Кто написал рассказ слепой музыкант. Cочинение «Повесть В.Г.Короленко «Слепой музыкант

В богатой помещичьей семье родился слепой мальчик. Младенца назвали Петром. Его воспитанием занимается мать, Анна Михайловна Попельская, и ее брат Максим, в прошлом солдат армии Гарибальди, инвалид без ноги. Он обучает Петруся, в частности, чтению по методу Брайля. Именно Максим первым объясняет сестре, что бессмысленно всю жизнь ограждать слепого ребенка от внешнего мира и проблем, которые там его ожидают. Он призывает Анну развивать природные склонности Петруся. «Глупая заботливость, устраняющая от него необходимость усилий, убивает в нем все шансы на более полную жизнь».

Очень скоро становится ясно, что мальчик тонко чувствует музыку. Помимо того, что от природы у него обостренный слух, он очень восприимчив к звукам любой природы. Петрусь безошибочно выделяет из всего обилия льющихся на него звуков те, что производятся музыкальными инструментами. Однажды вечером он признается матери, что перед сном пребывает под «особенно чарующим впечатлением». Причина этого обнаруживается быстро: в сумерках пастух Иохим играет на самодельной свирели. Он пережил несчастную любовь и, будучи отвергнутым, пытался излить свою печаль в музыке. Перепробовав несколько покупных дудок и не найдя подходящей, Иохим смастерил свирель сам. «Дудка вышла на славу. Высушив иву, он выжег ей сердце раскаленною проволокой, прожег шесть круглых отверстий, прорезал наискось седьмое и плотно заткнул один конец деревянною затычкой... Затем.она целую неделю висела на бечевке, причем ее грело солнцем и обдавало звонким ветром». Мелодии, исполняемые Иохимом, очень тонко гармонируют с окружающей природой. По-видимому, Петрусь интуитивно это чувствует. Раз придя на конюшню к Иохиму, чтобы послушать его, мальчик начинает просиживать у музыканта все вечера. Движимая ревностью, Анна просит мужа выписать из города пианино. Она прежде училась музыке и даже добилась отличной техники исполнения. Однако чопорная немка-преподавательница своими бесконечными придирками и механистическим подходом к обучению отбила у своей ученицы всякую охоту к занятиям и любовь к музыке как таковой. Анна, пытаясь вновь обрести полнейший контроль над чувствами сына, принимается играть при нем «высокотехничную» пьесу, за которую была в свое время удостоена похвалы преподавательницы. Однако в ее исполнении нет душевности и искренности. Петрусь пугается, расстраивается и убегает. Он не любит «чужого гостя» - пианино, и по-прежнему стремится слушать «родную» музыку простой пастушьей свирели. Анна понимает, что ей, чтобы вернуть доверие сына, придется научиться чувствовать музыку так же тонко, как это делают Петрусь и Иохим. Анна пересиливает обиду и снобизм. Ее исполнение со временем меняется, она овладевает способностью передавать в музыке свои эмоции. Петрусь все чаще слушает мать, начинает учиться у нее сам. Однажды он задает ей вопрос о цветах, поскольку чувствует их отличие наощупь. Мальчик гладит белую шею аиста, а затем прикасается к черным перьям на крыльях птицы. Анна передает это отличие с помощью высоты звуков на инструменте (низкие тона соответствуют темным, высокие - светлым краскам). Максим обучает мальчика истории страны через героические народные песни, образы которых оказываются близки и понятны Петру сю.

Петрусь достаточно свободно передвигается по дому и усадьбе. Посторонние люди далеко не сразу определяют, что он слепой - настолько уверенны его движения. Мальчик любит гулять над рекой. Однажды во время прогулки он знакомится с девочкой Эвелиной, примерно одних лет с ним. Эвелина - поздняя дочь очень спокойных и любящих родителей - панов Яскульских. Эвелина - необыкновенно разумная и рассудительная девочка. Внешне совсем ребенок, она способна на понимание, жертвенность и сострадание, свойственное взрослой женщине. «Есть натуры, заранее предназначенные для тихого подвига любви, coединенной с печалью и заботой, - натуры, для которых эти заботы о чужом горе составляют как бы атмосферу, органическую потребность. Природа заранее наделила их спокойствием, без которого немыслим будничный подвиг жизни... Они глухи на страстные призывы грешной жизни и идут по грустному пути долга так же спокойно, как и по пути самого яркого личного счастья». На протяжении долгих лет мир Петруся состоит из круга родных и Эвелины. Девочка даже начинает вместе с Петрусем учиться у Максима. Совместные занятия, общие цели еще больше сближают детей.

Взрослые стараются не усиливать страданий слепого, не давать ему понять, чего он лишен, не провоцировать «лишних» вопросов. Однако Анна чувствует сердцем, что ее мальчик все равно грустит о том, чего нет и никогда не было в его жизни - о свете. Временами Петрусь признается ей, что видел сон - но не может вспомнить лиц. Понимает это и Максим. С целью открыть племяннику дверь в окружающий мир, он приглашает в имение старого товарища Ставрученко с двумя молодыми сыновьями. В ходе беседы, молодые люди живо интересуются Эвелиной, а про Петра забывают. Он незаметно выходит из комнаты, твердя про себя, что Эвелине он не нужен, что она даже не заметила его отсутствия, что он - калека, и не вправе лишать девушку «большой» жизни. Однако семнадцатилетняя Эвелина вежливо и сдержанно (так, что даже молодые люди удивляются и считают ее ответ достойным женщины гораздо более старшего возраста) объясняет гостям, что «у всякого человека своя дорога в жизни, а в серьезных делах нужно и рассуждать серьезно». Она выходит в сад вслед за Петром и, на его утверждения о собственной ненужности, как о свершившемся факте разговаривает с ним об их будущем браке и полной нежности совместной жизни. Петр ошарашен и счастлив. Эвелина спокойно объясняет ему, что не намерена искать себе другой, «большой» жизни, что они много лет любят друг друга, что для каждого из них нет друга, более близкого, а стало быть, нет смыла и искать «добра от добра». Эвелина удивлена тем, что Петр раньше не думал об их свадьбе, что он хотел отказаться от нее ради ее же блага. Девушка спокойно и взвешенно рисует Петру его собственные перспективы: он должен профессионально учиться _ музыке и концертировать. Все отмечают его необычайный дар и выдающиеся способности. Эвелина прочит любимому блестящее будущее. «У тебя тоже будет своя работа. Если бы ты видел, если бы ты знал, что ты можешь сделать со всеми нами...»

