Интересные люди часто не любят рассказывать о себе и своей личной жизни. Порой они нелюдимы и даже закрыты. Но если перед вами писатель, то вы наверняка сможете заглянуть в его мир через литературу. Или всё-таки загадочная душа творца — всегда потёмки? Сегодня в тайны мировоззрения одного такого писателя попытается проникнуть Маргарита Взнуздаева. Она расскажет вам о современном чешском прозаике Милане Кундере, авторе «Невыносимой лёгкости бытия».
Милан Кундера родился 1 апреля 1929 года в Чехословакии в городке Брно. Его отец был известным музыковедом и талантливым пианистом. О нём Кундера будет впоследствии нежно и проникновенно писать в своих книгах: Людвик, так звали отца писателя, привил сыну страсть к Стравинскому, Бартоку, Шенбергу и Яначеку. Когда старший Кундера играл их сложнейшие музыкальные произведения в пустых концертных залах, маленький Милан искренне негодовал и даже ненавидел публику, предпочитавшую Стравинскому Моцарта и Чайковского… Свое ревностное отношение к современному искусству он сохраняет и по сей день — это и память о любимом отце, и дань сыновьего уважения к нему, как говорил писатель в одном из своих интервью New York Times.
«Я люблю музыку, но не музыкантов», — Милан Кундера
Однако несмотря на то, что Кундера был выходцем из музыкальной семьи, связать с ней свою жизнь он наотрез отказался. «Я люблю музыку, но не музыкантов», — так сформулировал своё мировоззрение будущий прозаик и пошёл по стопам своего двоюродного брата — писателя и переводчика.
Философский факультет, на который Милан поступил сразу после окончания школы, дал юноше возможность изучить и музыковедение, и кинематограф, и эстетику, и литературу. Через два семестра он перевелся в Пражскую академию музыкального искусства на факультет кино, где окунулся в изучение искусства с головой. Впоследствии он станет здесь преподавателем литературы и профессором.
«Наслаждение без счастья — не наслаждение"
В ответ на вопрос о своих пристрастиях в литературе Кундера называет прежде всего соотечественников — Франца Кафку и его «Замок», Ярослава Гашека и его «Бравого солдата Швейка», потом говорит о Рабле и Дидро, в которых особенно отмечает свободный дух и игру иронии, которой сам писатель неоднократно пользуется в своих произведениях. Среди русских классиков писатель выделяет Толстого и его мастерство передачи человеческих эмоций. Стихийность чувств и иррациональность, которые Кундера отмечает в образе Анны Карениной, характеризуют героев и его романов, в частности, персонажей «Невыносимой лёгкости бытия» и «Вальса на прощание».
Особенно сильный отпечаток на жизни писателя оставило вторжение советских войск на территорию Чехословакии в 1968 году: тогда он принял активное участие в демонстрациях и акциях протеста, за что его лишали возможности преподавать. Также из всех библиотек изымаются напечатанные к тому моменту экземпляры его первого романа «Шутка» о жизни чешской интеллигенции в советских условиях.
В 1970 году писателю и вовсе запрещают печататься: в условиях опалы Кундера пишет свои романы «Жизнь не здесь» и «Вальс на прощание». Первое произведение написано в форме гротескно-сюрреалистической, второе же, наоборот, — нежное и изящное. «Вальс на прощание» положит начало любовной теме в дальнейших произведениях автора. В 1984 году он пишет свою пронзительно-страстную «Невыносимую лёгкость бытия», экранизированную американским режиссером Филиппом Кауфманом.
В 1975 году он отправляется во Францию как приглашенный преподаватель Реннского университета: там Кундера издает свой четвертый роман, «Книгу забвения и смеха», за который его лишают чехословацкого гражданства и подвергают запрету печать его произведений на территории страны. Роман «Бессмертие» 1990 года становится последним произведением писателя на родном языке: раньше он писал на французском исключительно эссе, теперь же эта особенность переходит и к большим жанрам.
