Кто такой князь святослав сын ольги. Кто такой Святослав Храбрый? Византия затягивает петлю

Имя: Святослав Игоревич (Святослав Рюрикович)

Дата рождения: 942 г.

Возраст: 30 лет

Дата смерти: 972 г.

Деятельность: полководец, государственный деятель

Семейное положение: был женат

Святослав Игоревич: биография

Князь новгородский и киевский Святослав Игоревич правил русским государством с 944 по 972 год. Правитель известен своими военными походами и завоеваниями, битвами против Болгарского государства и Византии.


Единственным сыном князя Игоря и княгини Ольги стал Святослав. Точная дата рождения будущего правителя до сих пор не известна. По Ипатьевскому списку Святослав Игоревич родился в 942 году (в некоторых источниках указан 940 год). Запись о событии отсутствует в Лаврентьевском перечне. Это вызывает массу вопросов в среде исследователей, поскольку информация противоречива. В литературных источниках заявлен 920 год, но историки считают это выдумкой, а не правдой.


Воспитание княжеского сына было возложено на плечи варяга Асмуда, который делал акцент на основные навыки. Юный Святослав получал знания, которые пригодились в военных походах: искусство боя, управление лошадьми, ладьей, плавание, мастерство маскировки. За полководческое искусство отвечал другой наставник – воевода Свенельд. Первые данные о Святославе, увидеть которые можно в русско-византийском договоре князя Игоря, стали появляться в 944 году. Спустя год князь погибает.


К смерти правителя привело недовольство древлян по поводу взимания слишком большой дани. Так как Святослав Игоревич еще ребенок, бразды правления переходят к матери – княгине Ольге. Через год после убийства мужа Ольга отправляется в земли древлян. Как и полагается главе государства, 4-летний Святослав начинает сражение вместе с дружиной отца. Юный правитель выиграл битву. Княгиня заставила древлян подчиниться. Чтобы подобных трагедий в будущем не происходило, регентша внедряет новую систему правления.


В летописях говорится о том, что в детстве Святослав Игоревич не расставался с матерью и постоянно проживал в Киеве. Ученые нашли доказательства неверности этого суждения. Византийский император Константин Багрянородный рассказывал следующее:

«Приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии».

Исследователи считают, что в Новгород Святослав переехал по требованию отца. Было в летописях упоминание о визите Ольги в Константинополь. При этом о будущем князе говорят, не называя титула Святослава Игоревича.

Начало правления

В «Повести временных лет» сказано, что первый поход Святослава Игоревича случился в 964 году. Главной целью правителя стало нанесение удара по Хазарскому каганату. Князь не стал отвлекаться на вятичей, встретившихся по пути. Атака на хазар обрушилась годом позже – в 965. В летописи об этом сказано следующее:

«В лето 6473 (965) пошёл Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу ему со своим князем каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар, и град их и Белую Вежу взял. И победил ясов икасогов».

Интересно, что современник Святослава преподносит события в ином ключе. Ибн-Хаукаль утверждал, что с хазарами князь расправился позднее указанного в летописи времени.


Современник вспоминал другие военные действия против Волжской Булгарии, но в официальных источниках такая информация отсутствует. Вот что говорил Ибн-Хаукаль:

«Булгар - город небольшой, нет в нем многочисленных округов, и был известен тем, что был портом для упомянутых выше государств, и опустошили его русы и пришли на Хазаран, Самандар и Итиль в году 358 (968/969) и отправились тотчас же после к стране Рум и Андалус… И ал-Хазар - сторона, и есть в ней город, называемый Самандар, и он в пространстве между ней и Баб ал-Абвабом, и были в нем многочисленные сады…, но вот пришли туда русы, и не осталось в городе том ни винограда, ни изюма».

В 965 году Святослав Игоревич прибывает в Саркел на Дону. Несколько битв потребовалось для завоевания этого города. Но недолго праздновал победу правитель, так как на пути появился Итиль – главный город Хазарского каганата. Завоевателю достался еще один населенный пункт – Семендер. Этот славный город расположился на берегу Каспийского моря.


Хазарский каганат пал перед натиском Святослава, но этого правителю было мало. Князь старался отвоевать и закрепить за собой эти земли. Вскоре Саркел переименовали в Белую Вежу. По некоторым данным, в те же годы Киев получил Тмутаракань. Считается, что удерживать власть удавалось вплоть до начала 980-х годов.

Внутренняя политика

Внутренняя политика Святослава Игоревича была активной. Перед собой правитель поставил цель – укрепление власти посредством привлечения военных дружин. Политика не привлекала молодого князя, поэтому особых изменений во внутренней деятельности государства не произошло за годы правления Святослава.


Несмотря на нелюбовь к внутренним делам Руси, Святослав Игоревич вносил некоторые коррективы. В частности, он сформировал новую систему сбора налогов и податей. В разных частях Древнерусского государства организовали специальные места – погосты. Здесь собирали деньги с жителей. Святослав Игоревич смог побороть вятичей, которые то и дело бунтовали против правителя. Во время похода князь усмирил буйный народ. Благодаря этому казна снова стала пополняться. Несмотря на работу в этом направлении, большую часть забот взяла на себя княгиня Ольга.


Мудрость правления великого князя проявляется после рождения сыновей. Святославу Игоревичу необходимо было поставить на престолы в разных городах верных и преданных людей. В Киеве правил Ярополк, в Новгороде – , Олег стал князем Древлянским.

Внешняя политика

Внешняя политика стала страстью молодого князя. На его счету несколько крупных войн – с Болгарским царством и Византией. Немало версий в истории имеют эти важные для Руси события. Историки остановились на двух вариациях борьбы с Болгарским царством. Первое мнение заключалось в том, что все началось с конфликта между Византией и Болгарским царством. В связи с этим византийский император обратился за помощью к Святославу Игоревичу. Именно его воины должны были напасть на Болгарию.


Второе мнение кроется в том, что Византия пыталась ослабить киевского князя, так как правитель был способен завоевать их земли. И в Византийском государстве не было спокойствия: прибывший к Святославу посол решил устроить заговор против своего императора. Он подговаривал русского князя, обещал ему болгарские земли и сокровища из казны Византии.


