Крысько В. Этническая психология

Название: Этническая психология. 4-е издание.
Крысько В.Г.
Год издания: 2008
Размер: 1.17 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский

В книге представлена этнопсихология - сравнительно молодой раздел психологической науки, изучающий особенности функционирования психики и психические проявления у представителей разных этнических групп. "Этническая психология" освещает предмет этнической психологии и задачи этнопсихологии, ее историческое развитие, представлена психологическая характеристика этнических групп, охарактеризованы этнопсихологические феномены, механизмы их функционирования и проявления, этнические конфликты и их специфика, этнопсихология семейных отношений.

Название: Диагностика межличностных отношений.
Духновский С.В.
Год издания: 2009
Размер: 2.97 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Психологический практикум "Диагностика межличностных отношений" рассматривает такие вопросы, как теоретические основы психологии отношений (определение, классификация, проблемы развития) и диагностика... Скачать книгу бесплатно

Название: Психологическая травма у подростков с проблемами в поведении. Диагностика и коррекция.
Дозорцева Е.Г.
Год издания: 2006
Размер: 7.61 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Пособие "Психологическая травма у подростков с проблемами в поведении. Диагностика и коррекция" рассматривает такие базовые вопросы, как определение понятия психологической травмы, раскрыты основные п... Скачать книгу бесплатно

Название: Судебная сексология.
Ткаченко А.А., Введенский Г.Е., Дворянчикова Н.В.
Год издания: 2001
Размер: 17.93 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга "Судебная сексология" является прекрасным прекрасным методологическим руководством по судебной сексологии. В издании освещены методологические основы судебной сексологии и сексологической экспер... Скачать книгу бесплатно

Название: Сексология.
Кон И.С.
Год издания: 2004
Размер: 8.76 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Учебное пособие "Сексология" рассматривает базовые вопросы сексологии, освещая такие вопросы как сексология как наука, характеризуя понятия пола, гендера и сексуальности. В книге приведена сексуальная... Скачать книгу бесплатно

Название: Криминальная сексология.
Дерягин Г.Б., Эриашвили Н.Д.
Год издания: 2011
Размер: 4.43 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Учебное пособие "Криминальная сексология" подробно рассматривает определение понятия сексологии и криминальной сексологии, охарактеризована сексуальность, понятие пола, дана классификация форм половой... Скачать книгу бесплатно

Название: Криминальная психология.
Пирожков В.Ф.
Год издания: 2001
Размер: 17.94 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга "Криминальная психология" рассматривает базовые вопросы возрастной психологии детей и подростков при совершении ими преступных действий в теоретическом, практическом и методологическом аспектах.... Скачать книгу бесплатно

Название: Введение в сексологию.
Кон И.С.
Год издания: 1999
Размер: 6.93 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Учебное пособие "Введение в сексологию" рассматривает такие вопросы, как определение понятия и суть сексологии как науки, представлена анатомо-физиологическая структура половых органов, охарактеризова... Скачать книгу бесплатно

Название: Экспериментальные методики патопсихологии
Рубинштейн С.Я.
Год издания: 2010
Размер: 5.89 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Учебное пособие "Экспериментальные методики патопсихологии" под ред., Рубинштейна С.Я., рассматривает экспериментальное использование методик в клинической практике для изучения психопатологических яв...

Психология народов (этническая психология, этнопсихология) одна из ветвей психологии, считающая своим предметом особенности психического склада различных рас и народов; самый крупный раздел т. н. социальной психологии. Термин «Э. п.»… … Википедия

ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, 1) особенности духовной жизни этносов, проявляющиеся в т. н. этнич. или нац. характере. Попытки дать цельное развёрнутое описание этнич. характера к. л. народа мира до сих пор оказывались неудачными, т. к. не учитывались… … Демографический энциклопедический словарь

Дисциплина, изучающая особенности психич. склада и поведения людей, определяемые их национальной (племенной) принадлежностью или этнич. общностью. Характерными объектами Э. п. являются относительно обособленные народности и группы населения (напр … Философская энциклопедия

Дисциплина, изучающая особенности психического склада и поведения людей определённой этнической общности (См. Этническая общность). Основные объекты Э. п. племена, народности, нации, а также специфические в этническом отношении группы… … Большая советская энциклопедия

Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения. Психология народов (этническая психология … Википедия

ПСИХОЛОГИЯ - ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… … Большая медицинская энциклопедия

ПСИХОЛОГИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ - см. Этнопсихология. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия

Процессуально ориентированная психология, процессуальная работа (англ. process oriented psychology, Process Work) теоретическое и практическое направление в психологии, объединяющее широкий спектр областей, включая психотерапию, личностный… … Википедия

Процессуально ориентированная психология, процессуальная работа (англ. process oriented psychology, Process Work) теоретическое и практическое направление в психологии, объединяющее широкий спектр областей, включая психотерапию, личностный рост и … Википедия

Д. п. занимается изучением характера и истоков индивидуальных и групповых различий в поведении. Измерение таких различий породило громадный объем описательных данных, к рые сами по себе представляют большой научный и практ. интерес. Более… … Психологическая энциклопедия

Толерантность этническая - 1) свойство этнич. общности или отдельного ее представителя, характеризующееся готовностью признать и принять легитимность культуры, традиций, ценностей, поведенческих и коммуникативных моделей, образа жизни др. этносов; 2) направленность этнич.… … Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Этнопсихология и кросс-культурная психология. Объект и предмет изучения (Документ)
  • Белинская, Стефаненко. Этническая социализация подростка (Документ)
  • Экономическая психология. Сборник тем (Документ)
  • Презентация - Этническая история России (Реферат)
  • Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка (Документ)
  • Баронин А.С. Этническая психология (Документ)
  • Филиппова Г.Г. Перинатальная психология и психология родительства (Документ)
  • Гусева О.Ю. Этническая идентичность в ситуации межкультурного взаимодействия и условиях моноэтнической среды (Документ)
  • Ильин Е.П. Психология спорта (Документ)
  • n1.doc

    ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    В.Г.КРЫСЬКО

    ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    Допущено

    Учебно - методическим объединением по специальностям

    педагогического образования в качестве учебного пособия

    для студентов высших учебных заведений , обучающихся

    по специальности 03100 0 - Педагогика и психология

    УДК 159.922.4(075.8)

    ББК88.5я73

    К85
    Рецензенты:

    А. И. Крупнов;

    Доктор психологических наук, профессор Н. И. Конюхов

    Крысько В. Г.

    К85 Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.-320с.

    ISBN 5-7695-0949-Х

    Этнопсихология изучает своеобразие проявления и функционирова­ния психики представителей различных этнических общностей и являет­ся в настоящее время одной из самых молодых, сложных и перспектив­ных наук. В учебном пособии раскрываются история развития этнопсихо­логии в России и за рубежом, основные понятия и категории этой науки, принципы и методы этнопсихологических исследований. Большое вни­мание уделяется психологическим особенностям различных этнических общностей, их сравнительной характеристике, психологии семейных отно­шений в различных этносах, а также специфике межэтнических конф­ликтов и методам воспитательной работы в многонациональных коллек­тивах.

    Книга может быть полезна педагогам, практическим психологам, по­литологам, а также родителям и всем интересующимся проблемами меж­национального общения.
    УДК 159.922.4(075.8)

    ББК 88.5я73

    © Крысько В.Г., 2002

    ISBN 5-7695-0949-Х © Издательский центр «Академия», 2002

    ОТ АВТОРА

    Для любого человека естествен интерес к представи­телям других народов. Привлекают их необычный внеш­ний облик, специфика действий, поведения и образа жизни. И мы начинаем задумываться об особенностях психологии представителей других этнических общно­стей, хотим их осмыслить.

    Народов на земном шаре очень много, трудно изу­чить все их психологические характеристики и еще слож­нее их сопоставить и сравнить. Трудно понять и то, как соотносятся национально-психологические черты пред­ставителей разных этнических общностей. На все эти воп­росы ищет и находит ответы этническая психология - одна из интереснейших, но и сложнейших наук.

    Этническая психология - еще и одна из самых моло­дых и перспективных наук, поскольку она может внести свой вклад в решение еще существующих сегодня меж­национальных конфликтов и в строительство такого будущего мироустройства, где прогнозируемое многи­ми учеными стирание различий между социальными группами будет происходить с учетом их национально-психологических особенностей.

