Кто сильнее эскадренный миноносец или эсминцы. Немецкие эсминцы

В меморандуме британского Адмиралтейства 8 августа 1892 года впервые появилось определение «охотник за торпедами».

Тогда на рубеже веков великие морские державы исходили, прежде всего, из решающего значения линейного флота. Главные сражения на море происходили при участии линкоров, которые составляли ядро флота. В начале 20 века появились торпеды - оружие, которое представляло непосредственную опасность для больших кораблей. Подвижные торпедные катера совершали внезапные атаки, таким образом, торпедные атаки представляли особую опасность для всех линкоров. Небольшие торпедные катера, недорогие в производстве давали возможность флотам небольших морских государств, продемонстрировать свою силу в море. Перспектива использования небольших кораблей против линейного флота стала вполне реальной. Однако при появлении нового вида оружия, почти сразу же возникали средства противодействия. То же самое произошло и с появлением эсминцев.

Появился новый класс кораблей, который превосходил торпедный катер по скорости и вооружению, который мог применяться для защиты тяжелых кораблей. Первоначально предназначавшийся для действий против торпедных катеров новый класс кораблей стал универсальным и многоцелевым, построенный в больших количествах и активно применявшийся входе боевых действий.

Эсминцы использовались на всех театрах военных действий. Новый класс кораблей выполнял намного больше задач, чем любой военный корабль за всю историю войн на море. Он действовал против подводных лодок, охранял конвой, защищал линейные корабли, ставил мины и вел патрулирование в прибрежных водах.

эскадренный миноносец Z1 «Leberecht Maass»

Чтобы получить полное представление о развитии немецких эсминцах в период Первой мировой и до конца Второй мировой войны нужно рассмотреть политическую ситуацию обеспеченную Версальским договором и технические возможности того времени существовавшие в военно-морской стратегии. Условия Версальского договора, установленные победившими державами, требовали, чтобы водоизмещение эсминца не превышало 800 тонн. Таким образом, Германия была лишена возможности создавать эсминцы. После Первой мировой войны немцы почти полностью лишились военно-морского флота. Поначалу ее флот составлял несколько торпедных катеров после военной постройки. Затем были построены торпедные катера нового типа. По вооружению они не могли считаться эсминцами, а также не могли сравниваться с аналогичными образцами других стран.

Германия уже не могла обеспечить защиту своих рубежей, что практически означало отсутствие обороноспособности военно-морского флота. В октябре 1933 года командование флотом приняло решение защитить свои интересы, и издала приказ о постройке эсминцев образца 1932 года. Было решено воспользоваться уже существующими возможностями. Новые эсминцы должны были отличаться остойчивостью и мощной артиллерией, чтобы добиться успешных боевых действий против больших французских и польских эсминцев. На некоторых из них устанавливались орудия калибром 139 мм. Уже в 1934 году инженерам судостроителям была предложена паровая установка высокого давления, которая вполне могла стать основой для нового двигателя. Она обеспечивала значительную экономию веса и пространства по сравнению предыдущими моделями. Это в свою очередь обеспечивало большее бронирование и скорость корабля. Поэтому силовая установка была принята на вооружение почти без полного комплексного испытания, что привело к частым поломкам. Возможности таких эсминцев были сильно ограничены, особенно когда начались военные действия.

эсминец Z3 «Max Schultz»

эсминец Z4 «Richard Beitzen»

7 апреля 1934 года судостроительная верфь в Киле получила заказ на постройку четырех эсминцев проекта 1934 водоизмещением по 2230 тонн, вооружение которых состояло из 127 мм орудия и четырех 37 мм зенитных орудий (Z1 «Leberecht Maass, Z2 «Georg Thiele», Z3 «Max Schultz», Z4 «Richard Beitzen»). Также на корабле устанавливались четыре торпедных аппарата калибром 537 мм. Скорость этих замечательных кораблей достигала 37 узлов. Запас хода 4400 миль при крейсерской скорости в 19 узлов. Все четыре эсминца были спроектированы с прямыми форштевнями.

Вследствие недостаточной остойчивости все четыре эсминца имели этот недостаток, и следующие корабли были доработаны, где был увеличен угол наклона форштевня, а высота борта увеличена. При неизменном водоизмещении улучшились мореходные качества, однако остойчивость по-прежнему оставалась проблемой. По традиции первые образцы военных кораблей получили имена офицеров отличившихся в ходе военных действий. Они погибли в боях с вражескими кораблями.

эсминец Z6 «Theodor Riedel»

С 1937 года были предложены новые проекты эсминцев проекта Mrva, с увеличенным водоизмещением до 3800 тонн. Их планировали вооружить 125 мм орудиями сдвоенных или одиночных установок. В 1938 году появился проект атлантического эсминца водоизмещением 4000 тонн Entwurf вооруженные пятью 125 мм орудиями расположенные в трех башнях. Однако проект так и не был реализован.

эсминец Z43 проекта 1936B

К концу 1939 года была заказана шестая серия эсминцев проекта 1936B (Z35, Z36, Z43-Z45). На них были установлены 127 мм орудия. Увеличение веса, носовой крен и медленный темп стрельбы 155 мм орудий стали причиной этого решения. Эсминцы были вооружены пятью 127 мм орудиями в одиночных установках. Стандартное водоизмещение составило 3519 тонн. Остойчивость и мореходные качества значительно улучшились. Пространство корабля было заполнено более рационально и эскадренные миноносцы могли нести дополнительный запас топлива. Они обладали самой большой дальностью плавания в германском флоте 6200 миль при крейсерской скорости 19 узлов. Они стали наиболее сбалансированными эсминцами, построенными для немецкого флота.

В 1942 году был сделан заказ на седьмую серию эсминцев проекта 1936C (Z46 - Z50). Строительство первых двух кораблей началось в 1943 году, но из-за нехватки рабочей сил работы были приостановлены. Корпусы были разобраны, а следующие даже не были заложены. В 1943 году на верфи DeSchiMAG в Бремене была начата постройка эсминца проекта 1942 с дизельным двигателем, водоизмещением 2041 тонн, и вооруженный четырьмя 127 мм орудиями. Корабль Z51 был спущен на воду в 1944 году, однако он не был закончен. 21 марта 1945 года во время воздушного налета на Бремен эсминец Z51 был сильно поврежден взрывами бомб, поэтому работы пришлось прекратить. Позже была запланирована постройка других эсминцев Z52 - Z56. В 1943 году на верфи DeSchiMAG начали закладку этих новых кораблей проекта 1942A, однако нехватка материала и бомбежки привели к прекращению работ.

В конце войны готовые узлы были пущены на слом. Стандартное водоизмещение этих дизельных эсминцев составило бы 2818 тонн. Запас хода представлялся просто невероятный 16000 миль. Максимальная скорость составила бы 37,5 узлов. Планировалась установка шести 128 мм полуавтоматических многоцелевых орудий расположенных в двух орудийных башнях. Эти Атлантические эсминцы предназначались для действий в составе ударных соединений и стали бы представителями нового поколения кораблей.

Последний проект корабля, разработанный в 1945 году, во многом повторял предшествующие разработки. Корпус был короче, машинное отделение весило меньше, поэтому оставалось около 12 процентов на увеличение мощности орудий. Стандартное водоизмещение составило бы 2700 тонн. В качестве вооружения были приняты абсолютно новые автоматические многоцелевые 128 мм орудия, обеспечивающие более высокий темп стрельбы. На этом полный цикл проектирования и постройки эсминцев для немецкого флота с 1932 по 1945 годы был завершен.

