Кто же вы, авары? Что стало с аварами — самым воинственным народом Европы.

В середине VI века новой эры византийскому императору донесли, что у границ империи появилось неведомое, но могучее племя авар. Оно попросило себе место для поселения на землях державы, обязавшись помогать ей против врагов. Владыка Нового Рима отвел пришельцам область на севере Балкан.


Вскоре империи пришлось раскаяться в неосмотрительной поспешности. Окрепнув и осознав свою силу, авары из просителей превратились в гонителей.

Грозная армия авар ударила на Константинополь и едва не взяла его, наведя ужас на греков.

Авары пошли на франков и жителей северной Италии, на славян и германцев, почти на всех своих ближних и дальних соседей.

Даже после нашествия гуннов и вандалов авары казались беспримерно страшными. Через несколько столетий киевский летописец описывал, ужасаясь, как авары впрягали женщин славянского племени дулебов в свои колесницы. Древний летописец отметил, что «бяху бо обры телом велице, а умом горды». Но именно гордыня и погубила их: «и истребил их Бог - и умерли все, и ни остался ни один обрин.. и есть притча в Руси и до сего дня: погибоша аки обре, их не несть ни племени, ни наследка...»

Конечно, не сами собой исчезли обры-авары с лица земли.

Первый взрыв возмущения - восстание предков украинцев - антов («ант» - по-тюркски «побратим») аварам удалось подавить. Тридцать захваченных антских вождей были казнены, а антский союз племен разгромлен.

Неудача не обескуражила угнетенных аварами. Новый удар получил Аварский каганат от западных славян.

Восстали чехи, образовав свое первое государство, которое возглавил странствующий купец по имени Само.

На Балканах усиливалось новое государство - Болгария, тесня аваров. На западе Карл Великий

создал империю франков, он и нанес полное поражение «непобедимым» аварам. На трон государства, ставшего вассалом его империи, Карл Великий посадил на рубеже VIII - IX веков крещеного кагана. К концу IX века авары растворились в массе народов.

Всего два с половиной века продержалось в Европе государство, основанное пришедшими из центра Азии кочевниками. Безмерная гордыня авар, их нежелание принимать в свои ряды местную знать, без которых вельможи небольшого народа не могли править огромными просторами Европы, послужили одной из причин гибели аварской державы. Тысяча лет прошло, как сгинули авары...

В XIX столетии русский генерал А. Ф. Риттих, составлявший карты народонаселения, задумал отыскать не просто следы аваров, но их наследников. И «отыскал». Ими оказались... польские шляхти-чи, а также славяне побережья Адриатики, которых в старину звали морлаками.

Вот ход его рассуждений. У какого народа в XIX веке имя напоминает название авар? У дагестанских авар (аварцев). Значит, аварцы -остатки тех древних авар. Но в том же Дагестане неподалеку от аварцев живут лаки.

Значит, когда-то лаками называлась часть авар, даже весь этот народ пользовался таким вторым именем.

Авары были хозяевами полей на равнинах Восточной и Центральной Европы. Поля да лаки - вот и вышли поляки.

Точнее, по Риттиху, польская шляхта.

Другая часть аваров пришла на Адриатическое море и тут же, по Риттиху, превратилась в морлаков, то есть в морских лаков.

Все это понадобилось ученому генералу для того, чтобы «доказать», будто хотя поляки и - славяне, но польская шляхта - представители совсем другого народа, поэтому она бунтует против белого царя. Книгу генерал писал по свежим следам восстания, поднятого поляками против Российской империи в 1863 году.

Все это основано на весьма сомнительных созвучиях слов.

Но засыпанные песком времени следы исчезнувшего народа обнаружили современные антропологи. Некоторые унаследованные от авар признаки видят венгерские ученые в облике части жителей своей страны, а также у трансильванских венгров, живущих среди румын. Это естественно: как раз в тех местах был когда-то центр Аварской державы.

Значит, остались на земле потомки и наследники авар, начисто забывшие об этом корне своего родословного древа.

Вопрос о происхождении авар окончательно не решен. Кое-кто из ученых считает их угро-финским народом, как ханты, манси, карелы, эстонцы, венгры, финны.

Историк Л. Н. Гумилев считает, что в аварский народ объединились в Поволжье два разбитых врагами племени. Одно из этих племен происходило от сарматов, (сарматов, кстати, считала польская шляхта своими предками) древнего населения Украины. Другое было по языку угорским, т. е. родственным прежде всего нынешним венграм.

По мнению ряда других историков, авары - остатки народа жужаней (чжурдже-ней). Жужане создали в IV - V веке н. э. великую державу в Центральной Азии. Жужаням платили дань китайские императоры, народы Алтая и Средней Азии. Но уже в VI веке их держава была разгромлена. Спасаясь от победителей, жужане, согласно этой версии, прешли из центра Азии тысячи километров до Волги и перешли ее уже под именем авар.

Так или иначе, но на своем пути авары, кем бы они ни были, включали в себя представителей многих народов. Сейчас, в Венгрии при раскопках в аварских могильниках находят кости, судя по которым, среди авар были люди и с европейскими, и с монгольскими чертами внешнего облика. Ко есть одна закономерность: чем богаче могила, тем больше монголоидных черт у ее владельца. Получается, что аварская знать практически не смешалась с чужеземцами и донесла до центра Европы свой первоначальный азиатский облик. Лишнее подтверждение гневных слов летописца о чрезмерной гордыне обров-авар. Выходит, и весь народ до начала грандиозного похода был монголоидным по внешности, с узкими черными глазами, широкими скулами и черными волосами. Следовательно, не прав был поэт Алексей Николаевич Толстой,

который писал об обрах-аварах: «Страшен смирному Дулебу синий глаз и волос белый».

Но какой еще след на земле оставили авары? Какие черточки аварской культуры переняли славяне или германцы? Какие слова из их языка получили венгры или другие народы, встреченные аварами на пути? Нет ответа. Но что-то аварское все-таки должно было войти в быт покоренных народов. Несколько слов или какой-то местный обычай.
«Великан» - по-чешски «обр». Польское слово, означающее «великан», тоже образовано от имени обров-авар. Есть какой-то странный закон, по которому воинственные враги предков начинают казаться потомкам великанами.

По-немецки «великан» звучит так же, как «гунн», а русское слово «исполин» обязано своим рождением древнему племени спалов, а украинское «велетень» происходит от племени велетов, обитавших у южного побережья Балтийского моря.

Что еще? В Сербии стояла у власти династия Обреновичей - возможно, потомков какого-то древнего пришельца-авара.

Драга и Александр Обреновичи

Князь Михаил Обренович

Имя авар как название народа встретишь теперь только в летописях да исторических трудах. Зато очень похожим именем аварцев зовут соседи дагестанский народ, который сам себя зовет совсем иначе - маарулал.

Еще во II веке нашей эры, задолго до прихода в Европу авар-обров, древнегреческий ученый Птолемей

писал о кавказских савирах, живших примерно там же, где нынешние аварцы. Позже, видимо, по законам языка савиры превратились в саваров, потом в аваров, аварцев. Впрочем, предлагались и другие варианты происхождения этого имени. Один из них напоминает аваробров. Этот вариант дает грузинская летопись, по сообщению которой аварцы и есть те древние авары, которых разбил, пленил и поселил в горах Дагестана грузинский царь Гурам. Однако это сообщение ученые считают легендарным. Кстати, «Слово о полку Игореве» напоминает именно этих кавказских аваров, говоря о «шеломах оварьских», видимо, славившихся уже в ту пору, как славятся и сегодня изделия дагестанских кузнецов.

Законы, по которым народы сохраняют старые имена и получают новые, не так уж просты. И может быть, в закреплении названия аварцев на Кавказе какую-то роль сыграла громкая слава их «однофамильцев».

Сегодня носителей этого имени становится все больше. В последние десятилетия аварцами стали себя считать представители еще 13 совсем маленьких дагестанских народов.

Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?

Это коренное проживающее в восточной Грузии. На сегодняшний день данная народность разрослась настолько, что является основной по численности в Дагестане.

