Линейно конструктивный рисунок бытовых предметов. Последовательность работы над натюрмортом

Рассмотрим применение и сочетание разных типов композиций в зависимости от выбранного образа и замысла на примерах.

Натюрморт называется «История о забытом в путешествии фонаре».
При создании этого натюрморта из предметов использовался только горящий фонарь, который был принесен на берег заснеженного водохранилища. Затем в Photoshop была добавлена текстура обложки старой книги, сделан акцент на пламени.
Идея имела очень важное значение при выборе композиции натюрморта. Предметов должно было быть минимум, чтобы ничего не отвлекало от главного объекта, а точка зрения выбрана так, чтобы читался пейзаж на заднем плане с уходящей перспективой берега. Наложение текстуры делает снимок более драматичным. Композиция диагональная, линейная для подчеркивания формы предметов и линии берега. Основной акцент композиции - огонь, находится на пересечении линий золотого сечения. Основная масса композиции смещена к левому краю, вследствие это глаз от огня продолжает следовать по линии берега к верхнему правому углу, ища там противоположное по диагонали уравновешивающее пятно. Таким пятном мог бы стать корабль на горизонте, который отсутствует для усиления чувства одиночества в работе.

Натюрморт называется «Симфония в красных и золотых тонах». Название и стиль выполнения работы навеяны творчеством Уистлера, художника, занимавшегося вопросами цветовых гармоний как ключевых элементов художественного замысла. Он часто называл свои работы «симфониями». Композиция построена в овале, чтобы подчеркнуть мягкие, округлые формы предметов, форма овала имеет продолжение в окошке часов. Контуры предметов смягчены, подразмыты, создан эффект дымки, свечения, практически сна. Сами предметы подобраны как символы познания: разломленный гранат - структура познания, книги и свиток - его результаты, а часы (символ времени) - необходимое условие. Работа построена на единстве тоновых и цветовых отношений (по темным тонам).

«Story by old seaman» или «История старого моряка». История этого натюрморта довольно простая: предметы подобраны по ассоциации с южными странами, обработка в стиле старой фотографии, частично раскрашенной. Но сам натюрморт поставлен таким образом, чтобы его предметы в своей массе смотрелись как портрет (за основу взяты работы художника времен Возрождения Д. Арчимбольдо). Соответственно постановка содержит двойную ассоциацию с дальним путешествием: предметы из «далеких стран» и рассказчик - «дедушка путешественник».

«Ожидание». Фотография сделана в музее ретро-автомобилей в Москве. Уравновешенная композиция с тоновым силуэтным ритмом. Смысл работы заключается в том, что у каждого предмета свое время. Композиция выстроена так, чтобы создавалось ощущение вокзала, где пассажиры (вещи) перед табло (часами) ждут своей очереди…





«Осень». Натюрморты на осеннюю тему везде очень разнообразны, богаты и красивы. Если вспомнить живописные натюрморты М. ди Караваджо, то они воплощают в себе все плодородие «осени», торжество Вакха. Поэтому в основу композиции этого натюрморта положены приемы, которые использовал итальянский художник. Предметы поданы контурно, декоративно, композиция выстроена по фигуре «треугольника». Классичный вид работе так же придает наложенная текстура.





«Ромашки» или «Дачный натюрморт». Композиция так же построена в треугольнике, но основной акцент сделан на освещении - светлом, теплом, мягком. Единство тоновых и цветовых отношений (по светлым тонам) обеспечивает работе ощущение безмятежности, незатейливой, простой красоты.




«Смородина». Фризовая линейная композиция очень хорошо подходит для подчеркивания красоты линий у кистей смородины, плавности их переходов. Ритм округлых форм создает ощущение рассыпанных бусин.





«Всё прошло». Тоновая, фризовая, заключенная в треугольник композиция. Взяты засохшие цветы, «увядшие» яблоки, отколотая запыленная тарелка - как символы старости. Линии наклона цветков создают присутствие «диалога» между предметами, разговора, взаимопомощи и поддержки. Акценты расставлены по желто-зеленым оттенкам.





