Легенды Рима. Призрак Мессалины

Рядом с Площадью Пополо в Риме на холме Пинчо расположены сады римского полководца Луккула (60 год до.э.). Название холма Пинчо связано с фамилией семьи, которая позднее владела этими угодьями.


Смерть Мессалины, Georges Antoine Rochegrosse


По легенде, в садах Луккула бродит призрак Мессалины, которая была здесь убита по приказу ее мужа римского императора Клавдия (48 год н.э) после разоблачения в заговоре. Имя Мессалины стало олицетворением неописуемого разврата, коварства и порока. По утверждениям, историков рассказы о распутстве Мессалины были придуманы, дабы очернить в глазах потомков. «Историю пишет победитель».

Мессалина после смерти была приговорена к Damnatio memoriae – «проклятье памяти». Это наказание в древности считалось самым страшным со времен Древнего Египта. Уничтожалось любое упоминание о человеке в документах, стирались его изображения и имя. Этому суровому наказанию обычно подвергались казненные заговорщики.


Вид на Рим со склона холма Пинчо


Мерл Оберон в роли Мессалины (1937 год)


Сад Луккула (холм Пично) в наши дни

Мессалина обладала огромным влиянием на политику Древнего Рима. Ей оказывали почести как императрице. Во время триумфального шествия она первая ехала за колесницей императора, полководцы следовали за ней.


Лестница на холм Пинчо


Мария Феликс в роли Мессалины (1951 год)

Но при римском дворе у Мессалины была сильная противница Агриппина, сестра покойного императора Калигулы. Агриппина желала, чтобы после смерти Клавдия титул императора унаследовал ее сын Нерон.

Римская аристократия раскололась на два враждебных лагеря: сторонников Мессалины и сторонников Агриппины. Такие вот римские «игры престолов».

Мессалина желала свергнуть с престола Клавдия, чтобы возвести на трон своего сына Британика. До совершеннолетия Британика титул императора Мессалина планировала передать своему фавориту Гаю Силию.


Мессалина - Сьюзен Хэйворд (1954 год)

Она поспешно заключила брак со своим фаворитом еще при живом муже. Шпионы противников быстро донесли об этом Клавдию. В эпоху вольных нравов к обычной супружеской измене император отнесся бы равнодушно, но политическая измена каралась смертной казнью.

Тацит описывает свадьбу Мессалины как отвратительную оргию, которая шокировала даже развращенную римскую общественность.

Мессалина, узнав о своем провале, вместе матерью Домицией Лепидой удалилась в Сады Луккула, ожидая решения разгневанного супруга. Домеция Лепида передала прошение императору Клавдию помиловать ее дочь.

По свидетельству Тацита, император Клавдий все же согласился выслушать оправдания Мессалины, что вызвало беспокойство его приближенных, которые решили незамедлительно покарать злодейку.


Мессалина - Белинда Ли (1960 год)

«Между тем Мессалина, удалившись в сады Лукулла, не оставляла попыток спасти свою жизнь и сочиняла слезные мольбы, питая некоторую надежду и порою впадая в бешенство, - столь¬ко в ней было надменности даже в грозных для нее обстоятельствах. И не поспеши Нарцисс разделаться с нею, она обратила бы гибель на голову своего обвинителя.

Ибо, воротившись к себе и придя от обильной трапезы в благодушное настроение, Клавдий, разгоряченный вином, велит передать несчастной (как утверждают, он употребил именно это слово), чтобы она явилась на следующий день представить свои оправдания. Услышав это и поняв, что гнев принцепса остывает, что в нем пробуждается прежняя страсть и что в случае промедления следует опасаться наступающей ночи и воспоминаний о брачном ложе. Нарцисс торопливо покидает пиршественный покой и отдает приказание находившимся во дворце центурионам и трибуну не медля умертвить Мессалину: таково повеление императора».

Хитроумный Нарцисс также не позволил детям Мессалины увидится с Клавдием, опасаясь, что они смогут уговорить императора пощадить их мать.

Вскоре ночью к Мессалине явился посланник, которому было велено казнить заговорщицу. Свидетелями казни были мать Мессалины и один из бывших рабов, который оскорблял и проклинал бывшую госпожу. «Твоя жизнь кончена. Всё что осталось - сделать её конец достойным» - сказала Мессалине мать.