Вторжение в Болгарию произошло в 968 году. Святослав Игоревич сумел побороть противников и завоевать Переяславец, расположенный в устье Дуная. Отношения с Византийским государством стали постепенно портиться. В этом же году на Киев совершили набег печенеги, поэтому князю пришлось в срочном порядке возвращаться в столицу Руси. В 969 году скончалась княгиня Ольга, которая занималась внутренней политикой государства. Это подтолкнуло Святослава Игоревича к привлечению к правлению детей. Князь не желал оставаться в столице:

«Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли золото, паволоки, вина, различные плоды; из Чехии и из Венгрии серебро и кони; из Руси же меха и воск, мёд и рабы».

Несмотря на то что именно византийское правительство организовало набег на болгар, последние обратились за помощью в борьбе со Святославом к ним. Император долго думал, как поступить, но потом принял решение укрепить свое государство династическим браком. В конце 969 года государь погибает, а на престол взошел Иоанн Цимисхий. Он не позволил обручиться болгарскому сыну и византийской деве.


Картина "Встреча Святослава с Иоанном Цимисхием". К. Лебедев, 1916

Поняв, что Византия теперь не помощник, власти Болгарского государства решают заключить договор со Святославом Игоревичем. Вместе правители идут против Византии. Военная напряженность между империей и русским государством нарастала. Постепенно к крепостям подтягивали войска. В 970 году случилось нападение на Византию. На стороне Святослава были болгары, венгры и печенеги. Несмотря на серьезные преимущества по количеству военных, в генеральном сражении князь Святослав Игоревич был разгромлен.


Картина "Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 году". Генрих Семирадский

Спустя год войска восстановили силы и вновь стали совершать набеги на Византийское государство. Теперь столкнулись в битве правители. Снова бойцы Византии были успешнее. Они захватили в плен болгарского царя и подобрались к Святославу. В одном из боев князя ранили. После этого византийский император и русский правитель сели за стол переговоров. Святослав Игоревич покидает Болгарию, но восстанавливает торговые отношения с Византией. Теперь восточная часть Болгарского государства подчиняется императору. Западные области получили независимость.

Личная жизнь

Военные походы стали главной целью жизни Святослава Игоревича. Личная жизнь князя складывалась удачно. Правитель стал отцом троих сыновей – Ярополка, Олега и Владимира. На плечи юных сынов легла забота о внутренней политике государства, пока отец завоевывал новые территории.


Картина "Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев". И. А. Акимов, 1773 г.

В официальных документах того времени отсутствует информация о жене, родившей двух старших сыновей. Известно о матери Владимира. Женщина не состояла в браке с князем, но была наложницей.

Смерть и память

Биография Святослава Игоревича обрывается в марте 972 года. Князь не мог оставаться в устье Днепра. Вместе с войском правитель пытался пробраться сквозь засаду печенегов. Это было катастрофической ошибкой, так как ослабленные бойцы пали от рук кочевников. Зверски расправились печенеги со Святославом:

«И напал на него Куря, князь печенежский; и убили Святослава, и отрезали голову его, и сделали из черепа чашу, оковав череп, и после пили из него».

За время правления князь расширил территорию государства и получил прозвище Храбрый. Святослава так называют в исторических справках. Память о Святославе Игоревиче живет до сих пор. Образ князя-воина использовали в художественной литературе, искусстве. В начале XX века появился первый памятник «Святослав на пути к Царь-граду». Скульптуры расположились в Киеве и украинских областях.


Своеобразное фото доступно в интернете. Мастера по описаниям современников князя создали портрет: мужчина среднего роста, курносый, с густыми бровями, голубыми глазами, длинными усами, крепким затылком и широкой грудью.

Будущий князь Святослав родился в семье князя Игоря и Ольги и получил славянское имя, однако отличался варяжским духом язычника. Едва возмужав, он собрал вокруг себя бесстрашную боевую дружину и вышел с ней в поисках добычи и вечной славы.

Князь Святослав совершил множество успешных славных походов ещё при жизни княгини Ольги. Он ходил на Оку, подчинив вятичей, которые в то время платили дань хазарам, а потом пошёл на самих хазар, разгромив их царство и захватив основные населённые пункты – города Итиль и Саркел. Вместе с этим Святославу удалось победить племена черкесов и ясов на Кубани, а также овладеть территориями на Азовском побережье и в устьях Кубани.

Кроме того, князь Святослав смог проникнуть на Волгу, разорить земли камских болгар и захватить их главный город Болгар. Одним словом, Святославу удалось победить и разорить всех восточных соседей Киевской Руси, которые входили в общую систему Хазарской державы. Отныне лишь Русь являлась основной силой в Черноморье! Однако падение Хазарского царства смогло достаточно усилить кочевых печенегов. Теперь в их распоряжении находились все южнорусские степи, которые ранее были заняты хазарами.

Придя обратно в Киев после военных походов на Восток, князь Святослав получает приглашение от греков прийти и помочь им в войне с дунайскими болгарами. Князь, собрав много воинов смог завоевать Болгарию, оставшись в городе Переяславец, что на Дунае, считая захваченные земли собственностью Киевской Руси.

В этот период к Святославу добираются посланники княгини и извещают князя о том, что пока его не было был осаждён печенегами Киев, а сама Ольга с внуками едва спаслась от врагов и послала их к сыну с упрёками. Вернувшись, княжеская дружина прогнала кочевников в степь, но надолго не осталась. Однако, княгиня попросила сына не уходить пока она не умрёт.

Похоронив мать, князь собрал войско и ушёл в Болгарию, оставив княжить в Киеве своих сыновей. Но греки не пожелали впускать Святослава в Болгарию и начали военные действия в которых победила Византия.

Вынужденный подписать перемирие с греками, князь Святослав пошёл обратно домой, однако его войско было захвачено в днепровских порогах и перебито. Там же был и убит последний языческий русский князь.

После кончины князя начался период междоусобиц и борьбы за власть в Киеве.

Княгиня Ольга, супруга Игоря, осталась вдовой с трехлетним сыном. На ее долю выпало наводить порядок в государстве, обустраивая города, содействуя развитию торговли, смиряя внутренние бунты едва присоединившихся к Руси племен. А вот сын вырос совсем другим человеком, и правил он своей «вотчиной» не как рачительный хозяин, а скорее как военачальник. Каковы же результаты его княжения?

Ольге было сложно заниматься воспитанием ребенка, поскольку много времени у нее отнимали государственные дела. К тому же, по понятиям того времени, мужчина, даже князь, должен был быть прежде всего воином и отличаться храбростью и смелостью. Поэтому сын Игоря рос при дружине. Маленький Святослав, находясь под опекой воеводы Свенельда, принимал участие в походах чуть ли не на равных со взрослыми дружинниками. Когда Святославу было 4 года, во время очередного похода русичей ему дали копье. Юный княжич бросил копье во врага изо всех своих силенок. И хотя оно упало возле коня, этот пример очень воодушевил воинов, которые дружно пошли на врага.

