Кто сделал шапку мономаха. Происхождение шапки мономаха

Символ-корона самодержавия в России. Представляет собой золотой филигранный остроконечный головной убор, предположительно восточной работы конца XIII - начала XIV века с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями: жемчугом, рубинами, изумрудами и крестом.

«Шапка Мономаха» относится к числу самых древних регалий, хранящихся в Московского Кремля. Начиная с , во всех духовных грамотах московских князей упоминается «шапка золотая».

Легенда и история

Шапка представляет собой среднеазиатский головной убор. Не исключено, что эта наследственная регалия московских государей - дар Узбек-хана Юрию Даниловичу или Ивану Калите, которым он покровительствовал. Среди историков распространено мнение, что шапка Мономаха является реликвией московско-ордынского союза, который стал залогом политического взлёта Москвы в начале XIV века. Н. С. Борисов, например, пишет:

«Тех, кто верно служил хану, он награждал одеждой и обувью. Среди историков существует мнение, что знаменитая шапка Мономаха - это не что иное, как золотая тюбетейка, которой хан Узбек наградил за преданность Ивана Калиту».

В связи с переориентацией Московского княжества с Золотой Орды на Византию происходит и переосмысление значения шапки в русле концепции «Москва - Третий Рим». В «Сказании о князьях Владимирских» (около 1518 года) формулируется официальная версия её происхождения: этот дар византийского императора Константина IX Мономаха своему внуку, киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху, должен был символизировать преемственность власти русских правителей от византийских императоров. В действительности такое происхождение убора крайне сомнительно - как потому, что Константин умер в 1055, когда Владимиру было всего 2 года и вероятность того, что он получит Киев, была довольно скромной, так и с искусствоведческой точки зрения.

Stan Shebs , CC BY-SA 3.0

Впервые наименование «шапка Мономаха» появляется в русских источниках в Летописной редакции чина поставления Дмитрия, внука Ивана III, на великое княжение, составленной в 1518 г. Шапка фигурирует в легенде, согласно которой византийские императоры, прежде чем передать её и прочие регалии на Русь, сами отправили за ней экспедицию в Вавилон, где нашли её в числе прочих сокровищ, оставшихся от царя Навуходоносора вблизи гробницы Трёх отроков (см. Три отрока в пещи огненной).

Особый статус венца диктовал его использование - до конца XVII века при поставлении на престол всех русских государей. Царь надевал шапку Мономаха только в день венчания на царство, в дальнейшем он пользовался личным головным убором - «венцом». Этот венец входил в состав Большого наряда.

Последним русским царём, венчанным на царство шапкой Мономаха, был Иван V, соправителем которого был его брат Пётр I, в 1682 году. Сам Пётр I, коронованный вместе с братом как младший соправитель, был венчан на царство специально изготовленной «шапкой второго наряда», воспроизводившей форму и убранство исторической шапки Мономаха, однако с упрощениями и не на столь высоком художественном уровне. Шапка второго наряда также хранится в Оружейной палате.

Описание

Вес шапки Мономаха - 993,66 грамма. В хранящейся в архиве Оружейной палаты подробной описи царской казны 1696 года описание шапки Мономаховой приведено следующее:

«Шапка царская золота, сканая. Мономахова, на ней крест золотой гладкий, на нём по концам и в исподи четыре зерна гурмицких, да в ней каменья, в золотых гнёздах: над яблоком, яхонт жёлтый, яхонт лазоревый, лал, промеж ними три зерна гурмыцких; да на ней четыре изумруда, два лала, две коры яхонтовых, в золотых гнёздах, двадцать пять зёрен гурмицких, на золотых спнях; около соболей: подложена атласом червчатым: влагалище деревянное, оклеено бархателью травчатою, закладки и крючки серебряны».