Все построенные эсминцы находились в составе германского флота и выполняли поставленные перед ними задачи по патрулированию районов, обеспечение охранения конвоев и охранение линкоров практически по всей территории Германии и находились в сформированных семи флотилиях эсминцев. В среднем это было шесть кораблей. Часто на морском жаргоне их называли катерами, но это было не верно, так как на военном судне уже находился в составе командного состава старший помощник, а это приравнивалось к кораблю.

В конце Второй мировой войны немецкий флот столкнулся с материально-техническими проблемами. После быстрых испытаний проекты молниеносно меняли друг друга и предназначались для решения самых разных задач. Шестая серия эсминцев Z35, Z36 и Z43 после семи лет разработок привела к созданию самого современного эсминца, который превосходил аналогичные корабли, состоявшие на вооружении флотов других стран. Однако их было слишком мало, а техническое превосходство не обеспечило довоенного господства. Во Второй мировой войне германскому флоту не хватало простого стандартного корабля, который мог бы строиться быстро и не в большом количестве, чтобы выполнять различные задачи эсминца. Американцы и англичане строили простые эсминцы, сделав ставку на количество. В Германии же из-за нехватки материалов технически совершенные корабли выпускались малыми сериями. Попытка свести на «нет» нехватку материалов выпуском эсминцев класса Narvin с вооружением крейсера привела к тому, что перед этими кораблями ставились не адекватные задачи. Действуя против крейсеров немецкие эсминцы, не уступая противнику в артиллерии, не могли сражаться с ними на равных из-за худшей остойчивости.

Немногие немецкие эсминцы, находившиеся в боеспособном состоянии, противостояли противнику превосходившие их в сто раз. Иногда на протяженном театре военных действий находилось лишь три полностью боеспособных эсминца, таким образом невозможно недооценивать роль немецких кораблей этого класса во Второй мировой войне. Недостаток средств приводило к тому, что импровизация оставалась, чуть ли не единственным способом ведения морского боя. Их роль в величайшей спасательной операции в истории человечества никогда не будет забыта.

Эскадренный миноносец – класс многоцелевых быстроходных кораблей, предназначенных для борьбы с воздушными, надводными и подводными силами противника. В задачи эсминцев входит эскортирование морских конвоев и соединений боевых кораблей, несение дозорной службы, прикрытие и огневая поддержка морских десантов, наблюдение и разведка, постановка минных заграждений, поисково-спасательные и специальные операции. В XXI веке к «традиционным» миссиям эскадренных миноносцев добавились специфические задания: нанесение ударов по целям в глубине континента с применением высокоточного , ПРО в стратегическом масштабе (Theater Air Defence) и уничтожение объектов на низкой околоземной орбите.


Иногда их презрительно называют «жестянками». Казалось бы, обидное сравнение, но британские моряки, наоборот, гордятся уничижительным прозвищем своих кораблей: ведь «can» (жестянка) звучит для британского уха как «может»! А может эсминец немало…

Маленькие отважные кораблики сражались наравне с линкорами и авианосцами, стойко перенося повреждения от вражеского огня. Пылали отсеки, и разрушался набор корпуса, в бушующем пламени корчилась палуба – но сверкали выстрелы уцелевших орудий, без устали трещали зенитки и с глухим грохотом вонзались в воду торпеды. Эсминец шел в свою последнюю атаку. А когда получал смертельную рану – скрывался в морской пене, так и не спустив флага перед лицом врага.

Памятник миноносцу "Стерегущий" в Санкт-Петербурге. Второй памятник экипажу "Стерегущего" был установлен в Японии - противник проникся уважением к русским морякам

Подвиг миноносца «Стерегущий», который в одиночку принял бой с японской эскадрой у стен Порт-Артура. Когда в живых осталось четверо моряков из 50 человек экипажа, герои последним усилием затопили свой корабль.

Эсминец «Джонстон», который спас американские авианосцы в заливе Лейте. Антенна радара болталась среди снастей, все палубы были засыпаны обломками и разорванными телами моряков. Нарастал крен. Но «Джонстон» упрямо полз вперед, закрывая спасительной пеленой дыма авианосные корабли. До тех пор, пока очередной японский снаряд не выпотрошил машинное отделение эсминца.

Легендарный советский эсминец «Гремящий», героические корабли «Джонстон», «Хоул» и «Самуэл Б. Робертс» … тонущий израильский эсминец «Эйлат» … британский эсминец «Ковентри», отбивающийся от наседающих самолетов ВВС Аргентины … запускающий десятки «Томагавков» эсминец ВМС США типа «Орли Берк»…

Удивительно, но в каждом случае речь идет о совершенно непохожих кораблях – различных по размерам, характеристикам и назначению. И дело совсем не в пресловутой разнице в возрасте – даже эсминцы-ровесники зачастую имеют настолько крупные отличия, что, де-факто относятся к разным классам.

Представление об эсминце, как о «маленьком универсальном корабле» не соответствует действительности. Реальная жизнь далека от каких-либо стереотипов – каждый боевой корабль строится под конкретную задачу; для действий в заранее оговоренных условиях (в прибрежной зоне, в открытых морских районах, в условиях возможного применения ядерного оружия и т.д.); против заранее известного противника (США и Япония подозревали о предстоящей войне на Тихом океане еще с начала ХХ века). Немаловажным фактором являются финансовый потенциал отдельно взятого государства, уровень развития его науки и возможности его промышленности. Все это однозначно задает облик будущего корабля и влияет на определение круга его приоритетных задач.

Предлагаю читателям проверить, какие корабли скрываются за банальной фразой «эсминец» и какие неожиданные решения порой предлагают кораблестроители.

В первую очередь, обязательно отметим, что эскадренные миноносцы бывают «настоящими» и «фальшивыми» . О настоящих эсминцах речь пойдет ниже. Что же касается «фальшивых», то это, чаще всего, скромные корабли, которые по своим размерам и боевым возможностям не соответствуют ни одному из требований, предъявляемых к эсминцам их поколения. В лучшем случае, это фрегаты. В худшем – что угодно, вплоть до ракетного катера.
Тем не менее, легким росчерком пера, и всем врагам назло, они зачислены в почетную касту эсминцев. Типичная пропаганда и стремление казаться лучше, чем есть на самом деле.

«Дешевые понты» обычно заканчивается плачевно – встретив сколь-нибудь серьезного противника, «лже-эсминец» выпускает пар из пробитых бортов и гордо погружается на морское дно.

Знаменитые примеры:

Печально известный эсминец «Эйлат», потопленный египетскими ракетными катерами в октябре 1967 года. Он же - бывший британский эсминец HMS Zealous, спущенный на воду в 1944 году. Справедливо признать, что к моменту вступления в строй, HMS Zealous смотрелся уныло на фоне своих ровесников – американских, японских или немецких эсминцев. Невзрачный, морально устаревший корабль, всего 2000 тонн водоизмещения – маловато для эсминца даже по меркам Второй мировой.