Походы против хазар. Завоевание Болгарского царства

Русские купцы на Волге терпели немало неудобств. Их притесняли хазары, часто совершали нападения болгары. Святослав, будучи уже взрослым, предпринимал неоднократные походы против хазар. Несколько лет (судя по летописям) он бился с этим воинственным племенем. В 964 г. состоялся решающий поход. Хазары были побеждены. Два их главных города – Итиль и Белая Вежа – оказались в руках русичей.

Далее, после закрепления торгового пути по Волге за русскими, Святослав решил покорить болгарские земли. «Подстрекателем» в данном случае выступил греческий император Никифор Фока, которому хотелось поссорить болгар и русичей, чтобы ослабить и тех, и других, тем самым обезопасив себя от возможных вторжений. Он пообещал Святославу огромное богатство – 30 пудов золота, если тот победит болгар. Русский князь согласился и выставил против болгар несметное войско. Вскоре болгары покорились. В руках русских оказались многие их города, в том числе Переяславец и Доростень. Пока бились с болгарами, в Киеве печенеги едва не пленили княгиню Ольгу и маленьких детей Святослава – почти чудом кому-то из верных дружинников удалось «умчать» их подальше от опасности.

Вернувшись в Киев, Святослав недолго пробыл там. Манила князя болгарская земля. Он признавался матери, что «нелюбо» ему в Киеве жить, а хочется уйти в Переяславец, куда он планировал перенести и столицу княжества. Ольга, которая к тому времени уже отошла от дел, сильно болела, уговорила сына дождаться ее смерти и только потом уходить.

Последний поход на Болгарию. Договор с Византией

Похоронив мать, Святослав вновь двинулся в поход в полюбившуюся ему болгарскую землю. Детей своих он оставил на Руси, поделив княжество на уделы. Горько пришлось потомкам пожалеть о таком решении Святослава: именно с него началась недобрая традиция оставления уделов и городов сыновьям, которая привела к раздробленности и ослаблению государства. Будущему великому князю Владимиру Красное Солнышко – младшему сыну Святослава – достался Новгород.

Сам же Святослав направился к Переяславцу, однако приняли его не так, как он ожидал. Болгары к этому времени вступили в союзнические отношения с греками, что помогло им противостоять русичам. Византию же гораздо больше пугало возможное соседство грозного Святослава, чем болгар, поэтому они постарались уберечь себя от такой опасности. Победа сначала была на стороне русского князя, но давалось ему каждое сражение нелегко, он терял воинов, их косили голод и болезни. Заняв город Доростень, Святослав довольно долго оборонялся, но силы его были на исходе. Проанализировав ситуацию, он обратился к грекам с просьбой о мире.

Греческий император прибыл на встречу на прекрасно оснащенном корабле, в богатых одеждах, а Святослав – в простой ладье, где его было не отличить от дружинников. Стороны заключили мирный договор, по условиям которого русские были обязаны никогда не начинать войны с Грецией.

После неудачного похода русский князь решил возвращаться в Киев. Верные люди предупредили Святослава, что водные пороги ему не перейти – в укромных местах прячутся печенеги. Князь все же попытался преодолеть пороги, но это ему не удалось – пришлось зазимовать на болгарской земле.

Весной была предпринята вторая попытка добраться водным путем до Киева, но печенеги навязали русским битву, в которой последние проиграли, так как были уже совсем измучены. В этом сражении погиб Святослав – прямо в бою, как подобает настоящему воину. По легенде, печенежский князь Куря велел изготовить из его черепа чашу.

Итоги правления

Князь Святослав был храбрым и мужественным, он не мыслил своей жизни без походов. От врага не прятался, не старался взять его хитростью, наоборот, честно предупреждал «Иду на Вы!», вызывая в открытый бой. Он провел свою жизнь на коне, питался говядиной или кониной, чуть подкопченной на огне, спал, подложив под голову седло. Он отличался воинственностью и бесстрашием. Но эти качества прекрасны, когда ими наделен военачальник. Великий князь же должен обладать более гибким умом, должен быть не только предводителем войска, но и хитрым дипломатом, и рачительным хозяином. Святослав сумел разгромить опасное Хазарское ханство, но не смог установить выгодных для Руси взаимоотношений с Византией, не обращал особого внимания на внутренние дела государства. Киевская Русь вновь нуждалась в дальновидном политике и хозяйственнике на престоле.

СВЯТОСЛАВ!

"МУЖ КРОВИ"
(КНЯЗЬ СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ)

Яркий след оставил в русской истории князь Святослав Игоревич. Всего 8 лет правил он Киевской землей, но эти несколько лет хорошо запомнились на долгие последующие века, а сам князь Святослав стал образцом ратной доблести и мужества для многих поколений русских людей. Первый раз имя его прогремело в русской летописи в 946 году. После гибели в древлянской земле отца князя Игоря он, тогда трехлетний мальчик, первым начал битву с восставшими древлянами, выехав перед киевскими полками и бросив в сторону врага боевое копье. И хотя, брошенное некрепкой детской рукой, оно упало на землю перед ногами его же коня, но уже тогда этот поступок Святослава означал очень многое. Не княжич, но князь! Не мальчик, но воин! И символично звучат, записанные летописцем, не нуждающиеся в переводе слова старых рубак-воевод:"Князь уже почал. Потягнем, дружино, по князи!".

Воспитателем, наставником Святослава был варяг Асмуд, учивший юного своего воспитанника быть первым и в бою, и на охоте, крепко держаться в седле, управлять ладьей, плавать, укрываться от вражеских глаз и в лесу, и в степи. По всему видно, что лучшего наставника чем дядька Асмуд, княгиня Ольга не могла найти своему сыну - он воспитал его настоящим воином. Полководческому искусству обучал Святослава главный киевский воевода Свенельд. Несомненно, что этот варяг, лишь огранил незаурядный талант князя, объяснив ему хитрости воинской науки. Святослав был ярким, самобытным полководцем, интуитивно чувствовавшим высокую симфонию сражения, умевшим решительным словом и личным примером вселить мужество в своих воинство, предугадывающим действия и поступки врагов.
И еще один урок извлек Святослав из наставлений своих воспитателей-воевод - быть всегда заодно со своей дружиной. По этой причине отверг он предложение матери - княгини Ольги, в 855 году принявшей христианство и захотевшей крестить и сына. Киевские дружинники, почитавшие Перуна, были настроены против новой веры, и Святослав остался со своими витязями.

