Легче говорить: три упражнения, чтобы снять голосовые зажимы. Глухой голос

– различные расстройства голосовой функции, обусловленные патологическим состоянием органов голосообразования. Нарушения голоса проявляются его недостаточной силой, высотой, искажением тембра, голосовым утомлением, першением, болью, «комком» в горле. При нарушениях голоса пациент должен быть проконсультирован отоларингологом и фониатром с исследованием голосовой функции, а также обследован логопедом. Преодоление нарушений голоса включает медицинские мероприятия (медикаментозное или хирургическое лечение, ФТЛ, психотерапию) и логопедическое воздействие (голосовой режим, дыхательную и артикуляционную гимнастику, фонопедические упражнения и др.).

Причинами периферических органических нарушений голоса выступают различные воспалительные заболевания или анатомические изменения голосового аппарата. В их числе – хронические ларингиты , ожоги и травмы гортани , периферические парезы и параличи (при поражении возвратного нерва), «певческие узелки », опухоли (папилломатоз) гортани, послеоперационные рубцы и стенозы гортани , состояние после резекции гортани или ларингэктомии.

При функциональных нарушениях голоса деятельность голосового аппарата нарушается при отсутствии органических повреждений. Центральные функциональные нарушения голоса (психогенная афония) является следствием острой психотравмирующей ситуации. Чаще возникает у женщин, склонных к невротическим реакциям.

Периферические функциональные нарушения голоса по типу фонастении могут быть вызваны чрезмерными голосовыми нагрузками, несоблюдением голосового режима при респираторных заболеваниях. Патологическая мутация голоса у подростков может быть обусловлена эндокринными нарушениями, ранним курением, перегрузкой голосового аппарата в этот период. К гипотонусной дисфонии и афонии чаще всего приводит двусторонний миопатический парез (парез внутренних мышц гортани), вызванный ОРВИ , дифтерией , гриппом , сильным напряжением голоса. Развитие гипертонусной (спастической) дисфонии и афонии, как правило, связано с чрезмерным форсирование голоса.

Симптомы органических нарушений голоса

Нарушения голоса при хронических ларингитах обусловлены поражением нервно-мышечного аппарата гортани и несмыканием голосовых складок. Дефект голоса выражается утратой нормального звучания, сильной утомляемостью, иногда - невозможностью выполнения голосовой нагрузки. Характерны неприятные субъективные ощущения в горле – царапанье, першение , саднение, ощущение «комка», боль, давление.

В случае периферических параличей и парезов гортани голос может отсутствовать совсем или иметь хриплое звучание. Нарушение голоса сопровождается сильным речевым утомлением, рефлекторным кашлем, поперхиванием, расстройством дыхания. Дискоординация фонации и дыхания значительно утяжеляет дефект.

Нарушения голоса, связанные с доброкачественными и злокачественными опухолями гортани развиваются постепенно, по мере роста образований. После любого, даже щадящего оперативного вмешательства на гортани возникают преходящие голосовые нарушения. При удалении гортани человек полностью лишается голоса; при этом резко нарушается функция дыхания, поскольку происходит разобщение трахеи и глотки.

При центральных парезах и параличах гортани, наблюдаемых при дизартрии и анартрии, голос становится слабым, тихим, прерывистым, глухим, монотонным, нередко – с назальным оттенком.

Органические нарушения голоса, возникшие у ребенка раннего возраста, сопровождаются отставанием в речевом развитии, задержкой накопления словаря и развития грамматических структур, нарушением звукопроизношения, трудностями коммуникации и ограничением социальных контактов. Нарушения голоса, развившиеся во взрослом возрасте, могут обусловливать профессиональную непригодность.

