Кто такие баскаки определение. Баскаки «новой Орды» и ювенальный фашизм

История - это наука, которая основывается на достоверных фактах. Но порой этих фактов не хватает, тогда пробелы заполняются гипотезами, мнениями, домыслами. Разные ученые выдвигают свои версии, однако, как известно, истина где-то посередине. Многие тайны покрыты пылью веков, которая скрывает от нас суть явления, вопроса или события. Сегодня одной из темных сторон, которая не имеет однозначной оценки, можно считать период монгольского владычества на Руси. Тяжелое для русского народа время надолго остановило развитие страны и даже отбросило ее назад. Ученые до сих пор не могут сойтись во мнении о том, какие функции выполняли и вообще, кто такие баскаки. Картина вроде бы ясна: хана на покоренных территориях. Но все не так уж и просто.

Летописание было хорошо развито и широко распространено в Киевской Руси. Однако первые летописи рассказывали о Рюриковичах: их приходе на берега Днепра, их расселении и основании новых городов, борьбе с неспокойными соседями, кочевниками и оседлыми племенами. Начиная со второй половины тринадцатого века они кардинально изменяются: у авторов появляется грусть, поскольку русские земли попали в зависимость от поэтому народу приходится очень тяжело. А еще в них начинают встречаться новые термины, например, "баскак". Это слово обозначает золотоордынского чиновника, который обязательно присутствовал в каждом покоренном стольном граде. Со временем правители улуса Джучи, который превратился в отдельное государство - Золотую Орду, отозвали их. Причиной стали частые волнения местных жителей и их недовольство присутствием чужаков.

Какие функции выполняли баскаки на Руси? Одни историки считают, что главной (и единственной) их обязанностью было командование большими отрядами, обеспечивающими своевременный сбор дани и покорность. Другие ученые утверждают, что баскак - это уполномоченный ханом чиновник, который контролировал политику русских князей. Третьи придерживаются мнения, что баскаки не имели собственных войск, однако имели право при необходимости вызвать карательный отряд из Орды. Вызывалось военное подкрепление в случаях неповиновения, отказа уплатить налоги и так далее.

В одном сходятся практически все ученые, хотя и не находят тому подтверждения: баскак - это человек, который имел отношение к сбору дани. Скорее всего, он выполнял несколько функций и представлял интересы верховного хана. Но достоверно известно, что дань собирали отдельные люди, откупщики, которых назначали в Каракоруме, столице империи. В то же время истории неизвестны факты восстаний против баскаков, а вот против откупщиков дани народ собирался воевать неоднократно.

Можно сделать выводы, что баскак - это значимая фигура в истории русских земель, которая, однако, оскорбляла местных жителей, поскольку напоминала им об иге. И сам факт удаления этих чиновников из городов был оценен как положительный. Он свидетельствовал о том, что влияние Золотой Орды на Русь ослабело, а потом и вовсе сошло на нет. Но поставить точку в давнем споре многих ученых сможет лишь время и новые исследования.

Глагол bas- имеет значения: 1. давить; 2. ставить (печать); 3. подавлять, преодолевать; 4. нападать + аффикс действующего лица -qaq . По И. Н. Берёзину , и баскак и даруга имеют одно и то же значение - давитель (на печать) . Аналогичного мнения придерживался П. Пеллио : баскак - калька с монгольского, означает «чиновник, ставивший печать на документы» . А. А. Семёнов на основе сообщения Джувейни о баскаках Бухары считал, что значение термина - «охранитель», «опекун», «ханский наместник», и предполагал появление баскаков в домонгольское время.

Баскачество на Руси

На Кавказе

Монгольского наместника в Иране и на Кавказе Аргун-ака армянский летописец Степанос Орбелян называет «баскаком и везирем » .