Семья вместе со Ставрученко и Эвелиной выезжает на дальнюю прогулку по историческим местам - захоронение атамана Карего и слепого бандуриста Юрко, сопровождавшего атамана во всех его славных походах. В монастыре компании осматривает старинную церковь и поднимается на колокольню. Оба звонаря слепы. Один из них, Роман, ослеп в возрасте семи лет. Он помнит мать, понимает, что такое свет, любит детей и не в обиде на весь мир. Другой, Егор, слеп от рождения. Он зол на людей, он очень обостренно переживает собственную «неполноценность», обвиняет окружающий в невнимании, жалуется на свою ненужность. Петр инстинктивно узнает в нем собрата по несчастью. Когда все спускаются вниз, Петр задерживается, чтобы поговорить с Егором. Эвелина слышит их разговор. Егор злится на Романа за то, что тот впустил «чертенят» (т. е. детей) на колокольню, пытается поймать их и побить. Петр узнает, что у Егора, как и у него самого, обостренный слух (они двое, в отличие от всех присутствовавших, слышат звон колоколов из церкви, расположенной за пятнадцать верст), что он тоже не видит снов или, по крайней мере, не может потом вспомнить их, что он тоже в претензии ко всему миру. По возвращении домой Анна посылает звонарям теплые вещи. Максим говорит с Эвелиной о сходстве Петра и Егора. Эвелина считает, что после этой поездки Петр уверен, что все слепорожденные злые, и не станет бороться со своим эгоизмом, а будет только озлобляться. «Беспросветная грусть сменялась в настроении юноши раздражительною нервностью». Он пытается поссориться с Эвелиной, чтобы не быть «виноватым» в ее «жертве». Петр постоянно изводит себя и окружающих разговорами о своем несчастьи. Максим пытается действовать лаской и апеллирует к доступным Петру образам (объясняет палитру цветов с помощью осязательных аналогий, а Петр тут же передает это с помощью звуков на фортепиано). Однако, когда сетования Петра, его обвинения в адрес несправедливой судьбы и жалость к себе становятся доминирующими в отношении к окружающим, Максим решается на серьезный разговор по душам. Разговор, который готовил Максим, происходит спонтанно. При виде чужого страдания (нищих слепых) Петр порывается отвернуться и уйти, но Максим останавливает его и заставляет наощупь подать слепцам милостыню. «Ты досадуешь, что тебе некого проклинать, как Егору, а сам проклинаешь в душе своих близких за то, что они отняли у тебя счастливую долю этих слепых... Если ты захочешь исправить нашу ошибку, если ты швырнешь судьбе в глаза все преимущества, которыми жизнь окружила тебя с колыбели и захочешь испытать участь этих несчастных... я обещаю тебе свое уважение, помощь и содействие». После этого случая Петр долгое время лежит в горячке. Максим уже берет было свои слова обратно и извиняется перед племянником, но выздоровевший Петр просит дядю оказать ему содействие. Они объявляют домашним, что вдвоем едут на год в Киев, чтобы Петр мог там брать уроки музыки у известного пианиста. Максим регулярно присылает Анне успокоительные письма, уверяя, что дела Петра идут на лад. Спустя год же выясняется, что Петр все это время странствовал вместе с двумя другими слепыми (один из них, Федор Кандыба - кобзарь) под именем Юрия. Говорят, что Петр ходил в Почаев по обету, чтобы вымолить у богоматери исцеление. Петр возвращается в родной дом пешком в нищенской одежде. «Глаза его оставались по-прежнему чистыми и по-прежнему незрячими. Ho душа, несомненно, исцелилась».

Осенью играют свадьбу Эвелины и Петра. Скоро он узнает, что будет отцом. Ожидание родов мучительно для Петра. Ему кажется, что и ребенок непременно родится слепым. К Петру временами возвращаются все его прежние истерические сомнения, он твердит, что ребенку не следует родиться. Однако доктор, принимавший роды и заранее вооруженный офтальмоскопом, констатирует, что младенец видит. Петр потрясен. На несколько мгновений ему кажется, что он прозревает. Он видит мать, Максима, жену, небо и землю. «Всем казалось, что человек, стоявший среди комнаты, был не тот, которого они так хорошо знали... тот прежний исчез, окруженный внезапно опустившейся на него тайной». Петр не может вспомнить своего видения, но он спокоен. «Я отдал все это ему... ребенку...» - произносит Петр и теряет сознание.

Через три года Петр уже очень успешно концертирует в Киеве. Эвелина повсюду сопровождает своего знаменитого мужа. Максим отмечает, что тонкая, чувствительная, полная страданий игра Петра изменилась. «Это уже не одни стоны личного горя, не одно слепое страдание... он носит в душе ощущение жизни, он чувствует и людское горе, и людскую радость, он прозрел и сумеет напомнить счастливым о несчастных». Максим считает свою миссию на земле выполненной. «Он недаром прожил на свете, ему говорили об этом полные силы властные звуки, стоявшие в зале, царившие над толпой».

Название произведения: Слепой музыкант
Короленко Владимир
Год написания: 1886
Жанр: повесть
Главные герои: Петр - слепой мальчик, Максим - дядя Петра, Эвелина - дочь соседей

Драматичная и красивая идея изложена в кратком содержании повести «Слепой музыкант» для читательского дневника.

Сюжет

У супругов Попеольских рождается слепой ребенок. Отец Петра - добродушный человек, но занят хозяйством. Воспитанием мальчика занимается дядя, потерявший на войне ноги. Он хочет вырастить из ребенка сильного, высокодуховного и благородного человека. С возрастом Петр интересуется окружающими звуками и учится играть на фортепиано. Он знакомится с Эвелиной, между детьми устанавливается крепкая дружба. Став старше, Петр ощущает себя несчастным из-за недуга. Он сбегает с бродячими музыкантами на несколько лет, познает людей и мир, ощущает, сколько у других бед и несчастий и возвращается домой взрослым мужчиной. Он женится на Эвелине. У молодожен рождается зрячий сын. Максим гордится племянником, стойким и сильным человеком.

Вывод (моё мнение)

Какие бы беды ни выпадали на нашу долю, нужно проявлять терпение и радоваться тому, что имеешь. Есть люди, у которых куда больше проблем и боли. Нельзя опускать голову и сдаваться. Счастье - в мелочах. Телесные недуги причиняют массу неудобств, но не тело главное в человеке, а душа и то, чем она наполнена. Нужно наполнять ее добром и теплом, именно это притягивает к нам таких же добрых и теплых людей.

Глава первая

Ребенок родился в богатой семье Юго-западного края, в глухую полночь.
Молодая мать лежала в глубоком забытьи, но, когда в комнате раздался первый
крик новорожденного, тихий и жалобный, она заметалась с закрытыми глазами в
своей постели. Ее губы шептали что-то, и на бледном лице с мягкими, почти
детскими еще чертами появилась гримаса нетерпеливого страдания, как у
балованного ребенка, испытывающего непривычное горе.
Бабка наклонилась ухом к ее что-то тихо шептавшим губам.
- Отчего... отчего это он? - спрашивала больная едва слышно.
Бабка не поняла вопроса. Ребенок опять закричал. По лицу больной
пробежало отражение острого страдания, и из закрытых глаз скользнула крупная
слеза.
- Отчего, отчего? - по-прежнему тихо шептали ее губы.
На этот раз бабка поняла вопрос и спокойно ответила:
- Вы спрашиваете, отчего ребенок плачет? Это всегда так бывает,
успокойтесь.
Но мать не могла успокоиться. Она вздрагивала каждый раз при новом
крике ребенка и все повторяла с гневным нетерпением:
- Отчего... так... так ужасно?
Бабка не слыхала в крике ребенка ничего особенного и, видя, что мать и
говорит точно в смутном забытьи и, вероятно, просто бредит, оставила ее и
занялась ребенком.
Юная мать смолкла, и только по временам какое-то тяжелое страдание,
которое не могло прорваться наружу движением или словами, выдавливало из ее
глаз крупные слезы. Они просачивались сквозь густые ресницы и тихо катились
по бледным, как мрамор, щекам.
Быть может, сердце матери почуяло, что вместе с новорожденным ребенком
явилось на свет темное, неисходное горе, которое нависло над колыбелью,
чтобы сопровождать новую жизнь до самой могилы.
Может быть, впрочем, что это был и действительный бред. Как бы то ни
было, ребенок родился слепым.