Симптомы функциональных нарушений голоса

Будучи периферическим функциональным нарушением голоса, фонастения является профессиональным «заболеванием» лиц голосоречевых профессий. К проявлениям фонастении относятся невозможность произвольно регулировать звучание голоса, (усиливать или ослаблять), прерывание (осечки) и быстрая утомляемость голоса, охриплость. В остром периоде фонастении голос может пропадать совсем. В большинстве случаев фонастения не требует лечения; голос восстанавливается самостоятельно после периода отдыха.

При гипотонусной дисфонии вследствие пареза внутренних мышц гортани развивается несмыкание голосовых складок, что проявляется осиплостью голоса, голосовым утомлением, болями в мышцах шеи и затылка; в тяжелых случаях возможна только шепотная речь. При гипертонусной дисфонии, обусловленной тоническим спазмом гортанных мышц, голос искажается, становится глухим, грубым; при афонии – не возникает совсем.

Патологическая мутация может выражаться в сохранении высокого звучания голоса после истечения пубертатного периода, неустойчивости голоса (чередовании низких и высоких тонов), дисфоничном звучании и т. д.

Функциональное нарушение голоса центрального характера (истерический мутизм, психогенная афония) характеризуется полной одномоментной потерей голоса, невозможностью шепотной речи, но при этом сохранным звучным смехом и кашлем. Важным дифференциальным признаком является изменчивость формы несмыкания голосовых складок. Течение психогенного нарушения голоса длительное, возможны неоднократные рецидивы после восстановления голоса.

Диагностика

Установление причин нарушений голоса проводится отоларингологом , фониатром , неврологом ; исследование основных характеристик голоса – логопедом . Для выявления анатомических или воспалительных изменений голосового аппарата выполняется ларингоскопия ; с целью оценки функции голосовых складок - стробоскопия . В диагностике опухолевых поражений незаменимы рентгенография и МСКТ гортани . Для получения сведений о функции мышц гортани проводится электромиография . С помощью лекарственных препаратов, ингаляции), по показаниям – хирургическое лечение ЛОР-патологии (удалении избыточной ткани голосовых складок, резекция гортани, ларингэктомия и др.).

Логопедическую работу по восстановлению нарушений голоса следует начинать как можно раньше, чтобы предупредить фиксацию патологической голосоподачи, добиться лучших результатов, предотвратить развитие невротических реакций на дефект. Основные направления коррекционной работы включают психотерапию, коррекцию дыхания, развитие координации фонации и артикуляции, автоматизацию достигнутых навыков и введение голоса в свободное речевое общение. На логопедических занятиях по коррекции дисфонии используется дыхательная и артикуляционная гимнастика, фонопедические упражнения. У больных после экстирпации гортани проводится работа над формированием пищеводного голоса.

Прогноз и профилактика

Эффективность коррекции нарушений голоса во многом зависит от их причины, сроков начала лечения и логопедических занятий. При грубых анатомических изменениях голосового аппарата и центральных параличах обычно удается достичь лишь той или иной степени улучшения. Нарушения голоса функционального характера, как правило, устраняются полностью, однако при несоблюдении рекомендаций логопеда возможны рецидивы. Важное значение в успехе коррекции нарушений голоса принадлежит организованности и настойчивости пациента.

С целью предупреждения нарушений голоса необходимо воспитание правильных голосовых привычек (не форсировать голос), профилактика простудных заболеваний, отказ от курения и алкоголя, приема чрезмерно охлажденной и горячей пищи. Лица голосоречевых профессий должны владеть навыками диафрагмального дыхания и правильной голосоподачи. Любую, даже самую малую, простуду недопустимо переносить на ногах; в период болезни следует соблюдать щадящий голосовой режим.

Как побороть голосовые зажимы?

Гораздо чаще, чем от болезней и перегрузок, голос страдает от так называемых зажимов. Иногда мы чувствуем, что голос как бы пресекается, горло «перехватывает», зажимает, даже до ощущения боли, - но ничего не можем с этим поделать. Отчего это происходит?