Происхождение

До сих пор остаётся весьма туманным. Согласно грузинской летописи, их род проистекает от Хозониха, потомка прародителя дагестанского народа. По его имени в прошлом было названо аварское ханство - Хунзах.

Бытует мнение, что на деле аварцы произошли от каспиев, легов и гелов, однако оно не подкреплено никакими доказательствами, в том числе и сама народность не причисляет себя ни к кому из вышеперечисленных племён. Сейчас ведутся исследования с целью найти связь между аварцами и аварами, основавшими канагат, впрочем, пока эти попытки не приносят должного результата. Но благодаря генетическим анализам (только материнская линия) можно сказать, что данная национальность (аварец) ближе всего к славянам, нежели к другим народам Грузии.

Другие версии происхождения аварцев также не вносят ясности, а лишь запутывают из-за существования двух разных племён с почти одинаковым названием. Единственное, о чём упоминают историки, так это о вероятности того, что имя данной народности дали кумыки, которым те причиняли массу беспокойств. Слово "авар" с тюркского переводится как "тревожный" или "воинственный", в некоторых преданиях такое имя носили мифические существа, одарённые сверхчеловеческой силой.

Те же, чья национальность - аварец, часто зовут себя так, как сами посчитают уместным: маарулалы, горцы и даже "верховные".

История народа

Земля, занимаемая аварцами в период с V по VI вв. до н. э., получила название Сарир. Это царство простиралось на севере и граничило с поселениями аланов и хазар. Несмотря на все обстоятельства, играющие в пользу Сарира, крупным политическим государством он стал лишь в X веке.

Хоть это и был период раннего средневековья, общество и культура страны были на весьма высоком уровне, здесь процветали различные ремёсла и скотоводство. Столицей Сарира стал город Хумрадж. Особенно отличившегося успешным правлением царя звали Аваром. История аварцев упоминает его как крайне отважного владыку, а некоторые учёные даже полагают, что название народа произошло от его имени.

Спустя два века на месте Сарира возникло Аварское ханство - одно из самых сильных поселений, а среди прочих земель выделились самостоятельные "вольные сообщества". Представители последних отличались свирепостью и крепким боевым духом.

Период существования ханства был неспокойным временем: постоянно гремели войны, последствиями которых были разруха и стагнация. Однако в беде объединялся, и его сплочённость лишь крепла. Примером тому было Андалалское сражение, не прекращавшееся ни днём, ни ночью. Впрочем, горцы добивались успеха благодаря знанию местности и различным хитростям. Этот народ был столь сплочённым, что в военных действиях участвовали даже женщины, гонимые желанием сохранить свой дом. Таким образом, можно сказать, что данная национальность (аварец) действительно получила верное название, вполне заслуженное воинственностью жителей ханства.

В XVIII веке многие ханства Кавказа и Дагестана вошли в состав России. Те же, что не желали жить под гнетом царской власти, организовали восстание, переросшее в длившуюся целых 30 лет. Несмотря на все разногласия, во второй половине следующего века Дагестан стал частью России.

Язык

Собственный язык и письменность аварцы развили ещё во времена Поскольку данное племя считалось сильнейшим в горах, его наречие быстро распространилось по прилежащим землям, став доминирующим. На сегодняшний день язык является родным для более чем 700 тыс. чел.

Диалекты аварского сильно отличаются и делятся на северную и южную группы, поэтому носители языка, изъясняющиеся на разных наречиях, едва ли поймут друг друга. Впрочем, говор северян более близок к литературной норме, и ухватить суть разговора проще.

Письменность

Несмотря на раннее проникновение жители Аварии начали использовать её лишь пару веков назад. До этого в обиходе был алфавит на основе кириллицы, но в начале XIX в. было принято решение о замене его на латиницу.

Сегодня официальной выступает письменность, графически схожая с русским алфавитом, но содержащая 46 символов вместо 33-х.

Обычаи аварцев

Культура этого народа довольно специфична. Например, при общении между людьми должна соблюдаться дистанция: мужчинам запрещено подходить к женщинам ближе, чем на два метра, в то время как последние должны соблюдать расстояние вдвое меньше. То же правило касается беседы молодёжи со стариками.

Аварцам, как и другим народам Дагестана, с детства прививают не только по возрасту, но и по социальному статусу. Тот, кто "главнее", всегда идёт справа, а муж - впереди своей жены.

Обычаи аварского гостеприимства бьют все рекорды доброжелательности. По традициям, визитёр возвышается над хозяином вне зависимости от его ранга и возраста и может прийти в любое время суток, не оповещая его об этом заранее. Владелец дома берет на себя всю ответственность за здоровье и безопасность прибывших. Но и гость обязан соблюсти некоторые правила этикета, запрещающие совершать ряд действий, не принятых в местном обществе.

В семейных отношениях власть главы дома не бывала деспотичной, женщине принадлежала ведущая роль в решении множества вопросов, но при этом существовала некоторая вынужденная отчуждённость между мужем и женой. Например, по правилам, те не должны спать в кровати вместе или жить в одной комнате, если в доме несколько помещений.

Также существовал запрет на общение между девушками и юношами, поэтому аварец (что за нация, было рассказано ранее) посещал дом избранницы, чтобы оставить в нём некую вещь, расценивающуюся как предложение руки и сердца.

Национальность аварец

Таким образом, можно сказать, что аварцы - крайне интересная народность с богатой вековой историей и захватывающими обычаями, далеко не полностью описанными в данной статье. Это очень открытые люди, не ведающие иронии, но любящие фарс. Они крайне эмоциональны, поэтому в личном общении не стоит выводить аварца из себя, задевая его чувство патриотизма или намекая на физическую слабость.

Шахбан Хапизов

В настоящее время наибольшее признание получила научная гипотеза, согласно которой некоторые исследователи считают вполне допустимым соотнесение современного этнонима аварцы с именем кочевого народа авар , который появился на Северном Кавказе в VI в. На взгляд Н. Г. Волковой, не исключено продвижение отдельных небольших групп аваров в горные районы, где они со временем ассимилировались местным кавказоязычным населением. По ее мнению, несмотря на их растворение среди местного населения, след этого народа сохранился в названии аварцев .

Вид на Хунзах - исторический центра Аварии со стороны сел. Тануси. Фото автора

История авар

Во-первых, эта мысль не нова, поскольку зафиксирована в грузинском средневековом историческом источнике «Картлис Цховреба», а во-вторых, не отвечает на вопрос о происхождении самих аваров. В грузинском источнике излагается версия о переселении на Северный Кавказ аваров в конце VI в., во время правления в Картли Гурама-Куропалата (византийский титул сановника), и подчинении ими населения горного Дагестана. Для уточнения хронологии процесса важно пояснить, что пришедший к власти Гурам (годы правления – 568–600) при помощи Византии в 575 г. смог взять под контроль всю территорию Грузии и освободить ее от власти Ирана .

У аваров, согласно грузинским источникам, возникла война с Гурамом, в ходе которой посредником между двумя враждующими сторонами выступил император Византии Юстиниан (527–565 гг.). После этого они «помирились», и тогда Гурам якобы «расселил их в горных ущельях Кавказа, а также в Хунзахе, они и ныне называются аварами» . Здесь мы, скорее всего, имеем дело с поздней попыткой осмысления грузинским историком наличия по соседству с ними неких аваров и имеющихся сведений о конфликте одноименного народа с Грузией в VI в. Думается, что данные предания были записаны гораздо позже и вряд ли могут рассматриваться как достоверные источники. К примеру, согласно С. С. Какабадзе, предание о том, что ксанские эриставы «пришли вместе с аварцами из Туркестана во время этого Гварама», записано в 1799 г. Иоанном Багратиони . Таким образом, скорее всего, мы имеем дело с «книжной легендой», получившей в дальнейшем широкое распространение.

На основании вышеизложенных сведений грузинского источника кавказовед Т. М. Айтберов считает, что в VI в. часть «имперских авар» переселилась на Хунзахское плато и смешалась с местным населением. В дальнейшем название это становится именем собственным, по крайней мере, одного из правителей Сарира. Таким образом, он выдвигает версию, что авары, осев в незначительном количестве в центральной части современной Аварии, сформировали значительную часть ее правящей элиты, но сами растворились среди количественно преобладавшего местного населения .

