Личные притязания. Признаки заниженной самооценки

Уровень притязаний

Характеризует:

1) уровень трудности, достижение к-рого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель);

2) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (У. п. в данный момент);

Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций - тенденции повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех, и тенденции снизить их, чтобы избежать неудачи. Переживание успеха (или неуспеха), возникающее вследствие достижения (или недостижения) У. п., влечет за собой смещение У. п. в область более трудных задач (или более легких). Снижение трудности избираемой цели после успеха или ее повышение после неудачи (атипичное изменение У. п.) говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Уровень притязаний

Понятие, введенное К. Левином для обозначения стремления индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям. Соответствует достижениям в некоем виде деятельности и некоей сфере общения, на кои рассчитывает человек при оценке своих способностей и возможностей.

Характеризует:

1 ) уровень трудности, достижение коего является общей целью серии будущих действий, - цель идеальную;

2 ) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий, - уровень притязаний в данный момент;

3 ) желаемый уровень самооценки личности, - уровень Я.

Уровень притязаний может быть адекватным, то есть соответствовать способностям индивида, и неадекватным - заниженным или завышенным. (см. уровень притязаний).

Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций:

1 ) повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех;

2 ) снизить их, чтобы избежать неудачи.

Переживание успеха (неуспеха), возникая вследствие достижения (недостижения) уровня притязаний, влечет за собой его смещение в область более трудных (легких) задач. Снижение трудности избираемой цели после успеха или же ее повышение после неудачи - атипичное изменение уровня притязаний - говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке.

Люди, имеющие реалистичный уровень притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным, завышенным или заниженным притязаниям. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, в тенденции избегать ситуаций соревнования, в некритичности оценки достигнутого, в ошибочности прогноза, и пр.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Уровень притязаний

   УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ (с. 619) - желаемый уровень самооценки личности; определяется степенью трудности тех задач, которые личность перед собой ставит. Оценка уровня притязаний проводится с точки зрения его адекватности - соответствия реальным возможностям человека. Различают частный и общий уровень притязаний.

Частный уровень притязаний относится к достижениям в отдельных областях деятельности (в спорте, музыке и т.п.) или человеческих отношений (стремление занять определенное место в коллективе, в дружеских, семейных или производственных отношениях и т.п.). В основе такого уровня притязаний лежит самооценка в соответствующей области.

Уровень притязаний может носить более общий характер, то есть относиться ко многим областям жизни и деятельности человека, и прежде всего к тем, в которых проявляются его интеллектуальные и нравственные качества.

Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным (завышенным или заниженным) притязаниям. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать ситуации соревнования, некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т.п.

Уровень притязаний как психологическая характеристика впервые был экспериментально изучен в 20-х гг. XX в. под руководством К.Левина немецким психологом К.Хоппе. Было показано, что выбор задачи определенной трудности зависит от успеха или неудачи в решении предыдущих задач: успех способствует выбору более трудных задач (повышение уровня притязаний), неудачи - наоборот, более легких (снижение уровня притязаний). Выяснилось также, что среди испытуемых существуют лица, которые в случае возникновения риска озабочены не тем, чтобы добиться успеха, а тем, чтобы избежать неудачи. Если им приходится осуществлять выбор между задачами различной степени трудности, они выбирают либо самые легкие задачи, либо самые трудные. Первые - потому, что убеждены в успехе (элемент риска минимален); вторые - потому, что неудача в этом случае будет оправдана исключительной трудностью задачи (при этом самолюбие не окажется уязвленным).

Эксперименты Хоппе в различных модификациях были впоследствии повторены многими исследователями. Результаты позволили выявить следующую закономерность: обычно личность устанавливает свой уровень притязаний между очень трудными и очень легкими задачами и целями таким образом, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку.

Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но прежде всего трезвым, а иногда смутно осознаваемым учетом и оценкой прошлых успехов и неудач.

