Лирический герой Бунина: анализ образа. «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…»


Как в апреле по ночам в аллее,
И все тоньше верхних сучьев дым,
И все легче, ближе и виднее
Побледневший небосклон за ним.

Этот верх в созвездьях, в их узорах,
Дымчатый, воздушный и сквозной,
Этих листьев под ногами шорох,
Эта грусть - все то же, что весной.

Снова накануне. И с годами
Сердце не считается. Иду
Молодыми, легкими шагами -
И опять, опять чего-то жду.

10. X. 17

«Звезда дрожит среди вселенной…»


Звезда дрожит среди вселенной…
Чьи руки дивные несут
Какой-то влагой драгоценной
Столь переполненный сосуд?

Звездой пылающей, потиром
Земных скорбей, небесных слез
Зачем, о господи, над миром
Ты бытие мое вознес?

22. X. 17

«В пустом, сквозном чертоге сада…»


В пустом, сквозном чертоге сада
Иду, шумя сухой листвой:
Какая странная отрада
Былое попирать ногой!
Какая сладость все, что прежде
Ценил так мало, вспоминать!
Какая боль и грусть - в надежде
Еще одну весну узнать!

<3. X. 17>

«В дачном кресле, ночью, на балконе…»


В дачном кресле, ночью, на балконе…
Океана колыбельный шум…
Будь доверчив, кроток и спокоен,
Отдохни от дум.

Ветер приходящий, уходящий,
Веющий безбрежностью морской…
Есть ли тот, кто этой дачи спящей
Сторожит покой?

Есть ли тот, кто должной мерой мерит
Наши знанья, судьбы и года?
Если сердце хочет, если верит,
Значит - да.

То, что есть в тебе, ведь существует.
Вот ты дремлешь, и в глаза твои
Так любовно мягкий ветер дует -
Как же нет Любви?

9. VII. 18

«И цветы, и шмели, и трава, и колосья…»


И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет - господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я все - вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав -
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленям припав.

14. VII. 18

«Огонь, качаемый волной…»


Огонь, качаемый волной
В просторе темном океана
Что мне до звездного тумана,
До млечной бездны надо мной!

Огонь, по прихоти волны
Вдали качаемый, печальный…
Что мне до неба, до хрустальной,
Огнями полной вышины!

24. IX. 18

«У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…»


У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому!

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
Как бьется сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом
С своей уж ветхою котомкой!

25. VI. 22

«Печаль ресниц, сияющих и черных…»


Печаль ресниц, сияющих и черных,
Алмазы слез, обильных, непокорных,
И вновь огонь небесных глаз,
Счастливых, радостных, смиренных,-
Все помню я… Но нет уж в мире нас,
Когда-то юных и блаженных!

Откуда же являешься ты мне?
Зачем же воскресаешь ты во сне,
Несрочной прелестью сияя,
И дивно повторяется восторг,
Та встреча, краткая, земная,
Что бог нам дал и тотчас вновь расторг?

27. VIII. 22

1885 год


Была весна, и жизнь была легка.
Зияла адом свежая могила,
Но жизнь была легка, как облака,
Как тот дымок, что веял из кадила.

Земля, как зацветающая новь,
Блаженная, лежала предо мною -
И первый стих, и первая любовь
Пришли ко мне с могилой и весною.

II это ты, простой степной цветок,
Забытый мной, отцветший и безвестный,
На утре дней моих попрала смерть, как бог,
И увела в мир вечный и чудесный!

9. IX. 22

Дочь


Все снится: дочь есть у меня,
И вот я, с нежностью, с тоской,
Дождался радостного дня,
Когда ее к венцу убрали,
И сам, неловкою рукой,
Поправил газ ее вуали.

Глядеть на чистое чело,
На робкий блеск невинных глаз
Мне почему-то тяжело,
Но все ж бледнею я от счастья,
Крестя ее в последний час
На это женское причастье.

Что снится мне потом? Потом
Она уж с ним, - как страшен он! -
Потом мой опустевший дом -
И чувством молодости странной,

2 104 0

– певец русской природы. Все его творчество выражает восхищение красотой физического мира, мощной силой природы. Мир у поэта всегда прекрасен, но иногда он жесток к человеку или просто равнодушен.

В стихотворении звучат темы одиночества, неожиданной разлуки или встречи, проблема судьбы и случайности. Это стихотворение несет большое эмоциональное напряжение. В стихотворении «Змея» действует абстрактное «я». В нем показан внутренний мир человека, как одинокой «змеи».

