмов и фарсизмов, сохранение архаичных старотатарских слов.

Кряшены пользуются алфавитом Н. И. Ильминского, который отличается от современного татарского алфавита . Этот алфавит разрабатывался начиная с 1862 года и окончательно оформился к 1874 году. По сравнению с русским алфавитом, алфавит Ильминского имел четыре дополнительных буквы необходимых для передачи звуков татарского языка. Официальные государственные инстанции алфавит не утверждали. Считалось, что печать литературы ведется на «крещёно-татарском наречии русскими буквами». В 1930 году, после введения яналифа , использование алфавита Ильинского было прекращено на несколько десятилетий. Возобновлено использование в начале 90-ых годов XX века, когда на нем начали издаваться богослужебные книги и издания кряшенских общественных организаций.

Печать и литература

Газеты

Журналы

  • «Иген игуче» («Хлебороб») (июнь-июль 1918).
  • «Белемнек» («Знание») (сентябрь 1921 - январь 1922).

Художественная литература

Наиболее известным кряшенским поэтом XIX века является Яков Емельянов, получивший в народе прозвище «певец Яков». Пробовать перо начал ещё в период обучения в Казанской центральной крещёно-татарской школе. Поэт подготовил два поэтических сборника, которые были изданы под общим названием «Стихи на крещёно-татарском языке. Дьякон Я. Емельянов стихлары» в 1879 году . Также известны такие кряшенские писатели, как Давид Григорьев (Саврушевский), Дарҗия Аппакова, Н. Филиппов, А. Григорьев, В. Чернов, Гаврила Беляев.

Самоидентификация и современное положение

Существуют различные взгляды на кряшен; традиционным является мнение, что кряшены являются своеобразной частью татарского народа , её отстаивал Глухов-Ногайбек.

В то же время, среди заметной части интеллигенции существует мнение о кряшенах, как отдельном народе .

… «Старокряшены же, прожившие в христианстве целый ряд поколений, так и остались в нём, создав как бы особую народность с татарским языком , но со своеобразной культурой.

Вопрос о том, были ли старокряшены крещены из ислама, ещё достаточно спорный. Наблюдая их современный быт и даже язык, можно со значительной долей вероятности сказать, что эти татары или вовсе не были мусульманами или находились в исламе так мало, что он не проник в их быт. Язык кряшен лингвисты считают более чистым, чем татарский, засорённый колоссальным количеством варваризмов: арабского, персидского и русского происхождения… Кряшены сохранили свой древний быт почти целиком и могут до известной степени служить живым остатком того быта, который имели татарские массы до русского завоевания»…

Воробьёв Н. И. «Кряшены и татары», Казань, 1929 года

Сторонники того, что кряшены являются отдельным от татар народом считают также, что с того времени быт татар -мусульман под влиянием и по требованию ислама , менялся, по мере проникновения последнего в массы. Помимо языка и быта кряшены и в этническом отношении сохранили свои первоначальные древние качества в то время, как современные татары в этом смысле во многом, по их мнению, являются отатарившимися другими народностями, как чуваши , марийцы , удмурты и пр., перешедших в ислам .

Для того, чтобы убедиться в том, что современные татары и кряшены представляют родственные, но разные народности, пожалуй, даже не требуется исторических исследований, а достаточно, например, в той же Татарской Республике посетить татарскую, а также кряшенскую деревни и присмотреться к жизни в той и другой.

Вопрос о происхождении и положении кряшен активизировался в 2002 году в связи с всероссийской переписью населения. Вопрос вышел за рамки исторического и культурного и стал политическим. Так в статье «О татарах-кряшенах» в газете «Звезда Поволжья», Заки Зайнуллин обвинил «шовинистическое, московское русско-националистическое руководство» в попытке разделить татарский народ, в подстрекательстве кряшен объявить себя отдельной нацией. «Нельзя нас делить! Во время российской переписи мы, татары, должны заявить: Мы - татары!» Казанский исламовед Рафик Мухаметшин утвержлал, что существование кряшен выгодно Москве. По его мнению, интересы татар, второй по по численности национальности Российской Федерации, можно игнорировать, только разделив татарский народ. «В Татарстане 52 % - татары. Но если вы отнимите кряшен, тогда они станут меньшинством в собственной республике, которая станет просто губернией» .