    ГЛАВА ПЕРВАЯ. ПРЕДМЕТ, МЕТОДОЛОГИЯ И ЗАДАЧИ ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

    Проблематика: специфика предмета этнической психо­логии и других наук; методология этнопсихологии; своеобразие задач этнопсихологии как самостоятельной области знаний; связь этнопсихологии с другими науками.

    Информация к размышлению. Психологию представите­лей различных этнических общностей изучают многие науки. Очень ча­сто они допускают слишком вольное или просто неточное толкование собственно психологических феноменов. Кроме того, национальная психика людей должна изучаться и осмысливаться на основе психоло­гических, а не каких-то других закономерностей.

    1.1. Различия в предмете этнопсихологии и других наук

    Этническая психология - это самостоятельная, довольно моло­дая и одновременно сложная отрасль знаний, возникшая на сты­ке таких наук, как психология, социология (философия), культу­рология и этнология (этнография), которые в той или иной мере изучают национальные особенности психики человека и групп людей.

    Философия (от греч. phileo - люблю + sophia - мудрость), буду­чи колыбелью, из которой вышли все другие науки, методологи­чески и теоретически осмысливает главным образом социальное и частично психологическое своеобразие этнических групп и их представителей, прежде всего наций, и выясняет специфику его влияния на внутри- и межнациональное взаимодействие и обще­ние людей. Представители отечественной теории наций и межна­циональных отношений и многие их коллеги за рубежом давно уже признают наличие специфических черт национального ха­рактера и их особого сочетания (находящего выражение в психи­ческом складе) у членов той или иной этнической общности, проявляющихся активно в их деятельности и поведении.

    Социология (от лат. societas - общество + греч. logos - наука, учение) и культурология (от лат. cultura - развитие + греч. logos -наука, учение), в свою очередь, всегда изучали качественные характеристики национальных групп как социальных и культурных общностей, разрабатывали социологические и культурологичес­кие концепции их развития. Вот почему они не могли оставлять без внимания также психологическое содержание и объяснение этих феноменов. Социология и культурология с помощью своих исследований стремятся продемонстрировать наиболее общие тенденции и закономерности взаимодействия и культурных отноше­ний между различными этносами. «Судьбы наций в значительной мере решаются в результате развития и направленности общих социальных процессов - изменений общественных отношений, социально-территориальной мобильности народов, интенсивно­сти и глубины межнациональных и социальных контактов» .

    Этнология (этнография) (этнология от греч. ethnos - племя, на­род + logos - наука, учение; этнография от греч. ethnos + grapho - пишу) как отрасль научных знаний была изначально ориентиро­вана на изучение материальной культуры, систем родства, жиз­необеспечения, воспитания, социальной и политической струк­туры различных народов; проблем их этногенеза, этничности и межкультурных контактов; расселения этносов, демографических процессов в них; сравнение культурных черт (культурных измене­ний) того или иного народа .

    Современная этнология предоставляет этнографии концепту­альный аппарат.

    Этнография же как таковая - в большей мере описательная наука, и этнология является ее теорией.

    В то же время этнология (этнография) не могла также не ис­следовать и национальные традиции, привычки и вкусы, специ­фические особенности поведения и действий представителей раз­личных этносов. Она всегда непосредственно сталкивалась с про­явлением в этих феноменах психологического своеобразия, не могла не комментировать его специфику, в определенной мере ее изучать и описывать.

    Психологическая наука, а также ее отрасль социальная психоло­гия (от лат. socialis - общественный + греч. psyche - душа + logos - наука, учение) в силу своего предназначения должны заниматься конкретным анализом национальных особенностей психики лю­дей, в том числе как представителей конкретных социальных групп, и выявлением закономерностей их проявления и функционирова­ния. «Национальная (этническая) принадлежность индивида, - отмечает Г.М.Андреева, - является чрезвычайно значимым для социальной психологии фактором потому, что она фиксирует определенные характеристики той микросреды, в условиях кото­рой формируется личность» [ 10. - С. 219]. А так как сфера прояв­ления национальных особенностей психики индивида достаточно обширна, правомерно вторгается в макросреду и в то же время весьма рельефно очерчена в структуре общественного сознания (общественного бытия), закономерно выделилась и стала продук­тивно развиваться особая отрасль социальной психологии - эт­ническая психология (от греч. ethnos - племя, народ + psyche -душа + logos - наука, учение).