INS Eilat


А вот другие «аутсайдеры» - британские эсминцы типа 42 (более известные, как «Шеффилд»). К концу 1970-х годов деградация флота Её Величества достигла таких размахов, что в эсминцы пришлось зачислить эти несчастные лоханки водоизмещением 4500 тонн – для сравнения, американские и советские эсминцы тех лет были в два раза крупнее, а по боевым возможностям вообще превосходили «Шеффилды» на порядок.
Последствия не заставили себя долго ждать – в ходе Фолклендской войны 1982 года британские реплики боевых кораблей были избиты обычными бомбами с дозвуковых реактивных штурмовиков. Звонкая пощечина флоту Её Величества.
(впрочем, британцы сделали из этой определенные выводы – 2-я и 3-я модификации «Шеффилдов» получились гораздо лучше)


HMS Sheffield после пожара на борту, вызванного попаданием неразорвавшейся ракеты


Теперь, исключив из рассмотрения «фальшивки», перейдем к настоящим эсминцам – замечательным боевым системам, ставшим «грозой морей».

Первый подвид эскадренных миноносцев – эсминцы ПВО.

Название говорит само за себя, корабли ориентированы на борьбу с воздушными целями и, нужно признать, усилия конструкторов не пропали даром. Современные морские ЗРК позволяют контролировать пространство в сотнях километров от борта корабля – при наличии в ордере эсминца ПВО воздушное нападение на эскадру становится крайне рискованной и малоэффективной затеей: даже сверхзвуковая противокорабельная ракета, идущая на предельно малой высоте, не гарантирует прорыв сквозь «несокрушимый щит» эсминца противовоздушной обороны.

Знаменитые примеры:

Идея эсминца ПВО не нова – подобные корабли известны со времен Второй мировой войны. Например, японский эсминец «Акидзуки». Несмотря на серьезное отставание Японии в радиотехнике и системах управления огнем, японцам удалось создать довольно удачный эсминец полным водоизмещением 3700 тонн, ставший одним из лучших эскадренных миноносцев Второй мировой войны. Исключительно мощное зенитное вооружение (не качеством, так количеством – до 60 стволов зенитных орудий всех калибров!) + невероятная автономность по топливу (полного запаса мазута хватало на 8000 миль пути)!


В наше время безусловным фаворитом является британский «Дэринг» (эсминец тип 45). В плане борьбы с воздушными целями «Дэрингу» равных нет. Чего стоит его один супер-радар с активной ФАР или набор зенитных ракет с активной головкой самонаведения, способных достать вражеский самолет ниже радиогоризонта. Красивый, мощный и современный корабль, гордость флота Её Величества.


HMS Dragon (D35) - четвертый посчету эсминец типа 45

Второй подвид – «ударные» эсминцы.

Сюда относятся эсминцы, «заточенные» под уничтожение вражеских кораблей, а также имеющие какие-либо особые способности для огневой поддержки морских десантов или нанесения ракетных и артиллерийских ударов по береговым целям. В наше время их количество стремительно уменьшается – корабли становятся все более универсальными, тем не менее, идея «ударного эсминца» изредка реализуется в виде совершенно фантастических конструкций.

Знаменитые примеры:

Эсминец проекта 956 (шифр «Сарыч»). Ракетно-артиллерийский корабль с автоматическими орудиями калибра 130 мм и сверхзвуковыми ПКР «Москит». Классический ударный эсминец, с ослабленной ПВО и ПЛО.

Второй яркий представитель – китайский эсминец тип 052 «Ланчжоу» (к настоящему времени – морально устаревший). Весьма посредственные возможности в плане противовоздушной и противолодочной обороны, зато на борту «Ланчжоу» целых 16 противокорабельных ракет!


Китайский эсминец Qingdao (DDG-113). Звездно-полосатый флаг - всего лишь жест вежливости во время визита в Перл-Харбор


И конечно же, нельзя обойти вниманием невероятный эсминец «Замволт»! Фантастический стелс-корабль, «серебряная пуля Пентагона» - эйфория вокруг перспективного американского эсминца не стихает уже почти 10 лет. Помимо необычных, футуристических форм, проект привлек к себе внимание общественности необычным составом вооружения – впервые за прошедшие полвека на боевом корабле планируется установить два автоматизированных орудия AGS калибра 155 мм. Скорострельность 10 выстр./мин. Дальность стрельбы высокоточными снарядами – более 100 километров!


Двигаясь вдоль вражеского побережья, невидимый стелс-эсминец будет засыпать порты, прибрежные города и военные базы противника своими шестидюймовыми снарядами. А для «трудных мишеней» на борту «Замволта» предусмотрено 80 УВП для запуска зенитных ракет и крылатых роботов-камикадзе «Томагавк».

Третий подвид – Большие противолодочные корабли или эсминцы ПЛО

В годы Холодной войны угроза от атомных подлодок с баллистическими ракетами была столь велика, что обе сверхдержавы изо всех сил пытались насытить флот противолодочными средствами. Как результат – в составе ВМФ СССР появились БПК – крупные эсминцы с гипертрофированным противолодочным оружием. Чудовищные 700-тонные гидроакустические станции, противолодочные ракетоторпеды, противолодочный вертолет, реактивные бомбометы и противолодочные торпеды – все средства, чтобы обнаружить и уничтожить вражескую ПЛАРБ!


Янки двигались в аналогичном направлении – «иметь противолодочный фрегат или эсминец на каждую советскую ПЛА». Одним из результатов данного подхода стала крупная серия эсминцев типа «Спрюэнс». В рядах ВМС США эти корабли выполняли функцию наших БПК с некоторой поправкой на универсальность вооружения. Примечательной особенностью «Спрюэнсов» было отсутствие ЗРК коллективной обороны – противовоздушная оборона эсминцев была довольно слаба и малоэффективна.
Хороший во всех отношениях корабль стал еще лучше с появлением установок вертикального запуска ракет – шесть десятков «Томагавков» превращали «Спрюэнс» в настоящего разрушителя.

Четвертый подвид - эсминцы-вертолетоносцы

Специфическое изобретение японского гения. Ностальгия по славным временам Перл-Харбора. Конституционный запрет на авианосцы и ударное вооружение. Нешуточная угроза со стороны советского подводного флота.
Все это определило облик японских эсминцев: основное вооружение – вертолеты. От 3 до 11 винтокрылых машин на борту, в зависимости от типа корабля. Впрочем, на борту каждого из японских эсминцев-вертолетоносцев имеется некоторое количество встроенного оружия: от артиллерийских орудий до ЗРК и противолодочных ракетоторпед.


Эсминец-вертолетоносец "Харуна"


Эсминец-вертолетоносец "Хьюга". Размеры аналогичны УДК "Мистраль"

Пятый подвид – универсальные эсминцы

Редкий, но очень классный вид эскадренных миноносцев. Раньше их было много, сейчас остался практически единственный «Орли Берк» и его производные. В этом направлении работает Китай, но пока все его попытки близко не дотягивают до уровня американского Иджис-эсминца.
Создание подобного корабля в наше время требует колоссальных усилий ВПК, высочайший уровень развития науки и гигантских финансовых затрат. Единственные, кому удалось в полной мере реализовать данную идею, стали американцы. В начале 90-х годов ВМС США получили суперкорабль с 96 установками вертикального пуска Mk41 (загружается вся номенклатура ракет, принятых на вооружение ВМС США – ЗУР, ПЛУР, крылатые ракеты «Томагавк», противоспутниковые ЗУР «Стандарт 3» - все, кроме баллистических ракет).