Красота — это упразднение хронологии и бунт против времени
С 1981 года Кундера становится гражданином Франции, пишет романы «Неспешность», «Подлинность» и «Неведение». Его «французские» романы отличаются от произведений «чешского периода» меньшим объемом и обращением к более узкой проблематике.
«Мы живем в век, когда понятие приватности, личной жизни разрушено. Полиция разрушила его в коммунистических странах, журналисты угрожают частной жизни в демократических странах, — и постепенно люди и сами утрачивают вкус к личной жизни, перестают её ощущать», — сказал Кундера в своей беседе с Ольгой Карлайл в 1985 году. Его бунт и протест против подобного вторжения не исчез с годами, а лишь усугубился: личное всегда должно оставаться неприкосновенным, не иначе… Кундера остается верным своим убеждениям и сейчас: он не выставляет личную жизнь напоказ, редко общается с журналистами и долгое время не печатался.
Однако в 2014 году после 13 лет творческого молчания вышел новый роман Кундеры — «Праздник незначительности». Он проникнут атмосферой несерьезности, но вновь обращается к серьезным темам. Его герои — современные жители Парижа, а вместе с ними — Сталин, Хрущев и Калинин. Роман бессюжетный и ситуативный: одни персонажи в нем становятся рассказчиками анекдотов, другие — их непосредственными участниками.
Один эпизод особенно примечателен: герой Кундеры безуспешно пытается попасть на выставку Шагала в Люксембургском саду и каждый раз отказывает от этой идеи, увидев огромную очередь впереди и не желая прикасаться к искусству вместе с толпой. И каждый новый день эта очередь становится всё длиннее, и вот он уходит вновь… Можно ли считать эту ситуацию своеобразным отображением отношения самого Кундеры к событиям вокруг? Быть может, это своеобразный манифест одиночества и сознательного выбора в пользу уединения?
Ми́лан Ку́ндера (чеш. Milan Kundera; р. 1 апреля 1929, Брно, Чехословакия) - современный французский писатель-прозаик чешского происхождения, с 1975 года живёт во Франции. Пишет как на чешском, так и на французском языках.
Отец Милана был пианистом, музыковедом, ректором университета в Брно. Двоюродный брат - писатель и переводчик Людвик Кундера. Во время учёбы в средней школе Милан написал первые стихи. После Второй мировой войны подрабатывал разнорабочим и джазовым музыкантом.
Милан окончил школу в 1948 году. Начал учиться на философском факультете Карлова университета (Прага), изучал там музыковедение, кино, литературу и эстетику, после двух семестров перевёлся на факультет кино Пражской академии музыкального искусства.
В 1950 году прервал обучение по политическим причинам, однако всё-таки окончил его в 1952 году. Работал ассистентом и позже профессором академии на факультете кино, преподавал мировую литературу. В то же время он вступил в редакционные советы литературных журналов «Literární noviny» и «Listy».
В Коммунистической партии Чехословакии находился с 1948 по 1950 годы. В 1950 году был исключен из КПЧ за «антипартийную деятельность и индивидуалистские тенденции». С 1956 по 1970 годы снова в КПЧ.
В 1953 году опубликовал свою первую книгу. До середины 50-х занимался переводами, эссе, драматургией. Стал известен после выпуска собрания стихов и выхода 3-х частей цикла новелл «Смешные любови», написанных и опубликованных с 1958 по 1968 годы.
В его первом романе «Шутка» (1967) речь идёт о положении чешской интеллигенции в условиях советской действительности. В этом же году Кундера принял участие в IV съезде союза писателей Чехословакии, где впервые открыто прозвучали призывы к демократизации общественной и политической жизни страны и который начал процессы, приведшие к «Пражской весне».
После оккупации Чехословакии советскими войсками в августе 1968 года Кундера принимал участие в ряде демонстраций и собраний протеста, за что был лишён возможности преподавать. Его книги были изъяты из всех библиотек Чехословакии.
В 1970 году по обвинению в соучастии в революционных событиях он был повторно исключён из партии, ему было запрещено публиковаться.
