Дивергентное (латеральное) мышление является особым способом решения проблем. Используя его, человек старается взглянуть на проблему с различных сторон. Латеральное мышление было представлено Эдвардом де Боно. Этот выдающийся мыслитель является автором и других концепций: "6 шляп мышления", "6 медалей оценки" и прочих.
Латеральное мышление именуется также как нестандартное, нешаблонное, боковое, поперечное и так далее. Этот способ призван при необходимости дополнять обычные, традиционные, вертикальные приемы. Понимание необходимости использования нестандартных подходов пришло в первую очередь к тем людям и организациям, жизнь и деятельность которых тесно связана с творчеством, со способностью к созданию новых идей.
Гибкость мышления является основным условием при подборе нешаблонных методов. Механизм нестандартного подхода заключается в разрушении привычных, устоявшихся стереотипов. Сознание и мышление при этом тесно взаимосвязаны. Второе разрушает паттерны. Сознание, в свою очередь, принимает новые идеи. В некоторых случаях новые мысли и идеи могут показаться не очень хорошими, однако многие из них при должном структурировании обладают достаточно большим потенциалом и широкими перспективами.
Латеральное мышление может применяться в самых различных сферах деятельности. Так, нестандартные подходы можно использовать на работе, если специфика деятельности предусматривает творчество, требует постоянного обновления идей или способов выхода из самых разных кризисных ситуаций. Например, в бизнесе очень часто происходят ситуации, в которых удачно и вовремя сказанная шутка позволяет разрядить накаленную обстановку в коллективе. Латеральным мышлением можно воспользоваться на отдыхе, выбирая, например, место, куда съездить в отпуск.
Главной задачей нешаблонного подхода является, по мнению ряда авторов, преодоление поискового клише. Сознание рассматривается как система пассивная, как среда, в которой происходит самостоятельная организация информации.
Считается, что у человека весьма ограниченное внимание в единицу времени. Часто одни люди упрекают других в некоторой "зацикленности" на проблеме. Принципы латерального мышления не позволяют прочно утвердиться информации, закрыв доступ новым данным. Нестандартный подход позволяет вместе с этим комбинировать имеющиеся знания, зачастую образуя совершенно новые и неожиданные сочетания.
Нешаблонный способ решения задачи не ставит целью достичь конкретного одного результата. В латеральном мышлении факт не обладает безусловной силой. Нестандартный подход является лишь особым методом использования информации при решении проблемы, способом пробовать, искать, идти дальше.
В латеральном мышлении разделяют три основных приема: упорядочивание, соотношение и структурирование.
Нейропсихологами была выявлена связь между нестандартным (дивергентным) подходом и конвергентным (стандартным) подходом и Так, известно, что левое отвечает за а правое - за интуитивное восприятие.
Исходя из задач, человек может использовать то или другое полушарие. Так, например, у художника более активно правое, а у бухгалтера - левое.
Ассоциативность нешаблонного подхода позволяет применять внутреннюю свободу. К характерным чертам дивергентного мышления следует отнести "беглость восприятия". Она отражает способность к созданию нескольких идей одновременно. Еще одной характеристикой является гибкость. Это свойство предусматривает умение быстро переходить от одной точки зрения к другой. Немаловажно и наличие нетривиальности - способности к формированию оригинальных идей.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога! Сегодня мы рассмотрим, что такое латеральное мышление, а также то, чем оно полезно и в каких ситуациях может пригодиться.
Немного теории
Латеральность – это одна из разновидностей творческого мышления, которая позволяет посмотреть на сложность или какую-либо ситуацию под совсем необычным углом.При этом исключает наличие алгоритма действий и избавляет от привычных стереотипов и шаблонов.
Человек может мыслить абсолютно в любом направлении, и даже если допустит ошибку – это не скажется негативно на результате, так как последующие решения позволять исправить ситуацию. Что очень отличается от пошаговых инструкций и логических размышлений, где из-за малейшего недочёта крах может потерпеть вся запланированная система действий.
Между прочим, «мозговой штурм» был основан именно на этой разновидности мышления. И что самое интересное, этот метод вполне может совмещаться с логикой. Сам термин ввел в обиход знаменитый психолог Эдвард де Боно в конце 1960-х годов. Он «умудрился» подвергнуть систематизации творчество, а также доказал, что креативность является очень важной характеристикой для личности, которая желает развиваться и достигать успеха, и необходимой для самоорганизующихся информационных систем.
Идеи Эдварда де Боно
- Эдвард считает, что стереотипы, помимо того, что позволяют человеку сориентироваться и определить необходимый ход действий, также ограничивают человека. К примеру, достаточно всего раз отравиться мороженым, чтобы перестать его покупать вообще. Так называемый полученный опыт отлично помогает сохранить целостность и безопасность, но человек способен в дальнейшем просто перестать проверять насколько какой-то шаблон совпадает с реальностью в данной ситуации. Может, он перестал работать, а личность находится в фантазиях и боится рискнуть, чтобы проверить.
- Вертикальное мышление, то есть вышеуказанными шаблонами, со временем убивает возможность мыслить креативно, а также изобретать что-то новое. Что, кстати, очень «стопорит» при решении проблем. Помните выражение «наступить на грабли»? Так вот, если у вас в жизни часто возникают ситуации, похожие друг на друга, то пора изменить подход в их решении.
- Боно приводил пример, объясняющий, как действует его метод. Допустим, вы находитесь в песочнице и у вас есть лейка с водой. Так вот, если вы воду начнёте лить на песок, в одно и тоже место, то она поначалу немного растечётся, после чего сделает ямку, в которой будет собираться, образуя своеобразный колодец. Теперь проведём аналогию с процессом обдумывания чего-то у человека. Вода – это информация, поступающая извне, песок – наш мозг, и соответственно образовавшийся колодец – стереотип. И вот как раз латеральность – возможность сделать бороздки, чтобы выпустить воду по бокам, пока ямка (стереотип) не углубилась ещё больше, что означало бы придание ему устойчивости.