Мессалине была предложена милость – самой совершить самоубийство, но былая решительность покинула римлянку. Тогда посланник заколол ее мечом. Убитой Мессалине было около тридцати лет.

Император Клавдий, узнавший о смерти жены за обедом, равнодушно попросил налить ему еще больше вина.


Крёйер Педер Северин так представлял Мессалину

Вот так описывает смерть Мессалины хронист Тацит:
«Лишь тогда впервые осознала она неотвратимость своего конца и схватила кинжал; прикладывая его дрожащей рукой то к горлу, то к груди, она не решалась себя поразить, и трибун пронзает ее ударом меча. Тело ее было отда¬о мате¬ри.

Пировавшему Клавдию сообщили о ее смерти, умолчав о том, была ли она добровольной или насильственной. И он, не спросив об этом, потребовал чашу с вином и ни в чем не отклонился от застольных обычаев.
Да и в последовавшие дни он не выказал ни малейших признаков радости, ненависти, гнева, печали, наконец, какого-либо иного из движений души человеческой, ни при виде ликующих обвинителей, ни глядя на подавленных горем детей.

Забыть Мессалину помог ему и сенат, постановивший убрать ее имя и ее статуи изо всех общественных мест и частных домов».

По настоянию приближенных Клавдий женился на Агриппине, через год после свадьбы он был отравлен ядовитыми грибами, поданными его заботливой супругой.
Молодой Нерон становится императором и быстро устраняет политических противников.
Сын и дочь Мессалины погибли от его рук.


И в этом парке установлен древнеегипетский обелиск

Дочь Мессалины - Клавдия Октавия стала первой женой Нерона, который приказал убить ее. Клавдия пользовалась народной любовью, а Нерон «испытывал к ней неодолимое отвращение» - как утверждает Тацит. «Её связывают и вскрывают ей вены на руках и ногах; но так как стеснённая страхом кровь вытекала из надрезанных мест слишком медленно, смерть ускоряют паром в жарко натопленной бане» - описал Тацит жестокое убийство.


Актриса Шарлотта Вольтер в роли Мессалины

Сын Массалины - Британник был отравлен как один из главных конкурентов на престол.
Нерон не пощадил даже родную мать Агриппину.

По легенде, предсказатель сказал Агриппине, что Нерон умертвит ее, если станет императором. «Пусть умерщвляет, лишь бы царствовал» - ответила гордая римлянка.

В Римской империи две тысячи лет назад нравы были совсем не строгие. Но жизнь, которую вела жена римского императора Клавдия, Валерия Мессалина (ок. 20-48 гг.) смущала даже весьма свободных в сексуальном отношении римлян.

Достоверных изображений Мессалины до нас почти не дошло. Не сохранились они не только за давностью лет. Дело в том, что после смерти Мессалины римский Сенат решил предать ее имя забвению. Во исполнение этого решения были разбиты все ее статуи и затерты все изображения. Впрочем, так же, как в деле Герострата, полного забвения властям обеспечить не удалось.

Проговорились, и весьма смачно проговорились, историки Тацит и Светоний, а также поэт-сатирик Ювенал. В результате до потомков дошли истории о жене императора, которая не могла пропустить ни одного увиденного мужчину. Многие вполне достойные женщины Древнего Рима развлекали себя рабами, пленниками и гладиаторами.

Императорской супруге тоже не возбранялись эти невинные игры. А уж широкий выбор «игрушек» для подобных забав обеспечивало императорское положение Мессалины. Но сексуальная озабоченность этой дамочки не знала границ. По вечерам Мессалина являлась в публичный дом, где отдавалась всякому посетителю, который платил обычную, не слишком большую, цену за сексуальные услуги. Императрица не слезала с ложа всю «рабочую ночь».

Однажды она даже устроила профессиональное состязание с известной римской проституткой: кто обслужит больше мужчин. За ночь у каждой вышло по 25 клиентов. Нетрудно подсчитать, что на ложе «стахановок» мужчины сменяли друг друга каждые 20-30 минут. Соперница поутру выбыла из соревнования. Мессалина же продолжала отдаваться с прежним жаром и обслужила еще 25 человек. Такие «подвиги», пожалуй, трудно списать только на развратное влияние «внешней среды». Хотя и такого влияния хватало. Валерия Мессалина была родственницей императора Калигулы (12-41 гг.).