В 1970 году Кундера закончил второй роман «Жизнь не здесь», в гротескно-сюрреалистической форме повествующий о кризисе личности и творческой деградации поэта в условиях формирования социалистической Чехословакии. Главный герой романа - молодой поэт Яромил - эволюционирует от сюрреализма в духе А. Бретона к социалистическому реализму. Роман был издан в 1973 году в Париже.
Третий по счёту роман писателя - «Вальс на прощание» (1971) - изящное повествование о пребывании нескольких героев в курортном городке. Это первый роман Кундеры, посвящённый, главным образом, интимной, сексуальной тематике.
В 1975 году Кундеру пригласили профессором в Реннский университет (регион Бретань, Франция).
Четвёртый роман Кундеры «Книга смеха и забвения» (1978) по сути представляет собой цикл из нескольких историй и эссе, объединённых общими персонажами (Тамина, сам Кундера), темами и образами (смех, ангелы, Прага). За эту книгу в 1979 году чехословацкое правительство лишило писателя гражданства. Следующие за этой книгой романы были запрещены для издания в Чехословакии.
С 1981 года Кундера - французский гражданин. Роман «Бессмертие» (1990) - последний, написанный им на чешском языке.
С начала 1990-х годов Кундера пишет по-французски. Три французских романа - «Неспешность» (1993), «Подлинность» (1998), «Неведение» (2000) - более миниатюрные, камерные, нежели его чешские романы.
В октябре 2008 года сотрудник чешского Института по изучению тоталитарных режимов Адам Градилек опубликовал в еженедельнике «Respekt» статью о том, что Кундера в 1950 году донёс полиции о Мирославе Дворжачеке, который сначала бежал в ФРГ, а затем тайно вернулся в Чехословакию в качестве агента американской разведки. Дворжачек был приговорён к 22 годам заключения, из которых отбыл 14. После публикации Кундера заявил: «Я просто шокирован всей этой историей, о которой мне ничего не известно и которой вообще не было. Мне совершенно неизвестен человек, о котором идёт речь. Это ложь». Утверждения о том, что писатель якобы был доносчиком, вызвали горячие споры в Чехии, где Кундеру считают национальным героем. В ноябре того же года известные литераторы написали открытое письмо в поддержку Кундеры: они осудили СМИ, тиражировавшие информацию, которая, по их мнению, была сомнительной и при внимательном чтении оказывалась лишенной каких-либо доказательств. Среди авторов письма были Нобелевские лауреаты Габриэль Гарсиа Маркес, Дж. М. Кутзее, Орхан Памук, Надин Гордимер, а также Салман Рушди, Филип Рот, Хорхе Семпрун и другие.
В 2009 году Кундере было присвоено звание почетного гражданина его родного города Брно.
В данный момент проживает в Париже и считает Францию своей единственной родиной. Изредка Кундера ездит в Чехию встретиться со старыми друзьями, но всегда делает это инкогнито. С 1980-х категорически отказывается общаться со СМИ и ведет закрытый образ жизни.