Идентично мнение и А. А. Мамедовой – одного из современных азербайджанских авторов, обратившихся к этой проблематике: «Таким образом, взгляд на историю аваров (истинных и псевдоаваров) дает нам возможность выдвинуть предположение о причинах названия аварами народа, предками которого мы считаем лпинов и силвов . По на­шему мнению, хотя авары не оставались долго в степях Северного Кавка­за, они оказали определенное влияние на местные племена. Возможно, что во время переселения в Европу часть их осталась и смешалась с местными северокавказскими племенами. Ведь в истории немало таких фак­тов. И именно они оставили свое название силвам и лпинам» .

По данному вопросу выдвигались и другие версии, которые также имели под собой реальную фактологическую базу. На взгляд азербайджанского исследователя Г. Гейбуллаева, этноним «лбин», «лпин», был, очевидно, названием той части аварцев, которые жили в Албании и были христианами. Другая часть аварцев, обитавшая севернее – в южном Дагестане, называлась силв (в армянских источниках – чилб). Этноним «лбин», «лпин» как самоназвание не сохранился, потому что ныне потомки лпинов называют себя «авар». Но это не является их настоящим самоназванием» .

Вместе с тем вышеуказанный азербайджанский исследователь Г. Гейбуллаев в связи с вопросом происхождения данного этнонима высказывает еще одно предположение, на которое мы считаем особенно важным обратить внимание: «Некоторые исследователи допускают, что кавказский этноним «авар» восходит к тюркскому этнониму «авар». Но это вряд ли верно. Впервые этот этноним в соседстве с удинами (в данном случае с удинами северо-западной Албании, живущими в соседстве с аварцами) упоминается у Стефана Византийского , т. е. в то время, когда тюркские авары (вернее, абары) не могли быть в Албании» . Отметим, что в науке принято считать упоминаемых Стефаном Византийским «оваренов» (owarene) предками современных аварцев , так же как авар-hазк, упоминаемые в древнеармянских источниках .

Еще до Г. А. Гейбуллаева высказанное им мнение обосновывал советский востоковед В. М. Бейлис. Он полагал, что предки аварцев были известны под названием авгар или авхар (аwhar) – этноним, который затем преобразовался в известный арабским источникам аwar, в то время как арабской передачей названия среднеазиатских аваров является «ал-Абар» . В этой связи можно вспомнить русский этноним «обры», в котором также встречается «б», а не «в».

Титульный лист первого печатного издания сочинения Ахмада ал-Балазури

Арабские источники

На взгляд В. М. Бейлиса, этноним Аwar впервые встречается в арабских источниках в качестве титула правителя Сарира .

Средневековые персидские историки Ибн-Русте (ученый-энциклопедист 1-й пол. Х в.) и Гардизи (XI в.) называют этого правителя [راوا – awa r] и [زاوا – awa z] . Исходя из этого сообщения, некоторые дагестанские исследователи (М. Агларов, О. Давудов и др.) полагают, что Awar было «династическим именем» царя Сарира. К примеру, согласно О. М. Давудову, аварцами народ Сарира стал называться лишь после IX в., когда это имя было перенесено на народ .

Арабский историк Абуль-Хасан аль-Балазури (ум. в 892 г.), рассуждая о титулах, дарованных сасанидским шахиншахом Хосровом I Ануширваном (501–579 гг.) дагестанским правителям, утверждает: «хакан горы (kha qa n al-jabal ), который есть «Владетель Трона», называется «هش ناازرارﻫو» (варианты названия: «هشا نارررﻫاو» и «هش نار رارﻫاو» и ). При сравнении этого названия с упоминанием народа аurhaz-k" Фомой Арцруни , армянским автором X в., и формой аuhar , которая употреблена для названия дагестанских аварцев в сочинении 1424 г. («Зафар-наме»), В. Ф. Минорский пришел к выводу о близости этих названий к термину аль-Балазури .

В. Ф. Минорский предлагает следующую модель расшифровки титула, употребленного аль-Балазури. В аurhazk" – армянском названии аварцев Х в. – k" – это суффикс множественного числа, сочетание rh при обычной перестановке должно соответствовать hr . А конечный -z в этом названии В. Ф. Минорский рассматривает в качестве иранского суффикса происхождения, как в Gur-z, Lak-z, La y-z . Следовательно, армянская форма аuhra-z (< аuhar-z ) идентична позднейшему персидскому аuhar (> аva r ), и в этом свете мы можем восстановить титул у аль-Балазури, состоящий из имени + суффикс z + суффикс a n . Что касается формы رارﻫو , В. Ф. Минорский предполагает, что это результат нескольких попыток транскрибировать сложное имя, содержащее элементы «ا ر و» (вав, ра, алеф), которые нередко путают на письме. Одна из букв ر [ра] может быть лишней, и при помощи ارﻫو (или еще лучше رﻫوا ) мы приходим к армянской форме. В предварительном восстановлении данный титул будет выглядеть следующим образом: Auhar-z-a n-sha h (т. е., «шах народа под названием Awar») .

В. М. Бейлис, соглашаясь в основном с В. Ф. Минорским, аргументированно возражает против его предположения, согласно которому династия, управлявшая Сариром, была алтайского происхождения . В. М. Бейлис на основе анализа различных средневековых источников был склонен отрицать связь этнонима кавказских аварцев с кочевым миром Средней Азии . На основе данных о наличии к началу правления (531 579 гг.) Хосрова I Ануширвана на территории Сарира государственного образования, носившего титул иранского происхождения (Auhar-z-an–shah ), он считает маловероятным возможность подчинения аварами-кочевниками труднодоступной горной области, чтобы осесть в ней и стать союзниками сасанидов . Таким образом, он, как и Г. А. Гейбуллаев, разделяет кавказских и среднеазиатских авар, понимая под ними совершенно различные народы, которых «объединяет» всего лишь кажущаяся идентичность названия.

Выводы В. М. Бейлиса приобретают еще большую значимость, если учесть, что известные в Европе авары пробыли на Северном Кавказе всего лишь несколько лет. Известно, что в 560-х гг. «авары, пришедшие к Дунаю и Саве, продвигались с северных берегов Каспия и южнорусских степей» . Впервые появившись на востоке северокавказских степей, в 558 г. при посредничестве аланского «царя» Сарозия, авары вступают в союз с Византией, находившейся в состоянии войны с Ираном. А в 560 561 гг. авары перешли Дон, разгромили славян и в конце концов стали оседать на среднем течении Дуная, где и образовали Аварский каганат, который объединил различные племена, не имевшие общего языка . Между тем, согласно вышеприведенным данным, уже в 530-х гг. на Восточном Кавказе существовало государственное образование, известное в средневековых персидских источниках как Auhar .

Таким образом, получается, что якобы авары, прибыв из Средней Азии, всего лишь на несколько лет задержались в степях Северного Кавказа и за это время успели подчинить себе лишенную больших богатств и потому малопривлекательную и к тому же труднодоступную горную область, которую не смогли надолго подчинить в дальнейшем ни арабы, ни монголы, ни Тимур, ни другие завоеватели. Потому теория, согласно которой какое-то кочевое племя, спасавшееся бегством от своих преследователей, «мимоходом» могло захватить и на долгие века подчинить себе вышеуказанный регион, выглядит явно надуманной и лишена какой-либо логики.

Лист 196 сочинения ал-Балазури (Китаб футух ал-булдан), в котором упоминается шах Аваров

Этимология слова а war

Между тем, исследуя этноним а war , все исследователи даже не задумываются о возможности собственно аварской этимологии этого слова, хотя аварская лексика в сравнении с другими родственными языками говорит о возможности его объяснения на основе кавказских языков.