В тринадцать лет она потеряла девственность, а едва оформилась как женщина, как стала блистать при императорском дворе и принимать участие в закатываемых правителем оргиях. В двадцать лет Калигула выдал ее замуж за своего дядю, Тиберия Клавдия (10 до н. э. – 54 гг.). После убийства Калигулы в 41 году Клавдий был провозглашен императором. Возвышение Клавдия стало неожиданностью для многих, кто вслед за императором Калигулой считал его тихим заикающимся дурачком, занятым историей и литературой. Вполне возможно, что только эта незавидная репутация спасла Клавдия от зверств предшественника.

С другой стороны, его юная жена и делом, и телом способствовала продвижению Клавдия к императорскому трону. Разница в возрасте между супругами составляла 25 лет, не меньше. Императору Клавдию шел 51 год. По тогдашним меркам он считался уже человеком весьма почтенным, если не сказать старым. Супруга выполнила перед ним свой долг, родив ему в 40 году дочь Клавдию Октавию, а через год сына Британика. Темперамент у императора был не пламенный и прелести юной супруги его не возбуждали. Поэтому Клавдий достаточно спокойно относился к ее сексуальным приключениям, делая вид, что ему об этой части жизни супруги ничего не известно.

Так или иначе, жена Цезаря должна быть вне подозрений... Вполне возможно, что Клавдий сторонился жены не только из-за своего возраста и не только из вполне понятной брезгливости. Живя рядом с этой женщиной, он лучше других чувствовал в ее поведении нечто нездоровое. О психических болезнях древние римляне представления почти не имели, хотя название полового расстройства Валерии Мессалины, «нимфомания», они бы без труда перевели с греческого. «Нимфе» – «невеста», «мания» – «безумие».

При нимфомании многочисленные оргазмы не утомляют женщину и не дают ей удовлетворения. Сексуальная жажда не утихает, и количество партнеров определяется, грубо говоря, устойчивостью влагалища к истиранию. Нечего и говорить, что такое психическое состояние не менее мучительно для женщины, чем физические расстройства или болезни.

Для противоположного пола общение с нимфоманкой тоже мучительно, хотя многие из мужчин об этом не догадываются. Одно из тайных мужских желаний – отыскать женщину, которая всегда была бы готова к сексуальному контакту. Беда в том, что нимфоманку мужчина интересует исключительно как носитель пениса. В ее планы входит получение удовольствия от партнера (хотя бы и кратковременного), а не доставление тому удовольствия. В эмоциональном смысле общение с нимфоманкой для мужчины хуже, чем общение с проституткой.

Проститутка хоть вид сделает, что мужчина ее удовлетворил. От нимфоманки этого не дождешься. Нимфомания – болезнь, возникающая чаще всего на фоне гормональных расстройств либо психических сбоев. И как у всякого больного человека, в поведении женщины-нимфоманки есть определенные странности. Мужчины, ищущие легких приключений, должны помнить об этих симптомах и бежать их, как огня.

Например, дорогие мужчины, если женщина смотрит на вас взглядом, полным желания, причем едва ли не с первого мига знакомства, не приписывайте себе сверхъестественных способностей очаровывать противоположный пол. Не пускайте слюнки, если едва знакомая дама начинает вдруг вам рассказывать о том, какой шлейф половых приключений за ней тянется.

Уложить в постель такую подругу, вероятно, будет легко. А вот вырваться из ее объятий – проблематично. Громкий, экзальтированный голос и зацикленность на сексуальных проблемах – тоже плохой признак. Одним словом, счастья нимфоманке вы не доставите. И счастья от нее тоже не получите. Поверьте опыту и чутью императора Клавдия. Клавдий терпел Мессалину довольно долго.

До тех пор, пока в 48 году она не решила сделать императором своего любовника, Гая Силия. Один из слуг Клавдия, секретарь-вольноотпущенник Тиберий Клавдий Нарцисс, донес об этом императору. Более того, зная Клавдия как человека мягкого и податливого, Нарцисс сам от его имени арестовал Мессалину и Силия. Мессалину поместили под домашний арест и вскоре убили: императорский легат предложил ей покончить жизнь самоубийством.