Библиография
Романы
- «Шутка» (чеш. Žert, 1967)
- «Жизнь - не здесь» (чеш. Život je jinde, 1969)
- «Вальс на прощание» (чеш. Valčík na rozloučenou, 1972)
- «Книга смеха и забвения» (чеш. Kniha smíchu a zapomnění, 1978)
- «Невыносимая лёгкость бытия» (чеш. Nesnesitelná lehkost bytí, 1984)
- «Бессмертие» (чеш. Nesmrtelnost, 1990)
- «Неспешность» (фр. La Lenteur, 1995)
- «Подлинность» (фр. L’Identité, 1998)
- «Неведение» (фр. L’Ignorance, 2000)
- «Торжество незначительности» (фр. La Fête de l’insignifiance, 2014)
Сборник новелл
- «Смешные любови» (чеш. Směšné lásky, 1969)
Пьесы
- «Владелец ключей» (чеш. Majitelé klíčů, 1962)
- «Промах» (чеш. Ptákovina, 1966)
- «Две сплетни, две свадьбы» (чеш. Dvě uši, dvě svatby, 1968)
- «Жак и его господин» (чеш. Jakub a jeho pán: Pocta Denisu Diderotovi, 1971)
Поэзия
- «Человек - необъятный сад» (чеш. Člověk, zahrada širá, 1953)
- «Последний май» (чеш. Poslední máj, 1954 - 1955 - 1961)
- «Монологи» (чеш. Monology, 1957 - 1964 - 1965)
Эссе
- О спорах наследственных (чеш. O sporech dědických, 1955)
- Искусство романа: путь Владислава Ванчуры к великому эпосу (чеш. Umění románu: Cesta Vladislava Vančury za velkou epikou, 1960)
- Чешское соглашение (чеш. Český úděl, 1968)
- Радикализм и эксгибиционизм (чеш. Radikalizmus a expozice, 1969)
- Украденный Запад, или трагедия Центральной Европы (чеш. Únos západu aneb Tragédie střední Evropy, 1983)
- Искусство романа (фр. L"art du roman, 1986)
- Нарушенные завещания (фр. Les testaments trahis, 1993)
- Занавес (фр. Le rideau, 2005)
- Встреча (фр. Une rencontre, 2009)
Постановки
- В 1963 году по его пьесе был поставлен спектакль «Поворот ключа» в Рижском ТЮЗе.
Милан Кундера — чешский писатель, с 1975 живёт во Франции.
Отец Милана был пианистом, музыковедом, ректором университета в Брно. Двоюродный брат — писатель и переводчик Людвик Кундера. Во время учёбы в средней школе Милан написал первые стихи. После Второй мировой войны подрабатывал разнорабочим и джазовым музыкантом.
Милан окончил школу в 1948. Начал учиться на философском факультете Карлова университета (Прага), изучал там музыковедение, кино, литературу и эстетику, после двух семестров перевёлся на факультет кино Пражской академии.
В 1950 прервал обучение по политическим причинам, однако всё-таки окончил его в 1952. Работал ассистентом и позже профессором академии на факультете кино, преподавал мировую литературу. В то же время он вступил в редакционные советы литературных журналов Literarni noviny и Listy.
В коммунистической партии Чехословакии состоял с 1948 по 1950. В 1950 был исключён за «антипартийную деятельность и индивидуалистские тенденции». С 1956 по 1970 снова в КПЧ.
В 1953 опубликовал свою первую книгу. До середины 50-х занимался переводами, эссе, драматургией. Стал известен после выпуска сборника стихов и выхода 3-х частей цикла новелл «Смешные любови», написанных и опубликованных с 1958 по 1968.
В его первом романе «Шутка» (1967) речь идёт о положении чешской интеллигенции в условиях советской действительности. В этом же году Кундера принял участие в IV съезде союза писателей Чехословакии, где впервые открыто прозвучали призывы к демократизации общественной и политической жизни страны и который начал процессы, приведшие к Пражской весне.
После ввода советских войск в Чехословакию в августе 1968 Кундера принимал участие в ряде демонстраций и собраний протеста, за что был лишён возможности преподавать. Его книги были изъяты из всех библиотек Чехословакии. В 1970 по обвинению в соучастии в революционных событиях он был повторно исключён из партии, ему было запрещено публиковаться.
В 1970 Кундера закончил второй роман «Жизнь не здесь», в гротескно-сюрреалистической форме повествующий о кризисе личности и творческой деградации поэта в условиях формирования социалистической Чехословакии. Главный герой романа — молодой поэт Яромил — эволюционирует от сюрреализма в духе Андре Бретона к социалистическому реализму. Роман был издан в 1973 в Париже.
Третий по счёту роман писателя — «Вальс на прощание» (1971) — изящное повествование о пребывании нескольких героев в курортном городке. Это первый роман Кундеры, посвящённый, главным образом, сексуальной тематике.
