Кто разработал метод психоанализа. Метод Ипполита Бернхейма


Если вы чувствуете некоторую напряженность, вас что-то тревожит или просто накопилась физическая и моральная усталость, тогда попробуйте хоть чуть-чуть отвлечься от повседневных проблем и уделите немного времени самоанализу. Иногда с помощью нехитрых психологических техник можно самостоятельно найти причины душевного дискомфорта, решить внутренние проблемы, снять излишнюю тревогу.

Несуществующее животное

Возьмите лист бумаги и быстро, без особых раздумий нарисуйте животное, несуществующее в природе. Выкладывайте на бумагу все, что придет вам в голову. А теперь внимательно начинайте рассматривать каждую деталь: его голову, ноги, руки, части тела, хвост, рога, крылья (если они есть).

Какие они? Если голова повернута вправо – вы нацелены на будущие планы, если влево – все время оборачиваетесь на прошлое. Если какая-то деталь выделяется слишком сильно, то в этой сфере вы имеете соответствующую особенность.
Например, большой рот – вы болтливы, огромные уши – вам важно мнение окружающих, крупная голова – вы человек рациональный, цените мысль и дело.
Рога, когти, иглы – вы пытаетесь от чего-то или кого-то защититься, или же в вас накопилось много раздражения и .
Перья – вы склонны к самоукрашению и демонстративному поведению.
Грива, шерсть, подобие прически, косички – говорят о вашей чувственности, желании подчеркнуть свой пол, свою сексуальную роль.
Большие, крупные лапы – вы «крепко стоите на ногах» в жизненном смысле, руководствуетесь делом и уверены в завтрашнем дне.
Если ножки маленькие или их нет , то вы «порхаете по жизни», у вас нет четких планов на будущее.
Крылья, щупальца, длинные пушистые хвосты, роскошная грива – это признаки «самораспространения», у вас много интересов и вы хотите во всем поучаствовать, везде себя показать.
Поднятый «трубой» хвост – вы уверены в себе и своих действиях, хвост опущен, поджат – вы сомневаетесь в своих поступках, чего-то стесняетесь.

Чем больше деталей в вашем рисунке, чем четче и красочнее он прорисован, тем больше в вас энергии, и оптимистичного настроя. Когда же ваше «животное» нарисовано штрихами, как набросок, у него отсутствуют части тела, линии слабые, легкие – это означает, что вы очень устали, потеряли чувство уверенности в себе и хотите самоустраниться от жизненных проблем.

Напишите себе письмо

Если вас беспокоит какая-либо проблема или ситуация, вы не можете найти выход, сформировать свое поведение в ней или отношение к ней, «пишите письма». Для начала приготовьте пять разных листов бумаги: белый, коричневый, зеленый, желтый и синий. Конечно, дома под рукой таких листов может не оказаться, поэтому можно воспользоваться соответствующими цветами карандашей или фломастеров, вместо белого – возьмите обычную черную ручку.

На белом листе вы должны описать ситуацию максимально сухо и формально, пусть это будет похоже на сводку происшествий в газете или протокол следователя. Например, «такого-то числа произошло такое-то событие…»

На коричневом смело опишите все свои негативные мысли и эмоции по этому поводу – действуйте так, как будто вы безнадежный пессимист и нытик.

Желтая страница предназначена для положительных – будьте на ней отъявленным оптимистом, напишите все самое радостное и хорошее от ситуации, даже если ваши откровения будут походить на «бред сумасшедшего».

На зеленом листе вы творчески выражаете свою проблему – это может быть стих, эпиграмма или рисунок.

И, наконец, синий лист – здесь вы должны примерить роль мудреца – сделайте четкие и серьезные выводы, постарайтесь дать себе советы и наставления. В итоге на синем листе и будет решение вашей проблемы, а остальные просто помогли вам взглянуть на ситуацию с разных точек зрения.

Анализ сновидений

Мир – это работа нашего подсознания, которое, как огромный конвейер, поглощает все наши дневные переживания, впечатления, мысли, перерабатывает их и выдает обратно в ночных картинах. В сюжетах своих снов вы сможете найти ваше истинное отношение к проблеме и открыть пути ее решения, которые уже начало прорабатывать ваше бессознательное. Поэтому попробуйте запомнить или запишите сновидения за последний период вашей жизни (1-2 недели). А теперь поработайте с ними.

Попробуйте проассоциировать какой-либо объект вашего сна: человека, ситуацию, обстановку, место или предмет. Что самое первое приходит вам на ум, когда вы думаете о нем, на что это похоже, с чем это связано в ваших фантазиях или, наоборот, в реальной жизни? Главное – не пытаться следовать логике и не «притягивать за уши» одно к другому. «Плывите» свободно, пусть ваши мысли будут и вовсе абсурдны – самое ценное, что это именно ваши мысли и именно так работало ваше бессознательное, когда маскировало нечто важное под картинкой сна. Такой метод «свободных ассоциаций», предложенный Фрейдом , очень эффективно вытаскивает на поверхность все необходимое для понимания, что скрывает наш заботливый разум.

Когда снов накопилось достаточное количество (от 5-10 и до бесконечности…), разберите их по частям – как конструктор. Выделите основные, значимые на ваш взгляд или повторяющиеся: ситуации, персонажей, предметы. А теперь внимательно проследите за их судьбой, как они меняются в последующих снах, что с ними происходит.
Если это человек: как он выглядит, как себя ведет, что говорит, что с ним происходит, как вы к нему относитесь?
Если это ситуация или событие , тогда какие эмоции вы испытываете каждый раз, кто еще в ней появляется или уходит, как она заканчивается?
Если это предмет, обстановка или какое-либо место , то в каких событиях он участвует, нет ли рядом с ним постоянно еще кого-нибудь или чего-нибудь, что изменяется со временем?

Повторяемость снов свидетельствует о том, что проблема не выявлена или не решена, что ее корни вам не видны и лежат глубже, чем вы можете увидеть. И в вашу задачу входит распутать это клубок и дойти до истины. Обращайте внимание на людей и – в сновидениях они могут олицетворять аспекты вашей личности, символизировать ваши нереализованные желания, перевоплощаясь в них, вы можете совершать поступки, которые не свойственны вам по жизни.

Например, вы видите, как на вашего брата набрасывается лев – а на самом деле вы просто обиделись на него, и в вас сидит скрытая агрессия. Периодически возвращайтесь к своим снам, перечитывайте их, сравнивайте, смотрите с точки зрения уже новых событий в вашей жизни.

Проверьте уровень самооценки

Ответьте на десять вопросов и узнайте, как вы относитесь к себе. Выберите утверждение, более близкое вам. В скобках указаны баллы, после каждого вопроса выписывайте их, а потом просуммируйте.

1. Как часто вас терзают мысли, что вам не следовало
говорить или делать что-то?
а) очень часто (1),
б) иногда (3).

2. Если вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, вы:
а) постараетесь победить его в остроумии (5),
б) не будете ввязываться в соревнование, а отдадите ему должное и выйдете из разговора (1).

3. Выберите одно из мнений, наиболее вам близкое:
а) то, что многим кажется везением, на самом деле, результат упорного труда (5),
б) успехи зачастую зависят от счастливого стечения обстоятельств (1),
в) в сложной ситуации главное – не упорство или везение, а человек, который сможет одобрить или утешить (3).

4. Вам показали шарж или пародию на вас. Вы:
а) рассмеетесь и обрадуетесь тому, что в вас есть что-то оригинальное (3),
б) тоже попытаетесь найти что-то смешное в вашем партнере и высмеять его (4),
в) обидитесь, но не подадите вида (1).

5. Вы всегда спешите, вам не хватает времени или вы беретесь за выполнение заданий, превышающих возможности одного человека?
а) да (1),
б) нет (5),
в) не знаю (3).

6. Вы выбираете в подарок подруге. Купите:
а) духи, которые нравятся вам (5),
б) духи, которым, как вы думаете, будет рада подруга,
хотя вам лично они не нравятся (3),
в) духи, которые рекламировали в недавней телепередаче (1).

7. Вы любите представлять себе различные ситуации, в
которых вы ведете себя совершенно иначе, чем в жизни?
а) да (1),
б) нет (5),
в) не знаю (3).

8. Задевает ли вас, когда ваши коллеги (особенно молодые) добиваются большего успеха, чем вы?
а) да (1),
б) нет (5),
в) иногда (3).

9 Доставляет ли вам удовольствие возражать кому-либо?
а) да (5),
б) нет (1),
в) не знаю (3).

10. Закройте глаза и попытайтесь представить себе три цвета: красный, желтый и голубой, какой вам ближе всего?
а) голубой (1),
б) желтый (3),
в) красный (5).

Результаты.

50-38 баллов. Вы довольны собой и уверены в себе. У вас большая потребность доминировать над людьми, вы любите подчеркивать свое «я», выделять свое мнение. Вам безразлично то, что о вас говорят, но сами вы имеете склонность критиковать других. Чем больше у вас баллов, тем больше вам подходит определение: «Вы любите себя, но не любите других». У вас есть один недостаток: слишком серьезно к себе относитесь, не принимаете никакой критической информации.

37-24 балла. Вы живете в согласии с собой, знаете себя и можете себе доверять. Обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу вашего отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими». У вас нормальная здоровая , вы умеете быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других.

