Лоскутное одеяло краткое содержание. Лоскутное одеяло

Лоскутное одеяло

Из дальних далей

Было у моей бабушки Варвары Ионовны одеяло, собранное из разных лоскутов материи.

Бабушка иногда шивала нехитрые крестьянские обновы: штаны и рубахи, кофты и сарафаны, да и нам, ребятне, всякую всячину. От этого и оставались обрезки, из которых бабушка кроила одинаковые косяки, сшивала их попарно в квадраты, а уж из квадратов получалось веселое разноцветное полотнище, служившее верхом ватному простеганному одеялу.

Я лежу под его уютной толщей и жду к себе бабушку. А она на ногах чуть ли не с первыми петухами, все еще хлопочет по дому: что-то споласкивает, ставит в печь коровье пойло, накрывает рушником хлеб на столе, разбирает на пары и рассовывает по печуркам вязёнки и шубные рукавицы. И уж после всего гасит лампу, запалив каганец, слаженный ею из пузырька, сырой картофельной кружал-ки и ватного фитиля. Застя ладонью робкий язычок огня, похожий на тыквенное семечко, она ставит каганец на высокий припечек, чтобы сразу освещал и кухню, где под лавкой с ведрами сеймской воды тихо шуршит лукошеч-ным сеном посаженная на яйца гусыня, и соседнюю проходную комнатку с бабушкиной деревянной кроватью, над которой в углу в широкой витейно-золоченой раме висел строгий лицом Никола. Наконец бабушка заходит в нашу комнату и, встав перед Николой, ловким перекрестом рук снимает кофту, затем сбрасывает на пол долгую, до пят, юбку и босоного вышагивает за ее круг. Вся в белом, с нагими плечами и руками, она принимается быстро и непонятно шептать что-то святому угоднику, мерцавшему от шевелящегося на печи светильного огня, одновременно не забывая расплетать косицу, полуседой остаток некогда спелой пшеничной красы, перебросив ее себе на впалую грудь и сноровко, на ощупь, перебирая пальцами пряди и шелковые тесемки. И, трижды склоненно осенив себя широким крестом, а заодно потыкав издали в мою сторону щепотью, она торопко забирается под одеяло и, нахолодавшая перед иконой, истово льнет ко мне, теплому, обжившемуся под ватным пологом.

Смирив дыхание и обвыкнув, бабушка поднимает коленями одеяло, делает из него покатый погребок, над которым хорошо видны косяки, и тихим и умиротворенным голосом человека, завершившего день и добравшегося до постели, вопрошает:

Так докудова мы дочитали книгу-то нашу?

Про синий косячок.

Уж и до него дошли? А вот про этот сказывала ли? Про голубые колокольца? Про мамкино первое платьице? Девочка-то она была большая, а все не в своем, все в перешитом да переиначенном. Тут под самую Троицу вот тебе китайцы-коробейники с товарами. А на деревне это вон какая оказия. Бабы все бросают, выбегают на улицу. Ну, а китайцы знают, что делать. Прямо по траве раскатывают одну штуку ситца - майский луг, да и только! Распускают другую - и того краше. Мамка твоя вцепилась в руку, теребит, этак больно дергает: купи да купи... Или про то не сказывала?

Про колокольцы уже было,- вспоминаю я.

А-а, ну тогда пойдем дальше. Этот вот косяк-то, который с колокольцами в паре, видишь, по синему белой крупкой посыпано, вроде как звезды по ночному небу, это от дедушкиной рубахи. А привез он ее аж с войны германской. Они тогда под Ригой стояли. Да немец попер их оттуда, из Курляндской земли, голодных да беспатронных. Да так-то и отходили пешки. Дедушка твой ногу в кровь истер, от мокрых да грязных портянок приключилась хвороба, ногу ему раздуло под самый пах. Уложили в двуколку с другими ранеными, довезли до какой-то станции, а оттуда - в самый Питер. А тут вскорости царя спихнули, революция началась. Деда как есть прямо на костылях в какой-то комитет и выбрали. Ну, раз выбрали, он и давай прыгать да скакать. Ну и допрыгался, чуть ногу не отняли. Списали его по чистой да и отпустили, слава богу, с миром.

Мне не нравится, что дедушку выпроводили из Питера и что он, оказывается, не участвовал в штурме Зимнего дворца.

Кой тебе Зимний! - взмаливается бабушка. - Я и доси с курицей по соседям хожу: мужик дома, а зарубить некому. Нет, не герой он у меня, не герой, врать не стану.- И уже спокойным, добрым голосом продолжает: - А так много повидал разного. Не приведи господь, чего довелось ему, сердешному. Домой пришел - белые чуть шашками не изрубили, в амбаре господский хомут нашли... Ну да ладно на ночь про такое, царица небесная. От тех времен, окромя этого лоскута, костыль остался, где-то на чердаке. А еще солдатский башлык.

Это штык такой?- ликующе млею я.

Не-е! Это такой суконный куль с окрылками. Поверх шапки в метель надевают. Вот придет дедушка с ночного, из конюшни-то, ты и попроси хорошенько. Авось покажет тебе башлык. А то и даст поносить.

Я молча мечтательно киваю.

Нуте... Так поехали дальше. А вот этот, внучек ты мой, этот лоскутик...- Бабушка вздыхает и, выпростав тонкую, как плеть, голубоватую руку с темной, словно из корья, кистью, долго оглаживает светленький, ничем не примечательный треугольник.

И что?- тереблю я бабушку, вдруг замолчавшую.- А бабушк?

Бабушка не отвечает. Я скашиваюсь недоуменно, представив, что ее сморил внезапный сон. Но она не спит, и я вижу, как в темной глазнице тусклым оловом мерцает скопившаяся там влага.

Я примолкаю, а она, глубоко вздохнув, опускает колени и разрушает одеяльный погребок.

Была у меня девочка,- еще раз крестясь, вздыхает она и, повернувшись и потянув на меня лоскутное одеяло, произносит теплым, родным шепотом:- Спи, угоманивай-ся. Завтра еще чего вспомним...

Урок. Рассказ Евгения Носова «Лоскутное одеяло»

(

Данный урок я провожу в 7 классе как обобщающий, потому что идея курса литературы на данном этапе - литература и история. В программу включены произведения, созданные на историческом материале, центром внимания является человек и его мироощущение в сложные моменты истории.

Вспоминаем об этом произведении мы и в 9, и в 11 классе, подбирая аргументы к сочинению-рассуждению по следующим проблемам: проблема воспитания патриотизма, любви к родине; проблема дома, семьи, взаимоотношения поколений; проблема человеческой судьбы; человека и истории и т.п.

Домашним заданием к уроку было чтение рассказа Е.Носова, составление словарика малоизвестных слов, творческое задание - раскрасить треугольник в цвет своего настроения

Способствовать формированию навыков смыслового чтения; умения извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов, преобразовывать, сохранять и передавать информацию, полученную в результате чтения.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: развитие диалогической и монологической речи; овладение навыками лингвистического анализа текста

Метапредметные : способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснять; выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач

Личностные : развитие критического мышления, осознание ценности семьи, необходимости взаимопонимания поколений; воспитание любви к родным и родине , осознание эстетической и духовной ценности русского языка.

