Авиакатастрофа ТУ-104 с командованием ТОФ СССР
самолет модели Ту-104А, схожий с разбившимся
Общие сведения
Общие сведения
Ту-104А Модель |
Аэродром Пушкин Пункт вылета |
Аэродром Кневичи Пункт назначения |
СССР-42332 Бортовой номер |
1956 год Дата выпуска |
Инюшин А.И. Командир воздушного судна |
44 Пассажиры |
6 Экипаж |
Авиакатастрофа ТУ-104 с командованием ТОФ СССР - авиационная катастрофа, которая произошла на военном аэродроме в Ленинградской области, около города Пушкин, 7 февраля 1981 года. В результате крушения самолета Ту-104 погибли 50 человек, из них 16 адмиралов и генералов и 11 капитанов первого ранга Тихоокеанского флота СССР (ТОФ). В результате этой авиакатастрофы ТОФ на время остался практически без руководства.
События до авиакатастрофы
В начале февраля 1981 года в Военно-морской академии в Ленинграде назначили оперативно-мобилизационный сбор руководящего состава всех флотов ВМФ. Возглавлял это мероприятие главком ВМФ адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков . Высшее руководство флотов принимало участие в командно-штабных учениях без привлечения реальных сил.
30 января 1981 года на военном аэродроме в городе Пушкин, Ленинградская область, приземлился самолет Ту-104 отряда управления 593-го отдельного транспортного авиационного полка 25-й морской ракетной авиационной дивизии ВВС ТОФ СССР (место дислокации - аэродром «Кневичи», г. Владивосток), на котором на учения прибыл весь высший командный состав ТОФ . Учения проходили в течении недели, по итогам которой С.Г. Горшков назвал действия командования ТОФ лучшими. На следующий день высшее командования флотов ВМФ СССР, участвовавшее в учениях, должно было отбыть обратно, к местам дислокации флотов.
Авиакатастрофа
Военный аэродром г.Пушкин, наши дни. На фотографии отмечено место крушения. Фото Д. Кузнецов
В 16 часов 7 февраля 1981 года командир Ту-104 ТОФ СССР Инюшин А.И. подтвердил готовность начать взлет и совершить беспосадочный перелет до Владивостока, в связи с чем самолет был заправлен топливом максимально полно. При выполнении взлёта Ту-104 произвел отрыв от взлетно-посадочной полосы с большим углом атаки. Достигнув высоты в 50 метров, самолет стал кренится на правое крыло и спустя несколько секунд ушел в сваливание, ударился о землю и взорвался.
Практически все, находившиеся на самолете, погибли в момент взрыва. Старшего лейтенанта техника Зубарева выкинуло через носовой фонарь во время удара самолета о землю, но по дороге в больницу он скончался от полученных травм.
Список погибших
Следует отметить, что предварительный список погибших, составленный сразу после катастрофы, насчитывал не 50, а 52 человека. В последствии выяснилось, что вице-адмирал Г.А. Хватов, командующий Камчатской военно-морской флотилией, и Р.А. Голосов, начальник штаба ТОФ, вылетели другими рейсами, тем самым чудом избежали гибели.
Экипаж
- Инюшин Анатолий Иванович. Командир отряда управления авиационной дивизии ВВС ТОФ, подполковник авиации.
- Послыхалин Владимир Александрович. Помощник командира корабля - правый лётчик ВВС ТОФ, старший лейтенант.
- Субботин Виталий Алексеевич. Штурман авиационного отряда ВВС ТОФ, майор.
- Рупасов Михаил Николаевич. Начальник технико-эксплуатационной части отряда авиационного полка ВВС ТОФ, капитан.
- Барсов Анатолий Владимирович. Техник группы обслуживания РТО ВВС ТОФ, старший лейтенант.
- Вахтеев Анатолий Иванович. Командир огневых установок авиаполка ВВС ТОФ, прапорщик.
Пассажиры
- Спиридонов Эмиль Николаевич. Командующий Тихоокеанским флотом, адмирал .
- Белашев Виктор Григорьевич. Командующий 4-й флотилией подводных лодок ТОФ, вице-адмирал .
- Павлов Георгий Васильевич. Командующий ВВС ТОФ, генерал-лейтенант авиации.
- Сабанеев Владимир Дмитриевич. Член Военного совета - начальник политического управления ТОФ, вице-адмирал.
- Тихонов Василий Федорович. Командующий Приморской флотилией разнородных сил ТОФ, вице-адмирал.
- Данилко Степан Георгиевич. Начальник штаба - первый заместитель командующего ВВС ТОФ, генерал-майор авиации.
- Коновалов Владимир Харитонович. Начальник 3 управления ВМФ войск Дальнего Востока, контр-адмирал .
- Корбан Владимир Яковлевич. Заместитель командующего по боевой подготовке - начальник управления боевой подготовки ТОФ, контр-адмирал.
- Леонов Геннадий Федорович. Начальник разведки ТОФ, контр-адмирал.
- Махлай Виктор Петрович. Командир эскадры подводных лодок ТОФ, контр-адмирал.
- Митрофанов Феликс Александрович. Начальник оперативного управления - заместитель начальника штаба ТОФ, контр-адмирал.
- Николаев Виктор Антонович. Член Военного совета - начальник политотдела Сахалинской флотилии ТОФ, контр-адмирал.
- Пирожков Рэмир Иванович. Начальник штаба - заместитель командующего 4-й флотилии подводных лодок ТОФ, контр-адмирал.
- Постников Василий Сергеевич. Член Военного совета - начальник политотдела Приморской флотилии разнородных сил ТОФ, контр-адмирал.
- Рыков Владимир Васильевич. Член Военного совета - начальник политотдела ВВС ТОФ, генерал-майор авиации.
- Чулков Джемс Константинович. Командир 10-й ОПЭСК ТОФ, контр-адмирал.
- Асеев Владислав Петрович. Капитан 1 ранга .
- Бережной Виктор Карпович. Начальник политотдела 10-й ОПЭСК ТОФ, капитан 1 ранга.
- Волк Саул Григорьевич. Начальник отдела оперативного управления штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
- Граф Евгений Григорьевич. Заместитель начальника отдела оперативного управления штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
- Лобачев Юрий Григорьевич. Заместитель начальника отдела штаба тыла ТОФ, капитан 1 ранга.
- Морозов Владислав Игнатьевич. Начальник отдела противолодочных сил штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
- Пивоев Владимир Ильич. Член Военного Совета - начальник политотдела 4-й флотилии подводных лодок ТОФ, капитан 1 ранга.