Сначала никто этого не заметил. Мальчик глядел тем тусклым и
неопределенным взглядом, каким глядят до известного возраста все
новорожденные дети. Дни уходили за днями, жизнь нового человека считалась
уже неделями. Его глаза прояснились, с них сошла мутная поволока, зрачок
определился. Но дитя не поворачивало головы за светлым лучом, проникавшим в
комнату вместе с веселым щебетаньем птиц и с шелестом зеленых буков, которые
покачивались у самых окон в густом деревенском саду. Мать, успевшая
оправиться, первая с беспокойством заметила странное выражение детского
лица, остававшегося неподвижным и как-то не по-детски серьезным.
Молодая женщина смотрела на людей, как испуганная горлица [Горлица -
голубка], и спрашивала:
- Скажите же мне, отчего он такой?
- Какой? - равнодушно переспрашивали посторонние. - Он ничем не
отличается от других детей такого возраста.
- Посмотрите, как странно ищет он что-то руками...
- Дитя не может еще координировать [Координировать - согласовывать,
устанавливать правильные соотношения] движений рук с зрительными
впечатлениями, - ответил доктор.
- Отчего же он смотрит все в одном направлении?.. Он... он слеп? -
вырвалась вдруг из груди матери страшная догадка, и никто не мог ее
успокоить.
Доктор взял ребенка на руки, быстро повернул к свету и заглянул в
глаза. Он слегка смутился и, сказав несколько незначащих фраз, уехал, обещая
вернуться дня через два.
Мать плакала и билась, как подстреленная птица, прижимая ребенка к
своей груди, между тем как глаза мальчика глядели все тем же неподвижным и
суровым взглядом.
Доктор действительно вернулся дня через два, захватив с собой
офтальмоскоп [Офтальмоскоп - медицинский инструмент, специальное зеркало,
употребляемое для исследования дна глазного яблока]. Он зажег свечку,
приближал и удалял ее от детского глаза, заглядывал в него и, наконец,
сказал с смущенным видом:
- К сожалению, сударыня, вы не ошиблись... Мальчик действительно слеп,
и притом безнадежно...
Мать выслушала это известие с спокойной грустью.
- Я знала давно, - сказала она тихо.

Семейство, в котором родился слепой мальчик, было немногочисленно.
Кроме названных уже лиц, оно состояло еще из отца и "дяди Максима", как
звали его все без исключения домочадцы и даже посторонние. Отец был похож на
тысячу других деревенских помещиков Юго-западного края: он был добродушен,
даже, пожалуй, добр, хорошо смотрел за рабочими и очень любил строить и
перестраивать мельницы. Это занятие поглощало почти все его время, и потому
голос его раздавался в доме только в известные, определенные часы дня,
совпадавшие с обедом, завтраком и другими событиями в том же роде. В этих
случаях он всегда произносил неизменную фразу: "Здорова ли ты, моя голубка?"
- после чего усаживался за стол и уже почти ничего не говорил, разве изредка
сообщал что-либо о дубовых валах и шестернях. Понятно, что его мирное и
незатейливое существование мало отражалось на душевном складе его сына. Зато
дядя Максим был совсем в другом роде. Лет за десять до описываемых событий
дядя Максим был известен за самого опасного забияку не только в окрестностях
его имения, но даже в Киеве на "Контрактах" ["Контракты" - местное название
некогда славной киевской ярмарки. (Примеч. автора)]. Все удивлялись, как это
в таком почтенном во всех отношениях семействе, каково было семейство пани
Попельской, урожденной Яценко, мог выдаться такой ужасный братец. Никто не
знал, как следует с ним держаться и чем ему угодить. На любезности панов он
отвечал дерзостями, а мужикам спускал своеволие и грубости, на которые самый
смирный из "шляхтичей" непременно бы отвечал оплеухами. Наконец, к великой
радости всех благомыслящих людей [Благомыслящие люди. - До революции так
официально назывались сторонники существующей власти, враждебно настроенные
по отношению к революционной деятельности], дядя Максим за что-то сильно
осердился на австрийцев [Осердился на австрийцев - возмутился австрийцами,
под гнетом которых тогда находилась Италия] и уехал в Италию; там он
примкнул к такому же забияке и еретику [Еретик - здесь: человек, отступивший
от общепринятых взглядов] - Гарибальди [Гарибальди Джузеппе (1807 - 1882) -
вождь национально-освободительного движения в Италии в середине XIX века,
возглавлявший борьбу итальянского народа против австрийского гнета],
который, как с ужасом передавали паны помещики, побратался с чертом и в грош
не ставит самого папу [Папа - римский папа, верховный глава
римско-католической церкви]. Конечно, таким образом Максим навеки погубил
свою беспокойную схизматическую [Схизматическая (греч.) - еретическая] душу,
зато "Контракты" проходили с меньшими скандалами, и многие благородные
мамаши перестали беспокоиться за участь своих сыновей.
Должно быть, австрийцы тоже крепко осердились на дядю Максима. По
временам в Курьерке, исстари любимой газете панов помещиков, упоминалось в
реляциях [Реляция - донесение, доклад] его имя в числе отчаянных
гарибальдийских сподвижников, пока однажды из того же Курьерка паны не
узнали, что Максим упал вместе с лошадью на поле сражения. Разъяренные
австрийцы, давно уже, очевидно, точившие зубы на заядлого волынца [Волынец -
уроженец Волыни, Волынской губернии в Юго-западном крае] (которым, чуть ли
не одним, по мнению его соотечественников, держался еще Гарибальди),
изрубили его, как капусту.
- Плохо кончил Максим, - сказали себе паны и приписали это специальному
заступничеству св. Петра за своего намесника. Максима считали умершим.
Оказалось, однако, что австрийские сабли не сумели выгнать из Максима
его упрямую душу и она осталась, хотя я в сильно попорченном теле.
Гарибальдийские забияки вынесли своего достойного товарища из свалки, отдали
его куда-то в госпиталь, и вот, через несколько лет, Максим неожиданно
явился в дом своей сестры, где и остался.
Теперь ему было уже не до дуэлей. Правую ногу ему совсем отрезали, и
потому он ходил на костыле, а левая рука была повреждена и годилась только
на то, чтобы кое-как опираться на палку. Да и вообще он стал серьезнее,
угомонился, и только по временам его острый язык действовал так же метко,
как некогда сабля. Он перестал ездить на "Контракты", редко являлся в
общество и большую часть времени проводил в своей библиотеке за чтением
каких-то книг, о которых никто ничего не знал, за исключением предположения,
что книги совершенно безбожные. Он также писал что-то, но так как его работы
никогда не являлись в Курьерке, то никто не придавал им серьезного значения.
В то время, когда в деревенском домике появилось и стало расти новое
существо, в коротко остриженных волосах дяди Максима уже пробивалась
серебристая проседь. Плечи от постоянного упора костылей поднялись, туловище
приняло квадратную форму. Странная наружность, угрюмо сдвинутые брови, стук
костылей и клубы табачного дыма, которыми он постоянно окружал себя, не
выпуская изо рта трубки, - все это пугало посторонних, и только близкие к
инвалиду люди знали, что в изрубленном теле бьется горячее и доброе сердце,
а в большой квадратной голове, покрытой щетиной густых волос, работает
неугомонная мысль.
Но даже и близкие люди не знали, над каким вопросом работала эта мысль
в то время. Они видели только, что дядя Максим, окруженный синим дымом,
просиживает по временам целые часы неподвижно, с отуманенным взглядом и
угрюмо сдвинутыми густыми бровями. Между тем изувеченный боец думал о том,
что жизнь - борьба и что в ней нет места для инвалидов. Ему приходило в
голову, что он навсегда выбыл уже из рядов и теперь напрасно загружает собою
фурштат [Фурштат (нем.) - военный обоз]; ему казалось, что он рыцарь,
выбитый из седла жизнью и поверженный в прах. Не малодушно ли извиваться в
пыли, подобно раздавленному червяку; не малодушно ля хвататься за стремя
победителя, вымаливая у него жалкие остатки собственного существования?
Пока дядя Максим с холодным мужеством обсуждал эту жгучую мысль,
соображая и сопоставляя доводы за и против, перед его глазами стало мелькать
новое существо, которому судьба судила явиться на свет уже инвалидом.
Сначала он не обращал внимания на слепого ребенка, но потом странное
сходство судьбы мальчика с его собственною заинтересовало дядю Максима.
- Гм... да, - задумчиво сказал он однажды, искоса поглядывая на
мальчишку, - этот малый тоже инвалид. Если сложить нас обоих вместе,
пожалуй, вышел бы один лядащий [Лядащий - слабосильный, невзрачный]
человечишко.
С тех пор его взгляд стал останавливаться на ребенке все чаще и чаще.

