Логопедический массаж для детей в домашних условиях при дизартрии, заикании, зрр, дцп, моторной алалии, парезе, ффнр. обучение, видео

Развитие детей проходит очень разнообразно, если некоторый дети могут вообще не болеть, то у других находят значительное количество патологий, задержки взросления и другие проблемы. Истинными причинами подобной пропасти между одногодками могут стать разнообразные физические факторы, психологические трудности, заболевания или даже наследственность.

Так или иначе, игнорировать такое положение дел нельзя, ведь нарушения речи, согласно статистике, сами собой не проходят. Родителям важно поскорее обратиться к сведущему логопеду, который подскажет подходящий способ лечения. Например, столь популярный в последнее время логопедический массаж для детей, который позволяет быстро устранить некоторые дефекты смежных заболеваний.

Суть терапии для ребёнка

Действенным методом педагогического воздействия на стиль познания подрастающим малышом окружающего мира считается равномерное использование физических и психологических путей. При нарушениях речевого развития столь обширный подход оказывается практически единственно верным решением, чтобы восполнить недостающие пробелы в воспитании. И пускай этот способ не считается обязательным, опираясь на отзывы, он неоднократно доказывал свою надёжность и эффективность на деле. Тем более что её можно взять и в качестве дополнительной части полноценной реабилитации, и как абсолютно независимый вид лечения, выбрав определённый вид:

  1. Классический — ему приписывают стандартные массажные приемы вроде поглаживания, растирания и имитации вибрации, которые усиливают приток крови в области лица и во многом корректируют мимику по программе Дьяковой.
  2. Сегментарно-рефлекторный – практически дублирует первый вариант, но выполняется уже согласно визуальному делению, то есть не выходит за границы зоны воротника, шейного отдела и самого лица
  3. Точечный – раскрывая свою технику уже в названии, этот способ отражается исключительно на биологически задействованные точки, основная часть которых расположена около места роста волос.
  4. Зондовый – специально разработанный специалистом Новиковой Е.В. и выполняется при помощи профессиональных инструментов - зондов, чтобы добиться необходимого эффекта.

Кто нуждается в логопедическом массаже?

Одно из наиболее часто проявляющих себя заболеваний, требующих своевременной коррекции у логопеда - это дизартрия. В таком случае наблюдается заметная затрудненность в говорении, за счёт поражения заднелобных и подкорковых отделов головного мозга. Вследствие этого у ребёнка могут наблюдаться серьёзные нарушения с артикуляцией. При подобном диагнозе, как никогда лучше подойдёт лечебный массаж по методу Новиковой или альтернативные версии от Архиповой и Дьяковой.

Другой причиной является ДЦП, когда общий тонус мышц повышен и становится главной причиной затруднения не только в плане активности, но и коммуникации. Не стоит исключать и такой вариант, что нарушение поэтапного развития речи может быть вызвано в итоге родовой травмы или врожденного дефекта из-за специфического строения органов (явление распространяется на полость рта, губ, языка). Если физиологические изъяны лечатся хирургическим путем, то классическому логопедическому массажу в домашних условиях нередко под силу окончательно устранить прочие источники задержки, не сильно отклоняясь от типичной программы развития ребёнка.

Основная роль логомассажа

В целом, детская терапия представляет собой механизм, благодаря которому изменяется общее состояние мышц, правильно распределяется напряжение нервных окончаний, тканей и сосудов.

Каждый этап обусловлен чётко прописанной техникой, которая приводит в норму эмоциональное состояние лица, также страдающее при сбоях в работе в сложившейся ситуации. Финал процедуры должен оказать положительное воздействие на весь организм, а не только на центральные задачи. Например, параллельно с главной функцией подхода, восстанавливается эластичность кожи, улучшается лимфо- и кровообращение.

Поскольку мышечная система подвергается ощутимым изменениям (положительно влияет на эластичность волокон, ускоряется работоспособность мышц, мощность сократительной функции), стоит помнить о прямой зависимости между силой влияния и реализуемыми приемами.

Полагаясь на то, какой итог вы желаете добиться на практике – расслабления или возбудимости – необходимо применять принципиально разную степень интенсивности. Лишь при столь тщательном подходе логотерапия целебно влияет на весь организм и в кратчайшие сроки помогает малышу научиться коммуникации без всяких затруднений.

Условия организации логопедического массажа

Если начинать с мелочей подготовки, то в первую очередь важно обратить внимание на помещение, где должно быть уютно и тепло. Особые требования имеются к рукам массажиста: они обязаны оставаться тёплыми, чистыми, не влажными и не слишком сухими, без воспалительных заболеваний, также следует исключить любые украшения, и иметь короткие ногти без яркого маникюра.

Игнорирование подобных нюансов может стать причиной отвлечённости и снижения внимания ребёнка. Массаж рекомендуют проводить через 2 часа после приема пищи.

В идеале полный курс должен составлять не менее 20 сеансов. Крайне желательно проводить их с определённой периодичностью, ещё лучше — каждый день. А после перерыва в 1 месяц, при необходимости повторить цельный перечень. Естественно, что при явно выраженных нарушениях речи у детей длительность процедур увеличивается.

Как показывает практика, в зависимости от тяжести нарушений речевого аппарата и непосредственно возраста ребёнка время сеанса может длиться от 5 до 30 минут. Первую процедуру лучше взять по минимуму в 5 минут, чтобы не утомить юного пациента. В дальнейшем продолжительность массажа постепенно растягивают.

Как должен вести себя ребенок?

Ребёнок должен вести себя спокойно, не чувствовать болевых и дискомфортных ощущений. Категорически не рекомендуется укладывать его в горизонтальное положение, эффективнее наоборот, проводить курс в сидячем положении, особенно на начальных порах. Если чадо сразу настроено негативно, выполните лишь элементарные массажные движения на лицевой мускулатуре или снимите напряжённость при помощи присутствия его мамы.