Православный священник из кряшен Павел Павлов находит саму идею «возвращения» в Ислам оскорбительной: «За минувшие пять лет было множество призывов в прессе, чтобы мы вернулись в лоно Ислама, что нас простят. Это действует, капля за каплей - соседи начинают поговаривать: „Почему вы ходите в церковь? Пойдем с нами в мечеть “. Но если мы православные, за что нам извиняться?»

Культура

Этнографы отмечают, что по особенностям языка и традиционной культуры можно выделить пять этнографических групп кряшен:

  • казанско-татарскую,
  • елабужскую,
  • молькеевскую,
  • чистопольскую и
  • нагайбаков , каждая из которых имеет свои особенности и свою историю формирования.

Эти названия (кроме нагайбаков) достаточно условные: Казанско-татарская группа относилась к Казанской губернии (в Казанском, Лаишевском и Мамадышском уездах); Самарской; Уфимской; Вятской губерниям, в последней в Малмыжском уезде (это самая многочисленная и древняя группа). Мопькеевские кряшены Казанской губернии жили в Тетюшском и Цивильском уездах (сейчас - Апастовский район)|. Чистопольская группа была сконцентрирована в этой же губернии, в районе Западного Закамья (Чистопольский и Спасский уезды), Елабужская группа относится к Елабужскому уезду (в прошлом Вятская губерния). Нагайбакская группа размещалась на землях Верхне-Уральского и Троицкого уездов .

Примечания

  1. согласно данным переписи 2002 ; активисты кряшенского движения считают, что во время последней переписи населения были приняты меры к тому, чтобы занизить численность кряшен, которых вынуждали записываться татарами или русскими. -

ИДЕИ БУРЖУАЗНЫХ НАЦИОНАЛИСТОВ

В СОВРЕМЕННЫХ ТРУДАХ ПО ИСТОРИИ ТАТАР

И ДИСКРИМИНАЦИЯ НАРОДНОСТИ КРЯШЕН

По истории татарского народа мы имеем две весьма солидные, обстоятельные, а также очень ценные работы, опубликованные почти в самое последнее время: «История Татарской АССР» в двух томах, из которых первый вышел в 1955, а второй – в 1960 годах, и «Татары Среднего Поволжья и Приуралья», изданную в 1967 году.

Признавая несомненные и большие достоинства этих трудов, нельзя не отметить наложение в обоих случаях некоторых исторических событий периода от присоединения Казани к Московскому государству и вплоть до революции в духе былых татарских буржуазных националистов, которые, прежде всего, стремились сеять рознь между татарским и русским народами, не гнушаясь при этом и извращением исторических фактов.

Обратимся сначала к вышедшей позднее из вышеупомянутых работ «Татары Среднего Поволжья и Приуралья» и рассмотрим оттуда несколько примеров, начав с предисловия, которое в каждой книге является основным разделом, дающим облик и направление дальнейшему изложению.

На с. 13 читаем: «В 1552 г. Казанское ханство перестало существовать. Край стал частью Русского государства, правительство которого не только присоединило его политически, но и стало быстро осваивать экономически и культурно с тем, чтобы сделать его базой для дальнейшего продвижения на Урал и Сибирь.

Кроме усиленной колонизации края русским населением , царское правительство начало вести русификаторскую политику посредством обращения в православие его коренного населения, особенно татар.

