Легенда о покорении сибири ермаком 4. Покорение сибири ермаком

Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни.

Легенда о покорении Сибири Ермаком.

Легенда - это жанр народных и литературных (авторских) произведений, в основе которых лежат случаи из жизни или исторические события.
Будем изучать легенды, в основе которых также лежат действительные события, происходившие с людьми, или исторические факты.

Введение

http://mypresentation.ru/documents/7ac31004cdcd60935a9db0cf5b7e20f3/img13.jpg

Картина В.И. Сурикова "Покорение Сибири Ермаком" показывает нам решающую битву, произошедшую в 1581 году между отрядами Ермака и Кучума. На данном полотне мы видим, как казаки во главе с Ермаком теснят татар. Сам Ермак изображен среди остальных воинов ничем неприметный, только подняв руку, указывая направление для наступления.

http://v.900igr.net:10/datas/istorija/Pokorenie-sibiri-Ermakom/0021-021-Pokorenie-sibiri-Ermakom.jpg

Легена начинается с того, что Царю Ивану не давали покой земли находящиеся за Уралом, которые были насыщены большими богатствами. Знал он, что те земли Сибирью называют и обладают они всяким добром, да вот только далеко эти богатства от его царства. Много ночей и дней не спал царь Иван, все думал, как этими землями овладеть.

http://ybobra.ru/uploads/url/4949.jpg/Vasnetsov_Ioann_4.jpg

Царю помог его бедный слуга, обыкновенный мужик из крестьянского рода. Подходит к Царю, слуга из крестьян и спрашивает: "Может, чем помогу я тебе?". И пошел после мужик за Ермаком. Вскоре он находит семью Ермака и передает ему просьбу Царскую от батюшки Ивана. Сослужи-ка ты царю службу верную та добрую. За Уралом богатые земли лежат, ты пойди на ту землю, та разведай, поймай хана Кучума, а людей его подчини и к царской службе приучи.

О покорении Сибири Ермаком нам говорится с гордостью, с уважением к великому Ермаку и его делам. Ермак представляется нам как крепкого телосложения мужик с сильным духом победителя. К его личным качествам относятся такие черты как доблесть, доброта, упорство и благородство. В основном он представлен нам в булатных латах в шлеме и с богатырским мечем. Именно так мы и видим Ермака во время покорения Сибири. Также мы видим в нем патриотизм, так как он называет Русь "святой", а главная его награда это благословение отчизны. Кроме патриотизма героя мы еще видим смысл в его жизни, это подтверждается такими строками "а мы - не праздно в мире жили!".

В те далекие времена, татарские войска считались очень хорошими и непобедимыми. На протяжении большого времени татарские воины не знали поражений и покорить их было практически невозможно. Вопреки всем слухам о непобедимом хане и его войске, Ермак разбил последнего.

Это легенда своей манерой повествования очень похожа на сказку, а само завоевание Сибири проходит как по волшебству. Да и само поведение царя Ивана описано как у сказочного персонажа (сказочного царя). Хотя это легенда основывается на реальных событиях, нам она преподносится как сказка. Сам герой действительно существовал и возможно обладал теми чертами, которые мы увидели в строках легенды.

Чтение легенды с комментариями

1. Что беспокоило Ивана-царя? Прочитайте.

«Услышал царь Иван, что за Уралом лежит земля богаче его... всё думу думал, как это царство хана покорить».

2. Кто помог царю найти Ермака Тимофеевича? Найдите ответ в тексте.

Царю помог один его бедный слуга из крестьян, обыкно-венный мужик.

с. 23: « Подходит к царю один его бедный слуга из кре-стьян и спрашивает: «Может, помогу я тебе?» с. 24: «Отправил царь Иван мужика в добрый путь... Ис-ходил мужик все реки и горы Урала. Вскоре он нашёл семью Ермака и передал ему просьбу царя Ивана».

3. С какой просьбой обратился царь к Ермаку? Прочитайте.

с. 25: «Сослужи мне службу добрую. За Уралом богатые земли лежат, ты пройди ту землю, поймав хана Кучума, а людей его под власть Руси приведи».

4. Как в легенде описано покорение Ермаком Сибири?

Покорение Ермаком Сибири описано с гордостью, с ува-жением к самому Ермаку и к его делам.

5. Каким представляете Ермака Тимофеевича? Расскажите.

Ермак представляется сильным духом и крепким по те-лосложению донским казаком. Суровый взгляд, тяжёлая рука, острый ум. Одет з латы булатные, на голове — шлем, в руках — меч. Так выглядел Ермак во время за-воевания Сибири. А как выглядел Ермак в мирной жизни, можно посмотреть на иллюстрации с. 24.

6. Почему о подвиге Ермака Тимофеевича люди сложили легенду? Чем это произведение напоминает сказку?

Татарские ханы и татарское войско в то время считались непобедимыми. Выносливые, жестокие воины-татары не знали поражений. Победить их, тем более, покорить та-тар было невозможно. Однако Ермаку это удалось. По-этому, люди сложили об этом казаке-герое легенду.