Напишите отзыв о статье "Баскак"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Вернадский Г. В. Глава III. Золотая Орда // = The Mongols and Russia / Пер с англ. Е. П. Беренштейна, Б. Л. Губмана, О. В. Строгановой. - Тверь, М.: ЛЕАН, АГРАФ, 1997. - 480 с. - 7000 экз. - ISBN 5-85929-004-6 .
  • Греков Б. Д. , Якубовский А. Ю. . - М., Л.: Издательство АН СССР , 1950.
  • Насонов А. Н. Монголы и Русь (История татарской политики на Руси) / Отв. редактор Ю. В. Готье. - М., Л.: Издательство АН СССР, 1940.
  • Фёдоров-Давыдов Г. А. Общественный строй Золотой Орды. - М .: Издательство Московского университета, 1973. - С. 30-31.

Отрывок, характеризующий Баскак

– Ну, как же не дура! – крикнул князь, оттолкнув тетрадь и быстро отвернувшись, но тотчас же встал, прошелся, дотронулся руками до волос княжны и снова сел.
Он придвинулся и продолжал толкование.
– Нельзя, княжна, нельзя, – сказал он, когда княжна, взяв и закрыв тетрадь с заданными уроками, уже готовилась уходить, – математика великое дело, моя сударыня. А чтобы ты была похожа на наших глупых барынь, я не хочу. Стерпится слюбится. – Он потрепал ее рукой по щеке. – Дурь из головы выскочит.
Она хотела выйти, он остановил ее жестом и достал с высокого стола новую неразрезанную книгу.
– Вот еще какой то Ключ таинства тебе твоя Элоиза посылает. Религиозная. А я ни в чью веру не вмешиваюсь… Просмотрел. Возьми. Ну, ступай, ступай!
Он потрепал ее по плечу и сам запер за нею дверь.
Княжна Марья возвратилась в свою комнату с грустным, испуганным выражением, которое редко покидало ее и делало ее некрасивое, болезненное лицо еще более некрасивым, села за свой письменный стол, уставленный миниатюрными портретами и заваленный тетрадями и книгами. Княжна была столь же беспорядочная, как отец ее порядочен. Она положила тетрадь геометрии и нетерпеливо распечатала письмо. Письмо было от ближайшего с детства друга княжны; друг этот была та самая Жюли Карагина, которая была на именинах у Ростовых:
Жюли писала:
«Chere et excellente amie, quelle chose terrible et effrayante que l"absence! J"ai beau me dire que la moitie de mon existence et de mon bonheur est en vous, que malgre la distance qui nous separe, nos coeurs sont unis par des liens indissolubles; le mien se revolte contre la destinee, et je ne puis, malgre les plaisirs et les distractions qui m"entourent, vaincre une certaine tristesse cachee que je ressens au fond du coeur depuis notre separation. Pourquoi ne sommes nous pas reunies, comme cet ete dans votre grand cabinet sur le canape bleu, le canape a confidences? Pourquoi ne puis je, comme il y a trois mois, puiser de nouvelles forces morales dans votre regard si doux, si calme et si penetrant, regard que j"aimais tant et que je crois voir devant moi, quand je vous ecris».
[Милый и бесценный друг, какая страшная и ужасная вещь разлука! Сколько ни твержу себе, что половина моего существования и моего счастия в вас, что, несмотря на расстояние, которое нас разлучает, сердца наши соединены неразрывными узами, мое сердце возмущается против судьбы, и, несмотря на удовольствия и рассеяния, которые меня окружают, я не могу подавить некоторую скрытую грусть, которую испытываю в глубине сердца со времени нашей разлуки. Отчего мы не вместе, как в прошлое лето, в вашем большом кабинете, на голубом диване, на диване «признаний»? Отчего я не могу, как три месяца тому назад, почерпать новые нравственные силы в вашем взгляде, кротком, спокойном и проницательном, который я так любила и который я вижу перед собой в ту минуту, как пишу вам?]
Прочтя до этого места, княжна Марья вздохнула и оглянулась в трюмо, которое стояло направо от нее. Зеркало отразило некрасивое слабое тело и худое лицо. Глаза, всегда грустные, теперь особенно безнадежно смотрели на себя в зеркало. «Она мне льстит», подумала княжна, отвернулась и продолжала читать. Жюли, однако, не льстила своему другу: действительно, и глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты. Но княжна никогда не видала хорошего выражения своих глаз, того выражения, которое они принимали в те минуты, когда она не думала о себе. Как и у всех людей, лицо ее принимало натянуто неестественное, дурное выражение, как скоро она смотрелась в зеркало. Она продолжала читать: 211
«Tout Moscou ne parle que guerre. L"un de mes deux freres est deja a l"etranger, l"autre est avec la garde, qui se met en Marieche vers la frontiere. Notre cher еmpereur a quitte Petersbourg et, a ce qu"on pretend, compte lui meme exposer sa precieuse existence aux chances de la guerre. Du veuille que le monstre corsicain, qui detruit le repos de l"Europe, soit terrasse par l"ange que le Tout Рuissant, dans Sa misericorde, nous a donnee pour souverain. Sans parler de mes freres, cette guerre m"a privee d"une relation des plus cheres a mon coeur. Je parle du jeune Nicolas Rostoff, qui avec son enthousiasme n"a pu supporter l"inaction et a quitte l"universite pour aller s"enroler dans l"armee. Eh bien, chere Marieie, je vous avouerai, que, malgre son extreme jeunesse, son depart pour l"armee a ete un grand chagrin pour moi. Le jeune homme, dont je vous parlais cet ete, a tant de noblesse, de veritable jeunesse qu"on rencontre si rarement dans le siecle оu nous vivons parmi nos villards de vingt ans. Il a surtout tant de franchise et de coeur. Il est tellement pur et poetique, que mes relations avec lui, quelque passageres qu"elles fussent, ont ete l"une des plus douees jouissances de mon pauvre coeur, qui a deja tant souffert. Je vous raconterai un jour nos adieux et tout ce qui s"est dit en partant. Tout cela est encore trop frais. Ah! chere amie, vous etes heureuse de ne pas connaitre ces jouissances et ces peines si poignantes. Vous etes heureuse, puisque les derienieres sont ordinairement les plus fortes! Je sais fort bien, que le comte Nicolas est trop jeune pour pouvoir jamais devenir pour moi quelque chose de plus qu"un ami, mais cette douee amitie, ces relations si poetiques et si pures ont ete un besoin pour mon coeur. Mais n"en parlons plus. La grande nouvelle du jour qui occupe tout Moscou est la mort du vieux comte Безухой et son heritage. Figurez vous que les trois princesses n"ont recu que tres peu de chose, le prince Basile rien, est que c"est M. Pierre qui a tout herite, et qui par dessus le Marieche a ete reconnu pour fils legitime, par consequent comte Безухой est possesseur de la plus belle fortune de la Russie. On pretend que le prince Basile a joue un tres vilain role dans toute cette histoire et qu"il est reparti tout penaud pour Petersbourg.

