Кто рыцарь в средние века. Самые знаменитые рыцари в мировой истории

В современном представлении рыцарь представляет собой независимого воина. Эти члены общества были достаточно привилегированными, составляя к тому же еще и основу средневековой армии. Рыцари легко могли пускать в авантюрные приключения и путешествия, у них образовался романтический ореол. Теоретически такого статуса могли добиться и самые низшие классы, если будут послушно и долго служить. Для них рыцарство становилось самой настоящей наградой за их смелость и доблесть. Рыцарство стало неотъемлемой частью средневековой европейской истории.

Это явление зародилось еще в Западной Римской империи в V веке и просуществовало до XVI столетия, когда произошла революция в военном деле. Национальные армии стали расти, а количество самостоятельных воинов стало снижаться, как и их значение нравственного и физического стержня военных объединений. В нашем списке присутствуют не только подлинные исторические фигуры.

Ведь даже вымышленные рыцари сыграли важную роль на теорию и практику этого явления. Оценить представителей такого средневекового течения можно по следующим параметрам: известности, следу в истории, отражению добродетелей. Вообще же традиционно известны следующие рыцарские основные черты: справедливость, мужество, великодушие, милосердие, вера, благородство и надежда.

Рыцарство начиналось, как военная структура. Человек с оружием брал на себя обязательство служить своим мечом своему владыке. А тот в свою очередь взамен предоставлял защиту, земли и льготы. Элемент служения имеет первостепенное значение. Ведь в те времена не было централизованной власти и верховенства закона. А сообщество воинов, связанных клятвами верности, являлись наиболее эффективным средством социальной сплоченности.

Считалось, что рыцарь должен был обладать определенным мастерством, чтобы быть готовым идти на подвиги. Он должен был также доказать свою верность господину. Великий рыцарь должен был создать репутацию своей неуязвимости, а также оставить после себя мифы о величии и славных делах. Рыцарями считали и правителями. Но их основной функцией все же было управление государством, а не сражения. Расскажем ниже о самых великих рыцарях, вошедших в историю Средневековья.

Ульрих фон Лихтенштейн (1200-1278). Наиболее известная черта этого немецкого рыцаря - его нарциссизм. Имя Ульриха использовалось в исторической романтической комедии, его сыграл Хит Леджер. На самом деле это был образцовый рыцарь в классической западной традиции. Он начинал, как бедный дворянин в одном из многочисленных феодальных княжеств в раздробленной Германии. Но временем у него появился свой оруженосец, а в итоге и собственное поместье. Благодаря своей настойчивости и умелому владению мечом фон Лихтештейн заработал много денег на турнирах. Это и позволило ему совершить социальный прогресс и повысить свой статус. Ульрих стал знаменитым и великим рыцарем, его за честь считали принять многие турниры. Благодаря громкому имени и призовым средствам он разбогател. Удивительно, но в реальных сражениях он никак себя не прославил, как и в браке. Другая сторона славы Ульриха - его мастерство в качестве поэта позднего миннезанга. Он исполнял лирические песни. Подобные поэты были схожи с бардами или трубадурами во Франции и Англии. Они пели о своих великих любовных подвигах и доблестных победах. Ульрих на основе своих путешествий создал довольно известный цикл «Служение дамам». Это дает возможность предположить, что рыцарь был очень начитан и творчески одарен. Но как это обычно бывает для рыцарей, он достаточно высокомерно утверждал, что все те великие истории, рассказанные о нем, являются правдой. В том числе романы с многочисленными женщинами и 307 побед на турнирах. В свое время Ульрих являлся настоящей живой легендой, но в конечном счете он тихо скончался в своем имении, так и не оказав заметного влияния на политической арене. Фон Лихтенштейн является показательным образцом благородного и романтического рыцаря.

Дон Кихот (около 1600 года). Этот испанский рыцарь прославился такими своими чертами, как упорство и самообман. На самом деле Дон Кихот и рыцарем то считаться не может в полном значении этого слова. Тем не менее список наш без него будет явно неполным. Ведь он оказал заметное литературное влияние путем жестокого сарказма на весь институт рыцарства. Дон Кихот был рыцарем больше в своих мечтах или фантазиях, таковым его сделала литература. Герой романа стал настолько одержим идеей рыцарства, что стал повсюду искать приключения. Опостылевший дом был обменян на будущие подвиги и любовные романы. История Дон Кихота во многом напоминает историю Эль-Сида, великого настоящего испанского рыцаря. Сюжет похож - лошадь, любимая женщина в беде, разрешение конфликтов и безбашенные приключения. Шутки следуют одна за другой. Дон Кихот называет рыцарем трактирщика, спасает крестьянского сына, а доярку принимает по ошибке за знатную даму. Его оруженосец крайне двуличен. В результате поиски приносят рыцарю только лишь страдания. Подобно другим рыцарям деньги вовсе не главное для Дон Кихота, он грезит о сражениях, а на его пути встречаются самые разные люди. В конце концов Дон Кихот вновь становится благоразумным. Он отказывается от прежней жизни, как только становится ясно, что рыцарство мертво, а мир больше не уважает таких вот романтиков. В финале Дон Кихот умирает, так и не отказавшись от своих ставших несовременными идеалов. Сама форма романа отходит от средневековых романтических традиций, они, наоборот, высмеиваются тут.

Эдуард Черный Принц (1330-1376). Лучшее, что было у этого английского героя - череда его великих побед. Эдвард по статусу своего рождения уже оказался на высоте рыцарской культуры, так что его статус великого дался ему относительно несложно. Этот человек являлся старшим сыном короля Эдуарда III. Именно он основал орден Подвязки, благородный рыцарский орден. Черный Принц носил титула принца Уэльского, записи говорят о нем, как о сильном воине. Он был решительным и храбрым, отлично проявил себя в сражениях с французами. А ведь те были богаче, лучше обученными и вооруженными, чем англичане. Невзирая на это, Эдуард повел против них войска своего отца. Он смог выиграть ставшими классическими битвы средневековья - при Кресси и при Пуатье. За это отец особо отметил его, сделав первым кавалером нового ордена Подвязки. Да и личная жизнь рыцаря была довольно известной. Он по любви женился на своей кузине, Джоанне Кентский. Эта пара стала одной из самых ярких в Европе. Эффектная супруга еще больше прославила рыцаря, сделав его образ богаче и разностороннее. Эдвард отмечен многими рыцарскими добродетелями, в том числе щедростью и благочестием. Это проявилось в отношении к захваченному при Пуатье королю Франции и к рядовым пленным. А вот по отношению к простому народу Эдуард был более высокомерным, проявляя тревогу за свое положение и за ситуацию в родной Англии. Эдуард постоянно учился на войне. Это проявилось в его прагматизме и инновационной тактике. Таким было основное отличие Черного Рыцаря от французов, которые придерживались традиционной стратегии. Новаторский подход и сделал рыцаря великим военным лидером. И как истинный рыцарь Эдуард вскоре почувствовал, что Франция и Англия слишком малы для него. Он решил поискать славу в другом месте, в частности, в Испании, хотя в конечном счете ему это и не удалось. Негативной стороной рыцаря являлось то, что в отличии от других образцовым своих коллег, он не боролся с неверными, не писал стихов и не проводил много времени в любовных романах. А слово «черный» в его имени может означать цвет его доспехов, тяжелый характер или же происхождение его матери.

