Лидером рождаются или становятся? Лидерами становятся, а не рождаются.

На одном из блогов в Интернете случайно наткнулась на исповедь молодой женщины, которая считает себя неудачницей. Ей не везет в личной жизни: второй раз замужем, муж относится к ней с прохладцей, не ценит ее, материальное положение семьи оставляет желать лучшего. «Сегодня пошли с мужем и дочкой в магазин, муж из кошелька достал последние 50 рублей на яблоки, дочка плачет: «Папа, мама хочу конфетку!», – пишет она с горечью. С работой тоже не везет. Закончила на отлично курсы секретарей, а устроиться по специальности не может. Ростом не вышла и считает себя гадким утенком. Поэтому и муж засматривается на высоких и красивых.

Анализируя причины своих неудач, отчаявшаяся жертва обстоятельств приходит к выводу, что все закладывается с детства. Выросла не в той семье (родители – простые работяги, с заниженной самооценкой), жила все время в коммуналке в центре Москвы, которую, кстати, до сих пор не расселили. Ну и внешние данные подкачали…

Остается добавить, что выросла, очевидно, среди людей, которые тоже относили себя к категории неудачников. Это как в пословице: «С кем поведешься, того и наберешься». Недаром одна из посетительниц того же блога оставила достаточно жесткий комментарий: «Предпочитаю с такими дел не иметь, – за собой потянут».

Итак, кто же такой неудачник?

Человек, которому патологически не везет. Его жизнь полна неприятностей. От него всегда прячется успех.

Кстати, специально проведенные в области психологии исследования подтверждают, что действительно существует категория людей, чья жизнь – сплошная черная полоса. Их мозг настроен на грустные, негативные эмоции и события, в отличие от счастливчиков, чей мозг активно реагирует на позитивные моменты жизни.

Закладывается эта программа, согласно которой потом и выстраивает свою жизнь человек, на самом деле с раннего детства. И очень зависит от окружения, где ему суждено вырасти, и от того, как его воспитывают. Если маленькому ребенку постоянно твердить: не прыгай, упадешь, разобьешь коленки, будет больно, не бегай за дом, там живет мышка, она тебя укусит! То он, в конце концов, придет к выводу, что жизнь полна неприятностей и враждебна по отношению к нему. Недаром в Японии детям до 6 лет можно делать все, что не представляет угрозы для их жизни. Они не знают запретов и такого неприятного для малыша слова «нет».

Но ребенок растет, и свою лепту в формирование жизненного сценария «несчастливчика» добавляют школьные педагоги.

Давление, нажим с целью добиться своего – такая авторитарная стратегия приводит к тому, что у ребенка не накапливается опыт побед, успешного отстаивания своего мнения, у него формируется психология неудачника. Эту программу он будет подсознательно реализовывать во взрослой самостоятельной жизни. Потерял работу, не создал или, наоборот, развалил семью. «А что вы хотите, я же неудачник», – оправдывается он перед собой и окружающими.

Как часто мы, взрослые, забываем, что если ребенка критикуют, он учится обвинять. Если он видит агрессию, – учится драться. Если его высмеивают, – быть робким. А вот если хвалят, – ценить других. Если поддерживают, – учится уверенности.

Ведь дети, как губка, впитывают в себя модель нашего поведения, улавливают специфику нашего мышления и начинают со временем все повторять за нами.

Представляете, как сложится жизнь маленькой дочери «несчастливицы» из блога, строки исповеди которой приводятся в начале статьи, если заканчивает она ее такими словами: «А вообще мне приходится очень и очень тяжело в этой жизни. И дочка нахваталась в садике выражений и теперь, если мне кто-то что-то где-то скажет плохое, она меня защищает. И надеюсь, она за меня отомстит этому жестокому миру».

Конечно, это крик души погрязшего в неприятных, тяжелых жизненных ситуациях человека. И все-таки, неужели мы только для того растим наших детей, чтобы научить их ненавидеть, мстить, быть по жизни неудачниками и изгоями, если у нас у самих что-то в жизни не сложилось?

Мне кажется, наши дети достойны лучшей доли. И мы должны формировать их отношение к жизни на положительных примерах, если хотим видеть наших малышей счастливыми и востребованными во взрослой жизни. Ведь благополучные люди отличаются от невезучих лишь направленностью мыслей на позитив, на открытое отношение к миру, людям.