Ведь массаж будет полезен только в том случае, если у детей возникает чувство доверия к профессионалу. Знающий специалист сумеет добиться не только реальных результатов, но и соблюсти безопасность, а также подобрать конкретные упражнения, направленные на подключение к активной работе той или иной группы мышц. В частности, научить малыша самостоятельно тренироваться дома:

  • выполнение лёгких поглаживаний и пощипываний губ, чтобы запомнить основные приёмы терапии;
  • взять зубную щетку и воздействовать на кончик или центральную часть языка;
  • использовать мягкие массирующие движения для разминки каждого пальца.

Типичный сценарий логопедического массажа

Если речь идёт о типичном сценарии логопедического массажа под присмотром педиатра-логопеда, но терапию начинают с лица, затем постепенно переходят к губам, а далее – принимаются за массаж языка, то есть более тщательно повторяют план для самостоятельно разминки, предложенной выше.

Все движения проводят от центральной зоны к периферии и стараются часто использовать эффективный принцип — похлопывание. Данная техника позволяет вернуть лицевым мышцам естественный тонус и служит отличным побуждающим фактором, поддерживая интерес ребёнка на протяжении всего получаса, отведённого на сеанс.

Но, обратите внимание: нужно совершать одинаковое количество движений как по часовой и против неё, придерживаясь симметрии.

После нескольких лёгких упражнений (2-5 штуки) силу нажима, похлопываний и пощипывания кожи должна ненавязчиво нарастать. При этом кожные покровы пациента могут слегка покраснеть и это хороший знак, но не перестарайтесь. Например, если у малыша наблюдается сухая или чувствительная кожа, такой напор может оказаться болезненным, поэтому рекомендуется делать массаж с использованием специальных увлажняющих масел для лица или крема.

Непосредственно, время воссоздания массажа, дабы отвлечь ребенка от сосредоточения на ощущениях, советуют применять некоторые хитрости: читать стишки, загадывать головоломки, петь песенки, рассказывать сказки. Желательно, чтобы выбранная вами тактика отвлекала малыша на вашу речь, но не провоцировала его часто отвечать или резко двигаться, так что придерживайтесь увлекательного монолога.

Не исключён вариант повторения заученных скороговорок или фраз, которые ассоциируются с движениями рук (лёгкие хлопки по щекам – «стенка-стенка», прикосновение ко лбу – «потолок», постукивание пальцами по верхней губе и подбородку – «две ступеньки», нажим на кончик носа ребёнка – «и звоночек «дзынь!»).

Кроме того, важно организовывать логопедический зондовый массаж до перекуса или через 1,5 – 2 часов после приёма пищи. К существенным требованиям это не относится, однако внезапно возникнувшие неприятности с процессом пищеварения могут стать решающим фактором и лишить чадо интереса к процедуре. Если у малыша наблюдается температура или симптомы простуды, работу над произношением также стоит отложить до полного выздоровления.

Противопоказания к задуманному проведению

Логопедический массаж при дизартрии или других нарушениях в произношении, увы, может иметь целый ряд ограничений, которые стоит взять во внимание и искать альтернативный метод лечения. Категорически запрещено проводить процедуру, если у ребёнка наблюдаются следующие диагнозы:

  • серьёзные инфекции;
  • увеличение лимфатических узлов;
  • конъюнктивит;
  • температура, жар;
  • повышенное давление;
  • стоматит или гингивит;
  • сыпь на коже;
  • открытые раны, язвы;
  • герпес.

Перед назначением курса важно получить заключение не только от невропатолога, но и сведущего педиатра. Заодно нужно обращаться к действительно опытным врачам, которые имеют опыт проведения массажа не просто с ребёнком, но и конкретной возрастной группой (что тоже имеет свои особенности).

Любой из способов логопедического массажа, в том числе и бытовая версия с ложками, помогает добиться ощутимого прогресса даже при запущенных формах нарушения речи. Впрочем, начинать процедуры всё равно нужно в рекомендованный профессионалом срок, поскольку некоторые подходы предназначены исключительно для младенцев старше полугода, так как ни один зонд не годится для новорожденных и это стоит учитывать при конечном выборе.

Статью подготовил и отредактировал: врач-хирург

Что такое логопедический массаж

Логопедический массаж является активным методом воздействия, который используется для коррекции речевых нарушений. Он изменяет состояние кровеносных сосудов, мышц и нервов периферического речевого аппарата. Массаж используется для логопедической работы с лицами, имеющими нарушение голоса, дизартрию, заикание. В целом, процедура оказывает благоприятное воздействие, улучшает микроциркуляцию крови, происходит дополнительное питание кожи и ускоряются обменные процессы. Благодаря ритмичным движениям, массаж вызывает положительные изменения в мышечной и нервной системах, которые занимают важное место в речедвигательном процессе.

Для чего нужен массаж

Основными задачами, которые решает процедура, являются:
  • усиление проприоцептивных ощущений;
  • укрепление глоточного рефлекса;
  • нормализация тонуса мышц;
  • увеличение чувствительности в речевых зонах;
  • стимуляция тех мышц периферического речевого аппарата, где была обнаружена малая сократительная способность.

Кто проводит логопедический массаж

При необходимости проведения логопедического массажа в Москве можно обратиться в различные медицинские центры, где должен принимать опытный врач-логопед. При занятиях с детьми используются различные игровые формы, которые максимально позволяют ребенку расслабиться и приносят положительные результаты уже после первого курса. Цена на логопедический массаж в зависимости от опыта врача и места проведения варьируется.

Как проходит процедура

Процедуру начинают обычно с общего массажа лица, основными движениями при этом являются растирания, поглаживания, вибрации, похлопывания. Одним из важных пунктов является логопедический массаж языка при помощи специальных зондов, которые полностью безопасны. В некоторых случаях могут быть использованы элементы расслабляющих или дыхательных упражнений. Время массажа составляет около 20 минут, при этом между курсами делаются перерывы в два – три месяца для закрепления результатов. При выраженных нарушениях может быть рекомендовано проведение процедуры даже в течение не одного года. Специалист всегда ориентируется на поведение ребенка, если он напуган, массаж доставляет сильный дискомфорт, то время сеансов увеличивается постепенно, пока не произойдет привыкание. Целесообразно проводить процедуру не менее чем через два часа после еды.
Противопоказания:
  • Герпес;
  • Различные инфекционные заболевания;
  • Стоматит;
  • Заболевания кожи;
  • Конъюнктивит;
  • С осторожностью массаж проводится людям с эписиндромом.