Жак де Моле (1244-1314). Этот известный французский рыцарь прославился тем, что возглавил самый большой Крестовый поход. Де Моле был последним великим Магистром ордена тамплиеров. Этого не достаточно чтобы причислять его к великим рыцарям. Но недавний роман «Код да Винчи» привлек к нему внимание, а образ самого магистра стал гораздо более интересным в глазах современников. Что же он на самом деле сделал? Его избрали главой самого мощного в христианском мире крестового похода. Именно поэтому в нем должны отображаться многие рыцарские черты, ведь они были довольно важной основой жизни в его родном ордене тамплиеров. Рыцарем Жак встал в 21 год после участия в битве. Чтобы закрепить свой статус, молодой человек принял участие в Крестовом походе на Святую землю. Вскоре Крестовые походы угасли, все, что мог сделать на тот момент де Моле - перенести штаб-квартиру тамплиеров на Кипр после падения Акры в 1291 году. В итоге Орден ушел с земли, для защиты которой от мусульман он собственно и создавался. Но эти события стали счастливым случаем для самого Жака. Уважаемый и благочестивый рыцарь стал Великим магистром Ордена тамплиеров. Де Моле проявил себя не как военачальник или сердцеед, а как умелый администратор и европейский политик. Он создал по всей Европе целую сеть филиалов своей организации. Они стали меньше заниматься рыцарскими делами, а больше торговлей и ростовщичеством. Магистр стал созывать монархов Европы на новый крестовый поход. Кульминацией усилий стало даже нападение на мамлюков в Египте в 1300 году, однако вскоре завоеванный плацдарм был снова потерян без поддержки союзников. Устав от военных потерь, Моле с тамплиерами стал одерживать победы в банковском деле. Такое его влияние на экономику восстановившейся Франции стал пугать короля Филиппа IV. В ходе борьбы за власть Моле к тому же поддержал претендента на престол, что и послужило причиной его ареста в Париже в 1307 году. Формальным поводом стала измена тамплиеров, а на самом деле таким образом король покрыл свои долги, забрав себе все средства Ордена. Жак до конца защищал свою независимость, как истинный рыцарь, оставаясь верным клятве Церкви до самого конца. В 1308 году Моле был фактически освобожден Папой Климентом V. Ведь вина Магистра основывалась больше на слухах и домыслах, нежели на фактах. Но долгие слушания привели к тому, что Моле был заживо сожжен, как впавший повторно в ересь. Он заявил, что все его предыдущие показания против Ордена были неправдой.

Рыцарь Чосера (около 1400 года). Основные черты этого английского рыцаря довольно стереотипны, однако они построены на основе реальных людей. В позднем средневековье сложился образ рыцаря, как несовременного человека. Тому виной в том числе и творения Джеффри Чосера. Этот английский писатель конца XIV века написал несколько сказочных творений о рыцарях своего времени. Эти люди показывались храбрыми, обладающими традиционными добродетелями, хорошим поведением, изысканной любовью и благочестием. Такой ходячий стереотип включил в себя сразу все возможные добродетели. Основой же для персонажа стал наемник Джон Хоквуд из Эссекса, которого автор лично знал и в своих творениях просто облагородил. Наиболее известной историей является «История рыцаря» из «Кентерберийских рассказов». Там смешивается классическое повествование с уроками галантности, ведения разговоров об опасности братского разногласия или несчастной любви. Сам персонаж рыцаря хотя и приятный, но довольно безликий. Считается, что его роль в английском обществе становится все менее значимой, а сам он больше идеальный персонаж, нежели реальный. Рыцарь из рассказов Чосера много путешествовал и стал известным благодаря своему применению оружия. Но в конце своей карьеры этот воин стал благочестивым, вот зачем он едет со своими попутчиками в Кентербери, дабы там поклониться мощам одного из святых. Хотя этот рыцарь и не был реальным персонажем, все-таки он дал немало представлений об этом классе людей.

Готфрид Бульонский (1060-1100). Этот французский рыцарь прославился тем, что именно он возглавил самый первый и самый лучший крестовый поход. Происхождение Готфрида не предполагало его будущей славы. Он был всего лишь вторым сыном незначительного французского графа. Но именно такой невысокий социальный статус и подтолкнул его к карьере великого и прославленного рыцаря, а крестовый поход только приумножил его славу. Его семья смогла наделить Готфрида титулом герцога Нижней Лотарингии, но вместо того, чтобы защищать этот богатый и стратегический важный край, он отказался от своих земель. В обмен на это преклонился перед императором Священной Римской империи и согласился поменять свои владения на меньшую территорию. Смирение и преданность являются истинно рыцарскими добродетелями, но Готфрид, как и многие другие свои коллеги, выбрал независимый курс. В 1095 году рыцарь вместе со многими другими откликнулся на призыв Папы Урбана II освободить Палестину от мусульман. Таким образом, несмотря на всех своих родственников и того, что император сделал для него, Готфрид продал все свои земли, чтобы обеспечить вооружением готовящуюся в поход армию. Рыцарь был настолько харизматичным, что вместе с ним в поход выступили и два его брата. Это никак не обрадовал мать. Согласно древним хроникам Готфрид смог собрать армию в 40 тысяч человек. Все они крестовым походом прошли из Лотарингии через Венгрию в Константинополь. Славу Готфриду принесло то, что он был одним из первых франкских рыцарей, достигших Святой земли. Именно образ герцога показал, каким самоотверженным должен быть настоящий крестоносец. Сила его, как рыцаря, заключалась также в том, что он обладал не только храбростью и благочестием, но еще и настойчивостью. В то время как другие участники похода жаловались на голод, жажду или тоску по дому, сам Готфрид был непреклонен в своем желании достичь цели. Венцом карьеры рыцаря стал штурм Иерусалима под его руководством в 1099 году. Готфрида избрали первым правителем царства крестоносцем на этой земле. Однако сам он отказался от звания короля, приняв титул барона и Защитника Гроба Господня. Хотя действия рыцаря основывались на массовых убийствах тех же защитников города, это никак не повлияло на его репутацию славного воина того времени. К 1100 году Готфрид вместе с другими воинами завоевал большую часть Палестины. Он даже распорядился короновать своего брата Болдуина королем Иерусалима в случае своей смерти. Таким образом была основана целая династия. Так что отказ от Лотарингии сослужил хорошую службу. Внешне же Готфрид обладал классическими рыцарскими атрибутами и идеальной формой. Он был высоким, сильным, стройным и бородатым. Погиб же славный рыцарь при осаде Акры.

