Логопедическое обследование детей 5 6 лет. Карта психолого-логопедического обследования ребенка старшего школьного возраста

Марина Лобастова
Обследование речевого развития ребёнка 5–6 лет

Задания на выявление понимания ребёнком смысловой стороны слова.

1. Придумай окончание предложений

В воздухе зимой закружились первые … (снежинки) .

Осенью небо хмурое и часто идёт … (дождь) .

Знают дети, что на ёлке есть зелёные … (иголки) .

Весной светит солнце, тает снег и текут (ручьи) .

2. Скажи наоборот

(см. стимульный материал для ,

слайды 1-5)

Слон большой, а комар (маленький) .

Дерево высокое, а куст (низкий) .

Лев смелый, а заяц … (трусливый) .

Зимой холодно, а летом … (тепло) .

Дедушка старый, а внук … (молодой) .

Отмечается : понимание смысловой стороны слова – в полном объёме,

на бытовом уровне, ограниченное, в пределах ситуации.

Задания на проверку состояния фонематического слуха.

1. Запомни, повтори

па –ба___ та – да___ ка – га___

кот – год___ удочка – уточка___

2. Будь внимательным : «Я буду называть слова, если услышишь звук «ш» ,

хлопни в ладоши»

Слова : домик, зайка, шапка, мишка, лиса, шишка, ёлка, машина.

Отмечается : фонематический слух – сохранный, развит

недостаточно, нарушен.

Задания на выявление уровня овладения словарём

1. Обобщение предметов по темам

(см. стимульный материал для речевого обследования ребёнка 5-6 лет ,

слайды 6-9)

Транспорт___

2. Угадай предмет по описанию

«Круглое, сочное, сладкое, растёт на дереве….

(яблоко) ;

оранжевая, длинная, сладкая, растёт на грядке, овощ….

(морковь) ;

зелёный, длинный, вкусный он солёный, вкусный он сырой….

(огурец) ;

красный, круглый, сочный, мягкий, вкусный овощ….

(помидор) ».

3. Назови детёнышей животных

(см. стимульный материал для речевого обследования ребёнка 5-6 лет ,

слайды 10-13)

У кошки ___ У лисы ___

У зайца ___ У волка ___

Отмечается : словарный запас – достаточный, соответствует возрастной

норме; в пределах обихода; беден; резко ограничен.

Задание на выявление сформированности слоговой структуры.

Лестница ___ Аквариум ___

Фотограф ___ Лекарство ___

Велосипед ___ Температура ___

Отмечается :

Слоговая структура не нарушена

Негрубые дефекты слоговой структуры

Нарушение слоговой структуры слов :

* парафазии (замены звуков, слогов)

* элизии (пропуски звуков, слогов)

* итерации (добавление)

* контаминации (часть одного слова соединяется с частью

* персеверации (циклическое повторение)

* перестановки звуков, слогов

* антиципации (замена предшествующих звуков

последующими)

Задание на выявление сформированности активной речи ребёнка .

Разложи картинки (предлагается серия из 3-х сюжетных картин) и составь рассказ

Отмечается : соответствует возрастной норме, в стадии формирования,

требует развития , не сформирована.

Задания на выявление уровня сформированности грамматического строя речи.

1. Скажи со словом много

(см. стимульный материал для речевого обследования ребёнка 5-6 лет ,

слайды 14-17)

Одно ведро, а много … (вёдер) .

Одно дерево, а много … (деревьев) .

Одно яблоко, а много … (яблок) .

Одно кресло, а много … (кресел) .

2. Назови предметы ласково

(см. стимульный материал для речевого обследования ребёнка 5-6 лет ,

слайды 18-22)

Лопата - ….

Колокол - ….

Платье - ….

Откуда осенью падают листья?___

Кому нужна удочка?___

Чем ты смотришь?___

Чем ты слушаешь?___

На чём катаются дети зимой?___

Отмечается : грамматический строй – сформирован; сформирован

недостаточно; не сформирован.

Логопедическое заключение.

Марина Лобастова
Обследование речевого развития ребёнка 6–7 лет

1. Состояние фразовой речи :

Оборудование : 4 картинки с изображением серии последовательных

Инструкция : «Рассмотри картинки и разложи их так, чтобы было

понятно, что вначале случилось, что потом и чем

завершилось действие. Составь рассказ».

Отмечается : соответствует возрастной норме, в стадии формирования,

требует развития , не сформирована.

2. Словарный запас :

А) Обобщение предметов по темам

(см. стимульный материал для ,

слайды 1-4)

Дикие животные ___

Домашние животные___

Перелётные птицы ___

Б) Подбор антонимов

Добро___ друг___ горе___

Чистый___ мокрый___ лёгкий___

Тепло___ далеко___ высоко___

Отмечается : словарный запас - достаточный, соответствует возрастной

норме; в пределах обихода; беден; резко ограничен.