В 1975 Кундеру пригласили работать профессором в Реннский университет (регион Бретань, Франция).
Четвёртый роман Кундеры «Книга смеха и забвения» (1978) по сути представляет собой цикл из нескольких историй и эссе, объединённых общими персонажами (Тамина, сам Кундера), темами и образами (смех, ангелы, Прага). За эту книгу в 1979 чехословацкое правительство лишило писателя гражданства.
С 1981 Кундера — французский гражданин. Роман «Бессмертие» (1990) — последний, написанный им на чешском языке.
С начала 1990-х Кундера пишет по-французски. Три французских романа — «Неспешность» (1993), «Подлинность» (1998), «Неведение» (2000) — более миниатюрные, камерные, нежели его чешские романы.
В октябре 2008 сотрудник чешского Института по изучению тоталитарных режимов Адам Градилек опубликовал в еженедельнике Respekt статью о том, что Кундера в 1950 донёс полиции о Мирославе Дворжачеке, который сначала бежал в ФРГ, а затем тайно вернулся в Чехословакию в качестве агента американской разведки. Дворжачек был приговорён к 22 годам заключения, из которых отбыл 14. После публикации Кундера заявил: «Я просто шокирован всей этой историей, о которой мне ничего не известно и которой вообще не было. Мне совершенно неизвестен человек, о котором идёт речь. Это ложь». Утверждения о том, что писатель якобы был доносчиком, вызвали горячие споры в Чехии.
Милан Кундера - один из наиболее интересных и читаемых прозаиков рубежа XX-XXI вв. "Бессмертие", его самый продуманный и одновременно самый загадочный роман, стал бестселлером интеллектуальной прозы. Он завораживает читателя изысканностью стиля, сложной гаммой чувств и мыслей героев. Милан Кундера принадлежит к числу самых популярных писателей современности. Его книги "Невыносимая легкость бытия" и "Бессмертие" буквально заворожили читателей изысканностью стиля, умелым построением сюжета, накалом чувств у героев. Каждое новое произведение писателя пополняет ряд бестселлеров интеллектуальной прозы. "Вальс на прощание" - один из самых любимых его романов. Представляется возможным, чтобы один актер играл две роли. К примеру, в парижском спектакле в ролях комиссара и сельского старосты, матери и матери Агаты появлялись одни и те же исполнители. Впервые на русском языке публикуется роман Милана Кундеры (знаменитого автора книг "Шутка", "Вальс на прощание", "Невыносимая легкость бытия", "Бессмертие", "Неведение", "Нарушенные завещания" и др.) "Жизнь не здесь", написанный в 1970 году и повествующий о судьбе молодого поэта в эпоху террора, когда "поэт и палач властвовали рука об руку". "Занавес" - это новая книга Милана Кундеры, впервые переведенная на русский язык. Один из крупнейших прозаиков современности вновь погружается во вселенную романа. Автор размышляет о глубинных закономерностях этого сложнейшего жанра. "Книга смеха и забвения" Милана Кундеры, автора романов "Невыносимая легкость бытия", "Вальс на прощание", "Бессмертие", вышла на чешском языке в 1978 году. Это следующее после романа "Шутка" (1967) обращение писателя к теме смеха. В различных сюжетах этой потрясающей книги область смешного распространяется на "серьезные материи", обнажая трагическую изнанку жизни. "Нарушенные завещания" - это литературно-философское эссе Милана Кундеры, впервые переведенное на русский язык. Один из крупнейших прозаиков современности размышляет об истории романа, о закономерностях этого сложнейшего жанра, о его взаимоотношениях с европейской историей, о сложностях перевода, о судьбах романа и его авторов, таких как Ф. Рабле, Л. Толстой, Т. Манн, Ф. Кафка. Милан Кундера - один из наиболее интересных и читаемых писателей рубежа ХХ-XXI веков. Роман "Неведение", опубликованный во Франции в 2003 году и встреченный с огромным интересом, впервые выходит на русском языке.Герои романа, подобно гомеровскому Одиссею, после двух десятилетий эмиграции возвращаются на родину. Могло ли быть безоблачным это возвращение? Ведь никто не может дважды войти в ту же иоду... "Невыносимая легкость бытия" - самый знаменитый роман Милана Кундеры, которым зачитываются все новые и новые поколения читателей, открывающие для себя вершины литературы XX века. Книга Кундеры о любви и непростых человеческих отношениях, о трагическом периоде истории и вместе с тем это глубоко философская вещь. В романе "Неспешность" знаменитый чешский писатель Милан Кундера сравнивает различные стороны бытия современного человека, живущего в мире сверхскоростей, с "неспешностью" жизни, описанной в новелле Вивана Денона, французского автора XVIII века.