23-10 баллов. Очевидно, вы недовольны собой, вас мучают сомнения и неудовлетворенность своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью, возрастом, полом... Остановитесь! Кто сказал, что любить себя плохо? Кто внушил вам, что думающий человек должен быть постоянно собой недоволен? Разумеется, никто не требует от вас самодовольства, но вы должны принимать себя, уважать себя, поддерживать в себе этот огонек.

  • Тема 16. Характеристика мнемической деятельности
  • 1. Длительность сохранения
  • Виды памяти и их особенности
  • Тема 17. Мышление как высший психический познавательный процесс
  • Основные формы мышления
  • Тема 18. Понятие интеллекта в психологии
  • . Основные виды умственных операций
  • Тема 19. Общая характеристика речи
  • Тема 20. Воображение и его виды. Роль воображения в психической деятельности
  • . Механизмы переработки представлений в воображаемые образы
  • Воображение и творчество
  • Четырехэтапная модель творческого процесса Уоллеса
  • Тема 21.Основные понятия психологической диагностики.
  • Тема 22. Классификация современных психодиагностических методов и методик
  • Тема 23. Этические аспекты и основные принципы в работе психолога-психодиагноста
  • 1.Ответственность:
  • 2. Компетентность:
  • Тема 24. Требования к построению психодиагностических методик
  • Тема 25. Диагностика когнитивной сферы.
  • Тема 26. Диагностика психологической готовности к школе
  • Тема 27. Диагностика мотивационной сферы и направленности личности
  • Тема 28. Диагностика интеллектуальной сферы личности
  • 2 Модель Терстоун многофакторная
  • Диагностика интеллектуальной сферы личности
  • Методика исследования интеллекта д. Векслера
  • Тема 29. Диагностика психофизиологических особенностей человека.
  • Тема 30. Диагностика межличностных отношений в коллективе.
  • Тема 31. Диагностика межличностных отношений в семье
  • Принципы и методы диагностики межличностных отношений в семье.
  • Методики изучения и оценки межличностных отношений в семье (опросник для родителей (асв) Анализ семейного воспитания э.Г.Эйдемиллер, тест-опросник родительского отношения а.Я.Варга, в.В.Столин).
  • Использование рисуночных методик в диагностике внутрисемейных отношений. Кинетический рисунок семьи (крс) в. Хьюлса, с.Кауфмана. Проблема интерпретации данных.
  • Тема 32. Интерпретативные проективные методики.
  • . Интерпретативные проективные методики.
  • Тема 33. Экспрессивные (рисуночные) проективные методики.
  • Дом. Дерево. Человек (Дж. Буком).
  • Тема 34. Импрессивные (методики предпочтения) и аддитивные проективные методики.
  • Тема 35. Тесты достижений и критериально-ориентированные тесты
  • Тема 36. Диагностика черт и типов личности
  • Тема 37. Психодиагностика характера
  • Тема 38. Диагностика профессиональной направленности.
  • Тема 39. Диагностика самосознания и самооценки.
  • Тема 40. Диагностика эмоциональной сферы личности Особенности методик исследования эмоциональной сферы человека.
  • Краткая характеристика методик: описание стимульного материала, процедуры проведения, назначение методики. Обработка данных и их интерпретация.
  • Тема 41. Психологическое консультирование: цели, задачи, принципы.
  • Тема 42. Организация психологической консультации.
  • Тема 43. Оценка деятельности психолога-консультанта.
  • Виды деятельности психолога-консультанта
  • Оценка деятельности психолога-консультанта
  • Тема 44. Этапы психологического консультирования.
  • Тема 45. Техники психологического консультирования.
  • Встреча клиента в психологической консультации.
  • Начало беседы с клиентом.
  • Снятие психологического напряжения у клиента и активизация его рассказа на стадии исповеди.
  • Техника, применяемая при интерпретации исповеди клиента.
  • Действия консультанта при даче клиенту советов и рекомендаций.
  • Техника завершающего этапа консультирования и практика общения консультанта с клиентом по окончании консультации.
  • Тема 46. Супервизия как вид профессионального сотрудничества.
  • Работа супервизора состоит в анализе представляемого материала (предварительно или по ходу наблюдения) и заранее оговоренное время обсуждения его с супервизируемым.
  • Материалом для данного варианта супервизии являются доклады, аудио-, видеозаписи сессий (индивидуальной, семейной, групповой), проведенной или проводимой супервизируемым.
  • Виды и формы супервизии
  • 1. Самый простой и распространенный - это групповое обсуждение:
  • 2. Балинтовские группы
  • 3. Ролевая игра
  • 4. Парная супервизия на группе.
  • 5. Супервизия по принципу «Миланской школы» семейной психотерапии.
  • 6. Супервизия по принципу «Аквариум».
  • 2 Групповая супервизия с супервизором (или несколькими супервизорами).
  • 3 Один на один, супервизия с равным коллегой.
  • Тема 47. Личностно-центрированный подход в психологическом консультировании.
  • Перцепционная или субъективная система взглядов
  • Почему люди ведут себя неадекватно
  • Тема 48. Экзистенциальный подход в психологическом консультировании.
  • Построение консультативного процесса.
  • Кратко о психоанализе
  • 2.) Работа психолога с механизмами защиты:
  • 1.Изменение представлений о переносе и контрпереносе
  • 2. Толкование сновидений
  • Тема 50. Индивидуальный стиль консультирования и феномен «спасательства» в консультативной практике.
  • 1.Проблема выбора стиля ведения консультирования.
  • 2. Зависимость стиля консультирования от личности психолога-консультанта.
  • 3. Побуждающий и провоцирующий стиль. Поддержка и «подталкивание» клиента.
  • 2.Консультативное пространство: опека, манипулирование, конфронтация, вдохновение.
  • 3.Эмпатия как профессионально-важное качество консультанта. Эмпатия как состояние. Эмпатия как процесс.
  • Тема 51. Групповое консультирование и психотерапия.
  • I.D.Yalom (1985) выделяет 3 важнейших этапа психотерапевтической группы –
  • 4 Основные стадии развития группы (Кочюнас):
  • Тема 52. Психологическая помощь в добрачный период.
  • Тема 53. Психологическая помощь на этапе выбора брачного партнера.
  • 1.Социально-демографич.Хар-ки членов семьи (соиограмма, генограмма)
  • Тема 54. Диагностика в семейном консультировании и требования к проведению.
  • Тема 55. Помощь психолога-консультанта семье, находящейся в ситуации развода.
  • Тема 56. Виды психотерапевтического вмешательства в консультировании.
  • I этап - идентификация (опознание) неадаптивных мыслей
  • II этап когнитивной психотерапии - отдаление
  • III этап терапии - проверка истинности неадаптивной мысли
  • Виды игровой психотерапии: Можно выделить несколько направлений, в зависимости от того, какую теоретическую модель использует психотерапевт:
  • Тема 57. Индивидуальная и групповая психотерапии в консультировании семьи.
  • Тема 58. Понятие бизнес-консультирования, его цели, задачи и методы.
  • Тема 59. Оказание психологической помощи по телефону, этика телефонного консультирования.
  • Тема 60. Техники оказания психологической помощи по телефону.
  • Кратко о психоанализе

    1) в узком смысле слова - психотерапевтический метод, разработанный З. Фрейдом в конце 90-х гг. XIX столетия для лечения психоневрозов. Психоанализ как метод терапии состоит в выявлении, затем доведении до сознания и переживания бессознательных травмирующих идей, впечатлений, психических комплексов. 2) В широком смысле слова психоанализом называют различные школы динамической психотерапии . Причем речь может идти не только о теоретических платформах этих школ, но и об институционализированном движении, которое осуществляется на их базе. Психоанализ как движение ведет свое начало с кружка сторонников З. Фрейда, объединившихся вокруг него в 1902 г. и основавших в 1908 г. Венское психоаналитическое общество.

    В теорет. плане классический психоанализ реформированный в 30-50-е гг. А. Фрейдом, Х. Хартманном, Д. Рапапортом и др. В отличие от Фрейда, главное внимание уделявшего бессознательным механизмам "ОНО", в современном классическом психоанализе большое значение придают предсознательным механизмам "Я", направленным на адаптацию к социальной среде .

    Другие направления (школы) психоанализа, значительно менее институционализированные и влиятельные, были основаны отделившимися от Фрейда учениками - А. Адлером, О. Ранком, а также К.-Г. Юнгом, который лишь на короткое время сблизился с ним и с Венским обществом.

    Концепции Зигмунда Фрейда и его последователей, касающиеся проблем поведения человека, культуры и развития общества, относятся к так называемой социобиологии, заявившей о себе почти полным игнорированием социальных факторов функционирования и развития общества. Игнорируется, прежде всего, роль социальных связей и отношений в поведении и деятельности людей. Каждый индивид рассматривается сам по себе; движущие силы его поведения усматриваются в его биологических потребностях и инстинктах.

    Особое значение Фрейд придает психосексуальному развитию человека, влиянию его инстинктивной сексуально-биологической энергии (либидо) на "жизнь его чувств" и поведение. Сексуальное самопознание ребенка означает, по Фрейду, "первый шаг к его самостоятельной ориентировке в мире". В дальнейшем поведение ребенка, а затем юноши и взрослого человека во многом определяется его сексуальной энергией. Более того, сексуально-биологическая энергия объявляется основой развития человеческой культуры.