«Морозная осень». Красивый холодный сине-фиолетовый оттенок, который присутствует в предметах, создает атмосферу благородства, ощущение легкого мороза, инея. Оригинальная расцветка яблока напоминает морозные узоры на стекле.





«Все забыто». Фризовая контурная линейная композиция. Засохшие цветы, «увядающие» яблоки, отколотая запыленная тарелка - символы старости. В отличие от натюрморта «Все прошло», диалога нет, поэтому в названии звучит слово «забыто». Акценты расставлены по желто-белым оттенкам.





«Ягодный чай». Динамическая диагональная композиция, линейная, построенная на ритме красного, черного и белого цветов. Цветовые сочетания выбраны по ассоциации с ягодно-цветочным чаем - теплым, с сложно красно-коричневым оттенком. Небольшой акцент в обработке дан на ретро-стиль.




«Ежевика». Ретро-стиль. Благородные темно-малиновые оттенки ягод ежевики и цветка мальвы подчеркнуты за счет контраста с желтым цветом чашки
.




«Симфония». Диагональная композиция, линейная. Цветы и листья расположены в порядке, похожем на записи нот. Цветы в вазе символизируют различные оттенки в музыке (форте, пиано). Драпировка на фоне является поддержкой для линий переднего плана.

Работа построена на единстве тоновых и цветовых отношений. Линейная композиция в сближенной гамме. В натюрморте заложена идея сравнения двух начал - 1. Хрупкость, нежность, легкость, мимолетность, недолговечность (флоксы), 2. Твердость, вечность, постоянство, статичность (ваза из камня) и объединения их: теплота, элегантность, пластика и неповторимость контуров цветов и линий раскраса камня.



«Морская ракушка». Композиция выстроена по фигуре «круг». Цветы выступают символами (аллегориями) морских звезд, а ваза - ракушки. Добавленная текстура придает работе эффект золотящихся и переливающихся на солнце волн.





«Пастушка». Здесь та же ваза выступает уже в роли корзинки. Расположение предметов (цветы, листья и ваза) плоскостное, декоративное, контурное. Работа вызывает ассоциации с французской живописью времен рококо.





«Вечерние тени». В данном натюрморте для построения композиции важную роль играли не только сами предметы (астры и яблоки), но и падающие от них тени, которые выступают (за счет своей четкой читаемой формы) в роли самостоятельных объектов съемки.





«Для нее…» Тоновое решение композиции. Натюрморт выполнен в стиле старых открыток. Цветы (большие белые пионы) в вазе, нитки белого жемчуга, кольца и серьги с жемчугом - все указывает на «женственность» натюрморта. Добавленная дымка и другие текстуры придают работе дополнительную легкость и воздушность.




«Натюржив». Натюрморт дословно переводится как «мертвая натура». Но за прошедшее с момента появления в искусстве этого жанра ситуация стала меняться. Появилось новое название этого жанра именно в фотографии - «Still life» - «тихая жизнь», все больше экспериментов. Идеей этой работы стало «рождение нового натюрморта». Котенок в натюрморте - центр композиции - главная составляющая часть натюрморта. Линейно-тоновая композиция выстроена в треугольнике. Светлый тон в натюрморте, подсвеченные контражуром волоски шерсти котенка, его поза - символы рождения. Фрукты так же подобраны маленького размера для поддержания атмосферы.





«Астры». Классический натюрморт, форма вазы подчеркнута темным фоном. Композиция диагональная, перевес в букете двух астр (сиреневая и белая) на правую сторону создает историю о том, как 2 цветка выглянули из общей массы, чтобы полюбоваться собой в зеркале. А само зеркало, в сочетании с темным фоном, придает работе оттенок театральной обстановки.




Buecher. Классическая композиция, построенная на тоновых отношениях между предметами, выстроена в фигуре «треугольник», где важную роль играет также его центральная ось (на ней находятся смысловые точки: голова девушки у окна работы Вермеера, контрастный белый лист на темном фоне книги, монета). Две параллельно стоящие свечи и идущий от них дым дают динамический выход композиции.