Сэр Галахад (V век). Этот валлийский рыцарь, принадлежавший к легендарному Круглому столу короля Артура, называется святым рыцарем и помазанником божьим. Галахад был буквально рожден для величия, ведь его отцом считается сам Ланселот. Говорят, что его судьба сложилась удачно во многом благодаря Мерлину. Хотя мы говорим о вымышленных людях, но героический цикл о короле Артуре стал настолько богатым культурным явлением, что доминирует над всеми другими рыцарскими балладами не только в Англии, но и во Франции. Сами легендарные рыцари вместе со своим королем стали основой для ранних архетипов идеального рыцаря или даже нескольких различных рыцарей. Сам же Галахад появился в самом конце цикла, но все равно являлся одним из великих рыцарей круглого стола и искателей Святого Грааля. Сэр Галахад обладал некоторыми из наиболее ценных рыцарских достоинств. Он вырос очень религиозным, галантным и с чистыми помыслами. Молодой воин прославился тем, что сел в Гибельное Сиденье, а ведь это место предназначалось лишь для самого достойного, кому покровительствует Господь. В итоге король Артур провозгласил его, как величайшего рыцаря. Стать лучшим Галахаду мешает то, что он все же был мифологической фигурой. Однако его культурная значимость была очень высока, он воплотил в себя многие достоинства классического средневекового рыцаря. Галахад выполнял в основном задания не вполне рыцарского свойства, такие как спасение попавших в беду дам или своих товарищей. Этот рыцарь хотя и назывался благочестивым и милосердным, но в отсутствии характера упрекнуть его нельзя было. Он оказывался в нужных местах в нужное время, что сделало его самым значительным персонажем всего Круглого стола. Казалось, что в руках именно Галахада находится судьба Англии. Вместе с другими рыцаря ему было видения Святого Грааля, в которую Иосиф Аримафейский собирал кровь Христа. Поиски этой реликвии и стали целью той группы рыцарей. В конечном счете Галахад смог защитить и спасти самого Артура при битве у замка Тинтагель, что явилось важным событием. Ведь сам Артур являлся самым великим из всех английских королей. По легенде именно Галахад смог найти и взять в руки Святой Грааль, после чего вознесся на небо.

Жан ле Менгр Бусико (1366-1421). Этот французский и бретонский рыцарь смог сделать головокружительную карьеру, прославившись своими военными способностями. Уже с самого раннего возраста этот дворянин начал принимать участие в разнообразных военных кампаниях. В 18 лет он поехал в Пруссию, чтобы помогать Тевтонскому ордену, затем он участвовал в сражениях против мавров в Испании, а в итоге стал одним из видных участников Столетней войны с Англией. Во время перемирия в 1390 году Бусико выбрал самый эффективный и впечатляющий путь для того, чтобы стать прославленным рыцарем. Он выступил на турнире и победил там всех. Ле Менгр не только заработал крупные призовые, но и сделал себе имя, которое стало хорошей ступенью для дальнейшей карьеры. Затем в истинно рыцарском стиле Бусико оставил все, что у него было и начал путешествовать. Он даже стал писать стихи о своих подвигах, что и являлось естественным для благородного воина тех времен. Слава благочестивого рыцаря была настолько велика, что когда он вернулся на Родину, король Филипп VI сделал его маршалом Франции. Это было максимальной вершиной в карьере для рыцаря, не считая прямого захвата трона. Ле Менгр прославился своим мастерством, опытом и мужеством в бою. Он считался великим лидером. На свой пост Бусико был помазан в главном кафедральном соборе страны, что подразумевало особую священную ауру этого воителя. Этот рыцарь всегда находился в самом центре сражений. В битве при Никополе в 1396 году он попал в плен к туркам, но избежал казни и был выкуплен. После этого Бусико основал специальный рыцарский орден, вдохновленными идеалами куртуазной любви. В знаменитой битве при Азенкуре ле Менгр снова попал в плен и умер в Англии через шесть лет. Этот рыцарь оставил весомый след в истории. Он находился на самой вершине власти, помазанник короля боролся с неверными, внес вклад в придворную культуру и прославился своими благими делами.

Ричард Львиное Сердце (1157-1199). Английский король-рыцарь прослыл рьяным защитником веры. Хотя в списке и недолжно было изначально быть королей, если из всех них выбрать настоящего рыцаря, то именно Ричард I Английский как нельзя лучше подходит на эту роль. Он наилучшим образом показал все достоинства средневекового рыцаря. К тому же Ричард больше времени провел в этом амплуа, нежели управляя государством. Короля уважали друзья и враги, он боролся за свои идеалы, а не просто за обычные завоевания денег и земель. С самой ранней юности Ричард уже был в седле, побеждая воинов различных стран и наций, вселяя любовь и преданность в своих подданных. Этот король один их немногих, кто получил громкое прозвище - Львиное сердце. Оно отражает его мастерство и страсть, как рыцаря, а не справедливость или величие, как короля. Но против Ричарда в некоторой степени говорит его происхождение. В отличие от некоторых других рыцарей свой высокий и великий статус он получил просто по праву своего рождения. Ведь Ричард являлся отпрыском знаменитой пары - Генриха II и Элеоноры Аквитанской. Тем не менее юный принц восстал против своего отца, выступив к тому же в форме странствующего рыцаря. А ведь это было довольно дурным поступком с точки зрения морали. Впоследствии Ричард сознательно принял и практиковал большинство ценностей рыцарства. Он писал стихи и галантно себя вел. К тому же принц был привлекательным и физически хорошо сложен. Говорят, что рост Ричарда составлял 193 сантиметра, он был голубоглазым и светловолосым. Большую часть своей жизни будущий король провел во Франции, в самом центре средневекового рыцарства. Именно оттуда он и восстал против своего отца, просил прощения и принял рыцарство французского короля Людовика VII, что только раздражало его английских родственников. Славу умелого военачальника Ричард приобрел при разгоне мятежа французских баронов. Но такая деятельность и постоянный страх перед отцом были не по вкусу принцу. Он оставил все свои титулы и привилегии и решил принять участие в Третьем Крестовом походе. Ричард потратил кучу денег, собрав армию крестоносцев. Это было явным выражением рыцарской защиты веры. Вместе с рыцарями Ричард оккупировал королевство Сицилию, чтобы восстановить права своей сестры на местный престол. Хроники того времени дают понять, что Ричард гонялся за победами, нежели за завоевания и в целом был плохим королем. Он завоевал Кипр в 1191 году, чтобы защитить с этой стороны собственную армию, но затем отдал остров рыцарям-тамплиерам. Это доказало его рыцарский, а вовсе не королевский дух, зато сделало знаменитым. Ричард победил мусульман в Аккре, но затем поссорился со своими союзниками - королем Франции Филиппом и герцогом Австрии Леопольдом. Затем рыцарь победил самого лучшего мусульманского лидера Саладина, а вот на штурм Иерусалима в 1192 году так и не решился. Но из-за своего высокомерия и безрассудства Ричард на обратном пути домой попал в плен к Леопольду, которого он ранее оскорбил. Только богатый выкуп позволил королю-рыцарю наконец-то вернуться домой. Но беспокойный воитель не знал покоя и в ходе очередного сражения был смертельно ранен. Военные подвиги Ричарда сделали его одним из самых известных персонажей средневековой истории. О нем сложено множество легенд, остались его стихотворения.