    Вместе с тем сегодня существует настоятельная необходимость правильного понимания разницы в подходе, с одной стороны, психологии, а с другой - вышеперечисленных наук, в первую очередь этнологии (этнографии), к объяснению сущности, со­держания и специфики проявления и функционирования этно­психологических феноменов.

    Отечественная этнография (как и зарубежная этнология), воз­никнув как наука, нацеленная на анализ и объяснение ритуалов, обычаев и верований, образа жизни и быта представителей раз­личных этносов, специфики их культурных связей с другими людь­ми, не могла обойти своим вниманием и собственно психологи­ческие их характеристики. Правда, ее больше должны были инте­ресовать (что, как правило, и имело место) не столько психоло­гическая, сколько культурная специфика, исторический опыт концентрации последней в социальных и исторических ценнос­тях, формирующихся в ходе жизни и деятельности определенных народов. В крайнем случае это мог быть общий механизм истори­ко-культурной социализации индивида, приобщения его к нра­вам и традициям конкретной национальной общности. В рамках этой области знаний не случайно сформировалось научное на­правление, называемое этносоциологией.

    Так в действительности и было, однако этнографы активно брались и за изучение сопутствующих проблем, в частности пси­хологических, которые они, однако, не могли решить верно, по­скольку последние относились к области совершенно другой ме­тодологии, специфическим особенностям функционирования ка­чественно иных феноменов.

    Именно потому, что социальная и культурная специфика всег­да составляла предмет исследования этнографии, что не могло не изучаться ею даже в те периоды российской истории, когда пра­вильное осмысление жизни наций было под строгим запретом (например, в годы культа личности), эта отрасль науки намного раньше, чем все другие, вышла в своих интересах сначала на изу­чение национальных в целом, а затем и национально-психологи­ческих особенностей людей.

    Однако подходы этнографов к пониманию сущности этнопси­хологических феноменов основываются на знании и учете социо­логических и культурных, а не психологических закономерностей проявления индивидуального и общественного сознания людей, что не позволяет в окончательном итоге методологически очень точно и практически верно осмыслить содержание собственно психологической сущности и механизмов их формирования, про­явления и функционирования. Отсюда сложились не всегда вер­ные представления о гносеологическом аспекте психологической активности представителей этнических общностей, когда их вос­приятие внешнего мира, интеллектуально-познавательные про­цессы, определенные психологические свойства личности и со­циальное поведение сознательно и без достаточно убедительных специальных исследований лишаются некоторыми учеными на­циональной специфики или трактуются не психологически .

    Активное вступление представителей отечественной психоло­гической науки в деятельность по изучению и анализу националь­но-психологических явлений несколько поколебало эту позицию*, однако она тем не менее часто является водоразделом между со­циологическим и психологическим подходами к этническим фе­номенам. Безусловно, психологическая наука должна аккумули­ровать в своей теории и конкретных прикладных исследованиях те находки и достижения, которые имеют место в других областях знаний.

    * См. результаты дискуссии по этим вопросам, прошедшей на страницах жур­нала «Советская этнография» в 1983 г.

    Так и происходит на самом деле. Известно, что за рубежом указанные подходы, с одной стороны, также имеют место, а с другой – они уже значительно дистанцированы друг от друга, используются в сугубо прикладных целях. Совершенно очевидно, что объяснять сущность и специфику функционирования явле­ний, психологических по своему содержанию и, кроме того, со­ставляющих предмет изучения психологической науки, последняя должна на основе именно психологических закономерностей. Со­циологический же и этнографический подходы к изучению этих явлений могут лишь дополнять научные представления об их про­исхождении, факторах и источниках формирования, а не претен­довать на роль истины в последней инстанции.

    Этническая психология, конечно же, должна развиваться в тес­ном сотрудничестве с другими науками. Ее взаимодействие с ними обусловливается необходимостью объединения усилий многих ис­следователей в интересах изучения сходного объекта - явлений, выступающих следствием взаимодействия, общения, взаимоотно­шений и поведения людей в составе этнических общностей.