Логопедический массаж относится к одной из логопедических методик и является методом механического воздействия, благодаря которому улучшается состояние периферического речевого аппарата.

При тяжелых речевых нарушениях используется логопедический массаж. Он позволяет скорректировать звукопроизношение, улучшает состояние голоса, нормализует тонус мышц речевого аппарата, сокращает время по формированию произносительной речи. Даже при выраженной неврологической симптоматике использование логопедического массажа дает хорошие результаты.

Акцентируют внимание на мышцах щек, губ, языка и мягкого неба. Для выбора тактики лечения, массажист перед проведением сеанса должен провести пальпацию мышц и обратить внимание на состояние мышц плечевого пояса, шеи, языка, щек и губ.

Логопедический массаж преследует следующие цели:

  • Стимуляция разговорной речи при задержке развития ребенка
  • Снижение усиленного слюноотделения
  • Снижение гипертонуса мышц, участвующих в артикуляции.
  • Активизация мышц с недостаточной сократительной способностью.
  • Стимуляция кинестетических ощущений.
  • Снижение степени двигательных нарушений мышц при содружественных движениях, гиперкинезах, нарушении координации движений.
  • Создание условий к развитию произвольных движений артикуляционного аппарата.
  • Повышение эластичности мышечных волокон, сократительной функции.

Логопедический массаж для детей

Положение ребенка при проведении сеанса

Перед тем как проводить логопедический массаж, для нормализации мышечного тонуса, следует выбрать правильное положение для ребенка. Наиболее оптимальные:

  1. Ребенка укладывают на спину, под шею подкладывают небольшой валик или плоскую подушку. Голова должна быть несколько откинута назад.
  2. Можно проводить массаж в кресле с высоким подголовником.
  3. Маленьким деткам проводят массаж в коляске в положении полусидя.
  4. Детей, которые боятся, целесообразно усадить к маме на колени.

Массаж при пониженном мышечном тонусе

Логопедический массаж начинается с области верхнего плечевого пояса и шеи. В этой области все движения мягкие, легкие, обхватывающие. В то же время целью массажа, является активизация мускулатуры, которая связана с мышцами языка и дна полости рта. Движения должны обязательно захватывать дно полости рта, поскольку эти мышцы непосредственно связаны с корневой частью языка.

Переходя на артикуляционные мышцы, следует учитывать ту область, которая в меньшей степени у детей активна. Акценты в проработке касаются тех мышц, которые не позволяют ребенку совершить артикуляционные определенные движения. Например, нарушение движений могут локализоваться в области жевательной мышцы, скуловых мышц, щечной мышцы. В этих областях необходимо достаточно активно проводить движения.

Направление массажных движений от центра к периферии. Применяются приемы классического массажа. Сила давления должна нарастать постепенно. Давление не должно вызывать болезненных ощущений у детей.

Методика массажа

  1. Область лба: продольное и поперечное поглаживание.
  2. Поглаживание верхней границы глазниц.
  3. Поглаживания от крыльев носа к ушам.
  4. Поглаживания нижней челюсти от подбородка к ушам.
  5. Спиралевидные разминания скуловой мышцы.
  6. Разминание щечной мышцы (пощипывания, спиралевидные движения).
  7. Обработка щечной мышцы с двух сторон. Массажист одним пальцем разминает мышцу изнутри, остальными пальцами снаружи.
  8. Обработка губной мускулатуры. Направления движений: от середины губы к уголкам. Отдельно обрабатывается верхняя и нижняя губа. Применяются поглаживания, пощипывания губ.
  9. Обработка носогубной складки.
  10. Применение приемов вибрации (ручным или аппаратным методом).

У детей с судорожным синдромом вибрации противопоказаны!

Массаж при повышенном мышечном тонусе

Расслабляющий логопедический массаж назначают детям с повышенным тонусом артикуляционной мускулатуры. При выполнении ребенку выбирают позу, в которой тонические рефлексы проявлялись бы в меньшей степени.
Расслабление мышц достигается легкими массажными движениями от периферии к центру с небольшой силой давления. Все движения скользящие. Слегка прижимающие. Повторяют каждое по 8 раз. Медленные движения снижают возбудимость тканей.

Методика массажа

Начинают с расслабления мышц шеи и плечевого пояса. Проводят массаж и пассивные движения головой. Придерживая голову ребенка, проводят повороты головы по часовой стрелке, затем в обратном направлении. Медленные повороты головой в одну и другую стороны. Расслабление мышц шеи способствует понижению тонуса корня языка.

Расслабляющий массаж лицевых мышц:

  • Продольное и поперечное поглаживание лба
  • Поглаживание области глазниц.
  • Поглаживания от переносицы по верхнему краю глазниц к вискам.
  • Поглаживания от лба по щекам, подбородку, шее к ключицам.
  • Поглаживания от мочек ушей к крыльям носа.
  • Щипцеобразное поглаживание нижней челюсти.
  • Надавливания от начала роста волос вниз по всей поверхности лица.

Расслабление мышц губ:

  • Поглаживания верхней и нижней губы от уголка к центру.
  • Каждая губа обрабатывается отдельно.
  • Поглаживания верхней губы сверху вниз.
  • Поглаживание снизу вверх нижней губы.
  • Обработка носогубных складок по направлению от крыльев носа к уголкам рта.
  • Надавливание на губы легкими вращательными движениями.
  • Поколачивание кончиками пальцев губ.
  • Дифференциальный массаж

У детей часто наблюдается смешанный характер нарушения мышечного тонуса. В одних группах мышц тонус повышен, в других понижен. В связи с этим проводят дифференциальный логопедический массаж мышц.


Условия проведения логопедического массажа

В помещении должно комфортно и тепло. Особые требования к рукам массажиста. Они должны быть теплыми, чистыми, без каких-либо воспалительных заболеваний, без украшений, с коротко остриженными ногтями. Массаж проводят через 2 часа после приема пищи. Полость рта ребенка перед проведением сеанса следует очистить от крошек и остатков пищи.