Колониальная и русификаторская политика царского прави-тельства, политика угнетения нерусских народов края способство-вали тому, что последние поддерживали организуемые феодалами восстания, которые жестоко подавлялись русскими войсками. Нерусских крестьян, особенно татар , сгоняли с населенных мест или вынуждали к бегству, лишая земель и средств к существованию».[i]

Сказанное, понимать надо, относится ко всему периоду существования «царского правительства», т.е. от времени присоединения Казани к Московскому государству и вплоть до Февральской революции 1917 года, хотя Иван IV стал «царем всея Руси» в 1547 году.

Форма изложения, внутренний смысл и идейная направленность приведенной выдержки полностью соответствует антирусской пропаганде татарских буржуазных националистов в свое время. К тому же следует отметить бесцеремонность в обращении с историческими фактами, а также неряшливость по отношению к хронологии.

Мы ничуть не собираемся оправдывать или защищать царское правительство, от которого страдали все народы России и, прежде всего, русский народ, но историк должен не тенденциозно, а правдиво, объективно, а также с марксистской точки зрения освещать исторические события. Начнем с «организуемых феодалами восстаний, которые поддерживали нерусские народы края».

Таким, пожалуй, можно с натяжкой считать единственное известное восстание, возникшее тотчас после покорения Казани при Иване IV (Грозном). Восстание продолжалось несколько лет и привело, естественно, к неисчислимым бедствиям населения края, включая выселение с насиженных мест и прочее. В дальнейшем при всех восстаниях против царского правительства татарские массы шли рука об руку с русскими, причем организаторами таких восстаний были не феодалы, а такие народные вожди, как Степан Разин, Емельян Пугачев, Иван Болотников и другие, о чем здесь умалчивается.

Теперь посмотрим, в какой мере здесь уместно слово «колонизация». По энциклопедическому словарю, в древние времена колонией называли поселение победителей в покоренной стране. Слово «колонизация» в нашем представлении теперь связывается с завоеванием какой-либо страны капиталистическим государством, часто сопровождающееся после этого жестокой эксплуатацией, вытеснением, истреблением местного населения. Пропаганда западных капиталистических стран по своим особым соображениям и теперь часто называет национальные республики и области Союза, а также Сибирь колониями СССР. В рассматриваемом случае слово «колонизация» может внести в голову читателя путаницу не только в историческом, но и в политическом отношении.

Далее: В те времена не могло потянуться во вновь присоединенный край ни большое, ни малое число свободных поселенцев. Это не верно. На полученные там земли могли переселить только бояре и дворяне, т.е. «феодалы», как сказано у автора, своих крепостных крестьян и челядь. Попутно о феодалах. В первой половине рассматриваемой выдержки говорится о русских феодалах, а во второй – о феодалах, организовавших восстания. Тут следовало бы добавить хотя бы одно слово «татарских», чтобы было ясно, что речь идет о разных феодалах. Лучше же всего было бы это слово, в нашем представлении связанное с западным средневековьем, сюда не притягивать, а просто сказать в первом случае «русские бояре и дворяне», а во втором – «татарские дворяне – эмиры, мурзы» и прочие.

Рассмотрим теперь, как в XVI веке были «созданы» крещеные татары – кряшены – и как впоследствии «новокрещенцы» вернулись к исламу. Автор не объясняет, что это за новокрещенцы, но позволяет предполагать, что были и «старокрещенцы». Выражение «создать», видимо, здесь не случайно. Нельзя же думать, что автор солидного труда принятие той или другой религии считает созданием народа или народности. Создание чего-то предполагает инертный материал и чью-то сознательную работу над ним. Автора надо понимать, видимо, так, что в XVI веке из полностью исповедующего ислам татарского народа, насильственно вырвав часть, возможно худшую, злая воля тех же русских миссионеров превратила в крещеных татар – кряшен . Одна же группа этой достойной сожаления части татар, называемых новокрещенцами, впоследствии, поняв свое заблуждение, при первой возможности возвратилась в свой родной ислам.