Инвентарь использованных драгоценностей

Дощечки шапки из золота. Внутри шапки согласно описи 1884 года винты медные. А по описи 1696 года закладки и крючки внутренности шапки были из серебра. Драгоценные камни:

  • Сапфир синий («яхонт лазоревый») - один камень на яблоке.
  • Сапфир жёлтый («яхонт жёлтый») - один камень на яблоке.
  • Шпинель красная («лал») - один камень на яблоке и два камня на дощечках, всего - 3 камня.
  • Рубин («яхонт червчатый») - два камня на дощечках.
  • Изумруд - четыре камня на дощечках.
  • Жемчуг («бурмитское зерно», «гурмицкое зерно»). На золотом кресте и в его основании - четыре жемчужины; на яблоке - три жемчужины и на семи дощечках по три жемчужины, расположенные треугольником вершиной вверх, на восьмой, передней - четыре жемчужины, расположенные ромбом; всего - 32 жемчужины.

Итого на шапке расположено шесть видов камней общим числом 43 штуки.

План
Введение
1 Легенда и история
2 Дополнительные факты

Список литературы

Введение

Шапка Мономаха - золотой филигранный остроконечный головной убор, предположительно восточной работы конца XIII - начала XIV века с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями: жемчугом, рубинами, изумрудами и крестом. Регалия русских великих князей и царей. Символ-корона самодержавия в России. «Шапка Мономаха» относится к числу самых древних регалий, хранящихся в Оружейной палате Московского Кремля. Начиная с Ивана Калиты, во всех духовных грамотах московских князей упоминается «шапка золотая». Возможно, что именно она впервые в 1572 году в завещании Ивана Грозного была названа «шапкой Мономаха ».

1. Легенда и история

Шапка представляет собой среднеазиатский головной убор. Не исключено, что эта наследственная регалия московских государей - дар хана Узбека Юрию Даниловичу или Ивану Калите, которым он покровительствовал. Шапка могла быть изготовлена по их заказу восточными мастерами.

В связи с переориентацией московской государственности с Орды на Византию при Иване III происходит и переосмысление значения шапки в русле концепции «Москва - Третий Рим». Около 1518 года («Сказание о князьях Владимирских») формулируется официальная версия её происхождения: этот дар византийского императора Константина IX Мономаха своему внуку, киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху, должен был символизировать преемственность власти русских правителей от византийских императоров.

В действительности такое происхождение убора крайне сомнительно - как потому, что Константин умер в 1055, когда Владимиру было всего 2 года и вероятность того, что он получит Киев, была довольно скромной, так и с искусствоведческой точки зрения.

Особый статус венца диктовал его использование - до конца XVII века при поставлении на престол всех русских государей. Царь надевал шапку Мономаха только в день венчания на царство, в дальнейшем он пользовался личным головным убором - «венцом». Последним русским царём, венчанным на царство шапкой Мономаха, был Иван V, соправителем которого был его брат Пётр I, в 1682 году. Сам Пётр I, коронованный вместе с братом как младший соправитель, был венчан на царство специально изготовленной «шапкой второго наряда», воспроизводившей форму и убранство исторической шапки Мономаха, однако с упрощениями и не на столь высоком художественном уровне. Шапка второго наряда также хранится в Оружейной палате.

Шапка фигурирует в легенде, согласно которой византийские императоры, прежде чем передать ее и прочие регалии на Русь, сами отправили за ней экспедицию в Вавилон, где нашли её в числе прочих сокровищ, оставшихся от царя Навуходоносора вблизи гробницы Трёх отроков (см. Три отрока в пещи огненной).

2. Дополнительные факты

· Шапка Мономаха входила в состав Большого наряда.

· Вес шапки Мономаха - 698 граммов.

· В пещере Эмине-Баир-Хосар (нижнее плато Чатыр-Дага, Крым) находится сталагмит, названный «Шапка Мономаха».

· В Феодоровском соборе Санкт-Петербурга, построенном в честь 300-летия царствования Романовых было паникадило в виде шапки Мономаха.

· В 2002 году к 50-летию Владимира Путина группой российских ювелиров была создана точная копия шапки Мономаха, оцененная в 50 тысяч долларов США

Список литературы:

1. Б. А. Успенский. «Царь и император: Помазание на царство и семантика монарших титулов». Москва, «Языки русской культуры», 2000. Стр. 77.

Вопреки легендам и мифам, шапка Мономаха – один из символов российского самодержавия – вряд ли имела хоть какое-то отношение к Владимиру Всеволодовичу Мономаху, бывшему великим князем киевским в период с 1113 по 1125 год.