"Когда Святослав вырос и возмужал, - записано в летописи, - начал он собирать множество воинов храбрых, и легко, как пардус (гепард), передвигаясь в походах, много воевал. В походах же не возил за собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко изрезав конину, или зверину, или говядину жарил на углях и так ел. Шатров у него не было; ложась спать, клал под себя потник с коня, а под голову седло".

Святослав совершил два великих похода.
Первый - против огромной хищной Хазарии - темного царства, владевшего землями от Кавказских гор до заволжских степей; второй - против Дунайской Болгарии, а затем, в союзе с болгарами, против Византии.

Еще в 914 году в хазарских владениях на Волге погибла рать князя Игоря, отца Святослава, пытавшаяся обезопасить волжский торговый путь. Отомстить неприятелю и завершить дело, начатое отцом - возможно именно это и бросило в дальний поход молодого киевского князя. В 964 году дружина Святослава покинула Киев и, поднявшись по реке Десне, вступила в земли вятичей, одного из больших славянских племен, бывших в ту пору данниками хазар. Не тронув вятичей и не разоряя их земли, лишь повелев им платить дань не хазарам, а Киеву, Святослав вышел на Волгу и двинул свою рать против старинных врагов Русской земли: волжских болгар, буртасов, и самих хазар. В окрестностях Итиля, столицы Хазарского каганата произошла решающая битва, в которой киевские полки разбили и обратили в бегство хазар. Затем уже он двинул свои дружины против других данников северокавказских племен ясов и касогов, предков осетин и черкесов. Около 4 лет продолжался этот беспримерный поход. Побеждая во всех битвах, князь сокрушил всех своих врагов, захватил и разрушил столицу Хазарского каганата город Итиль, взял хорошо укрепленные крепости Саркел (на Дону), Семендер (на Северном Кавказе). На берегах Керченского пролива в захваченном хазарском селении Таматархе он основал форпост русского влияния в этом крае - город Тмутаракань, центр будущего Тмутараканского княжества.

Вернувшись в Киев, Святослав лишь около года пробыл в своем стольном граде и уже в 968 году отправился в новую военную экспедицию - против болгар на далекий голубой Дунай. Туда настойчиво звал его Калокир, посол византийского императора Никифора Фоки, надеявшегося столкнуть в истребительной войне два опасных для его империи народа. За помощь Византии Калокир передал Святославу 15 кентинариев (455 килограмм) золота, однако было бы не правильно считать поход русичей против болгар рейдом наемных дружин. Прийти на выручку союзной державе киевский князь был обязан по договору, заключенному с Византией в 944 году князем Игорем. Золото было лишь даром, сопровождавшим просьбу о военной помощи...

Всего 10 тысяч воинов взял с собой в поход русский князь, но не числом воюют великие полководцы. Спустившись по Днепру в Черное море, Святослав стремительно атаковал высланное против него тридцатитысячное болгарское войско. Разгромив его и загнав остатки болгар в крепость Доростол, князь взял город Малую Преславу (Сам Святослав называл этот город, ставший его новой столице Переяславцем) , заставив объединиться против него и врагов и вчерашних друзей. Болгарский царь Петр, лихорадочно в своей столице Великой Преславе собиравший войска, вступил в тайный союз с Никифором Фокой. Тот, в свою очередь, подкупил печенежских вождей, охотно согласившихся в отсутствие великого князя напасть на Киев. В отчаянной, кровавой сечи изнемогали киевляне, но печенежский натиск не ослабевал. Лишь ночная атака небольшой рати воеводы Претича, принятую печенегами за передовой отряд Святослава, вынудил их снять осаду и отойти от Киева. С этой историей связано первое в нашей летописи описание героического деяния, свершенного оставшимся безымянным киевским отроком. Когда "осадили печенеги город силой великой - было их бесчисленное множество вокруг города. И нельзя было ни выйти из города, ни вести послать. И изнемогли люди от голода и жажды. И собрались (ратные) люди той стороны Днепра в ладьях, и стояли на том берегу. И нельзя было ни тем пробраться в Киев, ни этим из Киева к ним. И стали печалиться люди в городе, и сказали: "Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и передать им: если не подступите утром к городу - сдадимся печенегам". Исказал один отрок: " Я проберусь". И ответили ему: "Иди". Он же вышел из города, держа уздечку, и пробежал через стоянку печенегов, спрашивая их: "Не видел ли кто-нибудь коня?" Ибо знал он по-печенежски, и его принимали за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Увидев это, печенеги кинулись за ним, стреляли в него, но не смогли ничего с ним сделать. На том берегу заметили это, подплыли к нему в ладье, взяли его в ладью и привезли к дружине. И сказал им отрок: "Если не подойдете завтра к городу, то люди сдадутся печенегам". Воевода же их, по имени Претич, сказал на это: "Пойдем завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на этот берег. Если же не сделаем этого, то погубит нас Святослав". И на следующее утро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, а люди в городе закричали. Печенегам же показалось, что пришел сам князь, и побежали от города врассыпную".
Далеко на Дунай полетел призыв киевлян, с трудом отбившихся от нападения врагов: "Ты, князь, чужую землю ищешь и бережешь ее, а свою покинул, чуть было не забрали нас печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас и снова нас возьмут, то неужели тебе не жаль ни матери старой своей, ни детей твоих".

Не мог не услышать этот призыв Святослав. Вернувшись с дружиной в Киев, он настиг и разгромил печенежское войско и далеко в степь прогнал его жалкие остатки. Тишина и покой воцарились тогда в Русской земле, но мало этого было ищущему битвы и ратного подвига князю. Не выдержал он мирной жизни и взмолился матери: "Не любо сидеть мне в Киеве. Хочу жить в Переяславце на Дунае. Там средина земли моей. Туда стекается все доброе: от греков - золото, ткани, вина, овощи разные; от чехов и венгров - серебро и кони, из Руси - меха, воск и мед."

Выслушала горячие, запальчивые слова сына княгиня Ольга и лишь одно промолвила ему в ответ: "Ты видишь, что я уже больна, куда же ты хочешь уйти от меня? Когда похоронишь меня, то иди куда захочешь..."