Один из ответственных редакторов рассматриваемой книги, Н.И.Воробьев, в другой своей работе («Кряшены и татары») пишет по данному вопросу вот что: «Старокряшены – это потомки групп, крещеных вскоре после завоевания края. Главным образом, в царствование Анны и Елизаветы (первая половина XVIII века) создается вторая группа кряшен, получивших наименование новокряшен . Начиная со второй половины XIX века кряшены, особенно новокряшены, массами воссоединяются со своей основной народностью, и к моменту революции новокрещен почти совсем не остается.

Старокряшены же, прожившие в христианстве целый ряд поколений, так и остались в нем, своеобразной культурой» .

«Вопрос о том, были ли старокряшены крещены из ислама, еще достаточно спорный. Наблюдая их современный быт и даже язык, можно со значительной долей вероятности сказать, что эти татары или совсем не были мусульманами или находились в исламе так мало, что он не проник в их быт».

«Мы не будем в этой статье приводить солидных доказательств того, что в эпоху русского завоевания не все татары были мусульманами, отложив это для другого времени и места, но наши данные дают нам в этом полную уверенность».

«Язык кряшен лингвисты считают более чистым, чем татарский, засоренный колоссальным количеством иногда даже ненужных варваризмов арабского, персидского и русского происхождения».

«…Кряшены сохранили свой древний быт почти целиком и могут до известной степени служить живым остатком того быта, который имели татарские массы до русского завоевания».

Итак: Старокряшены, прожившие в христианстве целый ряд поколений, так и остались в нем, создав как бы особую народность с татарским языком, но со своей своеобразной культурой .

Таким образом, в ходе истории и в течение ряда столетий из татарского народа образовались две народности с отличными друг от друга бытом и культурой, но общим языком: собственно татары, которые, кстати, охотнее в прежние времена называли себя мусульманами по причинам, изложенным выше, и кряшены, как они себя называют, или крещенцы по-русски и старокрещеные татары, как писалось в официальных бумагах в дореволюционные времена.

После Октябрьской революции в Народном комиссариате национальностей, наряду с представителями татарской и других национальностей были представители кряшенской народности. Потом уже, в период так называемой султангалеевщины, было приступлено в официальном приказном порядке к их обратному отатариванию, опираясь на «исторические данные», подобные рассматриваемым в нашем случае.

При поверхностном подходе к вопросу, конечно, можно рассуждать и так: любая религия есть заблуждение и учитывать это в наше время не приходится, а язык у народности кряшен общий с татарами, а потому и выделять их теперь из последних незачем. Оставив полностью без внимания бытовые, культурные и другие различия между современными татарами и кряшенами, выработанные в течение нескольких столетий, как ни странно это звучит, более 300000[v] советских граждан, не спрашивая их желания, вынудили отказаться от своего исторически установившегося названия, самобытности и народности.

Была аннулирована существовавшая более полстолетия письменность с русскими буквами у кряшен. Их заставили перейти на татарскую – с арабскими буквами и способом письма справа налево. Далее, вместе уже с татарами, они должны были заучивать латинский шрифт, чтобы, наконец, вместе с ними же вернуться назад к своей письменности с русскими буквами. Этот эксперимент продолжался более полутора десятилетия.

В этом отношении чувашскому, удмуртскому и другим народам, у которых письменность тоже на основе русских буквенных обозначений, повезло, и с ними подобных опытов не могли производить.

Историки же, как мы видим, продолжают до самого последнего времени почти по инерции объяснять в духе былых буржуазных татарских националистов события, имеющие касательство к кряшенам, причем, особенно подчеркивая при этом насильственное обращение их в христианство в былые времена будто бы из ислама, в котором уже тогда якобы татары все пребывали. На то или другое толкование исторических событий сравнительно далекого прошлого можно бы не обращать внимания, если бы, как в данном случае, они не служили основанием и оправданием насилия и дискриминации значительного количества советских кряшен, принадлежащих к народности кряшен , которых заставили отказаться от привычного самоназвания , исторически возникшего и утвердившегося в сознании масс, и вынуждают против их желания именоваться татарами. Такой «татарин» по паспорту, но с русским именем, отчеством и фамилией может только привести в удивление как татарина, так и русского, причем, если они к тому же не знают о существовании кряшен, даже вызвать подозрение.