- Погосов Борис Погосович. Начальник информационного центра разведки ТОФ, капитан 1ранга.
- Прокопчик Анатолий Васильевич. Начальник штаба - первый заместитель командующего Приморской флотилии разнородных сил ТОФ, капитан 1 ранга.
- Туробов Юрий Николаевич. Начальник штаба - заместитель командира 8-й ОПЭСК ВМФ, капитан 1 ранга.
- Цыганков Владимир Дмитриевич. Старший офицер отдела оперативного управления штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
- Чеканский Казимир Владиславович. Начальник стоматологического отделения Военно-морского госпиталя - главный стоматолог ТОФ, полковник медицинской службы.
- Делибатаньян Артур Арович. Заместитель главного штурмана ВВС ТОФ, подполковник авиации.
- Подгаецкий Георгий Васильевич. Старший офицер отдела ПВО штаба ТОФ, капитан 2 ранга.
- Сорокатюк Владимир Дмитриевич. Начальник оперативного отдела - заместитель начальника штаба ВВС ТОФ, подполковник.
- Бабкин Анатолий Иванович. Старший офицер штаба тыла ТОФ, капитан 3 ранга.
- Науменко Сергей Иванович. Военный лётчик-истребитель из Новосибирска, капитан .
- Акентьев Александр Николаевич. Военный лётчик-истребитель из Новосибирска, старший лейтенант.
- Зубарев Валентин Иосифович. Старший техник группы регламентных работ и ремонта радиотехнической аппаратуры 570 авиаполка 143 мрад ВВС ТОФ из Советской Гавани, старший лейтенант.
- Шевченко Геннадий Геннадьевич. Адъютант командующего ТОФ, старший лейтенант.
- Амельченко Борис Иванович. Порученец члена Военного совета - начальника политуправления ТОФ, мичман .
- Дворский Виктор Степанович. Чертёжник штаба ТОФ, старший матрос.
- Ломакина Тамара Васильевна. Жена первого секретаря Приморского крайкома КПСС Ломакина В. П.
- Спиридонова Валентина Павловна. Жена командующего ТОФ адмирала Спиридонова Э. Н.
- Левкович Анна А. Машинистка оперативного управления штаба ТОФ.
- Морева Елена Александровна. Дочь начальника связи ТОФ А. Морева.
- Макаренко Б. Н. Сын начальника снабжения Приморского крайисполкома Н. Макаренко.
- Макаренко Е. Н. Жена Макаренко Б. Н.
Версии крушения
По официальной версии, при размещении груза и пассажиров в салоне, а также при расчете предельно допустимого веса груза, экипажем были допущены ошибки, что повлекло к смещению центровки до запредельно задней, что, в свою очередь, привело к выходу самолета на закритический угол атаки сразу после отрыва, потере устойчивости и невозможности управления самолетом. Также одним из факторов, повлиявшим на произошедшее, было выполнение отрыва самолёта на скорости, меньше расчётной на 25 км/ч, в результате чего перегруженный самолет не смог обеспечить необходимую подъемную силу.
Сразу после катастрофы, очевидцы, наблюдавшие за взлетом, указывали, что выпуск закрылков был произведен не симметрично, и именно это стало причиной катастрофы. Официальное расследование эту версию не подтверждает.
По некоторым версиям, одной из причин катастрофы стала перегрузка самолета, в том числе и топливом. Именно по этой причине взлет был произведен на скорости менее расчетной, так как экипаж был просто не в состоянии разогнать перегруженный самолет до расчетной скорости отрыва. Официальное расследование эту версию так же не подтверждает.
Последствия
Сразу после катастрофы информация о происшествии была засекречена. Единственное упоминание о крушении Ту-104 с командованием ТОФ было опубликовано в газете «Красная звезда», официальном печатном органе вооруженных сил СССР:
7 февраля 1981 года при исполнении служебных обязанностей в авиационной катастрофе погибла группа адмиралов, генералов, офицеров, мичманов, прапорщиков, матросов и служащих Тихоокеанского флота. Министерство обороны СССР и Главное политическое управление Советской Армии и Военно-Морского Флота выражают глубокое соболезнование родным и близким погибших товарищей |
7 февраля 1981 года под Ленинградом (Санкт-Петербургом) разбился транспортный самолет Ту-104. Погибло почти все руководство Тихоокеанского флота: 17 адмиралов и генералов. Всего катастрофа унесла 52 жизни.
В начале февраля 1981 года в Военно-морской академии в Ленинграде назначили оперативно-мобилизационный сбор руководящего состава всех флотов ВМФ. Возглавлял это мероприятие главком ВМФ адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков. Высшее руководство флотов принимало участие в командно-штабных учениях без привлечения реальных сил.
Все шло по плану. 30 января руководители Тихоокеанского флота (ТОФа) прилетели на военном самолете флотской авиации Ту-104 из Владивостока в Ленинград. Через неделю этим же самолетом им предстояло вернуться домой.
«Когда они уходили, а мы ведь все жили в одном доме, - вспоминала Тамара Чулкова, вдова контр-адмирала Джемса Чулкова, - мой муж уже внизу стоял, а муж Светланы Бережной Виктор (капитан 1-го ранга. - И.М.) только выходил из квартиры. Он был не в фуражке, а в шапке. И ему кто-то сказал: „Что ж ты в шапке! Моряк должен быть только в фуражке!“ И Виктор Карпович побежал наверх… А я стою и думаю: ну зачем он вернулся?! Это ведь такая нехорошая примета».
Сбор в Ленинграде пролетел незаметно. Через неделю адмирал Горшков подвел итоги. На учениях тихоокеанцев признали лучшими. В хорошем настроении они стали собираться домой.
Нина Тихонова, вдова вице-адмирала Василия Тихонова, командующего Приморской флотилией Тихоокеанского флота, позже говорила о своих плохих предчувствиях: «У нас дома был кактус, который всегда расцветал в мае. Это такое красивое зрелище. И тут вижу: ветка будто застыла. А потом увидела, что кактус выбросил цветок. Знаете, кактус цвел те последние сутки, что были отведены мужу. Как будто осветил его жизнь. Причем обычно он расцветал в шесть часов вечера, а через сутки отцветал. А тут распустился в 23.00 - и ровно в это время на следующий день отцвел. Я посмотрела на часы и сказала сыну: „Если завтра мы нашего папу увидим, то будем самыми счастливыми людьми на свете“.