Исследования уровня притязаний позволяют лучше понять мотивацию поведения человека и осуществлять направленное педагогическое воздействие, формирующее лучшие качества личности.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Смотреть что такое "уровень притязаний" в других словарях:

    Уровень притязаний - личности это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Люди, обладающие реалистическим уровнем притязаний, отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении своих целей, большей… … Википедия

    УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ Энциклопедия социологии

    УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ - – 1. Уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель). 2. Выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (У. п.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ - характеризует: 1) уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель)); 2) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий; … Словарь по профориентации и психологической поддержке

    УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ - См притязаний, уровень … Толковый словарь по психологии

    Уровень притязаний - 1) уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель); 2) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (У. п. в данный… … Психологический лексикон

    УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ - англ. level of claims; нем. Anspruchsniveau. 1. Идеальная цель, достижение к рой связано с определенными трудностями и целым рядом будущих действий. 2. Цель очередного действия, формирующаяся в результате успешности или безуспешности прошлых… … Толковый словарь по социологии

    Уровень притязаний - желаемый уровень достижений личности, связанный с её самооценкой; определяется степенью трудности тех задач, которые личность перед собой ставит. Оценка У.п. проводится с точки зрения его адекватности соответствия реальным возможностям… … Педагогический терминологический словарь

    УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ - желаемый уровень достижений личности, связанный с её самооценкой; определяется степенью трудности тех задач, к рые личность перед собой ставит. Оценка У. п. проводится с точки зрения его адекватности соответствия реальным возможностям человека.… … Российская педагогическая энциклопедия

Не получается достигнуть цели?! Боишься пробовать себя на новом поприще?! Узнай причины своих страхов, пока «на помощь» не пришла фрустрация!

Каждому человеку, обитающему на планете Земля, присуще желание чего-либо добиться в жизни. При этом запросы могут быть абсолютно разными: один грезит высокой должностью, другой мечтает властвовать над миром, а третьему для полного счастья не хватает лишь пары кроссовок.

Умение ставить перед собой осуществимые задачи, соответствующие реальным возможностям, свидетельствуют о наличии адекватного уровня притязаний.

Уровень притязаний и самооценка личности

Психологический термин «уровень притязаний» подразумевает стремление индивида достичь определенных результатов на том или ином поприще, чтобы повысить, либо еще раз подтвердить свою самооценку.

Что касается последней, она представляет собой отношение человека к собственной личности, попытку оценить свои возможности, достоинства и недостатки, а также их влияние на других представителей людского рода.

В зависимости от характерных особенностей человека самооценка может быть разумной, завышенной или заниженной.

Не подлежит сомнению тот факт, что между уровнем притязаний и самооценкой существует тесная взаимосвязь, поскольку ни одно из этих понятий не может существовать отдельно от другого.

Снижая или повышая планку ожиданий, человек получает возможность регулировать свою самооценку, которую, к сожалению, не всегда умеет правильно использовать.

Последствием этого нередко становятся внутренние конфликты и острый психологический дискомфорт, сопровождающиеся затяжными депрессиями, нервными срывами и состоянием крайней озлобленности на весь мир.

Завышенная самооценка

Диагностика завышенной самооценки включает отслеживание таких признаков, как:

  1. Фанатичная вера в свои возможности . Человек, пораженный этим «недугом», не упускает случая убедить окружающих в своем превосходстве над ними и очень любит использовать букву «я» (я сказал, я прав, я считаю, я рекомендую).
  2. Абсолютная невосприимчивость к критике . Любые замечания отскакивают от него, как «от стенки горох», более того, вызывают острое недовольство и ярко выраженную враждебность.
  3. Агрессивное поведение . Ошибочно полагая, что тактика нападения – лучший выход из любого положения, индивид с завышенной самооценкой имеет обыкновение затевать скандалы даже по самому незначительному поводу.
  4. Чрезмерно высокий уровень притязаний . Имея весьма искаженное представление о соотношении своих реальных и желаемых возможностей, он «стремится к звездам, едва умея ползать по земле».
  5. Глубокая эмоциональная неустойчивость . Как правило, она проявляется в резких перепадах настроения. Человек может весело смеяться над шуткой, а уже через минуту его пробирает крупная дрожь и он начинает биться в истерике, обвиняя окружающих во всех смертных грехах.
  6. Характерный внешний вид . Неестественно прямая осанка, горделиво поднятая голова, пронизывающий взгляд, а также голос, полный командных ноток.
  7. Отрицание неудач . Для человека с завышенной самооценкой губительна сама мысль о возможном провале. Сохраняя веру в собственную непогрешимость, он старается не участвовать в разговорах на эту тему и бесцеремонно обрывает собеседников, задающих «неудобные» вопросы.