Массаж назначают курсом в 20 сеансов. Желательно проводить каждый день. После месячного перерыва курс желательно повторить. При выраженных нарушениях речи у детей длительность кура увеличивается.

В зависимости от тяжести нарушений речевого аппарата и возраста ребенка время сеанса может быть от 5 до 25 минут. Первый сеанс длится 5 минут. В дальнейшем продолжительность массажа увеличивают.

При проведении массажа ребенок должен быть спокоен, не чувствовать болевых и неприятных ощущений. К каждому ребенку необходим подход. Не следует с первых процедур укладывать его в горизонтальное положение. Лучше сделать первый сеанс в положении сидя. Со временем у детей возникает привыкание к массажу.

Если ребенок настроен негативно, на первой процедуре выполните только легкие массажные движения на лицевой мускулатуре. Можно проводить сеансы массажа в присутствии мамы. Массаж эффективен только в том случае, если у детей будет возникать чувство доверия.

Противопоказания к проведению массажа

Массаж не назначают при следующих заболеваниях:

  • ОРВИ, ОРЗ.
  • Герпес на губе, лице
  • Воспалительные заболевания глаз
  • Воспаления ротовой полости

Осторожно выполняют массаж детям с судорожным синдромом. В случае если ребенок плачет, вырывается и кричит, массаж стоит прекратить и успокоить ребенка.

Логопедический массаж языка для детей

При повышенном тонусе языка проводится логопедический массаж для детей по расслабляющей методике, при снижении тонуса выполняют укрепляющий массаж. При гипотонии приемы более интенсивные и активные. При повышенном тонусе перед проведением процедуры желательно подержать во рту некоторое время теплый настой из трав.

Массаж языка для детей можно проводить пальцем через марлевую салфетку или специальными зондами. Палец обязательно должен быть в напальчнике. Можно проводить массаж с помощью деревянного или металлического шпателя.

Перед тем как начинать массаж языка, следует определить границу рвотного и глоточного рефлекса. Первые сеансы должны обрабатывать мышцы языка, не доходя до этой границы. С каждым последующим сеансом обрабатывается все большая поверхность языка.

Нельзя проводить процедуру сразу после кормления. Рот ребенка должен быть открытым с высунутым языком. Язык массажист фиксирует с помощью марлевой салфетки.

Техника логопедического массажа

  1. Проводятся щадящие поглаживания в различных направлениях.
  2. Воздействие на продольные мышцы от корня к кончику языка.
  3. Воздействие на поперечные мышцы языка от центра к краям.
  4. Движения круговые и спиралевидные по всей поверхности языка.
  5. Похлопывания всей поверхности языка.
  6. Надавливания на продольные мышцы.
  7. Массаж уздечки языка. Направление движений сверху вниз.
  8. Массаж через марлевую салфетку. Выполняют перетирающие движения.

Логопедический массаж в домашних условиях

Прежде чем делать ребенку логопедический массаж дома, вы должны проконсультироваться с логопедом. Профессиональный логопедический массаж включает обработку языка, которая выполняется с помощью специальных зондов. Этими приспособлениями легко поранить нежные слизистые полости рта. Лучше всего в домашних условиях пользоваться шпателем или зубной щеткой.

Массаж лицевой мускулатуры для развития речи (логопедический массаж)

Все родители без исключения с нетерпением ждут, когда же их любимое чадо заговорит. Помочь крохе начать говорить можно с помощью массажа лицевой мускулатуры. Такой массаж выборочно можно начинать делать с 2-3 месяцев, а плохо говорящим малышам старше 2-х лет он просто необходим. Массаж может делать сама мама.

Логопедический массаж начинается с общего массажа лица, далее переходят к массажу губ и затем уже проводят манипуляции в полости рта ребенка. При этом надо иметь в виду, что далеко не все дети положительно реагируют на манипуляции во рту, так как зона рта очень чувствительна. Ребенок должен получать в процессе логопедического массажа только приятные ощущения. В противном случае нарастает тонус и гиперсензитивность оральной области. Неумелые активные действия могут привести к оживлению рефлекторной сферы, в частности, кусательного или рвотного рефлексов.

Проведение лицевого массажа способствует не только формированию мимических средств общения, но и развитию оральной сферы, что необходимо для нормального питания ребенка и последующего развития речи.

Массаж лица рекомендуется проводить ежедневно в течение трех минут. При этом учитываются общие требования к проведению массажа: обстановка должна быть комфортной и гигиеничной. Противопоказано проведение массажа при наличии кожных или соматических заболеваний.

В процессе проведения массажа необходимо активно общаться с ребенком, играть с ним, петь ему песенки, рассказывать сказки и стихи, можно сопровождать массаж спокойной музыкой.

Среди массажных приемов наиболее приемлемы поглаживание и легкая вибрация, способствующие расслаблению мышц. При поглаживании массирующая рука скользит по коже, не сдвигая ее в складки. Вначале используется поверхностное поглаживание, затем более глубокое. Его можно производить ладонями, щипцеобразно сложенными пальцами или тыльной поверхностью согнутых под прямым углом в пястно-фаланговых суставах пальцев кистей.

Непрерывная вибрация выполняется концевыми фалангами пальцев, которые кладут на кожу ипроизводят ими сотрясение – движение, напоминающее просеивание муки через сито.

Массаж следует проводить при комнатной температуре чистыми теплыми руками, выполняя сначала поглаживание – по четыре движения в каждом направлении, далее – аналогично – непрерывную вибрацию и затем – снова поглаживание.

При проведении массажа в оральной области можно воспользоваться рекомендациями М. Борковской, Г.Я. Левиной, Е.Ф. Архиповой. Так, для уменьшения гиперчувствительности перед едой нужно проводить нежные прикосновения к плечам, шее, лбу, щекам ребенка, постепенно приближаясь к ротовой полости.

Массаж лица осуществляется в следующих направлениях:

· от середины лба к вискам;

· от бровей к волосистой части головы;

· от внутреннего угла глаза к наружному по верхнему веку и в обратном направлении по нижнему;

· от корня носа к височной области;

· от угла рта к козелку ушной раковины;

· от середины подбородка к мочке уха;

· по передней поверхности шеи – снизу вверх, по боковым – сверху вниз.