- Использование его в повседневной жизни необходимо, как и задняя передача у автомобиля, без которой не выбраться из гаража или тупика. Умея сдавать назад, вы же не будете так ездить постоянно? Но если не научитесь, то и пользование машиной будет совсем нелегким трудом.
- Личность, которая привыкла в своих размышлениях руководствоваться шаблонами, не способна творить и придумывать что-то новое.
Методы развития
«6 шляп»
Самым известным и популярным является метод «6 шляп», благодаря которому все возникшие идеи вполне могут сосуществовать, не отрицая друг друга и не противореча. Для этого необходимо представить, что обдумывая какую-то проблему, чтобы приблизить решение, вы поочередно меняете шляпы, которые отвечают за определенную сферу и подход к мыслительной деятельности. Можно использовать коллективно, наделив каждого её участника определённой ролью.
Итак, сама расшифровка:
- Белый – информация и «сухие» доводы, аргументы, теория.
Красный – чувствительность (отвечает за любые, даже малейшие ощущения и эмоции)
Жёлтый – оптимистичность, с помощью которой обнаруживаются преимущества и ресурсы.
Черный – критика, недочёты и слабые места.
Зелёный – генерирование новых и «свежих» идей.
Синий – подведение итогов, а также обозначение «зоны ближайшего развития».
Творческая пауза
То есть возможность отдохнуть или переключиться на другую задачу, чтобы с новыми силами вернуться к изучению и поисков выхода из сложившейся ситуации, если в процессе отдыха не возник инсайт. Помните, что такое инсайт? Это озарение, неожиданное понимание проблемы в тот момент, когда занимаешься совсем другими вопросами и делами.
Ведь, даже если мы переключились на решение задач, не связанных с возникшей проблемой, то подсознание всё равно продолжает поиски способов, даже когда вы спите. Поэтому, чтобы не испытывать чрезмерный стресс и не загонять себя в тупик, разряжайте обстановку совсем другими занятиями.
Альтернатива
То есть, готовность человека приостановиться даже в тот момент, когда кажется, что придумал идеальный выход из положения, и поразмышлять ещё о возможных вариантах. Такой способ не позволит вам зациклиться на чём-то одном и «закостенеть», исключая возникновение «неработающих» стереотипов. Со временем вы уже автоматически будете продолжать искать возможные оптимальные решения, не останавливаясь в мыслительных процессах, а совершенствуясь и развиваясь.
Самой основной проблемой, вызывающей нарушения в способности творчески мыслить и генерировать новые идеи – это наросший пласт критики, которой подвергает себя личность. Отчего, чем опытнее, и взрослее человек становится, тем, как бы ни было парадоксально – глупее. Боно даже провёл ряд экспериментов, где показывал взрослым и детям один и тот же рисунок, предлагая рассказать обо всех вариантах и ассоциациях, которые возникают в ответ на него. Посмотрите внимательно, что он вам напоминает? Подключите фантазию, помните, что нет правильных и не правильных ответов, каждый из них имеет право на жизнь.
Сколько у вас вышло? Так вот, по результатам Боно, оказалось, что дети могут назвать до 40 вариантов, в то время, как взрослым не под силу и 10. А все потому, что «привязывались» к самой геометрической фигуре, относясь как к шаблону геометрии, ведь так учили в школе. А теперь представьте, сколько мы теряем в жизни, из-за ограниченности взглядов, потому что научились поддавать оценке свои действия, и выработали целую кучу стандартов.
Поэтому избавляйтесь от внутреннего критика, расширьте свои внутренние границы, и тогда вас ждёт больше возможностей, потому что вы их сможете хотя бы заметить. Постарайтесь и придумайте все 40, а то и больше вариантов, на что похожа эта фигура.
«Безумно глупо»
Старайтесь придумывать безумные и глупые идеи намеренно. Вот увидели картинку в журнале, и набросали пару вариантов о том, что и как на ней происходит. Только не очевидное, что, допустим, девушка лежит на шезлонге, отдыхая и загорая. Может, она потеряла сознание, потому что спасалась от стаи диких маленьких рыбок, и выбралась из бассейна совсем обессиленная? Когда научитесь не чувствовать стыд и вину за глупости, а наоборот – удовольствие, считайте, что первые шаги в сторону креативности удались.
«Данетки»
Как творческие способности развить незаметно, играя и развлекаясь? Да легко, с помощью «данеток». Это такие задачки, которые учат формулировать и задавать вопросы, причём, так, что они не иссякают. Играть можно как онлайн, так и с друзьями, что очень разрядит обстановку и настроит на весёлый лад. Условия просты, спрашивать нужно так, чтобы следовал закрытый ответ, то есть только «да» или «нет».
Самих задач в интернете полно. Приведу пример: «Одна женщина, прежде, чем лечь спать, спрятала туфельку в сейф. Почему она так сделала?». И вот с помощью вопросов пробуйте добраться до истины, это действительно увлекает и развивает.
Экспериментируйте
Стабильность – это хорошо, но если заметили, что в чём-то она мешает, рискуйте и действуйте по-другому, тогда и последствия будут совсем не такими, как обычно. К примеру, после нескольких неудачных романов женщина пришла к мысли, что «все мужчины одинаковы». Знакомый шаблон, да? Только, если задуматься, они были чем-то похожи, допустим, пристрастием к развлечениям. И теперь, живя с этим стереотипом, она неосознанно будет выбирать именно тех мужчин, которые ему соответствуют, убеждаясь, каждый раз, в своей правоте.
Подвергайте сомнению любую информацию
Это поможет вашему воображению набросать варианты, объясняющие подозрения. И кстати, это один из способов дедукции, о котором вы сможете почитать подробнее в статье . А это опять-таки подтверждает, что латеральность включает в себя и логику.
Заключение
А на сегодня всё, уважаемые читатели! Если вы хотите более углублённо изучить методы Эдварда де Боно, то рекомендую почитать его книгу «Латеральное мышление»
. А ещё не забывайте, что развивать важно обе половинки мозга, чтобы достигнуть гармонии в своём развитии. Лучшие методы и способы описаны в статье «Основные функции правого полушария головного мозга а также упражнения для его развития». Успехов вам и свершений на пути саморазвития!