Совершенно в том же духе и почти теми же словами говорится о насильственной русификации татар и других народностей края в первом томе «Истории Татарской АССР», но здесь уже упоминается о татаризации нерусских народностей без всякого принуждения, с помощью только проповедывания истин ислама. На с. 153 упомянутого труда читаем: «В первое время власти пытались склонить население к добровольному крещению путем предоставления ряда льгот». Потом на следующей, 154 с., сказано: «Фактически при крещении далеко не всегда применялись «кротость и любовь», а чаще – принуждение». Далее: «Новокрещеным предлагалось обратить в православие всех служащих у них некрещеных (татар), а за недостаточную «крепость» в христианском вероучении виновных сажали в тюрьмы, били батогами и заключали «в железа и чепи».

Здесь, хотя и без конкретных примеров, видимо, предположительно говорится об единичных случаях принуждения, что вполне допустимо, а не о массовых применениях жестоких мер для насильственной русификации путем обращения в христианство, как говорилось в ранее рассмотренном историческом труде.

Попутно отметим, что в трудах по истории других народностей СССР, в частности чувашей, мари, удмуртов, башкир, а также среднеазиатских и кавказских народов, о подобных попытках «насильственной» русификации или насаждении христианства «жестокими» мерами не упоминается. Так же, как нет и другой народности, кроме кряшен, которых в приказном порядке заставили бы перестать быть самими собой только по единственному признаку – по общности языка с другим народом.

Можно провести некоторую аналогию между судьбой кряшен, проживающих в Татарской АССР, и аджарцев, проживающих в Грузинской ССР, которых, кстати, по количеству почти вдвое меньше, чем первых. Аджарцы – грузины, но, находясь длительное время под владычеством турок (с Х VII века до последней трети Х I Х века), переняли от них ислам, что наложило отпечаток на их быт, отличающийся теперь от грузинского. Учитывая это, не только не отменили в приказном порядке самоназвание народности, предложив, например, именоваться грузинами, а создана и существует Аджарская Автономная Советская Социалистическая Республика в составе Грузинской ССР.

Если достаточно только одной общности языка, то почему бы, например, всех евреев Советского Союза не обратить в русских, так как почти поголовно теперь у них родной язык русский, а башкир не перевести в татары, потому что башкирский язык можно рассматривать как одно из самых близких наречий татарского. В многонациональном Советском Союзе возможность подобного «укрупнения» народов, конечно, этими только двумя примерами не исчерпывается. Наглядно видна из этих примеров и абсурдность подобного мероприятия.

Вспомним, что одной из основных задач татарских буржуазных националистов (милләтчеләр) в свое время именно было объединение татар и башкир в одном Идель-Уральском штате с официальным татарским языком и входящим в состав Российской буржуазной республики. Этому всему помешала Октябрьская революция. Планы же их в отношении кряшенского народа все же впоследствии удалось осуществить, т. е. удалось лишить кряшен права быть самими собой среди остальных равноправных народов и народностей Советского Союза.

Заключение

Конечно, объективность изложения и достоверность упоми-наемых событий в исторических трудах имеют исключительно большое значение, но главный вывод из всего вышеизложенного, прежде всего, должен быть таким:Следует восстановить справедливость в отношении кряшенского народа и возвратить ему право на существование в качестве отдельной самобытной народности, исторически сложившейся в течение ряда столетий с укоренившимся за это время в сознании народа привычным самоназванием «кряшены».Тем самым дать и этой народности возможность развиваться и далее естественным историческим путем, без искусственных преград, наравне и вместе с другими народами нашей общей Родины – Союза Советских Социалистических Республик.

К ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ КРЯШЕН ИЛИ КРЕЩЕНЫХ ТАТАР

В XVI - XIX вв. татарами стали называться многие, как тюркоязычные, так и некоторые иноязычные народности, живущие на окраинах Русского государства. Для некоторых из них перенятое от русских имя «татары» стало самоназванием. Последнее целиком относится и к нашим казанским татарам, о которых подробно говорилось в предыдущей работе автора. Доказывалось, что казанские татары не происходят от каких-то «древних» татар, а являются потомками разных местных народностей Поволжья, отатарившихся в результате мусульманизации. Распространение ислама среди этих народностей началось после покорения их прибывшими из Золотой Орды татарами-мусульманами в 1438 году, создания татарского Казанского ханства и разными темпами продолжалось вплоть до начала ХХ века.

Ислам полностью стирал былые национальные различия упомянутых народностей, и они вместе с религией целиком перенимали татарский язык и образ жизни, очевидцами чего могли быть еще отцы и деды наших современников.

По официальным данным численность казанских татар только в Татарской АССР около 1,5 млн. человек , из которых предположительно 10-15 процентов принадлежат к группе кряшен или крещеных татар, как официально их называли в дореволюционное время. В отличие от других они были не мусульманами, а христианами, т.е. последователями «русской» веры.

Подобно чувашам, удмуртам и марийцам кряшены только формально пребывали в христианстве, но продолжали жить по своим древним дохристианским обычаям, чего нельзя было сказать про последователей ислама, который у принявших его совершенно вытравливал из их жизни все признаки прежней народной самобытности.

В настоящее время кряшены от остальных казанских татар отличаются главным образом именами, которые у кряшен русские, а у остальных татар – арабско-мусульманские, что объясняется, надо думать, живучестью привычек и традиций.

На происхождение кряшен имеются весьма различные точки зрения, например:

а) «несмотря на жестокие меры православных миссионеров при обращении татар в православие результаты оказались весьма незначительными»;[x]

б) «ввиду того, что старые методы вроде насильственного крещения оказались неэффективными, ищутся новые пути. Этот новый путь к обрусению был предложен известным педагогом-обрусителем Н.И.Ильминским»;

г) «кряшены (искаженное – крещеные) – этнографическая группа казанских татар – потомки татар, принудительно обращенных в православие в XVI - XVIII вв.»;

е) «среди татар выделяются также кряшены. Это татары, принявшие христианство вскоре после присоединения Казанского ханства к России.

В материальной и духовной культуре, обычаях и обрядах у кряшен много самобытных черт, отличающих их от татар-мусульман»

«Под именем кряшен известно тюркское племя, принявшее крещение при Иоанне Грозном в половине XVI века и назвавшее себя так в отличие от татар, именующих себя «мосольман» (мусульмане)» .

Самая простая и не лишенная при первом взгляде логики точка зрения та, что кряшены суть татары-мусульмане, насильственно окрещенные после присоединения Казани к Москве. При более же внимательном рассмотрении такой взгляд на возникновение этой этнической группы оказывается не состоятельным и не выдерживающим критики.

Прежде всего, почему же сравнительно только небольшая часть татар поддалась насилию и перешла в «русскую» веру, а значительно большая – сумела остаться правоверными последователями Пророка. Кроме того, такое принуждение к перемене веры не коснулось татарских дворян и помещиков, сохранивших все свои былые привилегии и в Московском государстве. Казалось бы их надо было в первую очередь обратить в христианство, а они уже без большого труда вынудили бы переменить веру и своих крепостных крестьян и челядь. В действительности же нечто подобное предписывается только через 130 лет после присоединения Казани к Москве указом царя Федора Алексеевича от 16 мая 1681 года .