Заниженная самооценка

Ученые мужи и дамы, прекрасно разбирающиеся в психологии, уже давно выявили следующие признаки заниженной самооценки:

  1. Излишняя робость и осторожность . От человека с комплексом неполноценности сложно добиться прямолинейности и твердости в ответах. Постоянно опасающийся задеть чужие чувства, он предпочитает юлить и мямлить, но только не высказывать свое настоящее мнение.
  2. Требовательность «на грани» . Закомплексованные мужчины и женщины скрупулезно пытаются добиться совершенства во всем, придирчиво оценивая не только свои, но и чужие действия. Подобная тактика нередко приводит к тому, что их начинают избегать даже самые близкие и любящие люди.
  3. Непрекращающиеся попытки заслужить одобрение . Многочисленные исследования доказали, что неуверенный в себе индивид, как никто другой зависит от постороннего мнения. Неодобрительные взгляды окружающих для него не просто проблема, а целая трагедия, ведущая к возникновению новых комплексов.
  4. Чрезмерно низкий уровень притязаний . Самосознание играет с таким человеком злую шутку, заставляя его устремляться в обратную сторону от истинных желаний и возможностей. Не в состоянии оценивать свои способности адекватно, он зачастую так и остается «на побегушках», даже если на самом деле заслуживает куда более высокой должности.
  5. Неубывающая любовь к жалобам. При этом не имеет значения, насколько обоснованы стенания несчастного, главное, чтобы весь мир был информирован о том, что он нелюбим, некрасив, несчастен, болен и вообще, на днях покинет этот бренный мир.
  6. Характерный внешний вид . Шаркающая, нерешительная походка, втянутая в плечи голова и бегающий взгляд, в котором явственно читаются вина и непременное предчувствие дурного.
  7. Стремление идти «на поводу» . Не доверяя своим суждениям, закомплексованный человек легко поддается влиянию других людей и с радостью перекладывает на них ответственность за свои поступки. Совершая под чужим руководством что-нибудь неблаговидное, он в первую очередь с облегчением думает о том, что все произошедшее – не его вина.

Понятие и характеристика фрустрации

Фрустрация – травмирующее психическое состояние, возникающее у человека, когда он не может или думает, что не может добиться осуществления тех или иных желаний.

Чаще всего причиной ее появления становятся низкая или высокая самооценка, а также завышенный уровень притязаний. Решить проблему можно только избавившись от комплексов, вернув себе уверенность в собственных силах и трезво взглянув на вещи.

Жизнь современного человека заполнена постоянной борьбой: за место под солнцем, за любимую семью, за приемлемое отношение – перечислять можно до бесконечности. Правильно расставив приоритеты и избавившись от проблем с самооценкой, можно получить в помощь новое действенное оружие, имя которому самоуважение.

Видео: Психология. Самооценка

Разрабатывая проблемы «Я»-концепции, психологи открывали новые возможности для анализа человеческого поведения. Если «Я»-концепция - информационная модель, регулирующая поведение, то она не является таким же «свойством» тела, как цвет волос или объем легких. Позволительно представить и другие модели, соотносимые с ней. Это самые разные модификации «Я» от реального к идеальному:
- «наличное» «Я» (каким я себя вижу сейчас);
- динамическое «Я» (каким я посильно стремлюсь стать);
- возможное «Я» (каким я могу, а может быть, и имею несчастье стать);
- идеализированное «Я» (каким приятно себя видеть);
- фантастическое «Я» (верх возможного) .

Чем идеальнее представление о «Я», тем менее оно реалистично, тем труднее его достигнуть. Но соотнесение улучшенного и реального «Я» задает вектор поведения для личности. Личность не просто реагирует на наличные потребности, но и выстраивает свое поведение с учетом возможного своего совершенствования, равно как и опасности стать хуже.