Через 3 дня она умерла. Похоронив мать, Святослав разделил Русскую землю между своими сыновьями: Ярополка посадил княжить в Киеве, Олега послал в Древлянскую землю, а Владимира - в Новгород. Сам же поспешил в свои силой оружия завоеванные владения на Дунае. Спешить его заставляли приходившие оттуда известия - новый болгарский царь Борис, вступивший на трон с помощью греков, напал на русский отряд, оставленный Святославом в Переяславце и овладел крепостью.

Подобно стремительному барсу бросился русский князь на врага, разгромил его, пленил царя Бориса и остатки его войска, овладел всей страной от Дуная и до Балканских гор. Вскоре он узнал о смерти Никифора Фоки, убитого своим приближенным Иоанном Цимисхием, выходцем из армянской фемной знати, объявившего себя новым императором. Весной 970 года Святослав объявил ему войну, угрожая врагу поставить свои шатры у стен Царьграда и называя себя и своих воинов "мужами крови". Затем он перешел через заснеженные горные кручи Балкан, штурмом взял Филипполь (Пловдив) и подошел к Аркадиополю (Люле-Бургаз). До Царьграда оставалось всего лишь 4 дня пути по равнине. Здесь произошла битва русичей и их союзников болгар, венгров и печенегов с наспех собранной армией византийцев. Победив и в этом сражении, Святослав, однако, не пошел далее, а, взяв с греков "дары многие" вернулся назад в Переяславец. Это была одна из немногих, но ставшая роковой ошибка прославленного русского воителя.

Иоанн Цимисхий оказался хорошим учеником и способным полководцем. Отозвав из Азии лучшие византийские войска, собрав отряды и из других частей своей империи, он всю зиму учил и муштровал их, сплотив в огромное обученное войско. Также повелел Цимисхий собрать новый флот, починив старые и построив новые боевые корабли: огненосные триеры, галеи и монерии. Число их превысило 300. Весной 971 года император Иоанн направил их к устью Дуная, а затем вверх по этой реке, чтобы отрезать дружину Святослава, помешать ей получит помощь из далекой Руси.

Со всех сторон двинулись византийские армии на Болгарию, многократно превосходя числом стоящие там Святославовы дружины. В битве у стен Преславы полегли почти все воины находившегося там 8-тысячного русского гарнизона. В числе немногих спасшихся и прорвавшихся к своим главным силам были воевода Сфенкел и патрикий Калокир, некогда призвавший Святослава в Болгарию. С тяжелыми боями, отбиваясь от наседающего врага, отходили русичи к Дунаю. Там, в Доростоле (современный город Силистрия), последней русской крепости в Болгарии, поднял Святослав свой стяг, готовясь к решительной битве. Город был хорошо укреплен - толщина его стен достигала 4,7 м.

Приблизившись к Доростолу 23 апреля 971 года в день Святого Георгия, византийцы увидели перед городом русское войско, выстроившееся для битвы. Сплошной стеной стояли русские витязи, "сомкнув щиты и копья" и не думали отступать. Раз за разом они отбили за день 12 атак врага. Лишь ночью отошли они в крепость. Наутро византийцы начали осаду, окружив свой лагерь валом и частоколом с закрепленными на нем щитами. Продолжалась она более двух месяцев (65 дней) до 22 июля 971 года. В этот день русские начали свой последний бой. Собрав перед ним своих воинов Святослав произнес свое знаменитое: "Мертвые сраму не имут". Упорный этот бой длился долго, отчаяние и мужество придавало небывалые силы воинам Святослава, но лишь только русские начали одолевать, как поднявшийся сильный ветер ударил им в лицо, запорошив глаза песком и пылью. Так природа вырвала из рук Святослава уже почти одержанную победу. Князь вынужден был отступить обратно в Доростол и начать переговоры о мире с Иоанном Цимисхием.

Историческая встреча их произошла на берегу Дуная и была подробно описана византийским хронистом, находившимся в свите императора. Цимисхий в окружении приближенных ожидал Святослава. Князь прибыл на ладье, сидя в которой греб наравне с простыми воинами. Отличить его греки могли лишь потому, что надетая на нем рубаха была чище чем у других дружинников и по серьге с двумя жемчужинами и рубином, вдетой в его ухо. Вот как описал очевидец Лев Диакон грозного русского воина: "Святослав был среднего роста, ни слишком высок, ни слишком мал, с густыми бровями, с голубыми глазами, с плоским носом и с густыми длинными, висящей на верхней губе усами. Голова у него была совсем голая, только на одной ее стороне висела прядь волос, означающий древность рода. Шея толстая, плечи широкие и весь стан довольно стройный. Он казался мрачным и диким".
В ходе переговоров стороны пошли на уступки. Святослав обещал оставить Болгарию и уйти на Русь, Цимисхий - пропустить русское войско и выделить на 22 тысячи оставшихся в живых воинов по 2 меры хлеба.

Заключив мир с византийцами, Святослав пошел к Киеву. Но по дороге, у Днепровских порогов, его поредевшее войско уже поджидали извещенные вероломными греками печенеги. Конному отряду Свенельда удалось незаметно для врага пройти на Русь степью, Святослав, шедший на ладьях, пришлось зимовать в устье Днепра в Белобережье, но весной 972 года он решил прорываться к Киеву через печенежские заслоны. Однако силы были слишком неравны. В тяжелом бою полегла и верная дружина Святослава, пал в этой жестокой сече и он сам. Из черепа Святослава половецкий князь Куря по старому степному обычаю приказал сделать окованную золотом чашу для пиров.

Ок. 942 года — 972 год

Князь Новгородский (945-964 гг.) и Великий князь Киевской Руси (964-972 гг.). Сын княжеской четы - Игоря Старого и Ольги. Прославился своими походами на хазар, Дунайскую Болгарию и войной с Византией.

Святослав Игоревич - биография (жизнеописание)

Святослав Игоревич (ок. 942-972 гг.) - правитель Древнерусского государства. Формально начал княжить в Киевской Руси, будучи еще ребенком, с 946 г. после смерти своего отца - князя Игоря Старого , но до 964 г. руководство страной было полностью в руках его матери, княгини Ольги . После достижения совершеннолетия князь Святослав почти все время проводил в походах, мало пребывая в столице. Государственными делами в основном по-прежнему занималась княгиня Ольга, а после ее смерти в 969 г. сын Святослава - Ярополк .

Святослав Игоревич прожил короткую (ок. 28 - 30 лет), но яркую жизнь и занимает особое и в какой-то мере противоречивое место в русской истории. Одни видят в нем только наемного предводителя дружины - романтического «последнего викинга», ищущего славу и добычу в чужих землях. Другие - блестящего полководца и политика, деятельность которого полностью была обусловлена стратегическими интересами государства. Радикально по-разному оцениваются в историографии и политические результаты многочисленных походов Святослава.