3. Грамматический строй :

Состояние словоизменения :

А) Употребление имён существительных в Именительном падеже

множественного числа

(см. стимульный материал для речевого обследования детей 6-7 лет ,

слайды 5-7)

Воробей___ Стул___ Дерево___

Б) Употребление формы Родительного падежа множественного числа

(Много чего)

(см. стимульный матереиал для речевого обследования детей 6-7 лет ,

слайды 8-10)

Карандаш___ Ведро___ Лист___

В) Употребление словосочетаний числительных 2 и 5 с существительными :пень,

карандаш

2 предмета

5 предметов

Г) Предложно – падежные конструкции

Под___ Из-под___ За___ Из-за___

Состояние словообразования :

А) Образование уменьшительно- ласкательной формы с суффиксами

(предметы, детёныши животных)

(см. стимульный материал для речевого обследования детей 6-7 лет ,

слайды 11-16)

Воробей___ Кресло___ Одеяло___

У собаки___ У коровы___ У лошади___

Б) Образование прилагательных от существительных

(см. стимульный материал для речевого обследования детей 6-7 лет ,

слайды 17-18)

(Из чего сделано)

Мех___ Кирпич___ Солома___ Клюква___

(Чей? Чья? Чьи)

Лиса___ Медведь___ Кошка___

В) Приставочные глаголы

Вы___ От___ Под___ Пере___ За___ В___

Отмечается : грамматический строй – сформирован; сформирован недостаточно;

не сформирован.

4. Состояние фонематической стороны речи :

А) Фонематическое восприятие :

Повторение слогов с оппозиционными звуками

ба-ба-па___ га-ка-га___ кот-год-кот___

та-да-та___ ба-бя-ба___ том-ком-дом___

Отмечается : фонематическое восприятие – сохранено, развито недостаточно ,

нарушено.

Б) Фонематический анализ :

Определение первого согласного звука в словах.

Скажи, какой первый звук в слове?

Мак___ дым___ ночь___ кошка___ воробей___

Определение последнего звука в словах.

Дом___ баран___ труба___ пух___ кот___ шары___ руки___

Отмечается : фонематический анализ – сформирован, недостаточен, не сформирован.

5. Слоговая структура слов :

Термометр___ Фотоаппарат ___

Экскаватор___ Водопроводчик___

Виолончелист___ Парикмахерская___

Отмечается :

Слоговая структура не нарушена

Негрубые дефекты слоговой структуры

Нарушение слоговой структуры слов :

* парафазии (замены звуков, слогов)

* элизии (пропуски звуков, слогов)

* итерации (добавление)

* контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого)

* персеверации (циклическое повторение)

* перестановки звуков, слогов

* антиципации (замена предшествующих звуков последующими)

6. Логопедическое заключение.


Логопедическое обследование детей 5 – 6 лет
(старшая группа).
Общее развитие ребенка.
Разговорно-описательная беседа:
Как тебя зовут?
Сколько тебе лет?
С кем ты живешь?
Какие у тебя есть игрушки?
Расскажи о любимой игрушке.
Какое сейчас время года? Как ты догадался?
Обследование сохранности и подвижности
артикуляционного аппарата.
(по методике М.Е. Хватцева, Н.А. Чевелёвой).
Исходная ситуация: Анатомическое строение артикуляционного аппарата (наличие и характер аномалий в строении).
Обработка результатов:
губы - толстые, тонкие, расщелины, укороченная уздечка верхней или нижней губы.
зубы - редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов, с большими промежутками, без промежутков между ними.Челюсть (прикус) - прогнатия, прогения, открытый боковой односторонний или двусторонний, открытый передний.
твердое небо (высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина)
язык (массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой)
Состояние мимической мускулатуры
и артикуляторной моторики
(по методике Н.А. Чевелёвой).
Исходная ситуация. Ребенок с логопедом сидят перед зеркалом. Логопед предлагает ребенку выполнить ряд заданий по подражанию:
Поднять брови вверх («удивиться»)
Нахмурить брови («рассердиться»)
Надуть щеки («толстячок»)
Втянуть щеки («худышка»)
Обработка результатов.