уполномоченные представители монгольских ханов в завоеванных землях. В русских княжествах во 2-й половине XIII – начале XIV в. занимались сбором дани («выхода») и контролировали местные власти (были в каждом княжестве). Б. были непосредственными начальниками военных ордынских отрядов, размещенных по важнейшим русским городам с целью обеспечения безопасности сборщиков дани и других ханских чиновников, посылаемых в Россию. Центральной резиденцией ханского наместника – великого Б. – был Владимир-на-Клязьме. Аппарат управления, возглавляемый Б., состоял из данщиков, т. е. собственно сборщиков дани по распоряжению дару г и при помощи Б.; писцов, производивших перепись народа и оценку капиталов и по учиненной переписи раскладывавших подати, следовавшие в казну ханскую (численники); таможенников, т. е. сборщиков пошлин таможенных или рыночных, собираемых на рынке при продаже товаров; заставщиков и заказников (сборщиков мытных, или проездных, пошлин по дорогам и мостам). В обязанности Б. входили: перепись жителей, набор войска, устройство почтовых сообщений, сбор и доставка ко двору дани. Б. являлся исполнительным и контролирующим лицом, доставлял необходимые сведения в центр. Однако почти всегда рядом с ним находились представители местной власти. Древнее угличское сказание сообщает, что в 1238 г. Батый «оставил в нем (Угличе) своих чиновников», вместе с которыми правил и угличский князь Владимир Константинович. В 1257 г. были проведены перепись и обложение данью населения Руси. В сборе дани использовалась десятичная система, существовавшая на Руси с древнейших времен. С конца XIII–XIV вв. сбор дани становится прерогативой русских князей (после восстания 1290 г.) (см. Выход ордынский).

