Личностно ориентированный подход методологии. Модели личностно-ориентированной педагогики

1. Личностно-ориентированный подход в обучении


XXI век - век высокоразвитых технологий - эпоха интеллектуального работника. «… XXI век, в котором мы живем, - это век, когда востребованы и главенствуют интеллектуальные ценности, высший уровень знаний и образованности».

Человечество поэтапно проходило в своем развитии ряд эпох цивилизации: эпоха охотника-собирателя, сельскохозяйственная эпоха, индустриальная эпоха, эпоха информации/интеллектуального работника и зарождающаяся эпоха мудрости. При смене эпох производительность каждого работника следующей эпохи резко возрастала по сравнению с производительностью работника эпохи предыдущей. Так производительность фермера по сравнению с охотником возросла в 50 раз, эффективность производства индустриальной эпохи выше продуктивности фермерского хозяйства в 50 раз. Прогноз роста производительности в эпоху интеллектуального работника по сравнению с производительностью индустриальной эпохи так же составляет разницу в 50 раз. Для подтверждения своего прогноза Стивен Кови приводит слова Натана Мирволда, бывшего директора по технологиям компании Microsoft: «Производительность ведущих разработчиков программного обеспечения превышает производительность разработчиков среднего уровня не в 10 и не в 100, и даже не в 1000 раз, а в 10 000 раз».

Качественный интеллектуальный труд, основанный на творчестве становиться ценным для работы организаций. А значит, современная эпоха требует интеллектуальных работников с высоким уровнем свободы мышления и самосознания, что накладывает особую ответственность на преподавателей за образование наших детей.

Достичь такого уровня свободы мышления, основанного на выборе, невозможно при использовании устоявшихся методов в обучении. Поэтому в образовании последние десятилетия все чаще и настойчивее говорят об использовании в арсенале педагогов развивающего, интерактивного, личностно-ориентированного обучения.

Четкой границы между видами обучения провести не удается, часто переплетаются имена мыслителей, используемые методы работы и т.д. Но основную нацеленность на гуманизацию образования выражает термин «личностно-ориентированный подход»

«Личностный подход - последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту воспитательного взаимодействия. Идея личностного подхода разрабатывалась учеными с начала 80-х гг. XX в. В связи с трактовками воспитания как субъет-субъектного процесса».

Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) - это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность учащегося, его самоценность, субъективность процесса учения. «Личностный подход предполагает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых путей самоопределения, самореализации и самоутверждения».ЛОО обычно противопоставляют традиционному, приводя следующие отличия урока:

образование мышление преподаватель

Традиционный урокЛичностно-ориентированный урокОбучает всех учащихся установленной сумме знаний, умений и навыков.Способствует эффективному накоплению каждым учащимся своего собственного личного опыта.Распределяет учебные задания, форму работы учащихся и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий.Предлагает учащимся на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет учащихся к самостоятельному поиску путей решений этих заданий.Старается заинтересовать учащихся в том учебном материале, который предлагает сам учитель.Стремится выявить реальные интересы учащихся и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала.Предполагает дополнительные индивидуальные занятия с отстающими учащимисяВедет индивидуальную работу с каждым учащимсяОсуществляет планирование деятельности учащихся в определенном русле.Помогает учащимся самостоятельно спланировать свою деятельность.Оценивает результаты работы учащихся, подмечая и исправляя допущенные ими ошибки.Поощряет учащихся самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки.Определяет правила поведения в классе и следит за их выполнением.Учит учащихся самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их выполнение.Разрешает возникающие конфликты между учащимися: поощряет правых и наказывает виновных.Побуждает учащихся обсуждать возникающие конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их решения.

Личностно-ориентированное обучение основывается на понятии того, что личность представляет собой совокупность всех ее психических свойств, составляющих ее индивидуальность.

Поэтому целью личностно-ориентированного образования становится создание условий для полноценного развития следующих функций индивидуума: способность человека к выбору; умение рефлексировать, оценивать свою жизнь; поиск смысла жизни, творчество; формирование самосознания (образа Я); ответственность (в соответствии с формулировкой Я отвечаю за всё); автономность личности (по мере развития она всё больше освобождается от других факторов).

У небольшого числа преподавателей можно наблюдать такой подход практически на каждом уроке. Тщательно спланированный и продуманный конкретно под особенности каждой группы урок, помогает каждому учащемуся проявить активность на доступном ему уровне. Именно такой урок дал на конкурсе «Педагогическая надежда» молодой преподаватель Кадыров Д.С. сумев привлечь в работу по повторению значений терминов даже членов комиссии конкурса, которые с удовольствием искали нужный термин по представленному преподавателем объяснению его значения.

Наиболее исследовано применение ЛОО в современной школе, оно отражается в трудах таких ученых, как Ю.А. Полуянова, В.В. Рубцова, Г.А. Цукерман, И.С. Якиманской. Все исследователи предлагают использование индивидуального подхода, при котором учитываются индивидуальные особенности каждого ученика.

В своей книге «Технология личностно-ориентированного образования» И.С. Якиманская предлагает свою концепцию ЛОО для преобразования существующей образовательной системы. Обращает внимание на важность использование субъектного опыта учащегося в образовательных целях. Субъектный опыт - опыт собственной жизнедеятельности учащегося, опыт его познания и самопознания, социализации, саморазвития, самореализации. Приводит примеры документации: карты индивидуального развития, характеристики и справки об индивидуальных особенностях учащегося, результаты наблюдений.

В области профессионального образования исследования личностно-ориентированного подхода чаще всего встречается в практических работах преподавателей. Но и преподаватели профессионального образования, и исследователи современной школы уделяют в своих работах основное внимание: моделям концепции, использованию образовательных технологий, особенностям ЛОО, перечислению качеств, которыми должен обладать педагог и ценностям которым он должен придерживаться.

«Однако личностный подход еще не стал доминирующим в воспитании и нередко фактически подменяется индивидуальным подходом».И большинство наших преподавателей заинтересованных в более эффективной передаче знаний и не очень заинтересованных, но попадающих под влияние модных тенденций в образовании используют в своей работе инновационные педагогические технологии, пользуются современными терминами. Но… используют их чаще всего бессистемно и на привычном уровне мышления - дать знания, умения, навыки.

Модель устоявшегося мышления формирования навыков


Это устоявшееся мышление основано на представлении о знании, как наивысшей ценности. В то время как во многих исследованиях «высказано мнение о том, что в долгосрочной перспективе эмоциональный интеллект является более значимым фактором успешного общения, взаимоотношений и лидерства, чем ментальный». Значит и в образовании на первое место выходит установление определенных взаимоотношений в процессе обучения преподавателя с учащимся, умение учиться самому, а не его знания, умения, навыки.