Утром 7 февраля вылетели североморцы и с ними - начальник штаба ТОФа, которому разрешили навестить родственников на Севере. Удалось избежать гибели и командованию Камчатской военной флотилии - им посчастливилось попасть на рейс Аэрофлота. Затем поднялись в небо и другие самолеты.
Около 16 часов к исполнительному старту военного аэродрома в городе Пушкин двинулся Ту-104 Тихоокеанского флота. В тот день шел снег, мела даже небольшая пурга, но полеты не отменялись. На борту транспортного самолета находились командующий флотом адмирал Эдуард Спиридонов, командующий авиацией флота генерал-лейтенант Георгий Павлов, 17 адмиралов и генералов, другие пассажиры (среди них - супруги Спиридонова и секретаря крайкома партии Ломакина). Всего вместе с экипажем на Ту-104 летели 52 человека.
Военно-морские руководители, собираясь домой, прихватили с собой из центра дефицитные товары. В итоге Ту-104 оказался существенно перегруженным. Положение усугубилось тем, что экипаж не проконтролировал расположение груза внутри фюзеляжа самолета. Позже комиссия установила, что центровка общей массы оказалась за установленными пределами - ближе к хвосту. Это ухудшило аэродинамику самолета, что неощутимо на земле, но проявляется сразу после отрыва шасси от бетонки. Последняя ошибка - что экипаж начал взлет на несколько сот метров раньше, чем следовало. Командир экипажа - первоклассный пилот, опытный, проработавший на самолетах подобного типа более 11 лет, - стал выполнять взлет по входившей тогда в моду зарубежной «экологической методике»: как можно круче набор, чтобы быстро увести от земли гром ревущих двигателей.
На 8-й секунде полета, когда подъемная сила, уменьшаясь вследствие крутого набора высоты тяжелого лайнера, сравнялась с его весом, наступило то самое неустойчивое равновесие, которое в полете ведомо только летчикам-испытателям, проверяющим устойчивость новой машины. Последним фактором, опрокинувшим и самолет, и судьбы членов экипажа и пассажиров, стал сильный встречно-боковой ветер. Зная о нем и предполагая парировать снос, летчики дали элероны вправо - на ветер. И именно туда, вправо, заваливался многотонный лайнер.
Ни руководитель полетов, ни его подчиненные не успели произнести ни слова. Лишь штурман корабля, сидящий в стеклянном носу лайнера, сначала с тревогой, а затем с ужасом прокричал несколько раз: «Куда? Куда?! Куда?!!» Он, конечно, не мог представить, что эта страшная фигура - крен почти отвесно к земле - выполнялась не по воле летчиков. Испытатели потом говорили, что спасти положение на первых мгновениях правого крена мог лишь энергичный поворот штурвала влево и от себя, чтобы вывести судно в горизонтальный полет и набрать скорость.
Старший офицер Оперативного управления штаба ТОФа Виктор Гамага, провожавший в тот черный день товарищей, свидетельствовал: «Набрав скорость и не доходя примерно треть до конца ВПП, самолет начал взлетать, но на высоте всего около 30 метров почему-то накренился на правое крыло… Так и не выйдя за пределы взлетной полосы, самолет перевернулся, упал, мгновенно взорвался. Спастись не удалось никому».
Погибли командующий флотом, почти все его заместители, половина личного состава штаба, командование флотской авиации, флотилий, бригад и эскадр. В одночасье Тихоокеанский флот остался практически без командования.
А в это время во Владивостоке их ждали, готовили им праздничный стол. «…У меня все почему-то из рук валилось, - вспоминает Нина Тихонова. - Я то за салаты бралась, то за тесто… Помню, посуду какую-то разбила… Вдруг подъехала машина, стали выходить люди в адмиральских шапках. Я открыла дверь со словами: „Василия Федоровича нет?“ Они отвечают: „Нет“. Я только и смогла сказать: „Я так и знала“ - и упала в обморок. Потом пришла в себя и услышала: „Нина Ивановна, их никого нет“. Я почему-то решила, что у него сердце не выдержало из-за тех аварий, что случились с кораблями. А ведь оказалось, что учения прошли хорошо и о тайфуне никто и не вспоминал».
«Мы очень готовились к встрече наших мужей, - рассказывает вдова капитана 1-го ранга Виктора Бережного Светлана. - К тому же должны были отметить один радостный момент - присвоение Джемсу Константиновичу Чулкову звания вице-адмирала. Перед приездом мужей Тамара Ивановна зашла ко мне и сказала: „Ты знаешь, я достала утку, разморозила, должна поставить в печку… и не могу. Просто не знаю, что со мной происходит“.
А 8 февраля открылась дверь и в квартиру вошли люди в черных шинелях. Они не сразу сообщили нам о гибели мужей. Вначале сказали только: «Вы знаете, самолет взлетел, но… нам еще ничего не сообщили… мы вам потом расскажем…» Тут Тамара Ивановна схватила фотографию Джемса и упала. «Его больше нет! Он погиб!» Ее все стали успокаивать. А я не могла понять, отчего она так - ведь еще ничего не ясно.
Потом нам говорили всякие казенные слова… У меня внутри словно все сжалось, и я просто ничего не чувствовала. Осознание боли пришло только через сутки. Тогда я каждой своей клеточкой почувствовала, что мужа больше нет».
Родным и близким погибших приходили соболезнования от военных различного ранга, в том числе от министра обороны СССР. Тем не менее достоянием общественности эта трагедия не стала. Более того, летевших на похороны родственников предупредили, чтобы они не рассказывали о причине гибели мужей.
По телевидению и в прессе о катастрофе не сообщили. Единственная газета, которая поместила маленькую заметку о случившемся, - «Красная звезда». На предпоследней странице написали, что в авиакатастрофе разбились командующий Тихоокеанским флотом Э.Н. Спиридонов, начальник политуправления Тихоокеанского флота вице-адмирал В.Д. Сабанеев, командующий Военно-Воздушными Силами Тихоокеанского флота генерал-лейтенант авиации Г.В. Павлов и другие. А «другие» - это еще 49 человек, среди которых - 17 адмиралов и генералов и 15 старших офицеров.
Родственникам сказали, что тела опознаны и нужны вещи, в чем погибших хоронить. Потом сообщили, что они будут кремированы. 10 февраля родственники вылетели из Владивостока в Ленинград, а похороны состоялись 12 февраля. Вечером после похорон все улетели домой.