Методы и формы обучения

Чтение с остановками, с карандашом; аналитическая беседа; лингвистический анализ текста; кластер

Оборудование

Мультимедийная установка; текст рассказа "Лоскутное одеяло", листы с заданиями для работы в группах: словари: толковый, этимологический, словарь В.Даля.

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация; коллаж из бумажных лоскутков-настроений

Стадия вызова.

1. Актуализация знаний учащихся.

Счастлива вас видеть. На одном из уроков мы выясняли с вами, что такое счастье. Вспомним этимологию этого слова. Как и когда произошло, его синонимы. (Слово "Счастье" произошло тогда, когда что-то делили. "Уйти с частью", т.е. уйти с каким-то наделом, куском, долей. Отсюда и синонимы: участь, доля, удел, т.е. судьба.)

2. Реализация домашнего задания. Мотивация.

Так значит счастье - это кусочек, частичка, лоскутик. А наша жизнь и состоит из таких лоскутиков. Вы сегодня принесли с собой свои лоскутки-настроения. Какие они?

(Учащиеся выходят к доске, прикрепляют магнитом свой своеобразно раскрашенный лоскут, поясняют, почему он того или иного цвета, как это связано с их настроением в этот момент жизни. Учитель помогает технически "соткать" полотно из фрагментов, корректирует речь, устанавливает последовательность выхода учащихся к доске, благодарит за искренность и т.д. На доске постепенно "сшивается" из лоскутков-настроений полотно)

Ваши лоскутки -отдельные кусочки - слились в единое целое, в лоскутное одеяло. Так из лоскутков и состоит класс, страна и человечество! Центром внимания на уроке станет рассказ Е.Носова "Лоскутное одеяло"

Стадия осмысления

I . Актуализация знаний учащихся. Беседа. Первичное восприятие

1. Какие ассоциаци и вызывает название рассказа? (Т епло, уют, умелые руки мастерицы, старинное искусство, бабушка, красота, старина)

2. Что напоминает само начало рассказа? (Чтение 1 и 2 абзацев - начало рассказа). - сказка, легенда

3. Но будет ли сказка?

( Бабушка рассказывает о своей нелегкой, совсем не сказочной жизни, но как сказку перед сном )

4. Есть в тексте и конкретная деталь, указывающая на реальное географическое место, где происходит действие, где живет семья? (Сеймская вода - из реки Сейм - притока Десны. Города Курск, Льгов, Рыльск, Путивль - срединная Россия, родина писателя Евгения Носова.)

5. Как зовут бабушку? Предположите, кем же был ее отец? Почему автор так называет героиню?

( Варвара Ионовна. Ион - церковное имя, отец бабушки скорее всего был священником, история таких людей в XX веке трагична. Называя героиню так, автор подразумевает глубокие, серьезные духовные корни.)

II . Целеполагание.

В основе сюжета- жизнь бабушки Варвары Ионовны. Что она за человек? Чтобы разобраться, надо вникнуть во все детали. Работаем в группах. Сначала вникаем в задание, затем читаем с карандашом, выделяем нужное в тексте. Обсуждаем, решаем, кто будет представлять работу группы.

Работа в трех группах (учащиеся распределяют задание внутри группы, делясь на пары. Задание разное, но одинаково структурировано (см. Приложение 1,2,3):

1. Работа со словарем В.Даля, объяснение диалектизмов, просторечий.

2. Морфологический анализ отрывка "Портрет бабушки", мини-исследование.

3. Разноуровневый анализ слова из текста "истово".

4. Анализ речи бабушки.

III 1

Фрагмент 1. "Портрет бабушки" (третий абзац).

(Читает учитель. Уч-ся следят по тексту, подчеркивают.)

IV

1. Словарная работа. Объяснение лексического значения слов по словарю В. Даля

1 группа: авось, вязенки, доси, застя

2 группа: каганец, кружалка, оказия, окромя

3 группа: печурка, припечек, пешки

2. Морфологический анализ отрывка, результаты

Задание 1 группы: Проанализировать, слова какой части речи встречаются чаще других. Почему? Какие особенности подчеркивает внук? (В отрывке 26 глаголов и глагольных форм, причем, глаголы активного действия (учащиеся приводят примеры). Динамичный портрет)

Задание 2 группы: Проанализировать, как бабушка выполняет свои дела. Выбрать наречия и прилагательные, которые характеризуют действия бабушки. (Наречия и прилагательные: ловкий, быстро, сноровко, т.е. умело, привычно, живо.)

Задание 3 группы: Какие детали внешности бабушки подчеркивает внук и как они характеризуют бабушку. (Косица, впалая грудь, тонкая рука "темная, словно из корья". Бабушка старенькая, много пережившая, но трудолюбивая, расторопная, неугомонная.)

Какой предстала перед нами бабушка, увиденная глазами внука?

(Бабушка трудится всю жизнь. Внук отмечает ее ловкость, расторопность. Она не сдается старости, хлопочет, поддерживает порядок в доме. Она хранительница очага, на ней хозяйство. Для всех у не хватает сил: и коровушку напоить, и гусыню под лавку усадить, и рукоделием заняться, и молитву Николаю Угоднику воздать, и с внуком на ночь поговорить.)

3. Словарная работа. Разноуровневый анализ слова "Истово". Представление результатов

В каких деталях видно, что взаимоотношения бабушки и внука хорошие?

(Все детали портрета проникнуты любовью. Бабушка крестит внука на ночь, ложась, "истово льнет" к нему). Что значит это емкое слово?

1 группа. Синонимы: усердно, ревностно, безудержно, сильно

2 группа: Определение по словарю С.Ожегова

3 группа: Этимология слова по словарям В.Даля и Н.Шанского . Истово - от истовый, истина; истина - от*истъ - "настоящий".

Таким образом находится еще один синоним к слову "истово" -по-настоящему. Бабушка всей душой, всей сутью, по-настоящему своей любит внука, полностью отдает себя семье.

Чтение фрагмента "Начало разговора"

1. Каким стал ритм повествования? Почему?

(Чувствуется, что сменился ритм, стал спокойнее, медленнее. Сменилось действие: от активного к умеренному, умиротворяющему - чтению "книги")

2. О какой книге идет речь?

(Лоскутное одеяло -книга о былом, книга воспоминаний, книга времен, история. Речь бабушки образна. Каждый отрезок жизни окрашен в свой цвет)

3. Какие исторические события пришлось пережить семье?

(З скупыми строчками открывается трагедия XXI века: империалистическая война, революция, гражданская война - все эти исторические события оставили неизгладимый след в судьбе этой семьи. Ребенок познает свою родословную и историю страны.)

4. На сколько лоскутков можно поделить этот вечерний разговор?

V . Погружение в текст. Чтение фрагмента 2.

Фрагмент 2. " Первые лоскутки". Напоминаем перед чтением, что после чтения группы представляют результаты работы по заданию IV "Речь бабушки".

VI . Поэтапное представление работы групп.

1 группа. Как говорит бабушка? (Тихим голосом, добрым, спокойным, родным.)

Почему автор употребил глагол "вопрошать", принадлежащий высокому стилю? ( H ечь пойдет о святая святых семьи, о дорогих воспоминаниях; а также в этом слове чувствуется улыбка любящего внука).