Такой подход получил реализацию в исследованиях школы К. Левина. Левин принадлежал к когорте гештальтпсихологов (от нем. Gestalt - образ), которые исходили из того, что при восприятии человеком окружающих явлений в его психике сперва создаются целостные образы, а затем уже в рамках этих образов уточняются отдельные детали. Познание целого предшествует познанию его частей. Поэтому и «Я»-концепцию гештальтисты готовы были интерпретировать как целостный «Я» -образ (или целостную их совокупность). По аналогии с физической картиной Левин объяснял действия человека тем, что его психическая деятельность реализуется в поле взаимодействия внутренних тенденций, имеющих разную силу. Внешние и внутренние условия создают именно эту, а не другую конфигурацию сил (одно очень важно, другое - меньше, причем именно в данном состоянии поля). Возникшая «разность потенциалов» и определяет «траекторию» психического движения, обеспечивает разрешение существующего ситуационного конфликта.

Прост и убедителен эксперимент, который провел Ф. Хоппе - ученик . Испытуемым предлагали набор карточек, на которых были поставлены различные цифры, и сообщали: номер карточки означает степень сложности задачи, написанной на обратной стороне. Испытуемый может брать любую карточку. При правильном ответе учитываются баллы, помеченные на карточке, при неудаче ставится нуль. После ответа на первое задание экспериментатор сообщает испытуемому, правильно или нет решена задача, и испытуемый сможет выбрать следующую карточку, подумать, сообщить результаты рассуждений экспериментатору, узнать его реакцию и т. д. Но можно будет по очереди взять лишь несколько карточек. Испытуемый находится в конфликтном положении: больше шансов решить легкую задачу, но за нее не получишь много баллов. Личность стоит на перепутье двух стратегий: стремления к успеху и избегания неудачи. Нормальным поведением считается такое: при правильном решении человек берет более сложную задачу, при неправильном - задачу попроще. Но оказалось, что есть немало людей, которые странно «последовательны» в своем выборе: одни и при успехе берут задачу полегче, другие и при неудаче выбирают более трудное задание.

Сложность выбранного задания Хоппе назвал уровнем притязания испытуемого. Если человек при неудачном решении брал задание легче, то это можно было объяснить изменениями в актуальном психическом поле. Но как объяснить упорство при сохранении стратегии вне зависимости от успешности-неуспешности? Была выдвинута идея о наличии реальной и идеальной целях. Личность ориентируется не только на решение непосредственной задачи (реальная цель), но и на утверждение себя в целом (идеальная цель). Если человек оценивает себя как неспособного к решению сложных задач, то и при успешном результате берет следующее задание проще: и здесь налицо заниженный уровень притязаний. Иная картина складывается у тех, кто внешне самоуверен, но бессознательно боится не справиться с заданием, тогда даже при неудаче выбирается еще более сложный вариант. Если произойдет неудача вновь, можно сказать себе: зато я пытался играть по крупному, а не размениваться по мелочам.

Нормальное развитие личности связано с пониманием различия реальной и идеальной цели (так считал К. Левин). Правильная реакция на конкретные результаты своей деятельности помогает избегать ситуации, когда идеальная цель как бы отменяет реальную. Самонадеянная личность «обречена» на успех в том смысле, что любой реальный результат готова истолковывать в свою пользу. Но шансы на объективный успех от этого только снижаются.

Особенно ярко внутренний конфликт проявляется у талантливых людей с завышенным уровнем притязаний. Любой свой успех они приписывают себе, а неуспех - обстоятельствам, последовательно губя свое дарование.

Классическим примером тому служит история скрипача Ефимова, с которой начинается повесть Ф. М. Достоевского«Неточка Незванова». Ефимов был посредственным кларнетистом в домашнем оркестре одного помещика. Познакомившись с одним итальянским музыкантом, Ефимов стал учиться у него игре на скрипке, проявив при этом незаурядные способности. Помещик, узнав об этом, дал Ефимову 300 рублей (по тем временам очень большие деньги), чтобы тот ехал учиться в Петербург. Промотав деньги по трактирам, Ефимов стал играть в провинциальных оркестрах и, наконец, окончательно опустившись, оказался в Петербурге. Там Ефимов познакомился с начинающим скрипачом Б„ у которого и стал жить на положении приживальщика.