Эль Сид, Родриго Диас де Бивар (1043-1099). Этот испанский рыцарь прославился сражениями за независимость своей страны. Само прозвище «Эль Сид» в дословном переводе означает «мой господин». Этот человек прослыл настоящим рыцарем и для мусульман, и для христиан. Что и неудивительно, учитывая, что боролся и против христианских, и против мавританских тиранов. Хотя Эль Сид и не был добродетельным рыцарем, зато с лихвой окупил это превосходными боевыми навыками. В результате даже его собственный король простил ему постоянную смену сторон. Одним из прозвищ было «Чемпион», он был основным полевым командиром самого мощного из многочисленных христианских испанских королевств. Современная история превозносит Эль Сида, как воплощение испанского рыцарства. Менестрели складывали о нем баллады, рассказывая о его подвигах в боях в защиту Церкви. Эль Сид стал самым настоящим народным героем, что было довольно необычно для дворянина. Ведь в те времена знатные люди нещадно эксплуатировали крестьян, заставляя их выполнять все работы в поместье. Молодость Родриго встретил, будучи скромного происхождения. Его семья имела отношение к суду в Кастилии, но в основном речь шла о работе с документами. Но сам юноша смог произвести хорошее впечатление - он победил арагонского рыцаря в поединке один на один на глазах у своих ровесников. Начав служить, Эль Сид поучаствовал в нескольких сражениях с маврами, правившими на юге Испании. Там он показал отличное военное мастерство, которое к тому же постоянно совершенствовал. В лучших традициях рыцарства Эль Сид стал проявлять высокомерие, воюя с кем попало и по своей лишь воле. За этот король Альфонсо лишил его всего титулов и отправил в ссылку. Но разве «господин» должен просить прощения и молить о пощаде? Родриго стал рыцарем по найму! Хотя его имя и являлось синонимом победы над маврами, именно им Эль Сид и предложил свои услуги, возглавив армию в Сарагосе. После нескольких лет успешной борьбы с христианами, берберами и другими маврами, Родриго понадобился кастильскому королю. Ведь он оказался отличным военачальником. Казалось бы, сама просьба короля вернуться изгнаннику должна стать для того величайшей милостью. Но Эль Сид фактически ответил, что не нуждается в этом, так как может создать свое королевство. А уважение и милости в обмен на верность ему не нужны. В 1094 году Эль Сид вместе с другими наемными рыцарями захватил Валенсию, стал ее фактическим правителем. Мавры попросили вернуть город и осадили его. По легенде Родриго был ранен отравленной стрелой, а его умная жена поняла, что даже после смерти легендарный Эль Сид способен воодушевлять свою армию и командовать ею. Она облачила тело мужа в доспехи и усадила на коня, расположив на крепостных стенах. У Эль Сида были и другие необходимые атрибуты рыцаря: конь и меч. Боевая лошадь по прозвищу Бабьека сама овеяна легендами, а стальной кордовский меч Тизона прославился своей прочностью. Сам рыцарь был далеко не глупым. Он довольно много читал о войне, в том числе произведения римских и греческих авторов. Его женой стала красивая и изящная женщина, а дочери стали членами испанского королевского семейства.

Уильям Маршал (1146-1219). Славу этому английскому рыцарю принесли его победы на многочисленных турнирах. Многие современники считают его величайшим рыцарем средневековья. Несмотря на сложную обстановку вокруг, Уильям смог сохранить в себе все добродетели рыцарства. Он умело владел всеми видами оружия, был верным своему господину, защищал свою веру, заслужил расположение великой женщины. Маршала уважали за его дипломатичность и милосердие. Тогда турниры представляли собой вовсе не поединки один на один, а войны в миниатюры между объединениями рыцарей. Целых шестнадцать лет Маршал провел на турнирах, иногда участвуя и в реальных войнах. Уильям разработал собственную тактику на этих состязаниях. Он хватал коня противника за уздечку и тащил за собой к своим друзьям. Там он вынуждал врага сдаться и заплатить выкуп. Если жертва спрыгивала и убегала, то в награду оставался конь, что тоже было ценной наградой. Маршал смог за долгие годы улучшить свое мастерство, а на завоеванные деньги приобрести себе земли и лучшее оружие. По обычаям того времени молодой Маршал был отправлен на обучение во Францию. Там он быстро освоил те военные навыки, которые были необходимы рыцарю средневековья. Его репутация все улучшалась, в конце концов он обрел милость у Элеоноры Аквитанской. После этого Маршал стал служить английскому королю Генриху II в качестве компаньона его сына, Генри младшего. После чего были многочисленные турниры, войны с восставшими вассалами короля, крестовый поход… В итоге Маршал был за свою службу вознагражден большими поместьями в Англии. Все это возбудило рыцарскую гордыню, он создал собственную армию, на зависть самому королю. Но даже несмотря на этот смелый и безрассудный шаг, Уильям смог сохранить свое положение. Маршал даже смог удачно жениться, в возрасте 43 лет на 17-летней дочке графа Пембрука. Маршал славно послужил королю Ричарду Львиное Сердце в качестве маршала и регента во время его долгого отсутствия в стране. Он не только увеличил свои владения, но еще и улучшил их. Единственный недостаток в биографии Маршала связан с королем Джоном, которому он служил и противостоял знаменитому Робин Гуду. Однако монарх ненавидел популярного слугу, в итоге Уильям был вынужден бежать в Ирландию. Но потом, как истинный рыцарь, Маршал вернулся в Англию и при восстании баронов остался верен королю, только упрочив его власть и богатство. Архиепископ Кентерберийский назвал Маршала величайшим рыцарем всех времен, что имело под собой основу. После смерти короля Джона Маршал стал регентом малолетнего короля Генриха III. Даже в возрасте 70 лет этот благородный рыцарь имел в себе моральные и физические силы, чтобы возглавить королевскую армию в войне против Франции, а затем диктовать условия мира. Подпись рыцаря стоит на Великой хартии вольностей в качестве гаранта ее соблюдения. После подавления баронства Маршал смог организовать успешное регентство и передать свои поместья сыновьям. Рыцарь поддержал престиж короля и его право на престол. Это был одним из немногих рыцарей, чья биография была издана сразу же после его смерти. В 1219 году в свет вышла поэма под названием «История Уильяма Маршала».

Классическим символом эпохи Средневековья считается рыцарь в доспехах и оружием в руках. Становление культуры рыцарей непосредственно связано с феодальным строем. Это обусловлено тем, что рыцари часто становились феодалами, благодаря верной службе монарху, который впоследствии наделял их землей и деньгами. Ведь средневековые рыцари в первую очередь были профессиональными воинами. Во главе дружин или армий стояли рыцари, имеющие знатное происхождение.