Тема лидерства – популярная и одна из самых обсуждаемых. Но, настоящих лидеров мало, и они сами на эту тему высказываются редко, потому что у них нет времени, они заняты свои делом – управляют людьми.

Быть лидером – это знать, как должно быть и помогать людям реализовывать их способности. Из-за старомодных методов руководства, нежелании и боязни стимулировать лидеров, в большинстве организаций сотрудники не могут раскрыть свой потенциал. Лидером рождаются или становятся?

Есть мнение, что лидером рождаются, а не становятся. С этим нельзя согласиться, на самом деле намного больше людей имеют потенциал вырасти в хорошего организатора, чем считается. Как и в любом деле, чтобы стать лидером, необходимо приобрести определенные навыки, а это требует времени, чтобы потренироваться и поработать над ошибками.

Лидер должен обладать таким качеством, как чувство цели и миссии, уметь намечать цель и указывать направление, по которому другие люди будут следовать за ним. Еще одним ключевым качеством, которое характерно для человека лидера – это его способность заботиться о других. Эти качества не уникальны, поэтому многие могут стать лидерами.

Считается, что настоящий лидер должен иметь харизму. Конечно, многие лидеры харизматичны и обладают авторитетом и исключительными личными качествами. Но, если внимательно присмотреться, то оказывается, что у большинства успешных руководителей нет этой самой харизмы и они имеют свои проблемы и изъяны. Для лидера наиболее важны не технические, а социальные навыки. Наоборот, ваше дело и миссия делают вас харизматичными.

Конечно, чтобы получить результат, харизматичные лидеры затрачивают намного меньше ресурсов, но и административное управление также с успехом работает. В тоже время С другой харизматическая система управления имеет более хрупкую структуру, так как в ее основе находится одна личность. Такая система может развалиться, если вдруг что-то случиться с этой личностью.

Лидер от рождения или от старания

Многие руководители выбирают тактику, основанную на полном контроле и принуждении. Но, наиболее эффективное руководство основывается на умении воодушевить, личном примере и уважении. Лидер всегда работает больше на будущее, а не на прошлое, базируясь на человеческих инстинктах выживания и самосохранения.

Люди за лидером следуют тогда, когда они разделяют его цель и видение. Хороший лидер может создать привлекающую рабочую атмосферу и мотивировать работников, помогая им стать лучше.

Так все-таки лидером рождаются или становятся? Лидеру необязательно иметь высокую должность, ранг или звание. В основе истинного лидерство лежит бурная деятельность, высокая эффективность и большие возможности. Было много примеров, когда неудачных лидеров просто назначали, что вело за собой деморализацию людей и наносило большой ущерб бизнесу.

В дальновидящих компаниях стараются выявлять и выращивать лидеров, а не просто назначать — там позволяют самим им выйти наверх. Людей всегда притягивает к тому, кого они уважают, у кого они смогут чему-то научиться и кому можно подражать.

Хорошему лидеру не обязательно надо иметь высокий уровень образования. По большому счету не существует связи между дипломом, его престижностью и лидерскими качествами. В деле руководства людьми, лучшим помощником является опыт, а лучшим двигателем — воля руководителя. Не все самые удачливые бизнесмены заканчивали университеты, где преподносят модели несуществующего мира, великие лидеры всегда устанавливали свои правила.

Лидером рождаются или становятся? Наиболее прогрессивная школа лидерства предлагается в современных армиях развитых государств, где начинают с самого низа и постепенно перемещаются все выше. Там уровень ответственности соответствует вашему опыту, а опыт растет со . В армии настоящие лидеры проверяются на фронте, во время боевых действий.

Там человек ускоренно учится управлению взаимосвязями и разрешению конфликтов. Армейская модель лидерства может являться образцом для мирных организаций, хотя конечно она тоже не совершенна.