    Этнология (этнография) и социология помогают психологам: методологически верно и всесторонне более грамотно осмысли­вать потребности, ценностные ориентации, настроения, чувства, традиции, привычки и нравы представителей различных нацио­нальных групп; осознавать, как они влияют и в каком соотноше­нии находятся с национально-психологическими особенностями людей, как последние проявляются в процессе их социального и культурного бытия. В связи с этим предметом исследований соци­ологов и этнографов выступают не собственно национально-пси­хологические особенности, отличающие одних людей от других, а социокультурные феномены - материальная культура народов, их структура, родство и система жизнеобеспечения, а также со­циальная специфика внутригрупповых и межгрупповых этничес­ких отношений .

    Историческая наука дает возможность психологам точно ин­терпретировать факторы и источники формирования националь­но-психологических особенностей представителей тех или иных этнических общностей, правильно оценивать формирование, функционирование и трансформацию конкретных проявлений психики этих людей на различных исторических этапах их разви­тия.

    В то же время эти и другие науки, например педагогика (от греч. paidagogike - наука о воспитании детей), политология (от греч. politike - искусство управления государством + logos - наука, учение), нуждаются в результатах исследований психологов, по­скольку без них не могут быть правильно объяснены конкретные явления, относящиеся к областям их собственных интересов. Так, политология с помощью этнопсихологов может более точно опи­сывать специфику протекания политических процессов в кон­кретных национальных регионах, которая во многом зависит от своеобразия проявления национально-психологических особенно­стей народов, в них проживающих. А педагогам этнопсихология способна подсказать, например, более подходящее содержание воспитательных мероприятий, так как оно во многом определяет­ся спецификой национального опыта конкретной этнической общ­ности.

    Кроме того, в настоящее время из конкретных наук выдели­лись прикладные отрасли знаний, ориентированные на изучение национальной специфики многочисленных социальных явлений и процессов, без анализа результатов исследований которых не может обойтись этническая психология. Вместе с тем эти отрасли знаний отличаются своим предметом и соответственно специфи­кой исследований.

    Так, этносоциология (от греч. ethnos – племя, народ + лат. societas - общество + греч. logos - наука, учение) - научная дисциплина, сложившаяся на стыке социологии и этнографии, занимается изучением социальных явлений, происходящих в раз­личных этнических общностях. Некоторые представители этой науки, как уже говорилось, считают, что она должна исследовать национальное сознание и самосознание, этнопсихологические особенности людей, проявляющиеся в национальных отношени­ях, межличностном социальном взаимодействии, общении и поведении, т. е. охватывать большую часть предмета этнической пси­хологии. На самом же деле очень часто представители этой науки не видят четкой грани между понятиями «социальное» и «психо­логическое» и не стремятся объяснить их соответственно социо­логическими и психологическими закономерностями, как прави­ло, смешивая их.

    Этнокультурология (от греч. ethnos - племя, народ + лат. cultura -развитие + греч. logos - наука, учение) - отрасль культурологи­ческой науки, которая считает влияние культурной среды определяющим фактором этнопсихологических характеристик наро­дов. По ее мнению, культура начинается с того, что на поведение людей накладываются ограничения, так как целостность культурной среды предполагает выработку единых правил поведения, наличие общей национальной памяти, единой картины мира у представителей одного этноса. В процессе исторического развития каждый народ создает собственную однородную систему культур­ных ценностей, которые используются его членами для выраже­ния своего этнического сознания.

    Культурная антропология (от лат. cultura – развитие + греч. anthropos - человек + logos - наука, учение) - отрасль науки, возникшая на стыке культурологии и этнографии (социальной антропологии); занимается изучением человека как представите­ля различных культур, национальных общностей. Культурная ант­ропология исследует индивида как члена определенной этничес­кой группы, рассматривая последнюю как часть целого - конк­ретной культуры, понимаемой как образ жизни, присущий тому или иному народу, обществу.

    Этнопедагогика (от греч. ethnos - племя, народ + paidagogike – наука о воспитании детей) - отрасль педагогической науки, ко­торая занимается: 1) исследованием своеобразия целей, задач, методов, приемов и способов воспитания и обучения, тради­ционных для конкретных народов; 2) сравнительным изучением специфики обучения и воспитания у различных народов; 3) ана­лизом влияния национальной психологии на обучение и воспита­ние представителей тех или иных этнических общностей; 4) уче­том закономерностей этого процесса в организации и осуществ­лении педагогического и обучающего воздействия. Этнопедагоги­ка тесно связана с этнической психологией. Но их нельзя отожде­ствлять, как это иногда делается.