Когда Мессалина отказалась, он заколол ее кинжалом. Императору Клавдию доложили о смерти Мессалины за ужином. Единственной реакцией его на это известие была просьба: «Долейте мне вина»...

По мере роста могущества и богатства Рима одежда римлянок становилась богаче и утонченнее; расширилась цветовая гамма: коричнево-золотистая,золотисто-желтая, лилово-зеленая, светло-лиловая с желтым, голубовато-серая, розовато-сиреневая и.т.д.

Обилие рабов привело к тому, что почти все домашние заботы римских женщин легли на рабские плечи. У римлянок появилось много свободного времени и все больше и больше они могли заниматься собой: своим телом, лицом, прической, нарядами - в общем, красотой. И они покоряли округлостью плеч, широкими бедрами, выпуклой тугой грудью, золотистыми волосами.

Изобретенные Востоком благовония и притирания наводнили Рим и... будоражили римских мужчин призывно-томными ароматами.

Рим вступает в «эпоху кокетства, флирта и... необузданного разврата». Процветали законодательницы мод - свободные куртизанки высокого ранга, всеми доступными и недоступными средствами стремившиеся устроить свою жизнь.

Самый «счастливый билет» «вытянула» Валерия Мессалина (25-48 гг. н. э.) - третья жена императора Клавдия. Эта похотливая красавица с золотисто-пепельными волосами и огромными глазами цвета морской волны, обрамленными очень длинными и густыми ресницами, с высокой упругой грудью и стройными, словно литыми, бедрами стала апофеозом разнузданного разврата в истории Рима. Но рассказ наш не об этом, а том, что Мессалина - одна из тех красавиц античности, что довели уход за своим телом до уровня высокого искусства.

Римлянки злоупотребляли духами, которые изготовлялись из ароматических веществ, привозимых из Египта, Аравии и Индии. Для этой цели часто употреблялись и росшие в Италии лилии, ирисы, нарциссы, пестумские розы, пахучий тростник. Духи добавляли в лорогие вина, подливали в светильники, ими обрызгивали арену цирка и сцену в театре.

Отметим, что духи тогда были не такими, к каким привыкли мы. Это были густые мази. В парфюмерных лавочках продавали все необходимое для ухода за лицом, косметические средства отдельно для женщин и мужчин.

Мессалина имела специальные несессеры, или как их тогда называли, «женский мир», т. е. необходимые наборы женских принадлежностей: серебряные четырехугольные зеркала, покрытые узорами на обратной стороне; гребни из слоновой кости; щипцы для завивки волос; золотые и серебряные шпильки и булавки в различных изящных коробочках; ножницы ; баночки с румянами, помадами, белилами; алебастровые сосудики и флакончики из оникса с духами и притираниями и многое другое.

Во времена Империи модницы стали тратить на косметику огромные деньги. Жены императоров, в частности Валерия Мессалина, и вовсе не знали здесь ограничений. Особо ценились египетские мази и порошки, которым приписывали различные магические свойства.

Для всего имелись свои притирания: тело и лицо обрабатывались пальмовым маслом, руки - мятным маслом, волосы - мазями из майорана (эфирно-масличного растения). Раз в неделю римлянки делали маски для лица из бобовой муки, замешанной на ослином молоке. Особой популярностью пользовались ночные маски для лица из миндального масла и парного молока молодой коровы.

Молодость кожи сохраняли с помощью аппликаций из трав, воска, камеди и разнообразных жирных притираний. В ходу было средство от морщин из душистого льняного масла и животных жиров. Самым действенным средством считался массаж кусочком льда.

Жены римских патрициев ежедневно принимали молочные ванны, при переездах за ними перегоняли стада ослиц, в молоке которых они купались. Не меньшей популярностью пользовались ванны из фруктовых соков и лепестков алых роз. Особо состоятельные дамы выходили в свет лишь после часовой розовой ванны. Куртизанки и патрицианки делали эпиляцию, ежедневно всевозможные притирания различными косметическими средствами интимных частей тела.