Материал подготовила Журавина Алина.
Латеральное мышление
Латеральное мышление и его родственные связи с творчеством.
Юмор и латеральное мышление.
Изменение стереотипов сознания.
Применительно к мышлению в зеленой шляпе я использовал понятие творческого начала, потому что это понятие является общепринятым. Большинству из тех, кто сейчас читает эту книгу, вполне вероятно, никогда прежде не приходилось слышать ни обо мне, ни о предложенной мною концепции латерального мышления.
Мышление в зеленой шляпе открывает перед человеком широкие горизонты творчества, одним из проявлений которого и является латеральное мышление.
Термин «латеральное мышление» я ввел в употребление в 1967 году, и в настоящее время он официально занесен в Оксфордский словарь английского языка.
Необходимость введения в обиход нового термина вызвана двумя причинами. Во-первых, понятие «творчество» очень многозначно и достаточно расплывчато по своему значению. Творческое мышление, как мне думается, содержит в себе все творческое начало в целом – от создания творческого беспорядка на рабочем столе до написания симфонии. Латеральное мышление по своему понятию гораздо уже и касается исключительно видоизменения устоявшихся понятий и точек зрения, представляющих собой коллекцию моделей поведения и стереотипов мышления, сложившихся в процессе накопленного нами жизненного опыта.
Вторая причина для введения предложенного мной термина заключается в том, что латеральное мышление непосредственно связано с обработкой данных, представленных в виде активных самоорганизующихся информационных систем. Латеральное мышление – это изменение стереотипов в асимметричной системе сознания. Я понимаю, что это звучит излишне механистично, но для использования методов латерального мышления вовсе не обязательно разбираться в его механике. Принцип действия латерального мышления приводится мной на страницах этой книги только для удовлетворения любопытства тех, кто хотел бы во всем «дойти до самой сути». Если логическое мышление основано на закономерностях языка символов, представляющих собой часть целого, то в основе латерального мышления лежит деятельность системы стереотипов сознания, в свою очередь также являющих собой часть единого целого.
Существует тесная взаимосвязь между природой, или, как я начал обозначать это понятие, принципом действия юмора и принципом действия латерального мышления. И тот и другой основываются на асимметричности нашего восприятия. На этом основано внезапное переключение сознания и снисходящее на человека озарение, после которого «тайное становится явным».
Осознанное и целенаправленное использование приемов латерального мышления – различные формы ломки общественных представлений и устоявшихся стереотипов – непосредственно основывается на деятельности системы стереотипов сознания. Эти методы разработаны для того, чтобы помочь человеку уйти с наезженной колеи мышления, идти вразрез с устоявшимися стереотипами, а не следовать им. Обращающийся к латеральному мышлению человек сознательно «расчленяет» единую схему на части, и, когда это действие начинает давать свои результаты, возникает эффект внезапного озарения.
Значительная часть нашего мышления обращена на рассмотрение протекающих в нашем сознании процессов – на процессуальную часть нашего мышления, как я ее называю. Именно поэтому у нас оказываются настолько развиты такие дисциплины, как математика, статистика, обработка данных, язык и логика. Однако все эти дисциплины способны оперировать только словами, символами и образными взаимосвязями, предоставляемыми нашим восприятием. Именно восприятие сводит весь окружающий нас чрезвычайно сложный мир к этим простым формам усвоения. С восприятием и имеет дело латеральное мышление, призванное изменить установившиеся стереотипы сознания.
Латеральное мышление, природу которого я рассматривал в таких своих книгах, как «Латеральное мышление» и «Латеральное мышление для менеджмента», включает в себя соотнесенность с объектом, идиоматические выражения, этапы и методы. В этой книге нет необходимости обращаться к уже написанному ранее.
И тем не менее в следующих разделах я коснусь некоторых существенных сторон латерального мышления, поскольку они являются частью мышления в зеленой шляпе.
Из книги Общая психология автора Первушина Ольга НиколаевнаМЫШЛЕНИЕ Мышление определяют в психологии обычно как опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.Необходимо рассмотреть мышление как процесс и мысль как результат этого процесса.Мышление как
Из книги Занимательная психология автора Шапарь Виктор БорисовичМышление Пример с 6-летним математиком ГауссомКогда знаменитому математику Гауссу было шесть лет, он учился в школе маленького города. Однажды учитель дал следующую задачу по арифметике: «Кто из вас скорее сосчитает сумму 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9 + 10?» Через некоторое время,
Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий ПавловичМЫШЛЕНИЕ Мышление – познавательный процесс установления закономерностей, взаимосвязей явлений окружающей действительности. Оно формируется в общественных условиях жизни, проявляется сначала как развернутая предметная деятельность, затем приобретает характер
Из книги Шесть шляп мышления автора Боно Эдвард деТворческое и латеральное мышление Источник рождения новых идей, понятий и представлений.Целенаправленный поиск новых идей.Больше всяческих точек зрения – новых и разных.Откуда веет ветер перемен.Зеленый цвет – цвет плодородия и роста; он символизирует растение,
Из книги Биология познания автора Матурана УмбертоМышление (1)Я полагаю, что в нервной системе, детерминированной состоянием, нейрофизиологический процесс, состоящий в том, что нервная система взаимодействует с некоторыми из своих собственных внутренних состояний, как если бы они были независимыми сущностями,
Из книги Характеры и роли автора Левенталь ЕленаМЫШЛЕНИЕ Мозг циклотимика обладает удивительным талантом к восприятию реальности. Как великий стратег, он видит вехи жизни, ее стремительность и краткость. И, как великий тактик, он подмечает каждую мелочь, каждый блик солнца, так же как и каждый оттенок патологии,
Из книги Элементы практической психологии автора Грановская Рада МихайловнаМЫШЛЕНИЕ Представителям этого характера далеко до изощренного интеллекта шизоида, тонкого и умного астеника, сверкающего циклотимика, на лету усваивающего информацию и мгновенно ее анализирующего. Мышление эпилептоида более неповоротливо.Однако здоровый подросток
Из книги Психология рекламы автора Лебедев-Любимов Александр НиколаевичМЫШЛЕНИЕ Особенностями мышления эпилептоида являются невысокий интеллект, отсутствие гибкости, трудность переключения, замедленность мыслительных процессов, легкость образования сверхценных идей.Психика его достаточно неповоротлива, ригидна. Она словно вырублена из
Из книги Тренировка мозга для генерации золотых идей [Школа Эварда де Боно] автора Штерн ВалентинМЫШЛЕНИЕ Удивительные особенности мышления шизоида, причудливость его интеллектуальных процессов нашли свое отражение в произведениях литературы, искусства, в религиозных и философских построениях, в научных открытиях. Порождения его мышления сформировали целый
Из книги Правила жизни от Альберта Эйнштейна автора Перси АлланМЫШЛЕНИЕ Астеник обладает блестящими интеллектуальными способностями. Но как часто его интеллект вовлечен в нелепую борьбу, которую ведут с сознанием две армии - суперэго (социальные нормы) и подсознание.Победа сознания и его освобождение приводят к раскрепощению и
Из книги Креативное решение проблем [Как развить творческое мышление] автора Лемберг БорисМышление О смертной мысли водомет, О водомет неистощимый. Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя метет? Ф.