«Но, - рассказывал Б., - я не мог не удивляться странной натуре моего товарища. Передо мной совершалась въявь отчаянная, лихорадочная борьба судорожно напряженной воли и внутреннего бессилия. Несчастный целые семь лет до того удовлетворялся одними мечтами о будущей славе своей, что даже не заметил, как потерял самое первоначальное в нашем искусстве, как утратил даже самый первоначальный механизм дела. А между тем в его беспорядочном воображении поминутно создавались самые колоссальные планы для будущего. Мало того, что он хотел быть первоклассным гением, одним из первых скрипачей в мире; мало того, что он уже почитал себя таким гением, - он, сверх того, думал еще сделаться композитором, не зная ничего о контрапункте. Но всего более изумляло меня, - прибавлял Б., - то, что в этом человеке, при его полном бессилии, при самых ничтожных познаниях в технике искусства, - было такое глубокое, такое ясное и, можно сказать, инстинктивное понимание искусства... Однажды Б. заметил ему самым кротким образом, что не худобы ему было не слишком пренебрегать своей скрипкой, чтобы не отучить от себя своего инструмента; тогда Ефимов совсем рассердился и объявил, что он нарочно не дотронется никогда до своей скрипки, как будто воображая, что кто-нибудь будет упрашивать его о том на коленях. Другой раз Б. понадобился товарищу, чтоб играть на одной вечеринке, и он пригласил Ефимова. Это приглашение привело Ефимова в ярость, он с запальчивостью объявил, что он не уличный скрипач и не будет так подл, как Б., чтоб унижать благородное искусство, играя перед подлыми ремесленниками, которые ничего не поймут в его игре и таланте» .

У. Джемсу принадлежит оригинальная формула человеческого самоуважения:
Самоуважение = Успех / Ожидание

Допустим, два студента получили на экзамене по «четверке», но первый рассчитывал на «пятерку», а второй - на тройку. «Дробь» самоуважения у них будет различной: первый будет недоволен (4/5), а второй - в восторге (4/3).

Эффект уровня притязаний в свете теории «Я» дает этому объяснение. Уровень притязаний отражает внутриличностный конфликт между двумя тенденциями: стремлением к успеху и избеганием неудачи.

Каждый конкретный результат ситуативен. Но отношение личности к нему не ситуативно. Формируется генерализованная оценка сделанного. Снизив уровень притязаний после неудачи, человек получает возможность реалистично посмотреть и на свою идеальную цель. Стремиться к ней следует через реальную работу. Тогда любое продвижение, любой успех будут укреплять то, что называется потребностью достижения. Пушкину принадлежат такие слова: «Несчастья - хорошая школа, но счастье - лучший университет». Хоппе писал: «Изменения уровня притязаний становятся полностью понятными, только когда мы обращаемся к крупным, всеохватывающим личностным целям, которые выходят за пределы заданий. Они относятся к самосознанию испытуемого, которое, в противоположность уровню притязаний, относящемуся к отдельному действию, называется «уровнем "Я" испытуемого» .

Конфликт между наличным и потребным в конкретном случае выступает как источник формирования у личности уровня притязаний. А тот в свою очередь связан с самооценкой личности, с «разностью потенциалов» между наличным «Я» и перспективным (возможным, идеализированным) «Я». Неспособность «Я» к самоусовершенствованию мучительна, поэтому в такой ситуации включается действие защитных механизмов. Но реальные успехи от этого не увеличиваются. Готовность личности к росту и облагораживанию «Я» с помощью подвижного уровня притязаний реализуется через деятельный и реалистический переход от одной самооценки к другой в соответствии с действительными успехами.

Как гласит мудрость, желающий сделать ищет возможности, а нежелающий - объяснение.

Цели занятия:

1. Формирование знаний и умений по изучению индивидуального уровня притязаний личности.

2. Исследование особенностей динамики уровня притязаний личности.

Понятие уровня притязаний личности

Первым, кто серьезно исследовал уровень притязаний, был американский психолог Ф. Хоппе. Он трактовал уровень притязаний как «совокупность сдвигающихся с каждым достижением то неопределенных, то более точных ожиданий, целей и притязаний к будущим собственным достижениям» субъекта 1 . Поводом же для выделения понятия «уровень притязаний» явился феномен, обнаруженный американским психологом Т. Дембо; она, ставя перед испытуемым недостижимые или труднодостижимые цели, констатировала, что индивид намечает «более легкую задачу, представляющую собой приближение к исходной цели, которую человек хочет достигнуть по этапам» 2 .