Рыцарство – привилегия дворянства

Война в Средневековье была привилегией высшего сословия, которое получало за свою службу не только земли, но и целые деревни и города. Естественно, что рыцарь в средневековой Испании, Франции или Англии был не заинтересован в появлении рыцарей – конкурентов. Многие феодалы запрещали носить оружие не только крестьянам, но и торговцам, ремесленникам и даже чиновникам. Иногда презрение средневековых рыцарей к простолюдинам доходило до абсурда, гордые феодалы отказывались сражаться вместе с простыми пехотинцами, что нередко стоило им жизни.

Настоящий средневековый рыцарь (особенно рыцарь в средневековой Испании) должен был происходить из знатного рыцарского рода и знать свою родословную, как минимум до пятого колена. Доказательством знатного происхождения рыцарей служили фамильный герб и девиз. Титул рыцарей передавался по наследству или давался королём за военные подвиги.

Появление рыцарских сословий возникло в 8 веке у франков, когда там происходил переход от пешего народного ополчения к вассальному конному войску. Под влиянием церкви средневековая конница превратилась в элитное военное сословие, которое служило высоким идеалам. Эпоха крестовых походов окончательно превратила средневекового рыцаря в образец для подражания.

Возникновение рыцарской конницы

Первым эквивалентом рыцарей можно назвать сословие всадников в Древнем Риме. Именно они воевали на конях, часто используя качественные доспехи, но конница в римских войсках никогда не была основой войска. Конные отряды предназначались для преследования убегавших врагов, хотя тяжёлая конница аристократов могла в случае необходимости ударить по врагу.

Началом эпохи рыцарей можно считать 4-6 века, когда Римская империя пала под ударами конных кочевников. Именно сарматские всадники, использующие тяжёлые доспехи и щит, стали прототипом рыцарской конницы Европы.

Так как именно кочевники стали привилегированной кастой на территории бывшей Римской империи, именно их боевой костюм (доспехи и оружие) лежит в основе боевой амуниции, используемой рыцарями Европы. Однако так как пришельцев было достаточно мало, понадобились века, прежде чем их боевые традиции смогли распространиться в Европе.

Древние франки – первые рыцари

История появления рыцарей в том виде, в котором их представляют сейчас, тесно связана с франками. Именно здесь возникла острая необходимость в создании мобильного конного войска, так как участились случаи нападения арабов, которые захватили Испанию. Арабы, которые быстро перемещались на своих скакунах, были недоступны для пешего войска франков. К тому же крестьяне не могли нести службу в дальних регионах, поэтому Каролинги начали создавать конницу из дворян государства.

Так как корона остро нуждалась во всадниках, облачённых в доспехи, Карл Мартел и его сыновья начали раздавать церковные и коронные земли своим дружинникам, требуя от них за это несения конной военной службы. Если при Карле Великом в войне участвовало большое количество пехоты, то войны при Людовике 1 и Карле 2 проходили полностью без участия пехоты.

В 865 году каждый благородный вассал короля должен был иметь кольчужные или чешуйчатые доспехи, щит и меч . Кроме этого, оброчное население могло получить должность при дворе сеньора, неся службу в качестве легковооружённого конника. При должной сноровке и доле удачи, такой всадник мог заслужить бенефиции, перейдя после этого в тяжелую конницу. Новоявленный феодал должен был сразу приобрести рыцарские доспехи, иначе землю могли и отобрать. Так появилось новое средневековое сословие слуг, обязанных участвовать в войне вместе со своим феодалом. Лучшие слуги получали лены и становились рыцарями.

Такой переход в рыцарское сословие практиковался вплоть до 12 века, после чего указом Фридриха 1 (в Германии) рыцари стали полностью наследственным сословием. Крестьянам запрещалось носить меч, щит и копьё, а купцы должны были привязывать меч к седлу , но не опоясываться им.

Средневековые рыцари в разных странах Европы

В каждой европейской стране были свои особенности, касающиеся рыцарского сословия:

  1. В Германии к концу 12 века стать рыцарем было непросто. Если раньше претендент в рыцари мог доказать своё происхождение в поединке, то после издания «Саксонского зерцала» рыцарем мог считаться только тот, чей отец и дед были рыцарями. Конституция Фридриха 1 запретила крестьянам и священникам (и их потомкам) носить меч;
  2. Если говорить о французских рыцарях, то чаще всего это были богатые феодалы, так как вторым признаком знатности являлось посвящение в рыцарское сословие. Хотя война часто помогала попасть в рыцари и простым людям, им было тяжело приобрести комплект доспехов, которые в средневековом обществе стоили как годовой доход целой деревни. Негласным правилом посвящения в рыцари во Франции было наличие у претендента лена. Желающие попасть в рыцари торговцы и горожане могли купить себе земельный надел, автоматически попадая в сословие феодалов. Уже в 13 веке покупка земли людьми неблагородного происхождения была обложена огромным налогом, хотя в рыцари всё ещё можно было попасть через пожалование титула королём;
  3. Средневековую Англию постоянно раздирали внутренние войны, к тому же Англия являлась одной из главных целей для скандинавских завоевателей. Это наложило весьма значительный отпечаток на формирование рыцарского сословия Англии. Короли Генрих 3 и Эдуард 1 требовали от всех ленников обязательного посвящения в рыцари;
  4. Испанский полуостров постоянно находился в состоянии войны с арабами. Это сделало местных рыцарей самыми умелыми воинами средневековья. Многие рыцари ехали через всю Европу, в надежде помочь братьям-христианам в их бесконечных войнах с арабскими захватчиками.

Ещё во времена зарождения рыцарства, церковь оказывала огромное влияние на это сословие. Изначально в церкви рыцари давали присягу на верность своему королю, потом они присягали служить церкви. Служение церкви подразумевало собой быть справедливым и милосердным, не нарушать присягу своему королю и нести христианскую мораль язычникам.

Воспитание настоящего рыцаря

Будущих рыцарей начинали готовить с самого детства. Обучение начиналось с 7 лет и продолжалось до 21 года, когда молодого человека официально посвящали в рыцари. Сначала мальчиков учили держаться в седле, потом – владеть оружием. Броня детям не давалась, хотя известны случаи, когда богатые феодалы заказывали уменьшенный комплект брони, которая в точности копировала доспехи взрослых рыцарей.

Кроме этого, дети знатных землевладельцев обучались:

  • Плаванию (когда мальчик становился старше, он должен был уметь плавать в полном боевом снаряжении);
  • Борьбе без оружия;
  • Изящным манерам;
  • Стратегии и тактике;
  • Искусству захвата замков.

Вскоре мальчики становились пажами при дворе короля или могущественного сеньора. Несмотря на то, что пажи щеголяли в красивых костюмах, их тренировки становились с каждым годом сложнее и изнурительнее.

Подросшие пажи поступали в услужение рыцарям в качестве оруженосцев. Их задачей было сопровождение рыцаря во всех его боевых походах. Оруженосец должен был следить за костюмом и доспехами рыцаря, носить его щиты и оружие и следить, чтобы всё было в безупречном состоянии.

Только после этого молодые люди посвящались в рыцари и получали право носить родовой герб на поле своего щита.