Первое сражение

О рождении сына по имени Святослав у княжеской четы - Игоря и Ольги, сообщается в летописях в связи с заключением их брака. Правда, из-за неясной даты последнего события остается спорным вопрос и о годе рождения Святослава. Некоторые хроники называют 942 г. Видимо, эта дата близка к действительности. Ведь в русско-византийском договоре 944 г. Святослав уже упомянут, а в летописном описании битвы войска Ольги c древлянами в 946 г. именно он, совсем еще ребенок (видимо, в возрасте 3- 4 лет), символически начал этот бой, метнув копье в сторону врага. Копье, пролетев между конских ушей, ударило в ноги коню.

О дальнейшей жизни юного Святослава Игоревича мы узнаем из произведений Константина Багрянородного. Император ромеев писал о нем, что он «сидел» в Новгороде еще при Игоре. Некоторые ученые, например, А. В. Назаренко, учитывая «младенческий» возраст Святослава при жизни Игоря, полагают, что это происходило позднее - при правлении Ольги. Однако русские летописи сообщают и о самом Святославе, как он в 970 г. «посадил» княжить в Новгороде своего малолетнего сына Владимира .

Согласно известиям Константина Багрянородного, Святослав был в составе посольства Ольги в Константинополь в 957 г. Как считают историки, княгиня Ольга хотела заключить династический брак между своим сыном и дочерью византийского императора. Однако этому не суждено было случиться, и империя ромеев через десять лет встретилась со Святославом уже в совсем другой роли.

Русский гепард

Под 964 г. Повесть временных лет сообщает о Святославе, как о молодом, но уже очень серьезном воителе. Хрестоматийным стало описание летописью киевского князя: он много воевал, был быстр, подобно пардусу, в походах не возил обозов, спал под открытым небом, ел мясо, испеченное на углях. Перед нападением на чужие земли предупреждал врага своим знаменитым посланием: «Хочу на вас идти!».

Исследователи давно пришли к выводу, что это описание восходит к древнейшему дружинному преданию о первых русских князьях, а вот сравнение Святослава с пардусом (гепардом) находит параллели в описании подвигов Александра Македонского в греческих источниках.

Любопытно, что «книжный» гепард отличался не столько скоростью бега (на эту роль претендовали, по традиции, другие животные), сколько внезапностью прыжка, нападения на свою добычу. Текстологический анализ отрывка во всех летописных списках позволил известному филологу А. А. Гиппиусу сделать вывод о том, соединение летописцем фрагментов предания с «книжными» элементами привело к определенному искажению смысла этого известного пассажа о Святославе. Красочное сравнение князя с самым быстрым из млекопитающих означало не скорость передвижения, а внезапность нападения и движение налегке. Впрочем, о последнем говорит и смысл всего летописного пассажа.

Борьба за «хазарское наследство»

Под 965 г. Повесть временных лет скупо замечает о походе Святослава Игоревича против хазар. В битве с войском, возглавляемым хазарским каганом, победил русский князь, после чего он взял и одну из важнейших крепостей каганата - Саркел (Белую Вежу). Следующим шагом была победа над аланами и касогами.

В историографии, как правило, высоко оценивали успехи Святослава в восточной кампании. Например, академик Б. А. Рыбаков сравнивал этот поход русского князя с сабельным ударом. Безусловно, он способствовал обращению западных земель Хазарского каганата в зону влияния Руси. В частности, в следующем, 966 г., Святослав подчинил вятичей, до этого плативших дань хазарам.

Однако рассмотрение этой ситуации в более широком политическом контексте позволило исследователям, в частности, И. Г. Коноваловой, придти к выводу, что дальнейшее движение Святослава на восток имело лишь относительный успех. Дело в том, что во второй половине Х в. Хазарский каганат стремительно слабел, и в борьбу за его «наследство» включились все сильные соседние державы - Хорезм, Волжская Булгария, Ширван и кочевники-огузы. Боевые действия Святослава не привели к закреплению Руси на Нижней Волге и вовсе не открыли, как писали ранее некоторые историки, для русских купцов путь на Восток.

Просчет византийского императора

В 967 г. Святослав Игоревич вмешался в крупную международную политическую игру. В это время обострились взаимоотношения между Византийской империей и дружественными между собой Германией и Болгарией. Константинополь был в состоянии войны с Болгарией, вел сложные затяжные переговоры с Германией. Боясь русско-германского сближения и опасаясь за безопасность своих крымских владений после успешной войны Святослава против хазар, византийский император Никифор Фока разыграл «русскую карту». Он решил ослабить одновременно и Болгарию, и Русь и послал в Киев свое доверенное лицо - патрикия Калокира, с 15 кентиариями (ок. 1500 фунтов) золота с заданием склонить Святослава к походу на Дунайскую Болгарию.

Святослав взял золото, но вовсе не собирался быть пешкой в руках византийцев. Он согласился, так как понимал выгодное стратегическое и торговое значение этого региона. Полководец совершил поход на Болгарию и одержал ряд побед. Но после этого, вопреки воле Константинополя и, несмотря на предложения новых щедрых даров, русский князь остался на Дунае, сделав своей резиденцией Переяславец.

«Русская» война Цимисхия

Получив в результате своей ошибки по соседству с собой вместо Болгарии еще более сильного соперника, византийская дипломатия приложила немало усилий, чтобы убрать Святослава с Дуная. Историки полагают, что именно Константинополь «организовал» набег печенегов на Киев в 968 г. Летописец передает полные горечи слова киевлян к Святославу о том, что он, мол, ищет чужой земли и о ней заботится, а свою землю покинул на произвол врагов. Русский князь едва поспел с дружиной к Киеву и отогнал степняков.

Уже в следующем 969 г. Святослав заявил матери и боярам, что «не любо» ему в Киеве, хочет жить в Переяславце, где «середина земли его» и куда «стекаются все блага». И только болезнь и смерть Ольги приостановили его немедленный отъезд. В 970 г., оставив княжить в Киеве своего сына Ярополка, Святослав Игоревич возвращается на Дунай.