Ребенок родился слепым. Кто виноват в его несчастии? Никто! Тут не
только не было и тени чьей-либо "злой воли", но даже самая причина несчастия
скрыта где-то в глубине таинственных и сложных процессов жизни. А между тем
при всяком взгляде на слепого мальчика сердце матери сжималось от острой
боли. Конечно, она страдала в этом случае, как мать, отражением сыновнего
недуга и мрачным предчувствием тяжелого будущего, которое ожидало ее
ребенка; но, кроме этих чувств, в глубине сердца молодой женщины щемило
также сознание, что причина несчастия лежала в виде грозной возможности в
тех, кто дал ему жизнь... Этого было достаточно, чтобы маленькое существо с
прекрасными, ко незрячими глазами стало центром семьи, бессознательным
деспотом, с малейшей прихотью которого сообразовалось все в доме.
Неизвестно, что вышло бы со временем из мальчика, предрасположенного к
беспредметной озлобленности своим несчастием и в котором все окружающее
стремилось развить эгоизм, если бы странная судьба и австрийские сабли не
заставили дядю Максима поселиться в деревне, в семье сестры.
Присутствие в доме слепого мальчика постепенно и нечувствительно дало
деятельной мысли изувеченного бойца другое направление. Он все так же
просиживал целые часы, дымя трубкой, но в глазах, вместо глубокой и тупой
боли, виднелось теперь вдумчивое выражение заинтересованного наблюдателя. И
чем более присматривался дядя Максим, тем чаще хмурились его густые брови, и
он все усиленнее пыхтел своею трубкой. Наконец, однажды он решился на
вмешательство.
- Этот малый, - сказал он, пуская кольцо за кольцом, - будет еще
гораздо несчастнее меня. Лучше бы ему не родиться.
Молодая женщина низко опустила голову, и слеза упала на ее работу.
- Жестоко напоминать мне об этом, Макс, - сказала она тихо, -
напоминать без цели...
- Я говорю только правду, - ответил Максим. - У меня нет ноги и руки,
но есть глаза. У малого нет глаз, со временем не будет ни рук, ни ног, ни
воли...
- Отчего же?
- Пойми меня, Анна, - сказал Максим мягче. - Я не стал бы напрасно
говорить тебе жестокие вещи. У мальчика тонкая нервная организация. У него
пока есть все шансы развить остальные свои способности до такой степени,
чтобы хотя отчасти вознаградить его слепоту. Но для этого нужно упражнение,
а упражнение вызывается только необходимостью. Глупая заботливость,
устраняющая от него необходимость усилий, убивает в нем все шансы на более
полную жизнь.
Мать была умна и потому сумела победить в себе непосредственное
побуждение, заставлявшее ее кидаться сломя голову при каждом жалобном крике
ребенка. Спустя несколько месяцев после этого разговора мальчик свободно и
быстро ползал по комнатам, настораживая слух навстречу всякому звуку, и с
какою-то необычною в других детях живостью ощупывал всякий предмет,
попадавший в руки.

Мать он скоро научился узнавать по походке, по шелесту платья, по
каким-то еще, ему одному доступным, неуловимым для других признакам: сколько
бы ни было в комнате людей, как бы они ни передвигались, он всегда
направлялся безошибочно в ту сторону, где она сидела. Когда она неожиданно
брала его на руки, он все же сразу узнавал, что сидит у матери. Когда же его
брали другие, он быстро начинал ощупывать своими ручонками лицо взявшего его
человека и тоже скоро узнавал няньку, дядю Максима, отца. Но если он попадал
к человеку незнакомому, тогда движения маленьких рук становились медленнее:
мальчик осторожно и внимательно проводил ими по незнакомому лицу; и его
черты выражали напряженное внимание; он как будто "вглядывался" кончиками
своих пальцев.
По натуре он был очень живым и подвижным ребенком, но месяцы шли за
месяцами, и слепота все более налагала свой отпечаток на темперамент
мальчика, начинавший определяться. Живость движений понемногу терялась; он
стал забиваться в укромные уголки и сидел там по целым часам смирно, с
застывшими чертами лица, как будто к чему-то прислушиваясь. Когда в комнате
бывало тихо и смена разнообразных звуков не развлекала его внимания,
ребенок, казалось, думал о чем-то с недоумелым и удивленным выражением на
красивом и не по-детски серьезном лице.
Дядя Максим угадал: тонкая и богатая нервная организация мальчика брала
свое и восприимчивостью к ощущениям осязания и слуха как бы стремилась
восстановить до известной степени полноту своих восприятий. Всех удивляла
поразительная тонкость его осязания, По временам казалось даже, что он не
чужд ощущения цветов; когда ему в руки попадали ярко окрашенные лоскутья, он
дольше останавливал на них свои тонкие пальцы, и по лицу его проходило
выражение удивительного внимания. Однако со временем стало выясняться все
более и более, что развитие восприимчивости идет главным образом в сторону
слуха.
Вскоре он изучил в совершенстве комнаты по их звукам: различал походку
домашних, скрип стула под инвалидом-дядей, сухое, размеренное шоркание нитки
в руках матери, ровное тикание стенных часов. Иногда, ползая вдоль стены, он
чутко прислушивался к легкому, неслышному для других шороху и, подняв руку,
тянулся ею за бегавшею по обоям мухой. Когда испуганное насекомое снималось
с места и улетало, на лице слепого являлось выражение болезненного
недоумения. Он не мог отдать себе отчета в таинственном исчезновении мухи.
Но впоследствии и в таких случаях лицо его сохраняло выражение осмысленного
внимания: он поворачивал голову в ту сторону, куда улетала муха, -
изощренный слух улавливал в воздухе тонкий звон ее крыльев.
Мир, сверкавший, двигавшийся и звучавший вокруг, в маленькую головку
слепого проникал главным образом в форме звуков, и в эти формы отливались
его представления. На лице застывало особенное внимание к звукам: нижняя
челюсть слегка оттягивалась вперед на тонкой и удлинившейся шее. Брови
приобретали особенную подвижность, а красивые, но неподвижные глаза
придавали лицу слепого какой-то суровый и вместе с тем трогательный
отпечаток.