Из книги Позитивная психология. Что делает нас счастливыми, оптимистичными и мотивированными автора Стайл Шарлотта Из книги автораМышление обыденное и мышление стратегическое: принципиальная разница Большинство из нас не думает, как отбирать «пищу» для своего мышления, а просто «хватает» первое, что попадется под руку. Такой тип мышления можно назвать фоновым, потому что оно как бы является фоном
Из книги автора27 Интуитивное мышление – это священный дар, а рациональное мышление – верный слуга. Мы создали общество, воздающее почести слуге, но забывшее о даре Так называемое шестое чувство – внутренний компас, который есть у каждого и который помогает принимать решения, –
Из книги автораЛатеральное мышление Термин «латеральное мышление» ввел в обиход гуру творческого потенциала Эдвард де Боно в 1967 году.В кратком Оксфордском словаре латеральное мышление определено как «поиск решения проблем неортодоксальным и как будто нелогичным методом». В книге
Из книги автораПозитивное мышление – более совершенное мышление Многие исследования подтверждают одно важное открытие: умение видеть светлую сторону жизни и оставаться позитивным стимулирует мышление. Было доказано, что люди, сохраняющие надежду и оптимизм, мыслят яснее и
Для того чтобы мыслить нешаблонно и создавать действительно что-то новое, полезно понимать, как разрывая шаблон, прийти к новой идее. В данном уроке будет описана схема латерального мышления Эдварда де Боно в интерпретации знаменитого маркетолога Филипа Котлера . Осознание процесса креативного мышления поможет вам понять, как сделать свой творческий процесс продуктивнее.
Существует такое заблуждение, что креативность и творчество являются антиподами логики. Нешаблонное мышление часто сравнивается с интуицией, внезапным вдохновением или аутогенным состоянием человека. Однако творческое нешаблонное мышление не является чистым хаосом в сознании. Как отмечает сам основатель концепции латерального мышления, Эдвард де Боно, главное отличие нешаблонного мышления от хаоса и мышления психических больных заключается в том, что процесс креативного мышления контролируется. И даже если нешаблонное мышление предпочитает работать хаотически, то этим хаосом можно управлять.
Главное различие между логическим и творческим мышлением состоит в том, что при шаблонном логическом мышлении логика управляет разумом, тогда как в процессе креативного мышления она лишь играет обслуживающую роль. И действительно, логика не является главной в творческом процессе, но, тем не менее, она необходима для правильного поиска, отбора, адаптации и анализа новых идей.
Существует множество попыток описать творческое мышление человека. Однако построить единый тренинг, помогающий научиться креативу, на основе всех известных концепций просто невозможно. В данном тренинге будет использована наиболее популярная и удобная в практическом применении схема латерального мышления, адаптированная Филипом Котлером и Фернандо Триас Де Бесом. Эта схема во многом пересекается с другими концепциями, и, если вы захотите освоить ТРИЗ, синектику или теорию 6 шляп, полученные в этом курсе лекций знания вам обязательно пригодятся.
Что такое латеральное мышление
Латеральный (лат. lateralis - боковой, от latus - бок ) - означает «боковой» или «смещенный». Таким образом, латеральное мышление - это мышление, смещенное (перенаправленное) относительно традиционного мышления.
В своей концепции Эдвард де Боно пытался найти новое латеральное мышление, как отдельный вид мышления, отличающийся от вертикального логического и горизонтального фантазийного видов мышления. Творческий процесс создания инновации подразумевает отказ от обычного мышления при генерировании латерального разрыва. Новое мышление, которое планировал описать де Боно, должно было приводить к созданию чего-то нового из того, что уже известно. Другими словами, латеральное мышление должно из известной идеи (или нескольких идей) создавать абсолютно новую концепцию.
Каким образом можно сместить или перенаправить мышление? Эдвардом де Боно было выделено множество способов описания процесса латерального мышления. Однако одной из самых интересных представляется методика, адаптированная маркетологом Филиппом Котлером и состоящая из 3-х этапов:
1. Выбор фокуса. Чтобы создать что-то новое нужно обязательно выбрать область творческой деятельности и направление поиска, другими словами, известную идею, от которой мы будем отталкиваться. Без такой отправной точки просто невозможно двигаться дальше, и, чем лучше вы сфокусируетесь на этой идее, тем проще будет создавать что-то новое. Во втором уроке будет рассмотрена проблема построения фокусировки на идее, которая должна стать той самой отправной точкой для будущего креативного процесса.
