Купеческие дома, усадьбы и особняки, старые здания учебных заведений. Типичный купеческий дом рубежа XIX-XX веков Старинные деревянные купеческие дома

The Village выяснил, как создать в купеческом доме атмосферную студию для работы и жизни.

Юлия рудометова

Фотографии

Илья большаков

адрес: Крутой переулок, 9

высота: два этажа

Постройка: 1880-е годы, дом купца Ильи Пояркова,
объект культурного наследия

Започаинье - одно из самых укромных и тихих мест в центре города. Попасть сюда можно с пересечения улиц Ильинской и Добролюбова. Либо, прогуливаясь по набережной Федоровского, повернуть в сторону белокаменной церкви Успения Божьей Матери с пешеходного моста над Успенским оврагом. Здесь, в одном из купеческих домов, которому без малого 140 лет, спряталась уютная студия.

Дима Сапожников

создатель студии «Дзен», массажист

Летом 2016 года я искал подходящее помещение для создания пространства, где бы я мог работать - заниматься массажем. В очередной раз открыл один из сайтов по нижегородской недвижимости и увидел странное объявление. Так обычно не пишут: «Сдается тихий офис или дача». Ни фото, ни других подробностей не было, только телефон и скриншот карты из «ДубльГИС». Дом почти у набережной Федоровского, в Започаинье. Какая дача в центре города? «Приезжай, смотри», - ответили мне по телефону.

Поехал знакомиться. По указанному адресу оказался большой купеческий дом. Несколько квартир было в собственности хозяина объявления, изначально он задумывал сделать из них для себя дачу. Одну из квартир на первом этаже в итоге приспособил под свой офис. Тогда из-за переезда он решил сдать все свои квартиры в аренду.

Помню, как зашел, меня словно уютным пледом накрыло, сразу понял: мое место. Был чуть ли не первым, кто приехал на просмотр. Сразу сказал: «Всем отказывайте, я остаюсь».

Дом в Крутом переулке

Дом каменный, в два этажа. В центре дома сквозная арка, которая со стороны создает иллюзию двух отдельных домов с треуголками деревянных крыш.

Более ста лет назад дом принадлежал семье купца Пояркова. Знаю, что арка была намного выше за счет опущенного уровня земли. В нее заезжала купеческая карета и повозка с лошадьми.

В соседнем доме жили знаменитые купцы Фирсовы, которые принимали участие в жизни государства. Они ездили к царю в Москву, были приближены ко двору.

Дом 1880-х годов постройки, пережил революцию и вообще много чего повидал.

Раньше здесь жила одна купеческая семья, а сейчас дом разделен на шесть разных квартир. Почти у каждой свой вход с улицы, как у меня.

Геометрия дома такова, что я граничу только с квартирой сверху. Во времена царской России для тепла и звукоизоляции перекрытия между этажами были засыпаны землей. При ремонте землю убрали, теперь полы тонкие и хорошо слышно, как ноги соседей стучат по потолку. Меня это не напрягает, даже наоборот, напоминает, что живешь не в музее в историческом центре города, а в настоящем доме, где вокруг тебя происходит жизнь, люди бранятся, тешатся, ссорятся, мирятся.

Дом живет, дышит, меняются люди. Среди всех нас только один постоянный жилец-старожил. Он живет здесь пятнадцать лет и застал времена, когда во дворе дома разводили свиней.

Тогда у каждой квартиры во внутреннем дворе дома был свой сарайчик, куда можно было складывать садовый инвентарь, лопаты, всякие инструменты. Со временем эти деревянные постройки обветшали, пришли в полную негодность. В некоторых разводили свиней. Было грязно и пахло, как на хоздворе.

Кто-то из соседей или жильцов нажаловался властям. В то время полпред Президента по Приволжскому федеральному округу Сергей Кириенко лично приезжал, садился в трактор и сносил старые сараи из нашего двора прямо в овраг Почтового съезда. Это было масштабно.

В 2009 году дом горел, пострадал серьезно. Городские власти помогали восстанавливать. Крыли крышу, обновили фасад, площадку перед домом, меняли проводку и другие коммуникации.

Я насчитал в радиусе одного километра от дома семь церквей. Другого места с такой концентрацией религиозных построек в Нижнем Новгороде я не знаю

Сегодня на месте грязных сараев во дворе красивый сад. Силами жильцов посажены сосны, рябины, яблони, ели. Сделаны даже альпийские горки из камней. Есть мангал, зона барбекю, что-то типа беседки, где можно посидеть. Место уютное и спокойное. В теплое время года соседи любят проводить там детские дни рождения и пикники. Зимой в саду мы не чистим тропинки. Всё заметает, и делать там нечего.

Переулок - Крутой во всех смыслах и значениях. Он находится в центре города, но тут не ощущается бизнес-атмосфера, которая царит на соседних крупных улицах. Започаинье - словно затерянный мир. Ты делаешь поворот с Ильинки в сторону набережной Федоровского и попадаешь в царство гармонии и покоя. В городе пробки, суета, а здесь всегда тихо.