2 группа. Какие слова преобладают в речи бабушки? Почему? Объясните просторечия и устаревшие слова. (В речи бабушки много просторечных и устаревших слов (переиначенное, оказия, штука ситца, хвороба, двуколка, хомут, башлык). Они помогают достоверно передать ее речь, создают ощущение простоты, мирного деревенского быта. Они дороги писателю, напоминают о детстве).

3 группа. В каких слова чувствуется отношение бабушки и внука к деду? Отношение бабушки к внуку? (Бабушка иронично рассказывает про деда, но по-доброму. Называет его "сердешный", т. е. дорогой сердцу; "А так много повидал разного" - жалеет, сочувствует, любит деда; радуется - "отпустили, слава Богу, с миром")

Учащиеся подводят итог, формулируют общий вывод из наблюдений:

Речь бабушки проста. Она не образованна. Но в речи ее слышна певучесть, выразительность. В интонации мы можем услышать и теплоту, и иронию, и нежность по отношению к деду, внуку, детям и горестные нотки от горестных воспоминаний. Внук впитывает не только эти истории, но и самобытные обороты речи.

Да, трагичен был XX век для нашей страны. И все эти трагические события прошли через жизнь простых людей («чуть белые не зарубили» , в империалистическую войну дед остался инвалидом). В этом рассказе простейшие эпизоды жизни, о которой не прочитать в учебнике истории.

VII . Погружение в текст. Чтение фрагмента 3 .

Пред чтением. Какой эпизод, на ваш взгляд, самый пронзительный? (первое платье, война, смерть близких)

Фрагмент 3. "Была у меня девочка..."

В чем сказывается взаимопонимание между бабушкой и внуком? (Бабушка загрустила - внук примолкает. Тишина устанавливается. Тишина взаимопонимания)

VIII . Подведение итогов. Обобщение.

Как вы считаете, история завершена? Как называются такие финалы? Почему именно такой финал в рассказе?

( Открытый финал: истории бабушки не закончены, еще будут вечера: "Завтра еще чего вспомним". История этой семьи не закончена: растет внук. История страны не закончена: судьба ее -наша участь, доля, судьба, наше счастье. Так мы вернулись к тому слову, с которого и начался урок)

Почему, как вы думаете, у нашего урока такой эпиграф?

Всю неоглядную Россию

Наследуем как отчий дом

Мы, люди русские, простые,

Своим вскормленные трудом (Б.Ручьев)

Бабушка Варвара Ионовна -собирательный образ всех простых русских женщин, участь которых - переносить на своих плечах все невзгоды, хранить в тяжелые времена семейный очаг.

Это сама Россия нашу - многострадальная труженица и мученица. И любить мы должны свою родину, как любит внук бабушку, впитывает в плоть и в кровь традиции семьи, историю, речь.

Стадия рефлексии.

Что больше всего понравилось в рассказе?

О чем вы думали, когда разговор шел о героине рассказа - бабушке?

О чем бы вы спросили свою бабушку?

Мониторинг. Определение уровня осмысления текста. Составление кластера. "Смысл названия рассказа."

Лоскутное одеяло – конкретный предмет быта

Символ мастерства, домашнего уюта, народного таланта, красоты

Символ объединения поколений

Символ человеческой жизни

Символ истории

Домашнее задание:

1. Сочинение - рассуждение «Смысл названия рассказа Е.Носова «Лоскутное одеяло» на основе кластера.

2. Поговорить с бабушками о детстве ваших родителей, о ее детстве, молодости; ведь по рассказам наших бабушек можно изучать историю страны. Может быть, и вам захочется написать рассказ "История, рассказанная бабушкой"

Заключительное слово учителя.

Я тоже вспоминала свою бабушку, мою сказительницу, мою Арину Родионовну, и ее истории - ведь она родилась в 1913 году, еще до революции, рано осиротела. И все исторические катаклизмы века XX отразились на ее жизни. Самое главное - надо успевать слушать своих бабушек, пока они рядом.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ЗАДАНИЯ (для первой группы):

АВОСЬ -

ВЯЗЁНКИ -

ДОСИ -

ЗАСТЯ –

    ПОРТРЕТ БАБУШКИ

    Слов каких частей речи много в портрете бабушки?Посчитайте количество глаголов и глагольных форм. Почему их так много в портрете бабушки?

Какие особенности бабушки подчеркивает внук?

    Слово «ИСТОВО»

Задание: подберите синонимы к этому слову.

    РЕЧЬ БАБУШКИ

    Как бабушка ведет этот вечерний разговор? Найдите в тексте определение бабушкиного голоса.

    Бабушка «вопрошает»: «Так докудова мы дочитали книгу-то нашу»? Глагол ВОПРОШАТЬ принадлежит высокому стилю. Почему автор употребляет его?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Евгений Носов «Лоскутное одеяло»

ЗАДАНИЯ (для второй группы):

    Объясните с помощью словаря В.И.Даля слова:

ПЕЧУРКА –

ПРИПЕЧЕК –

ПЕШКИ –

    ПОРТРЕТ БАБУШКИ

    1. Какие детали внешности бабушки подчеркивает внук?

      Что рассказывают эти детали о бабушке?

    Слово «ИСТОВО»

Задание: укажите этимологию слова (С помощью слова В.И.Даля и «Этимологического словаря русского языка Н.Шанского).

    РЕЧЬ БАБУШКИ

    1. Каково отношение бабушки к деду?

А)Найдите слова, в которых это отношение выражено.

Б) Сравните:

Бабушка: «…отпустили, слава Богу, с миром».

Внук: «Мне нравится, что дедушку выпроводили из Питера».

Сделайте вывод об отношении к деду.

    1. В каких словах бабушки чувствуется отношение к внуку?

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Евгений Носов «Лоскутное одеяло»

ЗАДАНИЯ (для третьей группы)

    Объясните с помощью словаря В.И.Даля слова:

КАГАНЕЦ –

КРУЖАЛКА –

ОКРОМЯ –

    ПОРТРЕТ БАБУШКИ

    1. Как бабушка выполняет все свои действия? Найдите в тексте наречия и прилагательные, которые характеризуют действия бабушки.

    Слово «ИСТОВО»

Задание: найдите определение этого слова в словаре С.Ожегова.

    РЕЧЬ БАБУШКИ

    1. Слова какого стиля часто встречаются в речи бабушки? Почему?

      Объясните слова: ПЕРЕИНАЧЕННОЕ, ОКАЗИЯ, ШТУКА (ситца), ХВОРОБА, ДВУКОЛКА, ХОМУТ, БАШЛЫК.

      В каких словах (найдите в тексте) проявляется образность, поэтичность речи бабушки?