Зажим - это привычная «гримаса тела»: точно таким же образом появляются морщины на лице, из-за застывшей гримасы страха или обиды, или гнева, или брезгливости… Мышцам лица настолько же неудобно находиться в положении гримасы, как и голосовым мышцам в зажиме, но наше тело выдрессированное стрессами, уже не замечает этого неудобства.

Из-за застывшей гримасы страдает не только наша красота, но и здоровье: то, что мы принимаем за мигрени, часто является «головной болью напряжения». И голосовые зажимы вредят не только красоте звучания, но и могут привести к серьезным болезням, вплоть до потери голоса.

Наш голосовой инструмент подобен блок флейте: он звучит свободно, когда каждый сегмент «флейты» соединен с другим без перемычек, без зажимов. Если даже один сегмент окажется перекрыт хотя бы частично - звук будет слишком тихим, сиплым, писклявым или гнусавым.

Первый зажим - это челюсти.

Самый древний наркоз - это палка, которую держал в зубах больной, чтобы не кричать во время операции.

Обратите внимание, как мы, взрослые, воспитанные люди, реагируем на боль, душевную и телесную. Нам хочется заорать - от боли ли, от радости, от гнева, - а мы стискиваем зубы. В отличие от ребенка, непосредственная реакция которого - звонкий, открытый, ничем не сдерживаемый крик.
Реакция ребенка мгновенна, безоценочна: импульс - реакция. У нас же - с некоторой заминкой: импульс - оценка (кричать неприлично), и, только потом, - реакция. Сколько раз в детстве вам довелось услышать от родных, от воспитателей, о учителей: «Тихо. Тихо! Тише!! ЗАМОЛЧИ!!!». Ребенок выплескивает эмоцию через голос и быстро забывает свою беду. А, повзрослев и став «полноценным членом» общества, сдерживает свои естественные реакции и – пережевывает свои «неозвученные» проблемы часами, неделями, годами….

Итак, зажим - это прерванный импульс: голос «застревает» в горле, сдерживается губами, сжимается челюстями. Чтобы «разжать» этот зажим, потренируйтесь открывать рот так, чтобы нижняя челюсть как бы «отстегнулась» от верхней и двигалась абсолютно расслабленно.

Возьмите себя рукой за подбородок и аккуратно подвигайте нижнюю челюсть влево - вправо, вверх - вниз, вперед - назад, так, чтобы мышцы лица при этом не напрягались.
- Когда вы убедитесь, что вам легко дается это упражнение, возьмите любой текст и почитайте, держа руку на подбородке.
- На каждой ударной А, О, Э опускайте челюсть (рукой!) как можно ниже, следите за тем, чтобы рот по вертикали раскрывался, как можно шире, - и вы удивитесь, насколько громче и свободнее зазвучит ваш голос!

Второй зажим - гортань.

Он также образуется в результате прерванного импульса, психологического запрета на выражение собственных эмоций.

Плакать - неприлично! Вместо того, чтобы «зареветь», как ревут дети, мы «глотаем слезы». Что болит и зажимается в этот момент? Правильно - горло. Зевать неприлично! Стонать от наслаждения - неприлично (зажимы - гортань плюс челюсти). Мышцы гортани перестают работать, глотка закрывается, и голос, не находя себе другого пути, выходит либо через нос (гнусавый звук), либо «застревает в горле» (глухой тусклый звук, боль, першение).

Как преодолеть этот зажим? Научитесь зевать «в голос», как зевают дети, кошки и собаки. Попробуйте вызвать у себя зевоту искусственно и обратите внимание на то, как в это время двигается ваша гортань, глотка, где находится язык.

Поговорите сквозь зевоту (не забудьте открывать пошире рот), и вы почувствуете, как открывается путь вашего голоса, расправляются голосовые «морщины», ваш «голосопровод» превращается в широкую трубу, по которой свободно течет звуковой поток. Зевота не только снимает голосовой зажим, но и отлично тренирует мышцы гортани, необходимые для красивой, эмоционально разнообразной речи.