- точность выполнения
Упражнения для губ.
«Улыбка», «Трубочка».
«Улыбка» - «Трубочка» под счет до трех.
Обработка результатов.
- наличие или отсутствие движений
- тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный)
- темп движений (нормальный, быстрый, медленный)
- переключение от одного движения к другому
- объем движений (полный, неполный)
- точность выполнения
- длительность (способность удерживать губы в заданном положении)
- синкинизия- наличие саливации
Упражнения для языка.
«широкий», «узкий».
«широкий – узкий» под счет 3 раза.«Часики»
«Качели»
«Цоканье»
Обработка результатов:
- наличие или отсутствие движений
- тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный)
- темп движений (нормальный, быстрый, медленный)
- переключение от одного движения к другому
- объем движений (полный, неполный)
- точность выполнения
Упражнение для Мягкого неба.
Произнести звук [а] при широко открытом рте.
Инструкция: «Открой рот и скажи /А/».
Обработка результатов.
Наличие отклонений увуля в правую или левую стороны.
Состояние звукопроизношения
(по методике Ф.Ф. Рау, М.Ф. Фомичевой).
Исходная ситуация.
Ребенку предлагаются цветные картинки – символы, цветные предметные картинки, где исследуемый звук проверяется в следующей последовательности: изолированно, затем в разных позициях (в начале, середине и конце слова), и потом предлагают произнести фразу, в которой исследуемый звук часто встречается.
Стимульный материал:
а) Картинки-символы:
«Насос» - воздух выходит из насоса и свистит «с-с-с».
«Кран с водой» - струйка воды льётся из крана «ссс».
«Большой комар» - комар звенит «ззз».
«Маленький комарик» - комарик звенит «ззз».
«Девочка» - девочка просит не шуметь «ц-ц-ц».
«Шина» - воздух выходит из проколотой шины и шипит «шшш».
«Жук» - жук жужжит «жжж».
«Кузнечик» - кузнечик стрекочет «ч-ч-ч».
«Щетка» - возьму щетку и почищу вещи «щщщ».
«Самолёт» - самолёт летит и гудит «ллл».
«Тигр» - тигр рычит «ррр».
«Чайник» - в чайнике кипит вода, крышка стучит «б-б-б»
«Пулемёт» - пулемет строчит «д-д-д».
«Гусь» - гусь гогочет «г-г-г».
«Зима» - вьюга воет «ввв».
«Бык» - бычок мычит «ммм».
«Девочка» - Нонна ноет «ннн».
«Дождь» - дождевые капли капают «к-к-к».
«Девочка» - девочка греет замёршие руки «ххх».
б) Предметные картинки:в) Фразы:
/С/ - собака, усы, нос.У Сони новые сани.
/С/ - синий (квадрат), апельсин, гусь.Сима и Сеня весело смеялись.
/З/ - замок, ваза.У Зои заболели зубы.
/З/ - зебра, обезьяна.У Зины зимой зябнет нос.
/Ц/ - цветы, пуговица, огурец.Кузнец куёт цепь.
/Ш/ - шапка, машина, душ.У Маши новые шапка и шубка./Ж/ - Жук, ножи.Жук жужжит – жжжж.
/Ч/ - Чайник, очки, мяч.Девочки и мальчики скачут, как мячики.
/Щ/ - щетка, овощи, плащ.Щеткой чищу я щенка.
/Л/ - Лук, пила, дятел.Лампа упала со стола.
/Л/ - Лев, телефон, корабль.Лида и Лена гуляли на улице.
/Р/ - рыба, корова, топор.У Ромы на руке рана.
/Р/ - репка, грибы, дверь.Рита с Риммой варят рис.
/Й/ - яблоко, юбка, ель, ёж, майка. Майя и Юля поют.
Ёлка, ёлочка - колкая иголочка.
/Б-Б/ - бант, собака, бегемот, голуби.Белые бараны, били в барабаны.
/Д-Д/ - дом, дудочка, дети, лебеди.Тетя Дина сидит на диване.
/Г-Г/ - гора, радуга, гиря, сапоги.Гусь играет на губной гармошке.
/В-В/ - волк, сова, ветка, медведь.Верина мама варит варенье.
/М-М/ - мышь, комар, мишка, ремень.Мила пила молоко.
/Н-Н/ - нож, ванна, нитки, дыня.Обезьяна ест бананы.
/К-К/ - кот, утка, лук, кит, пауки.Кот катал клубок.
/Х-Х/ - хлеб, петух, мухи, петухи.Мухи сели на хлеб.
Инструкция:
а) «Посмотри на картинку и повтори за мной:…»б) «Посмотри внимательно на картинку и назови Что это? Кто это?»
в) «Повтори за мной (фразы)».
Обработка результатов:
3 балла: Звукопроизношение не нарушено.
2 балла: Единичные нарушения (одна группа звуков).
1 балл: Множественные нарушения звукопроизношения.
Примечание: В речевой карте отмечается вид нарушения звукопроизношения (сигматизм, парасигматизм, ламбдацизм, параламбдацизм, ротацизм, параротацизм).
Состояние дыхательной и голосовой функций.
(под редакцией Н.Ю. Григоренко, С.А. Цибульского).
Исходная ситуация.
Логопед свою руку кладет ребенку на диафрагму.
Инструкция: «Ты, знаешь стихотворение? Расскажи, а я послушаю».
Обработка результатов.
1. Дыхание (свободное, затрудненное, поверхностное, неровное).
2. Характер голоса:
Громкость (нормальная, тихая, чрезмерно громкая).
Носовой оттенок.
Модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности).
Состояние просодической стороны речи.
(по методике М.Ф. Фомичевой).
Исходная ситуация.
Выявление нарушений интонационного оформления речи, на материале предыдущего задания.
Обработка результатов.
Темп (нормальный, быстрый, медленный)
Ритм (нормальный, растянутый, скандированный, зависит от проявлений гиперкинезов).
Разборчивость (невнятная, смазанная, малопонятная, снижена, нечеткая, нормальная).
Состояние фонематических процессов.
(по методике Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной).
Фонематическое восприятие.
Исходная ситуация.
Логопед при обследовании предлагает ребенку:
а) показать картинки с изображением предметов, в названии которых есть оппозиционные звуки и звуки, смешиваемые в произношении;
б) повторить вслед за логопедом слоги и слова с оппозиционными звуками.
Стимульный материал:
а) предметные картинки:
трава-дрова суп-зуб
бочка-почка
б) слоги и слова с оппозиционными звуками:
ба-па-баса-за-сада-та-дажа-ша-жага-ка-гата-тя-та
боль-мольжук-сук-лук
торт-порттом-дом-ком
суп-зубдень-тень-пень
Инструкция:
а) «Покажи на картинке предмет, который я назову».
б) «Послушай внимательно и повтори за мной».
Состояние фонематического анализа и синтеза
(по методике Л.Ф. Спировой).
Исходная ситуация.
Логопед предлагает ребенку на слух определить: выделение ударного гласного в начале слова.
Стимульный материал:
Слова на выделение начального ударного гласного из слов: Аня, осень, улей, иглы, астры, осы, утка, Ира.
Инструкция:
«Послушай внимательно. Какой ты слышишь звук в начале слова «…».
Фонематических представлений.
(по методике Л.Ф. Спировой)
Исходная ситуация.
Логопед предлагает ребенку выбрать картинки на заданный звук.
Стимульный материал:
Предметные картинки на звук:
/А/ - автобус, апельсин.
/У/ - утка, удочка.
/И/ - иголка, индюк.
Инструкция:
а) «Подумай, и назови слова, которые начинаются на звук /А/, /У/, /И/, а помогут тебе в этом картинки.
Обработка результатов.
3 балла: Все фонетические процессы в норме.
2 балла: Недостаточно различает большое количество звуков из нескольких фонетических групп. Допускает ошибки при проведении звукового анализа.
1 балл: Не слышит звуки в слове, допускает многочисленные ошибки при проведении звукового анализа.
Состояние компонентов речевой деятельности.
Слоговой структуры слова.
(по методике А.К. Марковой).
Исходная ситуация.
Выявляем степень владения слоговой структурой слов.
Материалом исследования слоговой структуры слова служит отраженный повтор вслед за логопедом слов и предложений разной структурной сложности.
При грубом нарушении слоговой структуры необходимо предложить ряд слогов на переключение.
Инструкция:
- «Повтори вслед за мной слова: самолёт, скворец, фотограф, микстура, парашютист, погремушка. - «Повтори за мной предложения:
Сестрёнка развешивает простыни.
В универсаме продают продукты.
Парашютисты готовятся к прыжку.
- «Повтори за мной: та-мо-ку; ма-ба-та; ка-ко-ку;
С разным ударением: па-папа; папа-папапа; папа-па.
Обработка результатов.
З балла – Все задания выполняет без ошибок.
2 балла – Задания выполняются с одной – двумя ошибками.
1 балл – Задания выполняются с тремя – пятью ошибками.
Лексического запаса.
(по методике С.Г. Шевченко).
Этот раздел позволяет провести качественный и количественный состав активного и пассивного словаря, уровень владения значениями лексических единиц, и характер лексических ошибок.
Предметный словарь.
а) существительные, обозначающие предмет и его части.
Стимульный материал: предметные картинки: Человек, чайник, машина, кошка.
Инструкция: «Назови, кто (что) это? Назови части тела (предмета).
б) Существительные со сходными лексическими значениями.
Стимульный материал: предметные картинки: чашка-кружка, платье-сарафан, одеяло-пододеяльник, носки-гольфы, перчатки-варежки, лампа-люстра.
Инструкция: «Назови, что это».
в) Обобщающие понятия.
Стимульный материал: Предметные картинки: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Транспорт», «Ягоды», «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы».Инструкция: «Перечисли всё, что ты видишь на картинке и скажи, как это можно назвать одним словом».
г) Название времён года.
Стимульный материал: Пейзажные картинки по временам года (могут путать).
Инструкция: «Скажи, какое время года изображено на картинке».
д) Название профессий.
Стимульный материал: Предметные картинки: Врач, воспитатель, повар, продавец, водитель, художник, летчик.
Инструкция: «Назови профессии людей изображенных на картинках».
е) Редко употребляемая лексика.
Стимульный материал: предметные картинки: Подоконник, форточка, рельсы, клумба, бинокль, фонтан, табуретка, памятник, глаз.
Инструкция: «Посмотри внимательно и назови, что это».
Словарь признаков.
а) Подбор признаков к предмету (По 1-2 признака).
Стимульный материал: Предметные картинки: Яблоко, конфета, кукла, лимон, шуба, волк, дом.
Инструкция: «Скажи о предметах на картинках, какие они?»
б) Подбор слов противоположных по значению (антонимы).
Стимульный материал:
Слова: Большой, толстый, тяжелый, горячий, чистый, новый, молодой.
Инструкция: «Скажи наоборот».
Предикативный словарь.
а) Назвать характерное действие по предъявленному вопросу.
Инструкция:
«Как передвигаются птицы?
Как передвигаются рыбы?
Как передвигается змея?
Как передвигается лягушка?
Как передвигается человек?
Кошка мяукает, а собака…?
А как подает голос корова?
А как подает голос петух?
Наречия.
а) Качественные наречия.
Стимульный материал: Предметные картинки: черепаха, конь, месяц, солнце, самолет.
Инструкция:
«Посмотри на картинку и скажи:
- Как ползает черепаха?
- Как скачет конь?
- Как светит месяц?
- Как летом светит солнце?
- Как летит самолет?
б) Наречия времени.
Стимульный материал:
Картинки с изображением разного времени суток.
Инструкция: «Посмотри на картинки и скажи:
- В какое время ты завтракаешь?
- Когда ты ложишься спать?
- Когда ты обедаешь?
Обработка результатов по обследованию лексического запаса:
3 балла: Правильно называют окружающие их предметы и явления, владеют достаточным количеством слов обозначающих качество предметов, действия.
Используют в речи антонимы, наречия, употребляют синонимы.
2 балла: Недостаточное развитие активного словаря: называет предметы, действия, некоторые признаки. Не достаточно использует в речи антонимы, синонимы и наречия.
1 балл: В речи использует искаженные общеупотребительные слова: называет некоторые предметы, признаки, действия. В речи нет антонимов, синонимов наречий. Пассивный словарь значительно превышает активный.
Грамматического строя речи.