    Длительное время в философии доминировал принцип антропологического рационализма, человек, его мотивы поведения и само бытие рассматривались только как проявление сознательной жизни. Этот взгляд нашел свое яркое воплощение в знаменитом картезианском тезисе "cogito ergo sum" ("мыслю, следовательно, существую"). Человек в этом плане выступал как "человек разумный". Но, начиная с Нового времени, в философской антропологии все большее место занимает проблема бессознательного. Лейбниц, Кант, Кьеркегор,

    З. Фрейд представил бессознательное как могущественную силу, которая противостоит сознанию. Согласно его концепции, психика человека состоит из трех пластов.

    Самый нижний и самый мощный слой - "Оно" (Id) находится за пределами сознания. По своему объему он сравним с подводной частью айсберга. В нем сосредоточены различные биологические влечения и страсти, прежде всего сексуального характера, и вытесненные из сознания идеи. Затем следует сравнительно небольшой слой сознательного - это "Я" (Ego) человека. Верхний пласт человеческого духа - "Сверх-Я" (Super Ego) - это идеалы и нормы общества, сфера долженствования и моральная цензура. По Фрейду, личность, человеческое "Я" вынуждено постоянно терзаться и разрываться между Сциллой и Харибдой - неосознанными осуждаемыми "Оно" и нравственно-культурной цензурой "Сверх-Я". Таким образом, оказывается, что собственное "Я" - сознание человека не является "хозяином в собственном доме". Именно сфера "Оно", всецело подчиненная принципу удовольствия и наслаждения, оказывает, по Фрейду, решающее влияние на мысли, чувства и поступки человека.

    Человек - это прежде всего существо, управляемое и движимое сексуальными устремлениями и сексуальной энергией (либидо).

    Драматизм человеческого существования усиливается у Фрейда тем, что среди бессознательных влечений имеется и врожденная склонность к разрушению и агрессии, которая находит свое предельное выражение в "инстинкте смерти", противостоящем "инстинкту жизни". Внутренний мир человека оказался, следовательно, еще и ареной борьбы между двумя этими влечениями. В конце концов, Эрос и Танатос рассматриваются им как две наиболее могущественные силы, определяющие поведение человека.

    Фрейдовский человек оказался сотканным из целого ряда противоречий между биологическими влечениями и сознательными социальными нормами, сознательным и бессознательным, инстинктом жизни и инстинктом смерти. Но в итоге биологическое бессознательное начало оказывается у него определяющим. Человек, по Фрейду, - это прежде всего эротическое существо, управляемое бессознательными инстинктами.

    Основоположник психоанализа австрийский врач - психопатолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Основные идеи психоанализа изложены в его работах: "По ту сторону принципа удовольствия" (1920 г.) , "Массовая психология и анализ человеческого "Я"" (1921 г.) , ""Я" и "Оно"" (1923 г.) и др. Классическая психология до Фрейда изучала явления сознания, как они проявлялись у здорового человека. Фрейд, как психопатолог, исследуя характер и причины неврозов, натолкнулся на ту область человеческой психики, которая раньше никак не изучалась, но которая имела большое значение для жизнедеятельности человека - бессознательное.

    Открытие бессознательного, исследование его структуры, влияния на индивидуальную и общественную жизнь было главной заслугой З. Фрейда.

    Глубинный слой человеческой психики, по мысли Фрейда, функционирует на основе природных инстинктов, "первичных влечений", с целью получения наибольшего удовольствия. В качестве основы первичных влечений - чисто сексуальные влечения. Позднее он заменяет понятием "либидо", которое охватывает уже всю сферу человеческой любви, включая родительскую любовь, дружбу и даже любовь к Родине. Выдвигает гипотезу, что деятельность человека обусловлена наличием как биологических, так и социальных влечений, где главную роль играют так называемые "инстинкт жизни" - эрос и "инстинкт смерти" - танатос.

    Поскольку в удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с внешней реальностью, которая противостоит в виде "Оно", в нем выделяется "Я", стремящееся обуздать бессознательные влечения и направить их в русло социально одобренного поведения при помощи "сверх-Я". Фрейд не абсолютизировал силу бессознательного. Он считал, что человек может овладеть своими инстинктами и страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни.

    Задача психоанализа, по его мнению, состоит в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания и подчинить своим целям.

    Фрейд считал, что психоанализ может быть использован и для объяснения и регулирования общественных процессов . Человек не существует изолированно от других людей, в его психической жизни всегда присутствует "Другой", с которым он вступает в контакт. Механизмы психического взаимодействия между различными инстанциями в личности находят свой аналог в культурных процессах общества.

    Люди, подчеркивал он, постоянно находятся в состоянии страха и беспокойства от достижений цивилизации, поскольку таковые могут быть использованы против человека. Чувство страха и беспокойства усиливается от того, что социальные инструменты, регулирующие отношение между людьми в семье, обществе и государстве, противостоят им как чуждые и непонятные силы. Однако, при объяснении этих явлений Фрейд концентрирует внимание не на социальной организации общества, а на природной склонности человека к агрессии и разрушению. Противоречия между культурой и внутренними устремлениями человека ведут к неврозам. Поскольку культура является достоянием не одного человека, а всей массы людей, то возникает проблема коллективного невроза.

    Психодинамическая теория

    Исторический период, в который была создана: 1890-1939 гг.

    Фрейд создавал свою теорию на основе естественно­научных знаний, а обоснование эмпирической валидности теории выводил из клинических наблюдений над клиента­ми в процессе терапии.

    Определение личности. Личность есть генетически обус­ловленный результат динамического бессознательного вза­имодействия всех его составляющих: ид, эго, суперэго, подчиняющийся законам природы наравне с другими жи­выми организмами.

    Структура личности.

    1. Ид (оно) - примитивные, инстинктивные, врожден-. ные аспекты личности. Является посредником между пси­хическими и соматическими процессами в организме.

      Эго (Я) - отвечает за принятие решений. Пытается удовлетворить желания Ид через соотнесение их с обстоя­тельствами внешнего мира.

      Суперэго (сверх-Я) - морально-этический компо­нент личности. Состоит из двух подсистем - совести и его-идеала. Суперэго формируется в процессе социализа­ции. Процесс формирования можно считать полностью законченным, когда родительский контроль заменяется са­моконтролем.

    Основные тезисы, ключевые концепции и принципы.

      Уровни сознания, инстинкты являются движущей силой человеческого поведения; основными инстинк­тами являются инстинкты жизни - Эрос и смерти -Танатос.

      Наиболее мощными из числа жизненных инстинк­тов являются сексуальные инстинкты.

      Источником инстинктов является потребность, ко­торая вызвала существующее на данный момент со­стояние организма.

      Развитие личности проходит пять психосексуаль­ных стадий: оральную - 0-18 мес, анальную - 1,5-3 года, фаллическую - 3-6 лет, латентную - 6-12 лет, генитальную - пубертат (половое созре­вание).

      Следствием неадекватной разрядки сексуальной энер­гии является тревога.

      Источник первичной тревоги лежит в неспособности новорожденного справиться с внутренним и внешним возбуждением.

      Виды тревоги: реалистичная, невротическая, мораль­ная.

      Основной психодинамической функцией тревоги яв­ляется помощь человеку в избегании осознанного вы­явления у себя неприемлемых инстинктов и импуль­сов и поощрение их удовлетворения приемлемыми способами в удобное время.

    Осуществлению данной функции помогают защит­ные механизмы эго: вытеснение, проекция, замеще ние, рационализация, реактивное образование, рег­рессия, сублимация,отрицание.

    Основные положения относительно природы человека.

      Все проявления человеческой активности биологи­чески детерминированы, то есть подчинены определенным законам и детерминированы инстинктивным силам, в ча­стности, агрессивным и сексуальным. Отсюда следует, что Фрейд рассматривал людей механистически.

      Иррациональность играет важную роль в поведении человека, поскольку люди подчиняются неконтролируе­мым инстинктам, находящимся по большей мере вне сфе­ры сознания.

      Фрейд считал, что изучение человека возможно толь­ко как единого целого - поведение человека невозможно понять вне динамического взаимодействия всех его состав­ляющих: Ид, Эго, Суперэго.

      Несмотря на длительный временной отрезок, в кото­рый была создана теория, Фрейд никогда не меняла свое­го основного направления - конституционализма: Ид - в теории представляет собой врожденную конституциональ­ную основу личностной структуры и развития, то есть то, чем является человек, представляет собой результат гене­тически наследуемых факторов.

      Фрейд больше, чем иные исследователи, придержи­вался идеи неизменности, считая, что взрослый человек есть результат опыта раннего детства. Иначе: структура личности взрослого есть психосексуальная стадия, на ко­торой произошла фиксация.

      Фрейд склонен был придерживаться мнения о пре­валировании субъективности, но это не является ключе­вым положением его теории.

      Поскольку Фрейд при объяснении причин поведе­ния придерживался традиционной модели изучения внут­реннего мира индивида, то он может быть причислен к теоретикам, проповедующих проактивный взгляд на при­роду человека. Однако проактивность Фрейда весьма ог­раничена и может быть охарактеризована как умеренный уклон в сторону проактивности, поскольку с его позиции индивидуумы не являются проактивными полностью: они реактивны в той мере, в какой их инстинкты направляеттся на внешние объекты, а последние, в свою очередь,выступаю в качестве стимулов, провоцирующих определенный тип поведения.