А преподаватели по привычке работают над умственным интеллектом, формируя знания, и умения, которые должны перерасти в навыки. Представление об учащемся, как «объекте» получения знаний незаметно превращает его в существо, которого нужно побуждать к действию и контролировать.

Это порождает неосознанное использование моделей контроля индустриальной эпохи, которые сводят применение элементов личностно-ориентированного обучения к нулю. Эпоха работника интеллектуального труда предъявляет к преподавателям требования научиться новому образу мышления, освоить новые технологии обучения не на фрагментарном, а на естественном уровне применения.

Процесс освоения преподавателями инновационных технологий движется, а с формированием нового образа мышления у большинства преподавателей возникают проблемы. Мы знакомимся с требованиями личностно-ориентированного обучения; знаем, что необходимо опираться на субъективный опыт ученика, а так же учитывать индивидуальную избирательность ученика к формам заданий, типу и виду изучаемого материала; знаем, что важно изучать личность ученика, выявляя его психофизиологические особенности, интересы, жизненные ценности, личные потребности и т.д. Мы знаем о важности оценки не только итоговых знаний, но и усилий учащегося.

Знаем, но не понимаем, т.к. знать, но не использовать, значит не понимать. И в результате нам некогда использовать такой обширный арсенал методов, т.к. наша жизнь наполнена и другими важными для нас вещами. Нам некогда выстраивать отношения с учащимися, но именно отношения в эпоху интеллектуального работника выходят на первый план, образуя основу нового мышления. Именно отношения, возникающие с учащимся, и выстраиваемые педагогом помогают на современном этапе, учитывая его индивидуальные особенности, организовать процесс получение знаний и формирование умений самим учащимся для образования необходимых навыков.


3. Модель нового мышления формирования навыков


Для того, чтобы каждый учащийся обрел свободу мышления и свой «голос» важно опираться в обучении по отношению к учащемуся на парадигму целого человека имеющего не только тело и разум (парадигма человека как существа), но и сердце и дух, нужно удовлетворить четыре потребности учащегося, как целого человека - жить (тело), любить (сердце), учиться (разум), оставить наследие (дух). А для этого поступать с ним по справедливости (тело), обращаться с ним хорошо (сердце), использовать его творчески (разум), чтобы учащийся понял, в чем состоит его служение человеческим потребностям на основе принципов (дух).


Парадигма целого человека


А для такого развития учащегося у каждого преподавателя должно быть сформировано новое мышление по отношению к себе на основе парадигмы целого человека имеющего не только тело и разум (парадигма человека как существа), но и сердце и дух, нужно удовлетворить четыре потребности преподавателя, как целого человека - жить, любить, учиться, оставить наследие. А для этого администрации учебного учреждения должна поступать с ним по справедливости, обращаться с ним хорошо, использовать его творчески, чтобы преподаватель понял, что его служение обществу в организации обучения каждого учащегося на основе личностно-ориентированного обучения должно опирать на принципы и осознание своей миссии. Поэтому новое мышление важно сформировать не только у преподавателей, но у большинства современных людей.

Вот тогда и произойдет прорыв в образовании и в эпохе работников интеллектуального труда производительность по сравнению с эпохой индустриализации поднимется выше в 50 раз.


Литература


1.Бондаревская Е.В. Личностно ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. - Ростов - на - Дону, 1997.

Каримов И.А. Все наши устремления и программы - во имя дальнейшего развития Родины и повышения благосостояния народа. Доклад Президента Республики Узбекистан на заседании правительства по итогам социально-экономического развития страны в 2010 году и важнейшим приоритетам на 2011 год./ Народное слово, № 16 (5153) от 22.01.2011г.

Кови Ст.Р. Восьмой навык: От эффективности к величию/Стивен Р. Кови; Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

Психолого-педагогический словарь/ Сост. Рапацевич Е.С. - Минск: «Соврем. Слово», 2006.

Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. - М: «Сентябрь», 2000 г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В обучении подразумевает концентрацию внимания и усилий педагога на сохранении, а также формировании школьника. Специалист, который на него опирается, будет заботиться не только о развитии интеллекта, гражданственности и чувства ответственности ученика, но также, в большей степени, о его духовности, эмоциональных, эстетических, творческих задатках и возможностях для их созревания.

Личностно-ориентированный подход имеет следующую цель - создать условия для полноценного становления психических функций личности. Речь идет о:

  • способности человека к осознанному выбору;
  • умении рефлексировать и оценивать жизнь;
  • формировании образа "Я";
  • поиске смысла своей жизни и творчестве;
  • ответственности за поступки и действия;
  • автономности личности от внешнего влияния.

Личностно-ориентированный подход имеет особые взаимоотношения в системе "ученик-учитель". В данной системе школьник является главным действующим лицом во всем образовательном процессе.

Рассмотрим более подробно принципы и методы такой организации учебного процесса.

Во-первых, личностно-ориентированный подход подразумевает, что должна быть ориентация не столько на обучение и воспитание, сколько на развитие учащихся.

Во-вторых, педагог обязан учитывать индивидуальные особенности школьников (возрастные, физиологические, психологические, интеллектуальные).

В-третьих, при построении учебного материала учителю необходимо иметь в виду образовательные потребности класса, ориентируясь на различный уровень сложности в программном материале, чтобы он был доступен и понятен абсолютно всем.

В-четвертых, школьники должны распределяться по особым однородным группам с учетом их знаний, способностей и профессиональной направленности.

В-пятых, к каждому ребенку необходимо относиться как к неповторимой и уникальной индивидуальности.

Рассмотрим, например, как реализуется личностно-ориентированный подход в Необходимо создать на занятиях особую образовательную среду, которая будет включать в себя:

  • организацию и применение материала разного вида, содержания и формы;
  • использование на уроках технических средств (проектора и магнитофона);
  • предоставление школьнику свободы в выборе способа выполнения заданий для того, чтобы снимать эмоциональное напряжение из-за боязни ошибиться в предпринимаемых действиях;
  • применение нетрадиционных форм индивидуальных и групповых занятий для того, чтобы активировать творчество каждого ребенка;
  • создание условий для самовыражения в коллективной и самостоятельной деятельности;
  • наличие внимания к оценке и анализу индивидуальных способов работы, которые побуждают школьника к созданию не столько результата, но также и процесса работы (необходимо, чтобы ученик мог рассказать, как он организовывал работу, какими средствами пользовался, что понравилось, а что - нет);
  • специальную подготовку педагога к постоянному осуществлению подобной работы на занятии, а также в процессе организации системы внеклассных уроков;
  • разработку и применение индивидуальной

УДК 37.032 ББК 74.20

Гульянц София Михайловна

аспирант г. Москва Gulyants Sofya Mikhaylovna

Post - graduate Moscow

Сущность личностно-ориентированного подхода в обучении с точки зрения современных образовательных концепций Essence of a Person-Oriented Approach in Training From the Point of View of Modern Educational Concepts

Смена образовательных ориентиров в связи с активизацией гуманистической традиции в образовании означает возникновение новых педагогических концепций, нацеленных на разработку технологии становления творчески активной, духовно развитой и самостоятельной личности. В статье представлен сравнительный анализ наиболее популярных концепций реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.

