Личная форма глагола примеры. План-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему: урок русского языка "Личные формы глагола"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ

ПОСОБИЕ ПО ГРАММАТИКЕ ГЛАГОЛ И ЕГО ФОРМЫ

«АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»

Для студентов I и II курса геодезического факультета, факультета картографии и геоинформационных систем и факультета прикладной космонавтики и аэрофотосъемки

(I -IV семестр)

Москва 2010

ПРЕДИСЛОВИЕ

Данное пособие представляет собой курс лекций по теме «Глагол и его формы» грамматики английского языка и предназначено для студентов I и II курса геодезического факультета, факультета картографии и геоинформационных систем и факультета прикладной космонавтики и фотограмметрии. Целью пособия является последовательное объяснение основ глагольной грамматики с учетом явлений, представляющих для студентов наибольшие трудности.

В отличие от традиционного подхода к объяснению грамматики, состоящего в описании явления и демонстрации его использования, данное пособие структурировано иначе:

1. сначала описываются формы глаголов и даются их определения, отличительные признаки и возможности – исходный материал для построения сказуемого и других глагольных образований;

2. затем описываются свойства сказуемого и глагольных образований, обеспечивающие возможности языка передавать смыслы;

3. наконец, объясняются правила, по которым формы глагола строят сказуемое и глагольные образования для выражения упомянутых свойств, а также описывается

логика этих правил для интуитивно-продуктивного использования этих правил и расширения языковых возможностей.

Таким образом, вместо подхода «Как выглядит и где используется?» предлагается подход«Что, для чего и как используется?» . Это позволяет изменить взгляд на грамматические правила: не традиционная сумма ограничений на высказывания, а набор инструментов для расширения возможностей передачи мысли.

Традиционный способ представления языкового материала в виде таблиц не может быть эффективным в силу того, что, в соответствии с принципом «куда положишь, оттуда и возьмешь», он скорее препятствует, чем помогает овладению грамматикой.

Предлагаемый в данном пособии подход, наоборот, ориентирован в соответствии с этим принципом.

Приходится отметить, что в пособие включены таблицы, одна из которых, таблица «Глагольные группы», является базовой и упрощает понимание принципов взаимодействия глагольных форм между собой.

Таблица парадигмы спряжения глаголов, данная в самом начале пособия, также является ключевой, однако ее цель состоит лишь в том, чтобы продемонстрировать студентам, что

в дальнейшем от нее можно отказаться в силу ее простоты.

Думается, что задачу повышения эффективности усвоения языкового материала могут выполнять сложные предложения упражнений, взятые из оригинальных текстов, представленных в хрестоматии, которая сопровождает данное грамматическое пособие. Преподавателям рекомендуется уделить внимание явлениям, представленным в таблицах, используя для этой цели тексты из хрестоматии.

В данном пособии используется преимущественно оригинальный, практически неадаптированный языковой материал. Предложения могут показаться сложными, местами перегруженными явлениями, не относящимися к изучаемой грамматической теме.

Следует, однако, заметить, что в примерах само явление выделяется подчеркиванием, а сложный контекст показывает возможную среду, в которой данное явление может оказаться. Учение – не вопрос однократного выучивания, поэтому ранняя пассивная встреча с незнакомым, пусть непонятным явлением может способствовать более легкому усвоению этого материала в будущем. Кроме того, предположение и языковая догадка тоже способствуют успешному овладению иностранным языком. Преподаватель вполне может (и, в общем, должен) понизить степень требовательности к тому, чего студент пока не знает, не понимает и не умеет. Сказанное, учитывая то, что

языковой материал пособия имеет отношение к будущей специализации студентов;

к пособию приложен словарь и таблица неправильных глаголов;

пособие сопровождается хрестоматией;

наконец, избыточный материал (грамматический в том числе) предпочтительнее узко-тематического (мало учить – бесполезно и вредно),

позволяет предположить целесообразность такого подхода к подбору языкового материала.