Универсальные УВП Mk41 не имели бы того мистического эффекта без боевой информационно-управляющей системы «Иджис» - радар AN/SPY-1 с четырьмя фазированными антенными решетками. Одновременное сопровождение тысяч воздушных, надводных и подводных целей в радиусе двух сотен миль от корабля. Эффективность и быстрота принятия решений. Специальные режимы работы радара. Обмен данными в режиме реального времени с другими кораблями и самолетами. Вся радиоэлектроника корабля – средства обнаружения, радиосвязь, спутниковая связь, оружие – все системы корабля связаны в единый информационный контур.


Даа… Эсминец «Берк» хорош, хотя и он не лишен недостатков: тонкие жестяные борта и отвратительно низкая живучесть – бич всех современных кораблей. Кроме того, «Берки» первой модификации были совсем не универсальными – приоритетом Иджис-эсминца всегда была ПВО. Все остальные проблемы его не интересовали.
Изначально, на «Берках» даже не предусматривалось постоянное базирование вертолета. Противолодочная оборона отдавалась на откуп более простым кораблям – тем же эсминцам типа «Спрюэнс».

В заключении хочется отметить, что названные пять подвидов эсминцев (от эсминца ПВО до ударного эсминца и эсминца-вертолетоносца) – это далеко не полный список специализаций эскадренных миноносцев.
Например, в годы Второй мировой войны возникла потребность в эскортных эсминцах – специфических кораблях для решения конвойных задач – отсюда необычные требования к их конструкции и составу вооружения.

Кроме того, существовали эсминцы-минные заградители (тип «Роберт Смит»); эсминцы радиолокационного дозора; эсминцы, переоборудованные в противолодочные корабли по программе FRAM… Круг задач эскадренных миноносцев чрезвычайно широк и нет ничего удивительного в том, что для решения какой-либо важной проблемы создаются специализированные конструкции.


Эсминец проекта 956 и американский эсминец типа "Спрюэнс"

Сегодня самым универсальным и распространенным классом боевых кораблей являются эсминцы. Их используют для защиты авианосцев от нападений с воздуха, прикрытия десантных кораблей, уничтожения подводных лодок. На сегодняшний день самый крупный флот эсминцев у Соединенных Штатов Америки, а если учесть темпы строительства судов данного типа в других странах, лидерство США будет продолжаться еще долго. В основе их военно-морских сил стоят эскадренные миноносцы типа Arleigh Burke. В чем же секрет успешности данных судов, и кто является их главными конкурентами?


Эскадренные миноносцы Arleigh Burke относятся к миноносцам с управляемым ракетным четвёртого поколения и по праву считаются лучшими в мире, а по некоторым показателям они превосходят все существующие корабли. Современный американский эсминец может одновременно обнаружить значительное количество целей, а также брать их на сопровождение. При этом для эсминца нет невыполнимых задач.

Основные боевые задачи эскадренных миноносцев «Арли Берк», относятся: защита корабельных ударных и авианосных групп от массированных ракетных атак; противовоздушная оборона (конвоев, флотских соединений или отдельных кораблей) от авиации противника; борьба с подводными лодками и надводными кораблями. Кроме этого они могут привлекаться для обеспечения морской блокады, артиллерийской поддержки десантных операций, слежения за кораблями противника, а также для участия в поисково-спасательных операциях.

Разработка эсминцев Arleigh Burke была начата еще в конце 1970-х годов. Главным требованием, которое предъявили военные к новому судну, была универсальность. Основная задача эскадренных миноносцев это сопровождение авианосцев и новый корабль должен был легко справляться с любыми целями: торпеды, ракеты, береговые установки. У систем обнаружения и управления огнем имелись лишь секунды для принятия решения о применении оружия.

Эсминец «Arleigh Burke» демонстрирует новые подходы судостроения. Одним из самых впечатляющих изменений стало изменение формы корпуса. Традиционно эсминцы были узкими и длинными. Конструкторы данного корабля эту проблему решили по-другому. В корабельной архитектуре «Arleigh Burke» была сохранена одна уникальная величина – соотношение длины и ширины, что означает увеличение остойчивости. Как показывает опыт эксплуатации, новый дизайн имеет ряд преимуществ. При волнении высоте волн до 7 метров «Arleigh Burke» способен сохранять скорость до 25 узлов.

Кроме уникальной формы корпуса американские эскадренные миноносцы получили и другие изменения в корабельной архитектуре. Например, конструкция вновь стала стальной. Дело в том, что во времена Второй мировой войны эсминцы делались из стали, а к 1970-м годам сталь заменил алюминий. Изменение материала было обусловлено утяжелением радаров и других датчиков, размещенных на мачтах. Алюминий является превосходной альтернативой стали, однако он имеет определенные недостатки, среди которых уязвимость к огню. Конструкторы эсминца «Arleigh Burke» приняли решение вернуться к стали, но при этом сохранили многие современные электронные системы. Жизненно важные помещения судов данного класса дополнительно защищены 25-миллиметровыми листами брони и покрыты кевларом.

Дизайн эсминца «Arleigh Burke» по сравнению с его предшественниками более компактный. Их надстройки менее суматошны, более спокойны, чем у прежних конструкций.

Изначально корабли проектировались для защиты американских авианосных группировок от ракетных ударов (в первую очередь от ударов корабельных ракет) которые мог нанести ВМФ СССР. То есть это ракеты, которые базировались на воздушных платформах, ракеты надводных кораблей и ракеты, запускаемые с подводных лодок.

Практически неуязвимым эскадренный эсминец Arleigh Burke делает боевая информационно-управляющая система (БИУС) Иджес. Уникальная информационно-управляющая боевая система эсминца Arleigh Burke может одновременно вести противовоздушную, противолодочную и противокорабельную оборону. Основной элемент БИУС – мощнейшая радиолокационная станция, которая способна автоматически обнаруживать, отслеживать и сопровождать несколько сотен целей одновременно. Ее главной особенностью является то, что она собирает информацию не только от главных антенн, установленных на башнях корабля, но и с гидроакустической станции сканирующей подводное пространство и быстро обнаруживает вражеские подводные лодки.

Данная систем способна обнаруживать воздушно-космические цели на дальностях 380 тыс. м., воздушные и морские цели на дальности 190 тыс. м. Одновременно может отслеживаться до 1000 целей с наведением восемнадцати ракет различного назначения.

Корабли Arleigh Burke оснащены вооружением, которое в мире не имеет аналогов. Сюда относится установка вертикального пуска Mark 41, состоящая из 100 отсеков, в которых хранятся ракеты. Однако главной особенностью данной установки является не количество ракет, а возможность их комбинировать. Например, одновременно могут быть размещены зенитные, противолодочные, крылатые ракеты или торпеды, что позволяет подготовить судно к отражению любой опасности. Боезапас может комбинироваться в зависимости от поставленной задачи. Если на советских кораблях под каждый тип ракет имелись свои отдельные пусковые установки, то на Arleigh Burke для них предусмотрена единая система. Данное техническое решение позволило свести к минимуму количество «мертвого» груза, то есть установок, которые не будут использоваться для конкретной мисси.

Вооружение эсминцев «Арли Бёрк» различных подсерий (Серия I, IΙ и IΙA) достаточно серьезно отличается. Главное оружие всех действующих кораблей данного типа – 2 установки вертикального пуска Mark 41 VLS. Комплект вооружения УВП эсминцев серий I и IΙ:

74 зенитных ракеты RIM-66 SM-2,
8 противолодочных ракет RUM-139 VL-Asroc (многоцелевой вариант).
Кроме этого корабли могли комплектоваться 56 крылатыми ракетами BGM-109 Tomahawk и 34 ракетами RUM-139 VL-Asroc и RIM-66 SM-2 в ударном варианте.