Change of educational reference points in connection with activization of a humanistic tradition in education means occurrence of the new pedagogical concepts aimed at working out technology of formation a creatively active, spiritually developed and independent person. The article presents a comparative analysis of the most popular concepts of realization of a person-oriented approach in training.

Ключевые слова: личность, индивидуальность, субъект, личностно-

ориентированный подход, личностно-ориентированная ситуация, концепция, обучение.

Key words: person, individuality, subject, person-oriented approach, person-oriented situation, concept, training.

Педагогика рассматривает личностный подход как этикогуманистический феномен, утверждающий идеи уважения личности ребенка, партнерства, сотрудничества, диалога, индивидуализации образования. Научное представление о личностно-ориентированном образовании имеет разную концептуальнопонятийную структуру (В.В.Сериков, С.В.Белова, В.И.Данильчук, Е.А. Крюко-

ва, В.В.Зайцев, Б.Б.Ярмахов, Е.В.Бондаревская, Н.А.Алексеев, А.В.Зеленцова, И.С.Якиманская, С.А.Комиссарова, А.А.Плигин, А.В.Вильвовская, М.М. Балашов, М.И. Лукьянова и др.).

В.В.Сериков выделяет три главных направления в разнообразии трактовок личностно-ориентированного подхода :

1. Личностно-ориентированный подход - общегуманистический феномен, основанный на уважении прав, достоинств ребенка при выборе им образовательного маршрута, учебного плана, учебного учреждения и т.д.

2. Личностно-ориентированный подход - цель, программа педагогической деятельности, базирующаяся на стремлении воспитать личность.

3. Личностно-ориентированный подход - специальный вид образования, в основе которого - создание определенной образовательной системы, которая «запускала «бы механизмы функционирования и развития личности.

В основу модели личностно-ориентированного образования, разработанной В.В. Сериковым, положена идея С.Л.Рубинштейна, согласно которой сущность личности проявляется в ее способности занимать определенную позицию. По мнению ученого, «личностно-ориентированное образование - это не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций воспитанников» .

Соответственно, главной целью образования становится личность, а не то, что можно от нее получить.

Личностно-ориентированный подход в концепции В.В.Серикова понимается как совокупность основополагающих принципов :

1) этико-гуманистический принцип общения педагога и воспитанника, что можно назвать «педагогикой сотрудничества»;

2) принцип свободы личности в образовательном процессе, ее выбор приоритетов, формирование личностного опыта;

3) принцип индивидуальности в образовании как альтернатива коллективному обучению;

4) построение педагогического процесса (со специфическими целями, содержанием, технологиями), ориентированного на развитие и саморазвитие личностных свойств индивида.

Главным условием реализации личностно-ориентированного подхода, а соответственно, условием проявления личностных способностей ребенка в образовательном процессе, ученый считает создание «личностно-утверждающей» или личностно-ориентированной ситуации - учебной, познавательной, жизненной: «Есть только один способ реализовать личностный подход в обучении -сделать обучение сферой самоутверждения личности. Личностно-утверждающая ситуация - эта та, которая актуализирует силы ее саморазвития» .

Личностно-ориентированная педагогическая ситуация - центральное понятие в концепции В.В.Серикова - понимается как «особый педагогический механизм, который ставит воспитанника в новые условия, трансформирующие привычный ход его жизнедеятельности, востребующие от него новую модель поведения, чему предшествует рефлексия, осмысление, переосмысление сложившейся ситуации» . Личностно-утверждающая ситуация может содержать в своей основе составляющие: нравственный выбор; самостоятельно поставленные цели; реализацию роли автора учебного процесса; препятствия, требующие проявления воли; ощущение собственной значимости; самоанализ и самооценка; отказ от прежних воззрений и принятие новых ценностей; осознание своей ответственности .Как считает В.В.Сериков, именно в такой ситуации формируется субъектный опыт учащегося. К тому же, без создания различных видов таких ситуаций личностно-ориентированный подход не может реализовываться.

Говоря о создании личностно-ориентированной ситуации, нельзя забывать, что одним из главных инструментов, способствующих реализации личностноориентированного подхода в обучении, является личный опыт учащегося, т.е. осмысленный субъектом опыт поведения в жизненной ситуации, требующий приложения личностного потенциала индивида, его проявления как личности.

«Быть личностью, - считает В.В.Сериков, - значит быть независимым от ситуации, стремиться к ее преобразованию» . Обращение к личному опыту учащегося кардинально действует на мотивацию, так как от мотива и личной позиции ученика зависят глубина и прочность приобретаемых им знаний.

Анализ таких работ В.В.Серикова как «Образование и личность», «Личностно-ориентированное образование», «Личностно-ориентированный подход в образовании: концепции и технологии» доказал, что создание личностноориентированной ситуации на уроке, требующей обращения к личному опыту учащегося, и есть основа реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.

Концепция личностно-ориентированного образования и реализации личностно-ориентированного подхода Е.В.Бондаревской несколько отлична от концепции В.В.Серикова . В ее основу заложен принцип культуро-сообразности, предполагающий определение отношений между культурой и образованием как средой, растящей и питающей личность, а также между воспитанием и развитием ребенка как человека культуры. Суть данной концепции заключается в рассмотрении образования как части культуры, а основной целью образования, по мнению Е.В.Бондаревской, становится воспитание человека культуры. Это означает, что основным методом проектирования такого образования должен стать культурологический подход. Компонентами культурологического подхода в личностно-ориентированном образовании выступают: отношение к ребенку как субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию; отношение к педагогу как посреднику между ребенком и культурой; отношение к образованию как к культурному процессу; отношение к школе как целостному культурно-образовательному пространству.