Вскоре после катастрофы вдовы были на приеме у нового командующего Тихоокеанским флотом Владимира Васильевича Сидорова и спросили у него, почему в свидетельствах о смерти мужей написано «умер», а не «погиб при исполнении служебных обязанностей». Командующий ответил, что по гражданскому закону формулировки «погиб» не существует. Лишь спустя шестнадцать лет - 3 марта 1997 года - родственники получили документ: офицеры погибли при исполнении служебных обязанностей.
Семьям выдали по тысяче рублей на взрослого человека и по пятьсот - на несовершеннолетних детей. Вышло также постановление о назначении персональных пенсий союзного значения вдовам адмиралов и генералов. Семьям предложили выбрать любой город Советского Союза. В Ленинград (ныне Санкт-Петербург) уехали 26 семей. Другие выбрали Москву, Владивосток, Киев, Севастополь.
Много лет спустя на кладбище появился памятный мемориал. Раньше на стеле было выбито: «Военным морякам тихоокеанцам». Теперь добавили: «Погибшим при исполнении служебных обязанностей 7.02.1981 года» - и выбили православный крест.
Расследование трагедии длилось несколько недель и проходило в напряженных спорах между представителями КБ Туполева, бывшего командования ВМФ и МО, летчиков-испытателей. Тем не менее виновным признан командир авиационной дивизии полковник Яковлев, базирующийся на Дальнем Востоке. В работе совещания он участия не принимал и в момент беды находился за десятки тысяч километров от места события. Однако самолет Ту-104 входил в отряд управления подчиненной ему дивизии, и этого оказалось достаточно, чтобы обвинить его в гибели самолета и людей.
Официальная версия - нарушение центровки - до сих пор вызывает споры. Проанализировав радиообмен экипажа с КДП, эксперты сделали вывод, что катастрофа произошла вследствие несимметричного выпуска закрылков и появившегося крена, для парирования которого не хватило элеронов.
Катастрофа Ту-104 в Пушкине - авиационная катастрофа , произошедшая 7 февраля 1981 года . Авиалайнер Ту-104А , принадлежавший отряду управления 25-й МРАД ВВС КТОФ СССР , выполнял рейс по маршруту Пушкин -Хабаровск -Владивосток , но через несколько секунд после взлёта рухнул на землю и полностью разрушился. Погибли все находившиеся на его борту 50 человек - 44 пассажира и 6 членов экипажа.
Среди пассажиров на борту самолёта находились 16 адмиралов и генералов и 12 капитанов первого ранга и полковников, что на время полностью обезглавило Тихоокеанский флот ВМФ СССР .
Самолёт
Ту-104А (регистрационный номер СССР-42332, заводской 76600402, серийный 04-02) был выпущен в ноябре 1957 года и изначально носил бортовой номер СССР-Л5426. 27 ноября того же года был передан авиакомпании «Аэрофлот » (Восточно-Сибирское УГА, 1-й Иркутский ОАО ; 21 января 1959 года перешёл в Дальневосточное УГА, 1-й Хабаровский ОАО (Новый)), 11 апреля 1961 года был перерегистрирован и его б/н сменился на СССР-42332. 28 ноября 1961 года был куплен отрядом управления 25-й МРАД ВВС КТОФ СССР. Оснащён двумя турбореактивными двигателями АМ-3 производства Казанского завода №16 .
Экипаж и пассажиры
Состав экипажа борта СССР-42332 был таким:
- Командир экипажа - 50-летний подполковник Анатолий Иванович Инюшин. Командир отряда управления 25-й авиационной дивизии ВВС ТОФ. Налетал 8150 часов, 5730 из них на Ту-104.
- Помощник командира - 28-летний старший лейтенант Владимир Александрович Послыхалин. Правый лётчик ВВС ТОФ.
- Штурман - 33-летний майор Виталий Алексеевич Субботин. Штурман авиационного отряда 25-й авиационной дивизии ВВС ТОФ.
- Бортинженер - 32-летний капитан Михаил Николаевич Рупасов. Начальник технико-эксплуатационной части отряда авиационного полка ВВС ТОФ.
- Бортрадист - 28-летний старший лейтенант Анатолий Владимирович Барсов. Техник группы обслуживания РТО ВВС ТОФ.
- Борттехник - 31-летний прапорщик Анатолий Иванович Вахтеев. Командир огневых установок авиаполка ВВС ТОФ.
На борту самолёта находились 44 пассажира :
- Эмиль Николаевич Спиридонов , 55 лет. Командующий Тихоокеанским флотом, адмирал.
- Виктор Григорьевич Белашев , 53 года. Командующий 4-й флотилией подводных лодок ТОФ, вице-адмирал.
- Георгий Васильевич Павлов , 53 года. Командующий ВВС ТОФ, генерал-лейтенант авиации.
- Владимир Дмитриевич Сабанеев , 53 года. Член Военного совета - начальник политического управления ТОФ, вице-адмирал.
- Василий Фёдорович Тихонов , 52 года. Командующий Приморской флотилией разнородных сил ТОФ, вице-адмирал.
- Степан Георгиевич Данилко , 53-54 года. Начальник штаба - первый заместитель командующего ВВС ТОФ, генерал-майор авиации.
- Владимир Харитонович Коновалов , 49 лет. Начальник 3 управления ВМФ войск Дальнего Востока, контр-адмирал.
- Владимир Яковлевич Корбан , 55 лет. Заместитель командующего по боевой подготовке - начальник управления боевой подготовки ТОФ, контр-адмирал.
- Геннадий Фёдорович Леонов , 50 лет. Начальник разведки ТОФ, контр-адмирал.
- Виктор Петрович Махлай , 45 лет. Командир эскадры подводных лодок ТОФ, контр-адмирал.
- Феликс Александрович Митрофанов , 52 года. Начальник оперативного управления - заместитель начальника штаба ТОФ, контр-адмирал.
- Виктор Антонович Николаев , 47 лет. Член Военного совета - начальник политотдела Сахалинской флотилии ТОФ, контр-адмирал.
- Рэмир Иванович Пирожков , 45 лет. Начальник штаба - заместитель командующего 4-й флотилии подводных лодок ТОФ, контр-адмирал.
- Василий Сергеевич Постников , 51 год. Член Военного совета - начальник политотдела Приморской флотилии разнородных сил ТОФ, контр-адмирал.