Урок. Рассказ Евгения Носова «Лоскутное одеяло»
(Автор: Байрамова Н.Н.)
Данный урок я провожу в 7 классе как обобщающий, потому что идея курса литературы на данном этапе - литература и история. В программу включены произведения, созданные на историческом материале, центром внимания является человек и его мироощущение в сложные моменты истории.
Вспоминаем об этом произведении мы и в 9, и в 11 классе, подбирая аргументы к сочинению-рассуждению по следующим проблемам: проблема воспитания патриотизма, любви к родине; проблема дома, семьи, взаимоотношения поколений; проблема человеческой судьбы; человека и истории и т.п.
Домашним заданием к уроку было чтение рассказа Е.Носова, составление словарика малоизвестных слов, творческое задание - раскрасить треугольник в цвет своего настроения
Цель деятельности учителя Способствовать формированию навыков смыслового чтения; умения извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов, преобразовывать, сохранять и передавать информацию, полученную в результате чтения.
Планируемые образовательные результаты Предметные: развитие диалогической и монологической речи; овладение навыками лингвистического анализа текста
Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснять; выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач
Личностные: развитие критического мышления, осознание ценности семьи, необходимости взаимопонимания поколений; воспитание любви к родным и родине, осознание эстетической и духовной ценности русского языка.
Методы и формы обучения Чтение с остановками, с карандашом; аналитическая беседа; лингвистический анализ текста; кластер
Оборудование Мультимедийная установка; текст рассказа "Лоскутное одеяло", листы с заданиями для работы в группах: словари: толковый, этимологический, словарь В.Даля.
Наглядно-демонстрационный материал Презентация; коллаж из бумажных лоскутков-настроений
Стадия вызова.
1. Актуализация знаний учащихся.
Счастлива вас видеть. На одном из уроков мы выясняли с вами, что такое счастье. Вспомним этимологию этого слова. Как и когда произошло, его синонимы. (Слово "Счастье" произошло тогда, когда что-то делили. "Уйти с частью", т.е. уйти с каким-то наделом, куском, долей. Отсюда и синонимы: участь, доля, удел, т.е. судьба.)
2. Реализация домашнего задания. Мотивация.
Так значит счастье - это кусочек, частичка, лоскутик. А наша жизнь и состоит из таких лоскутиков. Вы сегодня принесли с собой свои лоскутки-настроения. Какие они?
(Учащиеся выходят к доске, прикрепляют магнитом свой своеобразно раскрашенный лоскут, поясняют, почему он того или иного цвета, как это связано с их настроением в этот момент жизни. Учитель помогает технически "соткать" полотно из фрагментов, корректирует речь, устанавливает последовательность выхода учащихся к доске, благодарит за искренность и т.д. На доске постепенно "сшивается" из лоскутков-настроений полотно)
Ваши лоскутки -отдельные кусочки - слились в единое целое, в лоскутное одеяло. Так из лоскутков и состоит класс, страна и человечество! Центром внимания на уроке станет рассказ Е.Носова "Лоскутное одеяло"
Стадия осмысления
I. Актуализация знаний учащихся. Беседа. Первичное восприятие
1. Какие ассоциации вызывает название рассказа? (Тепло, уют, умелые руки мастерицы, старинное искусство, бабушка, красота, старина)
2. Что напоминает само начало рассказа? (Чтение 1 и 2 абзацев - начало рассказа). -сказка, легенда
3. Но будет ли сказка?
(Бабушка рассказывает о своей нелегкой, совсем не сказочной жизни, но как сказку перед сном)
4. Есть в тексте и конкретная деталь, указывающая на реальное географическое место, где происходит действие, где живет семья? (Сеймская вода - из реки Сейм - притока Десны. Города Курск, Льгов, Рыльск, Путивль - срединная Россия, родина писателя Евгения Носова.)
5. Как зовут бабушку? Предположите, кем же был ее отец? Почему автор так называет героиню?
(Варвара Ионовна. Ион - церковное имя, отец бабушки скорее всего был священником, история таких людей в XX веке трагична. Называя героиню так, автор подразумевает глубокие, серьезные духовные корни.)
II. Целеполагание.
В основе сюжета- жизнь бабушки Варвары Ионовны. Что она за человек? Чтобы разобраться, надо вникнуть во все детали. Работаем в группах. Сначала вникаем в задание, затем читаем с карандашом, выделяем нужное в тексте. Обсуждаем, решаем, кто будет представлять работу группы.
Работа в трех группах (учащиеся распределяют задание внутри группы, делясь на пары. Задание разное, но одинаково структурировано (см. Приложение 1,2,3):
1. Работа со словарем В.Даля, объяснение диалектизмов, просторечий.
2. Морфологический анализ отрывка "Портрет бабушки", мини-исследование.
3. Разноуровневый анализ слова из текста "истово".
4. Анализ речи бабушки.
III. Погружение в текст. Чтение фрагмента 1
Фрагмент 1. "Портрет бабушки" (третий абзац).
(Читает учитель. Уч-ся следят по тексту, подчеркивают.)
IV. Поэтапное представление работы групп.
1. Словарная работа. Объяснение лексического значения слов по словарю В. Даля
1 группа: авось, вязенки, доси, застя
2 группа: каганец, кружалка, оказия, окромя3 группа: печурка, припечек, пешки
2. Морфологический анализ отрывка, результаты
Задание 1 группы: Проанализировать, слова какой части речи встречаются чаще других. Почему? Какие особенности подчеркивает внук? (В отрывке 26 глаголов и глагольных форм, причем, глаголы активного действия (учащиеся приводят примеры). Динамичный портрет)
Задание 2 группы: Проанализировать, как бабушка выполняет свои дела. Выбрать наречия и прилагательные, которые характеризуют действия бабушки. (Наречия и прилагательные: ловкий, быстро, сноровко, т.е. умело, привычно, живо.)
Задание 3 группы: Какие детали внешности бабушки подчеркивает внук и как они характеризуют бабушку. (Косица, впалая грудь, тонкая рука "темная, словно из корья". Бабушка старенькая, много пережившая, но трудолюбивая, расторопная, неугомонная.)
Какой предстала перед нами бабушка, увиденная глазами внука?
(Бабушка трудится всю жизнь. Внук отмечает ее ловкость, расторопность. Она не сдается старости, хлопочет, поддерживает порядок в доме. Она хранительница очага, на ней хозяйство. Для всех у не хватает сил: и коровушку напоить, и гусыню под лавку усадить, и рукоделием заняться, и молитву Николаю Угоднику воздать, и с внуком на ночь поговорить.)
3. Словарная работа. Разноуровневый анализ слова "Истово". Представление результатов
В каких деталях видно, что взаимоотношения бабушки и внука хорошие?
(Все детали портрета проникнуты любовью. Бабушка крестит внука на ночь, ложась, "истово льнет" к нему). Что значит это емкое слово?
1 группа. Синонимы: усердно, ревностно, безудержно, сильно
2 группа: Определение по словарю С.Ожегова
3 группа: Этимология слова по словарям В.Даля и Н.Шанского. Истово - от истовый, истина; истина - от*истъ - "настоящий".
Таким образом находится еще один синоним к слову "истово" -по-настоящему. Бабушка всей душой, всей сутью, по-настоящему своей любит внука, полностью отдает себя семье.
Чтение фрагмента "Начало разговора"
1. Каким стал ритм повествования? Почему?
(Чувствуется, что сменился ритм, стал спокойнее, медленнее. Сменилось действие: от активного к умеренному, умиротворяющему - чтению "книги")
2. О какой книге идет речь?
(Лоскутное одеяло -книга о былом, книга воспоминаний, книга времен, история. Речь бабушки образна. Каждый отрезок жизни окрашен в свой цвет)
3. Какие исторические события пришлось пережить семье?
(З скупыми строчками открывается трагедия XXI века: империалистическая война, революция, гражданская война - все эти исторические события оставили неизгладимый след в судьбе этой семьи. Ребенок познает свою родословную и историю страны.)
4. На сколько лоскутков можно поделить этот вечерний разговор?
V. Погружение в текст. Чтение фрагмента 2.
Фрагмент 2. " Первые лоскутки". Напоминаем перед чтением, что после чтения группы представляют результаты работы по заданию IV "Речь бабушки".
VI. Поэтапное представление работы групп.
1 группа. Как говорит бабушка? (Тихим голосом, добрым, спокойным, родным.)
Почему автор употребил глагол "вопрошать", принадлежащий высокому стилю? (Hечь пойдет о святая святых семьи, о дорогих воспоминаниях; а также в этом слове чувствуется улыбка любящего внука).
2 группа. Какие слова преобладают в речи бабушки? Почему? Объясните просторечия и устаревшие слова. (В речи бабушки много просторечных и устаревших слов (переиначенное, оказия, штука ситца, хвороба, двуколка, хомут, башлык). Они помогают достоверно передать ее речь, создают ощущение простоты, мирного деревенского быта. Они дороги писателю, напоминают о детстве).
3 группа. В каких слова чувствуется отношение бабушки и внука к деду? Отношение бабушки к внуку? (Бабушка иронично рассказывает про деда, но по-доброму. Называет его "сердешный", т. е. дорогой сердцу; "А так много повидал разного" - жалеет, сочувствует, любит деда; радуется - "отпустили, слава Богу, с миром")
Учащиеся подводят итог, формулируют общий вывод из наблюдений:
Речь бабушки проста. Она не образованна. Но в речи ее слышна певучесть, выразительность. В интонации мы можем услышать и теплоту, и иронию, и нежность по отношению к деду, внуку, детям и горестные нотки от горестных воспоминаний. Внук впитывает не только эти истории, но и самобытные обороты речи.
Да, трагичен был XX век для нашей страны. И все эти трагические события прошли через жизнь простых людей («чуть белые не зарубили» , в империалистическую войну дед остался инвалидом). В этом рассказе простейшие эпизоды жизни, о которой не прочитать в учебнике истории.
VII. Погружение в текст. Чтение фрагмента 3.
Пред чтением. Какой эпизод, на ваш взгляд, самый пронзительный? (первое платье, война, смерть близких)
Фрагмент 3. "Была у меня девочка..."
В чем сказывается взаимопонимание между бабушкой и внуком? (Бабушка загрустила - внук примолкает. Тишина устанавливается. Тишина взаимопонимания)
VIII. Подведение итогов. Обобщение.
Как вы считаете, история завершена? Как называются такие финалы? Почему именно такой финал в рассказе?
(Открытый финал: истории бабушки не закончены, еще будут вечера: "Завтра еще чего вспомним". История этой семьи не закончена: растет внук. История страны не закончена: судьба ее -наша участь, доля, судьба, наше счастье. Так мы вернулись к тому слову, с которого и начался урок)
Почему, как вы думаете, у нашего урока такой эпиграф?
Всю неоглядную Россию
Наследуем как отчий дом
Мы, люди русские, простые,
Своим вскормленные трудом (Б.Ручьев)
Бабушка Варвара Ионовна -собирательный образ всех простых русских женщин, участь которых - переносить на своих плечах все невзгоды, хранить в тяжелые времена семейный очаг.
Это сама Россия нашу - многострадальная труженица и мученица. И любить мы должны свою родину, как любит внук бабушку, впитывает в плоть и в кровь традиции семьи, историю, речь.
Стадия рефлексии.
Что больше всего понравилось в рассказе?
О чем вы думали, когда разговор шел о героине рассказа - бабушке?
О чем бы вы спросили свою бабушку?
Мониторинг. Определение уровня осмысления текста. Составление кластера. "Смысл названия рассказа."
Лоскутное одеяло – конкретный предмет быта
- символ мастерства, домашнего уюта, народного таланта, красоты
- символ объединения поколений
- символ человеческой жизни
- символ истории