2. Генерирование латерального разрыва. После выбора направления творческих усилий, мы должны осуществить разрыв в рамках установленного фокуса, что является главным этапом латерального мышления. Из некоторой логичной идеи, сформулированной на первом этапе, важно сделать определенное смещение, нарушающее логику этой идеи. Другими словами, нам нужно модифицировать наш фокус и осуществить разрыв выбранного шаблона. Каким образом сделать этот латеральный разрыв будет рассказано в третьем уроке .
Таким образом, проходя 3 этапа латерального мыслительного процесса (фокус - разрыв - установление связи ), можно создавать множество новых идей и концепции. А как работает это схема, подробно будет рассказано в следующих трех уроках.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Латеральное мышление
Эдвард де Боно
(СПб.:Питер Паблишинг, 1997. – 320с.)
Введение
Латеральное мышление тесно связано с интуицией, творческими способностями и чувством юмора. Все они имеют одну и ту же основу. Но в то время как обладание интуицией, творческими задатками и чувством юмора скорее дело случая, овладение латеральным мышлением - процесс, во многом зависящий от нас. Латеральное мышление, так же как и мышление логическое, - это вполне конкретный способ применения собственного мыслительного аппарата. Однако два эти способа имеют коренные отличия.
Цель культуры - внедрение в жизнь идей. Цель образования - обмен этими воспринятыми идеями. Цель обоих - такое совершенствование идей, чтобы они постоянно шли в ногу со временем. Единственно возможный способ изменения идей - конфликт, который может протекать в двух направлениях.
В одном случае это лобовая конфронтация между идеями-соперницами. Одна идея добивается господства над другой, которая подавляется, но не изменяется. Во втором случае происходит конфликт между новыми данными и старыми представлениями. В результате подобного конфликта устаревшая идея должна быть изменена.
Таков метод науки, ибо она постоянно стремится выискать какие-то новые данные, чтобы низвергнуть старые идеи и поднять на щит новые. Но этим методом пользуется не только наука - таков метод человеческого познания в целом.
Образование основывается на испытанном временем допущении, что человеку нужно лишь накапливать как
можно больше информации, такой багаж сам собой претворится в плодотворные идеи. Мы создали целый набор средств для обработки этой информации: математику - для расширения ее границ, логическое мышление - для ее просеивания.
Метод конфликта при изменении идей действенен там, где информация может быть оценена строго объективно. Но он совершенно перестает работать, когда новые данные оцениваются лишь через призму старых идей. Вместо того чтобы подвергаться изменениям, старые представления только усиливают свои позиции и становятся еще более неподатливыми.
Наиболее эффективный метод изменения идей - это действовать не извне, конфликтным путем, а изнутри, прибегая к интуитивной перегруппировке доступной информации. Интуиция - единственный продуктивный способ преобразования идей в неопределенной ситуации - когда информацию невозможно оценить объективно.
Но даже когда это можно сделать, как, например, в науке, интуитивная перегруппировка данных позволяет совершить подлинный скачок вперед. Образование в идеале имеет дело не только со сбором информации, но и с наилучшим использованием уже накопленных сведений.
Когда идеи идут впереди информации, а не плетутся вслед за ней, прогресс не заставит себя ждать. Однако мы пока еще не создали практических средств для развития интуиции. Мы можем лишь накапливать сведения, надеясь, что рано или поздно она даст о себе знать. Латеральное мышление способно стать средством совершенствования самой интуиции.
Интуиция, творческие способности и чувство юмора трудноуловимы именно из-за того, что наш мыслительный аппарат высокоэффективен. Функционируя, он преобразует все, что его окружает, в некие стереотипы или модели. Как только эти модели созданы, уже можно их распознавать, на них реагировать, к ним прибегать. А ког-
да их используют постоянно, они внедряются в наше сознание еще глубже.
Система моделей - очень эффективный способ обработки информации. Стоит создать такие модели, и они становятся своего рода кодом. Вот в чем преимущество системы кодирования: вместо того чтобы набирать всю информацию, человек собирает ее лишь столько, сколько необходимо для определения закодированной модели, к которой он затем и обращается. Это подобно тому, как с помощью каталожного шифра мы находим в библиотеке книги по нужной тематике.
Удобно говорить о нашем мыслительном механизме как о некой машине по обработке информации - напоминающей скорее компьютер. Однако наш мыслительный аппарат - не машина, а особая среда, позволяющая поступающей информации выстраиваться в виде стереотипов. Эта «запоминающая» система, способная самоорганизовываться, самоукрупняться, действует очень надежно, создавая набор стереотипов, - именно в таком процессе и заключается эффективность нашего обычного мышления.
Но огромная продуктивность системы создания моделей или стереотипов влечет за собой и ряд недостатков. Пользуясь ею, легко располагать стереотипы в различном сочетании и увеличивать их число, но крайне трудно перестроить их самих, чтобы иметь возможность на них влиять. И интуиция, и чувство юмора связаны с изменением стереотипов.
Творчество также связано с подобной перестройкой, но здесь больший упор делается на решительный уход от ограничивающих нас стереотипов. Латеральное мышление включает в себя перестройку привычных представлений и создает условия для появления новых моделей.
Латеральное мышление тесно связано с творчеством. Но итог творчества - это, как правило, лишь описание конечного результата, а латеральное мышление - это описание процесса. Результатом можно только восхищаться, а процесс возможно научиться применять на практике.
В творчестве мы привыкли видеть загадочное сочетание таланта и чего-то этакого, неуловимого. Такая оценка может быть оправдана для мира искусства, где творческие способности зависят от развития в человеке чувства прекрасного, эмоционального отклика и дара самовыражения. Но такая оценка неприемлема вне этого мира. Все чаще и чаще творчество начинают рассматривать как существенный компонент, который способствует преобразованию и прогрессу.
Способность творить начинают ценить выше знаний и умений, поскольку и те и другие в наши дни становятся все более и более доступными. Чтобы научиться давать толчок своим творческим способностям, необходимо лишить их ореола таинственности и рассматривать как один из методов применения своего мыслительного аппарата - метод обработки информации. Именно это и входит в задачу латерального мышления.
