Лев Кассиль в Покровске (памятные места). Кассиль лев абрамович

«История Курской битвы» - Стелла мемориального комплекса. Оборонительный этап (5-12 июля 1943). Периодизация битвы. Курская битва (5 июля – 23 августа 1943г.). Пленные немцы. Э. Манштейн. Наступление немцев должно было начаться 5 июля в 3 часа утра. Медаль «65 лет Курской битве». Операция «Цитадель». Перелом в битве. Значение битвы.

«Уроки Великой Отечественной» - Сталинград сегодня. Г.К. Жуков. Накануне решающих битв. К.К. Рокоссовский. Киев сегодня. Презентация. В.И. Чуйков. Михайловский Златоверхий монастырь. И.С. Конев. Ил-2. Контрнаступление Красной Армии под Сталинградом. «Катюша». Курск сегодня. Як-10. Герб Курска. Тема урока: «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны».

«Битва на Курской дуге» - Немецкое руководство намеревалось «срезать» Курскую дугу и взять реванш за Сталинград. План урока. Битва на Курской Дуге. В одном из боев А. Покрышкин сбил 9 вра-жеских самолетов. Битва на Курской дуге. История России. Стороны выработали принципы создания Организации Объединенных Наций. Докажите, что коренной перелом в ходе войны состоялся в 1943 г.?

«Сталинградская и курская битвы» - Советские армии, понеся большие потери, отступили. Предшествующие события. Летом 1943 на кубанском участке наступило затишье. Сражение в городе. Лишь 21 января 44-я армия, при поддержке партизан, освободила Ставрополь. Перешедшие в наступление танки сразу столкнулись с серьёзным сопротивлением. В ночь на 11 сентября был высажен второй эшелон десанта.

«Битва за Берлин» - Берлинский гарнизон сложил оружие. Раненые не покидали строя. Берлин останется немецким...". Все стремились вперёд. Так родилась идея ночной атаки с применением прожекторов. Борьба за Берлин шла не на жизнь, а на смерть. Лишь к исходу 17 апреля войска фронта преодолели вторую полосу. 29 апреля начались бои за рейхстаг.

«Итоги Великой Отечественной войны» - Советская делегация. Рокоссовский К.К. Брестская крепость. Причины, цена и значение великой Победы. Потери Красной Армии. Маньчжурская операция. Итоги войны. И.С. Конев. Парад Победы. Волгоград. Конференция глав государств. Москва. Международный трибунал в Нюрнберге. Новороссийск. Акт о безоговорочной капитуляции Японии.


Книга приведена с некоторыми сокращениями

1. Проверка домашнего задания: прослушивание стихов Е. Трутневой.
- Почему же советские люди смогли победить врага? Прочтите, как называется раздел учебника о Советской Армии. Почему мы называем Советскую Армию родной? (Это армия нашей Родины, охраняет родной народ, в ней служили или служат наши родственники.) На этом уроке мы вспомним о нелегком пути советских солдат на дорогах Великой Отечественной войны.
Советские воины ненавидели фашистов, но рядом с ненавистью не угасали в их сердце доброта и желание сохранить людям жизнь. Где бы ни проходили наши воины, в освобождении каких бы городов ни участвовали, у себя в стране или на земле Болгарии, Польши, Венгрии, Германии, они всюду несли жизнь и спасение. Сегодня мы прочитаем рассказ Л. Кассиля о советском солдате.
2. Чтение рассказа подготовленными учащимися.
- Понравился ли вам рассказ? Что понравилось?
3. Чтение рассказа вслух по частям:
1-я часть: о чем рассказывается в этой части? Как долго шла война? Обратите внимание на слова, рассказывающие о действиях Советской Армии. ХОстановила, погнала, двинулась, стала освобождать, войска ударили, стали брать.) Где проходил последний бой с фашистами? На чьей земле? Только ли свою страну освободила Советская Армия? Когда мог проходить последний бой с фашистами? О чем рассказывается в этой части? (Ответы записываются на доске.)
2-я часть: прочтите описание боя. Как ведет себя советский солдат? (Прочитайте.) Чью девочку он спасает? Почему он делает это? (Чтение авторских слов о девочке: маленькая, одна-одине-шенька, горюха, неладная - и слов о солдате: солдат наш, добрая душа.) Знаете ли вы, как называют людей, у которых добрая душа, большая душа, великая душа? (Великодушные.) Прочтите эту часть еще раз. Дайте ей название.
3-я часть (чтение этой части сопровождается рассматриванием изображения памятника воину-освободителю скульптора Е. В. Вучетича): где воздвигнут памятник воину-освободителю? Как об этом сказано в рассказе? Прочтите. Почему он стоит высоко над холмами? Как вы думаете, почему советский солдат изображен на памятнике с тяжелым мечом и спасенной девочкой?
- Конечно, наши воины сражались с фашистами не мечами, а более совершенным оружием, но меч издавна был символом военной силы. «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет». Воин разрубает мечом фашистскую свастику. Маленькая девочка на руках воина - символ того, что советский солдат хочет сохранить жизнь всем детям Земли. 3-я часть рассказа содержит описание памятника. Как ее можно озаглавить?
В результате анализа текста на доске записывается план пересказа:
1. Последний бой с фашистами.
2. Спасение немецкой девочки.
3. Памятник воину-освободителю.
4. Перечитывание рассказа и подготовка к пересказу.
- Как называется рассказ Л. Кассиля? От какого слова образовано слово памятник? (На доске запись; помнить, память, памятник.) В память кого поставлена скульптура Е. Вучетича воину-освободителю? Почему советский воин назван освободителем? (Прочитайте 3-й и последний абзацы рассказа.)
5. Задание на дом: пересказ текста Л. Кассиля.
6. Обобщающая беседа.
- Когда началась Великая Отечественная война? Когда закончилась? Почему она называется Великой Отечественной? Чем закончилась война 1941-1945 годов? Когда отмечают День Победы в нашей стране? Кого благодарит советский народ за Праздник Победы? Обратитесь к тексту А. Митяева и стихотворению Е. Трутневой. Расскажите, что вы знаете о советских солдатах - участниках Великой Отечественной войны.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