- Владимир Васильевич Рыков , 43 года. Член Военного совета - начальник политотдела ВВС ТОФ, генерал-майор авиации.
- Джемс Константинович Чулков , 49 лет. Командир 10-й ОПЭСК ТОФ, контр-адмирал.
- Владислав Петрович Асеев , 51 год. Капитан 1 ранга.
- Виктор Карпович Бережной , 43 года. Начальник политотдела 10-й ОПЭСК ТОФ, капитан 1 ранга.
- Саул Григорьевич Волк , 52 года. Начальник отдела оперативного управления штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
- Евгений Игоревич Граф , 40 лет. Заместитель начальника отдела оперативного управления штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
- Юрий Григорьевич Лобачев , 45 лет. Заместитель начальника отдела штаба тыла ТОФ, капитан 1 ранга.
- Владислав Игнатьевич Морозов , 49 лет. Начальник отдела противолодочных сил штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
- Владимир Ильич Пивоев , 44 года. Член Военного Совета - начальник политотдела 4-й флотилии подводных лодок ТОФ, капитан 1 ранга.
- Борис Погосович Погосов , 45 лет. Начальник информационного центра разведки ТОФ, капитан 1 ранга.
- Анатолий Васильевич Прокопчик , 46 лет. Начальник штаба - первый заместитель командующего Приморской флотилии разнородных сил ТОФ, капитан 1 ранга.
- Юрий Николаевич Туробов , 43 года. Начальник штаба - заместитель командира 8-й ОПЭСК ВМФ, капитан 1 ранга.
- Владимир Дмитриевич Цыганков , 49 лет. Старший офицер отдела оперативного управления штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
- Казимир Владиславович Чеканский , 45 лет. Начальник стоматологического отделения Военно-морского госпиталя - главный стоматолог ТОФ, полковник медицинской службы.
- Артур Арович Делибатаньян , 41 год. Заместитель главного штурмана ВВС ТОФ, подполковник авиации.
- Георгий Васильевич Подгаецкий , 35 лет. Старший офицер отдела ПВО штаба ТОФ, капитан 2 ранга.
- Владимир Дмитриевич Сорокатюк , 43 года. Начальник оперативного отдела - заместитель начальника штаба ВВС ТОФ, подполковник.
- Анатолий Иванович Бабкин, 33 года. Старший офицер штаба тыла ТОФ, капитан 3 ранга.
- Сергей Иванович Науменко , 29-30 лет. Военный лётчик-истребитель из Новосибирска, капитан.
- Александр Николаевич Акентьев , 26 лет. Военный лётчик-истребитель из Новосибирска, старший лейтенант.
- Валентин Иосифович Зубарев , 43 года. Старший техник группы регламентных работ и ремонта радиотехнической аппаратуры 570 авиаполка 143 мрад ВВС ТОФ из Советской Гавани , старший лейтенант.
- Геннадий Геннадьевич Шевченко , 25 лет. Адъютант командующего ТОФ, старший лейтенант.
- Борис Иванович Амельченко , 32 года. Порученец члена Военного совета - начальника политуправления ТОФ, мичман.
- Виктор Степанович Дворский , 21 год. Чертёжник штаба ТОФ, старший матрос.
- Тамара Васильевна Ломакина . Супруга первого секретаря Приморского крайкома КПСС В. П. Ломакина .
- Валентина Павловна Спиридонова , 54-55 лет. Супруга командующего ТОФ адмирала Э. Н. Спиридонова.
- Анна Павловна Левкович , 43-44 года. Машинистка оперативного управления штаба ТОФ.
- Екатерина Александровна Морева , 18-19 лет. Дочь начальника связи ТОФ А. Морева.
- Б. Н. Макаренко. Сын начальника снабжения Приморского крайисполкома Н. Макаренко.
- Е. Н. Макаренко. Супруга Б. Н. Макаренко.
Хронология событий
Предшествующие обстоятельства
В числе прилетевших в Пушкин 30 января 1981 года офицеров флота был и весь высший командный состав Тихоокеанского флота СССР, прилетевший из Владивостока на самолёте Ту-104А борт СССР-42332. Учения проходили в течение недели и 7 февраля были подведены итоги, по которым лучшим было признано руководство Тихоокеанского флота СССР. Руководство ТОФа начало собираться домой .
Утром 7 февраля 1981 года домой отправилось и руководство Северного флота СССР . В числе пассажиров этого самолёта были начальник штаба Тихоокеанского флота СССР вице-адмирал Рудольф Александрович Голосов (ему было разрешено навестить своих родственников, живших во Владивостоке) и командующий Камчатской флотилией разнородных сил, но в итоге оба на самолёт не сели (последний вылетел рейсом «Аэрофлота»).
Катастрофа
В 18:00, в условиях снегопада, борт СССР-42332 вышел на исполнительный старт и начал разбег по взлётной полосе. Через 8 секунд после отрыва от ВПП самолёт внезапно вышел на закритический угол атаки и попал в режим сваливания. С высоты 45-50 метров лайнер с интенсивно нарастающим креном вправо рухнул на землю в 20 метрах от ВПП, полностью разрушился и мгновенно загорелся.
Неподалёку от места катастрофы в снегу был обнаружен 1 выживший - старший лейтенант Валентин Зубарев (во время взлёта он находился в кабине экипажа и от удара его выкинуло через носовой фонарь), но он скончался по дороге в больницу. Остальные находившиеся на борту 49 человек погибли.
Расследование
По официальной версии, экипажем были допущены перегруз самолёта и неправильное размещение пассажиров и груза.
По свидетельству очевидцев, в самолёт были загружены тяжёлые рулоны бумаги, а также много другого груза. Комиссия по расследованию предположила, что незакреплённый груз при разбеге самолёта сместился по проходу второго салона назад, что повлекло смещение продольной центровки за предельно-заднюю, что, в свою очередь, привело к преждевременному отрыву самолёта от ВПП и выходу на закритические углы, потере устойчивости и управляемости, и в результате - падению на землю .
Также высказывались другие версии катастрофы, однако не подтверждаемые свидетелями и средствами объективного контроля.
Последствия
Авиакатастрофа под Ленинградом стала крупнейшей авиакатастрофой, в которой погибли высшие военные чины в истории СССР. Гибель военных моряков вызвала практически полное обезглавливание Тихоокеанского флота ССР. Поскольку одной из ведущих версий произошедшего был умышленный террористический акт , флот был приведён в состояние полной боевой готовности.