На эсминцах серии IIA число несомых ракет увеличилось до 96. Стандартный комплект вооружения УВП:
8 противолодочных управляемых ракет RUM-139 VL-Asroc,
8 крылатых ракет BGM-109 Tomahawk,
24 ракет RIM-7 Sea Sparrow,
74 ракеты RIM-66 SM-2.

В 2008 году запущенная с американской базы в Аляске ракета SM-3 системы Иджес сбила объект, находящийся в космическом пространстве. В качестве цели послужил падающий военный спутник. Показатели данной ракеты просто фантастически. Конструкторы утверждают, что ракета способна уничтожить цель на расстоянии до 500 км. Данный выстрел произвели с эсминца Лэйк Эрик класса Arleigh Burke. Сегодня практически все корабли данного класса получили на вооружение это мощнейшее оружие. По мнению российских экспертов, данные стрельбы проводились для испытания противоракетной системы.

На борту эскадренных миноносцев класса «Arleigh Burke» кроме пусковых установок устанавливается 127-миллиметровая артиллерийская установка (боекомплект 680 снарядов), 2 шестиствольные 20-миллиметровые зенитно-артиллерийские установки «Phalanx» и 4 пулемета системы «Browning» калибра 12,7 миллиметров. На борту кроме палубного вооружения могут размещаться 2 вертолета SH-60B «Seahawk» с комплектами противолодочного и противокорабельного вооружения, расширяющий радиус действия эсминца. Использование вертолетов позволяет обнаруживать и атаковать цели за десятки километров. Данный арсенал дает возможность кораблям не только защитить эскадру, но и наносить высокоточные удары по противнику. Другими словами «Arleigh Burke» являются не просто тактической, а оперативно-тактической единицей вооружения, то есть они способны поражать цели в глубине противника.

Несомненно, Arleigh Burke является лучшим кораблем данного класса, однако и другие морские государства постоянно улучшают свои эсминцы. Например, в Великобритании имеется эскадренный миноносец Тип 45. По словам его создателей один Тип 45 может заменить по огневым возможностям целый флот эсминцев прошлого поколения. Его новейшее вооружение способно без проблем уничтожить самолет, вертолет, авиационную бомбу или БПЛА. Точность системы наведения настолько велика, что пушка способна сбить летящий теннисный шарик. На данных судах установлена европейская система обнаружения и управления огнем, разработанная совсем недавно.

К основному вооружению данных эсминцев относится зенитно-ракетная установка «PAAMS» с ракетами «Aster-30» и «Aster-15». Также на боевом корабле размещается шесть систем «Sylver» служащих для вертикального пуска каждой установкой восьми ракет «Aster». Кроме этого на эсминце установлено артиллерийское вооружение – одна 114-мм установка, служащая для нанесения ударов по береговым укреплениям и два 30-мм орудия по живой силе.

Самыми мощными ракетами в арсенале эсминца Тип 45 является «Астер-30», однако их максимальная дальность составляет 120 тыс. м. Данные ракеты могут выполнять определенные функции противоракетной обороны, ракет малой дальности, перехвата и подсветки. Конечно сравнивать данное вооружение с вооружением Arleigh Burke нельзя. Британцы проигрывают по всем показателям.

Несмотря на это в Тип 45 имеются свои уникальные особенности. Сюда можно отнести интегрированную энергетическую систему. На корабле установлено две газовых и две дизельных турбины. Двигатель на жидком топливе подает энергию электромоторам вращающим винты. За счет этого была увеличена маневренность корабля и уменьшен расход дизельного топлива. Кроме того четыре турбины способны заменить целую электростанцию.

Технические характеристики «Arleigh Burke»:
Водоизмещение – 9,3 тыс. тонн;
Длина - 155,3 м;
Ширина - 18 м;
Силовая установка – 4 газовые турбины LM2500-30 «General Electric»;
Максимальная скорость хода - 30 узлов;
Дальность плавания на скорости 20 узлов – 4400 миль;
Экипаж - 276 матросов и офицеров;
Вооружение:
Установки вертикального пуска (ракеты SM-3, RIM-66, RUM-139 «VL-Asroc», BGM-109 «Tomahawk»);
Артиллерийская 127-мм установка Mk-45;
Две автоматические 25-мм установкт «Phalanx» CWIS;
Четыре 12,7-мм пулемета «Browning»;
Два трехтрубных торпедных аппарата Mk-46.

Технические характеристики эсминца класса «Type 45»:
Водоизмещение - 7350 тонн;
Длина - 152,4 м;
Ширина - 18 м;
Дальность плавания - 7000 миль;
Скорость - 27 узлов;
Экипаж - 190 человек;
Вооружение:
Зенитно-ракетные установки «PAAMS»;
Шесть пусковых установок «Sylver VLS» ;
Ракеты «Aster-30» - 32 шт. «Aster 15» - 16 шт.;
Артиллерийская 114-мм установка;
Две артиллерийские 30-мм установки;
Четыре торпедных аппарата.
Вертолет «EH101 Merlin» - 1.



























Эскадренные миноносцы проекта 956 – это советские эсминцы третьего поколения, постройка которых продолжалась с 1976 по 1992 год. Корабли этого проекта стали последними эсминцами, построенными в СССР. Шифр проекта 956 – «Сарыч», в НАТО их называли Sovremenny class destroyer – по названию первого корабля этой серии, эскадренного миноносца «Современный».

Постройка кораблей проекта 956 проводилась на заводе № 190 им. Жданова в Ленинграде, заказчиком последних кораблей серии уже был ВМФ РФ . Сегодня в составе российского флота находится шесть эсминцев «Сарыч»: три в строю, два в резерве и еще один корабль проходит плановый ремонт.

После распада СССР закладка новых кораблей проекта 956 «Сарыч» была прекращена из-за недостаточного финансирования, два корабля были достроены для ВМС Китайской Народной Республики по экспортному проекту 956-Э (1997-2000 гг.), в нулевые годы для китайцев были изготовлены еще два «Сарыча» по модернизированному проекту 956-ЭМ.

Изначально планировалось, что эскадренные миноносцы проекта 956 станут самыми массовыми не только в своем классе, но и во всем советском флоте. Всего их планировали построить около пятидесяти. Всего же на вооружение ВМФ СССР (а затем и России) поступило 17 эсминцев проекта «Сарыч».

История создания

Эскадренный миноносец (эсминец) – это класс многоцелевых быстроходных маневренных кораблей, способных решать большое количество боевых задач: бороться с подводными лодками, уничтожать летательные аппараты противника (в том числе и ракеты), работать по надводным кораблям неприятеля, прикрывать соединения кораблей и сопровождать конвои. Также эсминцы можно использовать при проведении десантных операций, несения дозорной и разведывательной службы, постановки минных заграждений.

Первые эскадренные миноносцы появились еще в конце XIX столетия. В то время их основной задачей было уничтожение миноносцев противника с помощью мощного артиллерийского вооружения. Приставка «эскадренный» обозначала то, что эти корабли могут действовать в составе корабельного соединения в морской или океанской зоне.