    Этнопсихолингвистика (от греч. ethnos - племя, народ + psyche - душа + лат. lingua - язык) - отрасль лингвистической науки, которая в качестве главного фактора формирования психики эт­носа рассматривает влияние его языка и мышления, которые на­капливают и отражают исторический опыт этноса. По мнению пред­ставителей этой науки, любой язык тесно связан с этническими, правовыми, религиозными формами общественного сознания, которые несут в себе значительную этническую нагрузку. Кроме того, считается, что в функциональном плане структура языка определяет и структуру мышления представителей конкретной национальной общности, а специфическая функция языка (речи) влияет на своеобразие развития их психических процессов.

    1.1. Различия в предмете этнопсихологии и других наук 4
    1.2. Предмет, основные понятия и категории этнической психологии 10
    1.3. Методология этнической психологии как науки 13
    1.4. Задачи этнической психологии как науки 17
    Глава вторая. Этническая психология в России и в СССР 24
    2.1. Истоки проявления интереса к этнической психологии и особенности ее зарождения в России 24
    2.2. Развитие этнической психологии в России в XX веке 34
    Глава третья. Историческое развитие этнопсихологических взглядов за рубежом 49
    3.1. Этнопсихологические представления в древности, Средневековье и эпоху Просвещения 49
    3.2. Зарубежная этнопсихология в XIX веке 54
    3.3. Зарубежная этнопсихология в XX веке 59
    Глава четвертая. Психологическая характеристика этнических общностей 70
    4.1. Человечество. Этнос. Нация 70
    4.2. Психологическая основа нации 76
    4.3. Специфика межнациональных отношений людей 88
    4.4. Психологические предпосылки целостности нации 94
    Глава пятая. Сущность, структура и своеобразие этнопсихологических феноменов 101
    5.1. Содержание психологии нации 101
    5.1.1. Системообразующая сторона психологии нации 102
    5.1.2. Динамическая сторона психологии нации 106
    5.2. Свойства национальной психологии 110
    5.3. Функции национальной психики 114
    Глава шестая. Механизмы функционирования и проявления этнопсихологических феноменов 119
    6.1. Межэтническое взаимодействие как сфера проявления национально-психологических особенностей людей 120
    6.2. Своеобразие проявления национальных установок 125
    6.3. Психологические особенности этнической стсреотипизации .. 133
    Глава седьмая. Национально-психологические особенности представителей разных народов России 144
    7.1. Русские как представители славянского этноса 145
    7.2. Тюркские и алтайские народы России 150
    7.3. Финно-угорские народы России 153
    7.4 Буряты и калмыки 155
    7.5. Представители тунгусо-маньчжурской группы народов России 158
    7.6. Представители еврейской национальности 160
    7.7. Народы Северного Кавказа 162
    Глава восьмая. Своеобразие психологии народов ближнего зарубежья... 169
    8.1. Украинцы и белорусы 169
    8.2. Народы Прибалтики 172
    8.3. Народы Средней Азии и Казахстана 178
    8.4. Народы Закавказья 187
    Глава девятая. Сравнительная характеристика психологии некоторых народов дальнего зарубежья 192
    9.1. Американцы 192
    9.2. Англичане 195
    9.3. Немцы 198
    9.4. Французы 200
    9.5. Испанцы 202
    9.6. Финны 204
    9.7. Греки 207
    9.8. Турки 209
    9.9. Арабы 210
    9.10. Японцы 212
    9.11. Китайцы 215
    Глава десятая. Психологическая специфика этнических конфликтов 218
    10.1. Сущность, предпосылки возникновения и виды этнических конфликтов 219
    10.2. Содержание этнических конфликтов и специфика их разрешения 225
    Глава одиннадцатая. Этнопсихология семейных отношений 234
    11.1. Этнопсихологическая специфика и этапы формирования семейных отношений 235
    11.2. Этнопсихологические особенности конфликтов в семейных отношениях 238
    11.3. Психологическая помощь и диагностика в семейных отношениях 242
    Глава двенадцатая. Учет национально-психологических особенностей в воспитательной работе в многонациональном коллективе 246
    12.1. Многонациональный коллектив как специфический объект воспитательного воздействия 248
    12.2. Национально-психологическая детерминация эффективности воспитательной работы в коллективе 252
    12.3. Система воспитательных мероприятий с учетом национально-психологических особенностей людей 254
    Глава тринадцатая. Профессионализм в межнациональных отношениях 259
    13.1. Условия и предпосылки достижения профессионализма в межнациональных отношениях 259
    13.2. Сущность профессионализма в регулировании межнациональных отношений 262
    13.3. Особенности деятельности профессионала в области межнациональных отношений 271
    Глава четырнадцатая. Методы изучения национально-психологических особенностей людей 280
    14.1. Логика и принципы этнопсихологических исследований 280
    14.2. Основные методы этнопсихологических исследований 286
    14.3. Дополнительные методы этнопсихологических исследований 292
    14.4. Надежность этнопсихологических исследований 295
    Библиография 300