Но через несколько секунд после взлёта рухнул на землю и полностью разрушился. Погибли все находившиеся на его борту 50 человек - 44 пассажира и 6 членов экипажа.
Катастрофа Ту-104 ВВС КТОФ СССР | |
---|---|
Мемориал жертвам катастрофы (Серафимовское кладбище , Санкт-Петербург) |
|
Общие сведения | |
Дата | 7 февраля 1981 года |
Время | 18:00 |
Характер | Крушение после взлёта |
Причина | Перегруз самолёта, ошибки экипажа |
Место | в 20 км от аэродрома Пушкин , Пушкин (РСФСР , СССР) |
Погибшие | 50 (все) |
Воздушное судно | |
Модель | Ту-104А |
Принадлежность |
ВВС КТОФ СССР (25-я МРАД) |
Пункт вылета | Пушкин |
Остановки в пути | Хабаровск |
Пункт назначения | Кневичи , Владивосток |
Бортовой номер | СССР-42332 |
Дата выпуска | ноябрь 1957 года |
Пассажиры | 44 |
Экипаж | 6 |
Выживших | 0 |
Среди пассажиров на борту самолёта находились 16 адмиралов и генералов и 12 капитанов первого ранга и полковников, что на время полностью обезглавило Тихоокеанский флот ВМФ СССР .
Самолёт
Ту-104А (регистрационный номер СССР-42332, заводской 76600402, серийный 04-02) был выпущен в ноябре 1957 года и изначально носил бортовой номер СССР-Л5426. 27 ноября того же года был передан авиакомпании «Аэрофлот » (Восточно-Сибирское УГА, 1-й Иркутский ОАО ; 21 января 1959 года перешёл в Дальневосточное УГА, 1-й Хабаровский ОАО (Новый)), 11 апреля 1961 года был перерегистрирован и его б/н сменился на СССР-42332. 28 ноября 1961 года был куплен отрядом управления 25-й МРАД ВВС КТОФ СССР. Оснащён двумя турбореактивными двигателями АМ-3 производства Казанского завода №16 .
Экипаж и пассажиры
Состав экипажа борта СССР-42332 был таким:
- Командир экипажа - 50-летний подполковник Анатолий Иванович Инюшин. Командир отряда управления 25-й авиационной дивизии ВВС ТОФ. Налетал 8150 часов, 5730 из них на Ту-104.
- Помощник командира - 28-летний старший лейтенант Владимир Александрович Послыхалин. Правый лётчик ВВС ТОФ.
- Штурман - 33-летний майор Виталий Алексеевич Субботин. Штурман авиационного отряда 25-й авиационной дивизии ВВС ТОФ.
- Бортинженер - 32-летний капитан Михаил Николаевич Рупасов. Начальник технико-эксплуатационной части отряда авиационного полка ВВС ТОФ.
- Бортрадист - 28-летний старший лейтенант Анатолий Владимирович Барсов. Техник группы обслуживания РТО ВВС ТОФ.
- Борттехник - 31-летний прапорщик Анатолий Иванович Вахтеев. Командир огневых установок авиаполка ВВС ТОФ.
На борту самолёта находились 44 пассажира :
- Эмиль Николаевич Спиридонов , 55 лет. Командующий Тихоокеанским флотом, адмирал.
- Виктор Григорьевич Белашев, 53 года. Командующий 4-й флотилией подводных лодок ТОФ, вице-адмирал.
- Георгий Васильевич Павлов , 53 года. Командующий ВВС ТОФ, генерал-лейтенант авиации.
- Владимир Дмитриевич Сабанеев , 53 года. Член Военного совета - начальник политического управления ТОФ, вице-адмирал.
- Василий Фёдорович Тихонов, 52 года. Командующий Приморской флотилией разнородных сил ТОФ, вице-адмирал.
- Степан Георгиевич Данилко, 53-54 года. Начальник штаба - первый заместитель командующего ВВС ТОФ, генерал-майор авиации.
- Владимир Харитонович Коновалов, 49 лет. Начальник 3 управления ВМФ войск Дальнего Востока, контр-адмирал.
- Владимир Яковлевич Корбан, 55 лет. Заместитель командующего по боевой подготовке - начальник управления боевой подготовки ТОФ, контр-адмирал.
- Геннадий Фёдорович Леонов, 50 лет. Начальник разведки ТОФ, контр-адмирал.
- Виктор Петрович Махлай, 45 лет. Командир эскадры подводных лодок ТОФ, контр-адмирал.
- Феликс Александрович Митрофанов , 52 года. Начальник оперативного управления - заместитель начальника штаба ТОФ, контр-адмирал.
- Виктор Антонович Николаев, 47 лет. Член Военного совета - начальник политотдела Сахалинской флотилии ТОФ, контр-адмирал.
- Рэмир Иванович Пирожков, 45 лет. Начальник штаба - заместитель командующего 4-й флотилии подводных лодок ТОФ, контр-адмирал.
- Василий Сергеевич Постников, 51 год. Член Военного совета - начальник политотдела Приморской флотилии разнородных сил ТОФ, контр-адмирал.
- Владимир Васильевич Рыков, 43 года. Член Военного совета - начальник политотдела ВВС ТОФ, генерал-майор авиации.
- Джемс Константинович Чулков , 49 лет. Командир 10-й ОПЭСК ТОФ, контр-адмирал.
- Владислав Петрович Асеев, 51 год. Капитан 1 ранга.
- Виктор Карпович Бережной, 43 года. Начальник политотдела 10-й ОПЭСК ТОФ, капитан 1 ранга.
- Саул Григорьевич Волк, 52 года. Начальник отдела оперативного управления штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
- Евгений Игоревич Граф, 40 лет. Заместитель начальника отдела оперативного управления штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
- Юрий Григорьевич Лобачев, 45 лет. Заместитель начальника отдела штаба тыла ТОФ, капитан 1 ранга.
- Владислав Игнатьевич Морозов, 49 лет. Начальник отдела противолодочных сил штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
- Владимир Ильич Пивоев, 44 года. Член Военного Совета - начальник политотдела 4-й флотилии подводных лодок ТОФ, капитан 1 ранга.
- Борис Погосович Погосов, 45 лет. Начальник информационного центра разведки ТОФ, капитан 1 ранга.
- Анатолий Васильевич Прокопчик, 46 лет. Начальник штаба - первый заместитель командующего Приморской флотилии разнородных сил ТОФ, капитан 1 ранга.