В последние годы мы не раз говорили о том, что Россия оказалась под игом «новой Орды». И столица этой «новой Орды» находится за океаном. Российские политики, чтобы получить право на ханский ярлык покорно отправлялись все эти годы за океан с «поминками» и дарами в виде всяческих уступок в политике и экономике. При этом в столицу «новой Орды» отправлялись не только за ярлыком на «Великое княжение». Даже претенденты на министерские посты и все ведущие политики должны были слетать за океан, чтобы поклонится идолам «новой Орды», пройти смотрины и задобрить ханских вельмож. И, разумеется, каждый из этих политиков и министров обещал усердно платить дань в «новую Орду». Трудно точно подсчитать, но совершенно ясно, что вывезли в виде дани в «новую Орду» многие сотни миллиардов. И поэтому действиям «экономического блока» российского правительства в последние десятилетия есть только одно объяснение: все эти годы они послушно и старательно эту дань выплачивали. То есть те, кого мы именуем российскими министрами, на самом деле являлись обычными ханскими баскаками. А кто такие баскаки?

В свое время в империи Чингиз-хана китайские чиновники выстроили очень четкую систему сбора дани. Монголы научились грабить покоренные народы не стремительными набегами, а продуманной системой выдавливания дани. И сборщиков этой дани называли «давителями» - «башафарами», «баскаками».

В покоренных монголами землях - и в Армении, и в Хорезме, и на Руси - чиновники провели тщательную перепись всех, кто сможет работать на завоевателей. «Приехали численицы, исчетоша всю землю Суздальскую и Рязанскую и Муромскую…». После переписи во всех русских княжествах появились ханские баскаки, чья задача состояла в том, чтобы старательно выдавливать дань из покоренного народа.

Плано Карпини пишет: «Башафаров (баскаков) ставят в землях... и подобает повиноваться их мановению. И если люди какого-либо города или земли не делают того, что они захотят, то эти башафары говорят им, что они неверны татарам. И таким образом разрушают их землю, а людей, которые в ней находятся, убивают при помощи сильного отряда татар, которые приходят без ведома жителей и внезапно обрушиваются на них».

Баскаки-давители принесли Русской земле много горя. «Пришел Конча в Ростов и много зла сотвори, и церковь святой Богородицы пограби, и все церкви и монастыри и села, и люди плениша…», - не одну подобную запись о бесчинствах баскаков можно встретить в русских летописях.

Но особенно тяжко стало русским людям, когда сбор дани монголы отдали на откуп «бесерменам и жидам» - мусульманским и иудейским купцам. Многие из тех купцов, что выкупили у монголов право на сбор дани с Русской земли, были потомками хазар.

Хазарский каганат, раскинувшийся в степях между Доном и Волгой, был в свое время огромной и могущественной державой. Верхушка каганата исповедовала иудейскую веру, племена кочевников-тюрок были наполовину языческими. Хазары-кочевники постоянно совершали набеги на славянские племена, угоняли в Степь тысячи людей, а иудейские купцы из столицы каганата Итиля в низовьях Волги, отправляли на невольничьи рынки разных стран караваны со славянскими рабами. Многие годы хазары обогащались золотом на славянском горе и слезах, пока великий воитель Святослав Храбрый одним могучим ударом не разметал хищную державу, навсегда разрушил и сравнял с землей города Итиль и Саркел. После уничтожения князем Святославом хазарской державы иудейские купцы разбежались. Некоторые из хазар осели в Крыму, многие добрались до Хорезма. Часть из хазар приняла ислам. Хорезм, завоеванный монголами, входил в улус Джучи. Столица Золотой Орды Сарай-Бату, а затем Сарай-Берке находилась в низовьях Волги недалеко от того места, где некогда располагалась столица разгромленного Святославом Храбрым Хазарского каганата.