Еще одно упражнение, которое вы можете освоить самостоятельно и которое поможет вам освободить горло от зажимов. Это упражнение - смех.
Наверняка вы бывали в такой ситуации: начинаете смеяться и никак не можете остановиться. Что болит в этот момент? Правильно - живот. А, точнее, диафрагма, которая и должна активно работать при голосовой нагрузке. А горло? Горло не болит, хотя вы издаете звуки, звонкие, объемные, громкие, в большом диапазоне. Если вы научитесь смеяться «по заказу», вы сможете моментально снять голосовой зажим, и, кстати, так же быстро поднять себе настроение.

Третий зажим - губы.

Губы, которые растягиваются в улыбку тогда, когда вам вовсе не хочется улыбаться. Это - «социальная улыбка», - защитная реакция на опасность, настоящую или фантомную.
Такую «улыбку» у зверей мы называем оскалом, и означает она - «лучше не подходи, я сильный, у меня - зубы острые». И у нас такая «натянутая» улыбка не является отражением бурной радости или спокойного счастья. С помощью этой улыбки мы, как и животные, неосознанно сигнализируем: «Я – сильный», или «Я – сильная». А также: «Не подходите слишком близко». Эта улыбка выдает наш страх: страх искренности, открытости, естественности. То есть, на самом деле, выявляет нашу слабость.

В свободном теле - свободный голос.

Еще несколько рекомендаций для снятия зажимов, относительно позиции тела: ведь звучит, на самом деле, не горло и не связки, - голос резонирует во всем теле. И где бы в нашем теле не возник зажим, это мгновенно отражается на звучании голоса.

В свободном теле - свободный голос, а тело держится, прежде всего, позвоночником. Если вы научитесь чувствовать каждое мгновение свой позвоночник, его гибкость и подвижность по всей длине, это, практически, обеспечит вам не только свободу от зажимов, но и свободу жестикуляции, свободу дыхания.

Дыхание важно направлять вниз, так, чтобы на вдох реагировал живот, а не грудь. Когда на вдохе у нас поднимается грудь и плечи, это называется ключичным, или стрессовым дыханием. Даже если мы изначально были спокойны, такое дыхание быстро приводит организм в состояние стресса, без всяких внешних раздражителей.

Обратите внимание на то, как вы дышите, когда засыпаете или только что проснулись. На вдохе живот поднимается, на выдохе опадает, а грудная клетка и плечи остаются неподвижными. Перенесите этот алгоритм дыхания в вертикальную позицию, в которой мы обычно и находимся с утра до вечера, и вы останетесь спокойны в любой ситуации, а ваш голос будет звучать естественно, свободно и красиво.

admin

Не всех матушка природа наделила звучной и мелодичной речью. Но, отчаиваться не стоит, каждодневная работа поможет исправить ситуацию. Отчетливая и понятная речь нужна не только актерам, ведущим и другим публичным личностям. От скрипучего, хриплого и глухого голоса страдают обычные люди. Обладатели несвязанной речи бояться выступать публично, заводить знакомства, общаться с людьми. Если вас по несколько раз спрашивают, что вы сказали, то пришла пора принимать меры. Узнайте, как сделать свой голос красивым и приятным для окружающих.

Как сделать голос красивым?

Здоровые голосовые связки – это первый шаг на пути к красивому и приятному голосу. Поэтому важно не запускать вирусные заболевания. Безобидная болезнь при отсутствии лечения вызывает осложнения в виде ларингитов и фарингитов. При этом страдают связки, а голос приобретает сиплый и хриплый оттенок.

Укрепляйте иммунитет. Здоровый образ жизни, прогулки на свежем воздухе, употребление овощей и фруктов. Следуйте этим правилам, чтобы укрепить иммунитет и обезопасить себя от простудных заболеваний.
Употребляйте жидкость. Если организм не дополучает влаги, то связки остаются сухими. Отсюда появляется сиплость голоса и хриплость.
Не нервничайте. , не раздражайтесь. Нервные напряжения оставляют свой оттенок на тембре голоса, делают речь нечеткой.