Так как кроме войны только охота считалась занятием, достойным рыцаря, молодых людей обучали всем премудростям этого дела.

Кодекс чести средневековых рыцарей

Среди средневековых рыцарей была чрезвычайно развита солидарность. Один из ярчайших случаев проявления такой солидарности произошёл во времена войны между франками и сарацинами. Перед битвой один из лучших рыцарей Карла Великого вызвал на поединок сарацинского рыцаря. Когда французского рыцаря обманом взяли в плен, сарацин добровольно сдался врагу, чтобы его обменяли на пленённого обманом рыцаря.

Кодекс рыцарской чести известен нам по многочисленным письменным источникам. В основе кодекса рыцаря лежит:

  1. Верность своему господину;
  2. Культ Прекрасной Дамы;
  3. Служение идеалам церкви.

Служение церкви привело к созданию рыцарских орденов. Они появились во времена крестовых походов. Рыцари в таких орденах считались монахами-крестоносцами и носили рясы поверх доспехов. Кроме этого, их щит украшался эмблемой креста.

Доблести настоящих рыцарей

Каждый средневековый рыцарь должен был стремиться обладать следующими качествами:

  • Мужеством в бою (настоящий рыцарь, не дрогнув, мог вступить в схватку с целой армией);
  • Верностью (подразумевается верность своему господину);
  • Щедростью;
  • Умеренностью;
  • Утончённостью в общении.

Главные рыцарские заповеди заключались в следующем:

  • Всегда стоять на защите интересов церкви;
  • Помогать слабым и обездоленным;
  • Сражаться за свою страну и короля;
  • Держать своё слово;
  • Бороться со злом во всех его проявлениях.

Естественно, что достаточно небольшой процент рыцарского сословия обладал набором таких качеств, но многие стремились именно к этому идеалу.

Оружие и тактика средневековых рыцарей

Если меч, щит и копьё всегда являлись главным оружием и защитой рыцаря, доспехи постепенно эволюционировали на протяжении столетий. Начав с кольчуг и лёгких щитов в раннем средневековье, в 14 веке защита рыцаря представляла собой полную броню и тяжёлый щит.

С развитием доспехов эволюционировало и оружие рыцарей. Мечи стали применяться для колющих ударов, что сделало их более тяжёлыми. Копья тоже стали более массивными. Только боевые секиры практически не изменились, их мощи по-прежнему хватало как для прорубания кольчуги, так и для разрубания цельного доспеха.

В бою каждого рыцаря сопровождали оруженосцы, чья задача была помогать рыцарю во время битвы. Богатые феодалы часто брали в бой свой собственный отряд, из преданных себе людей.

Удар рыцарской конницы представлял собой железный клин, сминал неподготовленного врага в мгновение ока. К сожалению, для достаточного разбега рыцарская конница нуждалась в ровной площадке, поэтому рыцарские стычки происходили на равнинах.

В мирное время рыцари тренировались на турнирах, используя затупленное оружие.

Рыцарские замки

Так как средневековье было наполнено войнами и стычками, каждый рыцарь мечтал построить собственный замок. Постройка такой крепости требовала огромных денежных вложений. Зато готовая крепость становилась центром жизни всей местности. Именно здесь проходили ярмарки, сюда съезжались торговцы и ремесленники, которые постепенно застраивали окрестности своими домами и торговыми лавками. В случае опасности, рыцарь мог открыть ворота своего замка и приютить всех желающих за неприступными стенами.

Некоторые замки заслужили дурную славу, во времена «одичания» рыцарей, они становились настоящими разбойничьими гнёздами, откуда рыцарь-разбойник нападал на проезжающим мимо купцов.

Эпоха рыцарей закончилась вскоре после появления огнестрельного оружия. Пули с лёгкостью пробивали даже самую лучшую броню, поэтому носить тяжёлые доспехи стало нецелесообразно. Несмотря на это, рыцари навсегда остались в сердцах людей, символизируя честь и достоинство.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Увлекаюсь единоборствами с оружием, историческим фехтованием. Пишу про оружие и военную технику, потому что это мне интересно и хорошо знакомо. Часто узнаю много нового и хочу делиться этими фактами с людьми, неравнодушными к военной тематике.

December 20th, 2016

Образ средневековья часто ассоциируется с колоритной фигурой вооруженного рыцаря в доспехах. Рыцари - профессиональные воины - представляли собой корпорацию, членов которой объединяли способ жизни, морально-этические ценности, личные идеалы…

Рыцарская культура складывается в феодальной среде. Сам стан феодалов был неоднородным. Немногочисленную элиту феодального класса создавали самые большие землевладельцы - носители громких титулов. Эти самые благородные, с самой большой родословной рыцари стояли во главе своих дружин, иногда настоящих армий.

Рыцари ниже по рангу служили в этих дружинах со своими отрядами, появляясь по первому зову хозяина. На нижних уровнях рыцарской иерархии стояли безземельные рыцари, все имущество которых содержалось в военной выучке и оружии. Много кто из них путешествовал, примыкая к отрядам тех или иных командиров, становясь наемником, а нередко и просто промышлял разбоем

Военное дело было прерогативой феодалов, и они делали все, чтобы максимально не допустить участия в битвах "грубых мужиков". Часто запрещалось ношение оружия и верховая езда "базарным торговцам, крестьянам, ремесленникам и чиновникам". Бывали случаи, когда рыцари отказывались брать участие в битвах вместе с простолюдинами и вообще с пехотой.

Согласно с распространением в рыцарской среде представлений, настоящий рыцарь должен был происходить из знатного рода. Уважающий себя рыцарь ссылался для подтверждения своего благородного происхождения на ветвистое генеалогическое древо, имел фамильный герб и родовой девиз.

Принадлежность к стану передавалась по наследству, в редких случаях в рыцари посвящали за особенные военные подвиги. Суровость правил стала нарушаться с развитием городов - эти привилегии стали все чаще покупаться.

В разных странах существовали похожие системы воспитания рыцарей. Мальчика учили верховой езде, владению оружием - прежде всего мечем и пикой, а так же борьбе и плаванию. Он становился пажом, потом оруженосцем при рыцаре. Только после этого юноша удостаивался чести пройти через обряд посвящения в рыцари.

Посвящение в рыцари (1322-1326). Симоне Мартини.

Существовала и специальная литература, посвященная рыцарским "искусствам". Будущего рыцаря учили, кроме другого, и приемам охоты. Охота считалась вторым после войны занятием, достойным рыцаря.

У рыцарей вырабатывался особенный тип психологии. Идеальный рыцарь обязывался иметь множество достоинств. Он должен быть внешне красивым и привлекательным. Поэтому специальное внимание уделялось одежде, украшению, телосложению.

Доспехи и конская сбруя, особенно парадные, были настоящими произведениями искусства. От рыцаря требовалась физическая сила, иначе он просто не смог бы носить доспехи, который весил до 60-80 кг. Доспехи начинаю терять свою роль только с изобретением огнестрельного оружия.