Мне нравится возвращаться сюда. Как бы я далеко ни уезжал из города, когда я подъезжаю на такси к Започаинью, будто пересекаю некий барьер, который проходит между «Спаром» на Добролюбова и церковью Жен-Мироносиц. Меня сразу окутывает ощущение уюта и дома.

Я насчитал в радиусе одного километра от дома семь церквей. Другого места с такой концентрацией религиозных построек в Нижнем Новгороде я не знаю. В соседнем доме, который в конце XIX века был усадьбой Чернонёбова, сейчас детский сад. Вокруг атмосфера по-человечески добрая.

Теплым летом, когда город еще спит, я выхожу из дома и через две минуты оказываюсь на мосту над Успенским оврагом. Дворники подметают улицу в звонкой тишине. Почти нет людей. С высоты набережной видны только-только начинающиеся пробки на Канавинском мосту. Открывается потрясающий вид на Стрелку. Здесь лучшее место в городе и для закатов.

Студия «Дзен»

Всего в моей квартире около 38 квадратов. Основная часть отведена под рабочее пространство.

Старины в интерьере давно не осталось. Обыкновенный потолок и стены, которые я лишь освежил, покрыв слоем краски такого же светлого цвета. Моя подруга художница Елена Кручинина нарисовала на стенах ветку сакуры и бамбук. Постепенно в студии начали появляться предметы, которые создают уют: полочки с книгами, коллекция керамической посуды из разных городов и стран, цветы, растения, фотографии из моих путешествий. Еще у меня живут птицы: австралийские воробьи, зебровые амадины. По звучанию они похожи на резиновые игрушки, которые пищат, когда их сжимаешь.

Раньше в доме была большая купеческая печь, где готовили еду. От нее осталось только отверстие для дымохода. Сейчас на этом месте декоративный камин, там я храню дорогие сердцу вещи.

В рабочей комнате три окна. Снаружи на окнах решетки, но они не мешают. Окна использую только как источник света. Не смотрю в них. Часто они вообще закрыты жалюзи. В студии всегда приглушенный свет, который создает атмосферу домашнего уюта.

Здесь мягкий пол, по которому приятно ходить босиком. На полу много подушек, можно сидеть, а можно лежать. У меня нет диванов или стульев.

Из мебели в студии только стол для массажа. Мой отец его сделал. Стол крепкий, основательный, его сложно сдвинуть с места.

Меня радует, что для многих студия становится особенным местом. Здесь хочется находиться. Иногда получается, что мне людей приходится не то чтобы выгонять, но деликатно поторапливать. Атмосфера здесь «отдыхательная», хочется сидеть и сидеть. Особенно чем хуже погода за окном, тем лучше здесь. Когда метель на улице или ливень, в студии всегда тепло и уютно.

Я стремлюсь, чтобы ко мне приходили не как в заведение, где можно получить обычную процедуру массажа, а как в гости к хорошему знакомому. Мы пьем чай и беседуем. Я давно увлекаюсь китайской чайной традицией, поэтому у меня стоит чайный стол с доской ча бань и соответствующий антураж: фигурки героев из китайской мифологии, свечи, благовония.

Пространство студии трансформируется от массажной до чайной комнаты и даже до небольшой площадки для встреч. Бывает, друзья организуют здесь свои мероприятия. Совсем камерные, до 12 человек, чтобы всем было уютно. Это мастер-классы по медитативному рисованию «дзен-графика» и по лепке из глины, этническо-бардовские концерты.

Бытовая изнанка студии

Изначально я искал место для работы. До последнего думал, что буду только принимать пациентов, и совсем не рассчитывал, что сам здесь останусь жить. Потом вдруг понял, что расположение дома и его атмосфера уникальны, уезжать отсюда совсем не хочется.

Жилая часть квартиры достаточно миниатюрна. В одно помещение объединена и спальня, и кухня, здесь же стоит душевая кабина, как в питерских коммуналках. Мне нравится такой формат компактной студии.

Тот пожар, который случился десять лет назад, привнес новый этап в жизнь дома. Благодаря ему поменяли проводку и другие коммуникации, всё достаточно новое. В доме нет центрального отопления, вместо него стоят газовые котлы АГВ. В моей жилой комнате - котел на меня и на квартиру сверху. Поэтому я работаю еще и кочегаром, но это не сложно: один раз в начале зимы зажег огонь и забыл; когда холодает, могу прибавить немного тепла в батареях. Горячая вода появляется в кране благодаря бойлеру. Комфортные условия можно легко создать даже в старом доме, благо есть много разных современных приспособлений. А вообще, бывшие жильцы-собственники сделали здесь приятный ремонт.

Единственное, что еще не поменяли, - древние трубы XIX века с холодной водой, которые идут под домом. Иногда они не выдерживают времени и дарят жильцам «фонтанирующие истории».