При нанесении грима они пользовались сажей, сурьмой, белилами и киноварью. Модной считалась сильная бледность, поэтому дамы натирали лицо, спину, грудь и руки меловым порошком, смешанным со свинцовыми белилами, для придания коже белизны. Так модницы зарабатывали себе хроническое отравление свинцом. Пудрились глиной с острова Хиос или порошком из экскрементов крокодила. Особым шиком считалась диасразмата - прообраз современной компактной пудры: прессованная высушенная смесь из бобовой и пшеничной муки. Румянец делали с помощью винных дрожжей и охры, глаза подводили сурьмой, карандашами или просто сажей от сжигания особой эссенции. Губы подкрашивали отстоем красного вина или растительной краской. В употреблении косметики римские дамы не знали меры и не заботились об естественности. Римские женщины времен Империи обязательно утром и вечером чистили зубы толченым жемчугом и кораллом либо порошком из мелко тертого рога или пемзы. В случае необходимости вставляли искусственные зубы. В ходу были и искусственные накладные брови, всяческие утяжки и толщинки для усовершенствования фигуры. Однако все это было доступно лишь знатным женщинам, бедные и рабыни наводили красоту при помощи масок из ячменного теста с яйцом.

Валерия Мессалина, стремящаяся выглядеть элегантной и богато одетой дамой, огромное значение придавала чувственному восприятию форм своего тела, используя для этого некоторые интимные принадлежности женского туалета.

Так, чтобы максимально долго сохранять стройность, она, подобно другим римлянкам, туго бинтовала специальной длинной полосой ткани особой выделки («зона») талию и бедра. Получалось нечто вроде современного женского нижнего белья. Мессалина весьма ревниво следила за формой своей груди, приподнимая ее снизу неким подобием современного бюстгальтера - надетой на голое тело повязкой из эластичной мягкой кожи (мамилларе - сородич греческого аподесмия). Так возникла мода на высокую вздымающуюся грудь. Пояс (строфиум ) она носила высоко, под грудью.

Как известно, Рим во времена Империи сделался средоточием моды подобно теперешнему Парижу и римские куртизанки с патрицианками уделяли огромное значение прическе. Валерия Мессалина обожала менять свой облик с помощью причесок. Ей нравились и кудряшки вокруг лба, и так называемый «греческий узел» с прямым пробором, и круглая завивка с начесыванием волос. Можно было встретить ее с высокой прической из локонов, укрепленных на веерообразном металлическом каркасе, отчасти напоминавшем русский кокошник. На него крепились аккуратными рядами локоны. Остальные волосы, заплетенные в косу, укладывались на затылке в виде «корзиночки». Если своих волос не хватало, добавляли чужие.

Кстати, римлянки от природы обычно имели темные волосы и по римским законам не должны были изменять их цвет, но они считали, что черный цвет волос их грубит, и подобно своим землячкам - итальянкам времен Ренессанса (венецианским и неаполитанским дамам) - предпочитали светлые, золотистые волосы, красиво сочетавшиеся с карими глазами. С этой целью римлянки обычно применяли различные осветлители. Окрашивание волос требовало особых щелочных составов и особых знаний. Поэтому специально обученные рабыни выполняли эту работу в несколько этапов, одна из них мыла и просушивала волосы, навивала на щипцы. Другая смазывала волосы помадой, а третья укладывала их. Чаще всего для обесцвечивания волосы натирались дрожжами или жидким мылом из козьего молока (либо жира) с золой бука, а затем сушились на солнце. Случалось модница перебарщивала в употреблении сильно обесцвечивающего щелочного состава и даже лысела. Тогда на помощь ей приходил парик.

Особенно модны были парики из белокурых, почти белых (бесцветных) волос, наиболее экстравагантные аристократки осмеливались носить цветные парики. Парики рыжего цвета носили в основном танцовщицы, куртизанки и... императрицы.

Кстати, уже тогда считалось, что рыжие «не как все». Рыжеволосые женщины выглядят намного сексуальнее, нежели обладательницы волос другого цвета. Даже при отсутствии макияжа и в обыкновенном одеянии они притягивают к себе взоры каждого мужчины вне зависимости от возраста и социального положения. Именно среди рыжих во все эпохи было наибольшее количество...стерв! Примечательно, но жрицами в Риме могли стать лишь римлянки с рыжими волосами и зелеными глазами, что в природе, как известно, встречается весьма редко...