Пришедший к власти в Византии новый император Иоанн Цимисхий вначале путем переговоров и предложением богатой компенсации попытался вытеснить Святослава с Подунавья. Русский князь отказался, и начался взаимный обмен угрозами. Византийский историк Лев Диакон, современник этих событий, писал, что Святослав даже пригрозил императору разбить свои шатры у ворот Константинополя. Начались военные действия, которые, судя по всему, не дали перевеса ни одной из сторон. Летом 970 г. был заключен мир. Как оказалось, ненадолго.

Весной 971 г. Иоанн Цимисхий вероломно нарушил перемирие и с огромными силами совершенно неожиданно для русского князя атаковал его войска, распыленные по болгарским городам. Оставляя город за городом, Святослав оказался осажденным в Доростоле. И русские, и византийские источники сообщают о героизме русских воинов и лично Святослава, проявленных при Доростоле. После одной из вылазок русских, греки на поле сражения обнаружили среди тел павших русских воинов и тела женщин. Кто они были - русские или болгарки, - остается тайной до сегодняшнего дня. Длительная осада, несмотря на голод и лишения русских, не принесла успеха грекам. Но она не оставляла надежды на победу и Святославу.

Заключение мира стало неизбежным. После подписания мирного договора летом 971 г. Святослав обязался сдать Доростол, почетно уйти из него с войском и с оружием, но должен был покинуть Болгарию.

Дунайская война русского князя Святослава произвела такое впечатление на греков, что вошла в фольклор византийцев как «русская» война Цимисхия. Так византинист С. А. Козлов на основании анализа текстов целого ряда источников предположил отражение в героических песнях или новеллах о ратных подвигах византийских императоров цикла сказаний и о Святославе.

Сын великой Евразии

После подписания мира произошла встреча двух выдающихся исторических личностей - Иоанна Цимисхия и Святослава. Благодаря рассказу Льва Диакона мы знаем, как на этой встрече выглядел русский князь. В отличие от роскошно одетого императора и его свиты Святослав и его люди были одеты совершенно просто. Русские припыли на ладье, и Святослав сидел на веслах и также греб, как остальные, «ничем не отличаясь от своих приближенных».

Святослав Игоревич был среднего роста, с мохнатыми бровями и голубыми глазами, курносый, безбородый, но зато с густыми длинными усами. Голова была совершенно выбрита, но с одной стороны ее свисал клок волос, как полагал Лев Диакон, - признак знатности рода. В одном ухе была золотая серьга с жемчужинами. Одежда его была белой и отличалась только чистотой от одежды его приближенных. Образное описание Святослава Львом Диаконом оставило глубокий след и в восприятии современников, и в памяти потомков. «Вылитый запорожец на киевском столе», - писал о нем известный украинский историк М. Грушевский. В обличье типичного казачьего атамана вошел Святослав и в искусство Нового и Новейшего времени.

Однако современными исследованиями вполне убедительно доказывается, что и подобная прическа, и ношение мужчинами одной серьги в ухе - были в эпоху раннего средневековья образцами престижной моды и воинской субкультуры евразийских кочевников, которые очень охотно перенимала элита оседлых народов. А Святославу, как нельзя лучше, подходят слова О. Субтельного о нем: славянин по имени, варяг по кодексу чести, кочевник по образу жизни, он был сыном великой Евразии.

Кто виноват в смерти Святослава?

После заключения мира с Византией Святослав, согласно русской летописи, направился к днепровским порогам. Свенельд, воевода князя, посоветовал ему обойти пороги на конях, а не идти на ладьях. Но Святослав не послушался его. Путь преградили печенеги, и князь был вынужден зимовать в Белобережье. Пережив чрезвычайно голодную зиму, Святослав со своими людьми весной 972 г. опять двинулся к порогам. На его дружину напали печенеги во главе с ханом Курей. Они убили Святослава, а из его черепа сделали чашу, оковав его.

Гибель Святослава, вернее, вопрос о том, кто предупредил или подговорил печенегов, вызывает давние споры в историографии. Несмотря на то, что в русской летописи сказано, что печенегов подговорили болгары-переяславцы, в науке господствует мнение, что нападение степняков организовала византийская дипломатия. Константинополь, мол, не мог допустить, чтобы Святослав вернулся домой живым.

Однако в последние годы появились и иные точки зрения на причины гибели русского князя. Известный польский историк А. Паронь доказывает, что печенеги на самом деле проявили самостоятельность, возможно, отомстили за поражение под Киевом в 968 г. Мирный договор 971 г. давал грекам возможность нормализовать отношения с Киевом и вернуть их на уровень, на котором они были во времена Ольги. Поэтому Константинополь не был заинтересован в смерти русского князя.

Согласно мнению историка Н. Д. Руссева, Святослав сам медлил у порогов, потому что он ждал возвращения из Киева Свенельда с новыми дружинами. Русский князь собирался вернуться обратно в Болгарию, он жаждал реванша, а возвращаться в Киев он не хотел. Там Святослава уже не ждали. В Киеве уже вошел в силу его сын Ярополк, там по отношению к нему сформировалась сильная боярская оппозиция, которой дунайские земли не были нужны. И Святослав предпочел Руси Дунай.

Послужит чашей в назидание …

Косвенно о том, что Святослав действительно не собирался возвращаться в Киев, может свидетельствовать … чаша из его черепа. В целом ряде поздних русских летописей - Уваровской, Ермолинской, Львовской и др., есть дополнения к эпизоду Повести временных лет о гибели Святослава, касающиеся надписи на роковой чаше. Они незначительно отличаются между собой, но общий смысл их сводится к тому, что Святослав, желая чужого, своё погубил. Во Львовской летописи даже уточняется, что погубил из-за большой ненасытности.

То, что такая чаша действительно была, говорит запись в Тверской летописи, датированная XI-XII вв., о том, что «… это чаша до сих пор хранится в казне печенежских князей». Были ли предшественники у несчастного Святослава? В хрониках есть сведения о том, что в 811 г. болгарский хан язычник Крум угощал славянских князей из подобного сосуда. В этом случае материалом послужил череп побежденного болгарами византийского императора Никифора I.

Любопытные параллельные сведения о гибели Святослава предоставляет булгарская летопись Гази-Бараджа. Она подтверждает сообщение русских летописей о том, что печенеги были в сговоре не с византийцами, а с дунайскими болгарами, и содержит подробности о последних минутах жизни киевского князя. Когда Святослав оказался у него в плену, Кура-хан сказал ему: «Твоя голова, пусть и с хинской косой, не прибавит мне богатств, и я охотно даровал бы тебе жизнь, если бы ты действительно дорожил ею…. Пусть твоя голова послужит чашей для напитка в назидание всем чрезмерно гордым и легкомысленным».