В Золотой Орде хорезмийские купцы, мусульмане и иудеи быстро вспомнили далекие времена, когда основным источником прибыли степной державы хазар была торговля рабами. После смерти Бату-хана его сын Сартак был отравлен и ханом Золотой Орды стал Берке. Берке принял ислам и стал оказывать особое покровительство купцам мусульманам из Хорезма. Мусульманские и иудейские купцы получили право взять в «откуп» сбор дани с Русского улуса Золотой Орды. Вновь степные всадники погнали в низовья Волги тысячи славянских невольников.

Иудейские купцы столетиями занимались ростовщичеством, опытными ростовщиками были и хорезмийские мусульмане. Опутывая процентами-резами должников, «басурмане уводили в рабство многие души христианские в разные земли». О том, что творили безжалостные и жадные баскаки на Русской земле лучше всего повествует песнь о Щелкане. Надо заметить, что баскаки безжалостно выдавливая деньги из русских людей, сами быстро обогащались, так как определенную дань отсылали в Орду, а все, что могли выдавить сверх этого, оставляли себе.

После страшного Батыева погрома монголо-татары еще не раз опустошали русские земли. На Русь обрушивались то Неврюева, то Дедюнева рати - опустошительные нашествия ордынской конницы. Эти жестокие кровавые погромы должны были окончательно сломить волю русского народа к сопротивлению.

Но, несмотря на это, русичи не смогли долго терпеть бесчинства ордынских баскаков на своей земле. В 1262 году во многих городах ударили в колокола. «От лютого томления басурманского вложил Бог ярость в сердца христиан». Ненавистных «бесермен» убивали, иных избив, изгоняли из русских городов.

Надо заметить, что у баскаков были помощники из русских предателей, которые помогали им грабить и давить своих соотечественников.

Во все времена самым жестоким грехом, который выжигает душу, делает человека грех иудин - предательство. В Ростове, избивая и изгоняя баскаков, убили бывшего монаха Зосиму - пьяницу и сквернослова, «сосуд сатанин». «Отрекшись от Христа и став басурманом», предатель «творил христианам великую досаду, ругался над крестом и святыми церквами». Тело «скверного законопреступника», «быстрое на все злое», «псы влачили по городу». В страхе спасались от русского гнева проклятые «бесермены». Но случались и необычные истории. Одного из баскаков, молодого ордынца, пожалела и спасла от народного гнева русская девушка, укрыв у себя в доме. Покаявшись, ордынец принял крещение и остался жить на Руси, женившись на своей спасительнице. Русские люди всегда отличались великодушием и способностью по-христиански прощать врагов. От крестившегося баскака пошел род дворян Баскаковых.

Хан Берке сам был «бесерменом», и на Русь должно было обрушиться страшное карательное нашествие туменов Золотой Орды. Но святой благоверный князь Александр Невский, отправившись в Орду, сумел «отмолить» народ от беды. По-видимому, хан Берке понял, что лучше получать дань с русских княжеств, чем полностью истребить непокорный народ. С тех пор собирали дань и отправляли ее в Сарай русские князья. Только при хане Узбеке, жестокий и свирепый Чол-хан приедет с многочисленным отрядом ордынцев в Тверь и станет бесчинствовать. Восставшие тверичи убьют Чол-хана и истребят всех ордынцев. Восставшая Тверь была разгромлена войсками Золотой Орды. Но после этого никто из золотоордынских вельмож больше не пытался подобно Чол-хану сесть с войском в русских городах, чтобы грабить и унижать русских людей. Кстати, Чол-хан ставил своей задачей постепенно «обессерменить» русских в Твери. Повторить подобную попытку, разгромить Русь, изгнать русских князей и посадить на их место своих вельмож и поставить в русских городах вместо храмов мечети попытался Мамай, но мы все знаем, что закончилась она на поле Куликовом. Не лишним будет вспомнить, что после разгрома Русской земли Мамаем, право на сбор дани с русских желали получить генуэзцы. Генуя - город, который в то время стал центром мирового ростовщичества. И генуэзские купцы и банкиры-ростовщики, не менее хорезмийских торговцев любили промышлять работорговлей.