Валерия Мессалина отличалась особым, доходящим до крайности пристрастием к украшениям. Она отдавала предпочтение серьгам в виде маленьких полушарий (их Мессалина надевала по несколько штук одновременно) и в форме больших капель из очень дорогих индийских жемчужин. Но более всего обожала она появляться при дворе вся сплошь усыпанная жемчугом, под которым не было никакой одежды.

Когда наступил упадок, а затем и падение «Вечного города», исчезла и былая роскошь, в том числе и в одежде. Наступила эпоха деградации, естественной и неизбежной. Античность ушла в прошлое.

Плохо закончила свои дни и Валерия Meccaлина - первая модница и первая... куртизанка Римской империи. По приказу ее супруга-рогоносца она была заколота его гвардейцами-преторианцами в знаменитом Лукулловом саду, первый хозяин которого навсегда вошел в историю своим непревзойденным стремлением получить от жизни максимум удовольствий. До сих пор, когда люди хотят выразить свое восхищение увиденным мероприятием, они говорят: «О, это был Лукуллов пир!» Для Мессалины вся жизнь была Лукулловым пиром, на котором она поражала всех не только ненасытностью и плотскими удовольствиями, но чувственными нарядами, которым был столь присущ один из главных принципов современной моды: умелое сочетание открытых и закрытых частей тела..

Ее имя стало нарицательным для распутных женщин. Она не знала недостатка в любовниках, а супруг император смотрел на мир ее глазами, будучи свято уверенным в ее непогрешимости.

Валерия Мессалина родилась в 25 году н.э. в семье богатых римских патрициев. Ее отцом был консул Мессала Барабата, а матерью – аристократка Домиция Лепида. Судьба щедро одарила девочку внешними данными, знатностью рода и немалым приданым. Однако замуж ей пришлось выйти не по собственной воле. Когда Мессалине исполнилось 13, император Калигула пожелал выдать красавицу за собственного дядю – пятидесятилетнего Клавдия. Девочка вынуждена была подчиниться воли правителя.

Клавдию молоденькая жена оказалась по душе. Мессалина создавала для мужа иллюзию крепкой и надежной семьи, услаждала взгляд прекрасной внешностью и ублажала в сексе. А когда родила двоих детей – Олимпика и Клавдию Октавию, заслужила от супруга полное преклонение и обожание. Свой же безудержный сексуальный аппетит, который Мессалина не могла утолить с пожилым Клавдием, она удовлетворяла на стороне. Мужчин неизменно покоряли напор и красота соблазнительницы, поэтому недостатка в любовниках у Мессалины не было.

Когда на трон погибшего Калигулы был возведен Клавдий, жизнь Мессалины сильно переменилась. Безграничная власть вскружила голову молодой женщине. Теперь любой мужчина, которого бы ни пожелала императрица, должен был покорно стать игрушкой для удовлетворения похоти Мессалины. Отказ она воспринимала очень болезненно и жестоко мстила за раненное самолюбие. Впрочем, и те «счастливцы», кто добровольно шел в постель императрицы, не могли быть полностью уверенны, что на утро их не ожидает страшная участь по прихоти повелительницы.

Вскоре, однако, такие забавы наскучили Мессалине. Императрице хотелось разнообразия. Сначала она попробовала себя в оргиях, во время которых за одну ночь отдавалась множеству мужчин и женщин. А позже и вовсе стала «подрабатывать» . Сейчас трудно с уверенностью сказать, что Мессалина искала на грязных подстилках лупанария: неизведанных доселе ощущений нищеты; подтверждения своей женской соблазнительности среди тех, кто не знал о ее высоком статусе или утоления негасимого огня плотских желаний. В историю Мессалина, «благодаря» поэтам и сатирикам тех времен, вошла как образец пошлости, порока и распутства. Правда от соплеменников она отличалась лишь тем, что не скрывала своих желаний и деяний. Даже Клавдий считавшийся поборником нравственности нередко после трапезы предавался изощренному разврату, где ни возраст, ни пол, ни кровное родство не имели значения.