Цель латерального мышления - генерация идей. Существует расхожее мнение, будто появление новых идей имеет непосредственное отношение к разработке технических новинок. Это не совсем так. Новые идеи - движущая сила преобразований и прогресса во всех сферах человеческой деятельности: от науки до искусства, от политики до устройства собственной судьбы.
Еще одна задача латерального мышления - высвобождение из оков старых представлений, что в свою очередь помогает изменить отношение к происходящему и позволяет взглянуть на многие привычные вещи по-иному. Избавление от старых идей и генерирование новых - вот две родственные грани латерального мышления.
Латеральное мышление во многом отличается от вертикального - традиционного типа мыслительной деятельности. При вертикальном мышлении человек продвигается вперед, делая последовательные шаги, каждый из которых должен быть оправдан.
При латеральном же мышлении человек использует поступающую информацию не ради нее самой, а ради ре-
зультата, который она может принести. При этом типе мышления вполне допустимо ошибиться на каком-то этапе, но в итоге все же прийти к правильному решению. При вертикальном мышлении (в логике или математике) такое исключено: ошибка на любом этапе чувствительно скажется на итоге.
При латеральном мышлении намеренно изыскивают постороннюю информацию. При вертикальном мышлении выбирают только то, что имеет прямое отношение к делу.
Латеральное мышление не подменяет вертикальное. Необходимы оба. Они дополняют друг друга. Для латерального мышления характерна созидательность, для вертикального -■ избирательность.
При вертикальном мышлении можно прийти к определенному заключению, сделав ряд обоснованных шагов. Поскольку эти шаги выглядят разумными, человек полностью уверен в правильности своего вывода.
Но каким бы верным ни был сам путь, его отправная точка всегда обусловлена тем или иным зависящим от нашего восприятия (перцепционным) выбором, который накладывает отпечаток на используемые нами устоявшиеся понятия. К примеру, перцепционный выбор способствует созданию резких разграничений и противопоставлений, после чего вертикальное мышление начинает работать с организованными в таком ключе концептуальными понятиями.
Латеральное мышление требуется как раз для того, чтобы контролировать обусловленный восприятием выбор, который находится вне досягаемости вертикального мышления. Латеральное мышление также заставляет усомниться в любом строгом выводе, каким бы оправданным и обоснованным он ни казался.
Латеральное мышление расширяет возможности вертикального мышления. Вертикальное мышление развивает идеи, рожденные при латеральном мышлении. Нельзя вырыть яму в каком-то ином месте, если только углуб-
лять уже существующую. Вертикальное мышление используют для углубления уже имеющейся ямы. С помощью латерального мышления яму роют на новом месте.
Из-за того что в прошлом особый упор делался исключительно на вертикальное мышление, обучение латеральному мышлению приобретает теперь особую актуальность. И вовсе не потому, что для достижения прогресса одного вертикального мышления недостаточно, - пребывая в одиночестве, оно может стать опасным.
Подобно вертикальному мышлению, латеральное - это определенный метод использования нашего мыслительного аппарата, то есть его привычных действий и установок. Точно так же, как существует специальная техника вертикального мышления, имеются и особые приемы латерального мышления, к которым можно всегда прибегнуть.
В настоящей книге на подобных приемах внимание акцентируется не оттого, что они составляют некую особо важную часть латерального мышления, а потому, что обладают немалой практической ценностью. Для развития навыков латерального мышления одних благих намерений и побуждений недостаточно. Требуется соответствующая обстановка, в какой удобно попрактиковаться, и набор действенных приемов, которые можно было бы взять на вооружение. Если хорошо осмыслить эти приемы и приобрести сноровку при их использовании, латеральное мышление становится установкой сознания. Кроме того, эти приемы можно применять и в самых разнообразных практических целях.
Латеральное мышление - вовсе не какое-то новое чудодейственное средство. Можно найти немало примеров, как кто-то когда-то прибегал к такому мышлению для достижения определенных результатов. Всегда находились люди, от природы склонные мыслить подобным образом.
Цель книги: показать, что латеральное мышление - основополагающая часть мышления и что каждый может овладеть его навыками. Вместо того чтобы просто упо-
вать на свою интуицию и творческие задатки, человек может прибегать к приемам латерального мышления вполне продуманно и осознанно.
Задача мышления - собирать информацию и использовать ее как можно лучше. Благодаря особенности нашего мыслительного аппарата, который способен создавать модели устойчивых понятий, мы можем извлечь максимальную пользу из новой информации, только если располагаем набором средств для преобразования старых моделей и их модернизации.
Традиционные методы мышления учат нас, как подвергать такие модели проверке, определяя их действенность. Но мы так и не сумеем воспользоваться доступной информацией наилучшим образом, если не будем знать, как создавать новые модели и избавляться от диктата старых.
Вертикальное мышление занимается или выявлением надежности концептуальных моделей, или их использованием. Латеральное мышление связано с перестройкой таких моделей (интуиция) и созданием условий для появления новых (творчество). Латеральное и вертикальное мышления взаимно дополняют друг друга. Необходимо владеть навыками и того, и другого. Однако в системе общественного образования упор неизменно делается только на вертикальное мышление.
Потребность в латеральном мышлении вызвана теми ограничениями, с которыми связана работа мыслительного аппарата, когда он действует как самоукрупняющаяся запоминающая система.
Как пользоваться этой книгой
Цель этой книги отнюдь не желание познакомить читателя с какой-то новой темой. Книга должна стать своего рода практическим пособием. Причем ею может пользоваться обычный читатель - для своего собственного совершенствования, а еще лучше учитель - для блага своих учеников.
Раскрытые в этой книге мыслительные процессы носят универсальный характер. Они присущи людям любого возраста и образования. Я демонстрировал действие самых элементарных из этих процессов во время занятий с группами, состоящими из бесспорных интеллектуалов, таких как опытные программисты, и, по их отзывам, учеба прошла для них не без пользы. Чем более подготовлены ученики, тем легче им абстрагироваться и отделять суть процесса от конкретной формы наглядного примера.