Прошлой зимой прорвало трубу, и на неделю мы остались без воды. Сюда нагнали современной техники, наверное, со всего Нижегородского района и заменили большой участок трубы. Хорошо, что в доме ничего не текло, только на улице. Зато у меня на кухне копали яму, чтобы подобраться к трубам. В доме нет подвалов, под нами сразу земля.

Все жильцы дома знают друг друга в лицо. Знают, кто чем занимается и чем живет. У нас у всех хорошие отношения. Жизнь в таком малосемейном доме подразумевает коммуникацию и решение коллективных общих вопросов. Чаще всего, конечно, такие собрания происходят стихийно и не по самым приятным поводам.

Започаинье - ключевое место во всех туристических маршрутах по Нижнему Новгороду, поэтому мы часто слышим иностранную речь за своими окнами, видим туристов. Я и остальные жители гордимся тем, что живем в старинном купеческом доме, в доме, о котором рассказывают.

Жилой дом Крашенинниковых, построенный в начале XIX века на Кожевнической улице, признали объектом культурного наследия регионального значения. Памятник архитектуры представляет собой каменное трехэтажное здание с подвалом.

«Его история начинается в 1800 году, когда семья московских купцов Крашенинниковых подала прошение о возведении нескольких строений на участке Кожевнической улицы, в том числе каменного двухэтажного дома. Однако при пожаре 1812 года застройка усадьбы сильно пострадала и была восстановлена лишь к 1817 году. С этого времени фасад дома и сохранился до наших дней», — рассказал руководитель столичного .

Изменения начались с 1896 года при купце 1-й гильдии Николае Растеряеве. Он переделал главное здание владения и со стороны двора возвел двухэтажную каменную пристройку. Растеряев занял постройками лудильного завода всю бывшую территорию сада. В 1908 году он образовал фабрично-торговое товарищество «Николай Сергеевич Растеряев». Здесь было железно-лудильное производство, где выпускались свинцовые трубы.

По оценочной описи 1914 года, строение занимали заводская контора, квартиры мастера, управляющего и служащих. А с 1930-х годов на территории бывшей усадьбы открыли авторемонтное предприятие «Аремкуз» Главмостранса.

Алексей Емельянов отметил, что дом Крашенинниковых сохранил только внешний облик. Интерьеры и оформление первого и второго этажей были полностью утрачены, так как здание переходило от владельца к владельцу на протяжении десятков лет. Его назначение менялось не единожды — в зависимости от желаний собственников. Сегодня в здании остались свойственные для городских построек того времени элементы: оконные и дверные проемы, цоколь, треугольные декоративные сандрики над окнами второго этажа и междуэтажный профилированный карниз.

Статус объекта культурного наследия регионального значения обеспечивает жилому дому Крашенинниковых охрану государства. Его запрещено сносить, а исторический облик здания не может быть нарушен, любые работы (ремонтные или реставрационные) проводятся только под контролем и после согласования с Департаментом культурного наследия.

Кожевническая улица — это древняя улица города, расположенная в районах Замоскворечье и Даниловский. Считается, что еще в XIV веке здесь была татарская слободка кожевников, где промывали в реке шкуры лошадей и выделывали из них кожу для различных изделий. В XV веке к югу оттуда, рядом с Симоновым монастырем, на высоком берегу Москвы-реки ногайские татары торговали лошадьми. Доподлинно известно, что постоянно мастера-кожевники здесь обосновались с XVI века, место для них было выбрано на низменном правом берегу, ниже по течению реки, — специально, чтобы отходы производства не загрязняли город. Этот район долгое время развивался как центр кожевенного производства, а в XIX веке здесь начали появляться крупные промышленные предприятия.

В Москве ведется постоянная работа по сохранению и восстановлению памятников архитектуры, список объектов культурного наследия регулярно растет. Только за последние семь лет охранный статус получили 695 памятников. Из них 370 — это выявленные объекты культурного наследия, а 325 — объекты культурного наследия как федерального, так и регионального значения.

Недавно список объектов культурного наследия также пополнил , расположенный в Старокирочном переулке. Памятниками архитектуры стали двухэтажное главное здание усадьбы, сторожка и каменная ограда с воротами.

Охранный статус также получил , в котором в 1899-1900 годах жил и работал писатель Антон Чехов. В июне его признали выявленным объектом культурного наследия. Четырехэтажное каменное здание расположено в Дегтярном переулке.

Купечество – одно из сословий Российского государства 18-20 веков и являлось третьим после дворянства и духовенства сословием. В 1785 году «Жалованной грамотой городам» определялись права и сословные привилегии купечества. В соответствии с этим документом купечество освобождалось от подушной подати, а также и телесных наказаний. А некоторые купеческие фамилии и от рекрутчины. Также они обладали правом беспрепятственного переезда из одной волости в другую в соответствии с «паспортной льготе». Также для поощрения купцов было принято Почетное гражданство.
Для определения сословного статуса купца брался его имущественный ценз. С конца 18 века существовало 3 гильдии, каждая из них определялась по размеру капитала. Каждый год купец платил ежегодный гильдейский взнос, составляющий 1% от общего капитала. Благодаря этому случайный человек не мог стать представителем определенного сословия.
В начале 18 в. начали формироваться торговые привилегии купечества. В частности начали появляться «торгующие крестьяне». Очень часто несколько семей крестьян скидывались, оплачивали гильдейский взнос 3 гильдии, чем в частности освобождали своих сыновей от рекрутства.
Самым важным в изучении жизни людей является изучение их быта, но историки вплотную занялись его этим не так давно. И в этой области купечество предоставило безграничное количество материала для узнавания русской культуры.

