Литературно-исторические заметки юного техника. Павлов-сильванский николай павлович

Среди представителей либеральной историографии в Рос­сии периода империализма своими прогрессивными взгляда­ми и самостоятельностью в решении вопросов отечественной истории выделяется Николай Павлович Павлов-Сильванский (1869-1908).

Он родился 1 февраля 1869 г. в Кронштадте, где отец его служил врачом 2-го флотского экипажа. С 1875 по 1884 гг. семья жила в Омске, где будущий историк начал учиться в подготовительном классе гимназии. С детства мальчик увлекался самостоятельным чтением и поэзией. Любовь к художе­ственному слову Николай Павлович пронес через всю жизнь. До конца своих дней он писал стихи.

В 1884 г. семья Павлова-Сильванского окончательно пере­езжает в Петербург, где Николай Павлович переходит в VI класс гимназии при Петербургском историко-филологическом институте. Недостаточная подготовка в Омске привела к тому, что Павлов-Сильванский остался на второй год. Неудачи воз­будили настойчивость, и Н. П. Павлов-Сильванский начинает усиленно заниматься, выдвигается в первые ряды и кончает курс с медалью.

В гимназические годы, а затем в студенческие он настой­чиво занимается литературой, пишет рефераты, увлекается Достоевским, Чеховым, Тургеневым, знакомится с эволюционным учением Ч. Дарвина. Можно было думать, что Нико­лай Павлович займется историей литературы, но взяли верх иные интересы: он стал историком, теоретиком феодализма.

В 1888 г. Н. П. Павлов-Сильванский поступил на исто­рико-филологический факультет Петербургского универси­тета, который закончил в 1892 г. Здесь студент Павлов-Сильванский слушал лекции К. Н. Бестужева-Рюмина, С. Ф. Платонова, В. И. Сергеевича. В студенческие годы он увлека­ется социологией, изучает труды Г. Т. Бокля, О. Конта, Г. Спенсера и др. Философские взгляды Николая Павловича не были унаследованы от этих социологов. В своих рассуждениях о влиянии трудов Бокля на взгляды С. М. Соловьева Николай Павлович допускает элемент критики мировоззрение Бокля. Как видно из его философских выписок, Павлов-Сильванский был знаком с известной работой Г. В. Плехано­ва «О развитии монистического взгляда на историю» и оце­нивал ее положительно.

Интересно то обстоятельство, что, слушая лекции К. Н. Бестужева-Рюмина. Павлов-Сильванский не стал его после­дователем ни по выбору тематики, ни тем более по своим ис­торическим воззрениям. Огромное влияние оказала на миро­воззрение Павлова-Сильванского юридическая школа в лице В. И. Сергеевича. Но Николай Павлович не был подражате­лем, а взял только метод юридического исследования, кото­рый составляет сильную сторону его труда «Феодализм в Древней Руси».

Основой теоретических представлений историка стала идея, внутренней закономерности, связанной с социологиче­ским направлением.



После окончания Петербургского университета Н. П. Павлов-Сильванский был оставлен на кафедре русской исто­рии для подготовки к профессорскому званию. В это время он познакомился с А.. Е. Пресняковым (1870-1929), с кото­рым будет дружить всю жизнь, потому что они были едины и во взглядах на русскую историю.

Николай Павлович стал готовиться к магистерским ис­пытаниям и одновременно, испытывая материальные затруд­нения, поступил на службу в Министерство иностранных дел по Департаменту внешних сношений, а с 1899 г. по Государ­ственному архиву, где в должности старшего делопроизводи­теля был помощником директора архива. Павлов-Сильванс­кий был даже награжден 4 иностранными орденами, в том числе высшим французским и турецким. А вот за что - неиз­вестно.

В 1895 г. на первом же магистерском экзамене Н. П. Павлова-Сильванского провалили, причем по той проблеме, по которой он впоследствии станет крупнейшим специали­стом - по истории русского феодализма. Есть предположе­ние, что провал на экзамене был связан с расхождением в оценках с В. И. Сергеевичем - представителем государст­венно-юридической школы. Эта неудача отсрочила выступ­ление Павлова-Сильванского в качестве преподавателя в высшем учебном заведении. Его научная деятельность замкнулась в архиве. Доку­менты наталкивали на новые темы. По долгу службы Николай Павлович принял участие в составлении «Очерка исто­рии министерства иностранных дел. 1802-1902 гг.» (1902), был главным редактором и автором очерка «Эпоха Нессель­роде» (1902). Историк дал цельный очерк внешней политики России в первой половине XIX в. Лишь за год до смерти, в 1907 г., его избрали на кафедру истории русского права на высших курсах в Петербурге.

Умер Н. П. Павлов-Сильванский очень рано, трагически, от скоротечной холеры, находясь в расцвете творческих сил. Единственный сын историка погиб в 1943 г. в блокадном Ле­нинграде.

Общественно-политические и философские позиции ис­торика проделали серьезную эволюцию. Являясь формально членом кадетской партии, он, под влиянием событий 1905 г., все более склоняется на сторону революционного демокра­тизма. Несколько раз Н. П. Павлов-Сильванский ездил по делам службы в Вену, Рим, Париж, Лондон, сблизился с бу­дущим советским дипломатом Е. В. Чичериным, с которым вел переписку. Много занимался философией, испытал влия­ние марксизма и даже задумал работу «Идеи исторического материализма у русских историков».