_

Как следует из «Сказания о князьях Владимирских», написанного примерно в 1518 году, этот головной убор был преподнесён императором Византии Константином IX Мономахом князю Владимиру Мономаху, который приходился ему родным внуком.

Однако эта версия крайне сомнительна. Император Константин IX умер в 1055 году, когда Владимиру было всего два года. Кроме того, форма и характер шитья, украшений – всё это не вяжется с происхождением головного убора из Византии. Она в точности соответствует борику, который и ныне является национальным головным убором в Казахстане, имеет популярность в ряде других регионов, населённых народами тюркской языковой группы.

Одной из самых правдоподобных версий реального происхождения шапки Мономаха является предположение о том, что это подарок Узбек-хана Юрию Даниловичу, великому князю Московскому, или Ивану Калите. Таким образом хан Улуса Джучи мог наградить кого-то из московских князей за верность, после чего началось увеличение значимости Московского княжества, которое произошло в начале XIV века.

История же с подарком Византийского императора была придумана в силу появления ориентации на Византию и возникновения концепции наследования Москвой традиций Второго Рима, провозглашения её Третьим Римом.

Только для венчания на царство

Получила статус венца и соответствующим образом использовалась. Цари надевали шапку только в момент назначения на царствование. Так было вплоть до венчания на царство Ивана V, который некоторое время был соправителем Петра I. Пётр же венчан на царствие в специально изготовленной шапке Второго наряда, а шапка Мономаха была частью Большого наряда. Первым же царём, который был венчан на правление в этой шапке, был Иван IV.

Что собой представляет шапка Мономаха?

Весит этот головной убор около килограмма, украшен сапфирами, шпинелью, рубинами, изумрудами и жемчугом. Всего 43 камня. Шапка обшита золотыми дощечками, отделана соболиной опушкой, а в верхней части увенчана золотым гладким крестом. В настоящее время она хранится в Оружейной палате, музее , и является самой древней регалией.

Страсти по Византии

Вне зависимости от версий разных историков, мы имеем основания считать Владимира Мономаха первым русским правителем, при котором начинала формироваться ориентация на Византию. На сохранившихся печатях этого князя уже в те времена был титул «архонт всея земли Русской», традиционный для Греции и Византии. К тому же было бы странно, если бы князь из рода Рюриковичей чисто случайно получил бы прозвище Мономах, по прозванию рода матери. Была ли она дочерью императора Византии, неизвестно, но невозможно отрицать, что являлась его родственницей. Семья же Константина IX была довольно малочисленной, вряд ли он отправил на Русь с посольством какую-то дальнюю родственницу. Имя матери князя Владимира неизвестно, но её появление совпадает со временем правления Константина IX Мономаха.

Владимир II Мономах был правителем активным, с самых юных лет приобщён к военным походам. Участвовал в столкновениях с половцами, походе в Польшу, где помогал полякам в борьбе с чехами. В 1078 году его отец Всеволод Ярославич становится великим киевским князем, а Владимир занимает Чернигов, который успешно обороняет. В ходе этого периода были ещё и походы против взбунтовавшихся вятичей, тоже победоносные.

В 1093 году отец умер, но Владимир не стал занимать киевский престол, опасаясь семейного конфликта и междоусобицы. Великим князем киевским он становится только после смерти двоюродного брата Святополка Изяславича, у которого великое княжение не оспаривал. Да и то не сразу, а после долгих уговоров и даже угроз со стороны киевского боярства. Угрожали же они Владимиру тем, что народный бунт, который происходил в тот период, станет ещё более яростным, если Владимир не займёт престол и не найдёт способ успокоить холопов. Несколько предшествующих великому княжению лет прошли в постоянных стычках с половцами – русские дружины то одерживали победу, то терпели поражение.

Став великим князем, Владимир II Мономах немного улучшил положение простых людей законодательным образом. Начались годы последнего в истории усиления Киевской Руси. Впрочем, подконтрольными ему были не более 3/4 её территории.