Сведите к минимуму употребление (острые, горькие блюда). Задумайтесь над вредными привычками. После курения голос становится хриплым. Что не добавляет девушке привлекательности и харизмы.

Упражнения для красивого голоса

Приготовьтесь к работе над своей речью. Для выполнения гимнастики понадобится магнитофон и зеркало. Записывающее устройство помогает понять, как звучит голос, какие произошли изменения. Зеркало используется для запоминания мимики лица при произношении звуков правильно. Упражнения для красивого голоса:

Тяните гласные. Займите позицию возле зеркала и начните тянуть гласные звуки. Соблюдайте определенную последовательность. Начните с и-и-и-и, затем протяните: э, а, о, у. Спешка не приветствуется, повторяйте звуки по кругу несколько раз. Если думаете, как сделать голос более глубоким, то сосредоточьтесь на букве «у». Далее усложните упражнение. При произношении звуков стучите кулаками по грудной клетке. Примером для подражания выступит Тарзан. Если не помните, то пересмотрите фильм. Звуки говорите протяжно и громко.

Мычите. Многие люди мурлыкают и мурчат себе под нос, занимаясь делами, выполняя домашнюю работу. Подобное упражнение отлично тренирует голосовые связки. Для правильного выполнения не открывайте рот. Произносите звук м-м-м тихо, затем все громче и громче. Таким образом, голосовые связки напрягаются постепенно и не срываются.
Рычите. Подобные звуки издает трактор или тигр. После рычания в течение 3–5 мин., проговаривайте слова. Вначале начинающиеся на букву «р», затем с этим звуком в середине и конце слова. Выпишите слова заранее, чтобы не делать паузы. При произношении нарочно рычите, делая акцент на звук «р». Повторите слова 3–4 раза.
Хохочите. Известно, что йоги обладают приятным и мелодичным голосом. Достигают такой речи постоянными тренировками. Для выполнения упражнения наберите воздух и задержите его в животе. Затем резко выдыхайте и произносите звук «ха». Правильнее сказать прокричите, чем громче, тем лучше. Если не понимаете как, то найдите видео с единоборствами. Посмотрите, как во время движений последователи каратэ выкрикивают звуки.

Как сделать голос приятным?

Красивая речь зависит от крепких связок и устойчивости к простудным заболеваниям. Чтобы сократить количество инфекционных болезней дыхательных путей, делайте простые упражнения. Важно соблюдать регулярность выполнения. Выделите по утрам 10 мин.

Молчаливый вопрос. Не открывая губ, произносите букву «м». Мычите 1-2 мин., а в конце, как бы задавайте вопрос: м-м-м-м-м? Если при выполнении гимнастики ощущаете вибрацию в области носа и губ, значит сделали все верно.
Дышите-не дышите. Наберите полные легкие воздуха и резко выдохните. Представьте, что вы тушите свечку или сдуваете пылинки. Чтобы упражнение получилось, положите на стол листы бумаги. Теперь попробуйте дыханием сдвинуть бумагу с места.
Протяжка согласных. Выпишите звуки на листок бумаги и произносите по очереди. Протягивайте каждый звук, затем переходите к комбинациям, чтобы в конце был согласный (бомм, бимм, бумм).
Мо-, ми-, му-, мэ-. Повторяйте эти сочетания по кругу. Проговаривайте на выдохе. Вначале кратко, а затем протяжно, акцентируя внимание на гласной букве.

Покажите язык. Это упражнение вы наверняка выполняли в детстве, соревнуясь с друзьями. Для начала вытяните язык, как можно дальше и попытайтесь достать им до подбородка. Оставаясь в таком же положении, наклоняйте голову вверх. Затем язык-трубочку тените к носу. Помогайте поднятием головы вверх.