В условиях реализации такого подхода несколько изменяются личностные качества, которые необходимо формировать в процессе обучения. Е.В. Бонда-ревская заменяет понятие «личность» на понятие «человек культуры», характеризуя его, исходя из гуманистических и духовно-нравственных позиций:

1. Человек культуры - это свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры.

2. Человек культуры - это гуманная личность. Гуманность, по мнению Е.В.Бондаревской, «вершина нравственности, так как в ней любовь к людям, всему живому сочетается с милосердием, добротой, способностью к сопереживанию, альтруизмом, готовностью оказать помощь близким и дальним, пониманием ценности и неповторимости каждого человека, неприкосновенности человеческой жизни, стремлением к миру, согласию, добрососедству, умением проявлять терпимость и доброжелательность ко всем людям, независимо от их расы, национальности, вероисповедания, положения в обществе, личных свойств» .

3. Человек культуры - это духовная личность, т.е. личность, в которой воспитана потребность в духовном познании и самопознании, рефлексии, красоте и т.д.: «Образование личности - основа духовности» .

4. Человек культуры - это личность творческая, вариативно мыслящая, постоянно сомневающаяся, стремящаяся созидать.

Формирование человека культуры возможно, по мнению Е.В.Бондаревской, только путем осуществления культурологического индивидуально-личностного подхода, исходящего из того, что «каждая личность уникальна, и главной задачей педагогической работы является формирование ее индивидуальности, создания условий для развития ее творческого потенциала» . В результате синтеза воспитательных и образовательных целей культурологическое личностно-ориентированное образование становится альтернативой традиционному знаниево-ориентированному образованию.

Исследования Е.В.Бондаревской («Гуманистическая парадигма личностноориентированного образования», «Концепции личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория» и др.) отражают суть концепции данного автора, которая заключается в позициях, объясняющих также ценность личностно-ориентированного образования и осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении:

1. Человек культуры рассматривается как предмет воспитания.

2. Культура рассматривается как среда, растящая и питающая личность.

3. Творчество понимается как способ развития человека в культуре.

Наиболее полно и убедительно, на наш взгляд, проблемы личностноориентированного образования и обучения разрабатываются И. С.Якиманской, идеи которой легли в основу большинства существующих концепций личностно-ориентированного образования. По мнению И. С.Якиманской целью личностно-ориентированного образования и обучения является создание необходимых условий для раскрытия и последующего целенаправленного развития личностных черт учащегося: «Личностно-ориентированное образование есть такое, которое во главу угла ставит как основную ценность раскрытие индивидуальности каждого ребенка через учение как самостоятельную и значимую для него деятельность в школьный период его возрастного развития» .

И.С.Якиманской сформулированы принципы, в полной мере отражающие философию личностно-ориентированного образования и обучения :

1. Каждый ребенок уникален и неповторим в сочетании своих индивидуальных проявлений.

2. Ученик не становится личностью под влиянием обучения, а изначально ею является.

3. Школа должна не вооружить знаниями, умениями и навыками, а посредством их развить ученика как индивидуальность, создать благоприятные условия для развития его способностей.

4. Школа должна изучить, проявить, развить личность каждого ученика.

В тоже время И. С.Якиманская подчеркивает, что, несмотря на огромную роль развивающей функции в обучении, понятие «личностно-ориентированное обучение» не тождественно понятию «развивающее обучение». Действительно, любое обучение является по сути развивающим, но не всякое личностно ориентировано. Безусловно, личностно-ориентированное обучение есть развивающее обучение, но средства развития личности иные. Личностно-ориентированный подход в обучении реализуется, по мнению И.С.Якиманской, только через

субъектный опыт учащегося, что не так важно в развивающем обучении. Работа с субъектным опытом - центральная составная часть в концепции ученого.

Следовательно, основным методом проектирования личностноориентированного обучения становится так называемый субъектно-личностный подход. При этом, И. С.Якиманская четко разграничивает понятия «субъектный», «субъективный», «субъектность», говоря о субъектном опыте как об опыте, принадлежащем конкретному человеку. Субъективным же может быть взгляд на события, явления, факты, которые, собственно, и формируют субъектный опыт личности. Субъектность же проявляется в избирательности учащегося к познанию мира. Субъектно-личностный подход в обучении предполагает отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости и реализуется при соблюдении следующих требований к работе учителя:

1. При сообщении знаний обращаться к индивидуальным знаниям детей.

2. Разнообразить учебный материал по форме его сообщения.

3. Создать условия для выявления индивидуальности учащегося.

4.Учитывать природные предпосылки детей (речь, нервно-психическую организацию и т.д.).

5. Работа должна быть системной.

6. Необходимо создать особую образовательную среду в виде учебного плана, организации условий для проявления индивидуальности каждого ученика.

7. Учитель должен понимать цели и ценности личностноориентированного образования, четко разграничивая эти понятия.

Целью личностно-ориентированного обучения в концепции И.С. Якиманской является создание условий, необходимых для раскрытия и целенаправленного развития личностных черт учащегося. Ценность же заключается в выращивании личности ребенка как индивидуальности в ее неповторимости и уникальности.

Говоря о реализации субъектно-личностного подхода в обучении, И. С.Якиманская выдвигает понятие «способ учебной работы (СУР)», подразу-

мевая под этим понятием путь развития познавательных способностей учащихся. Способ учебной работы, считает исследователь, есть «устойчивое индивидуальное образование, включающее в себя мотивационную и операционную сторону познавательной деятельности, характеризующее индивидуальную избирательность ученика к проработке учебного материала разного научного содержания, вида и формы» . Именно СУР, по мнению И.С. Якиманской, является основной единицей учения, в которой формируются познавательные потребности, а, следовательно, проявляется накопленный учеником опыт познания, субъектный опыт. Однако не стоит смешивать такие понятия как «прием» и «способ» учебной работы. Под приемом учебной работы, утверждает И. С.Якиманская, следует подразумевать правило, образец, алгоритм той или иной деятельности. Прием входит в содержание знаний, описывается в учебнике, объясняется учителем, закрепляется на уроке. В отличие от приема способ учебной работы вырабатывается учеником самостоятельно в процессе его взаимодействия с окружающим миром .

Таким образом, главным фактором, способствующим реализации личностно-ориентированного подхода на уроке, по мнению И. С.Якиманской, является опора на субъектный опыт учащегося с целью самостоятельной выработки им способа учебной работы, необходимого для реализации опыта познания, и дальнейшего развития.

Анализ таких исследовательских трудов И. С.Якиманской как «Построение модели личностно-ориентированной школы», «Разработка технологии личностно-ориентированного обучения» и др., показал, что философская позиция и идеи построения модели личностно-ориентированной школы данного автора легли в основу педагогической концепции А.А.Плигина.