В этой связи обращает на себя внимание наличие в хурритском языке слова аварии – «поле», которое было свойственно прежде для широкого круга языков Восточного Кавказа, но сохранилось, на взгляд И. М. Дьяконова, в рутульском языке со значением «лужайка» и в аварском языке со значением «целина» . Н. Нозадзе в своей монографии, посвященной хурритской лексике, также отмечает данное слово авари в значении «поле» . При этом она также приводит и другой термин, связанный с этим словом – а war - uhli (другая форма – ав.р.гъ.л ) в значении «надзиратель полей» , что имеет аналогию с аварским магъи-г I ел с тем же значением. Наличие в хурритском языке подобного слова гарантирует нам то, что это слово относится к исконному лексическому фонду восточнокавказских языков, а не является заимствованием.

В южных диалектах аварского языка и в местной топонимии широко распространен термин авах I в значении «пустошь» , в то время как «целина» в них означает скорее аллах I . Вместе с этим в аварском языке есть слово г I алах («глушь, неосвоенная земля, пастбище») , которое распространено в северном наречии и вошло в литературную норму этого языка. Очевидно, что авар , авах I , алах I и г I алах – различные формы одного и того же слова, позднее обретшие различную семантику и звучание в диалектах и литературной норме аварского языка. От алах I и г I алах произошли различные формы слова «дикий»: г I алхул , г I алхил , улх I ол . При помощи суффикса -лав от слова г I алах в литературной норме аварского образовался антропонимический термин «дикарь» – г I алхулав (г I алхилав ) . Однако вместе с этой негативной семантикой у данного слова есть и такое значение – «обитатель пустошей, отшельник», также оно употребимо в качестве имени мужского. Аварское имя Г I алхулав (варианты – Алх I улав , Г I алхилав , Архулав ) возникло, согласно И. Х. Абдуллаеву, от г I алах («степь») и означает «степной, дикий» . Э. Я. Сафаралиева считает, что это имя «в переводе означает дикий, т. е. выходец из необжитых мест» .

В аварском языке понятия г I алах и мег I ер («гора») имели схожую семантику и значение (пастбища) в хозяйственном освоении территории. М. Агларов переводит их как «зимние пригревы» (г I алах ) и «летние пастбища» (мег I ер ), определяя их как земли третьей категории, вслед за землями под поселением (росу ) и сельхозугодьями (мегъ ) .

О происхождении слова а warag

В связи с рассматриваемым вопросом следует обратить внимание на схожесть этнонима а war и собственного аварского обозначения пророка – а warag . Этимология данного слова поможет понять принцип формирования этнонима а war . Как мне представляется, в этом же ряду стоит и термин авараг с изначальным смыслом «отшельник», живущий вдали от общества и занимающийся богослужением. Состоит термин из двух слов – Авар («пустошь, целина»; вариант – авах I ) и лаг («человек»; вариант раг , лак ) и означает «человек [из] пустоши, пустыни».

Происхождения аварского слова awarag в той или иной мере коснулись П. К. Услар, Н. Я. Марр, Л. И. Жирков. По мнению П. К. Услара, это слово, вероятно, происходит от тюрк. а wara – «обездоленный, отшельник» . Н. Я. Марр связывал его с армянским м argarey – «пророк» – и грузинским memar а ge – «звездочет» . Но, как показал И. Х. Абдуллаев, подобное соотнесение представляется проблематичным , поскольку грузинская и армянская формы по происхождению являются среднеиранскими: грузинская восходит к ср.-перс. м ar а g , армянская идет, по мнению Р. Ачаряна, от пехлев (м argar ) .

В «Аварско-русском словаре» Л. И. Жирков авар. awarag – «пророк» – соотносит со словом aparag – «пришелец» (и «скиталец») – и приписывает это же значение и форме awarag , т. е. для Л. И. Жиркова обе формы являются как бы этимологическими дублетами . Но для такой увязки оснований нет, поскольку тщательная проверка, проведенная известным лингвистом-кавказоведом И. Х. Абдуллаевым, показала, что слово awarag в аварском языке имеет только значение «пророк» и не употребляется в значении «пришелец» («скиталец») . Соотнесению Л. И. Жирковым этих слов способствовала, видимо, народная этимология, по которой awarag возводилось к aparag (получилась как бы контаминация awara с awarag ), т. е. «скиталец» («пришелец») > «пророк». Таким образом, awarag увязывается с распространенным во многих дагестанских языках aparag – «пришелец, скиталец, чужак». Данное слово некоторые исследователи соотносят с «кавказским» словом abrag (abreg ) – «абрек» – и возводят к ср.-перс., пехлев. aparak , apartan – «грабить» .

Однако такая увязка, как логично объясняет И. Х. Абдуллаев, встречает ряд препятствий: необъясним на аварской почве переход р > w , семантическое развитие «пришелец» («скиталец») > «пророк» не убедительно . К тому же этим сближением авар. awarag отрывается от остальных дагестанских названий пророка, которые можно и следует рассматривать в одном ряду. В большинстве дагестанских горских языков (в аварском, андийских, цезских, даргинском, лакском, арчинском, цахурском) в качестве обозначений пророка употребляются следующие термины: авар., анд., дид. awarag ; дарг. (акуш. и урах. д.) idbag ; дарг. (кубач. д.) ibadag ; дарг. (цудах. и хайдак. д.) iwarak ; арчин. idbag - ttu ; цахур. id ā g ; лакск. idaws (idows ) .

На взгляд И. Х. Абдуллаева, автора исследования, посвященного названиям пророка в дагестанских языках, «данная лексема не связана ни с арабским, ни с персидским, ни с тюркскими языками, из которых идет религиозная терминология дагестанских языков, и не связана с распространением ислама. Этот термин (в различных вариантах по языкам) существовал в дагестанских языках, несомненно, еще в доисламскую эпоху и был впоследствии перенесен на пророков, признаваемых» исламом .

Важно отметить также, что этот термин был распространен во всех группах дагестанских языков: аварско-андо-цезской, даргинской, лакской, лезгинской (цахурский и рутульский?) и говорит об общности религиозных воззрений (да и исторических судеб) всех дагестанских народов еще в домусульманскую эпоху. В дагестанских языках этот термин появился в одно и то же время и по-разному адаптировался в различных языках. К тому же он не заимствован из одного дагестанского языка другим (за исключением аварской формы для андийских и цезских языков), например авар. awarag не может дать лакск. idaws , а лакск. idaws не может дать дарг. idabag и iwarak .

Явную аналогию с образованием термина а warag имеют несколько подобных слов в аварском языке: авар-раг (авар. – «пророк» = авар (?) + [л ]аг «человек»); биса-рахъ (тлядал. – «рыбак» = биса «рыба» + рахъ «человек»?) и т. д. Схожая форма образования терминов есть и в даргинском языке (к примеру, шагьар-лан – «горожанин», дубур-лан – «горец» и т. д.).

От названия «человек» к этнониму

Со временем конечное -лаг в значении «человек» с его производными (рахъ, лаг I , лагъ ) при употреблении в сложно образованных словах, состоящих из двух и более слов, превратилось в конечный «-ал, -гIал» в словах-терминах и «-лав» в ономастике. Эта трансформация наглядно видна на примере слова будалаг I , которое в некоторых аварских диалектах употребляется в форме будала или будал при неизменной его семантике. Образование новых слов при помощи суффикса «-г I ал » также получило распространение в аварском языке: вацг I ал («двоюродный брат» = вац («брат») + -г I ал ), яцг I ал («двоюродная сестра» = яц («сестра») + -г I ал ); имг I ал , эмг I ал («дядя, брат отца» = эмен , иму («отец») + -г I ал ), цоног I ал («троюродный брат или сестра» = цоно «?» + -г I ал ), доног I ал («четвероюродный брат или сестра» = доно «?» + -г I ал ), ункъг I ал («тетя» = ункъ – «четыре» + -г I ал ), мадугьал («сосед» = маду от гъоду , которое в южноаварских диалектах означает «близко, рядом» + -гьал ).

Необходимо здесь обратить внимание на то, что и в настоящее время происходит своего рода «упрощение» этих терминов. К примеру, слово ункъг I ал все чаще произносится в форме ункъал или ункъалай, или вацг I ал стало употребляться в форме вацал, вацалав в закатальском диалекте аварского языка и в бежтинском языке со смыслом «близкий друг» (аналог русского жаргонного «браток»). Вероятно, таким образом сложились следующие социальные термины Дагестана: нуцал , шамхал , ч I ах I ал («старшина» – закат. диал.; отсюда общеаварское ч I ух I би – «старшины»), г I асасал («стражник» – закат. диал.).