Домашнее задание:
1. Сочинение - рассуждение «Смысл названия рассказа Е.Носова «Лоскутное одеяло» на основе кластера.
2. Поговорить с бабушками о детстве ваших родителей, о ее детстве, молодости; ведь по рассказам наших бабушек можно изучать историю страны. Может быть, и вам захочется написать рассказ "История, рассказанная бабушкой"
Заключительное слово учителя.
Я тоже вспоминала свою бабушку, мою сказительницу, мою Арину Родионовну, и ее истории - ведь она родилась в 1913 году, еще до революции, рано осиротела. И все исторические катаклизмы века XX отразились на ее жизни. Самое главное - надо успевать слушать своих бабушек, пока они рядом.
Человеческая жизнь

История
Лоскутное одеяло

Уют, талант,
мастерство, красота

Связь поколений

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ЗАДАНИЯ (для первой группы):

АВОСЬ -
ВЯЗЁНКИ -
ДОСИ -
ЗАСТЯ –
ПОРТРЕТ БАБУШКИ
Слов каких частей речи много в портрете бабушки?Посчитайте количество глаголов и глагольных форм. Почему их так много в портрете бабушки?
Какие особенности бабушки подчеркивает внук?
Слово «ИСТОВО»
Задание: подберите синонимы к этому слову.
РЕЧЬ БАБУШКИ
Как бабушка ведет этот вечерний разговор? Найдите в тексте определение бабушкиного голоса.
Бабушка «вопрошает»: «Так докудова мы дочитали книгу-то нашу»? Глагол ВОПРОШАТЬ принадлежит высокому стилю. Почему автор употребляет его?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Евгений Носов «Лоскутное одеяло»
ЗАДАНИЯ (для второй группы):
Объясните с помощью словаря В.И.Даля слова:
ПЕЧУРКА –
ПРИПЕЧЕК –
ПЕШКИ –
ПОРТРЕТ БАБУШКИ
Какие детали внешности бабушки подчеркивает внук?
Что рассказывают эти детали о бабушке?
Слово «ИСТОВО»
Задание: укажите этимологию слова (С помощью слова В.И.Даля и «Этимологического словаря русского языка Н.Шанского).
РЕЧЬ БАБУШКИ
Каково отношение бабушки к деду?
А)Найдите слова, в которых это отношение выражено.
Б) Сравните:
Бабушка: «…отпустили, слава Богу, с миром».
Внук: «Мне нравится, что дедушку выпроводили из Питера».
Сделайте вывод об отношении к деду.
В каких словах бабушки чувствуется отношение к внуку?
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Евгений Носов «Лоскутное одеяло»
ЗАДАНИЯ (для третьей группы)
Объясните с помощью словаря В.И.Даля слова:
КАГАНЕЦ –
КРУЖАЛКА –
ОКРОМЯ –
ПОРТРЕТ БАБУШКИ
Как бабушка выполняет все свои действия? Найдите в тексте наречия и прилагательные, которые характеризуют действия бабушки.
Слово «ИСТОВО»
Задание: найдите определение этого слова в словаре С.Ожегова.
РЕЧЬ БАБУШКИ
Слова какого стиля часто встречаются в речи бабушки? Почему?
Объясните слова: ПЕРЕИНАЧЕННОЕ, ОКАЗИЯ, ШТУКА (ситца), ХВОРОБА, ДВУКОЛКА, ХОМУТ, БАШЛЫК.
В каких словах (найдите в тексте) проявляется образность, поэтичность речи бабушки?