Следуя концепции А.А.Плигина, под личностно-ориентированным обучением следует понимать «такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты; целью образования является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и

структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся, а отношения учитель-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора» .

Концепция А.А.Плигина, основанная на исследованиях И. С.Якиманской и В.В.Серикова, направлена на создание модели личностно-ориентированной школы, существенно отличающейся от других существующих моделей и педагогических систем. Главное отличие личностно-ориентированной школы А.А.Плигина заключается в предоставлении ребёнку большей свободы выбора в процессе обучения. В её рамках не ученик подстраивается под сложившийся обучающий стиль учителя, а учитель, обладая разнообразным технологическим инструментарием, согласует свои приёмы и методы работы с познавательным стилем обучения ребёнка.

Исходя из специфики построения модели личностно-ориентированной школы, А.А.Плигин дает свою формулировку понятия «личностноориентированный подход», вкладывая в его содержание : субъектный опыт учащихся (ту часть личностного опыта ребенка, которая относится к его собственным новообразованиям и индивидуальным смыслам); способы работы с субъектным опытом учащихся; траекторию развития личности; познавательные способности и стратегии (внутренние механизмы познавательных процессов, которые связаны с определенным видом деятельности); когнитивный стиль (познавательные предпочтения учащихся на сенсорном, ценностном, смысловом уровнях, а также предпочтения к операциям логического мышления, познавательным стратегиям, содержанию, видам и формам познавательной деятельности); личностно-ориентированные образовательные технологии; обучающий стиль учителя (интегративная характеристика профессиональной деятельности педагога, проявляющаяся в проекции его собственных когнитивных и личностных предпочтений в реализации учебно-воспитательного процесса (обучающей деятельности)).

Концепция Н.А.Алексеева созвучна с концепциями В.В.Серикова, Е.В.Бондаревской и др. педагогов, занимающихся проблемой личностноориентированного образования и обучения. По мнению исследователя, в личностно-ориентированной педагогике акцент делается на развитии личностного отношения к миру, к деятельности, к себе, что предполагает «не просто активность и самостоятельность, но обязательную субъективную активность и самостоятельность. Если в субъектной педагогике учащийся выступает как бы проводником идей учителя, то в личностной - он творец и создатель себя и собственной деятельности» .

В основу своей концепции Н.А.Алексеев закладывает принцип событийности, выдвигая понятие «событие обучения» в значении «со - бытие» как тождественное понятию «процесс личностно-ориентированного обучения». Под «событием обучения» подразумевается совместное бытие учителя и учащегося в познавательной ситуации.

Критический анализ работ Н.А.Алексеева («Личностно-ориентированное обучение в школе», «Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики»), а также исследований В.В.Серикова, Е.В.Бондаревской, А.А.Плигина, В.П.Беспалько, И.А.Волкова, В.М.Монахова, С.В.Зайцева, А.В.Зеленцо-вой, М.М.Балашова, М.И. Лукьяновой, С.В.Беловой и др. позволил выявить ключевые положения, являющиеся основой концепций личностно-

ориентированного обучения:

1. Личностно-ориентированное обучение - это обучение, во главе которого стоит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения, что является противоположностью традиционному обучению, ориентированному на получение в обучении человека, рассматриваемого как набор определенных функций, реализатора определенных моделей поведения, зафиксированных в социальном заказе школы (Алексеев Н.А.) .

2. Личностно-ориентированное обучение - это иная методология организации условий обучения, предполагающая не «учет» особенностей субъекта учения, а «включение» его собственных личностных функций в образовательный

процесс. Под личностными функциями Алексеев Н.А. подразумевает «те проявления, которые, собственно, и реализуют социальный заказ «быть личностью» . К подобным проявлениям Алексеев Н.А. относит личностные функции, предложенные Сериковым В.В. в его работе «Образование и личность» .

3. Личностно-ориентированное обучение - это обучение, при котором стандартом образования является - не цель, а средство, определяющее направление и границы используемого материала как основы личностного развития на разных ступенях обучения (Сериков В.В., Якиманская И.С. и др.).

4. Личностно-ориентированное обучение - это обучение, критериями эффективной организации которого являются параметры личностного развития. (Бондаревская Е.В., Якиманская И.С. и др.).

5. Личностно-ориентированное обучение - создание условий для активизации личностных функций на основе личностного опыта субъекта учения. (Якиманская И. С., Алексеев Н. А и др.).

6. Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, единицей понимания и проектирования которого является учебная ситуация, позволяющая решать задачи процесса обучения, в который органично включен ученик как субъект деятельности (Алексеев Н.А., Сериков В.В. и др.).

Таким образом, на основе проведенного нами критического анализа можно сделать вывод, что в настоящий момент в теории образования сложилось 3 основных подхода в разработке личностно-ориентированного образования и обучения:

1. Личностно-ориентированный подход в концепции В.В. Серикова. В основе концепции заложен ситуационный принцип. Центральные понятия концепции: субъект, личностный опыт, личностно-ориентированная или личност-но-утверждающая педагогическая ситуация.

2. Личностно-культурологический подход в концепции Е.В.Бондаревской. В основе концепции заложен принцип культуросообразности. Центральные понятия концепции: человек культуры, культурологический индивидуальноличностный подход.

3. Субъектно-личностный подход в концепции И. С.Якиманской. В основе

концепции заложен принцип раскрытия индивидуальности каждого ребенка через самостоятельную и значимую для него деятельность. Центральные понятия концепции: субъектный опыт, способ учебной работы (СУР).

К подходам, возникшим на основе концепций В.В. Серикова, Е.В. Бонда-ревской и И.С.Якиманской, можно отнести следующие:

1. Личностно-ориентированный подход в концепции А.А.Плигина. В основе концепции заложен принцип сотрудничества и свободы выбора. Центральные понятия концепции: свобода выбора, субъектный опыт.

2. Личностно-ориентированный подход в концепции Н.А.Алексеева. В основе концепции заложен принцип событийности. Центральные понятия концепции: субъектная активность, субъектная самостоятельность, событие обучения.

Вышеперечисленные концепции перспективны, а подходы действенны, но наиболее актуальными, на наш взгляд, являются субъектно-личностный подход в концепции И.С.Якиманской и личностно-ориентированный подход в концепции В.В.Серикова, которые не противоречат друг другу, а, скорее, могут взаимно дополняться. Реализация этих подходов в учебном процессе направлена преимущественно на ценности, а не на конечные цели; означает определение индивидуальных образовательных траекторий, способствующих возникновению и усилению познавательных интересов и способностей, личностно значимых ценностей и жизненных установок; предполагает ориентацию на развитие личности, а не отдельных ее свойств; подразумевает отношение к каждому ребенку как к уникальности, несхожести и неповторимости.