Это произведение напоминает сказку, потому что стиль повествования похож на сказочный; завоевание Сибири происходит как по велению волшебной палочки (без кро-ви, без описания сражений);сам царь Иван ведёт себя так, как сказочные цари (занемог, не пьёт — не ест).

Итоги

Познакомились с легендой о покорении Сибири Ермаком. Учились делить текст на смысловые части, составлять план; пересказывать подробно и кратко отдельные эпизоды; выражать свою точку зрения о прочитанном произведении; рассказывать о герое и его поступках, понимать позицию автора;

ИСТОЧНИК

http://www.lang-lit.ru/2014/10/legenda-oermake.html

http://vsedz.ru/content/legenda-o-pokorenii-sibiri-ermakom

http://etosibir.ru/statii/pokorenie-sibiri-ermakom/

http://antiquehistory.ru/ermak-kratko-o-zavoevatele-sibiri/

В то время как неудачи на западе сильно огорчали Ивана Грозного, нежданно его порадовало завоевание на востоке огромной Сибири.

Еще в 1558 году царь подарил богатому промышленнику Григорию Строганову большие незаселенные земли по обе стороны реки Камы до Чусовой на протяжении 146 верст. Григорий Строганов с братом Яковом, по примеру отца, нажившего громадное состояние в Сольвычегодске соляным промыслом, задумал завести соляные варницы в большом размере в новом краю, заселить его, завести хлебопашество и торговлю. Заселение пустопорожних мест, заведение новых промыслов было, конечно, очень выгодно для всего государства, и потому царь не только охотно уступал земли предприимчивым промышленникам, но давал им и большие льготы.

Строгановым дано было право призывать в свои земли свободных людей, творить суд над поселенцами, которые на двадцать лет избавлялись от всяких податей и повинностей; потом дано право строить укрепления и держать вооруженные отряды для обороны от нападений соседних народцев (остяков, черемисы, ногаев и др.). Наконец, позволено было Строгановым набирать себе охочих людей, казаков, и ходить войной против враждебных инородцев. Скоро Строгановым пришлось столкнуться и с племенами, жившими по соседству, за Уральскими горами. Здесь, на берегах рек Тобола, Иртыша и Туры, находилось татарское царство; главный город назывался Искер, или Сибирь, на реке Тоболе; по имени этого города и все царство называлось Сибирским. Раньше сибирские ханы искали покровительства московского царя, одно время платили ему даже ясак (дань) мехами, но последний хан Кучум выказал вражду к Москве, бил и брал в плен остяков, плативших ей дань; а царевич сибирский Махмет-Кул ходил с войском на реку Чусовую проведывать пути к строгановским городкам, причем побил здесь много московских данников, жен и детей их забрал в плен. Строгановы уведомили об этом Ивана Грозного и челом ему били позволить им укрепиться за Уралом, держать для обороны и там огненный наряд (артиллерию) и на свой счет набирать добровольцев для борьбы с ханами Сибири. Царь позволил. Это было в 1574 году. Григория и Якова Строгановых уже не было в живых. Дело продолжали их младший брат Семен и дети: Максим, сын Якова, и Никита, сын Григория.

Навербовать дружину удальцов в то время было нетрудно.

По южным и восточным степным окраинам Московского государства, как было сказано, являются еще с XV века вольные, гулящие люди, охочие до войны, – казаки. Одни из них жили по станицам, несли государеву службу, обороняли границы от нападений разбойничьих татарских шаек, а другие, в полном смысле вольные «степные птицы», уходили из-под всякого надзора, «гуляли» в степном раздолье, нападали, на свой страх, на татар, грабили их, охотились в степи, рыбачили по рекам, разбивали купеческие караваны татарские, да и русским купцам порою спуску не давали... Шайки таких казаков гуляли и по Дону, и по Волге. На жалобы ногайского хана, что казаки, несмотря на то что он в мире с Москвой, грабят татарских купцов на Дону, Иван Грозный отвечал:

«Эти разбойники живут на Дону без нашего ведома, от нас бегают. Мы и прежде посылали не один раз, чтобы их переловить, но люди наши добыть их не могут».

Изловить в широких степях шайки этих «воровских» казаков, как их звали, действительно было очень мудрено.

Ватагу такой казацкой вольницы, более 500 человек, привел на службу Строгановым атаман Василий Тимофеев, по прозвищу Ермак. Это был удалец богатырской силы, притом очень ловкий, сметливый... Главными помощниками Ермака были Иван Кольцо, за свои разбои осужденный на смерть, но не пойманный, Никита Пан и Василий Мещеряк, – все это были молодцы, прошедшие, как говорится, огонь и воду, не знавшие страха. Походили на них и остальные товарищи Ермака. Таких-то людей, готовых на все, и надо было Строгановым. Они хотели не только оборонить свои владения от набегов сибирского царя, но дать ему острастку, чтобы надолго отвадить от нападений. Для этого решено было напасть на Кучума в его собственной Сибири. Это предприятие, сулившее и добычу хорошую, и славу воинскую, пришлось очень по душе Ермаку и его молодцам. Строгановы снабдили их всем нужным: съестными припасами, ружьями, даже небольшими пушками.