Н. П. Павлов-Сильванский являет собой вторую сторону развития буржуазной историографии в начале XX в., проти­воположную П. Н. Милюкову. Николай Павлович являлся передовым, прогрессивным ученым, давшим ряд оригиналь­ных построений. На историческую концепцию Н. П. Павло-ва-Сильванского оказал влияние Еизо, особенно последние тома его «Истории английской революции», в которых дает­ся обоснование необходимости во Франции блока буржуазии и дворянства. Николай Павлович испытал также воздействие историков-романистов, прежде всего Фюстель де Куланжа, историков-германистов (Е. Вайц, Е. Маурер). Многие инсти­туты феодально-удельной Руси характеризуются Павловым-Сильванским почти так же, как их освещают на материалах европейского феодализма названные ученые.

В изучении русской истории, в частности, в оценке пет­ровских преобразований, Павлов-Сильванский находился под влиянием С. М. Соловьева, которому отводил решаю­щую роль в развитии исторической науки в России. Но в трудах Соловьева Павлов-Сильванский берет не государственную теорию, которая нравилась В. О. Ключевскому, а затем П Н Милюкову, а глубокий историзм, стремление С. М. Соловьева к раскрытию внутренней закономерности истори­ческого развития. Историк отделяет С. М. Соловьева от К. Д. Кавелина и глубоко воспринимает мысль Сергея Михайло­вича о единстве закономерности исторического процесса развития России и Запада, противопоставляет его теорию славянофильскому учению о самобытности истории страны.

Прогрессивность исторических построений Павлова-Сильванского позволила ему выявить противоречия в иссле­дованиях В. О. Ключевского, так, он противопоставляет «Боярскую думу» «Курсу русской истории». Николай Павло­вич считал, что анализ фактического материала в «Боярской думе» раскрывал против воли автора основы феодального строя Древней Руси.

С этих же позиций историк критикует П. Н. Милюкова, выступая против его «теории контрастов».

В центре всех исследований Н. П. Павлова-Сильванского находилась проблема феодализма в России как единая зако­номерность с Западной Европой. Вторая тема - история ре­форм Петра I, она также сближала историю России с Запа­дом. И, наконец, третья тема изысканий историка, которой он занимался в конце своей жизни, - история революцион­ного освободительного движения и общественной мысли в России.

Главным делом своей жизни Павлов-Сильванский счи­тал работу над социальным строем удельной Руси, над рус­ским феодализмом. Ученый начал со статьи «Западничество - патронат», затем в журнале министерства народного просвещения появились его публикации «Иммунитет в удельной Руси», «Феодальные отношения в удельной Руси». Затем вышла книга «Феодализм в Древней Руси» (СПб., 1907). Эти изыскания внесли новую теорию в отечественную историографию.

Завершающим трудом по истории русского феодализма явился «Феодализм в удельной Руси», который был завершен другом Павлова-Сильванского А. Е. Пресняковым, разде­ляющим убеждения автора. Пресняков закончил исследова­ние по рукописным материалам и наброскам и написал свое предисловие. Монография вышла в 1910 г. после смерти Ни­колая Павловича. В ней автор рассматривает правовую сторону феодализма - феодальные институты, правовые нормы. Ученый определяет феодализм как соединение крупного землевладения с политическим господством, на базе чего соз­дается иерархия власти.

Но сущность взглядов Павлова-Сильванского состоит не в этом. От этих внешних формальных элементов историк идет к раскрытию внутреннего содержания самих обществен­ных отношений.

Во-первых, исследователь расходится с государственной школой в понимании юридической нормы. Как известно, представители государственно-юридической школы видели содержание исторического процесса в законе и в правовом институте, которые творят историю и организуют общест­венные отношения. Н. П. Павлов-Сильванский видел в пра­вовой норме лишь проявление общественных отношений, их закрепление, для него правовая норма есть исторический ис­точник для изучения общественных отношений. Он выдвига­ет задачу исследования права сравнительным методом. Ис­торик сравнивает русское право с германским и приходит к выводу об их сходстве. Николай Павлович упрекает русских историков в том, что те редко пользовались сравнительным методом, поэтому и говорили о своеобразии русского исто­рического процесса и права, в частности. Ученый же придер­живается другого мнения по этому вопросу: «Есть, однако, в нашей древности одна область, в которой русские порядки так разительно сходны с немецкими и другими, что наши ис­торики, вопреки господствующему направлению нашей ис­ториографии, не могли не остановиться на сравнительном их изучении». Это область древнейшего русского уголовного, гражданского права и судопроизводства, где существовали общие для многих народов институты: а) в уголовном праве: кровная месть, вира, денежные пени за телесные поврежде­ния; б) в судопроизводстве: испытание водой и железом, в поле: судебный поединок, свод, послухи - соприсяжники; в) в гражданском праве: покупка и умыкание жен, право ро­дового выкупа земельной собственности, рабство неоплатно­го должника, право наследства и т. п.