Милан Кундера родился в День смеха 1 апреля 1929 года в интеллигентной семье. Отец был ректором университета, мать — музыковед. Жизнь обещала быть спокойной и безмятежной . В университете юноша вращался в обычном для «золотой молодёжи» ритме: кутил, шутил, встречался с девчонками и вступил, как многие, в Коммунистическую партию. Однако, шутки с партией оказались для друзей писателя плохи.
Некоторых исключили и выгнали с работы за троцкизм и политическую близорукость, а Милану «повезло» больше его исключили с лёгкой формулировкой «за индивидуальные тенденции и противопартийную деятельность», что давало возможность продолжать работать по специальности. В это время он занимался журналистикой, переводами, драматургией, писал эссе . В 1956 году снова вступил в КПЧ. Публикация первого романа «Шутка» в 1967 году принесла Кундере европейское признание. В книге он описал чешскую интеллигенцию.
В том же году состоялся IV съезд союза писателей Чехословакии, где впервые во всеуслышание прозвучали призывы к демократизации общества . Чехословакия жаждала перемен. В 1968 году избрали нового госсекретаря, который взял курс на либерализацию общества, что не понравилось СССР. «Пражская весна» и вместе с ней желание народа получить больше прав закончилось вводом советских танков в Прагу. Милан Кундера принимал активное участие в стачках. События тех дней он отобразил в романе «Невыносимая лёгкость бытия» .
В 1969 году его вновь исключили из партии с последующим наказанием — невозможность публиковаться и работать. Публикации Кундеры издавались за рубежом, на гонорар от которых писатель мог существовать. В 1974 году из Франции поступило предложение работать в одном из университетов, но Милан был невыездным. Через год правительство Чехии разрешило ему выехать из страны. Кундера вместе с женой Верой обустроился на второй родине — Франции, где он в 1981 году получил гражданство и преподавал сначала в Ренне, а затем в Париже в университете. После выезда за рубеж Милан писал исключительно на французском языке. В своём творчестве отображал такие проблемы:
- Донос на соотечественников в компетентные органы;
- Шутки и политический юмор в малоизвестной кампании;
- Любовь всегда сводил к эротике;
- В основании добрых поступков закладывал ложь;
- Как проще нарушить взаимоотношения с любовницей, женой другом и тому подобное.
На сегодняшний день Милан Кундера проживает во Франции, изредка инкогнито проведывает старых друзей в Чехии, ведёт замкнутый образ жизни. Писатель вошёл в историю выдающихся деятелей филигранно выверенным текстам с философскими размышлениями о человеческих судьбах сквозь призму смеха.
Цитаты писателя
- «Он мечтал выйти вон из своей жизни, как выходят из квартиры на улицу»;
- «Человек, мечтающий покинуть место, где он живёт, явно несчастлив»;
- «Родить ребёнка — значит выразить своё абсолютное согласие с человеком»;
- «Если у меня появился ребёнок, то тем самым я как бы сказал: я родился, познал жизнь и убедился, что она настолько хороша, что заслуживает повторения»;
- «Мы никогда не узнаем почему и чем мы раздражаем людей, чем мы милы им и чем смешны; наш собственный образ остается для нас величайшей тайной».