Э. Бенвенистом, Н. Трубецким, В. Минорским высказано предположение, что название l ă g является древним восточнокавказским словом со значением «человек» . Еще в ХIХ в. небезынтересное предположение сделал П. К. Услар: «...не в связи ли оно (осет. lag «человек». – И. А., К. М.) с легами, лезги, лезгинами?» . Однако, если оно носило интуитивный характер, то замечание по этому поводу В. И. Абаева основано на исследовании большого объема материала кавказских языков: «Слово lag («человек», «крестьянин», «раб») представляется нам исконно кавказским. В осетинском оно сохранилось как одно из ярких отложений кавказского субстрата» . Со ссылкой на Н. Трубецкого эту же мысль проводит и Э. Бенвенист . Данный элемент лак В. Ф. Минорский считает по происхождению местным, дагестанским, и соотносит со словом лаг, означающим в ряде языков Северного Кавказа «человек». Форму же лезг-(ин) он считает полученной в результате метатезы .

Видимо, эти авторы приходят к такому выводу, исходя из того, что осетинское слово lag (лаег) – «человек», «мужчина» – не является по происхождению иранским и считается вошедшим в осетинский язык из северокавказских языков, причем это слово сопоставлялось многими учеными (П. К. Услар, В. И. Абаев, Э. Бенвенист и др.) с этническими названиями лак, leg .

Интересна дальнейшая судьба этого, уже ставшего осетинским, слова – оно снова появляется в дагестанских языках. Кроме того, мы видим его и в нахских языках, чеченском и ингушском. Мало того, в составе различных слов абхазского и абазинского языков В. И. Абаев также обнаруживает анализируемую лексему , т. е. из осетинского оно перекочевало в большинство горских языков Северного Кавказа. Правда, новое его значение в этих языках – «прислуга», «холоп», «раб». Аналогичные случаи известны и в других языках . И, конечно, трудно на фоне этих фактов что-либо возразить В. И. Абаеву, когда он говорит: «От понятия «человек» до названия сословия – дистанция небольшая...» .

Резюме

Таким образом, этноним а war вполне может иметь и собственно кавказскую, аварскую этимологию, что, возможно, прольет свет на этнические процессы, происходившие в раннем средневековье на Восточном Кавказе. Их результатом стало возникновение народа с таким названием. Изначально, как полагают некоторые исследователи, слово имело форму аwhar (авах I + ар/ал , т. е. «суффикс множественного числа»?), а в последующем вошло в письменные источники в форме аwar, хотя даже в отдельных источниках XIV–XV вв. этот этноним сохраняет форму аwhar. Значение его можно определить как «люди из целины, необжитых мест» и связать с самоидентификацией их как пришельцев с прикаспийских равнин, опустевших в начале нашей эры в результате нашествий племен пришельцев. Этот процесс, как нам кажется, отражен в «Картлис Цховреба». Согласно данному источнику, наиболее значительная часть леков, называемая хунзы (под которыми, вероятно, следует понимать центральных аварцев), мигрировала в районы Горного Дагестана . В источнике говорится об усилении каких-то кочевых племен, обозначенных летописцем как «хазары» (исследователи считают, что это анахронизм), которые подчинили себе весь Северный Кавказ. В связи с этим говорится, что «Хозаних, будучи знатнее остальных потомков Лека, пошел и сел в расселине горы, построил там город и нарек его своим именем – Хозанихети» . Датировать данные события позволяет то, что, согласно «Картлис Цховреба», эти события произошли до усиления персов, т. е. Сасанидской империи, которые построили «город у Морских ворот и назвали его Дербентом» . Поскольку усиление персов, т. е. создание Сасанидской империи, имело место в III в. н. э., а постройка Дербентской крепости – в V в., то переселение «Хозаниха» произошло ранее, возможно, на рубеже н. э.

По схожему географическому, а точнее рельефному, принципу сформировался этноним лъараг I ал – «жители равнины» (в современном понимании – «кумыки»). Может, таким же образом сформировался этноним «аварал» – «жители степей, пустошей»?

В пользу этого говорит и еще одно наше наблюдение. Самоназвание андийцев – одного из самых крупных аварских субэтносов (гъванал ), совпадает в смысловом значении с этнонимом аwar. Об этом говорит язык творчества аварского классика Гамзата Цадасы, который использовал слова гъванил уммат (также однокоренное слово гъваниллъи ) в значении «люди из диких, необжитых мест» (г I алхулал, ракъ жубалареб къавм ) , т. е. из пустошей или целины. В словарях аварского языка отсутствует это слово, однако есть однокоренные слова со схожим смыслом: гванзу – «пустырь, пустошь» ; гванзих – «очень далеко» ; гванзаб – «грубый, невежливый» .

Литература :

1. Абаев В.И . Осетинский язык и фольклор. М.–Л., 1909. Вып. I. – 315 с.

2. Абдуллаев И.Х. К истории названий пророка в дагестанских языках // Этимология. 1970. М., 1972. С. 339–348.

3. Абдуллаев И.Х. Междагестанские языковые схождения // Материалы и исследования по аварско-лакским языковым взаимоотношениям. Махачкала, 2013. С. 105.

4. Абдуллаев И.Х., Микаилов К.Ш. К истории дагестанских этнонимов Лезг и Лак // Этнография имен. М., 1971. С. 13–26.

5. Агларов М.А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII – начале ХIХ в. (Исследование взаимоотношения форм хозяйства, социальных структур и этноса). М.: Наука, 1988. – 243 с.

6. Айтберов Т.М. Древний Хунзах и хунзахцы. Махачкала, 1990. – 177 с.

7. Айтберов Т.М., Хапизов Ш.М. Елису и Горный магал в XII – XIX вв. (очерки истории и ономастики). Махачкала, 2011. – 390 с.

8. Андроникашвили М.К. Очерки по иранско-грузинским языковым взаимоотношениям. Тбилиси, 1966. – 76 с. (на груз. яз.).

9. Ахмедов А.А. Термины родства у томарских аварцев (Анцухский диалект, сел. Камилух (Къамилухъ) Тляратинского района ДАССР) // Отраслевая лексика дагестанских языков. Материалы и исследования. Махачкала, 1984. С. 69–73.

10. Бейлис В.М. Из истории Дагестана VI–XI вв. (Сарир) // Исторические записки. Вып. 73. М., 1963. С. 256.

11. Бенвенист Э. Очерки по осетинскому языку. М., 1965. – 170 с.

12. Вахушти Багратиони . История царства Грузинского // Пер., пред., слов. и ук. Н.Т. Накашидзе. Тбилиси, 1976. – 197 с.

13. Волкова Н.Г . Из кавказской этнонимии // Материалы по этнографии Грузии. Вып. XXII. Хелеури (Сборник). Тбилиси, 1985. С. 109.

14. Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р. История Дагестана с древнейших времен до конца XV в. Махачкала, 1996. – 460 с.

15. Гейбуллаев Г.А. К этногенезу азербайджанцев. Баку, 1991. Т. I. С. 154.

16. Давудов О.М. Материальная культура Дагестана албанского времени (III в. до н.э. – IV в. н.э.). Махачкала, 1996. – 40 с.

17. Дьяконов И.М. Алародии (Хурриты, урарты, кутии, чеченцы и дагестанцы) // Алародии (этногенетические исследования). Махачкала, 1995. С. 10.

18. Жирков Л.И. Аварско-русский словарь. М., 1936. – 326 с.

19. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. М., 1988. – 554 с.

20. Картлис Цховреба. История Грузии // Пер. с древнегрузинского, предисловие и комментарии Г.В. Цулая. М., 1982. – 76 с.

21. Картлис Цховреба. История Грузии // Под ред. Р. Метревели. Тбилиси, 2008. – 268 с.

22. Латышев В.В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. СПб., 1893. Т. I. Вып. I. С. 271–279.