На основе сравнительного метода Павлов-Сильванский пришел к следующим выводам. Во-первых, сходство славян­ского и, в частности, русского права с германским и др. объ­ясняется не заимствованием, а общим происхождением, и сходное развитие их - результат одинаковых первобытных условий жизни. Во-вторых, восточнославянское право из всех других прав наиболее сходно с германским. Речь идет о том, что одинаковые условия общественной жизни людей вызы­вают одинаковые нормы права. В этом суть взглядов историка, стоящего на точке зрения закономерности исторического развития.

Н. П. Павлов-Сильванский находит сходство германско­го и русского народов даже в обычном праве и приходит к важному выводу о том, что не законы создают общественные отношения, а формируют определяющие их юридические нормы, - обычай складывается раньше закона, общество стоит раньше государства. Это утверждение было прямым выступлением против государственной школы.

Павлов-Сильванский критикует немецкого историка Вайца, по мнению которого иммунитет был создан волею верховной власти, причем общий законодательный акт заме­нен длинным рядом отдельных частных актов - иммунитетных дипломов.

В основе возникновения иммунитета историк видел крупное феодальное землевладение. Он говорит, что княже­ские и боярские убийцы имели в своей основе борьбу за зе­мельные владения. Далее Павлов-Сильванский развивает мысль о том, что иммунитет крупных землевладельцев явился основой для узурпации ими верховной власти. Но он подчер­кивает это в отношении Западной Европы, делая оговорку о Русском государстве: «Этого последствия у нас иммунитет не имел». Окняжение земель у нас предотвратило узурпацию власти боярами. На Руси, как и на Западе, вследствие одина­ковых причин земля неудержимо распадалась на мелкие са­мостоятельные княжества.

Вполне понятно, что Павлов-Сильванский не мог дойти до научного понимания причин феодальной раздробленности и образования государства. Он хотя и признавал приматом материальные условия, все же окончательно не мог отойти от юридической схемы построения своего исследования. Ученый поставил проблему феодализма как проблему борьбы общи­ны и боярщины.

Община - основа первоначального, дофеодального строя, она - конкретная историческая форма общественного строя. Павлов-Сильванский отмежевывается от превращения общины в формально-юридическое понятие, в продукт госу­дарственного законодательства, как это было у Б. Н. Чиче­рина. В понимании историка община вступает как определенная стадия общественного развития. Общину автор ста­вит в один ряд с полицкой вервью у западных славян, с мар­кой - древних германцев. На это тождество указал еще Ф. Энгельс.

Община - это первый период русской истории до XII в., когда господствовал мирской строй. Второй период истории России - с XII до XVI в., когда центр тяжести отношений переходит от мира к боярщине. Мирское самоуправление сохраняется в ослабленном состоянии.

Боярщина - непосредственная основа и содержание феодального строя. Она выходит за рамки юридического по­нимания. Боярщина соединяет крупное землевладение с по­литической властью и с мелким крестьянским хозяйством и вводит в понимание феодально-зависимых отношений смер­да, холопа и т.д. Источник этой зависимости историк видит в насильственном захвате земли военно-служилой боярской верхушкой и наследственном отчуждении общинных земель, закабалении свободных людей. Установление феодальных отношений происходит в результате насильственной борьбы боярщины с общиной. Н. П. Павлов-Сильванский близко подходит к теории внеэкономического происхождения фео­дальной зависимости, раскрытию сущности феодального строя.

Третий период русской истории - - XVI - первая поло­вина XIX вв., когда основным учреждением является госу­дарство.

Мир, боярщина, государство - вот схема исторического развития России.

Историк не мог окончательно отойти от старой схемы. Например, он отождествляет феодализм с феодальной раз­дробленностью, с удельным периодом, в то время как бояр­щина имела место и в Киевской Руси.

Павлов-Сильванский внес и существенно новое. Так, торжество государства связывается им с опричниной, в ре­зультате которой упал «политический феодализм», но соци­альная основа его сохранилась без изменения. Историк отде­ляет политическое от социального.

В третьем периоде истории России (XVI - первая поло­вина XIX в.) внимание Н. П. Павлова-Сильванского при­влекли прежде всего реформы Петра I. Этому вопросу он по­святил ряд публикаций: «Граф П. А. Толстой», «Посошков», «Новое о Посошкове», «Мнения верховников о реформах Петра Великого», «Исторические письма», «Смутные время в начале столетий. 1605-1705-1805 гг.» и такой извест­ный труд, как «Проекты реформ в записках современников Петра Великого» (1897). Здесь подробно рассмотрены проек­ты Федора Салтыкова, Алексея Курбатова, Конона Зотова и др. Опубликованы и тексты проектов.

Исследователь дал новую оценку эпохи Петра I в общем ходе русской истории, внося поправки в схему С. М. Соловь­ева. Принимая теорию «органического» развития отечест­венной истории, ученый делает из нее логический вывод: «Идя дальше по пути Соловьева, мы можем теперь на осно­вании новых исследований о петровской реформе устано­вить, что и европеизация, так же, как и норманны и монголы, не составляет основного явления нашего исторического раз­вития». По мнению Павлова-Сильванского, петровская ре­форма не перестроила старое здание, а дала ему новый фасад, поэтому историю России никак нельзя делить на две эпохи: допетровскую и петровскую, как это делали прежде. Время Петра I есть только один из этапов развития государства но­вого времени, которое в основных своих устоях сложилось у нас в XVI в. и просуществовало до середины XIX в. Историк тесно связывает в один период XVII-XVIII вв. и часть XIX в.