Относительно крещения, например, литовцев в летописи тех времен читаем: «Ягайло (в 1386 г.) принял веру латинскую в Кракове вместе с достоинством короля Польского и крестил свой народ вольно и невольно . Чтобы сократить обряд, литовцев ставили в ряд целыми полками. Священники кропили их водой и давали имена христианские: в одном полку называли всех людей Петрами, в другом Павлами, в третьем Иванами» .

В летописях и других документах прежних времен нет никаких записей о подобном же всенародном или групповом насилии над татарами или другими народностями Поволжья с целью обращения их в христианство, нет ничего об этом и в устных преданиях этих народов. Такое событие, если бы оно имело место, обязательно нашло бы отражение или в письменных документах или в устных преданиях.

Выше мы видели, что только через 130 почти лет после присоединения Казани Московское правительство сделало очень чувствительный нажим на оставшихся верными исламу дворян и состоятельные классы с целью побудить их перейти в христианскую веру. Посмотрим, как обстояло тогда дело с христианизацией простых «ясачных» людей бывшего Казанского ханства .

Судя по упомянутым указам, Московское правительство, чтобы побудить простой народ из бывших подданных Казанского ханства к принятию христианства, старалось использовать материальную заинтересованность, которая сводилась к освобождению в течение нескольких лет от податей и прочих поборов, а также от рекрутчины.

Большею частью этого, видимо, было достаточно, чтобы заманить в христианство язычников: чувашей, мордву, марийцев, удмуртов и прочих, которые, прибавив к своим еще одного «русского» бога дополнительно и согласившись иметь второе – христианское – имя, ничем не меняли свой быт и продолжали жить по-старине.

Ислам к тому времени давно уже был хорошо организованной религией с иерархией материального обеспечения духовенства, с богословской литературой, с мечетями и духовными учебными заведениями при них. Были давно выработаны также и строгие религиозные предписания, регулирующие жизнь и быт правоверного, которого его духовные наставники доводили до безрассудного религиозного фанатизма, как мы знаем еще из недавнего прошлого. При этих условиях на мусульманина не только посулы вышеупомянутых указов, но и большие соблазны и даже перспектива физического насилия скорее всего не оказали бы воздействия и не заставили его переменить веру.

Тем более это трудно допустить, если учесть, что привилегированные сословия казанских татар, как уже упоминалось, в течение еще очень долгого времени полностью сохраняли все свои социальные и экономические преимущества и в Московском государстве, так что любая попытка обратить в христианство крепостных помещика-мусульманина или ясачных, исповедующих ислам, не могла рассчитывать на успех в тех условиях.

Делаем вывод, что кряшены или «крещеные» татары не могли возникнуть в результате добровольного или принудительного обращения в христианство татар мусульман, и подобные несостоятельные утверждения являются, скорее всего, отзвуками антирусской пропаганды в свое время мусульманского духовенства, преуспевавшего тогда в распространении ислама среди темных масс поволжских народностей.

Каким же образом и откуда вскоре после присоединения Казани появились «крещеные» татары или кряшены, сохранившиеся до наших дней как своеобразная этническая группа татар?

Согласимся пока с точкой зрения большинства авторитетных тюркологов, утверждающих, что в Поволжье обитали с очень древних времен, причем гораздо раньше возникновения Казанского ханства, тюркские племена, говорящие на татарском или близком к нему языке .

Эти тюркские племена, несмотря на сходство и даже общность языков, ошибочно считать предками наших казанских татар, возникших в результате мусульманизации разных народностей и, прежде всего, чувашей. Конечно, в какой-то степени в этногенезе их участвовали и представители упомянутых тюркских племен, но только в той мере, в какой наряду с другими они принимали ислам и отатаривались, одновременно отказавшись подобно остальным от всех особенностей своей народной самобытности. В то же время можно привести ряд соображений в доказательство того, что, скорее всего, именно кряшены (крещеные» татары) могут оказаться потомками этих, обитавших в Поволжье древних тюркских племен из татарской языковой группы. Как уже упоминалось, в Татарской республике, на стыке ее с Чувашской АССР, имеются девять кряшенских селений. В двух из них, а именно в Старом Тябердине и Суринском, часть жителей вплоть до Октябрьской революции оставалась вне как христианства, так и мусульманства и продолжала жить по своим дедовским обычаям, хотя во всем остальном, включая весь быт и уклад жизни, они ничем не отличались от своих соседей кряшен, считавшихся формально христианами.