23. Мамедова А.А. Авары в Азии, на Кавказе и в Европе // VI-е Дзагуровские чтения «От античности к возрождению». Материалы международной научно-методической конференции. Махачкала, 2007. С. 69–71.

24. Марр Н.Я. Яфетическое происхождение армянского слова margarey «пророк» // ИАН. 1909. VI серия. Т. III. С. 1157–1158.

25. Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда. М., 1963. – 270 с.

26 . Новосельцев А.П., Пашуто В.Т., Черепнин Л.В. Пути развития феодализма: (Закавказье, Средняя Азия, Русь, Прибалтика). М., 1972. – 231 с.

27. Нозадзе Н.А. Лексика хурритского языка. Тбилиси, 2007. – 159 с.

28. Омаров М.М. Анкьракь (Семиземелье). Махачкала, 2006. – 127 с.

29. Памятник эриставов // Пер., исслед. и прим. С.С. Какабадзе. Тбилиси, 1979. – 42 с.

30. Пигулевская Н.В. Сирийская средневековая историография. 2011. – 420 с.

31. Саидов М. Аварско-русский словарь. М., 1967. – 480 с.

32. Саидова П.А. Диалектологический словарь аварского языка. М., 2008. – 450 с.

33. Сафаралиева Э.Я. Как тебя зовут? Махачкала, 1994. – 266 с.

34. Товма Артсруни. История дома Артсруни. Тифлис, 1917. С. 144–167.

35. Услар П.К. Этнография Кавказа. Языкознание. IV. Лакский язык. Тифлис, 1890. С. 18.

36. Услар. П.К. Этнография Кавказа. Языкознание. III. Аварский язык. Тифлис, 1889. С. 36. (Сборник слов).

37. Х I амзатил Х I ажияв. ЦIадаса ХIамзатил адабияб ирс. Баянал. МахIачхъала, 2010. Гь. 52 (на авар. яз.).

38. Хапизов Ш.М. Поселения Джарского общества (историко-географическое и этнографическое описание микрорегиона в Восточном Закавказье). Махачкала, 2011. – 272 с.

39 . Хапизов Ш.М. Тлейсерух (Кьесер): историко-этнографический очерк. Махачкала, 2008. – 291 с.

40. Hudud al-Alam . The Regions of the World (A Persian Geography 372 a.h. – 982 a.d.) / translated and explained by V. Minorsky. London, 1937. Р. 447.

41. Trubetskoy N. Melanges J. van Ginneken, Paris, 1937. С. 172;

Aвары, абары, обры (др.-рус. название, реже овар).

Язык

Как собственно, по поводу происхождения, так и по поводу языка авар, в науке ведутся споры. Кроме титулов и имен собственных данных о языке сохранилось мало. Но большинство ученых все-таки склоняются к мнению, что язык авар — это одна из ветвей тюркского языка, вместе с якобы родственными ему хазарским и болгарским языками.

В качестве одного из доказательств этой гипотезы приводится самая известная «аварская» надпись на одной из чаш, найденной на территории современной Венгрии в 1799 г.. Впрочем, происхождение этой чаши, и язык надписи также вызывает споры. Подробнее можно почитать — О.А.Мудрак, Аварская надпись на сосуде из клада Надь-Сент-Миклош или Живко Войников, Алано-древнеболгарское письмо, часть V. Надписи на сосудах из клада из Наги-Сент-Миклоша, 2009 .

Время существования

От первого упоминания в источниках под своим именем 50-е гг. VI в. до 823 г. последнее упоминание в источниках как самостоятельного народа.

Происхождение

Происхождение авар до сих пор вопрос дискуссионный. Существует пять основных версии откуда же взялись авары.

  • Первая . Самая ранняя. Она утверждает, что авары — это часть разбитых тюркютами, жужаней. После поражения 555 г., вынужденных бежать без оглядки через всю Среднюю Азию. Первым кто высказал эту точку зрения был Клаппорт в XIX веке. Позднее его поддержали Омельян Прицак, Карл Менгес.
  • Вторая . Авары — это собственно и есть авары, упомянутые в китайских хрониках под именем а-ба, обитавшее на северных склонах Тянь-Шаня. В 555-556 гг. они также были разбиты тюркютами, и разбежались кто куда. Частью в Западную Вэй, частью на р. Или, и оттуда уже в Европу.
  • Третья . Авары — это смесь племен угорского увар (вар) и хунни (хиониты), первоначально обитавших в районе Аральского моря и тоже кстати бежавших под натиском тюркютов. Гумилев считал хионитов остатками алано-сарматских племен. В степях между Каспием и Азовом эти два племени были приняты за упомянутое уже племя аба (абар) или как говорит Фиофилакт Симмокатта «истинных авар». Этой версии придерживался М.И. Артамонов.
  • Четвертая . Авары это племя вар (ветвь племени юэчжи) из китайских летописей, обитавшее изначально в Таримском бассейне. Затем они перекочевали в Афганистан. А после поражения от Северной Вэй в 463 году откочевали к Черному морю.
  • Пятая . Авары — это часть эфталитов, обитавших в Хоросане, Тохаристане, а затем продвинувшись за Волгу вместе с угорскими племенами. Этой версии придерживаются Николай Кёррер, К. Цегледь, А. Херманн.

Данные археологии свидетельствуют, что авары на 80% были европеоидами (38% из них составляли — нордики, высокорослые блондины и средиземноморцы). Оставшиеся же 20% монголоиды (северомонголоиды — монголы, северокитайский и палеосибирские типы). По одной из версий, монголоиды являлись господствующей прослойкой общества. По-другой версии монголоидные черты аварская орда приобрела в ходе переселения, проходя по Сибирским землям. В частности, тогда к аварам присоединились племена забендер, кочагир, тарниах (другая точка зрения говорит, что эти племена присоединились к аварм уже в Приченоморье). [Гумилев, Артамонов].

Вывод из всего сказанного напрашивается один: проблема этногенеза авар еще далека от завершения.

История

557 г. Авары появляются в степях между Каспийским и Азовским морями. Здесь местные племена савир, барсил, и утигуров принимают прищельцев за «истинных авар» (абар), которые еще в 463 году нанесли поражение савирам и оттеснили последних из Сибири, в кавказские степи. Хотя Феофилакт Симокатта, считает, что пришедшие сейчас это «ненастоящие» авары, а просто племена взявшие их имя себе.

Карта 2. Продвижение авар в Паннонию в 557-568 гг.

Авары тут же начинают искать себе союзников, коими выступили аланы. Их царь Саросий помог найти контакт с византийским военначальником, который в свою очередь устраивает посольский визит авар к императору.

558 г. Авары с посольством прибывают в Константинополь. В итоге заключается союзный договор по которому авары должны были нападать на врагом империи, в частности кутригуров. Первоначально так и происходит, но уже через некоторое время авары заключают союз с кутригурами (болгарское племя, как и утигуры) и начинают громить союзников Византии — утигур и антов. Это позволило предположить, что авары на самом деле подписали договор с Ираном, а Византии пустили лишь пыль в глаза.

559 г. Авары, благодаря союзу с кутригурами перебираются в Северное Причерноморье, где начинают грабить и избивать прикарпатских и придунайских антов — союзников Визанитии. Тогда же между императором Юстинианом и аварами идут переговоры о предоставлении последним земель на территории Византии.

562 г. Начало правления хана Баяна (Байана). Переговоры с аварами прекращены по инициативе византийцев. В Византии думали, что как только авары перейду Дунай, то тут же начнутся грабить византийские земли.

565 г. Авары вместе с кутригурами обогнув Карпаты северным путем проникли в Тюрингию и Галлию, где учинили полное раззорение и также взяли в плен франкского короля Сигизберта I. В этом же году новый император Визанитии Юстин II перестает выплачивать дары аварам, посчитав, что империя достаточно окрепла.

567 г. Авары в союзе с лангобардами громят гепидов, практически уничтожив их (погибло несколько тысяч воинов) и берут себе земли по берегам Тисы. Однако Византия занимает бывшую столицу гепидов Сирмий, что вызвало недовольство авар.