Вновь возвращаясь из далекого прошлого в ХХI век, мы с вами видим, как «новая Орда», центр современной цивилизации банкиров- ростовщиков, методично грабит русскую землю. Только «новые баскаки», что старательно выдавливают дань из русских людей, сегодня официально имеют российское гражданство. Вроде бы не ордынцы нас грабят. Хотя у многих из баскаков официально имеется и гражданство «новой Орды». Все эти десятилетия народ относительно безропотно терпел, видя как новые баскаки отправляя дань в Орду, сами довольно стремительно обогащаются.

Но в последнее время баскаки, послушно выполняя волю своих повелителей, придумали новый способ давить и угнетать народ. Называется новое изобретение - «ювенальная юстиция».

Вспоминая песнь о Щелкане (Чол-хане), обращаешь внимание на то, как вел себя баскак в Твери. У должников ордынские баскаки отбирали детей. «У которого денег нет, у того дитя возьмет».

Современные баскаки-давители выдавили из народа все, что только можно было выдавить тарифами, ЖКХ, низкими зарплатами и прочими способами сбора дани. И теперь решили у ограбленных ими людей отнять детей - «у кого денег нет, у того дитя возьмет». Ювенальщики получают право заходить в любой дом и, обнаружив отсутствие в холодильнике колбасы и апельсинов, забрать ребенка. Часто отнятых детей отдают в семьи зарубеж. Судьба многих детей, которых вывезли за эти годы из России, остается неизвестной. Подозревают, что часть пропавших детей могли «разобрать» на органы. И в этом нет ничего удивительного, если знать о том, что происходит в современном мире, какой людоедский бизнес построен на продаже человеческих органов. Но в последнее время существует еще одна опасность - в США и Европе ребенка могут позволить усыновить «семье» содомитов.

Новые баскаки любыми способами, под разными названиями проталкивая в России ювенальную юстицию, пытаются получить законное право отбирать у русских матерей детей. Среди тех, кто помогает новым баскакам, есть известные политики и правозащитники. Есть иуды рангом поменьше - работники органов опеки, которые отбирают детей из вполне благополучных семей. Свидетельства об этих преступлениях приходят со всех концов страны. Эти иуды ничем не лучше ювенальных преступников, которые действуют в Финляндии. Но, как правильно заметил в своей статье «Ювеналка, дочь Клары Цеткин и Льва Троцкого» отец Александр Шумский //сайт/news_rl/2012/10/13/yuvenalka_doch_klary_cetkin_i_lva_trockogo/, у русских и финнов во многом различное отношение к закону. И никто не даст гарантии в том, что когда ювенальная юстиция (неважно под каким названием) начнет в полной мере действовать в России, народ будет долго терпеть эти преступления. И «не в силах больше терпеть лютое томление басурманское», народ начнет избивать собственных иуд и новых баскаков.

Очень часто враги России ошибались, принимая долготерпение русских людей за рабскую покорность. И считали, что им удалось окончательно сломать и запугать русских. Потом приходило отрезвление, но было поздно - «дубина народной войны» начинала гвоздить и беспощадно вколачивала врагов в землю.

Сегодня есть надежда, что нынешний правитель России, получивший в свое время в «новой Орде» ярлык на княжение и одобренный баскаками, желает постепенно избавиться от ордынского ига. И будет гораздо лучше, если правитель России своей волей сумеет изгнать ордынских баскаков, а иудам посоветует попросить у народа прощения и перестать служить Орде. Народ у нас великодушный и все готов простить. Но до тех пор, пока не ударил вечевой колокол.