Как изменить голос?

Незнакомого человека мы судим по манерам, одежде, речи. Неприятно, когда милая девушка произносит фразы сиплым, хриплым и неразборчивым голосом. Порой подобная речь служит отказом в проваливается. Представьте секретаря крупной фирмы или переводчика с неприятным голосом. Сразу же складывайте негативное впечатление от организации.

Попросите помощи подруги или друга. Посадите партнера рядом и протяните звук «а». При этом двигайте головой. Слегка поворачивайте ее, отклоняйте назад или вперед. Это не должны быть резкие или неестественные движения. Зафиксируйте свои ощущения, в каком положении буква звучала мелодичнее и приятнее. Спросите мнение друга. Запомните ощущения, звук и положение головы. Попробуйте повторить и добиться красивого звучания.
У меня зазвонил телефон. Поиграйте в полезную и веселую игру. Подруге выделите роль звонящего. Пусть она загадывает, в какую организацию собирается позвонить (туристическую фирму, аптеку, клуб, серьезную организацию, сантехнику). Ваша задача отвечать на звонок. При этом ваш голос должен соответствовать учреждению. Играйте голосом, меняйте произношение, добавляйте новые нотки. Зафиксируйте, когда голос звучал красиво и привлекательно.
Проверьте реакцию. Посадите друга спиной к себе. Перед этим подготовьте два события: приятное и вызывающее . Перескажите новости. Вначале приятную, затем после паузы негативную. Спросите у собеседника, как менялся ваш голос. Наверняка, вы услышите, что изменилась интонации. Голос звучал красиво и приятно, когда вы рассказывали радостную новость. Возьмите эту науку на заметку.

Выполняя упражнения, обратите внимание на темп и громкость голоса. Приятно слушать собеседника, повествующего спокойно и негромко. При этом человек не бубнит, делает паузы, уместные акценты. Идеальный показатель – это 120–150 слов в минуту.