- Юрий Николаевич Туробов, 43 года. Начальник штаба - заместитель командира 8-й ОПЭСК ВМФ, капитан 1 ранга.
- Владимир Дмитриевич Цыганков, 49 лет. Старший офицер отдела оперативного управления штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
- Казимир Владиславович Чеканский, 45 лет. Начальник стоматологического отделения Военно-морского госпиталя - главный стоматолог ТОФ, полковник медицинской службы.
- Артур Арович Делибатаньян, 41 год. Заместитель главного штурмана ВВС ТОФ, подполковник авиации.
- Георгий Васильевич Подгаецкий, 35 лет. Старший офицер отдела ПВО штаба ТОФ, капитан 2 ранга.
- Владимир Дмитриевич Сорокатюк, 43 года. Начальник оперативного отдела - заместитель начальника штаба ВВС ТОФ, подполковник.
- Анатолий Иванович Бабкин, 33 года. Старший офицер штаба тыла ТОФ, капитан 3 ранга.
- Сергей Иванович Науменко, 29-30 лет. Военный лётчик-истребитель из Новосибирска, капитан.
- Александр Николаевич Акентьев, 26 лет. Военный лётчик-истребитель из Новосибирска, старший лейтенант.
- Валентин Иосифович Зубарев, 43 года. Старший техник группы регламентных работ и ремонта радиотехнической аппаратуры 570 авиаполка 143 мрад ВВС ТОФ из Советской Гавани , старший лейтенант.
- Геннадий Геннадьевич Шевченко, 25 лет. Адъютант командующего ТОФ, старший лейтенант.
- Борис Иванович Амельченко, 32 года. Порученец члена Военного совета - начальника политуправления ТОФ, мичман.
- Виктор Степанович Дворский, 21 год. Чертёжник штаба ТОФ, старший матрос.
- Тамара Васильевна Ломакина. Супруга первого секретаря Приморского крайкома КПСС В. П. Ломакина .
- Валентина Павловна Спиридонова, 54-55 лет. Супруга командующего ТОФ адмирала Э. Н. Спиридонова.
- Анна Павловна Левкович, 43-44 года. Машинистка оперативного управления штаба ТОФ.
- Екатерина Александровна Морева, 18-19 лет. Дочь начальника связи ТОФ А. Морева.
- Б. Н. Макаренко. Сын начальника снабжения Приморского крайисполкома Н. Макаренко.
- Е. Н. Макаренко. Супруга Б. Н. Макаренко.
Хронология событий
Предшествующие обстоятельства
В числе прилетевших в Пушкин 30 января 1981 года офицеров флота был и весь высший командный состав Тихоокеанского флота СССР, прилетевший из Владивостока на самолёте Ту-104А борт СССР-42332. Учения проходили в течение недели и 7 февраля были подведены итоги, по которым лучшим было признано руководство Тихоокеанского флота СССР. Руководство ТОФа начало собираться домой .
Утром 7 февраля 1981 года домой отправилось и руководство Северного флота СССР . В числе пассажиров этого самолёта были начальник штаба Тихоокеанского флота СССР вице-адмирал Рудольф Александрович Голосов (ему было разрешено навестить своих родственников, живших во Владивостоке) и командующий Камчатской флотилией разнородных сил, но в итоге оба на самолёт не сели (последний вылетел рейсом «Аэрофлота»).
Катастрофа
В 18:00, в условиях снегопада, борт СССР-42332 вышел на исполнительный старт и начал разбег по взлётной полосе. Через 8 секунд после отрыва от ВПП самолёт внезапно вышел на закритический угол атаки и попал в режим сваливания. С высоты 45-50 метров лайнер с интенсивно нарастающим креном вправо рухнул на землю в 20 метрах от ВПП, полностью разрушился и мгновенно загорелся.
Неподалёку от места катастрофы в снегу был обнаружен 1 выживший - старший лейтенант Валентин Зубарев (во время взлёта он находился в кабине экипажа и от удара его выкинуло через носовой фонарь), но он скончался по дороге в больницу. Остальные находившиеся на борту 49 человек погибли.
Расследование
По официальной версии, экипажем были допущены перегруз самолёта и неправильное размещение пассажиров и груза.
По свидетельству очевидцев, в самолёт были загружены тяжёлые рулоны бумаги, а также много другого груза. Комиссия по расследованию предположила, что незакреплённый груз при разбеге самолёта сместился по проходу второго салона назад, что повлекло смещение продольной центровки за предельно-заднюю, что, в свою очередь, привело к преждевременному отрыву самолёта от ВПП и выходу на закритические углы, потере устойчивости и управляемости, и в результате - падению на землю
Авиакатастрофа в Пушкине - авиационная катастрофа , произошедшая на военном аэродроме города Пушкин 7 февраля 1981 года . В результате падения самолёта Ту-104 , принадлежащего отряду управления 25-й морской ракетоносной дивизии ВВС ТОФ, дислоцированного на аэродроме совместного базирования «Кневичи» (аэропорт г. Владивосток), погибли 50 человек, из них 16 адмиралов и генералов и 12 капитанов первого ранга и полковников, что на время полностью обезглавило Тихоокеанский флот СССР .
События перед авиакатастрофой
Авиакатастрофа
16 часов 7 февраля 1981 года, метеоусловия - снегопад. Самолёт Тихоокеанского флота вышел на исполнительный старт и начал разбег. Через 8 секунд после отрыва от ВПП самолёт вышел на закритический угол атаки и попал в режим сваливания: с высоты 45-50 метров самолёт с интенсивно нарастающим креном на правое крыло упал в 500 метрах правее оси ВПП, полностью разрушился и мгновенно загорелся.
Неподалеку от места катастрофы в снегу был обнаружен авиационный техник старший лейтенант Зубарев, во время взлёта находившийся в кабине самолёта, и которого от удара выкинуло через носовой фонарь . По дороге в больницу он скончался. Остальные находившиеся на борту люди погибли в самолёте.
Список погибших
Экипаж
- Инюшин Анатолий Иванович. Командир отряда управления 25-й авиационной дивизии ВВС ТОФ, подполковник авиации.
- Послыхалин Владимир Александрович. Помощник командира корабля - правый лётчик ВВС ТОФ, старший лейтенант.
- Субботин Виталий Алексеевич. Штурман авиационного отряда 25-й авиационной дивизии ВВС ТОФ, майор.
