Литовцы к какой группе народов относятся. Часы работы учреждений

литовцы и их предки, литовцы нелюбят русских
Всего: около 3,2 млн
Литва Литва:
2 302 293
США США:
659 992

Бразилия Бразилия:
200 000

Великобритания Великобритания:
200 000

ЮАР ЮАР:
60 000

Канада Канада:
46 690

Россия Россия:
31 377 (2010)
Латвия Латвия:
25 693 (2010)

Ирландия:
43 847 (2011)

Норвегия:
30 540 (2013)

Германия Германия:
20 285 (2008)

Испания:
15 144

Австралия Австралия:
12 317

Украина Украина:
11 000

Дания:
7 946

Белоруссия Белоруссия:
6 387 (1999)

Польша Польша:
5 846 (2002)

Италия Италия:
4 524

Франция Франция:
4 000

Эстония Эстония:
2 100 (2000)

Исландия Исландия:
1 300

Язык

Литовский

Религия

Католицизм

Расовый тип

Европеоидный

Родственные народы

Индоевропейцы
балты
латыши

Этнические группы

жемайты, прусские литовцы

Лито́вцы (лит. lietuviai, ед. ч. лит. lietuvis) - европейский народ, большая часть которого проживает в Литве.

Этнокультурные регионы исторической области расселения литовских племен.

  • 1 Численность и расселение
    • 1.1 России
  • 2 Религия
  • 3 Этногенез
  • 4 Этнические группы
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература

Численность и расселение

В настоящее время литовцами себя считают около 3,2 миллиона человек (включая лиц, не владеющих литовским языком). Бо́льшая часть из них проживает в Литве. По данным департамента по статистике при Правительстве Литовской республики литовцы составляли 84,6 % жителей Литвы. Крупные группы литовцев проживают в США, Канаде, Англии и Шотландии, Бразилии, России и некоторых республиках бывшего СССР. Незначительное автохтонное литовское население сохранилось за пределами современной Литвы на территории древнего этнического ареала. Прежде всего, это Северо-запад Белоруссии (окрестности села Опса в Браславском районе Витебской области, села Гервяты в Островецком районе Гродненской области, села Пеляса в Вороновском районе Гродненской области и др.), юго-восток Латвии (более всего между литовско-латвийской границей и рекой Даугавой) и северо-восток Польши (около села Пуньск, городов Сейны и Сувалки в Подлясском воеводстве).

В России

в России проживает:

  • По данным переписи 2002 года - 45,6 тысяч литовцев. Наибольшее количество - 13 937 человек - проживает в Калининградской области.
  • По данным переписи 2010 года - 31,4 тысяч литовцев. Наибольшее количество - 9769 человек - проживает в Калининградской области.

Практически все - 99,6 % - владеют русским языком.

Регионы проживания литовцев:

  • Калининградская область-9769
  • Москва-1775
  • Санкт-Петербург-1294
  • Красноярский край-1277
  • Иркутская область-1046
  • Республика Коми-977
  • Московская область-962
  • Карелия-733
  • Краснодарский край-679
  • Свердловская область-540
  • Ленинградская область-535
  • Ростовская область-429
  • Алтайский край-382
  • Ханты-Мансийский автономный округ-378
  • Челябинская область-358
  • Мурманская область-354
  • Кемеровская область-346
  • Омская область-332
  • Пермский край-330
  • Приморский край-2
  • Томская область-329
  • Смоленская область-322
  • Архангельская область-287
  • Тюменская область-267
  • Волгоградская область-252
  • Оренбургская область-239
  • Татарстан-222
  • Псковская область-221
  • Вологодская область-218
  • Республика Саха-206
  • Новгородская область-145
  • Белгородская область-135
  • Ямало-Ненецкий автономный округ-133
  • Сахалинская область-114
  • Магаданская область-105
  • Еврейская автономная область-51

Религия

См. также: Католицизм в Литве, Православие в Великом княжестве Литовском и Православие в Литве

Православие в Великом княжестве Литовском являлось наиболее древним христианским направлением в государстве, распространившимся на значительной части территории будущего Великого княжества Литовского ещё во времена Древнерусского государства. До существенного распространения унии православие оставалось наиболее распространённым направлением в христианстве.