Обязанности и особенности.

В 19 веке купеческое сословие оставалось достаточно закрытым, сохранявшего свои правила, а также обязанности, особенности и права. Туда не особо пускали посторонних. Правда, бывали случаи, когда в эту среду вливались люди из других сословий, обычней всего из разбогатевших крестьян или не желавшие или не могущие идти по духовному пути.
Частная жизнь купцов в 19 веке оставалась островком старинной старозаветной жизни, где все новое воспринималось, минимум подозрительно, а традиции исполнялись и считались незыблемым, что должно выполняться из поколения в поколение неукоснительно. Конечно, для развития бизнеса купцы не чурались светских развлечений и посещали театры, выставки, рестораны, где завязывались новые нужные для развития дела знакомства. Но вернувшись с такого мероприятия, купец менял модный смокинг на рубаху и полосатые штаны и в окружение своего многочисленного семейства садился пить чай около огромного медного начищенного самовара.
Отличительной чертой купечества была набожность. Церковь была обязательной для посещения, пропускать службы считалось грехом. Также важно было и молиться дома. Конечно же, религиозность тесно переплеталась с благотворительностью – помощь различным монастырям, соборам и церквям больше всего оказывали именно купцы.
Бережливость в быту, доходящая иногда до крайней скупости – одна из отличительных черт в жизни купцов. Расходы на торговлю были обыденными, а вот тратить лишнее на собственные нужды считалось совсем лишним и даже греховным. Было вполне нормальным, когда младшие члены семьи донашивали одежду за старшими. И такую экономию мы можем наблюдать во всем – и в содержании дома, и в скромности стола.

Дом.

Купеческим районом Москвы считался Замоскворецкий. Именно здесь были почти все дома купцов в городе. Строили здания, как правило, используя камень, а каждый купеческий дом окружал участок с садом и более мелкими постройками, к ним относились бани, конюшня и хозяйственные строения. Изначально на участке обязательно должна была находиться баня, но позже ее часто упраздняли, а мылись в специально построенных общественных заведениях. Сараи же служили для хранения утвари и вообще всего, что было необходимо для лошадей и ведения хозяйства.
Конюшни всегда строились прочными теплыми и обязательно так, чтобы не было сквозняков. Коней берегли из-за дороговизны, и так заботились о здоровье лошадей. Их в то время держали двух видов: выносливых и крепких для дальних поездок и породистых, изящных для городских выездов.
Непосредственно сам купеческий дом состоял из двух частей – жилой и парадной. Парадная часть могла состоять из нескольких гостиных роскошно оформленных и обставленных, хотя и не всегда со вкусом. В этих комнатах купцы, для пользы дела устраивали светские приемы.
В комнатах обязательно ставили по несколько диванов и диванчиков обитые тканью неярких цветов – коричневой, синей, бордовой. На стенах парадных комнат вешались портреты хозяев и их предков, а в нарядных горках глаз радовала красивая посуда (часто составляющая приданое хозяйских дочерей) и всякие дорогие безделушки. У богатых купцов был странный обычай: все подоконники в парадных комнатах были уставлены бутылками разной формы и размерами с домашними медами, наливками и тому подобным. Из-за невозможности часто проветривать комнаты, а форточки давали плохой результат, воздух освежали различными доморощенными методами.
Расположенные в задней части дома жилые комнаты были намного более скромно обставленные и окна их выходили на задний двор. Для освежения воздуха в них вешали пучки душистых трав, часто привозимых из монастырей и перед тем как их повесить, окропляли святой водой.
С так называемыми удобствами дело обстояло еще хуже, находились туалеты во дворе, строились плохо, ремонтировались редко.

Еда.

Еда вообще является важным показателем национальной культуры и как раз купечество являлось хранителем кулинарной культуры.
В купеческой среде есть было принято 4 раза в день: в девять утра – утренний чай, обед – около 2-х часов, вечерний чай – в пять вечера, ужин в девять вечера.
Купечество кушало плотно, к чаю подавалось множество видов выпечки с десятками начинок, различные сорта варенья и меда, покупной мармелад.
Обед всегда содержал первое (уха, борщ, щи и т.д.), затем несколько видов горячих блюд, а после этого несколько закусок и сладкое. В пост готовились только постные блюда, а в разрешенные дни – рыбное.

Три уникальных деревянных усадьбы располагаются недалеко друг от друга на ул. Первого мая (бывшей ул. Купеческая). Здания построены в 1830 - 1861 годах и сохраняют ампирные черты типовых "образцовых" проектов провинциального городского жилья I половины XIX века.