Эсминцы активно использовались во время Первой и Второй мировой войны. Широкий спектр задач, которые могли решать эти корабли, существенно повысило их значимость в составе флота. Водоизмещение современных эсминцев примерно равняется крейсерам периода Второй мировой войны, но значительно мощнее их. Еще более выросла роль эскадренных миноносцев после появления ракетного оружия.

В начале 60-х годов в СССР начинается активное развитие надводного флота. В 50-е годы большое количество крупных надводных кораблей было утилизировано, основной упор делался на подводный флот и ракеты. Это была явная ошибка.

В 60-е годы ВМФ СССР становится океанским, перед ним был поставлен целый ряд новых задач: охранение районов патрулирования советских ракетных подлодок, слежение за стратегическими подлодками противника, обнаружение и разведка авианосных групп неприятеля, контроль морских коммуникаций, проведение внешнеполитических акций.

Для выполнения подобных задач лучше всего бы подошли авианесущие корабли, но их постройка обходилась очень дорого. Советской альтернативой авианосцам стали большие противолодочные корабли (БПК), однако их следовало прикрывать кораблями эскорта, которых остро не хватало. Кроме того, эсминцы, которые находились в тот момент на вооружении ВМФ СССР, уже считались морально устаревшими. Корабли проектов 3-бис, 56, 68-К и 68-бис не имели ракетного вооружения и не могли на равных противостоять своим зарубежным аналогам. Особенно наглядно все вышесказанное показали большие океанские маневры «Океан», проведенные в 1970 году.

Советскому флоту нужен был современный эскадренный миноносец, обладающий мощным артиллерийским и ракетным вооружением и способный действовать как в составе корабельных группировок, так и самостоятельно.

Создание подобного корабля было предусмотрено в судостроительной программе на 1971-1980 гг., которая была принята в 1969 году. Военные хотели, чтобы новый эсминец мог принимать участие в десантных операциях, уничтожать малоразмерные цели на берегу, подавлять противодесантную оборону противника, обеспечивать противовоздушную оборону в зоне высадки. Будущий эсминец назывался «кораблем огневой поддержки десанта». Его прототипом был выбран эсминец проекта 56, поэтому новому проекту присвоили номер 956.

Работы над созданием нового эсминца стартовали в 1971 году и продвигались довольно медленно.

Дело в том, что заказчики несколько раз меняли целевое назначение корабля прямо в процессе проектирования. Сильное влияние на советских военных оказала программа создания американских эсминцев Spruance – первых по-настоящему многоцелевых кораблей ВМФ США . Именно появление подобной программы у американцев способствовало превращению «корабля огневой поддержки десанта» в многоцелевой эсминец.

Кроме того, эсминцы проекта 956 планировалось использовать совместно с БПК проекта 1155 . Советские стратеги считали, что вместе они будут обладать большей эффективностью, чем пара американских эсминцев Spruance.

Аванпроект нового корабля разрабатывался ленинградским ЦКБ-53 (Северное ПКБ). По ходу выполнения работ конструкторам ставились все новые и новые задачи, постоянно менялись варианты вооружения корабля и тип его силовой установки. Разработчиков ограничивали возможности судостроительного завода им. Жданова, где планировали строить новые эсминцы: его длина не должна была превышать 146 метров, а ширина – 17 метров.

Всего было изготовлено тринадцать вариантов предэскизных проектов, все они тщательно изучались с точки зрения боевой эффективности и стоимости.

В итоге для будущего эсминца были выдвинуты следующие требования:

  • паротурбинная энергетическая установка (ЭУ);
  • наличие в составе вооружения ПКР «Москит»;
  • ЗРК «Ураган»;
  • размещение на палубе корабля вертолетной площадки для Ка-252 ;
  • наличие артустановок АК-130.

Эскизный проект был утвержден адмиралом Горшковым в конце 1972 года. Однако и после этого в проект продолжали вноситься изменения. Паротурбинная ЭУ была заменена на котлотурбинную, что признается многими экспертами довольно неудачным решением.

В качестве основного гидроакустического комплекса будущего эсминца был выбран ГАК «Платина». Установить на «Сарычи» более совершенный комплекс «Полином» не представлялось возможным из-за значительных массо-габаритных характеристик последнего.

По этой причине корабли проекта 956 так и не смогли приблизиться к возможностям ПЛО американского эсминца Spruance, но зато советский корабль значительно превосходил своего оппонента по мощи артиллерийского вооружения.

Результатом всех доработок и изменений стало увеличение водоизмещения корабля на тысячу тонн. Разработка проекта эсминца 956 обошлась советскому бюджету в 165,6 тыс. рублей.

1 ноября 1973 года началось проектирование нового корабля, в следующем году с судостроительным заводом им. Жданова был заключен официальный договор на постройку кораблей. Стоимость рабочего проектирования составляла 2,22 млн рублей.

В июне 1975 года началось строительство первого корабля проекта 956 - эсминца «Современный». Завершен проект «Сарыч» был в 1993 году, когда последний корабль из этой серии был принят представителями ВМФ РФ.

Изначально в 1976 году планировалось построить от 32 до 50 эсминцев «Сарыч», то есть, проект 956 должен был стать одним из самых массовых в истории советского флота. В 1988 году количество кораблей было уменьшено до двадцати единиц. Однако всего советскому и российскому флоту было передано 17 эсминцев данного проекта. В среднем каждый эсминец проекта 956 строился четыре года.

Была попытка наладить производство на судостроительном заводе имени 61 Коммунара в Николаеве. Там даже начали строить новый эллинг и получили документацию из Северного ПКБ, но в 1986 году от этой идеи отказались, а два уже заложенных корпуса эсминца были законсервированы.

До момента распада Советского Союза военно-морскому флоту были переданы 14 эсминцев проекта 956, еще три корабля достраивались уже для российского ВМФ («Беспокойный», «Настойчивый» и «Бесстрашный»).

Постройка кораблей проекта 956 «Сарыч» проводилась с использованием секционного метода сборки корпуса. Стоимость одного эсминца (на момент постройки головного и двух последующий кораблей) составляла более 90 млн рублей. Цена постройки последующих кораблей снизилась до 71 млн рублей.

Проект эсминца 956 создавался исключительно для нужд советского ВМФ. Это был новейший корабль, и никто не собирался продавать его за рубеж. Однако после распада СССР ситуация изменилась: недостаточное финансирование вынудило искать заказчиков на стороне. К тому же к началу 90-х годов вооружения «Сарычей» несколько устарело.

В середине 90-х годов была создана экспортная модификация эсминца – 956Э. В 1999 году в состав ВМС КНР вошел первый «Сарыч». Он вооружен противокорабельными ракетами с несколько большей дальностью поражения (до 200 км), вместо четырех АК-630 на нем установлены два ракетно-артиллерийских комплекса «Каштан», нет кормовой артиллерийской установки, зато оборудован полноценный вертолетный ангар. Несколько увеличено водоизмещение корабля. До 2006 года для Китая были построены четыре эскадренных миноносца проекта 956Э и 956ЭМ.

Описание конструкции

Отечественные и зарубежные исследователи истории флота отмечают, что практически все боевые корабли, созданные в «Северном ПКБ», имеют характерный «эффектный» внешний вид. Проект 956 не является исключением. В описаниях облика эсминцев этого проекта часто используют определения «агрессивный», «зловещий», «выразительный». И это вряд ли можно считать случайностью.