Г.Я. Левина предлагает проводить специальный массаж нижней части лица в следующей последовательности:

· одновременный поглаживающий массаж обеих щек от носа к ушам слегка расставленными 2,3,4,5 пальцами;

· легкое растирание носогубных складок от крыльев носа к углам рта вторыми пальцами обеих рук;

· поглаживание подбородка от середины к мочкам ушей вторыми и третьими пальцами обеих рук;

· массаж круговой мышцы рта: от середины верхней губы к углам и дальше к середине нижней губы;

· раздельное поглаживание верхней губы от средней линии к углам рта, от носа к краю нижней губы, от средней линии к углам рта, от подбородка к краю;

· поглаживание шеи от середины к мочкам ушей.

В той же последовательности применяют прием растирания. С едва заметными усилиями мелкими круговыми движениями пальцы продвигаются по тем же направлениям, затем легкое поколачивание подушечками 1,2,3,4 пальцев всей нижней части лица и шеи от средней линии к ушам. В заключение проводят прием поглаживания. Общее время массажа – 5 минут.

Для расслабления мышц шеи проводятся покачивания головы ребенка. Правая рука логопедапомещается под голову ребенка и медленными, плавными движениями поворачивает его голову в одну и в другую сторону, покачивая вперед. Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка.

После этого можно переходить к массажу области вокруг губ, удерживая рот закрытым:

· массаж для расслабления мускулатуры губ;

· поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ;

· поглаживание по верхней губе от углов рта к середине;

· поглаживание по нижней губе от углов рта к середине;

· похлопывание губ;

· вибрация губ.

Массаж десен начинается с движений в горизонтальном направлении на одной стороне тела. Этоусиливает слюнотечение, поэтому после 2-4 ослабляющихся движений ребенку надо дать возможность проглотить слюну. Затем аналогично проводится массаж с другой стороны десны. Далее десны массируются вертикальными движениями.

Небо массируется пальцем или вибрационным аппаратом по средней линии, начиная спереди с легкого приподнимания мягкого неба. Это движение повторяется 10-15 раз. Во время массажа ребенок может произносить гласные А и Э.

Язык массируется в направлении спереди назад до зоны проявления рвотного рефлекса. При этом проводится поглаживание, легкое похлопывание, вибрация в течение 15 секунд.

Может быть использован точечный вибрационный массаж. Сначала массируются точки для улучшения жевания (1,2), затем – глотания (3,4)

М. Борковская пишет, что на указанные точки можно воздействовать и термически – теплом или холодом.

Массаж для расслабления мышц языка:

· точечный массаж в области подчелюстной ямки, который проводят в течение 15 секунд, вибрирующие движения указательным пальцем под нижней челюстью;

· вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (15 секунд).

Логопедический массаж
Привожу простой вариант массажа лица и органов артикуляции. Он адаптирован для родителей и его несложно делать.
В каких случаях можно рекомендовать эти упражнения?
1. В шесть-семь месяцев у ребенка не появился лепет
2. при произнесении звуков ребенком создается впечатление, что он это делает с трудом, у него«неловкий» язык и «непослушные» губы.
3. Ребенок легко произносит звуки, но они нечеткие/«смазанные»
4.У ребенка наблюдается поиск артикуляции, он не понимает как уложить язык и губы для произнесения звука/слова/слога.
Важно также помнить, что массаж должен нравиться ребенку.
Начинать надо постепенно, с упражнений, которые приятны малышу, ими же и заканчивать.
Наращивать упражнения постепенно, пропускать те, что категорически не нравятся ребенку.
Предлагать малышу делать часть упражнений самому. Возможно он начнет с вас или с мишки, а потом будет делать уже на себе.

Массаж лица и органов артикуляции
1. Массаж мышц лица
Для массажа мышц лица используются «рубящие» и скользящие (имитация бритья) движения ребром указательного пальца, поглаживание, похлопывание ладонями и кончиками пальцев. Необходимо делать одинаковое количество движений, как по часовой стрелке, так и против часовой стрелки.

Упражнение № 1. Активизация мышц лица. Протрите каждую щеку по кругу по кругу варежкой из махровой ткани. Движения должны быть равномерными и энергичными, начинайте от крыльев носа, двигаясь кверху по направлению к вискам, а от висков - вниз.

Упражнение № 2. Похлопывание пальцами по лицу ребенка «Побежали пальчики» Пройдитесь быстрыми энергичными движениями по щекам и губам ребенка.

Упражнение № 3. Похлопывание ладонями по щекам ребенка. Основания кистей взрослого соединены под подбородком малыша, а его щеки охвачены ладонями. Хлопайте энергично, но не очень сильно.

Упражнение №4. Похлопывание указательным и средним пальцами по губам ребенка. При этом нужно произносить: «М-м-м-м…»

Упражнение №5. Игра «Звонок».
Произносится нараспев:
- «Стенка, стенка» (при этом надо похлопывать по щекам, как в упражнении №3),
- «Потолок» (прикоснуться ко лбу),
- «Две ступеньки» (указательным и средним пальцами похлопать по подбородку и верхней губе),
- «И - звонок: «Дзыынь!» (нажать указательным пальцем на кончик носа малыша).

Упражнение № 6. Скользящие (бреющие) движения боковой стороной указательного пальца от висков ко рту малыша.

Упражнение № 7. Рубящие движения ребром указательного пальца в направлении от висков ко рту.
Упражнение № 8. Закрыть рот малыша и придержать нижнюю челюсть. Второй рукой провести от подбородка вниз по шее. Это учит сглатывать слюну.