Особый интерес представляют биографии местных купцов - текстильных фабрикантов, - строителей и последующих владельцев этих памятников архитектуры.
Усадьба священника (ул. Первого мая, 3)
Усадьба священника соседней Воскресенской церкви представляет собой характерный образец застройки Павловского Посада 1850-1860-х гг.


Деревянное здание с редкой полнотой сохранило черты провинциального городского жилья своего времени. К дому, выходящими окнами на улицу примыкает тёсовый забор с воротами и калиткой. Хозяйственный двор замыкает бревенчатая связь кладовых и сараев, отделяя его от территории сада.
Одноэтажный с мезонином рубленый жилой дом и вместительные холодные сени поставлены на высоком подполье, а смежный с сенями прируб для кухни - на кирпичном полуподвале. Основной объём здания в своей типологии, внутренней планировке и отдельных деталях сохраняет отзвуки архитектуры ампира.

План дома священника.
Основываясь на пропорциях плана, симметрии лицевого фасада, увенчанного крутым щипцом мезонина, - можно прийти к выводу, что строительство дома производилось по одному из "образцовых" проектов типового строительства начала XIX века.
Тёсовая обшивка фасадов, имитирующая мелкий ленточный руст, фигурные наличники окон и большинство оконных заполнений относятся к 1900-м годам.
Из прежних художественных форм уцелели карниз мезонина с мутулами, восьмистекольная рама и строгие оконные обрамления с декоративным замком на боковом дворовом фасаде, наружная дверь с ампирным рисунком филенок.

Структура здания, выраженная в трёхчастной схеме плана, наличие подпола, боковой вход и преобладане высоты жилого переднего сруба сближает памятник с крестьянским жильём.
Внутри дом носит следы позднейших перепланировок.

Из элементов интерьера от старого времени сохранилась изразцовая печь и лестница в сенях, ограждённая точёными перилами.
Усадьба Р.Л. Щепетильникова (ул. Первого мая, 7)
Усадьба представляет собой образец богатого купеческого владения середины XIX века. Комплекс усадьбы представлен главным домом и длинным рядом дворовых построек. В прошлом в глубине участка находился сад.

Фотографии 2009 г. - 2013 г..
Большой двухэтажный купеческий дом поставлен на красной линии бывшей "Купеческой" улицы, выходя на него семиоконным фасадом. Первый этаж здания сложен из кирпича на белокаменном цоколе и оштукатурен. Деревянный второй этаж обшит тёсом "под руст".
Жилой дом был сооружён по "образцовому" проекту первой половины XIX в. в 1861 году и сохраняет черты ампирной постройки.

План первого этажа дома Щепетильникова.
В былые времена средняя часть лицевого фасада была завершена треугольным деревянным фронтоном, ныне утраченным. На первом этаже среднюю часть здания подчёркивают арочные формы нижних оконных проёмов.

Плоскости стен украшены строгими ленточными наличниками с верхней полкой и рельефными каменным замками, уцелевшими над окнами второстепенных фасадов.
Определённое изящество вносит в архитектуру дома псевдоготический мотив стрельчатой перемычки, присутствующий в трехчастных окнах второго этажа, выходящих на двор.
Деревянная тыльная часть здания со следами позднейших переделок вмещает в себя лестницу, холодные сени с чуланами и квартиры, устроенные в новейшее время. Со стороны двора дом увеличен пристройкой середины ХХ века.

Верхний, парадный этаж несколько выше первого. План основного старейшего объёма здания не понёс существенных утрат. Помещения соединены по принципу круговой анфилады. По главному фасаду расположен центральный зал с двумя фланкирующими его угловыми помещениями. Стены обтянуты карнизами. В интерьере сохранились белые изразцовые печи и массивные двупольные двери с усложненным рисунком филёнок.
Одноэтажные бревенчатые с открытым срубом хозяйственные постройки образуют несколько связей из ряда изолированных помещений под общей кровлей.

Дом построил ратман Павловского Посада в 1848, 1849, 1852 годах, Богородский купец III гильдии, владелец фабрики шёлковых и хлопчато-бумажных материй "при селе Вохне", выделывавшей нанку и "ластик", старообрядец Родион Леонтьевич Щепетильников (ок. 1777-1852). Родион Леонтьевич был женат на Анне Егоровне (1778-до1846), подарившей мужу детей: Якова (род. 1803), Степана (род. 1805), Наталью (1809), Савелия (род. 1815), Матрону (род. 1817).
Фабрика Щепетильникова располагалась на левом берегу р. Вохонки, севернее моста в конце ул. Дзержинского (Широковской) [см. карту ].