Библиографический список

1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: Монография. Тюмень: Изд-во Тюменского Государственного Университета, 1996. - 216с.

2. Бондаревская Е.В.Концепции личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория // Шк.Духовности,1999, №5, с. 41-66.

3. Из опыта построения модели личностно-ориентированного образования школы № 507//Под редакцией Плигина А.А. М: ЮОУ ДО г. Москвы, 2004, выпуск № 43.

4. Личностно-ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии, Ростов на Дону: Изд-во РГПУ, 1995. - 288с.

5. Личностно-ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: Монография. - Волгоград: Перемена, 2000. - 148с.

6. Построение модели личностно-ориентированного обучения. Под научной ред. Якиманской И.С. - М.:КСП+, 2001. - 128 с.

7. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования пед. систем. - М.: Издательская корпорация «Логос»,1999. - 272с.

8. Сериков В.В. Личностно-ориентированный подход в образовании: концепции и технологии: Монография. - Волгоград: Перемена, 1994. - 152с.

9. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь,2000. - 112с.

1. Alexeev N.A. Person-Oriented Approach: Theory and Practice Questions: Monograph. Tyumen: Publishing House of the Tyumen State University, 1996. -216 p.

2. Bondarevskaya E.V. Concepts of the Person-Oriented Education and Complete Pedagogical Theory // School of Spirituality, 1999, №5, P. 41-66.

3. From the Experience of Person-Oriented Education Model Construction at School № 507 // Under Edition of Pligin А.А. M: Moscow, 2004, Release № 43.

4. The Person-Oriented Educational Process: Essence, the Maintenance, Technologies, Rostov-on-Don: RGPU Publishing House, 1995. - 288 p.

5. The Person-Oriented Education: Phenomenon, Concept, Technologies: Monography. - Volgograd: Change, 2000. - 148 p.

6. Person-Oriented Training Model Construction. Under Edition of Yakiman-skaya I.S. - M.^ra +, 2001. - 128 p.

7. Serikov V.V. Education and a Person. Theory and Designing Practice. - М: "Logos" Publishing Corporation, 1999. - 272 p.

8. Serikov V.V Person-Oriented Approach in Education: Concepts and Technologies: Monograph. - Volgograd: Change, 1994. - 152 p.

9. Yakimanskaya I.S. Person-Oriented Training at Modern School. - М: September, 2000. - 112 p.

Определение

Личностно-ориентированный подход в обучении - это концентрация внимания преподавателя на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с чувственными, эстетическими, креативными задатками и способностями развития.

Основная и самая главная сложность состоит в том, чтоб в новейших условиях не только суметь сохранить, но и даже усовершенствовать личностно-ориентированный подход в обучении. Образование рассматривается как неповторимая и единственная форма обращения гражданского общества к подрастающему человеку как к личности. Таковой взгляд лежит в основе новейшей философии образования.

Цель личностно ориентированного образования - это создание условий для полноценного становления следующих функций индивида :

  1. способность человека к выбору;
  2. умение рефлектировать, оценивать собственную жизнь;
  3. поиск значения жизни;
  4. творчество;
  5. создание образа «Я»;
  6. ответственность (в соответствии с формулировкой «Я отвечаю за всё»).

В личностно-ориентированном образовании обучающийся - это главное действующее лицо всего образовательного процесса.

Личностно-ориентированное образование предполагает ориентацию на воспитание, образование и развитие всех детей с учетом их личных особенностей (возрастных, физических, психологических, интеллектуальных); образовательных потребностей, расположение учащихся по однородным группам: возможностям, профнаправлению, а также отношение к любому ребёнку как к неповторимой индивидуальности.

Личностный подход базируется на том, что любая личность универсальна и основной задачей воспитательной работы становится формирование индивидуальности и создание условий для становления творческого потенциала.

Потому основное интерес направляется на формирование с раннего юношества таких параметров личности, как: внутренней независимости, самодостаточности, самоконтроля, самоуправления, саморегуляции.

На первых порах принципиально важно оценить удачи малыша не в сопоставлении с другими детьми, а сравнивать его сегодняшние удачи с прошлыми, выделяя при этом его развитие. При этом важно отметить старания и стремления ребенка, прилагаемые для достижения хороших результатов в обучении, труде, творчестве. Для большинства детей успех - стимул к предстоящему совершенствованию. Необходимо в детях совершенствовать творческую активность, любознательность, инициативность, самостоятельность. Нужно побуждать желание знать и верить в собственные возможности. Кроме того, следует применять похвалу как средство одобрения. Она пробуждает веру в личные силы, в том числе и у самых слабых детей.

Определение

Личностно-ориентированное воспитание – это такая воспитательная система, где ребенок считается высочайшей ценностью, ставится в центр воспитательного процесса, основанного на принципах гуманистической педагогики (уважение к личности, природосообразность обучения, учет особенностей личного развития, добро и ласка, отношение к ребенку как полноправному соучастнику воспитательного процесса).

Воспитание и образование, направленное на личность ребенка, включает в себя:

  • отказ от ориентировки на среднего ребенка;
  • учет особенностей в учебно-воспитательном процессе;
  • прогнозирование личности и проектирование личных программ развития.

Следует отметить идею личного подхода, сущность которого, в том, что в детский сад приходят не просто дети, а дети - личности, со своим миром эмоций, а также переживаниями. Наверное, это и следует в первую очередь учесть преподавателю в своей работе. Он обязан применять и знать эти приемы, в которых любой ребенок ощущает себя личностью, чувствует интерес преподавателя лишь к нему. Вместе с тем он уважаем, его никто не может оскорбить или обидеть.

Составляющие личностно-ориентированного подхода

Существуют три аспекта при личностно-ориентированном взаимодействии (методы общения) - это понимание, принятие и признание личности ребенка.

Понимание ребенка – проникновение в его внутренний мир. Понимание ученика связано с умением педагога найти степень внушаемости воспитанника, понять его положение. Так просто внушаемый ученик неуверен, чувственно неустойчив, просто поддается воздействию. В экстремальных ситуациях нередко пропадает. В конфликтах эти ученики своенравны, истеричны, просто впадают в состояние аффекта. Следственно, в работе с таковыми детьми педагог обязан внушить им веру в собственные силы, верность собственных мыслей, возможность решения появляющихся проблем.