Ювенальный фашизм необходимо похоронить. Сегодня отношение к ювенальной юстиции, не менее важный вопрос для безопасности России, чем состояние группировки РВСН. Власть обязана внимательно проследить, кто и на какие деньги проталкивает в нашей стране законы, которые могут привести к социальному взрыву и кровопролитию. Думаю, что для спецслужб это не сложно. Да и православные патриотические организации, которые не первый год пытаются остановить продвижение ювенальщины, могут назвать имена многих иуд. Хорошо бы напомнить этим людям, что за тридцать серебряников приходится жестоко расплачиваться. И в этой земной жизни и в Вечности. Хотя, сомневаюсь, что для большинства из них это прозвучит убедительно. Русская Православная Церковь не раз высказывалась против ювенальной юстиции, призывая государство защитить семью и права родителей. Но либералы, которые поддерживают ювенальщиков, в последнее время ведут с Церковью яростную войну. Кстати, ни один из них не позволил себе задуматься, имеют ли право воспитывать детей те кощунницы, что бесновались в Храме Христа Спасителя и творили в присутствии детей запредельные мерзости.

Все серьезные аналитики понимают, что нарастающий в начале ХХI века кризис, может привести к страшной мировой войне. Мы видим, как появляются все новые угрозы для безопасности России. И в этих условиях наши противники любыми способами пытаются раскачать российскую государственность. Кажется, первый натиск «оранжевых» удалось отбить. Но неужели государственным мужам, отвечающим за безопасность страны не заметна связь ювенальщиков и «болотных»? Деятели «оранжевой» революции, которая должна сокрушить российскую государственность, и сторонники ювенальной юстиции получают деньги и указания из одних и тех же центров. И тех и других дружно поддерживают определенные международные структуры, трогательно заботятся депутаты Европарламента - все, кто надеется путем «полной демократизации» России окончательно решить «русский вопрос». И если изгонять из России различные зарубежные НПО - филиалы враждебных спецслужб, то, наверное, и деятельность местных иуд хорошо бы пресечь.

Кстати, в условиях, когда на Кавказе вновь готовят и уже методично разжигают новую большую войну, необходимо подумать и о том, какой козырь дают вахаббитам сторонники ювенальной юстиции. «В этом государстве кяфиры отнимают детей у родителей. Разве может мусульманин жить в таком государстве? Он обязан вести джихад с этим нечестивым народом».

Сторонники ювенальной юстиции, проталкивая свои законы, старательно сталкивают нынешнего президента Владимира Владимировича Путина с тем консервативным, любящим Родину большинством народа, в котором он стремится найти опору для возрождения России. В случае принятия ювенальных законов неизбежно отвернется от действующей власти подавляющее большинство православных людей. Неизбежен и конфликт с Русской Православной Церковью, ибо ювенальная юстиция полностью противоречит исполнению заповедей Божиих. Деятельность новых ордынских баскаков и их пособников угрожает самому существованию России, Русской цивилизации и Русского народа.

Президент Владимир Путин должен вспомнить плакат времен Великой Отечественной войны, на котором вражеский штык направлен на русскую женщину, бережно прижимающую к своей груди ребенка. На плакате надпись «Боец Красной армии! СПАСИ!» Сегодня оружие ювенальщиков, этих новых баскаков новой Орды, направлено на русскую женщину и русских детей. Не случайно появилось понятие - «ювенальный фашизм»

В великой песне «Священная война» есть такие строки: «Вставай, страна огромная,/ Вставай, на смертный бой/ С фашистской силой темною,/ С проклятою ордой».

Сегодня новая Орда пытается навсегда установить свое иго над Русской землей. Но ювенальная юстиция угрожает не только нам. И в Германии в последнее время многие осознали, что такое ювенальный фашизм. Уничтожение традиционной семьи, уничтожение священной любви, которая связывает детей и родителей - смысл антихристианской и нечеловеческой идеологии либерального фашизма. И Россия сегодня противостоит не каким-то жалким ювенальщикам, но нашествию тоталитарной сатанинской идеологии. В песне «Священная война» не случайно звучат слова: «Как два различных полюса,/ Во всем враждебны мы:/ За свет и мир мы боремся,/ Они - за царство тьмы».