Еще статьи на эту тему:

Каждый человек имеет право на свое субъективное мнение. Но, во многих случаях приходится убеждать других людей в правоте своих поступков и взглядов…

Человеку понять самому себя сложно, из-за его многогранности, поэтому не всякий сразу может найти в жизни свое место и истинное предназначение…

Личные жизненные установки во многом определяют нашу жизнь. Неверие в собственные силы и пессимизм, а также отрицание возможности быть успешным накладывают негативный отпечаток на…

Чем дольше человек живет, тем больше ему приходится из жизни извлекать уроков, и оглядываясь назад, на собственные ошибки и неудачи, хочется быть более настойчивым в следующих делах…

Если вдруг, неожиданно на тебя свалилась неудача, необходимо сделать все, чтобы ее не замечать, а если это совсем уж невозможно, то убеждай всех вокруг и особенно себя, что это случайная ошибка…

Современный родитель хотел бы видеть в своем ребенке независимую, самодостаточную личность, которая может многого достичь. Статья рассказывает о том, как, опираясь на соционический подход, на малую соционическую группу «Стили жизни» («Масти»), развить у ребенка уверенность в себе, его лидерские качества.

Моя дочка очень правильная в отношении с другими детьми. Во-первых, она все время пытается всех обнимать, целовать, и пр. Во-вторых, она копирует все, что делают другие. Другой ребенок кричит - эта тут же повторяет, другой ребенок снимает шапочку на прогулке - моя тут же делает так же. Меня это полное копирование немного напрягает. Сейчас мы пошли в садик, и дочка начала жаловаться, что детишки в садике ее обижают, с ней не играют. Не думаю, что ее на самом деле обижают - они просто еще слишком малы, чтобы уметь играть вместе (3 года), но вот то, что не дают игрушки и дерутся - это точно есть. Моя же отвечать не умеет. Меня интересует вопрос, как воспитать лидера.

Если вы внимательно присмотритесь к играм групп детей (например, на детских площадках), то вы сможете заметить, что лидерские способности очень различаются от ребенка к ребенку. И хотя в большинстве случаев лидерство в детских коллективах проявляется как возрастное или силовое, однако в отдельных ситуациях мы сможем обнаружить совершенно иные подходы, иные способы завоевания внимания сверстников, любви воспитателей в детском саду, заботы и уважения в семье.

Психологи утверждают, что если вы, опираясь на примеры реальных лидеров, сформируете образ, каким вы хотите видеть своего ребенка, составите программу развития и начнете действовать, тогда все внешние факторы начнут работать на вашу цель, способствуя достижению успеха. А дальше, были бы воля и энергия, и человек даже «через тернии пробьется к своим к звездам». Вопрос только в усилиях, которые необходимо потратить на этом пути.

И в этом грамотном использовании ресурсов нам помогают типологические подходы, применение инструментов, которые предлагает соционика. Она не просто говорит о том, что все люди разные, и успешное лидерство индивидуально, но и позволяет сделать определенные прогнозы о необходимых объемах затрат при движении к успеху в том или ином направлении.

За эти направления в соционике отвечает тетратомия «Стили жизни»

Эта тетратомия была рассмотрена и описана несколькими исследователями. Каждый в силу своего опыта дал ей соответствующее свое название.

Т. Прокофьева рассматривает ее как «Стили жизни», впервые на русскоязычном пространстве описавший ее В. Гуленко назвал ее «Группы аргументации» , С. Савченко нашел для нее неожиданное, но очень точное соответствие структуре мастей, заложенной в картах Таро, ярко передающих смысл и образы входящих в эту тетратомию малых групп (МГ). Отсюда у этой тетратомии появилось еще одно название «Масти». В США последователи методики определения типа личности Майерс-Бриггс Дж. Каммероу, Н. Баргер и Л. Кирби рассмотрели эту тетратомию как «Стили лидерства».

Подробное и глубокое изучение наработок предшественников, опыт практических наблюдений на психологических консультациях и во время тренингов, проводимых уже несколько лет в учебных группах НИИ Соционики позволили уточнить содержание, проявление, методики диагностики и применения этих МГ. В этой статье мы рассмотрим практическое применение тетратомии «Стили жизни» для развития лидерства у детей.

Коротко типологические особенности представителей каждой четверки:

«Стиль жизни «Меч» (логики-иррационалы) - это опора на логические подходы, доводы. Их лидерские качества максимально востребованы там, где необходимо удержание в фокусе внимания нескольких направлений, параллельное движение к нескольким целям («заодно мы и это сделали»), мониторинг приоритетности поставленных целей, успешный поиск простых эффективных решений, оперативное отсекание ставшего несущественным направления.