Военный корабли – это не только инструмент ведения боевых действий на море, они также являются серьезным геополитическим инструментом, символом мощи страны, флаг которой они представляют. Военный флот – это средство политического убеждения и влияния, демонстрация достижений научно-технического развития страны и могущества ее экономики.

Естественно, что «выразительность» внешнего облика корабля не должны уменьшать его боевую эффективность. Однако у кораблей проекта 956 с этим все нормально: большинство экспертов считают, что эсминцы этой серии – это пример прекрасного сочетания высоких функциональных качеств и эстетического совершенства.

Эсминцы «Сарыч» имеют длинопалубную конструкцию с седловатостью носовой части. Форма корпуса надежно обеспечивает незаливаемость палубы и оптимальные углы обстрела артиллерийского вооружения корабля. Обводы корпуса обеспечивают незаливаемость при волнении до 6-7 баллов. Коэффициент удлинения палубы составляет 8,7. Корпус корабля выполнен с учетом требований уменьшения радиолокационной заметности судна, хотя, следует отметить, что эсминцы «Сарыч» не относятся к «стелс-кораблям».

В носовой части корпуса, в подкильной бульбе, находится антенна ГАК «Платина».

Площадь боковой парусности эсминца — 1700 м2. Палубы размещаются параллельно ватерлинии, что упростило установку оборудования во время постройки и сделало эсминцы проекта 956 более технологичными.

Пятнадцать основных переборок делят корпус судна на шестнадцать водонепроницаемых отсеков. Корабли проекта 956 имеют шесть палуб: вторая, третья и верхняя палубы, палуба полубака, две платформы, одна из которых плавно переходит в настил второго дна. Главные конструкции корпуса, подкрепления и фундаменты выполнены из низколегированной стали. От кормы до машинного отделения расположены две продольные переборки, они обеспечивают дополнительную жёсткость кормовой части корабля. Шпангоуты эсминца имеют значительный развал, что увеличивает остойчивость корабля.

Эсминцы проекта 956 обладают высокими мореходными качествами (мореходность неограниченная). Моряки могут использовать бортовые комплексы вооружения при волнении моря до пяти баллов. Суда оснащены успокоителями качки. При волнении моря в шесть баллов эсминцы способны развивать ход до 24 узлов.

Надстройки кораблей проекта 956 выполнены из алюминиево-магниевого сплава, они соединяются с корпусом и палубами с помощью заклепок.

Надстройку корабля можно условно разделить на две больших блока: носовой и кормовой. Носовая часть заканчивается фок-мачтой, а кормовая состоит из блока с дымовой трубой и сдвижным ангаром, на котором расположена грот-мачта.

Стандартное водоизмещение эсминца составляет 6500 т, пол¬ное водоизмещение — 7940 т, с перегрузом — 8480 т.

Силовая установка эсминцев проекта 956 состоит из двух котлотурбинных агрегатов ГТЗА-674 (общая мощность 100 тыс. л. с.), расположенных в двух машинных отделениях – носовом и кормовом. Следует отметить, что «Сарычи» - это единственные в мире боевые корабли третьего поколения с котлотурбинной ЭУ.

Турбозубчатый агрегат имеет систему управления, которая способна регулировать частоту вращения в разных режимах работы установки. В каждом из машинных отделений находятся два котла и паровая турбина. На все эсминцы, начиная с седьмого («Стойкий»), были установлены более надежные котлы КВГ-3. Несмотря на это, котлы называют самым слабым местом кораблей этой серии. Они очень требовательны к подаваемой воде, довольно часто выходят из строя.

Система водоподготовки, установленная на корабли проекта, не обеспечивает должным образом качество воды, что приводило к быстрому изнашиванию котлов. В отличие от атомных подводных ракетоносцев, она является открытой, то есть сообщается с атмосферным воздухом.

Опыт использования высоконапорных котлов показал, что отечественный флот (как советский, так и российский) пока еще не готов переходу на такие энергетические установки.

Кроме основных, в силовую установку корабля входит и дополнительный аварийный котел, который может дать 14 тыс. кг пара. У эсминца два вала и два малошуных винта. Максимальная скорость кораблей этого проекта – 33,4 узла. Запас топлива составляет 1,7 тыс. тонн, что обеспечивает дальность плаванья в 3900 морских миль.

Рулевой агрегат состоит из гидравлической машины и полусбалансированного руля.

Эсминцы проекта 956 оснащены двумя парогенератора (общая мощность 2500 кВт) и двумя дизель-генераторами (по 600кВт), которые обеспечивают корабли электроэнергией.

В обычных условиях численность экипажа составляет 296 человек, включая 25 офицеров и 48 мичманов. В военное время корабельная команда увеличивается до 358 человек. На эсминцах «Сарыч» созданы комфортные условия для обитания команды: для офицеров оборудованы одно- и двухместные каюты, а для мичманов – двух- и четырехместные. Матросы размещаются в шестнадцати кубриках по 10-25 человек в каждом. На одного человека приходится более трех квадратных метров жилой площади.

На борту есть отдельная кают-компания для питания офицеров, еще одна предназначена для питания мичманов и несколько столовых, где пищу принимают матросы. На борту есть несколько душевых и сауна. К услугам экипажа библиотека, кинозал, кабельное телевидение, есть даже сборной бассейн.

Все жилые и рабочие помещения эсминца оборудованы системой кондиционирования, она обеспечивает комфортные условия для работы экипажа в температурном диапазоне от −25°C до +34 °C. Следует отметить, что эсминцы проекта 956 выгодно отличаются от других кораблей советской и российской постройки в плане условий для обитания экипажа.

Автономность эсминцев «Сарыч» по запасам провизии составляет 30 суток.

Вооружение

Зенитно-ракетное вооружение эсминцев «Сарыч» состоит из ЗРК М-22 «Ураган», который является морской модификацией комплекса «Бук ». На кораблях позднейшей постройки установлены ЗРК «Ураган-Торнадо». Две пусковые установки зенитных ракет находятся на носу (надстройка полубака) и на корме (за взлетно-посадочной площадкой) корабля. Масса каждого ЗРК составляет 96 тонн, общий боекомплект – 48 управляемых ракет, которые находятся в погребах на специальных барабанах.

Характеристики ЗРК «Ураган» позволяют одновременно вести огонь по 4-6 целям на высотах от 10 до 1 тыс. метров и на удалении до 25 км. Возможности ЗРК «Ураган-Торнадо» еще более впечатляющи: максимальная дальность поражения — 70 км. Темп стрельбы – один запуск ракеты в 6-12 секунд. Вероятность поражения самолета залпом из двух ракет составляет от 0,81-0,96, крылатой ракеты — 0,43-0,86.

Эсминцы проекта «Сарыч» имеют мощное артиллерийское вооружение, состоящее из двух спаренных артиллерийских установок АК-130 (калибр 130 мм) и скорострельной зенитной артиллерии, которая является последним рубежом ПВО кораблей. Также в состав артиллерийского вооружения эсминцев входит многоканальная система управления огнем МР-184, состоящая из РЛС, лазерного дальномера, телевизора и баллистического вычислителя.

Каждая артустановка имеет механизированную подачу боеприпасов, что позволяет ей вести огонь с темпом от 30 до 90 выстрелов в минуту на дальность свыше 24 км. Боезапас на каждый ствол составляет 500 снарядов, из которых 180 всегда готовы к использованию.

Автоматизация процессов загрузки и подачи боеприпасов позволяет вести огонь до полного исчерпания боекомплекта.