Третья зима его жизни приходила к концу. На дворе уже таял снег,
звенели весенние потоки, и вместе с тем здоровье мальчика, который зимой все
прихварывал и потому всю ее провел в комнатах, не выходя на воздух, стало
поправляться.
Вынули вторые рамы, и весна ворвалась в комнату с удвоенной силой. В
залитые светом окна глядело смеющееся весеннее солнце, качались голые еще
ветки буков, вдали чернели нивы, по которым местами лежали белые пятна
тающих снегов, местами же пробивалась чуть заметною зеленью молодая трава.
Всем дышалось вольнее и лучше, на всех весна отражалась приливом обновленной
и бодрой жизненной силы.
Для слепого мальчика она врывалась в комнату только своим торопливым
шумом. Он слышал, как бегут потоки весенней воды, точно вдогонку Друг за
другом, прыгая по камням, прорезаясь в глубину размякшей земли; ветки буков
шептались за окнами, сталкиваясь и звеня легкими ударами по стеклам. А
торопливая весенняя капель от нависших на крыше сосулек, прихваченных
утренним морозом и теперь разогретых солнцем, стучала тысячью звонких
ударов. Эти звуки падали в комнату, подобно ярким и звонким камешкам, быстро
отбивавшим переливчатую дробь. По временам сквозь этот звон и шум окрики
журавлей плавно проносились с далекой высоты и постепенно смолкали, точно
тихо тая в воздухе.
На лице мальчика это оживление природы сказывалось болезненным
недоумением. Он с усилием сдвигал свои брови, вытягивал шею, прислушивался и
затем, как будто встревоженный непонятною суетой звуков, вдруг протягивал
руки, разыскивая мать, и кидался к ней, крепко прижимаясь к ее груди.
- Что это с ним? - спрашивала мать себя и других.
Дядя Максим внимательно вглядывался в лицо мальчика и не мог объяснить
его непонятной тревоги.
- Он... не может понять, - догадывалась мать, улавливая на лице сына
выражение болезненного недоумения и вопроса.
Действительно, ребенок был встревожен и беспокоен: он то улавливал
новые звуки, то удивлялся тому, что прежние, к которым он уже начал
привыкать, вдруг смолкали и куда-то терялись.

Хаос весенней неурядицы смолк. Под жаркими лучами солнца работа природы
входила все больше и больше в свою колею, жизнь как будто напрягалась, ее
поступательный [Поступательный - направленный вперед] ход становился
стремительнее, точно бег разошедшегося поезда. В лугах зазеленела молодая
травка, в воздухе носился запах березовых почек.
Мальчика решили вывести в поле, на берег ближней реки.
Мать вела его за руку. Рядом на своих костылях шел дядя Максим, и все
они направлялись к береговому холмику, который достаточно уже высушили
солнце и ветер. Он зеленел густой муравой, и с него открывался вид на
далекое пространство.
Яркий день ударил по главам матери и Максима. Солнечные лучи согревали
их лица, весенний ветер, как будто взмахивая невидимыми крыльями, сгонял эту
теплоту, заменяя ее свежею прохладой. В воздухе носилось что-то опьяняющее
до неги, до истомы.
Мать почувствовала, что в ее руке крепко сжалась маленькая ручка
ребенка, но опьяняющее веяние весны сделало ее менее чувствительной к этому
проявлению детской тревоги. Она вздыхала полной грудью и шла вперед, не
оборачиваясь; если бы она сделала это, то увидела бы странное выражение на
лице мальчика. Он поворачивал открытые глаза к солнцу с немым удивлением.
Губы его раскрылись; он вдыхал в себя воздух быстрыми глотками, точно рыба,
которую вынули из воды; выражение болезненного восторга пробивалось по
временам на беспомощно-растерянном личике, пробегало по нем какими-то
нервными ударами, освещая его на мгновение, и тотчас же сменялось опять
выражением удивления, доходящего до испуга и недоумелого вопроса. Только
одни глаза глядели все тем же ровным и неподвижным, незрячим взглядом.
Дойдя до холмика, они уселись на нем все трое. Когда мать приподняла
мальчика с земли, чтобы посадить его поудобнее, он опять судорожно схватился
за ее платье; казалось, он боялся, что упадет куда-то, как будто не чувствуя
под собой земли. Но мать и на этот раз не заметила тревожного движения,
потому что ее глаза и внимание были прикованы к чудной весенней картине.
Был полдень. Солнце тихо катилось по синему небу. С холма, на котором
они сидели, виднелась широко разлившаяся река. Она пронесла уже свои льдины,
и только по временам на ее поверхности плыли и таяли кое-где последние из
них, выделяясь белыми пятнышками, На поемных лугах [Поемные луга - луга,
заливаемые водой во время разлива реки] стояла вода широкими лиманами [Лиман
- залив]; белые облачка, отражаясь в них вместе с опрокинутым лазурным
сводом, тихо плыли в глубине и исчезали, как будто и они таяли, подобно
льдинам. Временами пробегала от ветра легкая рябь, сверкая на солнце. Дальше
за рекой чернели разопревшие нивы и парили, застилая реющею, колеблющеюся
дымкой дальние лачуги, крытые соломой, и смутно зарисовавшуюся синюю полоску
леса. Земля как будто вздыхала, и что-то подымалось от нее к небу, как клубы
жертвенного фимиама [Жертвенный фимиам - дым ароматных веществ, сжигаемых
при приношении жертвы божеству по обрядам некоторых религий].
Природа раскинулась кругом, точно великий храм, приготовленный к
празднику. Но для слепого это была только необъяснимая тьма, которая
необычно волновалась вокруг, шевелилась, рокотала и звенела, протягиваясь к
нему, прикасаясь к его душе со всех сторон неизведанными еще, необычными
впечатлениями, от наплыва которых болезненно билось детское сердце.
С первых же шагов, когда лучи теплого дня ударили ему в лицо, согрели
нежную кожу, он инстинктивно поворачивал к солнцу свои незрячие глаза, как
будто чувствуя, к какому центру тяготеет все окружающее. Для него не было ни
этой прозрачной дали, ни лазурного свода, ни широко раздвинутого горизонта.
Он чувствовал только, как что-то материальное, ласкающее и теплое касается
его лица ножным, согревающим прикосновением. Потом кто-то прохладный и
легкий, хотя и менее легкий, чем тепло солнечных лучей, снимает с его лица
эту негу и пробегает по нем ощущением свежей прохлады. В комнатах мальчик
привык двигаться свободно, чувствуя вокруг себя пустоту. Здесь же его
охватили какие-то странно сменявшиеся волны, то нежно ласкающие, то
щекочущие и опьяняющие. Теплые прикосновения солнца быстро обмахивались
кем-то, и струя ветра, звеня в уши, охватывая лицо, виски, голову до самого
затылка, тянулась вокруг, как будто стараясь подхватить мальчика, увлечь его
куда-то в пространство, которого он не мог видеть, унося сознание, навевая
забывчивую истому. Тогда-то рука мальчика крепче сжимала руку матери, а его
сердце замирало и, казалось, вот-вот совсем перестанет биться.
Когда его усадили, он как будто несколько успокоился. Теперь, несмотря
на странное ощущение, переполнившее все его существо, он все же стал было
различать отдельные звуки. Темные ласковые волны неслись по-прежнему
неудержимо, ему казалось, что они проникают внутрь его тела, так как удары
его всколыхавшейся крови подымались и опускались вместе с ударами этих волн.
Но теперь они приносили с собой то яркую трель жаворонка, то тихий шелест
распустившейся березки, то чуть слышные всплески реки. Ласточка свистела
легким крылом, описывая невдалеке причудливые круги, звенели мошки, и над
всем этим проносился порой протяжный и печальный окрик пахаря на равнине,
понукавшего волов над распахиваемой полоской.
Но мальчик не мог схватить этих звуков в их целом, не мог соединить их,
расположить в перспективу [То есть не мог уяснить себе степень отдаленности
или близости долетавших до него звуков]. Они как будто падали, проникая в
темную головку, один за другим, то тихие, неясные, то громкие, яркие,
оглушающие. По временам они толпились одновременно, неприятно смешиваясь в
непонятную дисгармонию [Дисгармония - несозвучность, разноголосица]. А ветер
с поля все свистел в уши, и мальчику казалось, что волны бегут быстрее и их
рокот застилает все остальные звуки, которые несутся теперь откуда-то о
другого мира, точно воспоминание о вчерашнем дне. И по мере того как звуки
тускнели, в грудь мальчика вливалось ощущение какой-то щекочущей истомы.
Лицо подергивалось ритмически пробегавшими по нем переливами; глаза то
закрывались, то открывались опять, брови тревожно двигались, и во всех
чертах пробивался вопрос, тяжелое усилие мысли и воображения. Не окрепшее
еще и переполненное новыми ощущениями сознание начинало изнемогать: оно еще
боролось с нахлынувшими со всех сторон впечатлениями, стремясь устоять среди
них, слить их в одно целое и таким образом овладеть ими, победить их. Но
задача была не по силам темному мозгу ребенка, которому недоставало для этой
работы зрительных представлений.
И звуки летели и падали один за другим, все еще слишком пестрые,
слишком звонкие... Охватившие мальчика волны вздымались все напряженнее,
налетая из окружающего звеневшего и рокотавшего мрака и уходя в тот же мрак,
сменяясь новыми волнами, новыми звуками... быстрее, выше, мучительнее
подымали они его, укачивали, баюкали... Еще раз пролетела над этим
тускнеющим хаосом длинная и печальная нота человеческого окрика, и затем все
сразу смолкло.
Мальчик тихо застонал и откинулся назад на траву. Мать быстро
повернулась к нему и тоже вскрикнула: он лежал на траве, бледный, в глубоком
обмороке.