К чему снятся кошки

Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Памятник Советскому солдату-освободителю в Берлине

Трептов парк г. Берлин Германия

Лев Кассиль

Памятник советскому солдату.

Долго шла война.

Начали наши войска наступать по вражеской земле. Фашистам уже дальше и бежать некуда. Засели они в главном немецком городе Берлине.

Ударили наши войска на Берлин. Начался последний бой войны. Как ни отбивались фашисты - не устояли. Стали брать солдаты Советской Армии в Берлине улицу за улицей, дом за домом. А фашисты всё не сдаются.

И вдруг увидел один солдат наш, добрая душа, во время боя на улице маленькую немецкую девочку. Видно, отстала от своих. А те с перепугу о ней забыли... Осталась бедняга одна-одинёшенька посреди улицы. А деваться ей некуда. Кругом бой идёт. Изо всех окон огонь полыхает, бомбы рвутся, дома рушатся, со всех сторон пули свистят. Вот-вот камнем задавит, осколком пришибёт... Видит наш солдат - пропадает девчонка... «Ах ты, горюха, куда же тебя это занесло, неладную!..»

Бросился солдат через улицу под самые пули, подхватил на руки немецкую девочку, прикрыл её своим плечом от огня и вынес из боя.

А скоро и бойцы наши уже подняли красный флаг над самым главным домом немецкой столицы.

Сдались фашисты. И война кончилась. Мы победили. Начался мир.

И построили теперь в городе Берлине огромный памятник. Высоко над домами, на зелёном холме стоит богатырь из камня - солдат Советской Армии. В одной руке у него тяжёлый меч, которым он сразил врагов-фашистов, а в другой - маленькая девочка. Прижалась она к широкому плечу советского солдата. Спас её солдат от гибели, уберёг от фашистов всех на свете детей и грозно смотрит сегодня с высоты, не собираются ли злые враги снова затеять войну и нарушить мир.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 5"

г. Донской

Урок памяти

Ко Дню Неизвестного Солдата

по рассказу Льва Кассиля

"Памятник советскому солдату".

Учитель: Романова Надежда Сергеевна

Г. Донской.

2014

Цель:

1. Познакомить с историческими событиями 1941-1945 годов, с памятным местом боевой славы.

2. Развивать способность чувствовать, сопереживать; формировать умение слушать окружающих.

3. Воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование.

Текст рассказа Л. Кассиля «Памятник советскому солдату» у каждого учащегося.

Электронная презентация.

Конверты с пословицами для групповой работы.

Ход урока.

Учитель: - Сегодняшний урок мы посветим знаменательной дате 70-летию Победы над фашистской Германией.

Слайд 1.

70 лет назад отгремела самая страшная и разрушительная война в истории человечества - Великая Отечественная. Но мы помним о ней. Сколько бы лет ни исполнилось Великой Победе - десять, двадцать, шестьдесят, сто, - каждый раз мы будем заново осмысливать события героического прошлого, снова будем переживать огромный душевный подъем, вызванный бессмертным подвигом наших солдат, партизан, тружеников тыла, одержавших историческую победу в жестокой битве с фашизмом.