Павлов-Сильванский анализирует реформы Петра I и реформы 1861 г. и считает, что нельзя их сравнивать. Преоб­разования Петра Великого не привели к радикальным изме­нениям в социальном строе России, напротив, способствова­ли усилению крепостничества, в то время как реформа 1861 г. знаменовала собой победу капитализма в стране.

Н. П. Павлов-Сильванский не согласен с П. Н. Милюко­вым в вопросе о петровских преобразованиях. В противовес Милюкову он делает следующие выводы: 1) реформы отвеча­ли требованиям времени; 2) не признавая в реформах корен­ную ломку, следует видеть в них большое значение в общем развитии России, которая была возведена в ранг европейских государств; 3) необходимо выделить положительное значение и личности Петра I.

История русского освободительного движения также нашла отражение в трудах историка.

Заслугой Павлова-Сильванского является то, что он впервые подготовил и опубликовал полностью произведение А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», следственные дела о декабристах. Именно Павлов-Сильванс-кий назвал А. Н. Радищева первым русским революционе­ром. В основном ученый верно оценил историческое значение и направленность труда Радищева, который выражал протест против самодержавия и крепостничества, но все же умалил оригинальность работы заявлением, что «Путешествие...» было отражением идей французских просветителей.

Павловым-Сильванским написан ряд изысканий о де­кабристах, особенно историк интересовался историей Южно­го общества и его руководителем П. Пестелем, которому по­святил специальную публикацию «Политическая программа Пестеля». Оценка движения декабристов носит противоречи­вый характер. С одной стороны, Павлов-Сильванский, вслед за А. И. Герценом, называет декабристов революционерами, отмечает мужество и самоотверженность наиболее выдаю­щихся деятелей, особенно П. Пестеля, в то же время историк преувеличивает влияние на декабристов французской просве­тительской литературы, недооценивает национальные осно­вы движения декабристов.

Внимание ученого привлекла деятельность революцио­неров-демократов А. И. Герцена и В. Г. Белинского. В статье «Герцен - изгнанник» Павлов-Сильванский довольно объ­ективно показывает воззрения революционера-демократа: вера в общину, в возможность миновать капитализм в Рос­сии. Историк считает Герцена великим трибуном свободы. В незавершенной статье о В. Г. Белинском Павлов-Сильванс­кий называет его «святым» в противовес консервативному публицисту Суворину.

Кроме разработки крупных исторических проблем, уче­ный опубликовал ряд публицистических статей, в которых дал оценку современных ему событий. Являясь свидетелем «кровавого воскресенья» 9 января 1905 г., он в статье «Что они делают, что они делают?» осуждает расстрел мирной де­монстрации в Петербурге. В газете «Наша жизнь» Павлов-Сильванский сделал публикации по вопросам внешней поли­тики России начала XX в.: «За кулисами внешней политики», «Оскорбленный патриотизм». В них автор оценивает русско-японскую войну 1904 г. как захватническую с обеих сторон, в отличие от других буржуазных историков и политиков. По­сле событий 1905 г., когда происходит «полевение» взглядов Павлова-Сильванского, историк начинает интересоваться деятельностью левых партий в России. Сохранились черно статей о партиях социалистов-революционеров и социал-демократов.

4. «Легальный марксизм» в русской историографии (П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский)

Особое ответвление буржуазной историографии - это работы «легальных марксистов» (Н. А. Бердяев, С. Н. Булга­ков. П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский и др.). Это на­правление еще в 90-х годах XIX в. было определено как от­ражение марксизма в буржуазной литературе. В. И. Ленин не раз отмечал быстрый разрыв его вождей с марксизмом, стре­мительную эволюцию вправо к либерализму. Н. А. Бердяев стал сторонником «Христианского экзистенциализма», в его изысканиях царили пессимизм, выводы о «конце истории». С. Н. Булгаков, еще в 90-х годах признававший в письмах Г. В. Плеханову слабость и ограниченность нападок Э. Бернштеина на материалистическое понимание истории, уже через несколь­ко лет сделался защитником идеализма.

«Легальные марксисты» брали от марксизма положение о неизбежности и прогрессивности капитализма в России. Но если для марксистов капитализм был этапом в историческом развитии, то для «легальных марксистов» он являлся конеч­ной целью. Однако и в вопросе о развитии капитализма эти историки только прикрывались марксистскими фразами, а, в сущности, стояли на позициях экономического материализма и позитивизма, а не марксизма. Признавая принцип истори­ческой обусловленности только в отношении экономическо­го строя, «легальные марксисты» считали, что общественные и политические отношения развивались сами по себе, незави­симо от экономических отношений. Исключая вопрос о борьбе с настоящими противоречиями, «легальные марксис­ты» лишали марксизм действенного начала. Их политика строилась на соглашении с самодержавием на почве буржу­азных реформ.

В исторической науке «легальные марксисты» выделяли две проблемы: 1) экономическое развитие (капитализм); 2) государственный строй. Однако обе проблемы были ото­рваны одна от другой. Главная цель, которая ставилась «легальными марксистами» - упрочение капиталистических порядков, а не преодоление их. П. Б. Струве призывал признать российскую некультурность и пойти на выучку к за­падному капитализму.