Классический пример действий «Меча»: «Разрубить гордиев узел». Гордиев узел - сложный узел, завязанный по легенде фригийским царём Гордием, который разрубил Александр Македонский. В переносном смысле означает применить неклассическую, неординарную и, одновременно, высокоэффективную форму решения задачи.

Можно процитировать другого представителя «Мечей», Маргарет Тэтчер, премьер-министра Великобритании в 1979-1990:

90% наших забот касается того, что никогда не случится;

Неважно, сколько болтают мои министры, лишь бы они делали то, что я говорю;

Вовсе не обязательно соглашаться с собеседником, чтобы найти с ним общий язык;

Если вы не хотите ехать в этом поезде, то неважно, быстро он идет или медленно.

«Стиль жизни «Кубки» (этики-иррационалы) - это опора на эмоции и отношения. Их лидерские качества максимально востребованы там, где необходимо управление эмоциональным состоянием своим и окружающих, способность усиливать его до максимума, до резонанса. Как и «мечам» им свойственно движение к нескольким целям параллельно. При этом их главный инструмент - это выстраивание системы взаимоотношений, мотивация своего окружения.

Яркий представитель «Кубков» - Алла Пугачева - одна из наиболее известных во всем мире певиц. О ней говорят: «Мне очень приятно, что мои эмоции совпали с эмоциями Аллы Борисовны, которые она так искренне передала через песню». «Ее выступления полны эмоций и переживаний. Эта исполнительница, можно сказать, единственная, которая вела себя на сцене как настоящая артистка, которая играет роль, а не просто издает звук».

Можно процитировать другого представителя «Кубков», Юрия Гагарина:

- Поехали!

- Вряд ли стоит говорить о тех чувствах, которые я испытал, когда мне предложили совершить этот первый в истории полёт. Радость! Нет, это была не только радость. Гордость! Нет, это была не только гордость. Я испытал большое счастье. Быть первым в космосе, вступить один на один в небывалый поединок с природой - можно ли мечтать о большем!

- Во все времена и эпохи для людей было высшим счастьем участвовать в новых открытиях.

Не последним аргументом при выборе из отряда космонавтов именно Юрия Гагарина оказалась его способность передавать адекватно свои эмоции и предъявить миру свою замечательную улыбку.

«Стиль жизни «Посохи» (этики-рационалы) - это опора на моральные и нравственные нормы. Их лидерские качества максимально востребованы там, где необходимо нормирование человеческих отношений, выполнение того, что принято в данном сообществе, его традиций, «ритуалов». Именно у них мы можем получить ответы на вопросы: «Надо ли открывать даме дверь?», «Кто с кем должен первый здороваться?», «Как человеку сориентироваться: дело, которое он делает, это дело правильное, или же неправильное с точки зрения морали?»

Цитаты яркого представителя «Посохов» – Рины Зеленой - советской актрисы эстрады, театра и кино, мастера имитации детской речи:

- Представьте себе на минуту, что было бы на Земле, если бы люди вдруг решили говорить друг другу всю правду в лицо!

- Говоря серьёзно, уважение - первая заповедь человеческого общества.

- Диалог на сцене, это особое умение слушать и слышать, отвечать, быть с партнёром в одной и той же душевной тональности, ловить реплику, бросить её, молчать.

- Русский язык! Как я люблю тебя. Какое счастье уметь говорить правильно по-русски, читать и слушать, как красива русская речь! Сейчас многие говорят неправильно, небрежно - это глупо и безнравственно.

Вот цитаты другого представителя «Посохов», Эдварда Радзинского:

- Ты ужасно разговариваешь. Впрочем, жаргон – это язык шиворот-навыворот. Это язык молодости. Однажды мы заговорим правильно – и это будет означать, что молодость прошла.

- ... для меня ценность человеческого существования определяется его индивидуальным отклонением от нормы.

- И всегда ты смеешься. А я знаю, отчего ты всегда смеешься. Все знаю. (Торжествующе.) Потому что, если ты перестанешь смеяться… ты задумаешься над своей жизнью! И тогда ты умрешь!