Бунин испытывал «безудержный» ужас перед змеями. Я думаю, что поэта не покидала «вечная» тема смерти. Бунин хотел бы даже отрицать смерть, ее неизбежность: «Не верю, что умру, устану, что навсегда в земле усну, – нет, – упоенный счастьем жизни, я лишь до солнца отдохну!» . Конечно, это не могло не отразиться на жизни поэта. Бунин был беспощадным, неистовым и непримиримым спорщиком, в повседневном общении часто отпугивал резкостью, желчностью, а то и озлобленностью: «Я сед, сух, худ, но еще ядовит» , 1941г.

Стихотворение «Змея» такое живое, что его мрачность вызывает не только скорбь, но и гордость за человеческий дух, не сломленный тяжкими обстоятельствами, одиночеством…

Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются - это закономерно.

И. А. Бунин – певец русской природы. Все его творчество выражает восхищение красотой физического мира, мощной силой природы. Мир у поэта всегда прекрасен, но иногда он жесток к человеку или просто равнодушен.

В стихотворении “Змея” звучат темы одиночества, неожиданной разлуки или встречи, проблема судьбы и случайности. Это стихотворение несет большое эмоциональное напряжение. В стихотворении “Змея” действует абстрактное “я”. В нем показан внутренний мир человека, как одинокой “змеи”.

Бунин испытывал “безудержный” ужас перед змеями. Я думаю, что поэта не покидала “вечная” тема смерти. Бунин хотел бы даже отрицать смерть, ее неизбежность: “Не верю, что умру, устану, что навсегда в земле усну, – нет, – упоенный счастьем жизни, я лишь до солнца отдохну!”. Конечно, это не могло не отразиться на жизни поэта. Бунин был беспощадным, неистовым и непримиримым спорщиком, в повседневном общении часто отпугивал резкостью, желчностью, а то и озлобленностью: “Я сед, сух, худ, но еще ядовит”, 1941г.

Стихотворение “Змея” такое живое, что его мрачность вызывает не только скорбь, но и гордость за человеческий дух, не сломленный тяжкими обстоятельствами, одиночеством…

(No Ratings Yet)