2 февраля 2014

Вдруг на ровном месте мы иногда начинаем хрипеть и сипеть, удивляясь странным переливам собственного голоса. Почему так происходит? Рассказывает отоларинголог-фониатр знаменитой поликлиники Большого театра Зоя Андреевна ИЗГАРЫШЕВА.-Охриплость - явление широко распространенное. При охриплости наш голос теряет нормальное, привычное звучание. Из целого букета причин можно выделить четыре основные.Во-первых, охриплость вызывают вирусные инфекции, все виды респираторных заболеваний. Голосовые складки расположены между хрящами гортани и, естественно, воспалительные процессы верхних дыхательных путей непосредственно влияют на их состояние. Такая охриплость проходит и, как правило, бесследно одновременно с исчезновением основной первопричины - инфекции.Вторая и самая, пожалуй, распространенная причина - курение и алкоголь. У курильщиков с солидным стажем звук голоса характерно изменен. Не все знают, что дым, вдыхаемый при курении, имеет очень высокую температуру. Во время вдоха (затяжки) обжигается слизистая оболочка гортани и дыхательных путей. От высокой температуры сосуды резко расширяются и впитывают канцерогенные вещества и смолы.В результате стремительного всасывания всех вредных компонентов появляются отечность, кровоизлияния, утолщения, узлы и полипозы голосовых складок. Все эти патологические изменения приводят к появлению глухого хрипловатого звука, который и отличает голос курильщика.Следующая стадия изменения речевого аппарата гораздо более опасна. Длительное злоупотребление курением и алкоголем вызывает одно из самых страшных заболеваний - рак горла и гортани.Причина третья - крик. Она характерна для людей с неуравновешенным характером. Для тех, кто живет в состоянии острых конфликтов, разрешаемых на повышенных тонах. Такого рода охриплость встречается у военных командиров, руководителей и начальников разного ранга. Одни по долгу службы отдают громкие распоряжения, другие - голосом "утверждают" свое служебное положение. При крике голосовые связки сильно напрягаются и сближаются, повреждаясь при соприкосновении. Часто страдают голосовыми расстройствами дети-крикуны.Переутомление голосового аппарата - четвертая причина. Она встречается у людей "голосового" труда: учителей и артистов, лекторов и воспитателей, операторов и дикторов. Их голос должен иметь богатый спектр оттенков, передавать звуковые нюансы, владеть разнообразием интонаций. Людей вышеперечисленных профессий голос кормит. Состояние их голосового аппарата зависит от грамотной постановки голоса, котораянепосредственно связана с правильным дыханием. Недаром сейчас в педагогических вузах и училищах, а не только в театральных, работают специалисты-фонопеды.С неприятными последствиями сталкиваются курящие люди этих профессий. Мне приходилось помогать многим артистам и певцам. Самыедисциплинированные среди них - обладатели чистого, хрупкого и нежного голоса - теноры. Драматические артисты, оперные басы и артисты хора курят часто. И несмотря на профессионально поставленные голоса, с годами они их постепенно теряют.При охриплости или внезапной потере голоса необходимо выяснить причину. Если она заключается в перенапряжении голосового аппарата - пощадите его. После нескольких часов голосовой нагрузки дайте голосу покой и отдых. Это поможет снять напряжение с голосовых складок. Постарайтесь помолчать и исключить даже телефонные разговоры. Старайтесь меньше говорить на морозе. Зимой, попадая из теплого помещения на улицу (и наоборот), хотя бы в течение нескольких минут дайте вашему голосу адаптироваться. При любой резкой смене температуры не начинайте громкого разговора.Охриплость, тем более повторяющаяся, требует незамедлительного обращения к врачу для выявления главной причины, для исключения патологии и назначения лечения. Самолечение в данном случае малоэффективно. Из всех методов самолечения помогут, несомненно, только два: отказ от курения как одного из самых опасных факторов риска и режим голосового покоя. У других методов лечения свои плюсы и минусы.Традиционные полоскания проникают лишь в область горла, не достигая гортани и голосовых складок. Паровые домашние ингаляции "поборют" только простуду. Физиопроцедуры, специальные впрыскивания, инъекции и другое лечение может назначить врач-специалист. Своими силами здесь трудно обойтись. Тамара ГРИГОРЬЕВА

Чистосердечное признание) Да, я смотрю проект «Голос»! Для заядлой радийшицы, апатичной к современным шоу, к тому же, без телевизора дома – это странный выбор, но разумное зерно я ухватила. Например, познакомилась с людьми, которые готовят к вокальным конкурсам. От них-то и узнала о резонансной теории пения, которую с успехом, оказываются, применяют и дикторы.

Резонанс и глухой голос

По сути, резонансная теория звукоизвлечения (РТЗ) при систематических занятиях может избавить от глухого и невыразительного голоса. В теории резонанс может усилить звук до бесконечности. Единственная хитрость - резонатор усиливает не любой звук, а только тот, который соответствует его резонансной частоте. Что это означает?

Когда вы находитесь в ванной, резонатором служит комната с тем объемом воздуха, который в ней находится. Когда вы начнете говорить, только один звук ванная усилит во много раз. Но как же сделать так, чтобы ВСЕ звуки были звонкими, а не глухими, чтобы тело вибрировало, когда вы говорит? Для этого резонатором нужно сделать свое тело.

Ищем резонатор внутри себя

*резонаторное отверстие гитары

Резонатор – пустотелый сосуд , наполненный воздухом и сообщающийся с окружающим пространством.