Дядя Максим был очень встревожен этим случаем. С некоторых пор он стал
выписывать книги по физиологии [Физиология - наука, изучающая функции
отправления организма человека и животных], психологии [Психология - наука,
изучающая психику человека, то есть его душевную организацию, процессы
ощущения, восприятия, мышления, чувства] и педагогике [Педагогика - наука о
методах воспитания и обучения] и с обычною своей энергией занялся изучением
всего, что дает наука по отношению к таинственному росту и развитию детской
души.
Эта работа завлекала его все больше и больше, и поэтому мрачные мысли о
непригодности к житейской борьбе, о "червяке, пресмыкающемся в пыли", и о
"фурштате" давно уже незаметно улетучились из квадратной головы ветерана
[Ветеран - престарелый, испытанный в боях воин]. На их месте воцарилось в
этой голове вдумчивое внимание, по временам даже розовые мечты согревали
стареющее сердце. Дядя Максим убеждался все более и более, что природа,
отказавшая мальчику в зрении, не обидела его в других отношениях; это было
существо, которое отзывалось на доступные ему внешние впечатления с
замечательною полнотой и силой. И дяде Максиму казалось, что он призван к
тому, чтобы развить присущие мальчику задатки, чтоб усилием своей мысли и
своего влияния уравновесить несправедливость слепой судьбы, чтоб вместо себя
поставить в ряды бойцов за дело жизни нового рекрута [Рекрут - новобранец;
здесь: новый борец за социальную справедливость], на которого, без его
влияния, никто не мог рассчитывать.
"Кто знает, - думал старый гарибальдиец, - ведь бороться можно не
только копьем и саблей. Быть может, несправедливо обиженный судьбою подымет
со временем доступное ему оружие в защиту других, обездоленных жизнью, и
тогда я недаром проживу на свете, изувеченный старый солдат... "
Даже свободным мыслителям сороковых и пятидесятых годов не было чуждо
суеверное представление о "таинственных предначертаниях" природы. Не мудрено
поэтому, что по мере развития ребенка, выказывавшего недюжинные способности,
дядя Максим утвердился окончательно в убеждении, что самая слепота есть лишь
одно из проявлений этих "таинственных предначертаний". "Обездоленный за
обиженных" - вот девиз, который он выставил заранее на боевом знамени своего
питомца.

После первой весенней прогулки мальчик пролежал несколько дней в бреду.
Он то лежал неподвижно и безмолвно в своей постели, то бормотал что-то и к
чему-то прислушивался. И во все это время с его лица не сходило характерное
выражение недоумения.
- Право, он глядит так, как будто старается понять что-то и не может, -
говорила молодая мать.
Максим задумывался и кивал головой. Он понял, что странная тревога
мальчика и внезапный обморок объяснялись обилием впечатлений, с которыми не
могло справиться сознание, и решился допускать к выздоравливавшему мальчику
эти впечатления постепенно, так сказать, расчлененными на составные части. В
комнате, где лежал больной, окна были плотно закрыты. Потом, по мере
выздоровления, их открывали на время, затем его водили по комнатам, выводили
на крыльцо, на двор, в сад. И каждый раз, как на лице слепого являлось
тревожное выражение, мать объясняла ему поражавшие его звуки.
- Рожок пастуха слышен за лесом, - говорила она. - А это из-за
щебетания воробьиной стаи слышен голос малиновки. Аист клекочет на своем
колесе [В Малороссии и Польше для аистов ставят высокие столбы и надевают на
них старые колеса, на которых птица завивает гнездо. (Примеч. автора)]. Он
прилетел на днях из далеких краев и строит гнездо на старом месте.
И мальчик поворачивал к ней свое лицо, светившееся благодарностью, брал
ее руку и кивал головой, продолжая прислушиваться с вдумчивым и осмысленным
вниманием.

Он начинал расспрашивать обо всем, что привлекало его внимание, и мать
или, еще чаще, дядя Максим рассказывали ему о разных предметах и существах,
издававших те или другие звуки. Рассказы матери, более живые и яркие,
производили на мальчика большее впечатление, но по временам впечатление это
бывало слишком болезненно. Молодая женщина, страдая сама, с растроганным
лицом, с глазами, глядевшими с беспомощною жалобой и болью, старалась дать
своему ребенку понятие о формах и цветах. Мальчик напрягал внимание, сдвигал
брови, на лбу его являлись даже легкие морщинки. Видимо, детская головка
работала над непосильною задачей, темное воображение билось, стремясь
создать из косвенных данных новое представление, но из этого ничего не
выходило. Дядя Максим всегда недовольно хмурился в таких случаях, и, когда
на глазах матери являлись слезы, а лицо ребенка бледнело от сосредоточенных
усилий, тогда Максим вмешивался в разговор, отстранял сестру и начинал свои
рассказы, в которых, по возможности, прибегал только к пространственным и
звуковым представлениям. Лицо слепого становилось спокойнее.
- Ну, а какой он? большой? - спрашивал он про аиста, отбивавшего на
своем столбе ленивую барабанную дробь.
И при этом мальчик раздвигал руки. Он делал это обыкновенно при
подобных вопросах, а дядя Максим указывал ему, когда следовало остановиться.
Теперь он совсем раздвинул свои маленькие ручонки, но дядя Максим сказал:
- Нет, он еще гораздо больше. Если бы привести его в комнату и
поставить на полу, то голова его была бы выше спинки стула.
- Большой... - задумчиво произнес мальчик. - А малиновка - вот! - и он
чуть-чуть развел сложенные вместе ладони.
- Да, малиновка такая... Зато большие птицы никогда не поют так хорошо,
как маленькие. Малиновка старается, чтобы всем было приятно ее слушать. А
аист - серьезная птица, стоит себе на одной ноге в гнезде, озирается кругом,
точно сердитый хозяин на работников, и громко ворчит, не заботясь о том, что
голос у него хриплый и его могут слышать посторонние.
Мальчик смеялся, слушая эти описания, и забывал на время о своих
тяжелых попытках понять рассказы матери. Но все же эти рассказы привлекали
его сильнее, и он предпочитал обращаться с расспросами к ней, а не к дяде
Максиму.