- Детская доверчивость - чарующее качество для человека обычного - и роковое для правителя.

«Стиль жизни «Пентакли» (символы денежных знаков, богатства) (логики-рационалы) - это опора на овеществленный «результат деятельности». Их лидерские качества максимально востребованы там, где необходимо получить реальный продукт, измеримый (например, в стоимостном отношении) результат. «Если действия не приносят результата, они бессмысленны!» «Деньги не пахнут», «Цель оправдывает средства». «Если ты такой умный, то почему такой бедный?».

Цитаты яркого представителя «Пентаклей» – Билла Гейтса - председателя правления и главного архитектора программного обеспечения корпорации Microsoft:

- Компьютер на каждом столе и в каждом доме.

- Я всегда буду искать ленивого человека для работы, ведь он найдет много легких путей для решения поставленной задачи.

- Когда вам в голову пришла хорошая идея, действуйте незамедлительно.

- В ближайшие десять лет бизнес изменится сильнее, чем за предыдущие пятьдесят.

У моих детей, конечно, будет компьютер. Но первым делом они получат книги.

Цитаты другого представителя «Пентаклей» - Ирины Винер - главного тренера сборной команды нашей страны, президента Всероссийской федерации художественной гимнастики.

- На Игры поедут только те, кто докажет мне победами в этом году свое право на участие.

- С самого детства усвоила одно простое правило: не нужно проповедовать, важно учить.

- Если трудишься от зари до зари, то любую способность можно развить до невероятных масштабов.

- А сколько я проблем пережила, когда стала внедрять эффектные, расшитые камнями купальники... Зато теперь это все уже давно стало нормой.

Как же выбрать свой путь?

Как понять к какому «стилю жизни» принадлежит Ваш ребенок? И на кого же равняться, кто может послужить примером именно для него? Чье направление, чей путь к успеху ближе, доступнее?

Проявления «стиля» ребенка можно заметить уже с детских лет. Стоит только внимательно понаблюдать за ним в разных ситуациях. Приведу реальные примеры.

Как стиль жизни может проявляться у «Мечей»

Такие дети обычно очень любознательны, «почемучки». Часто сами неожиданно выдают разнообразную информацию: «Ты где это узнал?» - «В садике!». Легче переключаются с действия на действие. Их можно нередко заметить в мыслительном процессе. Просто сидит, игрушки в стороне. «Сына, ты здоров?»

Володя.

- Мама, что такое горизонт?

- Это крайняя черта, за которой уже ничего не видно.

- Значит, возле горизонта хорошо в прятки играть!

Ира, 6 лет.

- Папа, а когда вы с мамой были маленькие, люди уже знали, что Земля круглая?

Полина, 3 года

Помогая маме делать печенье, считает: одна, две, три, четыре, пять и запнулась… "А что после пяти будет?", - спрашивает мама. "Опять лепешки…"

Сергей, 4 года.

- Мама, а ты знаешь, что мы живём на планете Земля?

- Конечно, знаю, сынок.

- Так что ж ты мне раньше не сказала!

Валентин, 3,5 года.

Увидел маленькую девочку. Девочка в шапочке, но постоянно ее снимает (волосы короткие). Мама девочки постоянно ей эту шапочку надевает.

- Мам, а почему девочка, когда снимает шапку, в мальчика превращается?!

Лена, 3 года

- Как я родилась?

- Ты была сначала у мамы в животике, потом, когда стала большая, маму отвезли в роддом и тебя оттуда достали.

После долгого раздумья:

- Значит, я червяк!

Как «стиль жизни» может проявляться у «кубков»

Маленькие «кубки» часто вовлекают в процесс окружающих, скорее воодушевляя или упрашивая, чем напрямую управляя, побуждают их к действию. В этом проявляют гибкость и находчивость: знают, к кому можно обратиться за помощью в делах и за информацией.

Петя, 1,5 года.

Мама что-то рассказала своим знакомым, а он вышел на середину и начал улыбаться и аплодировать, вовлекая всех, как бы говоря: «Давайте все маме похлопаем!».

Марина, 5 лет.