Поход на Византию

Последние годы жизни возможного потомка императора Византии были связаны с войной со Вторым Римом. На Руси появился некто Лжедиоген II. Из политических соображений Владимир сделал вид, что признал его, выдал за него свою дочь и начал поход на Дунай. Русь собрала достаточно большие силы и получила поддержку половцев, с которыми к тому моменту активных боевых действий не велось. Дружину возглавил Лжедиоген. Поначалу она захватывала один город на Дунае за другим, но потом наёмные убийцы, отправленные императором Алексеем I, смогли самозванца убить. Владимир Мономах войну не прекратил и теперь уже действовал в интересах Василия, сына Лжедиогена, своего внука. Война была долгой, к местам сражений отправлялись всё новые и новые дружины. Кончилась же она уже при императоре Иоанне II. Был заключён мир, а внучка Мономаха была выдана за сына византийского императора. С этого момента Русь более никогда не воевала с Византией.

Умер Владимир Мономах 19 мая 1125 в Киеве, в возрасте 71 года, и был захоронен в Софийском соборе. Тяжела или легка шапка Мономаха , князь вряд ли знал, но проявил себя одним из наиболее сильных лидеров на Руси.

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово


В этнографическом парке-музее «ЭТНОМИР» открывается новый сезон путешествий для групп школьников. Можно пройти дорогами Великого шёлкового пути, через Центральную Азию, горный Непал, легендарную Индию, увидеть Китай, Корею и Японию. Окунуться в мир славянского календаря. Познакомиться с жилищами народов мира, узнать, из каких материалов можно построить жилище, какие по форме и величине бывают дома, как учитываются природно-климатические условия и образ жизни человека.

Состоит из экскурсии и мастер-класса по рукоделию.

В ходе экскурсии, которая пройдёт в русской избе этнодвора «Музей русской печи», в украинской хате-мазанке и на белорусском хуторе, ребята узнают, как раньше жила семья из 10-12 человек в одной избе площадью 20 кв. м. Как сохраняли лад в семье, где спали, как ели; кто такие «большак» и «большуха» и кто же в семье главнее? Школьники увидят предметы быта наших предков, о которых раньше читали только в русских сказках, а некоторыми предметами смогут воспользоваться: достать чугунок из печи, подправить дрова в топке кочергой, попробовать выгладить ткань рубелем. Под рассказы мастера ребята создадут небольшой сувенир – хатку, украсят её и покроют соломенной крышей.

Шапка Мономаха – это основная регалия или символ русских царей. Что она собой представляет? Если говорить об этом кратко, то она, по сути, является обычным головным убором с остроконечной вершиной.

Разумеется, «обычной» ее можно назвать очень условно, так как она украшена всевозможными драгоценными камнями, жемчугом, рубинами и изумрудами. На самом верху установлен крест, как знак божественного избрания.

Ни для кого не секрет, что на Руси со времен Владимира Крестителя всех правителей называли помазанниками Божиими. Собственно по этой причине на шапке Мономаха и изображен крест.

Шапка Мономаха История

История происхождения шапки Мономаха не имеет однозначной трактовки. Существует несколько мнений историков о том, как возникла эта регалия при российских великих князьях. Мы рассмотрим лишь два основных варианта, так как остальные вообще не выдерживают никакой критики.

Версия первая

Основываясь на различных источниках первая версия свидетельствует о том, что рассматриваемая царская принадлежность является даром Узбек-хана великому князю Юрию Даниловичу или Ивану Калите (два родных брата).

Якобы в качестве московско-ордынского союза она была подарена одному из выше названных князей.

Версия вторая (официальная)

Эта версия считается официальной и в корне отличается от предыдущей. Она возникает буквально сразу после того, как Московское княжество полностью переориентируется с Золотой Орды на Византию.

История происхождения шапки Мономаха выглядит следующим образом. Византийский император Константин IX Мономах преподносит головной убор в качестве дара киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху.

Интересен факт, что сам Владимир Мономах по матери приходился внуком императору Византии, то есть Константину.

Для чего же он сделал такой подарок? Дело в том, что это было символом преемственности власти русских правителей от императоров великой Византии.

Несмотря на красоту данной версии и ее официальный статус, она имеет крайне сомнительную историческую подлинность. Ведь на момент смерти Константина (1055 год) Владимиру было всего лишь 2 года.