В конце XIII века крестоносцами были крещены литовцы Малой Литвы. Но до конца XIV века большинство предков литовцев оставались язычниками. Литва (Аукштайтия) была крещена в католицизм в 1387 году, а Жямайтия и того позже - в 1413 году. XVI-XVII веках по Литве прокатились волны реформации, а затем контрреформации, которые, в основном, коснулись литовской знати. настоящее время религиозные литовцы исповедуют преимущественно католицизм. Имеется незначительное число протестантов, православных и язычников.

Этногенез

Карта расселения балтийских племён ок. 1200 года

С XI-XIII веков нашей эры два балтских этноса («литва» и «жамойть») населяли почти всю нынешнюю Среднелитовскую низменность и прилегающую часть территории Балтийской гряды. С XIII по XVI вв. в состав литовской народности, помимо собственно литвы, вошли часть ятвягов, всё племя носителей Культуры грунтовых могильников Жемайтской возвышенности, южные части селов, земгалов и куршей, а также какие-то части скальвов, пруссов и некоторых др. балтских племен.

Генетические исследования (как по митохондриальной ДНК, наследуемой от матери потомкам обоего пола, так и по Y-хромосоме, наследуемой исключительно по мужской линии) показали исключительную генетическую однородность литовцев, отсутствие генетических отличий между историческими этнолингвистическими территориальными группами, что, по мнению исследователей, говорит в пользу того, что за последнее тысячелетие полностью стёрлись те различия, которые могли существовать между балтскими племенами, которые консолидировались в литовский этнос. Авторы исследования полагают, что сохранившиеся диалектные и этнографические отличия среди литовцев есть результат длительного феодально-крепостнического периода, который способствовал консервации региональных культурных отличий.

С другой стороны в контексте европейских популяций литовцы занимают самостоятельное место, но исследования по наследуемой от матери потомкам обоего пола митохондриальной ДНК показывают примерно равное генетическое родство литовцев как славянским популяциям (поляки и русские) так и финно-угорским (эстонцы и финны), что отражает также и относительную географическую близость этих популяций, по Y-хромосоме (ДНК мужского населения) литовцы оказываются ближе к финно-угорским группам (эстонцы и финны).

Этнические группы

Этнокультурные регионы Литвы.

Выделяются две основные этнические группы литовцев - аукштайты (аукштайтийцы) и жемайты (жемайтийцы, устаревшее - жмудь), которые, в свою очередь, делятся на более мелкие этнографические группы. Из аукштайтов особо выделяются южане - дзуки (дзукийцы) и жители Занеманья - сувалки (сувалкийцы, судувы). Среди аукштайтов также особо выделяются литовцы-автохтоны Малой Литвы Клайпедского края и нынешней Калининградской области - малолитовцы (летувининки).

См. также

  • Балты
  • Аукштайты (племена)
  • Жемайты
  • Литва (племя)
  • Прусские литовцы

Примечания

  1. Revista Época Edição 214 24/06/2002
  2. Lithuanian Jews Make Big Impact in South Africa
  3. Lithuanians - The Canadian Encyclopedia
  4. Всероссийская перепись населения 2002 года
  5. Latvijas Republikas Ārlietu Ministrija: Integrācijas politika Latvijā: daudzpusīga pieeja
  6. За пять лет в Ирландии число литовцев увеличилось на 40% - DELFI
  7. Statistisches Bundesamt Deutschland - Startseite
  8. http://www.ine.es/prodyser/pubweb/anuario06/anu06_02demog.pdf
  9. http://www.ausstats.abs.gov.au/ausstats/free.nsf/Lookup/C41A78D7568811B9CA256E9D0077CA12/$File/20540_2001%20(corrigendum).pdf
  10. POPULATION CENSUS" 1999
  11. Błąd 404. Strona o podanym adresie nie istnieje
  12. http://www.csb.gov.lv/images/modules/items/item_file_2064_baltcen3.pdf
  13. Археология СССР. Литовские племена
  14. D. Kasperaviciute, V. Kucinskas and M. Stoneking . - 2004. - С. 445.

Литература

  • Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества "Общественная Польза", 3 декабря 1877, ст. 77
  • Муксинов Р. И. Политика властей Литвы в отношении своей зарубежной диаспоры. - Вильнюс: Politika, 2012. - ISBN 978-9986-478-31-7.
  • Литовцы // Этноатлас Красноярского края / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей; гл. ред. Р. Г. Рафиков; редкол.: В. П. Кривоногов, Р. Д. Цокаев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. - 224 с. - ISBN 978-5-98624-092-3.
,

ЛИТОВЦЫ (самоназвание — летувяй), народ, основное население Литвы. В Российской Федерации 70 тыс. человек. Язык литовский балтийской группы индоевропейских языков. Верующие — в основном католики.