Уровень притязаний – это стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. В психологии под уровнем притязаний понимается, с одной стороны, уровень трудностей, преодоление которых является целью для субъекта, а с другой – желаемый уровень самооценки личности (уровень Я-образа).

Уровень притязаний характеризуют:

1) уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель);

2) выбор субъектом цели очередного действия как результат переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (уровень притязаний в данный момент);

3) желаемый уровень самооценки (уровень Я ) 3 .

Уровень притязаний личности формируется под влиянием успеха или неуспеха в деятельности. При этом решающим фактором становления уровня притязаний является переживание человеком результатов своей деятельности. Оценка индивидом степени успешности или неуспешности собственных действий не связана жестко с конкретным результатом. Если человек достигает намеченной цели или превышает ее, действие рассматривается как успех, если исполнение не достигает цели – расценивается как неудача. Из этого следует, что один и тот же результат может быть и успешным, и неуспешным -в зависимости от уровня притязаний настоящего момента. Переживание успеха (или неуспеха), которое возникает у человека вследствие достижения (или недостижения) цели, влечет за собой смещение уровня притязаний в область более трудных задач (или более легких). Обнаружено, что вслед за успехом уровень притязаний повышается, иногда остается без изменения, но никогда не снижается. После неудачи – снижается, может остаться без изменения, но никогда не повышается.

Если человек снижает трудность избираемой задачи после успеха или повышает ее после неудачи (атипичное изменение уровня притязаний), то говорят о неадекватном уровне притязаний. Неуверенность в своих силах, страх неудачи, некритичность в оценке достигнутого являются показателями не только неадекватного уровня притязаний, но и неадекватной самооценки. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным (завышенным или заниженным) притязаниям.

Люди, обладающие адекватным уровнем притязаний, отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении целей, большой продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого по сравнению с людьми, уровень притязаний которых неадекватен их способностям и возможностям. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, его поведение становится неадекватным, возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т.п. Из этого следует, что уровень притязаний тесно связан с самооценкой личности и мотивацией достижений успехов в различных видах деятельности.

Согласно теории мотивации достижения успехов в различных видах деятельности, разработанной американскими учеными Д. МакКлелландом и Д. Аткинсоном, люди, мотивированные на успех, ставят перед собой цели, достижение которых однозначно расценивается ими как успех. Они стремятся во что бы то ни стало добиться успеха в своей деятельности, они смелы и решительны, рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленных целей.

Люди, мотивированные на избегание неудачи, ведут себя совер-шенно иначе. Для них явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Человек, изначально мотивированный на неудачу, проявляет неуве-ренность в себе, не верит в возможности добиться успеха, боится критики, не испытывает удовольствия от деятельности, в которой возможны временные неудачи.

Те, кто ориентируются на достижение успеха, способны правильно оценивать свои возможности, успехи и неудачи, адекватно оценивать самих себя (выявляется адекватный уровень притязаний). Напротив, люди, ориентированные на неудачу, неадекватно оценивают себя, что, в свою очередь, ведет к неадекватным притязаниям (завышенным или заниженным). В поведении это проявляется в отборе трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать соревнования, некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т.д.

Уровень притязаний может быть частным, если он относится к достижению целей в отдельных областях деятельности или межлич-ностных отношениях. Уровень притязаний может носить общий характер, если относится ко многим сферам жизни и деятельности человека, в которых проявляются, прежде всего, его умственные и нравственные качества.

Уровень притязаний - это уровень, к которому стремится человек в разных сферах жизни (профессиональная деятельность, вес в обществе, материальное благополучие, личные отношения и т. д.). Каждый индивид самостоятельно устанавливает его и оценивает свои возможности. Если человек ставит перед собой реальные цели и задачи, трезво оценивая свои способности, то можно говорить о его адекватном уровне притязаний.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: "Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить..." Читать подробнее >>

Виды уровней притязания личности

Уровень притязаний (УП) в качестве психологической категории был изучен экспериментальным способом в начале 20 века. К. Левин и немецкий психолог К. Хоппе доказали, что на выбор действий конкретной сложности влияют успех и неуспех в результате прошлых действий. Успешное решение задачи побуждает повышать УП и браться за более трудные задачи, а неудачное завершение дел вынуждает снизить его.