  1. В 1920 году Иван Бунин навсегда покидает Россию, охваченную революцией. Это решение далось литератору очень непросто, и перед тем, как отправиться в Париж, Бунин несколько месяцев прожил в Одессе, которая...
  2. Раннее творчество Ивана Бунина окрашено романтизмом, который носит оттенок восторженности и преклонения перед совершенством окружающего мира. У поэта и начинающего писателя еще свежи воспоминания об удивительной красоте лесов и полей...
  3. В 1907 году Бунин Много путешествовал, побывав на Ближнем Востоке. Впечатление от этой поездки он пронес через всю жизнь, не переставая удивляться экзотической красоте южных стран и тем мгновениям счастья,...
  4. Ранний период творчества Ивана Бунина связан отнюдь не с розой, а с поэзией. Начинающий литератор был убежден в том, что стихи являются наиболее точной и образной формой передачи своих мыслей...
  5. Далеко не все знают о том, что свой путь в литературу Иван Бунин начал не с прозы, а с поэзии. Впоследствии он нередко возвращался к стихам, считая их наиболее точной...
  6. Бунин-поэт – это восторженный романтик, который не устает восхищаться красотой окружающего мира, но при этом не оставляет надежды понять его и постичь величие того, что создано самой природой. В лирических...
  7. Иван Бунин – один из немногих русских литераторов, который после Октябрьской революции решил покинуть Россию, считая, что та страна, в которой он родился и вырос, попросту перестала существовать. Отважиться на...
  8. Стихотворение “Зимнее утро” написано ямбом. Автор использует быстрый, мажорный, выразительный, живописный, совсем не таинственный размер. Читая стихотворение можно почувствовать, что оно проникнуто радостным настроением. Все стихотворение можно разделить на некоторые...
  9. У А. А. Фета, замечательного русского поэта, был настоящий талант видеть и замечать те явления и мелочи в природе, которые остаются незаметными простому обывателю. На этот его талант возможно повлияли...
  10. А. С. Пушкин не раз обращался к теме назначения поэта на земле. В этом стихотворении он довольно дерзко проводит границу между поэтом и обычными людьми – между пророком, одаренным божьим...
  11. Жанры и стили произведений И. А. Бунина Среди произведений Бунина есть рассказы, в которых расширено эпическое, романическое начало – в поле зрения писателя попадает вся жизнь героя (“Чаша жизни”), Бунин...
  12. Стихотворение “Майская ночь” , созданное Афанасием Фетом в 1870 году, относится к позднему периоду творчества поэта. К этому времени автор решил полностью завязать с литературой, разорвал отношения с журналом “Современник”,...
  13. В рассказе “Антоновские яблоки” Иван Алексеевич Бунин описывает жизнь и уклад русской усадьбы. Согласно задумке автора, именно в этом месте переплетается прошлое с настоящим, культура золотого времени и периода на...
  14. Поэт Федор Иванович Тютчев уроженец Овстуга, что на Брянщине. Свое детство и юношество провел он именно здесь, откуда и пошла его трепетная любовь к русской природе, которую он сохранил несмотря...
  15. Каждый человек время от времени обращается к символам, которые помогают ему не только более четко сформулировать свои мысли, но и провести параллель между различными явлениями. Константин Бальмонт как один из...
  16. Произведения И. А. Бунина о деревне. Проблема национального характера Ряд произведений Бунина посвящен разоряющейся деревне, в которой правят голод и смерть. Идеал писатель ищет в патриархальном прошлом с его старосветским...
  17. “Всесилен я и вместе слаб…” – стихотворение, относящееся к раннему творчеству Тютчева. Точная дата его написания неизвестна. Наиболее вероятна версия, высказанная советским литературоведом и биографом поэта Пигаревым. По его мнению,...
  18. Творчество Твардовского целиком и полностью принадлежит советской эпохе. Его судьба – отражение того противоречивого времени. Он сочетал в себе веру в идеалы социализма с трагедией своей семьи, веру в человека,...
  19. Тема деревни и жизни дворян в своих родовых поместьях была одной из главных в творчестве Бунина-прозаика. Как создатель прозаических произведений Бунин заявил о себе в 1886 году. В 16 лет...
  20. Любовь… вносит идеальное отношение и свет в будничную прозу жизни, расшевеливает благородные инстинкты души и не дает загрубеть в узком материализме и грубо-животном эгоизме. И. А. Бунин Человек – единственное...
  21. Стихотворение “Поэту” посвящено теме отношений поэта и толпы, оно рассказывает о непонимании народом творчества. Жанр этого произведения – сонет, для него характерна своеобразная композиция: два четверостишия (катрена) и два трехстишия...
  22. Михаил Лермонтов никогда не считал себя лириком, полагая, что восхищение красотой окружающего мира – удел романтических натур, не успевших познать горечи разочарования. Тем не менее, на начальном этапе своего творчества...
  23. Стихотворение “Генералам двенадцатого года” (1913) – одно из наиболее восторженных и романтических произведе­ний молодой М. И. Цветаевой. Оно практически все состоит из цепочки деталей, возвышающих адресата послания: Вы, чьи широкие...
  24. Стихотворение “Дочке” посвящено старшей дочери Р. Рождественского – Кате. Начинается оно с обращения: “Катька, Катышок, Катюха – / тоненькие пальчики”. Обращает на себя внимание и то, что автор называет не...
  25. В лесу, в горе, родник, живой и звонкий, Над родником старинный голубец С лубочной почерневшею иконкой, А в роднике березовый корец. Я не люблю, о Русь, твоей несмелой, Тысячелетней рабской...
  26. Свой первый поэтический сборник Владимир Маяковский издал в 1913 году, будучи студентом художественного училища. Это событие настолько изменило жизнь молодого поэта, что он искренне стал считать себя гением. Публичные выступления...
  27. В повести “Суходол” Бунин рисует картину обнищания и вырождения дворянского рода Хрущевых. Когда-то богатые, знатные и могущественные, они переживают период упадка. Это своеобразные “унесенные ветром” – люди, которые не смогли...
  28. Покидая родное село Константиново, Сергей Есенин мысленно прощался не только с родителями, но и с любимой девушкой. Позже супруга поэта Софья Толстая признается, что в юности Есенин был тайно влюблен...
Анализ стихотворения Бунина “Как в апреле по ночам в аллее

Classics Press publishes nonfiction and literature in modern, accessible editions at reasonable prices.

The Collection - Seven Classics

The is a new edition of seven classic works of political and military science . Each of the included classical works are available individually as well as together in the collection.

All of these classics are already available in English editions, but nearly always a format that is difficult to read and understand. Most of these are in English translations that are very old, or miss out on the fundamental insights. Many include a lot of excess commentary which is mostly unnecessary and unhelpful.

Our editing process reduces the repetition and unnecessary commentary and cruft, and clarify what is essential and insightful in the works using modern English prose. This process is an abridgement:

[C]ondensing or reduction of a book or other creative work into a shorter form while maintaining the unity of the source.