    8. Фрейд занимал гомеостатическую позицию: в психодинамической теории человек, в основном, побуждаем ид к «удовлетворению инстинктов» и никогда не ищет возкможностей для нарушения данного гомеостатического баланса.

    9. Поскольку Фрейд рассматривал человека как биологически детеминированный организм, настаивая на том,что человек подчиняется законам природы наравне с другими живыми организмами, мы можем сделать вывод о том, что Фрейд придерживался мнения о научной познаваемости сущности человека.

    Применение:

      психоаналитическая терапия - исследование бес­сознательного с целью осознания скрытых мотивов, управляющих поведением;

      антропология, криминалистика, искусство и любая другая сфера, в которой возникает необходимость в объяснении человеческого поведения.

    Основные понятия и идеи фрейдизма

    Психоанализ (от греч. psyche -душа и analysis-решение) - часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом д л я диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в психологическ ую доктрин у, направленн у ю на изуч е ние скрытых связей и основ человеческой душевной жизни. Эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс патологических представлений, в особенности сексуальных, "вытесняется" из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которое мыслится как область господства сексуальных стремлений) и под всякими масками и облачениями проникает в сознание и угрожает духовному единству Я, включенного в окружающий его мир. В дейс тв ии таких вытесненных "комплексов " видели причину забывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов (истерий) , и лечение их пытались проводить таким образом, чтобы при беседе (" анализе") можно было свободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их (путем беседы или соответствующих действий) , а именно предоставить им возможность отреагировать. Сторонники психоанализа приписывают сексуальному (" либидо ") центральную роль, рассматривая человеческую душевную жизнь в целом как сферу господства бессознательных сексуальных стремлений к удовольствию или к неудовольствию.

    Исходя из вышеизложенного, сущность психоанализа мы можем рассматривать на трех уровнях:

    1. психоанализ - как метод психотерапии;

    2. психоанализ - как метод изучения психологии личности;

    3. психоанализ - как система научных знаний о мировоззрении, психологии, философии.

    Рассмотрев основной психологический смысл психоанализа, в дальнейшем мы будем обращаться к нему как мировоззренческой системе.

    В результате творческой эволюции З. Фрейд рассматривает организацию психической жизни в виде модели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами: Оно (ид) , Я (эго) и сверх-Я (супер-эго).

    Под Оно (ид) понималась на и более примит и вная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Она изначально иррациональна и аморальна. Ее требованиям должна удовлетворять инстанция Я (эго).

    Эго - следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями.

    Эго посредник между стимулами, идущими как из этой Среды, так и из глубин организма, с одной стороны, и ответными двигательными реакциями с другой. К функциям эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов (исходящих от ид).

    Особое значение придавалось сверх-Я (супер-эго) , которое служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если ид предопределен генетически, а Я - продукт индивидуального опыта, то супер-эго - продукт влияний, исходящих от других людей. Оно возникает в раннем детстве (связано, согласно Фрейму, с комплексом Эдипа) и остается практически неизменным в последующие годы. Сверх-Я образуется благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который служит для него моделью. Если Я (эго) примет решение или совершит действие в угоду Оно (ид) , но в противовес сверх-Я (супер-эго) , то Оно испытывает наказание в виде эфоров совести, чувства вины. Поскольку сверх-Я черпает энергию от ид, постольку сверх-Я часто действует жестоко, даже садистски. От напряжений, испытываемых под давлением различных сил, Я (эго) спасается с помощью специальных "защитных механизмов"" - вытеснения, рационализации, регрессии, сублимации и др. Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывают на него давление, переживаются в виде чувства тревожности. Регрессия - соскальзывание не более примитивный уровень поведения или мышления. Сублимация - один из механизмов, посредством которого запретная сексуальная энергия, перемещаясь на несексуальные объекты, разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества. Разновидностью сублимации является творчество.

    Учение Фрейда прославилось прежде всего тем, что проникло в тайники бессознательного, или, как иногда говорил сам автор, " преисподнюю " психики. Однако, если ограничиться этой оценкой, то можно упустить из виду другой важный аспект: открытие Фрейдом сложных, конфликтных отношений между сознанием и неосознаваемыми психическими процессами, бурлящими за поверхностью сознания, по которой скользит при самонаблюдении взор субъекта. Сам человек, полагал Фрейд, не имеет перед собой прозрачной, ясной картины сложного устройства собственного внутреннего мира со всеми его течениями, бурями, взрывами. И здесь на помощь призван прийти психоанализ с его методом "свободных ассоциаций ". Следуя биологическому стилю мышления, Фрейд выделял два инстинкта, движущие поведением инстинкт самосохранения и сексуальный инстинкт, обеспечивающий сохранение не индивида, а всего вида. Этот второй инстинкт был возведен Фрейдом в разряд психологической догмы (ссылка на Юнга) и назван - либидо . Бессознательное трактовалось как сфера, насыщенная энергией либидо, слепого инстинкта, не знающего ничего, кроме принципа удовольствия, которое человек испытывает, когда эта энергия разряжается. Подавленное, вытесненное сексуальное влечение расшифровывалось Фрейдом по свободным от контроля сознания ассоциациям его пациентов. Такую расшифровку Фрейд назвал психоанализом. Исследуя свои собственны сновидения Фрейд, пришел к выводу, что " сценарий " сновидений при его кажущейся нелепости не что иное, как код потаенных желаний, которое удовлетворяется в образах - символах этой формы ночной жизни.

    Идея о том, что на наше повседневное поведение влияют неосознаваемые мотивы, рассмотрена Фрейдом в книге "Психопатология обыденной жизни" (1901). Различные ошибочные действия, забывание имен, оговорки, описки обычно принято считать случайными, объяснять их слабостью памяти. По Фрейду же в них прорываются скрытые мотивы, потому что ничего случайного в психических реакциях человека нет. Все причинно обусловлено. В другой работе "Остроумие и его отношение к бессознательному" (1905) шутки или каламбуры интерпретируются Фрейдом, как разрядка напряжения, созданного теми ограничениями, которые накладывают на сознание индивида различные социальные нормы.

    Схема психосоциального развития личности от младенческого возраста до стадии, на которой возникает естественное влечение к лицу противоположного пола рассматривается Фрейдом в "Трех очерках по теории сексуальности" (1905). Одной из ведущих версий Фрейда является Эдипов комплекс, как извечная формула отношения мальчика к родителям: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, который вызывает и ненависть и страх.

    В период первой мировой войны Фрейд вносит коррективы в свою схему инстинктов. Наряду с сексуальным в психике человека присутствует инстинкт стремления к смерти (Танатос как антипод Эросу) , по Фрейду, этот инстинкт включает в себя и инстинкт самосохранения. Под именем Танатос имелось в виду не только особое тяготение к смерти, но и к уничтожению других, стремление к агрессии, которая возводилась в ранг известного, заложенного в самой природе человека биологического побуждения.

    Особенности построения консультативного процесса: цели, консультаия и его процедуры. Согласно точке зрения Фрейда (возникшей на основе исследования истерии) функция невротического симптома состоит в защите личности пациента от неприемлемой для нее бессознательной тенденции мышления и в то же время в некотором удовлетворении этой тенденции. Из этого следовало, что при исследовании аналитиком бессознательной тенденции, ее раскрытии и информировании пациента о ней (то есть когда он делает бессознательное сознательным) исчезает raison d"etre симптома и, соответственно, сам симптом. При этом возникают две трудности:

    - прежде всего обнаруживается, что часть психики пациента препятствует этому процессу и оказывает сопротивление аналитику, когда последний пытается раскрыть бессознательную тенденцию. Легко догадаться, что это та же самая часть психики пациента, которая ранее отвергла бессознательную тенденцию и тем самым способствовала появлению данного симптома.

    - даже если удастся преодолеть это препятствие, и аналитик сможет сделать вывод о характере этой бессознательной тенденции, привлечь к ней внимание пациента и предоставить ему исчерпывающую информацию о ней, то и в этом случае чаще всего не удается справиться с симптомом. Осознание этих трудностей имело большое теоретическое и практическое значение. В теоретическом плане стало очевидным, что пациент неоднозначно осознает бессознательную тенденцию: он может получить от аналитика интеллектуальное представление о ней, не осознавая ее «реально».

    Для объяснения данного явления Фрейд прибег к образной аллегории. Он представил психику в виде карты . Первоначальная бессознательная тенденция находилась в одной области этой карты, а новая информация о ней, сообщаемая пациенту аналитиком, - в другой. Лишь в том случае, если оба эти впечатления можно было «собрать вместе» (независимо от того, что при этом имелось в виду), бессознательная тенденция «реально» становилась сознательной. Этому препятствовала сила внутри пациента, своего рода барьер, очевидно, то же самое «сопротивление», которое противодействовало попыткам аналитика исследовать бессознательную тенденцию и способствовало возникновению симптома. Преодоление этого сопротивления было важной предпосылкой «реального» осознания пациентом бессознательной тенденции. В этом месте появлялся и практический результат: наша главная задача как аналитиков заключается не столько в исследовании данной бессознательной тенденции, сколько в устранении оказываемого пациентом сопротивления.