Как бы то ни было, единственным кто считал Мессалину идеалом чистоты и преданности оставался император. Молодая женщина постоянно внушала мужу, что безумно любит его и доказывала это в постели. В сексе Мессалине равных не было. Поэтому многочисленные соперницы вожделевшие занять место императрицы оставались в стороне. Сама же Мессалина внимательно следила за теми женщинами, что были приближены к императорской персоне и своевременно «удаляла» подозрительных. Так, например, племянницу Клавдия Юлию Ливиллу сослали по ложному обвинению, в то время как настоящей причиной неожиданной опалы стала тревога Мессалины по поводу проявления супруга к родственнице слишком большой привязанности. Делиться же влиянием на мужа, а уж тем более местом на троне императрица не собиралась.


Но в 48 году Мессалина сама совершила недопустимый промах. Влюбившись в Гая Силия, она вздумала возвести его на престол. Мессалина начала с того, что рассказала императору о своем страшном сне, который якобы вещал — муж ее вскоре должен погибнуть. Хитрая супруга предложила встревоженному Клавдию обмануть судьбу. Дескать, она готова пожертвовать собой и своими горячими чувствами к нему, снова выйдя замуж. Не по-настоящему, разумеется. Плохие предзнаменования сбудутся в отношении ее фиктивного супруга, а ненаглядный муж останется цел и невредим. Клавдий подписал документ на бракосочетание Мессалины и Гая Силия. При первой же возможности императрица воспользовалась отсутствием мужа и устроила пышную свадьбу в честь вполне легального вступления в брак со своим возлюбленным. Это означало лишь одно — Клавдию недолго осталось жить. Но вольноотпущенники императора поспешили доложить своему повелителю о происходящих в Риме событиях и готовящемся на него покушении. Расправа последовала незамедлительно – Гай Силий и многие свидетели незаконного бракосочетания были приговорены к смерти. Казнь Мессалины Клавдий отложил, разомлев от сытного ужина. Смелость на себя взяли вольноотпущенники, отдав приказ на умерщвление императрицы.

Мессалине было в ту пору около 23 лет. Клавдий же весть о казни супруги воспринял довольно равнодушно, как ни в чем не бывало, продолжая трапезничать.

Наталья Владимирова специально для
сайта

История мира знает не только хороших персонажей, но и антигероев, злодеев или же тех, чьи имена стали нарицательными. Многие века чересчур любвеобильных женщин сравнивали с Мессалиной, которая была супругой римского императора Клавдия. В наше время таких женщин называют куртизанками или же существует даже научный медицинский термин - нимфоманки. Жизнь ее окутана легендами и возможно многое стало преувеличенным и приобрело гипертрофированный вид. К сожалению, достоверно о жизни Мессалины мы сегодня уже узнать не можем, но тем не менее ее образ вошел не только в истории о любви, но и в историю живописи.

Ханс Макарт Шарлотта Вольтер в образе Мессалины, 1875

(Исторический музей, Вена)

Мессалина родилась в 25 году нашей эры (по другим источникам в 20 или 26 годах) в семье консула Марка Валерия Мессалы и девочку нарекли по имени отца Валерией (Валерия Мессалина), так было принято у знатных патрициев того времени. Если в семье рождалось несколько девочек, то их просто нумеровали - Первая, Вторая и т.д. Мессалина же была единственной дочерью и номера не имела.

В возрасте 14 лет ее выдали замуж за дядю императора 50-летнего Клавдия. Тогда еще правил Калигула, который устроил из дворца бордель и давал пышные пиры, заканчивающиеся оргиями. Все это наблюдала молодая девушка и, как говорят сейчас, "наматывала себе на ус". Мессалина не была в большом восторге от своего супруга: Клавдий был немолод, хром, заикался, а также считался в своей семье дурачком. "Да он глупее моего Клавдия! " - говорила его мать про какого-нибудь не очень умного. При дворе Калигулы Клавдий фактически был шутом. Хотя... Хотя среди историков есть мнение, что Клавдий был весьма ученым человеком и неплохим, разумным политиком. Но многолетние насмешки при дворе и постоянный страх за свою жизнь парализовали волю этого человека и он в самый решительный момент самоустранялся.

Камея Мессалина с детьми (Фото из Википедии)

Клавдий был чрезвычайно любвеобилен. Мессалина родила ему сына и дочь - Октавию и Британика. Но она не заботилась о них, - так же, впрочем, как не заботились и об ее воспитании. Спустя некоторое время путем интриг и заговоров Клавдий пришел к власти и в 41 году нашей эры стал императором и начал свое правление, а вместе с ним и Мессалина.