2. Массаж ротовых мышц и языка ребенка
(Используется массажная зубная щетка или палец взрослого, обернутый бинтом).
1. Прохлопать кончиками пальцев вокруг рта по часовой стрелке и против часовой стрелки.
2. То же самое проделать медленнее, останавливаясь и как бы «ввинчиваясь вглубь» при каждом прикосновении.
3. Помассировать верхнегубные мышцы малыша: похлопать кончиком или подушечкой указательного пальца от носа к верхней губе.
4. Погладить мышцы ребенка в направлении от носа к верхней губе. Движения выполняется ребром указательного пальца.
5. Несколько раз нажать пружинящими движениями указательного и большого пальцев на точки в уголках рта. Затем свести уголки губ, имитируя их положение при произнесении звука «У». Обязательно произносить при этом «У-у-у».
6. Поместить указательный палец под нижнюю губу и подбивать ее вверх до смыкания с верхней губой. Произносить при этом «Ба-ба-ба»
7. «Пельменьчики»: смыкать губы малыша движениями большого и указательного пальцев. Эти движения должны напоминать те, что совершаются при лепке пирожков или пельменей. Произносите при этом «М-м-м».
8. Специальную массажную щетку или палец, обернутый бинтом, поместить ребенку в рот, расположив с внутренней стороны щеки. Совершать вращательные движения, поднимая мышцы вверх. Обязательно выполнять движения и справа и слева.
9. «Перетирать» изнутри мышцы обеих щек. Указательный палец со щеткой или бинтом во рту малыша, большой палец снаружи.
10. Пальцем поднять кончик языка ребенка к альвеолам (бугоркам за верхними зубами), произнося при этом «Да-да-да», «Та-та-та».

Массаж языка можно делать специальной массажной или зубной щеткой, хлопая и поглаживая по центру языка от кончика к корню и обратно.
Окончание массажа. Закрыть малышу рот и указательным пальцем помочь удержать рот закрытым, помочь сглотнуть. Упражнения наращивайте постепенно. Удачи. Пишите, как получается.

Логопедический массаж при ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) - травматическое заболевание ДНС в результате родовой травмы или перенесенного инфекционного заболевания беременной, при котором страдают функции движения (патологические тонические рефлексы) и речь ребенка. Для восстановления нарушенных функций у детей, страдающих ДЦП, используют логопедический массаж, лечебную гимнастику и другие средства.

Учитывая, что уже с первых дней жизни под влиянием патологических тонических рефлексов у ребенка формируют патологические установки рук, ног, положения туловища и головы (кривошея), необходимо подбирать для каждого ребенка индивидуально положение тела, при котором патологические тонические рефлексы не проявляются вовсе, либо проявляются минимально. Эти положения туловища, конечностей, головы носят название «рефлекса запрещающих позиций», их необходимо придавать ребенку до начала проведения логопедических занятий и в процессе проведения гимнастики и логопедического массажа.

При проведении массажа ДЦП и гимнастки большое значение имеет выбор позы.

Позы логопедического массажа:
поза эмбриона;
лежа на спине, под шею ребенка подкладывают валик, ноги при этом согнуты в коленных суставах;
лежа на спине, голова фиксируется валиками;
на боку в позе эмбриона;
в положении на животе, под грудь ребенка подкладывается валик.

При подборе позы, проводят логопедический массаж (массаж мимической и жевательной мускулатуры, массаж при ДЦП).

Техника логопедического массажа при массаже лица и шеи
поглаживание (глажение) подушечками двух-трех пальцев от середины лба к вискам;
поглаживание от бровей к началу волосистой части головы;
поглаживание по обеим сторонам носа (сверху вниз);
поглаживание от середины подбородка к мочкам уха;
поглаживание от середины верхней губы до мочек уха.

Каждое движение необходимо повторить 3-5 раз. Выполнять в течение дня 3-5 раз.

Техника массажа при ДЦП - релаксация мышц языка
воздействие на точку, расположенную в подчелюстной ямке;
воздействие на симметричные точки носогубной складки;
воздействие на симметричные точки скуловых мышц;
воздействие на симметричные точки подчелюстных мышц.

В комплексе с логопедическим массажем проводят гимнастику. Она направлена на увеличение объема и силы дыхательной мускулатуры, глубины, ритмичности дыхания. Ребенку старше пяти месяцев можно проводить следующие гимнастические упражнения:

Развести руки в стороны, а при возвращении - прижать их к груди;
поднять руки вверх, а при опускании - прижать их к груди;
отвести правую руку в сторону и одновременно повернуть голову, затем
возвращение исходное положение;
вытянуть ногу (ноги), затем сгибать их в коленных и тазобедренных суставах и привести к животу;
исходное положение - лежа на животе приподнять за отведенные руки голову и плечи, а затем опустить голову и плечи.

Все упражнения повторять по 3-5 раз. Впоследствии комплекс гимнастических упражнений при ДЦП усложняют и дополняют радом упражнений.
Цели и задачи логопедического массажа и лечебной гимнастики:

Нормализация тонуса и моторики артикуляционного аппарата;
увеличение силы и длительности выдоха;
развитие манипуляций руками;
выработка ритмичности дыхания и движений конечностями;
выработка зрительных дифференцированных движений;
стимуляция кинестетических движений (ощущений) и развитие пальцевого осязания;
развитие эмоциональных реакций;
развитие движений руками с предметами (игрушками).

Дорогие родители! Хочу предложить для ваших деток логопедический массаж.
Его можно выполнять перед логопедическими занятиями или утром, когда ребёнок проснулся.
Для его выполнения подгадайте время, когда у ребёнка хорошее настроение, чтобы малыш был расслаблен и не испытывал отрицательных эмоций к новому виду упражнений.
Массаж будет положительно влиять на развитие чувствительности у ваших деток, поможет укрепить мышцы губ и языка.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ
МАССАЖ ГУБ
1. Поставить указательные пальцы у крыльев носа и проводить поглаживающие движения с нажатием к уголкам рта, по носогубным складкам. 8-10 раз.
2. Поставить указательные пальцы на середине верхней губы и растирать её к уголкам рта. 8-10 раз.
3. Поставить указательные пальцы на середине нижней губы и растирать её с нажимом к уголкам рта. 8-10 раз.
4. Большим и указательным пальцами правой руки пощипываем сначала верхнюю губу от одного уголка рта к другому, затем нижнюю. По 8-10 раз каждую губу.
5. Указательным пальцем правой руки делаем постукивания над верхней губой и под нижней губой по часовой стрелке. Постукивания должны быть активными, сила движений постепенно нарастает.
6. Указательные пальцы поместить в углы губ и собирать верхнюю губу к середине, потом снова растягивать губы, а потом тем же приёмом собирают нижнюю губу. 8-10 раз.