    Техники психоанализа.

    Метод свободных ассоциаций

    Показание: наличие у клиента неосознаваемой им про­блемы.

    Цель: осознание проблемы.

    Алгоритм:

      клиент в свободном порядке высказывает возникаю­щие у него мысли по поводу его переживаний;

      анализ последовательности и содержания высказы­ваний;

      анализ блоков;

      осознание неосознанной проблемы.

    Анализ сновидений (с позиции Фрейда)

    Показание: прояснение скрытых от сознания пережи­ваний.

    Цель: интерпретация подавленных переживаний в при­емлемой для сознания форме.

    Алгоритм:

      рассказ клиентом значимого для него сновидения из прошлого («вспомнившегося») или настоящего;

      инициирование специалистом клиента к свободному ассоциированию по поводу содержания рассказанного им сновидения;

      раскрытие латентного содержания сновидения и его интерпретация специалистом;

      осознание клиентом событий, спровоцировавших сно­видение и раскрытие их подлинного значения.

    Изучением психики человека уже не один десяток лет занимаются великие умы, но на многие вопросы ответов до сих пор нет. Что скрывается в глубинах человеческого существа? Почему события, произошедшие когда-то в детстве, по сей день оказывают влияние на людей? Что заставляет нас совершать одни и те же ошибки и мёртвой хваткой держаться за опостылевшие отношения? Где берут своё начало сновидения, и какая информация в них заложена? На эти и множество других вопросов, относительно психической реальности человека, может ответить революционный и поправший собой многие основы психоанализ, созданный выдающимся австрийским учёным, неврологом и психиатром Зигмундом Фрейдом.

    Как появился психоанализ?

    В самом начале своей деятельности Зигмунд Фрейд успел поработать с выдающимися учёными своего времени – физиологом Эрнстом Брюкке, практикующим гипноз врачом Иосифом Брейером, неврологом Жаном-Маре Шарко и другими. Часть мыслей и идей, которые зародились на этом этапе, Фрейд развивал и в своих дальнейших научных трудах.

    Если говорить более конкретно, то ещё молодого тогда Фрейда привлекло то, что некоторые симптомы истерии, проявлявшиеся у больных ею, не могли никак быть интерпретированы с физиологической точки зрения. К примеру, человек мог ничего не чувствовать в одной области тела, несмотря на то, что в соседних областях чувствительность сохранялась. Ещё одним доказательством того, что далеко не все психические процессы могут быть объяснены реакцией человеческой нервной системы или актом его сознания, было наблюдение за поведением людей, которые подвергались гипнозу.

    Сегодня все понимают, что если находящемуся под гипнозом человеку внушить приказ что-либо выполнить, после своего пробуждения он бессознательно будет стремиться к его выполнению. А если поинтересоваться у него, почему он хочет это сделать, он сможет привести вполне адекватные объяснения своему поведению. Отсюда и получается, что психика человека имеет свойство самостоятельно создавать объяснения каким-то поступкам, даже если в них нет никакой необходимости.

    В современность Зигмунда Фрейда само понимание того, что действиями людей могут управлять скрытые от их сознания причины, стало шокирующим откровением. До исследований Фрейда таких терминов как «подсознательное» или «бессознательное» не было вовсе. И его наблюдения стали отправной точкой в развитии психоанализа – анализа человеческой психики с позиции движущих ею сил, а также причин, последствий и воздействия на последующую жизнь человека и состояние его нервно-психического здоровья опыта, полученного им в прошлом.

    Базовые идеи психоанализа

    Теория психоанализа зиждется на том утверждении Фрейда, что в психической (если удобнее – душевной) природе человека не может быть непоследовательности и перерывов. Любая мысль, любое желание и любой поступок всегда имеет свою причину, обусловленную сознательным или бессознательным намерением. События, имевшие место в прошлом, влияют на будущие. И даже если человек убеждён, что какие-либо его душевные переживания не имеют оснований, всегда присутствуют скрытые связи между одними событиями и другими.

    Исходя из этого, Фрейд разделял психику человека на три отдельные области: область сознания, область предсознания и область бессознательного.

    • К области бессознательного относятся бессознательные инстинкты, никогда не доступные сознанию. Сюда же можно отнести вытесненные из сознания мысли, чувства и переживания, которые воспринимаются сознанием человека как не имеющие права на существование, грязные или запрещённые. Область бессознательного не подчиняется временным рамкам. Например, какие-то воспоминания из детства, вдруг снова попав в сознание, будут такими же интенсивными, как и в момент своего появления.
    • К области предсознания относится часть области бессознательного, способная в любой момент стать доступной для сознания.
    • Область сознания включает в себя всё то, что осознаёт человек в каждый момент своей жизни.

    Основными действующими силами человеческой психики, согласно идеям Фрейда, являются именно инстинкты – напряжения, которые направляют человека к какой-либо цели. И эти инстинкты включают в себя два главенствующих:

    • Либидо , являющееся энергией жизни
    • Агрессивная энергия , являющаяся инстинктом смерти

    Психоанализ рассматривает, по большей части, либидо, в основе которого лежит сексуальная природа. Оно представляет собой живую энергию, характеристики которой (появление, количество, перемещение, распределение) могут истолковать любые психические расстройства и особенности поведения, мыслей и переживаний индивида.

    Личность человека, согласно психоаналитической теории, представлена тремя структурами:

    • Оно (Ид)
    • Я (Эго)
    • Сверх-Я (Супер-Эго)

    Оно (Ид) является всем изначально заложенным в человеке – наследственностью, инстинктами. На Ид никак не влияют законы логики. Его характеристики — это хаотичность и неорганизованность. Но Ид воздействует на Я и Сверх-Я. Причём, его воздействие безгранично.

    Я (Эго) является той частью личности человека, которая находится в тесном контакте с окружающими его людьми. Эго берёт своё начало из Ид с того самого момента, когда ребёнок начинает осознавать себя как личность. Ид питает Эго, а Эго защищает его, словно оболочка. То, как взаимосвязаны Эго и Ид, легко отобразить на примере потребности в сексе: Ид могло бы осуществить удовлетворение этой потребности посредством прямого сексуального контакта, но Эго решает, когда, где и при каких условиях этот контакт может быть реализован. Эго способно перенаправлять или сдерживать Ид, тем самым являясь гарантом обеспечения физического и душевного здоровья человека, а также его безопасности.

    Сверх-Я (Супер-Эго) произрастает из Эго, являясь хранилищем моральных устоев и законов, ограничений и запретов, которые накладываются на личность. Фрейд утверждал, что Сверх-Я выполняет три функции, коими являются:

    • Функция совести
    • Функция самонаблюдения
    • Функция, формирующая идеалы

    Оно, Я и Сверх-Я необходимы для совместного достижения одной цели – поддержания равновесия между стремлением, ведущим к увеличению удовольствия, и опасностью, возникающей от неудовольствия.

    Возникшая в Оно энергия отражается в Я, а Сверх-Я определяет границы Я. Учитывая то, что требования Оно, Сверх-Я и внешней реальности, к которой должен приспособиться человек, нередко являются противоречивыми, это неизбежно приводит к внутриличностным конфликтам. Решение же конфликтов внутри личности происходит посредством нескольких способов:

    • Сновидения
    • Сублимация
    • Компенсация
    • Блокировка механизмами защиты

    Сновидения могут быть отражением желаний, не реализованных в реальной жизни. Сновидения, которые повторяются, могут быть указателями на определённую потребность, которая не была реализована, и которая может служить помехой на пути свободного самовыражения человека и его психологического роста.

    Сублимация является перенаправлением энергии либидо на цели, одобряемые обществом. Нередко такими целями выступает творческая, социальная или интеллектуальная деятельность. Сублимация есть форма успешной защиты, а сублимированная энергия создаёт то, что все мы привыкли называть словом «цивилизация».

    Состояние тревожности, которое возникает от неудовлетворённого желания, есть возможность нейтрализовать через прямое обращение к проблеме. Так, энергия, которая не может найти выхода, будет направлена на преодоление препятствий, на уменьшение последствий этих препятствий и на компенсацию того, чего не хватает. В качестве примера можно привести идеальный слух, который развивается у слепых или слабовидящих людей. Человеческая психика способна поступить аналогичным образом: к примеру, у человека, страдающего недостатком способностей, но имеющего сильнейшее желание достичь успеха, может развиться непревзойдённая работоспособность или беспримерная напористость.

    Однако бывают и такие ситуации, в которых появившееся напряжение может быть искажено или отвергнуто особыми защитными механизмами , такими как гиперкомпенсация, регрессия, проекция, изоляция, рационализация, отрицание, подавление и другими. Например, неразделённую или потерянную любовь можно подавить («Не помню никакой любви»), отвергнуть («Да любви и не было»), рационализировать («Те отношения были ошибкой»), изолировать («Мне не нужна любовь»), спроецировать, приписав другим свои чувства («Люди не умеют любить по-настоящему»), гиперкомпенсировать («Я предпочитаю свободные отношения») и т.д.