Численность и расселение

В настоящее время литовцами себя считают около 4,2 миллиона человек (включая лиц, не владеющих литовским языком). Большая часть из них проживает в Литве. По данным департамента по статистике при Правительстве Литовской республики литовцы составляли 84,6 % жителей Литвы. Крупные группы литовцев проживают в США, Канаде, Англии и Шотландии, Бразилии, России и некоторых республиках бывшего СССР. Незначительное автохтонное литовское население сохранилось за пределами современной Литвы на территории древнего этнического ареала. Прежде всего, это Северо-запад Белоруссии (окрестности села Опса в Браславском районеВитебской области, села Гервяты в Островецком районе Гродненской области, села Пеляса в Вороновском районе Гродненской области и др.), Юго-восток Латвии (более всего между литовско-латвийской границей и рекойДаугавой) и Северо-восток Польши (около городов Пунск, Сейны и Сувалки в Подлясском воеводстве).

По данным переписи 2002 года, в России проживает 45,6 тысяч литовцев. Практически все - 99,6 % владеют русским языком. Наибольшее количество литовцев - 13 937 человек - проживает в Калининградской области.

Российский Этнографический муз…
Группа женщин и девушек в праздничных костюмах. Литовцы

Религия

В конце 13 века крестоносцами были крещены литовцы Малой Литвы. Но до конца XIV века большинство предков литовцев оставались язычниками. Литва (Аукштайтия) была крещена в католицизм в 1387 году, а Жямайтия и того позже - в 1413 году. В XVI-XVII веках по Литве прокатились волны реформации, а затем контрреформации, которые, в основном, коснулись литовской знати. В настоящее время религиозные литовцы исповедуют преимущественно католицизм. Имеется незначительное число протестантов и язычников.

Этногенез

С XI век-XIII веков нашей эры два балтских этноса («литва» и «жамойть») населяли почти всю нынешнюю Среднелитовскую низменность и прилегающую часть территории Балтийской гряды. С XIII по XVI в. в состав литовской народности, помимо собственно литвы, вошли часть ятвягов, всё племя носителей Культуры грунтовых могильников Жемайтской возвышенности, южные части селов, земгалов и куршей, а также какие-то части скальвов,пруссов и некоторых др. балтских племен.

(34,6 тыс. человек), Белоруссии (7,6 тыс. человек), Украине (11,3 тыс. человек), Польше (15 тыс. человек), США (290 тыс. человек), Канаде (28 тыс. человек) и др. Общая численность 3,45 млн. человек. Говорят на литовском языке балтийской группы индоевропейской семьи. Основные диалекты: жемайтский (нижнелитовский) и аукштайтский (верхнелитовский). Письменность с XVI века на латинской графической основе. Верующие - главным образом католики.

Основой формирования литовцев были балтийские племена, предки которых, отождествляемые с носителями неолитической культуры ладьевидных топоров, проникли в бассейн рек Неман и Даугава в первой половине 2-го тысячелетия до нашей эры, ассимилировав местное население. В начале нашей эры здесь сформировались племена, вошедшие позднее в состав литовцев, - собственно литовцы, или аукштайты, жемайты, скальвы и надрувы, а также часть судавов, южные группы куршей, земгалов и селов, часть северных пруссов (бартов, нотангов, сембов). Скальвы, надрувы и часть пруссов образовали в XVI веке субэтническую группу летувинников (литовников).

В IX-XII вв. складываются государственные образования - княжества-«земли»: Делтува, Каршува, Летува и др., объединённые в первой половине XIII века в Великое княжество Литовское, включая северо-западные области Белоруссии (так называемую Чёрную Русь), со второй половины XIII века - западно-русские земли, к середине XV века - вплоть до Верхнего Поднепровья и верховьев Оки и Волги. В XIII-XIV вв. Литва вела борьбу с агрессией Тевтонского ордена, захватившего в 1283 земли пруссов и в 1382-98 - Жемайтию. После принятия католичества в 1387 усиливаются связи Литвы с Польшей , приведшие к образованию в 1569 единого польско-литовского государства - Речи Посполитой - и усиленной полонизации литовской феодальной верхушки. Литературный язык начал складываться на основе аукштайтского диалекта с XVII века.