Святослав - язычник!

Читая древнерусские летописи, складывается впечатление о двойственном отношении летописцев к Святославу. С одной стороны, симпатия и гордость за блистательного полководца, «Александра Македонского земли Русской», с другой - явное неодобрение его делам и поступкам. Особенно не одобряли летописцы-христиане язычества Святослава.

В русских летописях рассказывается о том, что княгиня Ольга , приняв крещение, стремилась приобщить к христианству и сына. Святослав отказывался под предлогом, что, если он один примет крещение, то дружина его станет над ним насмехаться. Мудрая Ольга справедливо на это отвечала, что если князь крестится, то и все сделают то же самое. Исследователи давно пришли к выводу о том, что указанная летописью причина отказа Святослава креститься, не серьезна. Права была Ольга, никто бы не посмел перечить князю. Как совершенно справедливо заметил исследователь А. В. Назаренко, для того чтобы крестить Русь, Ольге нужно было крестить сына, за ним бы последовало и все общество.

Однако в чем же причина упорного нежелания Святослава стать христианином? В булгарской летописи Гази-Бараджа есть на этот счет любопытное известие. Когда еще, будучи ребенком, Святослав смертельно заболел, и ему не могли помочь ни русские, ни византийские врачи, Ольга позвала булгарского лекаря Отчы-Субаша. Тот взялся исцелить мальчика, но в качестве условия попросил, чтобы Святослав не принимал христианства.

И объяснение булгарского летописца, как видим, выглядит несколько фольклорно. На этом фоне чрезвычайно интересна гипотеза А. В. Назаренко. Он считает, что причина отказа Святослава креститься таится в Константинополе, который он посетил вместе с матерью в 957 г. Византийский император в честь русской княгини Ольги устроил два приема. На первом приеме присутствовали «люди Святослава», где они в качестве даров получили денег гораздо меньше, чем даже рабыни Ольги. Это был прямой вызов русской стороне, ведь, например, в русско-греческом договоре 945 г. послы Святослава были упомянуты вторыми после Игоря , даже раньше Ольги. Видимо, унижение «людей Святослава», а значит и его самого, было вызвано нежеланием императора выдавать замуж свою дочь за правителя варваров. «Люди Святослава» были оскорблены и на втором приеме уже не присутствовали. Очень вероятно, считает А. В. Назаренко, что отказ Святославу в греческой невесте и повлиял на его (и его советников) решение остаться в язычестве.

Повесть временных лет, как бы пытаясь оправдать язычество Святослава, «смягчает» его воинственность в религиозном вопросе и сообщает: если кто-то хотел принять крещение, то он не запрещал, а только над ним насмехался. Однако в Иоакимовской летописи есть шокирующий рассказ о том, как Святослав, потерпев неудачу в одном из важных сражений с болгарами и греками, решил, что виноваты в этом христиане, находившиеся в составе его войска. Многие христиане были по его приказу казнены. Он не пожалел даже своего ближайшего родственника Глеба, который приходился ему сводным или, по другим источникам, двоюродным братом.

Авантюрист, государственный деятель, духовный лидер

Возможно, воинствующее язычество Святослава было обусловлено той особой ролью, которую он играл в обществе своего времени. Любопытно, как в историографии менялось восприятие образа этого воителя. В научной литературе первоначально преобладало мнение о Святославе, как о «последнем викинге», искателе приключений, наемном полководце, ищущем славу в чужой земле. Как писал Н. М. Карамзин , он славу побед уважал больше чем государственное благо. Война была единственной страстью Святослава, - вторит ему О. Субтельный. Болгарская исследовательница Г. Цанкова-Петкова назвала его «принцем-мечтателем».

Со временем утвердилась в ученом мире репутация Святослава, как мудрого государственного деятеля. За его воинственностью и, казалось бы, непредсказуемыми и спонтанными бросками на Восток, Юг и Юго-Запад ученые, наконец, смогли, - как пишет Н. Ф. Котляр, разглядеть определенную систему проведения внешней политики. Киевский князь решал вопросы отношений с другими странами сугубо военными средствами, - продолжает он же, еще и потому, что мирной дипломатией их, видимо, было уже не решить.

В последнее время появились гипотезы о третьей ипостаси Святослава Игоревича - сакральной стороне столь привычного нам образа воителя. К этой интерпретации уже давно подталкивало исследователей само имя Святослава. Оно относится к разряду теофорных имен и соединяет два смысловых контекста, которые могут указывать на две функции его носителя: сакральную (Святость) и воинскую (Слава). Как косвенное подтверждение подобной интерпретации можно рассматривать известие упоминавшейся булгарской летописи: после чудесного исцеления Святослав стал именоваться Ауданом - носителем сакральных жреческих функций среди степных язычников.

Ряд аргументов о выполнении Святославом сакральных функций собран исследователем С. В. Черой:

  • Внешний вид князя. Сходство с обликом языческого бога Перуна (длинные усы, но отсутствие бороды);
  • В последней битве под Доростолом, согласно рассказу греческого автора Иоанна Скилицы, Святослав отказался принять вызов на личный поединок от Иоанна Цимисхия;
  • Во время сражений Святослав находился, по-видимому, не в первых рядах и даже, возможно, позади своего войска. Согласно греческой хронике, некий Анемас, чтобы лично сразиться со Святославом во время одного боя, должен был вырваться вперед и разорвать вражеский строй;
  • В скандинавских сагах есть сообщения о том, что конунги брали в бой своих совсем крошечных детей, например, мальчиков двух лет. Их держали за пазухой, как талисман, они должны были принести удачу в сражении. И Святослав символически начинал битву с древлянами, будучи 3-4 лет отроду.

Былинный Дунай Иванович

Киевский князь Святослав Игоревич относится к разряду тех исторических личностей, интерес к которым никогда не угаснет, а со временем их образ будет только развиваться и даже обрастать новыми и важными «историческими» подробностями. Святослав навсегда останется в памяти русского народа, как герой легендарный. Исследователи полагают, что былинный Дунай Иванович и он же, Дунай Переславьев, это и есть никто иной, как Святослав. И историческое стремление Руси к Дунаю произрастает со времен легендарного киевского князя. Именно он был своеобразным предтечей великих русских полководцев - П. А. Румянцева , А. В. Суворова , М. И. Кутузова , И. В. Гурко, М. Д. Скобелева и др., которые ратными успехами прославили силу русского оружия на Балканах.

Роман Рабинович, канд. ист. наук ,
специально для портала




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!