МАССАЖ ЯЗЫКА
При выполнении активизирующего (укрепляющего) массажа следует обратить внимание на следующие моменты:
1. Движения при укрепляющем массаже активные, интенсивные и направлены в основном от корня языка к кончику;
2. В основном используются приемы разминания и перетирания;
3. Как правило, при сниженном тонусе мышц языка снижен также и рвотный рефлекс, поэтому массажные движения в этом случае могут быть достаточно активными даже в области корня языка;
4. При сниженном тонусе мышц, как правило, наблюдается гиперсаливация (повышенное слюноотделение), поэтому перед выполнением массажа и в его процессе взрослый предлагает ребенку проглотить слюну.

Активизирующий массаж может включать в себя следующие движения.
1. Перетирание в горизонтальном направлении. Большой палец сверху, средний и указательный снизу. Перетирание мышц языка от корня к кончику с одной стороны языка, затем с другой.
2. Положение пальцев то же. Перетирание мышц языка спиралевидны
ми движениями, сила давления постепенно увеличивается. Движение направлено от корня к кончику языка с одной его стороны, затем с другой.
3. Положение пальцев то же. Перетирание мышц языка в поперечном
направлении с одной стороны языка, затем с другой.
4. Большой и указательный пальцы находятся на боковых поверхностях
языка. Сжать язык с боковых поверхностей. Удерживать язык в сжатом
положении 1 - 2 с, несколько переместить пальцы и повторить движение.
5. Положение пальцев то же. Правой рукой сжать язык с боковых поверхностей, и большим и указательным пальцами осуществлять перетирающие движения, постепенно передвигаясь от корня к кончику языка.
6. Большим и указательным пальцами осуществлять пощипывающие движения по краю языка.
7. Похлопывание мышц языка шпателем (или рифленой поверхностью
ручки, зубной щетки).
8. Производить вибрацию языка с помощью деревянного шпателя, который накладывается на кончик языка в течение 10-15 с. На нижние зубы ребенка, чтобы не поранить ими слизистую нижней поверхности языка, можно положить марлевый валик.

Логопедический массаж для укрепления лицевой мускулатуры.

Характер массажных движений должен носить выраженный тонизирующий характер, кожа малыша может немного покраснеть, но не переусердствуйте smile
Если кожа ребенка очень сухая, можно использовать небольшое количество детского крема.

При массаже следует соблюдать некоторые правила:
1.Массажные движения проводятся от центра к переферии.
2.Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, разминания, растирания, вибрации.
3. После 4-5 легких движений сила нарастает, они становятся надавливающими, но не болезненными.
4. Движения повторяются 8-10 раз.

Укрепление лицевой мускулатуры:
1. поглаживание лба от середины к вискам;
2. поглаживание лба от бровей к волосам;
3. поглаживание бровей;
4. поглаживание по векам от внутренних к внешним углам глаз и в стороны;
5. поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам;
6. сжимание подбородка ритмичными движениями;
7. разминание скуловой и щечных мышц (спиралевидныедвижения по скуловой и щечной мышцам);
8. перетирание щечной мышцы (указательный палец во рту, остальные снаружи);
9. пощипывание щек.
Во время массажа можно проговаривать стихи в такт движениям, например, такие:
«Мама лобик деткам мыла,
Мама мыла лобик мылом.
Мама щечки деткам мыла,
Мама мыла щечки мылом.
Мама носик деткам мыла,
Мама мыла носик мылом.
Мама глазки деткам мыла,
Мама мыла глазки мылом.
Мама ротик деткам мыла,
Мама мыла ротик мылом.
Подбородок деткам мыла,
И его не позабыла.»
Вместо слова «деток» можно говорить дочка, сынок или имя ребенка.

Родители замечают наличие проблем в речевой функции своего чада только к трем-четырем годам.

До этого возраста малыши мило шепелявят, коверкают слова или пропускают буквы, но эти дефекты абсолютно безвредны в большинстве случаев и со временем проходят. К четырем годам мама уже точно понимает, правильно ли развивается речь ее малыша.

Исправлять дефекты речи лучше в детском возрасте. И чем раньше, тем лучше. Картавость, игнорирование некоторых букв алфавита, задержка развития речи, «каша» во рту, заикание – это поводы обращения к логопеду.

Первым делом доктор определит причину дефекта и назначит лечебный логопедический массаж. Специалист предварительно проведет осмотр ротовой полости ребенка, исследует состояние плечевого пояса и мышц лица и лишь после полного анализа определится с тактикой лечения.

Логопедический массаж – это методика, способствующая нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния ребенка.

Регулярные занятия успешно корректируют произношение, улучшают звучание голоса, тонизируют мышцы речевого аппарата, стимулируют нормальную речь, снижают слюноотделение

Сеансы массажа направлены на мышцы языка, губ, щек и неба.

Массаж при пониженном мышечном тонусе

Пониженный тонус называется мышечной гипотонией. Причины ее могут быть следующие:

  • рахит;
  • сепсис;
  • Синдром Дауна;
  • ботулизм и другие недуги.

Методика при гипотонусе

Начинают процедуру с проработки основной групп мышц, постепенно переходя к второстепенным. Действия, применяемые при сеансах активизирующего массажа: поглаживания, разминания, растирания, пощипывания, вибрация.

Сначала производят четыре легких движения, сила растет. Движения становятся надавливающими, но при этом не вызывают неприятных ощущений. Повторяют до десяти раз.

Поглаживайте область лба от середины к бокам, задействуйте средние и указательные пальцы обеих рук . Разминания делайте указательными и большими пальцами, соединенными в кулак.

Растирания осуществляйте по спиралевидной траектории от середины лба к вискам. Закончите легкими постукиваниями и пощипываниями кончиками указательных пальцев.

Щеки

Начните растирать и разминать щечки по горизонтальным линиям от носовых пазух к ушным раковинам. Разминайте щеки двумя пальцами по часовой стрелке. После осуществляйте разминания по спиралевидной траектории от ушей к подбородку.

Пощипайте всю щечку в хаотичном порядке. Помассируйте линии на скулах по дуге от подбородка к ушной раковине и от верхней губы к внешнему уголку глаза.