Добавить сказку в Facebook, Вконтакте, Одноклассники, Мой Мир, Твиттер или в Закладки

Повесть «Слепой музыкант» Короленко была впервые опубликована в 1886 году. В рассказе автор раскрывает темы смысла человеческой жизни, искусства, любви, воспитания. Друзьям Короленко писал, что в «Слепом музыканте» его задачей было «не только воспроизведения психологии слепого, но и отражения общечеловеческой мечты за идеалом, тоски за полнотой человеческого существования».

Главные герои

Петр Попельский – слепорожденный музыкант, центральный герой произведения.

Дядя Максим (Яценко Максим) – дядя Петра, брат Анны Михайловны; занимался воспитанием племянника.

Эвелина Яскульская – возлюбленная Петра.

Другие герои

Анна Михайловна Попельская – мать Петра.

Иохим – конюх у Попельских, игравший Петру на дудочке.

Федор Кандыба, Кузьма – слепцы, с которыми Петр ходил в Почаев.

Егорий – слепой звонарь.

Братья Ставрученко – студенты, гостившие у Попельских.

Глава первая

«Ребенок родился в богатой семье Юго-западного края, в глухую полночь» . Сначала никто не замечал, что мальчик родился слепым. Только через несколько недель после осмотра доктор подтвердил опасения матери о том, что ребенок ничего не видит.

Семья Петра состояла из матери, отца и «дяди Максима» . Отец ребенка «был похож на тысячу других деревенских помещиков» . Дядя Максим же был известен как «самый опасный забияка» , успел побывать в Австрии, «примкнуть» к Гарибальди, а после тяжелого ранения вновь вернуться на родину, но уже без правой ноги и с сильно поврежденной левой рукой.

Дядя Максим заинтересовался слепым племянником и посоветовал сестре проявлять меньше «глупой заботливости» . Женщина прислушалась к его словам и вскоре мальчик начал уверенно ползать по дому. Было ясно, что его слепота компенсируется хорошим слухом и осязанием.

Как-то весной мать и дядя Максим вывели Петю к реке. Новые ощущения, запахи, звуки сильно впечатлили мальчика, и от волнения он упал в «глубокий обморок» .

Глава вторая

Когда мальчику шел пятый год, он уже хорошо ориентировался в доме. Со стороны можно было подумать, что это просто «странно сосредоточенный ребенок» .

Мальчик увлекся игрой на свирели конюха Иохима. Вскоре Петя стал приходить к Иохиму на конюшню и сам пытался играть на дудочке. Ревнуя сына к конюху, Анна купила пианино. Однако Петя не был впечатлен сложной пьесой, которую сыграла женщина. Со временем, прислушиваясь к игре Иохима, Анна начала выражать через музыку собственные чувства. Петя с интересом принялся осваивать и игру на пианино.

Глава третья

Благодаря воспитанию дяди Максима, на шестом году Петя уже сам мог убрать у себя в комнате и даже научился ездить под руководством Иохима на лошади. Однако друзей у него не было – деревенские мальчишки настороженно относились к слепому «паничу» .

Вскоре в соседнем имении поселился старик Яскульский с женой Агнешкой. У них была дочь, практически ровесница Пети – Эвелина. Девочка большую часть времени проводила сама, и создавалось впечатление, словно это «крохотная взрослая женщина» .

Как-то, когда Петя играл у реки, Эвелина заметила его и пыталась заговорить, но мальчик прогнал ее. В следующий раз девочка появилась только через несколько дней. Они разговорились. Эвелина не сразу поняла, что Петя слепой. Когда мальчик по привычке начал ощупывать лицо девочки, изучая ее, она в испуге отпрянула и расплакалась, но потом все поняла. На следующий день девочка сама пришла в гости к Пете. С этого дня они начали дружить.

Глава четвертая

Петя ощущал внутреннюю неудовлетворенность, он хотел видеть предметы, свет, различать цвета, в нем появлялось стремление «оформить дремлющие в душевной глубине, не находившие исхода силы» .

Глава пятая

Дядя Максим пригласил к себе старого товарища Ставрученка, у которого как раз гостила приезжая молодежь: сыновья Ставрученка, студенты филологического факультета и консерватории, и юный кадет. Приехавшая молодежь бурно обсуждала различные вопросы, однако во время разговоров они не обращались к Пете.

Во время одной из бесед, Петя тихо встал и ушел. Эвелина тут же поспешила за ним и нашла у заброшенной мельницы. Он поделился с девушкой, что ему кажется, словно он «совсем лишний на свете» . Растроганная Эвелина сказала, что Петя должен жениться на ней, и юноша сначала согласился, но после опомнился: ведь он слепой. Эвелина ответила, что это ничего не значит, ведь они любят друг друга. Когда они вернулись к гостям, юноша сел за фортепиано и начал играть. Все гости были очарованы игрой Петра, в которую примешивались мотивы народной музыки. Старший из братьев Ставрученко высказался, что у Петра «удивительно своеобразная манера» и ему «нужна серьезная школа» .

Глава шестая

Осенью Попельские отправились к Ставрученкам. Молодые люди посетили могилу разбойника Игната Карого и слепого бандуриста, который сопровождал атамана в походах.

Во время посещения монастыря, они познакомились со слепым послушником-звонарем Егорием. Все отметили поразительное внешнее сходство между Петром и послушником. Петр остался наедине со слепым звонарем. Егорий рассказал, что тоже родился слепым, но у них есть послушник Роман, который ослеп в семь лет. Егорий завидовал Роману, так как тот успел увидеть свет и свою мать. Звонарь производил впечатление человека озлобленного, сердитого.

Рассказывая Максиму о случившемся в монастыре, Эвелина делится своим подозрением: ей кажется, что теперь Петр считает, что все слепорожденные злые.

Наступила зима. «В душе Петра тоже было холодно и сумрачно». Он задавался вопросами: «зачем жить на свете?» и «зачем жить именно слепому?» . После встречи со звонарем Петр действительно считал, что он от природы родился злым и может только мучить окружающих людей.

Во время одного из разговоров, Максим начал разъяснять Петру связь символики звука и цвета. Слепой жадно ловил каждое слово и пытался тут же передать это через игру на пианино. Петр выразил свою досаду о том, что он не может видеть и рад был бы поменяться с последним нищим – так он был бы менее несчастен, потому что думал бы только о выживании.