От рыцаря ожидалось, что он будет постоянно заботиться о своей славе. Свою доблесть нужно было все время подтверждать, и много рыцарей находились в постоянном поиске новых возможностей для этого.

"Если здесь война, я здесь остаюсь ", - говорил рыцарь в одной из баллад поэтессы Марии Французской. Ничего необычного не было в том, чтобы померяться силой с незнакомым соперником, если тот хоть чем-нибудь вызвал недовольство. Организовывались специальные рыцарские турниры. В 11-13 ст. выработались правила рыцарских дуэлей.


Так, их участники должны были пользоваться одинаковым оружием. Чаще всего сначала соперники мчались один на другого с копьем наперевес. Если копья ломались, брались за мечи, потом за булаву. Турнирное оружие было тупым, и рыцари старались только выбить соперника из седла.

При проведении турнира после множества индивидуальных поединков, которые могли продолжаться несколько дней, устраивали главное состязание - имитацию битвы двух отрядов.

Рыцарские поединки стали составляющей частью битв в бесконечных феодальных войнах. Такой поединок происходил перед боем, единоборство завершалось смертью одного из рыцарей. Если поединок не проводился, то считалось, что бой начат "не по правилам". Среди рыцарей была развита становая солидарность. История знает немало примеров истинно рыцарского поведения.

Во время войны между франками и сарацинами один из лучших рыцарей Карла Великого по имени Ожье вызвал на бой рыцаря сарацин. Когда же Ожье хитростью взяли в плен, его противник, не одобряя таких приемов, сам сдался франкам, чтобы те могли поменять его на Ожье.

Во время одной из битв в ходе крестовых походов Ричард Львиное Сердце оказался без коня. Его соперник Сайф-ад-Дин послал ему двух боевых коней. В том же году Ричард посвятил своего соперника в рыцари.

Высшим проявлением рыцарской любви к войне, агрессивного желания феодалов к захвату новых земель, поддержанным католической церковью, стали крестовые походы на Восток под флагом защиты христиан и христианских святынь от мусульман.

В 1096 году произошел первый из них, а в 1270 - последний. Во время их проведения возникают особенные военно-религиозные организации - рыцарские ордены. В 1113 году был основан орден иоаннитов, или госпитальеров. В Иерусалиме, вблизи храма находился центр ордена тамплиеров, или храмовников. Управлял орденом великий магистр, покорявшийся лично Папе римскому.

Вступая в орден, рыцари давали клятвы послушания и смирения. Они носили монашеские плащи поверх рыцарских лат. В агрессии против славянских народов главную роль сыграл Тевтонский орден.

Рыцарский кодекс нашел отображение в рыцарской литературе. Её вершиной считается светская лирическая поэзия трубадуров на народном языке, возникшем на юге Франции. Они создают культ Прекрасной Дамы, служа которой, рыцарь должен придерживаться правил "куртуазии".

"Куртуазия", кроме военной доблести, требовала умения вести себя в светском обществе, поддерживать разговор, петь. Был разработан особенный ритуал женихания к девушкам. Даже в любовной лирике, в описании чувств рыцаря к госпоже чаще всего используется характерная становая терминология: присяга, служение, дар, сеньор, вассал.

Во всей Европе развивается и жанр рыцарского романа. Для его сюжета были обязательными идеальная "рыцарская" любовь, военные подвиги во имя личной славы, опасные приключения. Романы широко отображали быт и черты своего времени. В то же время в них уже заметен интерес к отдельной людской личности.

Наиболее популярные сюжеты - о рыцарях "Круглого стола", о легендарном короле бриттов Артуре, рыцаре Ланселоте, Тристане и Изольде. Много в чем благодаря литературе в нашем сознании до сих пор живет романтический образ благородного средневекового рыцаря.

Рыцарство как военное и землевладельческое сословие возникло у франков в связи с переходом в VIII веке от народного пешего войска к конному войску вассалов. Подвергшись воздействию церкви и поэзии, оно выработало нравственный и эстетический идеал воина, а в эпоху Крестовых походов, под влиянием возникших тогда духовно-рыцарских орденов, замкнулось в наследственную аристократию.

Усиление государственной власти, перевес пехоты над конницей, изобретение огнестрельного оружия и создание постоянного войска к концу средних веков превратили феодальное рыцарство в политическое сословие нетитулованной знати.

Лишение Рыцарского Достоинства

Помимо церемонии посвящения в рыцари, существовала также и процедура лишения рыцарского достоинства, обычно (но не обязательно) завершавшаяся передачей бывшего рыцаря в руки палача.

Церемония происходила на эшафоте, на котором был повешен обратной стороной щит рыцаря (обязательно с изображённым на нём личным гербом), и сопровождалась пением заупокойных молитв хором из дюжины священников.

В ходе церемонии с рыцаря в полном облачении после каждого спетого псалма снимали какую-либо часть рыцарского облачения (снимали не только доспехи, но и например шпоры, являвшиеся атрибутом рыцарского достоинства).

После полного разоблачения и ещё одного заупокойного псалма разбивали на три части личный герб рыцаря (вместе с щитом, на котором он изображён). После чего пели 109-й псалом царя Давида, состоящий из набора проклятий, под последние слова которого герольд (а иногда лично сам король выливал на бывшего рыцаря холодную воду, символизируя очищение. Затем бывшего рыцаря спускали с эшафота при помощи виселицы, петля которой была пропущена под подмышками.

Бывшего рыцаря под улюлюканье толпы вели в церковь, где по нему проводили настоящую заупокойную службу, по окончании которой его передавали в руки палача, если ему не было уготовано по приговору иное наказание, не требующее услуг палача (если же рыцарю относительно «повезло», то всё могло ограничиться лишением рыцарского достоинства).

После исполнения приговора (например, казни), герольды во всеуслышанье объявляли детей (или иных наследников) «подлыми (дословно виланами фр. vilain/англ. villain), лишёнными чинов, не имеющими права носить оружие и появляться и участвовать в играх и турнирах, при дворе и на королевских собраниях, под страхом быть раздетыми донага и высеченными розгами, подобно вилланам и рождённым от неблагородного отца».

Особенно страшным подобное наказание было для германских министреалисов, так как они даже будучи рыцарями (с приставкой фон) формально считались «крепостными», и лишение рыцарского достоинства превращало их потомков в настоящих крепостных.

Рыцарские доблести:

мужество (pronesse)
верность (loyaut)
щедрость (largesse)
благоразумие (le sens, в смысле умеренности)
утончённая общительность, куртуазность (courtoisie)
чувство чести (honneur)
вольность (franchisse)

Рыцарские заповеди — быть верующим христианином, охранять церковь и Евангелие, защищать слабых, любить родину, быть мужественным в битве, повиноваться и быть верным сеньору, говорить правду и держать своё слово, блюсти чистоту нравов, быть щедрым, бороться против зла и защищать добро и т. п.

Позднее романы «Круглого Стола», труверы и миннезингеры поэтизируют утончённое придворное рыцарство XIII в. Среди всадников-министериалов и оруженосцев, заслуживающих рыцарские шпоры при дворах сюзеренов, мог возникнуть и культ дам.