В 1795-1815 этническая территория литовцев вошла в состав Российской империи. В 1919 образована независимая Литовская республика, в 1940-90 - Литовская ССР в составе СССР. В марте 1990 Верхний Совет республики принял Акт о восстановлении Литовского государства, в мае - Декларацию о государственном суверенитете Литвы .

Основное традиционное занятие литовцев - пашенное земледелие (рожь, ячмень, овёс, пшеница, горох, лён, с конца XVIII века - картофель). Старинные орудия - двузубая соха, борона-суковатка, вытесненная в XIX веке плетёной, затем рамной бороной, коса (в западных районах), в центральных - полукоса (коса с короткой рукояткой), в восточных - зубчатый серп; молотили цепами и деревянными катками. Были развиты коневодство, разведение крупного рогатого скота и свиней. Традиционное бортевое пчеловодство в XVI-XIX вв. сменилось на колодное, а в конце XIX - первой половине XX вв. - на рамное. На морском побережье развивается рыболовство. Традиционные ремёсла - ткачество, вышивка, кузнечное, обработка дерева, резьба по дереву, плетение, гончарство.

Древнейший тип поселения - деревня с кучевой планировкой, в XVI веке распространилась уличная планировка, в XIX-XX вв. - однодворки (на западе они известны с древности). Усадьба состоит из жилого дома (в деревнях он ставился торцом к улице, перед ним разбивался цветник) и хозяйственных построек (кладовой-клети, риги, бани, скотного двора), расположенных вокруг открытого двора. Планировка усадеб в деревнях носит более строгий характер, чем на хуторе с разбросанными хозяйственными постройками. Древнейший тип жилища (нумас), служившего также хлевом, - однокамерная срубная постройка с открытым очагом в центре и дымовым отверстием в коньке крыши - по археологическим данным известен с 1-го тысячелетия нашей эры, с XVI века используется в основном как хозяйственная постройка и помещение для скота. На востоке распространяется курная изба с холодной пристройкой-сенями.

К XIX веку формируются 3 традиционных типа литовского жилища: жемайтский на западе, аукштайтский на востоке и юго-востоке, занеманский. Жемайтский срубный дом (троба) восходит к старинному нумасу: имеет четырёхскатную крышу, иногда с дымовыми отверстиями; в центре - нежилое помещение с очагом (каминас), на котором теперь готовят корм скоту (первоначально - единственным очагом в доме), по сторонам - жилые комнаты, теперь отапливаемые печами-голландками. Занеманский дом (гринча) близок к жемайтскому, имеет длинный узкий корпус с крыльцом в длинной стороне, ведущим в сени, и дополнительным входом с торца, ведущим в рабочие помещения, крыша двускатная, пологая, соломенная, черепичная или тесовая, в центре дома - кухня с сенями, с одной стороны от них - общая комната для повседневных работ с хлебной печью и отапливаемыми лежанками, с другой - спальня и помещение для гостей. Аукштайтская изба (пиркя) имеет прототипом курную избу, известную в Латгалии, у западных русских и белорусов. Состоит из жилой избы с чёрной русской печью, сеней и холодной светлицы-каморы. В первой половине XX века распространились сельские дома современной планировки типа коттеджей.

Традиционная женская одежда - длинная рубаха, широкая юбка (обычно 2-3), передник, тканый или плетёный пояс, по праздникам - безрукавка. На голове девушки носили венки из лент и галуна, иногда - на твёрдой основе, замужние женщины - полотенчатый убор-намитку. Со второй половины XIX века распространились чепцы и платки. Одежда украшалась вышивкой, были распространены серебряные, янтарные, коралловые и стеклянные бусы. Верхняя одежда - покрывало-скара, зимой - сермяги, овчинные полушубки. По покрою, расцветке и технике изготовления тканей выделяются 6 основных вариантов костюма: жемайтский, аукштайтский, дзукский, клайпедский, капский и занавикский.

Мужская одежда раньше утратила национальную специфику, чем женская: она состояла из холщовой рубахи, полотняных, суконных или полушерстяных штанов, жилета, холщового или суконного кафтана, валяной шляпы; зимой носили сермягу, овчинные шубы и полушубки. Традиционная рабочая обувь литовцев - лапти, кожаные постолы, в западных районах Литвы также деревянные башмаки (клумпяй), в праздничные дни - сапоги. В современной одежде используются народный орнамент и цветовая гамма; сохранились традиции вязания узорчатых перчаток, чулок и т. п.