Из всех «легальных марксистов» крупнейшими исследо­вателями истории России были П. Б. Струве и М. И. Туган-Барановский.

П. Б. Струве (1870-1944 ). Русский экономист, философ, историк, публицист. Теоретик «легального марксизма», один из лидеров кадетской партии. Он редактировал журнал «Освобождение», «Русскую мысль», был участником сборни­ка «Вехи» (1909).

II. Б. Струве прошел путь от формальной принадлежности к социал-демократии (90-е годы) до самого крайнего национализма (1905 г.), до белой эмиграции после окончания гражданской войны.

П. Б. Струве брал «экономическое вне социального», считая определяющим в историческом развитии не производ­ственные отношения, а обмен. Он снимал внутренний анта­гонизм капиталистического строя, отвергал его основные классовые противоречия. Историк игнорировал классовую борьбу и социальную характеристику общественного строя. В работах Струве разрывается связь между экономической структурой общества и государством, которое рассматрива­лось им как организация порядка. Все вопросы государства, по его мнению, необходимо решать не путем революции, а через мирные преобразования. Эти положения изложены в книге «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России» (1894), которая положила начало нападкам на марксизм.

В 1899 г. П. Б. Струве выступил с работой «К вопросу о рынках при капиталистическом производстве», в которой показал свои методологические позиции. Он выступил с принципом противопоставления «экономических» и «социо­логических» категорий, пытался подчинить марксизм нео­кантианству.

В 1913 г. П. Б. Струве опубликовал капитальный труд «Крепостное хозяйство. Исследования по экономической ис­тории России XVIII и XIX вв.». Здесь он формулирует тео­рию врастания «крепостного хозяйства в капитализм». Автор выдвинул идею о феодальном хозяйстве как носителе торго­вого капитала и первоначального накопления. Крепостное хозяйство историк считал не тормозом, а двигателем эконо­мического прогресса. Противоречие крепостной системы, по его убеждению, носит не классовый, а экономический характер, как противоречие между помещичьим и крестьянским хозяйством. При этом прогрессивная роль, по мнению Струве принадлежит не крестьянскому, а помещичьему хозяйству. Натуральное хозяйство автор видит только в крестьянстве, поэтому освобождение крестьян в 1861 г. считает преждевре­менным. По мнению Струве, крупное поместное хозяйство представляло более стройную систему, оно выступало в каче­стве регулятора сельскохозяйственного рынка. До тех пор пока не будет развит сельскохозяйственный рынок, отмена крепостного права поспешна. Если Россия и была спасена от «натуральной» реакции, то из-за железнодорожного строи­тельства. Реформу 1861 г. П. Б. Струве рассматривает как акт государственной политики. Государство выступает у него в качестве творца истории. Исследователь тем самым все более смыкается с государственной школой.

В политической истории России Струве пытался пред­ставить А. И. Герцена и все освободительное движение в удобном для либерализма виде. Историк упрощенно понимал историю народовольчества, идеализировал в духе славяно­фильства историю земских соборов, чем вызвал возражения даже П. Н. Милюкова на страницах струвистского журнала «Освобождение».

Немало исторических сочинений принадлежит перу «легального марксиста» М. И. Туган-Барановского (1865 -1919). Его защита прогрессивности капитализма была под­вергнута критике со стороны ссыльных марксистов в Сиби­ри. В годы гражданской войны Туган-Барановский являлся министром финансов Центральной рады. Широкую извест­ность получили книги историка о кризисах и развитии фаб­рики, особенно «Русская фабрика в прошлом и настоящем» (1898). Он проводил ревизию марксизма в рамках экономиче­ской истории русского капитализма.

Как и все «легальные марксисты», М. И. Туган-Барановский шел по линии противопоставления экономических и социальных категорий. «Экономизм» исследователь брал в основу своих исторических построений. Марксову анализу последовательной смены мануфактуры фабрикой он проти­вопоставлял доморощенное и ненаучное понимание стадий развития капитализма. Причины отсталости России автор «Русской фабрики» видел в русской некультурности, проти­воречия крепостной эпохи рассматривал как разногласия между верхушечными классами в борьбе за экономическое господство. Исторические труды М. И. Туган-Барановского изобилуют фактическими ошибками. Он создал противоре­чившую действительности теорию распада «фабрики» на кустарные избы в 40-х гг. XIX в., «победы» мелкого кустар­ного производства над фабрикой, мануфактуру XVIII в. смешивал с фабрикой, на ошибочность чего указывал В. И. Ленин в труде «Развитие капитализма в России».

М. И. Туган-Барановский осветил историю русской фаб­рики с периода правления Петра I. Историк считал, что уже при нем возникли капиталистические предприятия, поэтому главная цель борьбы рабочих - освобождение от крепост­нической зависимости, от земли.

Кризисы при капитализме Туган-Барановский рассмат­ривал не как продукт анархии капиталистического производ­ства, а как результат экономического прогресса. Кризис за­ключался во временном превышении предложения над спросом, и каждый раз разрешался расширением рынка. Расшире­ние же рынка совершается автоматически самим ростом ка­питализма. Таким образом, противоречия капитализма, по мнению Туган-Барановского, были экономическими, а не социальными, поэтому решение их следует искать не в клас­совой борьбе, а в экономическом развитии. Историк не по­нимал проблемы генезиса русского капитализма, не уяснил его предыстории и истории. К положительным сторонам его работы «Русская фабрика» следует отнести богатый фактиче­ский материал о развитии промышленности в России в XVIII-XIX вв.