Этот раздел позволяет выявить следующие аспекты: уровень владения грамматическими средствами в самостоятельной речи, уровень понимания грамматических единиц и конструкций, характер грамматических ошибок.
а) Предложные конструкции.
Исходная ситуация:
Составление предложений по картинкам с изображением предложно-падежных конструкций, где выявляется употребление следующих предлогов: в, на, на - над, за – из-за, под – из-под, со, между, около.Стимульный материал:
Картинкам с изображением предложно-падежных конструкций
Инструкция: «Посмотри на картинку, и составь предложение о том, что здесь изображено».
б) Согласование существительных и прилагательных в роде, числе и падеже.
Исходная ситуация:
Ребенок отвечает на вопросы логопеда, по картинке согласовывая существи-тельные с прилагательными в роде и падеже.
Стимульный материал:
Мужской род – Синий шар.
Женский род – Желтая репка.
Средний род – Красное яблоко.
Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь на мои вопросы:
Р.п – Чего не стало?
Д.п. – К чему подошел (а)?
В.п. – Что купишь?
Т.п. – С чем пойдешь в гости к бабушке?
П.п. – О чем мечтаешь?
в) Согласование существительных с числительными.
Исходная ситуация:
Логопед предлагает ребенку посчитать предметы изображенные на картинке.
Стимульный материал:
Предметные картинки с изображением тетради, карандаша и яблока, а также цифр один, три, пять.
Инструкция:
«Посмотри внимательно на картинку и сосчитай предметы».
г) Образование множественного числа существительных в именительном падеже.
Исходная ситуация:
Ребенок отвечает на вопросы логопеда, по картинке образовывая множествен-ное число существительных в именительном падеже.
Стимульный материал:

Инструкция:
«Посмотри на картинку и назови про один предмет и про много».
д) Образование множественного числа существительных в родительном падеже.
Исходная ситуация:
Ребенок отвечает на вопросы логопеда, по картинке образовывая множест-венное число существительных в родительном падеже.
Стимульный материал:
Картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе: огурец, воробей, платье, яйцо, утенок, ухо, окно.
Инструкция:
«Посмотри на картинку и ответь на вопрос «Много чего?»
Обработка результатов по обследованию грамматического строя речи:
3 балла: Развитие грамматического строя речи соответствует возрасту.
2 балла: Много ошибок при употреблении приставочных глаголов. Наблюдаются аграмматизмы при образовании существительных Р.п. множественного числа. Смешивает падежные формы. Характерные ошибки в употреблении предлогов.
1 балл: Не различает грамматические формы.
Словообразовательных процессов.
(по методике Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной).
Этот раздел позволяет выявить следующие аспекты: образование уменьшительно-ласкательных форм существительных, прилагательных от существительных.
а) Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.
Исходная ситуации.
Логопед предлагает ребенку с опорой на предметную картинку сказать про маленький предмет ласково.
Стимульный материал:
Предметные картинки, где изображенный предмет дается в двух параметрах: стул, жук, лист, гриб, яблоко, кукла. Инструкция:
«Я буду называть большой предмет, а ты называй маленький предмет ласково».
б) Образование названий детенышей животных и птиц.
Исходная ситуация:
Логопед предлагает ребенку с опорой на предметную картинку назвать детеныша животного.
Стимульный материал: Предметные картинки: волчица с волчонком, бельчиха с бельчонком, коза с козленком, медведица с медвежонком.
Инструкция:
«У кошки – котёнок, а как называется детеныш …?»
в) Образование относительных прилагательных.
Исходная ситуация:
Логопед предлагает ребенку рассмотреть картинки и ответить, одним словом из чего сделаны изображенные на них предметы.
Стимульный материал:
Предметные картинки: матрешка (из дерева), портфель (из кожи), конверт (из бумаги), стакан (из стекла), свитер (из шерсти), кольцо (из золота).Инструкция:
«Матрешка из дерева, значит она какая?»
г) Образование притяжательных прилагательных.
Исходная ситуация:
Логопед предлагает рассмотреть ребенку картинку и ответить на вопрос, правильно согласуя слова.
Стимульный материал:
Картинки с изображением вещей членов семьи.
Инструкция:
«Посмотри на картинку. Это дом бабушки, чей это дом? (Бабушкин)».
д) Образование приставочных глаголов.
Исходная ситуация:
Наиболее продуктивным приемом обследования приставочных глаголов, является демонстрация действий.
Стимульный материал:
Игрушечная машина, игрушечный гараж.
Инструкция:
«Что сделала машина? (выехала, отъехала, уехала, подъехала, объехала, заехала)».
Обработка результатов по обследованию словообразовательных процессов:
3 балла: Развитие словообразовательных процессов соответствует возрасту.
2 балла: Допускает ошибки в образовании относительных, притяжательных прилагательных, приставочных глаголов. Наблюдаются незначительные ошибки в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных, в назывании детенышей.
1 балл: Нарушены все виды словообразования и словоизменения.
Связной речи.
(по методикам Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Г.А. Каше).
Этот раздел позволяет выявить степень сформированности развернутого, самостоятельного высказывания и установить соответствие возрастным нормам.
а) Составление рассказа по сюжетной картинке.
Исходная ситуация:
Логопед предлагает ребенку из трёх сюжетных картинок выбрать одну и составить по ней рассказ.
Стимульный материал:
Сюжетные картинки: «Семья дома», «Зимние забавы», «Семья на даче».
Инструкция:
«Выбери картинку, которая тебе понравилась. Рассмотри внимательно картинку и составь рассказ».
б) Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Исходная ситуация:
Логопед предлагает ребенку серию из трёх сюжетных картинок, разложенных по порядку и предлагает составить рассказ.
Стимульный материал:
Серия из трёх сюжетных картинок (№ 1).
Инструкция:
«Рассмотри последовательно картинки и составь рассказ».
в) Пересказ.
Исходная ситуация:
Текст прочитывается дважды. Перед повторным чтением текста дается установка на пересказ.
«Рыбалка».
Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.
Стимульный материал:
Текст «Рыбалка». Н.В. Нищева.
Инструкция:
«Послушай внимательно рассказ».
«А сейчас я прочитаю его еще раз. Слушай внимательно и приготовься мне рассказать о том, что ты услышал (а)».
г) Составление рассказа – описания.
Исходная ситуация:
Ребенку предлагаются предметные картинки, по которым он (она) составляют описательный рассказ.
Стимульный материал:
Предметные картинки: яблоко, кукла, машина.
Инструкция:
«Вот яблоко. Расскажи о нем. Какое оно?»
д) Рассказывание знакомой сказки.
Исходная ситуация:
Ребенку предлагаются вспомнить и рассказать любимую сказку.
Инструкция:
«Ты любишь сказки? Какая у тебя любимая сказка? О чём она?»
Обработка результатов по обследованию связной речи:
3 балла: Самостоятельно составляет рассказ о предмете или картинке, серии сюжетных картин. Рассказ носит творческий характер.
2 балла: Составляет не большой рассказ по сюжетной картинке или предмете. Речь логична, но не последовательна, носит схематичный характер. Предложения односложные.
1 балл: Односложно отвечает на вопросы взрослого при рассматривании предметов и картинок.
Исследование состояние ручной моторики.
(под редакцией Н.В. Нищева)
Исходная ситуация:
Логопед проверяет координацию движений, темп, объем выполнения движений. Определяет ведущую руку, гиперкинезы пальцев рук, тремор.
а) Манипуляции с предметами.
Стимульный материал:
Дидактическая кукла с элементами одежды и обуви.
Инструкция:
«Вот кукла, её зовут – Катя. Помоги ей одеться и обуться на прогулку».
б) Навыки работы с карандашом.
Стимульный материал:
Образец для закрашивания (дом), цветные карандаши.
Инструкция:
«Закрась крышу одним цветом, а дом другим цветом».
Обработка результатов:
З балла: Ребенок задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок – мелкая моторика не нарушена.
2 балла: Задание выполнил с 1-2 ошибками – мелкая моторика нарушена частично.
1 балл: Задание не выполнил – мелкая моторика нарушена значительна