К отряду Ермака присоединилось еще несколько десятков удальцов-охотников, так что всего в отряде насчитывали 840 человек. Забрав с собою вожатых, знавших хорошо речные пути, и толмачей, Ермак 1 сентября 1582 года отправился с удалой дружиной в Сибирь искать счастья.

По наветам одного воеводы, недоброхота Строгановых, царь приказал им вернуть Ермака и не задирать сибирского «Салтана»; но царская грамота пришла поздно: казаки были уже далеко.

Сначала плыли они на стругах и челнах вверх по реке Чусовой; затем повернули в реку Серебрянку. Труден был этот путь, в иных местах по мелководью приходилось плыть на плотах. Из Серебрянки люди Ермака перевезлись волоком чрез проходы в Уральском хребте в реку Жаровлю, впадающую в Тагил, отсюда спустились в реку Туру. До сих пор казаки никакой помехи не встречали; редко даже и людей по берегам видели: земля здесь была дикая, почти совсем безлюдная. По реке Туре пошло люднее. Здесь впервые встретили городок (теперь город Туринск), где властвовал сибирский князек Епанча. Тут пришлось уже в дело пустить оружие, потому что с берега стали по казакам Ермака стрелять из луков. Они дали залп из ружей. Несколько татар упало; остальные в ужасе ударились в бегство: никогда еще они не видали огнестрельного оружия. Городок Епанчи был разорен казаками. Скоро пришлось им и другую толпу татар разогнать пальбой. Захваченных в плен настращали выстрелами, показывали им, как пули пробивают их доспехи, и добыли от них сведения о Кучуме и силах его. Некоторых из пленников Ермак нарочно отпускал на волю, чтобы они разносили всюду страх своими рассказами о чудесном свойстве русского оружия.

– Сильны русские воины, – говорили они, по свидетельству летописи, – когда стрельнут из своих луков, тогда огонь из них пышет, дым великий исходит и как будто гром грянет. Стрел не видно, а ранят и насмерть бьют. Ущититься от них никакими доспехами нельзя; куяки, панцири и кольчуги наши – все пробивают насквозь!

На ружье, конечно, более всего и надеялась горсть храбрецов во главе с Ермаком, задумавшая не более, не менее, как завоевать целое царство и покорить десятки тысяч людей.

Карта Сибирского ханства и похода Ермака

Казаки плыли вниз по Тоболу, и не раз приходилось им разгонять выстрелами толпы туземцев. Владетель Сибири Кучум хотя и был напуган и рассказами беглецов о больших силах врага и разными зловещими предсказаниями, но сдаваться без боя не намерен был. Собрал он все свое войско. Сам расположился станом на берегу Иртыша, близ устья Тобола (неподалеку от нынешнего города Тобольска), на горе Чувашево, устроил здесь новую засеку на всякий случай, а царевича Махмет-Кула отрядил с большим войском вперед, навстречу казакам Ермака. Он встретил их на берегу Тобола, при урочище Бабасан, завязал битву, но не мог осилить их. Они плыли вперед; на пути взяли еще один сибирский городок; нашли тут богатую добычу, забрали с собою и отправились дальше. При впадении Тобола в Иртыш татары снова настигли казаков и осыпали их стрелами. Люди Ермака отбили и это нападение, но у них было уже несколько убитых, и почти все были переранены стрелами. Дело становилось горячим. Татары, верно, разглядели, что врагов не слишком-то много, и всеми силами налегли на них. Но Ермак был уже недалеко от столицы; скоро должна была решиться участь его сибирского похода. Надо было выбить Кучума из его засеки и овладеть столицей. Призадумались было казаки: силы у Кучума было гораздо больше – на каждого русского, пожалуй, по двадцати татар приходилось. Собрались казаки в круг и стали толковать, как быть: вперед ли идти или назад вернуться. Одни стали говорить, что надо вернуться; другие и сам Ермак иначе рассуждали.

– Братцы, – говорили они, – куда нам бежать? Осень уже: в реках лед смерзается... Не примем худой славы, укоризны на себя не положим, будем надеяться на Бога: Он и беспомощным помощник! Вспомним, братцы, обещание, какое мы дали честным людям (Строгановым). Назад со стыдом возвратиться из Сибири нам нельзя. Коли Бог нам поможет, то и по смерти память наша не оскудеет в этих странах, и слава наша вечна будет!

Согласились с этим все, порешили – оставаться и до смерти биться.

На рассвете, 23 октября, казаки Ермака двинулись на засеку. Пушки и ружья сослужили теперь им свою службу. Татары из-за своей ограды пускали тучи стрел, но мало вреда причиняли русским удальцам; наконец сами проломали свою засеку в трех местах и ударили на казаков. Начался страшный рукопашный бой. Тут уж ружья не помогали: приходилось рубиться мечами или схватываться прямо руками. Оказалось, что люди Ермака и здесь себя показали богатырями: несмотря на то что враги были в двадцать раз многочисленнее, казаки сломили их. Махмет-Кул был ранен, татары смешались, многие упали духом; иные подвластные Кучуму сибирские князьки, видя, что враги одолевают, оставили бой. Кучум бежал сначала в свою столицу Сибирь, захватил здесь свои пожитки и бежал дальше.