Основу питания составляли ржаная, реже пшеничная мука, ячменная и овсяная крупа, горох, молоко, мясо. С конца XVIII - начала XIX вв. широкое распространение получили картофельные блюда. Сохраняются традиционные блюда из тёртого картофеля с мясной, творожной и др. начинкой (цепелины), сыр с тмином и др.

В литовской деревне были сильны общинные традиции - помочи (галка), сябровство, посиделки и т. п. До XIII-XIV вв. преобладали большие семьи, позже большая патриархальная семья сменилась малой. В традиционных семейных отношениях главную роль играл отец, двор передавался по наследству старшему сыну или зятю.

В свадебных обрядах особую роль играл сват (пиршлис) и конный глашатай (квеслис), оповещавший о свадьбе. Традиционная свадебная обрядность богата песнями, шуточными диалогами, играми. Важное значение имели календарные праздники с ряжением на Святки и Масленицу, гулянья с кострами, качелями и т. п. на Иванов день и др. Традиции народных гуляний сохраняются до настоящего времени. Для народного искусства характерны деревянная скульптура, художественное ткачество, ковка, обработка янтаря. Наиболее известные произведения фольклора - песни-дайны, трудовые, обрядовые, семейные, военно-исторические и др. С начала XX века устраиваются праздники песен, вселитовские - с 1924. Богат сказочный фольклор, повлиявший на профессиональное искусство (поэма и балет на сюжет сказки «Эгле - королева ужей»). В фольклоре многочисленны этиологические предания, реликты древних мифов (о громовнике Перкунасе и др.).

При схожести написания и звучания слов «литовцы» и «литвины» эти два понятия обозначают разные явления. Литовцами называют этнос, который сформировался за многие века из двух родственно-племенных групп. Первая – аукштайты – балтские племена, населявшие восточный регион и центр современной Литвы. Вторая группа племен – жемайты, или жмудины – обитавшие на ее западной части.

Из аукштайтов и жмудинов постепенно образовалась единый этнос, а затем и нация с общим языком, культурой и государственностью. Эту нацию сейчас и называют литовцами. Этнические литовцы могут проживать где угодно – в Австралии, Сибири или Канаде, – и оставаться при этом литовцами. Это понятие обозначает национальность, общие корни.

Кто такие литвины

Литвины – это скорее «территориальный» термин. Он обозначает все население Великого Княжества Литовского (XIII-XVIII века). Это могущественное в свое время княжество занимало обширную территорию. В него входили многие земли: вся современная Белоруссия, большая доля Литвы и Украины, некоторые области Латвии и Эстонии, часть Польши и Молдавии и весь запад России.

Таким образом, литвинами были не только собственно этнические литовцы, но и все белорусы, какая-то часть украинцев, молдаван, поляков и представителей других этносов, обитавших на перечисленных землях. Для того, чтобы считаться литвином, вообще не нужно было принадлежать к литовской нации.

Слово «литвин» нередко использовалось и в качестве противопоставления западных славян, проживающих в Великом Княжестве Литовском, восточным («русинам»), обитавшим в Великом Княжестве Московском. Эти 2 могущественных государства сильно враждовали в XV–XVI веках. Причиной вражды были серьезные территориальные претензии. Названия «русины» и «литвины» должны были еще больше подчеркнуть разницу между населением этих княжеств.

Современная история

Интересно, что в XXI веке появилось целое течение, имеющее целью возродить былое значение понятия «литвин». Исчезнувшее Великое Княжество Литовское представители этого течения переименовали на новый манер в «Великолитву». Ее считают наследницей давно не существующего княжества.

Литвином с полным правом может называться любой белорус, поляк, украинец, молдаванин, эстонец, латыш или этнический литовец, проживающий сейчас на территории Великолитвы (это те исторические области, которые входили много веков назад в Великое Княжество Литовское). Представители этого течения считают, что литвины – это открытая нация (англ. open nation), принимающая в свою дружную семью любого человека, который ощущает потребность приобщиться к культуре этого народа.

источник

ЛИТОВЦЫ

Народы, Российский исторический словникБольшая Российская энциклопедия», Большая советская энциклопедия, Википедия, Советская историческая энциклопедия, Энциклопедия «История отечества» (1997), Энциклопедия «Святая Русь»

ЛИТОВЦЫ (самоназвание - летувяй), народ, основное население Литвы.