Речевая карта

1. Фамилия, имя 2. Дата рождения

3. Дата поступления ребёнка в группу 4. Откуда поступил

5. Домашний адрес

6. Фамилия, имя, отчество мамы, место работы:

Анамнез

1. Как протекала беременность, роды

2. Речевая среда

3. Слух ________________ 4. Зрение__________________ 5. Интеллект

6. Внимание, память, работоспособность__________________

Состояние речевой моторики

2. Зубы, прикус

3. Подвижность языка

4. Состояние нёба и уздечки

Состояние мимической мускулатуры

1. Может ли изолированно закрыть один глаз

2. Равномерно ли поднимает брови

3. Может ли надуть щёки

4. Наличие синкинезий

Состояние общей моторики

1. Координированность движений

2. Какой рукой работает

Общее развитие ребенка

Разговорно-описательная беседа

Как тебя зовут?

Сколько тебе лет?

Где ты живёшь?

Есть ли у тебя друзья?

Счёт прямой ______________________________________ обратный

Основные цвета ___________________________________ оттеночные

Ориентация во времени (вр. года, части суток)

Ориентация в пространстве

Обследование понимания речи

1. Понимание и выполнение инструкций (в т.ч. предложно-падежных конструкций)

_________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

2. Понимание числа ____________________ рода ___________________ падежа

Обследование связной речи

1. Составление рассказа по картинке

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

2. Составление рассказа по серии картин

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

3. Пересказ

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________


Обследование грамматического строя речи

1. Образование мн. ч. существительных в родительном падеже:

кукла

стул

гриб

яблоко

карандаш

2. Образование уменьшительно-ласкательной формы:

ёлка

Женя

стул

гриб

Костя

3. Согласование прилагательных с существительными:

синий шар

красный флажок

синяя машина

красное яблоко

синее ведро

красная звезда

4. Согласование существительных с числительными:

стул

5. Употребление предлогов:

Состояние словаря

1. Предметный словарь:

а) объяснение значения слов:

холодильник

пылесос

б) показ и называние частей предметов:

донышко

носик

крышка

сиденье

спинка

ножки

в) уровень обобщений:

Свитер, платье, шорты, юбка, колготки

Блюдце, сковорода, ложка, тарелка

Помидор, морковь, репа, капуста

Яблоко, груша, персик, лимон

Кошка, собака, волк, ёж

Голубь, утка, воробей, ласточка

Шкаф, стол, кресло, диван

Автобус, электричка, машина, самолёт

2. Словарь признаков:

а) подбор прилагательных к существительным:

лимон какой?

платье какое?

лиса какая?

б) подбор антонимов:

широкий

длинный

высокий

весёлый

толстый

больной

твёрдый

сухой

холодный

в) образование прилагательных от имён существительных:

ручка из пластмассы

сумка из кожи

матрёшка из дерева

стакан из стекла

сок из клюквы

шуба из меха

г) образование притяжательных прилагательных:

Чей хвост?

Чья морда?

3. Глагольный словарь:

а) что делают?