Язык – это среда, каждая речевая манифестация которой не есть конечная цель, но вектор, направление для понимания, предлагаемое собеседнику. Следовательно, если цель предложения, высказывания или текста не определена, если вектор понимания не установлен, понимание текста невозможно. Качество же перевода зависит от того, насколько чуток студент к малейшим метаморфозам текста, меняющим направление вектора понимания.

Попыткой представить язык посредством такой системы координат и является данное пособие.

Личная форма глагола

Как и в русском языке, большинство предложений в английском языке строятся вокруг согласования сказуемого с подлежащим, при этом подлежащее называет тему высказыватия, а сказуемое – его цель. Такое базовое согласование по общим категориям (лицо и число) называется спряжением. В отличие от русской системы спряжения, в которой оно может затрагивать в сказуемом сразу несколько глагольных форм, английская система спряжения проще и последовательней: спрягается только первый глагол сказуемого , например, «Они бы ли должн ы приехать к воскресенью» (III л., мн. ч.,

прош. вр.) – “They should have come by Sunday” (3rd person, plural, Past tense). Этот первый глагол сказуемого называетсяличной формой глагола . Несмотря на простоту системы спряжения в английском языке, неправильное спряжение является наиболее типичной ошибкой студентов.

Следует заметить, что, помимо согласования в лице и числе, личная форма глагола определяется категорией времени. Более того, именно лфг и только она выражает формальное время предложения, а поскольку категория времени в английском языке подразумевает лишь две формы (Present и Past), то формально предложение может быть только в двух временах – Present и Past. На первый взгляд, такое положение дел может показаться странным: куда девалось будущее время, Future tense? Но ведь мы говорим о формальном (!) времени, о формах, которым дано общее название времени. При таком подходе в русском языке тоже два времени. Для убедительности обратимся к примеру в родном языке – проспрягаем глагол «делать»:

Не возникает ли подозрение, что форма, отнесенная нами к будущему времени совершенного вида, представляет собой на самом деле форму настоящего времени и лишь по смыслу передает будущее? А ведь несовершенный вид будущего времени еще откровеннее выдает свою формальную принадлежность настоящему времени: буд у – мог у , виж у , сиж у , пиш у . На первый взгляд, такой формализованный подход может показаться бесперспективным. Для грамматики английского языка, как мы увидим, это не так. Пока же достаточно сделать предварительный вывод: название формы не всегда содержит смысл этой формы; в любом случае, сама форма важнее, а смысл, будучи условным, – вторичен. Правильная интерпретация именно формы исчерпывающе обеспечивает качественный перевод иноязычного текста. Таким образом:

Лицо, число, время (Person, Number, Tense)

Личная форма глагола имеет I, II, или III лицо; единственное или множественное число, настоящее или прошедшее время. Эти три категории сказуемого выражаются только

(только!) личной формой глагола (лфг), то есть, первым глаголом сказуемого .Говорят,

что лфг спрягается , то есть, согласуется в лице и числе с подлежащим, и определяет формальное время предложения, например:

Настоящее время (Present)

Ед. число

Мн. число

Ед. число

Мн. число

Starts

Прошедшее время (Past)

I и III лица

Started

В настоящем времени по модели глагола “start” спрягаются все английские глаголы, кроме модальных глаголов, у которых в настоящем времени все формы совпадают. Таким образом, важно запомнить

окончание “ -s ” в третьем лице единственного числа настоящего времени и

окончание “ -ed ” для правильных глаголов в прошедшем времени (список неправильных глаголов дан в конце пособия).

У английских глаголов есть три основные формы .

· Первая основная форма глагола – инфинитив (Infinitive ). Инфинитив –

это неличная форма глагола, которая только называет действие. Он не имеет ни лица, ни числа и соответствует неопределенной форме глагола в русском языке. В словаре глагол обычно дается в форме инфинитива. Формальным признаком инфинитива является частица “to ”, которая не имеет самостоятельного значения и не принимает ударения:

to ask – спрашивать, to write – писать.