Вес одной артустановки составляет 98 тонн.

Скорострельная зенитная артиллерия эсминцев проекта 956 состоит из двух батарей автоматических комплексов АК-630М. Батареи располагаются с каждого борта корабля и предназначены для уничтожения крылатых ракет на малых высотах. В состав каждой из батарей входит по две шестиствольные артустановки с вращающимся блоком стволов и СУ «Вымпел». Дальность стрельбы АК-630М – 4 км, темп стрельбы 4 тыс. выстрелов в минуту.

Главное противокорабельное оружие эсминца «Сарыч» - противокорабельные ракеты «Москит». На «Беспокойном» и всех последующих кораблях проекта установлен модернизированный комплекс «Москит-М». Эсминцы проекта 956 имеют по две неподвижные пусковые установки, в каждой из которых размещено по четыре ПКР «Москит».

Дальность поражения цели у «Москита» составляет 140 км, а у «Москита-М» - 170 км. Ракеты имеют боевую массу весом в 300 кг и развивают в полете скорость до M=2,5-3. Корабль может выпустить все восемь ракет всего за 30 секунд.

На верхней палубе эсминцев установлены два двухтрубных торпедных аппарата калибра 533 мм. Минное вооружение представлено двумя реактивными минометами РБУ-1000, которые могут вести огонь на дистанции в 1 тыс. метров. Бомбометы расположены в кормовой части корабля. Их основная задача – уничтожение подводных лодок противника на малых глубинах в непосредственной близости от корабля. Боевая часть каждой из реактивных бомб – 98 кг. Эсминцы проекта 956 могут устанавливать мины заграждения (на борт принимается до 22 мин).

У эсминцев проекта 956 нет постоянно вертолетного ангара, но предусмотрен временный, сдвижной. В нем может базироваться вертолет Ка-27 . Вертолетная площадка расположена практически по центру корабля, поэтому на нее оказывает меньшее влияние килевая качка.

Вертолет можно использовать для противолодочной борьбы, также он может проводить разведку и давать целеуказание для противокорабельных ракет.

На эскадренных миноносцах «Сарыч» установлены несколько типов радиолокационных станций: «Фрегат», «Фрегат-М» и «Фрегат-МА». Для загоризонтного обнаружения объектов противника и целеуказания используется система «Мост», она может осуществлять поиск на дистанциях до 200 км. Целеуказание для противокорабельного ракетного комплекса выдает система «Минерал», она имеет и активный, и пассивный радиолокационный канал. Корабль может принимать целеуказание от самолетов или вертолетов.

На эсминцах проекта 9566 отсутствует бортовая информационно-управляющая система, ее функции выполняет планшет обстановки «Сапфир-У».

Корабли проекта 956 оснащены комплексом средств радиоэлектронной борьбы, в который входят средства радиотехнической разведки и система постановки помех, а также средства пассивного и активного противодействия.

Эсминцы проекта 956 имеют продуманную систему обеспечения живучести. Вокруг потенциально опасных помещений корабля (погреба, машинное отделение) созданы противопожарные отделения за счет усиления корпуса стальными конструкциями.

Есть противопожарная магистраль с несколькими насосами, системы объемного пожаротушения, пенотушения, водяного орошения сходов и переборок. Также на корабле имеют системы быстрого орошения и затопления погребов.

Для устранения водной угрозы на кораблях проекта имеются: системы осушения, водоотлива и балансировки цистерн. Есть система внешнего обмыва в случае заражения внешних поверхностей.

Броневой защитой (противоосколочной) обеспечены только артиллерийские установки и ПУ ПКР «Москит».

Корабли проекта 956 «Сарыч»

Название корабля Дата спуска на воду Дата списания Примечания
«Современный» 18.11.1978 30.09.1998
«Отчаянный» 29.03.1980 30.09.1998
«Отличный» 21.03.1981 30.09.1998
«Осмотрительный» 24.04.1982 30.09.1998
«Безупречный» 25.06.1983 20.07.2001
«Боевой» 4.08.1984 в 2010
«Стойкий» 27.07.1985 30.09.1998
«Окрылённый» 31.05.1986 30.09.1998
«Бурный» 30.12.1986 В ремонте
«Гремящий» 30.05.1987 18.12.2006
«Быстрый» 28.11.1987 В составе КТОФ Корабль «Быстрый» самый старый из кораблей проекта, находящийся в строю
«Расторопный» 4.06.1988 Списан На утилизации
«Безбоязненный» 18.02.1989 В резерве
«Гремящий» 30.09.1989 Списан
«Беспокойный» 9.06.1990 В резерве ДКБФ
«Настойчивый» 19.01.1991 В составе ДКБФ Флагман Балтийского флота
«Адмирал Ушаков» 28.12.1991 В составе КСФ
«Внушительный» 17.10.1987 Разделан на металл
«Ханчжоу»
«Важный»
27.05.1994 Входит в состав ВМС Китая
«Фучжоу»
«Вдумчивый»
16.04.1999 Входит в состав ВМС Китая
«Буйный» - Постройка прекращена
«Тайчжоу»

«Внушительный»

27.04.2004 Входит в состав ВМС Китая
«Нинбо»

«Вечный»

23.06.2004 Входит в состав ВМС Китая

Характеристики

Водоизмещение, т:
Стандартное 6500
Полное 7940
Размеры, м:
Длина 156,5
Ширина 17,19
Осадка 5,96
Макс. скорость, уз. 33,4
Дальность плавания, миль:
на скорости 32,7 узла 1345
на скорости 18 узлов 3920
Автономность, суток 30
Экипаж, чел.
мирного времени 296
военного времени 358
Главная энергетическая установка 2хГТЗА-674
Суммарная мощность, л. с. 100000 (2х50000)
Вооружение
Ударное ракетное ПКР «Москит»
Зенитное ракетное М-22 «Ураган»
Артиллерийское вооружение АК-130
Артиллерийское зенитное вооружение АК-630М
Противолодочное 2хДТА-53, 2хРБУ-1000

Оценка проекта

Эскадренные миноносцы проекта 956 «Сарыч» создавались в эпоху Холодной войны, и основным их оппонентом в Мировом океане был американский корабль аналогичного класса Spruance. Этот эсминец ВМС США и его характеристики оказали большое влияние на будущий облик «Сарычей». Шло соревнование между двумя сверхдержавами и советские адмиралы требовали, чтобы наш корабль был не хуже.

Первое, что бросается в глаза, это различие в силовых установках двух кораблей. Причем газотурбинная энергетическая установка Spruance выглядит гораздо предпочтительней и по характеристикам, и по своей надежности. Американская энергетическая установка может выйти на полную мощность за двенадцать минут, советскому эсминцу для этого необходимо полтора часа.

Артиллерийское вооружение, безусловно, мощнее у советского корабля (изначально он проектировался, как корабль поддержки десанта), но американский эсминец превосходит его в средствах для противолодочной борьбы. Изначально более мощным ракетным вооружением обладал «Сарыч», но после модернизации на Spruance были установлены универсальные ПУ для ракет «Томагавк », что дало значительное преимущество американцу.

Однако в настоящее время основным эсминцем США являются корабли типа «Арли Берк». Этот корабль был спроектирован в середине 80-х годов и значительно превосходит корабли проекта 956 практически по всем показателям. «Арли Берк» - это эсминец четвертого поколения, поэтому сравнивать его с «Сарычем» не слишком корректно.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!