В Российской Федерации 70 тыс. человек. Язык литовский балтийской группы индоевропейских языков. Верующие - в основном католики.

Численность и расселение

В настоящее время литовцами себя считают около 4,2 миллиона человек (включая лиц, не владеющих литовским языком).

Большая часть из них проживает в Литве. По данным департамента по статистике при Правительстве Литовской республики литовцы составляли 84,6 % жителей Литвы. Крупные группы литовцев проживают в США, Канаде, Англии и Шотландии, Бразилии, России и некоторых республиках бывшего СССР. Незначительное автохтонное литовское население сохранилось за пределами современной Литвы на территории древнего этнического ареала.

Прежде всего, это Северо-запад Белоруссии (окрестности села Опса в Браславском районеВитебской области, села Гервяты в Островецком районе Гродненской области, села Пеляса в Вороновском районе Гродненской области и др.), Юго-восток Латвии (более всего между литовско-латвийской границей и рекойДаугавой) и Северо-восток Польши (около городов Пунск, Сейны и Сувалки в Подлясском воеводстве).

По данным переписи 2002 года, в России проживает 45,6 тысяч литовцев.

Практически все - 99,6 % владеют русским языком. Наибольшее количество литовцев - 13 937 человек - проживает в Калининградской области.

Российский Этнографический муз…
Группа женщин и девушек в праздничных костюмах.

Религия

В конце 13 века крестоносцами были крещены литовцы Малой Литвы. Но до конца XIV века большинство предков литовцев оставались язычниками.

Литва (Аукштайтия) была крещена в католицизм в 1387 году, а Жямайтия и того позже - в 1413 году. В XVI-XVII веках по Литве прокатились волны реформации, а затем контрреформации, которые, в основном, коснулись литовской знати.

В настоящее время религиозные литовцы исповедуют преимущественно католицизм.

Народ: литовцы

Имеется незначительное число протестантов и язычников.

Этногенез

С XI век-XIII веков нашей эры два балтских этноса («литва» и «жамойть») населяли почти всю нынешнюю Среднелитовскую низменность и прилегающую часть территории Балтийской гряды. С XIII по XVI в. в состав литовской народности, помимо собственно литвы, вошли часть ятвягов, всё племя носителей Культуры грунтовых могильников Жемайтской возвышенности, южные части селов, земгалов и куршей, а также какие-то части скальвов,пруссов и некоторых др.

балтских племен.

Значительная часть литовцев является носителями гаплогруппы N (37%), что, возможно, свидетельствует о значительном «финно-угорском» субстрате

Этнические группы

Выделяются две основные этнические группы литовцев - аукштайты (аукштайтийцы) и жемайты (жемайтийцы, устаревшее - жмудь), которые, в свою очередь, делятся на более мелкие этнографические группы.

Из аукштайтов особо выделяются южане - дзуки (дзукийцы) и жители Занеманья - сувалки (сувалкийцы, судувы). Среди аукштайтов также особо выделяются литовцы-автохтоны Малой Литвы Клайпедского края и нынешнейКалининградской области - малолитовцы (летувининки).

Примеры употребления слова литовцы в литературе.

На память приходит утешающий призыв Вайжгантаса: — Литовцы , не бойтесь тюрьмы!

Повалились, сгрудились, как попало, как кому удалось, вопреки предписанию все вперемешку — и литовцы , и поляки, и белорусы.

Заместитель начальника лагеря сказал как-то Шварцбарту с ухмылкой: — Литовцы приехали, что же вы не деретесь?

Мое вступление на пост писаря он отметил яркой приветственной речью: — Вы литовцы , пся крев, захватили наш Вильно.

Если арестантов присылало Быдгощское гестапо, их относили к воспитательной категории, если Гданьское или Кенигсбергское гестапо — поляки получали воспитательную, а литовцы и русские — за те же самые проступки — политическую категорию.

Всем ведь известно, что после войны Литва будет присоединена к Германии, литовцы получат возможность онемечиться, им будет оказана величайшая честь — называться немцами.

Совсем крошечных приютили литовцы , и они уже давно взрослые люди, носят литовские имена и даже не подозревают о своем происхождении.

Здесь весь накал ненависти сосредоточился между литовцами и русскими, преследуемыми были литовцы , ненавидимыми — русские.