568 г. По договору с аварами лангобарды уходят в Италию, авары становятся полноправными правителями Паннонии. Сразу началось строительсво «хрингов» — крепостей. Также основана столица теперь уже Аварского каганата, близ современного города Тимишоары.

570 г. После провальных попыток провести переговоры, авары начали войну с Византией.

573 г. Авары заключают мир с Византией, однако он продлился недолго. Авары постоянно опустошают провинции империи.

578 г. Византийцы обращаются к аварам за помощью. Те откликнулись на призыв и совершают рейд по территориям, населенным словенами и приводят их к покорности империи.

581 г. Авары заключают мир с императором Тиберием II, на условиях ведения постоянных войн со славянскими племенами. За это Визанитя платит аварам дань.

582 г. Авары звахватывают Сирмий и Сингидун (бывшые города гепидов). Вторгаются в Иллирию.

Карта 3. Аварский каганат 568-632 гг.

591 г. Византия, после победы над персами, принялась за авар и вытеснила их со своих территорий.

595 г. Авары в союзе со словенами начали борьбу с баварскими племенами и франками.

597 г. Авары захватывают Далмацию, способствуя заселению ее хорватами.

599 г. Осада аварами Томика на Черном море.

601 г. Византийцы в двух сражениях на реке Тиссе громят аварские ополчения, состоящие преимущественно из славянских племен (только пятая часть войска была представлена аварами).

602 г. Смерть кагана Баяна I. Власть переходит к его сыну Баяну II.

618 г. Осада Аварами Фессалоник.

623 г. Славяне под предводительством Само, подняли восстание против Авар и образовали свое государство (территория современных Чехии и Нижней Австрии), включившее в себя западные земли каганата.

626 г. Авары совершают неудачный поход на Константинополь, где их подвели свои же союзники-славяне, не сумевшие обеспечить достойный штурм города.

627 г. Византийцы наносят поражение аварам. Это поражение, а также образование государства Само, серьезно сказалось на внутреннем положении каганата. Происходит образование двух группировок, поддерживающих разных претендентов на престол — собственно аварская и кутригурская.

630 г. Смерть Баяна II, прекращение династии. Ввиду этого происходит восстание кутригур внутри каганата, желавших видеть своего ставленника на престоле.

631 г. Авары наносят поражение кутригурам. Часть их, под предводительством Альцека откочевывает на Рейн, к франкам. Но те, сначала благодушно приняв кутригуров, ночью полностью вырезают их.

632 (635) г. Представитель болгарского (протоболгарского) племени кутригуров Курбат отложился от аварского кагана и образовал новое государство — Великую Болгарию, территориально занимавшую степи Северного Причерноморья и Приазовья от Днестра и до Кубани. В состав нового государства вошли кутригуру, утигуры и оногуры, и частью славяне.

640 г. Авары вытеснены из Далмации хорватами. В это время территория Аварского каганата фактически сжимается до территории современной Венгрии (Паннонии) и авары на целых 150 лет фактически исчезают из исторических хроник.

680 г. Единая болгария распадается на части. Восточная часть (ханы Батбаян и Котраг) подчинена хазарам. Западная часть во главе также распалась. Только Аспараху, хану оногондуров удалось удержаться южнее Дуная и образовать новое государство и заключить союз с византийцами.

780 г. На историческую арену снова выходят авары, но лишь для того, чтобы окончательно с нее исчезнуть. Они обмениваются посольствами с франками, одной из мощнейших держав того времени.Начало правления кагана Тудуна.

788 г. Баварскому герцогу Тассилону III удалось заключить союз с аврами против франков. Но в этом же году они потерпели поражение. Тогда же видимо Карл Великий разработал план окончательного уничтожения авар.

791 г. Франки выступают в сторону Аварского каганата двумя большими армиями, в состав которых входили и славяне. Одну из Италии вел Пипин — сын Карла Великого. По пути он захватывает пограничный хринг на реке Саве. Вторую возглавил сам король. Он двигался вдоль Дуная и захватил ряд укрепелений в районе реки Раба. В это же время авар пытались поддержать саксы, устроившие восстание в тылу франков. Однако, не для тех, не для других ничем хорошим это не кончилось. Саксы разбиты, земли каганата разграблены. После первых же неудач, в Аварском каганате началась смута. Были убиты югур (одно из высших должностных лиц) и сам каган.

795 г. Тудун (тоже высшее должностное лицо) пытался заключить мир с франками, приняв христианство.

796 г. Фриульский маркграф Эрик наносит серьезное поражение аварам, захватив попутно столицу каганата, находившуюся в современной Трансильвании. Множество авар бежит за Тису, к болгарам. Несметные сокровища Аварского каганата вывозятся франками. К тому же положение авар усугублялось еще и тем, что протоболгары также в целом враждебно относились к ним.

797 г. Авары долго не хотели признавать поражения, и поэтому восстали, но были разбиты.

799 г. Снова восстание авар против франков.

802 г. Последняя попытка авар остаться независимыми. Были убиты должностные лица франков.

804-805 гг. Болгарский хан Крум завладевает восточными землями авар, и фактически каганат поделен на две части — болгарскую и франкскую.

Восточным аварам повезло больше. Они влились в родственную этническую среду. Во главе же западных авар, франки поставили крещеного кагана и дали им земли в восточной марке с центром в Саварии (ныне г. Сомбахтей). Но это не уберегло их землю от наплыва славянских племен (карантинцев).

811 г. Франкам пришлось защищать уже авар от все пребывавших и прибывавших славянских и немецких переселенцев.

822 г. Авары последний раз выступили в истории под своим именем. Оно упоминается в хрониках, как зависимое от франков племя. Хотя еще множество авар проживало в землях болгар и воевало в войске болгарских ханов.

Общественное устройство

Принято выделять три этапа пребывания авар в Европе:

  1. Раннеаварский — середина 568 — ~630 гг. пришедшие с востока авары практически не смешиваются с местным население и ведут кочевой образ жизни.
  2. Среднеаварский — ~630 — ~710 гг. происходит смешение пришлых авар и местного населения, авары переходят к полукочевому образу жизни. Меняется социально-политическая структура общества.
  3. Познеаварский — начало VIII — конец IX вв. дальнейшее смешение племен, из обычаев исчезают монгольские и иранские элементы (в частности монгольское погребение с конем). Все большое влияние оказывает славянский элемент в Аварском каганате. Также происходит обеднение могил, что говорит о проникновении христианства в каганат и возрастании социального неравенства населения.

Во главе авар стоял каган. Следующим высшим должностным лицом был тудун — правитель части страны. Далее следовал югур, вероятно верховный жрец. Затем по иерархической лестнице следовали тарханы — знать, которая занималась сбором налогов. Еще ниже находились вожди отдельных племен и родов. Далее шли рядовые воины.

Авары, как и другие кочевые народы, не знали развитого института рабства. Лишь в качестве домашних рабов они использовали попавших в плен иноплеменных воинов и разорившихся соплеменников.

Хозяйство

Как уже было сказано ранее, авары пришли в Европу типичными кочевниками, но уже в скором времени начали оседать на землю и вести полукочевой образ жизни.

На своих селищах авары жили в полуземлянках с деревянными стенами, внутри которых были сложены печи-каменки. Во многих жилищах обнаружены зерновые ямы, а между постройками — глинобитные очаги. В VII в. жилища на каждом селище располагались по кругу. На эти зимние селища уже полукочевые авары возвращались вместе со скотом после выпаса его на летних пастбищах. С весны до осени они жили в легкопереносимых юртообразных сооружениях.
Основой хозяйства авар являлось полукочевое скотоводство. Постепенно они переходили к оседлости. Поэтому часть населения (главным образом, потомки римлян, сарматов и переселившихся сюда славян) занималась и земледелием.

Очень большую роль в аварском быту играла лошадь.
Помимо коневодства авары занимались разведением крупного рогатого скота, овец, коз и мелких кур.

Военное искусство

Рисунок 1. Аварские воины (1-знатный аварский воин, 2-простой аварский воин, 3-славянский пехотинец).