· Вторая основная форма глагола – прошедшее неопределенное время

(Past Indefinite или Past Simple )

· Третья основная форма глагола – причастие прошедшего времени

(Past Participle или Participle II )

· Раличают также четвертую форму глагола - причастие настоящего

времени (Present Participle или Participle I ), которое образуется путем прибавления окончания “- ing ” к основе глагола.

По способу образования форм прошедшего неопределенного времени и причастия II все глаголы делятся на стандартные (правильные) и нестандартные (неправильные) . Большая часть глаголов принадлежит к стандартным глаголам, которые образуют форму прошедшего времени и причастия II одинаково, путем добавления суффикса “- ed” к основе глагола

(to use – used – used ).

Нестандартные глаголы образуют форму прошедшего неопределенного времени и причастия II особыми способами. Количество неправильных глаголов невелико, их рекомендуется за­учивать наизусть в трех основных формах по таблицам, прилагаемым к словарям и учебникам.

По характеру своей полнозначности глаголы можно подразделить на полнозначные, полувспомогательные и вспомогательные .

· Полнозначных (или смысловых) глаголов большинство. Они имеют

лексическое значение, могут быть простым сказуемым предложения и переводятся на русский язык. Среди них следует упомянуть глаголы to be, to have, to do со значениями: to be – быть, to have – иметь, to do – делать.

· К полувспомогательным глаголам относятся: a) связочные глаголы to

be, to become, б) модальные глаголы can, may, must , etc., в) фазисные глаголы to begin, to start, to stop, etc. Все они не имеют самостоятельного значения. Глаголы-связки употребляются только в составе составного именного сказуемого, а модальные и фазисные глаголы образуют составное глагольное сказуемое.

· Вспомогательных глаголов всего пять: to be, to have, to do, shall

(should), will (would). С их помощью образуются различные сложные формы глагола. Вспомогательные глаголы не имеют самостоятельного значения, на русский язык не переводятся, а являются лишь по­казателями времени, лица, числа, залога, образуют вопрос и отрицание.

В английском языке имеются три наклонения :

· изъявительное (The Indicative Mood), показывающее, что говорящий

рассмат­ривает данное действие как реальный факт;

· сослагательное (The Subjunctive Mood), показывающее, что говорящий

рассмат­ривает действие как предполагаемое или желаемое, а не как реальный факт;

· повелительное (The Imperative Mood), выражающее приказание, просьбу

или поже­лание.

Английские глаголы имеют два залога :

· действительный залог (The Active Voice) показывает, что подлежащее

является ли­цом или предметом, совершающим действие;

· страдательный залог (The Passive Voice) показывает, что подлежащее не

является действующим лицом, а является лицом или предметом, подвергающимся действию со стороны другого лица или предмета.

Различают четыре группы временных форм глагола :

· Indefinite (Simple) Tenses (неопределенные или простые времена),

· Continuous (Progressive) Tenses (длительные или продолженные),

· Perfect Tenses (перфектные или совершенные времена),

· Perfect Continuous Tenses (перфектно-длительные времена).

Каждая из этих групп содержит по четыре временных формы :

· настоящее время (Present Tense ),

· прошед­шее время (Past Tense ),

· будущее время (Future Tense ),

· будущее в прошедшем (Future-in-the-Past ), которое выражает будущее действие от­носительно прошедшего времени.


8.2. Неопределенные / простые времена в активном залоге

(Indefinite / Simple Tenses Active Voice)

Неопределенные времена употребляются для выра­жения действия, которое происходит в настоящем, прошлом или будущем времени, но не указывают на его характер, продолжительность, завершенность или предшествование иному действию или определенному моменту в прошлом или будущем. Глаголы в неопределенном времени могут перево­диться на русский язык глаголами в соответствующем времени совершенного или несовер­шенного вида.

PS См. таблицу «Simple Tense» стр. 71, 73.