    Допущено
    Учебно - методическим объединением по специальностям
    педагогического образования в качестве учебного пособия
    для студентов высших учебных заведений , обучающихся
    по специальности 031000 - Педагогика и психология

    УДК 159.922.4(075.8)
    ББК88.5я73
    К85

    Рецензенты:
    А. И. Крупнов;
    доктор психологических наук, профессор Н. И. Конюхов
    Крысько В. Г.
    К85 Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.-320с.
    ISBN 5-7695-0949-Х
    Этнопсихология изучает своеобразие проявления и функционирования психики представителей различных этнических общностей и является в настоящее время одной из самых молодых, сложных и перспективных наук. В учебном пособии раскрываются история развития этнопсихологии в России и за рубежом, основные понятия и категории этой науки, принципы и методы этнопсихологических исследований. Большое внимание уделяется психологическим особенностям различных этнических общностей, их сравнительной характеристике, психологии семейных отношений в различных этносах, а также специфике межэтнических конфликтов и методам воспитательной работы в многонациональных коллективах.
    Книга может быть полезна педагогам, практическим психологам, политологам, а также родителям и всем интересующимся проблемами межнационального общения.

    УДК 159.922.4(075.8)
    ББК 88.5я73
    © Крысько В.Г., 2002
    ISBN 5-7695-0949-Х
    © Издательский центр «Академия», 2002

    ОТ АВТОРА

    Для любого человека естествен интерес к представителям других народов. Привлекают их необычный внешний облик, специфика действий, поведения и образа жизни. И мы начинаем задумываться об особенностях психологии представителей других этнических общностей, хотим их осмыслить.
    Народов на земном шаре очень много, трудно изучить все их психологические характеристики и еще сложнее их сопоставить и сравнить. Трудно понять и то, как соотносятся национально-психологические черты представителей разных этнических общностей. На все эти вопросы ищет и находит ответы этническая психология - одна из интереснейших, но и сложнейших наук.
    Этническая психология - еще и одна из самых молодых и перспективных наук, поскольку она может внести свой вклад в решение еще существующих сегодня межнациональных конфликтов и в строительство такого будущего мироустройства, где прогнозируемое многими учеными стирание различий между социальными группами будет происходить с учетом их национально-психологических особенностей.

    Этническая психология. Крысько В.Г.

    4-е изд. - М.: Академия, 2008. - 320 с.

    Этнопсихология изучает своеобразие проявления и функционирования психики представителей различных этнических общностей и является в настоящее время одной из самых молодых, сложных и перспективных наук. В учебном пособии раскрываются история развития этнопсихологии в России и за рубежом, основные понятия и категории этой науки, принципы и методы этнопсихологических исследований. Большое внимание уделяется психологическим особенностям различных этнически общностей, их сравнительной характеристике, психологии семейных отношений в различных этносах, а также специфике межэтнических конфликтов и методам воспитательной работы в многонациональных коллектива.

    Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно педагогам, практическим психологам, политологам, а также родителям и всем интересующимся проблемами межнационального общения.

    Формат: pdf / zip (2008г., 320с.)

    Размер: 1,12 Мб

    / Download файл

    Формат: doc / zip (2002г., 320с.)