Военная тактика аваров имела много общего с тактикой позднейших монголов: изматывание противника бесконечными манёврами без принятия ближнего боя («набег - отскок»), сопровождавшимися залповыми выстрелами из дальнобойных луков с последующим неожиданным вводом тяжеловооружённой отборной латной конницы, призванной деморализовать и рассечь вражеские построения. Эти действия нередко сочитались с внушением противнику ложных представлений о близости его победы и беспомощности неприятеля, вынужденного якобы всё время уклоняться и отступать. Византийцы внимательно изучали эти методы и признали их наиболее эффективными, позаимствовав у аваров не только их «революционные» стремена - позволявшие наносить мощные рубящие удары и, вообще, устойчиво держаться в седле - но и тип такого строя, когда впереди - конные стрелки без тяжёлых доспехов (избегающие ближнего боя «застрельщики»), а также аварские пики с ременными петлями и некоторые элементы войлочной защитной амуниции. Кроме всего прочего, авары умело использовали славянскую пехоту, бессильную против кавалерии аварского типа, но зато хорошо сражавшуюся в лесах и болотистой местности.

Аварские узкие трёхгранные наконечники стрел поражали насмерть на расстоянии 500 метров, а с 200 метров они пробивали доспехи из металла и толстой воловьей кожи. Аварские лучники были способны выпускать по двадцать стрел в минуту.

Источники

  • Артамонов М.И. История хазар, Л.1962, с. 103-113;
  • Гавритухин И.О. Хронология «среднеаварского» периода.//Сборник. Степи Европы в эпоху средневековья. Труды по археологии, т. 2, Донецк, 2001, с. 45-162;
  • Гумилев Л.Н. Древние тюрки, М., 2002, Айрис-пресс, с. 41-45;
  • Гюнер К. Авары были тюрки. К истории Аварского народа и каганата.//Газета «Елдаш/Времена», 16.11.2007-14.12.2007;
  • Лукина С.Г. Аварский каганат в системе социо-политических и этнокультурных процессов эпохи раннего средневековья. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.и.н., Ижевск, 2006;
  • Эрдели И. Исчезнувшие народы. Авары //Природа, 1980, №11.

обры) - племенной союз главным образом тюрко-язычных племен. Совершали набеги на славян, франков, Византию. В VI в. образовали в бассейне Дуная государственное объединение - аварский каганат.

Отличное определение

Неполное определение ↓

АВАРЫ

большой племенной союз, гл. роль в к-ром играли тюркоязычные племена. Рус. летописи называют А. обрами. Впервые А. упоминаются в отчете Приска Панийского о посольстве к гуннам (сер. 5 в.). Сведения об А. содержатся у Феофилакта Симокатты, Менандра, Иоанна Эфесского, в хронике Фредегара, рус. летописи, в "Картлис Цховребе" и т. д. Вопрос о происхождении А. спорен. Существует мнение о тождестве их с жу-жанями. В др.-тюрк. рунич. текстах они именуются "апар-апурым"; это позволяет предполагать, что назв. "А." было одним из племенных имен А. (апар - авары). Однако такое предположение и прежде всего тождество жу-жаней с А. (а-ба кит. источников) пока не доказаны. Появившиеся в Вост. Европе в нач.50-х гг.6 в. аварские племена нек-рыми визант. авторами рассматривались как "псевдо-А.". По свидетельству Феофилакта Симокатты, "псевдо-ава-рами" были вытесненные тюрками из Юж. Приуралья племена огор-угры, смешавшиеся с гуннами; одно иа угорских племен носило наименование yap, поэтому их приняли за А. Однако сохранившиеся лингвистич. данные свидетельствуют о тюркоязычности А. Угры, как и др. племена, присоединились к тюркоязычной орде А. во время движения последней на 3., но осн. роли в ней не играли. Путаница у визант. авторов связана с пестротой этнич. состава орды А. Византийцы сталкивались с разными частями орды, сведения об отд. ее племенах были противоречивы. Это и породил" миф о "псевдо-А." Появившиеся в Европе А. были авангардом большой группы племен, составивших основу Зап.-тюрк. каганата. В сер. 6 в. А. вторглись в степи Зап. Прикаспия. В 558 в Византию прибыло их первое посольство" возглавлявшееся Кандихом. Оно предлагало Византии воен. союз и просило места для поселений. Византия использовала А. для борьбы с враждебными ей черноморскими племенами (савирами). В кон. 50 - нач. 60-х гг. 6 в. А. в союзе с кутургурами обрушились на антов и опустошили их земли. После 565 А. предприняли грабит. походы против народов Центр. Европы. В 567 А. в союзе с лангобардами разгромили гепидов. и заняли их земли в Паннонии. Здесь после ряда походов и присоединения новых племен (в т. ч. нек-рых славянских) в 60-х гг. 6 в. был осн. Аварский каганат - плем. объединение типа "варварских империй". Во главе его стал выдающийся полководец хан Баян. Центром каганата оставалась Паннония, где была создана система "хрингов" - крепостей, состоявших иа концентрич. кругов укреплений. Точных и постоянных границ каганат не имел. Из Паннонии орды А. совершали набеги на славян, франков, лангобардов, грузин и др. племена, а также на Византию. Однако контроль А. над огромной терр. от Эльбы до Закавказья и от Дона до Адриатики был временным и непрочным. Само объединение держалось лишь на воен. подчинении различных племен и подкупе племенной верхушки. Постоянные войны и ограбление соседних народов были связаны с крайней слабостью собств. экономич. базы А.. ограниченной экстенсивным кочевым скотоводством. Экономически А. были зависимы от покоренных ими земледельч. племен. Племенная верхушка А. и воен. дружины сильно обогащались. Но процесс формирования клас. общества у А. завершен не был. Все это предопределило внутр. слабость и недолговечность каганата. С 70-х гг. 6 в. А. начали систематич. вторжения в Византию, нанесли ей ряд поражений и заставили платить большую дань, к-рая после опустошит. набегов на Далмацию и Иллирию в 583 достигла 120 тыс. соли-дов (по сообщению Феофана). В 587 Баян опустошил Мезию, разрушив Доростол (Силистрия), Сингидун (на Дунае), Маркианополь (на зап. побережье Черного м.); крупные вторжения А. на Балканы произошли в 592, 598 и в последующие годы. Однако внутр. слабость каганата и восстания покоренных племен обусловили упадок воен. могущества А. В 626 гл. силы А. подверглись сокрушит. разгрому под Константинополем. Крупное восстание слав. племен во главе с Само и активные действия против А. со стороны франков, болгар и др. племен, а также усобицы внутри самого каганата привели к его распаду. В сер. 7 в. А. были вытеснены из Сев. Причерноморья, а власть их над осн. территорией - Паннонией - была ограничена с созданием в 680 Болгарского царства на Дунае. В 90-х гг. 8 в. А. были окончательно разгромлены франками Карла Великого, в 796 пали главнейшие из "хрингов"; в дальнейшем А. были полностью ассимилированы народами Зап. Причерноморья, и Подунавья. Археологич. памятники А. представлены на терр. Венгрии погребениями воинов с конем и оружием. Интересны найденные в этих погребениях древнейшие слабоизогнутые сабли, появившиеся вместе с железными стременами. Многочисленны украшения, особенно накладные бляхи и наконечники ремней, с геометрии., растительным и зооморфным орнаментом. Лит.: Бернштам А. Н., Очерк истории гуннов, Л., 1951; Очерки истории СССР. III-IX вв., М., 1958, с. 569-86; Howorth H. H., The Avars, "J. Roy. Asiatic Soc. Great Britain and Ireland", 1889, v.21, New Ser., art. 10; Kovrig I.., Contribution au probl?me de l´occupation de la Hongrie par les Avars, "Acta Arcnaeologica", 1955, t. 6,p. 163;Csall?ny D., Arch?ologische Denkm?ler der Awarenzeit in Mitteleuropa, Bdpst., 1956; Lipt?k P., Aw?ren und Magyaren im Donau-Theiss Zwischenstromgebiet, "Acta Archaeologica", 1957, t. 8. fasc. 1-4, p. 199 и сл.; Moravcsik G., Byzantinoturcica, (Bd), 1, В., 1958, s. 72-76. H. Я. Мерперт. Москва.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!