    ЛИЧНЫЙ, ая, ое; чен, чна. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    личные глагольные формы - Стандартные, типичные по сочетаемости к словоизменительным характеристикам формы глагола: 1) сочетаются с формой именительного падежа в функции подлежащего; 2) изменяются по всем словоизменительным глагольным категориямСловарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    В этой статье рассматриваются формы личных местоимений каталанского языка. Ударная форма Каталанский язык Русский язык jo я tu ты ell он ella она vostè вы (вежливая форма, ед. ч.) nosaltres мы vosaltres вы ells они (м. р.) elles они (ж. р.)… … Википедия

    Личные окончания глаголов

    Личные окончания глаголов - 1. Различается написание личных окончаний глаголов в настоящем и будущем простом времени: а) в I спряжении: ешь, ет, ем, ете, ут или ют; б) во II спряжении: ишь, ит, им, ите, ат или ят. Ко II спряжению относятся (из… … Справочник по правописанию и стилистике

    Глагольная категория, выражающая отношение действия и его субъекта к говорящему лицу. Субъектом действия может быть сам говорящий (1 е лицо), его собеседник (2 е лицо) или же лицо (предмет), не участвующее в речи (3 е лицо). Эти различия в… … Словарь лингвистических терминов

    Неопределённо личные предложения это односоставные предложения, которые обозначают действие или состояние неопределённого лица; деятель в грамматической основе не назван, хотя и мыслится лично, но акцент сделан на действии. В роли главного… … Википедия

    ОБОБЩЕННО ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Такие предложения со спрягаемым глаголом, но без подлежащего, в которых соответствующей формой глагола и отсутствием подлежащего обозначено предполагаемое или обычно повторяющееся действие или состояние 1 го или 2 го … Литературная энциклопедия

    Обобщенно-личные предложения - ОБОБЩЕННО ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Такие предложения со спрягаемым глаголом, но без подлежащего, в которых соответствующей формой глагола и отсутствием подлежащего обозначено предполагаемое или обычно повторяющееся действие или состояние 1 го или… … Словарь литературных терминов

    обобщенно-личные предложения - Такие предложения со спрягаемым глаголом, но без подлежащего, в которых соответствующей формой глагола и отсутствием подлежащего обозначено предполагаемое или обычно повторяющееся действие или состояние 1 го или 2 го лица речи, как возможное… … Грамматический словарь: Грамматические и лингвистические термины

Книги

  • Глагол всему голова. Учебный словарь. Выпуск 1. Базовый уровень , Г. Г. Малышев. Первый выпуск словаря-справочника включает 192 словарные статьи и опирается на "Лексический минимум" базового уровня общего владения русским языком как иностранным. Словарная статья содержит…
  • Полный курс грамматики английского языка , Державина В.А.. В пособии охватываются все аспекты грамматики английского языка: артикль, части речи, времена, личные и неличные формы глагола, употребительные конструкции, сложные предложения. Подробно…

Личные формы глагола служат в предложении в функции сказуемого и всегда употребляются при наличии подлежащего (существительного или местоимения) с которым глагол-сказуемое согласуется в лице и числе .

Личные формы глагола выражают следующие категории:

4 Вид/Форма

6 Наклонение

1,2 Лицо, число. (Person, Number)

Личные формы глагола употребляются в двух числах – единственном и множественном, и в трех лицах , причем форма 2-го лица единственного числа вышла из употребления, вместо нее пользуются формой 2-го лица множественного числа.

Говоря о согласовании глагола-сказуемого в лице и числе с подлежащим предложения, нужно отметить, что в английском языке формы лица и числа глагола сохранились лишь в немногих случаях, и очень часто разным лицам и числам соответствует одна и та же форма глагола. Например: I see я вижу, you see ты видишь, we see мы видим и т.д.

Поэтому в английском предложении лицо и число, которым следует переводить глагол, определяют по подлежащему, которое в 1-м и 2-м лицах выражается личным местоимением, а в 3-м лице – как местоимением, так и существительным.