Мы с женой литовцы , — сказал Антон Адамович, глядя, как раскачиваются огромные деревья.

Дурбы произошла битва, которая служила печальным предвещанием для Ордена: литовцы одержали блистательную победу и отпраздновали ее сожжением пленных рыцарей в жертву богам.

Такие успехи не могли быть перевешены неудачею, которую литовцы в последнее время потерпели от Василька волынского, и летописец говорит, что Миндовг начал сильно гордиться и не признавал себе никого равным.

Мы видели, что по смерти Миндовговой предположенное соединение Руси с Литвою не состоялось: литовцы после убиения Воишелкова выбрали себе князя из своего народа.

Олгердово возвращалось уже домой, обремененное добычею, как было настигнуто великим магистром: произошла новая злая битва, и опять литовцы потерпели поражение.

Опаснее был враг на западе: под 1356 годом летописец говорит, что литовцы овладели Ржевою, в тот же самый год Олгерд приходил под Брянск и под Смоленск и пленил сына у князя Василия смоленского.

Баторий взятием Лук кончил свой поход 1580 года, но военные действия на этот раз продолжались и зимою: в феврале 1581 года литовцы пришли ночью к Холму, взяли его и оставили за собою, выжгли Старую Русу, в Ливонии взяли замок Шмильтен и вместе с Магнусом опустошили Дерптскую область до Нейгаузена, до границ русских.

Литовцы: происхождение, религия, традиции

В 1845 г. немецкий языковед Георг Генрих Нессельман ввел в научный оборот термин «балты». Так ученые стали называть группы индоевропейских племен и народностей, которые поселились здесь примерно 4 тысячи лет назад и живут по сию пору на восточном берегу Балтики, – разумеется, видоизменившись за свою долгую историю.

Формироваться балты начали в конце третьего тысячелетия до нашей эры: именно тогда индоевропейцы, вторгшиеся на прибалтийские территории, были ассимилированы местными племенами.

Потом настал час экспансии самих балтов – в первом тысячелетии (уже нашей эры) территория их расселения раскинулась от Днепра до Оки. Но последовал в конце того же тысячелетия «зеркальный эффект» – и экспансия с востока завершилась тем, что балтов ассимировали уже славянские племена.

«Котел» продолжал плавиться. Исследования историков показывают, что в начале второго тысячелетия началось формирование прусской, ятвяжской, литовской и латышской народностей.

Со временем пруссы и ятвяги были покорены Тевтонским орденом и окончательно ассимилировались с основанием Прусского государства. А литовцы и латыши сохранились как особые этнические общности.

Обитавшие в начале первого тысячелетия на восточном побережье индоевропейские племена привлекали римских торговцев. О том, что обитавшие в I в. на территории современной Литвы племена астиев занимались собиранием янтаря у берегов моря, писал в 98 г.

древнеримский историк Корнелий Тацит. Это считается первым историческим свидетельством об одном из тогдашних балтских племен.

Существует и другая теория происхождения литовцев. Предками литовцов ее апологеты считают римлян. Так, например, живший в XV в. польский историк и дипломат, архиепископ Львовский Ян Длугош название «Литуаниа» (Litvania или Lituania) возводил к искаженному «l’Italia».

Но не только топонимы свидетельствовали, по Длугошу, о римском происхождении древних литовцев, а и сходство языка, обычаев и верований – почитание одинаковых богов огня, грома, леса, культ Эскулапа). Легенде, изложенной Длугошем, вторит средневековая литовская летопись, согласно которой во времена Нерона от его жестокостей бежали к берегам Балтики 500 римских семей, и вот от них-то, мол, произошла не только правящая династия, но и наиболее могущественные литовские фамилии.

Но исследования показывают все же индоевропейские корни литовцев.

Например, автор фундаментального труда конца позапрошлого века Петр Брянцев писал в своей «Истории Литовского государства»: «Как потомки древних арийцев, литовцы, подобно всем индоевропейским народам (кельтам, грекам, римлянам, германцам и славянам) вынесли свои основные религиозные верования из Азии.

Но так как они по выходе из Азии впоследствии заняли страну, покрытую могучими реками, дремучими лесами, а также огромными озерами и бездонными болотами, то со временем к своим прежним религиозным верованиям арийским прибавили новые верования соответственно этой окружающей природе.