После Родиона дом унаследовал купец III гильдии, владелец ткацкой и красильной фабрики в Павловском Посаде, Яков Родионович Щепетильников (1803-?), женатый на бывшей крестьянке села Павлово (Вохна) Пелагее Петровне (1811-?). По материалам 1857 г. у него были дети: сыновья Андрон (Андрей) (1830-?) и Егор (1836-?) и дочери Авдотья и Наталья (1833-?). В 1857 году указывалось, что свой дом он унаследовал от отца . Таким образом, указание дома у Е.Н. Подъяпольской как "усадьба Я.Р. Щепетильникова" - нуждается в коррекции.

Затем дом перешёл во владение Андрона (Андрея) Яковлевича , владевшего родовым предприятием в 1888 году и женатого на Настасье (Анастасии) Сидоровне, урождённой Кузнецовой (1833-?), от которой он имел шестерых сыновей: Василия (род. 1853), Ивана (род. 1855), Петра (род. 1856), Степана, Матвея и Константина. Интересно, что Анастасия Сидоровна Щепетильникова-Кузнецова приходилась старшей сестрой одному из крупнейших промышленников и предпринимателей России конца XIX-нач. XX вв. - Матвею Сидоровичу Кузнецову (1846-1911), владельцу известного "Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова" . После смерти Сидора Терентьевича Кузнецова (1806-1864) его фарфоровые фабрики переходили по наследству к его единственному сыну - Матвею, которому тогда было всего 18 лет. По некоторым сведениям, А.Я. Щепетильников исполнял обязанности одного из его опекунов . К 1890 г. Анастасия Сидоровна была владелицей хлопчато-бумажной фабрики в Павловском посаде с 40 рабочими, которой управлял её сын Пётр Андреевич.
Впоследствии дом перешёл старшему сыну А.Я. Щепетильникова - Василию Андреевичу Щепетильникову - купцу, городскому уполномоченному Павловского Посада (в 1914-1918 гг.), члену попечительского совета женской прогимназии Павловского Посада (1907) и городской общественной больницы (1911-1918 гг.), попечителю старообрядческой церкви св. Великомученика Дмитрия Солунского в Павловском Посаде (1915 г.) . В 1917 г. родовой дом Щепетильниковых с землёй оценивался в 6529 рублей.

Усадьба Н.Ф. Фролова (ул. Первого мая, 6)
Деревянная усадьба занимает удлинённый участок, выходящий на высокий левый берег Вохонки. Добраться до неё довольно сложно, так как она включена в окружённый общим забором квартал жилых зданий.

Фотография 2009 г.
Усадьба была основана купеческой семьёй Фроловых в первой половине XIX века. Усадьба не связана с городской средой и, имея ориентацию на речную долину, стоит особняком.
Дом поставлен в середине участка, в саду, террасами спускающемся к реке. Глубокий двор ограничен бревенчатой хозяйственной постройкой.


План дома Фроловых.
Деревянный одноэтажный жилой дом был возведён в стиле ампир в 1830-1840 годах. Он поставлен на кирпичном цоколе и обшит тёсом. Главный фасад, обращённый к реке, украшен террасой и завершён светёлкой. Боковые фасады завершены мезонинами. Вход в здание со двора лежит через холодные сени, к которым примыкает позднейшая кухонная пристройка с открытым срубом.

Черты ампира, отчётливо выраженные в объёмно-плановой композиции здания, в наружной его обработке довольно сдержанны. Характерны формы светёлки и мезонинов: группировка и абрис окон, разорванные внизу фронтоны, рустовка углов "в разбежку". Со стороны сада дом украшен выемчатой резьбой досок-прибоин с декоративными мотивами классицизма. Терраса, нарядно убранная точёными столбиками и пропильной резьбой, перестраивалась в начале ХХ века.

Планировка дома, по словам авторов "Памятников архитектуры Московской области", "варьирует распространённую схему особняков послепожарной Москвы, но была частично изменена при квартирном расселении. Центром композиции плана здания служит небольшой внутренний коридор, объединяющий смежные помещения по принципу кольцевой анфилады. Парадные комнаты с более высокими окнами обращены в сад.
В доме сохранились белые изразцовые печи нескольких типов, ампирные двустворчатые и однопольные двери, тянутые карнизы. Гостиную украшает плафон. В одной из жилых комнат- лежанка.
Однокомнатные симметричные мезонины по бокам здания занимает жильё. Одно из помещений с кафельной печью перекрывает ложный коробовый свод (молитвенная комната?).

Правый от гл. входа мезонин.
По всей видимости, дом был возведён на средства Павлово-Посадского купца III гильдии (в 1854 г.), вышедшего в купечество из местных крестьян, Никиты Фаддеевича Фролова (1803-до 1870?). После него дом принадлежал двум его сыновьям - Никите и Демьяну. Старший - Никита Никитич Фролов (1820-?), указывался как владелец местного красильно-бумажного заведения в 1870 и 1880 годах, а в 1877 г. исполнял обязанности гласного Городской Думы. Его жена - Аксинья Парфёновна (урождённая Малышева;1826-?), с 1880 г. по духовному завещанию своего отца, Парфёна Семёновича Малышева, унаследовала его двухэтажную деревянную ткацкую фабрику с красильней на Крутобережной улице. Аксинья Парфёновна родила мужу сыновей: Василия (род. 1841; ж. Марья Митрофановна (род. 1845), дети - Ольга, Анна, Митрофан, Александр, Иван), Ивана (род. 1854; ж. Аграфена Алексеевна (род. 1857), дети - Татьяна, Мария, Екатерина, Анна, Василий), Сергея (род. 1860; ж. Евдокия Тихоновна, дети - Анна, Наталья, Надежда, Мария, Антонина), Павла (род. 1862) и Фёдора (род. 1867).
Купец II гильдии Демьян Никитич Фролов (1832-1902), женатый на Наталье Ивановне, с 1877 по 1885 г. два срока был гласным Городской думы Павловского Посада, а в 1882 г. временно исполнял обязанности городского головы. В начале ХХ в. домом владели наследники Никиты Никитича...