Классовую борьбу всех времен М. И. Туган-Барановский называет «смутой», противопоставляя ей организующую роль государства. Он против революции как анархии. Автор одобряет реформу 1861 г. и манифест 17 октября 1905 г., ко­торые ведут к победе капитализма.

Краткая биография. Родился в Кронштадте, где его отец служил в то время врачом во 2-м флотском экипаже. Учился в Омской гимназии, затем в гимназии при Историко-филологическом институте в Санкт-Петербурге, которую окончил с медалью. В гимназические годы увлекался художественной литературой, поэзией и историей, писал стихи. В 1888 – 1892 гг. учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета. Будучи студентом, Павлов-Сильванский застал в Петербургском университете К. Н. Бестужева-Рюмина и В. И. Сергеевича, которых обычно и называют его учителями. Через лекции К. Н. Бестужева-Рюмина Павлов-Сильванский воспринял историзм С. М. Соловьёва и его стремление к раскрытию внутренней целостности и закономерности исторического процесса. Тесные отношения завязались у Павлова-Сильванского с молодым профессором С. Ф. Платоновым, находившегося под влиянием идей В. О. Ключевского. Через лекции представителя «юридической школы» В. И. Сергеевича Павлов-Сильванский усвоил метод юридического исследования русской древности. Большое влияние оказали на него труды классиков позитивистской философии (Т. Бокль, О. Конт, Г. Спенсер), в которых его привлекала идея исторической закономерности. К 90-м гг. относится увлечение историка изучением марксизма.

После окончания университета был оставлен при нём для приготовления к профессорскому званию по кафедре русской истории. Однако, в 1895 г. не сдал магистерские экзамены и вынужден был поступить на службу в Министерство иностранных дел. Служил в архиве министерства. Написал ряд научных трудов. В качестве главного редактора и одного из авторов участвовал в подготовке юбилейного «Очерка по истории Министерства иностранных дел» (1902). Также по «официальному поручению» Министерства внутренних дел опубликовал труд «Государевы служилые люди. Происхождения русского дворянства» (1898).

Под влиянием нарастания общественного движения в стране в начале ХХ в. происходило присоединение Павлова-Сильванского к политической жизни. В начале Первой русской революции сотрудничал в лево-либеральной газете «Наша жизнь», участвовал в земском съезде в Москве, был членом партии кадетов. Во время выборов в I Государственную думу он организовывал митинги и выступал на них, его квартира была штабом, где писали бюллетени, раздавали агитационные листки. В дальнейшем происходит разочарование ученого в кадетской партии, он начинает симпатизировать левому крылу русской революции.

В 1907 г. Павлов-Сильванский был избран на кафедру истории русского права на Высших женских курсах и получил возможность систематически заниматься препода­ванием русской истории. До этого его преподавательская деятельность носила эпизодический характер, будучи свя­занной то с учительскими курсами, то с Высшей вольной школой П. Ф. Лесгафта.

К этому времени происходит и постепенное признание идей Павлова-Сильванского. Особенно живой отклик они находили в среде молодых историков, среди которых были А. Е. Пресняков, М. Н. Покровский, Н. А. Рожков, Ф. В. Тарановский, С. А. Шумаков. В академических кругах они подвергались остракизму и неприятию, а с корифеями юридического направления – В. И. Сергиевичем, М. Ф. Владимирским-Будановым П.-С. вёл бескомпромиссную научную полемику.

Широко и плодотворно развернувшаяся научная и преподавательская работа Павлова-Сильванского оборвалась неожиданно трагически. 17 сентября 1908 г. историк скоропостижно скончался от холеры.

Основные труды .

«Проекты реформ в записках современников Петра Великого» (1897),

«Государевы служилые люди: происхождение русского дворянства» (1898),

«История и современность» (1906),

«Феодализм в Древней Руси» (1907),

«Схемы русской истории. Революция и русская историография» (1907),

«Феодализм в удельной Руси» (1910).

Сильванский Н. И.

Николай Иосифович (р. 23 XII 1915 (5 I 1916), Харьков) - сов. композитор, пианист и педагог. В 1944 окончил Моск. консерваторию у Я. В. Флиера (фп.). Композиции обучался у В. А. Барабашова в Харькове. В 1944-54 солист Харьковской филармонии. С 1947 преподавал в Харьковской консерватории и муз. уч-ще, с 1954 - в Киевской консерватории (с 1963 доцент). Автор балетов "Необычайный день" (1963, Киев), "Мальчиш-Кибальчиш" (1977, там же), симфонии (1966), 7 концертов для фп. с оркестром (1956-80; 5-й - "Украинский", 6-й - "Октябрь"), концертов для трубы (1967), для баяна (1975) с оркестром, разл. камерно-инстр. ансамблей (в т.ч. струн. квартета "Пастели", 1981), произв. для фп. (3 сонаты, 24 прелюдии, циклы пьес), для голоса с фп. (вок. циклы на сл. С. А. Есенина, Р. Бёрнса).