Долг повиновения и уважения по отношению к жене сеньора, как существу более высокому, превратился в поклонение идеалу женщины и служение даме сердца, в основном замужней женщине, стоящей по общественному положению выше поклонника.

Столетняя война между Францией и Англией в XIV в. внесла идею «национальной чести» в среду рыцарей обеих враждебных стран.

Сочинение про рыцарей 6 класс может использовать при подготовке к уроку.

Кто такие рыцари? Кратко

Эпоха рыцарей приходится на 500 – 1500 годы, то есть на Средние века. Она ознаменовалась многочисленными войнами, болезнями и эпидемиями. Раньше в военных действиях брали участие солдаты-пехотинцы. Но с момента изобретения стремени и усовершенствовании седла, они стали воевать верхом на коне, используя в качестве оружия тяжелое копье. Тогда всадником или верховых воинов стали именовать рыцарями.

Рыцаря сложно представить без его верного коня. На нем он не только воевал, но и охотился, участвовал в турнирах. Такие кони стоили немалых денег: для военного дела отбирали животные только специальные породы с крепким сложением и выносливостью. Данные качества закреплялись постоянными тренировками.

Как правило, рыцари были состоятельными людьми и жили в замках со рвами и обнесенными толстыми стенами. Те, кто был беднее, обитали в каменных домах со рвами, заполненными водой.

Как можно было стать рыцарем?

Сословие рыцарей сформировалось из детей знати: в возрасте 7 лет сыновей готовили к службе пажа. Мальчиков обучали плаванию, верховой езде, кулачному бою и привычке носить тяжелые боевые доспехи. Когда им исполнялось 12-14 лет, то они становились оруженосцами и покидали семью, что служить и жить в замке рыцаря. Здесь он учился обращаться с мечом и копьем. В 21 год молодых людей торжественно принимали в рыцари.

Достоинства рыцаря

Ценность рыцаря – это его достоинство и честь. Поэтому он соблюдал определенные правила. Также рыцарь обязан быть щедрым. Они владели богатствами, которые получали с поборов крестьян, военных походов и грабежей соседних феодальных земель. Поэтому они раздавали свои богатства нуждающимся, «спонсировали» талантливых и изобретательных личностей. Расточительность для рыцаря того времени было привычным и престижным явлением. Считалось, что таким образом он искореняет в себе греховные пороки скупости, жадности, корысти и гордыни.

Также рыцари были проповедниками морали и христианской религии среди мусульман. Свою воинскую доблесть они демонстрировали не только во время походов, но и на рыцарских турнирах. На них он мог проявить еще одно свое достоинство – великодушие, пощадив побежденного соперника.

Как вооружались рыцари?

Вооружение рыцарей становили доспехи и различное оружие. Облачение весило до 25 кг, поэтому у господина всегда был свой оруженосец, который помогал одеваться, раздеваться и подавал оружие. Часто боевые кони также были облачены в тяжелые панцири.

Под доспехами рыцарь носил кольчугу, состоящую из 1000 колец. На нее крепились металлические штаны, перчатки, подбородник, нагрудник и детали, защищавшие лицо. Образ воина завершал шлем и обув со шпорами.

  • Рыцари были маленькими людьми – их рост не превышал 160 см.
  • Под шлемом рыцаря, в складках его одежды копошились блохи и вши. Они мылись не больше 3 раз в год.
  • Одевание и снятие доспехов занимало ни много, ни мало – 3 часа. Поэтому в военных походах они часто справляли нужду под себя.
  • Долгое время рыцари считались самыми сильными воинами на поле. Победит их не мог никто. Секрет крылся в эффективном метательном средстве, моментально поражавшее сердце врага – арбалете.
  • В 1560 году рыцарство перестало существовать как сословие населения.
  • В качестве оружия были копье и меч. Кроме того, рыцари владели луком.

Надеемся, что сообщение о рыцарях помогло Вам узнать много полезной информации. А дополнить рассказ о рыцарях Вы можете через форму комментариев ниже.

Каково оно - понятие "рыцари"? Кто такие эти люди? Это воины высшего класса! Так их именовали в Конное рыцарство - это своего рода аристократия на поле боя. Более того, это своеобразная военная каста. Подробнее об этом - в нашей статье.

Как появились первые рыцари?

Кто такие эти воины, и как они появились в истории человечества? Ответы на эти вопросы уходят своими корнями в средневековую Англию. Именно там в 971 году появился титул. С тех пор было много сказано и написано об этих всадниках, определение которым - "рыцари".

Кто такие рыцари Средневековья?

Любопытно, что для одних людей рыцари являлись самыми обычными алчными грабителями, конокрадами, насильниками и притеснителями простого смертного народа, а для других они были самым настоящим воплощением благородства, доблести и, конечно же, галантности по отношению к дамам.

Сегодня принято считать, что рыцарь - это доблестный воин в сияющих доспехах, мужественный солдат. Но чего уж греха таить, среди действительно были самые разные люди - и последние негодяи, и отпетые разбойники, и знаменитые поэты, и религиозные фанатики. И все они - рыцари!

Кто такие рыцари с точки зрения жизненного уклада?

Не удивительно, что жизнь этих воинов целиком и полностью была связана с военными походами и сражениями. Каждый из них был не кто иной, как настоящий герой. Рыцарь считался одной из самых значимых фигур в Такое высокое объясняется тем, что в руках верховных правителей (королей, духовенства) было сосредоточено не так много власти, как им этого хотелось. Ведь тогда эта самая власть принадлежала тем, кто сражался лучше других! Кроме того, значительными привилегиями наделялись те, кто имел лошадей, тяжелое вооружение и прочую необходимую амуницию, и, самое главное, умел этим грамотно воспользоваться!

Согласно культурной традиции, рыцарь в доспехах (или шевалье, рейтар и витязь) - это "всадник". Именно так переводится это слово на любой язык мира. Всадник, который был закован в стальные латы, профессионально владел копьем и мечом. Другими словами, это самый настоящий бесстрашный воин, давший начало такой самостоятельной культуре, как рыцарство!

Современное "рыцарство" - это воинская доблесть и отвага Средневековья!

Рыцарство, как культурная традиция той эпохи, оставило после себя весьма глубокий след в человеческой памяти. Оно стало синонимом воинской отваги и доблести. Ведь не случайно сегодня мы, говоря о возвышенном и джентльменском отношении к противоположному полу, соотносим это именно с эпохой рыцарства! Именно поэтому сегодня самый отважный смельчак, готовый вступиться за слабого, защитить честь женщины или бороться за правду, воспринимается общественным сознанием как самый настоящий рыцарь!

Для статистики

Приведем некоторые цифры. Рыцарей как боевой единицы было не так уж и много. К примеру, в конце 13-го века в Англии существовало примерно 3 тысячи этих отважных воинов. При этом в боях обычно принимали участие от нескольких десятков до нескольких сотен воинов в доспехах. И только в самых масштабных и крупных сражениях рыцари исчислялись тысячами.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!