Губы

Губная мускулатура разминается от середины к уголкам рта. Каждая губа прорабатывается отдельно . Сначала поглаживайте губы, потом пощипывайте. Тщательно разминайте носогубную складку.

Массаж при повышенном мышечном тонусе

Повреждения мозга в процессе родов или во время внутриутробного развития приводят к гипертонусу мышц речевого аппарата. Также причинами недуга могут быть:

  • гипоксия;
  • краснуха;
  • асфиксия;
  • конфликт резус-фактора;
  • родовые травмы.

Методика при гипертонусе

Повышенный тонус требует применения расслабляющей техники, включающего следующие элементы: классическое поглаживание, вибрационные движения и точечный массаж. Процедуру начинают с воротниковой зоны, плеч, лица, языка и губ.

Расслабления мышечных волокон добиваются медленными скользящими и чуть надавливающими движениями. Количество повторений – 8–10 раз.

Ладошками гладьте по шее от линии роста волос к воротниковой зоне. Движение повторите десять раз.

Тремя пальцами ведите со стороны висков к середине лба, после чего устремитесь от линии роста волос к надбровным дугам.

Щеки

Гладьте щеки по кругу кончиками пальцев. Ведите пальчиками по дуге от висков к ноздрям. Растирайте щеки по дуге от ушей к носу спиралевидными движениями. Гладьте скулы с легкими нажимами от ушей к подбородку.

Губы

Гладьте поочередно обе губы пальцами, а затем разминайте от углов рта к середине. Двумя руками осуществляйте поглаживания от носовых пазух к подбородку и в обратную сторону. Постукивайте пальцами по всей поверхности губ.

Язык

Специалист делает особым инструментом. В домашних условиях процедуру проводят при помощи указательного пальца. Гладьте им от кончика языка к его корню.

Как делать логопедический массаж ложками

Для процедуры вам понадобятся четыре чайных ложки. Желательно приготовить еще несколько чистых ложечек на случай падения.

На ложках не должно быть витиеватых рисунков, а также других элементов, которые могут поранить малыша во время сеанса

Каждый элемент повторяется 6–8 раз.

Методика массажа ложечками:

  • Выпуклой стороной ложек поглаживайте ребенку виски по часовой стрелке.
  • Выпуклостями погладьте глазные впадины. Ведите вдоль надбровной дуги к внешнему уголку глаза, обратно проведите ложкой под глазом.
  • По кругу гладьте щечки ребенка выпуклыми сторонами ложек.
  • Растирайте по спирали виски горками ложечек. Заканчивается движение аккуратным нажатием.
  • Растирайте межбровное пространство по спиралевидным траекториям горками ложек.
  • Массируйте щечки от подбородка к глазам боковой стороной ложки.
  • Растирайте носогубную область концом ложки.
  • Всю верхнюю губу проработайте кончиком ложки. Делайте слабые нажатия.
  • Аналогично помассируйте нижнюю губу.
  • Подбородок и скулы разомните горками ложек при помощи круговых движений.

Техника логопедического массажа при дизартрии

Дизартрия представляет собой тяжелое нарушение речевой функции , связанное со сбоем в работе центральной нервной системы. Характеризуется недуг подменой звуков, появлением невнятной речи. Одним из осложнения дизартрии является полнейший голосовой паралич.

Процедура производится указательным пальцем, обмотанным куском марли. При этом малыш лежит на спинке, под шеей у него небольшой валик, голова слегка наклонена назад.

  • Постучите пальцами над верхней губой слева направо, простучите область под нижней губой в обратном направлении.
  • Верхняя губа. Похлопайте подушечками от носа к губе, после нежно погладьте эту зону ребром ногтя.
  • Два пальца обеих рук лежат на уголках губ. Надавливающими движениями сводите углы губ, рот должен принять форму трубочки.
  • Подушечку указательного пальца поместите на средину нижней губы и толкайте ее вверх.
  • С помощью больших и указательных пальцев обеих рук проработайте две губные мышцы. Для этого соедините их вместе и «лепите пельмени», двигаясь слева направо.
  • Палец, укутанный в марлю, заведите за щечку ребенка. Делайте круговые движения, поднимаясь вдоль щеки. Пальцы внутри щеки и снаружи ее должны касаться друг друга.
  • Припечатайте кончик язычка к верхнему ряду зубов.

Первые сеансы длятся не дольше 8 минут. Постепенно время увеличивается до 20 минут. Полный курс составляет 20 сеансов, повторить его можно через два месяца.

Логопедический массаж рук и лица

Процедуру проводите в теплой комнате, предварительно помыв и продезинфицировав руки антисептическим средством.

Лицо
Осуществляется массаж лицевых мышц варежкой. Следите, чтобы ребенок не ощущал боли и излишнего трения . Сеанс начинают с массирования лобной доли от центральной области к бокам, затем гладят глаза от внутренней точки надбровной дуги к внешней и в обратную сторону.

Следующим шагом будут брови и линии роста волос. Закончите процедуру поглаживанием и разминанием щек и губ.

Руки
Процедура массажа кистей рук дарит положительный настрой и развивает мелкую моторику, которая связана с работой головного мозга, а также с нормальным функционированием различных систем и органов.

Моторика напрямую влияет на человеческую речь. Ежедневные сеансы логопедического массажа рук способны значительно улучшить артикуляцию.

Разомните пальцы рук. Начните с конца мизинчика. Поднимитесь вдоль пальца вверх, разминая каждый сантиметр. После нажимайте на подушечки пальцев, разминая и постукивая по ним кончиком ногтевой пластины.

Потом спиралевидными движениями пройдитесь по ладони. Закончите разминанием внутренней стороны ладошки от края к ее центру.

Видео о том, как правильно делать логопедический массаж и в чем его польза.

Заключение

Самостоятельно принимать решение о проведении логопедического массажа своему ребенку нельзя. Врач обязательно должен осмотреть малыша и назначить расслабляющий или тонизирующий массаж.

О любых изменениях сообщайте доктору. Взаимодействие с медиками, регулярность процедур и дополнение массажа специальными упражнениями, развивающими артикуляцию и звукопроизношение – вот главные составляющие успеха.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!