Принятие ребенка – абсолютное позитивное к нему отношение. Принятие значит абсолютное, т.е. в отсутствии каких-либо предварительных условий, позитивное отношение к ребенку. Принятие – не просто позитивная оценка, это признание того, что малыш принят со всеми его особенностями, недочетами, что он имеет преимущество быть таковым, какой он есть. Преподаватель их понимает. Он готов справиться с недочетами.

Естественно, просто взять ученика, когда его плюсы превосходят недочеты. Однако зачастую приходиться работать с детьми, которых постигли какие-либо неудачи.

Признание ребенка – право быть лично собой, примирение взрослых с его особенностью, взглядами, оценками, убеждением. Мы можем не воспринимать то, что для малыша считается весомым, принципиальным, однако самого его не отвергаем. Ненавидим действия, обожаем ребенка. Означает, верим в его способности, в то, что подрастет – все осознает и станет вести себя лучше. Верим в то, что зерна обучения выдадут когда-нибудь плоды. Признаем – означает, верим в самосовершенствование. Это понимание диалектики и противоречий обучения делает педагога разумным и терпеливым, а его позицию мощной и неуязвимой. Лишь тогда ученик естественно проходит чрез все периоды и проблемы взросления без результатов и комплексов, сформированных неверным обучением.

Признание личности ребенка с самого начала его сознательной жизни имеет важнейшее значение.

Формирование личности осуществляется каждый день будничной жизни, а потому очень важно, чтобы повседневная жизнь и активность стала не только разнообразной, но и содержательной. Радостным должен стать сам процесс приобретения новых знаний мира с проблемами, успехами и неудачами. Ни с чем несравнимую радость доставляет обучение с друзьями, приобретение друзей, коллективные дела, забавы, общие переживания, приобщение к труду, а также социально - полезной деятельности.

Любой ребенок должен быть в чем-то не хуже остальных, а может и превосходить в чем-то: кто-то отлично читает стихи, кто-то играет роли, кто-то танцует, кто-то одарен в арифметике, кто-то в литературе и т.д. Нужно лишь помочь ребенку раскрыться.

1.1. Личностно-ориентированный подход
в педагогической деятельности

В последние годы личностно-ориентированный подход стреми­тельно завоевывает образовательное пространство России. Большин­ство педагогических коллективов страны настойчиво осваивают тео­ретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе. Многие педагоги и руководители учебных заведений считают его самой современной методологиче­ской ориентацией в педагогической деятельности.

Такая популярность личностно-ориентированного подхода обусловлена рядом объективно существующих обстоятельств. Назовем лишь некоторые из них.

Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько социально типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме.

Во-вторых, психологи и социологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, рас­крепощенность и независимость, а это, в свою очередь, предопре­деляет применение педагогами новых подходов и методов во взаи­модействии с учащимися.

В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятель­ности. Отсюда очевидна необходимость построения личностно-ориентированных систем обучения и воспитания школьников.

Однако одного осознания целесообразности преобразований еще недостаточно для того, чтобы их осуществить. Не будет лишним заметить и то, что в настоящее время существует немало белых пятен в изучении возможностей и условий применения личностно-ориентированного подхода в педагогической практике. Очень важно систематизировать уже накопленные исследователями и практиками знания о данном подходе и на их основе попытаться расширить границы его использования в деятельности педагогов. Но сначала постараемся на основе анализа педагогических исследований ответить на вопросы:



1. Что такое личностно-ориентированный подход?

2. Чем он отличается от традиционных подходов?

3. Из каких компонентов он складывается?

Правильно ответить даже на первый вопрос очень нелегко, хотя часть ответа лежит на поверхности в формулировке самого вопроса. Как ни покажется банальным, но личностно-ориентированный подход – это прежде всего подход. Если при анализе средств педагогической деятельности воспользоваться методом классификации, то личностно-ориентированный подход окажется в одном ряду с возрастным, индивидуальным, деятельностным, коммуникативным, системным и другими подходами.

Изучение педагогических публикаций не позволяет в полной мере выяснить, что же все-таки педагоги-исследователи понимают под подходом, какой смысл вкладывается при использовании этого понятия. Большинство авторов не утруждают себя описанием его содержания, состава и структуры. Если обратиться к философии, где родились многие научные подходы, которые впоследствии стали использоваться педагогической наукой и практикой, то можно обнаружить, что философы склонны понимать под подходом ориентацию человека в познавательной или преобразовательной деятельности. К примеру, применение системного подхода они увязывают с ориентацией человека, при которой объект познания или преобразования рассматривается как система; использование модельного подхода констатируется тогда, когда модель изучаемого или преобразуемого объекта выступает в качестве основного ориентира осуществляемой деятельности. В большинстве случаев человеческая деятельность, как утверждают философы, строится на основе не одной, а нескольких ориентации. Разумеется, избираемые им ориентации должны быть не взаимоисключающими, а дополняющими друг друга. Вместе они составляют стратегию деятельности и обусловливают выбор тактики действий в конкретной ситуации и в определенный промежуток времени. Необходимо подчеркнуть, что из всего диапазона подходов, применяемых в деятельности, одна ориентация является приоритетной (доминирующей), благодаря которой формируется качественное своеобразие почерка деятельности человека.

Большинство исследователей считает, что подход включает в свой состав три основных компонента:

а) основные понятия, используемые в процессе познания или преобразования;

б) принципы как исходные положения или главные правила осуществляемой деятельности;

в) приемы и методы построения процесса познания или преобразования.

Опираясь на воззрения философов, постараемся дать определение личностно-ориентированного подхода.

Итак, личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

В сформулированном определении отражена сущность данного феномена и выделены наиболее важные его аспекты, такие как:

Во-первых, личностно-ориентированный подход является, прежде всего, ориентацией в педагогической деятельности;

Во-вторых, он представляет собой комплексное образование, состоящее из понятий, принципов и способов педагогических действий;

В-третьих, данный подход связан с устремлениями педагога содействовать развитию индивидуальности учащегося, проявлению его субъектных качеств.

Определение понятия и сущностных характеристик личностно-ориентированного подхода позволяет ответить на второй вопрос: чем он отличается от традиционных подходов?