Покорение Сибири Ермаком. Картина В. Сурикова, 1895

26 октября казаки Ермака заняли покинутую жителями Сибирь. Приуныли было победители в пустом городе. Их сильно уж поубавилось: в последнем только сражении пало их 107 человек; было немало раненых и больных. Идти дальше им стало уже невмочь, а между тем запасы у них кончились и наступала лютая зима. Голод и смерть грозили им...

Но чрез несколько дней остяки, вогуличи, татары со своими князьками стали приходить к Ермаку, бить ему челом, – приносили ему дары и разные припасы; он же приводил их к присяге государю, обнадеживал их его милостью, обходился ласково и отпускал без всякой обиды в их юрты. Казакам строго было запрещено обижать покорившихся туземцев.

Зиму провели казаки спокойно; только Махмет-Кул напал было на них, Ермак разбил его, и он несколько времени не беспокоил казаков; но с наступлением весны думал было врасплох напасть на них, да сам попал впросак: казаки подстерегли врагов, напали на них сонных ночью и захватили в плен Махмет-Кула. Ермак обошелся с ним очень приветливо. Плен этого храброго и ретивого татарского витязя был ударом для Кучума. В это время на него шел войной его личный враг, один татарский князь; наконец, свой воевода изменил ему. Дела Кучума были совсем плохи.

Лето 1582 года казаки провели в походах, покоряя татарские городки и улусы по сибирским рекам Иртышу и Оби. Между тем Ермак дал знать Строгановым, что он «салтана Кучума одолел, стольный город его взял и царевича Махмета-Кула полонил». Строгановы спешили обрадовать этою вестью царя. Скоро явилось в Москву и особое посольство от Ермака – Иван Кольцо с несколькими товарищами – бить челом государю царством Сибирским и поднести ему в дар драгоценные произведения завоеванной Сибири: меха собольи, бобровые и лисьи.

Давно уже, говорят современники, не бывало такой радости в Москве. Молва, что не оскудела милость Божия к России, что Бог послал ей новое обширное Сибирское царство, быстро разносилась в народе и радовала всех, привыкших слышать за последние годы только о неудачах и бедствиях.

Грозный царь принял Ивана Кольцо милостиво, не только простил его с товарищами за прежние их преступления, но щедро наградил, а Ермаку, говорят, послал в подарок шубу с плеча своего, серебряный ковш и два панциря; но что важнее всего – отправил в Сибирь воеводу, князя Волховского, со значительным отрядом войска. Очень уж немного удальцов оставалось под рукою Ермака, и трудно ему было бы удержать свое завоевание без помоги. Махмет-Кул был отправлен в Москву, где поступил на службу царю; но Кучум все-таки успел оправиться и войти в силу. Русским воинам плохо пришлось в Сибири: они терпели часто недостатки в жизненных припасах; распространились между ними болезни; случалось, что татарские князьки, притворившись сначала верными данниками и союзниками, губили потом отряды Ермака, доверившиеся им. Так погиб Иван Кольцо с несколькими товарищами. Воевода, присланный царем, умер от болезни.

Покорение Сибири Ермаком. Картина В. Сурикова, 1895. Фрагмент

Скоро затем погиб и сам Ермак. Проведал он, что Кучум собирается перехватить на пути бухарский караван, шедший в Сибирь. Захватив с собою 50 своих удальцов, Ермак поспешил навстречу бухарским купцам, чтобы охранять их от хищников на пути по Иртышу. Целый день казаки поджидали караван, при впадении реки Вагая в Иртыш; но ни купцы, ни хищники не показывались... Ночь была бурная. Дождь лил ливмя. Ветер бушевал на реке. Истомленные казаки расположились отдохнуть на берегу и скоро заснули как убитые. Оплошал на этот раз Ермак – не поставил сторожей, не думал, видно, чтобы враги напали в такую ночь. А неприятель был очень близок: с другой стороны реки подстерегал казаков!.. Кучумовы лазутчики нашли в реке брод, пробрались к русским и затем принесли своим радостную весть, что казаки Ермака спят мертвецким сном, в доказательство чего представили три похищенные у них пищали и пороховницы. По указанию лазутчиков татары перебрели тайком чрез реку, напали на спящих казаков и перерезали их всех, кроме двух. Один спасся и принес в Сибирь ужасную весть об избиении отряда, а другой – сам Ермак, услышав стоны, вскочил, успел своей саблей отбить убийц, кинувшихся на него, бросился с берега в Иртыш, думая спастись вплавь, но утонул от тяжести своих железных доспехов (5 августа 1584 г.). Чрез несколько дней тело Ермака течением реки прибило к берегу, где и нашли его татары и по богатым доспехам с медной оправой, с золотым орлом на груди, узнали в утопленнике покорителя Сибири. Понятно, как обрадовался этому Кучум, как торжествовали гибель Ермака все враги его! А в Сибири весть о смерти вождя привела русских в такое отчаяние, что они уже не пытались и бороться с Кучумом, покинули Сибирь, чтобы вернуться к себе на родину. Это случилось уже по смерти Грозного.