  1. Данный урок призван способствовать формированию у учащихся трепетного, ценностного отношения к родной природе и близким людям, к истории страны и национальным святыням (традициям, ремеслам, родной речи).

На примере рассказа «Лоскутное одеяло» можно получить представление об основных мотивах творчества Е. Носова.

  1. В процессе обсуждения рассказа совершенствуется умение учащихся анализировать художественные особенности текста, определять его идейное своеобразие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы

Тема: «Чтоб душа не оскудела»

(по рассказу Носова «Лоскутное одеяло»)

Цели:

  1. Способствовать формированию у учащихся ценностного отношения к родной природе и близким людям, к истории страны и национальным святыням (традиции, ремесла, родная речь).
  1. Совершенствовать умение учащихся лингвистически анализировать художественный текст, определять его идейное своеобразие.
  1. На примере рассказа «Лоскутное одеяло» показывать основные мотивы творчества Е. Носова.

Оборудование:

  1. Эпиграф: «Рассказы Носова – это просветления народного духа, это вершины, с которых видна истинная Россия» (В. Чалмаев).
  1. На листах напечатать высказывания:

- «После чтения… наполняет грудь читателя очень теплая, любовная к людям и к природе расположенность… струение души». (А.И. Солженицын)

- «Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя» (Д.С. Лихачев)

- «Малая родина – это окоем нашего детства. Увиденная, услышанная и восчувствонная первореальность. Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчишеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа…» (Е. Носов)

  1. На доске драпировка – лоскутное одеяло.
  1. Выставка изделий, выполненных в лоскутной технике.
  1. Коллаж «Бабушка».
  1. Музыкальное сопровождение.
  1. Портрет Е. Носова
  1. Словарик просторечий:

Печурка – углубление в печке для просушки обуви, вещей;

Вязёнка – пуховой платок;

Застя – заслонив;

Наперво – сначала;

Рушник – полотенце.

  1. Творчески оформленная родословная ученика.

Ход урока:

  1. Интегрирующее начало урока.

Звучит музыкальное сопровождение: «С чего начинается Родина?»

Для каждого человека родина начинается по-своему. Ребята, а с чего начиналась ваша родина? Какие понятия, предметы, по-вашему, включает «малая родина»?

А современный писатель Евгений Носов считает, что «малая родина – это окоем нашего детства. Увиденная, услышанная и восчувствованная первореальность. Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчишеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа…»

  1. Мотивация, целеполагание.

Евгений Носов в своих коротких рассказах рисует простейшие фрагменты живой жизни, где один – единственный эпизод помещается в центре художественной вселенной, приобретает значение обобщения и поднимает общечеловеческие нравственные проблемы.

Предлагаю на примере рассказа «Лоскутное одеяло», которое вы почитали к уроку, через коллективную аналитическую деятельность доказать достоверность слов В. Чалмаева, взятых в качестве эпиграфа к уроку: «Рассказы Носова – это просветления народного духа, это вершины, с которых видна истинная Россия».

  1. Решение проблемы. Исследование.

Итак, рассказ «Лоскутное одеяло». Какие ассоциации вызывает название? (домашний уют, тепло, мастерство…).

Как вы себе представляете лоскутное одеяло? (разноцветные клинья – треугольнички, сшитые между собой).

Какие качества женщины проявляются в изготовлении подобных вещей? (бережливость, сноровка, терпение, художественный вкус).

Предлагаю вам помечтать. (звучит музыкальное сопровождение). Закройте глаза. Представьте, что у вас есть крылья. Вот вы их расправили и парите в свободном полете… Поглядите вниз, на поверхность земли. Что вы видите? Какими цветами раскрашена наша родина?

Что напоминают нам краски земли с высоты птичьего полета? (Лоскутное одеяло).

Действительно, жизнь человека в единении с природой подсказала форму и краски рукотворных вещей.

Красно-коричневый лоскут напоминает весеннюю влажную пашню, по которой важно разгуливают грачи; ярко-желтый – солнечную поляну мягких одуванчиков или медвяной сурепки; цветастый лоскут символизирует пестрое разнотравье на душистом летнем лугу; бледно-зеленый – поспевающие озимые хлеба, обрызганные свежей утренней росой.

Какие краски природы вы увидели в рассказе Евгения Носова? («по синему белой крупкой посыпано, вроде как звезды по ночному небу…»).

Какой человек может увидеть краски земли? (любящий природу).

Чтение учеником стихотворения собственного сочинения. (дифференцированное домашнее задание).

Итак, сделаем первый вывод.

Что символизирует лоскутное одеяло? (образ земли)

(На доске появляется запись: Лоскутное одеяло – это…)

Кто главные герои рассказа? (бабушка и внук)

На каком 1 эпизоде строится рассказ? (разговор внука с бабушкой перед сном)

Каковы временные рамки эпизода? (около часа)

Повествование ведется от 1 лица (внука)

С каким чувством внук говорит о бабушке? Прочитайте. (третий абзац).

Вы заметили, что традиционного противостояния между старшими и младшими в рассказе Носова нет! Наоборот! Невидимые нити родства и взаимной любви соединяют этих героев, словно лоскутик к лоскутику.

Так с чем можно сравнивать лоскутное одеяло? (с многочисленной дружной семьей, лоскутики – члены этой семьи).

Ученик демонстрирует оформленную родословную своей семьи. (дифференцированное домашнее задание).

Итак, второй вывод. Что символизирует лоскутное одеяло? (дружную семью, родословную, связь поколений).

Каким словом бабушка с внуком называют лоскутное одеяло? (книга).

Если заменить слово «книга» на «учебник», то о какой учебной дисциплине пойдет речь? (история).

Получается, что по лоскутному одеялу можно историю изучать? Давайте проследим историю этой семьи.

Чтение фрагмента по ролям (со слов «Смирив дыхание…»)

О каких исторических событиях повествует «книга»? (Были у богатых в услужении; за то, что в амбаре нашли господский хомут, белые чуть не изрубили деда; на империалистической войне дед стал инвалидом. Революция… потеря родных…)

Как зовут бабушку? (Ионовна)

По отчеству можно предположить, что она из семьи священника – история таких людей скорей всего трагична.

Какие чувства навевает у бабушки «светленький, ничем не приметный треугольник»? (грустные воспоминания, у «бабушки в темной глазнице тусклым овалом мерцает скопившаяся влага»)

- «Была у меня девочка…», - говорит сквозь слезы бабушка. Что с ней случилось? Почему бабушка уходит от разговора, делая вид, что уснула? (наверное, не хочет мальчику на ночь рассказывать страшные вещи).

Что значат для мальчика такие вечерние беседы с бабушкой? (познание жизни, истории семьи, страны)

Итак, делаем третий вывод. Чем является лоскутное одеяло? (Летописью истории, книгой времен)

Прочитайте начало рассказа. Что он напоминает? (Зачин сказки)

Какой выразительный прием использует автор? (Инверсии)

Как из заветного волшебного сундучка достает автор самоцветы русского народного сказа! Давайте найдем эти драгоценности и проанализируем их роль и место в современном рассказе.

Почему так много глаголов использует автор, создавая портрет героини? («Под его уютной толщиной», «разноцветное полотнище», «Витейнозолоченая рама»).