Сюда относятся: поклонение богу зайцев и богу медведей, обожание оленей, змей (ужей, собственно), лягушек, ящериц, дуба и вообще всех старых деревьев. Но, несмотря на эти прибавки, литовцы, благодаря долгой и уединенной жизни в стране, по своим физическим условиям мало доступной для соседей, сохранили религиозные верования своих предков ариев в более чистом и первобытном виде, чем остальные индоевропейские народы.

Кто такие литвины и чем они отличаются от литовцев

Литовцы, имея общий корень, по своему происхождению, с кельтами, греками, римлянами, германцами и славянами, в своих философско-религиозных воззрениях на мир вообще и человека в частности и в мифологических преданиях сохранили много общего с подобными воззрениями и мифологическими преданиями означенных народов».

Работа П.

Брянцева интересна и своим анализом менталитета литовцев, их традиций, мифов, преданий. Думаю, книга стоит того, чтобы иногда ее цитировать.

В 1845 г. немецкий языковед Георг Генрих Нессельман ввел в научный оборот термин «балты». Так ученые стали называть группы индоевропейских племен и народностей, которые поселились здесь примерно 4 тысячи лет назад и живут по сию пору на восточном берегу Балтики, – разумеется, видоизменившись за свою долгую историю.

Формироваться балты начали в конце третьего тысячелетия до нашей эры: именно тогда индоевропейцы, вторгшиеся на прибалтийские территории, были ассимилированы местными племенами. Потом настал час экспансии самих балтов – в первом тысячелетии (уже нашей эры) территория их расселения раскинулась от Днепра до Оки. Но последовал в конце того же тысячелетия «зеркальный эффект» – и экспансия с востока завершилась тем, что балтов ассимировали уже славянские племена.

«Котел» продолжал плавиться. Исследования историков показывают, что в начале второго тысячелетия началось формирование прусской, ятвяжской, литовской и латышской народностей. Со временем пруссы и ятвяги были покорены Тевтонским орденом и окончательно ассимилировались с основанием Прусского государства. А литовцы и латыши сохранились как особые этнические общности.

Обитавшие в начале первого тысячелетия на восточном побережье индоевропейские племена привлекали римских торговцев. О том, что обитавшие в I в. на территории современной Литвы племена астиев занимались собиранием янтаря у берегов моря, писал в 98 г. древнеримский историк Корнелий Тацит. Это считается первым историческим свидетельством об одном из тогдашних балтских племен.

Существует и другая теория происхождения литовцев. Предками литовцов ее апологеты считают римлян. Так, например, живший в XV в. польский историк и дипломат, архиепископ Львовский Ян Длугош название «Литуаниа» (Litvania или Lituania) возводил к искаженному «l"Italia». Но не только топонимы свидетельствовали, по Длугошу, о римском происхождении древних литовцев, а и сходство языка, обычаев и верований – почитание одинаковых богов огня, грома, леса, культ Эскулапа). Легенде, изложенной Длугошем, вторит средневековая литовская летопись, согласно которой во времена Нерона от его жестокостей бежали к берегам Балтики 500 римских семей, и вот от них-то, мол, произошла не только правящая династия, но и наиболее могущественные литовские фамилии.

Но исследования показывают все же индоевропейские корни литовцев. Например, автор фундаментального труда конца позапрошлого века Петр Брянцев писал в своей «Истории Литовского государства»: «Как потомки древних арийцев, литовцы, подобно всем индоевропейским народам (кельтам, грекам, римлянам, германцам и славянам) вынесли свои основные религиозные верования из Азии. Но так как они по выходе из Азии впоследствии заняли страну, покрытую могучими реками, дремучими лесами, а также огромными озерами и бездонными болотами, то со временем к своим прежним религиозным верованиям арийским прибавили новые верования соответственно этой окружающей природе. Сюда относятся: поклонение богу зайцев и богу медведей, обожание оленей, змей (ужей, собственно), лягушек, ящериц, дуба и вообще всех старых деревьев. Но, несмотря на эти прибавки, литовцы, благодаря долгой и уединенной жизни в стране, по своим физическим условиям мало доступной для соседей, сохранили религиозные верования своих предков ариев в более чистом и первобытном виде, чем остальные индоевропейские народы. Литовцы, имея общий корень, по своему происхождению, с кельтами, греками, римлянами, германцами и славянами, в своих философско-религиозных воззрениях на мир вообще и человека в частности и в мифологических преданиях сохранили много общего с подобными воззрениями и мифологическими преданиями означенных народов».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!