Недалеко от усадьбы Попельских была чудотворная католическая икона. В день ее праздника к иконе пришли Максим, Петр и Иохим. У выхода сидели слепые нищие и по очереди тянули унылую песню. Петр словно испугался услышанного и хотел быстрее уйти. Максим же отметил, что это те самые «счастливцы» , которым он недавно завидовал, и заставил племянника подать милостыню.

Было решено, что летом Петр с Максимом поедут в Киев, чтобы с осени юноша начал учиться у известного пианиста. Июльской ночью по дороге шли два слепца. Их подозвали к бричке. Вскоре слепцов стало трое: старик с седыми волосами Кандыба, рослый детина Кузьма и совсем юноша в новой крестьянской одежде. Они направлялись к Почаеву. Максим же уехал в Киев сам и скрывал от родни, что Петр ушел со слепцами.

С каждым новым шагом пути с нищими навстречу Петру «лились новые звуки неведомого, широкого, необъятного мира» . «Незрячие глаза расширялись, ширилась грудь, слух еще обострялся». Вскоре он выучил песню слепцов. Поздней осенью Петр вернулся домой. «Говорили, что он ходил в Почаев по обету, чтобы вымолить у почаевской богоматери исцеление». Хотя он и остался незрячим, но его «душа, несомненно, исцелилась» .

Глава седьмая

Эвелина заявила родителям о своем желании выйти замуж за Петра, они сыграли свадьбу. Временами музыкант ходил в гости к Федору Кандыбе, подолгу беседовал с ним. Известие о том, что Петр скоро станет отцом, вызвало у него испуг. Вопреки опасениям Петра, ребенок родился зрячим.

Эпилог

Прошло три года. Петр выступал на ярмарке «Контракты» в Киеве – играл на фортепиано. «Толпа была захвачена глубокой искренностью выражения» , народной мелодией, «которая лилась из-под рук слепого музыканта» . Прислушиваясь к музыке, Максим отчетливо узнавал знакомый мотив песни слепцов. Максим думал о том, что Петр «прозрел и сумеет напомнить счастливым о несчастных» , что «вот и он [Максим] сделал свое дело, и он недаром прожил на свете» .

«Так дебютировал слепой музыкант».

Заключение

В повести «Слепой музыкант» Короленко изображает становление и взросление главного героя – слепого Петра. Автор мастерски описывает постепенное постижение мальчиком мира, его сложности и переживания на этом пути, осознание и обретение истинных ценностей. Несмотря на физический недостаток, Петр смог реализоваться как талантливый музыкант, обрести личное счастье. В 1960 году по мотивам повести был создан фильм «Слепой музыкант» (режиссер – Татьяна Лукашевич).

Краткий пересказ «Слепого музыканта» позволит быстро ознакомиться с сюжетом произведения и будет интересен всем, кто интересуется творчеством Владимира Галактионовича Короленко.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 732.

Владимир Короленко

Слепой музыкант

Для среднего и старшего школьного возраста

Глава первая

Ребенок родился в богатой семье Юго-западного края, в глухую полночь. Молодая мать лежала в глубоком забытьи, но, когда в комнате раздался первый крик новорожденного, тихий и жалобный, она заметалась с закрытыми глазами в своей постели. Ее губы шептали что-то, и на бледном лице с мягкими, почти детскими еще чертами появилась гримаса нетерпеливого страдания, как у балованного ребенка, испытывающего непривычное горе.

Бабка наклонилась ухом к ее что-то тихо шептавшим губам.

Отчего… отчего это он? - спрашивала больная едва слышно.

Бабка не поняла вопроса. Ребенок опять закричал. По лицу больной пробежало отражение острого страдания, и из закрытых глаз скользнула крупная слеза.

Отчего, отчего? - по-прежнему тихо шептали ее губы.

На этот раз бабка поняла вопрос и спокойно ответила:

Вы спрашиваете, отчего ребенок плачет? Это всегда так бывает, успокойтесь.

Но мать не могла успокоиться. Она вздрагивала каждый раз при новом крике ребенка и все повторяла с гневным нетерпением:

Отчего… так… так ужасно?

Бабка не слыхала в крике ребенка ничего особенного и, видя, что мать и говорит точно в смутном забытьи и, вероятно, просто бредит, оставила ее и занялась ребенком.

Юная мать смолкла, и только по временам какое-то тяжелое страдание, которое не могло прорваться наружу движением или словами, выдавливало из ее глаз крупные слезы. Они просачивались сквозь густые ресницы и тихо катились по бледным, как мрамор, щекам.

Быть может, сердце матери почуяло, что вместе с новорожденным ребенком явилось на свет темное, неисходное горе, которое нависло над колыбелью, чтобы сопровождать новую жизнь до самой могилы.

Может быть, впрочем, что это был и действительный бред. Как бы то ни было, ребенок родился слепым.

Сначала никто этого не заметил. Мальчик глядел тем тусклым и неопределенным взглядом, каким глядят до известного возраста все новорожденные дети. Дни уходили за днями, жизнь нового человека считалась уже неделями. Его глаза прояснились, с них сошла мутная поволока, зрачок определился. Но дитя не поворачивало головы за светлым лучом, проникавшим в комнату вместе с веселым щебетаньем птиц и с шелестом зеленых буков, которые покачивались у самых окон в густом деревенском саду. Мать, успевшая оправиться, первая с беспокойством заметила странное выражение детского лица, остававшегося неподвижным и как-то не по-детски серьезным.

Молодая женщина смотрела на людей, как испуганная горлица , и спрашивала:

Скажите же мне, отчего он такой?

Какой? - равнодушно переспрашивали посторонние. - Он ничем не отличается от других детей такого возраста.

Посмотрите, как странно ищет он что-то руками…

Дитя не может еще координировать движений рук с зрительными впечатлениями, - ответил доктор.

Отчего же он смотрит все в одном направлении?.. Он… он слеп? - вырвалась вдруг из груди матери страшная догадка, и никто не мог ее успокоить.

Доктор взял ребенка на руки, быстро повернул к свету и заглянул в глаза. Он слегка смутился и, сказав несколько незначащих фраз, уехал, обещая вернуться дня через два.

Мать плакала и билась, как подстреленная птица, прижимая ребенка к своей груди, между тем как глаза мальчика глядели все тем же неподвижным и суровым взглядом.

Доктор действительно вернулся дня через два, захватив с собой офтальмоскоп . Он зажег свечку, приближал и удалял ее от детского глаза, заглядывал в него и, наконец, сказал с смущенным видом:

К сожалению, сударыня, вы не ошиблись… Мальчик действительно слеп, и притом безнадежно…

Мать выслушала это известие с спокойной грустью.

Я знала давно, - сказала она тихо.

Семейство, в котором родился слепой мальчик, было немногочисленно. Кроме названных уже лиц, оно состояло еще из отца и «дяди Максима», как звали его все без исключения домочадцы и даже посторонние. Отец был похож на тысячу других деревенских помещиков Юго-западного края: он был добродушен, даже, пожалуй, добр, хорошо смотрел за рабочими и очень любил строить и перестраивать мельницы. Это занятие поглощало почти все его время, и потому голос его раздавался в доме только в известные, определенные часы дня, совпадавшие с обедом, завтраком и другими событиями в том же роде. В этих случаях он всегда произносил неизменную фразу: «Здорова ли ты, моя голубка?» - после чего усаживался за стол и уже почти ничего не говорил, разве изредка сообщал что-либо о дубовых



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!