    Краткое резюме

    Психоанализ Зигмунда Фрейда – это величайшая попытка прийти к пониманию и описанию тех составляющих психической жизни человека, которые до Фрейда были непостижимыми. Самим же термином «психоанализ» в настоящее время называют:

    • Научную дисциплину
    • Комплекс мероприятий по исследованию психических процессов
    • Методику лечения нарушений невротического характера

    Работа Фрейда и его психоанализ даже сегодня нередко критикуются, однако те понятия, которые он ввёл (Ид, Эго, Супер-Эго, механизмы защиты, сублимация, либидо) понимаются и применяются в наше время как учёными, так и просто образованными людьми. Психоанализ нашёл своё отражение во многих науках (социологии, педагогике, этнографии, антропологии и других), а также в искусстве, литературе и даже кинематографе.

    Результат психоанализа во многом зависит от условий, в которых проходят встречи с аналитиком. Они всегда чётко определены (аналитики называют эти правила "сеттингом"): пациент приходит в одно и то же место, в заранее определённое время и делает это от трёх до пяти раз в неделю. Условия проведения психоанализа 5 раз в неделю по 50 минут на кушетке — таковы требования классического психоанализа (Фрейд работал сначала с пациентами 6 раз в неделю).

    Современный психоанализ не предъявляет столь жёстких требований к сеттингу — сегодня достаточным считается проведение 3-х сессий (посещений) в неделю по 50 минут (однако, чем выше частота, тем выше эффективность).

    Допускается также проводить 2 сессии в неделю не на кушетке, а в кресле (лицом-к-лицу). Посещение реже 3-х раз в неделю формально считается не психоанализом, а психоаналитической психотерапией.

    Выбор конкретного сеттинга зависит от возможностей пациента и показаний. Все несостоявшиеся встречи оплачиваются независимо от причины, по которой были пропущены. Аналитики уверены, что такая стабильность и чёткость условий помогают пациенту почувствовать свою ответственность за работу, развивают его внутренний аналитический процесс, который не должен зависеть от внешних или внутренних помех.

    Пациент во время сессии лежит на кушетке, и это помогает ему перестать контролировать внешнюю реальность — ведь он не может следить за реакцией аналитика (тот сидит у него в изголовье), а только слышит его голос. И возникает ощущение, что ты разговариваешь одновременно с реальным человеком, с самим собой и с фантазийным образом аналитика, который у тебя возникает. Если гипноз не годится для самопознания посредством исследования своего бессознательного, т.к. оставляет Вас в бессознательном состоянии — как же человеку познать своё бессознательное, оставаясь в сознательном состоянии?

    Для этого Фрейдом была создана техника свободных ассоциаций. Пациент лежит на кушетке или сидит в кресле и просто говорит, что ему приходит в голову.

    Можно рассказывать о своём прошлом (в том числе и о детстве), о текущих событиях жизни, делиться своими планами на будущее, описывать свои фантазии и, конечно, сновидения, рассказывать о своих опасениях и страхах. Запретных тем нет. Можно говорить без опасений — потому что это никто не слышит, кроме психоаналитика — а психоаналитик никому ничего не расскажет (психоаналитик нигде не пересекается в реальной жизни пациента — это важное требование психоанализа, и, конечно же, существует профессиональная этика).

    Можно говорить все без опасений, потому что это только психоанализ — а психоаналитик только психоаналитик. И, естественно, если пациент может говорить всё, что приходит ему в голову, он может говорить все, что он думает и о своём психоаналитике.

    Психоанализ — это реальные переживания в нереальной ситуации, ситуации безопасности и доверия, которая никогда не встречается в реальной жизни (ведь психоаналитик существует только в той комнате, в которой ведёт приём, ведь реально он не существует).

    Метод свободных ассоциаций — основное открытие Фрейда. С одной стороны — это естественная потребность любого человека, говорить то, что приходит ему в голову. Но в реальной жизни взрослый человек лишён такой возможности — небезопасно говорить все, что приходит в голову (даже близкому человеку).

    Маленький ребёнок, который только научился говорить, всегда говорит все, что ему приходит в голову. До тех пор, пока родители и другие взрослые, шокированные его искренностью, не приучают его скрывать свои мысли. Пациенту, конечно, требуется некоторое время, чтобы восстановить утраченную в далёком детстве способность говорить все, что приходит в голову.

    Для этого ему необходимо удостовериться, что он, в самом деле, может говорить все, что захочет, и не будет за это наказан (как в детстве и как реально происходит в реальной жизни). Поэтому говорить сначала может быть сложно. Трудности в том, чтобы свободно говорить все, что приходит в голову — могут иметь и другие причины.

    Это значит можно поговорить о том, почему Вам трудно говорить. В конце концов, сама жизнь учит нас, что далеко не все и далеко не всегда можно говорить все, что приходит в голову (говорить, что у тебя на уме).

    Только в кабинете психоаналитика можно говорить все, что думаешь не думая (легче это делать лёжа на кушетке — ведь когда Вы никого не видите, значит никого нет…).

    Важно, ещё то, что говорить оказывается возможным — потому что Вас слушают. Но психоаналитик не только внимательно слушает, он сообщает Вам о своём понимании и проверяет у Вас, насколько правильно Вас понял (и интерпретирует, выражая своё видение Вашей ситуации — это основная составляющая психоанализа).

    Конечно психоаналитик, также как случайный попутчик внимательно Вас слушает. Но психоаналитик не выйдет из купе и не сойдёт с поезда на следующей станции, как случайный попутчик, оставив своего собеседника со своими переживаниями и тяжёлыми мыслями, зря растревоженными воспоминаниями, не дав ему договорить, и так не успев ничего сказать.

    Психоаналитик едет с Вами до той же станции, до которой едете Вы: он всегда в своём кабинете — и если Вы с ним договорились, что он будет принимать вас по вторникам и пятницам в 19:40 — Вы неизменно будете его обнаруживать в этом кабинете в назначенное время в течение месяцев и лет (при необходимости) — такое постоянство очень важно, что кардинально отличает психоаналитика от эфемерного случайного попутчика, исчезающего через несколько станций.

    Сама по себе возможность говорить, не контролируя что говоришь, приносит облегчение — эффект случайного попутчика. Но случайный попутчик — это ещё не психоаналитик. Просто выговориться, когда тебя слушают — этого ещё не достаточно.

    Разучившись говорить правду (прежде всего самому себе), человек репрессировал многие свои чувства, желания и убеждения — потеряв часть себя. Благодаря возможности говорить правду, психоаналитик становится этой утерянной частью, которую пациент получает назад, выслушивая, в свою очередь, психоаналитика

    Перенос и контрперенос

    Согласно основному правилу психоанализа пациент должен говорить все, что он думает и чувствует, все, что приходит ему в голову, даже то, о чем сообщать неприятно, стыдно или больно (это и есть свободные ассоциации). Пытаясь следовать этому правилу, он начинает испытывать различные чувства к аналитику (этот феномен в психоанализе называется "переносом").

    Пациент проецирует на него свои бессознательные желания, чувства и конфликты и переживает их с новой силой. Например, он может злиться на аналитика, потому что тот (как ему кажется) долго молчит. Но в результате анализа этих чувств обнаруживает, что его злость на самом деле была направлена на собственную мать, которая когда-то, в детстве, наказывала его молчанием за любую провинность.

    Перенос прежних конфликтных взаимоотношений и фантазий из прошлого в психоаналитический кабинет позволяет вспомнить, пережить и переосмыслить то, что было вытеснено в бессознательное на разных этапах жизни. Таким образом, только в психоанализе идёт работа с переносом, ни в психотерапии, ни в психиатрии, ни в любой разновидности психологии терапевт не становиться объектом для переноса !

    Он как бы заходит внутрь игры, становиться производным психики пациента, на разных этапах психоанализа пациент может относиться к аналитику как к отцу, сестре или матери и воссоздаёт отношения, которые складывались между ними. Само по себе это не очень ценно. Но ценно то, что в безопасных условиях "психической лаборатории", можно изменить сложившиеся способы и паттерны мышления и эмоций.

    Психоаналитик находиться не только внутри игры, но также частично снаружи процесса и поэтому может наблюдать и интерпретировать и исправлять сложившуюся ситуацию терапии.

    Но не менее важно для результата работы, чтобы и аналитик улавливал эмоции, которые возникают у него в ответ на переживания пациента (такие реакции называются "контрпереносом"). Это помогает ему понимать даже самые глубокие бессознательные переживания пациента и интерпретировать их, то есть преобразовывать бессознательное в осознаваемое.

    В результате психоанализа пациент с удивлением открывает, что кто-то может к нему тепло относиться, искренне помогать ему, верить в него. В конечном счёте, он начнёт строить свою жить, обладая этим новым опытом.

    ПСИХОАНАЛИЗ (ПА)

    Психоана́лиз— психологическая теория, разработанная в конце 19 го начале 20 века австрийским психотерапевтом Зигмундом Фрейдом (Фройдом), ставшая одним из чрезвычайно влиятельных методов лечения психических расстройств, основанных на этой теории. Психоанализ расширялся, критиковался и развивался в различных направлениях, преимущественно бывшими коллегами и учениками Фрейда, такими как А. Адлер и К.Г. Юнг, развившими впоследствии свои школы аналитической и индивидуальной психологии, которые вместе с психоанализом составили так называемую Глубинную Психологию. Позднее идеи ПА развивались нео-фрейдистами, такими, как Эрих Фромм, Карен Хорни, Гарри Стек Салливан, Жак Лакан. Огромный вклад в ПА сделали работы В. Райха, Анны Фрейд, М. Кляйн, Д. Винникота, Х. Кохута и др. психоаналитиков.