повар

учитель

врач

шофёр

кошка

собака

гусь

утка

петух

мышь

корова

лягушка

свинья

Звукопроизношение

Фонематический слух

1. Повторение слогов и слов:

ба-па-ба

са-ша-са

па-ба-па

ша-са-ша

да-та-да

ча-тя-ча

та-да-та

тя-ча-тя

ка-га-ка

ща-ся-ща

га-ка-га

ся-ща-ся

том-дом-ком

почка-бочка-точка

кот-год-ход

пашня-башня

почка-бочка

катушка-кадушка

2. Называние картинок (6 лет):

удочка-уточка мышка-мишка

цапля-сабля коза-коса

Анализ звукового состава слова

1. Выделение первого звука в слове:

Алик_________

утка ________

Оля ___________

эхо __________

Ира ___________

волк _________

мак _________

топор _________

каток ________

носки _________

2. Выделение последнего звука в слове (6 лет):

пух ______ сок ______ кот ______ нос ______ суп ______мука ______ руки ______ шары

Произношение слов сложной слоговой структуры

аквариум

экскаватор

памятник

библиотека

земляника

велосипед

сковорода

милиционер

сквозняк

простокваша

Логопедическое заключение

Удобная форма речевой карты для заполнения и пользования.
- Экономия времени и сил логопеда.
- Презентация к речевой карте включает рисунки к заданиям-тестам.

Дата заполнения

1. ФИО:
2. Дата рождения:
3. Адрес:
4. Общее звучание речи (темп, голос, разборчивость):

Особенности артикуляционного аппарата

Подвижность языка:
Строение неба:
Зубы:
Подъязычная связка:
Губы:

Состояние общей моторики

Координация движения:
Тонкая моторика:
Доминирующая рука:

Экспрессивная речь

1. Предметный словарь.

Назови предметы: Кукла – это что? Дать обобщенное понятие. Например: банан (фрукт).

Кукла Машина Стол Клубника

2. Назови части тела.

Назови части предмета:

3. Назови части машины.

4. Назови детенышей животных:

Свиньи
Лошади
Коровы
Козы

2. Словарь прилагательных.

1) Назови какой, какая, какое? -признак предмета:

Яблоко
Лимон
Малина

2) Скажи наоборот (назвать антонимы) (+ -)

Молодой — старый
Веселый – грустный
Высокий – низкий

3. Исследование уровня обобщения.

Назови одним словом- обобщающие понятия:

Диван, шкаф, кресло-
Гусь, утка, петух-
Капуста, помидор, редька-
Яблоко, груша, апельсин
Куртка, платье, шапка-
Тарелка, ложка, чашка-
Кукла, мишка, машинка

2. Назови профессии по картинке и словесному описанию:

Человек любит ухаживать за цветами. Какая профессия у этого человека?

Цветовод, садовник!

Кто учит детей?

Кто водит самолеты?

4. Автоматизированная речь.

Счет до 10 (+-)

Прямой Обратный

Назови цвета радуги (+-)

Красный Оранжевый Желтый Зеленый Голубой Синий Фиолетовый

Знание основных геометрических фигур (+-)

Квадрат Ромб Прямоугольник Круг

Выделение четвертого лишнего(+-)

Колокольчик- клевер-ромашка-гриб

Сумка-шапка -рюкзак-пакет

Словообразование.

1. Образование уменьшительно – ласкательной формы(+-)

Попугай- попугайчик Шкаф-шкафчик Стул- стульчик Дом-домик

2. Скажи какой, какая? – образование относительных прилагательных (+-)

Сок из апельсина. Какой сок?….
Сок из вишни. Какой сок?…
Молочко из кокоса. Какое молочко?….
Кастрюля из железа. Какая кастрюля?….

3. Образование множественного числа существительных.

Пример: Одна корзина – много корзинок

Одна рыба- много…

Один шарик- много…

4. Образование притяжательных прилагательных.

Где чей хвост? Пример: Заячий хвост

Лексико- грамматические конструкции.

1. Предложно-падежные конструкции:

Расставь правильно предлоги по картинке.

2. Согласование прилагательных с существительными.

Пример: синий шар- синяя ваза

синее перо- синие брюки

3. Согласование существительных с числительными.

Один листок — три листка
Один стул- два…
Один воробей – три …
Одно дерево- три….
Один пенек-два…

Синтаксические конструкции.

1. Закончи предложение.

Сегодня дует сильный…

Мы на речке ловим…

Связная речь

1. Пересказ.

Пересказ сказки «Курочка Ряба».

Полный Неполный

2. Составление рассказа.

1. По сюжетной картинке.

2. По серии сюжетных картинок.

Внимание.

1.Что перепутал художник?

2. Узнай по контуру.

Звукопроизношение:

С
Сь
З
Зь
Ц
Ч
Ш
Щ
Ж
Л
Ль
Р
Рь

Фонематический слух:

Повтори за мной:

Мишка-миска
Усы-уши
Коза-коса

Анализ звукового состава слова.

1.Выделение первого звука в слове

Аист
Утка

2. Выделение последнего звука в слове.

Кот
Луна

Заключение логопеда.

Презентация к речевой карте для логопедического обследования ребенка 6-7 лет

Солодухина Юлия Сергеевна,
учитель-логопед МАОУ ДСОШ №2,
г. Дятьково



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!