Как готовит себя ко сну бабушка? (Шепчет молитву «перед Николой»)

Как вы думаете, бабушка для своих благ просит у Святого Угодника? (Нет, наверное, бабушка благодарна Господу за то, что с ней внук рядом, в доме сытно, тепло. А что еще нужно!)

Зачем «трижды склоненно осенив себя широким крестом», бабушка тычет «шепотью» в сторону внука? (забота привычная и постоянная).

А как интересна речь бабушки! Как она обращается к внуку? К дедушке? («Внучек ты мой», «сердешный»).

Какие просторечные слова использует автор? («докудова», «авось»).

Зачем? (достоверный речевой портрет).

Действительно, речь бабушки выразительна, певуча. («майский луг, да и только!»)

Какие слова оценочного характера употребляет автор? («сноровно», «истово»)

«Истово» - короткое, но точно найденное слово говорит об отношениях, о состоянии души, о том, как важно в старости не остаться одному, о том, что сил – то все меньше: всю себя бабушка отдает семье.

В течение дня найдет ласковое слово и для коровушки, и для гусыни под лавкой, и день закончит молитвой (пусть торопливой, главное – живет по христианским заветом!), и с внуком о сокровенном – давнем – поговорит.

Итак, четвертый вывод: лоскутное одеяло призывает почитать старших, сохранять родную речь, национальные традиции.

Физкультминутка . (Имитация кройки и шитья лоскутного одеяла).

Рассказ как бы не закончен. Финал открытый. Почему? («косячков» в одеяле так много! Наверное, невозможно вспомнить всю жизнь человеческую)

И все же в лоскутном одеяле – история семьи, целого народа…

Обращение к эпиграфу .

Общий вывод : действительно рассказ Е. Носова рисует картины живой, настоящей жизни. Их нет в учебниках истории. Их нужно пережить…

Солженицын И.А. пишет: «После чтения… наполняет грудь читателя очень теплая, любовная к людям и природе расположенность… струение души».

Я надеюсь, что ваши души, тоже посветлели, обогатились, заструились.

Когда я впервые прочитала этот рассказ, то почувствовала что-то знакомое, родное. Словно картины из моего детства. Моей бабушки уже нет в живых, но в душе она никогда не покидает меня.

Звучит стихотворение «Разговор с бабушкой».

(музыкальное сопровождение).

Я тебя часто вижу во сне

Такой дорогой, безмолвной, смиренной.

Ты слегка улыбаешься мне,

Освобождая от горестей бренных.

Я с тоскою гляжу на тебя,

Вижу темные впалые веки,

Тереблю твои руки любя,

Хочу образ запомнить на веки.

Медный крест у тебя на груди…

И белесых волос уже мало.

Лучшей бабушки мне не найти!

Жаль, при жизни тебе не сказала…

  1. Социализация

Ребята, вы богаты: у вас есть заботливые бабушки. Но придет время старости, немощи. Кто им поможет? Конечно, вы.

Именно старое лоскутное одеяло и душевные беседы с бабушкой могут направить ребенка на правильный, нравственный путь.

Д.С. Лихачев говорил: «Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя».

Чтобы душа не оскудела, давайте для себя и для других составим нравственные заповеди, «Поучения» от Евгения Носова, и постараемся их соблюдать. Используйте глаголы в повелительном наклонении.

Нравственные заповеди:

«ПОУЧЕНИЯ» от Евгения Носова.

  1. Люби и охраняй родную природу.
  2. Люби родных своих. Составь родословную.
  3. Почитай старших.
  4. Знай историю села, страны.
  5. Береги родную речь.
  6. Храни национальные традиции.
  7. Читай русскую литературу.
  1. Рефлексия.

Дома вы должны были ответить на вопрос: «Чему учит рассказ Е. Носова «Лоскутное одеяло»?

Совпадает ли ваш ответ с «Поучениями».

Трудно ли соблюдать нравственные заповеди? (Очень трудно, но под силу каждому).

Я желаю вам, чтобы ваша душа не оскудела.

  1. Домашнее задание.
  1. Оформить родословную в виде лоскутного одеяла.
  1. Написать стихотворение или сочинение «Моя бабушка» или «Моя малая родина».

"Связь поколений" -Чтобы душа не оскудела…

по рассказу Е. Носова "Лоскутное одеяло"

урок литературы в 6классе

Цель урока: формированиеу учащихсяценностного отношения кблизким людям, к истории страны и национальным святыням(традиции, ремесла, родная речь), родной природе;

Форма проведения: урок - исследование

ОБОРУДОВАНИЕ:

1. Эпиграф: «Рассказы Носова - это просветления народного духа, это вершины, с которых видна истинная Россия» (В. Чалмаев).

2. На листах напечатаны высказывания:

-«После чтения… наполняет грудь читателя очень теплая, любовная к людям и природе расположенность… струение души». (А. И. Солженицын)

-«Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя». (Д.С. Лихачев)

-«Малая родина - это окоем нашего детства. Увиденная, услышанная и восчувствованная первореальность. Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчишеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа…» (Е. Носов)

3. На доске драпировка - лоскутное одеяло.

5. Коллаж «Бабушка».

6. Музыкальное сопровождение.

7. Портрет Е. Носова.

8. Лексика:

- печурка - углубление впечке для просушки обуви, вещей;

Вязёнка - пуховой платок;

- застя - заслонив;

- наперво - сначала;

- рушник - полотенце.

9. Творчески оформленная родословная учеников.

Х О Д У Р О К А:

I . Интригующее начало урока.

Для каждого человека родина начинается по-своему. Ребята, а с чего началась ваша родина? Какие понятия, предметы, по-вашему, включает выражение «малая родина»?

А современный писатель Евгений Носов считает, что «малая родина - это окоём нашего детства. Увиденная, услышанная и восчувствованная первореальность. Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчишеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа…»

Окоем- Пространство, котороеможно окинуть взглядом, горизонт. Разгораясь по всему окоему, мерцало дымное зарево. А.Н. Толстой.

II . Мотивация, целеполагание.

Евгений Носов в своих коротких рассказах рисует простейшие фрагменты живой жизни, где один-единственный эпизод помещается в центре художественной вселенной, приобретает значение обобщения и поднимает общечеловеческие нравственные проблемы.

Предлагаю на примере рассказа «Лоскутное одеяло», которое вы почитали к уроку, через коллективную аналитическую деятельность доказать достоверность слов В. Чалмаева, взятых в эпиграф к уроку: «Рассказы Носова - это просветления народного духа, это вершины, с которых видна истинная Россия».

III . Решение проблемы. Исследование.

Итак, рассказ «Лоскутное одеяло». Какие ассоциации вызывает название? (домашний уют, тепло, мастерство…)

Как вы себе представляете лоскутное одеяло? (разноцветные клинья - треугольнички, сшитые между собой)

Какие качества женщины проявляются в изготовлении подобных вещей? (бережливость, сноровка, терпение, художественный вкус).

Предлагаю вам помечтать. (Звучит музыкальное сопровождение). Закройте глаза. Представьте, что у вас есть крылья. Вот вы их расправили и парите в свободном полете… Поглядите вниз, на поверхность земли. Что вы видите? Какими цветами раскрашена наша родина?

Что напоминают нам краски земли с высоты птичьего полета? (Лоскутное оделяло).

(Продолжает звучать музыка)

Действительно, жизнь человека в единении с природой подсказала форму и краски рукотворных вещей.