В одном квартале с усадьбой растёт вот такой удивительный старинный дуб.

А. Послыхалин, 2013. При использовании материала обязательна ссылка на .

1. Галкина Е., Мусина Р. Кузнецовы. Династия. Семейное дело. М. 2005. С. 21; 30, 142, 337, 341.
2. Жукова Е. В. Старый Павловский Посад. М. 1994. с. 35-36, 100.
3. Щепетильниковы: Ситнов В. Обыватели Павловского Посада до 1917 г. Павловский Посад, 2012, с. 121.
4. Подъяпольская Е.Н., Смирнова Г.К. Памятники архитектуры Московской области. Вып. 4. М., 2009, № 199, с. 267-268.
5. Фроловы: Ситнов В. Обыватели Павловского Посада до 1917 г. Павловский Посад, 2012, с. 106-107.

В субботу мы отправились на прогулку с любимым нашим проектом «Иди и смотри» и автором проекта Натальей Леоновой.

Встречались мы на станции метро «Римская».




Было интересно узнать, что во времена пчеловода была договоренность, сделать в Москве одну станцию, которая бы ассоциировалась с Италией, а в Италии сделать одну станцию, которая бы напоминала о Москве.
На удивление, мы свое слово сдержали, появилась станция «Римская». В Италии же станций, связанных с Москвой, не появилось.

Станция напоминает самолет с иллюминаторами, выполнена она при участии итальянских архитекторов, открыта в 1995 году.
Вот этих младенцев, Ромула и Рема, сделал Леонид Берлин.

Никто не знает, кто из двоих детей Ромул, а кто - Рем. Тайну эту скульптор унес в могилу. Скульптуры подкрашивают, но, тем не менее, они давно выглядят печально.

Себя Леонид Берлин тоже увековечил.
Сначала я не поняла, что значит Берлин – Римская, потом поняла, что это фамилия скульптура, ударение на первом слоге, БЕ рлин.

За спиной младенцев – водный каскад. Ходят слухи, что этот фонтан образовался естественным образом, потому что никак не удавалось ликвидировать протечки при строительстве. Было принято решение ввести воду в эту скульптурную композицию.

Наконец, вся группа в сборе и мы выходим на поверхность.

Станция расположена в самом центре старого, сформировавшегося ещё в средние века московского района. Он именовался Рогожкой, или Рогожской слободой, и был известен как традиционное место обитания русских староверов.


При выходе из метро мы видим часовню «Проща» Спасо-Андроникова монастыря.
На Руси был обычай: на месте прощания с отходящими путниками ставить часовни. Проща - это народное название многих часовен, стоящих у городских застав (в данном случае - у Рогожской заставы).

По преданию на этом месте преподобный Сергий Радонежский, отправляясь в Нижний Новгород в 1365 году, простился со своим учеником, основателем Спасо-Андроникова монастыря преподобным Андроником.

Мы поворачиваем на улицу Школьная.

Школьная улица находится в районе Рогожской Заставы.
Большая часть улицы - пешеходная зона. В 1980-х годах была мысль сделать из нее второй Арбат. Но грянула перестройка, денег не хватило, поэтому здания отреставрировали, и на этом всё закончилось.

Протяженность улицы всего 700 метров. Здесь сохранились здания постройки 19 века, а некоторые и конца 18 века.

До революции улица называлась Тележной, потом 1-й Рогожской, название которой было связано с её расположением в Рогожской ямской слободе. Однако в 1923 году советская власть посчитала, что москвичи мало "просвещены культурно", и улица получила своё современное название. Школы на ней никогда не было.

Дома 12 - 48 объявлены памятником истории и культуры «Ансамбль Рогожской ямской слободы». Эти дома относятся к XIX веку, в них останавливались обозы, шедшие по Владимирской дороге. Дома имеют сходное строение - два этажа и обязательные ворота для лошадей.

Колышки рядом с воротами регулировали движение лошадиных повозок, тем самым телеги не бились о дом.

Заходим во двор одного дома.

Со двора очень даже симпатично, здесь находятся офисы.

Дом №26 мне очень понравился. В этом доме находился бар "Филадельфия" из сериала канала ТНТ "В Москве всегда солнечно".