Среди участников эксперимента нашлись люди, целью которых было не число достижений, а недопущение провала. Такие выбирали задачи полегче, потому что были уверены в успешном результате.

В психологии выделяются два уровня притязаний:

  1. 1. Частный - имеет отношение к достижению успеха в конкретных сферах жизни (бизнес, спорт, наука) и в области взаимоотношений с другими людьми. Этот уровень основывается на самооценке человека в одной из этих областей.
  2. 2. Уровень притязаний общего характера имеет отношение к большому количеству сфер жизнедеятельности личности.

Выделяют уровни притязаний адекватные (заниженные) способностям человека и неадекватные (завышенные). Важно учитывать уровень притязаний ребенка: он должен соответствовать его способностям. Это необходимо для нормального формирования его личности. В случае несоответствия УП возможностям ребенка, у него могут возникнуть проблемы в общении с людьми и с самим собой. Важно развить у маленького человека самосознание - осознание и оценка индивидом самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности.

УП характеризуется следующими понятиями:

  • уровень трудности, достичь которого хочет человек и осуществляет для этого определенные действия, чтобы достичь свою цель;
  • определение цели последующего действия, которая формируется посредством испытания успеха и неудач, которые стали результатом последней деятельности;
  • уровень самооценки, к которому стремится личность.

Люди, с уровнем притязаний близким к реальному, уверены в своих способностях, настойчивы и продуктивны, они критически относятся к своим достижениям.

Связь самооценки и УП

Результаты исследования начала 20 века показали, что человек формирует свой УП так, чтобы не навредить своей самооценке. Самооценка - это оценивание человеком собственных знаний, умений, качеств, черт характера, внешности. Ее виды: завышенная, заниженная и адекватная.

Признаки завышенной самооценки:

  • Чувство превосходства над другими.
  • Идеализирование своего образа.
  • Игнорирование своих неудач.
  • Выдача своих минусов за плюсы.
  • Недоступность для других.
  • Обвинение других в своих неудачах.
  • Негативное отношение к критике.
  • Высокий УП.

Признаки заниженной самооценки:

  • Повышенное чувство тревоги.
  • Неуверенность в своих силах, застенчивость, нерешительность.
  • Зависимость от чужого мнения.
  • Низкий УП.
  • Повышенные требования к себе и окружающим.
  • Подозрительность, зависть, мнительность.
  • Занудность.
  • Заниженный силуэт тела (голова втянута в плечи, сутулая спина).

Адекватная самооценка - это та, при которой познавательный и защитный процессы психики человека взаимосвязаны и действуют в нужном направлении.

Из-за желания повысить самооценку при выборе уровня сложности задачи человек становится заложником двух условий:

  1. 1. Повышение УП для достижения успеха.
  2. 2. Снижение УП во избежание провала.

Зависимость самооценки от УП есть, но она не прямая, а косвенная. Ошибочно полагать, что он занижает или завышает самооценку. На ее уровень влияет степень адекватности притязаний и совпадение УП с возможностями индивида. УП имеет зависимость от того, адекватна самооценка или нет. Неадекватная самооценка приводит к необъективным притязаниям, которые либо завышены, либо занижены. Это можно отследить по следующим признакам:

  • Когда часто выбираются либо очень трудные, либо очень легкие цели.
  • Повышенная тревожность.
  • Неуверенность в своих возможностях.
  • Стремление избежать соревновательных мероприятий.
  • Нежелание оценивать результат деятельности.
  • Ошибочное прогнозирование последствий.

Зависимость УП от самооценки представляет собой сложное явление. Небольшое понижение ее уровня понижает УП личности. Но последующее понижение самооценки повысит притязания человека. Индивид устанавливает себе глобальную цель для размывания своих неудач или для того, чтобы сгладить послевкусие предвкушаемого неуспеха. То есть победить равного по силе соперника не так приятно, как проиграть более сильному оппоненту.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!