И если ученики более юного возраста получают удовольствие от самого упражнения, те, что постарше, стараются осмыслить, что же за этим упражнением стоит. Простые примеры можно приводить, работая с группами всех возрастов. Более сложные следует предлагать только ученикам старшего возраста. В группах младшего возраста визуальная форма упражнений намного более эффективна, чем устное объяснение, поскольку ребенок постоянно
стремится выразить все зрительно и, что важнее, понять представленное тоже с помощью зрительных образов.
Латеральное мышление начинает занимать важное место в жизни ребенка после семи лет и будет сопровождать его вплоть до завершения им университетского образования. Может показаться, что возрастной диапазон слишком широк, но латеральные мыслительные процессы столь же неотъемлемы для человека, как и логическое мышление, и, разумеется, их нельзя соотносить с каким-то определенным возрастом. Кроме того, такое мышление помогает разобраться во всех тонкостях той или иной учебной дисциплины даже лучше, чем математика.
Приемы латерального мышления уместны при изучении и точных наук, и истории, и иностранных языков. Благодаря такой универсальной пригодности приведенный в этой книге материал не требует привязки к какому-то конкретному учебному предмету.
Нужно стремиться, чтобы по крайней мере начиная с семи лет у ребенка развивалась привычка мыслить «латерально». К какой возрастной группе будут конкретно применены предложенные в этой книге идеи, будет зависеть от того, насколько преподаватель способен изложить рекомендуемый материал в доступной форме. Здесь могут встретиться две ошибки:
Допущение, что латеральное мышление вполне естественно и свойственно буквально всем людям.
Допущение, что оно - нечто исключительное и многим недоступно, учи их или не учи.
Практическая сторона книги будет принимать все более и более универсальный характер по мере того, как читатель станет продвигаться от страницы к странице (исключение составляет лишь дополнительный материал, предназначенный для педагогов).
В целом, первая часть практических упражнений может быть применена на занятиях с детьми семилетнего возраста, а все последующие разделы годятся для людей
любого возраста. Однако это вовсе не означает, что первая часть пригодна только для маленьких детей, а последующие - для взрослых. Знакомить с приемами латерального мышления можно любые возрастные группы.
Форма изложения
Подобно логическому, латеральное мышление ■- это общие установки для нашего ума, которые позволяют нам в необходимых случаях прибегать к тому или иному набору приемов. Однако эти мыслительные установки легче всего привить на специальных занятиях, где используются конкретные упражнения и примеры, которые должны способствовать развитию навыков латерального мышления. Без таких упорядоченных занятий человек оказывается всего лишь сторонним наблюдателем проявлений латерального мышления, что никак не сможет помочь ему превратить такие мыслительные операции в привычку.
Намного полезней отвести определенный период времени для обучения латеральному мышлению, чем пытаться незаметно вводить его принципы в учебный процесс при изучении других предметов.
Если педагогу нужно обучить учеников приемам этого мышления одновременно с каким-то другим предметом, тогда он должен отвести в учебной программе немного времени исключительно на их освоение (при этом упражнения могут быть проделаны на том же материале, что изучается по основному предмету).
Одного часа еженедельно на протяжении всего учебного цикла будет вполне достаточно, чтобы познакомить учеников с приемами латерального мышления - или приемами развития творческих, способностей, если вам больше нравится такое определение.
Части книги, носящие практический характер, поделены на несколько разделов. Я бы не советовал посвящать какому-либо из них всего одно занятие, а затем переходить к следующему. Это принесет мало пользы.
Ученику следует прорабатывать каждый раздел снова и снова, пока он хорошенько не усвоит его содержание. Можно посвятить его изучению целый ряд занятий, даже на протяжении нескольких месяцев. При этом основной материал может все время меняться, но отрабатываемый прием латерального мышления должен оставаться неизменным.
Важно практическое применение техники латерального мышления, а не теоретические знания, которые могут быть приобретены в ходе занятий. Ученик одинаково легко может научиться латеральному мышлению и когда станет тщательно осваивать какой-либо один прием, и когда будет недолго упражняться в выполнении ряда приемов по отдельности. В технике упражнений нет ничего замысловатого. Важна та установка, которая за ними стоит.
Но одного увещевания и благих побуждений здесь недостаточно. Если вы решили освоить какой-то навык, то должны пройти курс формального обучения, чтобы иметь возможность попрактиковаться - и овладеть необходимым инструментарием, то есть набором приемов. Лучший способ обрести навык латерального мышления - научиться пользоваться этим набором приемов, прибегая к каждому из которых вы сможете добиваться одного и того же желаемого результата.
Учебные материалы
Многие из помещенных в этой книге примеров могут показаться тривиальными и надуманными. Да они, по существу, таковы и есть. Примеры приводятся лишь для того, чтобы прояснить сам процесс мышления. Их задача
не научить чему-то читателя, а помочь понять естественные механизмы, которые определяют работу его мысли. Подобно тому как содержание притч или сказок куда менее значимо, чем заложенная в них мораль, так и наши примеры могут выглядеть тривиальными, но они помогут привлечь ваше внимание к самой сути.
К несчастью, в нашем сознании отсутствует переключатель, который позволял бы переходить от решения более важных вопросов к вопросам менее значительным. Какова бы ни была значимость той или иной проблемы, наш мыслительный аппарат действует в одном и том же ключе - так, как подсказывает ему природа. Вдобавок при решении первостепенных вопросов на работу всей системы могут нежелательно повлиять собственные эмоциональные всплески, которые обычно не мешают, когда мы занимаемся рассмотрением каких-нибудь мелочей. В результате организм действует хуже, чем способен по своим возможностям.
Таким образом, изъяны в функциях мыслительного аппарата, когда он занимается разрешением тривиальных вопросов, носят во многом тот же характер, что и сбои, которые происходят в его работе, когда мы имеем дело с серьезными проблемами.