Покажем главное его отличие от такого традиционного подхода, как индивидуальный. Использование в педагогической деятельности и того и другого подхода предполагает учет индивидуальных особенностей ребенка. Однако если при применении личностно-ориентированного подхода это делается с целью развития индивидуальности ученика, то при использовании индивидуального подхода реализуется другая целевая установка – освоение учащимися социального опыта, т.е. каких-то знаний, умений и навыков, определенных в типовых программах обучения и воспитания и обязательных для усвоения каждым воспитанником. Избрание первого подхода связано с желанием содействовать проявлению и развитию в ребенке ярко индивидуального, а выбор второго – с направленностью педагогического процесса на формирование социально типичного, что тоже крайне сложно осуществить без получения и учета информации об индивидуальных особенностях школьников. В этом и заключается принципиально важное отличие двух названных подходов.

Теперь настало время дать более обстоятельный ответ на третий вопрос, из каких компонентов складывается личностно-ориентированный подход?

С этой целью охарактеризуем три составляющие данного подхода.

Первая составляющая – основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий являются главным инструментом мыследеятельности. Отсутствие их в сознании педагога или искажение их смысла затрудняют или даже делают невозможным осознанное и целенаправленное применение рассматриваемой ориентации в педагогической деятельности. К основным понятиям личностно-ориентированного подхода можно отнести следующие:

- индивидуальность неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;

- личность – постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;

- самоактуализированная личность – человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;

- самовыражение – процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей;

- субъект – индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;

- субъектность – качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;

- Я-концепция – осознаваемая и переживаемая человечком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;

- выбор – осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;

- педагогическая поддержка – деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением (О.С. Газман, Т.В. Фролова).

Вторая составляющая – исходные положения и основные правила построения процесса обучения и воспитания учащихся. В совокупности они могут стать основой педагогического кредо учителя или руководителя образовательного учреждения. Назовем принципы личностно-ориентированного подхода:

Принцип самоактуализации . В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

Принцип индивидуальности . Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога - это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ.

Принцип субъектности . Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания.

Принцип выбора . Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

Принцип творчества и успеха . Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».

Принцип доверия и поддержки . Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его стремления к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.

И, наконец, третий компонент личностно-ориентированного подхода – это технологическая составляющая, которая включает в себя наиболее адекватные данной ориентации способы педагогической деятельности. Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода, по мнению профессора Е.В. Бондаревской, составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как:

Диалогичность;

Деятельностно-творческий характер;

Направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;

Предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

Большинство педагогов-исследователей склонно включать в данный арсенал диалог, игровые и рефлексивные методы и приемы, а также спо­собы педагогической поддержки личности ребенка в процессе его само­развития и самореализации. Использование личностно-ориентирован­ного подхода в обучении и воспитании школьников, как полагает
Т. В. Фролова, невозможно без применения методов диагностики.

Наличие у педагога представлений о сущности, строении и структуре личностно-ориентированного подхода позволяет ему более целенаправленно и эффективно моделировать и строить в соответствии с данной ориентацией конкретные учебные занятия и воспитательные мероприятия.

1.2 Сравнительный анализ традиционного и
личностно-ориентированного образования

В основе личностно-ориентированного образования лежит доминирующий признак: «Личностно-ориентированное образование – образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности». Очевидно, что саморазвитие личности ребенка в этом случае не обходится без освоения им социальных и иных норм, но приоритет все же сохраняется за индивидуальным и субъективным началом, а не за общественной значимостью образовательного процесса и его результатов.

Личностно-ориентированное образование включает в себя практически те же структурные элементы, что и социально-ориентированное образование: цели, задачи, содержание, технологии, контроль, оценку, но смысл и вектор образовательного движения всегда иной – не к ученику, а от него.

Традиционно считается, что знания ученик может получать только извне – от учителя, из учебника и т. д. Поэтому традиционное образование обязательно включает так называемую передачу знаний.

Личностно-ориентированный подход строится по-другому, поскольку предполагает возможность создания знаний самим учеником, т. е. знания не передаются ему для заучивания в готовом виде, а конструируются, добываются, генерируются им в собственной деятельности.

Поэтому если образовательная система предполагает и, более того, планирует выход ученика за внешне заданные ориентиры – цели, задачи, содержание, темпы образования, то такая система личностно и творчески ориентирована. И наоборот, если успех обучения определяется тем, насколько близки результаты ученика к заранее заданным, то такая образовательная система не личностная и не творческая, какие бы ориентиры она не декларировала. Например, если школьные зачеты и экзамены не проверяют и не оценивают личностную образовательную продукцию учеников, а проверяют только стандартный и общий для всех минимум знаний и умений, личностно-ориенти-рованной такую систему назвать нельзя.

Долгое время учитель был основным источником информации, которую он сообщал ученикам, обучая их различным наукам. До сих пор используются термины «дать знания», «дать образование». Понимание обучения как «передаточного» механизма некоторого содержания от учителя к ученикам предполагает формирующее воздействие педагога на ученика. Аналогичным образом в методической деятельности укоренился так называемый обмен опытом, который якобы способен взаимно обогатить двух или нескольких учителей, которые расскажут друг другу о своей работе. На самом деле в этом случае происходит лишь передача информации, но не опыта и тем более не знаний.

Личностно-ориентированное понимание обучения отрицает механическую «передачу» образования и таких его составляющих, как знания и опыт. Знания, умения и навыки – не вещественные предметы, которые можно передать. Они образуются в результате активности ученика, в ходе его собственной деятельности. Непередаваем также и опыт – эмпирическое познание действительности, осуществляемое тем, кому в конечном итоге и принадлежат результаты его деятельности: знания, умения, освоенные способы деятельности, образовательная продукция. Личностно-ориентированный относительно ученика подход предполагает обучение как выращивание ученика.

Ученик – «семя» неизвестного для педагога растения.

При такой установке возможны два типа обучения:

1) обучение, ориентированное на внешний заказ (социальный, государственный, родительский), требует от учителя формирующих действий по отношению к ученику.

2) обучение, ориентированное на выявление и реализацию внутренней сущности ученика, предполагает создание учителем та­кой среды, которая была бы наиболее благоприятна для развития способностей ребенка. Такое образование невозможно «дать», его можно лишь обеспечить тем или иным способом.

Если же обучение опирается на активную антропологическую позицию: Ученик – не просто «семя» неизвестного для педагога растения, но семя, способное обеспечивать и корректировать свой рост, – то такое обучение ориентировано на создание гармоничной естественной среды, обеспечивает самореализацию личностного потенциала ребенка и побуждает его к поиску собственных результатов в изучаемых областях.

Поэтому мало дать свободу детям, надо научить их действовать. Именно эту задачу и ставит личностно-ориентированное обучение.

Таким образом, заданной в личностно-ориентированном обучении является методология деятельности ученика и учителя, обеспе­чивающая свободу их индивидуальной творческой самореализации.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!