Эту, сохранившуюся от древних времен вплоть до наших дней горсточку потомков какого-то тюрко-язычного племени мы назвали условно «некрещеными кряшенами». Они почти в неприкосно-венности сохранили этнический облик своих предков, которые, возможно, являются предками и остальных кряшен.

Заметим, что в бывшем Тетюшском уезде Казанской губернии наряду с чувашскими было много кряшенских селений, окончательно перешедших в ислам только к концу XIX в. Это подтверждается помимо письменных документов также и тем, что там жителей многих теперь чисто татарских деревень окружающее, тоже татарское, население до последнего времени продолжало в быту называть кряшенами, т.е. бывшими кряшенами.

В то же время кряшен упомянутых девяти селений, затерявшихся на стыке Татарской и Чувашской республик, соседи, как татары, так и чуваши, а также они сами себя называют чувашами, что, видимо, является результатом очень давних бытовых и родственных связей этой группы с чувашами.

В настоящее время основная масса кряшен обитает в области Нижней Камы и прилегающей части левобережья Волги. Здесь уже не сохранились “некрещеные” кряшены, как, например, старо-тябердинские и суринские на западе республики, но тут кряшены, приняв когда-то христианство, также почти целиком сохранили образ жизни дохристианских времен подобно остальным народностям Поволжья.

Примерно в 40-50 км от Камы, в ее правобережьи, среди остальных кряшенских селений есть дер. Тямти и речка того же названия (Сабинский район Татарской республики). Такое сходство наименований древнего племени и современного селения наводит на мысль о том, что кряшены, возможно, являются потомками упомянутого племени тямтюза, а селение Тямти когда-то могло быть крупным населенным центром этого племени, достаточно многочисленного, если оказалось отмеченным в летописях тех времен. Прояснить этот вопрос можно бы путем археологических раскопок в тех местах.

Упомянем еще об одной точке зрения. Как уже установлено, в VI - VIII веках в области Нижней Камы и прилегающей части Волги обитало тюркское племя “именьковской культуры”. Известный ученый, тюрколог Н.Ф.Калинин утверждает, что потомков населения, оставившего многочисленные археологические памятники упомяну-той культуры, следует видеть в современных кряшенах . Заметим, что не в татарах вообще и не в казанских татарах в частности, а в кряшенах. Еще раз отметим, что тюркоязычные племена, обитавшие в разные исторические эпохи в Поволжье, не могут считаться предками наших казанских татар, возникших в результате мусульманизации разных народностей. Поэтому нельзя историю казанских татар считать в какой-то мере продолжением истории этих древних тюркоязычных народов.

История казанских татар начинается со времени покорения местных племен Поволжья татарами-мусульманами из Золотой Орды в середине XV в. (точнее в 1438 г.) и создания ими Казанского ханства, что положило начало распространению ислама и татаризации этих племен, т.е. возникновению народности казанских татар. Все то, что было в Среднем Поволжье до этого, не имеет прямого отношения к нашим казанским татарам, а составляет общую историю обитающих там разных народностей и племен.

Для иллюстрации к сказанному приводим в таблице результаты антропологических исследований по двум районам Татарской республики с указанием в процентах от общего числа объектов изучения, отдельно количества европеидных и монголоидных типов, как по татарам, так и по кряшенам .

Район

Светлые европеоидные типы в %

Монголоидные

типы в %

Кряшены татары



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!