Ни с того ни с сего заплакала. Потом объясняет: "Это я просто так, для смеху, поревела".

Лариса.

– Влюбиться, что ли, в кого-нибудь?

– А в кого именно?

– Сама ещё не знаю. В папу и маму я была уже влюблена. В воспитательницу из детского сада тоже. Хотелось бы чего-нибудь новенького.

Плаваем с Гошей в море. я - на матрасе, он - в жилете надувном. Я от него отплыла, слышу - зовет: "Ты почему так далеко, мама?" Вот думаю, мать-ехидна, дите боится один! Подплываю к Гоше сзади, он оглядывается и удивляется: "Ой, ты чего так близко?" Возмущаюсь - то ему близко, то далеко. Подплывает, заглядывает в глаза: "Ну мамочка, это же я просто, чтобы поговорить!"

Учу Машу загибать пальчики, что бы показать 2 годика (к дню рождения готовимся). У нее не получается. Говорю: Вот будет у тебя день рождения, придут гости и спросят тебя: сколько тебе лет, а ты что скажешь?

Маша: Ну, что-нибудь!

Марина, 3 года. Сидит с игрушечным фонендоскопом в руках:

- Я ловлю рыбу!

- Марина, это же для доктора!

- Ладно, я доктор. Что вас беспокоит?

- Да, вот, горло болит. Вы можете помочь?

- Не могу.

- Почему!?

- Я рыбу ловлю.

Как «стиль жизни» может проявляться у «посохов»

Уже с детства «посохов» часто интересуют темы воспитания, в их поле внимания правила поведения, традиции (причем в детском возрасте – скорее фактические, чем декларируемые), они на них ориентируются, быстро принимают и следуют им. И следят за их выполнением окружающими.

Таня, 4 года, пригрозив пальцем, обратилась к другим детям с фразой:

«И попрошу не забывать о манерах!».

Маша, 5 лет очень любит поучать брата, что правильно, что не правильно, как надо:

«Делай так, потому что правильно вот так, все надо доделывать до конца».

Лена, 4 года, обнаружив в подставке для карандашей кисточку, тут же забеспокоилась:

«Тут кисточка! Непорядок!».

На фразу педагога: «Может быть, так и оставить?» ответила:

«Нет, нельзя, кисточка! Кисточку надо поставить в другом месте!» - все должно быть, как положено.

Света, 4 года, перед тем, как есть курицу:

- Мам, а курицу зарезали?

Фантазирует, пытаясь объяснить эту несправедливость:

- Вот жили куры, а лисы их ели, и чтобы они их не ели, люди этих кур зарезали…

Лида, 4 года.

Мама говорит: “Вот вырастешь, станешь красивой девушкой.“

Смотрит укоризненно: “Мама, я тебе сколько раз говорила, я буду врачом или почтальоном, а не девушкой."

Можно ли выучиться на руководителя или надо быть им от рождения? Этот вопрос владел умами многих исследователей на протяжении долгих лет, и его часто задают топ-менеджеры на тренингах. Наш ответ таков: это плохой вопрос, порождающий плохие ответы.

Многолетние исследования не дали удовлетворительного ответа - в особенности такого, который устроит людей, лишь стремящихся наверх.

Разумеется, преподаватели менеджмента склонны считать, что большинство лидерских навыков можно выработать в себе. При условии что вы располагаете адекватными качествами личности, в частности - интеллектом и энергичностью. Но вы ничего не узнаете о своих врожденных качествах, пока не приложите все усилия, чтобы их проявить.

Для чего менеджеры задаются этим вопросом? Обычно чтобы оценить свой собственный потенциал, иногда - чтобы оценить потенциал своих подчиненных. Но «врожденный или приобретенный?» - это плохой вопрос для таких целей, поскольку направляет внимание менеджера по ложному пути. Он углубляется в бесплодные размышления о том, какие качества характера поддаются изменениям, а какие останутся навсегда. Вопрос не берет в расчет главного - меры желаемой ответственности.

К какому уровню ответственности стремится человек? Самые важные посты ставят перед своими обладателями большие, сложные и конфликтоемкие задачи. Поле деятельности, границы и правила размываются, и именно руководитель должен их обозначить. Кроме того, чем выше по иерархической лестнице взбирается менеджер, тем больше ему приходится иметь дело с людьми большого масштаба, которые знают, чего хотят, и умеют этого добиваться. Они сложны, обладают сильной волей и жаждой власти.