Но дело Ермака не погибло. Путь в Сибирь был указан, и начало русскому владычеству здесь положено. После смерти Грозного и гибели Ермака русские отряды один за другим шли по пути, который он указал, за Каменный Пояс (Урал) в Сибирь; туземные полудикие народцы одни за другими подпадали под власть русского царя, несли ему свой ясак (подать); заводились в новом краю русские поселки, строились города, и мало-помалу весь север Азии с его неисчерпаемыми богатствами достался России.

Не ошибся Ермак, когда говорил своим сподвижникам: «Не оскудеет память наша в этих странах». Память об удальцах, положивших начало русскому владычеству в Сибири, живет доныне и здесь, и на их родине. В своих песнях наш народ и до сих пор вспоминает об удалом казацком атамане, который искупил свои вины перед царем покорением Сибири. В одной песне говорится о Ермаке, как он, одолев Кучума, послал сказать царю:

«Ой ты гой еси, надежа православный царь!
Не вели меня казнить, да вели речь говорить:
Как и я-то, Ермак, сын Тимофеевич,
Как и я-то гулял по синю морю,
Что по синю морю по Хвалынскому (Каспийскому),
Как и я-то разбивал ведь бусы-корабли...
А теперича, надежа православный царь,
Приношу тебе буйную головушку
И с буйной головушкой царство Сибирское!»

Сохранились в Сибири и местные предания о Ермаке; а в 1839 году в городе Тобольске, неподалеку от места, где находился древний Искер, или Сибирь, поставлен памятник, чтобы увековечить память удалого покорителя этого края.

Кто не знает народного героя, присоединившего Сибирь к России? Имя Ермака давно стало легендарным. Легендарным настолько, что уже трудно отделить реальность от вымысла. «Вокруг света» разоблачает мифы об атамане казаков, попавшие в его жизнеописания - фольклорные, летописные и даже научные

Ермак - покоритель Сибири

Действительно, в начале осени 1582 года отряд казаков под предводительством Ермака отправился через Уральские горы в поход на Сибирское ханство. 5 ноября (н. ст.) казаки разгромили войско сибирского хана Кучума, превосходившее их числом в несколько раз, заняли столицу - Кашлык, или Искер (в 17 километрах от современного Тобольска), - и начали облагать окрестные племена данью от имени русского царя. Следующим летом первопроходцы отправили в Москву посольство с докладом Ивану Грозному, что «его государевы люди, атаман Ермак Тимофеев с товарыщи, царъство Сибирское взяша и многих живущих ту иноязычных людей под его государеву царъскую высокую руку подвели».

На самом деле покорением Сибири поход 1582–1585 годов можно назвать с натяжкой. Казаки не продвинулись дальше Иртыша, а по итогам кампании победил все же хан Кучум. 16 августа (н. ст.) 1585 года Ермак был убит воинами Кучума в ночном сражении, когда возвращался с отрядом из вылазки к юго-восточным рубежам ханства. После этого казаки, которых осталось меньше сотни, решили, что дольше они в Сибири не продержатся, и ушли обратно за Урал. Сибирский хан вернул себе земли и столицу, однако его могущество было подорвано. Москва посылала в регион отряд за отрядом. Через полвека после гибели Ермака русский первопроходец Иван Москвитин добрался до берегов Тихого океана.

Ермак был выходцем из Ногайской орды

Истории о покорителе Сибири рассказывали не только на Руси. По тюркской легенде, Ермак происходил из Ногайской Орды и занимал там высокое положение, но все же не равное статусу княжны, с которой у него случился роман. Брат девушки разгневался, узнав об их связи, и Ермаку пришлось спасаться бегством на Волгу, где он и подался в казаки. В Новейшее время - в 1996 году - в журнале «Наука и религия» появилась экзотическая и не подтвержденная ни одним источником теория, что Ермак, которого якобы звали Ер-Мар Темучин, был, как и сибирский хан Кучум, потомком Чингисхана, а в Сибирь отправился отвоевывать полагавшийся ему по праву престол.

На самом деле в русских письменных источниках ничего не сказано о восточном происхождении атамана. В летописях приводится несколько версий о месте его рождения в пределах Московской Руси. Вариантов настоящего имени Ермака насчитывается с десяток - Герман, Василий Аленин, Ермолай, Тимофей, Еремей…

Отряд Ермака отправился завоевывать Сибирь для царя

«Завоюем мы царство Сибирское, покорим его мы, братцы, царю белому» - так в исторической песне обозначили цель похода казаки.