Сообщение о шапке Мономаха

Впервые шапка Мономаха упоминается в Летописи, повествующей о поставлении Дмитрия (внука Ивана III) на великое княжение в 1518 г. Согласно легенде византийские императоры послали в Вавилон целую экспедицию. Именно тогда шапка Мономаха была обнаружена среди прочих сокровищ, оставшихся от древнего царя Навуходоносора.

Интересен факт, что великие князья надевали драгоценный головной убор только в тот день, когда происходило торжественное восхождение на престол.

После праздника и соблюдения всех уставов, реликвия пряталась в определенное место, где хранилась со всеми остальными сокровищами правителя. Царь же в дальнейшем пользовался специальным «ежедневным» венцом.

Последний раз шапка Мономаха была использована при восхождении на престол Ивана V. Это случилось в 1682 году. Тогда произошла весьма примечательная история, и обойти стороной этот интересный факт мы не можем.

Дело в том, что Иван V, сын царя Алексея, был законным наследником, однако при этом обладал крайне слабым здоровьем. По некоторым данным он имел слаборазвитую психику, и править страной, разумеется, не мог.

Именно по этой причине вместе с пятнадцатилетним Иваном V был коронован и его младший брат – десятилетний Пётр I, который впоследствии войдет в историю как один из величайших императоров России.

Но как быть в этом случае, ведь шапка Мономаха одна, а венчать на царство нужно двоих? Несмотря на необычайность ситуации, придворная знать не растерялась и приказала изготовить «шапку второго наряда». Она полностью повторяла форму и украшения настоящей регалии, хотя конечно была гораздо менее художественна.

На сегодняшний день шапка Мономаха хранится в Оружейной палате России вместе со своей копией, изготовленной для Петра I. Надо сказать, что официальной цены этому уникальному историческому наследию не дано. Поэтому уверенно можно сказать, что она бесценна.

Тяжела ты шапка Мономаха

А теперь вернемся к той фразе, которую мы упомянули в начале статьи: «Тяжела ты шапка Мономаха». Если привести данные о том, сколько весит этот царский головной убор, то вы подумаете, что поняли суть данной поговорки. Ведь полный вес реликвии составляет целых 993,66 грамма, то есть почти килограмм.

На самом деле значение этого фразеологизма, как правило, используется в переносном смысле. Тяжесть шапки Мономаха обозначает то, что человек, облеченный властью, несет на себе тяжелое бремя ответственности за тех, кто ему подчинен.

В более узком смысле эту фразу можно применить к любому начальнику. Когда люди видят, как характер человека меняется в худшую сторону после того, как его повысили на должности, тогда они со вздохом произносят фразеологизм: «Ох, тяжела ты шапка Мономаха». Значение фразы мы вам рассказали.


В своих завещаниях князь Иван Данилович – Иван Калита (внук прославленного Александра Невского) подробно перечислял всякие мелочи: ткани, одежды, всё до последнего камешка. В истории его знают не только как рачительного хозяина, но, главное, как дальновидного и умного политика. Действовал он всегда обдуманно и расчётливо, собирал вокруг Москвы земли русские, чтобы Русь крепла, а не дробилась на мелкие княжества. Много раз ему приходилось ездить в Золотую Орду. И каждый раз князь задумывался – вернётся ли обратно? Вот почему ему часто приходилось составлять завещания, или как тогда называли «духовную грамоту», где и переписывались все его сбережения и сокровища. Вот один из списков, оставленных великим князем:


Золотых цепей – 12
Ценных поясов – 9
Золотых чаш – 6
Золотых чар – 2
Золотое блюдо с жемчугом и камнями – 1
Золотых сосудов – 4
Золотая коробочка – 1
Золотая шапка – 1


Именно эти завещания явились первым упоминанием о шапке – «золотой шапке», как предполагают историки, которая передавалась впоследствии от одного великого князя к последующему, от одного царя всея Руси к другому.
Современные исследователи доказали, что шапка восточного происхождения, и кроме этого, она в течение своей долгой жизни претерпевала изменения.