В русском же языке они часто опускаются, так как лицо и число можно легко определить по окончанию самого сказуемого. Например:

What will they do tonight? Что они будут делать сегодня вечером?

They will go to the cinema. Они пойдут в кино. или Пойдут в кино. (можно ответить по-русски)

В русском варианте ответа: "Пойдут в кино" – опущенное подлежащее "Они" легко угадывается по форме глагола и поэтому, как правило, не произносится. Если по-английски сказать: "Will go to the cinema" (без "They" ), то опущенное подлежащее невозможно определить по сказуемому will go , так как с этой формой глагола согласуются и другие личные местоимения: he will go - он пойдет; you will go - ты пойдешь; we will go - мы пойдем и т.д.

3Время. (Tense)

Настоящее время – это отрезок времени, включающий момент речи. Глагол в форме Present Tense обозначает одновременность действия по отношению к моменту речи.

Прошедшее время – это предшествующий настоящему отрезок времени, не включающий момент речи. Глагол в форме Past Tense обозначает действие, предшествующее моменту речи.



Будущее время – это отрезок времени, который последует после настоящего и тоже не включает момент речи. Глагол в форме Future Tense обозначает действие, последующее по отношению к моменту речи.

Кроме этого, в английском языке есть еще временная форма, которая указывает на будущие действия, рассматриваемые с точки зрения прошлого. Она так и называется – будущее в прошедшем (Future in the Past). Эта форма не имеет соотв. в русском языке.

4 Вид/Форма (Aspect/Form)

В русском языке различают глаголы несовершенного и совершенного вида. Такого различия в английском языке нет, где форма глагола не выражает законченность действия. Видовые формы в английском языке характеризуют глагол не с точки зрения законченности, а с точки зрения его протекания.

Категория вида (Aspect) включает в себя общий (Common) и длительный (Continuous) вид. Кроме этого в английском языке существует категория перфекта, которую относят к системе грамматического времени. Перфект (Perfect) обозначает действие, предшествующее какому-либо моменту или другому действию в прошлом, настоящем или будущем времени. Это понятие также может указывать и на результативность действия в момент речи.

Поэтому английский глагол может принимать 4 видо-временных формы:

Видо-временные формы каждой из этих групп могут употребляться в настоящем, прошедшем и будущем времени или относится ко времени "будущее с точки зрения прошедшего".

Неопределенные или Простые формы – Indefinite (Simple) Tenses: употребляются для констатации факта действия в настоящем, прошедшем или будущем без указания на его длительность, законченность и безотносительно к какому-либо другому действию или моменту.

Длительные или Продолженные формы – Continuous Tenses (брит.) илиProgressive Tenses (амер.): описывают действие в процессе его совершения, выражая таким образом незаконченное длительное действие в настоящем, прошедшем или будущем.

Совершенные или Перфектные формы – Perfect Tenses: выражают действие, совершенное к определенному моменту или до другого действия в настоящем, прошедшем или будущем.

Совершенно (Перфектно) - продолженные формы – Perfect Continuous (Progressive) Tenses: употребляются для выражения длительного действия, начавшегося до определенного момента в настоящем, прошедшем или будущем и продолжающегося в этот момент или закончившегося непосредственно перед этим моментом.

5 Залог. (Voice)

Формы залога показывают, является ли подлежащее лицом (предметом), совершающим действие, или лицом (предметом), подвергающимся действию.

Действительный залог (Active Voice) употребляется если подлежащее, обозначает лицо или предмет, который сам совершает действие, выраженное сказуемым. В этой форме могут употребляться как переходные , так и непереходные глаголы.

Страдательный залог (Passive Voice) употребляется если подлежащее, обозначающее лицо или предмет, подвергается действию со стороны другого лица или предмета. Эту форму могут принимать только переходные глаголы.

St. Petersburg was founded by Peter I in 1703. Санкт-Петербург был основан Петром I в 1703 году.