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Смотреть что такое "Сильванский Н. И." в других словарях:

    - (Павлов Сильванский) протоиерей, писатель по пчеловодству; род. в 1806 г., ум. 4 июля 1879 г., сын протоиерея Гавриила Саввича, из дворян Слободской Украинской губернии; в 1827 г. окончил курс в Харьковском Коллегиуме; в 1831 г. служил… …

    - (1915 1978) советский авиаконструктор. В 1938 1940 гг. возглавлял КБ на заводе № 153 в Новосибирске. Сконструировал небольшой истребитель И 220 (ИС) … Большая биографическая энциклопедия

    Род. 5 янв. 1916 в Харькове, ум. 6 марта 1985 в Киеве. Композитор. В 1944 окончил Моск. конс. по кл. ф п. Я. В. Флиера. По композиции занимался в 1950 1953 у В. А. Барабашева в Харькове. В 1944 1953 солист Харьковской обл. филармонии,… … Большая биографическая энциклопедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Павлов. Николай Павлович Павлов Сильванский … Википедия

    Николай Павлович , русский историк. После окончания историко филологического факультета Петербургского университета работал в МИДе (с 1892), с 1899 в Государственном архиве МИДа. В 1906… …

    Русский историк. После окончания историко филологического факультета Петербургского университета работал в МИДе (с 1892), с 1899 в Государственном архиве МИДа. В 1906 08 читал курсы русской… … Большая советская энциклопедия

    Николай Павлович (1869 1908), российский историк. Доказывал наличие в русской истории феодального периода, однотипного с западноевропейским феодализмом (Феодализм в Древней Руси). Исследования по истории реформ Петра I, общественной мысли 18 19 … Современная энциклопедия

    - (1869 1908) российский историк, профессор. Обосновал наличие в русской истории феодального периода, однотипного с западно европейским феодализмом (Феодализм в Древней Руси). Исследования по истории реформ Петра I, общественной мысли 18 19 вв.,… … Большой Энциклопедический словарь

    Биографический словарь

    См. в статье Павловы Сильванские (Н.Г., Н.Н., Н.П., П.Н.) … Биографический словарь

Книги

  • Феодализм в древней Руси. , Павлов-Сильванский Н.. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Книга представляет собой репринтное издание 1907 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная…
  • Иммунитеты в удельной Руси. , Павлов-Сильванский Н.. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Книга представляет собой репринтное издание 1900 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная…

39. Николай Павлович Павлов-Сильванский и его вклад в изучение аграрной проблематики (1869 – 1908).

Представитель либерального направления. Отмечал общности исторического развития западной Европы и России. Обратил внимание на петровское преобразования; революционное движение в России.

Работы: «проект реформ. Записки современников Петра Великого», «феодализм в древней Руси» - основная работа, «феодализм в России», «история министерства иностранных дел». Торжество государства связано с опричниной, т.к. из-за нее упал феодализм, и власть государства выросла.

Отделяет политическое от социального. Внимание к реформам Петра «Граф Толстой», «Посашков», «мнение верховников о реформах Петра» и т.д.

С его точки зрения европеизация не составляет магистрального пути России. Реформы Петра не перестроили «старое здание», а дали лишь «новый фасад», следовательно нельзя делить историю Росси на два этапа: до Петра и после.

Он осудил революцию 1905 года. После революции у него появляется интерес к левым партиям.

Николай Павлович Сильванский (Павлов-Сильванский) (1869-1908) был одним из крупнейших российских историков конца XIX - начала XX веков. На формирование его научных взглядов большое влияние оказали работы С. М. Соловьева. В 90-х годах он испытал влияние социологических идей легального марксизма, однако воспринял историческую теорию марксизма главным образом в духе экономического материализма. Творчество Павлова-Сильванского развивалось в период, когда произошла дифференциация политических направлений, и идеологическая борьба приобрела чрезвычайно резкие формы. В этих условиях Н. П. Павлов-Сильванский оказался одним из немногих историков, кто честно попытался дать ответ на возникшие актуальные вопросы, связанные с определением путей развития России на революционном переломе. Такая попытка неизбежно вела к пересмотру устаревших историографических представлений, к критике господствовавших схем исторического прошлого страны.

Н. П. Павлов-Сильванский создал новую схему русского исторического развития, одну из последних схем в русской буржуазной историографии: в своей ключевой работе - «Феодализм в Древней России» он доказал методом сравнительно-исторического анализа наличие в России в XII-XVI веках феодального общества, однотипного с феодальным строем в Западной Европе. Как отмечал Павлов-Сильванский, на Руси присутствовали все три характерные начала феодализма, выделенные ещё в знаменитом определении Гизо, - и условность землевладения, и связь власти с землевладением, и иерархическое деление. То же, что боярин мог служить не тому князю, у которого брал землю, особая трансформация боярского иммунитета, иной характер феодальной иерархии, и то, что далеко не все княжества были связаны меж собой договорами, как то было с западными сеньериями - всё это не более, чем нюансы, особенности русского феодализма, отнюдь его не отменяющие. Обоснованная Павловым-Сильванским теория русского феодализма не только ставила на научную почву изучение средневековой Руси, но и вела к существенным политическим выводам, утверждая общность исторического процесса в России и в Европе.