На самом деле решение покорять новые земли от имени царя люди Ермака приняли на общем совете уже после первых успехов экспедиции. Скорее всего, казаков изначально наняли уральские солепромышленники Строгановы, чтобы нанести удар по хану Кучуму, чьи воины совершали набеги на их владения. А Иван IV сперва был даже против подобной внешнеполитической «самодеятельности». Наместник Чердыни, главной царской крепости в Пермском крае, Василий Пелепелицын написал государю донос на Строгановых, не приславших ему военную помощь в обороне от «сибирских людей», но при этом отправивших отряд в дальнюю экспедицию за Урал. Кляуза возымела действие: в послании промышленникам в ноябре 1582 года государь, грозя опалой, потребовал вернуть Ермака со товарищи из похода. Но когда царское письмо еще только запечатывали, казаки уже были далеко - осваивались в завоеванной столице Сибирского ханства.


Ермак ограбил персидское посольство к русскому царю и бежал за Урал, опасаясь казни

В фольклоре атаман выглядит этаким Робин Гудом - благородным разбойником, которого государь прощает за доблесть. Разбойником, только не благородным, представал любой вольный донской или поволжский казак в летописях, где пересказывалась история о том, как Ермак и его люди приняли послов персидского шаха, шедших по Волге, за купеческий караван, напали на них и взяли в плен. Потом, поняв ошибку, отпустили, но царь все равно приказал схватить виновных и повесить. И тогда Ермак «с дружиною», как сказано в Кунгурской летописи, «здумали бежать в Сибирь разбивать, обратя струги по Волге и по Каме вверх».

На самом деле то скандальное нападение случилось уже после смерти Ермака. Однако его соратники, Иван Кольцо, Никита Пан и Савва Болдыря, за год до сибирской кампании участвовали в нападении на посольство Ногайской Орды. Иван Грозный, втянутый в то время в войну на западных рубежах, был заинтересован в мире с ногайцами, и трем товарищам Ермака действительно «светила» виселица, так что они, вероятно, были рады возможности отправиться в дальний поход.


С помощью военной хитрости Ермак помог царю в 1552 году взять Казань

«Ты позволь мне, Царь, Казань город взять. А возьму я Казань ровно в три часа». Сказители приписали народному герою участие в самой знаменитой победе Ивана Грозного. Согласно историческим песням, Ермак посоветовал царю сделать подкоп под вражеские укрепления и подорвать оттуда стены Казани. Сам же атаман и его отряд якобы пришли к татарам под видом наемников и предложили свои услуги. Когда казаков впустили в город, они захватили пушки и открыли ворота русским войскам.

На самом деле сведений об участии Ермака в казанской кампании нет ни в одном письменном источнике.


В войске, выступившем в поход на Сибирское ханство, было 5000 человек

Такую внушительную цифру приводит тобольский хронист рубежа XVII– XVIII веков Семен Ремезов, но это преувеличение, взятое из уральских легенд, которые собирал и использовал летописец в «Истории сибирской».

На самом деле людей, пошедших за Ермаком, было, как потом докладывали сами казаки в Москве, всего 540 человек (эта цифра, взятая из отчета, поданного в Посольский приказ, упомянута в «Погодинском летописце»). Строгановы, по данным из их архива, усилили отряд Ермака тремя сотнями своих людей. Однако специалист по истории Московской Руси, доктор исторических наук Руслан Скрынников отмечает, что солепромышленники, которым и самим не хватало бойцов для обороны от набегов из-за Урала, могли отправить с отрядом первопроходцев не более 50 человек - такую цифру приводит один из осведомленных летописцев.


Ермак распространял в Сибири христианство

В «Синодике Ермаковым казакам», чтением которого с XVII века поминали на церковных службах сибирских первопроходцев, сказано, что атаман с товарищами решились на трудный и опасный поход, в том числе горя желанием обратить в православную веру местных язычников и мусульман и «разорити их богомерская и нечестивая капища». Составить «Синодик…» распорядился в 1621–1622 годах Киприан - первый архиепископ Тобольска, одного из русских форпостов в Сибири. Иерей создавал местным народным героям репутацию мучеников за веру, чтобы укрепить позиции церкви в регионе.

На самом деле казаки добивались от местных жителей подчинения русскому царю, а вопросы религии их мало интересовали. Беря с данников клятву верности московскому государю, люди Ермака требовали от них целовать не крест, а по казацкому обычаю саблю. А Ермак, согласно Кунгурской летописи, даже обращался за предсказаниями к местному шаману.


У Ермака был двойник

Когда русские полки летом 1581 года атаковали принадлежавший польскому королю город Могилев, его комендант в отчете об этом событии упомянул и атамана Ермака Тимофеевича. Поскольку в некоторых летописях начало сибирского похода датируется сентябрем 7090 года от сотворения мира, то есть по современному летоисчислению 1581-го (учитывая, что год начинался 1 сентября), ряд историков предполагали, что в документах упомянуты две исторические персоны с одинаковым именем и отчеством, иначе непонятно, как Ермак мог почти одновременно оказаться в двух местах.