Still life classic with the butterfly. Двусоставная композиция, построенная на объединении групп объектов и заключение их композиционные фигуры - поддерживающая группа (в данном натюрморте - треугольник, полученный группой листьев) находится внутри главной (эллипс, полученный общей постановкой предметов). Композиция «контурная», «линейная». Цветовая поддержка левого нижнего и правого верхнего углов (бабочка и драпировка на заднем плане) является так же (вместе со зрительной линией от носика кувшина) и динамическим выходом на левый верхний угол.




Mamut. Классическая «тональная композиция, выстроенная в фигуре «прямоугольный треугольник». Предметы натюрморта составляют две уравновешенные по отношению к друг другу группы: 1 группа - два кувшина, 2 группа - два слона.





Керамика. «Тоновая» композиция, выстроенная в овале. Динамическими выходами в ней являются зрительные линии от листа клена, двух колосьев и ручки доски. Сближенная цветовая гамм не только объединяет предметы, но и подчеркивает их индивидуальность за счет усиления роли текстурности.





Still life classic. «Контурная», «линейная» композиция, построенная на взаимодействии двух групп предметов, объединенных в геометрические формы: 1 группа - построенный на акцентах по желто-зеленым тонам «полуовал» - главная, 2 группа - «треугольник», построенный на сближенных цветах - дополнительная. Композиция содержит динамические выходы в верхний левый и верхний правый углы: листья цветков, ручка корзины, верхушка свечи, ручка у кувшина.




Teekane. «Тоновая композиция, построенная на контрасте светлых и темных тонов. Основной композиционный центр выстроен по контрастным точкам, дополнительный - по сближенным. Ритм в композиции задают полосы на заднем плане, они же являются уравновешивающими.





Мандарины. Постановка 1. Диагональная композиция, имеющая группу предметов, дополнительно объединенных в геометрическую фигуру «эллипс». Композиция контурная, построенная на сближенных цветовых сочетаниях.



Мандарины. Постановка 2. Двусоставная композиция (треугольник и эллипс), контурная, построенная на сближенных цветовых сочетаниях. Динамические выходы: 1 - зрительные линии вдоль листа и горлышка кувшина на левый верхний угол; 2 - зрительные линии вдоль шкурок мандарина на левый и правый нижние углы.


Autor: Юлия Дорофеева

В постановке натюрморта следует выделить главный предмет, который наиболее значим как по смыслу, так и по форме и цвету. Остальные предметы должны подбираться согласно смысловому значению основного предмета.

Предметы в натюрморте должны быть хорошо освещены, поэтому необходимо продумать, как лучше это сделать. Если предметы осветить спереди, то они будут едва заметны из-за отсутствия на их поверхностях теней. При заднем освещении предметы превращаются в сплошные контурные очертания. Наиболее выгодное положение предметов достигается при некотором верхнебоковом освещении, когда предметы выглядят достаточно объемными.

При размещении изображения группы предметов на плоскости листа бумаги важно выдержать масштаб группы предметов по отношению к свободному полю на формате листа бумаги так, чтобы предметам не было тесно и не слишком свободно. Лист бумаги следует располагать в соответствии с характером группировки предметов, о чем уже неоднократно упоминалось. Размещая группу предметов на плоскости листа бумаги, одновременно следует верно определить композиционный и зрительный центры. Как показывает практика, в большинстве случаев студенты при решении композиционной задачи недостаточно уделяют этому внимания, из-за чего эти два центра чрезмерно отдаляются друг от друга, нарушая тем самым композиционную целостность изображения.

Следует отметить, что в действительности зрительный центр не всегда совпадает с композиционным. Это во многом зависит от характера объекта изображения. Под зрительным центром следует понимать центр картинной плоскости, его зрительную пирамиду, а под композиционным - какой-либо основной главный предмет, вокруг которого располагаются второстепенные или вспомогательные предметы (рис.84). В зависимости от характера объекта изображения композиционный и зрительный центры должны быть либо на незначительном расстоянии друг от друга, либо совмещаться.