Николай Павлович Павлов-Сильванский

Павлов-Сильванский Николай Павлович (1.II.1869 - 17.IX.1908) - русский историк. Сын флотского врача. Окончил в 1892 году историко-филологический факультет Петербургского университета и был рекомендован "для приготовления к профессорскому званию". Одновременно поступил на службу в Архив МИДа. Случайный провал Павлова-Сильванского на магистерском испытании (1895) закрыл для него возможность профессорско-преподавательской деятельности в государственных университетах. С 1899 года Павлов-Сильванский работал в Государственном архиве МИДа. В 1905-1907 годы он преподавал курс русской истории в демократических учебных заведениях (в Высшей вольной школе П. Ф. Лесгафта и др.). С 1907 года Павлов-Сильванский - профессор кафедры истории русского права Высших женских курсов. В 1908 году скоропостижно умер от холеры. По политическим воззрениям Павлов-Сильванский был кадетом; однако в ходе революции 1905-1907 года отчетливо стали проявляться его демократические симпатии. На формирование его научных взглядов большое воздействие оказали работы С. М. Соловьева и западно-европейских позитивистов. В 90-х годах Павлов-Сильванский испытал влияние социологических идей "легального марксизма ". В своих сочинениях Павлов-Сильванский исследовал главным образом проблемы феодализма в Древней Руси, реформы Петра I и историю общественной мысли 18-19 веков.

Основная заслуга Павлова-Сильванского состоит в том, что он доказал наличие в истории русского общества особого феод. периода его развития, который однотипен с феодальным строем стран Западной Европы ("Феодализм в Древней Руси", СПБ, 1907; "Феодализм в удельной Руси", СПБ, 1910). Павлов-Сильванский понимал феодальный строй как сумму политико-юридических явлений. Его признаками он считал: 1) раздробление страны на домены-сеньории; 2) объединение этих владений договорными вассальными связями; 3) наличие условного землевладения. Последнее не являлось, по его мнению, абсолютно необходимым признаком феодальных отношений. Павлов-Сильванский также определил феодализм как догосударственный период, как время господства частного права. Он считал "боярщину-сеньорию" основной ячейкой "феодального организма" (это было косвенным отражением марксистских идей), но не сделал этот тезис отправным пунктом анализа феодальных отношений. Это привело его к резкому разграничению феодального режима от сеньориального, к пониманию первого только как определенных политических отношений. Феодальному строю в Древней Руси предшествовал, по мнению Павлова-Сильванского, общинный период (до 12 века), высшей формой которого были племенные порядки. Феодальный период продолжался с 12 века до 1565 года. В этот период крестьянская община была порабощена сеньорией. Павлов-Сильванский указал на живучесть в это время общины, оседлость основных групп населения во всех районах Северо-Восточной Руси, ограничение права перехода крестьян еще до Судебника 1497 года и независимое от пожалования князя происхождении иммунитета. Время 1565-1861 годов по Павлову-Сильванскому - период государственной истории России. Хотя он имел ту же социальную основу, что и феодальный, однако был противоположен ему. Государственный период прошел два этапа - господства московской сословной монархии (до Петра I) и развития абсолютной монархии. Обе эти формы государственной власти он считал надклассовыми, что было, по его мнению, характерно и для стран Западной Европы. На 1-м этапе сословия могли еще в известной мере ограничивать самодержавную власть, которая облагала тяглом посадских людей и требовала военной службы от дворян. Для 2-го этапа характерен перевес власти монарха, опиравшегося на регулярную армию, над "стеснявшею ее раньше силой сословий". С 1861 года начался переходный период от старого сословного строя к новому свободному гражданскому порядку. При исследовании феодализма в России Павлов-Сильванский широко применял сравнительно-исторический метод, который трактовался им как установление чисто внешнего сходства прежде всего государственных и политико-юридических институтов. Важны исследования Павлова-Сильванского о реформах Петра I и особенно по истории общественной мысли и освободительного движения в России. Павлов-Сильванский считал А. Н. Радищева первым русским революционером. К последующим проявлениям освободительной борьбы он относил деятельность декабристов, народовольцев, марксистов и социал-демократов, народников и эсеров. В истории декабристов его внимание привлекла деятельность Южного общества (рукопись этой его работы утеряна) и, в частности, П. И. Пестеля . Отдельные работы он посвятил И. Т. Посошкову , А. С. Пушкину , волнениям крестьян при Павле I и другим темам.

В. Д. Назаров. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 10. НАХИМСОН - ПЕРГАМ. 1967.

Далее читайте:

Историки (биографический справочник).

Сочинения:

Проекты реформ в записках современников Петра Великого, СПБ, 1897;

Государевы служилые люди, Соч., т. 1, СПБ, 1909;

Очерки по рус. истории XVIII-XIX вв., Соч., т. 2, СПБ, 1910.

Литература:

Щеголев П. Е., Памяти Н. П. Павлова-Сильванского, "Минувшие годы", 1908, No 10;

Валк С. Н., Вступительная лекция Н. П. Павлова-Сильванского, в сб.; Вопросы историографии и источниковедения истории СССР, М.-Л., 1963;

Очерки истории историч. науки в СССР, т. 3, М., 1963.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!