Красно-коричневый лоскут напоминает весеннюю влажную пашню, по которой важно разгуливают грачи; ярко-желтый - солнечную поляну мягких одуванчиков или медвяной сурепки; цветастый лоскут символизирует пестрое разнотравье на душистом летнем лугу; бледно-зеленый - поспевающие озимые хлеба, обрызганные свежей утренней росой.

Какие краски природы вы увидели в рассказе Евгения Носова? («по синему белой крупкой посыпано, вроде как звезды по ночному небу…»)

Какой человек сможет увидеть краски земли? (любящий природу)

Чтение учеником стихотворения Рыленкова «Все в тающей дымке…»(дифференцированное домашнее задание).

Итак, сделаем первый вывод .

Что символизирует лоскутное одеяло? (образ земли)

(На доске появляется запись:

Лоскутное одеяло - это…образ земли

- Кто главные герои рассказа? (бабушка и внук)

На каком 1 эпизоде строится рассказ? (разговор внука с бабушкой перед сном)

Каковы временные рамки эпизода? (пред сном-переход в иное состояние)

Повествование ведется от чьего лица (внука)

С каким чувством внук говорит о бабушке? Зачитайте. (Третий абзац)

Вы заметили, что невидимые нити родства и взаимной любви соединяют этих героев, словно лоскутик к лоскутику.

Так с чем можно сравнивать лоскутное одеяло? (с многочисленной дружной семьей, лоскутики - члены этой семьи)

Ученик демонстрирует оформленную родословную своей семьи. (дифференцированное домашнее задание)

Итак, второй вывод . Что символизирует лоскутное одеяло? (дружную семью, родословную, связь поколений)

(На доске появляется запись:

Лоскутное одеяло-это символ дружной семьи,родословной, связи поколений

Каким словом бабушка с внуком называют лоскутное одеяло? (книга)

- Если заменить слово «книга» на «учебник», то о какой учебной дисциплине пойдет речь? (история)

Получается, что по лоскутному одеялу можно историю изучать? Давайте проследим историю этой семьи.

Чтение фрагмента по ролям (со слов «Смирив дыхание…»)

О каких исторических событиях повествует «книга»? (Были у богатых в услужении; за то, что в амбаре нашли господский хомут, белые чуть не изрубили деда; на империалистической войне дед стал инвалидом. Революция… Потеря родных…)

Как зовут бабушку? (Варвара Ионовна)-библейский персонаж-Иона

По отчеству можно предположить, что она из семьи священника - история таких людей скорей всего трагична.

Какие чувства навевает у бабушки «светленький, ничем не примечательный треугольник»? (грустные воспоминания, у «бабушки в темной глазнице тусклым овалом мерцает скопившаяся влага»)Почему она гладит этот лоскутик?

-«Была у меня девочка…», - говорит сквозь слезы бабушка. Что с ней случилось? Почему бабушка уходит от разговора, делая вид, что уснула? (наверное, не хочет мальчику на ночь рассказывать страшные вещи).

Что значат для мальчика такие вечерние беседы с бабушкой? (истории семьи, познание жизни, историястраны)

Итак, делаем третий вывод. Чем является лоскутное одеяло? (Летопись истории, книга времен)

(На доске: Лоскутное одеяло-это летопись истории, книга времен

-Зачитайте начала рассказа. Что он напоминает? (Зачин сказки).

Как из заветного волшебного сундучка достает автор самоцветы русского народного сказа! Давайте найдем эти драгоценности и проанализируем их роль и место в современном рассказе.

1.-Найдите описание комнаты бабушки. Какими эпитетами пользуется автор? («Под его уютной толщиной», «разноцветное полотнище», «Витейнозолоченая рама»).-терем, волшебный

Как готовит себя бабушка ко сну? (Шепчет молитву «перед Николой»).

Как вы думаете, бабушка для себя благ просит у Святого Угодника? (Нет, наверное, бабушка благодарна Господу за то, что с ней внук рядом, в доме сытно, тепло. А что еще нужно!)

За чем «трижды склоненно осенив себя широким крестом», бабушка тычет «щепотью» в сторону внука? (Забота привычная и постоянная).

Зачитайте глаголы.

Почему так много глаголов использует автор, создавая портрет героини? (Бабушка хлопочет, она хранительница домашнего очага, все домашние дела на ее плечах).

3.-А как интересна речь бабушки! Как она обращается к внуку? К дедушке? («Внучек ты мой», «сердешный»).

Какие просторечные слова использует автор? («докудова», «авось»).

- Зачем? (Достоверный речевой портрет).

Действительно, речь бабушки выразительна, певуча. («майский луг, да и только!»)

Какие слова оценочного характера употребляет автор-наречия? («сноровно», «истово»)

«Истово» - короткое, но точно найденное слово говорит об отношениях, о состоянии души, о том, как важно в старости не остаться одному, о том, что сил - то все меньше: всю себя бабушка отдает семье.

В течение дня найдет ласковое слово и для коровушки, и для гусыни под лавкой, и день закончит молитвой (пусть торопливой, главное - живет по христианским заветам!), и с внуком о сокровенном - давнем - поговорит.

Что главное сейчас в жизни бабушки-все, что впитала в себя за долгую трудную жизнь душабабушки, все накопленныедушевные богатства-все передать внуку, чтобы не прерывалась связь поколений, чтобы и он когда-то так же истово за свою семью стоял.

- Итак, четвертый вывод : лоскутное одеяло призывает почитать старших, сохранять родную речь, национальные традиции.

(На доске:

Физкультминутка. (Оськина Е..)

Рассказ как бы не закончен. Финал открытый. Почему? («косячков» в одеяле так много! Наверное, невозможно вспомнить всю жизнь человеческую)

И все же в лоскутном одеяле - история семьи, целого народа…

Обращение к эпиграфу.

Общий вывод: действительно рассказ Е.Носова рисует картины живой, настоящей жизни. Их нет в учебниках истории. Их нужно пережить…

Солженицын И.А. пишет: «После чтения… наполняет грудь читателя очень теплая, любовная к людям и природе расположенность…струение души».

Я надеюсь, что ваши души, тоже посветлели, обогатились, заструились.

IV .Социализация.

Ребята, вы богаты. У вас есть заботливые бабушки. Но придет время старости, немощи. Кто им поможет? Конечно, вы.

Д.С. Лихачев говорил: «Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.»

Убабушки история семьи запечатлена в каждом лоскутике, а во многих семьях истории семьи хранят старые вещи. Чтоб душа не оскудела, именно старое лоскутное одеяло и душевные беседы с бабушкой могут направить ребенка на правильный, нравственный путь. Покажите нам, ребята, итоги ваших исследований, итоги задушевных разговоров со своими родными..

V .Рефлексия.

Дома вы должны были ответить на вопрос: «Чему учит рассказ Е.Носова «лоскутное оделяло»?

Совпадает ли ваш ответ с теми выводами, которые мы с вами сделали сегодня..

Трудно ли соблюдать нравственные заповеди? (Очень трудно, но под силу каждому).

Я желаю вам, чтобы ваша душа никогда не оскудела.

Звучит запись песни «Бабушка» в исполнении группы «Любэ».

VI .Домашнее задание.

Написать сочинение «Моя бабушка» или «Моя малая родина».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!