6Наклонение. (Mood)

Наклонение - это форма глагола, выражающая отношение действия к действительности. В английском языке имеются три наклонения.

Изъявительное наклонение (Indicative Mood) обозначает действие как реальный факт в настоящем, прошедшем или будущем. Эта форма является основной в передаче информации и в общении.

Сослагательное наклонение (Subjunctive Mood) показывает, что говорящий рассматривает действие не как реальный факт, а как предполагаемое или желательное, а также возможное при известных условиях. На русский переводится глаголами прошедшего времени с частицей "бы" .

Переходными называются глаголы, выражающие действия, которые переходят на предметы, на которые эти действия направлены. В предложении за переходными глаголами, как правило, следуют существительные (или местоимения), обозначающие предметы, на которые переходят действия. Эти существительные (местоимения) выступают в роли прямого дополнения к переходному глаголу и отвечают на вопрос кого?, что? . Переходные глаголы употребляются как в действительном, так и в страдательном залоге .

Непереходными называются глаголы, выражающие действия, которые не переходят непосредственно на предмет или лицо. За этими глаголами прямое дополнение следовать не может. Непереходные глаголы употребляются только в действительном залоге .

В некоторых словарях переходные глаголы помечены сокращением v.t. или v/t (verb transitive) , а непереходные - v.i. или v/i (verb intransitive) .

Примечание: Особенностью английского языка является то, что почти все английские глаголы в одних своих значениях являются переходными, а в других - непереходными, например: to sit - v/i сидеть , v/t сажать ; to hold - v/t держать, v/i держаться ; to speak – v/i – говорить , v/t сказать . И соответственно могут принимать, либо не принимать, прямое дополнение.

В русском же языке такие глаголы отличаются по внешнему виду либо наличием окончания -ся при непереходных глаголах, либо являются совершенно различными.

The Active Voice ["xktiv "vOIs ]

Глагол-сказуемое употребляется в действительном залоге, если подлежащее предложения обозначает лицо или предмет, который сам совершает действие (в настоящем, прошедшем или будущем времени).

Сводная таблица спряжения глаголов в действительном залоге.

Вид Время Indefinite Неопределенное Continuous Длительное Perfect Совершенное Perfect Continuous Совершенное длит.
I или II to be + IV to have + III to be + IV
Present Настоящее I, we, you, they + I he, she, it + I-s I + am IV he, she, it + is IV we, you, they + are IV I, we, you, they + have III he, she, it + has III I, we, you, they + have been IV he, she, it + has been IV
Пример: I ask I am asking I have asked I have been asking
Past Прошедшее I, he, she, it, we, you, they+ II I, he, she, it + was IV we, you, they + were IV I, he, she, it, we, you, they+ had III I, he, she, it, we, you, they + had been IV
Пример: I asked I was asking I had asked I had been asking
Future Будущее I, we + shall I he, she, it, you, they + will I I, we + shall be IV he, she, it, you, they + will be IV I, we + shall have III he, she, it, you, they + will have III I, we + shall have been IV he, she, it, you, they + will have been IV
Пример: I shall ask I shall be asking I shall have asked I shall have been asking
Future in the Past Будущее в прошедшем I, we + should I he, she, you, they + would I I, we + should be IV he, she, it, you, they + would be IV I, we + should have III he, she, it, you, they + would have III I, we + should have been IV he, she, it, you, they + would have been IV
Пример: I should ask I should be asking I should have asked I should have been asking

См. также Приложения: Таблицы спряжения глаголов.

Урок 46

Тема: «Личные формы глаголов»

Дата проведения: 12.11.13

Цель: дать понятие о личных формах глаголов, учить различать начальную и личную формы глаголов.

Задачи: - повторить глаголы неопределенной формы, учить различать глаголы начальной и личной форм, вспомнить личные местоимения.

Развивать речь, внимание, наблюдательность.

Прививать интерес к изучаемому предмету.

Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, карточки со словами.

Ход урока:

1.Орг.момент

Проверка готовности к уроку.

2. Минутка чистописания.

- Сегодня для чистописания мы возьмём замечательные слова уже известного нам баснописца И.А.Крылова.

Быть сильным хорошо. Быть умным лучше вдвое.

И.А. Крылов

Как вы понимаете смысл этих слов? (Ответы учащихся).

3. Актуализация знаний

Послушайте стихотворение, о какой части речи пойдет речь?

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет иль поет, -

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет нам … (глагол)

Сегодня мы продолжим пополнять наши знания о глаголе. Но помогут нам в этом сегодня слова другой части речи. (Слайд 1)

Я, ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, МЫ, ОНИ, ОНО

Какие? (личные местоимения)

Нам нужно расселить личные местоимения по домикам: «Кто говорит», «Кто слушает», «О ком говорят».

Молодцы.

4.Изучение нового материала

Учиться, учусь, смотреть, смотрю, помогать, помогают, выполнять, выполняешь. (Слайд 2)

А теперь посмотрите на глаголы и определите, какие из них указывают на того (или тех), кто совершает действие? (учусь, смотрю, помогают, выполняешь)

Какие глаголы на это не указывают ? (учиться, смотреть, помогать, выполнять).

- В какой форме стоят глаголы смотреть, помогать, выполнять? (в начальной форме)

При помощи чего они образовались? (с помощью суффикса ть).

Выпишите глаголы в начальной форме, выделите основы и суффиксы. Что можете о них сказать? (суффикс не входит в основу глаголов ).

Подумайте как связаны глаголы первой группы с личными местоимениями? (к ним можно подставить личные местоимения)

В какой же форме стоят глаголы первой группы ? (в личной)

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока? (личные формы глаголов).(Слайд 3)

Верно, сегодня мы будем учиться различать начальную и личную формы глаголов.

Сделаем вывод: (Слайд 4)

Глаголы в начальной форме не указывают на того (тех), кто совершает действие.

Глаголы в личной форме указывают на того (тех), кто совершает действие: я учусь, я смотрю, они помогают.

Отройте учебник Урок 41 (40) и прочитайте с соседом по парте друг другу правило в рубрике: Обрати внимание!

Выполним упражнение 1. Прочитайте задание. Какую подсказку нам дают для выполнения этого задания? (к глаголам в личной форме можно подставить слова я, ты, мы, вы, он, она, оно, они).

(2 человека у доски, остальные в тетрадях).

Физминутка (Слайд 6)

Зрительная гимнастика.

5. Закрепление изученного материала.

Выполните упражнение 2. Прочитайте задание. Например: я умею, ….

Проверка. (Слайд 7)

Какая часть слова глаголов помогла вам правильно подобрать ему пару ? (окончание)

С помощью чего образуются личные формы глаголов? (с помощью окончаний).

Игра «Займи свободное место»

У 7 учеников класса есть карточки с личным местоимением, у всех остальных учеников глаголы в неопределённой форме. Правила игры следующие: ученик, у которого карточка с местоимением занимает любое свободное место и называет свое местоимение товарищу, тот в свою очередь должен образовать подходящую личную форму глагола (в настоящем времени) в соответствии с названным местоимением.

6.Итог урока. Рефлексия .

Итак, все ли справились с заданием? У кого возникли сложности, выполняя это задание? Кто с лёгкостью выполнял все задания сегодняшнего урока. Оцените свою работу. Изобрази на полях соответствующий квадратик. (Слайд 8)

Какие формы может иметь глагол? (начальную и личную)

С помощью чего образуются глаголы в личной форме? (с помощью окончания)

7. Домашнее задание: (Слайд 9)

В учебнике:Ур. 41 (40) правила выучить, упр.4

вернуть

дарить

советовать

говорить

уйти

выучить

гулять

сломать

узнать

обедать

рисовать

учиться

мы

ты

вы



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!