Это дает возможность в изображении подчинить второстепенные детали главному предмету и тем самым придать изображению композиционную целостность. Для решения данной задачи в изображении необходимо правильно выбрать точку зрения пространственных положений предметов относительно друг друга, так как при разных точках зрения главный предмет будет перемещаться относительно близлежащих то вправо, то влево или окажется по их центру. Для оптимального решения композиционной задачи в изображении следует для начала внимательно рассмотреть натурную постановку с разных сторон, а не довольствоваться случайно выбранным "свободным местом" для его изображения. Выбрав для себя определенную точку зрения (место), следует подумать о ракурсе (линии горизонта). Поверхность стола, на которой располагаются предметы постановки, должна хорошо просматриваться, так как она входит в компоновку, а изображенные предметы должны вызывать ощущение устойчивости.

При соблюдении всех этих условий в самой постановке предметов и их изображении натюрморт получает наибольшую выразительность, а студенты легче улавливают характерные особенности предметов. Этим значительно облегчается решение учебной задачи.

Рисование натюрморта дает возможность студентам творчески использовать ранее полученные знания правил перспективы, навыки конструктивного построения предметов на плоскости, приобретенные умения выявлять объемные формы светотенью и передавать фактуру предметов. Изображение натюрморта во многом усложняет необходимость передачи пространственной среды фона тоном. Это является важным условием увязки предметов между собой на общем фоне и приведения рисунка к тоновой, композиционной целостности и гармоническому единству.

Приступая к изображению натюрморта, необходимо строго соблюдать методический принцип последовательности ведения рисунка (от общего к частному и от частного к общему), без чего трудно понять основной смысл изображения. Нарушение этого принципа в работе над рисунком значительно усложняет усвоение учебного материала, поэтому студентам весьма важно закреплять отдельные этапы. По мере усвоения учебного материала по изображению простых натюрмортов и постепенного усложнения задач можно будет переходить к более сложным натюрмортам, с включением в них драпировок.

В заключение напоминаем, что основные приемы и правила перспективного построения, пропорций, законов светотени и тоновых отношений, задачи и процесс самого изображения остаются прежними, как и в предыдущих заданиях по изображению группы предметов, состоящих из простых геометрических тел.

Работа над натюрмортом разделяется на несколько этапов. Сначала определяют размещение натюрморта на листе бумаги, т. е. создают композицию листа. Для этого на одном листе делают несколько вариантов зарисовок небольшого размера, стараясь понять, как распределяются свет и тень на всех предметах, где расположены наиболее освещенные и наиболее затемненные участки натюрморта. Отмечают также, какие предметы составляют передний план, какие отходят в глубину, какой предмет является самым темным, какой самым светлым.

Затем выполняют рисунок постановки на основном листе. В акварельной живописи рисунок не передает детально свет и тень предметов, а играет вспомогательную роль - указывает границы формы, которая в результате работы цветом кажется объемной и материальной. Выполнять рисунок можно карандашом или углем, чтобы его легко можно было ослабить, не повреждая поверхность бумаги, которая имеет очень большое значение для акварельной живописи. В рисунке выявляют общую форму, пропорции предметов, намечают основные границы света и тени объемной формы, отмечают участки бликов. Сделав рисунок и смочив бумагу водой, чтобы она не была жирной, приступают к выполнению натюрморта.


Начинают с обобщенной передачи объемов предметов. Находят цвета предметов и фона, определяя основные цветовые отношения в натюрморте. Цвета, полученные смешением красок, проверяют на палитре. При необходимости цвета уточняют. Найденные цвета накладывают крупными пятнами на соответствующие места рисунка натюрморта. Каждый цвет сравнивают с остальными и при необходимости уточняют. Цвета начинают накладывать чаще всего со светлых мест предметов, потом переходят к более темным, затем к самым темным, в нужных местах делая плавный переход от светлого цвета к более темному соответствующим приемом письма. Там, где надо, цвет усиливают повторным наложением. Таким образом отношения цветов в акварельной работе постепенно подводят к натуре. Накладывая цвет тени, выделяют цвет рефлекса, а на освещенной части - блик.