Ученые выяснили, что всего в теле человека 2 типа резонаторов :

  • Нижние : трахеи и бронхи
  • Верхние : глотка, носоглотка, ротовая полость, носовая полость, гайморовы пазухи и лобные пазухи

Основой для всех этих полостей - резонаторов является воздух. Чтобы понять, насколько объем находящегося в них кислорода влияет на звук, проведем небольшой эксперимент. Возьмем стеклянную банку, нальем небольшое количество воды и подуем у горлышка. Звук, который мы услышим, будет высокий. Значительно увеличив объем воды, сделаем тоже самое. Звук станет ниже. По такому же принципу работает и наш организм: чем меньше кислорода мы вдыхаем, тем выше мы говорим.

Главное : Для создания звукового эха необходимо правильно дышать - диафрагмой - и развивать систему резонаторов, добиваясь вибрации тела и одновременной работы верхних и нижних резонаторов. Только сообща, они будут давать отличный результат.

Важное НО . Во всем, что касается голоса, важны природные данные. Резонатор, как вы уже поняли, усиливает звуки, но не создает их . Нужен вибратор, и в теле человека это связки. У каждого из нас они имеют разную длину. У басов от природы до 2,5 см, у сопрано-1,5 см. И так же как гитара с резонатором в виде резонаторного отверстия зазвучит иначе, если все струны укоротить, так и человеческие голоса будут звучать по-разному. Это к тому, что резонатор может увести голос из глухого в звонкий, но заговорить, как Николай Мартон, например, получится вряд ли. Сурово, но это правда. Физиология многое решила за нас!

Заветная техника


Техника, кстати, очень действенная! Её мне рассказали вокалисты , и я действительно чувствую, что голос после занятий становится объёмнее и плотнее. Работая с динамическим микрофоном в студии, мне это, ох, как необходимо)

#1 Исходное положение : Стоя положите одну руку на живот, другую на грудь. Запрокиньте голову назад, откройте рот и немного вытянитесь вверх. Гортань должна принять положение, будто вы глотаете куриное яйцо. Берем глубокое дыхание через рот и …

  • Тянем ААААА на разных высотах, контролируя появление вибрации в груди
  • Говорим отрывисто Да-да-да, Дэ-дэ-дэ-дэ, Ди-ди-ди-ди, До-до-до-до, Ду-ду-ду-ду
  • Произносите протяжно слог ХААААААА. Задача – испытывая вибрацию в груди и опуститься максимально низко с этим слогом.
  • Из исходного положения руку с живота переносим на переносицу и произносим ХААААА-МММММ, поднимая голову в естественное положение. В процессе вибрация не должна уходить из груди в переносицу, она должна быть и там, и там.

#2 Исходное положение : Лежа на спине, берем активное глубокое дыхание носом, руки на рёбрах контролируют диафрагмальный вдох

  • Укладываемся на диван и свешиваем голову. Произносим ХАААААМММММ также, как и в прошлом упражнении, приподнимая голову. Делать больше трех раз и при головокружении не рекомендуется.
  • Укладываемся на ковер, произносим звук МММММ, чувствуя, как он заполняет всё ваше тело. Постарайтесь заставить завибрировать весь организм.
  • Укладываемся на ковер и отрывисто произносим Да-да-да, Дэ-дэ-дэ-дэ, Ди-ди-ди-ди, До-до-до-до, Ду-ду-ду-ду.

# 3 Исходное положение : Стоя сделайте глубокий вдох ртом и на выдохе протяните:

  • ММММММ, в процессе опустите голову и почувствуйте, как вибрация появляется в головном резонаторе, можно прикоснуться ладонью ко лбу, носу и макушке, проделайте тоже самое с буквами Н, З и В.
  • ММММА, НННННА, ЗЗЗЗЗЗА, ВВВВВВА
  • МА-МА-МА, НА - НА-НА, ЗА-ЗА-ЗА, ВА-ВА-ВА
  • Наклоняясь вперед, на выдохе произносите гласные «у» и «о» длительно, протяжно и максимально низко.

Юлиана Романова

P.S. Еще больше полезных упражнений вы можете найти по тегу



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!