Мессалина вела себя как капризный ребенок, сметая с дороги тех, кто ей мешал. Именно в это время проявилась еще одна неприглядная черта императрицы - крайняя распущенность. Многие женщины Древнего Рима развлекали себя рабами, пленниками и гладиаторами. Императорской супруге тоже не возбранялись эти игры. По вечерам Мессалина являлась в публичный дом, где отдавалась всякому посетителю, который платил обычную, не слишком большую, цену за сексуальные услуги. Императрица не слезала с ложа всю ночь.

Сведомский П. А. Мессалина 1900

"Мессалина вела жизнь распутную и разнузданную и побуждала к беспутству также других женщин, заставляя многих из них отдаваться своим любовникам в самом императорском дворце, причем на глазах собственных мужей , - сообщал историк Дион Кассий. - Тех, кто для подобных забав одалживал своих жен, она особо отмечала и ценила, награждая их почестями и должностями. Тех, кто упорствовал и не хотел подчиниться такому сраму, она всячески преследовала ".

Гюстав Моро Мессалина 1874

Она процарствовала семь лет и... влюбилась. Влюбилась в красавца патриция Гая Силия. Осыпав его подарками и наградами, украсила его дом дорогой мебелью из императорского дворца. А потом просто развела его с его женой и заняла ее место на супружеском ложе. Некоторые историки считают, что законный супруг спокойно подписал ее брачный договор с любовником. Мессалину, мол, совершенно не волновало, что она выходит замуж при живом муже. Едва Клавдий отправился на отдых в деревню, она устроила пышную свадьбу с Силием.

Гравюра Маркантонио Раймонди, 16 век

Клавдию донесли и донесли все в деталях и подробностях. Утром следующего дня после свадьбы Клавдий отправил в тюрьму всех гостей Мессалины и самого Гая Силия, но сама императрица избежала такой участи, т.к. стражники не посмели ее арестовать. Попытки вымолить прощения у Клавдия закончились ничем и казни следовали одна за другой. Были казнены многие любовники Мессалины, а затем и Гай Силий. Участь Мессалины решилась довольно скоро - один из приспешников императора послал к Мессалине двух людей, которые объявили ей, что император послал их убить ее и закололи ее мечами. Так Мессалина заплатила за свой любвеобильный нрав. Клавдий же был спустя некоторое время отравлен матерью Нерона, а тот в свою очередь отправил в мир иной и свою жену Октавию, дочь Мессалины и чуть позже отравил и сына Мессалины Британика. Зло рождает зло.

Анри де Тулуз-Лотрек Мессалина 1900

Анри де Тулуз-Лотрек Мессалина 1900-1901

Имя Мессалины было почти забыто, до наших дней дошло лишь несколько ее портретов и то на монетах. После смерти Мессалины римский Сенат решил предать ее имя забвению. Во исполнение этого решения были разбиты все ее статуи и затерты все изображения. Античные авторы сделали имя Мессалины символом нимфомании и всевозможных излишеств. Ювенал в своих сатирах называет Мессалину "августейшей блудницей" и "царственной проституткой". Вот эти строки: "Как только засыпает ее муж, она меняет свое императорское ложе на убогую постель. Императорская проститука надевает плащ с капюшоном и покидает покои всего с одной служанкой. Пряча свои черные волосы под белым париком, она входит в духоту убого борделя. Ей отведена отдельная комната, на которой значится ее псевдоним, Лициска. Она прячет грудь в ажурную сетку из золота, оставаясь почти обнаженной и в таком виде предлагает себя посетителям заведения. Она показывает всем свой обнаженный живот, из которого вышел благородный Британник. Она ласкает тех, кто приходит к ней и не забывает назвать цену за услуги. А когда содержатель притона закрывает его, она уходит последней, так и не утолив своей страсти. Она уходит, утомленная мужчинами, но не удовлетворенная ."

Как она выглядела на самом деле никто не знает, поэтому обычно ее наделяют благородной полнотой и чертами зрелой искушенной в любви женщины. Те художественные изображения Мессалины, что мы видим на картинах художников, это всего лишь плод их фантазии и мастерство их рук, тем более, что тема очень интересная и наверняка может привлечь к холстам зрителей.

Афиша-презентация оперы "Мессалина" в казино Монте-Карло, 1896



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!