Определив основные цветовые отношения постановки, переходят к детальной про-работке объемных форм. Крупными мазками довольно густым раствором краски уточняют цвет света, тени, полутени, рефлекса. Надо следить за тем, чтобы не пересветлить цвет освещенной части. Для этого сравнивают его с белым листом бумаги, на котором рисуют. Для передачи объема одного предмета посредством постепенного перехода цвета от светлого к темному можно использовать прием письма «по сырому».


Для передачи объемности предмета нужно сравнивать светлоту и насыщенность цвета на свету и в тени каждого предмета. Живописное решение пространства передается перспективным изменением цвета. Предметы, расположенные ближе к зрителю, выделяют четче, в них яснее видны все детали формы, все переходы цвета на объеме. Чем дальше от зрителя находится предмет, тем в большей степени он теряет светлоту и насыщенность цвета и тем меньше становится контраст света и тени. Выделяя планы натюрморта, надо все время сравнивать между собой цвета предметов, расположенных на разном расстоянии от зрителя. Если все же предметы, расположенные дальше, слишком выступают вперед, необходимо уменьшить насыщенность их цветов, смягчить контуры их формы или усилить цвет предметов переднего плана.


Впечатление глубины пространства в натюрморте зависит и от трактовки фона, на котором находятся предметы. Поэтому к работе над фоном надо относиться очень внимательно. Цвет фона все время сравнивают с цветом предметов. Особую сложность представляет фон светлого цвета с большой насыщенностью, который может сильно выступать вперед. При таком фоне лучше всего взять для постановки предметы, контрастирующие с ним по цвету. Контраст будет способствовать выявлению цвета и формы предметов, обогащать живописное решение всего натюрморта, выделять положение предметов на первом плане.


Передавая детально цветовые и тоновые отношения натуры, достигают тем самым передачи материала. Для этого нужно разнообразить технику наложения мазков, т. е. класть их то крупнее, то мельче, меняя при этом направление мазков в зависимости от формы и материала предмета. Заканчивают натюрморт обобщением отдельных оттенков цветов, подчиняя их всем другим цветам. Этим добиваются целостности впечатления от постановки. Последние мазки лучше делать прозрачными и яркими красками. Выполняя натюрморт в живописи, важно все время правильно видеть натуру: цельно - при определении общих цветовых отношений и в конце выполнения работы, конкретно - при проработке деталей, т. е. следовать принципам «от общего к частному» и «от частного к общему». Это поможет найти и передать в живописи связь между предметами по цветовому тону, светлоте, насыщенности цвета, их пространственному размещению.


Выполнять живописную работу акварелью можно разными методами. Например, сначала можно прописать весь этюд цветом, не полностью насыщенным, а затем довести насыщенность всех цветов до соответствия натуре. При выполнении этюда цвет можно взять сразу полностью насыщенным, с тем чтобы в дальнейшем оставить его нетронутым. В этом случае этюд пишут по частям, цвета подбирают осторожно, обдуманно и кладут «начисто». Этот метод работы требует значительного опыта и умения. В одной работе можно использовать разные способы акварельной техники живописи: «по сырому», «по сухому», «алла прима», лессировку. Для изображения предметов, расположенных на переднем плане, чаще используют технику «по сухому», а предметы, находящиеся на дальнем плане, пишут техникой «по сырому».


Работая над различными натюрмортами, в которых сопоставляются разные по мате-риалу и фактуре предметы - твердые, мягкие, матовые, блестящие, прозрачные, плотные, легкие, тяжелые и т. д., познают их красоту и приобретают необходимый опыт в их изображении, изучают разные способы акварельной техники живописи, вырабатывают навыки выполнения сложных живописных работ, таких как изображение головы человека, фигуры человека, обнаженной и в одежде. «Рисунок и Живопись» Учебник для техникумов (СПО) Автор А.В. Секачева, А.М. Чуйкина, Л.Г. Пименова Москва, 1983 г.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!