Мы предлагаем менеджерам, пытающимся оценить свой потенциал, ответить на три ключевых вопроса.

Первый вопрос: как высоко вы хотите забраться?

Достигнув высоких кабинетов, вам придется постоянно принимать решения, влияющие на деньги и судьбы многих. Вам придется постоянно работать в окружении людей, желающих занять ваше место или конкурирующих с вами за место повыше.

Легко критиковать начальника и рассуждать о том, что мы на его месте справились бы не хуже. Но многие из тех, кому хочется стать руководителем, недооценивают качество и характер усилий, необходимых на руководящей должности. Поэтому предлагаем полезное упражнение: гляньте на своего непосредственного начальника и спросите себя, получится ли у вас делать его работу не хуже него. Потом посмотрите выше, на самого главного руководителя в вашем поле зрения - возможно, директора компании, - и изучите, с какими проблемами ему приходится иметь дело.

Почувствуйте разницу между тем, как вы проводите свое время, и временем, энергией и способностями, необходимыми для их работы. Что потребуется от вас, чтобы стать руководителем вашей компании? Чем из того, чего вы не умеете или не любите, вам придется заниматься? Чем из того, что вы любите, вам придется пожертвовать? Мы видели множество топ-менеджеров, которых неспособность сопоставить свои возможности и стремления привела к карьерному краху.

Второй вопрос: чем вы готовы пожертвовать?

Амбициозные менеджеры могут обманываться в своих силах и возможностях. Тот факт, что у вас есть серьезные ограничения, бывает трудно переварить. Но если вы всерьез настроены руководить, вам придется принимать непростые решения, думать, куда и сколько вкладывать усилий, чтобы развить в себе качества, помогающие переносить огромную ответственность.

Руководящая работа непременно требует деловой смекалки, технических навыков и отзывчивости, но в первую очередь - власти. Как бы это ни было огорчительно для некоторых, руководитель должен непременно завоевывать власть, правильно ею распоряжаться и удерживать ее. Немало «подающих надежды» и метящих на высокие места привыкли получать все в награду за ум и изобретательность. Отсюда рождается ощущение, что они все получат автоматически, - ощущение, несовместимое с необходимостью драться за власть. Это может резать кому-то слух, но жажда власти - необходимое условие для достижения высоких должностей.

Вам придется отказаться от некоторых удовольствий, это отразится на вашей личной жизни. Вам придется искать равновесие между работой и личной жизнью не время от времени, а один раз и надолго. Вам придется преодолеть некоторые убеждения, мешающие видеть вещи в реальном свете, и изменить свое поведение. Как руководитель, вы должны будете ставить подчиненных в новые для них обстоятельства, часто вопреки их воле. Вы не будете двигаться вперед, пока не отвяжетесь от прошлого.

Третий вопрос: как вы будете выживать в экстремальных условиях?

На протяжении многих лет вам нужна будет мотивация, чтобы действовать без благодарности и признания, имея дело с сопротивлением, критикой, неудачами, недовольством или нелюбовью подчиненных.

Оценка лидерских качеств - неоднократная процедура. Собираясь провести еще 10, 20, 30 лет на руководящей работе, вы должны выработать эффективные способы, чтобы оставаться физически активным, эмоционально гибким и сохранять интеллектуальный кругозор и свежесть взгляда.

На тяжелой руководящей работе многие становятся зажатыми и теряют качества, приведшие их наверх. Время от времени топ-менеджеры должны брать перерыв и оценивать, на что они тратят свое время и энергию - чтобы сохранить гибкость и справляться с новыми вызовами.

Преподаватели менеджмента, возможно, правы - качествам лидера можно научиться. Но не утешайтесь этой мыслью, лучше с опаской оглядите огромную работу, которая вам предстоит, работу по приспособлению к новым, экстремальным обстоятельствам.

Самый важный вопрос, стоящий перед менеджером, это не «врожденность» или «приобретенность» лидерских качеств. Важнейший вопрос - что есть у вас в активе, что вы готовы делать и чем пожертвовать.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!