    ПА существует уже более ста лет. За это время он претерпел огромную эволюцию как в теории, так и в практике. Классическая теория, выдвинутая 3. Фрейдом, была многократно переосмыслена. Внутри психоанализа стали возникать новые направления: Эго-психология, традиция объектных отношений, школа М. Кляйн, структурный психоанализ Ж. Лакана, Я-психология X. Кохута (психология Самости). Очень многое изменилось во взглядах на процесс развития. С одной стороны, большее внимание стало уделяться ранним этапам развития: акцент сместился с эдипова на доэдипов период. С другой стороны, в отличие от классической теории, которая уделяла большое внимание влечениям, современные психоаналитические теории стали учитывать и другие факторы: развитие объектных отношений, развитие Я и др. Кроме того, модель внутрипсихического конфликта была дополнена и обогащена моделью дефицита. Теперь считается общепринятым, что неудачное, травматическое прохождение ранних этапов развития, нарушение объектных отношений в диаде “мать — дитя” приводит к формированию дефицита в душевной жизни.

    Изменение взглядов на процесс развития психики повлекло за собой пересмотр психоаналитической техники. Так, например, благодаря работам Эго-психологов, разрабатывавших теорию защитных механизмов, был сформулирован важный технический принцип анализа от поверхности в глубину. Смещение интерпретативной активности с полюса влечений к защитному полюсу внутрипсихического конфликта позволило сделать психоаналитическую технику работы с сопротивлением более гибкой и менее болезненной для пациентов. В результате развития теории объектных отношений и пересмотра теории нарциссизма Я-психологией возникли большие изменения в понимании переноса и контрпереноса, что позволило значительно расширить круг пациентов, которым теперь может помочь психоаналитическое лечение.

    ПА давно уже стал неотъемлемой частью современной культуры. Он является не только методом психотерапии, но и довольно богатой теоретической и литературной традицией, с которой русскоязычный читатель, интересующийся проблемами глубинной психологии и психотерапии, пока еще мало знаком. В течение нескольких десятков лет мы были оторваны от мировой психоаналитической мысли, несмотря на то, что в начале века психоанализ в нашей стране имел большие перспективы (об этом свидетельствовал тот факт, что почти треть членов Международной Психоаналитической Ассоциации разговаривала на русском языке). У русского ПА был достаточно большой потенциал как в клинической, так и в теоретической области. В России в то время существовала развитая психиатрия, которая могла стать базой для клинического психоанализа. Если говорить о теории, то вклад русских психоаналитиков можно проиллюстрировать тем, что во многом благодаря работе Сабины Шпильрейн “Деструкция как причина становления” 3 Фрейдом был предложен новый взгляд на теорию влечений.

    Но, получив стремительное развитие в 10-20-е годы 20 в, ПА в нашей стране затем был уничтожен. Только в последние двадцать лет он вышел из подполья и начался медленный процесс восстановления. В начале 90-х годов огромными тиражами были вновь переизданы основные работы 3 Фрейда. Позднее отечественный читатель смог познакомиться и с другими, более современными психоаналитическими текстами. Но в нашей стране все еще мало знают о том, что произошло с ПА за последнее столетие, Книги, которые переводятся и издаются на русском языке,— всего лишь осколки зеркала, в котором отражается история психоаналитической мысли. К сожалению, пока, все еще ждут своего издания работы многих выдающихся теоретиков и практиков психоанализа, таких, как Р.Фейерберн, М. Балинт, В. Бион, М. Маллер, Фоукс и многих других.

    Основные положения Современного ПА по прежнему базируются на классическом ПА:

    • человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;
    • эти влечения преимущественно бессознательны;
    • попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлениюв форме защитных механизмов;
    • помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;
    • конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия и так далее;
    • освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание

    Современный психоанализ в широком смысле — это более 20 концепций психического развития человека. Подходы к психоаналитическому терапевтическому лечению различаются столь же сильно, как и сами теории.

    Классический психоанализ Фрейда обозначает специфический тип терапии, при котором «анализант» (аналитический пациент) вербализует мысли, включая свободные ассоциации, фантазии и сны, на основании чего аналитик пытается сделать заключение о бессознательных конфликтах, являющихся причинами симптомов и проблем характера пациента, и интерпретирует их для пациента, для нахождения пути разрешения проблем. Специфика психоаналитических интервенций как правило включает конфронтацию и разъяснение патологических защит и желаний пациента.

    Основным методом ПА является метод свободных ассоциаций, основной предмет изучения - бессознательное.

    Именно З. Фрейд вывел две модели (топики) психики, которые стали базовыми для всех видов психотерапии. Первая топика - сознание- предсознательное-бессознательное.

    Вторая топика - Сверх Я - Я - Оно или Супер Эго - Эго- Ид

    Первая топика З. Фрейда

    Историки психоанализа, будь то психоаналитики или иные психологи, указывают, что в течение длительного периода развития психоанализа Фрейд применял топографическую модель личностной организации. Согласно этой модели психологии личности, в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное. Рассматривая их в единстве, Фрейд, как психолог и психотерапевт, использовал эту "психическую карту", чтобы показать степень сознаваемости таких психических явлений, как мысли, сны, фантазии и раскрыть суть таких феноменов, как невроз, депрессия, страх - результатов стресса или отклонений в развитии, требующих психологической помощи - профессиональной консультации психолога и психотерапии.

    Вторая топика З.Фрейда

    Позднее З. Фрейд ввел в анатомию личности три основные структуры: Оно , Я и Сверх-Я (в английских переводах Фрейда и англоязычном ПА используются латинские эквиваленты этих терминов - Ид, Эго и Суперэго). Данное трехчастное деление личности известно как структурная модель психической жизни, хотя Фрейд полагал, что эти составляющие следует рассматривать скорее как некие процессы, чем как особые "структуры" личности. Фрейд понимал, что предложенные им конструкты гипотетичны, поскольку уровень развития нейроанатомии в то время не был достаточным для того, чтобы определить их локализацию в центральной нервной системе. Сфера Оно полностью неосознаваема, в то время как Я и Сверх-Я действуют на всех трех уровнях сознания. Сознание охватывает все три личностные структуры, хотя основная его часть сформирована импульсами, исходящими от Оно. Фрейд рассматривал Оно в качестве посредника между соматическими и психическими процессами в организме. Он писал, что Оно "прямо связано с соматическими процессами, проистекает из инстинктивных потребностей и сообщает им психическую экспрессию, но мы не можем сказать, в каком субстрате осуществляется эта связь". Оно выполняет роль резервуара для всех примитивных инстинктивных побуждений и черпает свою энергию прямо из телесных процессов. Оно подчинено принципу удовольствия. В отличие от Оно, природа которого выражается в поиске удовольствия, Я подчиняется принципу реальности , цель которого - сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом и/или будут найдены соответствующие условия во внешней среде. Принцип реальности дает возможность индивидууму тормозить, переадресовывать или постепенно давать выход грубой энергии Оно в рамках социальных ограничений и совести индивидуума.Для того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе "социализации"; на языке структурной модели психоанализа - посредством формирования Сверх-Я. Фрейд подразделял Сверх Я на две подсистемы - Я-идеал и Совесть.

    В настоящее время теория психоанализа используется в двух аспектах КЛИНИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ и ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОАНАЛИЗ.

    ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОАНАЛИЗ

    ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОАНАЛИЗ- использование психоаналитических идей и концепций в различных сферах теоретического знания и практического действия людей. Принято проводить различие между клиническим психоанализом, имеющим дело с психическими заболеваниями и предполагающим соответствующую работу с пациентами, и прикладным психоанализом. Последний ассоциируется, как правило, с использованием психоаналитических идей и концепций в сферах философии, социологии, экономики, политики, педагогики, религии, искусства, включая изучение различных проявлений индивидуального и коллективного бессознательного, биографии ученых, политиков, писателей, художников.

    В основе возникновения прикладного психоанализа лежит исследовательская деятельность З. Фрейда. Уже на первоначальных стадиях становления и развития психоанализа как такового выдвинутые им представления о бессознательной деятельности человека нашли свое отражение не только в клинической практике, но и при интерпретации художественных произведений. Так, в письмах к берлинскому врачу В. Флиссу, написанных З. Фрейдом в 90-х годах ХIХ века, содержатся размышления, относящиеся к своеобразной трактовке таких мировых шедевров, как «Царь Эдип» Софокла и «Гамлет» Шекспира, что получило свое дальнейшее развитие в его первом фундаментальном психоаналитическом труде «Толкование сновидений» (1900) и в последующих его работах. В дальнейшем он уделил значительное внимание психоаналитическому пониманию остроумия, первобытной религии, искусства, культуры в целом, чему был посвящен ряд работ, знаменовавших собой начало развития того, что сегодня принято называть прикладным психоанализом. К их числу относятся такие работы, как «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905), «Художник и фантазирование» (1905), «Бред и сны в «Градиве» И. Иенсена» (1907), «Воспоминание Леонардо да Винчи о раннем детстве» (1910), «Тотем и табу» (1913), «Будущность одной иллюзии» (1927), «Достоевский и отцеубийство» (1928), «Недовольство культурой» (1930), «Человек Моисей и монотеистическая религия» (1938) и др. Как подчеркивал З. Фрейд, целью подобного рода исследований является разъяснение с позиций психоанализа «связи между внешними событиями и реакциями на них человека посредством деятельности влечений».