На Всемирном Русском Народном Соборе святейший патриарх Кирилл говорил о том, что русский народ, останавливая нашествия Наполеона и Гитлера, одерживая победу, давал возможность свободно развиваться народам Европы. В год 70-летия начала Сталинградской битвы мы должны добиться перелома в борьбе с ювенальным фашизмом. «Гнилой фашистской нечисти/ Загоним пулю в лоб,/ Отребью человечества/ Сколотим крепкий гроб!».

Для «особо бдительных» сторонников борьбы с экстремизмом поясняю: я не призываю к физической расправе над сторонниками ювенальной юстиции. Желаю им одуматься и принести покаяние, как это сделал некогда ордынский баскак. Большей радости в этом случае для нас всех не может быть. Но я призываю государственную власть обратить внимание на деятельность этих персон, которая способна разжечь в России междоусобную брань и кровопролитие, привести к тяжелейшим потрясениям и непредсказуемым последствиям. В этом смысле для ювенальной юстиции мы обязаны сколотить крепкий гроб и навсегда похоронить проекты, которые способны разрушить семью и уничтожить Россию.

Всегда, во все времена русский человек самоотверженно защищал свою Родину, не на жизнь, а на смерть сражался с теми, кто пытался установить иго над Русской землей. Ярость в сердце человека, который сражается, защищая свою семью и своих детей - благородное чувство, благословенное Богом. «Пусть ярость благородная/ Вскипает, как волна, -/ Идет война народная/ Священная война!».

Да воскреснет Святая Русь молитвами святых Царственных мучеников, всех святых, в земле Российской просиявших, и расточаться врази ее! Пресвятая Богородице спаси нас!

Виктор Саулкин , обозреватель радио «Радонеж»

«Реформы Хрущёва» - Федеральные Судьи. Законодательное закрепление руководящей роли КПСС. Мировые судьи. Федеральное Собрание (Совет Федерации и Гос.Дума). Приход к власти после отставки Н.С. Хрущева нового руководства – Л.И. Брежнева, А.Н. Косыгина. Итоги президентства В.В. Путина. Верховный Суд. Вооруженные силы РФ. Появление самиздата.

«Оттепель» - Достижения науки и техники. Образование. А) Выполнение учащимися заданий на карточках №№1,2. История России. Б) Обсуждение ответов на задание. «Оттепель» в духовной жизни. Пластов А.А. Ужин тракториста. Оживление культурной жизни, «оттепель» Линия прогресса, преодоления застоя и догматизма. Развитие науки и образования. 2.Развитие науки. 3) Развитие образования.

«Оттепель Хрущёва» - Ю. Гагарин и Н. Хрущев. 1. Литература и искусство. Партийный контроль «сдерживал» критику сталинизма, начатую самой партией. В живописи был реабилитирован авангард. Резкой критике подверглись А.Вознесенский, Е.Евтушенко, Д.Гранин, К.Паустовский, Э.Неизвестный, М.Хуциев. На перемены, начавшиеся в обществе, первыми откликнулись представители литературы.

«Хрущёвская оттепель» - Осип Эмильевич Мандельштам. Сталинский ГУЛАГ. Евтушенко. Чистое небо. Александр Твардовский. Взбалмошные сборы. Галич. Архитектура. Самиздат. Творчество молодых композиторов. Коненков Сергей Тимофеевич. Соседки. Эрнст Иосифович Неизвестный. Решительная война. Мальчики. Пресс власти. Здание музея. Конфликт Фадеева.

«Экономика при Хрущёве» - В хрущевском десятилетии часто выделяют два периода, различных по экономическим результатам. Был принят закон о пенсиях по возрасту для рабочих и служащих. В хозяйствах не хватало электроэнергии, химических удобрений, ценных культур. Медленно росло производство потребительских товаров, которых хронически не хватало.

«Борьба Хрущева за власть» - Секретарь ЦК КПСС. Вопросы. Политическая программа. Председатель Совета министров. Политические программы преемников И.В. Сталина в борьбе за власть в 1953 году. Урок – практикум Работа с документами и первоисточниками. Составить развёрнутый план: «Этапы борьбы за власть в 50-е гг.». Отношение к культу личности.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!