На самом деле , как доказал Руслан Скрынников, экспедиция в Сибирь началась годом позже, в 1582-м, и атаману хватило времени дождаться на царской службе русско-литовского перемирия и потом уйти с западных рубежей на Урал искать новые источники дохода.

Ермак был колдуном, и воевать ему помогали черти

Этнограф XIX века Иоасаф Железнов пересказывал уральское предание о том, что атаман повелевал несколькими «бесами-шишигами»: «Где рати недоставало, там он и выставлял их». При этом Ермак считался «полезным» чародеем, так как употреблял свою власть над нечистыми духами на благие цели.

На самом деле в народном фольклоре воинское искусство талантливых и удачливых исторических личностей часто объяснялось магией. Так, современник Ермака, казацкий атаман Миша Черкашенин, по легенде, был заговорен от пуль и сам умел заговаривать пушки.


Царь пожаловал Ермаку титул князя Сибирского

Эта легенда фигурирует и в народном фольклоре, и в летописях XVII века, откуда она, по-видимому, попала в современные энциклопедии.

На самом деле документы из архива Посольского приказа это не подтверждают. Иван Грозный вряд ли даровал бы титул атаману вольных казаков, ушедших в Сибирь по собственному почину, и тем более не доверил бы ему власть в регионе.


В награду за покорение Сибири Ермак получил две дорогие кольчуги, которые стали причиной его гибели

По преданиям, царь не ограничился пожалованием княжеского титула и послал героическому атаману шубу со своего плеча и драгоценные доспехи, отделанные золотом. Обе кольчуги якобы были на Ермаке во время его последней битвы. Когда предводитель казаков бросился в Иртыш, пытаясь доплыть до лодки, доспехи увлекли его на дно.

На самом деле , как пишет Скрынников, «согласно документам из архива Посольского приказа, царь Иван Грозный в полном соответствии с разрядной практикой пожаловал казаков «многим жалованьем - деньгами и сукном», а Ермака и атаманов наградил золотыми (монетами). Вопреки поздним преданиям, Ермак не получил ни панцирей, ни шубы с царского плеча».


Тело Ермака нашли враги, и оно оказалось чудотворным

В Ремезовской летописи приводится легенда о том, как останки атамана выловил из Иртыша рыбак-татарин, и воины сибирского хана съехались посмотреть на труп поверженного врага, вонзали в него стрелы, «и кровь его течаше, яко из живаго». Потрясенные тем, что тело не разлагается шесть недель, да еще и обладает свойством исцелять больных, «бусурмане» якобы начали почитать Ермака как бога, похоронили с почестями и жертвоприношениями.

На самом деле никто не знает наверняка, что случилось с телом Ермака и есть ли у атамана могила.

Фото: Fine Art Images / Legion-Media (x4), iStock, RKLAW TON (CC-BY)

Допускаю________________

Оценка за урок: _____________

План-конспект

урока литературного чтения

в классе

12.09.2016

дата

Консультация учителя__________________

Тема урока : Легенда о покорении Сибири Ермаком.

УМК «Начальная школа XXI века»

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: создать благоприятные условия для знакомства учеников 4 классас легендой «О покорении Сибири Ермаком»

Задачи:

Образовательные:

    Познакомить учеников с легендой о покорении Сибири Ермаком;

    Формирование представлений персонажей разных произведений, выявление отношений к ним собственной оценки и подтверждение собственных суждений текстом произведений.

Развивающие:

    Развитие мыслительной деятельности учащихся с использованием активных методов обучения;

    Развитие познавательной активности.

Воспитательные:

    Обогащение нравственного опыта обучающихся;

    Формирование навыков работы в группах (понимать и принимать учебную задачу, аргументировать свою точку зрения в устно-речевом общении);

    Формирование интеллекта и общей культуры.

Личностные УУД:

    Ценностно-смысловая ориентация (умение соотносить поступки и события при анализе легенды о покорении Сибири Ермаком)

Познавательные УУД:

    Формирование желания узнавать новое о жанре фольклора

Коммуникативные УУД:

1.Формирование умения слушать мнение собеседника/соседа/товарища.

    Умение вести диалог с учителем;

    Умение слушать мнение собеседника и взаимодействовать с ним;

    Умение эмоционально отвечать на вопросы.

Оборудование: презентация, экран, ноутбук

Ход урока:

I. Организация начала урока:

1. Приветствие:

У: Здравствуйте ребята, меня зовут Алина Николаевна и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. У нас будет познавательный и интересный урок, сегодня на уроке мы познакомимся с новой темой.

2. Проверка готовности:

Давайте проверим все ли у нас готово к уроку и порядок ли на рабочих столах.

3. Мотивация к учебной деятельности:

Новый урок – значит новые знания и новые открытия и, что важно, это интересно.

II. Актуализация знаний

1. Собирала Маргарита маргаритки на горе, Скороговорка

Растеряла Маргарита маргаритки на дворе.

2. Семь братьев: годами равные, Загадка

Именами разные. (Дни недели)

3. Без труда не вытащищь Пословица

И рыбку из пруда.

4. Что ты, Вася-Василек хмуришься, не весел? Дразнилка

Ясны очи опустил, голову повесил!