Но почему она так называется – шапка Мономаха?
Около 1518 года формулируется версия о её происхождении: шапка Мономаха – это дар византийского императора Константина IX Мономаха своему внуку, киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху. Для чего нужна была эта легенда? В 1453 году Византия пала, пала существовавшая одиннадцать веков некогда блистательная, а теперь прогнившая Византийская империя. Пал второй Рим вслед за первым? А где же третий? Третий Рим – это Москва! Великий князь Иван III провозгласил себя впервые великим князем всея Руси, или Государём всея Руси. Он стал первым самодержавным правителем могущественной державы. А шапка Мономаха стала как бы символом преемственности власти от византийских императоров.

Шапка Мономаха - женская шапка.
И снова вернёмся в древнюю Русь? Шапка Мономаха не могла принадлежать Владимиру Мономаху, так как Константин Мономах умер, когда Владимир и на коня ещё не умел садиться – ему было не более двух лет. А о том, что он станет великим князем Киевской Руси, и не было даже речи. Исследователи доказали, что начало происхождения шапки – XIII - XIV век. Много версий – кому принадлежала эта шапка. Одна из самых вероятных версий, как предполагают историки, та, что шапка эта могла быть даром хана Узбека князю Юрию Даниловичу или его брату Ивану Калите. Шапка могла появиться вместе с появлением на Руси сестры хана Узбека, ставшей женой князя московского Юрия Даниловича. Тем более что некоторые исследователи склоняются к тому, что шапка Мономаха изначально была женская шапка. Подтверждением тому являются археологические находки и клады, в которых женские головные уборы очень близки по-своему декору с шапкой Мономаха. Кроме этого орнаментальные украшения шапки являются присущими искусству Золотой Орды.


Шапка Мономаха украшена рубинами, изумрудами и жемчугом, крепление которого аналогично креплению находкам из Симферопольского клада. В стержень навершия женских шапок тюрского происхождения вставлялись перья филина или павлина, а в шапку Мономаха был вставлен крест. Шапка Мономаха декорирована по определённому принципу: восемь пластин – четыре из них с мотивом лотоса. Мотив лотоса имеет большое значение, так как несёт в себе и символическую функцию. Этот мотив характерен для Крыма и волжских Булгар золотоордынского времени.


В описаниях восточных и европейских путешественников, а также послов, побывавших в Золотой Орде, сообщается, что знатные татарские женщины имели головной убор в виде шлема, который был украшен самоцветами, на верхушке был золотой кружок, украшенный перьями павлина, что соответствует головным уборам тюрских народов, входивших в состав Золотой Орды.
Шапка Мономаха изначально имела несколько иной вид: не было опушки из меха, но были так называемые золотые цепочки – подвески, которые соответствуют женскому головному убору. Посол германского императора Максимилиана I к великому князю Василию III барон Сигизмунд Герберштейн описывает шапку Мономаха, нарядно убранную жемчугом и золотыми бляшками, которые колыхались, извиваясь змейками (речь вероятнее всего идёт о подвесках). А вот такая немаловажная часть шапки, как крест, даже и не упоминается, не упоминается и опушка из собольего меха, что говорит о том, что их раннее не было. И крест и опушка появились несколько позже.


Красота шапки обязана не только обилию драгоценных камней, её поверхность покрыта кружевом сканого узора, она украшена финифтью.
Тщательные исследования скани позволяют назвать шапку памятником золотоордынского искусства, тем более что учёные, знатоки искусства подтверждают, что технология кружевной скани – школа мастеров золотоордынской филиграни Крыма и Поволжья начала XIV века. Однако подобные ей были уже известны в Поволжье в домонгольский период, в X - XII веках. Это подтверждают археологические находки того периода.
Символ самодержавия России – шапка Мономаха использовалась только при венчании на царство. Впервые венчался на царство шапкой Мономаха в 1498 году внук Ивана III - Дмитрий, которому, как известно в истории не суждено было стать государём всея Руси. Им стал Василий III, сын Ивана III и Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора… Как бы то ни было, но это было то время, когда Русь полностью избавилась от татаро-монгольского ига и превратилась в мощное великое государство.
Через несколько десятилетий юный Иван IV, будущий Иван Грозный, венчался ею на царство.
Шапка Мономаха становится символом централизованной власти России, символом высшей государственной власти.
Скорее всего дальнейшие исследования помогут подтвердить происхождение шапки Мономаха…



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!