    Многие последователи З. Фрейда стали использовать психоаналитические идеи и концепции в биографических (патографических) исследованиях, при осмыслении истории становления и развития культуры, политического и общественного устройства, что способствовало становлению прикладного психоанализа в качестве специфической деятельности, выходящей за рамки клинического анализа, медицины. Тем самым в современной психоаналитической литературе утвердилось деление на клинический и прикладной психоанализ.

    Однако следует иметь в виду, что сам З. Фрейд считал подобное деление психоанализа на клинический и прикладной не корректным. В работе «Проблема дилетантского анализа» (1926) он обратил внимание на то, что «в реальности граница проходит между научным психоанализом и его применением (в медицинской и немедицинской областях)». В этом смысле клинический психоанализ также является прикладным, основанным на использовании психоаналитических идей и концепций в процессе терапевтической деятельности.

    КЛИНИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ (ПА)

    Клинический ПА относится к психодинамическому подходу в терапии и на практике изначально применялся для лечения истерии. ПА со времен Фрейда значительно изменился, поэтому в дальнейшем будем называть его СОВРЕМЕННЫМ ПСИХОАНАЛИЗОМ или просто ПА.
    По определению З. Фрейда, «любое лечение, основывающееся на понимании и применении концепций переноса и сопротивления, может быть названо психоаналитическим» . Современное определение психоанализа сходно. Психоаналитической называется такая терапия, которая признает существование бессознательных психических процессов, которая изучает мотивы человеческого поведения и развития, которая использует понятия сопротивление и перенос. Изменился и сам сеттинг проведения терапии. Во времена Фрейда ПА проводился 5-6 раз в неделю. Сейчас принято называть ПА именно терапию с такой частотой встреч, если сеттинг составляет одну-две встречи в течении недели, то данный вид психической помощи называют психоаналитически направленной терапией или психоаналитически ориентированной терапией, что, однако, не умоляет ее терапевтическое действие.
    Ключевые понятия клинического психоанализа (например, терапевтические отношения, перенос, контрперенос, сопротивление, инсайт, механизмы защиты) и правила игры (такие, как приглашение пациенту давать свободные ассоциации и рассказывать материал сновидений, сосредоточенность на взаимодействии «здесь и сейчас», предложение аналитика клиенту - лечь на кушетку, все это применяется современным психоанализом со времен Фрейда.

    ПОКАЗАНИЯ К ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ.

    Различные формы истерии;-неврозы тревоги;-фобии;-невротическая депрессия;-психосоматические расстройства;-дистимия;-обсессивно-компульсивные расстройства;-конверсионные расстройства;-аффективные расстройства;-расстройства личности от слабой до средней степени тяжести;-автономные функциональные расстройства с установленной психической этиологией;-психические расстройства, вызванные эмоциональным дефицитом в раннем детстве;-психические расстройства, являющиеся следствием экстремальных ситуаций.

    КОМУ ПСИХОАНАЛИЗ ПРОТИВОПОКАЗАН.

    Психоанализ не может помочь человеку, который не хочет меняться.

    "Меня все обижают!"

    Даже когда нас действительно окружают плохие люди и они доставляют нам страдания, зачастую мы неосознанно вносим свой вклад в то, чтобы продолжать оставаться в этой ситуации, или даже ее провоцировать. Когда человек уверен, что причины всех его бед лежат в ком-то другом, помочь ему очень сложно. Ведь если от тебя ничего не зависит, значит ты и изменить ничего не можешь.

    Механизм изменений в процессе психоаналитической терапии таков: человек начинает лучше осознавать свои чувства и видеть, как они влияют на его поведение, принимаемые решения, как они определяют его жизненные стратегии. Тогда он может поменять свое поведение в определенных ситуациях или отношение к отдельным людям или вещам. Чтобы получить пользу от психоанализа или психоаналитической терапии, недостаточно хотеть, чтобы изменились другие. Измениться можешь только ты сам.

    "Тебе лечиться надо!"

    Также нельзя кого-то насильно заставить проходить психоанализ. Большой терапевтический потенциал этого метода состоит в сотрудничестве между аналитиком и клиентом, основанном на доверии и уважении. Но невозможно доверять, уважать и сотрудничать в отношениях, к которым тебя принудили.

    Если Вы считаете, что кому-то из Ваших близких нужна помощь психоаналитика, Вы можете ему предложить специалиста, показать возможности, поддержать его решение. Но не заставлять. Человек, которого заставили ходить к психоаналитику, будет сопротивляться сотрудничеству, и скорее убедится, что ему тут не помогут, чем получит пользу.

    В психоанализе невозможно получить все и сразу.

    Изменения: Быстро! Эффективно! На всю жизнь! Выберите любые ДВА варианта

    Если Ваш основной приоритет - это очень быстрое изменение, а его глубина и устойчивость для Вас второстепенны, то, вероятно, психоанализ - не самый эффективный метод для достижения Ваших целей.

    Некоторые психоаналитики могут предложить Вам фокусную краткосрочную терапию, которая может решить определенные задачи. Это имеет смысл, когда проблемы не очень серьезные и существуют в какой-то одной определенной области. Если же существует ряд проблем, затрагивающих разные области жизни, либо если одна из Ваших целей - лучше узнать себя, то эффективна более долгосрочная работа.

    Психоанализ является глубинно-психологическим методом, т.е. имеет дело с бессознательными пластами человеческой психики. Его преимущество состоит в возможности менять жизнь человека на очень глубоком уровне, помогая ему осознать то, что скрыто не только от посторонних глаз, но даже от самого себя.

    Психоаналитическая терапия подобна погружению в глубины океана. Этот процесс не должен быть бесконечно долгим, но он должен иметь такой темп, чтобы организм адаптировался к происходящему и не травмировался. В психоанализе темп продвижения также в большой степени зависит от возможностей и потребностей психики клиента.

    Наряду с желанием избавиться от страданий и достигать позитивных изменений, психике любого человека присуще сопротивление к изменениям. Нетравматичное преодоление этого сопротивления требует времени.

    Психоанализ труден для людей, не способных говорить о своих чувствах.

    "Когда не знаешь слов, нечем познавать людей." (Конфуций).

    Психоанализ является разговорным методом психотерапии, т.е. терапия происходит в разговоре. Для маленького ребенка научиться понимать речь и говорить - возможность перехода на качественно новый уровень понимания себя, отношений с окружающими людьми и миром. Для взрослого человека разговор о своих чувствах и нахождение названий для своих состояний - это возможность гораздо большего выражения и понимания себя.

    Поэтому в психоанализе важно, чтобы клиент говорил о том, что приходит ему в голову. Известный французский психоаналитик Ж.Лакан говорил, что бессознательное структурировано как язык. Таким образом, разговор открывает в психоанализе дорогу к пониманию бессознательному.

    Если разговор по каким-либо причинам невозможен, или человек испытывает сильные негативные чувства при необходимости говорить о себе, имеет смысл обратиться к другим методам психотерапии (например, арт-терапия, танцевальная терапия, психодрама и т.п.)

    Иногда нужен не психоанализ

    Существуют жизненные ситуации, в которых человеку по-настоящему нужна помощь, но это не психоанализ. Какие это ситуации?

    • Только что произошедшие психические и физические травмы, а также ситуации острого горя.

    Здесь больше всего необходима психологическая поддержка близких. В случае, если этого недостаточно, можно подключить специалиста, который окажет кризисную помощь. Иногда имеет смысл также не отказываться от кратковременной фармакологической помощи, позволяющей облегчить чрезмерную нагрузку на психику.

    • Наркотическая или сильная алкогольная зависимости

    В этих случаях человек, безусловно, имеет психологические проблемы и нуждается в помощи. Но в этих состояниях также играет существенную роль ощутимая химическая зависимость. Это надо понимать и предпринимать адекватные меры борьбы с ней. На этом специализируются наркологи.

    Наиболее эффективным методом справляться с этими зависимостями признаны программы, построенные по принципам "Анонимных алкоголиков" (12 шагов).

    • серьезные психические заболевания (психозы, шизофрения)

    Людям, страдающим тяжелыми психическими заболеваниями, возможность находиться в ремиссии предоставляет современная фармакология. Очень важно, чтобы человек, имеющий психиатрический диагноз, был в постоянном контакте с опытным психиатром, который сможет подобрать адекватную состоянию фармакологическую терапию.

    Психологическая помощь в данном случае тоже очень важна, но только такой помощи недостаточно.

    Хороший психоаналитик заинтересован в том, чтобы обратившийся к нему клиент получил наиболее эффективную помощь. Специалист подберет наиболее подходящий именно Вам подход или порекомендует соответствующего специалиста.

    Если же у Вас есть колебания и сомнения насчет психоанализа, Вы можете обратиться за консультацией психоаналитика, которая может помочь принять решение "за" или "против".



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!