Дома, в которых жили староверы, помечались крестами.

«Рогожская застава была одною из самых оживлённых застав. Все прилегающие к ней улицы и переулки были сплошь заселены ямским сословием и спокон веков живущими здесь купцами и мещанами. Большинство этих обитателей принадлежало к Православной Старообрядческой вере, сохраняющей обряды со времен крещения Руси.»
Об этом писал Богатырев Павел Иванович – русский артист оперного театра (1849-1908).
Он родился в Рогожской слободе в Москве в семье старообрядцев.
Павел Иванович закончил Мещанское училище в 1863 году, а в 1874-м дебютировал, как певец, на сцене Киевского городского театра в опере «Иван Сусанин».
Вернувшись в Москву, он пел в Большом театре.
Павел Богатырев – автор воспоминаний «Московская старина», которыми пользуются все историки и краеведы.

Раньше на этой улице было много трактиров, потому что останавливающимся купцам и торговцам требовалась еда.
Ныне на этой улице всего два кафе: одно в самом начале, второе – в конце.

Вид со Школьной улицы на вид на Андроньевскую площадь.

Как вам эта оригинальная задумка? Мне нравится.

Православный храм преподобного Сергия Радонежского располагается в Рогожской слободе. Церковь была основана в 17 веке, сильно пострадала во время войны 1812, с приходом советской власти была закрыта на длительный срок. Храм был возвращен прихожанам лишь в 1990 году после масштабной реставрации.


Главными святынями церкви являются икона Божией Матери «Утоли моя печали», а также икона святого праведника Иоанна Кронштадтского с частицей его мощей.

Эта фотография, сделанная Толей, мне очень нравится.

Это еще один старый район, когда-то он назывался Алексеевская слобода.
Эти места связаны с знаменитыми купцами Зубовыми, Морозовыми, Зимиными, Коновыми, Алексеевыми, Коншиными, Перловым и другими. Очень многие из них были друг с другом в родственных отношениях.
Это один из немногих районов города, которые пощадила революция и перестройка.


Храм святителя Алексия митрополита московского в Рогожской слободе.
Слобода получила свое название по церкви святителя Алексия, митрополита Московского, построенной, по преданию, на месте, где была разбита палатка святителя Алексия при посещении им Спасо-Андроникова монастыря.

Напротив храма есть дом матери. Здесь женщины, которые родили детей и которым некуда идти, могут жить какое-то время.

Как обычно, самое интересное можно найти в тихих московских двориках.


Улица Солженицына, дом 29/1.

Дом много раз менял своих хозяев. После 1812 года он перешел к Алексеевым, династии купцов и промышленников. Но на сегодня главное заключается в том, что сын Сергея Алексеева - Константин Сергеевич Алексеев родился в этом доме и прославился позднее, но уже под именем Станиславского.


Улица Солженицына, № 36 стр. 1 - двухэтажный особняк купца Васильева Степана Кузьмича в стиле модерн. Главный дом городской усадьбы, кон. XVIII - XIX вв.


Дом № 27 - городская усадьба А. А. Морозова - Н. А. Алексеева, XVIII - начало XX веков. В 1905 году флигели и жилые корпуса перестроены для бесплатных квартир Московского Купеческого общества.


С 1963 года в здании находится ВНИИ биосинтеза белковых веществ.



Фабрика Алексеева Сергея Владимировича, отца Станиславского.
На фабрике называлась «волоченого и плащеного золота и серебра», на ней изготавливали тончайшую проволоку, блестки для выделки золототканых изделий и драгоценных украшений. Порядки на фабрике были патриархальные.
Хозяева не только поименно знали своих рабочих, но и обращались с ними очень уважительно.
28 рабочих трудилось у Алексеевых на фабрике в 90-х годов 18 века, при этом перерабатывалось более 14 фунтов золота и 16 пудов серебра.
При выработке изделий из драгоценных металлов на руках рабочих бывало товара на много тысяч рублей, но между тем не известен был ни один случай кражи.
Много лет проработал Константин Сергеевич Станиславский на фабрике отца, стал одним из директоров. Для изучения усовершенствованных машин он не раз ездил во Францию.

Занимаясь днем семейным делом, вечерами Станиславский играл в Алексеевском театральном кружке. Константина признавали лучшим актером-любителем.

Ныне это здание передано одному из лучших театров Москвы - «Студии театрального искусства» («СТИ») под руководством Сергея Женовача.

Я посмотрела в этом театре все спектакли.
А тут увидела информацию в новостях театра: «В этом году мы выпустили премьеру - спектакль «Кира Георгиевна» по повести В.П. Некрасова на малой сцене, приступили к репетициям «Мастера и Маргариты».

Значит, мне обязательно надо сходить на «Киру Георгиевну». А уж «Мастера и Маргариту» в этом театре буду ждать с нетерпением.
Пока мой лучший «Мастер» - в театра на Юго-Западной. Постановку Любимова Ю.П. со старой гвардией Таганки я не оцениваю, потому что это вне конкуренции.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!