Нам важен сам процесс, а не то, что его окружает. Тривиальные и нарочитые примеры помогают раскрыть процесс мышления в его чистом виде. И мы получаем как бы его квинтэссенцию. Это сходно с тем, когда мы отделяем выраженные алгебраической формулой жизненные отношения от обозначающих их символов.
Многие примеры даны в зрительных образах, в том числе и в геометрических формах. Сделано это намеренно, потому что если бы мы ограничились только устными объяснениями, это увело бы нас в сторону от проблемы. Слова уже содержат в себе направленную информацию, и при обсуждении процесса мышления приходится невольно возвращаться к самой ситуации, так как выбор выражений
при описании чего-то - это показатель определенной точки зрения, влияющей на мыслительный процесс.
Для наших целей лучше всего подходит какая-то простейшая ситуация, та, что еще не успела подвергнуться нашему осмыслению. И ее лучше всего представить в зрительных образах, причем наиболее предпочтительны геометрические - конкретные и четкие, - мысленная обработка их легче поддается изучению.
Когда мы имеем дело со словесными описаниями, кроме выбора точки зрения и подбора слов, нам также мешают и определенные смысловые нюансы, которые могут стать причиной недопонимания. А при зримом изображении оттенки смысла не играют роли. Определенная картинка одинаково выглядит для всех, хотя каждый может дать ей собственное истолкование.
После того как будут поняты принципы, стоящие за тривиальными примерами, и ученики достаточно напрактикуются в предложенных приемах мышления, можно перейти к более жизненным ситуациям. Это аналогично тому, когда мы, изучая математику, делаем поначалу незамысловатые и отвлеченные вычисления, а затем применяем тот же алгоритм действий при решении более серьезных задач.
Диапазон представленных в книге учебных материалов, несомненно, узок. Они приведены просто как образец. Человек, обучающий латеральному мышлению - либо учеников, либо родных детей, - должен дополнять представленные на этих страницах примеры своими собственными.
НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ. Прежде всего нужно обратить
внимание на следующее:
1. В разделе, где дается упражнение с последовательной перестановкой фигур из картона, можно воспользоваться предложенными образцами, а также вырезать фигуры иной формы, которые иллюстрировали бы тот же принцип. Кроме того, неплохо
было бы попросить самих учеников придумать новые фигуры.
Фотографии и картинки можно взять из газет или журналов. Они особенно полезны в разделе, где говорится о том, как следует смотреть на определенную ситуацию с разных точек зрения и как давать ей различное толкование. Естественно, к таким иллюстрациям не должно быть никаких сопроводительных надписей. Картинки для удобства можно наклеить на картон. Если в журнале найдется целый ряд подходящих иллюстраций, следует приобрести несколько его экземпляров и использовать их как постоянное учебное пособие.
Рисунки с изображением каких-то сценок или людей могут придумать сами ученики. Такой зрительный материал вполне пригоден и для всех остальных в группе. Не имеет значения, будет ли такой набросок сложным или не очень аккуратным, - важно лишь, как на него будут реагировать Другие.
В разделах, где требуется выполнить проект в виде рисунка, представленного материала вполне достаточно для занятий с несколькими потоками учеников.
СЛОВЕСНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. В этом случае упражнения можно представлять в письменной и устной форме или записанными на пленку. Письменный материал:
Можно выбрать из газет и журналов.
Не возбраняется написать самому преподавателю, осветившему какую-то тему под определенным (пусть условным) углом зрения.
Его могут предоставить сами ученики - надо попросить их написать короткий рассказ на какую-то конкретную тему.
Устный материал:
Можно взять из радиопередач, записав их на магнитофон, или запечатлеть на пленке чью-то речь, произнесенную от имени любого вымышленного лица.
Его могут создать сами ученики: одного из них надо попросить сымпровизировать несколько фраз на заданную тему.
ПРОБЛЕМНЫЙ МАТЕРИАЛ. Обсуждение какой-нибудь проблемы полезно тем, что оно вызывает напряженную работу мысли. Тему для обсуждения лучше выбрать заранее. Рассматриваемые проблемы могут быть самыми разнообразными.
Общемировые проблемы, например нехватка продуктов питания. Разговор здесь может быть самым свободным.
Вопросы более частного характера, например регулирование движения транспорта в городе. С подобными проблемами ученикам самим приходилось сталкиваться в жизни.
Насущные проблемы. Они касаются взаимоотношений, которые складываются в повседневной жизни любого учебного заведения. Если кого-то беспокоят вопросы личного характера, разумней подойти к их решению, рассматривая их как бы со стороны, словно они относятся к какому-то третьему лицу.
Проблемы, встречающиеся при проектировании или усовершенствовании чего-либо. Задача здесь должна состоять в том, чтобы разрешение проблемы дало определенный положительный эффект. Подобные проблемы обычно привязаны к конкретным объектам, но могут быть и более общими, например как лучше организовать работу детского сада или торговлю в супермаркете.
Узкие проблемы. К ним относится все, что имеет вполне определенное житейское решение. Суще-
ствует некий способ что-то сделать, и когда его находят - рассматривают, насколько он хорош. Такие задачи могут носить чисто прикладной (к примеру, как повесить бельевую веревку) или отвлеченный характер (как проделать в открытке отверстие, в которое можно просунуть голову). Подобные задачи можно заимствовать из самых разнообразных источников. Просмотрев любую газету, можно выбрать какие-то общемировые или менее масштабные проблемы (например, забастовки).
Их подсказывает и повседневная жизнь (скажем, как более эффективно организовать движение поездов).
Их называют и сами ученики по просьбе преподавателя, который делает подборку названных ими примеров.
Проблемы, связанные с конструированием чего-либо, могут быть отнесены к любому объекту (автомобиль, стол, учебная парта); учеников просят подумать о том, как его усовершенствовать. Можно предложить им более сложное задание: скажем, придумать автоматический способ изготовления чего-то, требующего ручного труда, например какое-то замысловатое устройство. Или попросить учеников поразмышлять, как сделать ту же операцию с меньшей затратой сил.