5. И жили они долго и счастливо, Сказка

И умерли в один день.

6. Спи моя радость усни, Колыбельная песня

В доме погасли огни..

7. Широка река, Потешки

Высоки берега.

III. Открытие новых знаний.

1. Введение в тему:

У: В четвёртом классе вы знакомитесь с новыми жанрами фольклора: былиной, преданием, героической песней. Сегодня мы дополним наши знания еще одним жанром фольклора. И узнаем новую тему урока, но для начала давайте разберем что такое “легенда”

Легенда - (от ср. -лат. legenda «собрание литургических отрывков для ежедневной службы» еще в половине ХIХ века) - одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора. Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии. В переносном смысле относится к овеянным славой, вызывающий восхищение событиям прошлого.

Теперь поговорим о Ермаке.

Ерма́к Тимофе́евич (1532 - 1585, Сибирское ханство) - казачий атаман, исторический завоеватель Сибиридля Русского государства. Один из исторических героев России.

Происхождение Ермака в точности неизвестно, существует несколько версий. «Родом неизвестный, душой знаменитый», он, по одному преданию, был родом с берегов реки Чусовая. Благодаря знаниям местных рек, ходил по Каме, Чусовойи даже переваливал в Азию, по реке Тагил, пока его не забрали служить-казачить (Черепановская летопись). Согласно другой версии, являлся уроженцем Качалинской станицы на Дону.

А что вы можете рассказать мне о Сибири?

У:Происхождение слова «Сибирь» до конца не установлено. «Сибирь» дословно можно перевести с тюркского, как мети, подметай, то есть метет ветер, пурга и т. д.

Начиная с XIII века Сибирью начинают называть не только народность, но и местность, где она проживала. Название впервые упоминается у иранских авторов XIII века, на карте впервые обозначено как «Sebur» в Каталонском атласе в 1375. В русских летописях XV века Сибирской землёй назывался район в низовьях р. Тобол.

Сибирь - обширный географический регион в северо-восточной части Евразии, ограниченный с запада Уральскими горами, с востока водораздельными хребтами у Тихого океана, с севера Северным Ледовитым океаном, с юга границей сопредельных государств России, Казахстана, Монголии, Китая

У: Кто готов сформулировать тему?

Д: Легенда о покорении Сибири Ермаком.

У: Правильно, молодец.

А сейчас поставте перед собой цель, что вы хотите узнать на этом уроке.

2. Изучение темы:

Разминка:

Сели прямо, спины прямые, руки положили на коленке, по-моему жесту набираем воздух, и тянем буквы протяжно (отрывисто)

Теперь со слогом "жа" придумываем предложение "жа-жа-жа, мы везем с собой ужа"

"Жу-жу-жу, молоко дадим ежу"

"Ши-ши-ши, как же все мы хороши"

А сейчас Представьте, что у вашей бабушки юбилей, ей исполняется 50 лет. Перед вами стоит торт, а в нем 50 свечей, и вам надо задуть все эти свечи. Набирает воздух и дуем так чтобы все свечи задулись сразу.

2. Сейчас открываем учебник на странице 26 и начинаем читать по цепочке.

3. В тексте были выделены слова, обратимся к словарю и узнаем что они обозначают.

Царь Иван Иоанн IV - это

Кучум - это

А теперь ответьте мне на вопросы ребята.

1. Кто главный герой? Каким был Ермак?

2. Подумайте, может кто-то из класса похож характером на главного героя, данной легенды?

3. Какой подвиг совершил Ермак?

4. Понравился ли вам сюжет нашей сегодняшней легенды? Почему?

VI. Физминутка:

У: Встаем из-за парт и сделаем физминутку для наших глаз

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

У: Присаживайтесь

VII. Обобщение:

Ребята, а сейчас мы с вами берем в руки простые карандаши, открываем учебник на стр. 26 и делим текст на части и озаглавим каждую часть.

1. Дума царя

2. Совет слуги

3. Поиски Ермака

4. Завоевание Сибири

VIII. Закрепление:

Сейчас мы с вами закрепим материал, поработав в парах, открываем раб.тетрадь на стр. 14(4*), вам 3 минуты на кроссворд

2. Грозный

7. Крестьянин

IX. Рефлексия:

1. Так, ребята, о чем мы сегодня говорили на уроке?

2. Как называется тема нашего урока?

3. А чем был обеспокоен Иван-царь?

Итог:

Мне очень понравился как вы работали сегодня на уроке. Вы были активны и внимательны.

А сейчас поставим оценки за урок(пояснить за что)

А теперь вы поставьте мне оценку за урок.

Домашнее задание:

Открываем дневники, записываем домашнее задание уч.стр.30 в.5, написать рассказ в тетрадки

Используемая литература:

1. Интернет ресурсы : «Яндекс, Википедия»;

2. УМК «Начальная школа XXI века»: учебник, рабочая тетрадь: Л. А. Ефросинина

3. Приложение:

1. План-конспекта урока литературного чтения;



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!