    Размер: 2,31 Мб

    / Download файл

    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Введение 3
    Глава первая. Предмет, методология и задачи этнической психологии как науки 4
    1.1. Различия в предмете этнопсихологии и других наук 4
    1.2. Предмет, основные понятия и категории этнической психологии 10
    1.3. Методология этнической психологии как науки 13
    1.4. Задачи этнической психологии как науки 17
    Глава вторая. Этническая психология в России и в СССР 24
    2.1. Истоки проявления интереса к этнической психологии и особенности ее зарождения в России 24
    2.2. Развитие этнической психологии в России в XX веке 34
    Глава третья. Историческое развитие этнопсихологических взглядов за рубежом 49
    3.1. Этнопсихологические представления в древности, Средневековье и эпоху Просвещения 49
    3.2. Зарубежная этнопсихология в XIX веке 54
    3.3. Зарубежная этнопсихология в XX веке 59
    Глава четвертая. Психологическая характеристика этнических общностей 70
    4.1. Человечество. Этнос. Нация 70
    4.2. Психологическая основа нации 76
    4.3. Специфика межнациональных отношений людей 88
    4.4. Психологические предпосылки целостности нации 94
    Глава пятая. Сущность, структура и своеобразие этнопсихологических феноменов 101
    5.1. Содержание психологии нации 101
    5.1.1. Системообразующая сторона психологии нации 102
    5.1.2. Динамическая сторона психологии нации 106
    5.2. Свойства национальной психологии 110
    5.3. Функции национальной психики 114
    Глава шестая. Механизмы функционирования и проявления этнопсихологических феноменов 119
    6.1. Межэтническое взаимодействие как сфера проявления национально-психологических особенностей людей 120
    6.2. Своеобразие проявления национальных установок 125
    6.3. Психологические особенности этнической стсреотипизации.. 133
    Глава седьмая. Национально-психологические особенности представителей разных народов России 144
    7.1. Русские как представители славянского этноса 145
    7.2. Тюркские и алтайские народы России 150
    7.3. Финно-угорские народы России 153
    7.4 Буряты и калмыки 155
    7.5. Представители тунгусо-маньчжурской группы народов России 158
    7.6. Представители еврейской национальности 160
    7.7. Народы Северного Кавказа 162
    Глава восьмая. Своеобразие психологии народов ближнего зарубежья... 169
    8.1. Украинцы и белорусы 169
    8.2. Народы Прибалтики 172
    8.3. Народы Средней Азии и Казахстана 178
    8.4. Народы Закавказья 187
    Глава девятая. Сравнительная характеристика психологии некоторых народов дальнего зарубежья 192
    9.1. Американцы 192
    9.2. Англичане 195
    9.3. Немцы 198
    9.4. Французы 200
    9.5. Испанцы 202
    9.6. Финны 204
    9.7. Греки 207
    9.8. Турки 209
    9.9. Арабы 210
    9.10. Японцы 212
    9.11. Китайцы 215
    Глава десятая. Психологическая специфика этнических конфликтов 218
    10.1. Сущность, предпосылки возникновения и виды этнических конфликтов 219
    10.2. Содержание этнических конфликтов и специфика их разрешения 225
    Глава одиннадцатая. Этнопсихология семейных отношений 234
    11.1. Этнопсихологическая специфика и этапы формирования семейных отношений 235
    11.2. Этнопсихологические особенности конфликтов в семейных отношениях 238
    11.3. Психологическая помощь и диагностика в семейных отношениях 242
    Глава двенадцатая. Учет национально-психологических особенностей в воспитательной работе в многонациональном коллективе 246
    12.1. Многонациональный коллектив как специфический объект воспитательного воздействия 248
    12.2. Национально-психологическая детерминация эффективности воспитательной работы в коллективе 252
    12.3. Система воспитательных мероприятий с учетом национально-психологических особенностей людей 254
    Глава тринадцатая. Профессионализм в межнациональных отношениях 259
    13.1. Условия и предпосылки достижения профессионализма в межнациональных отношениях 259
    13.2. Сущность профессионализма в регулировании межнациональных отношений 262
    13.3. Особенности деятельности профессионала в области межнациональных отношений 271
    Глава четырнадцатая. Методы изучения национально-психологических особенностей людей 280
    14.1. Логика и принципы этнопсихологических исследований 280
    14.2. Основные методы этнопсихологических исследований 286
    14.3. Дополнительные методы этнопсихологических исследований 292
    14.4. Надежность этнопсихологических исследований 295
    Библиография 300



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!