- Рупасов Михаил Николаевич. Начальник технико-эксплуатационной части отряда авиационного полка ВВС ТОФ, капитан.
- Барсов Анатолий Владимирович. Техник группы обслуживания РТО ВВС ТОФ, старший лейтенант.
- Вахтеев Анатолий Иванович. Командир огневых установок авиаполка ВВС ТОФ, прапорщик.
Пассажиры
- Спиридонов Эмиль Николаевич . Командующий Тихоокеанским флотом, адмирал.
- Белашев Виктор Григорьевич. Командующий 4-й флотилией подводных лодок ТОФ, вице-адмирал.
- Павлов Георгий Васильевич . Командующий ВВС ТОФ, генерал-лейтенант авиации.
- Сабанеев, Владимир Дмитриевич . Член Военного совета - начальник политического управления ТОФ, вице-адмирал.
- Тихонов Василий Федорович. Командующий Приморской флотилией разнородных сил ТОФ, вице-адмирал.
- Данилко Степан Георгиевич. Начальник штаба - первый заместитель командующего ВВС ТОФ, генерал-майор авиации.
- Коновалов Владимир Харитонович. Начальник 3 управления ВМФ войск Дальнего Востока, контр-адмирал.
- Корбан Владимир Яковлевич. Заместитель командующего по боевой подготовке - начальник управления боевой подготовки ТОФ, контр-адмирал.
- Леонов Геннадий Федорович. Начальник разведки ТОФ, контр-адмирал.
- Махлай Виктор Петрович. Командир эскадры подводных лодок ТОФ, контр-адмирал.
- Митрофанов Феликс Александрович . Начальник оперативного управления - заместитель начальника штаба ТОФ, контр-адмирал.
- Николаев Виктор Антонович. Член Военного совета - начальник политотдела Сахалинской флотилии ТОФ, контр-адмирал.
- Пирожков Рэмир Иванович. Начальник штаба - заместитель командующего 4-й флотилии подводных лодок ТОФ, контр-адмирал.
- Постников Василий Сергеевич. Член Военного совета - начальник политотдела Приморской флотилии разнородных сил ТОФ, контр-адмирал.
- Рыков Владимир Васильевич. Член Военного совета - начальник политотдела ВВС ТОФ, генерал-майор авиации.
- Чулков, Джемс Константинович . Командир 10-й ОПЭСК ТОФ, контр-адмирал.
- Асеев Владислав Петрович. Капитан 1 ранга.
- Бережной Виктор Карпович. Начальник политотдела 10-й ОПЭСК ТОФ, капитан 1 ранга.
- Волк Саул Григорьевич. Начальник отдела оперативного управления штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
- Граф Евгений Игоревич. Заместитель начальника отдела оперативного управления штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
- Лобачев Юрий Григорьевич. Заместитель начальника отдела штаба тыла ТОФ, капитан 1 ранга.
- Морозов Владислав Игнатьевич. Начальник отдела противолодочных сил штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
- Пивоев Владимир Ильич. Член Военного Совета - начальник политотдела 4-й флотилии подводных лодок ТОФ, капитан 1 ранга.
- Погосов Борис Погосович. Начальник информационного центра разведки ТОФ, капитан 1 ранга.
- Прокопчик Анатолий Васильевич. Начальник штаба - первый заместитель командующего Приморской флотилии разнородных сил ТОФ, капитан 1 ранга.
- Туробов Юрий Николаевич. Начальник штаба - заместитель командира 8-й ОПЭСК ВМФ, капитан 1 ранга.
- Цыганков Владимир Дмитриевич. Старший офицер отдела оперативного управления штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
- Чеканский Казимир Владиславович. Начальник стоматологического отделения Военно-морского госпиталя - главный стоматолог ТОФ, полковник медицинской службы.
- Делибатаньян Артур Арович. Заместитель главного штурмана ВВС ТОФ, подполковник авиации.
- Подгаецкий Георгий Васильевич. Старший офицер отдела ПВО штаба ТОФ, капитан 2 ранга.
- Сорокатюк Владимир Дмитриевич. Начальник оперативного отдела - заместитель начальника штаба ВВС ТОФ, подполковник.
- Бабкин Анатолий Иванович. Старший офицер штаба тыла ТОФ, капитан 3 ранга.
- Науменко Сергей Иванович. Военный лётчик-истребитель из Новосибирска, капитан.
- Акентьев Александр Николаевич. Военный лётчик-истребитель из Новосибирска, старший лейтенант.
- Зубарев Валентин Иосифович. Старший техник группы регламентных работ и ремонта радиотехнической аппаратуры 570 авиаполка 143 мрад ВВС ТОФ из Советской Гавани , старший лейтенант.
- Шевченко Геннадий Геннадьевич. Адъютант командующего ТОФ, старший лейтенант.
- Амельченко Борис Иванович. Порученец члена Военного совета - начальника политуправления ТОФ, мичман.
- Дворский Виктор Степанович. Чертёжник штаба ТОФ, старший матрос.
- Ломакина Тамара Васильевна. Жена первого секретаря Приморского крайкома КПСС Ломакина В. П.
- Спиридонова Валентина Павловна. Жена командующего ТОФ адмирала Спиридонова Э. Н.
- Левкович Анна А. Машинистка оперативного управления штаба ТОФ.
- Морева Екатерина Александровна . Дочь начальника связи ТОФ А. Морева.
- Макаренко Б. Н. Сын начальника снабжения Приморского крайисполкома Н. Макаренко.
- Макаренко Е. Н. Жена Макаренко Б. Н.
Версии произошедшего
По официальной версии, экипажем были допущены перегруз самолёта, неправильное размещение пассажиров и груза. По свидетельству очевидцев, в самолёт были загружены тяжёлые рулоны бумаги, а также много другого груза. Комиссия по расследованию предположила, что незакреплённый груз при разбеге самолёта сместился по проходу второго салона назад, что повлекло смещение продольной центровки за предельно-заднюю, что, в свою очередь, привело к преждевременному отрыву самолёта от ВПП и выходу на закритические углы, потере устойчивости и управляемости, и в результате - падению на землю .
Также высказывались другие версии произошедшего, однако не подтверждаемые свидетелями и средствами объективного контроля.
Увековечение памяти погибших
Информация об авиакатастрофе была практически полностью засекречена. Единственной газетой, написавшей о катастрофе, стала газета «Красная звезда », разместившая некролог на третьей полосе:
Официальное извещение о гибели своих мужей вдовы погибших получили лишь в