The goal of this project is to produce a collection of works with clear and modern English that showcases the timeless insights which these classics have within them. We also want to provide several different formats for these works, including:

  • Ebook
  • Paperback
  • Audiobook

The Collection - Individual Titles

Volume Title Status
Vol. 1 The Art of War by Sun Tzu published
Vol. 2 The Analects by Confucius published
Vol. 3 The Arthashastra by Chanakya (Kautilya) published
Vol. 4 The Meditations by Marcus Aurelius published
Vol. 5 The Prince by Niccolo Machiavelli April 2019
Vol. 6 The Book of Five Rings by Miyamoto Musashi April 2019
Vol. 7 The Hagakure by Yamamoto Tsunetomo April 2019

This is an international collection, with two books from China, one from India, two from Europe, and two from Japan. The books also span over 2,000 years of history. Some of these books are focused on war and military science (Art of War, Book of Five Rings, Hagakure), others are more self-reflective and develop an ethical philosophy (Analects, Meditations), and others still are focused more on politics and ruling (Arthashastra, The Prince).

Each of these works provides a unique and historical perspective regarding these topics, and they complement each other in tracing deep insight into the nature of leadership, war, and politics.

Affordable Pricing

Classics Press is committed to making classic works more accessible, and that includes reasonable pricing. Individual works are priced at $ 2.99 USD for ebooks and $ 7.99 USD for print books (which includes the same work as a free Kindle ebook). The entire collection Seven Classics on War and Politics is priced at $ 9.99 USD for the ebook and $ 24.99 USD for the paperback book (which includes a free kindle ebook). The price is inclusive of VAT.

Об Иване Алексеевиче Бунине многие знают благодаря его выдающимся цикле рассказов «Темные аллеи» и романе «Жизнь Арсеньева», эти произведения покорили сердца многих читателей и получили наивысшие оценки критиков.

Но немногие осведомлены о том, что Бунин был и талантливейшим поэтом, и считал себя, прежде всего, поэтом, а только потом – прозаиком.

Поэтический склад ума и восприятие действительности прослеживается у этого писателя даже в его повестях и рассказах. Даже сложная, и в чем-то трагическая судьба самого Бунина говорит о том, что этот человек всегда желал оставаться верным самом себе, своему взгляду на мир и на жизнь. Несмотря на то что он был вынужден покинуть свою любимую родину после разрушительной Октябрьской революции, Бунин оставался преданным и верным России всю свою жизнь, его творчество напрямую связано с менталитетом его страны и пропитаны безграничной любовью к родине.

Лирический герой Бунина: кто он?

Ключевым состоянием лирического героя Ивана Алексеевича в его стихотворениях можно назвать одиночество и эмоциональный кризис. Он обыгрывает эту тему в самых различных направлениях, и довольно контрастно преподносит читателям душевное состояние своих героев. Порой одиночество – это благодать и наслаждение для человеческой души, а порой – это мрачная темница, заточение в которой – проклятье для его лирической души.

Стихотворение «Запустение » показывает удручающее и отчаянное состояние лирического героя Бунина, но и одновременное – его пылкое желание обрести душевный покой, жить в ладу со собственным внутренним и порой жестоким внешним миром. В поэзии Бунина в большей степени акцентирована природа, через нее поэт и писатель пытается показать внутренний мир и тонкие, лирические переживания своего героя. Именно через природу Бунин желает обрести гармонию в жизни и спокойствие на душе.

Связь героя с природой

Такое общение с природой раскрыто в стихотворении «Как в апреле по ночам в аллее », поэт показывает любимое время суток героя – ночь и его любимое место для размышлений. Чувствуется, что через природу лирический герой Бунина хочет стать ближе к Богу, лучше понять и ощутить самого себя. Символизм, который использует Бунин, говорит о том, что его герой не случайно приходит на одно и тоже место ночью, сравнение этой поры с апрелем указывает но то, что лирический герой ищет обновления и возрождения, котором символизирует такое время года, как весна.

Через слова автор о природе мы можем понять настроение и мысли героя, мы поможем ощутить те переживания, которые на душе у героя, а значит – и у самого Бунина. И герой, и автор грустят о тех силах и молодости, которые уже пережиты, пытаются принять прошлое и заглянуть в будущее.

Лаконичность Бунина, которая воплощена в этом небольшом стихотворении, является тем неоспоримым достоинством, при помощи которого наиболее глубоко раскрывается небольшая история состояния души лирического героя. В стихотворении описана грусть и печаль человека, но мастерство лирики Бунина делает его легким и светлым, ночь и темнота, которая показана там, не страшит и не вызывает темных мыслей. Бунин наделяет своего героя отчасти безмятежным настроением и рассказывает о его впечатлениях красочными и незабываемыми словами.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!