Слайд 2.

Сегодня мы поговорим о подвигах неизвесных солдат.

Ребята, как вы понимаете выражение "неизвестный солдат"? (Ответы учащихся.)

Подготовленный ученик читает стихотворение.

В одном неизвестном городе,
На улице, что без названия,
Жил безымянный герой
Без титулов и без звания.

Вернулся с войны домой
Забытый, бесправный, хромой.
Оставив частицу себя
На поле для воронья.

Слайд 3.

Имя твое неизвестно.

Подвиг твой бессмертен.

Какие дни памяти вам известны?

Слайд 4.

Какие подвиги солдат вам известны?

На уроке вы узнаете еще об одном подвиге советских солдат, о котором рассказал писатель Лев Кассиль. Рассказ называется "Памятник советскому солдату"

Посмотрите на слайд.

Известен ли вам данный памятник? Рассмотрим его подробно. Что вы видите? Какой подвиг мог совершить этот солдат? Сделайте предположения, о чем будет рассказ?

Слайд 5.

Учитель читает рассказ.

Долго шла война. Остановила Советская Армия полчища фашистов и погнала их прочь с нашей земли. За каждую канавку, за каждый кустик, за кочку всякую цеплялись фашисты, чтобы удержаться. Но не устояли перед нашей армией. Побежали туда, куда ноги несут, куда глаза глядят... Только теперь глаза-то их завидущие уже не на восход смотрели, не на страну нашу, а назад - туда, куда солнце закатывается. Двинулась Советская Армия по вражеской земле, стала освобождать соседние страны, захваченные фашистами. Вот уже фашистам и бежать дальше некуда. Засели они в главном немецком городе - Берлине. Ударили наши войска на Берлин. Стали брать в Берлине улицу за улицей, дом за домом. А фашисты всё не сдаются. Как-то раз во время боя за Берлин увидел один наш солдат маленькую немецкую девочку. Видно, отстала от своих. Осталась бедняга одна-одинёшенька посреди улицы. А деваться ей некуда. Кругом бой идёт. Из всех окон огонь полыхает, бомбы рвутся, дома рушатся, со всех сторон пули свистят. Вот-вот камнем задавит, осколком пришибёт... Видит наш солдат - пропадает девчонка: «Ах ты, горюха, куда же тебя это занесло, неладную!» Бросился солдат через улицу под самые пули, подхватил на руки немецкую девочку, прикрыл её своим плечом от огня и вынес из боя. Скоро сдались фашисты. И война кончилась. Мы победили. Начался мир. И построили в городе Берлине огромный памятник. Высоко над домами, на зелёном холме стоит богатырь из камня - солдат Советской Армии. В одной руке у него тяжёлый меч, которым он сразил врагов - фашистов, а в другой - маленькая девочка. Прижалась она к широкому плечу советского солдата. Спас её солдат от гибели, уберёг от фашистов всех на свете детей и грозно смотрит сегодня с высоты, не собираются ли злые враги снова затеять войну и нарушить мир.

Слайд 6.

Слайд 7.

Слайд 8.

После прочтения задаются вопросы:

Оправдались ли ваши предположения?

Понравился вам рассказ? Чем? (ответы детей)

В каком немецком городе «начался последний бой войны? »

Кто главные герои в рассказе? (солдат и девочка). Какие они?

Как автор описывает последний бой? Потдвердите свой ответ строками из рассказа. (Изо всех окон огонь полыхает, бомбы рвутся, дома рушатся, со всех сторон пули свистят. Вот-вот камнем задавит, осколком пришибёт)

Что случилось с солдатом на улице Берлина? (Увидел один солдат наш, добрая душа, во время боя на улице маленькую немецкую девочку. Осталась бедняга одна-одинёшенька посреди улицы. А деваться ей некуда.)

Что он подумал о ней? («Ах ты, горюха, куда же тебя это занесло, неладную. »)

Какой поступок совершил солдат? (Подхватил на руки, прикрыл своим плечом от огня и вынес из боя девочку)

Почему солдату поставили памятник? (Потому что он совершил подвиг. поступок его был отважным, героическим, бесстрашным, чтобы люди помнили его подвиг) .

Расскажите, как он выглядит? (Высоко над домами, на зелёном холме стоит богатырь из камня - солдат Советской Армии. В одной руке у него тяжёлый меч, которым он сразил врагов-фашистов, а в другой - маленькая девочка. Прижалась она к широкому плечу советского солдата) .

Это было в мае на рассвете,
Нарастал у стен рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.

У столба, дрожа, она стояла,
В голубых глазах стоял испуг.
А куски свистящего металла
Смерть и муку сеяли вокруг.

Тут он вспомнил, как прощаясь летом,
Он свою дочурку целовал,
Может быть отец девчонки этой
Дочь его родную расстрелял…

Но сейчас, в Берлине, под обстрелом
Полз боец и, телом заслоня,
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня.

Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые армии Советской,
Люди, победившие войну!

И в Берлине в праздничную дату
Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,
Памятник Советскому солдату
С девочкой спасенной на руках.

В чем сходство и различие произведений?(Обсуждение произведений)

Подготовленный ученик читает стихотворение. (Автор неизвестен. стихотворение взято из интернета)

Еще одна ученица читает стихотворение "Разговор у памятника" (автор неизвестен. Стихотворение взято из интернета)

Вот цветы Аленка собирает.

Самый лучший собрала букет
И с вопросом к маме подбегает:

Мама, что такое монумент?
Мать и дочь идут аллеей парка

Вдоль огромных молчаливых плит,
А на них венки пылают жарко:

"Тише, люди, пусть солдат поспит.
Он под пулями прошел немало,

Чтобы вновь земля была в цвету…"
- Надписи… О чем? Прочти мне, мама.

Слушай, дочка, я тебе прочту:
"Мы давно не слышим стонов, криков.

Отгремела страшная война,
Но над нашим подвигом великим

Не имеют власти времена".
Тишина к граниту плит припала.

Солнца луч на каждом лепестке.
- Вот солдат, - Аленка прошептала,

Девочку он держит на руке.
- Мама, эта девочка погибла?

Нет.

А как она спаслась?
- Он упал, прикрыв ее без крика, пуля до нее не добралась.
- Мама, этот дяденька ей папа?
- Нет, он ей не папа и не брат.
За нее он жизнь отдал когда-то. Знаю только то, что он солдат.
Поклонись, Аленка, им обоим, положи к подножию венок.
Не пришел тогда он с поля боя, а для нас он сделал все, что мог

Групповая работа . (Учащиеся делятся на группы по 4 человека. Выдаются конверты с разрезанными на две части пословицами. По три пословицы каждой группе.)

Задание. Собери пословицу и дай ее толкование.

Пословицы

За правое дело сражайся смело.

Родина - Мать, умей за нее постоять.

Где смелость - там и победа.

Честь солдата береги свято.

Нет земли краше, чем Родина наша.

Кто иза Родину горой - тот истинный герой.

Герой никогда не умрет, он вечно в народе живет.

Храбрый тот, кто навстречу страху идет.

Смелый боец в бою молодец.

Тяжело в учении - легко в бою.

Береги землю любимую, как мать родимую.

Мир строит, а войно разрушает.

Сам погибай, а товарища выручай.

Русский боец - всем образец.

Народы нашей страны дружбой сильны.

Ради чего сражались наши солдаты? В каком году закончилась Великая отечественная война?

Рефлексия.

Викторина.

  • В какой стране установлен памятник Советскому солдату с девочкой на руках?
  • В каком немецком городе был установлен памятник Воину-свободителю?
  • Девочку какой страны спас от огня солдат?
  • Что держит солдат в правой руке?
  • Сколько лет спасенной солдатом девочке?

К 101-ой годовщине со дня рождения всемирно известного детского писателя и журналиста Льва Кассиля 11 июля 2006 года на площади Свободы был установлен памятник «Фантазёр». Автором идеи и скульптором памятника является почётный гражданин города Энгельса К. Матвеева. Вместе с группой скульпторов А. Садовского в сквере, на территории бывшей Покровской гимназии (ныне Технологический институт) воплотили идею в камне - счастливого и беззаботного писателя в молодости, фантазёра и мечтателя, с лопухом на голове.

Лев Абрамович Кассиль – уроженец города Энгельса (ранее Покровская слобода) Саратовской области; в молодости – любимец покровской детворы, организатор кружков и редактор детского журнала, муж С.В.Собиновой (именем её отца названа Саратовская Консерватория), редактор журнала «Мурзилка», в зрелом возрасте – председатель комиссии по детской литературе СССР и руководитель семинаров в Литературном институте им. А.М.Горького.

Также в Энгельсе находится Дом-музей, где провёл своё детство и отрочество знаменитый детский писатель, и улица, названная в честь Льва Кассиля. Любимым праздником городской детворы является карнавал и театрализованные представления, проводимые в день рождения писателя, в которых принимает участие каждый желающий. На один день город Энгельс превращается в страну Швамбранию, пропитываясь духом доброй детской сказки.

Памятник «Фантазёр» является гордостью и достопримечательностью города Энгельса, навевающий добрые, уносящие в детство воспоминания.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!